Рассказ об игре 2 класс родной русский язык

Игры словами и со словами.на доске или 1 слайдвсему название дано - и зверю, и предмету, вещей вокруг полным

Игры словами и со словами.

(На доске или 1  слайд)

Всему название дано —

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами –

И всё, что в памяти у нас

Означено … Словами.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море –

Море слов

Купаться ежечасно!

Мы так привыкли к словам…   Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух.

Сегодня наша игра посвящена родному русскому языку. Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат.

(2 слайд)

«Нам дан во владение

самый богатый, меткий

и поистине волшебный

русский язык»

К. Паустовский

И сегодня мы докажем, что он интересный, увлекательный  и занимательный! Вперёд к открытию тайн русского языка.

Оценивать конкурсы будет справедливое жюри. За каждый конкурс команды будут получать баллы, в конце игры количество баллов подсчитает жюри, и мы узнаем, какая команда победит.

Работать необходимо командой, а чтобы работа дала результат, нужно знать некоторые правила:

(3 слайд)

— работать дружно, все вместе;

— выслушивать мнение своего товарища;

— не обижать товарища, если он сделал ошибку;

— уважать соперников;

— не терять присутствия духа, если ваша команда проигрывает.

1 Конкурс «Один звук, марш!»

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так:

(4 слайд)  горсть – гость.

(каждой команде листочки с 15 словами, время работы команды – 1 минута)

полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, тепло, беда, экран.

2 Конкурс «Наборщик»

Из звуков (букв) одного слова составьте как можно больше слов.

(5 слайд) ЗДОРОВЬЕ

(каждой команде листочки для написания слов, время работы 1 минута)

(зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред)

3 Конкурс «Алфавит»

Проверим ваши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке. Кто соберёт правильно быстрее, тот получит очко.

(Каждой команде по 15 карточек со словами)

 (6 слайд – верный ответ) — айва, город, ель, зонт, корова, кот, окно, пенал, стул, ухо, хлеб, часы, щука, экран, якорь

4 Конкурс «Ударяй-ка»

Очень часто дети и даже взрослые неправильно выделяют ударный слог. Слова произносятся смешно. А ведь очень важно произносить слова правильно.

Поставьте ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание (омографах).

Например: (7 слайд)           Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

(слова напечатаны на листах, время работы 2 минуты)

От удивления ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

На двери замка

Нет замка.

Живёт щегол здесь-

Первый щёголь.

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

5 Конкурс «Найди слова»

(8 слайд)

Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Это ли не чудеса?

Отыщи внутри высказывания, какие предметы увидела Маша, когда пришла на кухню.

(листочки с высказываниями, время работы 1 минута)

  • Инна пыталась разбудить Жанну, но Жанна крепко спала.
  • Гриша выловил карпа.
  • Ой, неспроста канитель эта!
  • Сначала мы долго спорили, а потом стали молча шкаф двигать.
  • Выручай, Николай!

6 Конкурс «Отгадай пословицу»

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность и точность. Задание отгадать пословицу по двум словам.

(9 слайд — на слайде слова из пословиц)

(члены жюри подходят к командам, записывают их варианты ответов)

  1. Свет, тьма (Ученье свет, а неученье – тьма)
  2. Погибай, выручай (Сам погибай, а товарища выручай)
  3. Встречают, провожают (По одёжке встречают, по уму провожают)
  4. Кормит, портит (Труд кормит, а лень портит)
  5. Отмерь, отрежь (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

7 Конкурс «Анаграммы»

Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Вы быстрее справитесь с заданием, если напишите слово. Сложнее выполнять задание устно.

(на листочках написаны слова по 15 слов, время работы – 1, 5 минуты)

(10 слайд – ответы)

Урок  (укор), уклон (кулон), колун (клоун), увидимся (удивимся), уборка (кобура), угар (рагу), удар (руда), улан (луна), ушат (туша), актёр (тёрка), баян (баня), банка (кабан), вобла (обвал), волос  (слово), вход (вдох), вызов (вывоз), вес (сев), враги (грива), водопад (подвода), лучок (чулок), сачок (часок), ручка (чурка), манишка (машинка)

8 Конкурс «Фразеологизмы»

Крылатые слова и выражения… Фразеологизмы…  Что это такое?

(на листочках каждой команде)

Вместо точек вставьте названия животных:

голоден, как …;

изворотлив, как …;

упрям, как …;

хитёр, как …;

надут, как …;

мокрый, как …;

труслив, как …;

нем, как …;

болтлив, как …;

здоров, как …;

грязный, как …;

колючий, как …

(волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл, курица, сорока, ёж)

9 Конкурс «Эрудит»

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем … (Незнайка)

Незнайка написал нам письмо. Давайте его прочитаем:

(12 слайд – текст письма Незнайки)

Миня завут низнайка. я хажу вшколу. В маём партфеле есть корондашы, титради, книги и ручьки. яочен люблю учиться.

Исправьте ошибки в письме Незнайки.

(листочки командам с текстом письма, время работы – 5 минут).

10 Конкурс «Знаки препинания»

Достойны внимания – знаки препинания.

Знак вопроса – самый классный!

Для меня он всех прекрасней.

И мне с детства он знаком:

Почемучки – я и он!

Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл высказывания оказался верным:

(13 слайд – высказывание)

(у команд листочки с тем же высказыванием)

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

Конкурс «Ребус»

Знаете ли вы, что такое ребус? Это зашифрованное слово с помощью рисунков, знаков препинания, букв, которое надо разгадать.

Даны вперемешку части пословиц и поговорок. Быстро и правильно назовите их целиком.

… не вырубить топором.

… всегда пригодится.

… откликнется.

… погонишься, ни одного не поймаешь.

… лучше новых двух.

… сколько зим.

… дальше будешь.

… доведёт.

… то, что можешь сделать сегодня.

… один раз отрежь.

Не откладывай на завтра …

Старый друг …

Сколько лет …

Тише едешь …

За двумя зайцами …

Язык до Киева …

Семь раз отмерь …

Как аукнется, так и ….

Грамоте учиться …

Что написано пером ….

Объяснить смысл крылатых выражений:

Зарубить на носу

Ни пуха, ни пера

Морочить голову

В час по чайной ложке

Бить баклуши

Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с конём (лошадью), медведем, белкой, вороной, гусем, свиньёй.

(не в коня корм, работать как лошадь, медвежья услуга, вертеться, как белка в колесе, ворон считать, гусь свинье не товарищ, денег куры не клюют)

Максим Горький говорил: «Именно на игре словом
ребенок учится тонкостям родного языка,
усваивает музыку его и то, что филологи называют
«духом языка».

Что же такое игра?

Игра для младшего школьника не просто
развлечение, это творческий, вдохновенный труд
ребенка, это часть его жизни. Именно в игре
ребенок свободно владеет речью, говорит то, что
думает.

Игра — это творческая деятельность, имеющая
внутреннюю мотивацию.

Игра — особая форма общения, сотрудничества,
содружества, которая выводит возможности
ребенка на уровень мыслящей, творческой
личности.

В этой статье будут описаны некоторые
лингвистические игры, которые можно
использовать на уроках русского языка во втором
классе. Эти игры интересны детям, ненавязчиво
вовлекают их в учебную деятельность, дают
начальное представление о лингвистике. Из
множества подобных игр нами здесь представлены
лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают
наибольший интерес у детей. Все игры расположены
в порядке изучения тем по русскому языку во 2
классе по учебнику А. В. Поляковой.

Использовать игры можно на разных этапах урока.

Тема: «Слово. Буквы и звуки».

Игра «Слова и загадки».

Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы.

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать
букву, а в правом столбике добавить одну букву,
чтобы получилось новое слово.

краска — каска порт — спорт
клен — (лен) рука — (рубка)
горсть — (гость) стол — (ствол)
склон — (слон) клад — (склад)
полк — (пол) шар — (шарф)
тепло — (тело) усы — (бусы)
беда — (еда) утки — (сутки)
экран — (кран) укус — (уксус)

Эта игра есть и в стихотворном варианте:

Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой —
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ — ВОЛК)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА — РОЗА)

Данная игра развивает словарный запас и дает
возможность почувствовать язык, понять, как одна
буква может полностью изменить значение
слова.Несмотря на то что это увлекательная
игровая форма, она помогает на начальном этапе
обучения формировать лингвистическое мышление,
заставляя ребенка с вниманием относится к букве,
звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

Тема: «Большая буква в именах, отчествах,
фамилиях».

Игра «Назови полное имя»

Придя в школу, не все дети знают свои полные
имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем
более.

Учитель бросает мяч любому ученику каждый
ребенок называет свое полное имя. Так же можно
играть на запоминание имен родственников (имя,
отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом
распространенном имени в мире, о самом длинном
имени.

Самое длинное женское имя придумали жители
Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей
доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только
согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире — Иван
    (по-русски),
  • Иойннэс (по-греко-византийски),
  • Иоганн (по-немецки),
  • Юхан (по-фински и по-эстонски),
  • Джованни (по-итальянски),
  • Джон (по-английски),
  • Ян (по-польски),
  • Жан (по-французски),
  • Иванэ (по-грузински),
  • Ованес (по-армянски),
  • Жоан (по-португальски),
  • Он — (по-болгарски).

— У нас в классе есть дети с одинаковыми именами?
(Да.)

— Как различить таких людей? (По фамилиям.)

— А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но
при этом они не являются родственниками?

— Как таких людей называют? (Однофамильцы.)

Это интересно: Одна из самых
распространенных фамилий в нашей стране —
Кузнецов. У других народов тоже очень часты
фамилии с основой, означающей ‘кузнец’. Например,
самая частая английская фамилия — Смит, немецкая —
Шмидт.

Игра «Значение имени».

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень
древнее. В древности люди давали друг другу
только осмысленные имена, называя детей
подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы
Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что
означает «совенок». У древних греков
встречаются имена Фока — «тюлень», Хризис —
«золото». Вот несколько русских имен, которые
давались по внешности человека: Mал, Кудряш,
Черныш. Так же давались имена по чертам
характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен
великое множество. Рождались они и у нас, и в
других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда,
Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего
имени. (Дети не могут).

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера,
Надежда, Любовь — имеют славянское
происхождение, и дети могут объяснить их
значение. Много имен пришли к нам из других
языков.

В ходе выполнения этого задания формируется
внимание к структуре слова, дети начинают
понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома
сочинить или найти имена, которые сами дети могли
бы объяснить. (Любомир:)

Тема: «Повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения».

Игра «Узнай предложение»

Задача учащихся — по интонации определить тип
предложения.

Учитель называет начало предложения, а дети
должны топать ногами, если оно побудительное,
разводить руками — если вопросительное,
поднимать руки вверх — если повествовательное.

  • С кем вы, гости :(Вопросительное)
  • Однажды в студеную:(Повествовательное)
  • А ты сам ступай:(Побудительное)
  • На берегу пустынных волн:(Повествовательное)
  • А где мой:(Вопросительное)
  • Пусть построится:(Побудительное)

Данная игра развивает лингвистический слух,
понимание предложения не по смыслу, а по
интонации.

Также дети сами обращают внимание на слова,
которые им помогли определить цель высказывания
предложения.

Тема:»Предложение».

Игра «Скажи по-разному».

В этой игре поработаем над интонацией и
лексическим ударением в предложении.

Кошка поймала в саду мышку

— Какой знак мы можем поставить в конце этого
предложения? (Точку, вопросительный знак,
восклицательный знак)

Предлагается прочитать это предложение с
разной интонацией.

При чтении вопросительного предложения
обращается внимание на логическое ударение.

  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?

Данная игра показывает, что знаки препинания и
интонация несут смысловую нагрузку в
предложении.

Тема: «Что такое существительное».

Одна из сложных частей речи с точки зрения её
значения — это имя существительное.

Понятие имя существительное вводится через
семантику слова. Имя существительное обозначает
не только предмет, а то, что существует вокруг
нас.

Игра «Группы слов».

Учитель называет группы слов, а учащимся надо
заменить одним словом.

Кто из вас играть готов?

  • Пес, корова, кошка? (Животные)
  • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
  • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
  • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
  • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
  • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
  • Василек, ромашка, роза? (Цветы)
  • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)

Подбери еще названья

  • Овощей, одежды, тканей,
  • Фруктов, мебели, цветов,
  • Улиц, речек, городов.

(Первая часть игры проводится устно, вторая —
письменно).

Эта игра хорошо развивает словарный запас,
помогает освоить структуру языка, т.к. называются
только существительные, развивает способность к
анализу и синтезу.

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена
существительные»

Игра «Кто? и Что?»

Учитель называет одушевленные имена
существительные, а ученики образовывают
однокоренные неодушевленные и наоборот.

Например:

Лес — (лесник) Корова — (коровник)
Сад — (садовник) Мясник — (мясо)
Печь — (печник) Мудрец — (мудрость)
Лыжи — (лыжник) Курица — (курятник)

В этой игре необходимо обратить внимание на то,
что к однокоренному слову, обозначающему
неодушевленный предмет, можно подобрать слово,
обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо
соблюсти два условия.

Дети сами обратили внимание на то, что в новых
словах в первом столбике добавили одинаковую
часть слова.

Тема: «Род имен существительных».

Игра «Сложи тетрадки».

На доске таблички в форме тетрадей со словами.

Задача играющих — разложить тетради (слова) по
портфелям (по родам). С учетом психологических
особенностей младших школьников, а они в
большинстве своем кинестетики, следует отметить,
что в этой игре учащиеся могут «пощупать»
род и самостоятельно сделать вывод, что есть
существительные во множественном числе, у
которых нельзя определить род, не переведя их в
единственное число.

В этой игре можно использовать и
существительные общего рода.

Например: забияка, задира, плакса и т.п.

Игра «Собери букеты».

Собрать «цветы» (слова, близкие по значению,
синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по
своим вазам.

Сначала ребята ищут синонимы, затем
расставляют их по вазам.

Доброта- душевность, работа -занятие, родина
-отечество, сражение-бой.

В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что
существительные синонимы не обязательно
относятся к одному роду.

Здесь происходит сведение и разведение
смыслового и грамматического пластов языка, и
дети должны переключиться с одного на другой,
происходит структурирование сознания.

Тема: «Имя существительное». Закрепление
пройденного материала.

В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.

ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО

СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ

— Выпишите слова по их грамматическим
признакам.

1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)

2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч.
(Место)

3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч.
(Геннадий)

4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч.
(Сударь)

Эта игра интересна тем, что надо не просто найти
слова, а выписать слова по их грамматическим
признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем
признаки данного слова. Это же задание требует от
учащихся иного подхода; формирует структурность
в сознании, в восприятии слова.

Ребенок здесь идет от общего, абстрактного
(грамматической категории) к частному (слову). Он
должен держать в голове, накладывать одну за
другой грамматические категории и только потом
делать вывод.

Тема: «Имя прилагательное».

Игра «Кто о чем подумал?»

Интересная работа с лексическим значением
многозначных имен прилагательных.

Учитель называет прилагательное. Ученики
подбирают подходящие по смыслу существительные.

Например: золотые — листья, кольца, зубы, очки,
серьги, волосы, украшения, часы, монеты.

Никто не назвал слово «руки».

Вывод: чтобы понять, о чем идет речь,
прилагательное должно прилагаться к
существительному.

Тема: «Части слова».

Игра «Кузовок».

Учитель берет корзинку и, передавая ребенку,
говорит:

— Вот тебе кузовок, клади в него все слова,
что есть на «-ок», обмолвишься -отдашь залог.

Корзинка передается по очереди друг другу со
словами:

— Я положу в кузовок клубок.

— А я платок.

— А снежок. И т.д

Для игры можно брать и другие суффиксы .

Эта игра помогает освоить структуру русского
языка.

Тема: «Предлоги».

Предлог в переводе с греческого языка
обозначает «перед словом».

Предлоги не несут смыслового значения. Так,
может быть, можно обойтись без них? Для ответа на
этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл
каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о
том, что без предлога смысл теряется.

Игра «Нужный предлог»

— Возьмите из корзины нужные предлоги, которые
употребляются с данными существительными.

img1

 (из, у, до, без, от)

уехал . . . мамы

позвонил . . . города

доехал . . . деревни

пришёл . . . тетради

стоял . . . дороги

вышел . . . поезда

Вывод: предлог ставится после глагола перед
существительным.

Это интересно: В некоторых языках предлоги
стоят после слов, к которым они относятся.
Например, в языке народов Коми русское выражение на
дороге
звучит так: «туй вылын» — дороге
на
.

Происходит формирование лексического
мышления, понимание, что русский язык — один из
многих языков, существующих в мире, и каждый язык
живет по своим законам.

В заключение хотелось бы отметить следующее:

  • Лингвистические игры формируют и
    совершенствуют речевую активность ребенка.
  • Лингвистические игры направлены на развитие
    различных видов речевой активности
    (диалогической, монологической, устной и
    письменной).

Главное правило организации лингвистической
игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

И тогда на любом этапе урока ребенок становится
активным участником учебного процесса.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
img0


Слайд 2
img1

Описание слайда:

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

Почему именно над этим проектом я стала работать?
Мы так привыкли к словам… читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. Я давно стала задумываться, почему школу назвали школой, а не домом? Почему мы говорим: чашка, ложка? Почему предметы называются так, а не по-другому? Подобные вопросы задаём и мы, дети, и взрослые. Всех кто любит родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует происхождение слов.



Слайд 3
img2

Описание слайда:

Историей происхождением слов занимается наука этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было образовано слово, каково было его значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
Историей происхождением слов занимается наука этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было образовано слово, каково было его значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.


Слайд 4
img3

Описание слайда:

За что кукушка получила своё название? Она сама подсказала людям как её назвать. Конечно, за то, что она кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» И это слышали не только русские. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», немцы- «кукук», испанцы – «куко».
Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы звучит очень похоже.


Слайд 5
img4

Описание слайда:

Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом,-
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.


Слайд 6
img5

Описание слайда:

Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склёвывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.
Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склёвывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.


Слайд 7
img6

Описание слайда:

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется:
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется:
Исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.
Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьём, мечом, луком. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, их называющие. Некоторые слова сохранились без изменения ( сбруя, стремя), другие получили новое название ( копьё у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, плащ – дождевик)


Слайд 8
img7

Описание слайда:

Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Человек, который собирал мёд, назывался бортником. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот другая фамилия Рындин. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольной царицей: « По бокам её стража, на плечах топорики держат».Людей, которые с топориками охраняли царя, называли рындами – отсюда и фамилия Рындины.
Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Человек, который собирал мёд, назывался бортником. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот другая фамилия Рындин. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольной царицей: « По бокам её стража, на плечах топорики держат».Людей, которые с топориками охраняли царя, называли рындами – отсюда и фамилия Рындины.


Слайд 9
img8

Описание слайда:

Кем был твой прадед на Руси?
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.


Слайд 10
img9

Описание слайда:

С развитием науки, техники, культуры наш язык постоянно пополняется новыми словами. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэроплан, затем это слово было вытеснено словом самолет, вместо слова пилот стали употреблять лётчик; слово вратарь заменили пришедшее из английского языка голпикер…
С развитием науки, техники, культуры наш язык постоянно пополняется новыми словами. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэроплан, затем это слово было вытеснено словом самолет, вместо слова пилот стали употреблять лётчик; слово вратарь заменили пришедшее из английского языка голпикер…
Иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое, то есть тоже создают новые слова.
От села
До переката,
Где идёт озимый сев,
Пляшут бойкие дождята,
На минуту не присев…
Никто из нас не удивится сейчас словам космонавт, прилуниться, а ведь это ещё совсем молодые слова. Первым из « космических» слов было слово спутник. Это слово давно живёт в нашем языке. Но имело оно совсем другое значение – «попутчик». А когда люди запустили впервые искусственный спутник Земли, слово спутник узнали во всём мире.


Слайд 11
img10

Описание слайда:

В результате общения с другими народами в русском языке появляются новые слова, слова – пришельцы.
В результате общения с другими народами в русском языке появляются новые слова, слова – пришельцы.
А знаете ли вы, почему тетрадь, пенал, карандаш называются так, а не иначе?
Тетрадь — слово нерусское, а греческое, и означает оно «сложенный вчетверо» .
Пенал – тоже слово нерусское, пришло оно к нам из латинского языка. Слово перо по-латыни будет «пенна». А где хранят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, найдётся там место и для резинки. А название всё-таки произошло от слова пенна – «перо».


Слайд 12
img11

Описание слайда:

Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «чёрный, и таш – камень.»Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую и. наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.
Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «чёрный, и таш – камень.»Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую и. наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.


Слайд 13
img12

Описание слайда:

Интересна история слова каникулы, которое по происхождению тоже нерусское. Если перевести это слово на русский язык, то получатся «собачьи дни». Слово «каникулы» — по-латыни – «собака, щенок». «Каникулой» древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Когда наступали самые жаркие дни, солнце проходило через созвездие. Тогда делали перерыв занятиях, наступала «каникула». Слово пришло и в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.
Интересна история слова каникулы, которое по происхождению тоже нерусское. Если перевести это слово на русский язык, то получатся «собачьи дни». Слово «каникулы» — по-латыни – «собака, щенок». «Каникулой» древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Когда наступали самые жаркие дни, солнце проходило через созвездие. Тогда делали перерыв занятиях, наступала «каникула». Слово пришло и в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.


Слайд 14
img13

Описание слайда:

В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами. Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом.
В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами. Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом.


Слайд 15
img14

Описание слайда:

Историю устойчивых оборотов объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражение попал в просак возникла тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, попадёт в станок рукав и не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот теперь и говорят: «Попал в просак» — «попал в неудобное положение».
Историю устойчивых оборотов объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражение попал в просак возникла тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, попадёт в станок рукав и не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот теперь и говорят: «Попал в просак» — «попал в неудобное положение».


Слайд 16
img15

Описание слайда:

Русская история дала жизнь многим таким выражениям. Известный на оборот шиворот – навыворот родился в далёкие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося боярина сажали спиной вперед на старую лошадёнку, обрядив его в шуточный наряд, одежду надевали на изнанку, то есть шиворот – навыворот. И так возили его по улицам. И теперь мы говорим шиворот – навыворот, если оденемся не так.
Русская история дала жизнь многим таким выражениям. Известный на оборот шиворот – навыворот родился в далёкие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося боярина сажали спиной вперед на старую лошадёнку, обрядив его в шуточный наряд, одежду надевали на изнанку, то есть шиворот – навыворот. И так возили его по улицам. И теперь мы говорим шиворот – навыворот, если оденемся не так.


Слайд 17
img16

Описание слайда:

Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.
Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.
Пока молод ум, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю.


Слайд 18
img17


Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Проверочные работы по родному языку

2 класс

Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»

Проверочная работа №1 «По одежке встречают»

  1. Запиши названия старинной русской одежды

  1. Установи соответствие между устойчивыми выражениями и их значениями

ленится, трудится плохо

хорошо работает

Засучив рукава

Спустя рукава

  1. Вставь в пословицы одно и то же слово

_______________лучше новая, а друг – старый.

Не ______________красит человека, а добрые дела.

Теплая _____________ тело греет, а теплое слово – душу.

Проверочная работа №2 «Ржаной хлебушко калачу дедушка», «Если хорошие щи, так другой пищи не ищи», «Каша – кормилица наша»

  1. О предели вид выпечки

Калач

Бублик

Баранки

Ватрушка

Сушки

Каравай

  1. О чем идет речь?

Старейшая похлебка, которую готовили из репы.__________________

Хлеб или сухари, покрошенные в воду с солью и заправленные растительным маслом.___________________

Жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.______________

  1. Определи, из зерен, каких растений готовится каша.

Слова для справок: овсяная, пшенная, манная, гречневая, рисовая, перловая

Проверочная работа №3 «Любишь кататься, люби и саночки возить»,

«Делу время, потехе час»

1.Скажи по-другому:

Игрушки из дерева – деревянные игрушки

Игрушки из глины — ___________________

Игрушки из бересты — __________________

Игрушки из соломы — __________________

2. Подчеркни слова и выражения, которые говорят, что с горы катятся быстро.

Летела стрелой, на полном бегу, ногу за ногу, кубарем качусь, черепашьим шагом

3.Для чего использовали ледянки, катульки, лодейки, рулетки? _________________________________

4.Дополни ряд синонимов, названий игрушек на Руси.

Вертушка, кружилка, точка, ленивец,_______________

5.Что значит играть в бирюльки? ________________________________________________________________________

Проверочная работа №4 « В решете воду не удержишь»,

« Самовар кипит, уходить не велит».

  1. Вставь пропущенные слова из справок.

Домашняя утварь – это посуда, ___________________ для хранения припасов, приготовления _______________, ведения _________________.

  1. Назови предметы домашней утвари по иллюстрации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Собери текст, расставив предложения в правильном порядке

Его родиной считают Тулу.

Во всем мире знают русский самовар.

Там было много мастеров-самоварников.

Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.

Самовар – это символ доброго русского гостеприимства.

Раздел «Язык в действии»

Проверочная работа №5 «Помогает ли ударение различать слова?» ,

«Для чего нужны синонимы?», «Для чего нужны антонимы?»

  1. Обозначь ударение в выделенных словах.

  1. У Маши красивая кукла. Не маши руками перед моим лицом.

  2. Кати тележку с продуктами к кассе. У Кати сегодня день рождения.

  3. Около моего уха летал комар. Уха на костре быстро сварилась.

  1. Прочитай. Соедини линиями пары слов, которые являются синонимами, и пары слов, которые являются антонимами.

летчик – пилот

восток – запад

азбука – алфавит

синонимы легкий – тяжелый антонимы

мириться – ссориться

думать — размышлять

  1. Прочитай. Укажи слово, которое близко по значению слову храбрый и противоположное по значению слову трусливый

Пугливый смелый сильный

Проверочная работа №6 «Как появляются пословицы, фразеологизмы?»

  1. Составь из частей пословицы

 Кончил дело —

лень портит.

 Делано наспех и

нашел — береги.

Труд кормит, а

гуляй смело

Нет друга — ищи, а

сделано на смех.

  1. Для каждой русской пословицы найди пару по смыслу среди пословиц других народов

     Как волка не корми, он все в лес смотрит. (русская)

    Беден тот, у кого друзей нет. (английская)

    В гостях хорошо, а дома лучше. (русская)

    Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет. (немецкая)

    Дружба да братство дороже всякого богатства. (русская)
     

    В знакомых местах уважают человека, в незнакомых – шубу. (казахская)

    Встречают по одежке, провожают по уму. (русская)

    Свой хлеб лучше чужого плова. (узбекская)

  2. Узнай фразеологизм по рисунку

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Раздел «Секреты речи и текста»

Проверочная работа №7 «Участвуем в диалогах», «Общение как обмен смыслами»

  1. Прочитай разговор двух друзей. Можно ли считать их речь вежливой? Подчеркни слова, которые делают речь вежливой.

Вдруг зазвонил телефон. Миша поднял трубку:

-Алло!

-Здравствуй, Миша! – послышался в трубке Петькин голос.

-Добрый день, Петя!

-Миша, подскажи мне, пожалуйста, домашнее задание по математике. Я был на приеме у врача и пропустил урок.

-Записывай, — ответил Миша и продиктовал другу номера заданий.

-Спасибо!- поблагодарил его Петя.

-До свидания!

-До свидания!

  1. Прочитай. Найди и зачеркни в каждой группе «лишнее» слово.

прости до свидания

здравствуй пожалуйста

отдай извини

добрый день прощай

будьте добры напиши

Проверочная работа №8 «Особенности текста-повествования»

1. Выбери и подчеркни слова-действия, которые помогают понять, что произошло.

Что значит — ничего нет? — спросила Мэри Поппинс и выпрямилась с таким видом, словно её кровно обидели. — Ты сказала — ничего нет?
И с этими словами она достала из совершенно пустой сумки накрахмаленный белый фартук и надела его. Затем она вынула оттуда большой кусок туалетного мыла, зубную щётку, пакетик шпилек, флакон духов, складной стул и коробочку таблеток от кашля.

По П. Трэверс, «Мэри Поппинс»

2. Подбери вопрос, который можно задать к тексту, и определи тип текста.

Зимой Коля подобрал в парке утку с раненым крылом. Он долго лечил её, а вчера отпустил на волю.

Вопрос__________________________________________________

Тип текста_______________________________________________

3.Как ты думаешь, как могли бы называться тексты –повествования? Соедини заголовки и типы текстов.

описание

Эта удивительная пасека

Как мы ловили пчел

рассуждение

Долго ли болит укус пчелы?

повествование

Дом для пчел – улей

Мы готовим медовые коврижки

Проверочная работа №9 «Особенности текста-описания»

1. В больших текстах повествование и описание сменяют друг друга. Впиши номер абзаца, в котором автор описывает что-либо.

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.
Он жмурил глаза, ёжился. Его тянуло обратно в тёплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.
Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислонённый к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью.

А. Рыбаков, «Кортик»

________

2. Подбери вопрос, который можно задать к тексту, и определи тип текста.

Наш замок построен из огромных валунов. Он имеет форму пятиугольника, в каждом углу которого расположена круглая башня с бойницами.
Вопрос__________________________________________________

Тип текста_______________________________________________

3.Определи типы текстов

1. На четвёртый год, когда сошёл снег, я пошёл смотреть свои яблони. Они потолстели за зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки.

 По Л. Н. Толстому, «Яблони»

_______________________________

2. Видит он широкий двор, ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые. Лестница во дворце со перилами позолоченными устлана багряным сукном.

 По С. Т. Аксакову, «Аленький цветочек»

__________________________________

Проверочная работа №10 «Особенности текста-рассуждения»

1. Выбери и подчеркни слова, которые помогают тебе понять, что это текст-рассуждение.

Если подуть на стекло, на стекле сядут капли. И чем холоднее, тем больше сядет капель. Отчего это будет? Оттого, что дыхание человека теплее, чем стекло, и в дыхании много летучей воды. Как только это дыхание сядет на холодное стекло, из него выйдет вода.

Л. Н. Толстой «Отчего потеют окна и бывает роса?»

2.Выбери такой конец предложения, чтобы получилось рассуждение.

3. Составь из данных предложений два текста разных типов.

Мне купили мебель: письменный стол, кровать, шкафы.

Письменный стол лучше ставить у окна.

Недавно мы переехали в новую квартиру.

Так дневной свет будет падать прямо на рабочее место.

повествование

рассуждение

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Школьное сочинение на тему «Моя любимая игра»

Примерные темы для написания

Прежде чем приступить к работе, нужно придумать основную тему. Если ребенок не определился, во что он больше всего любит играть, он может разбить рассказ на несколько пунктов и описать разные варианты. Примерные тематики могут быть следующие:

Дети играют в компьютерные игры

  • футбол;
  • компьютерные игры;
  • домино или шахматы;
  • лото;
  • монополия и т. д.

Выбор зависит и от возраста школьника. Например, сочинение «Моя любимая игра» в 5 классе может быть посвящено квестам или головоломкам. А 7-летние могут написать короткий текст про прятки или любимые игрушки.

Составление плана сочинения

Любой текст писать гораздо проще, если заранее составить его план. «Моя любимая игра» — сочинение, в котором он тоже требуется. Выглядеть он будет так:

  • почему дети любят играть;
  • чем я больше всего люблю заниматься в свободное время от школы;
  • описание любимой игры;
  • ее правила;
  • почему она полезна и какие качества развивает;
  • краткое заключение.

План и его пункты могут отличаться от предложенного. Но желательно не забыть об этой части работы. Ведь это гарантия, что текст получится более качественным, соответственно, ученик получит хороший балл.

Летние каникулы и спорт

Я учусь в 5 классе и очень люблю летние каникулы. В этот период не нужно рано просыпаться и торопиться в школу, на улице тепло и можно гулять до позднего вечера. Мы с друзьями любим спорт и регулярно играем в футбол или волейбол.

Любимая игра - футбол

Такие активности любят почти все мальчики моего возраста. Конечно же, компьютерные игры не исключение. Иногда хочется посидеть и в виртуальном мире. Но настоящий драйв может дать только реальная игра и сильная команда.

Правила футбола знают почти все, даже люди, очень далекие от спорта. Болельщиками себя считают не только мальчики, их папы и дедушки. Я знаком с девочками, которые следят за основными матчами любимых команд.

Чтобы начать игру, мы делимся на команды. Чем больше нас, тем интереснее. Один человек считает время, за этот период нужно забить максимальное количество голов в ворота противника. Главное — не забывать, что это просто игра и не переносить ее последствия на личные отношения с друзьями.

Возможно, когда я вырасту, я захочу стать футболистом. Меня увлекает эта игра, я даже посещаю секцию для подростков, и наша команда уже выигрывала любительские матчи. А может, это так и останется просто хобби. Однако я все равно считаю, что оно очень важно, поскольку я не сижу дома перед компьютером, много времени провожу на улице и веду активный образ жизни.

Мои любимые игры

Меня зовут Ольга, ученица 7 класса. В свободное от учебы время я посвящаю время своим хобби. У меня их несколько:

  • вышивка;
  • кулинария;
  • путешествия и исследования;
  • изучение иностранных языков;
  • настольные игры.

О последнем любимом деле я хочу рассказать более подробно. Некоторые считают, что игры — это занятие исключительно детское. Но это совсем не так, поскольку есть много вариантов, которые помогают развивать логическое мышление и тренируют память, а это важно в любом возрасте.

Ребенок играет в куклы

Конечно же, игры отличаются в зависимости от возраста. Сначала мы окружаем себя любимыми куклами или машинками, придумываем им имена, одеваем их и не только. Потом мы проводим время на площадке, катаемся на горках и качелях, играем в салки и прятки с друзьями. Затем мы осваиваем гаджеты, строим виртуальные города и ухаживаем за электронными питомцами.

Но некоторые дети забывают про старые добрые настольные игры. Я больше всего люблю Монополию. С ней меня познакомили родители, они в детстве тоже в нее играли. Каждый участник имеет свой стартовый капитал и приобретает недвижимость. Далее все должны грамотно ею распорядиться, чтобы не стать банкротом. Побеждает тот, кто сохраняет максимум своих активов.

Считаю Монополию не только увлекательной, но и очень полезной, особенно для детей среднего и старшего школьного возраста. Она позволяет понять больше о том, как зарабатываются деньги и как их можно приумножить и не остаться без них совсем. В будущем это поможет научиться их грамотно тратить и правильно вкладывать в то или иное дело.

Рассказы для первоклассников

Дети 6−7 лет пишут мини-сочинение о своих любимых занятиях. Объем может быть совсем небольшим — всего 2−3 абзаца.

Дети играют в прятки

Меня зовут Оля и я учусь в первом классе. После школы мы с моими подружками Катей и Варей собираемся возле дома и играем в прятки. У нас есть очень много секретных мест. Конечно же, мы их хорошо знаем, но иногда открываем для себя новые. Это очень увлекательно и интересно.

Часто после физкультуры мы несем домой мячи. Тогда мы можем поиграть в него или же в «Съедобное-несъедобное». Когда погода плохая, собираемся у кого-то дома и придумываем что-то интересное. Иногда мы переодеваемся в разных героев и показываем друг другу или родителям спектакли. Или играем в лото или Уно.

Я очень люблю своих друзей. Мы всегда весело проводим время. Мы знаем много интересных и увлекательных занятий.

  • Рассказ об одном из созвездий осеннего неба для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о шопинге на английском
  • Рассказ о чудотворной иконе 4 класс
  • Рассказ о шерлоке холмсе аудиокнига
  • Рассказ о шадуфе история 5 класс