Ответом к заданию 1 Является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-17 Является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

I На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.

Какое ОБЩЕЕСвойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Ответ: _____________________

Наименьшей структурной и функциональной единицей строения организма является

1) ген

2) хромосома

3) клетка

4) орган

Ответ:

3 Химические соединения клеток грибов, в которых хранится наследственная информация, — это

1) одна кольцевая ДНК

2) несколько линейных ДНК

3) белки

4) липиды

Ответ:

Орган цветкового растения, обозначенный на рисунке буквой А, является видоизменённым

1) корнем

2) стеблем

3) плодом

4) побегом

Ответ:

У какой рыбы из перечисленных ниже отсутствует плавательный пузырь?

1) карась 3) окунь

2) акула 4) осётр

Ответ:

Какой из приведённых органов относят к половой системе человека?

1) гортань

2) селезёнка

Ответ:

Где в организме человека находится орган, поперечный срез которого обозначен на рисунке буквой А?

1) в полости черепа

2) в позвоночном канале

3) в полости таза

4) в грудной клетке

Ответ:

Какие образования относят к осевому скелету человека?

1) кости таза 3) грудину

2) бедренную кость 4) лучевую кость

Ответ:

На рисунке изображён орган кровеносной системы человека. Какую функцию он выполняет?

1) участвует в газообмене

2) проводит кровь от сердца к лёгкому

3) производит клетки крови

4) генерирует артериальное давление

Ответ:

]^4 Примером отношений «паразит — хозяин» служат отношения между

1) лишайником и берёзой

2) лягушкой и мухой

3) раком-отшельником и актинией

4) аскаридой и человеком

Ответ:

Jg Наибольшим преобразующим действием на планете обладает

1) живое вещество

2) колебание давления

3) климат

4) смена сезонов года

Ответ:

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Митохондрия

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) образование АТФ 3) образование глюкозы

2) упаковка веществ 4) образование нервного импульса

Ответ:

17 Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности животных?

А. В сократительных вакуолях простейших скапливаются непереваренные остатки пищи, которые удаляются во внешнюю среду.

Б. Вокруг частиц пищи у простейших образуются пищеварительные вакуоли.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 18-24 Является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 Справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси Х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси У — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Скорость фотосинтеза

1) растёт в интервале от 0 до 0,06 %

2) постоянно растёт во всём диапазоне концентраций

3) сначала растёт, а потом снижается

4) убывает при достижении 0,08 %

5) становится постоянной после 0,08 %

Ответ:

Какие из приведённых ниже характеристик относятся к пластическому обмену? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) по своим характеристикам противоположен энергетическому обмену

2) обязательно протекает с поглощением энергии

3) завершается в митохондриях

4) может завершаться образованием полимеров

5) сопровождается синтезом молекул АТФ

6) завершается образованием углекислого газа и воды

Ответ:

20 Известно, что Ласка обыкновенная — Самое маленькое хищное млекопитающее. Метит территорию и отпугивает врагов.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию ДанныхПризнаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Быстро бегает и хорошо лазает по деревьям.

2) У одной самки рождается 6-8 детёнышей.

3) Челюсти снабжены острыми зубами, способными разрезать шкуру жертвы.

4) Водится в Европе, Северной Азии и Северной Америке.

5) Выкармливает детёнышей молоком.

6) У основания хвоста имеет мускусные железы, выделяющие пахучий секрет.

Ответ:

^2^Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) разгибание ноги при ударе по сухожилию ниже надколенника

Б) передача сигнала из спинного мозга в головной

В) непроизвольное мочеиспускание у детей грудного возраста

Г) передача сигнала из головного мозга в спинной

Д) отдёргивание руки на прикосновение к горячему предмету

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

22 Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) тонкий кишечник

2) пищеварительный канал

3) двенадцатиперстная кишка

4) пищеварительная система

5) кишечная ворсинка

Ответ:

23 Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТРАНСПОРТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ

Кровь приносит от пищеварительной системы ко всем клеткам тела(А), а уносит от них продукты жизнедеятельности. От лёгких ко всем клеткам тканей и органов кровь транспортирует(Б), а в обратном направлении переносит (В). Кровь также доставляет к органам-мишеням вещества-(Г), выделяемые железами внутренней секреции.

Перечень слов:

1) Кислород

2) питательное вещество

3) азот

4) гормон

Ответ: А Б В Г

24 Рассмотрите фотографию собаки. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

1) клинообразная

3) грубая, с выпуклым лбом, резким переходом ото лба к морде, вздёрнутой и короткой мордой

4) легая, сухая, с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде

Г. Форма хвоста

1) саблевидная

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь стандартам породы чихуахуа.

Морда короткая, прямая при осмотре в профиль, объёмная у основания, сужающаяся к кончику носа (клинообразная). Уши крупные, стоячие, широкие у основания, постепенно сужающиеся к слегка закруглённым кончикам. В состоянии покоя слегка развешены под углом около 45°. Свой умеренно длинный хвост она несёт очень высоко, изогнутым или в форме серпа с кончиком, направленным к области поясницы. Допустйм любой окрас всевозможных оттенков и сочетаний.

1) соответствует

2) не соответствует

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (25—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

25 Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображены виды наружного кровотечения у человека. Какой сосуд повреждён на рисунке 1? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.

Французский учёный Л. Пастер в XIX веке проводил эксперименты с микробом куриной холеры. Он выращивал эту культуру на специальной жидкой питательной среде. Затем учёный переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят, которые через день погибали.

Однажды цыплятам была дана старая (ослабленная) культура бактерий. Они заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько новых здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили раньше, по смертельной дозе свежей культуры бактерий. На следующий день учёный увидел, что цыплята, уже получавшие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а те, кто получил её впервые, погибли.

Что изучал Л. Пастер? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?

Прочитайте текст и выполните задание 27.

ДЫХАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Большинство животных дышат кислородом, находящимся в атмосферном воздухе или растворённым в воде. Одноклеточные животные, или простейшие, дышат через всю поверхность клетки. Дыхание через кожные покровы среди беспозвоночных животных характерно для кишечнополостных и большинства червей. У остальных беспозвоночных животных развиты специальные органы дыхания. Так, водные членистоногие, например речные раки, дышат с помощью жабр — выростов тела, пронизанных густой сетью кровеносных сосудов. У наземных членистоногих дыхание воздушное. Например, дыхательная система паукообразных представлена лёгочными мешками и хитиновыми трубочками — трахеями, а у насекомых — только трахеями.

Органами дыхания водных позвоночных животных, например рыб, служат жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными густой сетью кровеносных сосудов. Лёгочное дыхание характерно для большинства наземных позвоночных животных. Лёгкие представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов. Наиболее простое строение имеют лёгкие у земноводных, так как наряду с лёгочным дыханием у них
осуществляется и кожное дыхание. У пресмыкающихся тело покрыто роговой чешуёй, поэтому кожное дыхание отсутствует, а лёгкие за счёт внутренних перегородок значительно увеличивают площадь дыхательной поверхности. У птиц, помимо лёгких, в дыхательной системе имеются воздушные мешки, располагающиеся между внутренними органами и в полых костях.

Наиболее совершенно дыхание у млекопитающих. Их лёгкие состоят из огромного числа альвеол, площадь которых в десятки раз превосходит площадь тела.

27 Используя содержание текста «Дыхание животных», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие группы позвоночных животных объединяет подтип Позвоночные?

2) Какие органы дыхания характерны для представителей типа Членистоногие?

3) Что позволило позвоночным животным освоить наземную среду обитания?

Пользуясь таблицей 1 «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.

Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 г

Вобла

18

2,8

95

Шпрот

17

7,6

136

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

Карп

20

1,5

94

Карась

17

0,5

74

Окунь

17

0,6

73

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

Рассмотрите таблицы 2, 3 И выполните задание 29.

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7-10

2,3

1,7

330

2550

11-15

2,0

1,7

375

2900

16 и старше

1,9

1,0

475

3100

Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Борщ из свежей капусты с картофелем

1,8

4,0

11,6

92,3

Мясные биточки (1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Суп молочный с макаронными изделиями

8,3

11,3

25,8

233,8

Гарнир из отварных макарон

5,4

4,3

38,7

218,9

Каша гречневая рассыпчатая

7,2

4,1

34,8

198,3

Котлета мясная рубленая

9,2

9,9

6,5

155,6

Кисель

19,6

80,0

Чай с сахаром

14,0

68,0

Хлеб ржаной

3,9

0,4

28,2

135,7

29 Шестиклассник Виталий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, мясную рубленую котлету с гарниром из отварных макарон, кисель и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе 13-летнего Виталия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность?

3) Какой углевод выполняет запасающую функцию в организме человека?

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.