Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

Со второй половины xv в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше

Со второй половины XV в. в жизни
русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину
и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укре­пить свою власть над
крестьянами.

Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение
всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники зако­нов)
ограничивали это право крестьян на всей территории государства.

Теперь крестьянин мог уйти от своего госпо­дина, только
окончив полевые работы — в те­чение недели до Юрьева дня, 26 ноября (по ста­рому
стилю), и недели после него.

При этом он должен был еще получить от господина «отказ»
— разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выпла­тив «пожилое»
— особую плату за пользова­ние жильем и другими постройками. После введения
Юрьева дня крестьянам стало на­много труднее переходить от одного господина к
другому, они оказались в большей зависи­мости от феодалов.

Особенно усилился процесс закрепощения во второй
половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее
землевладельцам нужно было все больше рабо­чих рук. Теперь феодалы намеревались
лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно
закрепостить, чтобы произ­вольно распоряжаться их трудом, имущест­вом,
подвергать суровым наказаниям и даже продавать.

В XVI в. русские крестьяне подразделялись на
частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черно­сошных,
живших на государственных зем­лях, имонастырских. Монастыри вла­дели обширными
землями, на которых труди­лись тысячи крепостных крестьян. О хозяйст­ве одного
из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много до­кументов.Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

Он был основан в 1479 г. близ Волоколамска (к
северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои
владе­ния и вскоре превратился в большое феодаль­ное хозяйство. Окруженный
каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный
замок, господствовавший над окружающими селами.

В вотчинах Иосифо-Волоколамского мона­стыря,
расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская
пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в
мона­стырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для
монастырского скота. Кроме того, они платили денежный об­рок, т. е. вносили
ежегодно определенную сум­му денег и доставляли для монастырского сто­ла яйца,
сыр, мясо, масло и т. п.

Руководили монастырским хозяйством мо­нахи. Во главе их
стоял келарь — заведую­щий хозяйством. В каждом селе были его по­мощники
(приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он
расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали
подати и чи­нили суд и расправу над крестьянами по свое­му усмотрению: сажали
непокорных в тюрь­му, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы
(«пени»).

Каждую осень приказчики получали из мо­настырской казны
деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день.

В монастырской приходской книге 22 нояб­ря 1579 г.
записано, что в этот день из мона­стырской казны было «дано старцу Данилу на
крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 день­ги»1. Подобных записей много.

Во время крестьянских «отказов» происхо­дили острые
столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предло­гами
не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян
друг у друга.

Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным
соперником для светских феода­лов — дворян-помещиков.

Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для
оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, сво­зили их с
прежних мест и переселяли в мо­настырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно
возвратить долг и покинуть мо­настырь.

Поэтому большинство из них, попадая в дол­говую кабалу,
навсегда оставались монастыр­скими, несмотря на тяжелые работы и оброки.

Долгое время историки стараются выяснить, каким образом
было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство доку­ментов
и законов конца XVI в. до нас не до­шло: одни были уничтожены иноземными интер­вентами в
начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неуто­мимые
исследователи ищут в архивах докумен­ты, содержащие хотя бы ссылки на законы о
крестьянах.

В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о
новгородских поместьях 80-х годов XVI в. В грамотах указывалось, что из
поместий некоторые крестьяне ушли в «запо­ведные годы», они должны быть
разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали
заключение, что в 80-х го­дах правительством Ивана IV были введены
«заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось
переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского
крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший
большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

В 1957 г. в Центральном государственном архиве древних
актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе
Бориса Годунова около 1592— 1593 гг. Этим указом право крестьянского вы­хода в
Юрьев день было отменено по всему Русскому государству.

Свое горькое сожаление по поводу утрачен­ных прав
русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
В жизни русского крестьянства наступил мрач­ный период. На всей территории Руси
уста­навливалось крепостное право.

Усиление феодального гнета и закрепощение вызвали
протест крестьян. Многие из них бе­жали на «дикое поле» (так тогда называли юж­ные
степи), в далекую Сибирь. В ряде мест крестьяне и холопы с оружием в руках
подни­мались против бояр и помещиков. В стране назревала крестьянская война.

Правительство пыталось бороться с кресть­янскими
побегами и организовало государст­венный сыск беглых. По указу 1597 г. крестья­не
могли быть разысканы и возвращены вла­дельцам в течение пяти так называемых
«уроч­ных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего
крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и
беглый закреплялся за новым владельцем.

Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе
и крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не
упускавшего случая приумножить свои бо­гатства. В начале 90-х годов XVI
в. монастыр­ские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину.
Кроме того, они принуждали кре­стьян брать у монастыря деньги взаймы и
пла­тить
высокие проценты в монастырскую казну.

Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали
повиноваться монастырским при­казчикам и ключникам, отказались работать на
барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались
организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Об­становка в монастыре
приняла такой угрожаю­щий характер, что сюда приехала из Москвы специальная
комиссия. Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастыр­ским властям
в январе 1595 г. пришлось вре­менно пойти на некоторые уступки, чтобы успо­коить
крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвест­ников
большой крестьянской войны под пред­водительством И. И. Болотникова, которая
разразилась в начале XVII в.

1 Алтын — старинная монета, равная 3
копейкам. Деньга — старинная монета, равная 1/2 копейки.

Очень любопытные словесные портреты русских крестьян в «Записках охотника» рождают интерес к этой социальной прослойке и в наше время. Кроме художественных трудов, есть также исторические и научные, посвященные особенностям быта прошлых столетий. Крестьянство долгое время было многочисленным слоем общества нашей державы, поэтому имеет богатую историю и много любопытных традиций. Разберем эту тему детальнее.

Что посеешь – то и пожнешь

Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.

В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.

Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.

Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.

Живописные портреты русских крестьян

О рационе

У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.

Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.

Любопытные наблюдения

Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.

Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.

Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.

Портреты русских крестьян

Бытовая культура

Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.

Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.

Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.

Дом и быт

К концу девятнадцатого столетия каменные строения стали появляться чаще. Их могли себе позволить зажиточные крестьянские семьи. Крыши большинства домов в селах в те времена формировали из соломы. Реже использовали дранку. Русские крестьяне 19 века, как отмечали исследователи, еще не умели возводить кирпичные столетия, но уже к началу следующего столетия появились построенные из кирпича хаты.

В работах исследователей того времени можно видеть упоминания о строениях под «жесть». Они заменили рубленые дома, которые на глиняный слой укрывали соломой. Железнов, изучавший быт обитателей Воронежского края в 1920-х, проанализировал, как и из чего люди возводят свои дома. Порядка 87% составили строения из кирпича, около 40% были возведены из дерева, а остальные 3% пришлись на случаи смешанного строительства. Около 45% всех попавшихся ему домов были ветхими, в посредственном состоянии он насчитал 52%, и лишь 7% строений оказались новыми.

Каждый согласится, что жизнь русских крестьян очень хорошо можно представить, изучая внешний и внутренний вид их жилищ. Не только состояние дома, но и дополнительных построек во дворе было показательным. Оценивая внутреннее убранство жилища, можно сразу выявить, насколько обеспечены его обитатели. Этнографические общества, существовавшие в те времена в России, уделяли внимание домам людей, обладавших хорошим достатком.

Однако члены этих организаций занимались изучением и жилищ людей, обеспеченных гораздо хуже, сравнивали, оформляли выводы в письменных трудах. Из них современный читатель может узнать, что бедный человек проживал в ветхом жилище, можно сказать, в лачуге. В его хлеву была лишь одна корова (не у всех), несколько овец. Ни овина, ни амбара у такого крестьянина не имелось, как и собственной бани.

Зажиточные представители сельского сообщества держали несколько коров, телят, около двух десятков овец. В их хозяйстве были куры, свиньи, лошадь (иногда две — для выезда и для работы). У жившего в подобных условиях человека была собственная баня, во дворе стоял амбар.

Русский крестьянин

Одежда

Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.

Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.

Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).

Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины — рубахи с поясом или без.

Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.

Сердце быта

Поскольку жизнь русского крестьянина в 17 веке, 18 или 19 веках концентрировалась вокруг собственного дома, изба заслуживает особенного внимания. Жильем именовалось не конкретное строение, а небольшой двор, ограниченный забором. Здесь возводили жилые объекты и строения, предназначенные для хозяйствования. Изба являлась для деревенских жителей местом защиты от непонятных и даже страшных сил природы, злых духов и другого зла. Первое время избой называли лишь ту часть дома, которая обогревалась печью.

Обычно в селе сразу было видно, у кого совсем плохо обстоят дела, кто живет обеспеченно. Основными были отличия в добротности, в количестве составных элементов, в оформлении. При этом ключевые объекты являлись одинаковыми. Некоторые дополнительные строения позволяли себе лишь обеспеченные люди. Это мшаник, баня, хлев, амбар и иные. Всего таких построек существовало больше десятка. Преимущественно в прежние времена все строения вырубали топором на каждом этапе возведения. Из работ исследователей того времени известно, что ранее мастера использовали разные виды пил.

Характеристика русского крестьянина

Двор и стройка

Жизнь русского крестьянина в 17 веке была неразрывно связана с его двором. Этим термином обозначали земельный участок, на котором находились все строения в распоряжении человека. Во дворе был огород, здесь же – гумно, а если у человека был сад, то и он включался в крестьянский двор. Практически все возведенные хозяином объекты выполнялись из древесины. Наиболее подходящими для строительства почитали ель, сосну. Вторая была в большей цене.

Дуб считали деревом, с которым сложно работать. Кроме того, его древесина много весит. При возведении строений к дубу прибегали при работе над нижними венцами, при строительстве погреба или объекта, от которого ждали сверхпрочности. Известно, что дубовой древесиной пользовались, возводя мельницы, колодцы. Лиственные виды деревьев применяли, создавая хозяйственные постройки.

Наблюдение за бытом русских крестьян позволило исследователям прошлых столетий понять, что древесину люди подбирали с умом, учитывая важные признаки. Например, создавая сруб, останавливались на особенно теплом, покрытом мхом дереве с прямым стволом. А вот прямослойность не была обязательным фактором. Чтобы сделать кровлю, крестьянин пользовался прямыми прямослойными стволами. Сруб обычно готовили на дворе или вблизи. Для каждого строения очень основательно подбирали подходящее место.

Как известно, топор в качестве орудия труда русского крестьянина при строительстве дома – это и удобный в использовании предмет, и изделие, накладывавшее определенные ограничения. Впрочем, таковых при строительстве было немало в силу несовершенства технологий. При создании построек обычно не ставили фундамент, если даже планировалось построить нечто большое. В углах ставили опоры. Их роль играли большие камни или пни дуба. Изредка (если длина стены была существенно больше нормы) опору ставили по центру. Сруб по своей геометрии таков, что четырех опорных точек достаточно. Это объясняется цельносвязанным типом конструкции.

Печь и дом

Образ русского крестьянина неразрывно связан с центром его дома – печью. Ее считали душой дома. Духовая печь, которую многие называют русской, это очень древнее изобретение, характерное для нашей местности. Известно, что в трипольских домах уже стояла такая система отопления. Конечно, за прошедшие тысячи лет конструкция печи несколько изменилась. Со временем топливом стали пользоваться рациональнее. Всем известно, что возведение качественной печи – это сложная задача.

Сперва на грунте ставили опечек, являвшийся фундаментом. Затем стелили бревна, которые играли роль днища. Под делали максимально ровным, ни в коем случае не наклонным. Над подом ставили свод. Сбоку делали несколько отверстий для просушки небольших предметов. В древности избы ставили массивными, но без трубы. Для вывода дыма в доме предусматривали маленькое окно. Вскоре потолок и стены становились черными из-за копоти, но деваться было некуда. Система печного отопления с трубой стоила дорого, возвести такую было сложно. Кроме того, отсутствие трубы позволяло экономить дрова.

Поскольку труд русского крестьянина регламентироваться не только общественными представлениями о морали, но и рядом правил, предсказуемо, что рано или поздно приняли нормы, касающиеся печей. Законодатели постановили обязательно выводить трубы от печи над избой. Такие требования касались всех государственных крестьян и принимались ради благоустройства села.

Русские крестьяне в 17 веке

День за днем

В период закрепощения русских крестьян у людей выработались определенные привычки и правила, позволявшие сделать образ жизни рациональным, дабы труд был сравнительно эффективным, а семья – благополучной. Одним из таких правил той эпохи был ранний подъем женщины, отвечавшей за дом. Традиционно первой просыпалась хозяйская жена. Если женщина была слишком стара для этого, обязанности переходили к невестке.

Проснувшись, она сразу начинала топить печь, открывала дымарь, распахивала окна. Холодный воздух и дым будили остальных членов семьи. Малышей усаживали на шесток, чтобы не зябли. Дым распространялся по всему помещению, сдвигаясь вверх, зависал под потолком.

Как показали вековые наблюдения, если дерево тщательно прокоптить, оно будет меньше гнить. Русский крестьянин хорошо знал этот секрет, поэтому курные избы пользовались популярностью благодаря долговечности. В среднем под печь отводилась четвертая часть дома. Топили ее лишь пару часов, поскольку она долгое время оставалась теплой и обеспечивала отопление всего жилища в течение суток.

Печь была предметом, отапливающим дом, позволяющим готовить еду. На ней лежали. Без печи нельзя было приготовить хлеб или сварить кашу, в ней тушили мясо и сушили собранные в лесу грибы, ягоды. Печь использовали вместо бани, дабы париться. В жаркий сезон ее топили раз в неделю, чтобы приготовить недельный запас хлеба. Поскольку такое сооружение хорошо хранило тепло, еду готовили раз в сутки. Казанок оставляли внутри печи, а в нужный момент доставали еду горячей. Во многих семьях эту домашнюю помощницу украшали, чем могли. В ход шли цветы, хлебные колосья, яркие осенние листья, краски (если их удавалось достать). Считалось, что красивая печь приносит в дом радость и отпугивает злых духов.

Традиции

Блюда, распространенные у русских крестьян, появились не просто так. Все они объяснялись конструктивными особенностями печи. Если сегодня обратиться к наблюдениям той эпохи, можно узнать, что блюда томили, тушили, отваривали. Это распространялось не только на быт простых людей, но и на жизнь мелких помещиков, поскольку их привычки и повседневность почти не отличались от присущих крестьянскому слою.

Печь в доме была наиболее теплым местом, поэтому на ней делали лежанку для старых и малых. Чтобы можно было залезть наверх, делали приступки – до трех небольших ступенек.

Жизнь русских крестьян

Интерьер

Невозможно представить дом русского крестьянина без полатей. Такой элемент считался одним из основных для любого жилого помещения. Полати – это выполненный из дерева настил, начинавшийся от бока печи и длившийся до противоположной стены дома. Полати использовали для сна, поднимаясь сюда через печь. Здесь сушили лен и лучину, а днем хранили принадлежности для сна, одежду, которой не пользовались. Обычно полати были достаточно высокими. По их краю ставили балясины, предупреждающие падение предметов. Традиционно полати любили дети, ведь здесь можно было спать, играть, наблюдать за празднествами.

В доме русского крестьянина расположение предметов определялось постановкой печи. Чаще она стояла в правом углу или слева от двери на улицу. Угол, противоположный печному устью, считался основным местом хозяйкиного труда. Здесь размещали приспособления, используемые для готовки. Вблизи печи лежала кочерга. Здесь же хранили помело, лопату из дерева, ухват. Неподалеку обычно стояли ступка, пестик, квашня. Кочергой убирали золу, ухватом перемещали горшки, в ступке перерабатывали пшеницу, затем жерновами превращали ее в муку.

Образ русских крестьян

Красный угол

Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности. Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу.

Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.

На чтение 4 мин. Опубликовано

Крестьянство — один из важнейших классов российского общества. Оно претерпело немало изменений и окончательно сформировалось только в конце Средних веков. Люди смогли внести значительный вклад во все сферы общественной жизни, особенно в экономику. Тема «Крестьянство и его положение в 16 веке, причины зависимого труда» вызывают много дискуссий. Чтобы полностью понять её, следует изучить подробно материал, касающийся становления и эволюции крепостного права.

Становление крестьянства и его признаки

Крестьянство — класс людей, который образовался и существовал несколько веков назад. Основные занятия — выращивание натуральных сельскохозяйственных продуктов и уход за скотом. Возникло крестьянство ещё в первобытном обществе в период неолита. В это время человек отошёл от собирательства и стал заниматься земледелием и приручать диких животных. Главная причина образования — появление ремёсел и разделение труда. После этого стала чётко прослеживаться разница между городскими и сельскими поселениями.

Крестьянство положение в 16 веке

Признаками крестьянства являются:

  1. Основная работа человека проходит на земле.
  2. Проживание в селе.
  3. Чтение устоявшихся в обществе традиций.

Впервые понятие крестьянин было применено к человеку в конце XIV века и с того времени начало широко использоваться в обозначении определённой категории людей.

Первоначально так называли жителей деревень и сёл, которые оказались в сложном положении и были зависимы от землевладельцев, проживая и трудясь на их земле. Это был довольно долгий временной промежуток, начинающийся со Средних веков и продолжающийся до конца XVIII века.

Начало закрепощения

Закрепощение крестьян происходило в несколько этапов в период с XV по XVII век. У этого явления были предпосылки. К числу главных относят:

  • низкая производительность крестьянского труда;
  • ухудшение погодных условий;
  • постоянная зависимость крестьян от землевладельцев.

Изначально, перебираясь на новое место жительства, крестьяне занимали у феодалов орудия труда и семена различных культур для посева. После этого становились должниками, то есть зависели от них. Они всё ещё оставались свободными и могли в любой момент выйти из зависимости, погасив свой долг. Если денег не было — они переходили в собственность землевладельца.

Причины зависимого труда

Каждый год крестьяне были обязаны вносить своему владельцу оброк. Его размер обговаривался заранее и отдавался натуральными продуктами. Подобные обязательства перед феодалами заставляли крестьян усерднее трудиться, чтобы полученной продукции хватало и на расчёты с помещиком и на содержание своей семьи. Размер взноса не менялся на протяжении долгих лет, но после того как возросли запросы феодалов, увеличился и он.

Спустя некоторое время взносы продуктами поменялись на денежные, а затем крестьян и вовсе принудили работать на поле помещика. Изначально они не отнимали много сил. Со временем феодал становился всё богаче и приобретал больше земель, вот тогда люди стали трудиться на износ и у них не почти не было времени для работы на своём участке. В связи с этим экономическое положение сельских граждан ухудшилось и их права заметно ущемлялись, то есть начался период закрепощения крестьян.

В России крепостное право крепко установилось до 1861 года и было отменено только после того, как его осудила передовая часть русской знати.

Категории зависимых людей

Крестьянство за всё время существования никогда не было единым классом. Издавна оно делилось на большое количество категорий и групп. Среди них можно было выделить 4 основные.

Частновладельческие и дворцовые

Частновладельческие крестьяне на Руси полностью принадлежали феодалу. Они проживали в его поместье и регулярно оплачивали ренту. Люди этой группы не обладали никакими правами. По желанию владельца их могли в любой момент продать или отправить в ссылку за малейшую провинность. Такая категория являлась одной из самых многочисленных.

Дворцовые крестьяне были собственностью царя и членов его семьи. Их основная обязанность — обеспечение хозяина дворами и иными производственными материалами. По сравнению с частновладельческими, положение дворцовых чаще всего бывало намного лучше.

Кто такие крестьяне

Монастырские и черносошные

Монастырские крестьяне жили при церкви и полностью ей принадлежали. Они работали на благо христианству и, таким образом, отрабатывали свою трудовую повинность.

Черносошные крестьяне (или государственные). Этот вид имел некоторые привилегии, по сравнению с другими группами. Люди не были собственностью феодалов и не теряли личную свободу. Трудились они на благо Российского государства.

Тема положения крестьянства изучается на уроках истории в школе. Чтобы ученики лучше усвоили материал, его можно изложить в форме доклада или сообщения, дав характеристику основным моментам возникновения и развития зависимого труда.

  • Скачать презентацию (18.13 Мб)


  • 429 загрузок

  • 3.4 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация «Быт крестьян XVI-XVII вв.» рассказывает о жизни крестьянского населения Русского царства в XVI-XVII в. Описываются виды изб, внутреннее устройство жилищ, используемая посуда, традиционная пища, правила жизни (вступление в брак), а также одежда и изменения в качестве жизни.

Краткое содержание

  • Крестьянский двор;
  • Убранство избы;
  • Посуда;
  • Брак;
  • Еда;
  • Одежда.
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    27

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Быт крестьян 16-17 вв.

    Слайд 1

    Быт крестьян XVI-XVII вв.

  • Slide2

    Слайд 2

    XVI

    • Крестьянский двор
    • Убранство избы
    • Посуда
    • Брак
    • Еда
    • Одежда
    • Домострой
  • Slide3

    Слайд 3

    Крестьянский двор

    • Все основные постройки крестьянского двора были срубные — избы, клети, сени, мшаники, конюшни, хлева
    • Основным и обязательным элементом такого двора была – изба
    • Клеть — помещение, комната в строении, здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения
    • Сени – соединительное звено между избой и клетью
    • Мшанник — неотапливаемая постройка, предназначенное для хранения съестных припасов, зимовки животных, рубленые стены которого проконопачены мхом
    • Хлев — крытый загон для крупного рогатого скота
    • Коню́шня— помещение для содержания лошадей
  • Slide4

    Слайд 4

    Изба (с подклетью)

    • в XVI веке происходит выделение двух основных вида крестьянского жилища
    • В северных районах начинают господствовать избы на подклети (подпол)
    • В таких подклетях могли держать скот, хранить запасы
    • Но традиция не была ещё устоявшейся. Избы на подклети были у богатых крестьян и ставились в центральных районах. Нередко здесь их называли горницами
  • Slide5

    Слайд 5

    Клеть-изба

    В центральных и южных районах всё ещё продолжают бытовать наземные избы, пол которых настилался на уровне земли.

  • Slide6

    Слайд 6

    Сени

    • Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы
    • Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы — всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым
    • Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)
  • Slide7

    Слайд 7

    Клеть

    Клеть служила местом для хранения зерна, одежды, другого имущества крестьян.

  • Slide8

    Слайд 8

    Другие постройки

    Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не повсеместной. В иных местах мылись в печах.

  • Slide9

    Слайд 9

    Дом крестьянина XVI в.

    • Изба бедного крестьянина
    • Изба зажиточного крестьянина
  • Slide10

    Слайд 10

    Выводы

    • Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век — время распространения построек для скота
    • Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу — хлева и загоны для скота, вверху — повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).
  • Slide11

    Слайд 11

  • Slide12

    Слайд 12

    Убранство избы

    • Из-за топки избы «по- черному» внутренние стены домов были сильно закопчёны. Но такой способ отопления делал жилище более безопасным от насекомых-паразитов.
    • Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печенье расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.
  • Slide13

    Слайд 13

    Обстановка

    Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега).

  • Slide14

    Слайд 14

    • По диагонали от печи находится «большой» угол с полкой-божницей для икон.
    • По одну сторону от божницы – вдоль лицевой стены – врубалась «свадебная» лавка, по другую сторону – вдоль боковой стены – «смертная» лавка.
    • Большой угол – место мужских работ.
  • Slide15

    Слайд 15

    Бабий угол

    Бабий угол — место для стряпни и хозяйственных женских работ. Он был самым оживлённым местом в избе.

  • Slide16

    Слайд 16

    Задний угол

    Он был самым просторным и спокойным, тихим и укромным. Здесь было достаточно места для отдыха и устройства на ночь. Здесь подвешивали люльку для младенца. В дневное время здесь старики занимались с малолетними детьми.

  • Slide17

    Слайд 17

    Печь

    Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (волков, медведей).

  • Slide18

    Слайд 18

    Посуда

    Посуда была деревянной или глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками

  • Slide19

    Слайд 19

    Еда

    Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели. Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы

  • Slide20

    Слайд 20

    По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.

  • Slide21

    Слайд 21

    Брак

    • Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз (четвертый брак категорически запрещался)
    • Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке.
    • Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ
    • Расторжение брака было весьма затруднительным
    • Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга
  • Slide22

    Слайд 22

    Одежда

    • Основной одеждой в XVI веке была рубаха
    • В XVI веке рубахи носились с определенными украшениями, которые у богатых и знатных, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у простонародия — красными нитками
  • Slide23

    Слайд 23

    Домострой

    • Домостро́й — энциклопедия русского быта 16 века — являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи
    • Советы доходили вплоть до того за что следует бить в воспитательных целях жену и детей
  • Slide24

    Слайд 24

    Распорядок дня

    Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две — обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

  • Slide25

    Слайд 25

    Русская зима

    • После праздника Рождества начинается удивительное время- святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма- ребятишки ходили колядовали.
    • После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед Великим постом –великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен.
    • Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца.
  • Slide26

    Слайд 26

    XVII

    Характеризуется

    • Увеличением грамотности населения 15% крестьян;
    • Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции.
    • Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX)
    • В XVII шло усвоение западноевропейского опыта
    • С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью
    • Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов
    • Появление металлической посуды(самовар)
    • Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода «хождений» в святые места, святых поучений, даже сочинений типа «Домостроя
  • Slide27

    Слайд 27

    Заключение

    • В тяжелых условиях средневековья культура XVI-XVIIв. достигла больших успехов в различных областях.
    • Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории.
    • Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература.
    • В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, арктурный пояс, каменная резьба.
    • Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета .

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Быт крестьян XVI-XVII

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Быт крестьян XVI-XVII

    Описание слайда:

    Быт крестьян XVI-XVII

  • 2 слайд

    Крестьянский двор Убранство избы Посуда Брак Еда Одежда ДомостройXVI

    Описание слайда:

    Крестьянский двор
    Убранство избы
    Посуда
    Брак
    Еда
    Одежда
    Домострой
    XVI

  • 3 слайд

    Все основные постройки крестьянского двора были срубные - избы, клети, сени,

    Описание слайда:

    Все основные постройки крестьянского двора были срубные — избы, клети, сени, мшаники, конюшни, хлева
    Основным и обязательным элементом такого двора была – изба
    Клеть — помещение, комната в строении, здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения
    Сени – соединительное звено между избой и клетью
    Мшанник — неотапливаемая постройка, предназначенное для хранения съестных припасов, зимовки животных,рубленые стены которого проконопачены мхом
    Хлев — крытый загон для крупного рогатого скота
    Коню́шня — помещение для содержания лошадей
    Крестьянский двор

  • 4 слайд

    в XVI веке происходит выделение двух основных вида крестьянского жилищаИзба(

    Описание слайда:

    в XVI веке происходит выделение двух основных вида крестьянского жилища
    Изба( с подклетью)
    В северных районах начинают господствовать избы на подклети (подпол)
    В таких подклетях могли держать скот, хранить запасы
    Но традиция не была ещё устоявшейся. Избы на подклети были у богатых крестьян и ставились в центральных районах. Нередко здесь их называли горницами

  • 5 слайд

    В центральных и южных районах всё ещё продолжают бытовать наземные избы, пол

    Описание слайда:

    В центральных и южных районах всё ещё продолжают бытовать наземные избы, пол которых настилался на уровне земли
    Клеть-изба
    Клеть-изба
    Изба без клети

  • 6 слайд

    Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что те

    Описание слайда:

    Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы
    Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы — всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым
    Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)
    Сени

  • 7 слайд

    Клеть служила местом для хранения зерна, одежды, другого имущества крестьянКлеть

    Описание слайда:

    Клеть служила местом для хранения зерна, одежды, другого имущества крестьян
    Клеть

  • 8 слайд

    Другие постройкиСенникБаняТрадиция мыться в банях среди русских крестьян была

    Описание слайда:

    Другие постройки
    Сенник
    Баня
    Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не повсеместной. В иных местах мылись в печах
    Овины
    Конюшня
    Мшанник

  • 9 слайд

    Дом крестьянина XVI векаИзба бедного крестьянинаИзба зажиточного крестьянина

    Описание слайда:

    Дом крестьянина
    XVI века
    Изба бедного крестьянина
    Изба зажиточного
    крестьянина

  • 10 слайд

    Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век - время распростран

    Описание слайда:

    Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век — время распространения построек для скота
    Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу — хлева и загоны для скота, вверху — повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).

  • 11 слайд

    Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

  • 12 слайд

    Из-за топки избы «по- черному» внутренние стены домов были сильно закопчёны.

    Описание слайда:

    Из-за топки избы «по- черному» внутренние стены домов были сильно закопчёны. Но такой способ отопления делал жилище более безопасным от насекомых-паразитов.
    Для освещения использовали
    лучину, которую
    вставляли
    в печенье расщелины.
    Окна были затянуты
    рыбьим пузырем
    или кусками
    промасленного
    холста.

    Убранство избы

  • 13 слайд

    Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закреп

    Описание слайда:

    Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега)

  • 14 слайд

    По диагонали от печи находится «большой» угол с полкой-божницей для икон. По

    Описание слайда:

    По диагонали от печи находится «большой» угол с полкой-божницей для икон.
    По одну сторону от божницы – вдоль лицевой стены – врубалась «свадебная» лавка, по другую сторону – вдоль боковой стены – «смертная» лавка.
    Большой угол – место мужских работ.

  • 15 слайд

    Бабий угол - место для стряпни и хозяйственных женских работ. Он был самым ож

    Описание слайда:

    Бабий угол — место для стряпни и хозяйственных женских работ. Он был самым оживлённым местом в избе.

  • 16 слайд

    Он был самым просторным и спокойным, тихим и укромным. Здесь было достаточно

    Описание слайда:

    Он был самым просторным и спокойным, тихим и укромным. Здесь было достаточно места для отдыха и устройства на ночь. Здесь подвешивали люльку для младенца. В дневное время здесь старики занимались с малолетними детьми.
    Задний угол

  • 17 слайд

    Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место доме. Ма

    Описание слайда:

    Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (волков, медведей)
    голбец
    подпечек
    подприпечек
    заслонка
    вьюшки
    заслонка

  • 18 слайд

    Посуда была деревянной или глиняной. Металлическая посуда была большой редкос

    Описание слайда:

    Посуда была деревянной или глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками

    Посуда

  • 19 слайд

    Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржано

    Описание слайда:

    Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели .Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы
    Еда

  • 20 слайд

    По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым п

    Описание слайда:

    По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.

  • 21 слайд

    Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.

    Описание слайда:

    Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.(четвертый брак категорически запрещался)
    Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке.
    Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ
    Расторжение брака было весьма затруднительным
    Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга

    Брак

  • 22 слайд

    Основной одеждой в XVI веке была рубаха В XVI веке рубахи носились с определе

    Описание слайда:

    Основной одеждой в XVI веке была рубаха
    В XVI веке рубахи носились с определенными украшениями, которые у богатых и знатных, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у простонародия -красными нитками
    Одежда

  • 23 слайд

    Домостро́й — энциклопедия русского быта 16 века - являющийся сборником правил

    Описание слайда:

    Домостро́й — энциклопедия русского быта 16 века — являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи
    Советы доходили вплоть до того за что следует бить в воспитательных целях жену и детей
    Домострой

  • 24 слайд

    Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей был

    Описание слайда:

    Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две — обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.
    Распорядок дня

  • 25 слайд

    Русская зимаПосле праздника Рождества начинается удивительное время - святки,

    Описание слайда:

    Русская зима
    После праздника Рождества начинается удивительное время — святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма — ребятишки ходили колядовали.
    После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед Великим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен.
    Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца.
    Ночное гадание. Святки.
    Колядки
    Масленица

  • 26 слайд

    Характеризуется Увеличением грамотности населения 15% крестьян; Печатались б

    Описание слайда:

    Характеризуется
    Увеличением грамотности населения 15% крестьян;
    Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции.
    Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX)
    В XVII шло усвоение западноевропейского опыта
    С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью
    Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов
    Появление металлической посуды(самовар)
    Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода «хождений» в святые места, святых поучений, даже сочинений типа «Домостроя

    XVII

  • 27 слайд

    В тяжелых условиях средневековья культура XVI-XVIIв. достигла больших успехо

    Описание слайда:

    В тяжелых условиях средневековья культура XVI-XVIIв. достигла больших успехов в различных областях.
    Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории.
    Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература.
    В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, арктурный пояс, каменная резьба.
    Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета .

    Заключение

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

  • Сейчас обучается 355 человек из 65 регионов

Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

  • Сейчас обучается 99 человек из 47 регионов

Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация на тему Города воинской славы

  • Презентация на тему Кунгурцев Евгений Максимович

  • Презентация на тему Великобритания и её доминионы

  • Презентация на тему Петровская эпоха

  • Презентация на тему Положение крестьян в Казанской губернии в период Петровских реформ

  • Презентация на тему Распространение Реформации в Европе. Контрреформация (7 класс)

  • Презентация на тему Петровские реформы

  • Презентация на тему Век Просвещения (7 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Рассказ о жизни князя верейского
  • Рассказ о жизни крестьян в средние века 6 класс по плану
  • Рассказ о жизни крестьянина в древней руси
  • Рассказ о жизни и творчестве льва николаевича толстого для 4 класса
  • Рассказ о жизни и творчестве толстого для 4 класса краткое содержание