Предисловие издателя:
Этот рассказ «Худой» прислал «Рыжеватому» несколько лет
спустя после того, как, крадучись, словно, вор, вышел из его дома, сел в ночное
такси и уехал в аэропорт. Рассказ был, видимо, попыткой оправдаться, а в
результате превратился в обвинение, которое «Рыжеватый», никому не показывая,
долго держал в ящике своего компьютерного «стола». Он думал, что уже никогда больше
не встретится с «Худым», но, оказалось, что рассказ был только первым актом драмы,
которая теперь заслуживала уже романа (пока еще не написанного).
Разбирая архив, оставленный мне «Рыжеватым», я наткнулся на
этот рассказ и, прочитав его, словно кусочек своей жизни, решил «дать ему волю»
— в конце концов имеют же право и «Худой», и «Рыжеватый» на свою долю оправдания.
Рассказ публикуется с незначительными (в том числе
смысловыми) изменениями, которые ни в коей мере не оказывают влияния на
первоначальный замысел автора.
ТРУБКА
«Трубка. Трубочка (ж.)… ствол с пролетною пустотою. Трубка
табачная, курительная — вероятно
вначале чубук, потом и весь снаряд, а наконец одна головка, в которую набивается табак и вставляется чубук; » Толковый
Словарь В. Даля, т.4
Она оказалась в этом
магазине довольно случайно — привез какой-то моряк из плавания, откуда-то с
Востока. Она сама не помнила своего рождения, но очень явно и ясно вспоминала
смуглые руки и тепло дома, где она появилась. Тепло всегда окружало ее, и, наверное,
поэтому она воспринимала мир уютным и теплым, полным дыхания и жара. Ей
хотелось быть благодарной к своему
создателю, и она, сохраняя в себе тлеющий огонек, ровно и мягко пропускала дым,
насыщая его ароматами трав и какой-то своей силой, доставшейся ей от
вереска.
И вот — она оказалась в антикварном магазине. Конечно, ей
жалко было расставаться со своим создателем, но …
Лежа на полке, она с любопытством рассматривала все
предметы, которые здесь находились, и, в общем-то, не жалела о такой вот своей
судьбе — переходить из рук в руки. В этом даже была определенная прелесть — она
имела возможность ждать нового, надеяться на встречу с кем-то совершенно
удивительным. Ей всегда хотелось тепла, человеческого тепла, дыхания горячих
губ и густого жара, тяжелыми пластами распирающего ее изнутри.
Многие люди подходили к ней, рассматривали, цокали языком и
клали на место. Прикосновение рук было
приятным, конечно, но, скорее, забавляло ее, чем вызывало желание вместе дышать
и гореть.
Но вот однажды в магазин зашли двое мужчин. Их визит, по
всей видимости, был случайным, потому что они вяло рассматривали всякие побрякушки,
переползая взглядом с одной полки на другую. Один из них, с рыжеватой бородкой,
вел себя более уверенно и импульсивно. Он уже собирался выйти из магазина, как
его приятель, высокий и худой, вдруг сказал:
— Посмотри-ка, это как раз такая трубка, какую мы с тобой
искали!
— Да, правда, серьезная вещь… И цена у нее — мать честная!..
Худой повертел трубку в руках, и его ладони показались Трубке настолько теплыми, что
она прямо-таки разомлела. Она даже
как-то постаралась втереться в ладонь, уйти туда, закутаться, высовывая наружу
только кончик красивого, резного чубука.
— Лежит, как влитая. Давай возьмем, а? Удивительная штука.
Худой немного задумался, поглаживая трубку и добавил:
— Один ведь раз живем.
Будет памятью о
нашей дружбе на всю жизнь. Как думаешь?
Трубка чувствовала, что и у Рыжеватого она вызвала
восхищение. Правда, его ладонь хотела быть мягкой и трепетной, но получилась
плохо скрываемая мужская сальная дрожь и
неуютные угловатые обжимания.
Как бы то ни было, она оказалась в доме. Тот новый вечер был
прекрасен. На столе, покрытом черной скатертью, стояли невысокие подсвечники,
горели свечи, рубиновыми блестками играло вино в бокалах, и двое приятелей вели
долгую, неспешную беседу. Трубка была бережно вынута из специального бархатного
мешка, который ей купили в том же магазине. Более того, у нее появились и специальные
инструменты, которые лежали тут
же и своим таинственным металлическим блеском придавали значительность всему
ритуалу. А табак!..
И вот, наконец, табак. Трубка давно не вбирала в себя такую
волшебную, пахнущую древним Востоком, горами
и океаном, смесь. Худой (он казался более уравновешенным, спокойным) не
торопясь смешал табаки, бережливо, щепотками
переложил чуть влажный душистый мякиш в головку трубки и начал неспешно
и уверенно приминать, надавливая большим пальцем, а потом и
металлической пяточкой
— Здорово в руке сидит…
— А запах то какой — по всему дому.
Рыжеватый на секунду задумался, вытряхивая где-то
под самым потолком школьные тетради своей памяти.
— Кажется, последний раз мы с тобой баловались этим делом
классе в 10-м. Верно?
— Да, летит время. — Худой согласно кивнул, думая уже
совершенно о другом. Трубка настолько была возбуждена от приятного чувства, что сама даже, изнутри, от самого
дна, стала нагреваться:
— Ну, вот сейчас… сейчас, — Думала она лихорадочно. Ну что
же ты медлишь, давай огонь. … Ах, эти
глупые спички! Все время ломаются в неподходящий момент! Ну скорей же,
скорей!!
Наконец, первые огоньки табака заиграли на ее поверхности.
Трубка глубоко, очень глубоко, как раньше, вздохнула:
— Ну вот оно… Какое блаженство! Как давно это было! Как
давно! Какое счастье… Какие сильные
руки у этого парня и мягкое, ровное дыхание…
Необыкновенное чувство насыщенности жизни переполняло все
существо Трубки. Внутренний жар был настолько силен, что она перестала даже обращать внимание на
происходящее снаружи. Все детали интерьера, разговоры, настроения людей и их
прикосновения стали для нее несущественны. Они как бы потеряли свою значимость
и ценность, превращаясь в неясный общий фон снаружи. Еще бы! Ведь внутри, у
самого дна, вырывался наружу стиснутый плотным табачным слоем огонь, и
малиновый жар из самой головы расходился по всему телу сладким, пьянящим дурманом.
И ей уже было безразлично, какие руки ее держали. Не таким
уж заметным было нервное, крупное дыхание Рыжеватого, и даже капли слюны от его неправильного прикуса уже совсем не
вызывали у нее холодную дрожь брезгливости.
Но …»Ничто не вечно под луной!» Неспешно догорали последние комочки табака,
превращаясь в легкий, воздушный пепел; из сумеречной дымки стали выступать
контуры двух друзей, ведущих спокойный, мечтательный разговор. Трубка
остывала.
Худой, бережно придерживая ее голову, мягко, но уверенно,
сдвинул чубук, и аккуратно снял его, обнажив слегка потемневшую от смолы шейку
трубки. Дышать стало удивительно легко, и она с благодарностью приняла в себя
маленький металлический шомпол со щеточкой, открывая самые труднодоступные
места. Она медленно, долго и умиротворенно остывала, покоясь в руке худого
парня, и в полудреме вспоминала жар, и руки, и горы, и давнее — давнее журчание
воды, неизвестно каким образом дремавшее в глубинах ее памяти…
Проходили дни, недели, месяцы. Поздно вечером каждой пятницы
друзья садились за стол, и опять начинался этот сладостный ритуал, которого она с таким нетерпением
ждала всю неделю. Иногда, правда, на столе оказывались сигареты, появлялись
новые люди, и разные запахи и страсти бродили по ночному дому. Она смотрела на
тощенькие дамские сигаретки в белой полупрозрачной оберточке с чувством
снисхождения и даже материнской заботы.
Они пыжились в попытках выглядеть привлекательно, подчеркивая золотой
полосочкой проступающий сквозь матовую оболочку плотный табачный стержень. Но
все это было нарочито и неумно. Мужчины предпочитали Трубку и только ее.
Трубка не многое понимала в разговорах людей, но их душевное
состояние она чувствовала великолепно. То состояние, которое иногда называют
сердечным жаром или внутренней дрожью. Со временем ей стало казаться, что в
отношениях этих двух людей что-то происходит. При всей внешней нарядности, разукрашенных
словах о дружбе и лубочных воспоминаниях молодости в сердце у каждого копилась
невысказанная, никотинная,
сигаретная горечь, которая тяжелыми
смоляными пластами запирала все поры души, не давая вырваться наружу
искренности и мягкому, согревающему
человеческому теплу и свету.
Это постоянно тревожило ее, но временами она забывалась,
окунаясь с головой в восхитительный ритуал пятницы. Так было и на этот раз.
Горели свечи, и вино в бокалах, и все, как сотню лет назад. Огонек пламени временами высвечивал на стене
комнаты дрожащую тень худенькой женщины и силуэты двух друзей. Трубка уже стала
забываться, предвкушая то блаженное состояние жара и медленного засыпания, которое было главным в ее жизни. Но
какое-то неприятное чувство не давало ей полностью отдаться огню. То ли Худой
слишком нервничал, набивая табак, и оставил воздушные карманы, то ли Рыжеватый
слишком тяжело давил на
ее голову, совсем не давая дышать… Одним словом, разгоралась она с
большим трудом. Какое-то седьмое чувство подсказывало ей, что лучше бы вообще не разгораться — есть на столе
беленькие сигаретки. Пусть сегодня будет их праздник. Но назойливый огонь провинциальной
зажигалки сделал свое дело, прожигая всю табачную массу до самого дна, и трубка
«поплыла». Сквозь горячий туман
до ее сознания доходили отдельные слова, но, казалось, что ничего не может
побеспокоить ее.
— Ты знаешь, я должен сказать тебе одну неприятную вещь.
Темнота комнаты скрадывала
нервные движения Худого.
— Какую? Что еще стряслось? Неужели ты передумал? Мы ведь
обо всем договорились!
Рыжеватый как-то сразу насторожился, плотно сжимая в кулаке трубку, которую до этого долго и
молчаливо мусолил во рту. Запрыгали огонечки дамской сигаретки, взволновано
пощелкивая сухими табачинками.
— Я проиграл все деньги…
И твои тоже… У меня не осталось даже на еду… Я не знаю, что
делать… Я просто в полном отчаянии…
Руки Худого нервно теребили потемневшие мешки под глазами.
Лоб покрылся неприятной, липкой испариной, которая потом туго скрипела на холодных
ладонях. Замерло все. Мертвая тишина осела на скатерть, парализуя даже малейшее
действие.
Трубка не могла ждать долго. Имея внутри огонь, она могла
жить только вместе с дыханием человека. Душистый дым выносил наружу мельчайшие
смоляные капельки, которые сейчас медленно и коварно осаждались на стенках ее
горла.
— Дыхания, дыхания!
Её горло сжималось, стискивалось желтоватой пленкой смолы, и
тлеющий уголек табака стал понемногу затухать. Сейчас уже она сама пыталась всеми
силами избавиться от огня, коварного огня, который с каждой пушинкой дыма
наносил всё новые и новые капли смолы на её разбухшее горло. Рыжеватый в
глубокой задумчивости вертел Трубку, перекладывая её из одной руки в другую. В
какой-то момент тошнотворная масса смолы, залепившая горло, стала настолько
велика, что Трубка стала терять сознание. Откуда-то сбоку до неё донеслись
слова:
— Потухла… Как ты ее откручивал-то, м-мать…
Крупные, узловатые пальцы сжали голову полузадушенной Трубки
и, сильно надавливая на чубук, попытались сдвинуть его с места. Не тут-то было!
Трубка и сама была бы рада все сбросить с себя снаружи и изнутри, лишь бы,
наконец, освободиться от липкой массы, запершей её дыхание.
Сильнее… еще сильнее… Чубук не поддавался, и это еще
больше раздражало Рыжеватого. Наконец, нажим стал таким невыносимым, что Трубка
напряглась изо всех своих сил, выдавливая микроскопические капельки вереского
масла, глубоко сидящего в ее клеточках ещё с самого рождения. Дерево стонало,
сжималось, изгибая каждую, высохшую до струны, клеточку несчастного вереска.
Острая боль и резкий, хлопающий звук пронзили все тело
Трубки. Последнее, что она видела, перед тем, как потерять сознание, был
отваливающийся чубук с кусочком дерева внутри. Кусочком ее горла.
***
Она пришла в себя поздно ночью. Недоеденные салаты кисло
размазались по тарелкам, грязная посуда уныло разбрелась по залитой воском скатерти.
Трубка лежала без движения, холодная, бесформенная, и грустно глядела на пачку
сигарет нагловатого песочного цвета. Самодовольный Окурок небрежно навалился на
край пачки:
— Ну что, довыёживалась? Вот так-то!
Окурок чванливо, как верблюд на этикетке, сбросил слюнявый
комочек пепла, и добавил:
— А всё – издатели!.. Поэты!.. Прозаики!.. Про каких заик
теперь думать будешь? Дышать-то есть чем?
Единственная белая сигареточка, оставшаяся в смятой пачке,
неодобрительно посмотрела на вальяжного Окурка. Видно было, что в свое время
она пыталась выскользнуть из пачки, но застряла своим надломленным фильтром в
узкой зажеванной фольге.
— Не больно ты уж и воображай! Подумаешь — верблюд на
этикетке! А сам-то, сам-то — всего на всего Окурок!
Трубка молчала. Ей было грустно. Боли не было и не было
горечи, но грусть, как седой и плотный дым, окутывала все ее существо.
Рано-рано утром, как только полезли сквозь жалюзи сероватые
блики рассвета, Худой пришел к Трубке и в полной тишине бережно и внимательно
вычистил её, отскоблив ложечкой налипшую смолу и не сгоревшие комья табака. Его
дыхание было тяжелым, густым, с примесью алкоголя и желчного духа желудка. Нарушенная
координация движений выдавала внутреннюю ватную пустоту, которая глубоко засела
в тоскливых, опухших глазах.
Не совсем уверенным движением он открыл ящик телевизионной тумбы,
достал бархатный мешочек и бережно, немного помедлив, уложил туда Трубку и
чубук. В ящике было тепло и сухо, даже теплее, чем снаружи. Наверху стоял
большой телевизор, и тепло его передавалось вниз, нагревая то пространство, где
находилась Трубка. Это было даже приятно. Она чувствовала себя в покое,
безопасности, уюте. Деревянные стенки ящика добавляли ощущение дома, комфорта.
Вот только не было дыхания и жара… Но она даже стала
забывать об этом понемногу. Лишь изредка,
заслышав голоса в комнате,
представляла себе вечерние свечи, черную скатерть, рубиновые блики вина и
теплые губы человека.
Прошло немного времени.
Однажды ночью дверца ящика отворилась, и трубка увидела
Худого, который был одет в дорожную форму. В отдалении, в дверях, стояли чемоданы.
Её сердце радостно забилось: «Неужели он возьмет меня с собой?! Как это
было бы здорово! Я совершенно уверена, что его руки могут сделать мне новое
горло, и мы снова будем наслаждаться жаром жизни!»
Худой открыл бархатный мешочек и вытащил Трубку. Его ладони
окутывали всё тело Трубки, баюкая её медленными и плавными движениями.
Он думал.
А она почувствовала иголочки нервозности, и ее сердце
тоскливо сжалось от предчувствия. Хлопнула входная дверь, и резкий голос позвал:
— Ну Вы идете уже или нет?
Худой нервным движением, не оставляя себе времени на
раздумья, положил трубку в мешок, резко затянул тесьму и всё убрал в ящик.
Шаги по комнате, дверной замок, и тишина.
И тишина… и тишина… и тишина… и тишина… и тишина…
и тишина… и тишина…
Доброе утро!
Суд в Саратовской области постановил заблокировать пять ссылок на инструкции по изготовлению топоров, чтобы граждане самодельно не вооружались. На очереди – вилы. А новости такие:
- В России зафиксирован новый максимум суточной смертности от COVID-19 с начала пандемии – 1106 человек.
- Роскомнадзор внес Telegram и LiveJournal в реестр соцсетей – теперь они должны будут сами блокировать запрещенный контент.
- В Гомеле около 30 человек задержаны за подписку на телеграм-каналы, признанные в Беларуси «экстремистскими».
- Апелляционный суд в Амстердаме постановил вернуть скифское золото Украине.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 36 446. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 8 миллионов 316 тысяч; официальное число жертв достигло к утру понедельника 232 775 человек (+1106 за сутки). Это очередной максимум с начала пандемии. По словам врача-иммунолога Николая Крючкова, реальное число жертв следует оценивать в три тысячи в сутки, а основной проблемой лечения COVID-19 в России он называет плохую координацию между амбулаторным и стационарным этапом.
Хакасия стала первым российским регионом, где введен комендантский час и ограничена работа транспорта. В Приморье за подделку прививочных сертификатов уволен главврач одной из больниц, возбуждено уголовное дело.
В Севастополе закончились места в ковидных больницах, губернатор ограничил въезд и выезд из города на период «нерабочих дней»: через блокпосты будут пропускать только по сертификату о вакцинации, отрицательному тесту или справке о перенесенной болезни.
Запрещенный контент
- Роскомнадзор внес в реестр соцсетей мессенджер Telegram и платформу LiveJournal, теперь они обязаны самостоятельно блокировать запрещенную в России информацию.
- Роскомнадзор выступил с предложением запретить мат на кабельных каналах и в онлайн-кинотеатрах.
- Представители Google провели (в формате телемоста) переговоры с комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Глава комитета Василий Пискарев сказал, что российская сторона потребовала от Google провести «работу над ошибками»: восстановить аккаунты двух немецких ютуб-каналов RT и включить Россию в перечень стран, в которых нельзя ставить под сомнение итоги выборов в видео на ютубе. Эксперты говорят, что Google, скорее всего, пойдет на уступки.
- Пресс-секретарь Путина Песков раскритиковал рэпера Моргенштерна за сомнения в целесообразности ежегодных пышных празднований Дня Победы, Моргенштерн публично извинился, как будто он в Чечне, но Следственный комитет все равно начал проверку его заявлений на предмет содержащихся в них «нарушений действующего законодательства».
Пытки
Российский омбудсмен Татьяна Москалькова похвалила за смелость Сергея Савельева, передавшего правозащитникам видеозаписи пыток в российской тюремной системе, – и тут же добавила, что Савельев нужен для расследования как главный свидетель (отсюда, видимо, и розыск). Меж тем о применении к ним насилия в ИК-13 в Саратовской области заявили еще 185 заключенных: их избили уже после визита правозащитников в учреждение. Чтобы убедиться, что Саратовская область – не уникальный для России «пыточный регион», достаточно изучить спецпроект «Тайги» о насилии в иркутских колониях и СИЗО.
Здесь адвокат и правозащитник Алексей Федяров рассказывает, почему внимание общества привлекают именно видеозаписи истязаний, и напоминает, что величайшее истязание для заключенного – сам внутренний распорядок колонии, выполнять который просто невозможно.
Польша отказала России в экстрадиции правозащитника Евгения Хасоева – руководителя бурятского отделения правозащитной организации «Сибирь без пыток». В России в отношении Хасоева возбуждено уголовное дело, которое суд в Польше счел сфабрикованным.
Прочее российское
- В Москве убиты бывший топ-менеджер «Смоленского банка» и члены его семьи, а также отставной полковник МВД, расследовавший громкие дела в 1990-х и начале 2000-х годов.
- Россия депортировала уроженца Таджикистана Бахтиера Усмонова, несмотря на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), обязавшего восстановить ему российское гражданство и выплатить компенсацию в размере 11 тысяч евро.
- Два поучительных разговора: с бежавшим в Грузию ростовским журналистом, которого местные власти преследуют уже много лет, и с бежавшим в Армению жителем Грозного, которого чеченские правоохранители пытались использовать в качестве «наживки» для ловли геев.
Вокруг света
- По данным правозащитников, в Гомеле за подписку на телеграм-каналы, объявленные в Беларуси «экстремистскими», задержаны около 30 человек.
- В Париже за оправдание терроризма и угрозы директору частного лицея арестован этнический чеченец, ранее исключенный из этого лицея. Он написал в фейсбуке, что хочет «зарезать директора, как зарезали Самюэля Пати».
- В Германии опознан предполагаемый убийца гражданина Грузии, этнического чеченца Зелимхана Хангошвили. Опознание произвел украинский родственник жены арестованного – он назвал то же имя, что ранее независимые журналисты-расследователи: это связанный со структурами ФСБ Вадим Красиков. В конце июля тот же свидетель отказался от опознания в суде, опасаясь за собственную безопасность.
- Апелляционный суд в Амстердаме постановил вернуть «скифское золото» Украине. Россия намерена обжаловать и этот вердикт, поэтому экспонаты останутся в Нидерландах еще по меньшей мере на три месяца. Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» во время аннексии Крыма Россией находились за пределами полуострова и не смогли вернуться в крымские музеи.
- Украинская армия впервые применила на Донбассе турецкий беспилотник «Байрактар».
Шесть ссылок
- Социальные теории. Отрывок из книги антрополога Хадаса Вайса «Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение» (Издательский дом ВШЭ) – о том, почему среднего класса не существует, а само понятие является чисто идеологическим конструктом. Или фрагмент из книги Энди Мерифилда «Магический марксизм. Субверсивная политика и воображение» (изд-во Ad Marginem), в котором он рассказывает о мутациях марксизма в XX веке и проводит различие между марксизмом «реальным» и «выдуманным».
- Расстрелы и погромы. Беседа с румынским документалистом Флорином Иепаном о его кинопублицистическом проекте «Одесса», посвященном расстрелу 22 тысяч одесских евреев румынскими оккупационными войсками 22–24 октября 1941 года. Или отрывок из воспоминаний журналистики и переводчицы Людмилы Черной (р. 1917) «Чудеса в решете, или Веселые и невеселые побасенки из века минувшего» (изд-во НЛО) – об антисемитских кампаниях периода позднего сталинизма.
- Моряки. История радиста рыболовецкого траулера «Советская Литва» Симаса Кудирки, который в 1970 году перепрыгнул на борт американского корабля – но не совсем удачно. Или рассказ о жизни Анны Щетининой (1908–1999), первой в мире женщине – капитане дальнего плавания.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
История, Искусство
Что можно было купить на гонорар за «Утро стрелецкой казни», «Богатырей», «Тайную вечерю» и другие великие картины
Подготовил Александр Гришин
Василий Тропинин
«Портрет А. С. Пушкина» (1827)
Василий Тропинин
«Портрет А. С. Пушкина» (1827)
На эти деньги можно было купить:
- 2 модных батистовых рубашки (100 р.),
- батистовую манишку (25 р.),
- черный гроденаплевый Гроденапль — легкая шелковая ткань. галстук (10 р.),
- 3 шелковых косынки (30 р.),
- 2 пары шелковых чулок (30 р.),
- веер (20 р.),
- шелковый зонтик от дождя (60 р.),
- перо птицы марабу (75 р.).
Иван Айвазовский
«Вид Константинополя» (1849)
Иван Айвазовский
«Вид Константинополя» (1849)
На эти деньги можно было купить:
- комфортабельную четырехместную карету (2000 р.),
- бричку на рессорах (650 р.),
- мех енотовый черный (500 р.),
- 4 шапки немецкого бобра (100 р.),
- двуспальную кровать красного дерева (40 р.),
- 5 книжных шкафов (100 р.),
- 25 пудов 1 пуд — 16,58 кг. свежего ветчинного сала (100 р.),
- 8 пудов французского сыра (200 р.),
- 15 пудов французского чернослива (90 р.),
- 60 бутылок американского рома (60 р.),
- 100 больших поросят (200 р.),
- 10 пудов соленых рыжиков 1 сорта (60 р.),
- 10 пудов орехового масла (120 р.),
- 100 фунтов 1 фунт — 409,5 г. французского нюхательного табака (300 р.),
- 80 пар черных туфель (80 р.),
- 4 пуда белых восковых свечей (100 р.),
- 50 больших живописных кистей (100 р.),
- 100 плиток краски ультрамарин Ультрамарин был одной из самых дорогих красок, уступая только золоту и серебру, — его изготавливали из измельченной ляпис-лазури. В XIX веке научились производить лазурит на искусственной основе, краска из которого была дешевле. Вероятно, в данном случае приводится стоимость более бюджетного варианта. для рисования
на бумаге (100 р.), - 5 стоп голландской бумаги (100 р.).
Николай Ге
«Тайная вечеря» (1863)
Николай Ге
«Тайная вечеря» (1863)
На эти деньги можно было купить:
- 100 пудов пармезана (2600 р.),
- 20 пудов копченых окороков (100 р.),
- 100 пудов сметаны (700 р.),
- 200 крупных арбузов (600 р.),
- 250 пудов молдавского чернослива (2000 р.),
- 200 бутылок французских трюфелей Подобные бутылки описывал в «Лекциях господина Пуфа» Владимир Одоевский, слывший известным гурманом: «…бутылки трюфельные, широкогорлые, формою похожие на шампанские; в них обыкновенно привозят к нам французский трюфель». А в «Ручной книге русской хозяйки» Катерины Авдеевой, опубликованной в 1854 году, приводится полноценный рецепт деликатесных грибов: «Трюфели во Франции приготовляют следующим образом: выбирают свежие и неповрежденные, обмывают, очищают щеткой, слегка облупливают и варят четверть часа в белом виноградном вине; потом откидывают на сито и дают стечь вину, наконец кладут в бутылки, наливают прованским маслом; крепко закупорив, засмаливают». (2000 р.),
- 1000 бутылок лондонской мадеры (1000 р.),
- 500 бутылок коньяка (1000 р.).
Василий Перов
«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866)
Василий Перов
«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866)
На эти деньги можно было купить:
- пуд кубовой краски Кубовой называли синюю краску, добываемую из индиго. лучшего сорта (140 р.),
- 50 пудов муки крупичатой рыбинской (100 р.),
- 500 белых штофов Штоф — четырехгранная стеклянная бутылка с коротким горлышком и объемом 1,23 литра. (50 р.),
- 100 аптекарских склянок зеленого стекла (10 р.),
- дубовый верстак (10 р.),
- дюжину оловянных разливательных ложек (5 р.),
- 50 барашков (100 р.),
- 20 пудов черкасского мяса Название связано с городом Черкасском, где разводилась крупная порода скота, чье мясо, как указывают авторы «Поваренной книги опытной русской хозяйки» 1912 года было «самым лучшим бычачьим мясом въ петербургской мясной торговлѣ». Черкасским также называли мясо, доставляемое с юга России. (100 р.),
- 5 пудов осетровой визиги Визига — спинной хрящ (хорда) осетровых рыб. Визигу использовали как начинку для пирогов. (100 р.),
- 25 пудов сахара рафинад (200 р.),
- пуд мелкого сахарного гороха (20 р.),
- 7 бутылок французского уксуса (7 р.),
- 2 фунта молодого укропа (5 р.),
и вдобавок:
- на один день нанять ломового извозчика То есть извозчика, который занимался перевозкой тяжестей. (3 р.).
Василий Верещагин
«Туркестанская серия» Эту серию Верещагин создает после двух поездок в Туркестан: сначала, в 1867–1868 годах, он присоединяется к русской армии и участвует в обороне Самарканда, а после, в 1869 году, возвращается в Туркестан, чтобы сделать этюды и наброски. Картины серии художник пишет уже в Мюнхене. В «Туркестанскую серию» вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, изображающих военные события и восточный уклад жизни. (1871–1873)
Гонорар:
(за все картины)
Василий Верещагин
«Туркестанская серия» Эту серию Верещагин создает после двух поездок в Туркестан: сначала, в 1867–1868 годах, он присоединяется к русской армии и участвует в обороне Самарканда, а после, в 1869 году, возвращается в Туркестан, чтобы сделать этюды и наброски. Картины серии художник пишет уже в Мюнхене. В «Туркестанскую серию» вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, изображающих военные события и восточный уклад жизни. (1871–1873)
Гонорар:
(за все картины)
На эти деньги можно было купить:
- 500 живых телят (25 000 р.),
- 140 пудов паюсной черной икры Паюсной называют икру, засоленную в мешочках, паюсах, в которых она находится, сразу же после добычи. Затем ее высушивают и давят в чанах. (7000 р.),
- 5000 фунтов свежих турецких бобов (5000 р.),
- 125 пудов шотландских сельдей (10 000 р.),
- 200 пудов сушеных белых грибов (5000 р.),
- 500 пудов лучшего кофе (10 000 р.),
- 20 кирасирских палашей Палаш — оружие с длинным прямым клинком. В русской армии палаш, как правило, состоял на вооружении у тяжелой кавалерии — в частности ими рубились кирасиры, кавалеристы, носившие кирасы. (400 р.),
- 11 кавалерийских сабель (110 р.),
- 1 кг золота 95 пробы (1290 р.),
- 100 фунтов серебра 92 пробы (3000 р.),
и вдобавок:
- построить мастерскую в Мезон-Лаффит близ Парижа (80 000 франков, примерно 23 200 р.).
Иван Крамской
«Христос в пустыне» (1872)
Иван Крамской
«Христос в пустыне» (1872)
На эти деньги можно было купить:
- печь штучную с живописью (900 р.),
- 5 стоп ватмана (800 р.),
- 2 тулупа из натуральных калмыцких мерлушек То есть ягнят. (100 р.),
- 5 пудов факелов, облитых воском (100 р.),
- 10 дверных колокольчиков (100 р.),
- 10 скрипичных смычков (40 р.),
- 2 фунта выжиги Выжига — серебро или золото, которое добывалось выжиганием из нитей, снятых с галунов (тесьмы), или парчи. У слова было и другое значение: выжигами называли пройдох и обманщиков. В «Преступлении и наказании» дворник называет так Раскольникова, который вернулся посмотреть на квартиру, где произошло убийство. золоченого серебра (60 р.),
- 20 сафьянных портфелей Сафьян — тонкая мягкая кожа, выделанная из шкур коз и овец. (100 р.),
- 250 угрей в 16 вершков 1 вершок — 4,45 см. (500 р.),
- 500 щук в 18 вершков (500 р.),
- 125 фунтов клея рыбьего осетрового (500 р.),
- 30 пудов мышкинской овсяной крупы (300 р.),
- 50 пудов чухонского масла Чухонцами называли финнов, живших в окрестностях Петербурга, а чухонское масло — это сливочное масло (под «русским маслом» обычно понималось масло из топленого молока). (500 р.),
- 500 пудов мелкой соли (500 р.),
- 100 пудов сушеной дули То есть груши. (500 р.),
- 125 пар пулярок То есть хорошо откормленных куриц. (500 р.).
Василий Поленов
«Московский дворик» (1878)
Василий Поленов
«Московский дворик» (1878)
На эти деньги можно было купить:
- мягкий красный лисий мех (125 р.),
- 3 тулупа, крытых синим сукном (105 р.),
- 10 пар железных ведер (20 р.),
- 10 простых саней (50 р.),
- 20 пар мужских лайковых Лайка — сорт мягкой овечьей или козьей кожи. перчаток (30 р.),
- 4 драдедамовых Драдедам, или «дамское сукно» в переводе с французского, — легкая шерстяная ткань. платка шириной 2 аршина 1 аршин — 71,1 см. (20 р.),
- 20 пар кожаных туфель с задниками (20 р.),
- 2 пуда пеньковой пряжи (20 р.),
- 2 пуда петельного гаруса Гарус — это шерстяная пряжа, которую использовали для шитья и вышивания. (20 р.),
- 20 тульских щипцов для колки сахара (20 р.),
- 20 низких подсвечников из желтой меди (20 р.),
- 500 бутылок черного русского пива (50 р.).
Архип Куинджи
«Лунная ночь на Днепре» (1880)
Архип Куинджи
«Лунная ночь на Днепре» (1880)
На эти деньги можно было купить:
- 100 форелей в 14 вершков (2000 р.),
- 450 лещей в 8 вершков (900 р.),
- 160 пудов свежего свиного сала (800 р.),
- 10 пудов цареградского изюма (100 р.),
- 5 пудов горького миндаля (100 р.),
- 10 пудов сушеной вишни (100 р.),
- 40 пудов крупных соленых груздей (200 р.),
- 50 бутылок ямайского рома (100 р.),
- 10 шуб из волчьего меха (400 р.),
- 200 больших деревянных фонарей со стеклами (100 р.),
- 20 пудов сальных огарков (100 р.),
- 50 больших фаянсовых умывальников (100 р.).
Василий Суриков
«Утро стрелецкой казни» (1881)
Василий Суриков
«Утро стрелецкой казни» (1881)
На эти деньги можно было купить:
- мех куницы (1000 р.),
- мех медвежий русский серый (200 р.),
- бобровый воротник (300 р.),
- 96 сырых бычьих кож (2400 р.),
- 4 пуда желтых восковых свечей (100 р.),
- 100 бутылок красного вина шато-лафит (500 р.),
- 100 бутылок десертного токайского вина (300 р.),
- 100 бутылок ликера кюрасао (500 р.),
- 2000 бутылок кислых щей Кислыми щами, или штами, которые упоминались в «Мертвых душах» Гоголя и «Арапе Петра Великого» Пушкина, называли разновидность шипучего кваса. (200 р.),
- 10 унций 1 унция — 28,3 г. восточного мускуса (600 р.),
- 100 пар козловых башмаков (300 р.),
- 80 фунтов берлинской цветной шерсти (400 р.),
- 100 фунтов китового уса (600 р.),
- 200 фунтов одеколона (200 р.),
- 1000 плиток краски сурик Сурик — минеральная краска оранжевого или красно-коричневого цвета, в составе которой преобладает железо. (400 р.).
Николай Ге
«Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого» (1884)
Николай Ге
«Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого» (1884)
На эти деньги можно было купить:
- 160 стоп писчей бумаги (400 р.),
- простую телегу с колесами на железных осях с оковкою (100 р.),
- 20 пудов сухарей обыкновенных (100 р.),
- 250 яблок крымский ранет (100 р.),
- 50 пудов манной крупы (100 р.),
- 60 кочанов белой капусты (30 р.),
- 80 вил (40 р.),
- 10 плотничьих топоров (10 р.),
- 10 пил для дров (10 р.),
- 10 мотыг (10 р.),
- 40 пар русских валенок (100 р.).
Илья Репин
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
Илья Репин
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
На эти деньги можно было купить:
- черный лисий мех (7000 р.),
- 3 хребтовые шкуры куницы (2100 р.),
- 140 баранов (3500 р.),
- 9 пудов свежей садковой икры Садковая икра добывалась из рыбы, выращенной в садках. Садками называли искусственные водоемы или речные суда, приспособленные для сохранения и выращивания рыбы. (900 р.)
- 5 фунтов шафрана (100 р.),
- 10 пудов сушеной черники (100 р.),
- 4 сосновых чана с крышкой объемом от 30 до 40 ведер (100 р.),
- 2 пуда росного ладана Росный ладан — смола тропических деревьев, которая использовалась как замена более дорогому настоящему ладану на церковных службах. Росный означает «полный росы» — по аналогии с росной травой или росным утром. (300 р.),
- 10 пудов еловых почек (100 р.),
- 4 револьвера системы Смита-Вессона (100 р.),
- 10 кортиков (100 р.),
- 20 мясорубок (100 р.).
Иван Шишкин, Константин Савицкий
«Утро в сосновом лесу» (1889)
Иван Шишкин, Константин Савицкий
«Утро в сосновом лесу» (1889)
На эти деньги можно было купить:
- 350 сосновых бревен длиной 5 саженей 1 сажень — 2,16 м. и толщиной от 3,5 до 4 вершков (700 р.),
- 140 саженей сосновых дров длиной от 8 до 9 вершков и толщиной от 2 до 6 вершков (700 р.),
- 20 дубовых бочонков объемом от 8 до 10 вёдер (100 р.),
- 25 пудов белого казанского меда (500 р.),
- 50 фунтов цветочного чая (100 р.),
- 100 фунтов малинового варенья в паточном сиропе (20 р.),
- 40 фунтов мармелада (10 р.),
- 50 зайцев-русаков (50 р.),
- 50 пар тетеревов (50 р.),
- 15 пудов сиговой икры (300 р.),
- 20 пудов хмеля (300 р.),
- мех скунсовый для шубы (400 р.),
- 2 аршина лионского бархата двойной ширины (150 р.),
- 10 аршинов иностранного плюша (300 р.),
- 30 аршинов заграничного сатина (300 р.),
- 5 шелковых галстуков (10 р.),
- 5 резиновых подтяжек (10 р.).
Илья Репин
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
(1880–1891)
Илья Репин
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
(1880–1891)
На эти деньги можно было купить:
- усадьбу Здравнёво в Витебской губернии (12 000 р.)
- 2 хребтовые шкуры соболей (6000 р.),
- 2 меховые шкуры голубого песца (2000 р.),
- меховую шкуру камчатского бобра (1500 р.),
- 100 пудов конского волоса (5000 р.),
- 100 пудов пряденой бумаги для светильни Устаревшее название фитиля. (3200 р.),
- 500 пудов мелкой стерляди (5000 р.),
- 100 свежих турецких огурцов (300 р.).
Виктор Васнецов
«Богатыри» (1881–1898)
Виктор Васнецов
«Богатыри» (1881–1898)
На эти деньги можно было купить:
- 10 кавалерийских седел (400 р.),
- 40 офицерских шашек (400 р.),
- 4 конные щетки (10 р.),
- 180 пудов прессованного сена (90 р.),
- 1000 медных крестиков (10 р.),
- квадратную сажень дикого камня Диким камнем называют природный необработанный камень, часто серого цвета. (90 р.),
- 80 простых рабочих дровней с оковкою (2000 р.),
- 40 пудов кастрюль из зеленой меди Металлическую посуду могли продавать по весу, например пудами. (800 р.),
- 1000 полушерстяных вязаных шарфов (500 р.),
- 800 пудов картофельной патоки (1600 р.),
- 400 пудов саек из крупичатой муки Сайка — булка или хлебец из пшеничного теста. (1200 р.),
- 800 пудов сомовины (2400 р.),
- 400 пудов коренной севрюги (3200 р.),
- 1500 пар цыплят (1500 р.),
- 200 пудов немецкого риса (800 р.).
Валентин Серов
«Портрет императора Николая II» (1900)
Валентин Серов
«Портрет императора Николая II» (1900)
На эти деньги можно было купить:
- 2 меховые шкуры черного американского медведя (2000 р.),
- 2 хребтовые меховые шкуры норки (1000 р.),
- 10 пар золоченых адмиральских эполет (280 р.),
- лейб-гусарскую шапку (200 р.),
- 10 пудов черной глянцевой кожи ливонского скота Ливонскую породу выводили в Прибалтийском крае и использовали как для работы в поле, так и для добычи мяса. (300 р.),
- рубленый романовский полушубок Романовским полушубком при Петре I начали называть дубленку. Название пошло от места, города Романов, где разводили овец с густой шерстью, использовавшейся для пошива дубленок. Во время Первой и Второй мировой войны такие теплые и удобные полушубки носили фронтовые офицеры и врачи. (50 р.),
- 5 пар поярковых То есть из шерсти ягненка, полученной от первой стрижки. валенок (50 р.),
- 1000 астраханских сельдей (100 р.),
- 10 бутылок двойной горькой водки (10 р.),
- 40 банок огурчиков (10 р.).
Михаил Врубель
«Демон поверженный» (1902)
Михаил Врубель
«Демон поверженный» (1902)
На эти деньги можно было купить:
- 100 пудов сдобных сухарей (1000 р.),
- 70 пудов свежей осетрины (700 р.),
- 50 пудов макарон (200 р.),
- 50 пудов подсолнечного масла (300 р.),
- 50 пудов бензина (200 р.),
- 50 пудов русской сажи Сажа использовалась как сырье в производстве и изготавливалась на специальных сажевых заводах. Из нее в том числе производили черные краски. (100 р.),
- 8 матрасов, набитых конским волосом (400 р.),
- 10 фунтов лебяжьего пуха (40 р.),
- 10 костяных гребенок (10 р.),
- 10 фунтов французского шелка для шитья (50 р.).
Николай Рерих
«Город строят» (1902)
Николай Рерих
«Город строят» (1902)
На эти деньги можно было купить:
- 10 кубических саженей подольского бута Бут — камень для строительства, часто использующийся для фундаментов. Его получают при взрывании сплошных пород. (400 р.),
- 1000 огнеупорных английских кирпичей (130 р.),
- 10 стремянных лестниц (60 р.),
- 18 парусиновых ведер (18 р.),
- 100 пудов кисло-сладкого ржаного хлеба (100 р.),
- 20 пудов топленого бараньего сала (100 р.),
- 100 пудов вермишели (500 р.),
- 100 фунтов аравийского кофе мокко (100 р.),
- 750 бутылок фруктового сиропа (750 р.),
- 200 пар рябчиков (200 р.),
- десяток яиц (50 коп.),
и вдобавок:
- на один месяц нанять землекопа, плотника, кровельщика и печника (139,5 р.),
- перевезти громоздкие предметы на подводе в черте города (2 р.).
Павел Филонов
«Головы» (1910)
Павел Филонов
«Головы» (1910)
На эти деньги можно было купить:
- дюжину мужских шерстяных фуфаек (50 р.),
- дюжину полушерстяных кальсон (15 р.),
- чугунный утюг с поддувалом (3 р.),
- простую железную односпальную кровать (5 р.),
- тиковый односпальный матрас Тик — плотная льняная или хлопчатобумажная ткань для мебели, перин, часто полосатой расцветки. (15 р.),
- 2 цветных байковых одеяла 3×2 аршина (36 р.),
- 2 тиковые подушки, набитые пером (11 р.),
- 2 фунта телячьих котлет (1 р.),
- железную никелированную сковороду с ручкой (6 р.),
- хлебный нож (1 р.),
- терку (1 р.),
- жестяной чайник (1 р.),
- 2 медных кофейника (6 р.),
- железную ванну (5 р.),
- большое корыто (4 р.),
- рукомойник с тазиком и таганом То есть с подставкой. (7 р.),
- дюжину полотенец с каймою и бахромою (15 р.),
- 2 стальные бритвы (6 р.),
- 10 зубных щеток (5 р.),
- врачебный термометр (5 р.),
- 2 бутылки дезинфекционной жидкости «Джеймс» (2 р.).
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив
Слайд 1
Проект Золотое сечение Выполнили: ученицы 6 “ б ” класса ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева Кусакина А настасия и Кажаева Марина 2018 ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева
Слайд 2
Цель проекта: расширение знаний о золотом сечении и исследование гармонии окружающего мира, вытекающей из принципа золотого сечения. Задачи проекта: найти дополнительную информацию о золотом сечении, показать его практическое применение в разных сферах и провести эксперимент с элементами золотого сечения. Гипотеза: золотое сечение — основополагающий принцип красоты и гармонии.
Слайд 3
Определение Золотого сечения Золотое сечение – гармоническая пропорция. В математике пропорцией (лат. proportio ) называют равенство двух отношений: a : b = c : d. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. b: a= c:b ≈ 1,618
Слайд 4
История Золотого сечения Как научное понятие золотое сечение вошло в обиход во времена Пифагора, а именно в VI веке до нашей эры. До Пифагора знания о подобном соотношении на практике использовали в Древнем Египте и Вавилоне. Ярким свидетельством этого являются пирамиды, для построения которых использовали именно такую золотую пропорцию.
Слайд 5
Золотое сечение в математике
Слайд 6
Золотое сечение в архитектуре Архитекторы ещё в древности знали о существовании золотого сечения. Они пытались добиться максимальной прочности и гармонии резиденций царствующих особ, церквей, ратуш и зданий, имеющих особое социальное значение в обществе. Парфенон Собор Василия Блаженного Собор Парижской Богоматери Пентагон Пирамида Хеопса
Слайд 7
В современном дизайне немало строительных фирм выполняют проектирование частных домов, используя принципы и понятия золотого сечения. Такой дом очень удобный и гармоничный в пользовании. Можно выполнить перепланировку комнат или расстановку мебели в золотом сечении. Также можно подбирать цветовые решения. В этом случае соблюдают упрощенное значение золотого сечения – 2/3. Золотое сечение в современном дизайне Основным цветовым фоном следует занять 60% пространства комнаты. Оттеняющий оттенок занимает 30% помещения. Оставшаяся площадь поверхностей закрашивается близкими друг к другу тонами, усиливающими Восприятие выбранного цвета.
Слайд 8
И. И. Шишкин «Корабельная роща» Золотое сечение в живописи На картине И. И. Шишкина ярко освещенная солнцем сосна делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны — освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. При желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше. Используя пропорции золотого сечения, художники вовлекают зрителя в рассматривание изображения. В такие моменты человек, даже не искушённый в искусстве, подсознательно понимает, что картина ему чем-то нравится, что на неё приятно смотреть.
Слайд 9
Леонардо Да Винчи «Джоконда» Картина Леонардо да Винчи «Джоконда» основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Золотое сечение в живописи Андрей Рублёв «Троица» На картине «Троица» Андрея Рублёва можно увидеть вертикальное золотое сечение.
Слайд 10
Современные фотографы успешно используют золотое сечение в своём творчестве. Применение этого правила позволяет концентрировать взгляд человека на главных точках композиции. Картинка выглядит гармоничной, концептуальной. Зритель с удовольствием рассматривает детали, увлекается сюжетом. Фотография обретает динамику, становится интересной мини-историей с заданной мастером тематикой. Золотое сечение в фотографии
Слайд 11
Исследования поэтических произведений с позиции золотого сечения только начинаются. Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина «Сапожник»: Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник, Вот, подбочась , сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво … А эта грудь не слишком ли нага? Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не выше сапога!« Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах! Стихотворение состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая (мораль притчи) в 5 строк (13, 8, 5 — числа Фибоначчи). Характерно, что и первая часть этого стиха (13 строк) по смысловому содержанию делится на 8 и 5 строк, то есть всё стихотворение построено по законам золотой пропорции. Золотое сечение в поэзии
Слайд 12
В 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся между собой в отношении золотого сечения. Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено золотых сечений. Композитор и ученый М.А.Марутаев подсчитал количество тактов в знаменитой сонате «Аппассионата» и нашел ряд интересных числовых соотношений. В частности, в разработке – центральной структурной единице сонаты, где интенсивно развиваются темы и сменяют друг друга тональности, — два основных раздела. В первом 43,25 такта, во втором – 26,75. Отношение 43,25:26,75=0,618:0,382=1,618 дает золотое сечение . Золотое сечение в музыке
Слайд 13
Если условно считать рост человека равным 100 %, то, согласно золотому сечению, части целого будут составлять 62 % и 38 %. Это относится как ко всей фигуре человека, так и к отдельным его частям: рукам, лицу, частям лица и т. д. Этот «секрет» лежит в основе правильного эскиза любой модели. Золотое сечение в моде Модели одежды, в которых реализовано «золотое сечение»
Слайд 14
Золотое сечение в природе Начиная с вирусов и растений и заканчивая организмом человека, всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Золотое сечение признано универсальным законом живых систем.
Слайд 15
Золотое сечение в пропорциях тела Кости человека выдержаны в пропорции, близкой к золотому сечению. И чем ближе пропорции к формуле золотого сечения, тем более идеальным выглядит внешность человека. Точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.
Слайд 16
Идеальные лица с точки зрения Золотого сечения Меган Фокс Екатерина Стриженова Оксана Фёдорова Жанна Фриске Анастасия Заворотнюк Дженифер Лопес
Слайд 17
Экспериментальная работа Исследование со скамейкой В эксперименте участвовало 11 человек. Мы предложили ребятам сесть на скамейку так, как им удобно. Все сели ни с самого края, ни посередине. 63 % всех участников сели в «золотой пропорции»
Слайд 18
Имена учащихся, принявших участие в эксперименте Высота лица/ширина лица Рас-е от подбородка до центральной точки соединения губ/ рас-е от центральной точки соединения губ до основания носа Ширина рта /ширина носа Данил 1,66 1,62 1.5 Марина 1,65 1,3 1,3 Женя 1,6 1,61 1,5 Вика 1,61 1,62 1,5 Полина 1.66 1.3 1.25 Ксюша 1,59 1,66 1,29 Таня 1.7 1.7 1.6 Егор 1,6 1,53 1,7 Ангелина 1,59 1,66 1,38 Кирилл 1.69 1.75 1,3 Миша 1,62 1,75 1,5 Настя 1,62 1,8 1,45 Саша 1,5 1,62 1,3 Миша 1,6 1,5 1,6 Экспериментальная работа «Идеальное лицо»
Слайд 19
Источники информации http://fb.ru/article/243562/zolotoe-sechenie-eto-zolotoe-sechenie-piramidyi-formula-zolotogo-secheniya http://textarchive.ru/c-2062725-p2.html http://studopedya.ru/1-95514.html
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
От большинства аналогов по мощности и эффективности, представленных в продаже, блоки питания ADATA серии CORE REACTOR отличаются стандартной длиной 140 мм (что актуально при сборке производительных систем в компактных корпусах), качественной элементной базой и длительной, десятилетней гарантией производителя при относительно умеренной цене.
Такими характеристиками, как 140-мм длина, сертификат 80 PLUS Gold, полностью модульная конструкция, мощность 850 Вт и одновременно более низкая стоимость, могут похвастаться только две модели блоков питания, представленные на российском рынке. Первая — проблемный GIGABYTE GP-P850GM, вторая — бюджетный CHIEFTRONIC PowerUp GPX-850FC с короткой гарантией и дешевыми конденсаторами.
Всего в серию ADATA CORE REACTOR входит три модели мощностью 650, 750 и 850 Вт. К нам на тест попала наиболее мощная модель.
⇡#Упаковка, комплект поставки, внешний вид
Черно-красно-белая упаковка выглядит достаточно эффектно и радует глаз фотографиями блока питания с различных ракурсов.
Наибольший объем данных представлен на нижней грани и на оборотной стороне коробки. Снизу перечислены основные особенности БП (в частности, FDB-вентилятор с интеллектуальной системой контроля оборотов, только японские конденсаторы с рабочей температурой до 105 °C и реализованные схемы защиты).
Оборотная сторона коробки содержит подробные сведения о размерах устройства, организации кабельной системы, а также входных и выходных электрических параметрах. Кроме того, приведен график зависимости скорости вращения вентиляторов от нагрузки (забегая вперед, отметим, что он весьма близок к зафиксированным нами параметрами).
В целом оформление упаковки весьма удачно как с точки зрения оформления, так и с позиции информативности.
Комплект поставки включает в себя многоязычную печатную инструкцию на качественной глянцевой бумаге с отличной полиграфией, листок с наклейками XPG, кабель питания, крепежные винты и сумку из синтетической ткани с застежкой-липучкой для хранения неиспользованных модульных кабелей.
Корпус блока питания имеет стандартные размеры 140 × 150 × 86 мм, что вкупе с полностью модульной конструкцией позволит разместить его в любом корпусе, поддерживающем блоки питания ATX, включая самые компактные.
На переднюю панель блока питания вынесены разъемы для подключения модульных шлейфов. В наличии один разъем для основного 20+4-контактного шлейфа питания, пять разъемов для подключения дополнительного питания процессора и видеокарт и четыре «периферийных» для шлейфов с разъемами питания SATA и Molex. Все контактные группы подписаны, а расположение ключей в колодках не позволит воткнуть «периферийный» кабель в разъем для питания CPU/GPU.
120-мм вентилятор охлаждения смещен в сторону от центра крышки корпуса и закрыт решеткой оригинальной формы с логотипом XPG в центре.
На боковинах расположены подштамповки оригинальной формы, оживляющие внешность столь утилитарного устройства, как компьютерный блок питания. Также на боковинах нанесено название серии БП.
Задняя панель забрана вентиляционной решеткой. На ней размещены разъем сетевого кабеля и выключатель питания. На дне корпуса имеется наклейка с информацией о модели и таблицей электрических параметров.
⇡#Технические характеристики
Производитель | ADATA |
Модель | XPG CORE REACTOR 850 GOLD |
Подключение кабелей | Полностью модульное |
Максимальная мощность нагрузки, Вт | 850 |
Сертификация 80 PLUS | Gold |
Сертификация Cybenetics | Platinum (эффективность), A- (уровень шума) |
Версия ATX | ATX12V 2.52 |
Параметры электросети | 100-240 В, 12-6 А, 47-63 Гц |
КПД | > 90% |
PFC | Активный |
Защита нагрузки | OVP (защита от превышения напряжения) |
OPP (защита от превышения мощности) | |
OCP (защита от превышения силы тока) | |
UVP (защита от понижения напряжения в сети) | |
SCP (защита от короткого замыкания) | |
OTP (защита от превышения температуры) | |
SIP (защита от скачков входного напряжения и бросков тока при включении устройства) | |
NLO (экcплуатация без нагрузки) | |
Габариты, мм | 140 × 150 × 86 |
Масса, кг | 1,45 (блок питания) + 1,08 (кабели) |
Наработка на отказ (MTBF), ч | 100 тыс. |
Гарантийный срок, лет | 10 |
Ориентировочная розничная цена, руб. | 12 000 |
Таблица с электрическими параметрами, размещенная на дне блока питания, сообщает о том, что все 850 Вт общей выходной мощности могут быть направлены на канал 12 В. Допустимая суммарная нагрузка на линии 3,3 и 5 В составляет 120 Вт, чего с большим запасом достаточно для любой современной системы. Дежурное питание допускает нагрузку до 3 А.
Для блока питания заявлена возможность работы при температуре окружающего воздуха до 50 °C. Это является хорошим показателем — многие модели рассчитаны на работу с полной мощностью при температуре окружающей средыдо 40 °C. Допустимые отклонения основных напряжений составляют не более 2% от номинала (при допустимых стандартом ATX отклонениях до 5%). Имеется также полный набор защитных технологий и поддерживается работа при нулевой нагрузке.
Модель сертифицирована по уровню эффективности 80 PLUS Gold. Гарантия производителя составляет впечатляющие 10 лет — один из лучших показателей в сегменте.
⇡#Кабели
Кабельная система вполне соответствует современным требованиям как по ассортименту доступных разъемов, так и по длине. Шлейфы питания с разъемами SATA и Molex 4-pin имеют плоскую конструкцию, а остальные снабжены нейлоновой оплеткой.
Для информации мы приведем длину кабелей. Расстояние между разъемами там, где их имеется больше одного, составляет 15 см. Набор разъемов питания:
- 1 × 20+4 контакта (65 см);
- 2 × ATX12V (4+4 контакта) — питание CPU (65 см);
- 6 × 6+2 контактов — дополнительное питание плат PCIe (65 см до первого разъема);
- 12 × SATA (50 см до первого разъема);
- 4 × Molex (50 см до первого разъема).
Можно отметить весьма значительное для мощности 850 Вт количество разъемов 6+2 pin PCI-E (причем с возможностью гибкой конфигурации: два шлейфа имеют по два разъема и два — по одному) и целых 12 разъемов питания SATA.
Официальной информации о сечении проводов изготовитель не предоставляет, равно как нет и маркировки на самих проводах. Но визуальный осмотр говорит о том, что в шлейфах питания с разъемами SATA и Molex 4-pin используются провода с типичным сечением 18 AWG, а в шлейфах для CPU и PCI-E применяются провода увеличенного сечения — 16 AWG.
⇡#Конструкция, внутреннее устройство
Внутренние компоненты охлаждаются 120-мм вентилятором HohgHua HA1225H12B-Z с гидродинамическим подшипником. Номинальная скорость вращения вентилятора — 2200 об/мин, однако, по заявлениям изготовителя, в данном блоке он работает на скоростях от 660 до 1800 об/мин (±10%). Часть площади крыльчатки прикрыта экраном из прозрачной пленки для оптимизации воздушных потоков внутри корпуса блока питания.
В основе XPG CORE REACTOR лежит современная платформа с использованием резонансной LLC-топологии — типичное решение для современных блоков питания высокого класса. Оригинальным изготовителем платформы является компания Channel Well Technology (CWT).
Как и положено современному решению высокого класса, в блоке используется независимая регулировка напряжений на основе преобразователей постоянного тока. Дочерняя плата с преобразователями DC-DC, трансформирующая основное напряжение 12 В в 3,3 и 5 В, размещена в правом верхнем углу основной печатной платы, перед панелью с модульными разъемами.
Для управления платой DC-DC используется микросхема APW7159C — наиболее распространенное решение для этой задачи.
Еще одна обнаруженная нами управляющая микросхема — контроллер PFC CM6500UNX, размещенный на дочерней плате у левого края основной печатной платы.
Контроллер SLS (SRC/LLC+SR) представлен микросхемой Champion Micro CU6901VAC, размещенной на дочерней плате между двумя небольшими трансформаторами, поблизости от панели с модульными разъемами.
Электролитические конденсаторы представлены массивной «банкой» емкостью 680 мкФ производства Nippon Chemi-Con на входе и конденсаторами Nippon Chemi-Con и Rubycon в выходных цепях — что вполне соответствует заявлению производителя об использовании исключительно японских конденсаторов.
Также в выходных цепях используются твердотельные конденсаторы, судя по маркировке, произведенные другой японской компанией — Nichicon. Твердотельные конденсаторы также присутствуют на плате с модульными разъемами в качестве сглаживающих.
Область возле входа сетевого шнура снабжена экраном из медной фольги.
Входной фильтр включает вполне достойный набор из пары синфазных дросселей в черной обмотке (один — в «огороженной» медным экраном зоне, второй — вне ее), двух конденсаторов CX и шести конденсаторов CY (часть конденсаторов распаяна на входе шнура питания), дополненных плавким предохранителем и варистором.
Общее качество сборки не вызывает нареканий: пайка аккуратная, следы неотмытого флюса отсутствуют, на монтажном клее в необходимых местах и термоинтерфейсе в точках прилегания силовых элементов к радиаторам не экономили.
⇡#Методика тестирования
Методика тестирования, принятая в 3DNews, описана в отдельной статье, которая рекомендуется к прочтению для ознакомления с конструкцией компьютерных блоков питания и их основными характеристиками. Обращайтесь к ней, чтобы узнать, зачем нужен и как работает тот или иной компонент, упомянутый в обзоре, и как интерпретировать результаты тестирования.
⇡#Результаты тестирования
ADATA XPG CORE REACTOR 850 GOLD в ходе теста КПД показывает весьма высокие результаты (которые, впрочем, отчасти являются следствием погрешности измерений бытового ваттметра, занижающего мощность «из розетки» при средних и больших нагрузках). В целом же зафиксированные результаты сравнимы с теми, что показывали прочие «золотые» модели, прошедшие через наши тесты.
Ближе к реальным значениям эффективности будут результаты отчета о сертификации 80 PLUS для ADATA XPG CORE REACTOR 850 GOLD (на 10/20/50/100% мощности был зафиксирован КПД 86,35/90,88/91,47/88,79% соответственно). Поскольку эти значения получены в сети 115 В, в сети 230 В показатели КПД окажутся на 1-2 % выше.
Представленный на коробке график работы системы охлаждения оказался весьма близок к реальности. Стартовые обороты незначительно (в пределах заявленного десятипроцентного допуска) превысили обещанный уровень в 660 об/мин, зато даже на 60% выходной мощности повышения оборотов зафиксировано не было.
Линейный рост скорости вращения крыльчатки был отмечен при достижении уровня 60% от номинальной выходной мощности. Максимальная скорость вращения вентилятора оказалась несколько выше заявленной производителем на графике даже с учетом допуска в ±10%
В целом можно констатировать, что до 60% нагрузки блок питания практически бесшумен, ощутимый акустический дискомфорт начинается при нагрузке более 80% (а при 90-100% мощности шум вентилятора уже откровенно навязчив). Но в целом это вполне обычный результат для блоков питания подобной мощности — особенно компактных, с охлаждением 120-мм вентилятором.
Кросс-нагрузочные характеристики блока практически идеальны. Выход за 1% отклонений от номинала наблюдается только по линии 12 В — причем при перекосах напряжений, практически недостижимых в реальной системе (довольно высокие нагрузки по линиям 3,3 и 5 В при крайне незначительной мощности по линии 12 В).
Шина 12 В, высокочастотные пульсации
Шина 12 В, низкочастотные пульсации
Шина 5 В, высокочастотные пульсации
Шина 5 В, низкочастотные пульсации
Средний уровень пульсаций по линии 5 В составляет около 10 мВ, а по линии 12 В — около 15 мВ, что является очень хорошим результатом. Периодические высокие всплески, наблюдаемые на скриншотах, относятся к особенностям работы измерительного оборудования — они отмечаются и при нулевой нагрузке на блок.
⇡#Выводы
Блок питания ADATA XPG CORE REACTOR 850 GOLD продемонстрировал отличную стабильность напряжений, небольшой размах пульсаций и вполне достойную своего уровня сертификации эффективность.
Небольшие размеры, полностью модульная конструкция и достаточная длина кабелей делают блок одинаково удобным как для установки в компактные корпуса, так и для использования в «больших башнях».
Не вызывает нареканий ни качество сборки, ни уровень примененных компонентов. Акустический комфорт также вполне хорош, за исключением работы при нагрузке, близкой к максимальной (но в таких условиях обычно в системе найдутся и другие источники не меньшего шума).
Цена также выглядит вполне привлекательной: более доступные по цене модели в классе полностью модульных «золотых» блоков питания 140-мм длины основаны на более дешевых компонентах и обеспечиваются значительно более коротким гарантийным сроком, а сравнимые по качеству исполнения и гарантийному сроку модели (например, Seasonic FOCUS GX-850) стоят ощутимо дороже.
В конечном итоге, если длина блока питания не критична, для CORE REACTOR 850 GOLD можно найти немало достойных конкурентов как по качеству, так и по цене. Однако если особенности корпуса требуют применения БП именностандартной 140-мм длины — рассмотренная нами сегодня модель выглядит оптимальным выбором по соотношению цены и качества.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.