Рассказ о жизни и творчестве карамзина

Краткая биография николая карамзина карамзин николай михайлович 1766 1826 гг. русский писатель, поэт, журналист, историк. из дворян симбирской губернии.

Краткая биография Николая Карамзина

Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826 гг.)

Русский писатель, поэт, журналист, историк. Из дворян Симбирской губернии. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена.

Здесь он изучал языки, историю, словесность и философию. Затем, по настоянию отца, Карамзин переехал в Петербург и поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк. Вскоре юноша оставил военную службу и отдался литературному труду, начав с переводов. Поселившись в Москве, он вошел в кружок просветителя Н.И. Новикова и принял участие в выпуске первого русского журнала для детей — «Детское чтение».

В 1789 г. Карамзин отправился в заграничное путешествие по Европе, посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гёте, в Париже был свидетелем событий Великой Французской революции. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в «Письмах русского путешественника» — книге, прославившей его имя.


С 1791 г он издает «Московский журнал», а с 1802 г — «Вестник Европы». Карамзин печатает одну за другой свои повести («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор»), горячо принятые читающей публикой. В русской литературе Карамзин выступил зачинателем сентиментализма. Его полные меланхолии и горестного томления стихотворения — элегии, дружеские послания, мадригалы — своим психологизмом, лирической трактовкой пейзажа прокладывали путь поэзии Жуковского.

Карамзин много сделал для развития русского литературного языка, освободил прозу от обветшалых, архаических форм, выработав легкую, изящную интонацию фразы, обогатив словарный состав.

С 1803 г. и до самой смерти Карамзин «по высочайшему повелению» занимался «Историей государства Российского», некоторые главы читал Александру I. Каждый том имел обширные документальные приложения, не уступающие по своему объему основному тексту.

Красной нитью в «Истории» Карамзина, как и в его трактате 1811 г., проходит идея: судьба России и ее величие заключены в развитии самодержавия. При сильной монархической власти Россия процветала, при слабой — приходила в упадок.

citaty.su

Николай Михайлович Карамзин: жизнь и творчество

soobcshenie karamzin 0Николай Михайлович Карамзин рожденный в Симбирской губернии 1 декабря 1766 года и умерший в 1826 году,  вошел в русскую литературу как глубоко чувствующий художник-сентименталист, мастер публицистического слова и первый русский историограф.

Его отец был среднепоместным дворянином потомком татарского мурзы Кара-Мурза. Семья симбирского помещика, проживающая в селе Михайловка, имела родовое поместье Знаменское, где и прошли детские и юные годы мальчика.

Получив начальное домашнее образование и зачитывающийся беллетристикой и историей, молодой Карамзин был отдан в частый Московский пансион им. Шадена. Помимо учебы в юные годы он активно изучал иностранные языки и посещал университетские лекции.


В 1781 году Карамзин был зачислен на трехлетнюю службу в Петергубргский Преображенский полк, считавшийся одним из лучших в то время и покинул его поручиком. За время службы увидело свет первое произведение писателя — переведенная повесть «Деревянная нога». Здесь же он познакомился с молодым поэтом Дмитриевым, душевная переписка и большая дружба с которым продолжилась уже во время совместной работы в «Московском журнале».

Продолжая активно искать своё место в жизни, обрастая новыми знаниями и знакомствами, Карамзин вскоре отбывает в Москву, где заводит знакомство с Н. Новиковым, издателем журнала «Детское чтение для сердца и разума» и членом масонского кружка Золотой венец». Общение с Новиковым, а также И. П. Тургеневым оказало значительное влияние на взгляды и направление дальнейшего развития индивидуальности и творчества Карамзина. В масонском кружке завязывается также общение с Плещеевым, А. М. Кутузовым и И. С. Гамалеей.

soobcshenie karamzin 1

В 1787 годы вышел в редакцию перевод произведения Шекспира — «Юлий Цезарь», и в 1788 — перевод труда «Эмилия Галотти» Лессинга. Ещё спустя год увидело свет первое собственное издание Карамзина — повесть «Евгений и Юлия».

В это же время у писателя появляется возможность посетить Европу благодаря полученному наследственному имению. Заложив его, Карамзин решает на эти деньги отправиться на полтора года в путешествие, которое впоследствии позволит получить мощный толчок к своему наиболее полному самоопределению.

За время своей поездки Карамзин побывал в Швейцарии, Англии, Франции и Германии. В поездках он был терпеливым слушателем, бдительным наблюдателем и тонко чувствующим человеком. Он собрал огромное количество заметок и очерков о нравах и характерах людей, подметил множество характерных сценок из уличной жизни и быта людей разных сословий. Все это стало богатейшим материалом для его будущего творчества, в том числе и для «Писем русского путешественника», большей частью напечатанных в «Московском журнале».


В это время поэт уже обеспечивает себе жизнь трудом литератора. В течении последующих лет были изданы альманахи «Аониды», «Аглая» и сборник «Мои безделки». Известная исторически правдивая повесть «Марфа-посадница» была выпущена в 1802 году. Карамзин приобрел известность и уважение как литератор и историограф не только в Москве и Петербурге, но и по всей стране.

soobcshenie karamzin 2

Вскоре Карамзин начинает издавать уникальный в то время общественно-политический журнал «Вестник Европы», в котором он печатает свои исторические повести и труды, являющиеся подготовкой к более масштабной работе.

«История государства Российского» — художественно оформленный, титанический труд Карамзина-историка, вышел в 1817 году. Двадцать три года кропотливой работы позволили создать огромный беспристрастный и глубокий в своей правдивости труд, который открыл людям их истинное прошлое.

Смерть застала писателя во время работы над одним из томов «Истории государства Российского», повествующим о «смутном времени».

Интересно что в Симбирске есть в 1848 году открылась первая научная библиотека названная впоследствии «Карамзинской».

Положив начало течению сентиментализм в русской литературе, он оживил и углубил традиционную литературу классицизма. Благодаря его новаторским взглядам, глубоким мыслям и тонким чувствам, Карамзину удалось создать образ настоящего живого и глубоко чувствующего персонажа. Наиболее яркими примерами в этом плане являются его повесть «Бедна Лиза» впервые нашедшая своих читателей в «Московском журнале». 

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Биография Карамзина кратко самое главное (жизнь и творчество)

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Дата рождения – 12 декабря 1766 года, дата кончины – 3 июня 1826 года.

Так как литератор родился в дворянской семье, он получил отличное начальное домашнее образование. Позже он поступил в дворянский пансион, где и продолжил собственное обучение. Также в период с 1781 по 1782 год Николай Михайлович посещал важные университетские лекции.

В 1781 году Карамзин отправился на службу в петербургский гвардейский полк, где и началось его творчество. После смерти собственного отца литератор положил конец военной службе.

С 1785 года Карамзин вплотную начинает развивать свои творческие способности. Он переезжает в Москву, где вступает в «Дружеское ученое сообщество». После этого знаменательного события Карамзин участвует в выпуске журнала, а также сотрудничает с различными издательствами.

На протяжение нескольких лет литератор путешествовал по странам Европы, где знакомился с различными выдающимися людьми. Именно это и послужило дальнейшему развитию его творчества. Было написано такое произведение, как «Письма русского путешественника».

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.


После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием «Деревянная нога». В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира — «Юлий Цезарь». Уже через год он переводит «Эмилия Галотти» написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно «Евгений и Юля», публиковалось оно в журнале под названием «Детское чтение»

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд «Письма русского путешественника».

Умер Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 в Петербурге.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.


Другие биографии:

  • Карнеги Дейл

    «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься» — это главный принцип, которого придерживался всю жизнь известный американский оратор Дейл Карнеги.

  • Брамс Иоганнес

    Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

  • Лесков Николай Семёнович

    Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая , из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу.

  • Крылов Иван Андреевич

    Иван Андреевич Крылов (1749-1844) знаменитый прежде всего авторством 236 басен, кроме того являлся признанным драматургом своего времени, публицистом и издателем журналов

  • Гаршин Всеволод Михайлович

    ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.

chitatelskij-dnevnik.ru

Н.М. Карамзин — краткая биография

Карамзин Николай Михайлович — русский писатель, историк, журналист. Родился 1 декабря (12 декабря) 1766 года в Симбирской губернии. В детстве любил много читать. Читал в основном старинные романы. Рос и воспитывался Карамзин в имении своего отца, там же получал домашнее образование.

В 1778 г. поступил в пансион профессора Шадена в Москве. Там продолжил свое образование, изучил немецкий и французский языки.

Отец очень хотел, чтобы его сын получил военное образование. После окончания занятий у профессора, в 1783 г. Карамзин поступает на военную службу, но военная деятельность у Николая Михайловича не заладилась и в том же году уходит в отставку. За недолгое время службы Карамзин увлекается литературой.

В 1784 г., после смерти отца, возвращается в Симбирск и в конце этого же года переезжает вновь в Москву. В Москве он на четыре года становится членом «Дружеского ученого общества».
С 1789 по 1790 гг. Карамзин путешествует. Он побывал во Франции, Германии, Англии, Швейцарии. Результатом его поездки стало произведение «Письма русского путешественника». После публикации данной работы Карамзин стал очень известным литературным деятелем.

В 1792 г. пишет повесть «Бедная Лиза», которая приумножила его литературную славу.
1793-1795 года он проводит в деревне, где занимается написанием двух сборников «Аглая».
В 1795 Карамзин часто появлялся на светских мероприятиях, вел разгульную жизнь.
К концу 1798 года автор сталкивается с трудностями. Его произведения с трудом проходят цензуру.

С 1802 по 1803 гг. работал в журнале «Вестники Европы» в роли публициста. Этот опыт положил начало его интереса к написанию исторических статей.

31 октября 1803 г. Карамзин получает титул историографа и задание написать полную историю России. Эта работа полностью поглотила его. Карамзин написал 11 томов, 12 том не успел закончить по причине смерти. Составлением истории Николай Михайлович занимался 22 года.
За свою жизнь Карамзин был женат дважды. Первая жена умерла в 1802 г., а в 1804 г. он женился вновь.

Последнее десятилетие своей жизни великий писатель провел в Петербурге. Там он сблизился с царской семьей. Часто беседовал с Александром I на различные темы. Смерть императора очень сильно подкосило здоровье Карамзина.

Зимой 1826 он переболел воспалением легких. Чтобы поправить свое здоровье он решает отправиться в Италию и Южную Францию. Но путешествие пришлось отменить из-за слабости Автора.

Карамзин Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.

Биография Н.М. Карамзин | источник

sochinenie-o.ru

Краткая биография Карамзина Николая самое главное

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в Симбирской области. Был он из семьи провинциальных дворян. Образование получил Николай в частной школе. Отслужил в Преображенском полку с 1781 по 1784 годы, выйдя в отставку в звании поручика.

Литературная деятельность и новаторство Карамзина

Занимался Николай Михайлович переводами, писал критические статьи, издавал журналы и альманахи. Перу его принадлежат несколько повестей, в числе которых есть и историческая, и лирические произведения. Направление его творчества пронизано сентиментализмом, а слог его был изящен. Он принес много нового в литературный язык, отойдя от церковного словоупотребления.

Из Симбирска переехал Карамзин в 1785 году в Москву. Там он познакомился с И. П. Тургеневым, который и оказал влияние на его деятельность. Через него познакомился Николай и с масоном Новиковым.

Широкую известность обрела повесть Карамзина «Бедная Лиза». Она же и была первым его произведением этого жанра. Позже, напишет он еще несколько повестей. Первый перевод, ознаменовавший начало его творчества – «Юлий Цезарь» Шекспира.

Занимаясь поэзией, он первый в России прибегнул к ней, как к способу самовыражения. Так началось с Карамзина ее развитие.

Путешествия Карамзина и издательство журналов

В 1789 отправился Николай Михайлович в путешествие за границу. Он побывал в Англии, Франции. Посетил и Германию. Длились его разъезды по Европе около полутора лет.

Вернувшись в Москву, он занялся издательством журналов. Большая часть опубликованных в них материалов была написана им самим. Вышли в свет «Письма русского путешественника». Карамзин заслужил себе славу выдающегося литератора своего времени.

Но, недолгое время правления Павла, с 1796 по 1801 годы, на время заставило Карамзина прекратить свою деятельность. Позже, при императоре Александре, он вновь вернулся к перу. Теперь он издавал «Вестник Европы». В этом журнале большее место уделялось политике. 

С 1804 года Николай прекращает этот род деятельности и полностью уходит в  исторические исследования. Он пишет «Историю государства Российского». Этот его труд состоит из большого количества томов, последний из которых был опубликован уже после смерти своего создателя.  Написал Карамзин историю от древности до событий Смутного время.

Он был признан не только выдающимся литератором, но и историком, и политиком. Это дало ему возможность переезда в Петербург и приближения к императору и его двору.

В 1826 году жизнь Николая Михайловича Карамзина закончилась. Незадолго до его ухода умер и император, что было тяжело перенесено Карамзиным, так как они находились в довольно дружеских отношениях. Есть мнение, что причиной смерти известного прозаика и историка послужила страшная простуда.

8, 9 класс для детей

Биография Николая Карамзина о главном

Николай  Карамзин  родился  в  1766 году в Симбирской губернии.

В возрасте 5 лет  Николай   обучался немецкому языку у 50-летнего врача. Первоначальные знания он   приобрел в отдельном  пансионате.  Позже  мальчика   отправляют  в Москву, где он продолжил обучение  в учебном  заведении  господина  Шадена, которого все  считали  одним из образованнейших профессоров в  Московском университете.  Юноша  изучал исторические науки, литературу  и различные языки. Далее  он поступает на службу  в  Преображенский полк.

После кончины отца, Карамзин ушел со службы, и в звании поручика  вернулся к себе на родину. Служить он больше не был намерен, что считалось в те времена вызовом обществу. Веселая и беззаботная  жизнь с его друзьями продолжалась недолго.  Вскоре  Иван Петрович Тургенев уговорил Карамзина  поехать с ним в Москву. Молодого Николая  там Тургенев знакомит с  Николаем Ивановичем Новиковым. Юноша входит в состав авторов первого журнала для детей под названием  «Детское чтение».

У Николая Ивановича  Карамзин  сближается с гениальными литераторами, любит слушать лекции профессора Шварца, на занятиях которых он много говорил о богопознании и высоком предназначении человека.

В 1789 году неугомонный Карамзин отправляется  заграницу, где имеет честь общаться с  прославленными философами И.Кантом и  И.Гете. Часто был на  Национальном собрании  Мирабо,  М. Робеспьера, испытал удовольствие познакомиться с множеством  политических активистов.  Буржуазная  революция в Париже передала писателю такие моменты, что как сильно  может влиять издательское дело на убеждения  простого народа.

Вернувшись в Москву,  Карамзин публикует  повесть  «Бедная Лиза», которая всем  очень понравилась.  В  «Письмах русского путешественника» писатель  отразил  все свои впечатления от заграничного путешествия.

Образ жизни в Москве был правилен. Каждое утро был  посвящен сочинительству  великой рукописи. Каждый день занимался конным спортом, или ходил пешком. А вечером принимал у себя гостей.

 Во время выпуска  журнала «Вестник Европы» в 1802 году  Карамзин все больше пишет произведения на историческую тему.

Благодаря своему другу М.Н.Муравьеву,  в 1803 году  Карамзину  присваивают  титул  историографа с особым жалованием  с определенной целью —  создать полную историю России, хотя он уже практически  уже  начал заниматься.

 С 1804 года Николай Иванович  погрузился в творение  колоссального произведения , успев создать  лишь  11 томов. Государь часто брал с собою в путешествия рукопись Карамзина, где в свободное время , он читал ее, делая  на полях делал заметки, особенно в 9 томе. Когда писатель интересовался, надо ли редактировать эти места, Александр  I  отвечал, что это он делал для себя.

В летнее время Карамзин  гостил в Остафьеве  у своего тестя Вяземского. Свои последние годы жизни Карамзин сдружился  с семьей  государя и проживал в Петербурге.

По приглашению императриц Николай Иванович часто приезжал в Царское село, где проводил с государем долгие беседы на разные  темы. Он рекомендовал правителю уменьшить налоги,  пересмотреть министерство просвещения, уменьшить войско, создать правильные гражданские и государственные законы.

Кончина государя поразила здоровье Карамзина. В плохом состоянии он каждый день посещал императрицу Марию Феодоровну, в разговорах  с которой он не только вспоминал о покойного Александра I, но рассуждал с госпожой  о планах будущего государства.

В  1826 г. Карамзин тяжело заболевает  и по совету врачей, собирается ехать на лечение  весной в Южную Францию и Италию. Так как, у не хватало  достаточных  денежных средств, император Карамзину выделяет необходимую сумму и корабль. Но  Карамзин понимал, что времени у него для продолжения жизни нет, он отказывается от такого предложения,  и 22 мая  в 1826 году  он умирает. 

Самое главное для 9 класса

Интересные факты и даты из жизни

soobcshenie karamzin 3

uchim-klass.ru

Николай Карамзин краткая биография | Kratkoe.com

Николай Карамзин краткая биография изложена в этой статье.

Николай Карамзин краткая биография

Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского»

Родился 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1766 г. в усадьбе, находящейся в Симбирском уезде в дворянской семье. Сначала получил домашнее образовании, после чего продолжил учиться сначала в симбирском дворянском пансионе, затем с 1778 г. — в пансионе профессора Шадена (г. Москва). На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

С 1781 года, по настоянию отца, служил в Преображенском полку, где и начал писать.  В 1784 г. после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Живя в Симбирске, вступил в масонскую ложу.

С 1785 г. переезжает в Москву, где знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по Европе, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника», которая принесла автору известность.

Повесть «Бедная Лиза» (1792) упрочила литературный авторитет Карамзина. Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма.

Новый период в жизни Карамзина связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.).

В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе. Первые восемь томов увидели свет в феврале 1818 г. За месяц было продано три тысячи экземпляров. Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-ый, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора.

Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом. 3 июня (22 мая по ст. ст.) 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге.

kratkoe.com

Краткая биография Николая Карамзина для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Краткая биография Николая Карамзина

Николай Михайлович Карамзин – выдающийся русский писатель и историк, представитель эпохи сентиментализма, почетный член Императорской АН, реформатор русского языка. Родился 1 (12) декабря 1766 года в родовом поместье в Казанской губернии. Отец был отставным капитаном и дворянином. До 1778 года Николай был на домашнем обучении, затем поступил в Московский пансион при университете. Через несколько лет был отправлен на службу в гвардейский полк в Петербурге. Первые литературные очерки относятся именно ко времени военной службы.

Уйдя в отставку, писатель отправился в Симбирск. Там он вступил в масонскую ложу. Спустя некоторое время переехал в Москву, где познакомился с такими писателями как Н. И. Новиковым, А. А. Петровым и другими. С 1789 по 1790 годы путешествовал по Европе, где встречался с И. Кантом. Результатом этой поездки стали «Письма русского путешественника», сразу же прославившие Карамзина как писателя. Вернувшись на родину, он поселился в Москве и работал профессиональным писателем и журналистом.

Настоящую славу ему принесла повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году. За ней последовал ряд сборников, включая «Пантеон иностранной словесности» и «Аноиды». Именно труды Карамзина превратили сентиментализм в ведущее литературное течение в России. В 1803 году император Александр I даровал ему звание историографа. Вскоре появилась «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Этой работы писатель пытался доказать, что страна не нуждается в каких-либо реформах и преобразованиях.

В 1818 году вышла в свет книга «История государства российского», впоследствии изданная на многих европейских языках. Работа над историей страны сблизила писателя с царем, поэтому он вскоре переехал ближе ко двору в Царское село. К концу жизни Карамзин стал ярым последователем абсолютной монархии. Писатель скончался в результате сильнейшей простуды 22 мая (3 июня) 1826 года в Петербурге.

см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов

Краткое содержание Бедная Лиза, Карамзин

www.sdamna5.ru

Средняя общеобразовательная школа № 77 Города Бишкека
План – конспект онлайн урока по русской литературе
 на тему : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С .А. ЕСЕНИНА

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С .А. ЕСЕНИНА

 Класс : 11 –« Б»
Подготовила : Учитель русского языка и литературы Мадаминова А.П.
  2020 – 2021 учебный год
Тема урока : Жизнь и творчество С.А.Есенина.
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид урока: Аналитическая беседа.
Оборудование урока: Наглядные пособия, мультимедийный проектор с экраном, презентация.
В условиях онлайн урока: использование различных новых приложений
(google meet, whatsApp, xrecorder) .                               
 Межпредметные связи: Русский язык, информатика, музыка, история.                                         
                                         Цели урока:                                          
 Образовательная:
 Углубить представление учащихся о жизни и творчестве  С. Есенина.
Воспитательная: Воспитывать творческие способности учащихся.
 Развивающие:
  1. Развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  2. Формировать, развивать коммуникативные, информативные компетенции.
                              Ожидаемые результаты:
  1. Формирование и развитие познавательных способностей учащихся
  2. Воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.
  3. Формирование коммуникативных и информационных компетенций;
  4. Развитие творческих способностей учащихся.
                                                      Ход урока
Эпиграф  урока : «Моя лирика жива одной  Большой любовью, любовью к Родине»           
( С.А.Есенин).
Организационный момент: Здравствуйте, ребята!
 Рада приветствовать вас  на сегодняшнем уроке
Инструктаж учеников по проведению урока (с какими приложениями будет проводится урок).
        Объявление темы  урока, постановка целей урока
Сегодня  мы поговорим с вами о жизни и творчестве самого известного и читаемого поэта в мире. Еще из учебного материала младших классов  вы помните строчки из его прекрасных стихотворений « Белая береза», » Поет зима — аукает». Несмотря на короткую жизнь, он оставил глубокий след в мировом и русском литературном  наследии. На первый взгляд, его лирика, кажется, простой и понятной для каждого читателя. Но это  заблуждение. Многие литературоведы считают творчество поэта сложным, даже загадочным. Наверное, вы уже догадались, о каком поэте серебряного века пойдет сегодня речь?
Ученик:  Урок будет посвящен Сергею Есенину.
Учитель: Правильно. Тема урока «Жизнь и творчество Сергея Есенина».
(Просмотр портрета поэта)
Цель нашего урока – познакомиться с новыми фактами жизни и творчества Есенина.        
                                         Словарная работа:
 Иможинизм — в переводе с латинского языка – образ, литературное направление в русской поэзии 20 века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. 
  Новокрестьянские  поэты — условное  собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского  происхождения. 
Мотивация учебной деятельности
    Ребята, прежде чем мы перейдем непосредственно к теме нашего урока, хотелось бы  услышать ваше мнение об учебных дисциплинах, которые вы  изучаете в школе.
—Как вы считаете, для чего вам они нужны?
Ученик:  Без знания этих учебных дисциплин мы не сможем работать на промышленном предприятии.
 Ученик: Без знаний  не сможем путешествовать по миру  и  знакомиться с разными людьми.
 Ученик: Эти знания необходимы  каждому человеку, независимо от того, кем он работает: инженером, офицером, летчиком.
Учитель: Да. Молодцы. А каким образом  вам в жизни пригодится  литература?
Ученик:  Литература – вводит нас  в мир книжных героев, знакомит  с писателями и поэтами и их произведениями, а главное литература учит жизни.
                              Изучение нового материала
Учитель:  Ребята, изучение литературы необходимо каждому из нас , потому что литература выступает как хранитель памяти поколений и служит серьезной опорой для  гуманистического  и морально- нравственного воспитания молодого поколения.Читайте книги. Сегодня на уроке жизни нас будет учить Сергей Есенин. Всем известно, что изучение творчества любого писателя, поэта, художника, музыканта, не будет полным без изучения его биографии, поэтому вашему вниманию предоставляется презентация под названием « Биография С. Есенина»
—Просмотр презентации по приложению –xrecorder.
                            Описание презентации
Слайд № 1: Портрет поэта С. Есенина.
Слайд № 2: Биография  Есенина С. А. Сергей Александрович Есенин1895-1975. Великий русский поэт. Представитель  новокрестьянского поэтического  искусства и иможинизма в литературе.
Слайд № 3:Детство и образование. Родился 21 сентября  (3  октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье  крестьянина.
 Слайд № 4 :Начало литературного пути. Впервые стихотворения Сергея Есенина были  опубликованы в 1914 году.
 Слайд№ 5: Сближается с группойц «новокрестьянских поэтов « и сам увлекается этим направлением. После публикации  первых сборников (« Радуница», 1916 год) поэт получил широкую известность.
Слайд № 6:  В 1918  — 1920 годах Есенин увлекается  имажинизмом, выпускает сборники стихов « Исповедь хулигана «(1921) , «Трерядница» (1921), « Стихи скандалиста» (1923), « Москва кабацкая» (1924).
Слайд № 7: Личная жизнь. После знакомства с танцовщицей  Айседорой Дункан в 1921 году Есенин вскоре женится на ней.
Слайд № 8:  До этого  жил с А.Р. Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н. Райх ( сын Константин, дочь Татьяна ),  Н. Вольпиной ( сын Александр).
 Слайд № 9: Последние годы жизни и смерть. В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»)
. Слайд № 10: Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого  — Софье Андреевне. Слайд № 11: Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что  новая жена  поместила  Сергея  в психоневрологическую больницу.  Слайд № 12: Эта черная полоса в биографии Сергея Есенина, которая заканчивается трагически:  побег в Ленинград (Санкт Петербург) и смерть.
 Слайд № 13: 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело  нашли в гостинице  « Англетер».
  Беседа на восприятие  учебного материала и комментирование презентации
(Используют приложение- whatsApp)
— Какие новые факты биографии Есенина  вы узнали?
 – Какие черты характера поэта вам близки?
—Каким вы видите Есенина? 
Обобщение и систематизация знаний и умений (используют приложение google meet)
 Учитель: Детство Есенина  прошло среди полей и степей. Родником, питавшим поэта, были сказки, песни, Частушки, Которые он слышал  от деда и бабки. Уже тогда он воспринимал по-своему самые простые вещи.
      «Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда  она вместе  с кругами отплывала от их рогов» — вспоминал позже поэт.
Вот так родился на Рязанской земле поэт.
Продолжим рассказ о дальнейшей жизни и становлении поэтического мастерства Сергея Есенина. В 1912 году Сергей Есенин в 17 летнем возрасте приехал покорять Москву.
Считая себя поэтом, Есенин отказался  работать  с отцом в мясной  лавке  приказчиком и сам  выбрал себе  место  с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения.  В корректорской  никто из сотрудников его поэтом не признает (еще бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только  курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела  в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Для Есенина это период был самым изобильным  в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт. Этот период  в жизни поэта можно назвать « изрядновским периодом».
Не случайно в это время  появились главные строки :
             Если крикнет Рать святая:
           « Кинь ты Русь, живи в раю!»
            Я скажу: Не надо рая.
            Дайте родину мою».
Каждая  Есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Родине.
Он сам говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью  к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
—.Назовите стихотворения  С. Есенина, посвященные теме Родины?
Ученик: « Гой ты, Русь моя, родная …»
Ученик: « Спит ковыль, равнина дорогая «
 Ученик: « Русь», « Край ты мой заброшенный.
Учитель: Совершенно верно. Кто может прочитать отрывок из этого стихотворения?
Ученик:   Гой ты, Русь, моя родная,
                  Хаты — в ризах образа…
                 Не видать конца и края —
                 Только синь сосет глаза.
                Как захожий богомолец,
                Я смотрю твои поля.
                 А у низеньких околиц
                Звонно чахнут тополя.
               Пахнет яблоком и медом
               По церквам твой кроткий Спас
               И гудит за корогодом
               На лугах веселый пляс.
Учитель:  Как вы считаете, какова главная мысль этого стихотворения?  
Ученик: Главная мысль  этого стихотворения —  поэт ставит Родину выше рая. Это говорит о том, что он никогда на променяет Родину на другую страну.
Учитель: Откройте 102  страницу  учебника и  пусть  каждый из вас  прочитает стихотворение « Спит ковыль. Равнина дорогая…».
 Стихотворение, написанное С.А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою Родину.
Это был период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на  ее  историю.
Какое настроение создают строки стихотворения?
 Какова главная тема стихотворения?
Ученик: Тема стихотворения – Любовь к  Родине.
Ученик: Это стихотворение – размышление о судьбе Родины и о своей жизни
. Ученик: У меня это стихотворение вызвало грустное чувство, будто поэт прощается  с читателем.
Обратите внимание на новые слова, которые могут быть вам непонятны. Толкование  значений  этих новых слов  даны  здесь же (справа).
.Учитель: Тема Родины  и природы тесно переплетаются  в творчестве  С. Есенина.
  Стихи Есенина о природе  необычайно красочны. Есенин написал стихотворение « Береза» как воспоминание о своем детстве – перед  его домом  в Рязанской губернии как раз росла такая красавица. Стихотворение было написано в 1913 году .
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года. Природа у Есенина переливается всеми цветами радуги, которые есть  в природе во все времена года. Стихотворения Есенина  не только красочны, но и мелодичны.
На музыку положено  более 1290 стихотворений поэта. 
 Послушайте  стихотворение  С. Есенина «Письмо матери»  в исполнении Александра Малинина (отправить ученикам видеозапись песни  при помощи приложения — whatsApp).
 Учитель: Понравилась ли вам эта песня?
-Что вы  чувствовали  слушая эту песню?
 — О чем мечтают  мамы по отношению к своим детям?  
-Чтобы их дети стали какими?
Ученики: Мамы хотят, чтобы их дети  были воспитанными , порядочными, образованными.
 Учитель: Молодцы, ребята. Любовь к Родине, к природе  начинается с любви к матери, к родному очагу. Сколько тепла, заботы  видим  и  чувствуем  мы  от наших родителей. Сергей Есенин  очень трепетно и нежно относился к своей матери. В любви к матери поэт признавался часто, ей посвящал самые лучшие стихи:
                         Ты одна мне  помощь и отрада,
                         Ты одна мне несказанный свет.
 Это строки из стихотворения  «Ты запой  мне ту песню…». Только материнская  песня, как колыбельная, может успокоить сердце, стать спасением, когда рушится мир.
Для поэта это были трудные годы. Потому что Октябрьскую революцию Есенин принял безоговорочно, но принимал по – своему, с крестьянским   уклоном». Произведения, написанные Есениным  в то время (« Преображение», «Инония») проникнуты  бунтарскими настроениями.  В своих произведениях поэт пытается  осмыслить революционные события, понять к чему приведет революция.
 Последнее  поэтическое произведение поэта —  трагедийная поэма « Черный человек».
Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни : ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Только за  границей Есенин понял, какие грандиозные перемены происходят  на Родине. После возвращения  из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ  не помнит о нем, Поэт пишет : Вот так страна! Какого ж  я   рожна  орал, что я с народом дружен. В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет безысходностью.
  Есенин – поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он постарался принять новый мир, хотя  и не испытывал  такого восторга перед революционными переменами.  Но Есенину это не  удалось.
28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в его номере. Накануне он встречался с друзьями, никаких странностей в его поведении они не  заметили. По официальной версии, поэт совершил самоубийство.
В завершении урока, я попрошу вас  выполнить следующие виды работ :
  1. Составить синквейн по творчеству С.А. Есенина.
  2. Составить акрослово.
 Пояснение:  «Акрослово» — это характеристика, зашифрованная  в буквах слова, связанных по смыслу. Буквы вертикальной строки составляют  осмыленное  слово.
Предполагаемые ответы учеников: Синквейн                                                
                                                   Есенин
                                     красивый, искренний
                                 сочинял, мечтал, творил 
                                 народный поэт 20 века 
                                               творец
Акрослово:  Е — Естественный
                       С — Свой
                       Е – Единственный
                       Н – Настоящий
                       И – Искренний
                       Н — Народный
                        Подведение итогов урока:
 Обратная связь через платформу  google meet.
 Учитель отправляет в группу учеников приложение  google meet. и приглашает      присоединится для обсуждения пройденного урока.
Все ученики используют приложение google meet и активно  высказывают свои мнения.
—  Что мы узнали нового о творчестве поэта С.А. Есенина?
Ребята, хочу вас поблагодарить за наш совместно проведенный урок.
 Вам понравился  сегодняшний урок?
  Выскажите свое мнение  о сегодняшнем уроке используя комплименты.
 Комплименты бывают разные – похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах. Попробуйте оценить вклад друг друга  в урок и поблагодарить одноклассников за проведенный урок.
  Оценивание  учеников.
 Домашнее задание:  Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая», стр.102

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

05.11.2021.
Тест. Литература, 9 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Для выполнения теста нужно знать произведения Древнерусской литературы, М. Ломоносова, Г. Державина, Н.Карамзина.

Вопрос 1

Когда возникла древнерусская литература?

Варианты ответов
  • в Х веке
  • в XI веке
  • в IX веке
  • в XII веке
Вопрос 2

Какой период времени охватывает древнерусская литература?

Варианты ответов
  • Х — ХVII век
  • IХ — ХVII век
  • ХII — ХVI век
  • Х — ХV век
Вопрос 3

Какие появились первые древнерусские памятники литературы?

Варианты ответов
  • Слово о полку Игореве
  • Церковно-служебные тексты
  • Летопись Временных лет
  • Описания подвигов русских князей
Вопрос 4

Какой жанр древнерусской литературы характеризовался моральными наставлениями и рассуждениями о правильном образе жизни?

Варианты ответов
  • Житие
  • Слово
  • Поучение
  • Хронограф
Вопрос 5

Кто был автором рукописи «Слово о полку Игореве»?

Варианты ответов
  • Нестор летописец
  • Епифаний Премудрый
  • Ермолай-Еразм
  • Автор неизвестен
Вопрос 6

Какой литературный приём используется в строках?

О Боян, соловей старого времени!

Варианты ответов
  • литота
  • гипербола
  • сравнение
  • эпитет
Вопрос 7

Какая литература послужила основой для древней оригинальной русской литературы?

Варианты ответов
  • греческая
  • византийская
  • римская
  • израильская
Вопрос 8

. Кто «изронил золотое слово» в «Слове о полку Игореве»?  

Варианты ответов
  • Святослав
  • Игорь
  • Всеволод
  • Ярославна
Вопрос 9

С какой птицей В.И. Стеллецкий и И.И. Козлов сравнивают Ярославну? 

Варианты ответов
  • кукушкой
  • лебедем
  • голубем
  • соколом
Вопрос 10

О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». 

Варианты ответов
  • Державин
  • Фонвизин
  • Ломоносов
  • Радищев
Вопрос 11

Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

Варианты ответов
  • классицизм
  • романтизм
  • реализм
  • сентиментализм
Вопрос 12

Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения.

Варианты ответов
  • Державин
  • Ломоносов
  • Карамзин
  • Фонвизин
Вопрос 13

Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

Варианты ответов
  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
Вопрос 14

О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.

Варианты ответов
  • Фонвизин
  • Державин
  • Ломоносов
  • Карамзин
Вопрос 15

Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Варианты ответов
  • 1) классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
Вопрос 16

Какое произведение не принадлежит М. В. Ломоносову?

Варианты ответов
  • «Памятник»
  • «О движении Земли»
  • «Разговор с Анакреоном»
  • «Вечернее размышление»
Вопрос 17

К какому жанру относится «Бедной Лизы»:

Варианты ответов
  • очерк
  • повесть
  • рассказ
  • роман
Вопрос 18

Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста?

Варианты ответов
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
Вопрос 19

Что происходит с Лизой в финале произведения?

Варианты ответов
  • рожает ребенка и выходит замуж за своего возлюбленного
  • убивает своего возлюбленного
  • кончает жизнь самоубийством
  • умирает от болезни
Вопрос 20

Какие книги читает Эраст из «Бедной Лизы»?
 

Варианты ответов
  • книги по истории
  • медицинский словарь
  • романы
  • книги по философии

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей русского языка

и литературы

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СШ № 19

им.И.П.Мытарева

_______________Сафиуллина Г.В.

_____________ Волкова Е.С.

______________ Дегтярева Н.А.

Протокол № 1 от « » августа 2021 г.

«___» _________________ 2021 г.

Приказ от №

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Литература

Класс: 7

Уровень основного общего образования

Учитель: Калашникова М.Н.

Срок реализации программы, учебный год: 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ СШ № 19 им. И.П. Мытарева Рабочей программы по литературе для 5-9 кл. под редакцией В.Я.Коровиной.Издательство «Просвещение», 2014.

Учебник « Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В.Я Коровина. В 2 Ч

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2017

Рабочую программу составила: ___________/Калашникова М.Н./

2021г

Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в чтении;

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • потребность в самовыражении через слово;

  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

  • несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 18, 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью;

  • сравнивать и сопоставлять;

  • уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельно выполнять различные творческие работы;

  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или       развернутом виде;

  • осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное,     просмотровое, поисковое и др.);

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составлять план, тезис, конспект;

  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • использовать для решения познавательных и  коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы. Рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • — аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

В результате изучения литературы ученик должен иметь возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Содержание тем учебного предмета «Литература» в 7 классе

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Калевала», «Песнь о Роланде».

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору).(Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

Карело-финский мифологический эпос — «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. 

Теория литературы.  Устная народная проза. Предания. Афористические жанры фольклора. Гипербола. Былина. Руны, логический эпос. Героический эпос. Общечеловеческое и национальное в искусстве. Пословицы, поговорки.

Из древнерусской литературы

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. 

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы ЕлисаветыПетровны 1747 года» (отрывок).

Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

Теория литературы. Ода (начальное представления).

Из русской литературы 19 века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление), «Песнь о вещем Олеге».

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов».

«Станционный смотритель».

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Н.А. Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма. Трехсложные размеры стиха. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик».(Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Гротеск. Ирония.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

В.Жуковский «Приход весны»; И.А. Бунин «Родина»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

Произведения русских писателей 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Алексей Максимович Горький. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

  «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Теория литературы. Лирический герой.

На дорогах войны (внеклассное чтение)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и других. (Для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о поэте.

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр.

Писатели улыбаются

 Михаила Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

«Тихая моя родина…» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джорж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..». Своеобразие романтической поэзииДж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку.

О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе «Дары волхвов».

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе.

 Урок контроля

Учебно – тематический план

Наименование разделов

Количество часов в рабочей программе

Количество часов в программе В. Я Коровиной

Введение

1

1

Устное народное творчество. Эпос народов мира

6

6

Из древнерусской литературы

2

2

Из русской литературы 18 века

2

2

Из русской литературы 19 века

28

27

Произведения русских писателей 20 века

22

24

Из литературы народов России

1

1

Из зарубежной литературы

6

6

Итого

68

70

В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2021-2022 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов в год.

Практическая часть

Р.р.

Изложения

Сочинения

Вн.чт.

Контрольная работа

Классное

Домашнее

1 триместр

3

4

2 триместр

4

4

2

3 триместр

2

1

1

1

итого

9

1

9

3

Сроки проведения контрольных и практических работ могут быть изменены в случае отмены занятий в связи с погодными условиями, карантином и праздничными днями.

Календарно-тематическое планирование по литературе

7 класс 2021-2022 учебный год 68 часов

п/п

Количество часов

Дата

Тема

Примечание

план

факт

Виды и формы

контроля, самостоятельная работа обучающихся

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшей идейно-нравственной проблемы литературы

Устное народное творчество (6 часов)

2

1

Устное народное творчество.предания.

3

1

Эпос народов мира.Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

4

1

Русские былины Киевского и Новгородского циклов.Былина «Садко»(урок внеклассного чтения)

5

1

«Калевала»– карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения )

6

1

Поэма»Песнь о Роланде»(фрагменты)

7

1

Пословицы и поговорки(урок развития речи)

Из древнерусской литературы (2 часа)

8

1

Русские летописи.»Повесть временных лет».Отрывок из «Похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха»(отрывок)

9

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

10

1

М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого»

11

1

Г.Р.Державин. «Признание»

Из русской литературы XIX века (28 часов)

12

1

А.С.Пушкин.Поэма «Полтава»(отрывок)

13

1

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

14

1

А.С.Пушкин. Драма «Борис Годунов»:сцена в Чудовом монастыре

15

1

А.С.Пушкин в Михайловском(урок внеклассного чтения)

16

1

А.С.Пушкин.Повесть «Станционный смотритель»: изображение маленького человека

17

1

А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель» :автор и герои(урок развития речи)

18

1

«Медный всадник».Вступление «На берегу пустынных волн…»

19

1

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»:конфликт и система образов

20

1

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»:проблематика и поэтика (урок развития речи)

21

1

М.Ю.Лермонтов Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»

22

1

Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба».Образ Тараса Бульбы

23

1

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий

24

1

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос(урок контроля)

25

1

И.С.Тургенев Рассказ «Бирюк»:автор и герой.Поэтика рассказа(урок развития речи)

26

1

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык»,»Близнецы»,»Два богача»

27

1

Н.А.Некрасов Поэма «Русские женщины»:княгиня Трубецкая

28

1

Н.А.Некрасов.»Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения(урок внеклассного чтения)

29

1

А.А.Фет «Шёпот,робкое дыханье»…»Как беден наш язык..»

30

1

А.К.Толстой «Василий Шибанов»и «Князь Михайло Репин»как исторические баллады

31

1

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил»

32

1

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)

33

1

Л.Н.Толстой «Детство»(главы).Автобиографический характер повести

34

1

Л.Н.Толстой.Главный герой повести и его духовный мир(урок развития речи)

35

1

Литературный ринг(урок контроля)

36

1

А.П.Чехов. «Хамелеон».Проблематика рассказа

37

1

А.П.Чехов.»Хамелеон».Поэтика рассказа(урок развития речи)

38

1

А.П.Чехов Рассказ «Злоумышленик»,»Тоска»,»Размазня»(урок внеклассного чтения)

39

1

«Край ты мой,родимый край..»(обзор)Жуковский «Приход весны»,Бунин «Родина»,А.К.Толстой «Край ты мой…»(урок развития речи)

Из русской литературы XX века(19 часов)

40

1

М.Горький. «Детство»(главы):тёмные стороны жизни

41

1

М.Горький «Детство»(главы):светлые стороны жизни(урок развития речи)

42

1

М.Горький «Старуха Изергиль»( «Легенда о Данко») урок внеклассного чтения

43

1

В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение бывшее….»

44

1

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

45

1

А.П.Платонов «Юшка»:незаметный герой с большим сердцем

46

1

А.П.Платонов «Юшка»:нравственные проблемы рассказа(урок развития речи)

47

1

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»(урок внеклассного чтения)

48

1

Классное контрольное сочинение

49

1

Б.Л.Пастернак «Июль» «Никого не будет в доме»

50

1

Час мужества.Интервью с участником Великой Отечественной войны Разумовским о военной поэзии.Стихотворения Ахматовой,Симонова,Суркова,Твардовского

51

1

А.Т.Твардовский « Снега потемнеют синие»,»Июль-макушка лета»..

52

1

Е.А.Евтушенко «Хотят ли русские войны?»

53

1

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»

54

1

Е.И.Носов «Кукла»(«Акимыч»)

55

1

Е.И.Носов «Кукла» («Радуга») урок развития речи

56

1

Ю.П.Казаков «Тихое утро»

57

1

Д.С.Лихачёв «Земля родная»(главы)

58

1

Г.И.Горин «Почему повязка на ноге?»

59

1

«Тихая моя Родина» Стихи Брюсова,Сологуба,Есенина,Рубцова и др

60

61

1

1

Песни на слова русских поэтов 20в

Контрольная работа

Из литературы народов России (1 час)

62

1

Р. Гамзатов «Опять за спиною родная земля…» и др.

Из зарубежной литературы (6 часов)

63

1

Р. Бёрнс «Честная бедность» и другие стихи

64

1

Д. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» «Душа моя мрачна»

65

1

Японские трёхстишья( хокку)

66

1

О. Генри «Дары волхвов

67

1

Р.Д. Брэдбери «Каникулы».

68

1

А.К.Дойл «Голубой карбункул» Итоговый урок

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – 3 –е изд., — М. «Просвещение», 2016 .

  2. Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

  6. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

  9. Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.

  10.  Уроки литературы 7-8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  • Рассказ о жизни и творчестве толстого 4 класс кратко с планом
  • Рассказ о жизни и творчестве пушкина для 3 класса
  • Рассказ о жизни и творчестве пушкина 4 класс кратко
  • Рассказ о жизни и творчестве ломоносова 7 класс
  • Рассказ о жизни и творчестве лев николаевич толстой