Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?
Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.
Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.
Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.
Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.
2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?
Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.
Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.
Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.
Я узнала, что у мышей очень много врагов.
Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.
Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.
Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.
3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.
Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?
В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.
Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.
Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.
5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.
Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.
Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.
Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.
7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?
Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.
Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.
В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.
8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.
В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.
9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?
Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».
Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».
10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?
Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.
Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.
11. Что объединяет два рассказа В. Белова?
Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.
12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.
В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.
Например:
В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.
Выставка книг к разделу «Люби живое»
Предмет: Русский язык. Урок развития речи.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: научить передавать письменно содержание текста по вопросам.
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
(виды деятельности)
Записывают число.
— Какое задание я предложу вам? (Составить из слов предложение)
— Молодцы! Составьте из слов предложение. Что у вас получилось? (Ученье и труд к победам ведут!)
— Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите предложение в тетрадь. Какие правила написания предложения вы соблюдали? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку)
«Два и более предложений, связанных друг с другом по смыслу» (Текст)
«Это устный или письменный пересказ текста. Используется для развития речи учащихся» (Изложение)
— Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение)
— Какие цели поставим? (Учиться писать изложение)
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)
— По каким признакам вы догадались, что загадка про лося?
— Что вы знаете об этом животном?
Анализируют, отвечают на вопросы, отгадывают загадку, рассказывают о лосе.
5.
Актуализация знаний
— Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.
— Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока)
Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить:
— Что такое текст? Назовите признаки текста.
Сообщение про лося
Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Лося еще называют сохатым. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Они помогают лосям лучше слышать. Питаются лоси в основном травой, молодыми кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, молодой сосны. Лоси съедают до 25 килограмм растительной пищи ежедневно. Живут лоси 12-15 лет. Бегать они не любят, даже при опасности переходят на быстрый шаг. Летнюю жару переносят плохо и стараются найти болота и озера, и проводят там весь день. Лоси любители поплавать, и когда находят любимые водоросли в реке или озере, могут даже нырнуть за ними.
Признаки: заголовок, начало, основная часть, концовка.
У текста есть тема и основная мысль.
Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать
1) Знакомство с текстом, чтение текста учителем
— Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
— Слушают учителя.
— (в тексте говорится о лосях) — тема
— (люди помогают лосям зимой) — главная мысль
— Придумывают название текста, записывают его. (Лось)
— Определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста? (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1).
Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
Не страшна зима лосю!
— Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради.
2) Вопросы к тексту:
— Кто такой лось?
— Чем он питается?
— Почему лосю трудно зимой?
— Как люди помогают животным?
— Страшна ли зима лосю?
3) У вас на партах есть карточка с планом в виде вопросов и опорными словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.
(Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
4) Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту)
— В парах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
— Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы,
В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен?
— Разбирают план и отвечают на вопросы.
— Разбирают орфограммы в парах и читают текст вместе с учителем.
— Как избежать повтора в тексте слова лось?
Зверь, животное, он
Физминутка
— Сколько в тексте частей? (3).
— Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части? Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы.
-Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений? Перескажите 2 часть
— Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него.
Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац?
— Это план.
— Делят текст на части.
Устно пересказывают текст.
— Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк.
3. Самостоятельная работа
Читают текст и пересказывают его друг другу.
(работа в парах)
Пишут изложение.
4. Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)
Несколько детей читают своё изложение
8
Подведение итогов урока. Рефлексия
— Что мы сегодня учились писать?
— Оцените свою работу.
— Кто испытал затруднение? В чем?
— Почему лосям не страшна зима?
Дети подводят итог: чему они научились за этот урок
Ответом к заданию 1 Является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-17 Является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
I На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.
Какое ОБЩЕЕСвойство живых систем иллюстрируют эти связи?
Ответ: _____________________
Наименьшей структурной и функциональной единицей строения организма является
1) ген
2) хромосома
3) клетка
4) орган
Ответ:
3 Химические соединения клеток грибов, в которых хранится наследственная информация, — это
1) одна кольцевая ДНК
2) несколько линейных ДНК
3) белки
4) липиды
Ответ:
Орган цветкового растения, обозначенный на рисунке буквой А, является видоизменённым
1) корнем
2) стеблем
3) плодом
4) побегом
Ответ:
У какой рыбы из перечисленных ниже отсутствует плавательный пузырь?
1) карась 3) окунь
2) акула 4) осётр
Ответ:
Какой из приведённых органов относят к половой системе человека?
1) гортань
2) селезёнка
Ответ:
Где в организме человека находится орган, поперечный срез которого обозначен на рисунке буквой А?
1) в полости черепа
2) в позвоночном канале
3) в полости таза
4) в грудной клетке
Ответ:
Какие образования относят к осевому скелету человека?
1) кости таза 3) грудину
2) бедренную кость 4) лучевую кость
Ответ:
На рисунке изображён орган кровеносной системы человека. Какую функцию он выполняет?
1) участвует в газообмене
2) проводит кровь от сердца к лёгкому
3) производит клетки крови
4) генерирует артериальное давление
Ответ:
]^4 Примером отношений «паразит — хозяин» служат отношения между
1) лишайником и берёзой
2) лягушкой и мухой
3) раком-отшельником и актинией
4) аскаридой и человеком
Ответ:
Jg Наибольшим преобразующим действием на планете обладает
1) живое вещество
2) колебание давления
3) климат
4) смена сезонов года
Ответ:
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
Митохондрия | … |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) образование АТФ 3) образование глюкозы
2) упаковка веществ 4) образование нервного импульса
Ответ:
17 Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности животных?
А. В сократительных вакуолях простейших скапливаются непереваренные остатки пищи, которые удаляются во внешнюю среду.
Б. Вокруг частиц пищи у простейших образуются пищеварительные вакуоли.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 18-24 Является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 Справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси Х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси У — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
Скорость фотосинтеза
1) растёт в интервале от 0 до 0,06 %
2) постоянно растёт во всём диапазоне концентраций
3) сначала растёт, а потом снижается
4) убывает при достижении 0,08 %
5) становится постоянной после 0,08 %
Ответ:
Какие из приведённых ниже характеристик относятся к пластическому обмену? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) по своим характеристикам противоположен энергетическому обмену
2) обязательно протекает с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) может завершаться образованием полимеров
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием углекислого газа и воды
Ответ:
20 Известно, что Ласка обыкновенная — Самое маленькое хищное млекопитающее. Метит территорию и отпугивает врагов.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию ДанныхПризнаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Быстро бегает и хорошо лазает по деревьям.
2) У одной самки рождается 6-8 детёнышей.
3) Челюсти снабжены острыми зубами, способными разрезать шкуру жертвы.
4) Водится в Европе, Северной Азии и Северной Америке.
5) Выкармливает детёнышей молоком.
6) У основания хвоста имеет мускусные железы, выделяющие пахучий секрет.
Ответ:
^2^Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) разгибание ноги при ударе по сухожилию ниже надколенника
Б) передача сигнала из спинного мозга в головной
В) непроизвольное мочеиспускание у детей грудного возраста
Г) передача сигнала из головного мозга в спинной
Д) отдёргивание руки на прикосновение к горячему предмету
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
22 Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) тонкий кишечник
2) пищеварительный канал
3) двенадцатиперстная кишка
4) пищеварительная система
5) кишечная ворсинка
Ответ:
23 Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ТРАНСПОРТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ
Кровь приносит от пищеварительной системы ко всем клеткам тела(А), а уносит от них продукты жизнедеятельности. От лёгких ко всем клеткам тканей и органов кровь транспортирует(Б), а в обратном направлении переносит (В). Кровь также доставляет к органам-мишеням вещества-(Г), выделяемые железами внутренней секреции.
Перечень слов:
1) Кислород
2) питательное вещество
3) азот
4) гормон
Ответ: А Б В Г
24 Рассмотрите фотографию собаки. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
1) клинообразная
3) грубая, с выпуклым лбом, резким переходом ото лба к морде, вздёрнутой и короткой мордой
4) легая, сухая, с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде
Г. Форма хвоста
1) саблевидная
Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь стандартам породы чихуахуа.
Морда короткая, прямая при осмотре в профиль, объёмная у основания, сужающаяся к кончику носа (клинообразная). Уши крупные, стоячие, широкие у основания, постепенно сужающиеся к слегка закруглённым кончикам. В состоянии покоя слегка развешены под углом около 45°. Свой умеренно длинный хвост она несёт очень высоко, изогнутым или в форме серпа с кончиком, направленным к области поясницы. Допустйм любой окрас всевозможных оттенков и сочетаний.
1) соответствует
2) не соответствует
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (25—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
25 Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображены виды наружного кровотечения у человека. Какой сосуд повреждён на рисунке 1? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
Французский учёный Л. Пастер в XIX веке проводил эксперименты с микробом куриной холеры. Он выращивал эту культуру на специальной жидкой питательной среде. Затем учёный переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят, которые через день погибали.
Однажды цыплятам была дана старая (ослабленная) культура бактерий. Они заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько новых здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили раньше, по смертельной дозе свежей культуры бактерий. На следующий день учёный увидел, что цыплята, уже получавшие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а те, кто получил её впервые, погибли.
Что изучал Л. Пастер? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
Прочитайте текст и выполните задание 27.
ДЫХАНИЕ ЖИВОТНЫХ
Большинство животных дышат кислородом, находящимся в атмосферном воздухе или растворённым в воде. Одноклеточные животные, или простейшие, дышат через всю поверхность клетки. Дыхание через кожные покровы среди беспозвоночных животных характерно для кишечнополостных и большинства червей. У остальных беспозвоночных животных развиты специальные органы дыхания. Так, водные членистоногие, например речные раки, дышат с помощью жабр — выростов тела, пронизанных густой сетью кровеносных сосудов. У наземных членистоногих дыхание воздушное. Например, дыхательная система паукообразных представлена лёгочными мешками и хитиновыми трубочками — трахеями, а у насекомых — только трахеями.
Органами дыхания водных позвоночных животных, например рыб, служат жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными густой сетью кровеносных сосудов. Лёгочное дыхание характерно для большинства наземных позвоночных животных. Лёгкие представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов. Наиболее простое строение имеют лёгкие у земноводных, так как наряду с лёгочным дыханием у них
осуществляется и кожное дыхание. У пресмыкающихся тело покрыто роговой чешуёй, поэтому кожное дыхание отсутствует, а лёгкие за счёт внутренних перегородок значительно увеличивают площадь дыхательной поверхности. У птиц, помимо лёгких, в дыхательной системе имеются воздушные мешки, располагающиеся между внутренними органами и в полых костях.
Наиболее совершенно дыхание у млекопитающих. Их лёгкие состоят из огромного числа альвеол, площадь которых в десятки раз превосходит площадь тела.
27 Используя содержание текста «Дыхание животных», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие группы позвоночных животных объединяет подтип Позвоночные?
2) Какие органы дыхания характерны для представителей типа Членистоногие?
3) Что позволило позвоночным животным освоить наземную среду обитания?
Пользуясь таблицей 1 «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.
Названия рыб | % белков | % жиров | Калорий в 100 г |
Вобла | 18 | 2,8 | 95 |
Шпрот | 17 | 7,6 | 136 |
Лосось | 24 | 12 | 200 |
Стерлядь | 17 | 6 | 116 |
Карп | 20 | 1,5 | 94 |
Карась | 17 | 0,5 | 74 |
Окунь | 17 | 0,6 | 73 |
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
Рассмотрите таблицы 2, 3 И выполните задание 29.
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7-10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11-15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
16 и старше | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Суп молочный с макаронными изделиями | 8,3 | 11,3 | 25,8 | 233,8 |
Гарнир из отварных макарон | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Каша гречневая рассыпчатая | 7,2 | 4,1 | 34,8 | 198,3 |
Котлета мясная рубленая | 9,2 | 9,9 | 6,5 | 155,6 |
Кисель | 19,6 | 80,0 | ||
Чай с сахаром | 14,0 | 68,0 | ||
Хлеб ржаной | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
29 Шестиклассник Виталий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, мясную рубленую котлету с гарниром из отварных макарон, кисель и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе 13-летнего Виталия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность?
3) Какой углевод выполняет запасающую функцию в организме человека?
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.
Задачи урока:
Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.
Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
Рагулина Елена Сергеевна
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».
Класс: 4
Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.
Задачи урока:
Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.
Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умеют письменно передавать содержание текста по плану. составляют предложения и правильно их оформляют на письме, составляют план текста, применяют умение орфографического самоконтроля. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: УУД: Познавательные – осознанно строят речевые высказывания в устой и письменной форме; осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям, находят и воспринимают информацию в учебнике; Регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют известные знания и умения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами и их предложения, осуществлют контроль и коррекцию; Коммуникативные: аргументировано выражают свое мнение; оказывают помощь товарищу в случаях затруднения. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: понимают личностный смысл учения; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): презентация. |
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся | ||
1.Подготовка к восприятию | |||
-Здравствуйте, садитесь. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Слайд) — Как вы понимаете это высказывание? — Сегодня вы будете продолжать учиться использовать свои знания и умения по русскому языку. | Приветствуют учителя. Читают высказывание. Высказывают свое мнение. | ||
2. Знакомство с текстом | |||
— Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. — О ком будет текст, вы узнаете, посмотрев на изображение. (Слайд) — Что вы видите? — Правильно, ребята. Сегодня мы будем писать изложение о храме. Тема урока звучит таким образом: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли». — Какую цель мы поставим перед собой? — Какие задачи мы выполним, чтобы достичь цели? — Попробуйте по заголовку определить, о чём или о ком пойдёт речь в тексте? — Что мы можем узнать о данном храме? | Слушают. — Это церковь, храм. Знакомятся с темой урока. Предполагают цель: Учиться письменно передавать содержание текста по плану. Предполагают задачи: 1.Строить предложения и правильно их оформлять на письме. 2. Составлять план текста. 3.Развивать орфографические и пунктуационные умения. 4. Учиться проверять написанное Высказывают мнение. | ||
3. Проверка восприятия, вопросы по содержанию | |||
— Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. (с.27, упр.57) «Храм Покрова на Нерли». Церковь Покрова на Нерли — прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле. — Это сказка или небольшой рассказ? — Какой вид данного текста? — Что вы узнали о храме? — Кем построена данная церковь? — Когда она построена? — Где ее построили? — Что находится рядом с церковью? — Чем украшена? — Как называют этот храм? | Слушают текст. Отвечают на вопросы: — Это небольшой рассказ. — Это повествовательный текст. | ||
4. Составление плана | |||
— На сколько частей можно разделить данный тест? — Найдите 1-ю часть. Прочитайте. — О чём говорится в этой части? — Как озаглавим эту часть? — Найдите 2-ю часть. Прочитайте её. — О чём говорится в этой части? — Как озаглавим эту часть? — Найдите 3-ю часть. -О чём говорится в ней? — Как озаглавим эту часть? -Запишите план. (Слайд) | — Этот текст состоит из трех частей. Находят в тексте и читают. — Об истории построения. — История построения храма. Находят и читают. — О внешнем виде, украшении храма. — Внешний вид храма. Находят и читают. — «Белая лебедь» русской архитектуры. | ||
5. Орфографическая и словарная подготовка | |||
— Для того чтобы вы написали текст грамотно мы поработаем нам орфограммами, которые вам встретятся в словах. — Вставьте пропущенные гласные в словах. — На какую орфограмму все эти слова? — Как проверить безударную гласную в корне слова? (Слайд) Словарная работа. (Слайд) Зодчий – архитектор. Белокаменная – стены из белых камней, кирпичей. Вязовая роща – роща в жилой местности. Купол-луковка –выпуклая форма купола, плавно заостряющаяся на вершине. Напоминает форму луковицы. ФИЗМИНУТКА 1.Повороты головы. 2.Руки на пояс. Повороты туловища в стороны. 3.Наклоны. 4.Приседания. | Вставляют. Читают Выполняют физминутку. | ||
6.Пересказ текста по плану | |||
-Ребята, перескажите текст по плану, который видите на слайде. (Слайд) | Пересказывают текст. | ||
7. Составление изложения. | |||
— Как будем записывать каждую часть текста? — Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске, в соответствии с планом. — Напишите самостоятельно изложение. | — Будем записывать каждую часть с красной строки. Пишут изложение. | ||
8. Самопроверка, редактирование. | |||
Проверьте себя, используя вопросы, которые написаны на слайде. (Слайд)
-Прочитайте свое изложение. -Чему мы учились на уроке? — О ком этот рассказ? — Что нового интересного узнали о церкви Покрова на Нерли? — Бережно относитесь к нашему народному достоянию. Больше интересуйтесь интересными фактами, постройками нашей страны. | Проверяют с опорой на памятку.
Читают. Отвечают на вопросы. |
2
Сохранить у себя:
Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли». (30.75 KB)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62» города Магнитогорска
Учитель – логопед: Алиева Т.К.
Логопедические уроки для первоклассников
Пособие предназначено для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Пособие состоит из 22 занятий, которые направлены на углублённое изучение фонетики, словообразования, морфологии. Содержание уроков включает в себя лексические задания, письменные задания, дидактические игры.
Логопедические уроки рекомендовано проводить для предупреждения и устранения дисграфических ошибок. Длительность одного занятия 30 минут. Для занятий необходимо иметь тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку, ручку, карандаши, линейку. Начинать занятия желательно во второй половине года для закрепления приобретённых знаний в классе.
Материал данного пособия эффективен при работе с детьми с речевыми нарушениями. Необходимость уроков возникает у детей при затруднениях в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова. А также при работе с текстом и предложением.
Профилактические меры позволяют ребёнку закрепить знания и умения, полученные по грамоте и выработать навык владения словом. Уроки опробированы и приносят стабильные результаты.
Содержание курса. Темы уроков
- Текст
1.Предложение
2.Виды предложений
3.Составление предложений
4.Заглавная буква в именах собственных
- Слово
5.Слова-предметы
6.Слова- признаки предметов
7.Слова-действия предметов
- Слог
8.Деление слов на слоги
9.Ударение в словах
10.Перенос слова
- Звуки и буквы
11.Алфавит. Звуки и буквы
12.Гласные звуки
13.Согласные звуки
14.Буква Ь
15.Безударные гласные
- Согласные звуки и буквы
16.Звонкие и глухие
17.Мягкие и твёрдые
18.Буква Й
- Буквосочетания
19.ЖИ-ШИ
20.ЧА-ЩА
21.ЧУ-ЩУ
22.ЧК-ЧН
Урок 1
Тема урока: Предложение
Цель урока:
Уточнение понятия «предложение» и «текст». Выделение предложения из текста. Определение количества и последовательности слов в предложении.
Раздельное написание слов в предложении
Разминка
Сядет тот , кто назовёт слова, которые заканчиваются на звук А
Подготовительный этап
Мы отправимся в лес и послушаем голоса (звучит музыка)
— Чьи голоса звучат?
— Назовите птиц, которых вы знаете
Основной этап
-Отгадайте загадку:
Птица серая живёт, никогда гнезда не вьёт,
В чужих семьях вырастает, годы жизни предрекает
(картинка кукушки)
-Послушайте текст и сосчитайте предложения
Кукушка
В лесу живёт кукушка. Она кладёт яйца в чужие гнёзда. У кукушки нет своего гнезда.
-Сколько предложений в этом тексте?
Лексическая работа
Замените слово «кладёт» другим словом
Анализ предложения
-. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово? С какой буквы пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова в предложении? Как на письме обозначить, что предложение закончилось? Составьте схему первого предложения в тетради (проводится анализ каждого предложения)
Заключительный этап
Что я вам сегодня читала? Как называется текст? Из чего состоит текст? Что мы составляли? Из чего состоят предложения? Как пишутся слова в предложении? Назовите правила написания предложения
Урок 2
Тема урока: Виды предложений
Цели урока:
Изучение знаков препинания в конце предложения. Составление предложений. Формирование навыка написания заглавной буквы в начале предложения.
Разминка
Сядет тот, кто составит предложение из двух слов
Подготовительный этап
-Кто прикатился на урок? (картинка колобка)
-Вспомним русскую народную сказку «Колобок» (рассказывают по одному предложению)
Основной этап
На доске написано предложение «Лиса перехитрила колобка. »
-Какой знак препинания стоит в конце предложения? Это предложение называется повествовательным. Запишите схему в тетради. С какой буквы пишется первое слово в предложении?
-Задайте вопросы по предложению (кто перехитрил колобка, кого перехитрила лиса) Составьте и запишите в тетради схему. Какой знак поставим в конце предложения? Это предложение называется вопросительным.
На доске написано предложение «Колобок я тебя съем!
-Какой знак стоит в конце предложении? Это предложение называется восклицательным. Запишите схему в тетради. Составьте восклицательные предложения.
Заключительный этап
-Вспомним, какие знаки препинания мы изучили.
Отгадайте загадки:
Бурным чувством нет конца: пылкий нрав у молодца! (восклицательный знак)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак)
Загораживает путь, предлагает отдохнуть (точка)
Урок 3
Тема урока: Составление предложений
Цель урока:
Составление предложений по опорным словам. Установление связи слов в предложении. Определение границ предложения в тексте
Разминка
Сядет тот, кто составит предложение по схеме
____ ____ на ____ .
Подготовительный этап
На доске картинки деревьев.
-Где мы с вами находимся? Как вы определили, что в лесу? Назовите деревья, которые вы знаете
Основной этап
Послушайте текст и сосчитайте предложения
На реке.
Ветер шумит и воду рябит. Деревья скрипят. Ветер затих. Негромко поют птицы. Луг выскочила на лягушка.
-Сколько предложений в тексте? Как вы это определили? Какое предложение составлено неправильно? Почему? Составьте предложение правильно. Запишите схему каждого предложения. Вспомните правила написания предложения
Лексическая работа
Предложение Деревья скрипят дополните новыми словами.
Назовите предложения.
Синтаксическая работа
Составьте предложения из слов каждой строчки и запишите в тетрадь.
Играли, песочнице, в, малыши.
Они, из, замок, построили, песка.
Заключительный этап
Отвечайте на вопросы полным предложением. — Из чего состоит текст? Из чего состоят предложения? Как пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Урок 4
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных
Цель урока:
Различение имён собственных и подбор примеров таких слов. Выделение имени собственного из текста. Запись слов с заглавной буквы.
Разминка
-Перечислите названия городов
Подготовительный этап
-Послушайте рассказ одного мальчика
Летом я поеду с папой в Сочи. Этот город находится на берегу Чёрного моря. Катя поедет в Иркутск, на озеро Байкал. Таня будет отдыхать в деревне Сосновка. Там живут корова Бурёнка и пёс Шарик.
-Назовите имена собственные.
Основной этап
Имена собственные — это названия городов, деревень, улиц, рек, озёр, клички животных, имена, фамилии, отчества людей.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Письменное упражнение:
-Запишите из текста имена собственные в тетрадь
Дидактическая игра «Назови имена персонажей сказки»
А. Н. Толстой «Золотой ключик»
Деревянный мальчик –
Девочка с голубыми волосами –
Черепаха –
Лиса-
Кот –
Владелец кукольного театра –
Письменное упражнение:
-Запишите в тетрадь фамилии известных людей
Поэт –
Писатель –
Композитор –
Космонавт –
Заключительный этап
-Скажите, где ставится большая буква? Давайте вспомним улицу, на которой вы живёте? Назовите имя отчество ваших родителей.
Урок 5
Тема урока: Слова-предметы
Цель урока:
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через слова, обозначающие предметы и явления. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?
Разминка
-Сядет тот, кто назовёт слова, обозначающие предметы, вокруг нас
Подготовительный этап
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
-Слово называет предметы и явления окружающего мира. Предмет и слово, его называющее, — это не одно и то же. Попробуем это доказать.
Лексическая работа
Игра с мячом
— Я каждому брошу мяч и назову слово, а вы скажите значение этого слова.
Например: стол-мебель
Основной этап
— Мяч – это предмет. Его можно потрогать, подбросить, поймать.
-Можем ли мы со словом «мяч» произвести все эти действия?
—Слово можно только услышать, произнести, прочитать, написать.
На доске изображения предметов (с подписью словарных слов)
-Давайте напишем в тетради слова, которые отвечают на вопрос кто? в первый столбик, а на вопрос что? – во второй столбик.
Кто? что?
Мальчик машина
Девочка молоко
Медведь пальто
Ребята пенал
Воробей деревня
Заключительный этап
— Скажите, чем предмет отличается от слова? Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что? Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто?
Работа над словарём
Игра: «Четвёртый лишний»
Урок 6
Тема урока: Слова-действия предметов
Цель урока:
Различение слов, обозначающих действие предметов. Подбор действий к предмету. Слова, которые отвечают на вопрос: что делает? Составление предложений из двух слов: предмет-действие.
Разминка
— Сядет тот, кто скажет, что я могу сделать с мячом?
Подготовительный этап
Выберите из стихотворения С. Маршака «Мяч» слова, которые говорят о действиях мяча. На какие вопросы они отвечают?
Лексическая работа
Сравните слова, обозначающие действия предмета: покатился, докатился, подкатился. Что общего и отличного в звучании и значении этих слов?
Основной этап
— Слова, которые отвечают на вопрос: что делает? Обозначают действие предмета.
— Послушай те слова, обозначающие действия. Объясните разницу в значении этих слов. Какие слова обозначают завершенное действие?
Пишет – написал рисует — нарисовал
Варит – сварил строит — построил
Чистит – вычистил красит — покрасил
Собирает – собрал цветёт — отцвёл
— Составьте предложения с этими словами.
— В тетради запишем предложения из двух слов. Например: Заяц прыгает.
Птица_________________. Конь________________.
Лягушка_______________. Рыба________________.
Уж___________________. Слон________________.
Сколько слов в каждом предложении? Какое слово отвечает на вопросы: кто? что делает?
Заключительный этап
— На какой вопрос отвечает и что обозначает слово: летит? идёт? плывёт?
Дидактическая игра «Кто что делает?»
— Составьте предложения из двух слов.
Столяр——. Маляр——. Ткачиха——. Швея——. Повар——. Пекарь——. Кузнец——. Сторож——. Врач——. Учитель——. Художник——. Балерина——.
Урок 7
Тема урока: Слова – признаки предметов
Цель урока:
Различение слов, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предмету. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Составление предложений из двух слов: предмет — признак предмета.
Разминка
Подберите к слову мальчик слова, которые отвечают на вопрос: какой?
Подготовительный этап
Игра «Кто это?» «Что это?»
Белоствольная, высокая, стройная___________________
Вкусный, алый, сахарный_______________________
Жёлтые, красные, осенние______________________
Новая, интересная, библиотечная_________________
Ветвистая, зелёная, колючая___________________
Красное, спелое, сладкое_________________
Основной этап
— Подберите к предметам слова, отвечающие на вопрос какой? запишите в тетрадь (картинки на доске).
Лук (какой?) горький, лимон (какой?) кислый, арбуз (какой?) сладкий.
Подберите к предметам слова, отвечающие на вопрос какая? запишите в тетрадь (картинки на доске).
Книга (какая?) интересная, дорога (какая?) широкая, вода (какая?) чистая.
Подберите к предметам слова, отвечающие на вопрос какое? запишите в тетрадь (картинки на доске).
Солнце (какое?) яркое, море (какое?) солёное, яблоко (какое?) вкусное.
Подбираем несколько слов, а записываем одно слово.
Заключительный этап
— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?
Дидактическая игра «Свари вкусную кашу»
Каша из гречки (какая?) гречневая, каша из пшена (какая?) пшённая ( из риса, из манки, из перловки, из гороха, из геркулеса)
Урок 8
Тема урока: Деление слов на слоги
Цель урока:
Определение количества гласных и слогов в слове. Подбор слов с разным количеством слогов. Составление слов из слогов. Выполнение анализа и синтеза слов, полученных путём перестановки слогов.
Разминка
Назовите слова, которые состоят из одного слога
Подготовительный этап
Стихотворение «Гусь»
— Га-га-га! – гогочет гусь. –
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь.
— Сколько раз произнесён слог-га-?
Словарная работа
-Назовите родственные слова в стихотворении.
— Вспомните слова, начинающиеся со слога -га-.
Основной этап
— Слова состоят из слогов. Сколько гласных в слове, столько и слогов. Слова, состоящие из одного слога называются односложными, из двух слогов двусложными, из трёх слогов трёхсложными.
— Поделите слова на слоги (на доске представлены картинки) — Запишите слова в тетрадь, деля их на слоги (кук-ла, мо-ло-ко и т.д.)
Дидактическая игра «Сколько слогов»
— Я называю слово, вы должны сосчитать количество слогов и поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове. Кто поднял карточку с цифрой не правильно, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто не разу не ошибся.
Заключительный этап
Из чего состоят слова? Как определить количество слогов в слове? Дидактическая игра «Восстанови порядок»
-Составьте слова из слогов
Ко, дил, кро. Фан, са, ра. Ти, кар, на.
Урок 9
Тема урока: Ударение в словах
Цель урока:
Определение ударных и безударных гласных звуков и слогов в слове. Обозначение ударения в словах. Сопоставление слова со схемой. Сравнение произношения слов с разным ударением.
Разминка
Назовите слова, состоящие из двух слогов, с ударением, падающим на первый слог
Подготовительный этап
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром…
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток, стучит, стучит.
И чётко речь моя звучит. А. Шибаев
— Произнесите в указанном ритме слог –ла-
Лала—ла, ла—лала
— Выделите ударением слог –ла-
Ло-лу-ла, лу-ла-ло, ла-ло-лу
Основной этап
— Ударный слог в слове произносится с несколько большей громкостью и длительностью по сравнению с безударным.
Устное упражнение:
-Подберите слово к схеме и произнесите слово с ударением (на доске изображения картинок и слоговые схемы слов)
Письменное упражнение:
-В тетради составьте слоговые схемы слов (каждому выдаётся индивидуальная карточка со словами)
Словарная работа
-Есть такие слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по- разному: например, гвоздики-гвоздики, замок-замок, кружки-кружки, ирис-ирис, хлопок-хлопок, полки-полки. Ударение в этих словах падает на разный слог. Мы сейчас определим значение этих слов, произнесём их с ударением. Затем составим предложения с этими словами и запишем их в тетрадь.
Заключительный этап
-Соберите имена людей из слогов и поставьте ударение
Урок 10
Тема урока: Перенос слов
Цель урока:
Деление слов на слоги и для переноса. Деление слов с мягким знаком и й для переноса. Чёткое и правильное произношение звуков и сочетания звуков в слове.
Разминка
Назови слова, состоящие из трёх слогов, с ударением, падающим на второй слог.
Подготовительный этап
-Я вам прочитаю стих, а вы составляйте слова (на доске карточки со слогами сок, но, пе, ку, ча, ле; из них дети составляют слова).
Ребята пили сладкий сок.
Слог «пе» добавили — стал «песок».
А «но» пришло – уже «носок».
А если «ку» — читай «кусок».
Со слогом «ле» прочтём «лесок»,
Туда пошли мы на «часок».
— Составьте слова из слогов. Напишите в тетради, подчеркните гласные.
Лу – на пуш-ка зон-тик
Зи –на мыш-ка бан-тик
Пе –на зай-ка бра-тик
Ле –на вил-ка вин-тик
Основной этап
-Спиши слова, деля их на слоги. Подчеркни гласные.
Огурец, овощи, олени, утюги, уголок.
— Можем ли мы перенести одну гласную на другую строчку? Напишите эти слова деля из для переноса (огу-рец)
— Спишите слова, деля их для переноса по образцу (маль-чик, паль-то)
— Чем похожи слова? Как переносятся слова с мягким знаком?
— Спишите слова, деля их для переноса по образцу (май-ка, зай-ка)
— Чем похожи слова? Как переносятся слова с буквой Й ?
Заключительный этап
-Повторим правила переноса: нельзя оставлять одну букву на строке.
Дидактическая игра «Составь слово из слогов»
— Подчеркните ударный слог и напишите слово, которое получится из ударных слогов данных слов.
Удочка, подарок, ребус, низенький, ехать.
Урок 11
Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит
Цель урока: Знакомство со способами образования звуков речи. Определение места звука в слове. Определение количества звуков в слове. Звуковой анализ и синтез слова. Знакомство с алфавитом.
Разминка
Назовите слова, которые заканчиваются на звук А
Подготовительный этап
-Мир полон звуков — живых и неживых. Пение птиц, рокот машин, кваканье лягушек, грохот грома… Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.
Дидактическая игра «Слушаем звуки в доме»
Назовите звуки, которые мы слышим дома. Кто не может назвать звука, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто услышит больше всех звуков
( например: телефонный звонок, звонок в дверь, тиканье часов)
Основной этап
-Когда мы говорим, мы произносим звуки речи. Звуки бывают гласные и согласные. Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Сейчас мы это проверим. На кончик карандаша закрепим бумажку и поднесём ко рту. Произнесите гласный звук. Бумажка не шёлохнётся. Произнесите согласный звук. Воздух встречает препятствие и бумажка падает.
— Чем же звуки речи отличаются от букв? Чтобы изучить буквы, существует алфавит. Алфавит – это греческое слово. Буквы в алфавите располагаются в определённом порядке, который нужно хорошо запомнить.
— Вы изучили все буквы? Среди них есть похожие. Чтобы не спутать при чтении и письме, повторим их ещё раз.
Буквы-колёса О, С, З, Ю, Ф. Лестницы Н,Е. Заборы Ш, Щ, Ц, И. Ракеты Л, А, Д. Ворота П,М. Молотки Г,Т. Жучки Ж, Х.Крючки К, У, Ч.
Письменные упражнения:
-
Записать печатные буквы, как письменные
-
Написать слова в алфавитном прядке
-
Вставить пропущенные буквы в слова
Заключительный этап
— Какие бывают звуки? Назовите слово, в котором буквы расположены в определённом порядке. Сколько букв в алфавите? Сколько гласных в алфавите? Назовите их. Сколько согласных в алфавите? Назовите их. Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
Урок 12
Тема урока: Гласные звуки
Цель урока: Образование гласных звуков. Выделение гласных из слогов, слов, предложений. Составление слов и предложений из слогов.
Разминка
Назовите гласные, которые вы знаете
Подготовительный этап
Дидактическая игра «Замени букву»
-Вставьте гласную, чтобы получилось другое слово
Сын-сон, лук-лак, бак – бык, сок – сук.
Письменное упражнение:
— Выпишите в строчку гласные из стихотворения
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
Стоял ноябрь уж у двора. (А.Пушкин)
-Проверим. Какой гласной не было в стихотворении?
Основной этап
-В русском языке 10 гласных звуков и букв. Они состоят только из голоса, тянутся и поются. Давайте произнесём все гласные звуки нараспев. При их произнесении воздух проходит через рот свободно. Гласные буквы образуют слог.
— Прочитайте слоги: 1-мо, 2-ло, 6-бо, 7-ро, 5-го, 9-сок, 4-чо, 3-ко, 10-нок, 8-бок.
— Составьте из этих слогов слова.
1-2-3 3-2-9 5-2-9
3-7-8 3-2-8 6-4-10
— Прочитай слоги от последнего к первому. Что получилось?
Кой, гол, и, вой, но, сос, рой, ост, ся, лол, ко, у, нок, жо, ве, мед.
— Запишите в тетрадь. Подчеркните гласные буквы.
Заключительный этап
— Сколько гласных в русском языке? Из чего они состоят? Для чего служат гласные?
-Вставьте в слова подходящие слоги. Прочитайте свои слоги. Какое слово получилось?
Тёплое Чёрное _____ре, топкое торфяное бо____то, тёмный глубокий коло_______.
Урок 13
Тема урока: Согласные звуки
Цель урока: Образование согласных звуков. Преобразование слов. Работа над произнесением фраз с трудными сочетаниями звуков.
Разминка
Назовите согласные звуки, которые вы знаете
Подготовительный этап
Дидактическая игра «Замени букву»
-Придумайте слова, которые отличаются только одним согласным
Гайка-майка-зайка-лайка-чайка
Соль-моль-боль-роль-ноль
Письменное упражнение:
—Запишите слова, добавляя букву в начале слова
Мех-смех
Тон-стон
Кот-скот
Тук-стук
Основной этап
-Согласных в русском языке больше, чем гласных. При произнесении согласных звуков воздух встречает препятствие (губы, зубы). Согласные встречаются в слоге только с гласными.
Письменное упражнение:
-Замените первую букву в слове на букву щ и запишите новые слова
Кепка, кит, мель, тётка, река, венок, детина, полка.
-Обведите согласные в кружок
-Закройте на минутку глаза, откройте, прочитайте буквы и запишите по памяти в соответствующие фигуры
Дидактическая игра «Угадай букву»
-Начерти в воздухе букву, а мы будем угадывать, что ты написал
Заключительный этап
-Выучим скороговорки и будем чётко и правильно произносить согласные звуки
-
Шапкой Мишка шишку сбил
-
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока
-
Жутко жуку жить на суку
-
Мыла мила Милу с мылом
-
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели
Урок 14
Тема урока: Буква мягкий знак
Цель урока:
Закрепление знаний детей о функциях мягкого знака. Образование новых слов с помощью мягкого знака
Разминка
Назовите слова с мягким согласным на конце
Подготовительный этап
-Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Дидактическая игра «Догадайся и ответь»
-Как из хора сделать хищное животное, из угла — топливо, из полки – танец, из галки – мелкий камень, из кона – домашнее животное.
Основной этап
Письменное упражнение:
-Прочитай. Спиши. Обозначь точкой мягкие согласные.
Кон-конь, банка-банька, кров-кровь, шест-шесть, брат-брать, угол-уголь, ел-ель, полка-полька, галка-галька.
-Новые слова, которые мы получили, присоединив к ним Ь, возникли потому, что в них изменился согласный, вместо твёрдого стал мягкий. Указание на мягкость – это одна из главных задач Ь в русском языке. Меняя твёрдый согласный на мягкий, мы получим различные слова.
Заключительный этап
— Для чего нам на письме нужен Ь? Чтобы смягчать впереди стоящую согласную. Угадайте названия животных.
Урок 15
Тема урока: Родственные слова
Цель урока: Образование родственных слов. Развитие и закрепление навыка подбирать проверочные слова
Разминка
-Назовите слова, которые заканчиваются на звук А
Подготовительный этап
Словарная работа
-Назовите похожие слова из стихотворения
Дорога, дорожка, дороженька…
Мы дорожные вещи возьмём,
Подорожник сорвём осторожненько,
Придорожную травку найдём.
-Эти слова называются родственными.
Дидактическая игра «Назови ласково»
— Назови ласково
Стол-столик, полка-полочка, чашка-чашечка, кольцо-колечко, дым-дымок, день-денёк, лук-лучок, снег-снежок, картина-картинка, муха-мушка, лиса-лисичка, мыло-мыльце, лужа-лужица, солнце-солнышко, вишня-вишенка, горох-горошек, лицо-личико
Основной этап
Гора, горевать, горка, горный.
— Чем похожи эти слова? Можем ли мы их назвать родственными? Почему? Родственными словами называются только слова близкие по значению и с одинаковым корнем. Запишите в тетрадь только родственные слова.
Письменное упражнение:
-Спишите, вставьте пропущенную букву
Снег — сн… га
хлеб — хл…ба
плод – пл…ды
след – сл…ды
берег – б…рега
Заключительный этап
— Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее
Белка, беленький, белила
Пёс, песочный, песок
Печка, печурка, печать
Какие слова называются родственными?
Урок 16
Тема урока: Звонкие и глухие согласные
Цель урока: Усвоение правил написания слов с сомнительными парными звонкими и глухими согласными в конце слова и в корне слова, умение подбирать проверочные слова, используя продуктивные способы словообразования и словоизменения
Разминка
-Назовите слова, которые начинаются со звука С
Подготовительный этап
— Отгадайте загадку: Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и запахи роз? Мороз
-Какой звук мы слышим на конце слова?
— Какую букву будем писать? Как проверить?
Основной этап
— В русском языке есть парные согласные. Всего 6 пар. В каждой паре один согласный — звонкий он произносится с голосом, другой – глухой он произносится без голоса.
Б – П, В – Ф, Г- К, Д – Т, З – С, Ж – Ш
— Давайте их произнесём и определим звонкие и глухие согласные.
Письменное упражнение:
— Напишем слова, в которых парный согласный слышится отчётливо
Арбузы – арбуз
Ножи – нож
Зубы – зуб
Львы – лев
Слоги – слог
Сады – сад
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воз-возок клюв-клювик город-городок
Год-годок гриб-грибок кузов-кузовок
Дуб-дубок пояс-поясок желоб-желобок
Заключительный этап
Дидактическая игра «Один-много»
Верблюд-много верблюдов
Ландыш-много ландышей
Хоровод-много хороводов
Урок 17
Тема урока: Мягкие и твёрдые согласные
Цель урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я. Дифференциация согласных звуков и букв, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.
Разминка
-Назовите слова, в которых есть звук НЬ (учитель записывает слова на доске)
-Назовите слова, в которых есть звук Н (учитель записывает слова на доске)
Подготовительный этап
-Назовите гласные, которые стоят после буквы «ЭН» (и, я, ё, е, ю). Это гласные второго ряда. Согласный, стоящий перед ними всегда будет мягким.
-Назовите гласные, которые стоят после буквы «ЭН» (а, о, у, ы, э). Это гласные первого ряда. Согласный, стоящий перед ними всегда будет твёрдым.
Основной этап
Дидактическая игра «Назови имя»
Петуха спросили дети:
— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
-Хорошо умею петь я.
Вопросы:
-Как звали петуха? Какой первый и третий звук в слове «Петя»? Назовите второй и четвёртый звук. Из какого ряда стоят гласные после согласных? Значит, согласные будут какими? (мягкими). Напишите схему слова «Петя» в тетради. Назовите имена, в которых есть мягкий согласный.
Письменное упражнение:
-Прочитайте пары слов: нос-нёс, мыл-мил, лук-люк, мал-мял
-Чем отличаются эти слова? Запишите слова в тетради и обозначьте мягкость и твёрдость согласных карандашом.
-Как обозначается мягкость согласных? Назовите гласные второго ряда.
Заключительный этап
-Прочитайте пословицы. Объясните значение пословиц. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные, зелёным карандашом, а буквы, которые обозначают твёрдые согласные, синим карандашом.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Учить – ум точить.
Урок 18
Тема урока: Буква Й
Цель урока:
Обозначение звука й буквой «Й» на письме. Деление слов на слоги. Развитие словообразование и связной речи.
Разминка
— Назовите слова, в которых есть буква Й
Подготовительный этап
-Послушайте стихотворение и назовите слова с буквой Й, которые здесь встречаются
В это время над землёй
Промчался пчёл гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчёлы в лес густой,
Чтоб строить новый улей.
Основной этап
-Звук й обозначается на письме буквой и- краткая. Звук й согласный, всегда звонкий и мягкий.
Письменное упражнение:
-Вставьте в данные слова букву й, спишите слова, разделяя их на слоги и подчёркивая букву й
Ле.ка, ча.ка, ча.ник, скаме.ка, ма.ка.
Работа над связной речью
-Послушайте текст и расскажите, какие правила поведения в школе и дома вы знаете.
Прилежно учись. Внимательно слушай учителя. Выполняй все его задания. Не опаздывай на занятия. Помогай товарищу лучше учиться.
-Уточните характеристику звука Й
Заключительный этап
Дидактическая игра «МНОГО-ОДИН»
-Измени слова по образцу
Музеи-музей
Герои-герой
Муравьи-муравей
Сараи-сарай
Воробьи-воробей
Трамваи-трамвай
Урок 19
Тема урока: Буквосочетания жи-ши
Цель урока:
Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями жи-ши из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями жи-ши без ошибок.
Разминка
-Подберите слова с буквосочетаниями жи – ши
Подготовительный этап
-Послушайте текст и назовите слова с буквосочетаниями жи – ши
Тишина в лесу. Легко скользят лыжи. В воздухе пушистые снежинки. На вершинах сосен мохнатые шапки.
Основной этап
-Как напишем слова с буквосочетаниями жи – ши ?
Письменное упражнение:
— Запишите слова с буквосочетанием жи в первый столбик, а слова с буквосочетанием ши во второй столбик. Подчеркните буквосочетания, которые надо запомнить.
(слова для справок: пружина, машина, шить, жир, жить, жираф, шишка, ошибка, тишина, снежинка)
Заключительный этап
Дидактическая игра «Ответы на вопросы»
-
Какие цветы расцветают в мае?
-
Что растёт на соснах и елях?
-
Как называется дикая роза?
-
Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой?
-
Как называется форменное пальто у военных?
Урок 20
Тема урока: Буквосочетания ча-ща
Цель урока:
Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями ча-ща из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями ча-ща без ошибок.
Разминка
— Назовите слова, где встречаются буквосочетания ча-ща
Подготовительный этап
-Отгадайте загадки:
-
Солдат, который стоит на часах
-
Растение с кислыми съедобными листьями
-
Смелый человек
-
Волшебник
— Какие сочетания встречаются в отгадгах?
— Как напишем ча, ща?
Основной этап
Письменное упражнение:
-Спишите, вставляя пропущенные буквы
Полезные советы
Ешь молч.. Ч.ще проветривай класс. Дыш. глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ.м. Активно уч.ствуй в жизни класса.
— Проверьте то, что вы написали. Подчеркните пропущенные буквы
Заключительный этап
Дидактическая игра «Звериная семейка»
— К данным словам подбери названия детёнышей животных
Волк-волчата
Заяц-зайчата
Галка-галчата
Белка-белчата
Кролик-крольчата
Урок 21
Тема урока: Буквосочетания чу-щу
Цель урока:
Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями чу-щу из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями чу-щу без ошибок.
Разминка
Назовите слова, где встречаются буквосочетания чу-щу
Подготовительный этап
— Послушайте загадку, отгадайте.
Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу.
-Назовите слова с буквосочетаниями чу-щу
-Как напишем слова с буквосочетаниями чу-щу
Основной этап
-Спишите по образцу:
Поймать кого? (лещ) — поймать леща
Решить что? (задача)
Поехать куда? (дача)
Позвонить кому? (врач)
-Подчеркните буквосочетания чу-щу
Заключительный этап
Дидактическая игра «Скажи как я»
Искать грибы — ищу грибы
Учить уроки-
Крутить ручку-
Тащить санки-
Кричать другу-
Шептать на ухо-
Молотить рожь-
Урок 22
Тема урока: Буквосочетания чк-чн
Цель урока:
Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями чк-чн из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями чк-чн без ошибок.
Разминка
Назовите слова, где встречаются буквосочетания чк-чн
Подготовительный этап
-Послушайте стихи и назовите слова с буквосочетаниями чк-чн
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на крючки.
-Назовите слова с буквосочетаниями чк-чн
-Как напишем слова с буквосочетаниями чк-чн
Основной этап
-Спишите по образцу:
Значок-значка
Крючок-
Сачок-
Пучок-
Зрачок-
Бычок-
Заключительный этап
Дидактическая игра «Измени слова»
Желток из яйца — яичный желток
Дом из кирпича –
Игрушки для ёлки –
Сок из яблок-
Лестница из верёвки –
Луч солнца –
Часы из песка –
Вода из реки –