Рассказ об этикете для 4 класса

Государственная итоговая аттестация снова будет обязательной и фипи уже представил новую версию кимов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает

Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.

Формат экзамена

В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:

  • Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
  • Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).

Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).

ОГЭ 2022 по русскому языку - структура КИМа, изменения, подготовка

Итоговое собеседование

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.

Структура КИМа

На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:

  • задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
  • задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
  • задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
  • задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:

Оценивание

Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:

Задание Тип задания Макси2мальный бал
1 Чтение вслух 2
2 Пересказ текста 5
3 Монолог 3
4 Диалог 2
Владение русским зыком 8
Всего 20

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».

Важные моменты собеседования

Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.

№1 – чтение вслух:

  • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
  • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

№2 – пересказ текста:

  • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
  • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
  • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
  • правильность цитирования;
  • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

№3 – монолог:

  • в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
  • монолог должен содержать не менее 10 фраз;
  • в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
  • участник должен учесть речевую ситуацию;
  • высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.

№4 – диалог:

  • отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
  • учитывать речевую ситуацию.

Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.

Письменный ОГЭ по русскому языку

Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.

Формат экзамена

Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.

  • На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
  • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
  • Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.

Структура КИМа

Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
  • на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Устный и письменный ОГЭ по русскому языку в 2022 году, что нужно знать 9-класснику

Оценивание

Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:

Часть Задания Максимальный балл
I №1 7
II №2-7 7
III №9 9
За грамотность и точность речи 10
Всего 33

Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Оценка Баллы
5 29-33
4 23-28
3 15-22
не сдал 0-14

Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Секреты подготовки

Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы)  и сочинения (3 часть работы).

Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.

Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:

  • Орфография;
  • Лексика;
  • Синтаксис;
  • Пунктуация.

Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.

Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).

Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:

  1. Объем ответа – не менее 70 слов.
  2. Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
  3. Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.

Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • ОГЭ по литературе в 2022 году
  • ОГЭ по биологии в 2022 году
  • ОГЭ по информатике в 2022 году

ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ. В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ.

ЦЕЛЬ:.формирование интереса к этикету, повышение уровня знаний по этикету, воспитание культуры этикета и общения с людьми, воспитание правил хорошего тона, таких качеств как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.

План классного часа

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

5. Подведение итогов.

Ход классного часа

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

— Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?

— Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

— Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

— Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

— Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

— Что значит быть культурным человеком?

Хотите ли вы быть культурными людьми?

— За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

— Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной — плоды хорошие.

— Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

С культурным человеком общаться интересно и приятнее.

— Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

— Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

— Можно привить хорошие навыки, привычки.

-Культурным

— Это значит соблюдать правила культурного поведения.

— Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

— Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Дети отвечают утвердительно.

Работа в группах. Проблемные вопросы.

— Жил-был мальчик Петя, его родные старались воспитать его культурным человеком. Мама часто говорила ему: «Ешь культурно!». Бабушка делала замечания как правильно и грамотно строить свою речь. А папа обучал и следил за его манерами. В ответ на все действия родных Петя задавал все время один и тот же вопрос «А кому нужны эти хорошие манеры? Какая разница как есть, говорить, вести себя? Зачем это нужно и кто все это выдумал?» Давайте поможем Пете с этим разобраться.

Итак, первый вопрос – Что же это: хорошие манеры, правильная грамотная речь, умение вести себя за столом?

Его можно разделить на следующие виды, подумайте и назовите. Вспомните чему учили Петю его родные.

— Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

— А знаете ли вы откуда произошло это слово?

А теперь давайте поможем родным Пети с его обучением этикету.

— Для этого мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Это у нас тоже ЭТИКЕТ. Каждой группе будет выдан вопрос, 3 итнуты на обсуждение вопроса, а затем каждая группа ответит на свой вопрос. Другие группы могут дополнить ответ.

— Это ЭТИКЕТ.

— Речевой, общественный, столовый.

— Людовик 14, был крайне недоволен манерами и поведением своих вельмож и придворных. И приказал раздать им специальные «этикетки», где были записаны правила ,как придворным следует себя вести. Вот от этих «ЭТИКЕТОК» и произошло слово ЭТИКЕТ

1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?

2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах?

5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?

6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

— Ну я думаю, что наша групповая работа помогла Пете понять , как важен и нужен в жизни этикет. И больше вопросов о его необходимости он родителям не задаст.

— Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.

— Потому, что можно задеть руками постороннего человека.

-Потому что это — неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.

— Потому что — это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.

— Потому что это — неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.

Это — неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Уважение к окружающим — это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером в° дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами — и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка Мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

— Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

— Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

— Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

— Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

— Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

— Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

— Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

— Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

— Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!»- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу — а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

— Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

— Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

— Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

— Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

Мальчики выходят к доске.

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

— Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед.

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

— Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо».

— Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.

— Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»

А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду — аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

— Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».

7. Вы чихнули. Ваши действия.

8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.

12. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

— Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.

— Нужно сказать: «Простите».

— Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

— Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером».

— Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста (имя, отчество учителя)».

Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу».

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку).

15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?

Наша лотерея подошла к концу- Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?

Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Итак, культурный человек — это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.

А закончить мне наш урок хотелось бы мудрыми мыслями великих людей об этикете. Откройте дневник на стр. …. Возьмите зеленую ручку и в графе для заметок выпишите то высказывание об этикете, которое вам больше всего понравилось. Надеюсь, что оно обязательно запомнится вам.

— Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки.

— Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

— Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

— Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

— Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

— Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

— Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Французский философ Вольтер. Этикет — это разум для тех, кто его не имеет.  

Французский математик, физик, физиолог и философ Рене Декарт Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Русский писатель Антон Павлович Чехов Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Французский моралист (писатель) Жан да Лабрюйер Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность.

Василий Александрович Сухомлинский (педагог) Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию.


Что такое этикет?

Что такое этикет?


 Что такое ЭТИКЕТ? Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. (А. Усачёв)

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

(А. Усачёв)


Что такое этикет? Термин

Что такое этикет?

Термин « этикет » означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.


История происхождения. Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .

История происхождения.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .


Когда появилось слово «Этикет» в русском языке? В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни . Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.

Когда появилось слово «Этикет» в русском языке?

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века.

Первая книга по этикету называлась «Домострой» .

В ней были изложены правила поведения человека

в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе,

очень хотел, чтобы его подданные

были похожи на европейцев.

Он хотел перенять их обычаи, нравы.


 При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или » Показания к житейскому обхождению «. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе . Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Основные виды современного этикета.

История происхождения.

Современный этикет — это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения, соблюдение которых зависит от места, времени и обстоятельств. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .


История происхождения. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Речевой Столовый Гостевой Этикет телефонного разговора Этикет в одежде Этикет в общественных местах и др. Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .

История происхождения.

Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек.

  • Речевой
  • Столовый
  • Гостевой
  • Этикет телефонного разговора
  • Этикет в одежде
  • Этикет в общественных местах и др.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .


Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?


Столовый этикет Поведение человека за столом - целая наука. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. Необходимо знать как правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.

Столовый этикет

Поведение человека за столом — целая наука. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. Необходимо знать как правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.


Гостевой этикет Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.

Гостевой этикет

Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.


Гостевой этикет Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.

Гостевой этикет

Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.


 Этикет телефонного разговора Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров: если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор; следует говорить максимально кратко и по существу; нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи; если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или - лучше переспросить ; если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;

Этикет телефонного разговора

Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров:

  • если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор;
  • следует говорить максимально кратко и по существу;
  • нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи;
  • если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или — лучше переспросить ;
  • если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков — вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;


 Этикет телефонного разговора как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время - слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера; нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.

Этикет телефонного разговора

  • как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время — слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера;
  • нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.


 Этикет в одежде Дресс - код — понятие сравнительно новое, является неотъемлемой частью этикета и включает в себя знание о том, во что, когда и как одеться, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом уместно обстановке. Важные принципы в подборе одежды: 1. Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в школу ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!) 2. Одежда, прическа и обувь должны быть чистыми и опрятными. 3. Одежда должна быть удобной, т. е. подходить тебе по размеру.  

Этикет в одежде

Дресс — код — понятие сравнительно новое, является неотъемлемой частью этикета и включает в себя знание о том, во что, когда и как одеться, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом уместно обстановке.

Важные принципы в подборе одежды:

1. Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в школу ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!)

2. Одежда, прическа и обувь должны быть чистыми и опрятными.

3. Одежда должна быть удобной, т. е. подходить тебе по размеру.


 Этикет в общественных местах

Этикет в общественных местах


Рассказ об этикете для 4 класса

Автор: Корощупова Ольга Ниловна

Организация: МКОУ «Солянская СОШ»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Олёкминский район, с. Солянка

Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.

Ход занятия.

Учитель.  Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.

Наша беседа будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».

Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.

Учитель крутит волчок.

— Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.

Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки?  Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

Горький апельсин.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

— Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

— Разве не видишь? – буркнула Аленка.

— Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

— А вот и не отгадал.

— А что же?

— А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

— А мне дашь попробовать?

— Да он невкусный, горький и кислый.

— Да ничего, дай хоть долечку.

— Говорю тебе – он поганый, — и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

— Что же ты плачешь? Он же поганый!

   Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.

С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.

Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

Останови товарища, если он поступает плохо.

Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.

За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину не другого.

— Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.

Учитель крутит волчок.

— В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

Ребята показывают сценку «День рождения».

День рождения.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку,  Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

— Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

— Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

— Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

-Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

 Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

Дети отвечают.

— Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:

Надо уметь вежливо принимать гостей.

За поздравления и подарки благодарят.

Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.

Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.

Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.

Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.

Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.

Учитель  крутит волчок.

— В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» — Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

Дети инсценируют отрывок из сказки.

За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

— Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

— Когда папа Карло, а когда никто.

— Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

— Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Дети отвечают.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:

Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.

Из блюда бери ближний кусок, не выбирай.

Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

Не сиди боком к столу – это некрасиво.

Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

Учитель крутит волчок.

— Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.

Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:

Важно правильно набрать номер.

Следует поздороваться и сразу представиться.

По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.

Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.

Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.

Нельзя занимать надолго телефонную линию.

Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.

Учитель крутит волчок.

— Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?

В автобусе.

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

— Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.

— Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

— Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

— Спасибо.

— Пожалуйста, не стоит благодарности.

— Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

Чтение правил Совы.

При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.

Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.

Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.

Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

Учитель крутит волчок.

— У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?

2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?

    Как вы будете приветствовать учителя?

3. Откуда пришло слово этикет?

Дети отвечают.

— А теперь внимание! Правильные ответы!

  1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных

случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения:                «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

— Никто не смеет, повесив голову и потупив глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

— Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотив кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.

Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

Опубликовано: 09.11.2015

  • Рассказ об эрмитаже на английском
  • Рассказ об охране природы
  • Рассказ об одном из походов фараона
  • Рассказ об одном дне из жизни вельможи
  • Рассказ об острове врангеля