Рассказ об одном египетском боге

21 декабря 2021 г. 12:1218 декабря 2021 года в передаче церковь и мир, выходящей на канале россия 24 по субботам

21 декабря 2021 г. 12:12

18 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы каждые выходные задаем свои вопросы по главным темам в России и в мире председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На этой неделе комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей поддержит законопроект об ужесточении требований к показу в Интернете фильмов и сериалов, где есть сцены с нетрадиционными сексуальными отношениями и девиациями. Сейчас, насколько мы знаем, этот закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. Данная инициатива — это уже прямой заход на территорию взрослых, которые сделали свой выбор: сами определились, с кем им жить, какого эротического содержания фильмы им смотреть. Как Вам кажется, не ущемление ли это прав совершеннолетних людей нетрадиционной ориентации?

Митрополит Иларион: Я думаю, что государство вправе регулировать информационную политику не только на телеканалах, но и в Интернете — на тех площадках и платформах, которые подконтрольны государству. В Интернете есть очень много неподконтрольного контента, и те, кто желает его найти, все равно найдут, они обойдут запреты, которые существуют.

Но вопрос ведь заключается в том, какой продукт предлагается людям, что они будут смотреть. Ограничения уже существуют: запрещены, например, сцены насилия, нецензурная лексика, тем не менее, в Интернете очень много и того, и другого. Я думаю, что и этот запрет будет обойден. Однако любые меры, направленные на сохранение целостности семьи, на поддержку традиционной семьи (то есть такой, которая состоит из двух супругов — мужчины и женщины), следует поддержать, особенно в нынешней тяжелой демографической ситуации.

Е. Грачева: В Москве была подписана хартия «Цифровая этика детства», к ней присоединились девять интернет-компаний. Эта хартия определяет основные принципы, ценности и правила поведения в онлайн-пространстве. Иностранные компании тоже были приглашены присоединиться к этой хартии, другой вопрос, захотят ли они. До недавнего времени я не припомню, чтобы иностранные компании стремились подписывать какие-то этические своды на территории Российской Федерации. Важна ли эта инициатива, как Вы думаете?

Митрополит Иларион: Я думаю, что это очень важная и своевременная инициатива, потому что мы должны защищать наших детей от разного рода тлетворных влияний. К сожалению, то, что мы видим сейчас на Западе — это ни что иное, как развращение детей, которых чуть ли не с младенчества, еще с дошкольного возраста начинают обучать разного рода сексуальным извращениям. Когда мальчику говорят: ты еще должен подумать, мальчик ты или хочешь стать девочкой, а если хочешь стать девочкой, то тебе в этом помогут; с младенчества внушают, что биологический пол — это не то же самое, что гендер, который человек якобы может выбрать для себя сам. Не говоря уже о том, что детям и подросткам делают операции по изменению пола. Я думаю, что любые меры, направленные на сохранение детей от такого рода влияний, следует приветствовать, но я согласен с тем, что зарубежные компании, которые такую политику не поддерживают, вряд ли к ней присоединятся.

Е. Грачева: Владыка, в Москве прошла всероссийская конференция по теологии (правда, там были и иностранные участники). Свое приветствие направил и Патриарх Кирилл, и президент РФ Владимир Путин. Открывалась конференция, что примечательно, в МИФИ, а продолжилась в РАНХиГС — в светских учебных заведениях. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: зачем в светском вузе студентам, которые и так перегружены огромным количеством дисциплин, еще и теология, какая здесь связь? Что бы Вы таким скептикам ответили?

Митрополит Иларион: Я уже много лет отвечаю таким скептикам, поскольку являюсь заведующим кафедрой теологии в МИФИ. Когда мы создавали эту кафедру девять лет назад, было очень много вопросов: зачем ядерщикам теология? Такие вопросы задают и по поводу других учебных заведений, где возникают кафедры теологии. Но с тем же успехом можно спросить: а зачем ядерщикам знать историю России или читать Достоевского и вообще изучать литературу?

Само слово «университет» предполагает, что человек в этом учебном заведении будет получать не только узкую специализацию, но и знания по широкому кругу предметов. Никто теологию не навязывает ни ядерщикам, ни специалистам в области народного хозяйства и государственной службы. Однако теологические кафедры и теологические программы существуют для того, чтобы студенты, которые желают познакомиться с религиозной традицией и узнать о той или иной религиозной традиции из уст ее носителей, имели такую возможность.

Этой возможности наши студенты были лишены на протяжении семидесяти лет. Религия всячески замалчивалась, была гонимой, а студентам преподавали так называемый «научный атеизм», который по сути представлял собой собрание разного рода мифов о религиозных традициях. Сейчас нам удалось выправить это положение, и теология является признанным государством научным предметом, это научная область. Мы выдаем дипломы по теологии, которые признаются государством, дипломы государственного образца.

Но делается это не для того, чтобы индоктринировать людей: мы не превращаем кафедры теологии в подобие церковного амвона. Мы лишь даем возможность тем студентам, которые этого желают, познакомиться с религиозными традициями и получить информацию, что называется, из первых уст.

Кроме того, как было сказано в приветствии, которое направил нашей конференции Президент Владимир Владимирович Путин, «изучение религиозных традиций — это очень важный фактор стабильности в обществе», потому что, к сожалению, сегодня многие экстремисты и террористы совершают свои деяния и продвигают свою идеологию под религиозными лозунгами. Очень важно, чтобы каждый российский студент знал, где и какая религия, чему она учит: что, например, является учением ислама, а что — его искажением. Для этого и создаются теологические кафедры, причем это проект межрелигиозный. В нем участвуют и православные, и мусульмане, и иудеи — представители традиционных религий России.

Е. Грачева: Владыка, Вы на днях представили новый проект «Читаем Библию вместе»: «Новый Завет» — Священное Писание в аудиоформате, которое читают актеры по ролям. Есть музыкальное сопровождение, и Вы как композитор участвуете в этом проекте. По сути дела, это аудиоспектакль. Когда были подобные чтения произведений Льва Толстого, Достоевского, Пушкина, то это привлекало большое количество аудитории. Как Вам кажется, Священное Писание сегодня способно собрать такую же массовую аудиторию?

Митрополит Иларион: Священное Писание уже собирает массовую аудиторию. Давайте не будем забывать, что Библия — это самая читаемая и самая издаваемая на земле книга со времен изобретения книгопечатания. Почему важно, чтобы Библия звучала также в аудиоформате? Сегодня очень многие люди не читают письменные тексты, в то же время они часами слушают что-нибудь, когда, например, едут в машине на работу. Весь Новый Завет — это всего лишь 20 часов в аудиоформате, а вся Библия целиком — в зависимости от разных версий — от 120 до 150 часов в аудиоформате, то есть это не какой-то сверхъестественный подвиг — целиком прослушать Библию за несколько недель.

Почему мы решили сделать Библию именно в таком формате чтения по ролям? Потому что оно очень оживляет восприятие, а когда накладывается на музыку, то производит очень сильное впечатление, даже чисто эстетическое. Должен сказать, что я участвовал в этом проекте не только в качестве композитора. Я прослушивал все главы по несколько раз, исправлял ударения, работал с актерами, добивался того, чтобы актеры читали естественно, а не как им иногда свойственно, с искусственными интонациями.

Этот проект я представил Святейшему Патриарху к его 75-летию. Очень надеюсь на то, что он будет востребован не только в Русской Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях. Скачать его можно бесплатно: достаточно зайти в AppStore или другие сервисы на мобильном телефоне, набрать «Читаем Библию вместе» и вы тут же получите этот продукт бесплатно. Правда, у нас пока готова только первая часть — Новый Завет, но я надеюсь, что в течение 2022 года мы закончим всю Библию целиком.

Е. Грачева: Я поздравляю Вас с новой ролью. Фактически Вы выступили как шоураннер этого проекта, как сказали бы в США.

Владыка, в Испании продолжаются ожесточенные дискуссии относительно закона об «исторической памяти», который сейчас разрабатывается правительством. Парламент должен его рассмотреть в течение зимы. Этот законопроект направлен на то, чтобы увековечить память жертв франкистского режима и, в частности, подразумевает секуляризацию одного из важнейших католических памятников на территории Европы. Речь идет о «Долине павших». Согласно законопроекту, из аббатства изгонят монахов-бенедиктинцев (ордена св. Бенедикта) и взорвут 150-метровый крест (один из самых высоких в мире), который находится на вершине комплекса. Вы наверняка следили за ходом обсуждения этого законопроекта. Как Вы это прокомментируете?

Митрополит Иларион: Я не только следил за ходом законопроекта, но и встречался с некоторыми лицами, имеющими непосредственное отношение к этой теме, в частности, с послом Испании. Мы очень обеспокоены дискуссиями, которые происходят вокруг этого памятника. Восстановление исторической памяти — это важная часть общественного бытия в любой стране. Это касается и нашей страны, и Испании. Но когда под видом восстановления исторической памяти или смещения акцентов в ту или другую сторону предлагается изгнать монахов из монастыря, взорвать крест, то это, конечно, мы никак не можем поддержать. Это не имеет, с нашей точки зрения, никакого оправдания.

Давайте вспомним нашу историю. Ведь у нас и храмы взрывали, и кресты уничтожали, и иконы сжигали — все это было названо наследием царизма. Храм Христа Спасителя в Москве взорвали, потому что это было «наследие царизма». А сейчас точно такие же деятели, которые пришли к власти в Испании, говорят, что надо взорвать 150-метровый крест, потому что это «наследие франкизма». Не имеет сейчас никакого значения, чье это наследие, если стоит крест. Крест — это символ христианства. Он воздвигнут во славу Христа, а не во славу Франко или какого-то другого диктатора.

Если говорить о «Долине павших», то действительно, этот мемориальный комплекс был создан во времена Франсиско Франко. Но там похоронено более 30 тысяч человек — это жертвы гражданской войны, которые воевали на разных сторонах. Монахи молятся за упокой этих людей. Почему монахов надо выгонять из монастыря, никто объяснить не может. Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует и будут приняты такие решения, которые позволят сохранить память всех почивших, но при этом сохранится и крест на вершине холма, и монахи будут продолжать свое служение в том монастыре, в котором они сейчас живут и трудятся.

Я надеюсь на то, что Католическая Церковь сможет отстоять эти памятники, а испанское руководство примет правильные и сбалансированные решения.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали эти новости.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Здравствуйте, владыка Иларион! Обычно принято подходить к священнику на исповедь по одному, но в последнее время я все чаще становлюсь свидетелем всеобщей исповеди, где нет индивидуального общения, а священник читает разрешительные молитвы и дает всем общее благословение. Правильна ли такая исповедь и прощаются ли грехи при таком варианте?

Митрополит Иларион: Общая исповедь — это вынужденная замена индивидуальной исповеди. Она происходит в тех случаях, когда исповедников слишком много, когда, например, священник один, а на исповедь пришли триста человек, и он понимает, что не сможет и выслушать каждого по отдельности, и при этом еще совершить богослужение. В таких случаях совершается общая исповедь. В советское время это была довольно распространенная практика, потому что священников было мало, а прихожан много. В послесоветское время эта практика постепенно вышла из употребления.

В последнее время она возрождается в связи с пандемией коронавируса — это одна из санитарных мер, которые применяются для того, чтобы снизить риск заражения. Как вы понимаете, если священник беседует с каждым человеком по отдельности, то риск заражения серьезно увеличивается. Но это временная мера, она направлена именно на то, чтобы помочь всем нам поскорее избавиться от этой пандемии.

Общая исповедь не является стопроцентной заменой индивидуальной исповеди. Хотя бы иногда, раз в месяц или раз в несколько месяцев, нужно бывать на индивидуальной исповеди, потому что у каждого человека есть свои грехи, которые он сам своими устами должен назвать, а священник должен их услышать, помолиться об этом человеке и прочитать разрешительную молитву.

Вопрос: Слышал, что идея о едином Боге возникла еще задолго до возникновения Библии при египетском фараоне Эхнатоне. Тогда человечество еще не было готово ни воспринять, ни поверить в эту идею, поэтому с кончиной этого фараона она сошла на нет. Владыка, как Вы оцениваете эту гипотезу? Мог ли Бог уже в те времена давать людям некие знаки Своего существования?

Митрополит Иларион: Конечно, я думаю, что Бог в разные времена давал людям некие знаки Своего существования. Эхнатон пытался отказаться от многобожия, которое господствовало в Египте его времени, и приучить свой народ к поклонению единому Богу. При этом он считал, что единый Бог — это солнце, то есть он был не только поклонником единого Бога, но еще и солнцепоклонником. Он писал стихи в честь этого бога, создавались барельефы с изображением бога солнца. После того, как он умер (а фараоны в те времена жили недолго), этот культ был уничтожен, и уже следующий за ним фараон вернулся к многобожию, которое существовало в древнем Египте.

При этом, действительно, мы видим в разных культурах и в разные времена (в том числе в странах, в которых господствовало многобожие, язычество), попытки отдельных людей приблизиться к пониманию единого Бога. Здесь можно вспомнить и древнюю Грецию, можно вспомнить Платона, который в своем диалоге «Тимей» очень красочно описывает демиурга, то есть творца всей вселенной. По сути, речь идет о едином Боге. Хотя Платон не отказывался от языческой религии, но воспринимал ее философски. В его представлении тот Бог, который сотворил весь этот мир, занимал совершенно особое место.

Вопрос: Мой отец согласился на мое крещение при условии, что крестной матерью я возьму его сестру. Но так как тетя живет в другом регионе, он запланировал позвать в храм в качестве крестной знакомую, которую намерен представить священнику под именем своей сестры. Владыка, меня очень смущает попытка такой подмены, по сути, обмана, тем более в столь важный момент моей жизни. Как мне поступить?

Митрополит Иларион: Я думаю, что никакой обман, конечно, недопустим, когда речь идет о таинстве Крещения. Поэтому если это не сестра, так и нужно сказать. Если имеется в виду, что сестра будет как бы заочной крестной, то, наверное, об этом можно договориться со священником. Но совсем необязательно в таком случае выставлять какую-то другую женщину в качестве сестры.

Вопрос: Какие требования Церковь предъявляет к крестным родителям и какие обязанности возлагает на них?

Митрополит Иларион: Если речь идет о крещении младенца, то крестные — это обычно те, кто берут ответственность за христианское воспитание этого младенца. Если речь идет о крещении взрослого, то крестные — это люди, которые могут помочь уже взрослому человеку стать полноценным христианином. Поэтому самое главное требование, которое предъявляется к крестным, — чтобы они сами были полностью воцерковленными православными людьми, достаточно глубоко знали православную веру и могли помочь тому человеку, для которого они становятся крестными.

Вопрос: Можно ли провести обряд заочного отпевания человека, умершего много лет назад? Встретятся ли души людей, которых отпели при погребении, с теми душами почивших, по которым не проводилось отпевание?

Митрополит Иларион: Если человек умер и его не отпевали, то всегда можно совершить отпевание, в том числе заочно и много лет спустя. Как и с кем встречаются умершие после своей смерти, мы не знаем, но если послушать людей, переживших клиническую смерть (а таких людей и таких свидетельств довольно много), то часто они говорят, что встречали своих умерших родственников.

Отпевание совершается по отношению к тем людям, которые были крещены и были членами Церкви. Даже если они были не очень старательными членами Церкви, не причащались и не исповедовались, все равно таких людей мы отпеваем. Мы не отпеваем только тех людей, которые не были крещены, принадлежат к иным религиозным традициям или были противниками Церкви и не верили в Бога. Таких людей отпевать не принято, и их посмертная судьба оставляется на волю Божию.

Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Полный звук: СЛУШАТЬ

У Владимира Высоцкого есть песни едва ли не любого жанра и на всякое настроение.
Есть шуточные, залихватские. Но таких, которые можно было бы буквально назвать праздничными, не так уж много. Одну из них мы и решили вспомнить в этот раз.

3592302
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

У этой песни как будто нет точного названия.
Выступая перед публикой, Высоцкий объявлял ее как «Ярмарочную». На фонограмме, записанной на Киностудии имени Горького, песню назвали «Скоморохи на ярмарке». Это важное уточнение, потому что писалась песня для фильма, который на студии Горького и снимался. При этом в списке песен к фильму рукой самого Высоцкого написано – «Ярмарка». Ну а картина, о которой идёт у нас речь – это «Иван да Марья». Мы уже рассказывали подробно об участии Высоцкого в работе над ней в одной из глав нашего цикла. А это – фрагмент его выступления 4 февраля 1976 года в Химках, в ДК «Родина»: слушать

3592312
Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 год. Фото Вячеслава Тарасенко

История с фильмом «Иван да Марья» была типичной для многих картин, с которыми Высоцкому не повезло.
Он написал в нее песни, а в итоге из всего предложенного материала, половина не вошла вообще, еще половина прозвучала фрагментарно, порою с переставленными строчками.

3592306

И все это было спето не самим Высоцким, а другими голосами.
Были сделаны пробы Высоцкого на роль Соловья-Разбойника, но эту очень интересную, фактурную по сюжету роль сыграл в итоге не Высоцкий, а Николай Лавров.

3592296
Николай Лавров в фильме «Иван да Марья»

Чем-то даже внешне на Высоцкого похожий.
А нам годы спустя остается только представлять, как смотрелся бы на экране Владимир Семёнович, да еще со своими песнями. А у самого Высоцкого осталась обида, которую он не особенно и скрывал, как на концерте на Геологическом факультете МГУ 16 декабря 1978 года: слушать

3592294
Москва, Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года

Владимир Семёнович здесь не совсем точен.
Песен он предлагал не 17, а больше! В упомянутом выше списке количество песен, задуманных Владимиром Семёновичем – ни много ни мало – 25! При этом куплеты Лешего, Водяного, Бабы-яги, кикиморы-русалочки и Оборотня объединяются в одну песню, но получается больше, чем 17 песен и больше, чем 14, которые сам Высоцкий фрагментарно исполнил при показе режиссёрскому совету. Всё это действительно сделало бы фильм похожим на мюзикл. Однако у режиссера Бориса Рыцарева, как и у сценариста Александра Хмелика, был другой взгляд на концепцию «Ивана да Марьи».

3592298
Борис Рыцарев

К тому же в качестве композитора они пригласили Александра Чайковского, который сделал не слишком удачные аранжировки песен Высоцкого.
В общем, Владимир Семёнович «крупно поспорил» с создателями картины. Каждый оставался при своем мнении. Высоцкий очень дорожил своей работой, а режиссер Рыцарев очень дорожил своим замыслом, и даже время спустя они с Хмеликом полагали, что всё сделали правильно – иначе Высоцкий перетянул бы на себя одеяло, в то время как авторы видели свой замысел совсем иначе.

Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в подмосковном военном посёлке Чкаловское, в гарнизонном Доме офицеров: слушать
14 марта 1976 года Высоцкий дал здесь сразу три концерта, и на всех трех исполнял «Ярмарочную».

3592300
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

И больше публично не пел эту песню ни разу.
Более того, до нас дошли всего пять фонограмм. Три из них – как раз в Чкаловском, причем на одном из выступлений записывали сразу на два магнитофона. Еще одна пленка была записана на студии Горького в процессе работы над фильмом, и еще одна запись сделана в Париже в студии Михаила Шемякина в марте 1977 года.

Впрочем, возможно, нам повезет и где-нибудь отыщется кассета, записанная дома у режиссера Бориса Рыцарева.
По воспоминаниям оператора картины «Иван да Марья» Алексея Чардынина, еще до того, как творческие разногласия рассорили Высоцкого с авторами картины, они собрались вместе, Высоцкий пел написанные им для фильма песни – точнее, в тот момент еще наброски – и шло живое обсуждение этого материала.

3592304
Кинооператор Алексей Чардынин и Владимир Высоцкий в дни проведения VIII Московского международного кинофестиваля, июль 1973 года.
Фото Владимира Красникова

Возможно, именно тогда были спеты полные варианты песен, которых нет на пленке, записанной на студии Горького.
Увы, кассета где-то затерялась. А мы послушаем фрагмент пленки, записанной у Михаила Шемякина: слушать

По заданию режиссёра песня, которая планировалась на начальные титры фильма и на сцену Ярмарка, должна была перемежаться с «зазывалками».
Сохранились их наброски:

Кто из вас, касатики,
Малость разохотится?
Кто на полосатике
На ковре прокотится?

Кто на нём катается –
Тот не разбивается!
Только переплачивал,
Чтобы не укачивал!..

При этом скоморохи-глашатаи – по замыслу Высоцкого – исполняют 8-10 кусков песни с припевом «тагарга-матагарга».

Для филологов, лингвистов и специалистов по фольклору эта песня – настоящий клад.

Высоцкий использует и обыгрывает разнообразные фразеологизмы и сказочные образы – как народные, так и стилизованные литературные: обращения («ай вы купчики»), избыточные повторы («скачут-прыгают», «подходи-подваливай»), приложения («сапоги-самоплясы»), «расставленные» приложения («скатерть сбегает сама – самобраночка»), инверсии («ярмарка – звонкая, несонная да нетрадиционная»).
Использует Высоцкий и смешение стилей, когда просторечность сочетается чуть ли не с канцелярским языком («и жар-птица есть в виде жареном»). В общем, развернулся Владимир Семёнович вовсю.

3592924
Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

Но самые большие дискуссии вызвала наверняка и вам уже запомнившаяся «тагарга-матагарга».
У лингвистов это называется «приёмом рифмованного эха»: трали-вали, шуры-муры, шырли-мырли и т.д. Но в случае с «тагаргой-матагаргой» некоторые исследователи сочли такую конструкцию даже «чуждой фольклорному миру русской народной сказки». Другие нашли сходное выражение «тыгарга-матыгарга» у народных музыкантов, в частности, балалаечников, и в частушках. И, наконец, в рассказе Горького «Мальва» обнаружили буквально следующие строки: «пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова: Та-агарга, матагарга, // Матаничка м-моя! // П-пьяная, избитая, // Растрёпанная-а!». Так что не исключено, что Владимир Семёнович не просто импровизировал и сочинял, опираясь лишь на фантазию и вдохновение, но и держал в уме реальные фольклорные и литературные образцы.

3592308
Татьяна Пискунова и Иван Бортник на съемках фильма «Иван да Марья», 1974 год

А мы с вами послушаем запись, сделанную на студии Горького 10 апреля 1974 года, когда работа на фильмом «Иван да Марья» была в разгаре и Высоцкий еще не знал, что принесёт она ему куда больше разочарования, чем радости.
К слову, только записи на студии Горького и в студии у Михаила Шемякина являются полными вариантами песни. В Доме офицеров в Чкаловском Высоцкий на всех трех концертах исполнял сокращенные версии.

Ярмарка: слушать

Ну а в следующей нашей программе вы услышите рассказ… фактически о той же самой песне.
Точнее, слова в ней совсем другие и сама она гораздо более знаменита, чем песня «Скоморохов на ярмарке». Но вот мелодия – фактически та же самая.

3592310
Павловск, ДК, октябрь 1974 года. Фото С.Алова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Слушайте в следующей программе: слушать

При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– Марк Цыбульский. «Иван да Марья»;
– Андрей Скобелев. Из материалов к комментированию текстов песен В.С. Высоцкого. Песни, написанные для кинофильма «Иван да Марья». «В ПОИСКАХ ВЫСОЦКОГО» май 2019, №36. Издание Пятигорского государственного университета Пятигорск – Новосибирск. 2019;
– Гавриков В.А. Система звуковых жестов в песне В. Высоцкого «Ярмарка» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. – Воронеж, 2009. С. 91–92;
– Pfandl H. Textbeziehungen im dichterischen Werk Vladimir Vysockijs. – München, 1993. S. 303;
– Изотов В.П. Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря. – Орёл, 1998. С. 71;
– Горький М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 3. – М., 1950. С. 270.

Бонус

Ярмарка
слушать (Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров, 14 марта 1976 года, 3-е выступление)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, март 1977 года)

3592324
Набережные Челны, строительная площадка литейного завода, 24 июня — 3 июля 1974 года. Фото Виталия Гривы

Сверстали

Друзья! У нас есть ещё одна хорошая новость.

3588306
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Мы наконец-то завершили вёрстку всех ста глав, которые войдут в книжную часть проекта «Один Высоцкий. Том второй». Это была самая трудоёмкая часть работы над нашим мультимедийным изданием. Теперь она завершена.

3588308
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Таким образом, у нас уже готовы все флешки со звуком глав 101 – 200. Отпечатан весь тираж бокса (он же «домик»), в котором они будут помещаться. Свёрстана книжная часть, которая получилась гораздо объёмнее, чем мы рассчитывали – 772 страницы! То есть второй том толще первого на 140 страниц. Что потребует от нас ещё и технической коррекции макетов обложки и коробки, в которую книга вместе с боксом для флешек будет упакована.

3588310
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Что ещё осталось? Финальная, «чистовая» корректура. И электронная версия издания, которая будет на второй флешке. В неё тоже надо будет внести все правки корректоров.

3588314
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

В общем, работы ещё хватает, но львиная доля её уже сделана!

Обязательно будем вас информировать обо всех этапах завершения работы над изданием.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:

3576224
«Владимир Высоцкий в х/ф Служили два товарища» Настенный календарь на 2022 год

3576234
Настольный перекидной календарь «Один Высоцкий» на 2022 год

3576240
Книга «РАДИОДЕТАЛИ. ГОЛОСА НА БУМАГЕ» с автографами авторов

Доброе утро!

Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:

  • В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
  • Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
  • The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
  • По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.

Беларусь впереди планеты всей

В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.

Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.

Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.

Прочие приговоры и задержания:

  • Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
  • Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
  • Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
  • Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.

Организация публичной власти в России

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.

Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.

Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.

Агенты

Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.

Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.

Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».

Арестанты и отверженные

  • В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
  • Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
  • Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
  • Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
  • Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».

Запоздалая справедливость

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.

Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.

Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.

Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.

Братские народы

Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).

Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).

Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.

По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).

Шесть ссылок

  • Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
  • Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
  • История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Рассказ об одном египетском боге

Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.

В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.

Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!

Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.

Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.

Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления

Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.

А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.

Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла

Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..

Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.

  • Рассказ об одном из видов животных любой группы 3 класс
  • Рассказ об исторической личности на английском
  • Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца это
  • Рассказ об огурце 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ об образе жизни животных разных групп