Рассказ об охране природы

Тема урока: будь природе другом тип урока: открытие новых знаний форма проведения урока: урок - конференция цель: продолжить формирование ответственного

Тема урока:
«Будь природе другом»

Тип урока:
открытие новых знаний

Форма проведения
урока: урок — конференция

Цель: продолжить
формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения
тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

— воспитание бережного отношения к природе, к
родному краю;

— формирование умений работать с разными
источниками информации (учебник, рабочая тетрадь, тесты, художественные тексты)

— формирование УУД в выполнении Правил друзей
природы

— развитие умений работать в сотрудничестве и
самостоятельно, развитие внимания, мышления и воображения;

— способствовать охране и укреплению
психического и физического здоровья.

Формирование УУД:

Личностные: 
проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта, иметь
целостное представление о картине мира, проявлять самостоятельность и
ответственность за свои действия, бережно относиться к ценностям природы.

Познавательные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать
свои достижения на уроке; проводить простейшую классификацию изученных объектов;
проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных
результатов; формировать представление об экологических знаках; устанавливать
причинно-следственные связи на основе информации учебника.

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков
сотрудничества со сверстниками в парной и групповой работе, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы и формы обучения:  частично-поисковый, исследовательский; фронтальная,индивидуальная, групповая
и парная работа,

Межпредметные связи:  литературное чтение

Образовательные ресурсы:   А.А. Плешаков, учебник «Окружающий мир» с. 92-95, рабочая тетрадь,
карточки для работы, тесты

                                                                                                            
Ход урока

                                          Содержание
деятельности учителя

                          Содержание
деятельности обучающихся

                                                         
                          Самоопределение к учебной деятельности

 Учитель предлагает ребятам настроиться на
работу, желает хорошего настроения, активности и бережного отношения друг к
другу.

— А для того, чтобы у нас на уроке было
хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и
друг другу передадим частичку тепла и доброты друг другу.

Проговаривается всем классом эмоциональный
настрой на урок в стихотворной форме:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

                                                                                    
Актуализация необходимых знаний

 -С чего мы должны начать урок?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Что нужно повторить, чтобы изучить тему
урока?

Учитель предлагает вспомнить, в каком году
была издана Международная Красная книга, для чего в книге разноцветные
страницы и по какой причине растения и животные могут менять свое
местонахождение в Красной книге.

С повторения необходимых знаний 

О Красной книге

Сведения о Красной книге

Дети отвечают на вопросы учителя
(фронтальная беседа)

                                                                   
Мотивация учебной деятельности (постановка учебной задачи)

Учитель читает рассказ про кузнечика. (Из
учебника)

Предварительная беседа о том, кого можно
считать другом, а кого врагом.

 — Кто догадался, о ком мы сегодня будем
разговаривать?

Учитель предлагает определить учебную задачу
 и тему  урока. (Нужно отметить, что тема урока звучит как призыв.)

 В течение урока учащиеся должны доказать, являются
ли они   друзьями природы.

Учитель сообщает, что урок будет проходить в
виде конференции и каждый будет работать в группе, представляя «Комитет по
охране природы»

— К вашей одежде прикреплен разноцветный
круг, обозначающий работу в   отделе «Комитета по охране природы»

— Какие отделы принимают участие в
конференции, назовите. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц;
по охране насекомых; по охране растений и по охране рыб)

Каждый отправится в тот отдел, каким цветом
обозначен указатель на столе.   

(Учитель объясняет,  что на уроке
продолжится разговор об охране природы и в ходе урока будут  приняты правила
поведения в природе, от которых зависит состояние окружающей среды.  

Дети рассказывают о том, кто такой друг и
кто такой враг, участвуют в обсуждении, описывают зрительные образы, высказывают
свое мнение.

— О друзьях природы.

Дети  участвуют в определении учебной задачи
урока. Читают учебную задачу в учебнике. Называют тему урока.

Учащиеся высказывают мнения, что такое
«конференция» и находят в словаре правильное значение слова. 

 Учащиеся называют отделы и переходят  в
группы

                                                                  
Открытие нового знания (организация познавательной деятельности)

Учитель проводит беседу с учащимися о
взаимосвязи человека и окружающей средой и организуется  работа по вопросам:   почему
не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Перед началом работы в парах учащиеся
вспоминают памятку для правильной организации работы в группах и в парах.

 Учащиеся работают по схеме в учебнике и с
её помощью рассказывают, почему многие растения и животные встречаются всё
реже.

Учитель знакомит учащихся с экологическими
знаками на примере дорожных знаков.  

Организует работу с учебником. Предлагает
объяснить к каждому правилу свой знак.

Беседа о форме знаков, цвете окантовки и о
значении каждого знака.

Физкультминутка проводится под музыку и её
содержание отражает

содержание урока.

   У оленя дом большой.

   Он глядит в своё окно.

   Заяц по лесу бежит, в дверь к нему
стучит.

   Тут, тук, дверь открой,

   Там в лесу охотник злой.

   Двери шире открывай – лапу мне давай.

(Каждая фраза сопровождается определенными
движениями.)

Актуализируют личный опыт, рассказывают,
почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек и необходимо соблюдать в лесу
тишину.

Высказывают предположения, устанавливают
причинно-следственные связи.

Рассматривают схему-иллюстрацию в учебнике,
работают в парах.

Дети слушают рассказ учителя, вспоминают
знаки, которыми руководствуются водители на дорогах.

Дети читают вслух «Правила друзей природы»,
объясняют значение каждого знака.

                                                                               
Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

Учитель организует выполнение задания в
тетради.

 Начинается  работа в группах. (Выбираются
«начальники» каждого отдела, которые будут регулировать работу всех
«сотрудников».)

Каждый «отдел охраны природы» получает
инструктивное письмо (конверт) с заданием. (Внутри каждого конверта 
прилагается инструкция выполнения задания)

Учащиеся работают в группах (с
использованием карточек). 

Составляют правила защиты зверей, птиц,
насекомых, рыб.  

Работают по таблицам, подбирают к заданиям
нужные знаки. Отгадывают загадки.

Группы – отделы представляют результаты   работы,
защищают свой «Отдел охраны природы» по плану. (У каждого план ответа   прилагается
в инструкции.)

                                                                 
                                              Рефлексия

1.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
45

                                                  
                  имени Д.И.Блынского г.Орла

                                      Конспект урока — конференции  

         по окружающему миру (ФГОС)

                                 2 класс         

       «Будь природе другом»

                                                                                       
Учитель начальных классов

                                                                                          
Рыскина Н.В.

Я  — зверёк
лесной.                                                                        Что
же это за девица,

Встал, как столбик
под сосной.                                                Не швея, не
мастерица.

И стою среди травы
–                                                                 Ничего сама
не шьёт,

Уши больше
головы..                                                                  А в
иголках круглый год.

Кто зимой, забыв
тревоги,

 Крепко спит в своей
берлоге?

                                                                                             
Белым шариком пушистым

                                                                                                                Я
красуюсь в поле чистом

Кто без нот и без
свирели

Лучше всех выводит
трели.                                           Дунул лёгкий ветерок —

Голосистее,
нежней.                                                                          И
остался стебелёк.

Кто же это?

Пёстрая крякушка
ловит лягушек.

Я – пятнистая
букашка,

Если в руки попаду

Притворюсь больною
тяжко

В обморок я
упаду.                                                                     

Не птичка, а с
пёстрыми перьями.

Хищница в реке
живёт,

Встретит рыбку –
нападёт.

Острыми зубами
щёлк…

И попался окунёк.

На дне, где тихо и
темно,

Лежит усатое
бревно.

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога.

Рассказ о мире с точки зрения эколога.

С точки зрения эколога, мир — это связь природы и человека. Человек долгое время считал себя хозяином природы, он неразумно разрушал сложившиеся в окружающей среде экологические связи, тратил природные богатства, не думая об их восстановлении, нарушал экологическое равновесие.

Но пришло время задуматься о последствиях такого использования природных ресурсов. Сейчас исчезли многие виды животных и растений, нарушены цепи питания, круговорот веществ в природе, а человек понял, что он не хозяин природы, а такая же часть её, как и всё живое на планете. А потому охрана природы стала не только важнейшей задачей человечества, это стало ее насущной необходимостью.

2) С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

Проблема загрязнения мирового океана.

В воды мирового океана попадёт много отходов человеческой жизнедеятельности. Это мусор, который уносят с поверхности суши многочисленные реки. Пластиковые отходы не разлагаются и не тонут, они плавают на поверхности океана, образуя целые острова мусора.

Мусор наносит значительный вред экологии мирового океана.

3) Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Самый простой способ решения этой проблемы — отказ от пластиковой упаковки, посуды, пластиковых изделий. И многие страны именно так поступают. Например, в Евросоюзе запрещено использовать пластиковую тару, во многих странах пока запретили использовать одноразовую пластиковую посуду.

4) Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Вывод: следует ограничить использование пластиковых изделий, а те что используются, должны в обязательном порядке отправляться на переработку.

5) Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Проблема вырубки тропических лесов.

Вырубка лесов приводит к исчезновению животных, для которых эти леса — родной дом. Сокращается площадь лесов, а значит уменьшается выделение кислорода в атмосферу планеты.

Решить эту проблему можно только остановив вырубку тропических лесов, а также высаживая на место вырубленных лесов новые деревья.

6) Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Проблема мусора.

Каждый год человечество выбрасывает в окружающую среду огромное количество мусора. Он наносит существенный вред окружающей среде, отравляет воду, почву и воздух.

Решить эту проблему сложно. Нужно строить перерабатывающие мусор предприятия, не допускать попадание мусора в окружающую среду.

Нельзя просто сжигать мусор, потому что это решение проблемы приведёт к загрязнению атмосферы.

Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить природу?

Человек не может покорить природу, потому что является её частью. Он связан с природой миллионами невидимых нитей.

2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

Возникли проблемы загрязнения мирового океана, вырубки тропических лесов, накопления мусора.

3. Как решаются экологические проблемы?

Экологические проблемы решаются глобально, всеми странами и народами. Каждая проблема решается по-своему, но главное человечество переходит на экологически чистые технологии, не наносящие вреда окружающей среде.

4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Примеры организаций: Гринпис, Всемирный фонд охраны дикой природы.

Примеры экологических дней:

  • 22 апреля Международный день Земли
  • 5 июня Всемирный день охраны окружающей среды
  • 16 сентября Международный день охраны озонового слоя
  • 25 сентября Международный день моря.
  • 4 октября Всемирный день защиты животных

Задания для домашней работы

1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Сообщение о работе международных экологических организаций в России для 4 класса

В России действуют несколько международных экологических организаций.

Самые известные на сегодня, это Гринпис и Всемирный фонд охраны дикой природы.

Гринпис проводит экологические акции, направленные на запрещение незаконного вылова рыбы, убийства китов, на поддержку охраны окружающей среды.

Всемирный фонд охраны дикой природы занимается вопросами охраны редких и исчезающих видов животных и растений, контролирует работу заповедников и национальных парков, проводит мероприятия по восстановлению численности исчезающих видов.

А также, в России работают такие экологические организации, как “Зелёный крест”, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, организация Белонна, которая следит за использованием мирного атома.

2. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».

Тема к плакату “Защитим свою планету”:

В центре голубая планета Земля, на ней дерево или росток. Земля покоится на человеческих руках.

Примеры выполнения плакатов:

Плакат "Защитим свою планету"

3. Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.

Всемирное наследие — это культурные и исторические ценности, которые принадлежат всему человечеству.

Красная книга России — это список животных и растений, которые нуждаются в защите.

В нее  включены например, белый медведь, амурский тигр, дальневосточный леопард, подснежник, безвременник весёлый, женьшень.

  • Рассказ об одном из походов фараона
  • Рассказ об одном дне из жизни вельможи
  • Рассказ об острове врангеля
  • Рассказ об одном из народных промыслов
  • Рассказ об однокласснике на английском языке