Рассказ об охране воды 3 класс окружающий мир

Человек и водавсе люди на планете знают выражение вода это жизнь или колыбель жизни, но мало кто задумывается о

Человек и вода

Все люди на планете знают выражение «вода – это жизнь (или колыбель жизни)», но мало кто задумывается о его смысле. Действительно, всем известно, что человек без воды не «протянет» более пяти суток, а иногда еще меньше. Почему же, в таком случае, люди так безответственно относятся к водным ресурсам планеты? Ответов на этот вопрос несколько, но основные связаны с жизнедеятельностью человека:

  • «После нас хоть потоп» (цитата маркизы де Помпадур). Так говорят люди, которые ради личной наживы сегодня, не думают о последствиях своих поступков для следующих поколений людей на планете. Несколько десятилетий фабрики и заводы во многих странах загрязняли сточными водами водоемы, пока не начались экологические катастрофы. Только после этого мир понял, почему нужно беречь воду. То же касается сельскохозяйственной деятельности людей, когда в погоне за урожаем они вносили в почву химикаты, которые отравляли грунтовые воды или попадали в водоемы с ливневыми потоками.
  • После того как моря стали бороздить не парусные корабли, а дизельные суда, танкеры и атомоходы, загрязнение Мирового океана стало всемирной проблемой. Их крушения и выбросы в воду тонн нефтепродуктов также становились причиной экологических катастроф.
  • Выброс в атмосферу тысячи тонн вредных химических веществ привел к образованию такого явления, как кислотные дожди, которые отравляют и почву, и водоемы.

Почему нужно охранять и беречь воду на планете, сегодня начинают объяснять детям на уроках природоведения с 3 класса. Возможно, это поможет вырастить новое поколение людей, которые будут осознанно подходить к использованию природных ресурсов, ведь они не бесконечны.

Природа в опасности

А один стакан пролитого на воду жира покрывает тончайшей пленкой поверхность воды. Ее площадь равна примерно площади целого футбольного поля. Под эту пленку не может проникнуть кислород, и это тоже приводит к гибели всех, кто в этом водоеме живет. Представьте себе масштабы катастрофы, когда в океане на воду проливаются тонны нефти!

Заводы, фабрики, электростанции — все они используют большое количество воды. Они же и загрязняют водоемы. В современном мире стало сложно найти совсем чистую реку или озеро, из которого было бы безопасно пить сырую воду. А вода, выпавшая с дождем вообще грязная, и ее нельзя использовать ни для чего!

Но не только крупные предприятия виноваты в этом. Посмотрите, как ведут себя люди, когда отдыхают около воды! Как часто они оставляют после себя кучи мусора, нимало не заботясь о сохранности природы. Еще хуже,если весь этот мусор сбрасывается в сам водоем.

И хоть вода обладает свойством самоочищения, есть предел и ему.

Подсчитано: если собрать абсолютно весь мусор, которым люди засорили водоемы, его хватит, чтобы наполнить 10 000 товарных составов из 60 вагонов каждый!

Уникальность воды

Все люди знают, что представляет собой вода:

  • В качестве химического элемента это соединение из 20 % водорода и 80 % кислорода, но при этом она – жидкость, хотя по всем параметрам должна быть газом.
  • Это прозрачная жидкость, которая единственная из всех химических элементов на Земле может быть во всех трех ипостасях: газ (в виде пара), жидкость и твердая форма (в качестве льда).
  • Вода присутствует во всех обменных процессах живых клеток.
  • Она растворяет многие вещества.
  • Без нее умрет все живое на планете.

Это далеко не весь список свойств, но уже становится понятно, почему нужно беречь воду и водоемы.

Как вода попадает в кран

Бывая в селах, все видели колодец с холодной вкусной водой. Воду в них достают со сравнительно небольшой глубины, редко когда колодец бывает глубже 25-30 метров. Но для городов колодца мало, поэтому бурят глубокие скважины, строят водопроводы. По трубам вода под напором попадает в водоотстойники и водоочистные станции, где ее обеззараживают. И уже оттуда ее перекачивают в водораспределительные станции и по домам людей.

Обеззараживают воду чаще всего хлором, иногда — озоном.

Вода из скважин подпитывает реки, озера, другие водоемы. То, что подается людям, уже не попадет обратно в источник. Не сможет им воспользоваться и водоем. Поэтому, если бездумно выливать воду, водоем обмелеет, и может вообще высохнуть.

Уникальное строение

Самым удивительным оказалось кластерное строение воды, которое было открыто совсем недавно. Последние исследования ученых доказали, что эта жидкость способна не только записывать информацию, но и сохранять ее на протяжении долгого времени.

Это открытие перевернуло все представления ученых о строении и возникновении жизни на Земле. Если раньше фраза «вода – это колыбель жизни» означала, что в ней зародилось все сущее, что подтверждает даже Библия (второй день творения), то сегодня она приобрела другой смысл. На кластере воды можно записать любую информацию, которая перестроит ее первоначальную структуру, что дает возможность менять состояние живой материи.

Вот почему нужно беречь воду, ведь поступая в организм человека, она вносит в его жидкостную среду ту информацию, которая в ней записана. Например, это могут быть данные о неблагоприятных условиях, в которых расположен источник воды. В этом случае человек, даже не живущий возле этого водоема, а получающий воду по длинным магистралям труб в свою квартиру, способен заболеть теми же недугами, что и жители этой местности.

Как беречь воду дома

Для экономного расходования воды есть несколько несложных правил.

Очень много чистой пресной воды пропадает зря из-за слегка подтекающего крана. Если из него каждую секунду будет падать только одна капля, за минуту наберется столовая ложка воды. За час — почти литр. За сутки — около 25 литров. Количество, достаточное, чтобы напоить десять человек. В одной только квартире! Представьте себе, какие реки воды вытекают из неисправных кранов во всем доме, улице, городе за месяц. А если посчитать за год?

Чтобы такого не происходило, надо следить за исправностью крана,и сразу же его ремонтировать.

Надо следить, чтобы вода зря не текла, а во время мытья посуды не открывать кран на полную мощность.

Когда чистите зубы — возьмите стаканчик с водой. Совсем необязательно ей течь из крана все три минуты чистки. Этим вы можете сохранить около 10 литров воды ежедневно. За месяц это составит около 3 тонн воды.

Реже пользуйтесь ванной, вместо этого принимайте душ. На него воды уходит в среднем в два раза меньше.

Берегите воду! Ведь она — основа всего живого на Земле. Чтобы не получилось так, что в один печальный день запасы пресной воды на нашей чудесной планете полностью исчерпаются.

Основные характеристики воды

Свои первые научные познания об этом химическом элементе школьники получают на занятиях по природоведению в 3 классе. «Почему нужно беречь воду» — это тема урока, посвященная основным свойствам воды. Дети знакомятся с этой жидкостью с точки зрения науки и узнают, какую роль она играет в развитии и существовании живой материи.

Для воды характерно:

  • Растворять различные вещества, поэтому в природе не существует по-настоящему чистой воды. Не так давно российскими учеными было выделено несколько грамм подобной жидкости, но на ее производство ушло много воды и потребовалось специальное оборудование. В этой среде растворяются не только соли, но она содержит также золото и другие драгоценные металлы.
  • В зависимости от количества солей — разделяться на слои в океанах. Так как чем вода соленее, тем тяжелее, а значит, ближе ко дну. Благодаря этому свойству каждый пласт воды в Мировом океане имеет собственный процент соли, в котором «проживают» определенные микроорганизмы, рыбы и морские животные. Именно эта особенность позволила эволюции на Земле развиваться в том направлении, которое мы наблюдаем сегодня. Вот почему нужно охранять водоемы и беречь воду, ведь если нарушить этот баланс, на планете произойдет постепенное глобальное вымирание всего живого.
  • Не растворять некоторые химические элементы и вещества. Именно это свойство способствовало зарождению жизни. Жиры, не растворимые в воде, являются основой клеточных мембран, которые и стали первым прообразом всего сущего. Ведь если верить ученым, именно в океане зародились одноклеточные организмы, из которых спустя миллионы лет произошли животный и растительный миры.
  • Превращаться при замерзании в лед, что не является чем-то выдающимся, так как многие химические вещества могут принимать эту форму. Удивительным является то, что вода – единственная жидкость, которая в твердом состоянии легче по весу, чем в качестве раствора. Благодаря этой особенности люди и все остальные существа все еще живы, ведь если бы лед был тяжелее воды, то опускался бы на дно водоемов, уничтожая в них все. Человек прямоходящий вряд ли бы пережил ледниковые периоды, будь у нее другие свойства, ведь в то время его существование во многом зависело от воды и живущих в ней рыб и животных. Мало что поменялось с тех пор и люди все так же зависят от водоемов, вот почему нужно беречь и охранять воду.
  • При нагревании превращаться в пар, что свойственно многим жидкостям, но вода видоизменяется не только таким образом. Она испаряется и с поверхности водоемов, и даже льда, что делает этот процесс непрерывным. Благодаря этой особенности происходит круговорот воды в природе, о чем школьники узнают на уроках природоведения. Но при этом мало уделяется внимания тому факту, что именно это свойство воды создает благоприятный климат на планете. Вот почему нужно беречь воду. Кратко об этом речь пойдет ниже.

Все в природе основано на свойствах воды, и если этот баланс нарушить, неминуемы экологические катастрофы. Это должны понять дети еще со школьной скамьи, в 3 классе. Проект «Почему воду нужно беречь», сделанный ими самостоятельно или вместе с родителями, помогает им осознать свою часть ответственности за качество и количество водоемов на планете.

Важность воды для всего живого

Большинство людей даже не задумываются, насколько важна для них вода. Попить чай дома, принять душ после работы, купить и выпить бутылочку воды в жаркий день – все это воспринимается нашими соотечественниками как данность. А представьте себе, что произойдет, если лишить человека живительной влаги всего на сутки. Да, он переживет, но комфортность жизни резко снизится – невозможность попить, приготовить еду, совершить элементарные гигиенические процедуры.

А что будет, если лишить человека воды на неделю? При низкой температуре и высокой влажности воздуха он, возможно, и выживет, но организму будет нанесен страшный удар не факт, что он сможет оправиться после этого. Ну а если увеличить этот срок до двух недель, то ни малейших шансов на выживание не останется. В первую очередь будут поражены сердце, мозг и почки.

Это же относится абсолютно ко всем живым организмам на планете – начиная от высших животных и заканчивая одноклеточными водорослями.

Причины загрязнения воды: тяжелые металлы

Все знают, что без воды все живое на Земле погибнет, но мало кто из людей задумывается, что в пресном состоянии ее насчитывается всего 3 %. И, несмотря на столь мизерное ее количество в общем объеме водной поверхности планеты, человечество продолжает (осознанно или нет) уничтожать и сокращать этот показатель. Вот почему нужно охранять водоемы, реки, беречь воду, ведь ее нехватка остро чувствуется уже во многих странах, особенно на Африканском континенте.

Основной причиной загрязнения воды являются промышленные предприятия. Заражение тяжелыми металлами — вот что происходит при сливе сточных вод не только в водоемы, но и в почву. Они просачиваются через нее и, достигнув грунтовых вод, становятся потенциально опасными для человеческого организма. История знает немало фактов, когда из-за артезианской или колодезной воды люди болели, мутировали или умирали. Когда такую воду брали на анализ, то в ней находили никель, ртуть, свинец, кадмий и другие металлы, которые и составляют основу сточных вод промышленных предприятий.

Вода в нашей жизни

Человек использует воду повсюду. И не только для того, чтобы приготовить себе еду или напиться. Без воды невозможно умыться и убрать в квартире.

Каждый день для питья человеку необходимо около двух литров воды. Вода нужна животным и птицам. Без воды не обойтись в сельском хозяйстве — для того, чтобы поливать растения. В засушливые годы, когда нет дождей, на это тратятся дополнительные усилия. Ведь для того, чтобы не пропал урожай, нужно на каждое поле потратить несколько бассейнов воды.

Вода используется в промышленности. Без нее не выплавить сталь, и не сделать обычную тетрадь.

Радиационное заражение

С развитием ядерного производства увеличилось заражение воды его отходами. Этот вид энергии наносит вред не только воде, но и всему живому на планете. Происходит это в виде:

  • Радиационных осадков. Испарения, образуемые в местах ядерных испытаний, в последствие выпадают дождем даже в регионах, расположенных за сотни и тысячи километров от источника.
  • Сточных вод. Ядерные предприятия, избавляясь от отходов производства, «хоронят» их в земле. Даже самый лучший бетонный саркофаг не способен удержать радиацию на достаточно долгое время. Сегодня все знают об аварии на Чернобыльской АЭС, и тех последствиях и уроне, которые она нанесла людям и природе.
  • Аварий на атомных подводных лодках и судах с двигателями на ядерном топливе. От этого больше страдают воды Мирового океана, но испарения с их отравленной радиацией поверхности также способны навредить рекам и озерам, расположенным далеко от источника заражения.

Возможно, школьникам 3 класса еще трудно понять, насколько вредна радиация для всего живого на планете, но учителя, задавая им в качестве домашнего задания написание рассказа, почему нужно беречь воду, должны упомянуть о существующей проблеме.

Проблемы канализационных стоков

Последствием глобальной урбанизации стали канализационные сточные воды, которые ежедневно несут в пресные водоемы пищевые отходы, остатки моющих средств, продукты человеческой жизнедеятельности и многое другое.

Попадая в воду, эти вещества способствуют развитию патогенных микроорганизмов, которые могут привести к заболеваниям и даже смерти тысяч людей, живущих в городах, если попадут в их краны по водопроводным трубам. Истории известны примеры эпидемий дизентерии и брюшного тифа.

Соблюдение законов

Проблема загрязнения пресных водоемов, как и морской воды, очень актуальна сегодня. В большинстве стран принимаются соответствующие законы по охране природы и водных ресурсов на государственном уровне. Впоследствии специальные органы следят за соблюдением норм и за экологией в регионах. Всех нарушителей ожидают штрафы и судебные разбирательства. В большинстве европейских стран, США, Канаде и других высокоразвитых странах природоохранные законы исполняются населением, так как наказания за их несоблюдение достаточно суровые.

Состав воды, куда предприятия или фермерские хозяйства сбрасывают свои отходы, постоянно проверяется, и если он не соответствует допустимой норме, то последствием может быть полная ликвидация и закрытие «виновника» с выплатой всех штрафных санкций и судебных издержек.

Вода и здоровье человека

Ученые уже давно говорят о взаимосвязи между физическим и психическим состоянием людей и водой, которую они пьют. Считается, что до 90 % заболеваний связано именно с качеством пресной воды, которую человек потребляет. Это не удивительно, так как организм людей состоит на 70 % из воды, которая также способна записывать и сохранять информацию, как и ее аналоги в морях, реках и озерах.

Когда в тело поступает жидкость, содержащая в своем составе вредные вещества, то внутренняя среда человека перестраивается, что и вызывает различные заболевания вплоть до мутации клеток и изменения ДНК. Вот почему нужно беречь воду, ведь именно от ее состава зависит качество и продолжительность жизни людей.

Малые запасы питьевой воды

Многие люди не понимают, почему важно беречь запасы воды именно из-за иллюзии того, что этот ресурс практически неисчерпаем. К сожалению, практика показывает обратное. Да, всю выпитую воду человек и другие организмы тем или иным способом выделяют в окружающую среду. Проходя стадии естественной обработки, она возвращается в исходное состояние и снова может использоваться.
Но учитывайте, что пресная вода составляет меньше 3% (а по другим не более 1%) от общего количества воды на планете. Причем большая ее часть — это снег и лед на полюсах Земли, а добраться до них совсем непросто. Поэтому на реки, озера и ручьи – доступные источники воды — приходится очень и очень небольшая часть.

А человечество активно загрязняет их – начиная от кучки мусора, выброшенного в реку после пикника, и заканчивая огромными заводами, превращающими чистую питьевую воду в настоящий яд, способный уничтожить любой организм, потребивший его.

Еще сто лет назад загрязнение было сравнительно небольшим – природа справлялась с ним, очищая воду и позволяя человечеству использовать ее снова и снова. Увы, на сегодняшний день люди давно перешагнули тот рубеж, после которого планета уже не может самоочищаться. Поэтому с каждым годом запасы воды, пригодной для питья, стремительно тают. Пока одни ученые беспокоятся об энергетическом кризисе, который наступит, когда закончится нефть, другие уверены – человечество погибнет именно из-за жажды, если не умерит аппетиты, не станет относиться к природе более разумно.

Цели:

I. а) формирование и обобщение знаний о воде,
явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой;

   б) создание условий для раскрытия
противоречий между обществом и природой по охране водных ресурсов от
загрязнений;

   в) формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в
необходимости охраны воды в природе;

   г) 
приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих
участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.

II. а) преодоление
потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к
ней;

     б) воспитание бережного отношения к
пресной воде. 

III.
а) работа в модульном блоке;

      б) развитие навыка самостоятельной и
практической работы.

Ход урока:

I. Организационный момент.


Какой раздел мы сейчас изучаем?

Тема сегодняшнего урока: «Вода. Берегите
воду!» Это уже четвертый урок, связанный с изучением воды. Наш урок будет
состоять из двух частей:

Цель I части урока:

Обобщение знаний о воде, ее свойствах, о
трех состояниях воды в природе и явлениях, связанных с водой.

Цель II части урока:

а) получить – новые знания по теме: «Вода.
Берегите воду!»  

б) мы попытаемся раскрыть противоречия
между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) приобрести знания и умения, позволяющие
вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в
природе.

II. Изучение нового материала.


Начинаем первую часть урока, целью которой является

(учащийся
называет цель, глядя на опору: ОБОБЩИТЬ…).

1. Актуализация
опорных знаний.

— Что
вы знаете о воде и ее значении?

(Учащийся
рассказывает у доски, что вода входит в состав любого организма, содержится во
всех частях растений, теле животного и человека. Масса воды в теле человека
составляет почти 2/3 его массы. В сутки человеку необходимо 2 л. воды. Вода
источник жизни на земле.)


Какая масса воды в твоем теле?

(30:
3 х 2=20 кг)


Определи, что входит в состав воды, используя карточки.

(На
доске вывешены карточки: ил, кислород, водород, примеси, минеральные соли,
песок, камни. Учащийся выбирает нужные карточки: кислород, водород, минеральные
соли и примеси).


Есть другие мнения?


Спасибо. Оценка.

Дополнение учителя: Да, именно такой
состав имеет вода, которую мы употребляем. Совсем чистой воды в природе нет. Ее
можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей,
поэтому она не годится для питья.


давайте вспомним, в каких состояниях находится вода в природе?

(Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном)

— Как
выглядит вода  в природе в твердом
состоянии?

(Лед,
снег)


Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

(Пар,
туман)


Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?

(Обычное
состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т.д.)


Покажите на молекулярных схемах, где какое состояние воды.

(На
доске три молекулярные схемы и три карточки с названиями состояний воды:
твердое, жидкое, газообразное. Учащийся выбирает нужную карточку с названием состояния воды, и крепит
к схеме.)


Какие свойства воды вы знаете?

(Учащийся
рассказывает о свойствах воды: без запаха, без вкуса, бесцветная, вода —
растворитель, имеет свойство фильтрование, при нагревании — расширяется, при
охлаждении — сжижается)


Где в быту используются свойства воды — растворитель?

(На
кухне, при готовке еды; когда умываемся)


А свойство, что вода при нагревании расширяется?

(Когда
закипает кастрюля, вода из нее выливается)

Дополнение учителя: Для человека очень
важно знать свойства воды, так как в своей жизни он очень тесно соприкасается с
ними.

2. Модульный блок.

А) Выполнение практических заданий.

— Продолжаем обобщать
знания о воде. Сейчас каждый из вас должен показать свои знания и умения в
практической деятельности. Возьмите листок с заданиями и приступайте к их
выполнению самостоятельно.

(На парте у каждого
учащегося все необходимые
принадлежности, микроскопы для выполнения практического задания)

Выполни задание.

1. Проверь свойство воды по запаху и вкусу.

2. Проверь свойство воды по цвету.

3. Проверь свойство воды: вода – растворитель.

4. Проверь утверждение, что воду можно фильтровать.

5. Проверь утверждение, что вода является средой обитания для
живых организмов.

6. Составь динамическую схему круговорота воды в природе.

Б) Проверка выполнения заданий.

III. Физкультминутка

                      Льется чистая водица,

                      Мы умеем сами мыться.

                      Порошок зубной берем,

                      Крепко зубы щеткой трем.

                      Моем шею, моем уши,

                      После вытремся посуше.


О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?

(Вода – растворитель, текучесть воды. Учитель крепит на доску данные свойства:
Вода течет, растекается повсюду.)


Сели ровно, продолжаем урок. Некоторые ребята уже получили оценки, вы тоже
можете получить ее, выполнив тест.

3. Выполнение тестовых заданий.

                                                  Тест.

1) Какое из веществ ты используешь в
повседневной жизни больше всего?

    А) крахмал                           Б) воду                              В) соль

 2) К какому веществу относится вода?

    А) к твердому веществу    Б) к жидкому веществу   В) к газообразному веществу

3)
О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в стакане опущенную ложку

     А) вода прозрачная           Б) вода бесцветная           В) вода является растворителем

4)
Какое из перечисленных веществ растворяется в воде?

     А) сахар 
                             Б)
глина                           
В)крахмал

5)
Какое из перечисленных веществ не растворяется в воде?

     А) соль                                Б) речной
песок               В) питьевая вода

6)
Что происходит с водой при нагревании?

    А) вода сжимается при нагревании

    Б) вода расширяется при нагревании

    В) изменений с водой при нагревании не
происходит

7)
Что происходит с водой при охлаждении?

     А) вода сжимается при охлаждении

     Б) вода расширяется при охлаждении

     В) изменений с водой  не происходит

8)
С помощью чего можно очистить воду от загрязнения?

    А) с помощью марли           Б) с помощью фильтра         В) с помощью решета

Итог I части урока:


Мы обобщили знания о воде, ее свойствах, о трех состояниях и явлениях,
связанных с водой.

1. Постановка учебной задачи (для II части урока).


Переходим ко второй части урока, напоминаем цели, глядя на опоры.

а)
получить — новые знания по теме «Охрана воды»;

б)
попытаться раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных
ресурсов от загрязнения;

в)
приобрести знания и умения, позволяющие нам участвовать в практической
деятельности, связанных с охраной воды в природе.

2. Рассказ учителя.

— Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?
(Реку)

(Учитель читает стихотворение и одновременно моделирует на доске картинку:
деревья, цветы, солнце, животные)


Течет река. Бежит река.

   Бежит река издалека.

   Как хорошо, когда река

   И широка, и глубока.

                      Растут
деревья и цветы,

                      И солнце светит с высоты.

                      Животные приходят на
рассвете

                     Попить воды как с родника.

— Что хочется сделать при виде такой реки?
(искупаться)

— Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо
беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много.
Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а
людям необходима пресная вода. Пресной 
воды значительно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый
недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не
постираешь. Уборку городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное
количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно
использовать 250 т воды. Ученые подсчитали, что каждый год в водоемы попадает
столько вредных веществ с ферм, заводов, бытового использования, что ими можно
заполнить 10 тысяч товарных поездов.

И
поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за
загрязнения. А происходит это примерно так:

Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и
выбрасывают мусор в реку.

— Что происходит?  (Река загрязняется)    

— Проходит время и на берегу реки люди построили
завод для изготовления бумаги. Он использует ее воду, а  потом грязную сливает обратно в реку.

-Что происходит с рекой и ее обитателями? (Рыба
умирает, животные заболевают — река гибнет)

— Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не
будет книг, тетрадей)

— Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?

 Вот  и
возникло противоречие между людьми
(обществом) и природой.

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Сейчас мы узнаем правильное его толкование из
словаря.

(учащийся читает, что обозначает данное слово)

— Возникает вопрос: Что же делать?

— Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает
ответы 2-3 человек)

— Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые,
автор нашего учебника в статье на стр. 58.

3. Работа с учебником («открытие нового знания»).

Учащиеся читают статью (чтение с пометками – «v» —
уже знал, «+» — новое, «-« — думал иначе, « ?» — не понял, есть вопросы).

— Оказывается воду можно очищать. Как можно воду
очищать?

а) строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ;

б) загрязненную воду очищают и снова используют
в целях экономии воды;

 Дополнение учителя:

— Проблема очистки воды актуальна  для каждого 
города. В 2007 году в нашем городе была введена в эксплуатацию новая
система очистки воды, которая делает водопроводную воду чистой и пригодной для
питья.

Такими
серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы дети, можете принимать участие в
охране воды? Как?

(Не загрязнять водоемы, озера, реки, где
отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря
не лилась вода.)

Дополнение
учителя
:
Из 1-го крана, если он течет, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими
можно заставить всю кухню снизу — доверху. — Сделайте вывод.

(нужно каждому следить за тем, чтобы вода в доме
не расходовалась  напрасно)

Дополнение
учителя
:
Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника « Не расходуй воду
напрасно», которую вы прочитаете дома.

А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в
поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми
занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой
патруль». Собирают мусор у водоемов.

Существует всемирно известная организация «Гринпис».

— Кто знает, как переводится это слово, может
кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).

— Она тоже пытается разрешать противоречия между
обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто
проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У
многих дома есть компьютеры и выход в интернет. Вы можете взять электронный
адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.

Например: защита озера Байкал от
загрязнения после строительства нефтепровода и др.,

— А еще эта организация снимает очень много
фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого
фильма.

( Просмотр отрывка видеофильма)

IV. Включение нового знания в систему знаний.  

— Понравился вам фильм? Что вы запомнили?
Обсудите в группах новую информацию.

(Вода — это богатство, которое нужно беречь. Она
— источник жизни на Земле)

V. Задание на дом.

— Запишите домашнее задание: прочитать стр.
57-60, ответы на вопросы стр. 61, в рабочей тетради стр. 25.

 VI. Рефлексия
деятельности (итог урока).

— Достигли
мы цели урока? Чему вы научились на уроке?

(Мы получили новые знания о воде и почему ее
необходимо беречь. Узнали, как ее надо
беречь и какое можно принимать участие в ее охране. А так же попытались разобраться, как можно
разрешить противоречия между обществом и природой по охране пресных  водных ресурсов).

Просмотр детских плакатов на тему: «Берегите
воду»

(Ребятам было задано домашнее задание: нарисовать плакаты на тему: «Берегите воду!». Каждый учащийся представляет свой плакат (рисунок) и объясняет, что он хотел им сказать,
какую проблему изобразил на своем рисунке) 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Закрепить знания учащихся о свойствах воды,
расширить представления об использовании и
охране воды человеком.
2. Развивать речь, логическое мышление, умения
сравнивать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобусы, физическая карта
Челябинской области, динамические таблицы,
тестовые задания, фрагмент видеофильма
«Охрана воды».

ХОД УРОКА:

1. Постановка учебных задач урока

— Сегодня на уроке мы будем заниматься
проблемами экологии. Что же такое экология? В
переводе с греческого “экос” — дом, “логос” —
наука. Следовательно, экология – это наука о
доме. О каком доме? О том, который строители
построили из кирпича и бетона? Нет, речь пойдет о
природном доме, о связях между человеком и
природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно
жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу
и самих себя.

Поговорим сегодня на уроке об охране воды. К
концу урока вы должны будете знать: роль воды в
природе, ее значение в жизни человека; что
наносит вред воде, узнать о мерах по охране воды.

2. Актуализация опорных знаний

(Работа по тестам)

— Чтобы определить значение воды для жизни на
Земле, вспомним, какими свойствами обладает вода.

Тест № 1. Какими свойствами обладает вода?

  1. Имеет цвет, не имеет цвета.
  2. Имеет запах, не имеет запаха.
  3. Имеет форму, не имеет формы.
  4. Прозрачна, не прозрачна.
  5. Обладает текучестью, не обладает текучестью.
  6. Растворитель.
  7. Медленно нагревается и медленно остывает,
    быстро нагревается и быстро остывает.

Допиши: вода находится в трех состояниях

(Проверка выполнения работы, заполнение
динамической таблицы на доске)

1

3. Изучение нового материала

— Для чего нужна вода? Где человек ее использует?

(Ответы учащихся и запись тезисов в
тетрадь)

a) для жизни человека, животных: без пищи человек
может прожить несколько недель, а без воды 2-3
суток. Вода входит в состав живых организмов. Ее
содержание колеблется в широких пределах: около
10% в эмали зубов, в среднем 80% массы тела. Если
человек взрослый весит 70 кг, то 50 кг из них – это
вода;
б) в производстве: ни одно производство не
обходится без воды. Так, например, чтобы
выплавить 1 тонну стали потребуется 150 тонн воды,
для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн
воды;
в) в сельском хозяйстве:для выращивания животных,
поливки сельскохозяйственных растений;
г) в быту: посчитай, сколько раз в день ты
встречаешься с водой;
д) водная дорога: для перевозки людей и грузов;
е) выработка электроэнергии: на
гидроэлектростанциях, используя силу падающей
воды.

Вывод: Вот, что значит вода! Она жизненно
необходима и является помощником человека.

4. Знакомство с проблемой пресной воды

(Глобус, атласы)

— Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на
Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают
большую часть нашей планеты. Почему же люди
страдают от нехватки воды?

Не забывай, что вода океанов и морей соленая, а
людям необходима пресная вода, которой на Земле
не так уж много.
Ученые подсчитали, что:

(Динамическая таблица на доске):

Мировой океан — 1 млрд. 338 млн. м3

Подземные воды:

— залегающие вблизи земной поверхности — 60 млн. м3
— залегающие глубоко под землей — 150 млн. м3

Ледники — 24 064 000 м3
Реки — 2 120 м3
Озера — 176 400 м3
Почвенная влага — 16 500 м3
Вода в атмосфере — 12 900 м3

— Какую воду человек не может
использовать? ( Стереть соответствующие записи
на доске)

— Как видите, пригодной для использования
человеком воды не так уж и много, меньше 3%. А кроме
того, людям требуется только чистая вода. Но ее
становится все меньше и меньше.

Что же наносит вред воде, каковы источники
загрязнения?

Тест № 2. «Что вредит воде?» (Подчеркни,
что вредит воде):

Бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы
заводов, водные растения, неисправный кран в
доме.

(Проверка выполнения теста с
комментариями учителя):

  1. Каждый год во всем мире в водоемы попадает
    столько вредных веществ, что ими можно было бы
    заполнить 10 тысяч товарных вагонов.
  2. Всего 5 л нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2
    водной поверхности (то есть площадь нашего
    класса).
  3. Экологическое моделирование.
  4. Что может
    произойти при кораблекрушении танкера с нефтью?

  5. Каждый метр сточных вод, попадая в водоем,
    приводит в негодность 100 л хорошей воды.
  6. Экологическое моделирование.
  7. Проследи, как
    загрязненная вода реки Миасс может повлиять на
    жизнь Мирового океана.

  8. При утечке из крана воды за сутки набегает целое
    ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю?
    Месяц?

Вывод: От загрязнения воды страдает все
живое. В реках, озерах погибают растения,
животные, чахнут растения на берегах.
Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

— Можно ли сохранить воду от загрязнения? Как?

5. Просмотр отрывка видеофильма «Охрана
воды
«

Выводы:

Строительство очистных сооружений.
— Экономия воды.
— Контроль за уровнем загрязнения воды.
— Посадка и охрана растений по берегам водоемов.

6. Итог урока:

Расскажи о роли воды в природе, для жизни
человека.
— Что наносит вред воде?
— Назови меры по охране воды?

  • Доклады
  • Экология
  • Почему надо беречь воду

Всем известно, что планета Земля на 71% состоит из воды, то есть 2/3. Человек состоит на 70% из неё. Поэтому с уверенностью можно заявить, что вода — это жизнь. Без неё человеческий организм протянет максимум 5 суток. Но мало, кто задумывается о её настоящей ценности, не зная о глобальных проблемах современности и о том, что запасы пресной, пригодной для питья воды, сокращаются с каждым днём.

Люди, не задумываясь о последствиях, загрязняют водоёмы сточными водами и другими различными отходами. Выбросы нефтепродуктов в воду привели к загрязнению мирового океана и экологическим катастрофам, выпадению кислотных дождей. Удобрение почвы химикатами отравляет подземные родники. Но, несмотря на это, сельхозпроизводители продолжают заниматься так называемым самоуничтожением, ведь выращенное на отравленной земле не является безопасным продуктом питания

С каждым годом количество модифицированных водяных обитателей увеличивается. Рыба отравляется и умирает, либо продолжает жить. Но в природе всё взаимосвязано: есть виды птиц и других животных, которые питаются рыбой, следовательно, будет отравлен другой вид. И так вся дальнейшая пищевая цепь. Но в итоге пострадает сам человек, даже не подозревающий о том, что процесс медленного уничтожения запущен.

Нехватка воды уже ощущается на Африканском континенте, потому что общий процент запасов пресной воды равен 3, что катастрофически мало. Если не начать беречь воду, то вскоре, в ближайшем будущем, её станет не хватать людям, проживающим и в других частях Света.

Для охраны водных ресурсов надо соблюдать обычные правила:

  1. экономить воду в повседневных расходах;
  2. плотно закрывать водопроводный кран, чтобы не растрачивать запасы зря;
  3. не выбрасывать мусор в водоёмы во время отдыха, так как есть специальные урны;
  4. очищать её от бытовых и промышленных отходов. Если не можете справиться самостоятельно, то следует позвонить в инспекцию по охране окружающей среды.

Вариант 2

Вода является одним из самых важных компонентов, обеспечивающих жизнь на нашей планете. Почти все живые организмы состоят из воды. Например, медуза содержит более 90% воды в своём организме. Всем известно, что арбуз и огурец состоят почти на 100% из воды. Человек также состоит более чем на 50% из воды. Если лишить человека жидкости, то он сможет прожить максимум 5 дней.

Исходя из вышеперечисленных фактов мы видим, что жить без воды невозможно. И это лишь некоторые причины, которые заставляют нас беречь водные ресурсы.

Вода на нашей планете бывает разная: соленая и пресная, в виде льда и снега, чистая и не пригодная для питья. Чистой пресной воды не так уж много на земле. Во многих странах люди серьёзно страдают от нехватки воды. И речь идёт не о том, что им недостаточно воды для стирки или полива растений, а о том, что люди не имеют воды для питья.

Если следовать советам природоохранных организаций, то возможно сделать очень многое для того, чтобы сберечь воду. С детства детей надо приучать к экономии. Когда человек умывается и чистит зубы, то вода из крана летит под большим напором. А ведь так просто уменьшить поток воды или даже закрыть кран на тот промежуток времени, пока вы чистите зубы. Принять душ или ванну? Учёные рассчитали, что когда человек принимает душ, то он тратит меньше воды, чем при мытье в большой ванне.

Основными потребителями воды являются промышленные предприятия. Они используют чистую воду, а затем образуются загрязненные вредными веществами сточные воды, которые приносят огромный ущерб природе. Когда такая вода испаряется, то потом она возвращается на землю кислотными дождями. Такой круговорот веществ в природе приводит к заболеваниям среди людей и животных. Человек сам губит своё здоровье.

Хоть на первый взгляд нам кажется, что вокруг нас огромное количество воды, но всего лишь 3% является пригодной для питья. Если не беречь воду и относится так варварски к водным ресурсам, то можно в скором времени остаться без воды. Растения, животные и люди не смогут выжить на планете, где нет воды.

В наше время существует множество организаций, которые всеми силами стараются защитить природу. Но не всегда их усилий достаточно, чтобы остановить весь тот ужас, что творит сам человек с природой. Чтобы сохранить воду, необходимо участие каждого жителя планеты. Даже ребёнок способен многое сделать для экономии воды.

Сообщение Берегите воду

Вода очень важный компонент для жизни всего живого на планете, без неё нельзя прожить и ничем ее не заменить. С каждым годом на всей нашей огромной планете уменьшаются запасы пресной воды, поэтому необходимо беречь воду, экономично ее расходовать, ведь без неё погибнет все живое на Земле. Без воды не обходится не одна промышленность, любой продукт, который попадает к человеку на стол,  для его производства была использована вода.

После нескольких десятилетий, как многие страны загрязняли свои водоемы сточными водами от фабрик и заводов, у них произошла экологическая катастрофа, и только после этого весь мир понял, как важно беречь воду. Причиной загрязнение воды является попадание из сточных труб тяжелых металлов, щелочей, они также могут попасть в водоемы через загрязненную и зараженную почву.

Известны по миру случаи, когда недобросовестные сельскохозяйственные предприятия в погоне за высоким показателем урожайности обрабатывали свои угодья химикатами, в результате этой обработки происходило постепенное отравление грунтовых вод, либо через ливневые потоки зараженная вода попадала в водоем. На месте отравленного водоема образуется, и очень быстро разрастаются сине-зеленые водоросли, они вытесняют все, что есть живое в водоеме и со временем он становится похож на безжизненное болото.

Вода в кране берется из реки, озера, сначала она поступает на станцию подготовки, где ее очищают в несколько подходов, добавляют реагенты, отстаивают, фильтруют, обеззараживают. После использования вода попадает в честные сооружения, где ее отстаивают, добавляют реагенты, обеззараживают, и отправляют на выходе полностью очищенной.

Необходимо следить за качеством питьевой воды, ведь именно от ее качества зависит здоровье человека. Практически все заболевания человек приобретает из-за воды несоответствующего качества. Организм человека так устроен, что при попадании в него вредоносных веществ он способен полностью перестроиться, что вызывают заболевания, даже до мутационных изменений клеток и ДНК. Очень важно каждому человеку осознать, что без воды все живое на планете погибнет, поэтому людям необходимо бережно к ней относится, не загрязнять свои водоемы, выключать воду без надобности и экономно ее расходовать.

Чистота воды — залог нашего здоровья.

Картинка к сообщению Почему надо беречь воду

Почему надо беречь воду

Популярные сегодня темы

  • Всемирная паутина

    Всемирная паутина или как её еще попросту называют web, это различная информация с любым содержанием, которая находится на компьютерах, подключенных в сети интернет. Такое название ей дал физ

  • Творчество Николая Крымова

    Николай Петрович Крымов появился на свет в 1884 году в Москве. Его отец являлся живописцем, который работал в традициях «Товарищества передвижников». Именно отец стал главным наставником для

  • Крещение Руси

    До середины Х века основным религиозным течение на Руси было язычество. У славян существовал свой собственный пантеон богов, праздники и религиозные украшения.

  • Бурый медведь

    Бурый медведь это лесной обитатель, и самый известный хищник. В основном у наций его упоминают в сказках и поверьях. Он нередкий персонаж русских сказок.

  • Созвездие Стрельца

    Стрелец – крупное созвездие южного полушария, расположенное по соседству с созвездиями Козерога, Змееносца, Южной короной, Скорпиона и другими. Площадь созвездия около 867 квадратных градуса

  • Профессия Медсестра

    Профессия медсестры была, есть и будет востребована во всевозможных странах в любое время. История подобного рода деятельности берет своё начало ещё в 11 столетии: девушки и женщины помогали

Жизнь человека неразрывно связана с окружающей природой, без которой ему никак не обойтись. Мы уже говорили с тобой о том, что дает человеку природа и как важна она в нашей жизни. Из этой статьи ты узнаешь, как можно сохранить природу и для чего это обязательно надо делать.

«Мы научились летать по воздуху как птицы. Мы научились плавать под водой как рыбы. Нам еще осталось научиться жить на Земле как люди.» Д. Даррелл

Охрана природы

Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа дарит нам все свое богатство (материальное и духовное). А мы в свою очередь должны его расходовать разумно и аккуратно, потому что оно не бесконечно. К сожалению, хозяйственная деятельность человека часто наносит значительный ущерб окружающей среде.
Чтобы строить и отапливать жилье, расширять сельскохозяйственные угодья и пастбища, производить бумагу и мебель вырубаются леса, которые очень важны для нашей Планеты, потому что именно они очищают воздух, насыщают его кислородом. Транспорт и промышленные предприятия загрязняют воздух, почвы, воду.

Практически в каждой стране мира есть закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природные богатства, правильно их использовать, заботиться о том, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям. Поэтому с самого раннего детства ты должен понимать важность охраны природы. Спросишь, что ты, ребенок, сможешь сделать сейчас? Думаешь, что пока от тебя мало что зависит? Поверь мне, ты и сейчас можешь внести свою посильную лепту в охрану окружающей среды. Есть специальная система правил, выполняя которые мы сможем помочь природе, защитить ее от разрушительных последствий. Итак, поговорим об экологической культуре.

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДОЕМОВ

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДОЁМОВ

— комплекс организационных, технических, санитарно-технических, юридических и иных мероприятий, предотвращающих промышленное, бытовое, сельскохозяйственное и другие виды загрязнения водоемов. Соблюдение санитарного законодательства обеспечивает сохранение водоемов как надежного источника доброкачественной воды (см. Источники водоснабжения), используемой населением для хозяйственно-питьевого водоснабжения (см.) и рекреационных целей. Ограниченная эффективность очистных сооружений в отношении удаления хим. загрязнений воды обусловливает прямую связь между исходным содержанием веществ в воде водоемов и питьевой воде. В свою очередь качество воды водоемов зависит от количества поступающих в водоемы сточных вод (см.) и степени их загрязнения. Поэтому проблему С. о. в. важно рассматривать в неразрывном единстве трех составных элементов: хим. и биологические загрязнения, поступающие из различных источников,— качество воды водоемов — качество питьевой воды (см.).

В условиях научно-технической революции резко возросло загрязнение водоемов различными хим. соединениями во всех экономически развитых странах и особенно в США, Японии, ФРГ, Австрии, Франции. Загрязнение водоемов может приводить к возникновению заболеваний, обусловленных различными хим. соединениями (ртути, кадмия и др.), к-рые по пищевым цепям (см.) попадают в органиЗхМ человека.

Загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами приводит к ухудшению качества рыбы и отказу населения использовать водоемы в рекреационных целях из-за образования маслянистой пленки на поверхности воды и появления специфического неприятного запаха. Потребление воды с повышенным содержанием фтора вызывает поражение зубов (см. Флюороз).

Способность водоемов к самоочищению ограничена, и если не проводить специальные мероприятия по С. о. в., то качество воды может ухудшаться до такой степени, что она становится непригодной для удовлетворения нужд населения, промышленного и сельскохозяйственного водопользования. Водоемы теряют рыбохозяйственное значение, состояние водных экосистем необратимо и зменя етс я.

Исторически проблема С. о. в. развивалась от так наз. запретительных мер до осознанной необходимости регламентировать допустимые пределы изменения качества воды водоемов под влиянием загрязнения. Однако запрет сброса стоков в водоемы игнорировал законы экономического развития государств, становился тормозом на пути прогресса промышленности.

Успехи в развитии технологии очистки сточных вод и научных исследований по безопасным условиям водопользования привели к формированию понятия о допустимых пределах загрязнения, принципов гиг. нормирования (регламентирования) веществ в воде. На первых этапах рекомендовалось регламентировать состав сточных вод, спускаемых в водоем. Но сброс стоков одного и того же предприятия в небольшую реку неравнозначен по последствиям сбросу в крупную реку. Поэтому в дальнейшем концепция нормирования была оправданно отнесена к регламентации состава воды водоемов в первом пункте водопользования ниже точки сброса сточных вод. При этом предполагалось в качестве стандарта принять естественный состав воды природных водоемов (по содержанию микроэлементов, других хим. веществ и по органолептическим свойствам). Такие же требования рекомендовалось предъявлять и к сбрасываемым в водоем сточным водам. Такой природоохранительный принцип С. о. в. не учитывал, что естественными элементами водных экологических сообществ могут являться опасные для здоровья человека патогенные микроорганизмы и гельминты.

В состав природных вод могут входить такие токсичные вещества, как мышьяк, фтор, нитриты, бор, концентрации к-рых в разных водоемах варьируют от низких до высоких уровней, способных вызвать интоксикации у человека.

Научные основы С. о. в. были впервые в мире сформулированы на основе концепции гиг. нормирования веществ в воде и обоснования их предельно допустимых концентраций (см.) с учетом влияния загрязнений на здоровье и условия водопользования населения; большой вклад в это внесли А. Н. Сысин и С. Н. Черкинский. В общем виде ПДК — это концентрация вещества в воде, при превышении к-рой вода может стать непригодной для одного или нескольких видов водопользования (хозяйственно-питьевого, рекреационного, рыбохозяйственного, сельскохозяйственного и др.)-

Гиг. ПДК устанавливают на основании медико-биологических исследований, исходя из приоритетности гиг. требований обеспечения безопасности и благоприятных условий водопользования населения. Наименьшая концентрация, установленная по трем признакам вредности (санитарно-токсикологического, органолептического и общесанитарного), принимается в качестве ПДК с указанием лимитирующего признака, т. е. признака по к-рому установлена ПДК.

При разработке ПДК учитывается также стабильность и трансформация вещества в воде с целью определения длительности его сохранения в воде и гиг. оценки возможных продуктов его трансформации по сравнению с исходным веществом. Широко используется принцип моделирования действия веществ в экспериментах на животных, изучение процессов самоочищения воды. Пороговые концентрации по влиянию на органолептические свойства воды устанавливаются только на основании непосредственного изучения психофизиологических реакций человека. Наряду с изучением функционального состояния различных систем организма животных важное значение при установлении ПДК придается выявлению отдаленных эффектов действия веществ, включая их влияние на репродуктивную функцию животных (эмбриотоксический, гонадотоксический. канцерогенный и другие эффекты).

В нашей стране действует ряд законодательных государственных актов, направленных на охрану природных богатств, в том числе и на защиту водоемов от загрязнения.

10 декабря 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик», в соответствии с к-рыми приняты водные Кодексы союзных республик. В этих документах определены порядок использования вод для нужд населения, обязанности и права организаций, предприятий, учреждений и граждан в области использования водных объектов и охраны их от загрязнений.

Контроль за условиями сброса сточных вод в водоемы осуществляют бассейновые инспекции Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Санитарное состояние водоемов и условия водопользования населения контролируют СЭС. Общий контроль гидрохимических и гидробиологических показателей водоемов ведут учреждения Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Водоемы рыбохозяйственного значения контролируют учреждения Министерства рыбного хозяйства СССР.

Важным законодательным документом, объединяющим интересы рыбохозяйственных организаций и вопросы охраны здоровья населения, являются «Правила санитарной охраны водоемов от загрязнения прохмышленными сточными водами», в к-рых изложены гиг. требования к спуску сточных вод в водоемы. Этими правилами запрещается сброс в водоемы сточных вод, если имеется возможность сокращения их количества путем рационализации технологии, организации оборотного, повторного водоснабжения или бессточных производств; возможна утилизация содержащихся в стоках веществ; не установлены ПДК веществ, содержащихся в сточных водах; возможно использование стоков для орошения в сельском хозяйстве. В случаях, когда сточные воды все-таки необходимо отвести в водоем, правила определяют условия, к-рые исключают возможность ограничения и нарушения нормальных условий водопользования.

Правила регламентируют общие требования к составу и свойствам воды водных объектов у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (таблица); предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водных объектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового водопользования; общие требования к составу и свойствам воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, и перечень предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей.

Правила определяют не только условия спуска сточных вод в водоемы, но и порядок контроля эффективности очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод. В соответствии с правилами проводится расчет допустимого содержания веществ в сточных водах, устанавливается мощность и набор очистных сооружений и определяется величина предельно допустимого сброса.

Имеются и другие документы, направленные на С. о. в., напр, методические рекомендации по санитарной охране водоемов от загрязнения нефтью, сточными водами предприятий черной металлургии, угольной промышленности и др.

В нашей стране разработана гиг. классификация водоемов по степени загрязнения, к-рую можно использовать для определения последовательности проведения оздоровительных мероприятий на водоемах. Ограничение загрязнения водоемов может быть достигнуто путем совершенствования технологии производства в направлении комплексной переработки сырья с извлечением ценных веществ из сточных вод. К числу мероприятий по С. о. в. относятся также внедрение технологических процессов с оборотным водоснабжением, повторное использование сточных вод, использование стоков для орошения полей (см. Поля орошения) и т. д.

Для улучшения санитарного состояния водоемов большое значение имеет очистка ливневых стоков с территорий городов, совершенствование мероприятий по очистке стоков животноводческих комплексов, мероприятий по предупреждению смыва удобрений и ядохимикатов с полей в близлежащие водоемы. Для очистки сточных вод используются механические, химические, биохимические и физико-химические методы.

Проблема С. о. в. имеет особенности при зарегулировании многих крупных рек (см. Водохранилища). Поступление в водохранилища значительных количеств биогенных элементов (фосфатов, нитратов, нитритов и других азотсодержащих соединений) в ряде регионов страны, особенно южных, приводит к усиленному разрастанию водорослей (эвтрофикация водоемов).

С целью дальнейшего совершенствования системы охраны водоемов проводится международное научное сотрудничество в рамках СЭВ. Проблема охраны водоемов от загрязнения вредными веществами решается в программах ВОЗ «Гигиенические критерии состояния окружающей среды» и «Химическая безопасность» и разрабатываются в рамках Международного регистра потенциально токсичных веществ (ЮНЕП ООН).

См. также Охрана окружающей среды.

Таблица. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СВОЙСТВАМ ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ У ПУНКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО И КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Показатели состава и свойств воды водоема или водотока Категории водопользования
Для централизованного или нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий Для купания, спорта и отдыха населения, а также для водоемов в черте населенных мест
Взвешенные вещества Содержание взвешенных веществ не должно увеличиваться больше чем на:
0,25 мг/л 0,75 мг/л
Для водоемов, содержащих в межень более 30 мг/л природных минеральных веществ, допускается увеличение содержания взвешенных веществ в воде в пределах 5%.

Взвеси со скоростью выпадения более 0,4 мм/сек для проточных водоемов и более 0,2 мм/сек для водохранилищ к спуску запрещаются

Плавающие примеси (вещества) На поверхности водоема не должны обнаруживаться плавающие пленки, пятна минеральных масел и скопление других примесей
Запахи, привкусы Вода не должна приобретать запахи и привкусы интенсивностью более 2 баллов, обнаруживаемых: непосредственно или при последующем непосредственном хлорировании.

Вода не должна сообщать посторонних запахов и привкусов мясу рыб

Окраска Не должна обнаруживаться в столбике
20 см 10 см
Температура Летняя температура воды в результате спуска сточных вод не должна повышаться более чем на 3° по сравнению со среднемесячной температурой воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет
Реакция Не должна выходить за пределы pH 6,5 — 8,5
Минеральный состав Не должен превышать по сухому остатку 1000 мг/л, в том числе хлоридов 35 0 мг/л и сульфатов 5 00 мг/л Нормируется по приведенному выше показателю «Привкусы»
Растворенный кислород Не должен быть менее 4 мг/л бе, отобранной до 12 часов дня в любой период года в про-
Биохимическая потребность в кислороде Полная цотребность воды в кислороде при 20° не должна превышать:
3 мг/л 6 мг/л
Возбудители заболеваний Вода не должна содержать возбудителей заболеваний.

Сточные воды, содержащие возбудителей заболеваний, должны подвергаться обеззараживанию после соответствующей очистки.

Отсутствие в воде возбудителей заболеваний достигается путем обеззараживания биологически очищенных бытовых сточных вод до коли-индекса не более 10 00 в одном литре при остаточном хлоре не менее 1.5 мг/л

Ядовитые вещества Не должны содержаться в концентрациях, могущих оказать прямо или косвенно вредное действие на организм и здоровье населения

Библиография:

Красовский Г. Н. и др. Принципы эколого-гигиенического регламентирования качества воды водных объектов, Водные ресурсы, № 2, с. 3, 1982, библиогр.; Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами, под ред. С. Н. Черкин-ского, в. 1—9, М., 1949 — 1969; Чер- к и н с к и й С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы, М., 1977.

Г. Н. Красовский.

Что такое экологическая культура

Экологическая культура — это система правил, определяющих поведения человека по отношению к окружающей среде, к Природе, ко всему живому на Земле.
Всю систему правил можно разделить на 4 большие раздела.

Культура поведения по отношению к животным и растениям • Побольше общайся с животными (в зооуголках, зоопарках, помогай в приютах для животных, ухаживай за домашними питомцами). • Внимательно изучай растения (сажай деревья, цветы, изучай полезные свойства растений, помогай взрослым на огороде, в саду). • Научись любоваться растениями в природной среде, а не сорванными или срубленными для личной прихоти. • Учись наблюдать за животными и растениями в среде их обитания и произрастания. • Береги живую природу, сохраняй ее для следующих поколений.

Культура использования воды • Экономно используй водопроводную воду в твоем доме. • Учись находить повторное применение воде (например, водою из аквариума можно поливать цветы, огород). • Собирай дождевую воду и используй ее на свои нужды. • Старайся как можно меньше загрязнять воду продуктами бытовой химии (например, можно отказаться от применения моющих средств, которые содержат фтор).

Культура энергосбережения • Экономь электроэнергию. Не забывай отключать свет в светлое время суток в подъезде, в квартире. • Закрывай на ночь шторы, этим ты уменьшишь выход тепла из комнаты через окна. • Экономно относись к горячей воде, ведь на ее подогрев расходуется электричество или другое топливо, используемое в котельной. • Не оставляй зимой двери подъезда открытыми (происходит потеря тепла).

Правила поведения на природе • Не ломай ветки деревьев и кустов, не топчи растения, не срывай соцветия. • В лесу и поле ходи по тропинкам. • Не разрушай муравейники, так как это дом для целого семейства насекомых. • Относить с вниманием к жителям леса, не обижай их. • Убирай за собой мусор. Не закапывай его в грунт и не бросай в водоемы. • Не пользуйся браконьерским снаряжением. • Не пользуйся моющими средствами на берегу водоема.

Вот видишь, сколько важных правил, следуя которым ты сможешь помочь Природе. А теперь рассмотрим некоторые вопросы, связанные с охраной природы.

Что люди делают для охраны рек?

К счастью, человечество осознало, какой ущерб оно наносит окружающей среде. В настоящее время люди по всему миру приступили к осуществлению плана по охране водоемов, в частности рек. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Первый этап заключается в создании разных очистных сооружений. Осуществляется применение малосернистого топлива, полностью уничтожается или качественно перерабатывается мусор и прочие отходы. Люди строят дымовые трубы высотой в 300 метров и более. Происходит рекультивация земель. К сожалению, пока даже самые современные и мощные очистные сооружения не могут обеспечить полную охрану водоемов. Например, дымовые трубы, призванные снизить концентрацию вредных веществ в тех или иных реках, распространяют пылевые загрязнения и кислотные дожди на огромные расстояния.
  2. Что люди делают для охраны рек еще? Второй этап основан на разработках и применении принципиально новых природоохранительных технологий производства. Осуществляется переход к малоотходным или совсем безотходным процессам. Например, многим уже известно так называемое прямоточное водоснабжение: река – предприятие – река. В ближайшем будущем человечество хочет заменить его оборотным водоснабжением или вообще «сухой» технологией. На первых порах это позволит обеспечить частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и прочие водоемы. Стоит отметить, что данный этап можно назвать главным, поскольку при помощи него люди не только уменьшат загрязнение окружающей среды, но и предупредят его. К сожалению, это требует больших материальных затрат, непосильных для многих стран земного шара.
  3. Третий этап – это хорошо продуманное и наиболее рациональное размещение «грязных» производств, пагубно влияющих на окружающую среду. Таковыми являются предприятия, например, нефтехимической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности, а также изготовление различных стройматериалов и тепловая энергетика.

Вопросы и ответы по теме охрана окружающей среды

1- Что такое утилизация отходов

Запасы многих видов природного сырья практически истощены. Но в большинстве случаев отходы и мусор можно повторно перерабатывать и получать из них новую продукцию. Повторное использование отходов — это и есть утилизация.

Перед переработкой отходов их необходимо рассортировать, так как разные виды отходов подлежат разной переработке.

На картинке слева показана установка для сортировки отходов:

1- Изделия из пластмассы 2- Изделия из стекла 3- Изделия из бумаги 4- Изделия из металла

Например, старые стеклянные изделия можно переработать, переплавив их, и из полученного стекла сделать новые бутылки и банки.

Алюминиевые консервные банки, металлолом, пластмассовые бутылки, макулатура, картонные коробки, старая одежда также могут послужить вторичным сырьем для изготовления новой продукции.

2- Почему появилась озоновая дыра

На высоте около 25 км в атмосфере располагается тонкий слой озона, который защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Фреоны разрушают озоновый слой. Из-за их накопления в атмосфере озоновый слой над Антарктидой стал более тонким и получилась озоновая дыра. Фреон использовался в холодильных установках, аэрозолях и в процессе глубокого замораживания полуфабрикатов, но сейчас его использование запрещено.

3- Зачем нужны заповедники

Разрушение природных ландшафтов и охота привели к тому, что многие виды диких животных оказались на грани исчезновения, а некоторые уже исчезли. Для сохранения редких видов и создаются специальные заповедники, где сохраняется необходимая природная среда для их жизни, а охота в таких местах запрещена.

4- Как очищают землю?

Вредные выбросы и отходы промышленных предприятий загрязняют атмосферу, воду и почву. Мусорные свалки, шахты и карьеры разрушают природные ландшафты и уничтожают растительность. Территории, на которых были мусорные хранилища или промышленные предприятия подлежат обновлению. Для этого их очищают и покрывают толстым слоем свежего грунта. На месте старых карьеров можно создать ставки и озера.

5- Что такое кислотные дожди?

При сжигании ископаемого топлива в воздух попадают вредные химические вещества, например, диоксид серы и оксиды азота(1).
В атмосфере при их взаимодействии с водяным паром получатся кислоты, а со временем из туч выпадают кислотные дожди (2).

Ветер быстро перегоняет тучи, и поэтому кислотные дожди могут выпадать далеко от промышленной зоны. От таких дождей погибают деревья, снижается плодородие почвы, загрязняются водоемы, погибает рыба, разрушаются стены зданий…

Из моего рассказа вы узнали, как и зачем необходимо охранять природу. Надеюсь, это поможет вам понять всю важность охраны окружающей нас природы и бережного отношения к ней с раннего детства.

  • Одинокая Ведьмочка
  • Путешествие Капельки бензина или как…
  • Путешествие в осень
  • Сойка и Сорока
  • Английский язык в сказках.
  • Как важно быть нужным

Метки: Автор Лора

« Предыдущая запись

Охрана и использование

Использование и охрана водоемов Краснодарского края проводятся службами различных ведомств. Так, водохранилища используются для поддержания необходимого уровня воды для возможности судоходства. Все водоемы, кроме соленых, используются для орошения районов с недостаточной влагой, для обеспечения нормального полива полей, в том числе рисовых.

Постоянно ведется наблюдение за состоянием водоемов в рамках, в которых осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор и мониторинг. За состоянием качества воды наблюдают на 297 точках отбора. 42 находятся на водоемах I категории (хозяйственно-питьевое снабжение), 136 – II категории (купание, спорт, отдых населения), 119 – III (рыбохозяйственное назначение) категории. С 15 мая до окончания летнего курортного сезона ежедекадно производится лабораторный контроль качества воды. Ведется постоянная разъяснительная работа с населением о недопустимости загрязнения водоемов.

  • Рассказ об осеннем дне 2 класс
  • Рассказ об осени подготовительная группа развитие речи
  • Рассказ об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой кратко
  • Рассказ об осенних деревьях кустарниках
  • Рассказ об осенних встречах с музыкой