Рассказ об одном из героев древнерусской литературы

Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим классам? какие произведения запомнились? расскажите об одном из них. почему именно это

Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим клас­сам? Какие произведения запомнились? Расскажите об одном из них. Почему именно это произведение вам запомнилось?

Ответ

В предыдущих классах изучались отрывки из таких про­изведений древнерусской литературы, как «Поучение» Вла­димира Мономаха, «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Наиболее запомнились отрывки из «Повести временных лет».

В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков, с XI по XVIII век.

Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В ос­новном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руко­водством мастеров.

Составлялись летописи по поручению -князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится.

В основе всего древнерусского летописания лежит «По­весть временных лет». Это древний летописный свод, состав­ленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года.

Название «Повесть временных лет» закрепилось в науке с XVIII века. Это произведение было основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать.

Источниками «Повести…» были ранее написанные лите­ратурные русские памятники и в отдельных случаях перевод­ные византийские, княжеские и монастырские архивы, народ­ные предания и фольклорные произведения, рассказы очевидцев. В «Повести…» нашли отражение и личные впе­чатления составителей.

«Повесть…» написана древнерусским языком, доступ­ным жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи. Иногда древнерусская речь смешивается с церковнославян­ской.

Основа летописи — хронология: погодные записи, то есть записи, рассказывающие о событиях, которые произошли в определённый год.

По своему составу летописный свод, кроме кратких по­годных записей, включает различные жанры литературы той эпохи — повести, поучения, послания, притчи, жития, преда­ния, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, а также записи устных рассказов, договоры.

Начинается «Повесть временных лет» со вступления, в ко­тором рассказывается о распределении земли после библей­ского потопа между сыновьями Ноя. Далее идут записи о сла­вянских племенах, их происхождении, об их географическом размещении, обычаях и нравах, о путешествии апостола Андрея по Руси и основании Киева. Летописцу было важно показать божественное происхождение Русской земли. Собственно летописные погодные записи начинаются с 852 года и дово­дятся до 1113 года.

В 860 году северные русские и нерусские племена изгна­ли варягов за море, не давая им дани, и установили государ­ство, пригласив к себе на княжение трёх братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик княжил в Новгороде, потом в Киеве. Так возникла династия Рюриковичей, единая для всей Руси.

Летописец не поясняет, почему происходят те или иные события. Если же событие очень волнует летописца и требует объяснений, он ссылается на величие Господа и промысел Божий.

Одна из самых важных тем, которые привлекают внима­ние летописца, — тема добра и зла. Источник добра в мире — Бог и слуги его: ангелы и святые. Источник зла — дьявол и его слуги, бесы. Бесы изменяют свой облик и творят зло. Летописец уверен, что жертвой бесов могут становиться не толь­ко отдельные люди, но и целые города. Бог устроил мир так, а не иначе, чтобы человек научился преодолевать соблазны и сам пришел в царство Божие. Бог терпелив, он сурово наказы­вает только упорных в грехе. Ангелы не только карают чело­ века, но и несут, ему помощь.

Герои летописи предстают перед нами в двух ипостасях: идеальных героев или злодеев. Безусловные герои — князья Олег и Святослав, Борис и Глеб, Всеволод Ярославич и Вла­димир Мономах. Типичный злодей — Святополк Окаянный. Некоторые князья в разное время оказываются то героями, то злодеями. Княгиня Ольга жестоко наказывает древлян за смерть мужа, нарушая заповедь «не убий», но-в последующих сюжетах предстаёт перед нами в образе мудрой и святой. Князя Владимира в некоторых эпизодах мы видим как челове­ка, живущего в грехе. После крещения Руси он явлен нам как святой.

Князь Олег с легкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своем пути: он без боя берет Смоленск и Любеч, хитростью овладевает Киевом; не встре­чая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идет походом на Царьград -греки не оказывают ему никакого сопротивления. Олег запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колё­сах, въезжает в Царьград. Олег, мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорица­телем, — от укуса змеи.

В «Повесть временных лет» включены народные преда­ния — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел­городском киселе (под 997 г.). В первом предании ремеслен­ник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. «Ска­зание о белгородском киселе» — история об обмане врагов хитростью. Герои этих преданий — не князья, а простые рус­ские люди, своей личной инициативой освобождающие род­ную землю от врагов.

Летопись имеет исключительное значение как историче­ский источник. Для изучения древнерусской литературы осо­бенно ценны литературно-художественные тексты, включён­ные в свод.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Петр
Феврония
Социальный статус (положение) до замужества
Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» (напоминает сегодняшних экстрасенсов и народных лекарей).
Черты характера
  1. Религиозность (ходил в церковь молиться; перед смертью принял монашество).
  2. Любовь и верность близким, мужество (не раздумывая, пришел на помощь брату, чтобы избавить его жену от змея-оборотня).
  3. Гордыня (нежелание жениться на девушке крестьянского происхождения, несмотря на данное ей обещание).
  4. Умение прощать- церковный аналог слова «непамятозлобие» (простил бояр, которые велели ему отказаться от княжения в Муроме и практически выгнали из города).
Наряду с религиозностью, которая была присуща большинству населению Руси периода XII века, Феврония обладала такими чертами характера, как:

  1. Житейская мудрость (умение с помощью загадок-поговорок кратко рассказать о происходящих событиях; знание характера и поведения людей, находящихся выше на «социальной лестнице», дало ей возможность предугадать обман князя).
  2. Прозорливость, зависящая от Воли Божьей (получила знак, что именно князь Петр станет ее будущим мужем).
  3. Трудолюбие (слуги князя, впервые попавшие к ней в дом, видели, что она практически никогда не отдыхает, и даже в свободное от других забот времени работает за ткацким станком (видимо, ткет холсты и шьет одежду для отца и братьев).
  4. Бережное отношение к хлебу, как к результату тяжелого крестьянского труда (даже став женой князя, она по-прежнему собирает в руку и съедает, а не выкидывает хлебные крошки со стола.
  5. Упорство в достижении цели (сделала так, чтобы князь все-таки женился на ней).
  6. Любовь к животным (на руках у Февронии во время приезда слуг князя Петра спокойно сидел и не пытался удрать заяц).
Причина встречи и последующего замужества
Когда Петр с помощью «Агрикового меча» отрубил змею, приходящему к жене его брата, голову, ядовитые капли змеиной крови попали ему на тело и привели к образованию незаживающих язв (струпьев).
Феврония соглашается излечить его, если он после выздоровления возьмет ее в жены, но Петр «забывает» о своем обещании (видимо, намеренно, обманул, или«слукавил», — так как все-таки велел отправить к ней подарки). Но после того, когда он снова заболевает, то князь Петр сам приходит к ней, и, побеседовав с ней, оценив ее ум и «внутреннюю красоту» (мудрость, кротость, соблюдение христианских заповедей о заботе по отношению к «ближним» — заболевшим, родным, нищим), влюбляется в нее.
Они поженились после того, когда Феврония вылечила его полностью.
Февронья соглашается лечить князя от язв. Но, будучи мудрой и прозорливой, понимала, что князь может обмануть ее, и поэтому, дав ему лечебную мазь («дунув на него хлебной закваской»), велела князю оставить ненамазанной одну язву. В результате, после того, как он отказался исполнить обещание о женитьбе, на него вновь напал данный недуг.
Они лично знакомятся, когда князь приезжает к ней в дом.
Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки (см. восприятие Петра в левой колоне данного пункта таблицы).
С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.
Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония
Одни бояре хорошо относились к Петру- как к представителю княжеского рода, видя при этом, что он правит мудро и справедливо.
Другие, завидуя ему статусу и его личному счастью, стали бороться за княжеский престол и пытались «очернить» его жену (обвиняли Февронию в том, что она, будучи княгиней, собирает крошки с «барского стола», не понимая истинной причины ее поведения (см вышеуказанную информацию о чертах характера Февронии), о значении истинного призвания Февронии, как хранительницы семейного очага и данных ей от Бога способностей (превращение хлебных крошек в благоухающие цветы).
Дочери и жены бояр ненавидели (зависть, злоба) Февронью за то, что она – простая крестьянка – не только смогла выйти замуж за князя (заворожила, опоила снадобьями — ?), но и стала вместе с ним управлять городом Муромом и, соответственно, их мужьями-отцами и ими самими.
Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом) Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».
Верный долгу христианского супруга, Пётр предпочёл отказаться от княжения и оставил Муром вместе с Февронией.
Когда бояре стали выгонять Февронию из города, она, получив разрешение «взять самое дорогое», забрала с собой Петра, так как действительно любила своего мужа и была ему преданна.
И когда князь, лишенный своих привилегий, стал сомневаться в необходимости покинуть Муром, Феврония поддержала его необходимыми словами-фразами.
Из Мурома княжеская чета уплыла по Оке «на 2-х кораблях» (на них могли, по всей видимости, размещались «княжеские покои»-каюты, находилась одежда-обувь, продукты питания, слуги…(о бытовых проблемах изгнанной четы «Повесть…» умалчивает).
Отношение к людям во время правления князя Петра
Правление Петра было «правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости».
Муромцы считали его «отцом, защитником, кормителем, помощником».
Умная и благочестивая, Феврония помогала мужу советами, делами благотворительности.
Жители Мурома называли ее «ласковой матерью».
Оба жили по заповедям Божиим. Угодили Богу своими добрыми делами, целомудрием, благочестием и милосердием к бедным, «заботой о вверенном граде»
Иноческие имена после ухода в монастырь
Давыд Ефросинья
Кончина главных героев «Повести…»
Князь Петр, живущий в городском монастыре, чувствуя, что «конец его близок», несколько раз посылал гонца к Февронии, желая, чтобы она была с ним рядом в «смертный час». Феврония, находясь в отдаленном от города Мурома монастыре, выполняла свой иноческий обет: вышивала так называемый «воздух» — покрывало, которое используется при таинстве евхаристии и причащения.
Но, услышав о том, что Петру осталось совсем немного времени до смерти, была вынуждена прервать это «Богоугодное дело», перестала вышивать («воткнула иголку в ткань») и … умерла – в тот же день и час (согласно христианскому календарю, это произошло 8 июля по новому стилю), когда скончался ее супруг – князь Петр/Давыд.
Что произошло после их смерти
Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.
    • «Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.
      Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, […]
    • «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими […]
    • «Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
    • Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
    • Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
      Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • «Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра.
      Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое […]
    • «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
      Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
    • Николай
      Вера
      Портрет героев
      В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания.
      Характеристика
      Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону…»);
      раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»);
      неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Жилин
      Костылин
      Место службы
      Кавказ
      Кавказ
      Военное звание
      Офицер
      Офицер
      Статус
      Дворянин из обедневшего рода
      Дворянин. При деньгах, изнежен.
      Внешность
      Небольшого роста, но удалой.
      Плотного телосложения, сильно потеет.
      Отношения читателя к персонажу
      Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество.
      Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Николай Алмазов
      Верочка Алмазова
      Черты характера
      Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный.
      Неудачи сделали его неуверенным и нервозным.
      Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная.
      Характеристики
      Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый.
      Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу.
      Вера в исход дела
      Неуверен в успехе, не может найти […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья — одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни.
      Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
      Плюсы компьютера:
      при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Лужин
      Свидригайлов
      Возраст
      45 лет
      Около 50 лет
      Внешность
      Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.
      Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
      Род занятий
      Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Настя
      Митраша
      Прозвище
      Золотая курочка
      Мужичек в мешочке
      Возраст
      12 лет
      10 лет
      Внешность
      Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький.
      Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх.
      Характер
      Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность
      Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • На балу
      После бала
      Чувства героя
      Он «очень сильно» влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина — пьян — любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, «парит». Восторг и благодарность (за перо от веера), «весел и доволен», счастлив, «блажен», добр, «неземное существо». С […]
    • Имя чиновника
      Сфера городской жизни, которой он руководит
      Информация о положении дел в этой сфере
      Характеристика героя по тексту
      Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
      Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства
      Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
      «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • Троекуров
      Дубровский
      Качество персонажей
      Отрицательный герой
      Главный положительный герой
      Характер
      Избалованный, эгоистичный, распущенный.
      Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души.
      Род занятий
      Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие.
      Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Базаров Е. В.
      Кирсанов П. П.
      Внешний вид
      Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности.
      Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого.
      Происхождение
      Отец – военный лекарь, небогатая простая семья.
      Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру.
      Образование
      Очень образованный человек. […]
    • Ларра
      Данко
      Характер
      Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать.
      Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
      Внешность
      Симпатичный юноша.
      Молод и красив.
      Взгляд
      Холодный и гордый как у царя зверей.
      Освещает силой и жизненным огнем.
      Родственные связи
      Сын орла и женщины
      Представитель древнего племени
      Жизненная позиция
      Не хочет […]
    • Григорий Печорин
      Максим Максимыч
      Возраст
      Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет
      Почти пенсионер
      Военное звание
      Офицер русской императорской армии.
      Штабс-капитан
      Черты характера
      Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
  • Характеристика Февронии.

    Героиня повести -1 дева
    Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести
    девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в
    простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего
    от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония
    сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а
    перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой.
    Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что
    «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими
    вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях,
    она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится
    на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жены бояр невзлюбили
    Февронию и требуют её изгнания.

    Феврония загадывает мудрые
    загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не
    возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к
    иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники
    сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет
    за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её
    животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её
    ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и
    кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных
    противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое
    человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению еёе
    высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не
    для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе
    и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония Же не
    заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена — всегда радость
    для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и
    возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое
    изречение, что семейная жизнь — эго корабль и капитан на нем — муж, но
    всё это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она
    повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в
    сторону тихого и спокойного моря, а может — в сторону рифов. «Мудрая
    жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притча
    14,1) Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба
    они, согласно завещанию, положены в одном гробу. В 1547 году память их
    установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи
    святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в
    одной раке в Муромском соборном храме.

    «Повесть о Петре и Февронии» была создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем Еразмом на основе муромских устных преданий. Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. По мнению ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве 1 . С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.

    Сказочно начало повести: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел». И стал к его жене летать змей. Он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастье, и стали оба думать, как избавиться от змея. Однажды, когда змей снова прилетел к жене Павла, она спросила его: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и отчего?» Прельщенный словами женщины змей ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча» 2 .

    Брат Павла Петр решает убить змея, но не знает, где ему достать Агриков меч. Однажды он находит этот меч в алтаре церкви. Затем Петру удается застать в палатах змея, принявшего облик Павла, и расправиться с ним. Поверженный змей принимает свой подлинный облик и в судорогах издыхает. Однако на теле Петра, там, куда попали капли крови чудовища, появились неизлечимые язвы. Петр приказывает своим слугам отправиться в Рязанскую землю, где, как он слышал, есть хорошие врачи.

    Один из княжеских отроков приходит в деревню Ласково, заходит в крестьянскую избу и видит девушку, сидящую перед ткацким станком, — это Феврония. В разговоре с девушкой он поражается ее мудрым ответам, смысл которых посыльный с первого раза не понимает. Например, она говорит ему: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, где же хозяин дома, девушка отвечает: «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Юноша требует разъяснений и слышит в ответ: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут; значит сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой — бортник, в лесу они собирают на деревьях мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залез на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец. Потому я и сказала: “Сквозь ноги смерти в глаза глядеть» 3 .

    Затем юноша рассказывает Февронии о болезни князя, и она берется его вылечить, но при условии, что за это князь женится на ней. Она мудра народной мудростью. Так, Феврония отдает слугам князя мазь и велит намазать все нарывы на его теле, кроме одного, что в дальнейшем дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. С другой стороны, Петр хочет проверить ее ум и посылает ей пучок льна с требованием выткать из него ему рубаху, портки и полотенце, пока он моется в бане. В ответ Феврония посылает ему маленькую чурочку с просьбой сделать из нее ткацкий станок и все снаряды, необходимые для работы. Князь удивляется мудрости девушки, но, помазав раны, возвращается в Муром, не выполнив обещания жениться. И снова заболевает. Он понимает тогда, что простая крестьянская девушка, состязаясь с ним в мудрости, побеждает. Петр женится на Февронии, и они долгие годы мирно правят в Муроме.

    Когда наступает старость, супруги молят Бога, чтобы им умереть в один день и чтобы похоронили их в одном гробу. Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него.

    Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Она загадывает мудрые загадки, без суеты справляется с жизненными трудностями, говорит иносказательно, творит чудеса, преподносит уроки князю Петру.

    В глазах окружающих Феврония — «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора — идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прославляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высокие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках сквозит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклицаний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмотав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышивала для церкви. В какой-то степени эта деталь воспринимается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

    Несомненно прав Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проводя параллель ее образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования.

    Характерная особенность повести — это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта (описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом). Подобное внимание к быту, частной жизни человека было новым в древней литературе.

    Отдельные детали позволяют составить впечатление о крестьянской жизни. Брат и отец Февронии — древолазы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Описан и княжеский быт: упоминается о городе Муроме, стоящем на Русской земле, о княжестве «благородного князя» Павла, о «едином самодержце граду своему» Петре, о конфликте бояр с князем, о сословных предрассудках князя, не сразу принявшего решение жениться на крестьянской девушке Февронии. Все эти детали говорят о внимании древней литературы к быту, частной жизни человека.

    Повесть свидетельствует об отходе от агиографических канонов и интересе к личной жизни человека, а кроме того, позволяет судить и о более широком, чем ранее, вхождении в древнюю литературу эпического начала, связанного с устно-поэтической народной традицией.

    Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. В разделе «Словарно-справочные материалы» найдите сведения об авторе повести. Назовите фольклорные источники, на основе которых создано произведение.
    2. Перескажите сюжет повести, как развиваются события в ней.
    3. Расскажите о главной героине. Какие черты ее характера отмечает автор?
    4. Почему автор называет Февронию «мудрой девой», «провидицей»?
    5. Перескажите, какие чудеса творит Феврония, приведите примеры ее иносказательной речи и мудрых поступков.
    6. Укажите на связь ее образа с народно-поэтической традицией.
    7. Чем дорог автору образ героини и какие качества он ценит в ней? Почему считает ее идеалом нравственного богатства и духовной красоты?
    8. Почему повесть можно считать гимном животворной силе любви?
    9. Прочитайте известный средневековый роман о Тристане и Изольде. Приведите примеры аналогичных ситуаций в повести Ермолая Еразма (Изольда исцеляет Тристана, изгнание Изольды, совместная смерть).
    10. Почему Д.С. Лихачев сравнивает Февронию с ликами святых на иконах А. Рублева? Согласны ли вы с его мнением?
    11. Пользуясь словарно-справочным материалом, подготовьте сообщение о жизни и творчестве А. Рублева.

    Петр и Феврония

    ПЁТР И ФЕВРОНИЯ — герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV»Шв. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.XVI»Шв.

    Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива — о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих. Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она — верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены. Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому — пес, а глаза — ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник — заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое — своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова. Даже посмертное чудо — важный элемент композиции агиографического повествования — вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице. Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев — замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594). Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971). На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 — либретто В.Бельского).

    Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

    Класс: 7.

    Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.

    Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

    Этап урока,

    время

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Универсальные учебные действия ученика

    I. Организационная часть

    — Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

    Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

    II. Проверка домашнего задания

    Мотивация к учебной деятельности

    В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)

    А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

    Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:

    — стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…

    — поэмы — «Руслан и Людмила»…

    — повести — «Повести Белкина»…

    — романы — «Дубровский»…

    Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

    Л: мотивация, смыслообразование;

    П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

    Р: коррекция, волевая саморегуляция;

    К: планирование учебного

    сотрудничества с учителем и сверстниками

    А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин

    Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. П: формулирование проблемы;

    Р: целеполагание;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

    III. Объявление темы и целей урока.

    Беседа с классом

    Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

    — Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

    — Когда стали появляться летописи?

    — Чем сейчас интересны летописи?

    «Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

    Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)

    Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)

    С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

    Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

    Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи

    Сообщение подготовленного ученика. (Карта)

    При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

    П: формулирование проблемы;

    Р: целеполагание;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

    П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..

    IV. Работа с текстом

    Знакомство с «Песней…» (фонозапись)

    Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.

    — Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)

    — Каким слогом написано стихотворение? (высоким)

    — Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

    — Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)

    «Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.

    img1

    По вертикали:

    1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

    2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

    3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

    4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

    5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

    6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

    7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене

    Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

    Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»

    Ответы:

    1). Басня,

    2) трагедия,

    3) былина,

    4) летопись,

    5) рассказ,

    6) ода,

    7) драма, по горизонтали Баллада.

    Учащиеся работают коллективно.

    Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

    П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.

    устанавливать причинно-следственные связи.

    К: формирование навыков речевой деятельности

    V. Закрепление. Работа со словом

    Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

    Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

    Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

    Задание 2. Найдите примеры в тексте.

    Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)

    Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения

    Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.

    К: формирование умения определять вид сказки

    Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы

    VI. Самостоятельная работа по тексту

    Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)

    Список устаревших слов

    Работа в группе: работа на соотнесение

    К: Освоение способов совместной деятельности

    П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.

    VII. Творческая работа

    1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.

    2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)

    — Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.

    — Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

    Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)

    П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

    Р: коррекция;

    К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    VII. Итог урока. Рефлексия

    Оценка работы в группе.

    На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её

    VIII. Домашнее задание

    Отрывок из баллады выучить наизусть.

    Вопросы и задания

    1. Что лежало в основе церковно — славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?
    2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?
    3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.
    4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?
    5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

    1 Канон — строгие правила, нормы.

    Древнерусская литература (9 класс) — это сборник самых ценных и поучительных сочинений великих авторов, которые создавали русскую письменность и культуру.

    Вопросы и задания

    1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

    Основа церковно-славянских текстов — это, безусловно, религиозные представления о мире. В них единственный творец всего — Бог. Писатель, создававший произведения древнерусской литературы, прежде всего обращался с молитвой к Творцу, прося помощи и поддержки.

    Отличия древнерусской литературы:

    · описывала исторические события;

    · отличалась высокой духовностью — имела своей целью нравственное развитие человека (воспитание милосердия, открытости, бескорыстия, душевной прямоты);

    · не допускала художественных вымыслов;

    · имела обобщенный характер, описывала события в масштабе государства;

    · соблюдала этикет — поведения, словесности и миропорядка (писатель применял общее и легкоузнаваемое в противовес частному и непривычному).

    Древнерусская литература (9 класс) имела свои традиции, которые передавались из поколения в поколение.

    Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них - №1 - открытая онлайн библиотека

    2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них вам знакомы по предыдущим классам?

    Система жанров древнерусской литературы отражает существовавшую тогда эстетику.

    Основные жанры древнерусской литературы:

    · летописание;

    · богослужебнае жанры — Пролог, Часослов, Апостол;

    · житие — описание жизни народных героев, святых;

    · повести — отражение воинских подвигов;

    · хождение — путешествие;

    · сказание — эпический жанр;

    · слово, поучение — литература с наставлением.

    К 17 веку в древнерусской литературе стали появляться такие жанры как драма, сатира, бытовая повесть, стихотворный рассказ.

    По курсам предыдущих классов каждому школьнику известны жанры повести, сказания, жития, поучения.

    Древнерусская литература (9 класс) помогает понять, какие исторические события происходили на рубеже формирования современной письменности и словесности.

    3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов?

    В 5 классе изучалось произведение «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

    В 6 классе проходили «Сказание о Белгородском киселе».

    В 7 школьная программа помогла ознакомиться с такими произведениями, как «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

    8 класс стал периодом изучения «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», а также «Повести о Шемякином суде».

    Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

    Из ранее изученной древнерусской литературы каждому знакомы такие герои, как:

    · Владимир мономах;

    · Петр и Феврония;

    · Александр Невский;

    · Шемяка-судья и его убогий клиент.

    Характеристика Владимира Мономаха:

    Владимир Мономах был не только князем, но и воеводой и писателем. Он всячески старался избегать междуусобиц между князьями. Помогал соседским княжествам в защите от врагов. Он отказался от принадлежавшего ему по наследству великого княжения киевского. Во время смуты ростовщиков он подавил восстание и разобрался в его причинах, впоследствии урегулировав нормы долгового права.

    Все это характеризует Владимира Мономаха, как:

    · мудрого военачальника;

    · справедливого князя;

    · образованного человека;

    · любознательного ответственного управленца.

    Характеристики Петра и Февронии вы найдете на странице «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

    4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

    В развитии древнерусской литературы прослеживаются такие этапы:

    1. 11 век — первая треть 12 века. Период ученичества. Основная идея — превосходство христианских традиций над языческими.

    2. Вторая треть 12 века — первая треть 13. Появляются областные литературные центры (Ростов, Галич, Смоленск) .

    3. Трагический — время нашествия татаро-монгол (вторая треть 13 века — конец 14).

    4. Конец 14 века — 15 век. Подъем национального самосознания. Господствует идея собирания земель, формируется нравственный идеал.

    5. Наступление эпохи централизованного Московского государства. Публицистика вступает в эпоху расцвета.

    6. Период смуты — формируются новые жанры литературы.

    Древнерусская литература

    Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

    План статьи:

    · введение;

    · как зарождалась древнерусская литература (церковно-славянские книги);

    · характерные черты древнерусской литературы;

    · описание жанров;

    · периоды развития древнерусской литературы.

    Пересказ статьи «Древнерусская литература» (9 класс):

    Древнерусское словесное искусство далеко от современного. Таинственная культура книг требует знания исторических событий, религии древних времен, эстетических представлений тогдашних людей.

    Принятие христианства — важнейший этап развития литературы. Вместе с религиозным учением на Русь пришла и письменность. Авторы трудов излагали исторические события в свете христианской культуры.

    Основные особенности древнерусской литературы заключаются в ее историзме, духовности, обобщенности и религиозности.

    Жанры древнерусской литературы связаны с практическими сторонами жизни: летопись, повесть, житие, сказание, поучение, слово.

    Существует 6 периодов развития литературы: период ученичества, формирования областных центров, трагические времена, подъем самосознания, централизация государства и рождение новых жанров.

    Завершает историю древнерусской литературы 17 век. Здесь начинается светская художественная литература.

    Источник: http://decadenz.ru/publ/shkolniku/literatura/drevnerusskaja_literatura_9_klass/8-1-0-161

    Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

    Смотрите также:

    Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

    Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

    Размышляем о прочитанном

    1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

    Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

    Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

    Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

    2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

    Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

    Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

    Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

    Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

    3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

    Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

    Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

    Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

    Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

    Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

    4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

    Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

    Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

    Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

    Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

    История женитьбы Татьяны, кратко

    Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

    В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

    5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

    Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

    6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

    Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

    Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

    Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

    Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

    Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

    Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

    7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

    Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

    Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

    8. Почему рассказ назван «Муму»?

    Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

    9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

    Черты характера Герасима: 

    Трудолюбие. Работал за четверых. 

    Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

    Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

    Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

    Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

    Умение держать слово. Утопил Муму.

    Сравнения и гиперболы:

    Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

    Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

    Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

    Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

    Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

    Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

    10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

    Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

    Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

    Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

    Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

    Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

    Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

    AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

  • Рассказ об одном из защитников отечества 7 класс
  • Рассказ об одном дне из жизни египетского земледельца
  • Рассказ об облаках для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ об овощах для детей подготовительная группа
  • Рассказ об одной из школ нового типа в россии конца 80 90 х гг