Рассказ о жизни и творчестве толстого 4 класс план рассказа

Детство лев толстой родился 28 августа 9 сентября 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери ясная поляна

Детство

Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.

Очень кратко о Толстом детям 4 класс

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Обучение

В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс. Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день. Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему. Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».

Сообщение Лев Николаевич Толстой

Будущий писатель родился в имении своей матери Ясной Поляне, в Тульской губернии. Перед ним в семье родились трое братьев.

Мать Толстого погибла совсем скоро, когда сыну ещё не успело исполниться два года. После этого осиротевшими детьми занималась давняя родственница Ергольская. Прожив недолгое время в Москве, семья вернулась обратное в Ясную поляну, где за детьми следили Ергольская и графиня Остен-Сакен, которую назначили опекуншей. После смерти графини в 1940 году Лев Николаевич со своими братьями и сестрой переселился в Казань, где ими занялся новый опекун — сестра отца Юшкова.

Их дом считался в Казани одним из самых популярных и знатных, но у Льва Николаевича не получалось закрепиться в обществе, хоть и очень этого хотел, так как ему мешали врожденная застенчивость и скромность. Его пылкий ум не давал освоиться среди людей, а постоянные размышления на извечные темы оставляли в душе молодого Толстого свой отпечаток. Многие тогдашние переживания писателя нашли отражение в его романах.

Образованием мальчика занимался французский гувернёр по имени Сен-Тома, прототипом которого является образ одного из персонажей повести «Отрочество».

Вслед за своими братьями Лев Николаевич принял решение поступать в Императорский университет Казани. В октябре 1844 года Толстой был зачислен студентом, который учился в заведении за свои деньги. Писатель имел проблемы с рядом предметов, поэтому после окончания года должен был пройти заново обучение на первом курсе. Он перешёл на юридический факультет, однако и там его преследовали проблемы. Проучившись на том факультете не более двух лет, Лев Николаевич бросил университет из-за того, что ему была чужда навязанная обществом наука, а учиться он хотел сам.

Переехав обратно в Ясную Поляну, писатель пытался заново наладить отношения с дворянами. В своём дневнике, который он начал вести ещё в казанском госпитале, Толстой пишет об уйме своих целей, в числе которых занятия английским и музыкой.

Переехав в Москву, Лев Николаевич увлёкся светской жизнью, забросив занятия для сдачи экзаменов. Именно в светском обществе у писателя появилась страсть к карточным играм, однако из-за того, что он не обдумывал ходы, проигрыши случались очень часто.

Он уехал в Петербург в 1849 году, где сдавал экзамены, однако звание кандидата прав не получил, уехав в деревню. Потом Лев Николаевич регулярно появлялся в Москве, где проводил время за играми, что отрицательно сказывалось на финансовом положении писателя. Именно тогда у него стали появляться первые литературные наброски.

Он очень серьезно увлёкся музыкой, мог проводить часы, играя произведения Шопена, Баха, Моцарта. Спустя четыре года после того, как Толстой оставил учебу, к нему на Ясную Поляну приехал старший брат, чтобы пригласить на службу на Кавказе. Лев Николаевич согласился далеко не сразу, однако крупный проигрыш в Москве, разрушивший его финансовое положение, всё же склонил чашу весов в сторону поездки.

Он принимал участие в военных действиях и добровольно, и получив должность. Пережитое в те годы сильно отразилось на творчестве Толстого, во многих произведениях писателя так или иначе рассказано о тогдашних событиях.

Лев Николаевич отправился на дунайский фронт, откуда его по личной просьбе перевели в Севастополь, где ему пришлось пережить осаду города.

После завершения военных действий Толстой переехал обратно в Санкт-Петербург, где стал довольно популярным и узнаваемым человеком в литературном обществе.

Лев Николаевич побывал во множестве стан Европы. Среди посещенных им государств есть Италия, Швейцария и Франция. После путешествий за границей писатель вновь вернулся в Москву, а из неё в Ясную Поляну.

С этого времени Толстой плодотворно пишет и выпускает свои романы. Со временем на первый план в его творчестве выходит философия. Писатель осуждает мир, его жестокость и угнетение отдельных людей. Во многих своих рассказах и книгах Лев Николаевич описывает довольно подробно свои взгляды на жизнь и мироздание.

Толстой активно критиковал сближение государства и церкви, за что его отлучили от последней, что вызвало огромный общественный резонанс.

В процессе душевного разлада писатель покинул свой дом, однако во время дороги его настигла болезнь. Вся Россия следила за скупой информации о его состоянии с замиранием сердца.

20 (7) ноября Лев Толстой скончался на железнодорожной станции Астапово, где и провёл последние дни своей жизни. Его похороны в Ясной Поляне стали событием, масштабы которого охватили всю страну.

Лев Николаевич Толстой это несомненно один из самых известных писателей, признанных ещё во времена своей жизни. Его творчество оказало сильнейше влияние на литературу всего мира, а произведения великого творца до сих пор активно используются в фильмах и пьесах.

Такие его сочинения как «Война и мир», «Анна Каренина» известны любому человеку, даже если он далёк от прекрасного мира литературы.

3, 4 класс. Интересные факты

Военная служба

В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.

Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.

Творческий путь и признание

В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.

Между этими поездками Лев Николаевич продолжал писать. Результатом этого творчества стали, в частности, рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Кроме того, он, наконец, закончил повесть «Казаки», которую с перерывами писал почти 10 лет. Однако вскоре популярность Толстого пошла на спад, что было вызвано размолвкой с Тургеневым и отказом от продолжения светской жизни. К этому добавилось общее разочарование писателя, а также смерть старшего брата Николая, которого он считал лучшим другом и который умер буквально у него на руках от туберкулеза. Однако после лечения от депрессии в башкирском хуторе Каралык Толстой вновь возвращается к творчеству, а также определяется с семейной жизнью. В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье. В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве.

Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.

«Любить и быть так счастливым»


Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru


Лев Толстой за работой. Изображение: regnum.ru


Лев Толстой с женой Софьей. Гаспра. Крым. 1902. Изображение: regnum.ru

В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать». В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.

В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории. Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.

Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года. Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим. ред.), она все-таки усыновлена». В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».

Творческий и философский перелом

Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».

Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.

Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением. По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, — «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Последние дни

28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни. Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.

Открытый урок

Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, переда­вая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распреде­ление обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, кар­точки (текст речевой разминки, задания, пословицы), аудиопесня «Мама» О.Газманова, презентация.

Ход урока

I.Орг момент

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.

К уроку готовы? Тогда – за работу!

II. Актуализация прежних знаний

Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока

— Мы сегодня познакомимся с повестью великого русского писателя. А вот кто это?

Предлагаю вам расшифровать, что здесь написано. (Лев Николаевич Тол­стой.) Слайд 1

2. Работа по теме урока

Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию Л.Н.Толстого

(Выходят к доске и рассказывают) Слайд2

1 ученик. Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) в 1828г. в имении Ясная Поляна.

— Отец — Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии Крапивенского уезда.

«Мать — Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки.

Толстой не помнил своей матери, потому что она умерла в 1830 г., когда ему было полтора года.

2 ученик В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке – опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу.

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам обучал ребят грамоте.

Составил «Азбуку”, «Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей. Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни.

Учитель: Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был вы­сокообразованным человеком. В своих произведениях он гово­рил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Ребята, а ещё Л.Н.Толстой создал «10 уроков жизни» для детей. (Каждый учение читает и вывешивает на доску)

1) Делай все по возможности сам, не будь «барином”.

2) Не будь назойлив.

3) Будь внимательным.

4) Не надо жадничать.

5) Не нервничай, держи себя в руках.

6) Будь тверд и стоек.

7) В игре, спорте, в труде — будь разумен.

8) Будь организованным.

9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается

10) Имей свое мнение.

— Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?

-Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.

3. Знакомство с повестью

-Ребята, с автором произведения мы познакомились, а какое же произведение мы будем сегодня с вами изучать? Предлагаю вам обратить внимание на доску Слайд 3

— Ребята, что вы видите? (Дети играют, веселяться)

-Что вы думает об этом (Радость, беззаботное время)

-Каким одним словом можем назвать эту картину? (Детство)

Значит, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? (Детство) музыка 5 секунд

4. Чтение произведения

-Мы с вами познакомились с произведением. Теперь давайте проведем словарную работу и разберем незнакомые слова. Слайд 4

Один ученик выходит к доске и объясняет значения слов

Maman – мама Мамаша – мама

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон

Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Беседа по тексту

— Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе «Детство”? (Л.Н.Толстой вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.)

Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста. (Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.) Чтение 1 абзаца.

— Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя? (Здесь важней внутренний мир героя.)

— Какими чувствами переполнен отрывок? (Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.)

— Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет? ( -Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)

Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.)

С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды)

Учитель: Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней.

Звучит песня Олега Газманова «Мама»

Учитель: Для каждого из нас мама — самый дорогой и любимый человек. Сейчас проявите сообразительность.

— Сейчас Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Затем нужно прочитать ее хором
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.

При солнышке тепло, а при матери добро.

 Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать плачет, что река льется.

Нет милее дружка, чем родная батюшка

-Посмотрите на доску – здесь ваши любимые мамочки! Слайд 5

Доскажите фразу: Моя мама …. Я никогда больше не буду … Я желаю моей маме …Мамины руки… Мамино сердце… Мамин голос…

Учитель: Мама — это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает.

Для каждого мама — главный человек.

-Ребята, а вы знаете какой праздник у нас приближается? (Да, день матери 27 ноября)

Вы должны знать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери всегда согревает ребенка.

Хлынул дождь — и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли: —

Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

«Мама — это дерево родное!»

Голосом отца твердит земля:

«Мать — весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,

В черном небе не видать ни зги…

Грохот грома — голос твой, природа,

Просит каждый час любого года:

«Душу мира, маму, береги!» Р. Гамзатов

IV. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

V. Подведение итогов урока

— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?

VI. Постановка домашнего задания Читать произведения Л.Н.Толстого

  • Рассказ о жизни за неделю 2 класс окружающий мир пример
  • Рассказ о жизни и творчестве державина кратко
  • Рассказ о жизни жуковского 5 класс
  • Рассказ о жизни и подвигах сергия радонежского для 4 класса кратко
  • Рассказ о жизни египтянина 5 класс история