Рассказ об охране воздуха

На шахте листвяжная уже много лет практиковали манипуляции с показателями датчиков метана, рассказали настоящему времени два сотрудника, работавших здесь в

На шахте «Листвяжная» уже много лет практиковали манипуляции с показателями датчиков метана, рассказали Настоящему Времени два сотрудника, работавших здесь в последние годы. Датчики заклеивали изолентой или ставили ближе к вентиляции, чтобы они не показывали реальный уровень концентрации метана.

Взрыв на «Листвяжной» утром 25 ноября унес жизни 51 человека. Всего под землей в момент взрыва были 285 человек. Пострадавшими, по данным источника ТАСС на утро 29 ноября, числятся 92 человека, среди которых 35 горноспасателей. Предварительной причиной возгорания назван «внезапный выброс метана». Источник ТАСС в правоохранительных органах добавил, что будет изучена работа датчиков на шахте, показывали ли они корректные данные по концентрации метана или нет.

Один из сотрудников «Листвяжной», поговорил с Настоящим Временем анонимно: он действующий сотрудник шахты. В момент аварии его не было на работе, у него был выходной.

Он говорит, что ничего не знает о том, что произошло на шахте 25 ноября. Но в целом отношение к безопасности было не самым внимательным. В частности, в последний раз инспекцию по безопасности, уверяет сотрудник, он видел два года назад:

— Там всегда было небезопасно. История была такая – газа 7%. Я – начальнику, а он говорит: «Допускаться», – то есть качать уголь. Я говорю: «Газа 7%». Он говорит: «Кому-то что-то не нравится – идите домой», – то есть пишите заявление, увольняйтесь. А у нас выбора нет.

На шахте неплохо платили, говорит он, и было достаточно много сотрудников: якобы даже обсуждались сокращения. Шахтер не знает, принимали ли руководители шахты дополнительные меры по безопасности:

— Может быть, старались что-то делать, но плохо старались просто. Это нужно было много лишней работы делать, а им надо было побыстрее чтобы уголек по лентам шел. Работу надо делать.

Одновременно, утверждает собеседник Настоящего Времени, на шахте практиковали манипуляции с датчиками, показывающими уровень метана:

— Их просто убирали, и все. Либо изолентой заклеивали, либо
брали сжатый воздух, направляли на датчики. То есть берут, направляют
сжатый воздух на датчик, и он ничего не показывает.

Еще один шахтер, Дмитрий Ноговицин, проработал на шахте 7 лет и ушел в 2018 году. По его словам, «Листвяжная» склонна к самовозгоранию, поэтому определенный участок надо обрабатывать специальным веществом, чтобы избежать возгорания. Ноговицин не знает, что привело к возгоранию прямо сейчас, но предполагает, что это могло стать следствием многолетних нарушений на шахте. Он рассказал, что о проблемах было известно еще три года назад, но приоритетом была не безопасность, а выполнение плана по добыче угля.

— В приоритете был всегда поставленный план, а цель его выполнения ложилась на плечи тех самых руководителей и в большей степени руководителей участковых. Те руководители, которые были немного с характером, они пытались что-то регулировать, возникать, но, так скажем, всегда все равно вставал приоритет выполнения показателей за месяц.

Если бы я не познал в сравнении – все ведь познается в сравнении – то я бы так не говорил. На другом предприятии, по моему мнению, все в тысячу раз строже, все правильно и все как положено. Мне даже в какой-то мере пришлось переобучаться, проходить все заново: это нельзя, это нельзя, это нельзя. И так, оказывается, действительно можно работать и выполнять показатели ничуть не хуже, и где условия намного сложнее, и где шахты намного глубже.

По его практике в предыдущие годы практиковали манипуляции с датчиками: их переносили в менее загрязненные участки по вентиляционной струе, чтобы они не показывали реальный уровень концентрации газов:

— Посмотрели, что, например, процент завальной части, [степень] проветриваемости. Что нужно сделать? Либо вентиляцию, либо какие-то сотрудники с ОТБ приходят, корректируют, в плане того что, например, перевешивают датчик. Как бы он под кровлей висит, но ему меняют местоположение по вентиляционной струе, где немножко разжижается выходящая из лавы струя воздуха.

Ноговицын уверяет: это не стандартная практика для всех шахт. В месте, где он работает сейчас, контроль над датчиками совсем иной:

— Я пришел на другое предприятие, и все датчики у нас опломбированы, и на них установлены замки. То есть их невозможно никуда перенести. Эти замки, соответственно, участка вентиляции есть только у вышестоящего руководства, то есть у ИТР. Никакой работник не может никак перенести, занизить их, а тем более каким-то механическим образом завешать или заткнуть.

У нас, например, по лаве через каждые 10 секций расставлено по два огнетушителя на тот случай, если какие-то могут быть суфляры или что-то случайное воспламенится, чтобы своевременно сразу это все ликвидировать, а не куда-то бежать сломя голову. Обезопасивши себя на несколько шагов вперед, только тогда мы можем работать.

На «Листвяжной» еще три года назад даже таких огнетушителей не было расставлено, уверяет Ноговицин.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

  • Правовые мероприятия по охране труда.

Правовые мероприятия по охране труда заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает законы, подзаконные нормативные акты, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях.

  • Социально-экономические мероприятия по охране труда.

Социально-экономические мероприятия по охране труда включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда, защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников, обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах.

  • Организационно-технические мероприятия по охране труда.

Организационно-технические мероприятия по охране труда заключаются в создании системы управления охраной труда – единого комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации и процедуры по достижению этих целей.

  • Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда заключаются в проведении работ, направленных на снижение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов с целью обеспечения благоприятных условий труда и предотвращения профессиональных заболеваний.

  • Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда.

Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, выдачу молока и лечебно- профилактического питания.

  • Реабилитационные мероприятия по охране труда.

Реабилитационные мероприятия по охране труда заключаются в осуществлении комплекса мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

  • Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при осуществлении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Охрана труда может рассматриваться в трех аспектах:

  1. Охрана труда институт трудового права.
  2. Охрана труда как элемент трудового правоотношения.
  3. Охрана труда как субъективное право работника.

Как институт трудового права охрана труда – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.

Как элемент трудового правоотношения охрана труда представляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требований безопасности труда, безопасной эксплуатации техники и безопасного осуществления технологических процессов.

В качестве субъективного права работников охрана труда состоит в законодательном закреплении такого положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника – право на безопасные и здоровые условия груда при осуществлении той трудовой функции, которую он обязался выполнять по трудовому договору.

В трудовом праве принято понимать охрану труда в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда.

Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и минимизация социальных последствий. Другими словами, основная задача охраны труда заключается в том, чтобы обеспечить па каждом рабочем месте социально приемлемый риск.

Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:

  1. Обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
  2. Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.
  3. Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  4. Определение и выплаты компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.
  5. Социальное страхование работников от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний.
  6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и повседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.

Финансирование мероприятий по охране труда

В статье 226 Трудового кодекса Российской Федерации отражены нормы и порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется:

  • За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
  • За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
  • За счет средств работодателей.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллективного договора или соглашения.

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации.

Работники организации не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Затраты в области охраны труда – это расходы, производимые с целью защиты здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности.

Различают следующие виды затрат в области охраны труда:

  1. Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
  2. Затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
  3. Затраты на страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Затраты на мероприятия по охране труда текущего характера в рамках установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ услуг). Затраты, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организации. Затраты бюджетных организаций производятся за счет средств, выделяемых по смете на содержание организаций. Затраты на выплату компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции. Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

Организации периодически должны проводить оценку эффективности мероприятий по охране труда, в том числе предотвращению ущерба, прямых и косвенных потерь.

Экономическая эффективность мероприятий по охране труда – отношение полезного результата (улучшения условий и охраны труда) к затратам на мероприятия по охране труда. Эффективными являются те затраты, которые в наибольшей мере способствуют достижению поставленной цели.

Показателями экономического эффекта могут быть:

  • экономия выплат на возмещение вреда пострадавшим;
  • снижение суммы страхового взноса в результате получения скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • повышение производительности труда.

Перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

В соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н каждый работодатель обязан обеспечить:

  1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест но условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  2. Реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
  5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
  6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;
  8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
  10. Установку предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
  11. Механизацию и автоматизацию технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;
  12. Механизацию работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;
  13. Механизацию уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
  14. Модернизацию оборудования (его реконструкцию, замену), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового);
  15. Устройство новых и реконструкцию имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
  16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;
  17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах па открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;
  18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;
  19. Обеспечение в установленном порядке работников, запятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), смывающими и обезвреживающими средствами;
  20. Хранение СИЗ, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживав не, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ;
  21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно- технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;
  22. Проведение в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников, а также их обучение оказанию первой помощи пострадавшим па производстве;
  23. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;
  24. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований);
  25. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;
  26. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;
  27. Проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством;
  28. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда;
  29. Перепланировку размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;
  30. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
  31. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:
  • приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
  • компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
  • создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы;
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия лечебной физкультурой), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий.

По усмотрению работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Для непроизводственных отраслей (торговля, организации культуры, государственные учреждения), а также для процессов, связанных с обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом, монтажом, установкой и сооружением электроустановок, теле- радио- предприятий и предприятий связи, процессов транспортирования, хранения и перевозки, содержание мероприятий по охране труда может отличаться от указанных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Охрана труда как институт трудового права. Государственная политика в области охраны труда Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО, группа ПСА – 33а Научный руководитель: Феськова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения

Слайд 2

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Слайд 3

Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин – нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, то есть к управлению профессиональными рисками.

Слайд 4

В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.

Слайд 5

В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Слайд 6

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены статьёй 37 Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X Трудового кодекса Российской Федерации «Охрана труда». Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Раздел X. Охрана труда Глава 33. Общие положения Статья 209. Основные понятия Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Глава 34. Требования охраны труда Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда Глава 35. Организация охраны труда Статья 216. Государственное управление охраной труда Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда Статья 217. Служба охраны труда в организации Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников Статья 225. Обучение в области охраны труда Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

Слайд 7

При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти. Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием.

Слайд 8

Для целей законодательства об охране труда используются (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации) следующие основные понятия: опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда; условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков; рабочее место – место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; сертификат соответствия работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг; профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами; аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Слайд 9

Унификация применяемых в Трудовом кодексе Российской Федерации основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Слайд 10

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут чётко определены цель , на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели. Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Слайд 11

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников: международное сотрудничество в области охраны труда; обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; государственное управление охраной труда (статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации); государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации); установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 ТК РФ); распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации (статья 225 Трудового кодекса Российской Федерации); содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (ст. 370 ТК РФ); координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 221, 223 ТК РФ); защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (глава 57 Трудового кодекса Российской Федерации); принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Слайд 12

Статьёй 210 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Слайд 13

Государство осуществляет управление системой охраны труда путём проведения следующих мероприятий: введения государственной экспертизы условий труда; введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль); нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда – принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда.

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога.

Рассказ о мире с точки зрения эколога.

С точки зрения эколога, мир — это связь природы и человека. Человек долгое время считал себя хозяином природы, он неразумно разрушал сложившиеся в окружающей среде экологические связи, тратил природные богатства, не думая об их восстановлении, нарушал экологическое равновесие.

Но пришло время задуматься о последствиях такого использования природных ресурсов. Сейчас исчезли многие виды животных и растений, нарушены цепи питания, круговорот веществ в природе, а человек понял, что он не хозяин природы, а такая же часть её, как и всё живое на планете. А потому охрана природы стала не только важнейшей задачей человечества, это стало ее насущной необходимостью.

2) С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

Проблема загрязнения мирового океана.

В воды мирового океана попадёт много отходов человеческой жизнедеятельности. Это мусор, который уносят с поверхности суши многочисленные реки. Пластиковые отходы не разлагаются и не тонут, они плавают на поверхности океана, образуя целые острова мусора.

Мусор наносит значительный вред экологии мирового океана.

3) Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Самый простой способ решения этой проблемы — отказ от пластиковой упаковки, посуды, пластиковых изделий. И многие страны именно так поступают. Например, в Евросоюзе запрещено использовать пластиковую тару, во многих странах пока запретили использовать одноразовую пластиковую посуду.

4) Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Вывод: следует ограничить использование пластиковых изделий, а те что используются, должны в обязательном порядке отправляться на переработку.

5) Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Проблема вырубки тропических лесов.

Вырубка лесов приводит к исчезновению животных, для которых эти леса — родной дом. Сокращается площадь лесов, а значит уменьшается выделение кислорода в атмосферу планеты.

Решить эту проблему можно только остановив вырубку тропических лесов, а также высаживая на место вырубленных лесов новые деревья.

6) Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Проблема мусора.

Каждый год человечество выбрасывает в окружающую среду огромное количество мусора. Он наносит существенный вред окружающей среде, отравляет воду, почву и воздух.

Решить эту проблему сложно. Нужно строить перерабатывающие мусор предприятия, не допускать попадание мусора в окружающую среду.

Нельзя просто сжигать мусор, потому что это решение проблемы приведёт к загрязнению атмосферы.

Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить природу?

Человек не может покорить природу, потому что является её частью. Он связан с природой миллионами невидимых нитей.

2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

Возникли проблемы загрязнения мирового океана, вырубки тропических лесов, накопления мусора.

3. Как решаются экологические проблемы?

Экологические проблемы решаются глобально, всеми странами и народами. Каждая проблема решается по-своему, но главное человечество переходит на экологически чистые технологии, не наносящие вреда окружающей среде.

4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Примеры организаций: Гринпис, Всемирный фонд охраны дикой природы.

Примеры экологических дней:

  • 22 апреля Международный день Земли
  • 5 июня Всемирный день охраны окружающей среды
  • 16 сентября Международный день охраны озонового слоя
  • 25 сентября Международный день моря.
  • 4 октября Всемирный день защиты животных

Задания для домашней работы

1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Сообщение о работе международных экологических организаций в России для 4 класса

В России действуют несколько международных экологических организаций.

Самые известные на сегодня, это Гринпис и Всемирный фонд охраны дикой природы.

Гринпис проводит экологические акции, направленные на запрещение незаконного вылова рыбы, убийства китов, на поддержку охраны окружающей среды.

Всемирный фонд охраны дикой природы занимается вопросами охраны редких и исчезающих видов животных и растений, контролирует работу заповедников и национальных парков, проводит мероприятия по восстановлению численности исчезающих видов.

А также, в России работают такие экологические организации, как “Зелёный крест”, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, организация Белонна, которая следит за использованием мирного атома.

2. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».

Тема к плакату “Защитим свою планету”:

В центре голубая планета Земля, на ней дерево или росток. Земля покоится на человеческих руках.

Примеры выполнения плакатов:

Плакат "Защитим свою планету"

3. Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.

Всемирное наследие — это культурные и исторические ценности, которые принадлежат всему человечеству.

Красная книга России — это список животных и растений, которые нуждаются в защите.

В нее  включены например, белый медведь, амурский тигр, дальневосточный леопард, подснежник, безвременник весёлый, женьшень.

«Бомба замедленного действия». Кому космические отходы «бесплатно»?

Автор: Евгения НЕКЛЮДОВА
17.12.2021

Между Приморским краем и Амурской областью до сих пор идет «война» из-за утилизации «космических пестицидов» с космодрома Восточный. Главным действующим лицом стал экс-руководитель Приамурья, а ныне глава Приморья Олег Кожемяко. Тем временем ядохимикаты до сих пор остаются в Надеждинском районе – недалеко от приморской столицы, а ведь именно здесь предполагается строительство нового города-миллионника. Кто поедет обживать и работать туда?

Дальневосточная столица и Благовещенск до сих пор «играют в «пинг-понг с вредными отходами с космодрома Восточный – ни Кожемяко (губернатор Приморского края), ни Василию Орлову (губернатор Амурской области) не удается уговорить своего коллегу принять «такой дар», который может вызвать народные бунты – люди говорят о том, что может произойти настоящая катастрофа сродни чернобыльской.

ГЛАВА ПРИМОРЬЯ УЗНАЛ О СМЕРТЕЛЬНЫХ ОТХОДАХ ПОЗЖЕ ВСЕХ

Оказалось, что приморский руководитель был не в курсе того, что делается у него, практически, «перед глазами». Об амурских отходах он узнал только по сообщениям местных жителей.

Только после того, как возмущенные жители начали буквально закидывать письмами чиновников администрации Приморского края, руководитель Кожемяко выделил время в своем плотном графике и прибыл для осмотра полигона в Надеждинском районе.

Оказалось, что районные чиновники планировали сжечь мешки с ядохимикатами «дикими методами» – просто на полигоне, где их бросили, и на глазах местного населения. Губернатору не удалось скрыть свое нервное состояние, а местные СМИ уже начали потирать руки, сообщая о скорой отставке. На вопрос, как глава смог пропустить опасные яды в край, да еще и оставить их буквально в несколько десятков километров от дальневосточной столицы, ответа не последовало.

Но «постановочный» выезд Кожемяко удался: он выдвинул ультиматум – в срочном порядке необходимо вывезти отходы в то место, откуда они прибыли». Представители надзорных органов Приамурья «встали в позу» – «не допустим возвращения ядохимикатов назад», так как область не имеет ни одного полигона, где можно было бы проводить утилизацию.

«Наши отходы нам не нужны, у нас нет, и никогда не было полигонов и специальных мест для уничтожения опасных веществ. Нет специально обученных людей, нет ни одной организации, которая бы взялась за такое непростое дело», – заявил Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Олег Зюбин.

«ИГРА В ОДНИ ВОРОТА»

Опасность миновала Приамурье и осталась в Приморье, мешки до сих пор лежат там, куда их привезли. Но заместитель председателя правительства Приморского края Елена Пархоменко, по всей вероятности, не разобравшись в ситуации, начала поиски дельцов, которые отходы готовы вывезти обратно и избавиться от них. Как ни парадоксально, но такие нашлись. На призыв «вывезти и утилизировать отходы» откликнулись представители общества с ограниченной ответственностью «Система». Ушлые дельцы нашли площадки в Приамурье, куда можно вывезти опасный груз и там же избавиться от него.

Но природоохранная прокуратура Амурского края не дремлет и уже приготовилась к встрече с представителями «Системы». Вторые, недолго думая, стали искать способ направить «подарок» в Хабаровский край, расположенный между Приамурьем и Приморьем. Хабаровские чиновники хором заявили, что этого они уж точно не допустят.

Идея «воюющих» чиновников обоих дальневосточных регионов о вывозе отходов на другую территорию пока не воплотилась, теперь они придумали увезти 900 тонн ядовитого яда в Красноярский край. Местом складирования и уничтожения, было выбрано село Зыково (Берёзовский район). Жители села «забили тревогу» и стали вести борьбу, как могли, своими силами: писали просьбы, выходили на митинги.

«Село у нас небольшое, людей всего наберется с несколько тысяч, кругом поля, на которых выращиваем овощи, с продажи которых и живем; рядом море и рыба», – рассказывает «Совершенно секретно» местный житель Макар Егорович.

«Кто после такого (имеется в виду утилизация ядовитых отходов. – Прим. ред.) здесь будет жить? Кто станет покупать наши овощи?» – задает он риторический вопрос.

Сельчане начали писать в местные газеты, заявляли о проблеме в социальных сетях. Результатом их активной деятельности стали действия чиновников, которые наотрез отказались принимать опасный груз и избавляться от него, подвергая опасности жителей целого поселения.

Чиновники Министерства экологии Красноярского края подтвердили, что в документах отправки были неточности и множество нарушений, касающихся транспортировки. Местное отделение Росприроднадзора подтвердило, что «класс опасности отходов определен неправильно, способы транспортировки не соответствуют заявленной».

С мертвой точки дело невозможно сдвинуть и подвинуть: Приморье приняло опасные грузы, но ни подарить, ни вернуть пока нет никакой возможности.

НОВАЯ ПАРТИЯ

Буквально неделю назад была обнаружена еще одна партия груза с космодрома Восточный – всего 100 тонн. Партию опасных химикатов обнаружили местные жители поселка Ярославский в Хорольском районе.

Глава поселения Елена Акимова рассказала, что она провела собственное расследование, но выяснить, кто привез и оставил опасный груз, не удалось. На ее просьбу в поселок приехала рабочая группа, возглавил которую министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Константин Андронович.

Главой Хорольского района Алексеем Губайдуллиным было дано распоряжение об охране объекта. Пока ядохимикаты круглосуточно охраняют сотрудники полиции.

В РЕЖИМЕ «ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ»

Пока опасные пестициды не утилизированы и лежат на прежних местах. Несмотря на то, что, вредные грузы находятся в закрытых специальных мешках, жители Ярославского обеспокоены. Они не верят в обещания главы района вывезти ядохимикаты в ближайшее время.

Чиновники всех ведомств проводят работы, связанные с отменой решений об утилизации вредных веществ на территории края. Куда вывозить и где «хоронить» этот «подарок» пока никто не знает.

Росприроднадзором было возбуждено дело об административном правонарушении. Группа сотрудников ведомства работает на местах складирования: берут пробы грунта и воздуха. Пока проводят экспертизы. Юридические лица получили предостережения, возбуждены дела об административных правонарушениях. Дело об опасных химикатах взято под контроль Министерством природных ресурсов и экологии России.

Местным жителям от этого не легче. Кто смог, покинули дома и увезли своих детей подальше от злополучного места. Те же, кто не может уехать, уверены, что «эта бомба замедленного действия однажды заявит о себе». В поселке объявлен «негласный режим военного времени». Жители, как могут, как думают, так стараются обезопасить себя, и даже напали на одного из сотрудников ООО «Система».

НАЗРЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Общественники и экологи Приморья в один голос заговорили об экологическом кризисе, и сразу было выявлено множество системных проблем. «Ядохимикаты с амурского космодрома в Приморье сжигать не будут! Над тем, чтобы их увезли с территории региона, сейчас активно работают краевые власти. Кроме того, мы побывали на местах хранения ранее ввезенных объектов. Но пока обещания властей на словах», – рассказал инженер-эколог компании ООО «Система» Сергей Шипов.

«На экологию в Дальневосточном регионе давно махнули рукой. Любой коммерсант может ввезти что угодно и как угодно. Если бы Митволя (Олег Митволь – российский политик, бывший заместитель руководителя Росприроднадзора. – Прим. ред.) не лишили контракта на утилизацию, и он бы не поднял «хай», весь груз бы доставили в Новый (поселок в Надеждинском районе. – Прим. ред.) и благополучно бы сожгли», – пояснил эколог.

По словам Шипова, ни представительства федеральных ведомств Росприроднадзора, Роспотребнадзора, а также Природоохранной прокуратуры не могут помочь, хотя очень стараются.

«Там пришлось раскрыть несколько мешков, чтобы провести экспертизу. Но ни один чиновник Приморского края не приехал, хотя мы ждали несколько дней министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Константина Андрановича», – продолжил свой рассказ собеседник. «Система региональной власти в Приморье не может ничего решить без Кожемяко. Как только губернатору стоит куда-нибудь отлучиться, все начинает рушиться. Региональное правительство не способно оперативно реагировать на вызовы», – с негодованием добавил Шипов.

Справка

В России с 1998 года на применение гранозана (этилмеркурхлорида) был введен запрет, поскольку это вещество обладает повышенной токсичностью. Это вещество нельзя сжигать и дезактивировать. При попадании гранозана в организм человека летальный исход неизбежен. Симптомы поражения развиваются постепенно: пропадает аппетит, появляется неприятный вкус во рту, жажда, вялость, бессонница, головная боль, нарушается зрение, появляются галлюцинации, кожа становится одутловатой и обвисает – птоз, возможен эпилептический синдром, появляются признаки токсической нефропатии и гепатопатии.

«Всей приморской верхушке, на самом деле, плевать на решение экологических проблем. Эти чиновники готовы лишь зарабатывать деньги, говоря о вырубке лесов под точечную застройку или об угольной пыли в Находке. Решать реальные проблемы наши чиновники не способны», – подвел итог собеседник, добавив, что «вся эта история с утилизацией ртутьсодержащих отходов внушает пессимизм по поводу жизни в Приморье».

«ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД»?

Между тем на Дальнем Востоке планируют строить новый город-спутник Владивостока, в который планируют пригласить жителей со всех регионов России – от Центра до Урала и Сибири. Всего в планах чиновников пригласить на работу и ПМЖ не менее 300 тысяч человек.

Как ранее отмечал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, застраивать планируется Надеждинский район, который расположен между Владивостоком и Артёмом (именно в этом районе пока остается 900 тонн космических отходов. – Прим. ред.). Станет ли после скандала с опасными химикатами с космодрома Восточный город-спутник желанным городом для переезда? Этот вопрос пока не рассматривается, поскольку главное сейчас для приморских властей – избавиться от мешков с ядохимикатами.

SPUTNIK MOMENT

В дело об опасных ядах вмешались представители межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фонд». Руководитель фонда Олег Иванов рассказал, что, хранящиеся в 35 километрах от Владивостока ядохимикаты не что иное, как гранозан, содержащий ртуть.

«Наши эксперты узнали некоторые нюансы договоренностей об отправке мешков с ядами с космодрома Восточный в Приморье. Просроченные ядохимикаты планировалось сжигать в рамках контракта Амурской области и компании «Зелёный город». По документам в технических заданиях фигурировал 2–3 класс опасности в смеси пестицидов», – рассказал Иванов.

Он подчеркнул, что на самом деле «власти Амурской области слукавили и сделали паспорта отходов на просроченные пестициды уже после заключения контракта на приемку и утилизацию».

«Более того, – подчеркнул собеседник, – наша независимая экспертиза выявила подлог в определении класса опасности. Оказалось, что в Приморье привезли гранозан – опасное вещество 1 класса опасности». Выдержки из документа (имеется в распоряжении «Зелёного Фонда». – Прим. ред.): «Книга 2 стр. 39. Обзор идентификации компонентов проб. Проба 1: «Гранозан – порошок фиолетового цвета нерастворимый в н-гексане, частично растворим в метаноле, присутствует нерастворимый осадок. При термическом разложении выделен минеральный остаток, возможно тальк (до 80%). Атомно-абсорбционный анализ показывает наличие в пробе до 1,5% ртути. По указанным признакам с высокой вероятностью можно идентифицировать препарат как протравитель семян, этилмеркурхлорид, техническое название «гранозан», который обычно имеет состав 1,8% этилмеркурхлорида, остальное минеральный наполнитель».

Фото_18_23.jpg 

«Мы послали в администрацию приморского губернатора Кожемяко документы нашей экспертизы и письмо, в котором содержится опасение, что при утилизации отходов с космодрома Восточный, Владивосток и его окрестности – Надеждинск, Артём и другие близлежащие населенные пункты могут превратиться в эдакую газовую камеру с примесью паров ртути. Власти Приморья пока молчат», – подвел итог Иванов.

СТРАШНЫЙ ЯД

В мешках с космодрома, хранящихся в Приморье, обнаружен еще более страшный яд. Это стало известно буквально перед выходом этого материала.

Лаборатория в Новосибирске, наконец, выдала результаты экспертизы содержимого мешков с пестицидами с космодрома Восточный, которые до сих лежат под открытым небом в поселке Западный Надеждинского района и поселке Ярославский Хорольского района Приморского края.

В этих пестицидах оказался гексахлорциклогексан – это опасный яд политропного действия, который поражает, в первую очередь, центральную и вегетативную нервную систему человека, печень и почки. Это вещество еще токсичнее, чем содержащий ртуть гранозан, который предполагается в мешках. Мешки с опаснейшим содержимым так и продолжают лежать под открытым небом, а приморские циклоны, ветра, снега и дожди их треплют и поливают.

Никаких обещаний властей о вывозе опасных пестицидов за пределы территории края больше не слышно. В документах, (документы имеются в редакции. – Прим. ред.) пришедших 4 декабря, специалисты заключают, что «в пробах амурских пестицидов с промплощадки ООО «Система» в Надеждинском районе Приморья действительно нашли сильнейший яд – гексахлорциклогексан, а утечка копий протоколов произошла на уровне дальневосточного подразделения ЦЛАТИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу». – Прим. ред.), которое не имело собственных возможностей определить точный качественный и количественный химический состав смеси пестицидов, завезенных для сжигания из Амурской области в Приморский край красноярской компанией «Зелёный город».

В документе отмечается, что процентное содержание гексахлорциклогексана, который гораздо опаснее гранозана, в отдельных пробах составило около 27%, что означает – «если бы мешки со смесью пестицидов были загружены в инсинератор (по-простому – печь для сжигания отходов), отравиться могли сотни тысяч человек». В первых числах декабря губернатор Приморья Кожемяко, выступая в эфире программы одного из местных ТВ, клятвенно пообещал, как можно скорее избавиться от разлагающегося яда в Надеждинском районе. Но тут опять произошла неожиданность – выпал снег, дороги замело, да и вывозить отходы некуда, в принципе. Что будет дальше с «бесценным грузом», пока непонятно.

P.S. Между тем, директор ООО «Система» добивается возобновления деятельности комплекса по обезвреживанию промышленных и твердых бытовых отходов на территории поселка Западный Надеждинского района. В густонаселенном районе, где и так много лет в тайне от жителей, но с ведома администрации района и поселения, жгли тонны чумных свиней, их загоны и пропитанные ядовитым креозотом железнодорожные шпалы.

Фото из архива автора

Авторы: 
Евгения НЕКЛЮДОВА

Урок окружающего мира в 3 классе

учителя начальных классов МОУ СОШ№25

города Вологды

Багировой Тамары Анатольевны

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Цели: Образовательные:

  • Познакомиться с понятием «Воздушная оболочка земли» и изучить свойства воздуха;

  • Расширить представление о необходимости воздуха для всего живого на Земле;

  • Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;

  • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.

Развивающие:

  • Формировать и развивать учебно-информационных умения и навыки при работе в группах группах.

  • Содействовать развитию коммуникативной и личностной культуры учащихся.

  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала в практической деятельности.

  • Развитие речи, кругозора, логики мышления, внимания, наблюдательности и сообразительности.

Воспитательные:

  • Продолжать работу по сплочению детского коллектива при совместном общении.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о составе, свойствах, использовании и охране воздуха.

  2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.

  3. Формировать познавательный интерес к окружающей природе.

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.Трафимова.

  • Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.

  • Листочки для рефлексии.

  • Стаканы с водой и соломинки (по количеству учащихся)

  • Набор цветных бумажных полосок разных цветов (по количеству учащихся)

  • Бумажный веер (по количеству учащихся)

  • Резиновый мяч

  • Карточки с выводами

  • Карточки приложения 1,2 (по количеству учащихся)

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки.
А сейчас с хорошим настроением начнем наш урок окружающего мира.

II. Введение в тему урока.

— Ребята, а ответы на интересующие вас вопросы вы ищите сами или с друзьями?

(Слайд 2)

(с друзьями)

— Я полностью с вами согласна.

(Звучит 1 куплет песни «Если с другом вышел в путь»)

— Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.

(Слайд 3)

«Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка – Улетит за облака»

(ответы)

— Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

— А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — откроется тема сегодняшнего урока.

(Слайд 4)

— Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека

(дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк).

(Слайд 5)

— На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (объекты живой и неживой природы )

— Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?

— По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

(Слайд 6)

— Какое слово получилось? (воздух)

(Слайд 7) «Воздух»

— К какой природе относится воздух?

III. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня Пятачку и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

(Слайд 8) «Воздух»

Слово «воздух» происходит от слова «вдыхать».

Воздух — это то, чем мы дышим.

— Вместе с Пятачком и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы:

(Слайд 9)

1. Что такое воздух и для чего он нужен?

2. Какими свойствами обладает воздух?

3. Как человек использует воздух?

4. Нужно ли воздух охранять?

IV. Изучение нового материала.

— Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать?

Опыт (полиэтиленовый пакет, веер)

Цель: дать возможность обнаружить воздух.

Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух:

(Слайд 10)

Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он станет выпуклым. Внутри пакета находится воздух.

Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха.

— Что же мы можем сказать о воздухе?

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду, он заполняет всё пространство. (карточка с выводом вывешивается на доску)

— Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в почве, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

(Слайд 11)

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.

— Как Вы думаете, из чего состоит воздух?

(ответы)

(Слайд 12)

— Воздух – это смесь разных газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы, и частички пыли. Первыми изучать состав воздуха стали Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

(Слайд 13)

— Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?

(Читает заранее подготовленный ученик)

«Воздух»

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу — густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим!

V. Опыты. Исследование свойств воздуха.

— Как назван воздух в стихотворении?

(невидимка)

— Можно ли воздух увидеть?

(ответы)

Опыт 1.

Цель: показать, что иногда воздух можно обнаружить при помощи зрения.

Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
— Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть?
(Появляются пузырьки) А где еще можно увидеть пузырикия?

Это пузырьки воздуха.

Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)

(Слайд 14)

Опыт 2.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Ход. Сравните воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух?

(всё видно)

Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 3.

Цель: показать, что воздух бесцветен.

.Ход. Сравните воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов).

Вывод: Воздух бесцветен. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 4.

Цель: показать, что воздух не имеет формы.

Ход. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух.

Получилось? Имеет воздух форму?

Вывод: Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)

(Слайд 15)

— Вспомним, какие свойства воздуха мы узнали.

Индивидуальная работа по карточкам.

Соедините слова левого столбика со словами правого столбика (Приложение 1)

Один ученик работает у интерактивной доски.

Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

— Продолжите фразу.

(Слайд 16)

VI. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

VII. Использование свойств воздуха человеком.

Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.

Опыт 5.

Цель: показать, что воздух движется (при колебании воздуха образуется ветер).

Ход. Помашите веером перед собой. Что почувствовали?

(лёгкий ветерок)

— Как ветер связан с воздухом?

— Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.

(Рассказывает заранее подготовленный ученик)

« Земля в разных местах по — разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».

Вывод: Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)

(Слайд 17)

— Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.

— Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

(ответы)

(Слайд 18)

Опыт 6.

Цель: показать, что воздух сжимаем и упруг.

Ход. Ударь мячом об пол. Что происходит?

Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

(Слайд 19)

Вывод: Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха.

(Слайд 20)

Индивидуальная работа по карточкам.

Соедините линиями: кто использует – как использует это свойство воздуха (Приложение 2)

(Слайд 21)

Вывод: Теплый воздух поднимается вверх. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Проблемный вопрос.

— Что произойдёт, если воздух нагреть?

( ответы)

Вывод: При нагревании воздух расширяется. (карточка с выводом вывешивается на доску)

(Слайд 23)

Вывод: При охлаждении воздух сжимается. (карточка с выводом вывешивается на доску)

(Слайд 23)

(Слайд 24)

— Какие свойства воздуха нужно знать, чтобы правильно вы­полнить задание?

(При нагревании расширяется. При охлаж­дении сжимается.)

Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых состоит воздух?

(Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки ме­жду ними увеличиваются)

— Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.

— Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых состоит воздух?

(Ча­стицы нанимают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)

— Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.

Проверьте вашу работу.

(Слайд 25)

*Задание для любознательных.

Проверь с помощью опыта.

Вынеси мяч на холод, понаблюдай, что с ним стало. (мяч стал мягкий, как бы сдутый)

Отчего это произошло? (воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места)

Что произойдёт, если мяч внести в посещение? (мяч примет прежнюю форму) Почему? (воздух нагреется, расширится и вернёт мячу прежнюю форму)

Внеси мяч в помещение. Проверь свою гипотезу.

(Слайд 26)

Рассказ учителя.

«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными части­цами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зим­ний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

Это происходит потому, что…

Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло. (карточка с выводом вывешивается на доску)

(Слайд 27)

VIII. Закрепление знаний.

— Перечислите свойства воздуха и ответьте на вопросы Незнайки и Воздушного Шарика.

  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

  • Почему окна делают с двойными рамами?

  • В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?

  • Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?

  • Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

(Слайд 28)

IX. Охрана воздуха.

— Ребята, людям, животным, растениям — всем нужен воздух.

— Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

(ответы)

(Слайд 29)

— Почему же на земле его не становится меньше?

( ответы)

— Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

— Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(ответы)

— На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.

(Слайд 30)

X. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. Давайте спросим что вы запомнил о воздухе?

— Я буду задавать вопросы, а вы, ребята, будите проверять правильность его ответов.

  • Назовите свойства воздуха?

  • Какой газ в воздухе самый важный?

  • Как люди научились использовать воздух?

  • Как нужно защищать воздух от загрязнений?

— Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

XI. Рефлексия.

(Слайд 31)

В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек. (Приложение 3)

карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке

Отметь знаком «+», оцени свое настроение

99681793 1

99681793 1

99681793 1

1 . Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

1 . Данную тему я усвоил (а)

XI I. Домашнее задание.


Мини-сочинение «Что произойдет на Земле, если исчезнет воздух…»

Приложение 1

цвет воздуха

бесцветный

голубой

душистый

без запаха

круглый

без формы

газ

жидкий

прозрачный

сладкий

без вкуса

запах воздуха

форма воздуха

состояние воздуха

вкус воздуха

Приложение 2

Пожарные тормоза

Маляры сильная струя воды

Водители разбрызгивают краску

Приложение 3

Отметь знаком «+», оцени свое настроение

99681793 1

99681793 1

99681793 1

1 . Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

1 . Данную тему я усвоил (а)

11

  • Рассказ об отце дубровского
  • Рассказ об освоении сибири
  • Рассказ об обмане исаака иаковом на древнеанглийском перевод
  • Рассказ об игре 2 класс родной русский язык
  • Рассказ о японских куклах