Рассказ о журнале мурзилка 3 класс литературное чтение

Литературное чтение, 3 классурок 57 н.н. носов. федина задача перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:юмористические рассказы.2. анализ произведения н.н. носова федина

Литературное чтение, 3 класс

Урок 57 Н.Н. Носов. «Федина задача»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Юмористические рассказы.

2. Анализ произведения Н.Н. Носова «Федина задача».

Тезаурус по теме:

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.  По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

Юмор – способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны; изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде. Юмор – характерная черта произведений народного творчества, в которых высмеиваются жадность, глупость и т.д.

Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. В сатирических произведениях для обличительного эффекта могут использоваться разнообразные комические средства, в том числе.

Идея текста — главная мысль произведения.

Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Состоит из целого предложения, содержащего нравоучение, примету или предостережение.

Ключевые слова

Рассказ, юмор, сатира, идея текста, пословица.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Аудиокнига Н. Носова «Федина задача» [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа: https://deti-online.com/audioskazki/rasskazy-nosova-mp3/fedina-zadacha/ — свободный.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
  4. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. – 3-е издание/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2007, — 224 с.

Фоновая мелодия (закадровый голос озвучивает цели и результаты)

На уроке мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Федина задача».

Научимся анализировать прозаический текст, выделять главную мысль и идею, обобщать, доказывать, делать выводы.

Сможем составить алгоритм «Как правильно делать домашнее задание» на основе изученного произведения.

Цели урока:

  • познакомить с новым произведением Н.Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст, делать выводы;
  • развивать речь, логическое мышление, творческие способности обучающихся, восприятие текста на слух; чувство юмора;
  • воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.

Основное содержание урока

1.Знакомство с рассказом Н. Носова происходит в ходе разговора с вымышленным персонажем Алисой и Юрой Сорокиным (другом главного героя).

А.: Юра, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Литературии. Помнишь, здесь живет замечательный писатель — Николай Николаевич Носов. Он написал много произведений, которые любят читать и взрослые и дети.

Николай Николаевич Носов (10 (23) ноября 1908, Киев — 26 июля 1976, Москва) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Из выступления автора: «Почему я стал юмористом? Когда я, совсем ещё младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный…».

Он родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве на Украине, в семье эстрадного артиста и певца, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником… Мать – Варвара Петровна – была рукодельница, певунья. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен. Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил».

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники» — он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка. Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».

После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», Незнайка в Солнечном городе». Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

(Изучение интернет-галереи изданий Н.Н. Носова)

А.: Мы вспомнили и увидели в нашей галереи много произведений Носова. Давай назовем самые известные. Вот подсказка: отгадай по первым буквам произведения Н. Носова и допиши названия. И мы увидим самые известные произведения автора.

(Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н. Носова)

А.: Молодец, Юра! Ты знаешь, Николай Николаевич Носов – очень интересная личность.

А.: Я очень люблю рассказы – это небольшие художественные произведения, в которых изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни. Юра, угадай, какой рассказ Носова Н. я хотела бы прочитать сегодня. Я подскажу: чтобы узнать, как называется произведение, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание и расшифровать его: «Ачадаз анидеф».

Задание «Расшифровать название рассказа («Федина задача»)»

Ю.: Конечно, я знаю. Это рассказ про моего друга Федю Рыбкина. Называется «Федина задача». Алиса, попробуй предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? Как ты думаешь?

А.: Я думаю, что это рассказ о том, как Федя решал задачу.

Ю.: Что же, давай проверим, верно ли ты предположила. Но, прежде чем слушать этот рассказ, нужно повторить, что значат трудные слова и непонятные выражения, которые встретятся нам в тексте.

Словарная работа: задачник – учебник; отрегулировал – настроил; репродуктор – радиоприемник; рокочущий бас — громкий грубый голос; чурбан — глупый человек; кафтан — удлиненный пиджак; титулярный советник – чиновник; растолковал – объяснил, сообщил кому-либо суть, подробности смысла чего-либо.

А.: Хорошо, я запомнила. Теперь можно слушать рассказ.

Прослушивание аудиокниги (текст читает заслуженный артист РФ Л.Дуров)

Ю.: Алиса, получается, что Федя так и не смог самостоятельно решить задачу. Интересно, почему? Что стало главной причиной?

А.: Давай попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

А.: Думаю, для этого сначала нужно восстановить последовательность событий рассказа. Давай посмотри на основные смысловые части текста и поставим их в правильной последовательности.

Задание. Установите верную последовательность «Цитатный план).

А.: Хорошо. Юра, теперь давай внимательно прочитаем еще раз первую часть рассказа и ответим на возникающие вопросы.

Читаем отрывок до слов «и сел за стол».

А.: Сестра Феди Рыбкина сначала сделала уроки, а потом пошла отдыхать и гулять. А как поступил Федя?

Ю.: Федя сначала сходил на каток, а потом пошел домой делать уроки. Но он пришел и сел самостоятельно решать задачу по математике. Он понимал, что надо сделать уроки.

А.: Обрати внимание, что сделал Федя, в первую очередь. Он включил радио, решил делать уроки под музыку, чтобы было веселее. Федя правильно сделал? Ты тоже так выполняешь задания?

Ю.: Нет. Я думаю, что это плохая привычка. Я сначала внимательно выполняю задание, а потом слушаю музыку по радио, смотрю телевизор, иду гулять или играю.

Ю.: Мне кажется, что я уже начинаю понимать, что помешало Феде решить задачу. Давай читать дальше.

Читаем второй отрывок до слов «по три тонны муки?…» и слушаем фрагменты музыкальных произволений и видео-презентаций.

А.: Итак, Федя должен был решить задачу по математике, но не мог сосредоточиться, потому что включил радио. Все песни прослушал, а задачу так и не понял…Он читал текст задачи и слушал текст песен, поэтому постоянно сбивался и не сумел понять условия и решить задачу.

Ю.: Федя делает сразу несколько дел. Однако нельзя делать два дела одновременно, это мешает сосредоточиться. Я бы ему посоветовал выключить радио и прочитать условия задачи в тишине. Я уверен, что он бы сразу ее понял и сумел решить самостоятельно.

А.: Я с тобой согласна. Но не все так просто.

Читаем третью часть до слов «не счесть алмазов» и слушаем фрагменты музыкальных произволений и видео-презентаций.

Ю.: Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши. Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио…

А.: А почему же он просто его не выключил? Давай дочитаем рассказ до конца.

Читаем третью часть до конца и слушаем фрагменты музыкальных произволений и видео-презентаций.

А.: Я считаю, что Федя — лентяй, который не хочет думать над решением задачи, он усыпляет свою совесть и хочет переложить бремя раздумий над задачей на школьного товарища. Ведь заканчивается рассказ тем, что Федя идет к своему другу.

Ю.: Да. Федя пришел ко мне. Мы – хорошие друзья… Мы вместе сели в тишине, чтобы нам никто не мешал, и решили эту задачу. Хотя я считаю, что он мог бы сам ее решить, если бы не отвлекался и не ленился.

А.: Задачу Феде понять не удалось. А сможем ли мы вспомнить, какие слушали музыкальные произведения и в какой последовательности?

Ю.: Давай попробуем

Задание. Определите название музыкального произведения по фрагменту и установите верную последовательность прослушивания мелодий.

А.: Итак…Теперь мне все стало ясно. А тебе, Юра?

А.: Очень часто главную идею произведения можно выразить при помощи пословиц. Пословица – форма народного творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание, предложение, содержащее нравоучение, примету или предостережение. Я сейчас подумала, что к этой ситуации очень подходит пословица «Делу время, потехе час», которая означает, что не нужно лениться, сначала надо выполнить задание по математике, и только после этого включать радио, отдыхать и веселиться. А как ты думаешь? Какая пословица подходит к рассказу? Посмотри, сначала я тебе предлагаю найти пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует.

Задание. Найдите пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует. Напиши объяснение, почему? («Ум хорошо, а два лучше», «Делу время — потехе час», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Терпение и труд все перетрут», «Победа любит старание и внимание»).

Ю.: Больше всего, по-моему мнению, подходит пословица «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Если хочешь что-то хорошо сделать, то не нужно отвлекаться. Необходимо сначала закончить одно дело, потом приступить к другому, а не пытаться сделать два дела одновременно.

А.: Да, несколькими пословицами можно выразить идею рассказа, то есть главную мысль произведения, каждая из предложенных пословиц, кроме первой, помогает нам уточнить идею более подробно. Рассказ Н. Носова нас многому учит. Федя, конечно, нерадивый ученик, но я вижу, что автор относится к нему с лёгкой иронией, с юмором. Ведь юмор – это способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны; изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде. Мы видим, что герой в рассказе представлен с юмором.

Ю.: Согласен с тобой. Я думаю, что в рассказе автор использует и элементы сатиры. Помнишь, что сатира — это острое проявление комического в литературе, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Носов не критикует героя в рассказе, не поучает его, не высказывает своего мнения, а комично описывает, как Федя пытается выполнить домашнее задание по математике. В строчках рассказа проглядывается усмешка писателя над горе-учеником. Федя с хитринкой, которая усыпляет его совесть и позволяет переложить бремя раздумий над задачей на школьного товарища. В рассказе нет нравоучений и понуканий, автор описывает смешную, но поучительную историю, чтобы ребята могли задуматься, посмеяться над своими недостатками и понять ошибки, которые совершили.

А.: Мы поняли, чему хотел нас научить автор. Чтобы помочь Феде и всем ученикам, которые на него похожи, нам нужно написать «подсказку» «Секреты успеха: как правильно нужно выполнять домашнее задание».

Подготовка презентации с опорным алгоритмом на сайте (Как делать домашнее задание: составьте план, работа над домашним заданием, найдите дополнительное время, помощь с домашней работой).

Тренировочные задания:

1. Установи верную последовательность (цитатный план рассказа).

2. Определи название музыкального произведения по фрагменту и установите верную последовательность прослушивания мелодий.

3. Найди пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует. Напиши объяснение, почему?

4. Найди соответствие между иллюстрацией и фрагментом текста.

5. Впиши необходимые пропущенные глаголы. Найди ассоциативное соответствие между эмоциональным состоянием героя и иллюстрацией.

6. Вычеркни предложения, содержащие описания событий, которых не было в рассказе.

7. Найди в тексте и выпиши характеристики голосов (эпитеты) исполнителей музыкальных произведений в рассказе. Подбери синонимы (не менее двух).

8. Разгадай кроссворд.

Контрольные задания:

1 вариант:

1.Филворд 1.

2. «Математический диктант» (онлайн-вопросник).

3. Размести качества личности в двух колонках по признаку (дифференциация по признаку)

2. вариант:

1.Филворд 2.

2. «Понятийный диктант» (онлайн-вопросник).

3. Размести характеристики поведения человека в двух колонках по признаку (дифференциация по признаку)

Мотивирующие задания:

1. Узнай названия произведений Н.Н. Носова.

2. Расшифруй название рассказа Н.Н. Носова.

Интерактивные задания:

1. Интерактивный проект: интернет-банк презентаций «Секрет успеха: Как правильно нужно выполнять домашнее задание».

2. Интеллект-карта центральных понятий.

  Рассказ о журнале мурзилка 3 класс литературное чтение  Рассказ о журнале мурзилка 3 класс литературное чтение

Название: Мурзилка

Тема: Литературно-художественный
Аудитория: 6-12 лет
Содержание: Стихи, рассказы, сказки, живопись, история, природа, животные, игры, конкурсы, поделки
Сайт журнала: http://www.murzilka.org/
Подписка: 70553, 99568
Издается с 1924 г
Тираж: 75 000 экз.
Периодичность: 1 раз в месяц
Формат: А 4
Объем (стр.): 50

«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.

В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы — современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. 

Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами — история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. 
 
Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин — шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение «Головоломки, игры, затеи».

Интересны не только детям, но всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.

Редакция получает много писем от учителей и родителей, в которых они сообщают о том, что журнал «Мурзилка» стал для них другом и помощником, отмечают разносторонность журнала, одобряют наличие интересной и полезной информации, знаний, которые расширяют школьные программы. Знакомый Вам с детства журнал «Мурзилка» вот уже более 83 лет радует читателей своим существованием. С тех пор, как Вы в последний раз держали его в руках, журнал сильно изменился. И мы хотим представить о нем более свежую информацию. 

Назван он по имени сказочного существа – желтого и пушистого Мурзилки. Сегодня Мурзилка живет на страницах журнала таким, каким нарисовал его в 1937 году известный художник Аминадав Моисеевич Каневский. 

Основой журнала является художественная литература. Она выполняет главную задачу – воспитывает в ребенке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. В годы, когда наша страна переживала дефицит книг для детей, «Мурзилка» был связующим звеном между читателем и детской литературой. Многим детям, живущим на периферии или в других странах, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе, а также знакомит с новыми произведениями современных авторов. 

«Мурзилка» тесно связан с жизнью и интересами юных читателей и очень живо на них откликается. Именно поэтому журнал также необходим и взрослым, в их работе с детьми – учителям, воспитателям, библиотекарям, родителям. Для этого в журнале содержатся разнообразные материалы. 

Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка
читателей служат рубрики «Прогулки со словами» и «Поиграем в слова». В них публикуются: сказки, стихи, скороговорки, которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. В этих рубриках содержатся занимательные вопросы, задания, конкурсы, что особенно привлекает читателей и побуждает их к активной деятельности. 

В рубриках «Веселая математика», «Зеленый мир» в занимательной, а часто и в стихотворной форме даются непростые задачи, задания, которые привлекают внимание читателей, их старших братьев, сестер и родителей. 

Больше 15 лет ведется в журнале рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, с репродукциями картин, являющихся шедеврами отечественной и мировой живописи. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей. 

Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях, о знаменитых путешественниках далекого прошлого и нашего времени; постоянно освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях.

Большое внимание уделяет полезному проведению досуга. В каждом номере даются разнообразные самоделки. 

Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания. Вкладки можно вырезать, кроссворды собирать в отдельные книжечки, вынимать из журнала
репродукции картин. 

В последние годы журнал видоизменился: каждый номер имеет отдельные приложения, аккуратно скрепленные в середине журнала. Приложения разные: «Галерея искусств Мурзилки», настольные игры, раскраски, самоделки, наклейки, выкройки, постеры и др. Подписаться на журнал можно с любого номера.

Кроме того, редакция журнала постоянно напрямую общается со своими читателями: организует для них встречи с коллективом редакции, авторами «Мурзилки»: писателями и художниками; устраивает художественные выставки. 

Выставка представляет собой подборку более ста пятидесяти работ художников, сотрудничавших с журналом в разные годы. Это: К. Ротов, А. Каневский, А. Брей, Ю. Пименов, В. Сутеев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Ю. Коровин, В. Курдов, В. Лебедев, Ф. Лемкуль, Т. Маврина, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Фаворский, Е. Рачёв, М. Митурич, Г. Макавеева, Ю. Копейко, В. Чижиков, В. Лосин, Л. Токмаков, А. Соколов, В. Дмитрюк и др. Выставка уже побывала во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья и может, по желанию приглашающей стороны, перемещаться в любой пункт назначения, где будет проявлен к ней интерес.

В АРХИВЕ НОМЕРОВ на сайте журнала можно почитать материалы из номеров за 2005-2009 годы

Еще один архив журнала в библиотеке Вадима Ершова

И на книжных полках Несененко

16 мая 1924 года в СССР появился детский журнал «Мурзилка»

До революции детских изданий в России было много, но годы революционных событий сильно сократили этот список. Инициатива издания нового детского журнала принадлежала сотрудникам «Рабочей газеты», которые предложили издавать детское приложение и назвали его «Мурзилка».

Домовой – кумир детворы

Но настоящая история Мурзилки появилась намного раньше. Канадский художник Палмер Кокс создал серию рисунков о брауни – ближайших родственниках домовых. Небольшие человечки, похожие на эльфов, приходили по ночам и доделывали то, что не успели слуги. Это и были дальние родственники нашего Мурзилки.

«Мурзилка» – главный журнал советского детства
Иллюстрация из «Мурзилки» 1911 года. Источник: http://az.lib.ru

В России Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик с пальчик, девочка с ноготок», автором сказки была Анна Борисовна Хвольсон, а художником – всё тот же Палмер Кокс. В 1913 году появилась книжка «Царство малюток», состоявшая из 27 рассказов и 182 рисунков. Постоянно следовали переиздания. У Анны Хвольсон персонажи получили новые имена: Мазь-Перемазь, охотник Мик, Вертушка, Знайка, Незнайка и, конечно, Мурзилка. Мурзилка образца 1913 года был мальчиком в чёрном фраке, с огромным цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модными штиблетами с длинными носами. Ещё он всегда появлялся с элегантной тростью и моноклем. Понятно, что в таком виде в стране победившего пролетариата ему было не место.

Новые детские герои

После революции книжки о Мурзилке больше не издавали. Но в 1924 году в «Рабочей газете» кто-то вспомнил забавное имя Мурзилка, и его приняли единогласно в качестве названия будущего приложения для детей. Но появилась проблема: не помещать же домового на обложку советского журнала. Вот и стал Мурзилкой рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петю. Изменились и его друзья, теперь это были пионеры, октябрята и их родители.

«Мурзилка» – главный журнал советского детства
Иллюстрация из «Мурзилки» 1937 года. Источник: https://little-histories.org

В журнале рассказывали детям о стране, в которой они живут, о её природе и истории, а ещё там печатались картинки, которые можно было вырезать, потом склеивать в полное своё удовольствие. Не забывайте, что всё это происходило в далёкие 1920-е годы, когда бумаги не хватало на тетради, а журнал для многих детей был единственным окном в новый мир.

Вскоре внутри издания появилась «Мурзилкина газета», в которой печатались письма детей-читателей журнала. Аудиторией журнала стали дети всей страны, а стоимость подписки на три месяца составляла всего 50 копеек. Подписчиков с каждым годом становилось всё больше. Конкурентов у журнала в виде радио и телевизора пока не было. В 1931 году общий тираж журнала составил 310 000 экземпляров, и он опережал все другие детские журналы.

Больше не щенок

В 1937 году в 7-м номере было объявлено, что наконец-то нашёлся Мурзилка. Его нашёл художник Аминадав Каневский и привёл в редакцию. На обложке журнала был изображён жёлтый пушистый сказочный Мурзилка, в красном берете, с клетчатым шарфом и фотоаппаратом на плече. Так все познакомились с образом Мурзилки, который и сейчас находится на страницах журнала. Корреспондент Мурзилка быстро бегал, успевал за всеми новостями и спешил поделиться ими с ребятами. В журнале печаталось много русских и зарубежных сказок. С героем сказок Милна «Винни-Пух и все, все, все» читатели познакомились в 1939 году.

«Мурзилка» – главный журнал советского детства
«Мурзилка» времен Великой Отечественной войны. Источник: https://little-histories.org

Если вспомнить известный постулат «Всё лучшее – детям», то журнал был в этом деле впереди всех. У журнала были прекрасные иллюстрации, которые создавали замечательные художники: А. Дейнека, Е. Чарушин, М. Черемных, Е. Рачёв. Именно в их руках оживали стихи и сказки К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, А. Гайдара, Н. Носова, В. Бианки и других. Сегодня многие эти произведения включены в школьные учебники по «Литературному чтению».

Великая Отечественная война коренным образом изменила жизнь в стране. Изменился и журнал. С его страниц дети узнавали, как помочь родной стране в тяжёлые годы, как помочь взрослым ушедшим на фронт. Оказывается, работать на полях и огородах, помогать по дому и в устройстве светомаскировки, помогать в бомбоубежище и в госпитале – это тоже помощь фронту. В 1942 году был объявлено соревнование по сбору лекарственных трав для помощи в лечении и питании раненых и больных. Детям помогал известный детский писатель Виталий Бианки, который вёл раздел «Лесной газеты».

«Мурзилка» – главный журнал советского детства
«Мурзилка» времен Великой Отечественной войны. Источник: https://little-histories.org

Мурзилка появлялся на страницах журнала в различной военной форме. В журнале появились рассказы о героях войны, подвигах, об орденах и медалях, о Параде Победы на Красной площади. Постепенно журнал возвращался к мирной жизни. Рос и тираж журнала, который значительно снизился в годы войны. В 1960-х годах тираж достиг 1 000 000 экземпляров, а в 1969 он увеличился в разы и достиг 5 700 000. Такого тиража не было ни у одного детского журнала, да в и будущем такого уже не предвидится.

Обложка: https://little-histories.org

  • Рассказ о друге немецкий язык 7 класс
  • Рассказ о дружбе пушкина и пущина
  • Рассказ о дне крестьянина
  • Рассказ о дне победы на английском 9 класс
  • Рассказ о дне защитника отечества на английском