Рассказ об имени максим кратко

Автор на чтение 10 мин. просмотров 2 опубликовано 07.03.2021 рассказ старуха изергиль максим горький написал в 1894 году. однако проблемы,

На чтение 10 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. Однако проблемы, затронутые в произведении, вызывают интерес у читателей и в наши дни. Рассказ разделён на три части. Это три разные истории, но они связаны одной общей мыслью. Писатель пытается объяснить смысл жизни человека. Именно для этого он использовал такие своеобразные средства в виде трёх запоминающихся ярких рассказов.

Максима Горького глубоко волновал вопрос об истинной ценности человеческой жизни. Он долго размышлял над этим понятием, анализировал его составляющие. С помощью разнообразных образов, представленных в произведении «Старуха Изергиль, он внезапно осознал, что «свобода» и «жизнь» тесно связаны. Нельзя дать чёткого определения этим двум понятиям. И жизнь, и свобода — это неопределённость, у которой нет точных границ. Каждый сам решает, каким будут его существование.

Произведение М. Горького открывает легенда о Ларре. Центральным персонажем истории является герой, отец которого был орлом, а мать — простой женщиной. В первой части рассказа подробно описаны личностные качества главного персонажа. Молодой человек отличался дерзостью, гордыней, свободолюбием. Именно такого персонажа можно назвать эгоистом. Герой не слушал никого вокруг, с презрением относился к окружающим. Но такое поведение сыграло с ним злую шутку.

Смысл первой части произведения заключается в том, что никогда нельзя ставить себя выше других. Вокруг нас находятся люди, у которых тоже есть своё мнение, свои взгляды на жизнь. Человеку, который по характеру похож на персонажа, крайне сложно жить в обществе. Герою было назначено суровое наказание за его страшный поступок. Его изгнали из общества. Кроме того, он обрёл бессмертие, но существовать ему предстоит в полном одиночестве. Однако изначально Ларра не понял всю тяжесть и невыносимость своего положения. Он даже был рад своей свободе. Но это продолжалось недолго. Спустя время герой внезапно осознал истинный смысл жизни. Только исправить что-либо ему уже было невозможно.

Вторую часть произведения можно назвать автобиографичной. Героиня повествует о своём существовании. Старуха Изергиль призналась, что она встречалась со многими мужчинами, как ей казалось по большой любви. Жизнь женщины можно назвать яркой, наполненной счастливыми событиями. Она посетила много красивых мест, путешествовала за границу. Героиню можно назвать уверенной в себе, сильной женщиной, которая на первое место ставила гордость. Она позволяла себе играть на чувствах окружающих. Героиня полностью отдавалась своим эмоциям.

Она хотела быть счастливой. Для достижения своей цели она использовала любые способы. Никто и ничто не могло ее остановить. Если отношения становились ей в тягость, она рвала все связи и прекращала общение. Раз и навсегда. Просить вернуться назад эту женщину было бессмысленно. Если она приняла решение, переубедить ее было невозможно. Максим Горький с помощью второй части рассказа пытается показать читателю, что такое смысл жизни. В произведении мы видим размышления старухи о судьбе. Что же это такое? Что включает в себя понятие «судьба»? Женщина все же осознала, что нет никакой судьбы. Каждый сам является хозяином своей жизни. Скитаться по свету в поисках счастья бессмысленно. Так ты никогда не добьёшься своей цели.

В заключительной части рассказа автор делится с читателями легендой о Данко. Центральный персонаж — романтик, наделённый смелостью, лидерскими качествами, мужеством. Данко был честным, открытым, искренним и свободолюбивым. Для него в приоритете было счастье народа, а потом уже его. Герой пожертвовал собой ради благополучия окружающих, он собственноручно достал из груди своё сердце, которое осветило путь персонажам. Но люди не оценили его смелого поступка. Они просто забыли о том, что для них сделал их спаситель. Лишь искорки были напоминанием о Данко. Славный бескорыстный персонаж испытывал симпатию к людям, он стремился помогать им, дарить тепло своего сердца. В этом и заключался смысл жизни для храброго героя.

Направлением рассказа «Старуха Изергиль» является романтизм. Максим Горький долго вынашивал идею о создании необычного произведения. Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, чтобы читатель сам определился, что же такое смысл жизни. Для этого Максим Горький показал три истории с разными ценностями, чтобы каждый выбрал то, что ему ближе. После прочтения произведения «Старуха Изергиль» читатель задумается об истинных жизненных приоритетах. То, что действительно важно, всегда нужно ставить на первое место.

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-staruha-izergil-gorkiy-50327.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

illjustracija-legenda-o-danko-staruha-izergil-hudozhnik-I-M-Toidze.jpg

Рассказ «Старуха Изергиль» — одно из самых известных произведений знаменитого русского писателя М. Горького.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Горького

«Социальная направленность творчества Горького — основная его черта, конфликт человека и общественных условий — основная его проблема, преодоление общественных условий во имя человека — основная его тенденция. …легенды и сказки — это противопоставление образов сильных, смелых и гордых — инертной, скучной и неприглядной обыденности, противопоставление реальной действительности — действительности идеализированной. Таковы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о соколе», «Хан и его сын». Образы даны здесь схематично отрешенными от жизненного наполнения подчеркиванием какой-то одной особо характерной для них черты. Сильный человек противопоставлен слабому, вольный — рабу, гордый — униженному. Желание, недостижимое в жизни, возводится здесь в идеальное бытие. В противовес бессилию своему в социальной действительности, рабству и постоянному принижению в ней — в легенде и сказке Горького человек становится вольным, сильным и гордым.»Таковы проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького, проблематика произведения.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/rasskaz-staruha-izergil-maksim-gorkij-problematika/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/problemy-temy-staruha-izergil-gorkij.html

Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?

О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.

И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.

Но расскажу все по порядку.

Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.

Видео дня

И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?

Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.

Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.

Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.

Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.

Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.

Все там было настоящим, в масштабе 1:12.

Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…

Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!

Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.

Конечно, я купила ее миниатюрную копию.

Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.

“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.

—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.

—О Вас.

—Обо мне?

—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.

—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.

—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!

—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.

—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.

—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?

—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.

—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?

—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.

—Боже мой, как Вы об этом узнали?

—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.

—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.

—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.

—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?

—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.

—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?

—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.

—Что-нибудь еще?

— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.

—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.

—Что Вы имеете в виду, Холмс?

—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.

—Вы хотите сказать, что я ошибся.

— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!

The end”

“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…

Домику почти сто лет.

Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…

Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Анализ Старуха ИзергильМолодой Алексей Максимович Пешков не только политической зрелостью выделялся среди товарищей. Из воспоминаний современников становится ясно, какое неотразимое впечатление производил этот странный и немного грубый рабочий парень, странник и самоучка, поражавший своей начитанностью, смелостью, оригинальностью мысли, а главное, зачаровавший магическим даром необычного, яркого слова, сверкавшего в его историях о виденном и пережитом. Писатель пришел в этот мир, чтобы бороться с властью зла и лицемерия, с обреченностью людей на вечные муки. Дух жаркого романтического протеста воспитал Горького как писателя, обусловил образы его ранних произведений. Одним из них стал рассказ «Старуха Изергиль».

История создания

Рассказ появился из-под пера автора во время его странствий по южной Бессарабии в 1891 году. Это был волнительный, полный эмоций и приключений, но непростой период в жизни молодого писателя. Ему приходилось браться за любую тяжелую работу, чтобы прокормиться, как-то прожить. Этот момент тоже нашел свое место в сюжете. В начале произведения рассказчик говорит о том, что работал с группой молдаван на сборе урожая.

Произведение автор вынашивал долго, в нем нашли отражение философские мысли автора о человеке, его предназначении, смысле жизни. Спустя четыре года работа была впервые опубликована в «Самарской газете».

Жанр, идеи и стиль написания

Свой творческий путь Максим Горький начинал с малых литературных форм. Впервые читатель узнал о нем после опубликованного рассказа «Макар Чудра». Следующей работой в этом жанре стала история «Старуха Изергиль». Произведение отличается минимальным объемом и малым количеством действующих лиц.

Эта работа выразила авторские взгляды на предназначение человека, его место в системе общественных отношений. Предшественники Горького в литературном мире, создали много образов «униженных и оскорбленных», вызывающих сочувствие у читателей. Истории о затравленных мелких чиновниках, как несчастный Акакий Акакиевич Гоголя или Червяков в «Смерти чиновника» Чехова. А также большинство произведений Достоевского. Все они не теряют читательского спроса и сегодня. Максим Горький хлебнул унижения и нищеты гораздо больше маститых предшественников. Поэтому от него ждали более яркого описания жизни людей «на дне», сочувствия к ним, понимания. Но это оказалось ошибкой.

Разделяя учение Ницше, Алексей Пешков испытывает омерзение к слабости, безволию, считает, что каждый сам виноват в собственной участи. Эта мысль звучит в рассказе «Макар Чудра», когда герой с пренебрежением говорит о пахаре, который всю жизнь работает на земле. Казалось бы, такой тяжелый, полезный, благородный труд. Но у старого цыгана нет к нему уважения, как у автора. Труженик ничего не видит, кроме этого поля, земли. И так до самой могилы, сам же в эту землю ляжет. Эту же идею находим мы в «Челкаше». Когда уставшие, измотанные, голодные работяги грузят на корабль тонны хлеба, чтобы заработать лишь на кусок его. Даже воровской, но свободный, образ жизни Челкаша автору приятнее, чем рабский труд и путь лишений.

В «Старухе Изергиль» эта идея тоже находит свое место. Автор вкладывает в уста героини собственную мысль: «В жизни всегда есть место подвигу». И на ее же примере показывает, что не обязательно вдаваться к крайности, как герои двух легенд.

Горький против мещанских страхов, стремления к покою, приниженной стабильности: «Безумству храбрых поем мы песню». Герои других его ранних произведений: Уж и Дятел – это мелкие личности, для которых собственный покой и плохенькая стабильность важнее счастья для своего общества. В легенде о Данко тоже появляется такой субъект – «осторожный» человек, который из страха «как бы чего не вышло», растоптал пылающее сердце героя.

Композиция

Произведение написано, как рассказ в рассказе. Имеет трехфазную структуру. Состоит из трех новелл, объединенных общей мыслью, идеей. Композиция на первой взгляд проста, так как есть четкие границы историй. Каждая из них могла стать основой отдельного, самобытного произведения.

Рассказ построен на антитезе. А образы Ларры и Данко являются антиподами. Но это персонажи фольклорные, вымышленные. По канону жанра, каждый из них обладает одной личностной чертой, доведенной до абсолюта. У Ларры – это эгоизм. А у Данко, напротив, – альтруизм. Связывает их между собой образ самой Изергиль. Она обладает здоровым эгоизмом, заимствованным у Ларры. Женщина никогда не позволяла людям, в том числе любимым мужчинам, себя унижать, обижать. Читатели помнят сцену, как она вцепилась зубами в щеку гуцула – любовника, который ее ударил. В то же время, не чужд женщине альтруизм, свойственный Данко. За молодым поляком, в которого она была влюблена, Изергиль отправилась на фронт, чтобы спасти его из плена. И даже пошла на убийство караульного. Хотя понимала, что у юноши нет к ней искренних чувств.

Противопоставление героев

Ларра и Данко схожи лишь возрастом. Это молодые мужчины, около двадцати лет. Оба красивы, полны сил. На этом сходства заканчиваются. Горький грамотно разводит героев, не упустив ни одного критерия. Описан даже взгляд каждого из них. Ларра смотрит холодно, колко, равнодушно или зло своими красивыми глазами. В очах Данко горит свет силы, надежды, идеи спасения людей.

Ларра наказан одиночеством и бессмертием, чего он сам желал. И теперь о нем напоминает только тень, блуждающая по степи. Данко же спасает племя, вырвав из груди пылающее сердце, освещая людям путь. Память о нем жива в синих искорках над лесом перед грозой. Свет и тьма – классическое противопоставление.

Образ Изергиль

Это наиболее сложный для анализа образ. Человек земной. В нем нет черного или белого. Он не может быть во всем хорошим или плохим. Или обладать единственной чертой личности. Это отличает Изергиль от Ларры и Данко.

Старуха Изергиль – страстная, темпераментная женщина, влюбленная в жизнь. Весь смысл существования она видит в самой жизни, в любви, в постоянном движении, и этим она счастлива: «А как придет ночь, я бежала к тому, кого любила. И так я бегала три месяца, пока была любовь». Так было всю жизнь у женщины, пока сил хватало. Легко влюблялась, отдавала всю себя этому чувству.

Она горяча, но сурова. Способна на убийство ради любви.

Библейские корни

Некоторые исследователи уверены, что у обеих легенд из рассказа библейские корни. История Ларры напоминает легенду об Агасфере. Так называемый, Вечный жид, был проклят Иисусом Христом. Когда Христос нес крест на Голгофу, он был изможден и прислонился к одному из домов, чтобы немного передохнуть. Но местный зажиточный сапожник, хозяин этого жилища, не дал ему этого сделать, обругав. А, по некоторым источникам, даже ударил. На что Христос ответил, что сам этот человек будет скитаться, не найдя покоя до второго его пришествия. А соответственно, умереть он пока не может. Так и Ларра наказан за свою гордость высшими силами вечным бессмертием и одиночеством.

Сюжет о Данко напоминает историю самого Христа, принявшего мученическую смерть на кресте ради блага людей.

Вывод

Тема любви и свободы открыто звучат в произведении. Горький никогда не утруждал себя двусмысленными, глубокими аллегориями. Его образы точны и понятны.

Главная мысль произведения – философский поиск смысла человеческой жизни. Автор подводит читателя к выводу, что главная жизненная цель в бескорыстном, самозабвенном служении обществу.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — это произведение, пропитанное трогательным романтизмом и наталкивающее читателя на размышления о подлинных ценностях жизни человека.

Произведение «Старуха Изергиль» композиционно представляет из себя «рассказ в рассказе» и разделено на три части, развивающих общую идею.

Очень краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль» краткий пересказ и содержание рассказа Горького

Рассказ Максима Горького содержит в себе три истории. Первая знакомит читателя с Ларрой — человеком, рождённым орлом.

Герой так горд своим чудесным происхождением, что считает себя выше и лучше всех. Он не знает, что такое любовь, и игнорирует законы людей. За такое надменное поведение его выгоняют из поселения.

Он остаётся один. Ему суждено бродить по миру вечно в поисках смерти и покоя. Вторая история поведает о возлюбленных старухи Изергиль, которая не всегда была старой и мудрой женщиной. Когда-то и в её жилах кипела страсть, которая дарила ей как радости, так и разочарования.

Третья история о славном юноше Данко, который отдал свою жизнь за людей из своего рода. Он так хотел помочь, что вырвал из своей молодой груди горящее сердце и осветил им путь к спасению. Но едва людское племя оказалось в безопасности — о герое забыли.

Главные герои и их характеристика:

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» четыре основных персонажа:

  •  Старуха Изергиль  — древняя старушка, беседующая с рассказчиком о том, что «каждый сам себе судьба». Она главная героиня, рассказывающая все три истории. В молодости Изергиль была страстной, темпераментной особой и очень привлекательной женщиной. Она не единожды влюблялась, мужчины тоже дарили ей свои чувства, но из-за легкомысленности ей не суждено было встретить настоящей любви.
  •  Ларра  — отпрыск земной женщины и гордого орла. Надменный и самолюбивый юноша, изгнанный из стана людей и обречённый на бессмертие за бессердечность и неуважение к общим порядкам. Печальная судьба героя вынуждает задуматься о том, что к традициям и законам нравственности надо относиться серьёзно, и о том, что главное в человеке не внешнее совершенство, а внутренняя красота, включающая в себя доброту, уважение к ближним, любовь, мораль и т.д.
  •  Данко  — лучший из людей юноша, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других. Искренняя любовь к людям сделала Данко бесстрашным и сильным. Он стерпел адские муки, но выполнил свою миссию — вывел людей к свету. Его образ схож с образом безгрешного Христа, умершего за человеческие грехи.
  •  Рассказчик  — автор-пересказчик историй Изергиль.

Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» подробно по главам

I. Рассказ Изергиль о Ларре

Максим Горький

Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…

В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.

Женщину с сыном приняли обратно. Парень внешне не отличался от людей, разве что был особенно красив. А вот внутренне он был людям племени неприятен. Слишком холоден, горд и непочтителен со старейшинами. Не смог сын орла ужиться возле рода своего, не постиг законов и не научился уважать старших. Ему приказали покинуть племя.

Услышав пожелание старейшин, гордый юноша заартачился и обнял одну из местных девушек, дочь уважаемого человека, а та оттолкнула наглеца. Тогда сын орла ударил девушку, от его удара бедняжка умерла. Парня связали и вынесли приговор — вечное изгнание.

«Старуха Изергиль» краткий пересказ и содержание рассказа Горького

II. Рассказ о любви и старухе Изергиль

До ушей рассказчика и старухи донеслось прекрасное пение. Изергиль сказала, что по-настоящему красиво поют только те, кто искренне влюблён в жизнь. Старуха завела монолог о своей бурной молодости, рассказчику представлялись образы её любовников:

  •  Рыбак, что стал первой любовью
  •  Гуцул, арестованный и казнённый за разбой
  •  Богатый турок, от которого Изергиль подалась в бега «от скуки»
  •  Подлый маленький поляк, которого Изергиль, рассердившись, бросила в реку
  •  Пан с изрубленным лицом
  •  Венгерский мужчина, найденный убитым, после того как он бросил героиню
  •  И последний возлюбленный Изергиль — Шляхтич Аркадэк, которого героиня спасла от ужасов плена

Много говорила о себе Изергиль. Сказала и о том, что наступил момент, когда она поняла — пора остепениться. Она вышла замуж в Молдавии и осела здесь на 30 лет. На время рассказа мужа её уже нет было в живых, а Изергиль жила со сборщиками винограда.

III. Легенда о Данко

Изергиль договорила, собеседники наблюдали за ночным небом и заметили голубые огоньки. Старуха сказала автору, что это искры сердца Данко. Так начинается последний рассказ Изергиль…

Это сказ о древних людях, гордых и прекрасных. Они жили в окружении дремучих лесов на просторах степи. Однажды враги вытеснили племя вглубь тёмного, болотистого леса. Здесь степным людям жить было невозможно, они гибли один за другим.

Веками сложившиеся в головах древних людей заветы не позволяли им биться и гибнуть в боях. Люди совсем запутались и не знали как им поступить. Их души наполнились страхом, а сердца отчаянием.

Вот тогда в «спасители» выдвинулся отважный юноша Данко. Он обратился к своему племени, призывая двинуться через лес — ведь тот должен был закончиться. Огонь решимости в глазах Данко заразил соплеменников смелостью, они поверили в себя и пошли через непроходимый лес.

Путь оказался нестерпимо сложен. Вера в людях угасала. Они стали винить Данко в обмане. Они стали похожи на диких зверей, готовых растерзать своего проводника. Данко же не испугался, он так любил своих соплеменников, что вырвал из груди своё сердце, пылающее пламенем любви к людям. Сердце в руках юноши осветило всё вокруг как солнце. Лес вскоре закончился. Люди вышли в степь.

О Данко забыли сразу. А он умер, как только вывел племя из опасности и тьмы. Его горящее сердце лежало возле тела, но кто-то трусливый и подлый наступил на него. От сердца остались лишь брызги искр. Эти голубые огоньки можно и сейчас увидеть на задумчивом ночном небосводе…

История создания рассказа «Старуха Изергиль»

Идеей написания рассказа «Старуха Изергиль» Горький загорелся ранней весной 1891 года, путешествуя по Бессарабии. Закончил же автор своё произведение лишь спустя 4 года.

Это неслучайно ведь «Старуха Изергиль» посвящена анализу сложной и противоречивой природы человека. Одна из основных идей рассказа — поиск смысла жизни. Для автора смысл жизни в самозабвенном служении окружающим людям, в добре, за которое не требуется награды.

Автор стремился донести до читателя одну из важных моральных ценностей: эгоизм, потакание своим порокам приведут лишь к одиночеству и гибели. Горький утверждал: нет ничего прекрасней бескорыстного добра и бескорыстной любви.

Впервые «Старуха Изергиль» была опубликована в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький считал этот рассказ одним из лучших на своём творческом пути: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль», — писал он.

«Старуха Изергиль» за 8 минут. Краткое содержание рассказа Горького

Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Названия глав — условные. Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь.

Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда. Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла. Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки. С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко. Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

Краткое содержание «Старуха Изергиль»

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

  • Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».
  • Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.
  • Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.
  • Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла.

Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой. Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды». Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше».

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать.

Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу. Героя стали называть Ларра – «отверженный». Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары».

Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь. Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него.

Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так был наказан человек за свою непомерную гордость. До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку.

«Достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой).

Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль. О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы».

Люди сидели и думали, как им быть, но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один». Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес, ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут.

Сердце его загорелось желанием спасти людей: ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой; оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один осторожный человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Краткое содержание Горький Старуха Изергиль кратко и по главам

Автор работал в Бессарабии на сборе винограда вместе с молдаванами. Там он познакомился со старухой Изергиль, которая очень любила рассказывать молодежи разные истории. Сначала она рассказала герою легенду о Ларре.

Тысячи лет назад далеко за морем жило племя. Однажды к ним прилетел орел и похитил прекрасную девушку. Через двадцать лет девушка вернулась с сыном, которого родила от орла. Он был очень красив и силен, но очень горд и высокомерен. Старейшины племени решили, что юноше не место в их племени.

Блуждая по лесам, Ларра встретил девушку, дочь одного из вождей племени, но она его отвергла. Тогда парень толкнул ее на землю и придавил грудь ногой. Девушка погибла. Совет племени долго думал, какую казнь заслуживает Ларра, в итоге они решили, что самым страшным наказанием для него будет отречение от племени.

Так юноша стал совершенно одинок, он не мог умереть и убить себя сам, так и скитается Ларра по сей день и не может найти себе покоя.

Дальше Изергиль рассказала автору о своей жизни. Она прожила очень насыщенную жизнь, побывала в разных странах, в том числе в Польше, Болгарии и в гареме Турции, жила в монастыре, находилась в каббале у еврея.

У нее было множество мужчин. Кто-то ее любил и осыпал золотом, кто-то обманывал и пользовался ею. Старуха Изергиль даже спасла из плена одного пана, убив часового. Но ни с кем рядом она долго не задерживалась.

Последний муж старухи умер год назад. Когда наступила ночь, старуха спросила у своего собеседника, видит ли он огни в степи, и рассказала еще одну сказку.

Это легенда о Данко. В давние времена жило веселое и жизнерадостное племя. С трех сторон их окружал непроходимый лес, а с четвертой — степь. Но пришли воинственные племена и прогнали этих людей из степи вглубь леса. Там древнему племени жилось очень тяжело, жены и дети плакали. Тогда храбрый юноша Данко поднял свой народ и повел через чащу леса к новым землям.

Долго они бродили по лесу и мужчины племени пожалели, что послушали Данко и хотели убить его. В этот момент юноша вырвал из своей груди сердце и, освещая путь, вывел своих соплеменников из леса. После этого, Данко умер, а на его сердце кто-то наступил, сердце рассыпалось на множество искорок. С того времени степи по ночам можно видеть голубые огоньки — частицы сердца Данко.

По главам

Рассказ автора известен всем своими знаменитыми сказаниями и поучителен для читателя любого возраста.

Глава 1. Легенда о Ларре

Давным-давно была одна страна, щедрая своим жарким климатом и обилием деревьев, под которыми можно укрыться от зноя. И жили там люди, которые ходили на работу, устраивали праздники и веселились с девушками.

Однажды красивую деву во время пира унес далеко в горы орел. И никто ее больше не видел. Появилась она через много лет, но уже не такая юная и обаятельная, как раньше. Пришел с ней юноша,  очень похожий на нее.

Когда соплеменники спросили ее, где она так долго была, то услышали рассказ о том, что долгое время проживала в горах. Этот молодой человек был ее сыном, а  орел стал  для него отцом. Но, когда пришло время, орел взметнулся в небо и от слабости своей  упал, разбившись о скалы.

Люди удивленно глядели  на красавца, и увидели, что он от них ничем не отличается, только взор у него отдавал каким-то холодом, да и смотрел он на всех вызывающе, как подобает царской птице.

Он мог подолгу молчать, и ни с кем не общаться. Когда же с ним стали разговаривать предводители племени, которые были намного старше его, он беседовал с ними наравне. В их адрес он отпустил оскорбительные слова, и они сказали матери, что ему среди них нет места.

Но он не принял их слова всерьез. Юноша пошел, куда сам захотел. Увидев молодую прелестную девушку, он решил позабавиться с ней, но она оттолкнула его от себя. Молодой человек, не смог выдержать отказа и ударил ее так, что она упала, а потом хладнокровно убил.

Окружающие, увидев такую жестокость, не смогли даже и слова вымолвить. Они схватили его и приняли решение, вначале придумать наказание. Только Юноша не чувствовал своей вины, он стоял с гордо поднятой головой и усмехался.

Совет старейшин собрался на заседание, где они спросили виновного, почему он это сделал. Из речей гордеца они поняли, что он себя возомнил царем, и все должны ему подчиняться. Им стало жаль его ,ведь молодой человек даже не понимал, что он будет всю жизнь одиноким.

Они отпустили его, чтобы он был свободным. Это было его наказание. Так Ларра, человек, отвергнутый всеми, стал жить, так, как ему вздумается. И так как он стал бессмертным, никто не может его убить, и самого себя уничтожить не получается. Так и бродит Ларра по свету, и не принимают его ни живые, ни мертвые.

Глава 2.  Жизнь Изергиль

Автор далее повествует нам о том, какова была судьба старухи. Когда раздается веселая песня, старая женщина  сразу же вспоминает о своей юности. Она работала так же, как и все. Занималась ковроткачеством, а ночью тайком убегала к возлюбленному. Но вскоре пятнадцатилетней девушке надоели  эти отношения, и она порвала с ним связь.

Ее подруга сводит ее с другим молодым человеком. Он был таким же, юным, как и она, горячим на любовь и  мог всегда развеселить ее. Потом ее ухажеров убивают, и Изергиль нашла другого парня, который был по национальности турком.

Она поселилась  в гареме, но ей показалось там тоскливо. И в 16 лет Изергиль убегает в Болгарию  с молодым человеком. Но недолго длилась их любовь. По непонятным причинам юноша умирает. Девушка не растерялась, и соблазняет женатого мужчину. Ревнивая супруга находит Изергиль и ранит ее в грудь. Еле-еле выжила она.  Выкарабкаться ей помогла монашка из Польши.

Но красавицу  манили мужчины, и она, познакомившись с братом монахини, убегает  с ним. Однако,  он оказался не таким уж и приятным юношей. Свободолюбивая девица убивает его, после того как он ее оскорбил.

На чужбине ей было очень тяжело, надо как- то жить, и она становится  содержанкой то одного, то другого мужчины. Молодость прошла, Изергиль постарела. И вот ей встретился  шляхтич, которому она быстро надоела, и он ее кинул. И тут она понимает, что молодые годы ушли, а с ними и красота. Но любовь к ней пришла настоящая.

Мужчина ушел воевать, и женщина едет за возлюбленным. Неожиданно она узнает, что он находится в плену и приходит ему на помощь.  Она преображается в хромую нищенку, и умоляет охрану пропустить якобы к своему сыну. И когда солдат соглашается и хочет ее пустить на свидание, то убивает его.

В знак благодарности Аргадэк признается ей в любви, но Изергиль прогоняет его. Женщина поняла, что пора ей все-таки завести семью. Она выходит замуж за  мужчину, молдавской национальности, с которым прожила 30 лет. Теперь Изергиль вдовствует, и часто, сидя у моря, рассказывает волнам свою жизнь.

Глава 3. Горящее сердце Данко

В дальние времена проживали люди в непроходимой местности. Они умели веселиться, не боялись сражаться в боях. И вот напали на них совсем другие племена, которые принесли с собой злобу и тьму. И не знало благородные люди, что им делать, или сдаться врагу, или же прятаться в зловонном болоте. Многие уже хотели сдаться и отдать свою волю злодеям.

Но тут объявился молодой и прекрасный юноша по имени Данко, который призвал их идти вперед, а не сидеть и ждать своего конца. Люди попросили, чтобы он повел их вперед. И они побрели, пробираясь сквозь густые ветки деревьев и болотную жижу. И закончились у них силы, и стали люди обвинять его, что сам не знает дороги и повел их в неизвестном направлении.

Но Данко не слушал их, и полный сил, вел их дальше. Однажды разразилась гроза в темном лесу, и стало всем страшно. Дорога была тяжела, каждая искра молнии заставляла их содрогаться от ужаса. И решили люди остановиться и устроить суд над Данко. Они обвиняли его в том, что он не может их  вывести, потому что сам еще неопытный, и подвергал их жизни опасности.

Юноша пытался оправдаться, но эти разъяренные люди готовы были убить его. Сердце Данко вначале загорелось  от такой несправедливости, а  потом потухло. Он жалел этих людей и знал, что без его помощи они умрут.

А они подошли к нему вплотную, думая, что он убежит. Но этого не случилось. Молодой человек разорвал руками грудь и вынул сердце. Оно горело, как солнце, освещая путь во тьме. Он вел  их , а они бежали и поражались такому чуду.

А потом погибали один за другим. Наконец показался свет, зеленая трава блестела от прошедшего дождя. Данко выполнил свое обещание, посмотрел вокруг, надменно расхохотался и умер. А люди, не замечали его, и не видели, что рядом с ним лежит его разгоряченное сердце. Только один из них раздавил его ногой, и  искры разлетелись повсюду. С тех пор перед грозой в степных краях всегда появляются  голубоватые искры.

Рассказ учит нас задуматься, в чем настоящий смысл жизни. Ведь прожив в одиночестве и гордясь собой, ты никому ничего не докажешь. Надо помогать людям от чистого сердца, и тогда они придут к тебе на помощь в любую минуту. Можете использовать этот текст для читательского дневника

Старуха Изергиль

Данный рассказ поможет понять, в чем суть вечного поиска смысла жизни. Три главы: в каждой своя история и свой герой. Три судьбы переплелись одной нитью, расставив все по своим местам.

Краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам, поможет понять, что человек, движимый эгоизмом, гордыней обречен быть несчастным всю жизнь. Только открыв сердце любви, доброте, желанию жертвовать интересами ради других, можно открыть долгожданный путь к счастью.

Глава 1

Встреча автора и старухи произошла после тяжелого трудового дня. Рабочие ушли к морю, они остались вдвоем под виноградным кустом, спасаясь от ненавистной жары. Увидев облака, Изергиль предположила, что это Ларра кружит над степью. Увидев неподдельный интерес в глазах собеседника, пожилая женщина решила поведать красивую древнюю легенду, послужившую началом для остальных.

Легенда о Ларре. Ларра сын молодой девушки и орла. Будучи совсем юной, она была похищена хищной птицей и унесена в дали дальние. Несколько лет о ее судьбе не было ничего известно. Многие думали, что она умерла. Спустя двадцать лет она вернулась в родное село. Выглядела женщина ужасно. Сухая, изможденная. От былой красоты не осталось следа.

Ларра ее сын был горд и свободолюбив, как его отец. Дерзкий с окружающими, он ставил себя выше всех, ясно давая понять, что ему нет равных. Даже старейшины для него не авторитет. Устав терпеть его выходки ему был дан приказ уйти из села.

Парень, желая доказать, что может все, схватил одну из девушек, желая обнять. Своенравная красавица оттолкнула наглеца, за что поплатилась жизнью. Он убивает ее на глазах сельчан.

Долго думали люди, как наказать убийцу. Способ для мщения был выбран странный. Они решили отпустить парня, предоставив полную свободу. Одиночество стало верным спутником Ларры. Он мотался по земле, досаждая людям, воруя скот и девушек, но не получал наказания. Стрелы пролетали сквозь него, а пули проходили навылет, не причиняя боли.

Вскоре Ларра понял, что устал от такой жизни. Он готов был умереть, когда понял ее смысл, но было слишком поздно. Бессмертие и одиночество вот его наказание за гордыню. Теперь ему нет места ни в мире живых, ни в мире мертвых. Так и скитается он в надежде обрести вечный покой, но безрезультатно.

Старуха на мгновение остановила повествование. Ее внимание отвлекла грустная, красивая песня, послужившая началом второй истории, не менее интересной и поучительной, чем первая.

Глава 2

История любви. Молодая, красивая Изергиль, всегда пользовалась успехом противоположного пола. Ее любили мужчины. Она отвечала взаимностью. В каждом она видела героя своего романа, надеясь, что взаимное чувство будет вечным, но ее ждало разочарование.

В поисках любви проходили годы. Мужчины менялись, как города, в которых она искала свою судьбу. Она жила эмоциями, переполнявшими ее душу и сердце. Женщина верила, что если любовь, то на всю жизнь. Если любовь кончилась, то не стоит продолжать отношения, пытаясь спасти то, чего нет.

Ради любви женщина была готова на все, даже на убийство. Изергиль ненавидели жены ее ухажеров. Одна из них в пылу дикой ревности, ранит ее в грудь. Чудом она выжила. Спасла ее полька монашка, живущая при монастыре, проникшись жалостью к бедолаге. Вместо благодарности, стоило ей окрепнуть, она сбегает с ее родным братом в Польшу

Жизнь с ним не сложилась. Парень был груб. Терпеть подобное отношение женщина не собиралась. Столкнув его в реку, она благополучно забыла о нем, моментально увлекшись другим. Вскоре она поняла, что пора уже вить свое гнездышко. Заводить семью, рожать детей, полностью посвятить себя дому и близким.

Замуж она вышла, прожив вместе с мужем долгие годы. Недавно старуха овдовела и теперь частенько вспоминает о былой молодости, когда все можно было исправить и сделать жизнь другой. Но так угодно судьбе, что доживать свой век ей придется в полном одиночестве.

Рассказ закончился. Пора разбредаться по домам, но неожиданно внимание рассказчицы привлекли показавшиеся вдали голубые огни. Словно искры они сверкали в вечерней темноте. Это Данко, сказала вслух старуха, начав третью историю о прекрасном парне с добрым сердцем.

Глава 3

Данко романтик с большой душой и добрым сердцем. Красивый, сильный, мужественный он был лидером по натуре. Умел решать любые проблемы, не теряясь в сложных, жизненных ситуациях.

В те далекие времена люди жили вблизи с непроходимыми лесами. Однажды они случайно оказались в самом центре лесной чащи. Страх и паника накатывали на них волнами. Они понимали, что смерть рядом, но боялись произнести свои предположения вслух.

Данко вызвался помочь им, обещая, что обязательно выведет из леса. Долго пришлось им идти. Силы были на исходе. В воздухе висело напряжение, готовое вот-вот вырваться из обессиленных, замученных людей. Лишь Данко был весел и бодр, словно не прошел вместе с ними десятки километров.

Неожиданно разразившаяся гроза усугубила положение. Толпа стала предъявлять претензии вожаку, обвиняя его в сложившейся ситуации и лживых обещаниях. Обидно ему стало за такие речи. Разве не они добровольно пошли за ним, когда все трусливо поджали хвосты. Никто не вызвался идти вперед, и что в итоге?

Тогда он вырывает сердце из груди, поднимая высоко над головой и освещая людям путь. По освещенной дороге он их вывел из леса, но силы его покинули. Данко умирает. Неблагодарные люди не заметив потери, случайно наступают на выпавшее из его рук сердце. От удара оно рассыпалось на кучу маленьких искорок.

  • С тех давних пор искры не гаснут, напоминая о бесстрашном юноше, не пожалевшем свое сердце ради любви к людям, но они оказались слишком жестокими и неблагодарными, чтобы оценить мужественный поступок.
  • Устав от долгих разговоров, старуха неожиданно задремала, предоставив автору возможность подумать об услышанном, сделав правильные выводы, чтобы не повторить ошибок, совершенных главными героями ее легенд.
  • На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Так, друзья, в сегодняшнем новогоднем посте будет весьма интересная тема — обсудим советский новогодний стол, которые многие по какой-то непонятной мне причине считают чуть ли не идеальным и продолжают по нему ностальгировать. Лично я уже много лет не праздную Новый год за так сказать «классическим» совковым новогодним столом — заменив его на что-то более лёгкое, вроде суши и парочки средиземноморских салатов — чего и вам желаю.

Кроме качества самой еды, совковый новогодний стол был к тому же попросту убогим и бедным — это сейчас хоть за два часа до Нового года вы можете пойти в магазин и купить всё что нужно — а в СССР к Новому году начинали готовиться чуть ли не с лета, накапливая на антресолях банки с зелёным горошком «Глобус» и бережно храня в холодильнике зелёную баночку с красной икрой.

Итак, в сегодняшнем новогоднем посте — рассказ про убогий советский новогодний стол. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь, – пишет беларусский блогер Максим Мирович на своей странице в Facebook.

Видео дня

Как выглядел сам стол.

Для начала давайте посмотрим, как выглядел сам советский новогодний стол — не в смысле набора продуктов, а в смысле предмета мебели. В абсолютном большинстве случаев совковым новогодним столом являлся так называемый стол-книга, который выглядел вот так:

Оливье, дешевый алкоголь и другие "прелести" убогого новогоднего стола в СССР

Чаще всего стол-книга хранился на балконе или за шкафом, откуда с немалым трудом вытаскивался к Новому году и некоторым другим предстоящим застольям. Впрочем, застолья более мелкого масштаба чаще проводились на кухне, а стол-книгу обычно вытаскивали на Новый год — это было частью советского новогоднего ритуала.

Собственно, наличие такой вещи, как стол-книга в большинстве советских семей уже само по себе говорит о достаточно низком уровне жизни в СССР — если в США средняя семья имела дом на пару этажей и много комнат, где обязательно были и отдельная столовая, и отдельная гостиная — то советский «средний класс» обычно ютился семьёй из пяти человек в крохотной двухкомнатной говняной бесплатной хрущёвке.

«Большую» комнату в этой хрущёвке гордо именовали «залом» — там обычно стоял сервант, телевизор и диван, на котором спали родители, а в праздники откуда-то из-за шкафа или с балкона с грохотом вытаскивался стол-книга и раскладывался на полкомнаты. Места оставалось ровно для прохода к телевизору, по которому рассказывали о том, что мы живём в лучшей в мире стране.

Советский стол и пропаганда.

Что самое интересное — даже всякие советские пропагандистские издания, вроде «Книги о вкусной и здоровой пище», не сильно приукрашивали убожество советского новогоднего стола, Просто изображали это убожество с достаточно яркими красками — отчего оно не выглядело так серо. По интернету сейчас гуляет вот такая известная картинка, на которой изображён типичный советский новогодний стол — таким, каким он был на самом деле.

Оливье, дешевый алкоголь и другие "прелести" убогого новогоднего стола в СССР

Выглядит вроде всё красиво — вот она сила искусства. А теперь давайте проанализируем, что находится на этом столе.

1. Мелкие марокканские апельсины, купленные по блату либо в длиннющей очереди. За такими апельсинами либо мандаринами нужно было ещё побегать — часто их выбрасывали к новому году, и за ними моментально выстраивались огромные очереди. Никогда не задумывались, почему многие говорят «Ах, у меня Новый год ассоциируется с запахом мандаринов, это запах праздника»? — да просто потому, что во все остальные дни мандаринов было не достать, это был новогодний эксклюзив. Во все остальные дни в доме в лучшем случае пахло варёными сосисками.

2. Заветренная грудинка. Нормальных мясопродуктов в СССР попросту не было — к примеру о том, что такое ветчина из мясного филе, я узнал только году в 1993-м — когда она появилась на прилавках. До этого белорусские мясокомбинаты работали в таком же режиме, но всю продукцию выгребала Москва — на наших полках не было ровным счётом ничего. Что-то мясное можно было урвать на рынке — чаще всего это была вот такая свиная грудинка, как на фото. По сути — еда бедных, которая с гордым видом лежит на совковом праздничном столе.

3. Салат «оливье», куда уж без него. Популярность именно оливье в СССР объясняется достаточно просто — он готовился из подземных овощей длительного хранения, вроде картошки, морковки и свеклы, плюс туда добавлялась варёная колбаса, венгерский зелёный горошек «Глобус» и майонез — продукты, которые как раз «выбрасывали» перед Новым годом. Салат на самом деле тяжёлый, неполезный и не сильно вкусный — просто приготовить нормальный салат, вроде шопского или греческого в СССР не было никакой возможности — на прилавках не было продуктов. С так называемой «селёдкой под шубой» — ровно та же история.

4. Красная икра, привезённая скорее всего в июне со словами «не трогай, это на Новый год». Фанаты совка тут время от времени бравируют советским продуктовым изобилием — так вот икра, которая сейчас есть в любом количестве в любом магазине, в совке была дефицитом и покупалась на Новый год осенью либо вообще летом, после чего сберегалась так, как Кащей сберегал яйцо со своей смертью.

5. Дешёвый советский алкоголь — водка «Русская» и невероятная бурда под названием «Советское шампанское». Совкам неведомо, что во всём цивилизованном мире словом «шампанское» может называться только вино, произведённое во французском регионе Шампань, все остальные похожие вина могут называться только лишь словом «игристое». Вместо этого совкам делали какую-то газированную бурду, называли её «советским шампанским» и рисовали какое-то невероятное количество медалей на бутылке — что должно было показать какую-то «премиальность» напитка. В общем, «советское шампанское» было таким же фейком, как и всё остальное в СССР. Удивительно то, что многие до сих пор продолжают покупать на Новый год эту муру, хотя в продаже полно недорогих и вкусных игристых вин, вроде испанской Кавы.

В общем, как видите, даже на пропагандистских картинках советский стол выглядел хоть и визуально красиво, но являлся, по сути, убожеством.

Советский стол, реальное фото.

А теперь давайте посмотрим на реальное фото советского стола, сделанное в позднем СССР, в 1990 году — его на днях опубликовал Александр Удальцов у себя в твиттере, и мы можем наглядно увидеть, что было на столах советских людей. Как пишет сам Александр — «всё на столе приобретено по блату или куплено в поездках в столицы. Ничего, кроме хлеба из соседнего магазина».

Оливье, дешевый алкоголь и другие "прелести" убогого новогоднего стола в СССР

Итак, что мы видим на фото?

На столе можно увидеть то самое «советское шампанское», что и на рисунке выше — правда, медали с этикетки почему-то убрали. Чуть ближе к краю стола можно увидеть бутылку грузинского коньяка «Греми» — в совке считался хорошим коньяк в «пять звёздочек», хотя в развитых странах нормальные коньяки не имеют никаких «звёздочек», а их выдержка составляет минимум 10-20 лет.

Чуть правее мы видим бутылку венгерского ликёра «Рубин» крепостью в 25%, на этикетке которого рисовали три ягоды и рассказывали про «вековые традиции по выращиванию вишни на равнине между Дунаем и Тисой». Это в СССР считалось чуть ли не элитным напитком и точно было добыто «по блату». Правее можно увидеть бутылку ещё одного игристого вина — судя по этикетке, тоже производства Соцлагеря, вероятнее всего венгерского. Важный момент — всё это «богатство» скорее всего собиралось целый год в баре мебельной стенки, после чего гордо было выставлено на новогодний стол.

Ещё на столе можно увидеть коробку конфет Gracia от немецкой фирмы Mauxion — подобный набор конфет, который сейчас можно купить в любом дрянном ларьке, тогда ценился на вес золота. А ещё обратите внимание на гордо стоящую на столе банку растворимого кофе Nescafe — по современным представлениям в общем-то странно ставить её на стол, но в совке, где не было вообще никакого кофе — это был показатель достатка и зажиточности.

Собственно, больше на столе ничего нет. Есть ещё несколько апельсинов, парочку каких-то сухих пирожных и нарезанный хлеб из того самого соседнего магазина, о котором рассказывает Александр. Видимо, больше в магазине ничего не было…

Послесловие.

Ну что, друзья, как видите — советский стол представлял собой невероятное убожество как на красивых рисунках, так и в реальной жизни. Под конец совка люди невероятно ценили самые обычные по современным понятиям продукты — вроде конфет, коньяка и ликёра, покупали их заранее и берегли на Новый год — потому, что в магазинах не было вообще ничего. Как после всего этого можно ностальгировать по СССР — не представляю.

А вы помните свои новогодние столы в СССР? Что на них было? Что вообще об этом всём думаете?

Напишите в комментариях, интересно.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями людвиг ван бетховен
  • Рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями алексей маресьев
  • Рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями 6 класс обществознание стивен хокинг
  • Рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями 6 класс обществознание юлия жадовская
  • Рассказ об илье муромце 4 класс в письменном виде