Рассказ о жизни рыцарей в средневековье

Доброе утро! расследование фбк о дворце путина стало самым популярным видео на youtube в россии в 2021 году. оно было

Доброе утро!

Расследование ФБК о «дворце Путина» стало самым популярным видео на YouTube в России в 2021 году. Оно было опубликовано 19 января, и с тех пор его посмотрели 119,8 миллиона раз. Двумя днями ранее Навальный был задержан в аэропорту «Шереметьево», весной ФБК объявили «экстремистской организацией». В новостях так:

  • Накануне переговоров между Путиным и Байденом CNN сообщает, что США подготовили жесткие санкции на случай российского вторжения в Украину.
  • Минюст России объявил экстремистскими 12 песен панк-группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля».
  • ЕСПЧ запретил высылать мигрантов, оказавшихся на территории Польши, обратно в Беларусь.
  • США объявили о дипломатическом бойкоте Олимпиады в Пекине.

Вокруг Украины

Сегодня должны состояться переговоры президентов России и США. Накануне Путин слетал в Индию, чтобы продлить до 2031 года программу военно-технического сотрудничества. В его отсутствие предстоящий видеосаммит охотно комментировал Песков: по его словам, в российско-американских отношениях «такие авгиевы конюшни», что расчистить их в ходе одного разговора просто невозможно. Зачем Байдену понадобилось разговаривать с Путиным именно сейчас, здесь пытаются объяснить сразу три политолога: желание Путина оставаться в международной повестке дня понятно всем, но как будет воздействовать на него Байден, остается загадкой.

Западная пресса сообщает, что удалось узнать ей. Financial Times пишет, что накануне ноябрьского саммита НАТО США предоставили союзникам широкий объем разведданных, которые убедили скептически настроенных европейцев в реальности российской угрозы Украине. CNN со ссылкой на источники в американской администрации сообщает о пакете «чертовски агрессивных мер», подготовленном на случай российского вторжения в Украину. Что конкретно имеется в виду, неизвестно, но все говорят об ограничениях на операции с российским госдолгом, отключении страны от SWIFT и санкциях в отношении ближайшего круга Путина. Bloomberg однако пишет, что речь идет об ограничении обмена рублей на доллары, евро и фунты.

Евросоюз продлил санкции за нарушение прав человека в России – просто потому что они истекали.

Россию подмораживает

  • Минюст России внес в федеральный перечень экстремистских материалов 12 песен тверской панк-группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», лидер которой Александр Константинов поет от лица экзальтированной верующей старухи (группа распалась в 2018 году).
  • Издатель «Медиазоны» Петр Верзилов оштрафован на 1,5 тысячи рублей за отсутствие «иностранноагентской» маркировки в личных аккаунтах в соцсетях; иск телеканала «Дождь», оспаривающий его внесение в реестр СМИ – «иностранных агентов», отклонен.
  • Суд в Петербурге взыскал с журналистки «Холода» Сони Вольяновой 300 тысяч рублей из‑за текста о домогательствах филолога Кобринского к студенткам. Комиссия, состоящая из членов партии «Яблоко», членом которой является Кобринский, ранее признала этот текст правдивым.
  • В Иркутске суд арестовал двоих Свидетелей Иеговы; в Черкесске Свидетелю Иеговы дали шесть лет условно по делу об экстремистской организации.
  • В Челябинске из-за отсутствия состава преступления прекращено уголовное дело по статье о перекрытии дорог в отношении участников акции 31 января в поддержку Навального. Обвинения были предъявлены десяти местным активистам.
  • Бывший глава штаба Навального в Калининграде Александр Черников запросил политическое убежище в США.
  • Члены ОНК обнаружили в московском СИЗО американца, который сидит там с августа по обвинению в контрабанде марихуаны. Сам он говорит, что привез траву из США, потому что ему ее доктор прописал.

Вот такая вот музыка

  • Крупнейший российский сайт с предложениями об аренде недвижимости ЦИАН запретил владельцам жилья размещать объявления, дискриминирующие аудиторию по гражданству, национальности, вероисповеданию и расе (писать «только для славян» теперь нельзя). Это связано с тем, что в ноябре сайт разместился на Нью-Йоркской фондовой бирже.
  • Как удалось выяснить The Bell, переход VK под контроль структур Юрия Ковальчука объясняется тем, что Кремль был недоволен стагнацией аудитории «ВКонтакте» на фоне роста аудитории западных соцсетей в России, а бывшего владельца VK Алишера Усманова это «угнетало».
  • По подсчетам «Transparency International – Россия», средние доходы чиновников (которые они декларируют) в три раза превышают средние доходы других россиян. Медианный доход московского чиновника составил в 2020 году 216 тысяч рублей.
  • По данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), бывший замглавы аппарата правительства России Кирилл Андросов и бизнесмен Евгений Новицкий, которого связывают с Солнцевской ОПГ, в 2015 году незаконно арендовали лагуну на Мальдивах для строительства там курорта. Сделка проводилась в рамках «масштабной коррупционной схемы», к которой был причастен бывший президент Мальдив. Курорт, правда, так и не построили.
  • «Важные истории» рассказывают об успехах петербургской исполнительской школы. У талантливого виолончелиста (и по совместительству «кошелька Путина») Сергея Ролдугина раньше была жена, пианистка Ирина Никитина (по совместительству крестная мать старшей дочери Путина). Сейчас Никитина возглавляет фонд «Музыкальный Олимп», в совет которого входит также жена бывшего зятя Путина Кирилла Шамалова. Этот фонд получил в безвозмездное пользование историческую усадьбу на Ивановской горке в центре Москвы, которую сейчас реконструирует (за счет бюджета), меняя исторический облик постройки ради расширения площадей (которые впоследствии, скорее всего, будут сдавать в аренду). Вот такая вот музыка.
  • О том, что изменилось в 2021 году в жизни мигрантов в России, миграционном законодательстве и риторике высшего чиновничества, рассказано здесь. По мнению специалистов, обойтись без мигрантов российская экономика не может, но власти вечно ведут с ними какую-то гибридную войну.
  • На фоне судов по ликвидации «Мемориала» – старейшей в России правозащитной и просветительской организации – разные российские медиа публикуют истории, созданные по материалам ее архива. Вот подборка воспоминаний, записанных в рамках проекта «Мемориала» «Последние свидетели»: раскулаченные, репрессированные и члены их семей рассказывают о пережитом.

В Беларуси

МИД Беларуси объявил о запрете на ввоз некоторых товаров из стран, которые ввели санкции против Минска (как и в России, это называют «ответными санкциями»). В связи с введенными ранее санкциями ЕС и других стран белорусскую авиакомпанию «Белавиа» отключили от международных систем взаиморасчетов для пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик отсидел 10 суток и был еще раз арестован на тот же срок по той же статье о мелком хулиганстве.

Европейский суд по правам человека запретил высылать мигрантов, уже попавших в Польшу, обратно на территорию Беларуси.

Вокруг света

  • В Узбекистане отменен TikTok Fest с участием видеоблогеров из России, Украины и других стран бывшего СССР: Минкульт заявил, что мероприятие «не соответствует национальному менталитету».
  • В Австрии приведен к присяге новый канцлер – третий за три месяца. Главой правительства стал Карл Нехаммер, ранее занимавший пост министра внутренних дел.
  • США объявили о дипломатическом бойкоте Олимпиады в Пекине. В Пекине ответили, что дипломатов и так никто не приглашал.
  • Китайский блогер под видом туриста осмотрел и снял на видео засекреченные «лагеря перевоспитания» для мусульман и этнических меньшинств в автономном регионе Синьцзян – эти объекты не отмечены на картах, и официальный Пекин отрицает их существование. Здесь эти материалы комментирует вице-президент Всемирного уйгурского конгресса Эркин Экрем.
  • Лидера оппозиции в Мьянме, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи приговорили к четырем годам тюрьмы. Через полдня ей вдвое смягчили приговор.
  • Папа римский объявил о подготовке новой встречи с главой РПЦ патриархом Кириллом – ради этого он даже готов приехать в Москву. В РПЦ на слова папы отреагировали вяло. О цели этой встречи ничего не известно.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 136. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 834 тысячи; официальное число жертв достигло к утру понедельника 282 462 человек (+1184 за сутки). Эти данные не соответствуют реальности, но их динамика отражает настроения российских властей.

Сейчас там склоняются в сторону агрессивной пропаганды вакцинации: начальник управления по общественным проектам администрации президента России Сергей Новиков сказал, что антипрививочники действуют в соответствии со «стратегией по уничтожению народа». Ну а где геноцид – там и Гитлер: по словам Новикова, он требовал от своих командующих, чтобы те лишали жителей оккупированных территорий СССР вакцин и средств гигиены и снабжали их алкоголем и табаком (надо было еще сказать, что бесплатным алкоголем и табаком).

В России официально выявлен штамм «омикрон», и здесь врач-иммунолог Николай Крючков рассказывает, что от него ждать.

В ЮАР, откуда «омикрон» начал распространяться по планете, никаких специальных мер против него не вводят: вот интересное интервью о том, как эта страна переживает пандемию (спойлер: во время локдаунов там запрещали не только продажу алкоголя, но и продажу табака, и ни к чему хорошему это не привело).

Шесть ссылок

  • История. 11 самых популярных легенд об Александре Невском (разоблачает историк Игорь Курукин). Или беседа с историком Андреем Павлышиным о львовском погроме 1918 года.
  • Писатели. Разговор с филологом Моникой Спивак о наследии Андрея Белого – изданном, неизданном, утраченном. Или рассказ о том, как живой классик азербайджанской литературы Акрам Айлисли стал изгоем в родной стране, написав роман «Каменные сны» об отношениях между армянами и азербайджанцами.
  • Мертвечина. Отрывок из книги Олега Ивика «Вокруг того света. История и география загробного мира» (изд-во «Альпина нон-фикшн»). Или подробный рассказ об устройстве канцелярита с рекомендациями о том, как от него отучиться.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Урок 12. Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

    Цели урока:

    1. образовательная: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», антитезы, детали, символа, ввести элементы сопоставительного анализа;

    2. воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;

    3. развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.

    Оборудование урока: мультимедийная презентация, текст произведения

    Ход урока

    1. (Слайд 1. На доске написано название рассказа и автор)

    Юрий Яковлев

    Слайд 2

    Родился 26 июня 1922 года в Ленинграде.

    1940 год- призван в армию.

    1960 год-первый рассказ «Станция мальчики».

    1972 год- награжден орденом Трудового Красного знамени.

    «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье.»

    – Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)

    (записывается на доске как кластер)

    смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый. 
    железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит. 
    умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом

    Внешние и физические данные

    держит данное слово, вежливый, 
    готов выручить друга из беды, 
    заступиться за слабого и обиженного,
    благородно и возвышенно относится к женщине

    духовные начинания

    – В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

    Кто же такой рыцарь?

    Слайд 3.Зачитаем справку из словаря. Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.

    – Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

    1. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

    Слайд 4

    У Юрия Яковлева есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».

    – Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

    Слайд 5

    – А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

    – Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

    Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учениками)

    3.Анализ текста:

    Слайд 6

    Детали:

    Ботинки, полные воды ( преодоление себя, дискомфорт, самопожертвование)

    Рыцарь в тетради по арифметике ( как образ мечты, фантазии, стремления к прекрасному)

    Три бугорка на лице, которые краснеют ( указывают на беззащитность, ранимость, детский возраст, нелепый вид)

    «Тюфяк» ( общее впечатление и отношение окружающих и родных – равнодушие, безучастность)

    Слайд 7.

    Символы – рыцарь, тюфяк

    Слайд 8.

    Проблемные вопросы:

    В чём «рыцарство» Васи? (спас ребёнка, промолчал об этом)

    Почему Вася промолчал, когда директор награждал Димку?( не считал свой поступок подвигом, поверил, что Димка ему помог больше)

    Почему Вася не провалился под лёд? ( потому что он не боялся, проснулся внутренний рыцарь, отвага, мужество)

    Почему Дима сам не полез в реку? (струсил=не рыцарь)

    Почему Дима не отказался от награды? ( проявил малодушие, эгоизм, хотел славы),( антитеза с Васей, герой и антигерой)

    В чём духовное превосходство «рыцаря Васи»? ( сравнение с Дон Кихотом, альтруизм, прощение, благородство, отсутствие амбиций)

    Слайд 9.

    Анализ образа:

    Портрет Васи (найти в тексте)

    Найдите эпитеты, которые использует автор по отношению к Васе (неуклюжий, толстый, неудачник)

    Как окружающие относятся к «рыцарю»? Как изменилось ли отношение к нему?( безразлично, не поменялось)

    Как Вася стал относиться к себе? ( когда думал о том, что доспехи бы утянули под воду – понял, что рыцарство – не внешний, в внутренний признак)

    В чём смысл названия рассказа? Ирония или серьёзность? ( В названии антитеза «Рыцарь Вася», серьёзность) Слайд 10

    «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

    Слайд 11.

    1. Вывод.

    1. Какую тему поднимает автор?(тема)

    Дружба, одиночество, подвиг, благородство.

    1. Какой вопрос задаёт автор читателю?(проблема)

    В чём истинное рыцарство?

    1. Какой ответ даёт автор на свой вопрос?(идея)

    Рыцарство в альтруизме, добре, благородстве.

    Слайд 12

    «Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!»

    Ю.Яковлев

    1. Домашнее задание:

    Написать мини- сочинение «Примеры рыцарства в нашей жизни»

    Прочитать и принести текст А. Алексин. «Домашнее сочинение».

    Спасибо за урок, до свидания!

    3

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449102-scenarij-uroka-po-rodnoj-literature-v-6-klass

    В четверг на экраны российских кинотеатров выходит историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль». В фильме рассказывается о реальном конфликте между двумя французскими рыцарями — Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри. Противостояние героев приводит к дуэли, организованной по всем законам Средневековья. Центральные роли в ленте исполнили Мэтт Дэймон, Адам Драйвер и Джоди Комер.

    В четверг, 18 ноября, в российский прокат выходит историческая драма «Последняя дуэль». Режиссёром картины выступил четырёхкратный номинант на «Оскар» Ридли Скотт («Марсианин», «Гладиатор», «Чёрный ястреб», «Тельма и Луиза»), а за визуальную составляющую ленты отвечал оператор Дариуш Вольски, работавший над фильмами серии «Пираты Карибского моря». Кинематографисты уже неоднократно сотрудничали. Вместе они сняли картины «Марсианин», «Прометей», «Все деньги мира», «Дом Gucci» и другие. Центральные роли в «Последней дуэли» исполнили Джоди Комер («Главный герой»), Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг») и Адам Драйвер («Чёрный клановец»).

    Действие фильма основано на реальных событиях. В центре сюжета — французские рыцари XIV века Жан де Карруж (Дэймон) и Жак Ле Гри (Драйвер), вошедшие в историю в том числе как участники одной из последних дуэлей, разрешённых королём и парламентом. Фактически предметом конфликта стали обвинения Ле Гри в изнасиловании супруги де Карружа Маргариты.

    По сюжету, на формирование конфликта между двумя хорошими друзьями повлияли прошлые разногласия: сперва Ле Гри занял престижную должность, на которую претендовал де Карруж, а позднее получил во владение участок с поместьем, который должен был отойти герою Дэймона после свадьбы.

    Наряды в картине довольно аутентичные, без излишней сексуализации, характерной для современных исторических драм. Однако первое время лента, несмотря на всю свою красоту и тонкую проработку, кажется довольно стандартной: проблемы жилищного и политического характера не удивят зрителя, а исторические драмы про бравых рыцарей и властителей-самодуров и до Ридли Скотта снимали не раз.

    Но градус напряжения резко возрастает, когда конфликт Жана де Карружа и Жака Ле Гри становится откровенно личным. И дело даже не в самой природе проблемы — посягательстве на семейные ценности, — а в появлении яркого женского персонажа. Несмотря на то что в кульминационной дуэли участвуют два рыцаря, именно Маргарита становится главной героиней картины и основной движущей силой сюжета.

    6194ab5cae5ac96a314ca16b

    • © Кадр из фильма «Последняя дуэль»

    По сути, «Последняя дуэль» рассказывает о положении женщины в Средние века и вопиющем отношении к ней всего общества. Из-за негласного соревнования де Карружа и Ле Гри страдает в первую очередь Маргарита: и супруг ей достался не такой успешный и предприимчивый, как ожидалось, и поместье герои делят её собственное. Впрочем, на эти детали никто не обращает внимания.

    Больше удивления и негодования у зрителей, скорее всего, вызовет эпизод с изнасилованием, ставший последней каплей в развитии конфликта. Оказавшись в травмирующей ситуации и решив бороться за справедливость, Маргарита встречает полное непонимание со всех сторон: по мнению обидчика, всё произошло по обоюдному согласию, а муж полагает, что в данной ситуации главная жертва — он сам.

    От героини отворачиваются даже женщины. Так, свекровь считает, что Маргарите вообще стоило молчать: не первая и не последняя, жива осталась — и на том спасибо. А теперь — опозорила и себя, и семью.

    Чем активнее девушка борется, тем более возмутительной оказывается ситуация. Ближе к развязке происходящее превращается в максимально абсурдную драму. Высокопоставленные чины на полном серьёзе обсуждают факторы, якобы влияющие на беременность, и говорят о роли женщины в сексуальных отношениях в целом, тем самым напоминая зрителям о самых устаревших стереотипах. На основании сомнительных размышлений выносится решение, от которого больше всех может пострадать опять-таки Маргарита.

    В какой-то момент начинает казаться, что муж её всё-таки услышал и проникся сочувствием к супруге, однако Жан де Карруж тут же подтверждает: всё предпринятое им было задумано исключительно ради его блага. В итоге самая разумная, по сравнению с современниками, героиня так и остаётся незамеченной, а вся её жизнь, как отметила сама Маргарита, зависит только от того, «какой из стариков быстрее устанет» на дуэли.

    6194ab5dae5ac96a314ca16c

    • © Кадр из фильма «Последняя дуэль»

    Фильм разделён на три части, в каждой из которых рассказывается одна и та же история устами одного из центральных персонажей.

    Сперва такое решение кажется бессмысленным растягиванием хронометража: в каждой из глав представлены и новые сцены, однако значительная часть эпизодов повторяется.

    Однако со временем становится понятно, что Ридли Скотт выбрал подобный формат не просто так: наиболее важные сцены смонтированы или отсняты иначе. Даже мелкие детали красноречиво демонстрируют, насколько по-разному персонажи видят одни и те же события, а убедительная игра актёров (особенно завораживает Джоди Комер) обеспечивает эмоциональное восприятие действия.

    Дуэль открывает и закрывает фильм. Естественно, и эта сцена смотрится по-разному. В начале она выглядит предсказуемой и стандартной. К развязке же зритель приходит с полным осознанием несправедливости происходящего и сильнейшим возмущением.

    Для тех, кто не знает реальную историю, несколько испортить восприятие может разве что спойлер исхода дуэли, размещённый примерно посередине ленты. 

    В европейской цивилизации и культуре есть одна удивительная особенность – признание факта поражения как достойного результата состязания, на войне ли, в искусстве или спорте. Более того, мы можем увидеть среди европейских народов своеобразный культ поражения. Ведь проиграть с честью заведомо более сильному врагу совсем не оскорбительно. Можно даже сказать, что в поражении проявляется куда больше достоинств человека, нежели в победе.

    Победа всегда одинакова. Слава достается победителям, которых превозносят. Но не только победитель вправе гордиться собой. Потерпевший поражение порой показывает гораздо большую силу духа, способность противостоять ударам судьбы и готовность, поднявшись после почти смертельного удара, вновь вступить в бой. Да и сама готовность принести жертвы, а, возможно, и погибнуть, при этом прекрасно понимая, что победы не добиться – это пример демонстрации доблестей, достойных героев античности. Поражение же каждый раз показывает своих героев с иной стороны, демонстрирует разные сильные стороны тех, кто проиграл, но сохранил твердость духа.

    Пожалуй, впервые эта идея была отражена в рыцарской поэме IX века «Песнь о Роланде». Мы найдем немало примеров того, как средневековые менестрели воспевали победы героев, но в истории Роланда предметом восхищения стало самое тяжелое поражение, которое постигло армию императора Карла Великого, правителя франков, отправившегося воевать в Испанию. Когда войско после долгих походов и тяжелых боев возвращалось на родину, командовать арьергардом был назначен бретонский маркграф Роланд – пример рыцарства и чести для всей Франкской империи.

    В Ронсевальском ущелье небольшой отряд Роланда попал в засаду, устроенную маврами, басками и арагонцами. Роланд, получивший от своих воинов прозвище Неистовый, сражался как лев. Он сразил множество врагов и отказывался, несмотря на просьбы своего друга графа Оливье, протрубить в волшебный рог Олифант, который обладал способностью призвать в бой армию императора Карла. Ведь он не мог отвлечь уходящие войска франков и был обязан задержать врагов. Поэтому, когда подмога всё же пришла, на поле боя император нашел лишь мертвого Роланда, который с тех пор стал воплощением готовности рыцаря умереть за своего сеньора и свою честь.

    «Песнь о Роланде» несла своим слушателям и читателям очень важную идею – бывают ситуации, когда поражение ценится ничуть не меньше, чем победа. Роланд ценой своей жизни и жизней своих воинов спас куда больше людей, которые могли попасть в засаду, устроенную в горах.

    Фото: Битва при Фонтенуа, Пьер Ланфан

    Зовет к себе Роланд Готье де л’Она:
    «Возьмете вы французов десять сотен,
    Займете все ущелья и высоты,
    Чтоб император не понес урона».

    Так оруженосцы и молодые рыцари, слушавшие «Песнь о Роланде» в сумрачных покоях фамильных замков, готовились к тому, чтобы в любой момент, если король прикажет, повторить подвиг маркграфа бретонского. И это не было пустыми словами. Французское рыцарство не раз демонстрировало готовность умереть, но не лишиться чести. В битве при Пуатье погибло почти всё французское рыцарство, включая высшую знать королевства. Об отношении людей Средневековья к смерти в бою много говорит поступок короля Богемии Иоанна Люксембургского в бою при Креси. Вот что рассказывает об этом хронист: «Когда Иоанн услышал команду к бою, он сказал: «Господа, вы теперь все мои друзья и братья по оружию, поэтому я прошу вас, потому что я слеп, взять меня с собою в бой». Рыцари согласились, и поскольку он не хотел затеряться в толчее, привязали его в седле боевого коня. Король поскакал в рядах французской конницы на англичан. Утром король был найден мертвым на земле».

    Великий французский философ конца XVI века Мишель де Монтень писал в своей книге «Опыты» об уже куда более гуманных временах: «Посмотрите, как наша душа придает этой смешной забаве (игре или спортивным состязаниям – прим. авт.) значение и смысл, как напрягаются все наши нервы и как благодаря этому она дает возможность любому человеку познать себя самого и непосредственно судить о себе. Какие только страсти не возбуждаются при этой игре! Гнев, досада, ненависть, нетерпение и пламенное честолюбивое стремление к победе в состязании, в котором гораздо извинительнее было бы гордиться поражением». Вот пример того, как взгляды европейцев ничуть не переменились за прошедшие с момента создания «Песни о Роланде» шесть столетий.

    Не стоит думать, что всё это было чуждо русским. Вспомним наш собственный эпос – былины. И увидим, что там герои-богатыри, подобно Роланду, порой терпят самые тяжелые поражения и гибнут от рук врагов. Михайло Поток был убит собственной женой, могущественной колдуньей, Дунай Иванович был побежден Добрыней и на долгие годы брошен им в киевскую темницу. Добрыня же не раз побеждал Алёшу Поповича и даже грозил убить его. Кстати, Алёша, согласно тексту одной из былин, погиб, убитый братьями Збродовичами. Сказители Древней Руси не видели ничего обидного для самых выдающихся витязей оказаться побежденными. На войне или в рыцарском поединке случается всякое, невозможно побеждать всех и всегда. До этого не дошел даже Илья Муромец, который не раз был схвачен врагами. Подобное отношение к поражению характерно для военной знати Европы, а русское боярство и княжеская дружина в этом отношении ничуть не отличались от франкских маркграфов, герцогов или епископов.

    В Новое время ситуация ничуть не изменилась. Но теперь уже на битвы выходили не отдельные рыцари, а целые армии.

    Конфликты XVIII века даже получили прозвище «войны в кружевах», потому что на сражения было принято украшаться так, будто идешь на бал или на прием к королю. Кружева, золотое шитье, роскошные плюмажи, блеск галунов и полированного серебра и золота сопровождали воинов этого времени, превращая кровопролитие в торжественный ритуал подтверждения делом своей верности присяге. Война приобрела настолько эстетские формы, что это нашло отражение на множестве батальных картин. Никогда еще ни раньше, ни после этой эпохи, смерть в бою не была настолько прекрасна.

    В сражении при Фонтенуа между англичанами и французами в 1745 году в атаку пошли все резервы англичан – лучшие части их армии. Под развернутыми знаменами с музыкой маршировали три полка гвардии, за ними следовали армейские полки. Британцы медленно приближались к строю спокойно ожидающих их французов. Шеренги 1-го гвардейского пехотного полка подошли вплотную к линии французской гвардии. Ни один из противников не открывал огонь, не желая показать себя трусами, которые начали стрелять сразу, как увидели врага. По обычаю того времени, офицеры шли впереди строя, демонстрируя подчиненным, как надлежит умирать за своего короля.

    Французы и англичане сняли шляпы и церемонно раскланялись, приветствуя друг друга, но приказа стрелять так и не прозвучало. Тогда капитан 1-го пехотного полка гвардии лорд Хей обратился к стоящему напротив него лейтенанту французской гвардии графу д’Отрошу: «Господа французские гвардейцы, стреляйте!». На это д’Отрош ответил еще большей любезностью, заявив: «Господа, мы никогда не стреляем первыми, стреляйте сами». Это соревнование в куртуазности бесконечно продолжаться не могло. Раздался приказ, англичане сделали залп. Граф д’Отрош упал на траву Фонтенуа, обливаясь кровью. Так честь офицеров и аристократов была в очередной раз поставлена выше, чем жизнь. Ведь возможность выжить – ничто в сравнении с тем, что ты обязан не опозорить поколения предков, которые создали твой род, сделали его знатным и могущественным.

    Когда в те же времена полководцев награждали за проигранные сражения высокими орденами, это вовсе не означало поощрения неудачливых и некомпетентных. Это были награды за стойкость и храбрость, с которой вверенная генералу армия сражалась и с честью проиграла бой. Точно так же на Триумфальной арке, сооруженной в Париже в честь Наполеона I, значатся не только громкие победы при Аустерлице или Йене, но и поражения при Гейльсберге, Красном или Полоцке. Стоит отметить, что войнам того времени было совершенно не свойственно создание «образа врага». Противник представал в них не чудовищем, а воином, сражающимся, потому что ему так приказал суверен. Поэтому никто не сомневался в том, что враг тоже обладает честью. Плененного вражеского офицера могли просто отпустить на свободу под честное слово, что он больше не поднимет оружие (и обычно такие обещания соблюдались самым строжайшим образом), его не бросали в темницу, а принимали в своем имении, на обеде или балу.

    Еще один выдающий пример поражения, как предмета для гордости, дала Крымская война. Тогда под Балаклавой британский барон Реглан приказал бригаде графа Кардигана атаковать русские позиции прямо по фронту. Что это было – ошибка или некомпетентность, историки спорят до сих пор. Но британские всадники выполнили приказ и поскакали прямо на пушки и плотный ружейный огонь русских. Из шестисот человек вернулась всего одна треть. Поэт Теннисон написал об этой атаке проникновенную поэму «Атака легкой бригады», мгновенно ставшей классикой английской литературы.

    Долина в две мили  редут недалече…
    Услышав: «По коням, вперед!»,
    Долиною смерти, под шквалом картечи,
    Отважные скачут шестьсот.

    Рассказ о том, как офицеры и солдаты не могли ослушаться приказа и пошли на верную смерть, стал тем поражением, что вдохновлял англичан в тяжелейших сражениях Первой и Второй мировых войн. Эта история стала лучшим примером того, как, по словам В. Овчинникова (автора книги «Корни дуба», очень долго изучавшего английское общество), «…назначение джентльмена возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний». Эта готовность культивируется в британском обществе и поныне, придавая ему моральную силу. Крымская война стала для русских примером такого поражения, которым можно гордиться не меньше, чем победой. Российская империя в одиночку сражалась против Великобритании, Франции, Османской империи и, несмотря ни на что, выстояла, не сдалась, сумела довести дело до заключения мира, который всеми сторонами был признан, как почетный. А в 1812 году император Александр I демонстрировал готовность терпеть любые поражения, отступать хоть до Камчатки, но продолжать сражаться с Наполеоном I.

    Столетием раньше долгая и тяжелая война за австрийское наследие 1740-1748 годов была выиграна Австрией не на полях сражений, а с помощью невообразимого упрямства и силы воли императрицы Марии-Терезии. В этой войне австрийцы продемонстрировали не столько способность побеждать, сколько готовность подниматься после самых тяжелых ударов и вновь идти в бой. Именно это умение не раз спасало Австрийскую империю от полной катастрофы. На протяжении XVII – XVIII – XIX веков не раз получалось так, что армия австрийского императора разбита, противники готовятся праздновать победу. И вдруг откуда ни возьмись появляются новые полки, которые упрямо идут в бой, защищая, казалось бы, безнадежное дело.

    Увы, готовность принимать поражение, свойственная рыцарскому духу, совершенно исчезла в России при коммунистах. Основывая свою легитимность на выигранной ими Гражданской войне, большевики создали настоящий культ победы, в котором не было места сомнениям. Пропаганда объявляла проигранные сражения выигранными, потому что Красная армия под руководством коммунистов не может проиграть. В одной красноармейской песне звучали такие слова:

    На Дону и в Замостье
    Тлеют белые кости.
    Над костями шумят ветерки.
    Помнят псы-атаманы,
    Помнят польские паны
    Конармейские наши клинки.

    Это был рассказ о сражении при Замостье, где Первая конная армия Будённого потерпела тяжелейшее поражение от польских войск. Но в стихах поражение объявили славной победой, о которой должны помнить «польские паны». Эта же уверенность в победе над любым врагом, внушаемая обществу в конце 1930-х годов, стала причиной того, насколько тяжело переживали граждане СССР поражения, не раз случавшиеся в ходе большого наступления немцев в 1941-1942 годах. А Таллинская эвакуация флота, которая стала поражением, намного превосходящим Цусиму, либо замалчивалась, либо героизировалась и легендировалась, как тяжело доставшийся успех.

    Советская идеология не могла признать поражения. Ведь, во-первых, во главе страны и армии стоит партия, направляемая «единственно верным учением Ленина» – она не может проигрывать или ошибаться. А во-вторых, если коммунисты терпят поражения, то как отвечать на возникающий вопрос: зачем была устроена революция, красный террор и Гражданская война? Именно это сохранившееся преклонение перед победой и страх перед поражением во многом до сих пор служит причиной терзающего современное русское общество посттравматического расстройства, связанного с утратой былого «величия» при СССР. Ведь если мы не смогли спасти великое государство, то значит мы сами плохи, думает типичный носитель такого образа мыслей.

    Так что нам еще только предстоит научиться гордиться своими поражениями. И видеть в них знамение будущих побед. Стимул собраться с силами и победить.

  • Рассказ о жизни пушкина в царскосельском лицее кратко
  • Рассказ о жизни николая петровича кирсанова
  • Рассказ о жизни льва николаевича толстого 4 класс
  • Рассказ о жизни кристиан
  • Рассказ о жизни обломова на выборгской стороне