Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.
Формат экзамена
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:
- Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
- Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).
Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.
Структура КИМа
На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:
- задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
- задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
- задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
- задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.
Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:
Оценивание
Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:
Задание | Тип задания | Макси2мальный бал |
1 | Чтение вслух | 2 |
2 | Пересказ текста | 5 |
3 | Монолог | 3 |
4 | Диалог | 2 |
— | Владение русским зыком | 8 |
Всего | 20 |
В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».
Важные моменты собеседования
Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.
№1 – чтение вслух:
- интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
- темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.
№2 – пересказ текста:
- передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
- отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
- уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
- правильность цитирования;
- степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.
№3 – монолог:
- в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
- монолог должен содержать не менее 10 фраз;
- в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
- участник должен учесть речевую ситуацию;
- высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.
№4 – диалог:
- отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
- учитывать речевую ситуацию.
Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ. В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ.
ЦЕЛЬ:.формирование интереса к этикету, повышение уровня знаний по этикету, воспитание культуры этикета и общения с людьми, воспитание правил хорошего тона, таких качеств как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.
План классного часа
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
2. Работа в группах. Проблемные вопросы.
3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
5. Подведение итогов.
Ход классного часа
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
— Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?
— Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
— Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
— Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
— Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
— Что значит быть культурным человеком?
Хотите ли вы быть культурными людьми?
— За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.
— Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной — плоды хорошие.
— Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.
С культурным человеком общаться интересно и приятнее.
— Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
— Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.
— Можно привить хорошие навыки, привычки.
-Культурным
— Это значит соблюдать правила культурного поведения.
— Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
— Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Дети отвечают утвердительно.
Работа в группах. Проблемные вопросы.
— Жил-был мальчик Петя, его родные старались воспитать его культурным человеком. Мама часто говорила ему: «Ешь культурно!». Бабушка делала замечания как правильно и грамотно строить свою речь. А папа обучал и следил за его манерами. В ответ на все действия родных Петя задавал все время один и тот же вопрос «А кому нужны эти хорошие манеры? Какая разница как есть, говорить, вести себя? Зачем это нужно и кто все это выдумал?» Давайте поможем Пете с этим разобраться.
Итак, первый вопрос – Что же это: хорошие манеры, правильная грамотная речь, умение вести себя за столом?
Его можно разделить на следующие виды, подумайте и назовите. Вспомните чему учили Петю его родные.
— Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
— А знаете ли вы откуда произошло это слово?
А теперь давайте поможем родным Пети с его обучением этикету.
— Для этого мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Это у нас тоже ЭТИКЕТ. Каждой группе будет выдан вопрос, 3 итнуты на обсуждение вопроса, а затем каждая группа ответит на свой вопрос. Другие группы могут дополнить ответ.
— Это ЭТИКЕТ.
— Речевой, общественный, столовый.
— Людовик 14, был крайне недоволен манерами и поведением своих вельмож и придворных. И приказал раздать им специальные «этикетки», где были записаны правила ,как придворным следует себя вести. Вот от этих «ЭТИКЕТОК» и произошло слово ЭТИКЕТ
1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах?
5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?
6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?
— Ну я думаю, что наша групповая работа помогла Пете понять , как важен и нужен в жизни этикет. И больше вопросов о его необходимости он родителям не задаст.
— Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.
— Потому, что можно задеть руками постороннего человека.
-Потому что это — неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.
— Потому что — это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.
— Потому что это — неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.
Это — неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)
Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
Уважение к окружающим — это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером в° дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами — и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка Мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
—
Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
— Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
— Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.
— Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
— Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
— Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.
— Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.
— Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
— Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
— Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.
Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!»- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу — а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
—
— Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.
— Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
— Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
— Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.
Мальчики выходят к доске.
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
— Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед.
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.
— Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо».
— Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.
— Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»
А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду — аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Задания для карточек:
1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
— Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».
7. Вы чихнули. Ваши действия.
8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.
11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.
12. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
— Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.
— Нужно сказать: «Простите».
— Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
— Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером».
— Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста (имя, отчество учителя)».
Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу».
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку).
15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?
Наша лотерея подошла к концу- Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?
Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Итак, культурный человек — это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.
А закончить мне наш урок хотелось бы мудрыми мыслями великих людей об этикете. Откройте дневник на стр. …. Возьмите зеленую ручку и в графе для заметок выпишите то высказывание об этикете, которое вам больше всего понравилось. Надеюсь, что оно обязательно запомнится вам.
— Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки.
— Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
— Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
— Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
— Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.
— Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.
— Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.
Французский философ Вольтер. Этикет — это разум для тех, кто его не имеет.
Французский математик, физик, физиолог и философ Рене Декарт… Уважение других дает повод к уважению самого себя.
Русский писатель Антон Павлович Чехов Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Французский моралист (писатель) Жан да Лабрюйер Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность.
Василий Александрович Сухомлинский (педагог) Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию.
Что такое этикет?
Что такое ЭТИКЕТ?
Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Что такое этикет?
Термин « этикет » означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
История происхождения.
Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Когда появилось слово «Этикет» в русском языке?
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века.
Первая книга по этикету называлась «Домострой» .
В ней были изложены правила поведения человека
в повседневной жизни .
Петр I, который много путешествовал по Европе,
очень хотел, чтобы его подданные
были похожи на европейцев.
Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или » Показания к житейскому обхождению «. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе . Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Основные виды современного этикета.
История происхождения.
Современный этикет — это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения, соблюдение которых зависит от места, времени и обстоятельств. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
История происхождения.
Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек.
- Речевой
- Столовый
- Гостевой
- Этикет телефонного разговора
- Этикет в одежде
- Этикет в общественных местах и др.
Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?
Столовый этикет
Поведение человека за столом — целая наука. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. Необходимо знать как правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.
Гостевой этикет
Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.
Гостевой этикет
Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.
Этикет телефонного разговора
Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров:
- если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор;
- следует говорить максимально кратко и по существу;
- нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи;
- если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или — лучше переспросить ;
- если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков — вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;
Этикет телефонного разговора
- как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время — слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера;
- нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.
Этикет в одежде
Дресс — код — понятие сравнительно новое, является неотъемлемой частью этикета и включает в себя знание о том, во что, когда и как одеться, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом уместно обстановке.
Важные принципы в подборе одежды:
1. Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в школу ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!)
2. Одежда, прическа и обувь должны быть чистыми и опрятными.
3. Одежда должна быть удобной, т. е. подходить тебе по размеру.
Этикет в общественных местах
Автор: Корощупова Ольга Ниловна
Организация: МКОУ «Солянская СОШ»
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Олёкминский район, с. Солянка
Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.
Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.
Ход занятия.
Учитель. Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.
Наша беседа будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».
Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.
Учитель крутит волчок.
— Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.
Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».
Горький апельсин.
Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
— Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.
— Разве не видишь? – буркнула Аленка.
— Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…
— А вот и не отгадал.
— А что же?
— А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
— А мне дашь попробовать?
— Да он невкусный, горький и кислый.
— Да ничего, дай хоть долечку.
— Говорю тебе – он поганый, — и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
— Что же ты плачешь? Он же поганый!
Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.
Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.
С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
Останови товарища, если он поступает плохо.
Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину не другого.
— Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.
Учитель крутит волчок.
— В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.
Ребята показывают сценку «День рождения».
День рождения.
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
— Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…
— Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
— Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
-Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.
Дети отвечают.
— Я думаю, что никто и никогда так не поступит.
Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:
Надо уметь вежливо принимать гостей.
За поздравления и подарки благодарят.
Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.
Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.
Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.
Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.
Учитель крутит волчок.
— В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» — Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.
Дети инсценируют отрывок из сказки.
За столом.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.
В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.
Девочка поморщилась и сказала строго:
— Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
— Когда папа Карло, а когда никто.
— Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
— Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?
Дети отвечают.
Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:
Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.
Из блюда бери ближний кусок, не выбирай.
Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.
Не сиди боком к столу – это некрасиво.
Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.
Учитель крутит волчок.
— Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.
Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:
Важно правильно набрать номер.
Следует поздороваться и сразу представиться.
По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.
Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.
Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.
Нельзя занимать надолго телефонную линию.
Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.
Учитель крутит волчок.
— Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?
В автобусе.
Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
— Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.
— Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
— Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.
— Спасибо.
— Пожалуйста, не стоит благодарности.
— Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?
Чтение правил Совы.
При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.
Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.
Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.
В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.
Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.
Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.
Учитель крутит волчок.
— У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:
1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?
2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?
Как вы будете приветствовать учителя?
3. Откуда пришло слово этикет?
Дети отвечают.
— А теперь внимание! Правильные ответы!
- Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных
случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.
Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.
2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.
С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».
3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:
— Никто не смеет, повесив голову и потупив глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
— Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотив кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже
Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.
Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.