Рассказ о жизни стародума в комедии недоросль

Вопросы к комедии д. и. фонвизина недоросль действия 1, 2 1. чем, по мнению простаковой, плох кафтан митрофана, сшитый

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина
«Недоросль» (действия 1, 2)

№ 1. Чем, по
мнению Простаковой, плох кафтан Митрофана, сшитый Тришкой?

— По мнению
Простаковой, кафтан, сшитый Тришкой, очень узок – жмет Митрофану в его
«деликатной» талии.

№ 2. Какими
словами Простакова «награждает» Тришку?

— Простакова «награждает»
Тришку такими словами, как «мошенник», «вор», «скот», «воровская харя», «болван».

№ 3.
Охарактеризуйте отношения между Простаковой и ее мужем. Кто в доме главный?

— Простакова
держит мужа Терентия Простакова в ежовых рукавицах: он боится высказать свое
мнение даже по поводу кафтана (стр. 43: говорит, «от робости
запинаясь»
).

— Мнение Простакова
в доме абсолютно ничего не значит: он говорит жене: «При твоих глазах мои
ничего не видят» (стр. 43).

— Простакова
иронически восклицает: «Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит
сам разобрать, что широко, что узко» (стр. 43).

№ 4. О каком сне
рассказывает Митрофан? Кого и за что он пожалел?

— Митрофан плохо
спал, потому что всю ночь ему в глаза всякая дрянь лезла: «то матушка, то
батюшка».

— Митрофан пожалел
мать, потому что она устала, колотя Митрофанова отца.

№ 5.  Какими
словами Простакова называет своего сына?

— Простакова
называет своего сына «Митрофанушка, друг мой сердечный», «дитя», «сын»,
«ребенок», «робенок», «дитя умное, разумное», «забавник», «затейник», «сынок».

№ 6. Какое важное
для Скотинина событие назначено на вечер?

— Вечером Софью,
племянницу Стародума, должны просватать за Скотинина.

№ 7. Почему Софья
живет в доме Простаковых?

— Софья живет в
доме Простаковых, потому что отец ее умер давно, а полгода назад и мать,
родственница Терентия Простакова, тоже умерла. От дяди ее, Стародума, который
уехал в Сибирь, давно нет никаких известий, поэтому Простаковы решили, что он умер,
и «надзирают» над имением Софьи, как над своим.

№ 8. Каким
принципом в отношениях с соседями руководствуется Скотинин?

— Если соседи когда-либо
и причиняли ущерб имению Скотинина, то убыток он предпочитает возместить за
счет еще большего притеснения своих крестьян, а с соседями не ссориться (стр.
46
).

№ 9. Как
Простакова заботится о своих крепостных крестьянах?

— Простакова
переживает, что с крестьян, которыми она владеет, нет никакого дохода: (стр.
46
): «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже
содрать не можем. Такая беда!»

№ 10. По какой
причине Скотинин желает жениться на Софье?

— Скотинин желает жениться
на Софье потому, что в деревнях, которыми она владеет, водятся крупные свиньи.

№ 11. Как
Простакова воспринимает известие о том, что Стародум жив?

— Простакова давно
считала Стародума умершим, а имение Софьи – своим, и потому даже испугалась,
узнав, что он жив. Простакова злится, что план захвата Софьиного имения
сорвался. А Правдину она прямо заявляет, что у них – настоящее горе.

№ 12. Расскажите о
том, как Митрофан получает образование.

— Митрофан учится
уже четыре года. К нему приходят три учителя: грамоте обучает дьячок Кутейкин,
арифметике – отставной сержант Цыфиркин, по-французски и всем наукам обучает
немец Адам Адамыч Вральман (который «робенка не неволит»).

№ 13. Какое
известие из письма Стародума особенно поразило Простакову и ее родных?

— Известие о том,
что Стародум сделал Софью наследницей своих десяти тысяч рублей, произвело на
Простакову и всех ее родных ошеломляющее впечатление.

№ 14. Что можно
сказать о характере Простаковой? Что она за человек? Какой предстает в глазах
окружающих?

— Простакова
груба, невоспитанна, невежлива, невоздержанна в отношениях с родными и слугами.

— У нее
примитивные взгляды на жизнь (она не умеет ни читать, ни писать и гордится этим;
главное – материальная, практическая выгода — намерена женить Митрофана на
Софье, не считаясь ни с чувствами Софьи, ни с желанием самого Митрофана, ни с
притязаниями брата Тараса Скотинина).

— Правдин называет
Простакову «презлой фурией».

№ 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой?

— Правдин – член
правления наместничества, он должен объехать весь округ, в котором живет
Простакова, и проследить, как дворяне пекутся о благосостоянии подвластных им
крестьян.

№ 16. Опишите
Митрофана. Каков он по характеру? Каковы его занятия?

— Митрофану 16
лет.

— Он маменькин
сынок: умеет подластиться к своенравной матери.

— Лентяй, не хочет
учиться, печется только о том, чтобы наесться вдоволь.

— Его умственные
способности характеризует реплика Софьи (стр. 54): «Он… достиг до последней
степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин добавляет к Софьиной
характеристике следующую подробность: «Он доучивает часослов; а там, думать
надобно, примутся и за псалтырь». (Часослов и псалтырь – самые первые книги в
обучении грамоте).

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана. Каков
он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана.
Каков он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(действия 1, 2)

№ 1. Чем, по мнению Простаковой, плох
кафтан Митрофана, сшитый Тришкой? № 2. Какими словами Простакова
«награждает» Тришку? № 3. Охарактеризуйте отношения между Простаковой и
ее мужем. Кто в доме главный? № 4. О каком сне рассказывает Митрофан?
Кого и за что он пожалел? № 5.  Какими словами Простакова называет
своего сына? № 6. Какое важное для Скотинина событие назначено на вечер?
№ 7. Почему Софья живет в доме Простаковых? № 8. Каким принципом
в отношениях с соседями руководствуется Скотинин? № 9. Как Простакова
заботится о своих крепостных крестьянах? № 10. По какой причине Скотинин
желает жениться на Софье? № 11. Как Простакова воспринимает известие о
том, что Стародум жив? № 12. Расскажите о том, как Митрофан получает
образование. № 13. Какое известие из письма Стародума особенно поразило
Простакову и ее родных? № 14. Что можно сказать о характере Простаковой?
Что она за человек? Какой предстает в глазах окружающих? № 15. Кто такой
Правдин? Как он оказался в доме Простаковой? № 16. Опишите Митрофана. Каков
он по характеру? Каковы его занятия?

—————————————————————————————————————————————————————————————————

Автор: Фонвизин Денис Иванович, родился в 1745г, умер в 1792г. Русский писатель, публицист, статский советник. Наиболее известное произведение – комедия «Недоросль». Принесла автору титул «Отец русской комедии».

Название: «Недоросль»

Жанр произведения: Социально-политическая комедия

Тема произведения: Воспитание нового дворянства

Число страниц: 96

Годы написания комедии «Недоросль» — 1778-1782. Первая постановка – в 1782г, публикация – 1783г. Эпоха царствования Екатерины II. Начало создания государственной системы народного образования. Замысел комедии сложился у Фонвизина в период полуторагодового пребывания во Франции.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Простакова — помещица. Безумно любит сына, чем негативно влияет на него. Грубая, невежественная женщина, крепостница, властная, деспотичная. «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»
  2. Митрофанушка – сын Простаковых, 16-летний недоросль. Инфантилен, избалован, неуважителен к окружающим, в том числе к отцу. Использует слепую любовь матери, совершенно необразован. «Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»
  3. Скотинин – брат Простаковой. Говорящая фамилия: единственное, что его интересует – это разведение свиней. Невежественный, необразованный, с полным отсутствием моральных принципов, с огромным самомнением. «Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало.»
  4. Софья – сирота, воспитанница Простаковых. Тонкая, умная, порядочная девушка. Благодаря дяде (Стародум) стала богатой невестой, поэтому является завидной партией для Митрофанушки и Скотинина. «…Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…»
  5. Стародум – дядя Софьи. Разбогател на работах в Сибири. Честный, прямодушный человек высоких моральных принципов. Образован, интеллигентен. «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние своё сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Положительные герои комедии «Недоросль:

  • Софья
  • Стародум
  • Правдин
  • Милон
  • Цифиркин
  • Тришка

Отрицательные герои комедии «Недоросль»:

  • Простакова
  • Простаков
  • Митрофанушка
  • Скотинин
  • Вральман
  • Еремеевна
  • Кутейкин

Время и место действия комедии «Недоросль»

Россия, вторая половина XVIII века, имение Простаковых в деревне. Действие происходит после восстания Пугачева, в этот период дворянство начало озадачиваться проблемой крестьянских восстаний.

Краткое содержание комедии «Недоросль»

  1. В семье Простаковых растет сын Митрофан, недалекий, необразованный юноша. В этой же семье воспитывается Софья, сирота, на которой хочет жениться брат Простаковой – Скотинин.
  2. Софья узнает, что стала хозяйкой огромного состояния своего дяди Стародума. Простакова замышляет женить на Софье Митрофана.
  3. Сложную для Софьи ситуацию разрешает ее приехавший дядя. При участии государственного служащего Правдина Простаковы лишаются права управления имуществом за жестокое обращение с крепостными.
  4. План Простаковой по похищению Софьи проваливается. Стародум благословляет Софью на брак с офицером Милоном, они уезжают.
  5. Митрофан отправляется на военную службу, которая должна исправить «недоросля».

Главная мысль комедии «Недоросль».

Необходимо воспитывать молодое дворянство в духе просвещения, это требуется и обществу, и стране. Автор развивает мысль о ценности образования и высоких нравственных идеалов, проводниками которых должны быть профессиональные педагоги.

Отзыв о комедии «Недоросль».

Пьеса написана легким, доступным слогом, она динамична и остра.  Диалоги пьесы выразительные, она дала русскому языку немало афоризмов и нарицательных выражений (даже само имя Митрофанушка прочно вошло в русскую речь как синоним невежи). Проблема антагонизма «нового» и «старого» дворянства значительно назрела к концу XVIII века, пьеса оказалась весьма своевременной. Автор показывает, что «новое» дворянство должно стать проводником высоких моральных ценностей и истинной культуры, а «старое» дворянство с его невежеством и деспотизмом отжило свой век. И начинать эти перемены необходимо именно с воспитания молодежи. Об остроте комедии свидетельствует тот факт, что в течение полугода цензура не пропускала ее на театральные подмостки из-за слишком смелой сатиры на существующее положение вещей.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в комедии «Недоросль» мне запомнился отрывок беседы Софьи и Стародума во II явлении IV действия. Это интересный диалог, содержащий немало мудрых мыслей и рассуждений о человеческой природе, он пронизан любовью Стародума к юной племяннице. «Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет» — говорит Стародум Софье, желая, чтобы она не принимала близко к сердцу чужую злость и зависть, ведь девушка еще так молода, наивна и чувствительна.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Сговор — договор между родителями юноши и девушки, желающими вступить в брак.
  • Таска — наказание, нагоняй.
  • Пращур — далекий предок.
  • Свойственник — усыновитель, опекун.
  • Благостыня — милосердный поступок, благо.
  • Околоток — ближайшая окрестность, округа.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Собака лает, ветер носит (Цыфиркин, явление VII действие III)
  • Всякая вина виновата (Тарас Скотинин, действие I явление IV)
  • Ученье – вздор (Скотинин, явление VIII, действие IV)
  • Видали виды (Простаков, явление VIII, действие I)
  • Весёлым пирком, да за свадебку (Скотинин, явление V, действие III)
  • Повинную голову меч не сечёт (Простакова, явление IV, действие V)
  • Поминай, как звали (Митрофан, явление VI, действие II)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

История создания

Написанная
Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала
основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее
опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше
и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании
новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению
ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х
годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился
точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально
Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий
(Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само
собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных
вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин
стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера
откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она
все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается
момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

1.     
не влечет смерть одного представителей
из враждующих сторон;

2.    
направлен на «ничего не несущие» цели;

3.    
повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая
направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные
пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам
классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят
в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем
говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень
уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных
драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый
юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг
семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве.
Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их
представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует
закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на
это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она
предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы  «приютили» дальнюю родственницу — сироту
Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и
благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на
которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником.
Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому
окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо.
Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали
погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в
обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре
узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он
открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает
аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за
Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается»
офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом
Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В
его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими
людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую
перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает
Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве
с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом
постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает
выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время
имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с
крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был
учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок.
Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё,
говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так
называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их
души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы,
Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ
материального благополучия, грубость и невежество.

§  Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и
неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным
и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу
жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого
человека, ничего не воспринимающего всерьез.

§  Софья — образованная, добрая девушка, которая становится
белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.

§  Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с
множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме
любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение
стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.

§  Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья
для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает
девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин
изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став
при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для
будущего поколения.

§  Скотинин — точно так же, как и все остальные, является
примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на
какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

§  Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии.
«Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в
людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по
старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а
лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.

§  Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого
зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по
отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит
ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности,
которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица
не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно
его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин
подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по
отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители
– достойными почтения.

§  Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с
Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями,
которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал
дворянского будущего.

Основные проблемы

§  Основная проблема произведения — последствия неправильного
воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями
уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что
слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их
разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что
все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в
их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также
будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.

§  Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное
разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог
несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать,
чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком
общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.

§  Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает
доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет
ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.

§  Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их
мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не
интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего
другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь
в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью эпохи
просвещения
, поэтому не принимал грубости, невежества и
жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом»,
поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным,
добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким
образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша,
повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же
его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей
ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он
не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»:
Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в
соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за
неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит
уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не
воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся
фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня
вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является
финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не
столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое
они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как
птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из
собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность,
отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким
образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе
легко потерять, будучи необразованным человеком.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа
рекомендуем ознакомиться с самим произведением
Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел
комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал
юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками
комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

Тема – Основной
темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых
дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и
политических преобразований.

Композиция – Комедия
выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых
для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти
действий.

Жанр
Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление – Пьеса
является ярким примером основного литературного направления того времени –
классицизма.

История создания

Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять
произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.

Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово
«недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об
образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её
просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он
изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным
постановкам, в частности комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел
произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы
зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается
смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года,
она продолжалась с 1778 по 1782 год.

Тема

Изначально главной темой комедии стали
воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены
социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете
брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка,
гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и
прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них
работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них
материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается
личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической
матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания
матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё,
чем вызывает у неё досаду и упрёки.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный
конфликт
Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания.
Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим
людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это
образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит
благоразумие, добропорядочность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными
героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия
происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о
котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку.
Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются,
появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором
Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится
известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых
намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон
собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои
наказаны, а добродетельные награждены.

Используя в своей комедии такой художественный приём, как
говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая
не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика
комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные
герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:

Жанр

Это классическая классицистская комедия. События происходят в
течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой
сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные
эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его
маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над
своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что
только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти
в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины.
Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы
поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её
вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с
максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского
общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из
жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной:
сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/analiz-proizvedeniya-fonvizina.html

Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайший пересказ пьесы «Недоросль». В тексте будут описаны основные события произведения Д.И. Фонвизина. Ознакомление с сюжетом поможет лучше понять комедию, проанализировать, какие идеи и проблемы поднимаются в драме. Все действия написаны в сокращении с целью наиболее лаконично передать суть пьесы. Анализ книги Вы найдете здесь.

Краткий пересказ

Действие 1

Произведение начинается со сцены, в которой помещица Простакова кричит на Тришку, обвиняя его в плохо сшитом кафтане для сына Митрофана. На что Скотинин заявляет, что вещь сшита довольно сносно. 

В комнату входит Митрофанушка и жалуется на плохой сон всю ночь. Говорит матери, что совсем не ел, хотя, по правде, плотно поужинал и обпился квасом. Ему снилось, как мать бьет отца. На что Простакова обнимает сына, после он убегает на голубятню. 

Простаковы и Скотинин обсуждают женитьбу Скотинина с Софьей: брат помещицы говорит, что больше всех в мире любит своих свиней и женится, чтобы присвоить скотину Софьи. 

Тут приходит Софья с письмом от дяди Стародума, который много лет назад пропал, и никто не знал, живой он или нет. Простаковы оказываются неграмотными, и поручение прочитать письмо переходит в руки Правдину. В содержании говорится о наследстве сироты в размере 10 тысяч рублей, которое завещал ей Стародум. После чего Простакова подумывает о женитьбе сына на обладательнице крупного денежного приданого. 

Действие 2

В планы Простаковой врывается Милон, который следовал с солдатами через деревню. Он оказывается давним приятелем Правдина и рассказывает ему о своей любви к девушке, которую забрали на попечительство злые родственники после смерти ее родителей. Здесь он внезапно встречает ту самую «милую даму» Софью, которая рассказывает Милону о намерении помещицы выдать ее замуж за ее сына. 

В доме они встречают опечаленного Скотинина: он не хочет потерять будущую супругу и прилагаемое к ней приличное состояние. Из-за этого он ссорится с Митрофанушкой, поскольку оба героя хотят жениться на богатой девушке. Еремеевна и Правдин предотвращают драку, Скотинин уходит злой. 

Входят в комнату Простаковы и приносят извинения Милону за то, что сразу не вышли поприветствовать гостя, любезничают. Тут появляются на сцене учителя Кутейкин и Цифиркин и рассказывают Правдину, как попали в этот дом и про обучение Митрофана. 

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин в окне замечает карету Стародума и выходит его встречать. Он рассказывает чиновнику о плохом отношении Простаковых к Софье, всех их проделках. Стародум просит не торопиться с выводами, начинает ведать герою о своей жизни, о том, каких разных людей он повстречал. 

Тут дядя и Софья встречаются, обнимают друг друга, радуются встрече. Стародум рассказывает о том, что был вынужден уехать для заработка капитала. 

К этому моменту Простакова и Скотинин успевают подраться, позже вся семья спускается, чтобы встретить богатого дядю Софьи, всячески лебезят перед ним, выказывают знаки внимания. Такое поведение удивило дядю девушки. 

Позже гость заявляет о намерении забрать родственницу в Москву и выдать замуж. Еще не догадываясь о выбранном женихе для нее, Софья соглашается с его решением. Семья Простаковых старается переубедить Софью. Помещица начинает расхваливать успехи сына в учебе, но ее прерывает Правдин, заявляя, что гостю нужен отдых после дороги.

В комнате остаются только псевдо-учителя Кутейкин и Цыфиркин. Герои жалуются друг другу на непослушного и глупого ученика, виня во всем этом Вральмана. Собеседники сходятся во мнении, что были бы оба не против побить непутевого Митрофана. 

На сцене появляются госпожа и ее сын. Мать уговаривает недоросля хоть немного поучиться хотя бы на виду у гостей. Начинается процесс «обучения» арифметике, грамоте, но у бестолкового Митрофана ничего не выходит. Мать жалеет сына и соглашается с Вральманом, что лучше водиться с безграмотными. Простакова и Митрофан выходят из комнаты, а учителя начинают бранить друг друга, намерены бить Вральмана, но тот убегает от них. 

Действие 4

Дядя и его племянница ведут разговор о добродетели, Стародум говорит, что знатность и богатство меряются не количеством денег, а честными и добрыми поступками на благо отечества. Заводит тему об отношениях супругов, понимании в браке, поддержке друг друга, любви между ними. 

В этот момент Стародум получает письмо, в котором узнает, что Милон — это и есть жених Софьи. Далее он беседует с юношей и узнает о высоко нравственных качествах молодого человека. Нет сомнений, он благословляет молодоженов. 

Тут же Скотинин врывается с целью выставить себя в лучшем свете, чем только смешит присутствующих. Простакова и Митрофан тоже хотят занять выгодное положение, мать опять заводит разговор об уникальных умственных способностях сына, что решает проверить Правдин. Но недоросль не отвечает правильно ни на один вопрос, параллельно оправдывая свое незнание темы.

Простакова узнает о скором отъезде Софьи с Милоном и дядей в Москву, у нее созревает план. Простаковы решают украсть девушку и насильно выдать за Митрофанушку. 

Действие 5

Стародум и Правдин ведут беседу о высших ценностях воспитанных людей. Говорят о достоинстве и чести, как о залоге благосостояния государства. Тут их прерывает внезапный шум. Это Простаковы вместе с Еремеевной пытались увезти Софью, но их планам помешал Милон. Правдин отмечает противозаконность заговора и грозит немедленным наказанием в ответ на покушение на свободу девушки. 

Простакова молит о прощении, получает его от Софьи. Тогда госпожа намерена наказать слуг, которые не смогли украсть девушку. Но тут Правдин зачитывает документ, в котором говорится, что отныне помещица лишается своей усадьбы, которая переходит под контроль государственного чиновника. 

В комнате появляются учителя Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Все узнают, что Вральман оказывается обычным отставным конюхом Стародума, а не настоящим учителем немецкого. Цифиркин отказывается брать плату за обучение Митрофана, так как тот ничему не смог научиться. Учитель награждается за честность. Кутейкин же хотел вознаграждение за свои пустые труды, но ничего не получает. 

Милон, Софья и ее дядя собираются уезжать. Помещица жалуется на жизнь и просит поддержки у сына, который просит ее отвязаться. Простакова в отчаянье. Стародум подводит итог всей истории: «Вот злонравия достойные плоды!»

Отзыв

(315 слов) Мое мнение о пьесе «Недоросль» можно выразить в слове «одобрение». В книге я увидела мораль, актуальную во все времена. Автор заставляет задуматься о важности саморазвития, образования и добродетели в жизни человека и государства.

Мое впечатление от прочтения «Недоросля», тем не менее, двойственное. Я считаю, что в комедии Фонвизина присутствует обилие сцен, которые не только смешны, но способны вызвать грусть и сожаление читателя. Некоторые герои представлены жестокими и коварными. Но за свое тщедушие они получают по заслугам, казалось, даже больше, чем того заслужили. Нам становится их жалко, ведь у каждого закрадывается мысль о том, что все мы совершаем ошибки и имеем второй шанс на искупление вины. 

Чему учит «Недоросль»? Пьеса обличает пороки невежественных дворян и показывает подлинную сторону добра в лице Правдина, Стародума и Софьи. Именно на таких героев нужно равняться каждому воспитанному человеку, ибо пороки, описанные в произведении, встречаются по сей день. И я уверена, что полное их искоренение никогда не произойдет. Поэтому великую комедию Дениса Ивановича можно считать актуальной во все времена.

Почему мне понравилась комедия «Недоросль»? Автор искусно раскрывает образы героев, четко разделяя их на положительных и отрицательных, что соответствует принципам классицизма. Такое описание персонажей позволяет читателям проникнуться симпатией к Правдину, Софье, Стародуму и храброму Милону, и в то же время поистине невзлюбить коварных Простаковых и все их семейство. С этой целью работает и прием говорящих фамилий, которые указывают на характер героев: Правдин (честный), Скотинин (поведение сродни свиньям), Стародум (опытный и мудрый человек). Мое отношение к персонажам «Недоросля» определилось уже в самом начале произведения.

В пьесе мы встречаем два конфликта: любовных и гражданский. С любовным, на мой взгляд, все понятно. А со вторым у читателя возникают действительно острые чувства. Ведь тема чести и бесчестия, патриотизма и безразличия к родине всегда были бурно обсуждаемыми во всех кругах. Именно поэтому так важно помнить о благих целях, честных мыслях и совершать добрые дела. Ведь коварство всегда рождает «злонравные плоды». Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Автор: Полина Борискина

  • Рассказ о жизни петра гринева в родительском доме
  • Рассказ о жизни пушкина 6 класс литература
  • Рассказ о жизни ремесленника в древнем египте 5 класс
  • Рассказ о жизни ремесленника 5 класс история
  • Рассказ о жизни петра гринева до начала осады крепости пугачевым