- 13 Января, 2021
- Советы по ремонту
- Татьяна К
Русский язык удивителен и загадочен, и далеко не каждому удается сходу определить, как пишется то или иное слово. Чтобы понять, правильно ли написана та или иная часть речи, прибегают к изучению своеобразных правил и заглядывают в истоки слова. Не стало исключением и слово «шпатлевать». Или все-таки «шпаклевать»? И как правильно — шпатлевка или шпаклевка? Попробуем с этим разобраться.
Что за зверь эта шпак(т)левка и откуда она взялась?
Шпаклевка (или шпатлевка) — это материал, необходимый для осуществления ремонтных работ, в частности для выравнивания поверхностей замазыванием неровностей.
Как говорить правильно — шпатлевка или шпаклевка? Слово «шпатлевка» появилось от глагола «шпатлевать», который также означал работу шпателем (выравнивающим инструментом различных сфер применения). «Шпатель» как часть речи имеет немецкое происхождение и подразумевает банальную лопатку.
Spatel в немецком языке
В немецком языке слово spatel имеет два значения:
- В первом случае это лопатка для выравнивания густых смесей, перемешивания краски, ее растирания по поверхности, нанесения полученного раствора на нее.
- Второй вариант значения слова — инструмент медицинского назначения для придавливания языка в ходе осмотра пациента или отодвигания краев поврежденного участка тела, а также иных медицинских целей.
В иных языках оно звучит как spatha (лат.), spatola (итал.), szpadel (пол.). Кто знает, возможно, мы обязаны появлению этого слова в своем лексиконе Петру I…
На данный момент официальной версией для функционирования слова «шпатлевка» является выполнение строительных работ. Однако вполне объясним тот факт, что строители отдают предпочтение определениям «шпатлевка» и «шпатлевание». Это связано с тем самым «немецким» инструментом для работы.
«Шпадлевать». А это еще что такое?
Разбираясь в вопросе, как говорить и писать правильно — шпатлевать или шпаклевать, стоит остановиться еще на одном довольно странном слове — «шпадлевать». Многие скажут, что его не существует. Однако оно существовало и ушло из языка всего 200–300 лет назад (ранее в словаре Даля это слово было аналогом современного «шпатлевать»). Возможно, это слово появилось именно благодаря польскому szpadel.
Это слово использовалось вплоть до середины девятнадцатого века, и также было заимствовано из немецкого языка. Но на немецком «шпатель» тоже пишется через «т». В чем смысл? Дело в том, что немецкий язык предусматривал два варианта написания, и оба были правильными: один через привычную букву «т», другой – через «д» (spadel).
В связи с этим многие рабочие строительной сферы с немецким происхождением именовали процесс выравнивания «шпадлевкой». Этот термин был популярен, поэтому и очутился в словаре Даля.
С чем был связан «уход» термина? К середине ХІХ в. данная форма слова ушла из речи сама собой, никаких существенных причин этому нет. Поэтому слово «шпадлевка» не рассматривается при определении правильности написания термина, и даже является диким для большинства обывателей.
Откуда тогда взялась «шпаКлевка»?
Чтобы понимать, почему и как говорить правильно — шпатлевать или шпаклевать, рассмотрим происхождение этого слова. Шпаклевкой раньше именовалось грубое необработанное волокно, не подходящее для пряжи. Оно служило для забивания щелей домов. То есть это, по сути, банальная пакля. Процедура же заделывания щелей, таким образом, получила название «паклевание». Что подразумевала собственно пакля? Сейчас разберемся. По сути, это отход обработки льна или же – конопли, который обрабатывался смолой.
Поэтому, скорее всего, с развитием технологий «шпатлевка» была заменена народом на привычное «паклевать».
Названия терминов имели место и не пересекались друг с другом, а затем, скорее всего, очутились в словаре Даля ввиду его неосведомленности о различии определений. Поэтому «шпаКлевка» год за годом стала вытеснять «шпаТлевку».
Но как все же правильно: шпатлевать или шпаклевать? Далем объединены определения «шпадлевать», «шпатлевать» и «шпаклевать», и каждое из них означает замазывание поврежденных участков на ремонтируемых площадях специальным раствором. Чтобы понять все-таки, как правильно: шпатлевать или шпаклевать, узнаем, каким бывает этот отделочный материал.
Какая «шпаклевка» (или «шпатлевка») бывает?
Шпаклевание – это непростой процесс. Он заключает в себе множество нюансов, в которых необходимо разобраться. Для начала следует понять, какие виды шпаклевки существуют. (Или все-таки шпатлевки?)
Пользователи также давно спорят о том, как правильно — шпаклевка стен или шпатлевка стен? Произношение и написание данного слова и их рассуждения об этом существенно расходятся.
Некоторые говорят о том, что исправление дефектов на поверхностях – это шпатлевание, а материал, само собой, – шпатлевка. По их мнению, данные слова идут, как говорилось ранее, от названия строительного инструмента, которым и производится процедура выравнивания.
Их противники придерживаются мнения, что это совершенно разные вещи, означающие абсолютно разные явления. Они интерпретируют шпаклевку как сухой порошок для изготовления смеси, продающейся в строительных магазинах.
Сама же шпатлевка для них – это уже приготовленный раствор, который и способствует сглаживанию рельефных участков поверхностей.
Также есть и те, кто считает, что оба варианта имеют право быть, а различие между словами (точнее, буквами) полностью отсутствует.
Что такое шпаклевка?
Шпаклевка, как было определено ранее, – это рассыпчатый порошок или же вяжущая смесь, используемая при строительстве как специалистами, так и обывателями. В частности назначение материала – создание абсолютно ровных поверхностей в ходе отделочных работ. Отмечается, что материал для смесей применяется различный: олифы, гипс, мел и прочие составляющие. Значит ли это, что правильно пишется «шпаклевка»?
И все же: как правильно?
Итак, как правильно: шпатлевка или шпаклевка? Определив, откуда появились разные термины, стоит также понять, как правильно изъясняться и употреблять данные слова. Ответом на вопрос, как писать — шпаклевание или шпатлевание стен, служит название смеси для работы. И, как ни странно, она называется «шпаклевка». Хотя производители пишут, как хотят, все равно смысл написанного понятен каждому.
Оба слова, как было установлено в ходе исследования этимологии, означают выравнивание поверхностей непосредственно перед началом осуществления отделочных работ с помощью специального одноименного раствора.
Множество словарей (Ефремовой, Кузнецова, Лопатина и т. д.) идентифицируют понятия с позиции равнозначных. Словарь Ожегова, Большой энциклопедический политехнический словарь, Словарь синонимов солидарны с ними и приравнивают данные понятия.
Подведем итог, как правильно: шпатлевка или шпаклевка
Таким образом, глаголы «шпатлевать» и «шпаклевать», а также производные от них слова «шпатлевка» и «шпаклевка» равнозначны и пригодны к использованию в речи без нарушений лексических норм. Из вариаций правописания «шпаклевка»/«шпатлевка» можно использовать любую понравившуюся и не ошибиться в своем выборе, однако оригинальный, исходный корень -шпатл- все же обладает профессиональным оттенком, говорит о специальности употребившего данное слово человека, иными словами, чаще применяется строителями, непосредственно работающими с указанным материалом и произносящими слово, исходя из названия инструмента для работы, то есть – шпателя.
Более того, даже такими выдающимися лингвистами, как И. Л. Резниченко в Орфоэпическом словаре русского языка и А. П. Евгеньевой в Словаре русского языка отмечено, что слова «шпатлевать» и «шпатлевка» имеют узкое, специализированное — техническое значение.
Поэтому вывод по поводу того, как правильно — шпатлевание или шпаклевание, напрашивается сам собой: правильно употреблять термин так, как вы сочтете нужным, существенной разницы при произношении «шпаКлевки» или же «шпаТлевки» не будет, каждый сможет понять вас. Более того, орфографическая ошибка не будет допущена при употреблении каждого из выбранных слов. Однако стоит воздержаться от употребления слова «шпадлевка» — все же этот термин уже давно превратился в архаизм.
Введение
Конспект урока будет удобен на уроке
литературы для 7 класса в ноябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока
соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, актуализация опорных знаний, повторение, работа по новой теме, анализ
произведения, работа со статьей в учебнике, физкультминутка, закрепление, словарная
работа, характеристика персонажей, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 7 класса
на тему:
Рассказ «Бирюк»
Цель
урока: формирование у учащихся навыков анализа текста.
Задачи:
Обучающая
задача:
—
познакомить учащихся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк»;
—
сформировать навыки социально-психологической характеристики персонажа.
Развивающая
задача:
—
развивать навыки анализа текста;
—
развивать навыки работы со словарем;
—
развивать навыки выразительного чтения.
Воспитывающие
задачи:
—
воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также
анализ текста.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к
учебной деятельности.
Учитель: — Учебник на столе у вас?
А ручки и
тетрадки?
Тогда урок
начнём сейчас,
Раз всё у
вас в порядке.
Будьте
внимательны,
Послушны,
наблюдательны.
Чтобы
литературные тайны познавать,
Нужно всё
серьёзно изучать.
— отчёт дежурного;
— проверка готовности класса к
уроку:
Я рада новой встрече
с вами,
Приятно ваше общество,
друзья!
Ответы ваши вы
готовьте сами,
Их с интересом буду
слушать я.
Мы сегодня снова будем
читать,
Выводы делать и
рассуждать.
А чтобы урок пошёл
каждому впрок
Активно включайся в
работу, дружок!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Повторение пройденного материала.
— На предыдущих уроках литературы мы с
вами познакомились с творчеством одного из выдающихся русских писателей XIX
века И.С. Тургенева. Мы прочитали и проанализировали рассказ И.С. Тургенева
«Бежин луг».
— Прежде чем перейти к
анализу рассказа «Бирюк», который вы прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную
работу по пройденному материалу (работа выполняется на листочках).
Учитель читает вопросы, детям необходимо
сформулировать ответ и записать его на листке.
- Какое
произведение принесло славу И.С. Тургеневу («Записки охотника»). - Почему
сборник вызвал резкое осуждение в правительственных кругах? - К
каким годам относится написание этого сборника? (1847-1851) - Какие
рассказы вошли в этот сборник? - Какие
еще произведения И.С. Тургенева вы знаете?
После написания работы используем прием
взаимопроверки: дети обмениваются работами, учитель называет правильные
ответы. Оценивание работ.
III. Работа по новой
теме.
Новый материал.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся
с еще одним рассказом из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», с
рассказом «Бирюк».
Рассказ «Бирюк» был
написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848
году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев
опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в
Орловской губернии. Один из бывших
крепостных Тургенева, а впоследствии
сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что
почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с
живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу
убили свои же крестьяне…»
В «Записках охотника» писатель применил
своеобразный прием: ввел в действие рассказчика – образ охотника. Этот образ
помогает читателям глубже понять действительность, разобраться с происходящим,
раскрыть тайны героев. Читатель как будто ходит по Орловским лесам, полям,
заглядывает в избы вместе с наблюдательным, умным и знающим охотником.
— Вы должны были дома прочитать рассказ
И.С. Тургенева «Бирюк». Скажите, пожалуйста, какое чувство у вас вызвал этот
рассказ? Понравился вам рассказ? Почему? (Выявление первоначального
восприятия).
Анализ текста.
Пейзаж как средство
характеристики героя.
—
Давайте поговорим об этом произведении. С описания какого природного явления
начинается рассказ? (с описания грозы).
—
Давайте найдем в тесте произведения строки, в которых показано начало грозы, и
прочитаем их.
«Гроза
надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса;
надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно
шевелились и лепетали <…> Душный жар внезапно сменился
влажным холодом; тени быстро густели <…> Сильный ветер внезапно загудел в
вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по
листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
—
Какое настроение создают эти строки?
—
Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Однако пейзажные
зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и
важнейшее средство характеристики человека. Они помогают открыть переживания
героя, оттенить настроение, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь очень
важно обратить внимание на детали, которые помогают определить воздействие
грозы на самочувствие человека и его поведение.
—
Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)
-Что
хочет сказать автор о герое, который появляется «при блеске молнии»?
(Бирюк
появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру.
Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с
грозой».)
Описание интерьера и его
функции в создании образа героя.
—
Посмотрим на описание избы Бирюка. Прочитайте описание избы, обратите внимание
на строчку: «… я посмотрел вокруг…»
(ученик
читает текст)
—
Какое яркое противопоставление мы видим? О чем говорит описание избы лесника?
(Описание избы говорит об убожестве,
бедности: «закоптелая, низкая и пустая». Среди этого безотрадного существования
теплица жизнь двух маленьких детей.)
— На какое отношение к Бирюку настраивает
читателя это описание?
(жалость)
-Что хотел сказать автор, противопоставляя
описание яркой, сильной бушующей грозы убогой избе Бирюка?
(Описание избы лесника говорит о его
социальном положении, т.е. дает социальную характеристику герою – бедность -, а
художественный портрет помогает выразить индивидуальные черты героя: высокий
рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, мужественное лицо… В восприятии
читателя рассказ о леснике как о «грозе мужиков» связывается с картиной грозы.)
Физминутка
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Словарная работа
—
Какой же конфликт лежит в основе произведения?
—
Между кем возникает конфликт?
—
А что такое конфликт? Как вы понимает это слово? Дайте определение конфликта.
Ученики
объясняют значение слова «конфликт»
—
Посмотрим, какое определение слову «конфликт» дает С.И. Ожегов в толковом
словаре.
конфликт –
столкновение, серьезное разногласие
—
Запишем определение в тетради.
Участники конфликта
—
Вглядимся в участников конфликта. Обратимся к тексту.
(ученики
читают характеристики мужика и Бирюка)
—
А почему крестьяне прозвали лесника бирюком? Несет ли это слово помимо
обозначения одиночества лесника оценочное значение?
Обратимся
к словарю.
бирюк –
1. волк-одиночка
2. (перен.) одинокий, нелюдимый
человек
пояснение
И.С. Тургенева: «Бирюком называется в
Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»
—
запишем и это определение слова в тетрадь.
Характеристика персонажей
Составьте
небольшой рассказ об участниках конфликта.
( задание
выполняется по вариантам:
1
вариант- характеристика мужика; 2 вариант- характеристика Бирюка)
Ученики
зачитывают свои характеристики вслух.
—
В чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком?
(разорение
мужика; ненависть всей деревни к Бирюку)
—
На чьей стороне закон?
(на
стороне Бирюка)
—
Как автор оценивает ситуацию?
(зачитывают
фрагменты текста, анализируют)
—
Какая сцена является самой неожиданной?
(сцена,
в которой Бирюк отпускает мужика)
—
Давайте прочитаем эту сцену по ролям (чтение по ролям)
Разрешение конфликта
—
Кто же разрешает конфликт? (Бирюк)
—
Объясните, почему лесник отпускает мужика?
Мужик
доведен до крайности: он сначала жалобно просит отпустить его, затем переходит
к неожиданному для всех возмущению, доходящему до неистовства.
Бирюк
отпускает мужика вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Фома Бирюк многое
передумал, слушая жалобы мужика. Бирюк верен своему хозяину, поэтому отпустить
мужика Бирюку не просто. Возможно, ему показалось постыдной верность своему
барину, а может и забудет про эту верность; тогда нельзя уже будет поручится
как за сохранность угодий помещика, так и за жизнь Бирюка.)
Работа с иллюстрациями
—
Обратимся к иллюстрациям, которые размещены на доске. Посмотрите на иллюстрации
и попробуйте придумать рассказ (на задание отводится 3 минуты, задание
выполняется устно.)
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой
в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
-О ком мы сегодня с вами говорили?
— Какие знания вы сегодня получили на уроке?
— Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
Какое у вас настроение от урока?
—
Мы с вами дали характеристику нашим героям. Какие чувства вызывают у вас образы
лесника и мужика?
—
Кому из героев симпатизирует автор? Почему вы так решили?
—
Кто, по вашему мнению (автор, мужик или Бирюк), стоит на более высоком
нравственном уровне.
—
Какова же основная идея этого произведения?
Рассказ
«Бирюк» — один из не многих рассказов «Записок охотника», в котором затронут
вопрос о крестьянском протесте. Из-за цензурных ограничений Тургенев не мог
прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием
замещения. Олицетворением помещика является Бирюк,
наделенный некоторой долей ненавистной для мужика властью. Образ Бирюка – образ
трагический: человек честный, суровый, жестокий, весь проникся принципам
служения долгу. Однако при всей его правоте он чувствует и правоту
крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор достоверно
передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.
Домашнее задание:
Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного
из персонажей.
Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.
Общие сведения
Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.
Сенсорная алалия
Причины сенсорной алалии
К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:
- Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
- Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
- Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.
Патогенез
Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.
Симптомы сенсорной алалии
При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.
Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.
Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).
Осложнения
Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.
Диагностика
Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:
- Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
- Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
- Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
- Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.
Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.
Коррекция сенсорной алалии
Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:
- Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
- Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
- Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.
Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.
Прогноз и профилактика
Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.
Читать книгу
- Скачивать могут только зарегистрированные пользователи!
в процессе
209 933 зн., 5,25 а.л.
- Аннотация
- Оглавление
- Статистика
Как правильно применять карты рецептов? Где расположен выход из Игры? К какой расе принадлежат самые успешные торговцы? Сколько в Игре медоедов? И как с выгодой использовать карты не по назначению?
На эти и другие вопросы можно найти ответы в этой книге. Откройте обложку, и вездесущая сплетня расскажет вам свежие новости Города.
Добавили в библиотеку
580
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Классный сборник. Все рассказы, кроме 11, очень интересные. В 11 затравка интересна, но дальше фигня.
Либо новичок не может взаимодействовать своими картами на игроков, как и они на него, либо он перестаёт быть новичком после первого убийства. В противном случае смышленые и беспринципные новички попадали бы в спираль с книгой забитой картами.
раскрыть ветвь
0
История 13: » Робот шевельнул туловом» что за новая часть тела?)))
раскрыть ветвь
1
автор
Из Викисловаря: «Тулово — разг. сниж. то же, что туловище». Так же написано в Толковом словаре Ефремовой.
Спасибо, что обращаете внимание на подобные моменты.
раскрыть ветвь
0
История 11: » Слава Шхшорха» наверное все же через о)
раскрыть ветвь
1
автор
Спасибо, что заметили. Поправила.
раскрыть ветвь
0
Карта для вызыва владыки это что с чем то. Незнаю почему ,но по мне эта карта сама выпила. Даже звучит жутко. Нет даже карта вызыва владыки дома боли звучит более обнадеживающие
раскрыть ветвь
0
Очень спорная тема- восстановление стертых воспоминаний.
Мне кажется она кладет очень большую мину под всю серию
раскрыть ветвь
9
Рэн же смог их восстановить. Хватило и того что Тайвари ему дала подробный пересказ событий. Значит воспоминания все еще в голове, просто заблокированы. А все что заблокировано, можно и отблокировать, был бы только подходящий инструмент. Кроме того в рассказе специально подчеркнуто, что известный Грэту способ касается именно тех случаев, когда применялось зелье забвения.
раскрыть ветвь
8
Твое лицо когда знаешь какой следующий рассказ добавят в сборник
раскрыть ветвь
0
Хороший сборник!
Нельзя ли его включить в цикл «Игра Хаоса», чтобы по клику на цикл эта книга (ну и Колода карт Рэниона) была в списке?)
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Самый хитрожопый фанфик конечно про монаха на арене)) но последний рассказ, последняя фраза, это что то настолько эпичное, что не только волосы дыбом стали, но и сердце пропустило удар) спасибо всем кто старался над фанфиками)) ииии да, как всегда, желаю Алексею, найти хорошую команду, для более обширной работы со вселенной игры хаоса)) надеюсь мечты сбудутся, и в место одной книги в 6-8 месяцев, мы узрим ещё 2-3 серии в этой же вселенной от перспективных и интересных авторов))
раскрыть ветвь
2
Спасибо за отзыв! Приятно было узнать, что рассказ кому-то так зашел)
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Приятное дополнение к вселенной автора , не пожалел о времени прошедшем при прочтении .
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Хороший сборник, обогатил основную серию)) авторы — молодцы!
раскрыть ветвь
0
Про «Лебяжье перо» — ох как славненько описана хитрожопость игроков. Вообще, глава «Асура» хорошаааа. Читаю дальше, народ — спасибо вам!)
раскрыть ветвь
2
благодаря комменту ещё раз перечитал ту главу, обратил больше внимания на детали, спасибо)
P.S. Так же славненько описано и то, что обычно с такими хитрозадыми бывает.
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Спасибо что убрали в черновики:)
раскрыть ветвь
1
автор
Выполняла инструкцию
раскрыть ветвь
0
Спасибо за отсылки к ФБ!
раскрыть ветвь
4
раскрыть ветвь
3
Большое спасибо за новый рассказ!
Тапок- очень некомфортно было от фразы
«полетели Сердечки и рожицы в форме кошачьей головы.»
Очень выбивает из ритма рассказа и всей вселенной.
«Сердечки и рожицы»- это из чата онлайн игры….
раскрыть ветвь
0
Важно -перед редактурой желательно забрать книгу в черновики.
Чтобы читателям не призодило по стотыщ уведомлений)
раскрыть ветвь
1
автор
Спасибо, буду иметь в виду.
раскрыть ветвь
0
Глава «Феникс» в начале написано двеннадцать, хотя надо пиать двенадцать
раскрыть ветвь
2
автор
Спасибо за тапочек, поправила.
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Написать комментарий
22K
68
4
1,79М
7 161
119