- Сочинения
- Свободная тема
- Один день из жизни крестьянина
Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ. Основными занятиями крестьянина являются земледелие и животноводство. Также крестьяне занимаются садоводством, пчеловодством, кузнечным делом и различными ремеслами, изготавливают себе одежду, посуду, обувь.
Утро крестьянина начинается задолго до того, как просыпаются городские жители – с рассветом и криком петухов. За день крестьянину предстоит сделать очень многое. Первым делом ему нужно накормить скотину. Во дворе у крестьянина можно встретить разных животных, таких как гуси, куры, козы и свиньи. После того как крестьянин покормит животных он обычно приступает к дойке коров и уборке хлева.
Затем крестьянин приступает к скромному завтраку, который чаще всего состоит из каши, хлеба, сала и молока. Еда на крестьянском столе однообразная и скудная, ведь приходится на всем экономить. После сытного завтрака крестьянин отправляется в поле, где ему предстоит хорошо потрудится над будущим урожаем, но даже упорный труд не дает гарантии получить хороший урожай. Крестьянина кормит земля, а она нуждается в постоянном уходе. Работу в поле приходится начинать с утра пораньше, пока солнце еще не слишком высоко.
Чтобы не голодать зимой крестьянин вынужден большую часть времени проводить в поле с лопатой, граблями и плугом вспахивая землю. Женщины, чтобы скрасить свою работу поют. Не сидят без дела и дети, помогая взрослым выгуливать и пасти скот.
Большую часть работы крестьянин старается закончить до обеда. На обед крестьянин отправляется домой, чтобы поесть и хоть немного передохнуть. Нередко обед крестьянина проходит в поле и состоит из небольшого перекуса.
Также крестьянину предстоит косить сено, чтобы запастись кормом для животных. После того как сено высохнет его необходимо собрать в стог.
Вечером наступает черед домашних дел: уборка, стирка, приготовление пищи. Спать крестьяне ложатся рано, чтобы хорошенько отдохнуть, ведь утром им снова предстоит вставать ни свет ни заря.
Сочинение про день крестьянина
Жизнь крестьян была нелёгкой. Им приходилось много работать для того, чтобы прокормить себя и свою, как правило многочисленную, семью. Их работа была очень тяжёлой. Они понимали, что если будут лениться, плохо работать, то их семья погибнет от голода.
День крестьян начинался очень рано. Глава семьи и его сыновья рано утром уходили работать в поле, которое принадлежало важному господину, их хозяину. За использование поля крестьянин платил господину или деньгами или продуктами. Инструменты, которыми крестьяне возделывали землю, тоже принадлежали важному господину. За использование их тоже надо было платить. Иногда крестьяне за плохое поведение получали наказание. Чтобы искупить свою вину, они работали во дворе у хозяина.
В то время как глава семьи и сыновья уходили в поле, женщины этого семейства хлопотали по хозяйству. Когда начиналась война, мужчины уходили воевать и женщины делали их повседневную работу. В мирное время они доили коров, кормили свиней, собирали куриные яйца, прибирались, занимались шитьём или вязанием, готовили скудный обед.
Крестьяне ели очень мало. Их еда была очень простой и однообразной. Часто не хватало запасов хлеба или зерна. Иногда семьи и вовсе голодали. Это происходило из-за неурожая, пожаров, плохих погодных явлений.
В полдень наступал час обеда. Голодные мужчины возвращались домой. Они были одеты бедно, их одежда была в плохом состоянии. Они были бородатый, несвежи из-за тяжёлой работы на солнцепёке. Женщины их кормили похлёбками из овощей. После обеда все отдыхали. После обеденного отдыха мужчины или шли работать в поле или оставались дома и занимались домашними делами. Они чинили, стругали, могли пойти на охоту или рыбалку, одним словом, они были постоянно в делах.
Крестьяне ложились спать рано, так как с утра нужно было опять рано вставать и идти на работу.
Дома крестьян
Дома крестьян строились из дерева, иногда предпочтение отдавалось камню. Стелили крыши из камыша или соломы. Мебели было мало, главным образом столы и сундуки для одежды. Спали на кроватях или скамьях. Постелью служил матрас набитый соломой или сеновал.
Дома отапливались каминами или очагами. Печи появились лишь в начале 14 века, их позаимствовали у славян и северных народов. Жилье освещали масляными лампами и сальными свечами. Дорогие восковые свечи были доступны лишь богатым людям.
Пища крестьян
Большинство европейцев питалось довольно скромно. Ели дважды: вечером и утром. Повседневной пищей были:
- 1. бобовые;
- 3. капуста;
- 5. ржаной хлеб;
6. зерновая уха с луком или чесноком.
Мяса потребляли мало, в особенности с учетом того, что в годе было 166 дней поста, запрещалось есть мясные блюда. В рационе было значительно больше рыбы. Из сладостей лишь мед. В Европу сахар попал в 13 веке с Востока, он был очень дорогим. В Европе много пили: на севере — пиво, на юге — вино. Вместо чая заваривались травы.
Посуда европейцев (кружки, миски и т. д.) были весьма простыми, изготовленными из олова или глины. Ели ложками, вилок не было. Ели руками, мясо отрезали ножом. Крестьяне ели пищу всей семьей из одной миски.
Одежда
Крестьянин обычно носил льняные штаны до колен либо даже до щиколоток, а также льняную рубашку. Верхней одеждой являлся плащ, стянутый застежкой (фибулой) на плечах. Зимой носили:
1. теплую накидку из меха плотной ткани;
2. грубо вычесанный овечий тулуп.
Беднота довольствовалась одеждой темного цвета из грубого полотна. Обувью были остроносые кожаные ботинки без твердой подошвы.
Феодалы и крестьяне
Феодалу была необходима власть над крестьянами, дабы заставить выполнять повинности. В средневековье крепостные крестьяне были несвободными людьми, они зависели от феодала, который мог обменять, купить, продать, крепостного. Если крестьянин пытался убегать, то его разыскивали и обратно возвращали в поместье, где его ждала расправа.
За отказ работать, за не сданный вовремя оброк, крестьянина вызывали на феодальный суд феодала. Неумолимый господин лично обвинял, судил, а потом приводил приговор в исполнение. Крестьянина могли избить плетьми или палками, бросить в тюрьму либо заковать в цепи.
Крепостные крестьяне постоянно подчинялись власти феодала. Феодал мог требовать выкуп при женитьбе, мог сам женить и выдавать замуж крепостных.
Жизнь крестьян в средние века была суровой, полной лишений и испытаний. Тяжёлые налоги, разорительные войны и неурожаи зачастую лишали крестьянина самого необходимого и заставляли его думать только о выживании.
Всего 400 лет назад в богатейшей стране Европы — Франции — путешественникам попадались деревни, жители которых были одеты в грязные лохмотья, обитали в полуземлянках, норах, вырытых в земле, и дичали настолько, что в ответ на расспросы не могли произнести ни одного членораздельного слова.
Неудивительно, что в средние века был распространён взгляд на крестьянина как на полуживотное-полудьявола; слова «виллан», «вил-лания», обозначавшие сельских жителей, означали одновременно «грубость, невежество, скотство».
Не нужно думать, что все крестьяне в средневековой Европе походили на чертей или оборванцев.
Нет, у многих крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лились рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней.
Крестьяне были сметливы и хитры, они хорошо видели достоинства и недостатки тех людей, с которыми им приходилось сталкиваться в своей немудрёной жизни: рыцаря, купца, священника, судьи.
Если феодалы смотрели на крестьян как на дьяволов, вылезающих из адских нор, то и крестьяне платили своим сеньорам той же монетой: рыцарь, проносящийся по засеянным полям со сворой охотничьих собак, проливающий чужую кровь и живущий за счёт чужого труда, казался им не человеком, а демоном.
Принято считать, что именно феодал был главным врагом средневекового крестьянина. Отношения между ними действительно были сложными. Сельские жители не раз поднимались на борьбу против своих господ.
Они убивали сеньоров, грабили и поджигали их замки, захватывали поля, леса и луга. Самыми крупными из таких восстаний были Жакерия (1358 г.) во Франции, выступления под предводительством Уота Тайлера (1381 г.) и братьев Ке-тов (1549 г.) в Англии.
Одним из важнейших событий в истории Германии стала Крестьянская война 1525 г.
Каждый человек должен интересоваться прошлым своего народа. Не зная историю, мы никогда не сможем построить хорошее будущее. Поэтому давайте поговорим о том, как жили древние крестьяне.
Жилье
Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами.
То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды.
Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.
Пища
В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно.
Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы.
Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.
Одежда
Одежда, которую носили крестьяне средневековья, очень отличалась от периода античных веков. Обычной одеждой крестьян была льняная рубашка и штаны до колена или до лодыжки.
Поверх рубашки надевали еще одну, с более длинными рукавами, — блио. Для верхней одежды использовали плащ с застежкой на уровне плеч. Обувь была очень мягкая, пошитая из кожи, а твердой подошвы и вовсе не было.
Но вот сами крестьяне ходили чаще босиком или в неудобных башмаках с деревянной подошвой.
Правовая жизнь крестьян
Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:
- Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
- Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.
Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году.
Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок.
Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:
- Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
- Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.
У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение-рассказ Горе-мечтатель 7 класс
Я закончила 6 класс на одни пятёрки. Теперь у нас в школе каникулы. Середина Июня. На улице жара. Меня привезли в деревню к бабушке, чтобы я и отдохнула на природе - Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика) сочинение
Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи - Как вы понимаете слова Конёнкова: «Мечта всегда крылата — она обгоняет время»? Сочинение
- Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение
«Ромео и Джульетта» повесть, в которой рассказывается о трагической любви двух юных созданий. Действие происходит в Вероне. Самое страшное и обидное то, что молодые люди, страстно полюбившие друг друга - Сочинение Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель Куприна
Один из героев рассказа А. И. Куприна Белый пудель отличается от остальных, хотя автор уделяет ему внимания не меньше, чем другим. Этот герой является собакой, порода которой вызывает умиление и нежность и у детей, и у взрослых.
О рационе
У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.
Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.
Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян
По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.
По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.
§ 16. В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство
Образ жизни средневекового крестьянина
Самым многочисленным сословием средневекового общества было крестьянство. Крестьяне кормили другие группы населения, но положение самих земледельцев было тяжелым. Детей в семьях рождалось, как правило, много, но из-за плохой пищи и болезней лишь некоторые из них доживали до совершеннолетия. Каждому в крестьянской семье находилась работа: мужчины трудились на своей и господской пашне; женщины занимались домашним хозяйством, пряли и ткали; дети помогали взрослым или пасли скот: овец, свиней, коз, коров.
Сенокос. Средневековый рисунок
Дом, построенный из жердей или бревен, служил крестьянской семье жилищем. Его крыша была покрыта соломой, которая в голодные годы шла на корм скоту. Трубы не было. Вместо нее в кровле было сделано отверстие, через которое уходил дым из открытого очага. В крестьянском доме всегда царил полумрак. Узкие маленькие оконца, затянутые бычьим пузырем, плохо пропускали дневной свет. Зимой, чтобы сберечь тепло, их и вовсе затыкали тряпками или соломой. Оконные стекла были большой редкостью и имелись лишь в церквях и домах богатых феодалов. В одном помещении крестьяне и спали, и готовили еду, а зимой даже держали скотину. Обстановка была убогой: грубо сколоченный стол, несколько лавок вдоль стен, самодельные полки, широкая кровать и деревянный сундук, который использовали для хранения одежды.
Одевались в Средние века просто. Крестьянки долгими зимними вечерами ткали грубое льняное или шерстяное полотно, из которого затем шили для себя рубашку с широкими рукавами и рабочую блузу, а также холщовую рубаху и полотняные штаны для мужа. Обувь была либо полностью деревянной, либо с кожаным верхом на деревянной подошве.
Крестьянская пища была простой и однообразной. Семья земледельца питалась хлебными лепешками и кашей из дробленых зерен ячменя или ржи, которые варились в чугунном котелке. Скудное питание дополняли выращенные на участке возле дома репа, редька, брюква, капуста, бобы, лук, яблоки и крыжовник. Ели также рыбу. Крестьяне пили молоко, виноградное вино или пиво, а также напиток из вереска, можжевельника или зверобоя. Мясо ели только по праздникам. Плохое питание, тяжелая работа, частые войны сказывались на продолжительности жизни. Редко кто из жителей средневековой Европы доживал до 30 лет, а человек, достигший 50 лет, считался старым.
Чем отличался образ жизни крестьян и феодалов?
Крестьянская община
Сначала крестьянские поселения были небольшими: всего два-три десятка дворов, но постепенно деревни разрастались. В центре деревни находилась площадь и колодец, вокруг которых стояли дворы земледельцев. Территория поселения была обнесена деревянной изгородью, а иногда даже валом и рвом. Крестьяне надеялись, что эти заграждения защитят их от враждебного мира. Именно поэтому селиться за изгородью никто не решался.
Крестьяне одной деревни составляли общину. Собираясь вместе, они избирали старосту и решали важнейшие вопросы сельской жизни. Главной задачей крестьянской общины было регулирование земельных отношений. Поскольку чаще всего крестьянская пашня располагалась чересполосно, нужно было объединять усилия в сельскохозяйственных работах. Община определяла, какой клин какой культурой нужно засеивать, когда следует начинать сев, обрабатывать поле и убирать урожай. На сходах крестьяне решали также земельные споры, распределяли между собой феодальные повинности и строго следили за их выполнением всеми земледельцами.
С согласия феодала община определяла порядок пользования общими угодьями. Она разрешала рубить дрова или собирать хворост в лесу, окружавшем деревню, охотиться на некоторые виды дичи, собирать дикие фрукты и ягоды. Крестьяне сами определяли, когда и сколько рыбы можно ловить в реке, где косить сено, на каких пустошах пасти скот. Крестьянская община оказывала помощь бедным, вдовам, сиротам, следила за порядком в деревне, поддерживала в хорошем состоянии дороги, церковь или часовню, содержала христианского священника, следила за соблюдением бытовых и культурных традиций. Все жители деревни должны были подчиняться решениям, принятым общиной. На нарушителя порядка налагался штраф, а за серьезные проступки его могли изгнать из деревни. Судьба изгнанного (изгоя) была печальна. Он лишался своего надела и чаще всего погибал.
Определите, какие работы показаны на рисунке.
Сельскохозяйственные работы. Средневековый рисунок
Мировоззрение средневекового крестьянина
Каждый земледелец считал себя частью общины и старался ничем не отличаться от других. Большинство крестьян были неграмотными. Дети помогали взрослым по хозяйству, поэтому часто у них не было времени посещать школу, которую обычно открывали при церкви. Мировоззрение крестьян представляло собой причудливое соединение христианских и языческих представлений.
Крестьяне на пашне. Средневековый рисунок
Земледельцы, как и все христиане, соблюдали посты, ходили в церковь и, одновременно с этим, торжественно отмечали приход весны, с заклинаниями обходили пашню, чтобы повысить урожай, шумели, пытаясь прогнать надвигающуюся бурю.
Определите, какие из названных действий крестьян продиктованы христианскими представлениями, а какие – языческими.
Феодалы презрительно относились к крестьянам, считая их грубыми, неотесанными, подобными диким зверям. Рыцари считали, что даже в рай попадут только «благородные». Феодалы придумывали про крестьян обидные поговорки: «Спина Жака-простака все вынесет» или «Мужик тот же бык, только без рогов».
Крестьяне платили феодалам той же монетой. Представления земледельцев о себе и своем месте в обществе нашли отражение в крестьянских песнях, сказках и поговорках. Особенно волновали земледельца тяжелые повинности, которые он должен был нести в пользу феодала. В Англии во второй половине XII века сеньору требовалось отдавать половину доходов. Остатка едва хватало, чтобы прокормить семью. «По свету бродит отчаяние и горе; насколько лучше сразу погибнуть, чем так трудиться», – пелось в песне бедняка, разоренного многочисленными поборами. Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.
Сбор урожая. Средневековая миниатюра
Почему крестьяне вынуждены были мириться со своим тяжелым положением?
Новые черты в сельском хозяйстве
Изменения в жизни крестьянина происходили очень медленно. В самом начале Средневековья поле пахали легким плугом или вскапывали лопатой. После пахоты комья земли рыхлили мотыгой, а порой даже руками. Прополку делали редко. Выросшие колосья жали серпами, стараясь срезать стебли у самого корня, чтобы затем использовать солому в качестве корма для скота. С помощью палок или цепов колосья молотили – выбивали из них зерно, которое затем веяли – отсеивали от шелухи.
Мельница. Средневековый рисунок
Единственным удобрением был навоз, да и того из-за малого количества скота у крестьян часто не хватало. Из-за отсутствия хороших орудий труда и нехватки удобрений почва медленно восстанавливала свое плодородие. Урожаи были очень низкими. Неурожаи и голод в Средние века случались довольно часто. Чтобы хоть как-то выжить в голодные годы, крестьяне объедали листья с деревьев, выкапывали из земли коренья, ели древесную кору, жарили мелких грызунов. Из-за натурального хозяйства голод иногда носил местный характер. В одном районе люди могли умирать от нехватки пищи, а рядом, в 200–300 км, царило изобилие продуктов.
Вспомните, что такое натуральное хозяйство. Почему оно способствовало голоду?
В XI–XIII веках в жизни Западной Европы произошли коренные изменения. Поле стали вспахивать легким плугом несколько раз или использовать тяжелый колесный плуг, который тянули 6–8 волов. Для разрыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Лучше обработанная земля стала давать более высокие урожаи. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых стали подковывать. Повышению урожаев способствовало и постепенное распространение нового способа обработки пашни – трехполья. При изготовлении муки удалось уменьшить потери зерна. Вместо ручных приспособлений для растирания зерна все большее распространение стали получать водяные и ветряные мельницы. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян. Население значительно увеличилось, и крестьянам стало не хватать земель. Для того чтобы прокормить себя, земледельцы стали осваивать новые территории: корчевать лес, осушать болота, распахивать пустоши.
Трехполье
Подведем итоги
Крестьяне были самой многочисленной группой феодального общества, кормившей другие сословия. Крестьяне отличались особым взглядом на мир и образом жизни, для решения важнейших вопросов они объединялись в общину. В XI–XIII веках в сельском хозяйстве Западной Европы произошли важные изменения.
Трехполье — способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на три части. Одна часть засевается весной яровыми культурами и дает урожай в тот же год; другая – засевается осенью озимыми и дает урожай на следующий год; третья – «отдыхает».
«Богатым не был бы богатый – Не помогай ему оратай (пахарь)».
(Средневековый поэт Вернер Садовник)
Вопросы
1. Какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе? Каковы были условия жизни крестьян?
2. Что такое крестьянская община и какие вопросы она решала?
3. Как относились к труду крестьяне и феодалы? Как рыцари отзывались о крестьянах?
4. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве после XI века?
Задание
Используя материалы этого параграфа и § 5, дайте характеристику крестьянскому сословию (план характеристики см.: задание к § 14).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
1. О хлебе насущном Французский поселок. – Сельский дом. – Зимние посиделки. – Фермеры, землепашцы и подёнщики. – Меры площади. – Огород. – Злаки. – Скот. – Сезонные работы
1. О хлебе насущном
Французский поселок. – Сельский дом. – Зимние посиделки. – Фермеры, землепашцы и подёнщики. – Меры площади. – Огород. – Злаки. – Скот. – Сезонные работы
Горожане составляли лишь небольшую часть населения Франции, большинство проживало в деревнях
В ЗАБОТАХ О ЗДОРОВЬЕ: МЕДИЦИНА В ГРЕЦИИ
В ЗАБОТАХ О ЗДОРОВЬЕ: МЕДИЦИНА В ГРЕЦИИ
Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь
В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства…
Овидий. Метаморфозы, I, 523—524
Историю возникновения медицины у древних народов вкратце изложил уже в 1488 г. в своей «Речи о значении
О ежедневных трудах.
О ежедневных трудах.
Праздность – враг души, а поэтому в определенное время браться должны быть заняты трудом телесным, в другое же время – душеспасительным чтением. А поэтому считает нужным распределить время так, чтобы от Пасхи до 1 октября, выйдя рано, с часа первого и
О главных заботах руководителя
О главных заботах руководителя
Руководитель должен обеспечить поставку оружия в соответствии со своими средствами. Каждый отдел должен иметь надлежащие инструменты, полноценные ресурсы и информационное обеспечение для ведения сражения. Если эти вещи делаются в
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
История России, как и история Руси, – это история собирания русских земель под дланью царей московских и ранее великих князей киевских и это история великого расселения русского народа, история разрастания
Русколане в трудах древних историков
Русколане в трудах древних историков
Немало легенд и исторических известий о сарматах и роксаланах (русколанах) оставили нам античные историки.Самих сарматов почитали выходцами из Мидии – исторической области на северо-западе Иранского нагорья. Такого мнения
Закуски на хлебе
Закуски на хлебе
Вероятно, никто специально не изобретал закусок на хлебе. Они появились на столе так же давно, как и сам хлеб: ломоть хлеба с солью, салом, маслом, луком и др. В. Солоухин пишет: «Или, скажем, взять маленький ломтик черного хлеба, намазать его маслом, положить
Глава 1. Атлантида в трудах Платона
Глава 1. Атлантида в трудах Платона
Я обязан передавать то, что говорят, но верить этому не обязан.
Геродот, История, VII, 152
Истоки мифа об Атлантиде следует искать у Платона, в его двух диалогах «Тимэй» и «Критий».Предполагают, что Платон родился в Афинах в 427 г. и умер там же
«ПРЕДПОЧИТАЮ ЖИТЬ НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ, НО НА СВОБОДЕ»
«ПРЕДПОЧИТАЮ ЖИТЬ НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ, НО НА СВОБОДЕ»
Эти слова принадлежат человеку, который, в отличие от других высокопоставленных дипломатов, не пошел на добровольное заклание, не согласился играть роль шпиона и врага народа, не принес себя в жертву ради интересов
Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185]
Источниковедение в трудах А. А. Зимина
(к 90-летию со дня рождения)[185]
«Никакая наука не может существовать без тщательно разработанной методики. И, возможно, дальнейший прогресс источниковедения будет зависеть, прежде всего, от совершенствования приемов анализа
§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
Стремительное расширение Арабского халифата вовлекло в сферу арабской культуры наследие античной (особенно греческой) философии, научные достижения завоеванных стран и народов. В IX в. Багдад превратился в крупный
4) Пискаревский летописец в трудах по истории России
4) Пискаревский летописец в трудах по истории России
Этот параграф специально посвящен рассмотрению тех проблем и тем, для изучения которых привлекался Пискаревский летописец. Как уже отмечалось, многие историки обращались к Пискаревскому летописцу для решения многих
В едином хлебе
В едином хлебе
Учёные пишут, что понятие о роде, о большой семье, по мысли наших предков, включало сразу три связанные между собою категории единства: единство жилища, единство хозяйственное и, конечно, единство происхождения, то есть собственно родственную связь.Это
Комментарии преподавателя
Как известно, в эпоху раннего Средневековья большая часть европейского населения – примерно 80% от общего числа жителей – проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти сельские поселения отличались друг от друга постройкой домов, способом обработки земли и орудиями труда.
Феодальный уклад жизни средневековой деревни на европейской территории мало чем отличался друг от друга. Собственником земли выступал феодал (сеньор). В его поместье трудились зависимые крестьяне, которые за пользование землей несли повинности. Главными повинностями были барщина и оброк. Барщина подразумевала все даровые работы в поместье феодала (обработка земли, ловля рыбы и тому подобное), а оброком называется доля продуктов личного хозяйства или изготовленные изделия, которые крестьянин отдавал господину.
Население средневековой деревни обычно состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Земледельцы обрабатывали участки земли, скотоводы ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом, ремесленники специализировались в гончарном, ткацком и ювелирном промыслах. Все эти труженики должны были отдавать часть своего труда феодалу, а также платить десятую часть своего дохода церкви – церковную десятину. Но общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества во многом зависели от того, были ли его крестьяне, проживающие в нем, свободными или находились под властью сеньора.
Как свободные, так и зависимые люди во многих средневековых деревнях зачастую селились вперемешку, но дома крестьян всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев – свободны они или лично или поземельно зависимы. Свободные крестьяне пользовались гораздо большими правами и свободами, чем зависимые от феодала.
В большинстве случаев население, неважно, зависимое оно или свободное, было безграмотным и жило в нищете. Как ни старались крестьяне обрабатывать свои наделы, урожаи были низкими, треть надо было оставить на семена, часть отдать феодалу в виде оброка и десятину – церкви. Урожай зависел также и от погоды, большой бедой были заморозки и засухи, поэтому крестьянские семьи нередко голодали.
Крестьянское хозяйство требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на ловлю рыбы и на вырубку леса, следить за тем, чтобы их личный скот и птица не пересекали границы другого села, иначе крестьян ждала суровая кара от феодала и соседей. Крестьянина, нарушившего правила, могли даже изгнать вместе с семьей из родной деревни.
Во времена раннего Средневековья крестьянину, если он хотел переселиться в другие края, очень сложно было продать землю. Для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому очень часто жители средневековой деревни объединялись в общины, которые ведали хозяйственными делами. Члены крестьянской общины на сборах, которые обычно проводились возле церкви, принимали решения о постройке общего имущества (амбаров, мельниц), решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также обсуждали, где и что посеять, когда начать жатву и другие хозяйственные вопросы. Если деревня была не свободна, а находилась в собственности феодала, часто на таких сборах присутствовал какой-либо рыцарь – представительское лицо сеньора.
Обычно средневековые деревни были совсем небольшими, они насчитывали примерно 13 – 15 домов, где проживало столько же семей. В тех странах, где были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50, соответственно, увеличивалось и количество жителей. В горных районах Франции и Германии деревень практически не было – люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15 – 20 человек, а землю обрабатывали сообща.
Обычно дом европейского крестьянина представлял собой низкое строение из деревянных жердей, камня или бревен, которые затем обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши чаще всего покрывали соломой или дерном. В доме обычно было узкое окно, которое затыкали бычьим пузырем, наподобие стекла. Кроме того, помимо дома, у крестьянина имелся двор, где находились хлев, сарай и прочие хозяйственные постройки. Если крестьянин был достаточно зажиточным, то он мог иметь небольшой виноградник, огород или даже сад.
В средних и крупных деревнях дома обычно располагались вокруг церкви. Возле церкви находилась небольшая площадь, источник с питьевой водой, а также за церковью располагалось кладбище, куда крестьяне обязательно приходили поминать усопших. Именно в церкви жители деревни, собираясь всем миром, узнавали все новости как местного, так и государственного значения.
Как и в городах средневековой Европы, среди крестьян часты были ранние браки, и количество детей в семьях доходило до 7, а иногда до 10 человек. Образования крестьянские дети в основном не получали, лишь в редких случаях какой-либо сын зажиточного крестьянина мог получить начальное образование в школе при монастыре.
Зачастую родители с малолетства обучали детей своей профессии: так, к примеру, сын портного уже к 15 – 16 годам мог стать самостоятельным тружеником и не зависеть от родителей. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у сеньора, срок которой устанавливался сам господин.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь в средневековой деревне была достаточно тяжела для крестьян. Даже свободные, а не только лично зависимые крестьяне должны были платить феодалу и церкви налог, обеспечивать продуктами своего производства сеньора, его семью, слуг и гостей. Но, в отличие от раба, крестьянин имел право на какие-то плоды своего труда, дом и некоторое имущество, что, несомненно, говорит в пользу феодального строя над рабовладельческим.
К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
- http://x-uni.com/istoriya/6-klass/video/
- http://www.youtube.com/watch?v=6UQjeIO_MsI
Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Àãèáàëîâà, Äîíñêîé 6 êëàññ, Ïðîñâåùåíèå:
Ïî÷åìó ñîñëîâèÿ ôåîäàëîâ è êðåñòüÿí íàçûâàþò îñíîâîé ñðåäíåâåêîâîãî ìèðà?
Âëàñòü â îáùåñòâå ïðèíàäëåæàëà çåìëåâëàäåëüöàì-ôåîäàëàì, ñâåòñêèì è öåðêîâíûì. Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî íàñåëåíèÿ ñîñòàâëÿëè çàâèñèìûå êðåñòüÿíå.
§ 11. Ñðåäíåâåêîâàÿ äåðåâíÿ è å¸ îáèòàòåëè
Êîãäà è êàê êðåñòüÿíå Åâðîïû ïîòåðÿëè ñâîáîäó è çåìëþ?
Êðåñòüÿíå ïîòåðÿëè ñâîáîäó âî âðåìÿ ôåîäàëüíîé ðàçäðîáëåííîñòè è ôåîäàëüíûõ âîéí, êîãäà íàëîãè íà ñâîáîäíóþ æèçíü áûëè î÷åíü âûñîêèå.
Èç êîãî îáðàçîâàëñÿ êëàññ çàâèñèìûõ êðåñòüÿí?
Êëàññ çàâèñèìûõ êðåñòüÿí îáðàçîâûâàëñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü èç áåäíûõ êðåñòüÿí.
Êàêèå ðàáîòû âûïîëíÿþò êðåñòüÿíå, èçîáðàæåííûå íà ìèíèàòþðå? Êàêèå åù¸ êðåñòüÿíñêèå ðàáîòû èçîáðàæåíû íà ñ. 9093?  êàêîì ïîðÿäêå îíè ïðîèñõîäèëè â òå÷åíèå ãîäà?
Íà ìèíèàòþðå êðåñòüÿíå ïàøóò, îáðàáàòûâàþò çåìëþ, ñàæàþò îâîùè, ñîáèðàþò ñåíî. Íà äðóãèõ èëëþñòðàöèÿõ èçîáðàæåíû êðåñòüÿíå, êîòîðûå ñåþò, ñîáèðàþò ïøåíèöó, ìåëþò çåðíî, ïàñóò ñêîò, äåëàþò âèíî. Äàííûå ðàáîòû ïðîèñõîäèëè â òàêîì ïîðÿäêå: ñåâ, æàòâà è ïîêîñ, ïîìîë çåðíà.
1. Êàêèå îáÿçàííîñòè êðåñòüÿí, óïîìÿíóòûå â òåêñòå, îòíîñÿòñÿ ê îáðîêó, êàêèå — ê áàðùèíå?
Îáðîê — íåñòè ïîðîñÿò, ïèâíàÿ ïîâèííîñòü: ÿ÷ìåíü è ïøåíèöà ñ êàæäîãî.
Áàðùèíà — êîñèòü ëóãà, ñãðåáàòü è ñîáèðàòü ñåíî â êîïíû è ñêëàäûâàòü åãî ñòîãàìè íà ëóãàõ, à ïîòîì âåçòè íà áàðñêèé äâîð. Çàòåì äîëæíû îíè ÷èñòèòü ìåëüíè÷íûå êàíàâû. Âèëëàíû äîëæíû æàòü õëåá, ñîáèðàòü, îòâîçèòü, îòïðàâëÿòüñÿ çà äðîâàìè â ëåñ, îáÿçàííîñòü ìîëîòü íà ìåëüíèöå ñåíüîðà.
2. Êàêèå åù¸ äîïîëíèòåëüíûå ïëàòû è îãðàíè÷åíèÿ áûëè ó êðåñòüÿíèíà?
Ê äîïîëíèòåëüíûì ïëàòàì îòíîñèòñÿ ïëàòà çà ïðàâî âûïåêàòü ñâîé õëåá.
3. Ìîæíî ëè íà îñíîâàíèè äîêóìåíòà ñêàçàòü, áûëî ëè ó êðåñòüÿí ñâî¸ õîçÿéñòâî?
Íà îñíîâàíèè äîêóìåíòà ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ó êðåñòüÿí áûëî ñâîå õîçÿéñòâî. Îíè ðàçâîäèëè íà íåì ñêîò, ðàñòèëè íåêîòîðûå ïðîäóêòû (èìåëè îãîðîä).
4. Êàê âû ñ÷èòàåòå, íàñêîëüêî òÿæåëî æèëîñü êðåñòüÿíàì?
ß äóìàþ, êðåñòüÿíàì æèëîñü äîâîëüíî òÿæåëî, òàê êàê ó íèõ áûëî ìíîãî îáÿçàííîñòåé, êðîìå òîãî, îíè äîëæíû áûëè ïëàòèòü ïîâèííîñòè.
1.  ÷¸ì ñîñòîÿëà âëàñòü ôåîäàëà íàä çàâèñèìûìè êðåñòüÿíàìè?
Ãîñïîäà èìåëè ïðàâî ñóäèòü ëþäåé, êîòîðûå æèëè â èõ âëàäåíèÿõ è êîòîðûå áûëè ïîçåìåëüíî çàâèñèìûìè êðåñòüÿíàìè. Çà íå âîâðåìÿ ñäàííûé îáðîê, çà ïëîõóþ ðàáîòó íà áàðùèíå êðåñòüÿíèíà âûçûâàëè â ñóä ôåîäàëà; ñóäüè ìîãëè íàçíà÷èòü øòðàô èëè äðóãîå íàêàçàíèå (ñóäåáíàÿ çàâèñèìîñòü).
2. Êàêèå âèäû êðåñòüÿíñêîé çàâèñèìîñòè â Ñðåäíèå âåêà âû çíàåòå? ×åì îíè ðàçëè÷àëèñü?
Ãëàâíûìè ïîâèííîñòÿìè çàâèñèìûõ êðåñòüÿí áûëè áàðùèíà è îáðîê. Áàðùèíîé íàçûâàëè âñå ðàáîòû êðåñòüÿí â õîçÿéñòâå ïîìåùèêà: îíè îáðàáàòûâàëè ãîñïîäñêóþ ïàøíþ, ñòðîèëè è ÷èíèëè åãî äîì, ìîñòû, ÷èñòèëè ïðóäû, ëîâèëè ðûáó. Êðåñòüÿíå äîëæíû áûëè îòäàâàòü âëàäåëüöó âîò÷èíû îáðîê äîëþ ïðîäóêòîâ ñâîåãî õîçÿéñòâà (çåðíî, ñêîò, ïòèöó, ÿéöà, ñàëî, ì¸ä), à òàêæå èçãîòîâëåííûå èìè èçäåëèÿ (ïîëîòíî, êîæè, ïðÿæó, à â ðÿäå ñëó÷àåâ è äåíüãè).
3. ×òî çàñòàâëÿëî êðåñòüÿí îáúåäèíÿòüñÿ â îáùèíó?
×òîáû ó îáùèííèêîâ áûëè ðàâíûå óñëîâèÿ äëÿ âåäåíèÿ õîçÿéñòâà, ïîëîñû çåìëè íàðåçàëè êðåñòüÿíàì â ðàçíûõ ìåñòàõ, ñîçäàâàÿ ÷åðåñïîëîñèöó; òîãäà ïðèõîäèëîñü ïåðåáèðàòüñÿ ÷åðåç ó÷àñòêè ñîñåäåé è äàæå ãîñïîäñêèå. Ïîñëå óáîðêè óðîæàÿ ïàøíÿ ïðåâðàùàëàñü â îáùåå ïàñòáèùå, íà íåãî âûãîíÿëè ñêîò âñå æèòåëè äåðåâíè. Ïîýòîìó îáùèííèêè íà÷èíàëè è çàêàí÷èâàëè ïîëåâûå ðàáîòû îäíîâðåìåííî è çàñåâàëè ïîëÿ îäèíàêîâûìè çåðíîâûìè êóëüòóðàìè.
4. Ðàññêàæèòå î æèçíè êðåñòüÿí ïî ïëàíó: à) îðóäèÿ òðóäà; á) õîçÿéñòâî; â) æèëèùå; ã) ïèùà.
Êðåñòüÿíå îáðàáàòûâàëè çåìëþ ÷àùå âñåãî ïëóãîì, áîðîíîé, ãðàáëÿìè. Êîãäà ñîçðåâàë óðîæàé, êîëîñüÿ ñðåçàëè ñåðïàìè. Ìîëîòèëè ïàëêàìè èëè äåðåâÿííûìè öåïàìè, à çàòåì çåðíî ïðîâåèâàëè, ïîäáðàñûâàÿ ëîïàòîé íà âåòðó.
 êðåñòüÿíñêîì õîçÿéñòâå ïðåîáëàäàëè äîìàøíÿÿ ïòèöà è ìåëêèé ñêîò: îâöû, êîçû, ñâèíüè. Âîëîâ, êîðîâ, ëîøàäåé áûëî ìàëî, òàê êàê çèìîé äëÿ íèõ íå õâàòàëî êîðìà. Óðîæàè áûëè íèçêèå.
Êðåñòüÿíñêèé äîì ñòðîèëè èç äåðåâÿííûõ æåðäåé, îáìàçàííûõ ãëèíîé, èç áð¸âåí èëè ìåñòíîãî êàìíÿ, êðûëè ñîëîìîé, ä¸ðíîì èëè êàìûøîì. Ïîòîëêà íå áûëî. Êîãäà ðàçâîäèëè îãîíü â î÷àãå, äûì âûõîäèë ÷åðåç îòâåðñòèå â êðûøå èëè îòêðûòóþ äâåðü. Óçêèå îêîíöà áåç ñò¸êîë íà íî÷ü çàêðûâàëè äåðåâÿííûìè ñòàâíÿìè. Îáñòàíîâêà äîìà ñîñòîÿëà èç ãðóáî ñêîëî÷åííîãî ñòîëà, ñêàìåé âäîëü ñòåí, ñóíäóêà äëÿ õðàíåíèÿ ïðàçäíè÷íîé îäåæäû.
Îáû÷íîé ïèùåé êðåñòüÿí áûëè âàðåíîå çåðíî — áîëòóøêà èëè êàøà, êàïóñòà, áîáû, ðåïà, ëóê è äðóãèå îâîùè, êîçèé ñûð. ñúåäîáíûå òðàâû, ðåæå åëè ìÿñî è ðûáó. Èç ì¸äà, âèíîãðàäà è ÿãîä ïðèãîòîâëÿëè íàïèòêè — ìåäîâóõó è âèíà, à èç ÿ÷ìåíÿ — ðàçëè÷íûå ñîðòà ïèâà.
5. Êàê âû äóìàåòå, ïî÷åìó æèçíü êðåñòüÿí â ðàííåå Ñðåäíåâåêîâüå áûëà î÷åíü òÿæ¸ëîé?
Óðîæàè áûëè íèçêèìè: çåðíà ïîëó÷àëè ïðèìåðíî â 3 ðàçà áîëüøå, ÷åì ñåÿëè. Òðåòü, à òî è ïî÷òè ïîëîâèíó ñîáðàííîãî îñòàâëÿëè íà ñåìåíà, ÷àñòü îòäàâàëè â îáðîê ãîñïîäèíó è 1/10 ÷àñòü óðîæàÿ öåðêâè; è òîëüêî ìàëàÿ åãî ÷àñòü îñòàâàëàñü äëÿ ïðîïèòàíèÿ ñåìüè. Çàïàñîâ íå áûëî. òîìó æå ýïèäåìèè òûñÿ÷àìè óíîñèëè â ìîãèëó îñëàáåâøèõ, èñòîù¸ííûõ ëþäåé.
6. Êàêîå õîçÿéñòâî íàçûâàåòñÿ íàòóðàëüíûì?
Íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî — ýòî õîçÿéñòâî, â êîòîðîì ëþäè ïðîèçâîäÿò ïðîäóêòû ëèøü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ ñîáñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé, íå ïðèáåãàÿ ê îáìåíó, ê ðûíêó.
7. Ñîñòàâüòå ñõåìó «Ïîâèííîñòè ñðåäíåâåêîâûõ êðåñòüÿí».
1. Îïèðàÿñü íà òåêñò ïàðàãðàôà, íà÷åðòèòå ïëàí ôåîäàëüíîãî ïîìåñòüÿ.
2. Ñðåäíåâåêîâàÿ ôðàíöóçñêàÿ ïîñëîâèöà ãëàñèò: «Ñ êîãî ðàç ñäåð¸øü øêóðó, òîãî íå ïîñòðèæ¸øü äâàæäû».  ÷¸ì å¸ ñìûñë?
Ýòà ïîñëîâèöà çíà÷èò, ÷òî åñëè ñëèøêîì ñèëüíî èñïîëüçîâàòü ÷åëîâåêà (âîçëàãàòü íà íåãî ñëèøêîì áîëüøèå ïîâèííîñòè, ãðàáèòåëüñêèå ïëàòåæè), òî â ñëåäóþùèé ðàç åìó íå÷åãî áóäåò äàâàòü, îí íå áóäåò ðàáîòàòü õîðîøî è ðàçâèâàòü äåëî.
3. ×åì îòëè÷àëèñü ñðåäíåâåêîâûå çàâèñèìûå êðåñòüÿíå îò ðèìñêèõ ðàáîâ? Ïî÷åìó îíè íåîäèíàêîâî îòíîñèëèñü ê ñâîåé ðàáîòå?
Ñðåäíåâåêîâûå çàâèñèìûå êðåñòüÿíå áûëè ëè÷íî ñâîáîäíûìè, îíè ìîãëè ïîêèíóòü çåìëþ, ïåðåéòè ê äðóãîìó ôåîäàëó èëè óéòè â ìîíàñòûðü. Ðàáû æå ëè÷íî ïðèíàäëåæàëè õîçÿèíó. Îíè íåîäèíàêîâî îòíîñèëèñü ê ñâîåé ðàáîòå, ïîòîìó ÷òî êðåñòüÿíå ïîëó÷àëè ÷àñòü òîãî, ÷òî îáðàáîòàëè (îò ýòîãî çàâèñåë èõ óðîæàé, ñëåäîâàòåëüíî îíè ðàáîòàëè ëó÷øå.
4. ×åì âëàñòü ôåîäàëà íàä çàâèñèìûìè êðåñòüÿíàìè îòëè÷àëàñü îò âëàñòè ðàáîâëàäåëüöà íàä ðàáàìè?
Ôåîäàë íå ìîã íàêàçûâàòü è ðàñïîðÿæàòüñÿ êðåñòüÿíàìè (ïðîäàâàòü), îí ëèøü ìîã ñóäèòü, à òàêæå îòäàâàòü çåìëþ â ðàñïîðÿæåíèå. Ðàáû æå ëè÷íî ïðèíàäëåæàëè õîçÿèíó. Õîõÿèí ìîã ïðîäàâàòü è ïîêóïàòü èõ.
5. Ïî÷åìó â òî âðåìÿ áûëî íåèçáåæíî ãîñïîäñòâî íàòóðàëüíîãî õîçÿéñòâà?
 òî âðåìÿ òåõíèêà ðàçâèòà íå áûëà, åå è âîâñå íå ñóùåñòâîâàëî. Òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ îïðåäåëÿåò ðàçâèòèå îáùåñòâà.
6. Ïîðàçìûøëÿéòå, ñîõðàíèëèñü ëè ýëåìåíòû íàòóðàëüíîãî õîçÿéñòâà â ñîâðåìåííîé äåðåâíå. Åñëè äà, òî êàêèå?
 ñîâðåìåííûõ äåðåâíÿõ ñîõðàíèëèñü íåêîòîðûå ýëåìåíòû íàòóðàëüíîãî õîçÿéñòâà. Íàïðèìåð, ñîõðàíèëñÿ îáìåí òîâàðàìè.
Автор na5club На чтение 6 мин. Опубликовано
В Средние века большую роль в развитии европейского сообщества играла патриархальная деревня. Именно средневековая деревня и ее обитатели поставляли на стол королям, духовенству, феодалам и горожанам мясо, фрукты, рыбу и овощи. В период с IX по XII века в сельской местности проживала основная часть населения Европы.
Как выглядела деревня в средневековье
К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.
Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.
План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.
Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.
Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.
В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.
Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.
Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.
Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.
Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:
- обсуждение новостей;
- воздаяние молитв на церковной территории;
- смотрины будущей жены.
А сразу за окраиной деревни располагались возделанные поля и разнотравье для выпаса скота. Почти в каждом дворе выращивали коров, свиней, овец и коз. Дети смотрели за птицей: голубями и гусями.
Хозяйство крестьян
Средневековая деревня и ее обитатели (6 класс изучает это в разделе «История») ежедневно боролись за жизнь. Каждый крестьянин от мала до велика должен был каждый день не только вести хозяйство, но и контролировать его. Поэтому творческие занятия развивались слабо: люди вынуждены были работать, чтобы не погибнуть от голода.
Все деревни принадлежали какому-нибудь зажиточному феодалу, и только от него зависело, получит ли двор разрешение на рыбную ловлю, выпас скота или возделывание своего куска земли.
Домашнее хозяйство средневековых бедняков было простым. Это деревянный дом с узкими и незастекленными окнами (в качестве защиты от кровососов использовались мочевые пузыри крупного рогатого скота, натянутые на раму). Внутри стоял большой стол, вдоль стен размещались лавки и сундуки с одеждой. На них же и спали, если не хватало денег приобрести досок для кровати. На этом описание домашнего уюта заканчивается: в бедняцких домах ничего больше не было.
Питание крестьян было довольно скудным. В котелке камина готовили каши и тушили овощи. Изредка удавалось добыть себе мяса или рыбы. В селениях готовили пиво из ячменя и фруктовые вина.
Если семья решалась переехать в город и продать свою землю и дом, то требовалось разрешение феодала и всех жителей деревни. Любая местность, будь то луг, лес или болото, стоила денег, поэтому продать свое имущество было делом очень трудным. Чаще всего, чтобы было легче жить, люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял свою роль:
- был рыбаком или охотником;
- воспитывал всех детей, пока родители занимались другими делами;
- следил за посевами;
- шил одежду и обувь;
- ковал орудия и изготавливал предметы обихода.
Большой плюс коллективного деревенского хозяйства состоял в том, что община могла сообща строить важные объекты инфраструктуры — например, церкви, мельницы, больницы. Если в групповом хозяйстве предстояли сделки с землей или, например, раздел имущества, то крестьяне самостоятельно регулировали эти вопросы. В том случае, если поселение принадлежало феодалу, на собраниях слово обязательно давали его представителю.
Население средневекового села
Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.
Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:
- Ремесленники.
- Скотоводы.
- Пахари.
Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.
В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.
Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.
Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.
Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.