Рассказ о жизни князя верейского

История любви маши троекуровой и владимира дубровского история любви владимира дубровского и маши троекуровой занимает важное место в романе а.

История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой занимает важное место в романе А. С. Пушкина «Дубровский». То, какое впечатление оказала на главного героя Мария, повлияло на решение отмены мести семье Троекуровых. Отношения между героями можно назвать романтическими, но в то же время трагическими.

Начало отношений

Романтическая история любви Владимира и Маши началась тогда, когда Дубровский, представляясь учителем Дефоржем, появился в доме Троекуровых. Сначала Маша не обращала на француза внимания, так как считала его не мужчиной, а слугой, однако затем стала думать о нем все чаще и чаще. Это случилось благодаря храброму и смелому поступку Дубровского, который убивает медведя. После этого случая Мария Троекурова посмотрела на Дефоржа по-другому, она поняла, что он смел и великодушен. С этого момента девушка начала уважать своего учителя. Вскоре она поняла, что ее сердце неравнодушно к достоинствам Дефоржа. Героиня занималась размышлениями об учителе, а без него совсем скучала. Мария влюбилась в Дефоржа, сама этого не понимая.

Дубровский с самой первой минуты демонстрировал свое неравнодушие к девушке: он смущался и трепетал, а голос его при виде Марии всегда менялся. Чувства Дубровского появились намного раньше, чем чувства Марии. Именно она стала причиной обмана главного героя, который представился французом Дефоржем, чтобы попасть в дом к возлюбленной.

Раскрытие тайны Дубровского

Однажды во время уроков музыки Дубровский вел себя рассеянно. Он передал Марии записку, в которой приглашал ее встретиться в беседке. Героиня предчувствовала скорое объяснение, и ей было одновременно и радостно, и страшно.

Действительно, признание было. Однако не такое, какое ожидала Мария Троекурова. Учитель-француз признался, что он не Дефорж, а известный в округе Дубровский.

Герой признался Маше в том, что именно она заставила Дубровского отречься от мести Троекурову, который «лишил хлеба» отца Владимира. Когда Дубровский увидел Марию, он понял, что его сердце «смирилось».

Дубровский назначил Марии встречу, чтобы проститься с ней. Он признался героине в любви и попросил помнить о нем. Дубровский взял обещание с Маши, что она воспользуется его помощью, когда ее постигнет несчастье.

Финал отношений

После того как Дубровский покинул дом Троекуровых, отец Марии уведомил ее о том, что она выходит замуж за его знакомого князя Верейского. Потрясенная девушка вновь встретилась с Дубровским. Она согласилась на его покровительство, сказав, что готова быть его женой. Герои договорились о том, что при необходимости встречи Маша должна будет положить в дупло кольцо.

В нужный момент Мария Троекурова опустила кольцо, однако Владимир Дубровский не успел приехать за девушкой. Она уже успела обвенчаться с князем Верейским. Мария не могла бежать вместе с Дубровским, она объяснилась с ним, сказав, что теперь обвенчана с другим человеком, что она дала священную клятву.

Так трагично закончились отношения Владимира Дубровского и Марии Троекуровой. Опоздание Дубровского на свадьбу Маши и князя Верейского стало причиной трагичных судеб. И героиня оказалась в сложном положении, так как она понимала, что никогда не будет счастлива с нелюбимым человеком, и Дубровский был огорчен тем, что не смог связать свою жизнь с девушкой, которую он любил.

История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского – сочинение о романтических отношениях

История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой занимает важное место в романе А. С. Пушкина «Дубровский». То, какое впечатление оказала на главного героя Мария, повлияло на решение отмены мести семье Троекуровых. Отношения между героями можно назвать романтическими, но в то же время трагическими.

Начало отношений

Романтическая история любви Владимира и Маши началась тогда, когда Дубровский, представляясь учителем Дефоржем, появился в доме Троекуровых. Сначала Маша не обращала на француза внимания, так как считала его не мужчиной, а слугой, однако затем стала думать о нем все чаще и чаще. Это случилось благодаря храброму и смелому поступку Дубровского, который убивает медведя. После этого случая Мария Троекурова посмотрела на Дефоржа по-другому, она поняла, что он смел и великодушен. С этого момента девушка начала уважать своего учителя. Вскоре она поняла, что ее сердце неравнодушно к достоинствам Дефоржа. Героиня занималась размышлениями об учителе, а без него совсем скучала. Мария влюбилась в Дефоржа, сама этого не понимая.

Дубровский с самой первой минуты демонстрировал свое неравнодушие к девушке: он смущался и трепетал, а голос его при виде Марии всегда менялся. Чувства Дубровского появились намного раньше, чем чувства Марии. Именно она стала причиной обмана главного героя, который представился французом Дефоржем, чтобы попасть в дом к возлюбленной.

Раскрытие тайны Дубровского

Однажды во время уроков музыки Дубровский вел себя рассеянно. Он передал Марии записку, в которой приглашал ее встретиться в беседке. Героиня предчувствовала скорое объяснение, и ей было одновременно и радостно, и страшно.

Действительно, признание было. Однако не такое, какое ожидала Мария Троекурова. Учитель-француз признался, что он не Дефорж, а известный в округе Дубровский.

Герой признался Маше в том, что именно она заставила Дубровского отречься от мести Троекурову, который «лишил хлеба» отца Владимира. Когда Дубровский увидел Марию, он понял, что его сердце «смирилось». Он нашел способ поселиться в доме Троекуровых, и это время было самым счастливым для него.

Дубровский назначил Марии встречу, чтобы проститься с ней. Он признался героине в любви и попросил помнить о нем. Дубровский взял обещание с Маши, что она воспользуется его помощью, когда ее постигнет несчастье.

Финал отношений

После того как Дубровский покинул дом Троекуровых, отец Марии уведомил ее о том, что она выходит замуж за его знакомого князя Верейского. Потрясенная девушка вновь встретилась с Дубровским. Она согласилась на его покровительство, сказав, что готова быть его женой. Герои договорились о том, что при необходимости встречи Маша должна будет положить в дупло кольцо.

В нужный момент Мария Троекурова опустила кольцо, однако Владимир Дубровский не успел приехать за девушкой. Она уже успела обвенчаться с князем Верейским. Мария не могла бежать вместе с Дубровским, она объяснилась с ним, сказав, что теперь обвенчана с другим человеком, что она дала священную клятву.

Так трагично закончились отношения Владимира Дубровского и Марии Троекуровой. Опоздание Дубровского на свадьбу Маши и князя Верейского стало причиной трагичных судеб. И героиня оказалась в сложном положении, так как она понимала, что никогда не будет счастлива с нелюбимым человеком, и Дубровский был огорчен тем, что не смог связать свою жизнь с девушкой, которую он любил.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского», рассмотрит стадии отношений героев, основные события их любви, а также трагичный финал, навсегда разъединяющий персонажей.

Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина

Романтическая история любви владимира и маши

Главные герои романа Александра Сергеевича Пушкина были дружны с самых ранних лет. Дело в том, что отцы Марии и Владимира находились между собой в добрых приятельских отношениях. Соответственно и дети много времени проводили вместе, совместно гуляли, развлекались играми.

Уже тогда было понятно, что героиня превратится в настоящую красавицу, а мальчик станет настоящим мужчиной со всеми соответствующими качествами. Между ними было много общего:

  • оба рано лишились материнской любви;
  • воспитанием обоих занимались отцы;
  • герои росли в роскоши и ни в чем особо не нуждались.

История любви маши и дубровского кратко

Их симпатия появилась в ранние годы, но в силу возраста дети не понимали, что так начинается их история любви.

Троекуровой и Дубровскому вскоре пришлось расстаться. Молодой человек отправился обучаться в кадетское училище, а после по требованию отца продолжил службу в гвардейском полку. Андрей Гаврилович приложил все силы, чтобы его единственный наследник получил достойное образование, построил хорошую карьеру. Он ежемесячно отправлял ему деньги, но бесшабашный юноша тратил их на гулянки, карточные игры и оплату долгов.

Следующая встреча молодых людей произошла через много лет, притом состоялась она по скверной причине. Владимир получил печальную весть от няни о смертельной болезни родителя.

Тайная любовь

Главные герои романа встречаются, будучи уже взрослыми людьми. Кирилл Петрович искал для своего младшего сына преподавателя по французскому языку. Под видом учителя в особняк проникает Владимир, он желает отомстить Троекурову за смерть отца, хозяин дома буквально свел того в могилу.

Мария Кирилловна, как девушка, получившая прекрасное воспитание, не обращает внимания на нового человека в доме. Она просто не замечает в нем мужчины. Но уже со временем ее начинает интересовать герой, ей нравятся некоторые черты его характера:

История любви маши и дубровского

  • смелость;
  • честь;
  • ум;
  • доброта.

Молодой человек увлекает ее начитанностью, вскоре барышня понимает, что питает к преподавателю теплые чувства. Тот также отвечает ей взаимностью, он открывает ей свое истинное лицо. С этого момента и начинается история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Главный герой решает отказаться от мести ради любимой, они счастливы, но лишь до того момента, пока о его тайне не становится известно остальным домочадцам. В результате Владимир вынужден бежать.

Исход отношений

Спустя время Кирилл Иванович принимает решение выдать дочку замуж, в качестве мужа он выбирает пятидесятилетнего старика. Князь Верейский потерял голову от красоты юной особы. Сама героиня против замужества, так как ее сердце занято другим. Владимир тайно передает послание возлюбленной, в котором обещает прийти ей на помощь в любой ситуации, ей лишь нужно оставить перстень в условленном месте.

История любви владимира дубровского и маши троекуровой

Мария считает эту историю очень романтичной, она убеждена, что он ее по-прежнему любит. Героиня отдает кольцо младшему брату и просит его положить в дупло старого дерева. Мальчишку перехватили, но все-таки через какое-то время он выполняет просьбу сестры. Правда, перстень доходит до адресата слишком поздно, Владимир не успевает спасти невесту от нежеланной свадьбы. На этом история любви Дубровского и Маши завершилась.

Герой встречает карету с молодоженами уже после венчания, он умоляет возлюбленную оставить супруга и пойти с ним. Но женщина не может пойти против воли божьей, поэтому она отказывается. Отныне она супруга князя, Владимир ничего не сможет сделать. Он распускает свою банду и навсегда покидает страну. На этом повесть о несчастных влюбленных заканчивается.

В своем сочинении автор затрагивает много тем, одна из них любовь. Александр Пушкин предлагает читателям самостоятельно додумывать, а что было бы, если Дубровский успел и помешал случиться венчальному обряду. Ведь жизнь главных героев смогла сложиться совершенно иначе.

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, приветствие, вступление, слово
учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, проверка домашней работы,
словарная работа, изучение нового, физкультминутка, закрепление, аналитическая беседа,
анализ эпизода, устное рисование,  итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: О романе «Дубровский»

Цель урока:  знакомство с историей создания романа,
выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи урока:
Знать жанровые особенности романа.

  • Рассказать
    об истории создания романа «Дубровский».
  • Определить
    характер отношения героев.
  • Выявить
    мотивировку поступков Владимира Дубровского.
  • Показать,
    как изображаются чувства и переживания Дубровского.
  • Выяснить,
    действительно ли благороден Дубровский.
  • Учиться
    анализировать текст.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин.
«Дубровский». История создания романа. Протест Владимира Дубровского
против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Слайд 2. Цель урока: Знакомство с
историей создания романа. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского.
Развитие речи учащихся.

Слайд 3. Задачи урока:

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа
«Дубровский».

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира
Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и
переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден
Дубровский.

Учиться анализировать текст.

III.
Изучение нового материала

Дубровский — приключенческий роман?

В XIX веке жанр
авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные
произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость — жадности,
любовь — ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали
«переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный
герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел.
Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку
написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем
реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить
живых героев в жесткие схемы.

Словарная работа.

Слайд 5. Словарная работа.

— На слайде вы видите авантюра,
приключение, популярный, хронология, роман, сюжет.
 Исходя из данного
толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина
авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра — рискованное, сомнительное по
честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение — происшествие, неожиданный
случай в жизни, в похождениях.

Популярный — 1. общедоступный, вполне
понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman — повествование) —
большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием
действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет — последовательность и связь
событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное,
сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный
случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом,
потому что здесь много действующих лиц и событий.)

— Запишите определение романа и
сюжета 
в тетрадь.

Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание
(отвечает подготовившийся ученик).

Слайд 6. История романа.

Над романом «Дубровский»
А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован
при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В
основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, «об
одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом
на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал
грабить:». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин
побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских
помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа
А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е
годы и развивается в течение полутора лет.

2. Сжатый пересказ.

— Что вы можете рассказать об отношениях
Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

(Проверка домашнего задания: подготовить
краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича
Дубровского)


Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832—1833 годах. Название Пушкину не
принадлежит и дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого
произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П. В. Нащокина «про одного
белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва
роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и,
оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других».
Нащокин видел Островского в остроге. Пушкину были известны похожие дела
нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы
владельца села Петровское П. А. Ганнибала.

В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории
его дружбы с Троекуровым, не было разлада влюблённых, отсутствовала фигура
князя Верейского, очень важная для идеи расслоения дворянства (аристократичные,
но бедные; худородные, но богатые). Кроме того, в романе Дубровский становится
жертвой предательства, а не сложившихся обстоятельств. В нём намечена история
исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком,
судом и мстящей за себя.

В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность
и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для
эпохи. Дубровский в повести не является исключительной личностью. Он связан со
всем укладом и бытом тогдашней жизни. Дубровский и его крестьяне, как и помещик
Островский в жизни, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа обидчиков и
богатых дворян-помещиков. Эта тема получила широкое развитие в западной и
русской литературе.

Действие романа происходит в 1820-е годы. В романе представлены
два поколения — отцы и дети. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей.
История дружбы отцов — предвестье, «прелюдия трагедии детей».

Первоначально Пушкин назвал точную дату, которая развела отцов:
«Славный 1762 год разлучил их надолго.

Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошёл в гору». Слова эти
значат многое. И Дубровский, и Троекуров — люди Екатерининской эпохи, вместе
начинавшие службу и стремившиеся сделать хорошую карьеру. 1762 год — год
екатерининского переворота, когда Екатерина II свергла с трона своего мужа
Петра III и стала управлять Россией. Дубровский остался верен императору Петру
III, как предок самого Пушкина (Лев Александрович Пушкин).

Троекуров, напротив, встал на сторону Екатерины II, которая
приблизила его к себе. С тех пор карьера Дубровского, не изменившего присяге,
стала клониться к закату, а карьера Троекурова, изменившего присяге, пошла в
гору. Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради
чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград.
Дубровский — к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство,
долг выше всяких личных выгод. Следовательно, причина размежевания дворянства и
ссоры двух помещиков лежит в исторических обстоятельствах и в нравах героев.

С той поры как Дубровский и Троекуров разошлись, прошло немало
времени. Они встретились вновь, когда оба оказались не у дел. Троекуров и
Дубровский не стали врагами. Напротив, их связывает дружба и взаимная
привязанность, но эти сильные человеческие чувства не способны сначала
предотвратить ссору, а потом и примирить людей, находящихся на разных ступенях
социальной лестницы, как не могут надеяться на общую судьбу их любящие друг
друга дети — Маша Троекурова и Владимир Дубровский.

Эта трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении
людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа находит воплощение
в завершении всех сюжетных линий. Она порождает внутренний драматизм, который
выражается в контрастах композиции: дружбе противостоит сцена суда, встреча
Владимира с родным гнездом сопровождается уходом из жизни отца, сражённого
несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушена грозным заревом
пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь — бегством,
венчание — сражением. Владимир Дубровский неумолимо теряет всё: в первом томе у
него отнята вотчина, он лишён родительского дома и привычного общества, того
социально-культурного окружения, в котором он пребывал раньше. Во втором томе
Верейский отнимает у него любовь, а государство — разбойничью волю. Так
человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами
и нравами.

Чтобы встать над ними, нужно выйти из-под их власти. Герои Пушкина
стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удаётся. Владимир
Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и
честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и
честный разбойник. Цель таких попыток — изменить судьбу. Но сделать это не
удаётся, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын
старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у отца, — бедность и
честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить
честность при бедности — слишком большая роскошь. Бедность обязывает быть
покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять
своё право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные
качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Марья Кириловна внутренне родственна Дубровскому. Она, «пылкая
мечтательница», видела во Владимире романического героя и надеялась на власть
чувств. Она верила, что сможет смягчить сердце отца. Она наивно полагала, что
тронет душу князя Верейского, пробудив в нём «чувство великодушия», но тот
остался равнодушен к словам невесты. Он живёт холодным расчётом и торопит
свадьбу. Социальные, имущественные и прочие внешние обстоятельства оказываются
не на стороне Маши, и она вынуждена идти на уступки и согласиться с волей отца.
Она ещё может перейти границу в отношениях богатой аристократической барышни с
бедным учителем, но воспитание не позволяет ей связать жизнь с преступником, с
отторгнутым от общества разбойником, хотя бы и «благородным». Границы,
определённые жизнью, сильнее самых горячих чувств. Это понимают и герои: Маша
твёрдо и решительно отвергает помощь Дубровского.

Та же трагическая ситуация складывается и в народных сценах.
Дворянин встаёт во главе бунта крестьян, которые преданы ему и исполняют его
приказания. Но цели Дубровского и крестьян различны, ибо крестьянам в конечном
итоге ненавистны все дворяне и чиновники, хотя крестьяне не лишены гуманных
чувств. Они готовы любым способом мстить помещикам и чиновникам, даже если при
этом придётся жить разбоем и грабежом, то есть пойти пусть на вынужденное, но
преступление. И Дубровский понимает, что общество обрекло его и крестьян быть
изгоями.

Хотя крестьяне полны решимости принести себя в жертву и идти до
конца, ни их добрые чувства к Дубровскому, ни его добрые чувства к крестьянам
не меняют трагического исхода событий. Порядок вещей восстановлен
правительственными войсками, Дубровский покинул шайку. Союз дворянства и
крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность
надежд на совместное сопротивление произволу.

Трагические вопросы жизни, которые встали в романе, не были
разрешены. Вероятно, вследствие этого Пушкин воздержался от публикации романа,
надеясь найти положительные ответы на жгучие жизненные проблемы, волновавшие
его.

Физминутка

 Потягушки

Мы
на цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!


А теперь все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В
стороны, вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо
сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

 Аналитическая беседа.

— Что мы узнаем о жизни Владимира
Дубровского в Петербурге?

(Владимир «был привезен в Петербург
на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и
выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его
содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».)

— Каковы были отношения отца и сына
Дубровских?

(Владимир «лишился матери с
малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил
семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».)

— Как воспринял Владимир известие о
болезни отца?

(«Мысль потерять отца : тягостно
терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его»,
«Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает
к отцу.)

— Как развивались события после приезда
молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла
Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во
всем этом играет Троекуров.)

— Почему Владимир велел выгнать
Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца
В.Дубровского охватило «ужасное смятение», он «с видом ужаса и
гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств, «паралич его
ударил». Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

Устное рисование.

— Опишите, как ведут себя слуга,
крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять
приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову.
Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество
и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за
них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его
взгляде читалось: он им этого не простит.)

Выразительное чтение. Анализ эпизода.

— Прочтите эпизод 5 главы «Владимир
в Кистеневской роще». Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль,
идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего
будущего.)

— Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние
героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо,
ручей, уносящий несколько поблекших листьев — все говорит об одиночестве
героя.)

Аналитическая беседа.

Слайд 7. Пожар в усадьбе
Дубровского.

— Как повели себя крестьяне Дубровского,
когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

— Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян,
обещает просить милости у государя.)

— Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая
крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

— Какие чувства испытывает Дубровский в
доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить
родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью.
Владимир решает сжечь дом.)

Слово учителя.

Слайд 8. Судьба героя.

Владимир Дубровский представлен в романе
в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский
офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный
«разбойник». Эти превращения объясняются попытками героя изменить
свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов,
всякий раз сыном старинного дворянина, который был «беден и независим».
Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый
разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение
часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы
хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира
Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и
благородство.

Работа с книгой.

Слайд 9. Столкновение отряда
Дубровского с войсками.

Анализ 7 главы.

— Какие обстоятельства заставили
Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание
отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома,
положения в обществе, состояния.)

— Почему дворовые крестьяне ушли за
Дубровским?

(Во-первых, они были преданы своему
хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)

— Какое представление о предводителе
разбойников сложилось в округе?

(Что это смелый, умный и великодушный
человек.)

— Почему разбойники не трогали дом
Троекурова?

(Троекуров думал, что его дом не трогают
из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он
ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

— Сочувствуете ли вы Дубровскому?
Оправдываете ли его поступки?

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?


ком мы сегодня с вами говорили?

Благородный разбойник.

Благородство — это нравственность,
самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде
и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со
смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление — вот такие непохожие
события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен
благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием.
Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей,
расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но
герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

2. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее
задание

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой
и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148
учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Тема.  Интерес к истории России: «Дубровский» — 
историческая правда и художественный вымысел.

Цель:

·        
познакомить учащихся с
исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей
произведения и прототипами героев;

·        
формировать навыки сопоставительного
анализа;

·        
развивать интерес к истории
отечества.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный
момент.

II. Проверка
домашнего задания, актуализация прежних знаний.

Выразительное чтение
наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая
гряда…» (по выбору).

III. Изучение нового
материала.

1.Выявление первоначальных
читательских впечатлений. Ответы на вопросы домашнего задания.

— Вы впервые встречаетесь с
таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его
основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

— Какой эпизод запомнился
вам более всего?

— Почему Маша отказалась
бежать вместе с Дубровским?

2.Понятие о романе.

Роман (фр. Roman – повествование) – крупное
эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события
происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном
пространстве.

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) –
последовательность и связь событий в художественном произведении.

Действие романа происходит
в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо
знает, что его волнует.

3.Слово учителя.

Первая глава романа
«Дубровский» была напечатана 21 октября 1832 г. Пушкин увлечённо работает над
рукописью и 6 февраля 1833 г. заканчивает 19-ю главу.

Роман увидел свет лишь в
1842 г. Он должен был иметь продолжение, содержание которого представлялось
Пушкину таким:

Жизнь Марьи Кириловны.

Смерть князя Верейского.

Вдова.

Англичанин.

Свидание.

Игроки.

Полицмейстер.

Развязка.

Сюжет романа «Дубровский»
был характерен для русской действительности XIX в.

Пушкину было известно
судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г.
незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой
губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с
сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Друг А.С.Пушкина,
П.В.Нащокин, рассказал ему похожую историю о небогатом дворянине Островском.
Этот рассказ дошёл до нас в двух пересказах. М.П.Погодин в письме к
П.А.Вяземскому от 29 марта 1837 г. писал об Островском: «Помещик взял своих
крестьян, оставшихся без земли, и пошёл с ними разбойничать, несколько раз был
пойман, переходил через суды разные очень оригинально…» В записи Бертенева
акцентирован другой момент: Островский, «оставшись с одними крестьянами, стал
грабить сначала подьячих, потом и других».

Незадолго до начала работы
над романом Пушкин стал свидетелем волнений болдинских крестьян, требовавших
смещения управляющего.

Местом действия романа
сделано Поволжье, где в 1774 г. бушевало восстание под предводительством
Емельяна Пугачёва. В произведении сохранены реальные названия (в восьми
километрах от Болдина расположено село Кистенёво). Можно также найти черты
сходства пейзажей Покровского и Петровского парка.

В романе нашли отражение
нравы, царившие в Петровском, имении двоюродного деда Пушкина, генерал-майора
Петра Абрамовича Ганнибала. Некоторые черты К.П.Троекурова сродни тем
наклонностям, которые были свойственны П.А.Ганнибалу.

Действие романа происходит
в начале XIX в. Обращаясь к недавнему прошлому, Пушкин ищет ответы на многие
вопросы об отношении человека и общества, причинах несправедливого социального
устройства. В романе богатый и властный помещик Троекуров оказывается
виновником разорения и смерти своего друга, бедного дворянина Андрея
Дубровского, а сын Дубровского, Владимир, и дочь Троекурова, Маша, не могут
быть вместе, хотя любят друг друга.

4.Лексическая работа.

Определите значения слов и
словосочетаний губерния, генерал-аншеф, картуз, отъезжие поля,
протравить, псарь, стремянной.

Губерния – это род области или большого округа России,
разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния
также губернский город, главный город в губернии.

Генерал-аншеф – это 1) Высший генеральский чин (в
Российском государстве XVIII в.). 2) Лицо, имевшее такой чин.

Картуз — это неформенная разновидность фуражки,
пришёл на смену не очень практичным широкополым шляпам, первоначально появился
в Швеции и представлял из себя мягкий колпак с козырьком и с возможностью
прикрывать уши от холода. Картузы широко использовались в европейских армиях
XVI—XVII века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения.

Отъезжее поле (спец. устар.). Дальнее, отдаленное от
усадьбы, не при усадьбе, такое, куда приходится ездить. Отъезжие угодья.
Отъезжее поле (первонач. дальняя, отъезжая охота — см. поле; позже — дальнее
поле, преимущ. для охоты и преимущ. во мн. ч.).

Протравить 4. кого. Разг. Занимаясь травлей зверя,
упустить его. Напали на след зайца, да и того протравили.

Псарь — это слуга на псарне, ухаживающий за собаками и
участвующий в охоте.

Стремянной – это придворный чин в Московском государстве,
верховный конюх, сопровождающий Государя верхом, заведовал царскими верховыми
лошадьми и подавал стремя царю, когда последний садился верхом.

5.Русская усадьба XIX в.
(Кистенёво, Болдино, Архангельское, Петровское, Михайловское). Слайдовая презентация.
Сообщения учащихся.

Архангельское.

Среди архитектурных
памятников Подмосковья конца XVIII – начала XIX в. Архангельское занимает
исключительное место. Великолепный дворцово-парковый ансамбль складывался здесь
в течение пятидесяти лет. Начало его строительства относится к 1780-м гг.,
когда имение принадлежало князю Голицыну.

Позднее, при новом
владельце, князе Н.Б.Юсупове, в строительстве усадьбы принимали участие как
известные зодчие, так и крепостные архитекторы, художники, декораторы –
В.Стрижаков, Ф.Сотников, М.Ткачёв и др.

Считая, что Архангельское
существует «для веселья, а не для прибыли», Юсупов стремился «то заводить, что
редко, и чтобы всё было лучше, нежели у других». Юсупов сосредоточил в
Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы,
бронзы, всякие дорогие и хорошие вещи».

В 1830 г. Пушкин посвящает
князю Н.Б.Юсупову послание «К вельможе».

В наши дни Архангельское –
известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым
уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства.

В память о посещении
Пушкиным усадьбы его именем названа аллея парка. В 1899 г. здесь был установлен
памятник поэту.

Михайловские рощи.

От Пушкинских Гор к
Михайловскому ведёт четырёхкилометровая дорога, которая на полпути
раздваивается: прямая лента уходит дальше, к Тригорскому, а свернув направо,
можно попасть в старинную русскую деревню Бугрово (при Пушкине – Бугры).

Сразу за деревней стеной
стоит лес – Михайловские рощи. Отсюда до усадьбы поэта в Михайловском дорога,
часто и круто поворачивая, идёт по красивому сосновому бору.

Дом, построенный дедом
поэта Осипом Абрамовичем Ганнибаллом в конце XVIII в., был небольшим и скромным
по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении «Домовому»
назвал его «скромная семьи моей обитель», а в одном из писем брату
«Михайловской избой».

Возле озера Маленец
сохранились вековые сосны – современники Пушкина.

Аллея ведёт к пруду с
перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружён высокими
серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности.

Петровское.

Петровское расположено на
противоположном от Михайловского берегу озера Кучане (или Петровское). От
Михайловского в Петровское ведут две дороги: одна – по Михайловскому лесу,
другая – по заросшему сосновым бором берегу озера Кучане.

Петровское стало
по-настоящему обжитым имением раньше Михайловского. Сюда в 1783 г. после выхода
в отставку с военной службы прибыл на постоянное жительство двоюродный дед
А.С.Пушкина – Пётр Абрамович Ганнибал.

Господский дом (Дом-музей
Ганнибалов) в Петровском сгорел в 1918 г. В 1977 г. он был восстановлен, вокруг
него воссозданы зелёные беседки, аллеи и дорожки. В самом доме открыт музей.

В противоположном конце
большой липовой аллеи лежит камень-валун. По преданию, здесь любил сидеть,
предаваясь думам, владелец имения – П.А.Ганнибал. Пушкин не раз встречался с
ним, посещая Петровское.

Обстановка и быт
ганнибаловского Петровского и его окрестностей нашли отражение в творчестве
Пушкина. Усадебный и крепостной быт Покровского – имения Троекурова – во многом
сходен с тем, что видел поэт в Покровском. Совпадает с описанным в «Дубровском»
и пейзаж, который виден со стороны петровского парка.

Кистенёво, Болдино

На северо-востоке от
Болдина, в восьми километрах от него, окружённое плоской равниной, расположено
село Кистенёво. Ещё в конце XVI – начале XVII в. оно числилось среди пушкинских
владений.

В Болдино остались дом
Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и различные хозяйственные постройки: две
людские избы, баня, каретный сарай, конюшни.

В самом Кистенёве в 1830 г.
не существовало уже ни дома, ни многих построек, а остались только «деревянных
два флигеля для вотчинного правления». Часть села Кистенёва, выделенная
А.С.Пушкину в 1830 г., была единственным принадлежавшим ему имением. В связи с
оформлением ввода во владение им он приезжал сюда в первый раз. И как знать,
если бы не этот повод, поэту, может быть, и не довелось бы посетить Болдино,
где появились произведения, без которых теперь невозможно представить себе его
творческое наследие.

Эта мысль заставляет
по-особому посмотреть на Кистенёво – обычное, на первый взгляд, ничем не
примечательное село.

— Какие эпизоды романа
можно соотнести с этим описанием?

6.Сравнение описаний
Архангельского, Петровского, Михайловского, Кистенёва, Болдина с местами
событий романа «Дубровский».

6.1. Выразительное чтение
эпизодов.

Покровское. От слов «Вот Покровское!» до слов «…около
разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями» (глава III).

Кистенёвка. От слов «Выехав из деревни, поднялись они на
гору» до слов «…и с плачем обняла своего воспитанника».

Арбатово. От слов «В тридцати верстах от него
находилось богатое поместье князя Верейского» до слов «Потом они занялись
рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях» (глава III).

От слов «Они пили кофе…» до
слов «…время прошло незаметно, начало смеркаться».

— Чем отличаются эти
усадьбы друг от друга? Что можно сказать о хозяевах имений?

Огромный каменный дом
Троекурова, богатое поместье князя Верейского с изысканной картинной галереей
свидетельствуют о достатке их владельцев.

Вид серенького дома с
красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину
Дубровскому.

— Как проводят время
хозяева Покровского и Арбатова?

6.2. Выразительное чтение
эпизодов.

«На псарне Троекурова». От
слов «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам
утра» до слов «…то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая
к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая» (глава I).

Устройство псарни
свидетельствует о том, что хозяин её не привык отказывать себе ни в чём.

«Праздник в доме
Троекурова». От слов «Накануне праздника гости начали съезжаться…» до слов «…словом,
ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний»
(глава IX).

— Как ведёт себя Троекуров
во время церковной службы?

Троекуров ведёт себя как
хозяин в доме даже в церкви. А.С.Пушкин подчёркивает его «гордое смирение».

— Какие порядки заведены в
доме?

Даже за обедом Троекуров
демонстрирует всем своё превосходство и властность, указывая каждому своё место
(«Слуги стали разносить тарелки по чинам…»). Несмотря на хлебосольство хозяина,
гости чувствуют себя свободно лишь в его отсутствии.

6.3. Приём у князя
Верейского. Выразительное чтение от слов «Князь подал Марье Кириловне шаль…» до
слов «…дав друг другу обещание вскоре увидеться» (глава XIII).

IV. Подведение
итогов урока.

— Какие особенности русской
жизни начала XIX в. позволяют отметить описания усадеб и образа жизни их
обитателей?

Описания усадеб и
развлечений хозяев позволяют воссоздать детали образа жизни богатого помещика,
не знающего ограничения своим прихотям, судить об изысканных пристрастиях
праздного и пресыщенного вельможи, почувствовать гордость и стремление к
независимости обедневшего дворянина.

V. Домашнее задание.

Перечитать первую главу
романа А.С.Пушкина «Дубровский».

На чтение 6 мин Обновлено

План рассказа «Дубровский» по главам составить можно используя эти варианты. План Дубровского поможет заполнить читательский дневник и подготовить пересказ.

Пушкин «Дубровский» план по главам

  1. Глава 1: Ссора старых друзей
  2. Глава 2: Троекуров обманывает Дубровского
  3. Глава 3: Письмо от отца
  4. Глава 4: Смерть Андрея
  5. Глава 5: Похороны Дубровского
  6. Глава 6: Владимир поджег поместье
  7. Глава 7: Появление шайки бандитов
  8. Глава 8: Француз Дефорж и его храбрость
  9. Глава 9: Праздник в имении Троекурова
  10. Глава 10: Француз угрожает Спицыну
  11. Глава 11: Дефорж – это Дубровский
  12. Глава 12: Дубровский и Маша признаются в любви
  13. Глава 13: Дружба Троекурова с Верейским
  14. Глава 14: Планирование свадьбы Верейского и Маши
  15. Глава 15: Встреча влюблённых
  16. Глава 16: Письмо
  17. Глава 17: Неудача
  18. Глава 18: Невольное венчание
  19. Глава 19: Маша хранит верность; исчезновение Дубровского
План «Дубровский» 1 глава

1.Оскорбление Дубровского на охоте
2.Начало ссоры Дубровского и Троекурова
3.Троекуров в бешенстве
4.Известие из суда
5.Надобно идти в суд

План «Дубровский» 2 глава

1.Претензии Троекурова к Дубровскому
2.Внезапное сумасшествие

План 3 главы «Дубровского»

1.Владимир срочно собирается домой
2.Встреча Владимира с отцом

План 4 главы «Дубровского»

1 Троекурова мучает совесть.
2 Старший Дубровский умирает

План 5 главы «Дубровского»

1 Одиночество Владимира

План 6 главы «Дубровского»

1.Пожар в Кистеневке

План 7 главы «Дубровского»

1.Разбойники обходят стороной поместье Троекурова

План 8 главы «Дубровского»

Вариант 1:

1 Машенька
2 Появление Дефоржа в доме

Вариант 2:

1. Жизнь Маши в доме отца.
2. Учитель французского для Саши.
3. Главная забава Троекурова.
4. Дефорж в клетке с медведем.
5. Перемена в отношении Троекурова и Маши к учителю.

План 9 главы «Дубровского»

Вариант 1.
1.Встреча в Покровском
2.Спицин и Глобова
3.Дубровского ищут
4.Делордж и медведь

Вариант 2
1. Гости в Покровском.
2. Обед в доме Троекурова.
3. Опоздавший гость.
4. Рассказ Анны Саввишны о Дубровском.
5. Хвастовство Троекурова храбрым учителем.

План 10 главы «Дубровского»

Вариант 1.
1.Пышный бал в имении помещика Троекурова.
2. Танцы учителя и Маши.
3. Веселое застолье без Троекурова.
4. Невеселое настроение Антона Пафнутьича.
5. Деньги Спицына в кожаной сумке.
6. Опасения Антона Пафнутьича по поводу воров.
7. Просьба Антона Пафнутьича переночевать в комнате Дефоржа.
8. Окончание застолья, подготовка гостей к ночлегу.
9. Недовольство Спицына по поводу не слишком безопасной комнаты Дефоржа.
10. Мучительная бессонница Антона Пафнутьича из-за потемок.
11. Непродолжительный сон Спицына.
12. Ограбление Антона Пафнутьича Дефоржем.
13. Дубровский в роли учителя-самозванца.

Вариант 2.

1. Вечерний бал после застолья.
2. Спицын просится на ночлег к учителю.
3. Антон Пафнутьич ограблен Дефоржем-Дубровским.

План 11 главы «Дубровского»

Вариант 1
1 Как Дубровский стал французом
2 Ограбленный Спицын покидает поместье

Вариант 2
1. Встреча Дубровского с Дефоржем.
2. Рассказ Дефоржа о предстоящей работе у помещика Троекурова.
3. Сделка Дубровского и Дефоржа.
4. Дубровский-Дефорж в доме Троекурова.
5. Окончание истории с ограблением Спицына.

План 12 главы «Дубровского»

1.Маша узнает правду
2. Надежды Маши
3.Поиски Дубровского и Троекурова
4.Это не Дубровский

План 13 главы «Дубровского»

1 Свадебный переполох

План 14 главы «Дубровского»

1. Верейский влюблен в Машу

План 15 главы «Дубровского»

Вариант 1.

1.Тайник с кольцом

Вариант 2.

1 Свидание Маши и Владимира.
2 Дубровский хочет избавить Машу от замужества с Верейским.
3 Маша просит Дубровского не вмешиваться и хочет отговорить отца от намерения выдать ее замуж за князя.
4 Владимир признается Маше в любви.
5 Маша обещает стать женой Дубровского и говорит о своих чувствах.
6 Владимир уговаривает Машу воздействовать на отца любым путем.
7 Влюбленные молчат, прижавшись друг к другу.
8 Дубровский надевает Маше на палец свое кольцо.
9 Кольцо можно использовать как сигнал о помощи.
10 Владимир сообщает, как использовать кольцо, если вдруг что-то случится.

«Дубровский» план 16 главы

1.Маша не любит Верейского
2.Троекуров в гневе

План 17 главы «Дубровского»

1. Надежда на Сашу
2. Поиски кольца
3.Встреча исправника с Троекуровым.

План 18 главы «Дубровского»

1 Венчание в церкви
2 Возвращение в Арбатово
3 Освобождение ценою в счастье

План 19 главы «Дубровского»

Вариант 1:

1 Неотвратимая поимка Дубровского
2 Прощание навсегда.

Вариант 2:

1 Обед разбойничьей шайки.
2 Песня караульщика «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
3 Просьба старушки Егоровны не шуметь, чтобы Владимир мог отдохнуть.
4 Раненый Дубровский, чутье атамана.
5 Тревога в укреплении разбойников.
6 Облава укрепления, где расположились разбойники.
7 Бой с солдатами: пушечный выстрел и рукопашный бой.
8 Храбрость Дубровского, убийство офицера.
9 Смятение в войсках противника.
10 Разговор Дубровского со своими сообщниками.
11 Речь предводителя.
12 Захват нескольких человек из шайки, получение сведений о месте расположения мятежников.
13 Исчезновение Дубровского. Версии судьбы Владимира.
14 Грозные посещения прекратились

Детальный план рассказа «Дубровский»

I. Дружба, обернувшаяся враждой.

1. Решение Троекурова отнять у Дубровского имение.

2. Последствия судебных ухищрений.

3. Смерть Дубровского при появлении врага.

4. Раздумья Владимира после похорон отца и остановленный им самосуд.

5. Решение сжечь свой дом привело к невольному преступлению.

6. В округе появились разбойники.

7. Дети Троекурова и новый учитель-смельчак.

II. История любви Дубровского и Маши Троекуровой.

1. Гости Троекурова говорят о разбойниках.

2. Тайна Дефоржа раскрыта.

3. Как Дубровский стал Дефоржем?

4. Объяснение Дубровского с Машей; новость открыта и Троекурову.

5. Новый сосед из Арбатово.

6. Старик Верейский просит руки Маши.

7. Её ночная встреча с Дубровским и уговор о помощи.

8. Письмо Маши Верейскому ухудшило её положение.

9. Неудачная попытка мальчиков помочь пленнице.

10. Дубровский опоздал, и участь Маши решена.

11.Описание боя, после которого Дубровский исчез.

 «Дубровский» цитатный план

  • «терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен».
  • «утвердить за генерал-аншефа Троекурова».
  • «Здравствуй, Володька!».
  • «не было уж и признака жизни в сем теле».
  • «оставьте меня в покое».
  • «каково горит, а?».
  • «появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям».
  • «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу».
  • «Кирила Петрович с великим удовольствием стал рассказывать подвиг своего француза».
  • «молчать, или вы пропали. Я – Дубровский».
  • «десять тысяч могу я вам дать, мне нужно только ваше отсутствие и ваши бумаги».
  • «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья».
  • «Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому».
  • «Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом».
  • «Дубровский поцеловал ее руку и скрылся между деревьями».
  • «жди себе кого хочешь в избавители».
  • «я поймал Дубровского».
  • «князь мой муж».
  • «Дубровский скрылся за границу».

Краткий план рассказа «Дубровский»

1. Троекуров и Дубровский
2. Суд и его последствия
2.Отец и сын
4. Смерть старого Дубровского
5. Похороны
6. Пожар в Кистенёвке
7. Появление разбойников
8. Храбрый учитель
9.Обед в Покровском // Новости о Дубровском
10. Ночь после праздника// Дубровский снимает маску
11. Как Дубровский стал Дефоржем
12. Объяснение Дубровского с Машей
13. Ухаживание князя Верейского
14. Сватовство князя
15. Дубровский предлагает своё покровительство Маше
16. Маша под домашним арестом
17. Два мальчика
18. Свадьба
19. Конец разбойничьей шайки

План романа Пушкина «Дубровский» 6 класс

1). Конфликт двух баринов: Троекуров и Дубровский.

2). Суд. Дубровский лишается имения.

3). Приезд сына Дубровского домой.

4). Неудавшееся примерение. Смерть Дубровского.

5). Дом отдают Троекурову.

6). В. Дубровский сжигает дом, чиновники в нем погибают.

7). Троекуров ищет виновников пожара.

8). Маша

9). Обед у Троекурова

10). Дефорж обкрадывает Спицына

11). Дубровский в роли учителя-француза.

12). Владимир открывается Маше

13). Сосед — князь Верейский.

14). Машу сватает Верейский.

15). Свидание.

16). Скоро свадьба.

17). Кольцо в дупле.

18). Венчание.

19). Дубровский после сражения исчезает.

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

  • Рассказ о жизни крестьянина в древней руси
  • Рассказ о жизни и творчестве льва николаевича толстого для 4 класса
  • Рассказ о жизни и творчестве толстого для 4 класса краткое содержание
  • Рассказ о жизни и творчестве карамзина
  • Рассказ о жизни и творчестве тургенева