Рассказ об искусстве арабского халифата

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в арабском халифате в 710 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завованных ими народов

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. к.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов).

Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.

Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. 9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли.

Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта,Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.

В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры — Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.

Рекомендуем прочитать:

  • светская культура европейского средневековья
  • понятие эпохи возраждения
  • ордерное зодчество античности
  • реализма культура
  • конспект исламский мир
  • мифы о явлениях природы
  • культурология скульптурное произведение
  • архитекторы позднего классицизма суфло
  • византийская культура
  • основные черты и периодизация культуры греко римской античности

Конспект по культурологии

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

культура стран халифата

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика».

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

культура стран арабского халифата

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

культура халифата

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

история культура стран халифата

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

особенности культуры арабского халифата

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма «Шахнамэ».

Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

культура арабского халифата кратко

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Я предлагаю вам иллюстрированную статью о древних городах Казахстана и фильм. Надеюсь, это поможет учащимся и учителям глубже узнать историю Казахстана. Тараз, Отрар, Испиджаб, Яссы, Сауран, —  об этих средневековых городах, расположенных когда-то вдоль рек Талас, Сыр-Дарья, мы знаем по свидетельствам арабских путешественников, находкам археологов. Сегодня там стоят современные города Казахстана: Тараз, Шымкент, Туркестан. Но интересно попробовать сквозь пыль веков увидеть ту далекую, так не похожую на нашу жизнь: города, утопающие в зелени садов, с базарами, мечетями, турецкими банями — хамам. Там были и водопроводы, и даже канализация.

Содержание

  1. Тараз
  2. Испиджаб-Сайрам
  3. Туркестан-Яссы
  4. Сауран
  5. Отрар

 Тараз.

Арабский историк 10 века. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Рабад — это предместья, где жили ремесленники. Тараз славился своими, мастерами ковки и чеканки. Один из примеров их мастерства — казан в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи, — самый большой в исламском мире. Он весил более 2 тонн.

В окрестностях города была серебряная руда, поэтому ювелиры Тараза имели возможность делать прекрасные серебряные украшения, которые славились далеко за пределами города. Гончары Тараза делали посуду, покрытую цветной глазурью. Такие сосуды в большом количестве находят сегодня археологи.

Керамика древнего Казахстана

А еще в рабаде находились караван-сараи, где останавливались многочисленные купцы, приехавшие на базар Тараза купить или продать свой товар.  Эти средневековые гостиницы были во всех восточных странах. Там обязательно был широкий двор, колодец, загоны для скота. Вокруг двора — строения с комнатами для приезжих. Порой, особенно за пределами городов, караван-сараи были окружены прочной стеной, чтоб защититься если не от вражеского войска, то хоть от грабителей. Таких мест в Таразе было несколько. Это неудивительно, ведь этот город был важным центром торговли в степи на Шелкового пути. Центром его, как любого средневекового города был базар. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». Китайские шелка и фарфор, русские меха, византийская парча, индийские снадобья, фрукты, рис, сладости, — горы товаров. Степные народы продавали скот, говорят, в Таразе за день продавалось 500 верблюдов, очень ценились азиатские скакуны, но самым ходовым товаром были овцы.  Там были великолепно выделанные овечьи кожи, похожие на атлас, а тюркский каракуль ценился особенно высоко. Он был не только черным или серым — но серебристым и даже сиреневым. Его звали сур.  Считалось, что сур обладает волшебной силой, он снимает усталость и раздражение, впрочем, о богатстве таразского базара можно говорить долго. Европейские купцы и мечтать не могли о таком размахе торговли. В Таразе производили свой шелк, говорят, вполне конкурентоспособный рядом с китайским. Наверное, там рос виноград, ведь археологи в этом районе находили винодельческие мастерские. Китайцы, знавшие только алкоголь, сделанный из риса, с большим интересом относились к виноградному вину. Конечно там были прекрасные сады, ведь там было все для этого: южное солнце и вода. Ее в Таразе было достаточно. Археологи откопали 15 километров водопровода: глиняные трубы, соединенные глиняными же муфтами были «подключены прямо к реке, сильное течение Таласа забрасывало воду в трубы и гнало ее в город.

древний Тараз

А еще в шахристане Тараза, нашли баню, судя по тому, что от нее осталось, она была роскошная: пол, выложенный узорной плиткой, росписи на стенах, в кучах мусора — остатки лепнины. Под полом были каналы, по которым подавалось тепло, так что теплый пол существовал много веков назад. Археологи считают, что улицы в Таразе были вымощены камнем, существовала и канализация. Что до строительных технологий, то, судя по немногим строениям, оставшимся от 11-12 веков, зодчие они тоже были прекрасные. Мавзолей Айша-Биби, был построен 12 веке. Он не сохранился целиком, но его стены, сплошь покрытые узорными глиняными плитками, восхищают и сегодня. Говорят, там 60 разных узоров. На одной из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: «Осень… тучи… Земля прекрасна».

Айша-биби Тараз

Испижаб-Сайрам.

Через два дня пути, караваны, вышедшие на запад из Тараза попадали, по словам путешественника XIII века в один «из процветающих и приятнейших», с обилием зелени, проточных вод, прекрасных садов город. У него было несколько имен: Испиджаб, Сайрам. Сегодня это — пригород  Шымкента. Место вполне современное. Но  «многовековое прошлое Сайрама чувствуется при проезде через него уже в самом скелете кишлака, в его сложной, словно спутанной, но в действительности строго централизованной распланировке кварталов», — так пишут археологи. Сайрам упоминается с 7 века, а в 766 году сюда пришли первые исламские проповедники. Сайрам — та точка откуда по степи начал распространяться ислам. Три века спустя именно здесь суждено родиться самому почитаемому святому казахской земли — Ходже Ахмету Яссауи. Он позднее скажет о родном городе: «В Яссах мудрецов несколько тысяч, а в Сайраме — бессчетно».  Там провели свой век и его родители. В Сайраме стоит мавзолей его отца, шейха Ибрагима, матери, Карашаш.

Впрочем, значение Сайрама не сводится только к мусульманским святыням. Жители города своим мужеством поразили даже арабов. Все покоренные города Маверанахра завоеватели облагали тяжелой данью, а плата Испиджаба была чисто символическая — метла и горсть мелких монет. Впрочем, освобождение Испиджаба от налогов объясняется еще и тем, что это была крупная пограничная крепость.  Было решено, чтоб жители тратили свои деньги на оружие. Здесь жили умелые воины. По берегам Арыси до сих пор видны сторожевые холмы. С их вершины было видно за много километров, и стоило появиться неприятелю, как загорались сигнальные костры, извещая жителей городов и селений вокруг об опасности. Испиджаб — город на пересечении торговых путей.  Очевидцы пишут. что там было четверо ворот, через которые шли караваны и в Туркестан, и в Отрар, и в сторону Кавказа, и в сторону Урала, и в Бухару. Город славился своими рынками, особенно, рынком полотна.

Туркестан-Яссы.

В 200 километрах от Сайрама находилась средневековая столица казахов- Туркестан, он же — Яссы. Населенный пункт на месте современного Туркестана, на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы в Северный Казахстан существовал еще в раннее средневековье. Но выделился среди прочих городков он лишь после 12 века. В конце XIV века в «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Йезди упоминается название Яссы, и отмечается, что «Яссы — маленькое селение, там есть гробница Шейха Ходжа Ахмеда Яссави«. То есть начало славе города положила святая могила духовного учителя, который кончил здесь, в подземной мечети свой жизненный путь.

Впрочем, истинным духовным центром Средней Азии Яссы станут в 14 веке при Тимуре Тамерлане. Город входил в состав его империи, и правитель проявил дальновидность, приказав построить вместо скромного мазара над могилой почитаемого святого мавзолей который превосходил шедевры архитектуры Самарканда. Его купол был самым большим в Средней Азии. Было объявлено, что три паломнических посещения могилы Яссауи приравнены к хаджу в Мекку.

Духовая столица степи растет и постепенно становится столицей политической. Первым из казахских ханов, кто разместил свою ставку в Туркестане, был Есим хан (в самом конце 16 века). Именно здесь Тауке хан принимал послов из России.

Близость святой могилы придавала особый вес казахским курултаям которые проводились здесь особенно часто, и ханов на белой кошме поднимали здесь, помолившись предварительно у могилы Ходжи Ахмета. А потом и хоронили наиболее почитаемых ханов и герое возле мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Аблай, Богембай и другие великие казахи лежат в некрополе — так называемом, Малом дворце.

Сегодня на территории Туркестана организуется археологический парк, где, среди прочего, можно увидеть изделия древних мастеров, ведь в городе существовали целые улицы гончаров и других ремесленников.

керамика Древнего Казахстана

Там делали не только посуду, но и знаменитую глазурованную плитку, которой украшен мавзолей. Ученые так и не смогли открыть секрет ярких красок, которые не померкли за много веков.

Сауран

Примерно в одном дневном переходе от Туркестана находился город Сауран. И ему доводилось быть столицей — в 14 веке, времени его наибольшего расцвета он был столицей Ак-Орды. Если, говоря о древних городах Казахстана, надо напрячь воображение, чтоб попытаться представить их улицы и городские сооружения, то крепостные стены Саурана возвышаются и сейчас посреди степи, образуя какой-то фантастический пейзаж.

Сауран

Глядя на эти высокие стены, легко поверить, что это был один из самых неприступных городов южной степи.  Говорили, его окружали 7 стен, одна за другой.  Есть и другое свидетельство, опять же арабского путешественника. «Необычайно приятный город, он построен в открытой степи. Сауран- город веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму силу и радость». 

Без воды ничего не растет, и сегодня эти величественные стены окружает безжизненная земля. Но в Сауране вода была — это делало горожан неуязвимыми во время войны и счастливыми в мирное время. Их секрет назывался — кяризы. Вода была в 6-7 километрах от города. Чтоб доставлять ее в город, соорудили подземную галерею — кяризы. Это было сложное сооружение с насосами, качающими воду, с водохранилищем и многокилометровым с подземными галереями.

древние города Казахстана

Говорят, строили кяризы индусы. Работать там было тяжело и опасно- обвалы, нехватка воздуха.  и тем не менее, случайных людей там не было. Смотрители кяризов составляли специфическую касту работников-профессионалов, известно, что строительство одного пролета кяриза   длиной примерно 6 км оценивалось в слиток золота величиной с овечью голову. Конечно, не в Сауране придумали кяризы, но именно они освоили это восточное ноу-хау. Больше в Казахстане кяризов нет.

А еще позаимствовали они в Средней Азии качающиеся минареты. О них, как о чуде писали все путешественники. Сауранский до наших дней не дошел, а вот качающийся минарет в Исфахане, он до сих пор привлекает толпы зрителей. В определенные часы служитель раскачивает минареты, чтоб это было заметнее, звенит колокольчик. Чудо, башни действительно качаются, а мечеть стоит себе и не рушится. Современные строители пытаются понять, почему, пока не могут.

Отрар.

Отрар — один из самых известных городов на территории Древнего Казахстана. Правда, больше он известен трагедией 1219 года, когда после 7 месяцев осады город был взят и разрушен войсками Чингисхана.  С удивлением узнаешь, что после разгрома Отрар возродился, и в 14-15 веках был богатым и могучим. Тамерлан, который покорил присырдарьинские земли, бывал здесь не раз, по его приказу близ Отрара был построен мавзолей Арыстан-баба, наставника ходжи Ахмета Яссави. Известно также, что умер Тамерлан в отрарском дворце, кажется, простудившись после бани.

Отрар и не мог исчезнуть — уж очень удачным было его расположение.  Здесь сливаются две больших реки: Сыр-Дарья и Арысь, что давало огромные возможности для земледелия. В Отрарском оазисе, протянувшемся на десятки километров, найдены остатки полутора сотен больших и маленьких городов и поселков. Первые поселения принадлежат потомкам саков —  кангюйцам. Воины и земледельцы — они выращивали пшеницу, рис, бахчевые культуры. Земля родила хорошо, не только сами ели досыта, но меняли излишки на товары, которые приносили в город кочевники, жившие в степи до предгорий Каратау. Так что если Тараз был центром международной торговли, то Отрар всегда был важным местом торговли для местных кочевников и земледельцев.  В 8 веке эти места покорили арабы. Власть чужаков- мало хорошего.  Но ведь арабы принесли вместе с религией свои книги, мощную культуру Арабского Халифата. Здесь появились не только мечети, но и школы- медресе, — остатки этих сооружений находят археологи. Там изучали географию, астрономию, философию. Уже много веков говорят об  Отрарской библиотеке, исчезнувшей во время разгрома города Чингисханом. Энтузиасты до сих пор мечтают найти это собрание книг.

Но самой большой гордостью этих мест является то, что это родина Аль-Фараби — одного из самых замечательных ученых арабского Востока. Его называли учителем и вторым Аристотелем многие великие ученые Востока. И хотя взрослая жизнь его будет связана с Багдадом, Каиром, Дамаском, но исток его мудрости здесь.  Археологи ведут раскопки в этих местах с начала 20 века.  Так что довольно точно можно рассказать и о том, как выглядели улицы города, как были устроены дома.

Четко прослеживаются магистральные улицы, но основа городской жизни — кварталы. На улицы выходили глухие стены. А выходы — на внутреннюю площадь или улочку. Соседки забегали друг к другу поболтать, а мужчины степенно встречались на площади и обменивались новостями. Интересно, что не было отдельно богатых и бедных кварталов. Рядом находят остатки больших домов с обширными кладовыми, амбарами, куда ссыпалось зерно не только для питания семьи, но и на продажу и небольших домов, где вся провизия хранилась в той же комнате, где жили. Посчитали, что примерно каждый третий дом был небедным, но даже в бедных домах, похоже, было достаточно пропитания для всей семьи. Во всех домах были центральные комнаты, где большие — метров до 45, а где совсем небольшие — 10-15 м, везде обязательно была печь — тандыр.

суфа

Тандыр был вмурован в широкую глиняную лежанку — суфу. Она была теплая, потому что дымоход шёл внутри нее. Суфы застилались сплетенными из камыша или чия циновками, сверху которых расстилалась кошма, ватные одеяла. Рядом с тандыром на суфе было место для посуды, а уж посуды разной в Отраре было много, ведь целый квартал гончаров изготавливал и блюда, и чашки. Находили здесь и стеклянную посуду.

Перед тандыром — площадка, выложенная кирпичом. В домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства — ташнау. Они состояли из колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без дна или специально изготовленная глиняная труба. Так что в то время, когда в Европе содержимое горшков еще выливалось на улицу, в Отраре и других городах южной степи были свои туалеты, вполне цивилизованные.

Ташнау - туалет

Водопроводы из глиняных труб были, похоже, во всех крупных среднеазиатских городах, в Отраре тоже найден большой фрагмент водопровода. внутри него сохранились два ряда гончарных труб, бравших начало из водохранилища у южной стены города. В середине XIII в. начинает интенсивно, работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Причем, эти монеты были не только для внутреннего употребления, но и для внешней торговли, — так сказать, это была, конвертируемая валюта. Заметим, лет за 30 до того Отрар был совершенно разрушен татарами. Вот какая у него была жизненная сила. А потом — в 18 веке, без видимых причин начал хиреть, земли вокруг приходили в запустение. В 18 веке там жило две сотни жителей, а потом и тех не стало.

В древних городах, которые находятся на территории современного Казахстана жили трудолюбивые, веселые, люди, которые любили свои города, утопающие в садах, любили свои дома, стараясь сделать их красивыми и уютными. Вы можете пройти по ссылке и ответить на вопросы викторины о древних городах Казахстана. Викторина Древние города Казахстана

Среда, 05.01.2022, 20:04 Главная | Регистрация | Вход

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

3

Государство Ширваншахов

Рассказ об искусстве арабского халифата

ПЕРИОД ТРЕТИЙ.АЗЕРБАЙДЖАН В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА.

 ГОСУДАРСТВО ШИРВАНШАХОВ

 В начале VIII века арабы завоевали Атропатену (Адербайган) и Албанию Кавказскую. Эти два древнеазербайджанских государства были объединены в одну страну. Названа была эта страна Азербайджаном. Границы Азербайджана определялись так: на севере от Дербенда (арабское название – Баб уль-Абваб – Ворота ворот) и Тифлиса (Дар ус-Сурура) на юге до Хамадана, на востоке от Каспийского моря на западе до Карса и Вана.
Азербайджан являлся одной из богатейших областей Арабского Халифата. В период арабского владычества в Азербайджане началось распространение Исламской религии. Уже к концу VIII века почти все население Азербайджана приняло Ислам. Однако в стране оставались незначительные группы, исповедующие другие религии: христианство, зороастризм и др. Эти группы не преследовались мусульманскими властями и их потомки до сих пор живут в Азербайджане.
Вообще принятие Исламской религии – важный процесс в истории Азербайджана. Новые ценности, которые принес с собой Ислам, были близки и понятны местному тюркскому населению. Местное тюркское население до Ислама исповедовало единобожие. Тюрки верили в Единого Бога – Гёй Танры (Тенгри) – Бога Небесного. Ислам, призывающий к истинному единобожию, был легко принят местным населением. Новая религия отличалась гуманностью, справедливостью. Ислам – единственная религия, призывающая изучать не только духовные, но и светские науки. Изучать науки разрешалось как мужчинам, так и женщинам. Благодаря этому в Халифате, в том числе и Азербайджане наука была на высшем уровне. Здесь появилось огромное количество ученых, мыслителей. Халифат становится центром мировой науки. Именно в Халифате появляется первый в мире университет – высшее медресе «Низамиййе» в Багдаде (1066 год).
Арабский халифат был разделен на эмираты. Азербайджан входил в состав третьего эмирата. Главой эмирата был эмир (араб. – правитель, повелитель), который назначался халифом.
В 861 году было создано первое азербайджанское мусульманское государство – Государство Ширваншахов. Основал его Хайсам ибн Халид, происходивший из рода Мазъядидов (арабское племя Раби’а). Мазъядиды – первая ветвь Ширваншахов. Они были арабского происхождения. Столицей независимого Ширвана становится город Шамахы (Шемаха).
Вскоре на территорию Арабского Халифата приходят тюркские племена Сельджуков. Они захватывают власть в Халифате. Халиф остается номинальным правителем, тюрки оставляют ему лишь духовную власть. Главой государства становится султан. Сельджуки завоевывают и Азербайджан. Сельджукские султаны ведут успешную борьбу против Византии, которая хотела использовать грузинских и армянских феодалов для борьбы с мусульманами. Государство Ширваншахов является долгое время союзником Сельджукской Империи.
В 1121 году объединенное войско грузин, кыпчаков и западноевропейских крестоносцев разгромило сельджуков в битве при Дидгори, близ Тифлиса. В 1122 году грузины захватили азербайджанский город Тифлис и ликвидировали здесь мусульманский эмират Джаффаридов. Однако город Тифлис еще долгое время (вплоть до начала XIX века) входил в состав различных азербайджанских государств.
Византия всегда подстрекала Грузию на ведение войн с Азербайджаном и Сельджуками. Грузия также имела свои планы в сотрудничестве с Византией: грузинские и армянские феодалы стремились с помощью Византии и крестоносцев поделить между собой земли Азербайджана и уничтожить тюрков и Ислам на Кавказе. Ширваншахи и другие азербайджанские правители не всегда правильно оценивали ситуацию и ссорились со своими мусульманскими союзниками, в том числе с Сельджуками. Грузины часто нападали на Азербайджан. Особенно после разрыва ширваншахами дружественных отношений с Сельджуками (20-е годы XII века). Войскам грузинского царя Давида Строителя удалось даже взять столицу Ширвана – Шамахы, но после смерти царя Давида грузинские войска покинули Азербайджан. Ширваншах Ахситан I вновь восстановил дружественные отношения с Сельджукской Империей. Он также разбил флот славян, направлявшихся на грабеж Азербайджана.
В 1192 году впервые Баку становится столицей Азербайджанского государства Ширваншахов. Так, из-за землетрясения в Шамахы столица была переведена ширваншахом Ахситаном из этого города в Баку.
Во времена ширваншаха Ахситана государство переживало период экономического и политического подъема. Этому способствовало, прежде всего, укрепление дружественных связей с Сельджуками и Азербайджанским государством Атабеков Эльденизидов (Ильденизидов, Эльдегезидов).
Всего в государстве Ширваншахов правило три династии:
1. Мазъядиды – 861 – 1027;
2. Кесраниды – 1027 – 1382;
3. Дербенди – 1382 – 1538.
Ширванское государство долгое время находилось в полунезависимом положении от азербайджанско-татарского государства Ильханов Хулагуидов (Хулагу хан – один из внуков Чингиз хана). Затем входило в состав Империи эмира Теймура (Амир Теймур (1336 – 1405)). В 1406 году, в связи со сложившейся политической ситуацией ширваншах Ибрагим I из династии Дербенди вступает в Тебриз. Азербайджан временно объединяется под властью одного правителя. В 1501 году Ширван был завоеван азербайджанским правителем Исмаил I шахом Сефеви. Ширван становится в зависимое положение от Азербайджанской империи Сефевидов. Но после смерти Исмаил шаха здесь поднимается смута и волнения, организуется восстание. Воспользовавшись ситуацией, в 1538 году сын Исмаил шаха Тахмасиб I отправляет в Ширван 20-тысячное войско, берет в плен последнего ширваншаха Шахруха. Этим был положен конец государству Ширваншахов. Первым бейлербеком («бек беков», «глава беков» — титул наместника провинции в Империи Сефевидов) Ширвана стал Алкас Мирза.

 
ГОРОДА АЗЕРБАЙДЖАНА.

 Город Барда, который до арабского завоевания был столицей Албании, не потерял своего значения и после прихода арабов. Здесь долгое время находилась резиденция арабских наместников, управлявших Азербайджаном и Арменийей. Арабский ученый аль-Истахри отмечал, что «на территории между Ираком и Хорасаном после Рея и Исфахана нет города более значительного, более цветущего и более красивого, чем Барда». Барда была цетром ремесла и торговли во всем Арране (Арран – название, данное арабами Албании Кавказской). Здесь производился в огромных количествах шелк. В Барде имелось огромное количество караван-сараев, базаров, бань.
Город Баку начинает сильно развиваться с приходом арабов. К Х веку Баку стал важным экономическим городом Азербайджана. Здесь начали добывать нефть. Добыча начала развиваться благодаря возрастающим потребностям к топливу. Побывавшие в городе арабские ученые были изумлены огнями, выходящими прямо из земли, и утверждали, что в море недалеко от города есть вулкан, по силе напоминающий Этну в Сицилии.
Город Дербенд был северной границей Азербайджана. Он являлся самым крупным портовым городом Азербайджана. Это был мощный город-крепость. Дербендская стена хорошо защищала горожан и всю территорию Аррана от нападений различных северных племен. Помимо этого, Дербенд был ремесленным центром Азербайджана. Здесь производились льняные ткани. Здесь существовали известные на всем мусульманском Востоке базары. В городе в Х веке уже имелась огромная канализационная система.
Город Шамахы (русские всегда искажали названия азербайджанских городов, хотя все буквы для правильного чтения в русском алфавите были. Так они исказили и название Шамахы, которое стало употребляться ими как Шемаха) был центральным городом Ширвана. Город занимал для того времени важное стратегическое положение. Здесь имелось множество рынков и караван-сараев.
Город Тифлис (нынешний Тбилиси) в то время был одним из городов Азербайджана. Входивший в состав Аррана (арабское название северной части Азербайджана, в то время Албании Кавказской), этот город был важным экономическим и культурным центром. Аль-Истахри отмечал, что «в Арране не существует городов, превосходящих величиной Барду, аль-Баб (имеется в виду Дербенд. Баб – по арабски ворота – прим. А.Эйваза) и Тифлис». Другой арабский ученый Ибн Хавгал сообщал о том, что Тифлис — «важный приграничный город», а население его состоит из мусульман.
Город Табриз начал интенсивно развиваться к Х веку. Это связано с тем, что он становится столицей Азербайджанского государства Раввадидов. Город находился на пересечении важнейших торговых путей. За короткое время город становится самым крупным и богатым во всем Азербайджане. И в последующие времена Тебриз всегда был столицей азербайджанских государств. Здесь имелись большие караван-сараи, бани, рынки, величественные дворцы арабских наместников и правителей.
Город Ардебиль был столицей азербайджанских государств Саджидов и Саларидов. Он был известен как мощный ремесленный и торговый центр Азербайджана. Здесь имелось огромное множество прекрасных садов. Во времена ученого Ибн Хавгала Ардебиль считался самым крупным городом Азербайджана.
Город Марага был главным форпостом арабских войск в Азербайджане. Здесь долгое время находилась резиденция эмира. Во времена упадка Халифата город был некоторое время столицей Азербайджанского государства Саджидов. Это также дало толчок его развитию.

4 5

Национальные элиты в глобальном мире. Заключение.

начало тутОбщепринятая политическая линия Европейского Союза, которая направлена на объединение, мультикультурализм, по всей видимости, не смогла навязать свою волю и свой подход к решению многочисленных проблем, стоящих перед странами Западной Европы. Вполне возможно, что тренд на отделение и преследование национальных интересов в Европе будет активизироваться, чт…

Газ для казахстанцев.

Сей текст меня сподвиг написать некий «среднестатейный» гражданин. Мол, смотрите какой кошмар в «этой-то, нефтегазодобывающей стране» газ для населения по 30-35 рублей! А в Казахстане то по 60 тенге- 10 рублей примерно! И более того там-то только ценник повысили, а народ как вышел, как заставил власть под себя прогнуться! Ну и логично текст заканчивается классическим …

Национальные элиты в глобальном мире. 2 часть.

начало тутВ течение последних нескольких десятилетий наблюдается тенденция к созданию структуры, которая способствовала бы не только горизонтальному перемещению политически и социально активных граждан, но и вертикальному. В среде молодежи проводится попытка повышения политической культуры в целях формирования новой политической элиты, свободной от давления со стороны…

Национальные элиты в глобальном мире.1 часть.

В статье анализируются глобальные мировые тренды, направленные на уменьшение суверенитета государств. Проводится сравнительный анализ существующих проектов, направленных на формирование и воспитание будущих политических лидеров, способных выполнить эти задачи. Анализируются проблемы, возникающие перед элитами при попытке создания эффективных механизмов воспитания эл…

Чувственность и мифологичность цивилизации

начало тутЕсли в основе миропонимания русской цивилизации лежит чувство, чувственное восприятие, то и мировоззрение русской нации мифологично, традиционно. Из этого следует еще один логичный, но парадоксально звучащий вывод: Русская империя – мифологична и традиционна. Пояснять, почему она традиционна, вряд ли стоит, а вот в чем состоит ее мифологичность, понять необх…

Как осознать дух и смысл империи? (продолжение)

Как осознать дух и смысл империи? начало ищем тут.«Хаос отражает… системы с непознанными закономерностями связей составляющих элементов» А.Н. Аверьянов. Современное мировое сообщество, основанное на уходящем тренде глобализации и доминировании «либеральной суперцивилизации», наследующей традиции англо-саксонского мира, меняется. Время противоборства прежних …

НОВАЯ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ:
ЧУВСТВЕННОЕ VS РАЦИОНАЛЬНОГО(введение)

Мысли о будущем государственного устройства России занимали умы многих русских мыслителей. Представители самых разных ветвей политического спектра – от условно «левых» до условно «правых», от либералов и западников до славянофилов и патриотов-консерваторов – стремились выразить, осознать новый путь для России либо же старались привить уже испробованные в Западной Евро…

2161986

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ КОДЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В результате кризиса российской государственности в конце 80-х – начале 90-х годов и усилением процессов глобализации, современная Россия находится перед выбором: сохранить свою социокультурную самобытность или нивелировать ее в пользу глобальных трендов.Информационно-коммуникационные конструкты (мемы) играют неоднозначную роль в формировании государств…

Политическая симуляция.

Одной из ярких особенностей современного политического участия и в более широком контексте политической системы, которую создало массовая интернетизация можно считать виртуализация протеста. И не только протеста, но и любого участия в политике. В какой-то степени это симулякр в том виде, который описал ранее Бодрийяр в своей работе «Симулякры и симуляция». Но, при это…

Искусство и где-то даже его функции.

Искусство, есть образное осмысление реальности, в результате которого происходит выраженный в определенной, конечной, форме результат диалога внешнего мира с внутренним миром человека. Творческий акт, как итог этого диалога, несет в себе позитивный, трансформирующий заряд, который воздействует не только на автора, но и на других людей. Человечество в ходе историческог…

Дневник челленджа

Задача: прочитать книгу для статьи за 10 дней (+-2 дня)Начало: 26 сентябряКонец: приблизительно 6 октября (10-11 дней)Алгоритм выполнения челленджа:Разбиваю чтение на по главам.Дополнительно просматриваю ролики по интересующей теме на ютьюбе.Перечитываю части которые не совсем понятны.Ход выполнения челленджа записываю в дневник (там будут все подробности, так как сей…

2125964

«Граждане СССР» и вакцина

Примечание не суди меня строго время позднее, а с картинками как то не очень. Но, надеюсь, эта переписка подарит вам пару мгновения радости, как подарила она их мне. 

Наезд на Рошаля и логику от тупого Слона. Ответ и комментарий.

Не далее чем сегодня очередной КГМмнутый дебил под ником Слон разродился душераздирающей статей в которой он страстно, яростно и по-большевицки( не путайте с большевиками и коммунистами, далее объясню почему) сорвал Покровы Лжи с всемирно известного врача спасшего десятки жизней- Леонида Михайловича Рошаля. Мол, он мерзавец то есть Рошаль, призывает прививаться п…

Философия алхимии.

Алхимия. Как загадочно, как маняще звучит это слово. В нем слышны звуки сказок Властительницы «Тысячи и одной ночи» и видны отражения звезд в медных зеркалах персидских магов предсказывающих будущее по движениям небесных светил. Александрийский Тот наблюдает за адептами алхимии, но и Гермес смотрит его очами за помыслами слуг своих. Всмотревшись в начертание этог…

2025020

Москва есть? А если найду?!

Всем привет комераден!Давно я не занимался всякими юмористическими и не очень разборами над различными деятелями Срывателей Покровов Лжи с Лика Изстиной Изстории. И тут были таки немножечко свои причины. Во-первых было лень. Во-вторых жертвы перестали поставлять качественные лулзы, которые могли отлично доставлять. А в -третьих было просто некогда: работа пл…

А как же колонны?!?

Не могу отвечать дятлу-альтофренику Михаилу Кузнецову в комментах поэтому сюда. Немного в сторону о наболевшем и не сильно частном. Очень часто всякие дебилы аля-эмо-комми, леберда и примкнувшая к ним шобла альтеративно одаренных историков пишет всякую ересь а потом заливисто, по -шакальи смеясь надрачивают друг друга вопросами типа: «Ну че, а путинофилы и сделаноунас…

1993638

О мемках и миффках.

Русский язык как один из важнейших частей российской культуры теряет свое влияние. Международным языком делового общения уже достаточно давно является английский. Китай также старается использовать собственные технологические наработки для проникновения в культурное пространство России своего языка. Культурная политика России отстает в данном отношении….

Отношение исламских радикальных группировок к памятникам культуры. 2 часть.

Можно предположить, что постепенное ужесточение началось с развитием и усилением в исламской умме радикальной составляющей: салафизма как общего направления в реформистско-регрессивном течении ислама и ваххабизма как политически-религиозной составляющей. Данное направление ислама характеризуется возвращением к истокам, как они считают, истинного ислама существовавшего…

Отношение исламских радикальных группировок к памятникам культуры. (введение)

Оценивая ситуацию, складывающуюся с памятниками культуры и искусства в исламском мире можно выделить несколько позиций: отношение традиционных течений в исламе и отношение радикальных исламистских сект. Несмотря на некоторое совпадение позиций ортодоксальных и радикальных течений, базирующихся на общем исламском основании, отмечаются радикальные отличия в трактовании …

Так ли бы хорош танк Т-34 на начало 1941 года? Историки разносят «красный» миф о непобедимости Т-34!

В видео подробно, обстоятельно и, в какой-то степени, научно до скуки разбираются во всех подробностях провалы, неудачи и редкие достижения танка Т-34 на начало 1941 года. Участники без розовых очков и «красной» пропаганды» разносят ту самую пропаганду «красных» под ноль. Идею подкинул известный западный пропагандон-левак роберта трубин.

  • Рассказ об истории гимнастики вставьте пропущенные слова в текст
  • Рассказ об имени алина
  • Рассказ об исламе кратко
  • Рассказ об интересах на английском
  • Рассказ об илье муромце 4 класс литературное чтение кратко с планом