Рассказ об арктике 4 класс окружающий мир по плану

Доклады окружающий мир арктика месторасположение арктика представляет собой северную полярную часть планеты. ее омывает северный ледовитый океан, а так же
  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Арктика

Месторасположение

Арктика представляет собой северную полярную часть планеты. Ее омывает Северный Ледовитый океан, а так же несколько морей: Восточно-Сибирское, Баренцево, Чукотское, Гренландское, Карское, залив Фокс-Бейсин, проливы и заливы, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу. Так же Арктика с северной стороны омывается Тихим и Атлантическим океаном.

Граница Арктики в некоторых местах уходит в южную сторону, но очерчивают ее по Северному Ледовитому океану (66 градусов 33/с. ш.).

Арктика вызывает особый интерес у географов, биологов и историков благодаря своему местоположению, а так же природе, растительности, климатической зоне и животному подводному миру.

Особенности местности

Особенности рельефа Арктики обусловлены вечной мерзлотой, из-за которой вся ее площадь практически покрыта льдом или горным рельефом. Но есть и местами зона пустынь Арктики с каменистой поверхностью, что так же примечательна для этой местности.  Северный Ледовитый океан со стороны Арктики в период, когда температуры понижаются до максимума, практически полностью покрыт толстым слоем льда. В летний период, наоборот, площадь замерзания уменьшается практически в 2 раза. В центральной части океана, независимо от времени года всегда лежит толстый слой льда.

Климатическая зона Арктики

Климат в Арктике весьма разнообразен. Например, на западе преобладает мягкий и влажный климат. На острове Гренландия температура воздуха держится на отметке – 30 градусов. В некоторых районах Арктики температура воздуха может понижаться до — 60 градусов в ночное время. В зимний период часто проходят полярные ночи. Для местных жителей это привычное явление, которое не доставляет неудобств. Летнему периоду присущи полярные дни. Но воздух остается холодным, повышаясь, в отличие от зимнего периода всего на несколько градусов.

Природа

Большая территория Арктики не имеет деревьев. По мере приближения к Скандинавии и России можно встретить еловые, березовые и сосновые леса. В тундре произрастают лишайники, осоки, злаковые растения, карликовые ивы и березы.

Животный мир

В отличие от других областей планеты здесь нет большого разнообразия животных. В основном здесь проживают белые медведи, олени, овцебыки, зайцы, песцы, куропатки, белые совы, лемминги и куры. Моря Арктики заселены тюленями, моржами, белугами, нарвалами и самым большим млекопитающим – гренландским китом.

Кто проживает на территории Арктики?

Здесь проживают как коренные жители, освоившие эти места несколько десятков тысяч лет назад, так и пришлые люди. К ним относятся эскимосы, индейцы дене, иннуиты, чукчи, ненцы и саамы. Арктика разделена на несколько частей и принадлежит таким государствам как Россия, Канада, Исландия, Гренландия, Фенноскания и Шпицберген.

Сообщение 2

Арктика – это большая территория земли, расположенная близко к Северному полюсу, это моря Северного Ледовитого океана и группы островов, По площади Арктика занимает 27 млн. км2. Для этой зоны характерны такие понятия, как полярная ночь и полярный день. Полярная ночь – это период времени, характеризующий зиму. Он длится несколько месяцев, когда солнце практически не светит, дуют сильные ветра, часто случаются снежные бури. Температура в этот период может опускаться до 60 градусов.

Когда наступает полярный день, несколько месяцев солнце светит ярко, температура воздуха может повышаться до 5 градусов.

Иногда в Арктике можно наблюдать удивительное явление – северное сияние, которое представляет собой большое скопление разноцветных огоньков. Обусловлено это процессами, происходящими на Солнце.

Жизнь в Арктике разнообразна и интересна. Среди растительности тут можно встретить мхи, лишайники, внешне напоминающие накипь, камнеломки, полярный мак.

В ледяной зоне живёт большое количество птиц и животных. Среди птиц встречаются чайки, утки, крачки, гагарки, тупики, кайры. Самки птиц откладывают свои яйца прямо на холодные и голые скалистые поверхности и их склоны.

Самым главным жителем холодных земель Арктики считается белый медведь. Это крупное животное с белой густой длинной шерстью. Волосяной покров способен защитить зверя от самых лютых морозов. Самцы и самки ведут различный образ жизни. Первые в поисках еды весь год бодрствуют, а самки, ожидающие скорого появления медвежонка, зимуют в берлоге. Именно тут у них и рождаются крохотные детёныши, которых по своему размеру можно сравнить с котятами. Берлога защищает медведицу и её медвежат от холодных ветров. Кормит самка детёнышей молоком. Когда они выйдут из берлоги, опытная охотница-мама научит их добывать себе пропитание — ловить сначала рыбу, а потом нерп и тюленей.

В холодных водах водятся тюлени, нерпы, моржи, касатка, морская свинья, киты. Тюлени, нерпы и моржи прекрасно чувствуют себя в ледяной воде. Греет их толстый слой подкожного жира. Они быстрые и манёвренные благодаря своему длинному телу и ластам. Пищу себе они добывают только в воде, а на суши выращивают своих детёнышей. Здесь они довольно неуклюжи и неповоротливы. Очень часто из-за своей медлительности они становятся лёгкой добычей белого медведя. Киты в водах Арктики вырастают до огромных размеров (20 м). Основной рацион их питания составляют рачки.

Таким образом, можно с уверенностью заметить, что, несмотря на суровый климат, Арктика очень разнообразна и интересна по-своему.

Сообщение про Арктику

Арктика — невероятно большая территория Северного ледовитого океана, включающая в свои просторы многочисленные моря и острова. Для этой зоны свойственно необычное явление. Бывает, что целые месяца солнце заходит и пропадает без следа. Это гласит о начале полярной ночи, которая может длиться довольно большой промежуток времени. Начинаются мощные бури и ветра, температура резко падает и поднимается вихрь пурги. Лето, проходящее в Арктике, зовется полярным днем. В такое время круглыми сутками светит солнце, но на температуру это не влияет. Вечные холода заполонили арктические земли. Но только в этом чудесном месте можно увидеть полярное сияние. Красивые яркие узоры на небе затмят любую радугу.

Несмотря на ужасные условия в данной среде, некоторым живым существам все-таки удалось приспособиться и обрести способ выживания. Огромные камни, расположившиеся на островах, покрыты лишайниками и мхом. Если хорошо поискать можно застать цветение полярного мака или же другого растения. Животные тоже прижились в ледяном царстве. Но в большинстве, этими представителями являются птицы. В летние дни на скалах и каменных наростах собираются стаи чаек, гагарок, тупиков. Такие громкие скопления принято называть «птичьими базарами». Здесь они чаще всего занимаются выводом потомства и охотой на рыб. Так как в Арктике практически нет растительности, птиц кормит море.

Вокруг ледников и сугробов, бродят белые медведи. Под слоями белой насыпи расположились их уютные берлоги, в которых самки в разгар лютой зимы, производят на свет своих детей. Комфортное жилище, оберегает семейство от грозных холодов и вьюг. Но густая шерсть, от природы предоставленная медведям, не дает им замерзать, а белоснежная окраска выгодно смотрится среди арктических пейзажей.

Тюлени, моржи и морские котики тоже неплохо ориентируются в холодной среде обитания. Как и птицы, они находят себе еду в море и неплохо владеют навыками рыбалки, чему может позавидовать любой профессионал.

Суровые погодные условия, не помешали людям освоить ледяные земли. На берегах островов, поселились небольшие скопления людей. Они занимаются здешними промыслами, дабы облегчить себе условия выживания. Так же в Арктике расположена сеть полярных станций, на которых опытные ученые занимаются исследованиями. Северная природа хранит в себе огромное количество загадок, которые еще предстоит изучить.

4 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Арктика

Арктика

Популярные сегодня темы

  • Созвездие Овна

    В северном полушарии нашей планеты на небосклоне можно отыскать первое по счёту зодиакальное созвездие под названием «Овен». Древние отождествили эту группу звёзд с персонажем древнегреческой

  • Гоголь жизнь и творчество

    Каждый из нас читал знаменитую «Сорочинскую ярмарку» и смотрел легендарный фильм «Вий». Все эти произведения искусства были созданы величайшим классиком русской литературы

  • Алтайский край

    Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором

  • Профессия пожарный

    Профессия пожарного — самая трудная, но и в то же время приятная работа. Каждый из нас, хоть раз, задумывался о том, чтобы стать в будущем пожарным, но не каждый задумывался об ответственност

  • Вред алкоголя на организм человека

    Медики различными методами пытаются предостеречь нерадивых горожан об опасности чрезмерного потребления алкоголя. В настоящее время, когда алкоголь занимает очень крепкую позицию в жизни люде

  • Достопримечательности Франции

    Знакомство с Францией, как правило, начинается с Парижа и с ее самой главной и знаменитой достопримечательности – Эйфелевой башни, построенной еще в 1889 году

У р о к 14. ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ


21.08.2014


8348


0



Цели:

1. Сформировать у учащихся
понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.

2. Познакомить учащихся с
особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами,
взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее
использованием.

3. Учить определять
существенные признаки природных зон и сравнивать их.

4. Воспитывать бережное
отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

О б о р у д о
в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с
изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетная
карта; схема-таблица.

Ход урока

I.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Где-то
на белом свете

Там, где
всегда мороз,

Трутся
спиной медведи

О земную
ось.

Мимо
плывут столетья,

Спят
подо льдом моря.

Трутся
об ось медведи –

Вертится
Земля.

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону
арктических пустынь. Запишите тему урока: «Зона арктических пустынь».

II. Проверка домашнего
задания.

1) Конкурс мини-сочинений
«Какой я представляю себе Россию, глядя на карту». (Учитель вызывает троих
учеников к доске, остальные сдают сочинения на проверку.)

2) Игра «Я знаю географические
объекты».

Учитель называет горы,
моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет
данный географический объект.

3) Игра  «Найди лишний географический объект». Объясни
почему.

а) Лена, Волга, Байкал,
Енисей;

б) Дон, Марс,
Енисей, Днепр;

в) Обь, Байкал,
Онежское, Каспийское;

г) Кавказ, Альпы, Баренцево,
Урал.

д) Каспийское,
Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

4) Какие моря к какому океану
относятся? (Соедини стрелками.)

Рассказ об арктике 4 класс окружающий мир по плану

О т в е т:

Северный Ледовитый океан:
море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.

Тихий океан: Японское,
Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан:
Балтийское, Черное моря.

5) Вставь пропущенное слово,
чтобы получилось верное высказывание.

Самая длинная река России
– это … (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, – это … (Волга).
Самое большое по площади озеро России – это … (Каспийское). В список
Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).

6) Индивидуальный опрос.

Учащиеся  рассказывают о Дальневосточном морском
заповеднике.

III. Работа над новой темой.

Учитель. К
бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции
строгий маршрут. (Учитель предлагает рассмотреть карту путешествия.)

Ученики. Наш путь
проходит через льдины.

Учитель. На «льдине
географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на
«льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков
мир животный.

Итак, в путь! Мы находимся
на «льдине географов». На карте природных зон найдите арктическую пустыню.
Назовите, что к ней относится.

Рассказ об арктике 4 класс окружающий мир по плану

Ученики (показывают
на карте).
Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная
Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Учитель. Северный
Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны
трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А
вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по
безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным
летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото
льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура
понижается до –60°…

Учитель предлагает вставить
пропущенные слова в карточке:

Арктика – это огромное
пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами).
 Солнце направляет на это
пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в
Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга).
Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день),
но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения)
арктической зоны.

Учащиеся зачитывают текст
вслух.

Учитель. К суровым
условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите,
плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения,
которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Ребята, садимся на «льдину
ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81 учебника. Назовите,
какие растения приспособились к суровому климату Арктики.

Ученики. Водоросли,
лишайники, полярный мак.

Учитель показывает
изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.

Затем  предлагает вставить пропущенные слова в
карточке.

На островах прямо на голых
(камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также
приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В
толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).

Учащиеся зачитывают текст
вслух.

Учитель. А впереди
нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81. Назовите,
какие птицы и животные живут в Арктике.

Ученики. Больше
всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь,
тюлень, сайка, рачки, морж.

Учитель предлагает  вставить пропущенные слова в карточке.

Животных арктической зоны
кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими
– … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На
скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки),
здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).

Все звери – прекрасные – …
(пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи)
и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них
длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы
удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Учащиеся зачитывают текст
вслух.

Учитель. В водах
северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное –
гренландский кит (показ фотографии).

Рассказ об арктике 4 класс окружающий мир по плану

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

Учащиеся выполняют
упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.

IV. Продолжение новой темы.

Учитель. Человек не
является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей
загадочностью.

О том, как люди осваивают
Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.

Учитель. Об
арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик.

Ученик. Этот
заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На
остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с
запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на
южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные
кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые
медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает
самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник
из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

V. Закрепление изученного
материала.

1. Работа с подвижной
планшетной картой.

1) Определите, на какую
высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце. Объясните свой
выбор.

2) Выберите и прикрепите
картинки с изображением тех животных, которые обитают в Арктике. Как они
приспособились?

3) Выберите и прикрепите
картинки с изображением тех птиц, которые живут в Арктике. Как они
приспособились?

4) Прикрепите картинки,
изображающие растения, растущие в Арктике, к карте.  Почему там растут только эти растения?

5) Прикрепите картинки,
изображающие обитателей моря арктической зоны.

2. Составление
пищевых цепей.

Водоросли – рачки –
рыбы – птицы.

Водоросли – рачки –
рыбы – белый медведь. И т. д.

3. Закрепление изученного.

Учитель.
Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: « … – царство льда и снега».

Рассказ об арктике 4 класс окружающий мир по плану

Вопросы:

1. Эти птицы собираются
летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться
рыбкой.

2. Близкий родственник
тюленя.

3. Птицы, которые
откладывают яйца прямо на голые уступы скал.

4. На них очень любит
поохотиться белый медведь.

5. Самое распространенное
растение полярных районов.

6. Самый крупный обитатель
морей и океанов.

7.
Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы.

Ученики читают:
«Арктика – царство льда и снега».

VI. Итог урока. Выставление
оценок.

Работа
со схемой.

Арктика – царство льда и
снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан.

Северные моря.

Острова

Освещенность

Полярный день и полярная ночь.

Северное сияние

Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый
медведь

Деятельность человека

Научные станции, рыбный промысел, охота.

Северный морской путь

Учащиеся
читают выводы на с. 85 учебника.

Домашнее задание.

С. 78–86. Ответы на
вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.


Урок “Зона Арктических пустынь”
является составной частью раздела “Природа
России”, изучаемого в 4 классе. Изучая этот
раздел, дети узнают, как разнообразна и красива
Россия, учатся лучше читать различные
географические карты, получают знания о том, как
изменилась и продолжает меняться природа России
под влиянием человека, и что нужно делать для ее
охраны.

На уроке “Зона Арктических пустынь”
дети узнают, где расположена данная природная
зона, узнают, каковы ее природные условия,
познакомятся с животным и растительным миром,
характерным для этой природной зоны.

Ребята узнают, почему люди с давних пор
осваивают Арктику, и какие экологические
проблемы, в связи с этим, там возникли.

Изучая эту тему, дети узнают, что зона
Арктических пустынь или Ледяная зона
расположена на островах Арктики. Солнце здесь
никогда не поднимается высоко над горизонтом.
Суша промерзает на много метров в глубину. Зимой
в Арктике – полярная ночь. Иногда возникает
полярное сияние – разноцветный переливающийся
занавес, который колышется в темном небе. Летом в
Арктике – полярный день. Температура лишь на
несколько градусов больше 0.

Из растительности встречаются мхи,
лишайники, полярный мак.

Из животных здесь больше всего птиц:
чайки, кайры, гагарки, тупики. Из крупных животных
коренными жителями являются белые медведи,
тюлени, моржи.

Арктика с давних пор привлекала людей.
Неизвестные земли, загадочная природа манила
сюда ученых. Обилие рыбы, морских зверей
привлекали рыбаков и охотников. Здесь трудятся
полярники, которые изучаю природу Севера.

К сожалению, люди наносят ущерб
природе Арктики, которая нуждается в охране.

Тема: Зона Арктических пустынь.

Тип урока: Комбинированный. Форма: урок –
презентация.

Дата: 17.10.2011 г.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о
    природной зоне арктических пустынь;
  • ознакомить с особенностями природы (условиями
    неживой природы, живыми существами,
    взаимосвязями в природе), значением природы
    данной зоны для человека, её использование;
  • развивать познавательную активность учащихся,
    умение анализировать с опорой на ранее изученный
    материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе и
    понимание значимости экологических проблем.

Оборудование: карта “Природные зоны
России”, мультимедийный проектор, слайды,
картины, фотографии с изображением изучаемых
объектов, раздаточный материал, Учебник
“Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков,
Рабочая тетрадь № 1 к учебнику “Окружающий мир”
4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и
целей урока.

Где-то на белом свете там, где всегда
мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!(Рисунок
1)

img1

  • Мы путешествовали с вами по нашей стране с
    востока на запад и наоборот. А сегодня изменим
    маршрут – возьмём направление с севера на юг по
    природным зонам России. Мы отправляемся за
    Полярный круг, в зону арктических пустынь. (Рисунок
    2)

img2

II.  Проверка знаний и умений.

  • Тест “Моря, озёра и реки России”
  • 1. Самое большое по площади озеро
    России – …

    А) Онежское; б) Байкал; В) Каспийское.

    2. Река, впадающая в Каспийское море –

    А) Дон; б) Волга; в) Кама.

    3. Река, соединяющая озеро Байкал с
    Северным Ледовитым океаном– …

    А) Енисей; б) Обь; в) Лена.

    4. Самая длинная река России – …

    А) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей.

    5. Какие озера в народе называют “Онего
    – батюшка” и “Ладога – матушка”?

    А) Аральское и Каспийское; Б) Ладожское
    и Онежско.е

    6. В Список Всемирного наследия
    внесено…

    А) Белое море; Б) озеро Байкал.

  • Индивидуальная работа по карточкам.
    1. Вычеркни лишний географический объект:
    2. Средне-Сибирское плоскогорье: Лена,
      Ангара, Печора, Колыма.
      Западно-Сибирская равнина: Обь, Енисей, Амур,
      Иртыш.
      Восточно-Европейская равнина: Волга, Кама, Дон, Индигирка.

    3. Соедини стрелками моря и океаны:

    Моря:

    Океаны:

    Японское море

     

    Балтийское море

     

    Море Лаптевых

     

    Чукотское море

    Северный Ледовитый

    Берингово море

     

    Карское море

    Тихий

    Баренцево море

     

    Восточно-сибирское

    Атлантический

    Чёрное море

     

    Охотское море

     
    • Индивидуальный опрос.

    – Покажите на карте и расскажите о
    Дальневосточном морском заповеднике.

    – Назовите и покажите на карте моря
    Северного Ледовитого океана.

    III. Работа над темой.

    • К бескрайним просторам Северного Ледовитого
      океана, к его островам наш путь. Членами нашей
      экспедиции являются географы, ботаники и
      зоологи.
    • Мы знаем, что это царство холода, снега и льда.
      Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
    • Работа ведется в группах. Каждой
      группе дается раздаточный материал, в наборе
      карточки с различными видами одежды.

      Дети выбирают: меховые костюмы, унты,
      меховые шапки, варежки и шерстяные маски,
      закрывающие лицо.

      • Найдите на карте природных зон зону арктических
        пустынь, назовите острова, которые относятся к
        этой зоне (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная
        Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). (Рисунок
        3)

      img3 

      • Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить:
        Почему здесь такие суровые условия? (задача для
        географов); Какие растения встречаются в этой
        зоне? (задача для ботаников); Какие животные
        населяют арктическую пустыню? (задача для
        зоологов).

      Каждая группа получает раздаточный
      материал и карточку – помогайку.

      Раздаточный материал для географов

      Картины “Северное сияние” и “Ледяная
      пустыня”.

      Карточка – помогайка:

      Арктика – это огромное пространство
      (Северного Ледовитого)
      океана, с … (морями) и
      … (островами). Солнце направляет на это
      пространство … (косые) лучи. Оно … (светит), но
      не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная
      ночь).
      Темноту освещают: луна, звезды и
      (Северное сияние).
      Дуют …(ветры), бушует …(пурга).
      Температура опускается до …(минус
      шестидесяти)
      градусов. Летом в Арктике …(полярный
      день),
      но …(тепла) тоже нет. Это зависит от
      географического … (положения) арктической зоны.
      Температура лишь на ...(несколько градусов) выше
      ...(нуля).

      Дети вставляют пропущенные слова и
      озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и
      картин.

      Раздаточный материал для ботаников

      Карточки с изображением растений: мхи,
      полярный мак, лишайники, голубика, брусника,
      морошка, планктонные растения (водоросли).

      Карточка – помогайка:

      На островах прямо на голых …(камнях) встречаются
      …(лишайники), они очень …(малы). Также
      приспособились к жизни на камнях …(мхи) и …(полярные
      маки).
      В толще воды, не покрытой …(льдом), большое
      количество .. (планктоны растений водорослей).

      Дети выбирают карточки с растениями и
      озвучивают свой рассказ, сопровождая показом
      растений, закрепляя их на карте.

      • Существует такой вид мха, который приспособился
        к жизни на льду, в морях встречаются “зеленые
        льдины”.

      Раздаточный материал для зоологов

      Карточки с изображением птиц и
      животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый
      медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный
      олень, кулик, заяц, пингвин. (Рисунок
      4-8)

      img4img5

      img6img7

      img8

      Карточка – помогайка:

      Животных арктической зоны кормит …(море).
      Морскими водорослями питаются …(рачки), а
      ими – …(рыбы). Основная пища птиц и животных
      – это …(рыба). На скалистых берегах
      собираются …(чайки), …(кайры) и …(гагарки), здесь
      они выводят …(потомство). Птиц с необычными
      клювами называют …(тупики). Все звери –
      прекрасные…(пловцы). От холода их защищает …(слой
      жира).
      Это …(моржи) и… (тюлени) На
      тюленей охотятся …(белые медведи). У них
      длинная густая шерсть …(белого) цвета и …(широкие)
      лапы, чтобы удобнее было …(передвигаться по
      льду и снегу).

      Дети выбирают карточки и озвучивают
      рассказ, сопровождая показом, закрепляя карточки
      на карте.

      • В водах северных морей, где проходят теплые
        течения, обитает великолепное животное –
        гренландский кит (Рисунок
        9).

      img9

      • Итак, все научные группы хорошо поработали.
        Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
        Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые
        условия, растут растения, живут животные и птицы
        и даже выращивают своих детенышей.)

      IV. Физкультминутка

      Топай, Мишка,
      Хлопай, Мишка,
      Приседай со мной, братишка.
      Руки вверх, вперед и вниз.
      Улыбайся и садись.

      V. Работа по теме

      1. Продолжение новой темы.

      Человек не является коренным жителем
      Арктики, но она всегда привлекала людей своей
      загадочностью. На островах и во льдах Северного
      Ледовитого океана работают научные станции (Рисунок
      10). Проложен Северный морской путь (Рисунок
      11), так идут караваны судов. Люди занимаются
      рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда
      это делают разумно. В настоящее время природе
      Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими
      такие животные, как белый медведь, морж, (Рисунок
      4, 12) они внесены в Красную книгу России. Стали
      редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды
      северных морей загрязняются мусором, вредными
      веществами с проходящих судов. Это плохо
      отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь
      они и так живут в суровых условиях. Люди
      задумались над своим поведением, взяли под
      охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю,
      создали заповедники.

      img10img11

      img4.jpg (5287 bytes)img12

      • Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля”
        нам расскажет ваш одноклассник.

      l-й ученик: Этот заповедник
      расположен на острове Врангеля, он был
      организован в 1976 году. На остров прилетает
      большое количество птиц на гнездовья. Через
      весь остров с запада на восток идут параллельно
      три цепи гор, разделенные долинами. Весной на
      юном побережье можно встретить редкую птицу –
      розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных
      льдов выводят здесь свое потомство. На острове
      обитает самое крупное из копытных животных
      Арктики – овцебык, (Рисунок
      6) завезенный в заповедник из Америки. Остров
      Врангеля – единственное место, где гнездятся
      белые гуси.

      img6.jpg (9825 bytes)

      Рассказ сопровождается показом
      рисунков, фотографий.

      • Если вас заинтересовал этот необычный
        заповедник, и вы хотите знать о нем больше,
        материал можете найти в книге: Заповедными
        тропами / Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. – М.:
        Просвещение, 1988.

      2. Работа в рабочей тетради. С.24,№1

      • Прочитайте.
      • Прочитайте план. Что можно добавить к этому
        плану (4. Растительный мир Арктики. 5. Животный
        мир Арктики.)

      • Допишите план. С. 25, №2
      • Прочитайте.
      • Найдите в приложении рисунки птиц к данному
        заданию. Вырежьте их и наклейте. С. 25, № 3
      • Прочитайте.
      • Назовите растения Арктики, которые вы
        запомнили.
      • Запишите в тетради.
      • Назовите животных Арктики, которых вы
        запомнили.
      • Запишите в тетради.

      Взаимопроверка по учебнику. С. 25, № 4

      • Прочитайте.
      • Составьте схему цепи питания, характерную для
        Арктики.

      (Водоросли —> рачки —> рыбы —>
      птицы
      Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени)

      Взаимопроверка. С. 26, № 5

      • Прочитайте.
      • Рассмотрите знаки.
      • Какие экологические проблемы выражены этими
        знаками-рисунками.
      • Назовите экологическую проблему, выраженную на
        первом рисунке. (С различных судов в воду
        попадают вредные вещества, мусор.)
      • Запишите в тетради.
      • Назовите экологическую проблему, выраженную на
        втором рисунке. (Неумеренный отлов рыбы,
        хищнический, не заботясь об охране рыбных
        богатств?)
      • Запишите в тетради.
      • Назовите экологическую проблему, выраженную на
        третьем рисунке. (Неумеренная охота привела к
        тому, что белые медведи и моржи стали редкими?)
      • Запишите в тетради. С. 26, № 6
      • Прочитайте.
      • В середине тетради найдите плакат “Красная
        книга России”.
      • Найдите на нем редких животных Арктики.
        Подпишите их названия. (Белый медведь, морж.)

      VI. Закрепление изученного материала

      1. Работа с учебником в виде
      фронтального опроса.

      Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.

      Ответы:

      1. Цепи питания:

      водоросли —> рачки —> рыбы —>
      птицы;
      водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени;
      рыбы —> тюлени —> белые медведи.

      2. У птиц для ловли рыбы приспособлен
      клюв, и они имеют обтекаемую форму.

      3. Такая связь существует, потому что
      можно составить цепь питания:

      водоросли —> рачки —> рыбы —>
      белые медведи.

      4. Пример: из-за суровых природных
      условий растительность бедная, непригодная для
      пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы
      устраивают свои гнезда прямо на камнях.

      2. Работа в группах.

      • Разгадайте кроссворд (Рисунок 13) и восстановите
        предложение “… – царство льда и снега”.

      img13

      Рисунок 13. Кроссворд

      Вопросы к кроссворду: 1.Эти птицы,
      собираясь на скалистых берегах, образуют
      “птичьи базары”. Этих птиц можно увидеть
      около реки и в нашей местности. 2. Близкий
      родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца
      на голые камни . 4. Это животное бывает добычей
      белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый
      крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб
      северных морей.

      (Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4.
      Тюлень. 5. Лишайники. 4 Кит. 7. Рачки. Ключевое
      слово:
      АРКТИКА.)(Сл 27)

      Дети восстанавливают записанное на
      доске предложение и читают его хором.

      VII. Подведение итогов

      По ходу работы над новой темой на доске
      заполняется следующая схема (или заранее
      выполнена на ватмане):

      Арктика – царство льда
      и снега

      Географическое положение

      Северный Ледовитый океан,
      Северные моря, острова

      Освещенность

      Полярный день и полярная
      ночь, северное сияние

      Растительный и животный мир

      Лишайники, мхи, полярный мак,
      рачки, рыбы,  чайки, гагарки, тупики, морж,
      тюлень, белый медведь

      Деятельность человека

      Научные станции, Северный
      морской путь,  рыбный промысел, охота.

      Домашнее задание

      Прочитать текст, ответить на вопросы
      “проверь себя” (с. 78-86). Выполнить: I вариант –
      задание № 1; II вариант – задание № 2. Оформить
      работу на альбомном листе.

      Выполнить задание № 7 в рабочей
      тетради (с. 27).

      1) Найди на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне?

      Арктические пустыни на карте природных зон показаны светло-голубым цветом. Это весьма небольшая природная зона, которая находится на островах Северного ледовитого океана — Новосибирских островах, Новой Земле, острове Врангеля и других более мелких островах.

      Это Крайний Север нашей страны, области очень холодного, сурового климата.

      2) С помощью рисунка на с. 78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

      В этой природной зоны обитают немногочисленные живые организмы, сумевшие приспособиться к суровым арктическим условиям.

      Это перелётные птицы — гагары, кайры, чайки. Они прилетают на острова летом, когда там относительно тепло, гнездуются на скалах, и ловят рыбу в океане. Эти птицы отлично плавают и не боятся холодной воды.

      Млекопитающие представлены белыми медведями и тюленями. Белый медведь укрыт от морозов толстой шкурой, густой шерстью, подкожным жиром. Он ловит тюленей и рыбу.

      Тюлени живут в воде и от холода их спасает толстая жировая прослойка. Тюлени питаются рыбой.

      В воде можно встретить рыбу, сайру, которая питается мелкими рачками. Она отлично себя чувствует в воде, температура которой всегда остаётся выше нуля, даже под слоем льда.

      Здесь растут водоросли, которыми питаются рачки.

      А на островах можно встретить лишайники и редкие цветковые растения, например полярный мак.

      3) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.

      Почти все экологические связи в зоне арктических пустынь связаны с морем и его обитателями.

      Мелкие рачки в водах океана питаются растущими там водорослями. Рачками питается рыба. Рыбой питаются тюлени и птицы. Тюленей едят белые медведи.

      Пример схемы питания арктической пустыни для класса:

      Водоросли — Рачки — Рыба (Сайра) – Тюлень — Белый медведь.

      Модель цепи питания Арктической пустыни

      4) Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа.

      Клыки моржа могут быть орудием защиты от белых медведей, основных природных врагов этого животного.

      Так же с помощью клыков моржи выбираются на скользкие льдины и добывают пищу со дна океана, например моллюсков.

      Проверь себя

      1. Покажи на карте зону арктических пустынь.

      Покажем зону арктических пустынь. Для этого обратимся к самому верхнему краю карты и найдем области, отмеченные светло-голубым цветом. Они расположены на островах Северного Ледовитого океана.

      2. Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 71.

      Краткая характеристика зоны арктических пустынь по плану для 4 класса

      • Название зоны: зона Арктических пустынь.
      • Особенности природы: суровый климат, полярная ночь, короткое лето, низкие температуры, царство снега и льда. Жизнь животных зависит от моря. В море растут водоросли, которыми питаются ракообразные. Рачками питаются рыбы, а рыбой питаются потребители третьего уровня — птицы, медведи, тюлени.
      • Использование зоны человеком: слабо используется. Местные жители ловят рыбу, охотятся на тюленей. Здесь расположены научные станции. В перспективе возможна добыча нефтепродуктов с шельфа Северного Ледовитого океана.
      • Экологические проблемы и охрана природы: зона очень уязвима из-за малого количества животных и растений в ней обитающих, отсутствия слоя почвы.
      • Главной экологической проблемой зоны сейчас является вылов рыбы и уничтожение медведей и тюленей.
      • В зоне арктических пустынь устроено несколько заповедников, в том числе заповедник “Остров Врангеля”, где гнездятся тысячи птиц, и где белые медведи выводят своих детёнышей.

      Задания для домашней работы

      1) Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

      Готовые рисунки “Как я себе представляю Арктику”

      Как я себе представляю Арктику

      2) Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.

      Сообщение о белом медведе — одном из животных Арктики для 4 класса

      Белый медведь — уникальное млекопитающее, которое обитает исключительно в природной зоне Арктических пустынь и прекрасно себя там чувствует.

      Это самый крупный представитель семейства медвежьих, и вообще самый крупный хищник нашей планеты. Его рост может достигать трёх метров, а вес до одной тонны.

      Большую часть жизни белые медведи проводят во льдах Северного Ледовитого океана, крайне редко выходя на материк. Основной пищей белых медведей является рыба, тюлени и моржи, которых медведь добывает возле полыней. Поэтому медведю просто нечего делать на суше, где нет привычного ему корма.

      Только самки белого медведя выходят на берега полярных островов, чтобы рожать детёнышей и воспитывать их. Огромное количество белых медведей используют для выращивания молодняка остров Врангеля, из-за чего этот остров даже прозвали детским садом для белых медведей.

      Белый медведь никогда не впадает в спячку, круглый год он бродит по льдам и ищет добычу.

      В природе у белого медведя нет врагов, но на белого медведя охотится человек. Белый медведь — объект традиционного промысла северных народов.

      В последнее время ещё одной угрозой существования белого медведя стало глобальное потепление Арктики. Площадь льдов сокращается, между отдельными ледовыми полями возникают широкие полыньи, которые не может переплыть белый медведь.

      Белый медведь внесён в Международную Красную книгу и Красную книгу России, как уязвимый вид, нуждающийся в охране. В настоящее время популяция белых медведей в России насчитывает около 5-6 тысяч особей.

      На следующем уроке

      Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зоной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тундре, приготовься рассказать об этом на уроке.

      Зона тундры расположена южнее зоны арктических пустынь, а значит получает больше солнечного тепла. Там растут кустарники, карликовые деревья. Там много болот, а летом огромное количество комаров. По тундре кочуют стада северных оленей.

      Местные жители занимаются в основном оленеводством, охотой и рыболовством.

    • Рассказ об андрее гавриловиче дубровском и кирилле петровиче троекурове
    • Рассказ об александре невском для 4 класса литературное чтение
    • Рассказ об александре невском 4 класс литературное чтение кратко
    • Рассказ об апельсине для детей
    • Рассказ об александре невском для 4 класса краткое содержание