Рассказ об авдотье рязаночке краткое

Николай алексеевич некрасов, будучи довольно значительной фигурой в русской литературе и поэтом-новатором, в своем творчестве стремился охватить как можно больше

Николай Алексеевич Некрасов, будучи довольно значительной фигурой в русской литературе и поэтом-новатором, в своем творчестве стремился охватить как можно больше волновавших его тем. В частности, ему удалось создать так называемую «прозу любви» – рассказ об обратной, не поэтизированной, стороне отношений между мужчиной и женщиной. К числу произведений, посвященных данной тематике, относится его известное стихотворение «Я не люблю иронии твоей…»

История создания

По предположениям исследователей, стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было написано Некрасовым в 1850 г. Однако опубликовали его лишь в 1855 г. в журнале «Современник» №11.

Оно входит в «панаевский цикл» и обращено к возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой, которая по совместительству была супругой его товарища, возрождавшего вместе с ним «Современник», Ивана Панаева. Отличаясь легкомысленностью, тот позволил паре сойтись в гражданском браке.

Некрасов почти никогда не чувствовал себя счастливым на протяжении всех этих отношений, продлившихся без малого двадцать лет. Уже спустя шесть лет после их начала он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», в котором пытается установить причины семейных неурядиц и предрекает будущую трагедию.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Я не люблю иронии твоей» – любовное послание. На это указывает наличие местоимений второго лица, а также обращений к возлюбленной, образ которой известен читателю по «панаевскому циклу».

Литературное произведение, в рамках которого развивалось творчество Некрасова и к которому относится его стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» – реализм.

Стихотворный размер «Я не люблю иронии твоей» – пятистопный ямб, часто переходящий на пиррихий. Эта особенность ритмического рисунка позволяет создавать впечатление неравномерности дыхания лирического героя, который вне себя от волнения. Рифмовка кольцевая.

Смысл названия

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» неспроста имеет именно такое название. Некрасов стремится сразу же посвятить читателя в происходящее, избегая излишних прелюдий. Так он пытается показать, что описываемая ситуация является лишь одной репликой лирического героя в длинном разговоре, фрагментом целого. 

Возникает ощущение будничности, что в очередной раз позволяет говорить о совершенстве «прозы любви» Некрасова.

Образы и символы

Лирический герой и его возлюбленная – центральные образы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей». На самом деле, можно сказать, что они сливаются в коллективный образ любящей пары, чувство которых все еще переживает не самые ужасные времена, о чем говорится во второй строфе:

«Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!»

В последней строке уже дается намек на скорую гибель отношений. Автор не возвышает образы героев, как это часто бывает в любовной лирике, напротив, он стремится избегать поэтизации ситуации.

В финале стихотворения автор создает символ – река, которая «осенью бурливее», но вместе с тем и холоднее. Этот символ демонстрирует тщетность волнений, когда за ними не кроется искренних чувств.

Темы

Тематика произведения «Я не люблю иронии твоей…» не столь разнообразна. Автор говорит главным образом о ссоре между влюбленными, являющейся, по всей видимости, частью гораздо более сложных взаимоотношений. 

Также он говорит о хрупкости чувств и неотвратимости трагедии. Любви суждено закончиться рано или поздно. Оба героя понимают это, но растягивают осень взаимности и получают последние лучи тепла.

Проблемы

Будучи реалистом, Некрасов стремился к объективности изображения действительности. Именно поэтому в его произведениях можно отчетливо выделить главные проблемы. Что касается разбираемого нами стихотворения, то его проблематика сводится к следующему вопросу: «Как совладать над страстями и направить их таким образом, чтобы сохранить любовь?».

Главная проблема — это неизбежность расставания. В душе уже поселился тайный холод, который делает отношения безнадежными. И лирический герой жаждет притормозить ход времени, пока от любви осталось хоть что-то. Но он понимает, что все усилия тщетны.

Смысл

В своем стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов стремится найти способ выхода из ситуации постоянных ссор. Основная идея произведения заключается в том, что необходимо уметь избегать иронии во взаимоотношениях даже в самые трудные периоды, нужно стремиться сохранять искренние и живые чувства. Иначе отношения увянут раньше времени и принесут больше боли.

Главная мысль стихотворения «Я не люблю иронии твоей» – даже когда трагичная развязка в любви неизбежна, нельзя относиться к ней как к чему-то оставленному позади, необходимо пользоваться каждым шансом для поддержания чувств.

Чему учит?

Произведение Некрасова несет в себе назидание по отношению ко всем любящим. Описывая ситуацию, которая близка каждому человеку, поэт показывает, что из нее есть единственный выход – продолжать оставаться чутким, отвергать иронию и оберегать оставшиеся чувства.

В то же время автор учит читателя не обманываться по поводу происходящего. Необходимо подмечать признаки приближающегося разрыва.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»:

  1. Эпитеты: «последняя жажда», «бушующие волны».
  2. Метафоры: «кипят… ревнивые тревоги и мечты», «последней жаждой полны».
  3. Сравнения: «так осенью бурливее река».
  4. Инверсия: «иронии твоей», «остаток чувства сохранившим».

Автор: Ромазан Самодинов


Подборка по базе: 1 билет и ответ (1).docx, астрономия база вопросы и ответы.docx, Ответы на билеты, уголовное право.docx, 40 емтихан билеті Геодезия 2.docx, 8 билет.docx, 0-ші емтихан билеті Геодезия 2.docx, 19 билет мейиргер.docx, фзк 5 курс тест и ответы.docx, Все ответы по био.docx, 19 билет.docx


Фольклор билет ответы

1-билет

1)Синкретизм фольклора – 1) изначальное соединение разных культурно-семиотических кодов в фольклорном произведении, содержание которого не может быть полноценно передано, если исключить один из них; 2) нерасчлененность форм мышления, видов деятельности и жанровых признаков в первобытной и в архаической культурах. Синкретизм фольклора; фольклор как музыкальное, драматическое и хореографическое искусство; фольклор как искусство слова. Традиционность и импровизационность фольклора. Коллективное и индивидуальное в фольклоре; авторство и анонимность. Устность и вариативность.

Фольклор и литература. На всём протяжении исторического развития  литература находилась в самых тесных связях с фольклором. Это были связи двусторонние: не только литература обращалась к идейно-художественному опыту фольклора, но и фольклор испытывал на себе воздействие литературных форм, образности, языка.

В истории литературы и фольклора существовали периоды сближения и отдаления, что определялось социально-историческими и эстетическими факторами. Так, в период классицизма литература и фольклор стояли довольно далеко друг от друга. Напротив, в период романтизма связи литературыры  и фольклора значительно расширяются, что определялось эстетическими принципами этого направления – принципами народности и национальной самобытности, осуществление которых заставляло писателей использовать народно-поэтические жанры, мотивы и образы.

2) Основные источники формирования древнерусской литературы

В формировании литературы активно участвуют, с одной стороны, устное народное поэтическое творчество, и с другой – книжная христианская культура, идущая как от южных славян, в частности болгар, так и от Византии.

Начавшееся сравнительно недавно историческое изучение фольклора показывает, что у восточных славян к X в. существовали высокоразвитые формы устного народного творчества. Исследователи полагают, что в это время в фольклоре происходит переход от мифологических сюжетов к историческим. Историческое родовое предание, топонимическая легенда, предание, связанное с могильниками, героическое сказание, песни о военных походах занимают ведущее место в устной поэзии той поры.

К этому периоду относится, по-видимому, формирование народного эпоса, сыгравшего исключительно важную роль в становлении оригинальной древнерусской литературы.

Княжеские дружины, совершавшие многочисленные военные походы, очевидно, имели своих певцов, которые увеселяли их во время пиров, слагая песни-«славы» в честь победителей, прославляя князя и его храбрых воинов. Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах, походах составляли своеобразную устную летопись, которая затем частично была закреплена письменностью.

Таким образом, фольклор был основным источником, который давал образы, сюжеты формирующейся оригинальной древнерусской литературе. Через фольклор в нее проникали не только художественная образность народной поэзии, отдельные элементы стиля, но и народная идеология.

Усваивая христианскую идеологию, народ приспосабливал ее к своим языческим понятиям и представлениям. Это и породило такую весьма характерную особенность русской жизни, как «двоеверие», которое длительное время удерживалось в народном сознании, что получило отражение и в древнерусской литературе. На протяжении всей истории развития литературы устная народная поэзия была тем живительным источником, который содействовал ее обогащению.

Важную роль в формировании литературы сыграли также искусство устной речи и деловая письменность. Устные речи были широко распространены в жизненной практике раннефеодального общества, военачальники перед началом сражений обращались к своим воинам с речью, подавая им «дерзость», воодушевляя на ратный подвиг. Устная речь постоянно использовалась в дипломатических переговорах: отправлявшиеся выполнять свою дипломатическую миссию послы обычно заучивали наизусть слова, которые им приказывал передать тот или иной правитель. Эти речи содержали определенные устойчивые словосочетания, они отличались сжатостью, выразительностью.

Словесные формулы вырабатывала также и деловая письменность. Лаконизм и точность выражений устной речи и деловой письменности способствовали развитию сжатого, афористического стиля изложения в литературных памятниках.

Не могла не оказать большого влияния на формирующуюся оригинальную древнерусскую письменность и усваиваемая русскими книжниками христианская книжная культура.
3) Анализ исторической песни об Авдотье Рязаночке.

Народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси. Но пришла беда: налетела на родные земли «Синяя орда, с пожарами, со смертями», требуя от русских князей платить дань татарскому хану. Крепко бились рязанцы, А татар не могли отбити, Города Рязани отстояти. Убитых река уносила,Живых орда
уводила. Три дня Авдотья Рязаночка по пепелищу ходила, голосила по мужу, сыну и брату, плененных татарами. И пошла она к царю татарскому «в полуденные страны». Шла больше года, голодала, много невзгод пережила. Предстала она перед царем татарским маленькая, грязная, изможденная, в лапотках, а вокруг воины вооруженные, табуны лошадей сытые, шатры золотые. Не побоялась она царя грозного, попросила только разрешить ей увидеться с родными. Удивила царя татарского мужественная женщина с земли рязанской, ее умение говорить, рассуждать, отпустил он всех мужей рязанских, с условием, что будет сложена про Авдотью песня и Орда в ней добром упомянута будет. Героизм маленькой беззащитной женщины, пришедшей в Орду, прославившуюся кровавыми набегами, разорениями и жестокостью, заставил царя татарского проникнуться уважением к ней, а мудрость ее покорила грозу русских земель. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-труженица «выиграла битву» с Ордой. Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань из полону».
2-билет

1)Календарно-обрядовая поэзия.

Календарно-обрядовая поэзия — это песни, которые использовались в ряде обрядов, связанных с народным календарём, основанном на распорядке сельскохозяйственных работ по временам года. В этих песнях олицетворялись силы природы, которые имели значения для сельскохозяйственных труда: солнце, земля, времена года (мороз, «весна-красна», лето). Она делится на 4 периода:

-зимний

-весенний

-летний

-осенний

В рамках ЗИМНЕГО периода возникли жанры: колядка, подблюдная песня, овсеневая песня,

В рамках ВЕСЕННЕГО периода сложились такие жанры, как: масленичные песни, веснянки (заклички), песни красной горки, егорьевские песни.

В рамках ЛЕТНЕГО периода: семицские песни, купальские песни, песни Петрова дня, ряд песен, связанных с похоронами Костромы.

В рамках ОСЕННЕГО периода: жнивные песни.

2) Историческая основа «Слова о полку Игореве»

В основу «Слова о полку Игореве» легли исторические события, связанные с походом и поражением князей Игоря Святославича из Новгород-Северского, его брата Всеволода из Курска (Трубчевска) сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска.

         Описанию похода Игоря кроме «Слова…» посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе северорусской Лаврентьевской летописи, другая – южнорусской Ипатьевской летописи.

          Столкновение русских с половцами, описанное в «Слове…», было далеко не первым, и не последним. Начались они с 1061 года, а прекратились перед самым нашествием татар, частично покоривших половцев и частично вливших их в свои ряды. Успешно воевал с половцами Владимир Мономах. (С 1103 по 1116 год он совершил четыре похода, отбросил половцев за Дон и, частично, на Кавказ). Дело Мономаха продолжил его сын Мстислав. Но со смертью Мстислава (ум. в 1132 году) наблюдается новое усиление половцев. Русь испытывала тяжелые потрясения от вражеских нашествий. Никакие договоры не гарантировали ее от внезапных нашествий кочевников.

          За 15 лет до описываемых событий в 1170 году на съезде русских князей шла речь о том, как общими усилиями бороться с врагами.

          В 1183 году Святославу Всеволодовичу удалось создать небольшую каолицию южнорусских князей. В1184 году они приняли участие в летнем походе против половцев. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, 17 половецких ханов попали в русский плен. Хан Кобяк был казнен в Киеве. Святослав стал готовиться к летнему походу следующего 1185 года. В походе 1184 года должны были принять участие и Новгород-Северские  князья во главе с князем Игорем Святославичем. Однако из-за гололедицы дружина Игоря не смогла  поспеть вовремя.

          Неожиданно для всех, 23 апреля 1185 года, Игорь выступил в поход против половцев, не предупредив ни князя Святослав, ни других князей. Игорь надеялся на удачу. Он мечтал прежде всего о своей славе, о своем личном интересе. Игорь хотел отвоевать у половцев древний Тмутаракань – небольшое княжество на берегу Азовского моря, которым владели Черниговские князья, в частности, дед Игоря – Олег и который был захвачен половцами. Но поход Игоря закончился страшным разгромом русских войск. Все четыре русских князя были взяты в плен (Игорь – Чилбуком, Всеволод – Романом Кзичем, Владимир – Конти Улашевичем, Святослав –  Елчедуком).

Из всего войска в живых остались лишь 16 (15) человек. Никогда еще, судя по русским летописям, не кончались так плачевно для русских их походы против половцев: ни разу еще русские князья не становились их пленниками.
3)Анализ исторической песни «Взятие Ермаком Казани».

В песне «Взятие Ермаком Казани» казаки под предводщель-ством Ермака берут город и за это получают от царя награды. Наконец, песня «Ермак у Ивана Грозного» изображает Ермака как признанного царем атамана, которому он может доверить большие дела.

3-билет

1)Новогодние обряды.

Новогодними праздниками на Руси являлись следующие: святки (в них входит: колядование, ряженье, игрища и традиционные русские гадания), рождество (славление Христа, посевание изб), Васильев день, крещение и сретение Божье.
2)Эволюция агиографической литературы в 17 в.

Процесс «обмирщения» древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими «Четьими-Минеями», разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Михаила Клопского. В XVII в. житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью. «Повесть о Юлиании Лазаревской». Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в «Повести о Юлиании Лазаревской». Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Она была написана сыном Юлиании Дружиной Осорьиным, губным старостой города Мурома, в 20 – 30-х годах XVII в. Автору повести хорошо знакомы факты биографии героини, ему дорог ее нравственный облик, ее человеческие черты. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы.

На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи юной Юлиании ложится ведение сложного хозяйства дворянского поместья. Угождая свекру и свекрови, золовкам, она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства; при этом ей часто приходится улаживать социальные конфликты, возникающие между дворней и господами. Эти конфликты приводят к открытому мятежу «рабов», который, правда, объясняется в повести традиционным мотивом – кознями дьявола. Во время такого стихийно вспыхнувшего бунта был убит старший сын Юлиании. Безропотно переносит Юлиания невзгоды, которые выпадают на ее долю. Дважды пришлось пережить ей страшные голодные годы: в молодости и в старости, когда Юлиания вынуждена была даже отпустить своих «рабов», чтобы дни сами добывали себе пропитание.

Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязанности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что она лишена возможности посещать церковь, и тем не менее она «святая». Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Юлиания помогает голодающим, ухаживает за больными во время «мора», творя «милостыню безмерну», она не оставляет у себя «ни единой сребреницы». Это свидетельствует о том, что прежний аскетический идеал отрешения от жизни отошел в прошлое, потерял свое значение.

«Повесть о Юлиании Лазаревской» создает образ энергичной умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, с терпением переносящей испытания, которые обрушивает на нее жизнь. Осорьин изображает в повести не только реальные черты характера своей матери, но и рисует идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину первой половины XVII в.

В жизнеописании Юлиании Осорьин еще не отходит полностью от агиографической традиции, с ней связано начало повести. Юлиания происходит от «боголюбивых» и «нищелюбивых» родителей; она выросла во всяком «благоверии», «от младых ногтей бога возлюби». В характере Юлиании подчеркиваются черты христианской кротости, смирения и терпения, нищелюбия и щедрости («милостыню безмерну творя»). Как и подобает христианским подвижникам, Юлиания, хотя и не уходит в монастырь, под старость предается аскезе: отказывается от «плотского «совокупления с мужем», спит на печи, подкладывая «под ребра» поленья и «ключи железны», ходит зимой без теплой одежды, «в сапоги же босыма ногами обувашеся, точию под нозе свои ореховы скорлупы и чрепие острое вместо стелек подкладаше и тело томяше».

Использует Осорьин и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию, но вмешательство святого Николая спасет ее. В ряде случае «бесовские козни» носят весьма конкретное бытовое и даже социальное очертание. Таковы раздоры в семье, мятеж «рабов».

Как и подобает святой, Юлиания сама предчувствует свою кончину и благочестиво умирает. Десять лет спустя обретают ее нетленное тело, которое творит чудеса.

Таким образом, в «Повести о Юлиании Лазаревской» тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинает занимать бытовое повествование. Повесть лишена традиционного для жития вступления, плача и похвалы. Стиль ее довольно прост. Он отражает канцелярскую практику муромского губного старосты.

«Повесть о Юлиании Лазаревской» – свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его поведению в быту. Эти реалистические элементы, проникая в жанр жития, разрушают его и способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести. «Повесть о Юлиании Лазаревской» не исключение. К ней примыкает «Сказание  о явлении Унженского креста», посвященное легендарной истории создания креста для Михаилоархангельской церкви на реке Унже. Она связывается с судьбой любящих сестер Марфы и Марии, разлученных ссорой их мужей. Завязка сюжета – «брань о местех» свояков: бедного, но знатного и богатого, но незнатного. Она отражает одну из особенностей жизни XVII в.: оскудение знатных родов и возникновение новой знати.

Сюжет построен на символическом параллелизме. Сестры одновременно выходят замуж, одновременно умирают их мужья, и они решают встретиться. Сестры видят один и тот же сон, в результате которого ангел передает Марфе золото, а Марии – серебро, которое сестры вручают трем старцам, пришедшим из Царьграда. Важное место в сказании занимают бытовые реалии.

Все это свидетельствует о процессе разрушения канонических агиографических жанров. Благочестивого подвижника-монаха – центрального героя жития вытесняет светский герой, который начинает изображаться в реальной бытовой обстановке.

Следующий шаг по пути сближения жития с жизнью сделает протопоп Аввакум в своем знаменитом житии-автобиографии.
3) Анализ исторической песни «Гнев Ивана Грозного на сына».

Мнения об этой песне разнообразны и противоречивы. Есть только один вопрос, по которому до последнего времени имелось полное единогласие, — это вопрос о том, какое событие послужило толчком к созданию этой песни. Исследователи убеждены, что песня отражает исторический факт убийства Грозным своего сына Ивана, совершенного 19 ноября 1581 г. Правда, между песней и историей имеется целый ряд несоответствий: Грозный убил старшего сына — Ивана, а в песне он покушается на жизнь младшего — Федора; в песне убийство принимает форму казни и предотвращается, фактически же убийство было совершено, притом не палачом, а лично Грозным; в песне спасительницей сына выступает Анастасия Романовна (Захарьина-Юрьева), первая жена Грозного, и ее брат Никита Романович. Фактически же Анастасия Романовна скончалась в 1560 г., т. е. задолго до убийства сына. Эти несоответствия объяснялись исследователями различно, но самый факт, что песня отражает убийство Грозным сына Ивана, до последнего времени не подвергался сомнению. Соответственно песня обычно озаглавливается «О покушении Грозного на сына».

4-билет

1)Масленичные обряды.

Масленица – народный праздник, который имеет многовековую историю. Изначально торжество было языческим, но со временем Православная церковь его включила в календарь церковных праздников.

Празднование Масленицы всегда начинается с понедельника, и длится всю оставшуюся неделю. Воскресным вечером накануне праздника молодежь выходила на улицу, чтобы весело его встретить. Самым главным блюдом Масленицы являются блины. Их пекут в больших количествах, угощая ими родных, близких и знакомых. На протяжении праздничной недели принято ходить по гостям и сытно кушать предложенные угощения.

2)Основные темы и жанры древнерусской литературы

Темы древнерусской литературы: красота и величие родины, прославление самоотверженных защитников русской земли, вера в победу добра, восхваление созидательного труда и осуждение политических раздоров. наносящих вред могуществу государства. Древнерусская литература долгое время, вплоть до XVII в. , не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что в мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти. 2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства. 3)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. 4)Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» . 5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Объединяющие 1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. 2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. 3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях. 4)Патерик – описание жизни святых отцов. 5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.

3) Анализ исторической песни о Степане Разине

1) Песня была написана, очевидно, в конце 17 века как отклик на восстание казаков, предводителем которого был Степан Разин. Несмотря на тот факт, что большинство историков считают это восстание второстепенным событием с исторической точки зрения, но в народе Степан (или Стенька) стал одним из самых любимых героев: ему посвящались песни, о нем слагались предания и легенды. Фольклор наделял Разина такими качествами, как свободолюбие, щедрость, справедливость.

Данную песню отнесем к разряду исторических.

2) С другими фольклорными произведениями песню сближают:

  • народный стих
  • повторы: некоторые словосочетания повторяются: на тихом Дону, дорогого вина, старых-стародавних, малых малолетних и т.д.
  • постоянные эпитеты: тихий Дон, каменна Москва, Дон Иванович (по имени-отчетсву)
  • обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: батюшка, указушка, атаманушка

3) Основная тема песни — повстанческая, песня рассказывает о последствиях восстании на Дону и принадлежит к циклу песен о Стеньке Разине.

4) В песне Стенька изображен как атаман, который начал сдавать свои позиции, обычно он:

201039 html 10ab032afcae4af9

это говорит о том, что песня слагалась, вероятно, в конце восстания, когда казаки уже чувствовали усталость и бесперспективность своей борьбы.
5-билет

1)Весенние обряды

В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-грачиков. На Сороки (день «Сорока мучеников», 9 марта — весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, «замыкали» зиму и «отмыкали» лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщины — на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рассчитано на естественный природный отклик — эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас «Гу-у-уг, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

На Благовещение (25 марта) принято было выпускать на волю живых птиц.
2) Образ Саввы («Повесть о Савве Грудцыне»)

Образ Саввы, как и образ Молодца в «Повести о Горе и Злочастии», обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полную меру своих удалых молодецких сил.

Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

3)Анализ исторической песни о Петре І.

Исторические песни посвящались и реформатору русской жизни Петру I. В песнях Петр показан выдающимся полководцем. В них выражается сочувствие народа к его деятельности. В песнях он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед. Так, в песне «Петра I узнают в шведском городе» говорится об одном эпизоде царствования Петра I. Царь тайно отправляется в шведское королевство под видом купца. В песне поется, что никто про это не знает и не ведает. Для того, чтобы предстать богатым купцом, он свои корабли наполняет чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой «силушки очень мало». Петр велит называть себя не государем, а заморским купчиной.

6-билет
1) Похоронные и рекрутские обряды.

Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний.

В центре внимания похоронных причитаний – крестьянская семья, ее бедственное положение после смерти кормильцы.

Для поэтики похоронных причитаний показательно широкое употребление устойчивых выразительных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами, всевозможных повторов, синтаксического параллелизма, обращений, восклицаний и вопросов, что служит средством усиления их эмоциональной выразительности и драматического напряжения.

Основной композиционной формой похоронных причитаний является форма лирического монолога. 

Рекрутские обряды и причитания значительно моложе похоронных. Возникновение рекрутского обряда связано с введением Петром  I в 1699 г. обязательной рекрутской повинности.

Причитания исполнялись родными и родственниками рекрута или вопленицей. 

Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от похоронных причитаний: 

уход в солдаты приравнивался к смерти.

2)Значение повести «Хождения за три моря» А.Никитина

«Хождение за три моря» — рассказ о путешествии в Индию тверского купца Афанасия Никитина. В научной литературе до последнего времени путешествие Афанасия Никитина датировано 1466-1472 гг. Изучение источников дает основание ученым датировать путешествие А.Никитина 1471-1474 гг. (Л.С.Семенов).

«Хождение за три моря» — чрезвычайно своеобразный памятник древнерусской литературы. Своеобразие его воспринимается как следствие сознательной стилизации, осуществленной Афанасием Никитиным при написании книги.

Предположение о написании «Хожения» в то короткое время, которое осталось Афанасию Никитину жить после возвращения из путешествия, весьма, сомнительно. Записи его доведены до приезда в Крым на обратном пути. Литературное значение «Хождения за три моря» определяется тем обстоятельством, что оно было совершенно неофициальным памятником, свободным от традиций древнерусской церковной или официальной светской литературы.

3)Анализ исторической песни о Емельяне Пугачёве.

1) Смысл названия: » Пугачев в темнице » — это историческая песня, которая посвящена  поимке и заточению народного героя Емельяна Пугачева.

2) Кто и когда мог её исполнять: Ее мог исполнять сказитель, который сочувствовал крестьянскому вождю или  простой солдат ,например  во время отдыха 

3) Какими чувствами проникнута песня: Песня лирическая, протяжная  и  чувствуется в ней печаль, тоска по  человеку.. Для народа Емельян — родной батюшка, который думал о счастье простых людей.  Песнь о Емельяне Пугачеве передаёт уважительное отно­шение народа к своему герою, так как со­жалеет о его судьбе, народ сочувствует Пугачеву. Трагизм самой песни как раз и обусловлен поимкой и заключением в темницу народного любимца, с личностью которого были связаны надежды крестьянства и «работного люда» на освобождение от рабского труда. 

 4)Из каких частей она состоит 

Думаю , что в песне три части : в первой выражается эмоциональное отношение  к самому событию. Здесь использован прием парал­лелизма: —высоко восходит звездочка — в темнице (низко) сидит Емельян Пугачев. Но можно и по другому интерпретировать слова «Высоко, звезда, да ты восходила, — Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного» здесь как бы говорится о «высоком взлёте» Пугачёва и последующем «падении» на дно темницы.

Во второй части рассказывается, что в темнице сидит Емельян Пугачев.

В третье части делается вывод о том, что кандалы Емельяну Пугачеву достались за походы удалые, за житье свободное, т.е. за освобождение крестьян от гнета.

5)Какие средства худ. выразительности использованы в ней

Эпитет «добрый молодец» подчёркивает отноше­ние к герою.

 Строки: „Кандалы, мои кандалики, Кандалы мои тяжёлые»- усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице.

Вывод кроется в последних строках: «Доставались мне кандалики,… За походы удалые, за житьё свободное!» Причём, ключевыми являются слова «житьё свободное». Именно за надежду освобождения от крепостного труда, за надежду обретения свободы и возлюбили в народе Емельяна Пугачева. 

Крыжовник – краткое содержание

Иван Иванович и Буркин идут по полю. Из-за начавшегося дождя они решают укрыться у хорошо знакомого помещика Павла Константинича Алехина, имение которого находилось неподалеку — в селе Софьино.

Павел Алехин, на вид за сорок, крупный, пухлый, с длинными волосами. Его внешность скорее соответствовала внешности профессора или внешности художника.

Одет он был небрежно, нос и глаза почернели от пыли. Он встречал гостей с порога конюшни, было видно, что он им очень доволен.

Пройдя вслед за Павлом в баню и помывшись, все трое входят в дом и там, попивая чай, Иван рассказывает о своем младшем брате Николае.

Братья беззаботно провели детство в имении отца. Их отец был кантонистом, который позже получил чин офицера и завещал своим сыновьям дворянство и поместье, которое они забрали после его смерти из долгов. Младший брат мечтал иметь свой дом у реки, а не правительственную комнату.

Иван не разделял стремлений брата, видя в таком желании только монашество человека, ищущего себе кельи. Но Николай не мог придумать ничего, кроме столь желанной усадьбы, в которой, несомненно, рос бы крыжовник.

Накопив деньги, Николай ограничился едой, женился на богатой вдове только из денежных соображений, заставив жену голодать.

Через некоторое время, не выдержав суровых условий, он скончался. На оставшееся состояние Николай, не терзаемый угрызениями совести, приобрел имение и вместе с ним — целый куст крыжовника, посадив его, стал вести жизнь помещика.

Увидев через некоторое время брата, Иван ужаснулся: он растолстел, состарился — поразил новый образ жизни и возраст.

Николай был настоящим хозяином: ел как можно больше, судился с обществом, говоря напыщенно-министерским тоном.

Он был оскорблен, если их называли иначе, чем «ваше превосходительство». Его брат, будучи крыжовником, легко мог понять, что для человека всего достигнутого было достаточно, чтобы довольствоваться собой.

На Ивана Иванича при виде брата напало почти отчаяние. Ночевав в имении, Иван думал только о судьбах людей, о том, что многие несчастные теряют рассудок, пьют и многие дети умирают от усталости.

И в то же время другие люди живут в свое удовольствие, едят и спят, когда хотят, несут чушь, женятся, умирают в старости.

Короткий пересказ «Крыжовник» Чехова

Иван Иванович и Буркин переходят поле. Вдалеке виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают навестить своего друга-помещика Павла Константинича Алехина, имение которого находится недалеко от села Софьино.

Алехин, «высокий, крепкий мужчина лет сорока с длинными волосами, больше похожий на профессора или художника, чем на помещика», встречает своих гостей на пороге сарая, где шумит вентилятор. Его одежда грязная, а лицо черное от пыли. Он встречает гостей и приглашает их в баню. Постираясь и переодевшись, Иван Иванович, Буркин и Алехин идут домой, где за чашкой чая с вареньем Иван Иванович рассказывает историю своего брата Николая Ивановича.

Детство братьев прошло на свободе, в имении своего отца, который сам был кантонистом, но служил в офицерском чине и оставил своим детям потомственное дворянство. После смерти отца на имущество предъявили иск за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но там он ужасно грустил и мечтал купить себе небольшую собственность. Сам Иван Иванович никогда не сочувствовал желанию брата «пожизненно запереться на своем имении».

Николай же просто не мог думать ни о чем другом. Все это время он представлял себе будущую усадьбу, где обязательно будет расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, был без любви женат на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену за руку и положил деньги в банк на свое имя. Жена не выдержала такой жизни и вскоре умерла, а Николай, не раскаиваясь, купил себе участок, заказал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил как помещик.

Когда Иван Иванович приехал в гости к брату, он неприятно поразился тому, как он тонет, постарел и дрябл. Он стал настоящим учителем, много ел, судился с соседними фабриками и говорил тоном министра: «образование необходимо, но для людей это преждевременно». Николай угощал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и собой.

При виде этого счастливого человека Ивана Иванича «охватило чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную в имении, он думал о том, сколько людей в мире страдают, сходят с ума, пьют, сколько детей умирают от недоедания. А сколько еще людей живут «счастливыми», «едят днем, спят по ночам, несут чушь, женятся, стареют, с радостью тащат умерших на кладбище».

Он думал, что за дверью каждого счастливого человека должен быть «кто-то с молотком» и напоминать ему ударом о том, что нам не повезло, что рано или поздно с ним случится беда, и «никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других ». Иван Иванович, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если и есть смысл в жизни, то не в счастье, а в« добрых делах».

История Ивана Иванича не устраивает ни Буркина, ни Алехина. Алехин не вникает в истинность ее слов. Это было не зерно и не сено, а то, что не имело прямого отношения к его жизни. Но она счастлива и хочет, чтобы гости продолжили разговор. Однако час опаздывает, хозяин и гости ложатся спать.

Чеховский рассказ «Ионыч» рассказывает о жизни сельского врача Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в Дялиж на врачебную практику. В городе С., что в нескольких километрах от города, доктор знакомится с семьей Туркиных, интеллигентными и культурными людьми, и влюбляется в их дочь.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский — дворянин, выбравший профессию ветеринарного врача. Этот персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, так как в произведении он играет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку Чехов вкладывает свои мысли в рот. Например, рассуждения Ивана Ивановича о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас — не что иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайец — младший брат Ивана Ивановича, дворянин, мелкий чиновник, а через некоторое время помещик. В молодости он был добрым и дружелюбным человеком, который хотел вести тихую и уединенную деревенскую жизнь в своем имении. Во сне он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток в пруду, загорать, лакомиться сочным крыжовником. Николай Иванович посвятил всю свою жизнь осуществлению этой мечты: он спасся, отказал себе во всем и даже женился по расчету. Только в зрелом возрасте, прожив скучную и безрадостную жизнь, он купил имение и стал помещиком: он стал толстым, дряблым, стал говорить о своем дворянском происхождении и потребовал называть крестьян «Ваша честь».

Начало событий

Однажды двое друзей были удивлены сильным ливнем, поэтому они решили остаться со своим старым другом. Его поместье было поблизости. Хозяин усадьбы не был похож на настоящего помещика, потому что выглядел очень неряшливо. На нем была грязная одежда, пыльное лицо и жирные волосы. Павел был теплым человеком и приглашал друзей помыться, переодеться и вкусно покушать. Во время еды Иван делится с остальными историей своего брата, которого зовут Николай.

Все их детство прошло в имении отца, который дослужился до высокого ранга и передал братьям дворянский титул. После смерти родителя имущество было передано из-за огромных долгов. Николай работал в казначействе и всегда мечтал обзавестись небольшим имением, но брат этого желания не понимал. Однако мысли персонажа всегда были заняты только покупкой дома с участком для выращивания крыжовника.

Николай долгое время копил деньги, экономил на еде и женился для удобства.

Мужчина сократил свои расходы на покупки даже после свадьбы. Его жена не выдержала и умерла. Он, не сожалея о смерти женщины, в итоге купил имение, купил кусты крыжовника, посадил их вокруг дома и стал настоящим помещиком.

Подробное краткое содержание рассказа «Крыжовник»

Начало произведения повествует о трех персонажах: Иване Ивановиче, Буркине и Алехине. Двое друзей были удивлены сильным дождем. Иван и Буркин переходят поле в поисках укрытия от ливня и замечают имущество Алехиной, решают остаться с ним. Сам Алехин на помещика не похож, он был неряшливым и неряшливым. Помещик очень радушно и дружелюбно встречает товарищей, приглашает их искупаться, переодеться. В доме, где за чашкой чая царит непринужденная обстановка, Иван Иванович решает рассказать историю о своем брате.

Детство братьев было беззаботным и легким. Их отец дослужился до офицерского звания и передал дворянский титул своим сыновьям. После смерти отца имущество было отобрано у Николая и Ивана из-за большого количества долгов. Старший брат работал в казенном магазине, и у Николая была мечта — купить недвижимость, он считал это смыслом жизни. А еще на территории усадьбы должен быть крыжовник.

Николай долгое время копил деньги на мечту всей своей жизни, но в какой-то момент он устал и решил пойти самым коротким путем, женившись на богатой вдове.

Николай никогда не испытывал искренних и настоящих чувств к жене. Он также взял все свои деньги и положил их на свое имя в банк. Не в силах противостоять этому беззаконию, женщина умерла спустя три года.

На накопленные деньги Николай Иванович купил имение и посадил некоторое количество кустов крыжовника.

Однажды, в один прекрасный день, Иван Иванович решил навестить брата. Увидев, кто стал его братом, он испугался. Николай все время бездельничал и ел. Единственное, что он сделал, это дрался с соседями. Николай угостил брата крыжовником. Было видно, что он доволен своей жизнью, можно сказать, что он счастлив.

Всю эту дождливую ночь Иван Иванович возмущался счастливой жизнью брата. Похоже, он находится под гипнозом. Он не понимал, как Николай мог быть таким счастливым, зная, что в мире есть большое количество обездоленных и несчастных людей. Вам нужно обращать внимание не только на себя, но и на окружающих. Если с вами случится боль, никто не протянет вам руку помощи. В конце концов, Антон Павлович Чехов пишет, что смысл жизни не в личном счастье, а в том добре, которое вы делаете

Но друзья Ивана Ивановича, Алехин и Буркин, не понимают смысла сказанного. Алехин не понимает мыслей подруги, так как это сильно отличается от ее обычной повседневной жизни. Но хозяин усадьбы счастлив, что гостям есть о чем поговорить.

Чехов «Крыжовник» краткое содержание

Главная ›Литература

Гуляли ветеринар Иван Иванович и учитель физкультуры Буркин. Им все казалось таким хорошим. Иван Иванич собирался рассказать эту историю, но тут пошел дождь. Их настроение быстро изменилось к худшему. Решили навестить Алехина.

Алехин был явно богат. У него был двухэтажный дом. На первом этаже бедно обставленный, жил он сам, на втором — гостевая комната. Сам хозяин давно не мылся, что неоднократно подчеркивал перед гостями. Сначала они ходят в баню, потом садятся за стол, и Иван Иванович рассказывает историю о своем брате.

Она и ее брат, когда были детьми, жили в деревне. Их отец умер и оставил детям собственность, которую засудили за долги. Но, несмотря на это, дети жили в селе так же, как и простые жители села. Когда братья выросли, Иван Иванович стал ветеринаром, а его брат работал в госпитале.

Мой брат, напротив, каждый день ходил на работу и думал купить имение и жить в нем. Он читал различные сельскохозяйственные статьи, объявления о продаже земли, все мечтал и мечтал. И его мечты, в зависимости от того, что он читал в газете, были разными, но его постоянной мечтой был крыжовник в саду.

Так прошли годы, брат сидел в казне, мечтал и копил. Он всегда недоедал, ходил в лохмотьях. Он также без надежды женился на богатой вдове. Его жена вскоре умерла от голода и в конце концов собрала необходимую сумму на имение. В усадьбе, однако, не все было так хорошо: реки возле дома были мутными от заводов. Но брата Ивана Ивановича это не очень беспокоило. Он посадил себе 20 кустов крыжовника и был счастлив.

Он воображал себя благородным, выражал всевозможные умные мысли. Он хорошо, по его словам, поступил с крестьянами: угостил всех без разбора касторовым маслом и налил всем по пол-ведра водки на день рождения. А в обычные дни он мог судить самих крестьян за ерунду.

Однажды Иван Иванович решил навестить брата. Поместье оказалось не очень хорошим. Он вошел в комнату брата и увидел его старым, толстым, как свинья.

Поприветствовав их, они подошли к столу, и им подали крыжовник. Не купил, а твой, только что взял. Хотя крыжовник был жестким и кислым, брат Ивана Ивановича был счастлив!

Здесь что-то изменилось в Иване Ивановиче. Он не спал всю ночь и думал. Я думал о том, как можно быть счастливым, когда вокруг столько несчастных людей. А богатые даже не хотят знать, сколько людей голодают, сколько живут в бедности. Ведь с ними счастливыми тоже могут случиться проблемы, а потому их несчастье никто даже не заметит. Счастливому человеку нужно помнить, что в мире есть несчастные, которым нужна помощь.

Иван Иванович хочет изменить эту печальную ситуацию, но он уже стар. Пригласите Алехина творить добро. Но она почти не слушала его, думая, что дело не в ее жизни. История не удовлетворила ни Буркина, ни Алехина. И гости, и хозяин ложатся спать.

Сюжет рассказа «Крыжовник» с цитатами

Краткое содержание «Крыжовника» с цитатами из работы:

Иван Иванович и Буркин перешли поле. Впереди было видно село Мироносицкое. Буркин попросил своего партнера рассказать историю, которую он обещал ранее. Однако внезапно пошел дождь, и мужчины решили спрятаться от непогоды от Алехина до Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из сараев на работе: мужчина был в пыли, в грязной одежде. Алехин остался очень доволен гостями и пригласил их в дом.

После посещения бани гости и хозяин расселись в креслах. Официантка подала чай с джемом, и Иван Иванич продолжил обещанный рассказ.

У Ивана Иванича был младший брат Николай Иванич, «моложе на два года». Его отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство», а также имущество, которое вскоре после его смерти отобрали из долгов.

Все детство мальчики провели в деревне. Отбыв с девятнадцати лет «в казну», Николай Иванович пропустил завещание. Он мечтал купить небольшое имение, где обязательно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «домашние книги», объявления о продаже земли, мечтал, как будет проводить время в деревне.

Иван Иванович хоть и любил брата, но не разделял его желания. «Принято говорить, что человеку нужно всего три аршина земли. Но три аршина для трупа, а не для человека».

Пытаясь сэкономить как можно больше, Николай «недоедал, мало пил», одевался «как нищий». Когда ему было сорок, мужчина женился на старой уродливой вдове с деньгами, и все с той же целью: купить ферму с крыжовником. Он положил деньги в банк на свое имя и «держал женщину из рук в руки». Жена начала увядать и умерла через три года.

Николай Иванович, не виня себя в гибели жены, вскоре купил «сто двенадцать соток с усадьбой, домом для человека, парком, но без сада, без крыжовника, без пруда с утками; река, но вода в ней была цвета кофе », так как рядом были фабрики. Однако Николай Иванович не огорчился:« Я заказал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и залечил как помещик».

В прошлом году Иван Иванич поехал навестить брата. Николай Иванович «пожилой, крепкий, дряблый». «Это был не бывший стеснительный бедняк-бюрократ, а настоящий помещик, хозяин». Николай Иванович уже подал в суд на компанию и заводы, заставив крестьян называть себя «ваша честь». У него появилась «дерзкая» самонадеянность, он стал говорить «только правду», как министр: «Образование необходимо, но для людей это преждевременно». Более того, он называл себя дворянином, как будто забыл, что их дед был мужчиной, а его отец был солдатом.

Вечером подавали крыжовник, «убранный впервые после посадки кустов». Николай Иванович в слезах с азартом съел ягодку, восхищаясь ее вкусностью, хотя на самом деле крыжовник был твердым и кислым. Иван Иванович увидел перед собой «счастливого человека», «достигшего своей цели в жизни», «одержимого тяжелым чувством», близким к отчаянию. Всю ночь Иван Иванич слышал, как Николай Иванич встает и собирает крыжовник.

Иван Иванович задумался о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, кто страдает. «Очевидно, счастливые чувствуют себя хорошо только потому, что несчастные молча несут свою ношу». Счастливые люди живут как бы в «гипнозе», мало замечая вокруг себя. «Необходимо, чтобы у дверей каждого счастливого и счастливого человека был кто-то с молотком и постоянно помнил ударом», что рано или поздно случится беда. Иван Иванич понял, что и он жил спокойно и счастливо. Он произносил те же слова, что и его брат, он учил: «как жить, как верить, как управлять людьми», но уже не в этом возрасте что-то менять.

Вдруг Иван Иванич встал и подошел к Алехину. Он стал пожимать хозяину руку, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сели и ничего не сказали. Алехин хотел спать, но гости интересовались. Он не стал вдаваться в сказанное Иваном Ивановичем: слова врача не имели никакого отношения к его жизни.

В конце концов гости легли спать. «Всю ночь дождь лил в окна».

Чехов глубоко чувствовал противоречия в обществе. Осуждая господство, он справедливо возмущался нежеланием подчиненных господ. Подробнее читайте в аннотации «Размазни». Работа написана в 1888 году. В то время Чехов постепенно отходил от юмористических рассказов и работал в реалистической манере.

Разделение на части

Для лучшего восприятия произведения его необходимо разделить на смысловые части. Каждый из разделов содержит основные действия, происходящие в истории, например:

  1. Друзья попали под дождь.
  2. Я подхожу к дому Алехина.
  3. Разговор за столом.
  4. Рассказ об Иване Ивановиче.
  5. Непонимание друзей.
  6. Выезд на ночь.

Это разделение поможет подготовиться к обзору урока литературы. Кроме того, благодаря плану читателям становится понятна композиционная структура текста.

Деградация главного героя

Анализ чеховского «Крыжовника» — это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, у Николая Ивановича затекла душа. Его нисколько не мучили раскаяния по поводу смерти жены: он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой и бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским титулом — например, он очень обижался, когда крестьянам, обращаясь к нему, не хватало «вашей чести». Проявляя благородное милосердие, раз в год, в день своего именинника, он велел «сделать полведра» и был уверен, что так и должно быть. Он не заметил, что все вокруг было запущено, собака и он больше походил на свинью. Да и сам Чимша-гималайец стал толстым, дряблым, постаревшим и, видимо, потерял человеческий облик.

Вот она – желанная ягода

Чеховский анализ «Крыжовника» — это размышление о том, как человек путем самообмана пытается придать особый смысл тому, что на самом деле является манекеном.

чеховский рассказ о крыжовнике
Иван Иванич, который навестил своего брата и застал его в таком непривлекательном состоянии, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистичном стремлении может достичь такого состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-гималайский съедал по одной ягоде с удовольствием, несмотря на то, что был «твердым и кислым». Его счастье было настолько велико, что он не мог спать по ночам и продолжал ходить к заветному блюду. Чеховский анализ крыжовника — это тоже немало неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», которым он отгородился от проблем и забот мир вокруг него.

История создания

Впервые рассказ «Крыжовник» был опубликован в августовском номере журнала «Русская мысль» за 1898 год. Рассказы «Крыжовник» и «О любви» продолжили «маленькую трилогию», начавшуюся рассказом «О любви». Человек в футляре », были созданы Чеховым в Мелихово в июле 1898 года.

Знаменитый юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который скопил свои сбережения на пошив вышитой золотом парадной формы. Костюм сшит, но ни одного танца или фуршета в ближайшее время не планируется. Униформа была снята, и осенью было обнаружено, что золото потускнело от нафталина. Через полгода чиновник скончался, и впервые форма была надета только на его труп. Оригинальная идея Крыжовника напоминает историю петербургского чиновника, которого Чехов мог знать от самого Кони или со слов Толстого. Только вместо униформы главный герой повествования мечтает о поместье с кустами крыжовника.

Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:

Название: Крыжовник Икс обслуживает в отделе, жутко скуп, экономит. Сон: выйти замуж, купить недвижимость, спать на солнышке… У нее свой щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Он уже отказался жениться, мечтает о поместье. Наконец-то 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, лесах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Купить недвижимость на пруду через брокера. Он обходит свой сад и чувствует, что чего-то не хватает. Он перестает думать, что ему не хватает крыжовника, и отправляет их в питомник. Два или три года спустя у него рак желудка, и ему при смерти подают блюдо с крыжовником. Он смотрел равнодушно… 2

«Крыжовник» получил высокую оценку некоторых критиков, у Немировича-Данченко были отличные мысли 3. В письме к Чехову он говорит.

Наталья Душина писала автору: «Когда я читала Крыжовника, мне стало ужасно и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого и бесчувственного человека. Я тоже испытал «любовь» вместе с теми, кто был так близок друг другу душой, и на первый взгляд они должны были показаться чужими. И страшно то, что то же самое было необходимо, чтобы жить, и жизнь шла своим чередом, и разлука тоже была пережита, и я должен был продолжать жить, те же дела уходили, та же ерунда и знание того, что не было любимого человека одно наполняло душу, и казалось, что не можешь жить, а живешь».

Н. Н. Гусев прислал из ссылки Льву Толстому отрывок из повести «Крыжовник»: нечто более разумное и великое ». Толстой писал Гусеву в письме:« Как хороша твоя выписка из Чехова! Спрашивает «Круг чтения“».

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, немецкий и сербохорватский языки.

Раскрытие проблем

Проблема произведения «Крыжовник» актуальна и сегодня. История поднимает универсальные вопросы для каждой эпохи:

  1. Равнодушие. Писатель обрисовал характерный образ обывателя, погрязшего в своем богатстве и отчужденного от других. Автор осуждает такой образ жизни, говорит, что люди всегда должны думать о других. Безразличие погружает человека в состояние духовного упадка.
  2. Эгоизм. Николай посвятил свою жизнь достижению личного счастья, не заботясь о других. В финале он достигает своей цели, но копается только в себе и своих проблемах. Иван замечает лицемерие и высокомерие брата, которого раньше не было. Эгоистичные поступки только усугубили ситуацию.
  3. Способ делать что-то. Николай идет на огромные жертвы, чтобы осуществить свою мечту, но конечного результата это не стоит.
  4. Деградация личности. Писатель описывает парадокс жизни. Его характер, идущий к цели, не развивается, как это было бы у какого-нибудь другого литературного автора, а, наоборот, деградирует. Добившись своей мечты, Николай полностью опустился на дно, превратившись в пародию на мужчину.

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом побудила Ивана Иванича по-новому взглянуть на то, как живут он и окружающие его люди. А также признать, что у него иногда были подобные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А.П. Чехов.

п Чехов крыжовник
Крыжовник в своей истории приобретает новое значение: он становится символом ограниченного существования. И, наслаждаясь счастьем, многие окружающие его люди страдают и умирают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной смерти Иван Иванович, а с ним и автор, видят в некой силе, которая в нужный момент, как молот, напомнит счастливому человеку, что не все так прекрасно на свете и в любое время может наступить время, когда понадобится помощь. Но одолжить будет некому, и винить в этом придется только самих себя. А.П. Чехов наводит читателя на такие не очень смешные, но довольно важные мысли.

Описание персонажей

Главные герои чеховского «Крыжовника» — Иван Иванович и Николай Иванович, которые сильно отличаются друг от друга и по-разному понимают смысл жизни. Также описаны другие персонажи. Список актеров:

Рассказ об авдотье рязаночке краткое

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский. Благородного происхождения, работает ветеринаром. В произведении мысли писателя выражаются его устами. Он рассказчик, который рассказал друзьям историю своего брата. Он сожалеет о том, что он уже стар, чтобы бороться с пороками общества, которые приводят к моральной деградации. Он критичен к себе, так как также склонен к различным недостаткам.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайский. Брат Ивана, государственный служащий, был добрым и добродушным человеком. Он тосковал по жизни в деревне, мечтал купить имение, где крыжовник должен быть обязательным атрибутом. Для этого он превратился в скрягу: голоден, ходил в лохмотьях. Добившись своей цели, он стал дряблым помещиком.
  3. Буркин. Преподает в гимназии, является представителем «боксов». Он не понимал сути рассказываемой истории, для него это обычная неинтересная ситуация. Это ближе к совершенно другим темам: девушки, богатые люди.
  4. Алехин. Высокий, полный мужчина, помещик. Застрявший в экономических делах, кроме проса, дегтя и сена, ему все равно. Все делает сам, посетителями доволен, гостеприимен и гостеприимен, владеет двухэтажной виллой.
  5. Пелагея. Красивая молодая официантка, которая работает у Алехина. Нежный и тихий, он поражает своей привлекательностью. Послушно и осмотрительно раздает посетителям полотенца, сушеную одежду, накрывает на стол.

Действующие лица

Цель рассказа — привлечь внимание читателей к правильному формированию их желаний, не забывая при этом об окружающих. Чтобы точнее передать свои мысли, Чехов использовал следующие изображения:

Рассказ об авдотье рязаночке краткое

  1. Чимша-гималайский Иван Иванович — сказочник, рассказавший гостям историю своего брата.
  2. Чимша-гималайский Николай Иванович — помещик, когда-то был добрым государственным служащим, который со временем превратился в средний класс.
  3. Алехин — помещик, занимается только своим делом. Гостеприимный и приятный мужчина.
  4. Буркин — учитель. Для него это в первую очередь женщины и изящные люди, от которых он может что-то получить.
  5. Пелагея — горничная Алехина. Красивая девушка, служащая за столом.

Главные герои — два брата, совершенно разные друг от друга, которых объединяют только фамилии. Жизненные приоритеты для них расставлены по-разному.

Сюжетная линия

Все действия происходят в конце 19 века в России, в усадьбе Софьино, владельцем которой является Алехин.

За чашкой чая друзья беседовали на разные темы

Двое друзей, Иван Иванович и Буркин, были удивлены проливным дождем и, чтобы не промокнуть полностью, решили навестить своего друга Алехина. Его поместье находилось недалеко от того места, где мужчин застал ливень. Когда в дверь постучали, их открыл мужчина с грязным лицом, в растрепанной одежде и с неразрезанными волосами. Хозяин приветствовал гостей и пригласил их к столу. За чаем друзья беседовали на разные темы, а когда было не о чем поговорить, Иван Иванович рассказал интересную историю из жизни своего брата Николая Ивановича Чимш-Гималая.

После смерти отца двух братьев им пришлось нелегко. Они потеряли свой дом, который был продан за долги. Николай с девятнадцати лет должен был работать в казначействе. Он давно мечтал обзавестись собственным имением, где будет расти много кустов крыжовника.

Чтобы осуществить свою мечту, мальчик во всем нарушил себя, даже сэкономил на еде и копил каждую копейку. Ему также пришлось жениться по соображениям удобства. Но в семейной жизни ничего не изменилось, он тоже продолжал спасать, не привыкшая к такой жизни жена вскоре умерла. Это событие не огорчило Николая, и в первую очередь он купил роскошный дом и посадил там кусты крыжовника.

Когда Иван приехал в гости к брату, он заметил, что он сильно изменился. Мужчина очень состарился, начал говорить заумными фразами, которые ничего не значили. Однако он был счастлив и с удовольствием угостил брата крыжовником.

Вернувшись домой, Иван Иванович стал задумываться о смысле жизни. Он честно не понимал, как человек может радоваться своему счастью, если в мире так много несчастных людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Мужчина завершил свой рассказ, сказав, что смысл жизни не в собственном счастье. По-настоящему счастливы могут быть только те, кто дарит добро всем, кто в этом нуждается.

Чтение рассказа «Крыжовник»

Друзья Ивана Ивановича не поняли смысла рассказа. Они всегда с большим удовольствием обсуждают женщины или экономические дела, словом, обо всем, что касается их реальной жизни. Думая каждый о своем, мужчины легли спать.

Чехов утверждал, что человеческая жизнь имеет смысл только тогда, когда в ней есть место добрым делам. Писатель не понимал, как можно испытать счастье самостоятельно.

Очень краткий пересказ рассказа «Крыжовник»

Сюжет разворачивается в 19 веке. Рассказчик — брат главного героя Иван Иванович. Молодой чиновник Николай Иванович давно мечтал купить небольшое имение и посадить там крыжовник. Но у героя не было денег, чтобы осуществить свою мечту. Николай много лет копил деньги на покупку имения. Он копил деньги, пока по дороге не встретил богатую вдову, и он решает на ней жениться. Из кроткого и скромного юноши Николай Иванович превращается в злого тирана, отбирающего у жены все состояние. Из-за того, что главный герой всегда держал жену голодной, она умерла спустя три года. Получив достаточную сумму, Николай приобретает имение, о котором мечтал всю свою жизнь, и высаживает на его территории двадцать кустов крыжовника. Он становится сварливым и ленивым, но ему нравится эта жизнь, можно сказать, он счастлив. Собрав первый урожай, герой понимает, что крыжовник несъедобный и недозрелый, но это его совершенно не смущает, он считает его вкусным. В заключение работы брат Николая Ивановича, Иван Иванович, излагает свое мнение о сложившейся ситуации, говоря, что это счастье очень похоже на гипноз.

Жизнь в имении

Однажды, в гостях у брата, Иван увидел, что он не изменился в лучшую сторону. Мужчина значительно постарел, живот у него вырос, он стал выражаться как высокопоставленный чиновник, говоря красивыми, но бессмысленными фразами. Помещик предложил брату крыжовник, и было ясно, что он получил то, к чему стремился.

После поездки к брату Иван подумал, что он слишком счастлив, но в мире вокруг него столько несчастных людей, так как же можно быть спокойным, зная это. Найдя то, что вы хотите, вы не сможете ошеломить других. Он считал, что каждому счастливому человеку нужно постоянно напоминать, что и с ним может случиться несчастье, и окружающие его не заметят. Свой рассказ герой резюмировал из того, что главный смысл жизни не в личной выгоде, а в добрых делах.

Рассказ об авдотье рязаночке краткое

Друзьям рассказчика рассказ не понравился. Павел был озадачен, ведь мнение Ивана абсолютно не имеет отношения к его образу жизни, который мужчина тратит только на расчет собственного имущества. Однако он счастлив, что товарищам есть о чем поговорить. Но наступила ночь, поэтому все ложатся спать.

Если внимательно прочитать рассказ «Крыжовник», можно придумать следующий план пересказа сюжета:

  • пить чай от Алехина;
  • жизнь Николая;
  • разговор с братом по усадьбе;
  • выводы главного героя.

В произведении друзья не понимают, какой смысл мужчина хотел им передать своим повествованием. Они воспринимают историю помещика как простой повседневный факт и не видят морали.

Безразличие знакомых Ивана только подтверждает его мнение о том, что счастливые люди, как под гипнозом, в собственном случае добиваются желаемого. Прочитав пересказ истории, стоит прочитать всю книгу.

Основная идея

В кратком изложении новеллы А.П. Чехова «Крыжовник» отражено представление о поведении сытого, сытого и богатого человека. Произведение написано в 1898 году, через 37 лет после отмены крепостного права. Сам Антон Павлович происходил из семьи слуг, и вся его жизнь, начиная с детства, была непростой. Автор обращает внимание читателя на то, как богатство меняет человека. Даже если получено нечестным путем, он не чувствует себя виноватым. Получив желаемое, герой рассказа Николай не видит, что земля, на которой он поселился, отравлена ​​фабриками. Крыжовник, о котором она мечтала, кислый и невкусный. Мнимое благополучие делает его упитанным и высокомерным человеком, который уже считает себя дворянином, хотя это не так.

Краткий обзор работы показывает, как автор пытается достучаться до тех, у кого есть средства, чтобы помочь нуждающимся. Не понаслышке зная о боли бедных, Чехов в «Крыжовнике» призывает богатых не уходить в свой мир, а смотреть дальше, замечать других. Делать добро нужно, пока есть силы.

«Крыжовник»: герои и их отношение к миру

Анализируемая история входит в трилогию вместе с двумя другими. И их объединяют не только Алехин, Буркин и Иван Иванович, которые поочередно выступают в роли рассказчиков и слушателей. Главное в другом: предметом изображения в произведениях является власть, собственность и семья, и именно на них держится вся общественно-политическая жизнь страны. Герои произведений, к сожалению, еще не готовы полностью изменить свою жизнь, уйти от «случайности». Однако чеховский анализ «Крыжовника» подсказывает прогрессивным людям, таким как Иван Иванович, ради чего стоит жить.

Замысел рассказа (краткое содержание) Чехова

Искусство и развлечения 23 октября 2013 г

Антону Павловичу Чехову, при жизни ставшему признанным классиком, не суждено было увидеть революционных катаклизмов. Но своим талантом он, конечно, почувствовал надвигающийся социальный коллапс.

Свидетельством одного из этих предчувствий может служить замысел (итогового) рассказа чеховского «Крыжовника».

Это произведение — призыв автора к состоятельным людям не быть вульгарным с душой, проявлять заботу, оставаться необходимой и полноценной частью общества, не изолироваться от него.

По своему составу рассказ перекликается с двумя другими из той же трилогии: «О совести» и «Человек в футляре». Спустя полвека другой классик, Борис Пастернак, определит эту литературу, назвав ее «дымящимся кубиком сознания».

Разобравшись с аннотацией чеховского «Крыжовника», перейдем к одному из рассказов из его «маленькой трилогии». В целом трилогия идейно, сюжетно и композиционно связана образами трех персонажей: ветеринара Ивана Ивановича Чимши-Гималая, учителя Буркинской гимназии, помещика Алехина.

Они актеры, слушатели, рассказчики. По сюжету произведения друзья, встретившиеся в имении помещика Алехина, за чашкой чая слушают повествование Ивана Ивановича. С такого сюжета Чехов начинает свой рассказ «Крыжовник».

Его краткое содержание сводится к эмоциональному и болезненному прикрытию для рассказчика возникшего духовного и духовного раскола и фундаментального непонимания его кровного брата Николая. В молодости братья были дружны.

Оба в начале жизни столкнулись с бедностью (их отец, дворянин, разорился), потом каждый пошел своей дорогой. Николай Иванович, чиновник, работавший в казне, страстно хотел стать помещиком.

Следуя своей мечте, он женился на том основании, что впоследствии маниакальная жадность привела свою жену к смерти. На деньги, накопленные в банке, он купил имение и жил там как помещик без малейшего сожаления о содеянном. Он дряблый, превратился в мизантропа, склочника, онемевшего человека, неспособного любить, но очень довольного собой.

Источники

  • https://BooksGuide.ru/pereskaz/kryzhovnik-kratkij.html
  • https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-kryzhovnik.html
  • https://RotaryRims.ru/pereskazy/kryzhovnik-chehov-kratkoe.html
  • https://KicksContest.ru/pereskazy/kryzhovnik-chehov-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://SellBook.ru/soderzhanie/kryzhovnik-chehov-chitat-kratkoe.html
  • https://na5.club/literatura/chitatelskij-dnevnik/rasskaz-chehova-kryzhovnik.html
  • [https://konspektiruem.ru/pereskazy/kryzhovnik-kratkoe-soderzhanie.html]
  • [https://rosnoust.ru/kratkie-soderzhaniya/kryzhovnik-chehov-chitat-kratkoe-soderzhanie.html]

  • Рассказ об акме личности
  • Рассказ о ядовитых растениях 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ о юстиниане кратко 6 класс
  • Рассказ о юбиляре на юбилее
  • Рассказ о ягеле в тундре 4 класс