Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко

Сочиненияпо литературепушкинистория жизни петра гринева из повести капитанская дочкаа.с. пушкин построил свое произведение в форме мемуаров главного героя петра гринева.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • История жизни Петра Гринева из повести Капитанская дочка

А.С. Пушкин построил свое произведение в форме мемуаров главного героя Петра Гринева. В них главный персонаж повествует о своих ранних годах, о военной службе, о бунте под руководством Е. Пугачева, о своих чувствах к Маше Мироновой. Читая повесть, мы видим, как меняется центральный персонаж. Из беззаботного ребенка он превращается в настоящего мужчину. Петя Гринев на наших глазах проходит самые суровые испытания, мы видим, как закаляется его характер. Буквально на наших глазах герой становится одним из лучших представителей того времени. Для него честь и долг – это непустые слова, Гринев великодушный, благородный, смелый и порядочный молодой человек.

Петр Гринев родился в семье дочери бедного дворянина и отставного военного. Детство героя можно назвать типичным для того времени. Он играл со своими сверстниками и гонял голубей. За воспитание юного героя сначала отвечал стремянный Савельич, а потом приглашенный француз Бопре. Конечно, от своих учителей Гринев получил не так много знаний, но при внимательном прочтении книги, мы видим, что Гринев очень образованный человек. Он сочиняет стихи, переводит тексты, читает на французском языке.

Когда детству приходит конец, отец Гринева решает отправить сына на военную службу. Петр мечтает о службе, которая будет приносить только сплошные удовольствия и ничем не ограниченную свободу. Но отец героя считает, что служба в Петербурге нанесет его сыну только вред. Там он будет вести расхлябанный образ жизни, пить и гулять. Именно поэтому Петра решают отправить на службу в Оренбург.

Когда наш герой едет на службу, он делает поступки, по которым можно судить о его неопытности, легкомыслию, желании доказать всем, что он взрослый и сам может принимать решения. Здесь мы видим сцены пьянства, игр на деньги, ссор. В дальнейшем повествовании мы видим, как меняется наш герой. Он может признать свои ошибки, поэтому он просит прощения за свое поведение у Савельича. Далее мы видим, как герой отдает свой заячий тулуп вожатому, благодаря его за то, что тот помог их вывести во время сильного бурана. Герой заступается за Машу Мироновой, вступая в дуэль со Швабриным.

Даже под угрозой смерти, наш герой не изменяет своей императрице. Он отказывается присягнуть Пугачеву. Он не боится умереть, он боится только изменить себе и своей присяге. Петр Гринев даже рискует своей жизнью, чтобы спасти любимых людей.

Можно заключить, что Петр Гринев – это идеал мужчины. В нем соединены все лучшие качества, которые были присущи лучшим людям того времени.

Сочинение 2

Пётр Гринев — главный герой рассказа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это молодой, статный, высокий и красивый юноша семнадцати лет. Самая важная черта его характера — это искренность.

Он всегда говорит всем персонажам правду и ничего не прячет от всех. За день до дуэли , Гринев очень сильно переживал. Он ни в коем случае не прятал этого. Это доказывает выражение: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Этот молодой человек никогда не боялся рассказывать и плохие стороны повседневной жизни. Если вспомнить момент генералом из Оренбурга , то именно в этом моменте главный герой раскаялся и просил прощения у Савельича.

Гринев ничего не боится. Без всяких сомнений он принимает вызов Швабрина. Тем самым он защищает свою честь.

Также этот герой вовсе не злопамятен. После того, что сделал ему Швабрин, он наладил с ним общение и они больше не конфликтовали.

Когда он служил в Белогорской крепости, герой нашёл общий язык со всеми её жителями. В том числе и Машей. Их любовь была очень крепкой. Мария и Гринев признались в своих чувствах, когда главный герой получил тяжёлое ранение. Дочь коменданта не отходила ни на шаг от возлюбленного. Она ухаживала за ним, так как любила.

Также у данного героя есть такая хорошая черта характера, как решительность. Когда его возлюбленная осталась в крепости в руках у Швабрина, он сразу же поспешил её спасти. На этом моменте происходит очень интересная сцена. Маша упала в обморок. Ведь Гренев обратился именно к Пугачеву. В глазах у любимой женщины главного героя была страшная картина. С одной стороны она увидела своего любимого и Пугачева, которые пришли спасти её. Но с другой стороны она встретила такого страшного и жёсткого человека, которого нигде не видела раньше. Пугачев казнил отца и мать Машеньки. От всей этой страшной ситуации у неё закружилась голова, и она упала.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина была написана ещё в 1830 годах. Но даже в наше время все её читают с восторгом! Автор данного произведения хотел показать читателю всех персонажей и передать их чувства. Гринев — показатель мужественности и отважности. Мы не раздумывая можем назвать его добродушным офицером. Проходя все трудности, он перестаёт делать нелепые ошибки, основываясь на своём личном опыте. Автор очень много раз подчёркивает его честность и благородство.

Как Петр Гринев относится к своим родителям

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» родители Петра Гринева являются второстепенными персонажами. Глава семьи – Андрей Петрович. Когда – то он служил премьер – майором, теперь был в отставке. Мать Петра — Авдотья Васильевна была родом из бедных, но порядочных дворян. Отец Петра всегда держал слово, был верен своим решениям и никогда их не менял. И отец, и мать Петра были людьми интеллигентными, образованными и культурными. Андрей Петрович любил читать Придворный календарь и комментировать прочитанное. Авдотья Васильевна занималась рукоделием, хозяйничала на кухне, потчевала близких блюдами национальной кухни. Она очень любила единственного выжившего сына — Петра и называла его Петруша.

В семье Гриневых царил незыблемый патриархальный порядок. Любое слово отца было законом для всей семьи и выполнялось неукоснительно. Андрей Петрович был для Петра авторитетом.

Петр Гринев любил своих родителей и относился к ним с уважением

. Он получил строгое воспитание и зная характер отца и его непоколебимость он его даже побаивался. Вырос Петр в любящей семье, в которой царила забота. Присматривал за ним преданный семье Гриневых Савельич, который был бывшим стремянным. Он не пил и был очень грамотным.

Отец хотел, чтобы Петр стал офицером, настоящим воином. Несмотря на то, что у него была возможность отправить сына служить в Петербург он решил, что местом службы станет глухая крепость. Сделал он это с той целью, чтобы сын узнал, что такое настоящая жизнь, а не соблазнялся различными развлечениями.

Основной темой произведения является проблема долга и честь. Каждый из героев по – своему проявляет эти качества. Петр несмотря на обстоятельства следует нареканиям отца и бережет честь смолоду. Единственное исключение, когда Петр был готов пойти против воли отца это его чувства к капитанской дочке, которую он хотел взять в жены. Прочитав в письме сына о его желании взять Марью Ивановну Миронову в жены отец разгневался, а мать, как и всегда была на стороне сына.

Влияние родителей на то, как себя вел Петр и на его мировоззрение было существенным. Эмоциональная и духовная связь Петра с родным домом незримая, но надежная и неразрывная. Он старался быть достойным сыном своего отца и не запятнать фамилии, хранить семейные традиции и стать наследником, которым Гринев – старший мог бы гордиться. В итоге сын оправдал ожидания своего отца и сумел защитить честь семьи.

История Гринева

Главным героем произведения «Капитанская дочка» является самый обаятельный молодой человек по имени Петр Гринев.

Петр родился в дворянской семье, был единственным сыном. Мать на него не могла надышаться. Отец же реально смотрел на вещи. Родители постарались дать юноше хорошее образование. С самого раннего детства с ним занимался дядька Савельич, который служил верой и правдой его отцу. Так вот этот Савельич очень переживал, что когда Петя повзрослел, к нему приставили француза – учителя, который в своем никогда не был таковым. Повеса француз и Петруша быстро нашли общий язык, но это продолжалось не долго. Несмотря на все старания родителей сын так и не получил блестящего образования не считая того что научился говорить по-французски и фехтовать.

Время шло, и мальчик превратился в юношу. Отец посчитал, что у сына возраст, подходящий для службы в армии. Матушка, конечно, была против. Ей было жалко сына и страшно с ним расставаться, но решение отца закон. Еще до своего рождения он был записан в Семеновский полк, куда в скорости и отправился вместе со своим дядькой Савельичем.

По дороге к месту службы он познакомился с человеком, который их спас во время пурги. В тот момент никто не мог предположить, что именно вожатый сыграет большую роль в судьбе Петра Гринева. Еще во время пути он обзавелся еще знакомыми, которые помогали ему советами в трудную минуту.

Находясь на службе, в крепости молодой человек знакомится с дочкой своего капитана Машею, и влюбляется в нее. Его новый друг Швабрин тоже в нее влюблен и всячески пытается помешать их счастью. Между молодыми людьми даже происходит дуэль, на которой Гринев защищает честь любимой девушки.

В самой подходящий момент, когда Пугачев занял крепость, Швабрин забирает Машу и держит

взаперти. Только благодаря упорству и смелости Петр отвоевывает свою любимую у Швабрина и отправляет к себе домой. Ему помогает вожатый, который оказывается Пугачевым. Именно за знакомство с предводителем бунтовщиков Гринева посадили в тюрьму, но тут на выручку пришла его любимая Маша. Она проявила твердый характер и смогла помочь. Так правосудие узнало истину, и Петр был оправдан.

Рассказ о жизни гринева до осады крепости Пугачевым

Повесть «Капитанская дочка» написана в виде воспоминаний главного героя — Петра Гринева. Детство Петруши было вольготным и свободным, он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Но по достижении шестнадцати лет отец решает отправить Петра на службу в армию. Петруша обрадовался этому, потому что надеялся на службу в Петербурге, в гвардии и был уверен, что жизнь там будет так же легка и беззаботна, как в родном доме. Отец же справедливо рассудил, что Петербург может научить молодого человека лишь «мотать да повесничать», поэтому направляет сына к генералу с письмом, в котором просит старого друга определить Петра на службу в надежное место и быть с ним построже. Таким образом, Петр Гринев, расстроенный далеко не радую- щими перспективами своего будущего, попадает в Бело-горскую крепость. Вначале он ожидал увидеть «глухую крепость» на границе киргиз-кайсацких степей: с грозными бастионами, башнями и валом. Капитана же Миронова Петр представлял себе «строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы». Каково же было изумление Петра, когда он подъехал к реальной Белогорской крепости — «деревушке, окруженной бревенчатым забором»! Из всего грозного оружия — лишь старая чугунная пушка, служащая не столько для обороны крепости, сколько для игр ребятишек. Комендант оказывается ласковым добрым стариком «высокого росту», он выходит проводить учения одетым по-домашнему — «в колпаке и в китайском халате». Не меньшей неожиданностью для Петра оказался вид храброго войска — защитников крепости: «человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах», из которых большинство не могли запомнить, где находится право, а где — лево. Прошло совсем немного времени, и Гринев был уже рад, что судьба привела его в эту «богоспасаемую» деревушку. Комендант и его семья оказались милыми, простыми, добрыми и честными людьми, к которым Петр привязался всей душой и стал в этом доме частым и долгожданным гостем. В крепости «не было ни смотров, ни учений, ни караулов», и тем не менее, не отягощенный службой молодой человек был произведен в офицеры. Общение с приятными и милыми людьми, занятия литературой, а в особенности проснувшаяся в сердце Петра любовь к Маше Мироновой сыграли немаловажную роль в формировании характера молодого офицера. С готовностью и решительностью встает Петр Гринев на защиту своих чувств и доброго имени Маши перед подлым и бесчестным Швабриным. Нечестный удар Швабрина на поединке принес Гриневу не только тяжелую рану, но и внимание и заботу Маши. Благополучное выздоровление Петра сближает молодых людей, и Гринев делает девушке предложение, признавшись перед этим в своей любви. Однако гордость и благородство Маши не позволяют ей вступить в брак с Петром без согласия и благословения его родителей. К сожалению, отец Гринева считает, что эта любовь — лишь блажь молодого человека, и не дает своего согласия на брак. Приход Пугачева с его «шайкой бандитов и бунтовщиков» разрушил жизнь обитателей Белогорской крепости. В этот период раскрываются лучшие черты и моральные качества Петра Гринева. Свято он выполняет завет отца: «Береги честь смолоду». Он смело отказывается присягнуть на верность Пугачеву даже после того, как на его глазах были убиты комендант и многие другие защитники Белогорской крепости. Своей добросердечностью, честностью, прямотой и порядочностью Петр сумел заслужить уважение и расположение самого Пугачева. Не за себя болит сердце у Петра во время его участия в военных действиях. Он переживает за судьбу своей любимой, оставшейся сначала сиротой, затем попавшей в плен к перебежчику Швабрину. Гринев чувствует, что, признавшись однажды Маше в своих чувствах, он взял на себя ответственность и за будущее одинокой и беззащитной девушки.

Сочинение Родители Гринева (Капитанская дочка)

В произведении «Капитанская дочка», родители главного героя Петра занимают роль второстепенных персонажей. Главой семейства является Гринёв Андрей Петрович, отставной майор. Матерью Петра является потомственная дворянка, Гринёва Авдотья Васильевна, вышедшая из большого и известного рода. Семья Гринёвых отличалась исключительной порядочностью и высокими манерами, в их подчинении находилось множество крепостных крестьян.

Пётр Гринёв являлся их единственным отпрыском. Остальным же детям Гринёвых не суждено было дожить до зрелых лет. Воспитанием мальчика занимались оба родителя, однако каждый прививал Петру свои качества. Так к примеру, отец, Андрей Петрович, отличался исключительно жёстким характером. И приучал сына быть истинным мужчиной, который постоит за свою честь и честь Императрицы.

Мать же наоборот, очень любила сына, по-своему не как, это делал отец. Она очень внимательно относилась к его чувствам и во всем поддерживала.

Желая, чтобы из Петра вырос истинный защитник и настоящий человек, Андрей Петрович, несмотря на имеющие у него связи, отправляет юношу проходить службу в дали от города. Так, по его мнению, Пётр познает настоящую жизнь, а не будет её глупо растрачивать на городские развлечения. Несмотря на твердость в характере, отец очень переживает о сыне, когда до него доходят известия о дуэли, в которой ранили Петра.

Узнав о чувствах сына, родители первое время были категорически против этого союза. Они считали, что ему пока рано заводить семью и, что на месте его спутницы должна быть другая девушка из хорошего рода. Однако, когда они познакомились с Марией поближе их мнение, кардинально поменялось. Они приняли её в свою семью, как родную дочь. Родители Петра очень ценили Маши и всячески за ней ухаживали и оберегали.

Несмотря на все невзгоды и несчастья Петр всё же уберёг честь семьи. И до конца своих дней почитал своих родителей и соблюдал все традиции его семьи и рода.

Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко

Павлик Морозов можно навать героем

Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко

В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.
Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринев в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гриневых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, — вспоминает Гринев, — как я уже был записан в Семеновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель — француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своем отечестве был парикмахером, а в Пруссии — солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочел скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличенного в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.
До шестнадцати лет Гринев живет «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринева на веселую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдаленной».
Подъезжая к Оренбургу, Гринев и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умету. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринев усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с черной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами; Гринев спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под мое благословение».
В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором.
<span>Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринев становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству».</span>

Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко

В произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой-мцыри, который ещё в раннем возрасте был захвачен в плен и передан, по причине болезни, в монастырь. Всё свою жизнь он мечтал о настоящей свободе, связи с природой, а не с людьми, которых он не понимал. В один день ему удалось сбежать, но приключения длились не долго. Мне бы очень хотелось бы о них рассказать… (дальше идет основная часть)

Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко

Любани Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина и интересуется, не раскольник ли тот? Крестьянин православный, а вынужден работать в воскресенье, т. к. шесть дней в неделю ходит на барщину. Крестьянин рассказывает, что у него трое сыновей, да три дочери, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала, ему приходится работать и ночью. На себя он работает усердно, а на барина — кое-как. В семье он один работник, а у барина их много. Крестьянин завидует оброчным и государственным крестьянам, им легче жить, потом перепрягает лошадей, чтобы они могли отдохнуть, а сам работает без отдыха. Путешественник мысленно клянет всех помещиков-эксплуататоров и себя за то, что обижал своего Петрушку, когда тот был пьян

Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко

Волшебный карандаш всегда поможет если не смог контрольную написать просто взял Волшебный карандаш написал ей и у тебя пятерка а если ты отличник. Тебе нужен обычный карандаш Волшебным карандашом если им что-то напишешь то это все может ожить Волшебный карандаш может помочь в любой ситуации

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Семеновский полк. Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Популярные сочинения

  • Сочинение по рассказу Невский проспект Гоголя (10 класс)
    Одно из самых мистических мест Петербурга – Невский проспект. Здесь регулярно случаются необъяснимые наукой происшествия. А Николай Гоголь – автор знаменитых мистических произведений
  • Анализ рассказа «Крыжовник» Чехова
    Рассказ «Крыжовник» написан Чеховым в июле 1898 года. По одной из версий, его основой послужила история, рассказанная автору Л.Н. Толстым, о чиновнике
  • Нужно уметь и проигрывать — сочинение
    Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого. Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в Белогорскую крепость, куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения – способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком – благодарность за оказанную помощь.

Что повлияло на формирование личности и путь

Роман «Капитанская дочка» — о чести, любви и верности. В произведении затрагивается такая тема, как нравственное воспитание, поэтому Пушкин задействовал сокращенный вариант русской пословицы «Береги честь смолоду».

Главным героем романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина является Петр Гринев. На формирование его характера с раннего детства большое влияние оказывали его родители. Они интеллигентные и порядочные люди, уже много повидавшие за свою жизнь.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет, отец настоял на том, чтобы сын был отправлен на службу, несмотря на все слезы и уговоры матушки. Наставления отца «береги честь смолоду» стало для Петра смыслом существования. Но Петр по началу, возможно, в силу своей юности и неопытности вел себя крайне недостойно: проигрывал большие суммы денег в азартных играх, пил, неуважительно относился к преданному ему Савельичу, оскорбляя его. Он считал, что это поведение, свойственное истинному офицеру. Но через некоторое время он осознает свой проступок и ему становится очень стыдно: он извиняется перед слугой, отдав долг Зурину. Гринев помнил добро человека, выведшего их из бурана и отдал ему свой заячий тулуп.

Будучи в Белогорской крепости, с теплотой стал относиться к семье Мироновых. А Машу Миронову он полюбил всем сердцем; защищал ее честь на дуэли.

Петр прошел все испытания судьбы с честью и достоинством. Гринев отказался отдавать присягу самозванцу и готов был идти на смерть. Он сохранял верность клятве, которую отдавал императрице, потому что отступить от своих слов – потерять честь. Не смотря на то, что Пугачев был ласков к Гриневу, он и не подумал остаться у него. Петр сильно рисковал своей жизнью дважды: первый раз, когда отпросился у Пугачева в Оренбург, чтобы спасти возлюбленную из крепости, а во второй, когда вернулся в крепость, получив письмо от Маши. Но несмотря на столь опасный путь, он не оставил своего верного слугу Савельича в беде, когда тот отстал в степи.

Когда Гринев оказался в тюрьме, а крепость уже освободили от бунтовщиков, он не произносит имя своей возлюбленной, чтобы не бросить на нее тень, тем самым лишая возможности своего оправдания. Но главный герой проявляет благородный порядочный поступок.

Петр Гринев ни разу не отступил от наказа отца, никого не предал и жил по совести. Даже будучи на гране жизни и смерти, в самых опасных ситуациях, Гринев смог сохранить свое человеческое достоинство и честь. Он смог стать человеком смелым, справедливым и верным своей Родине. Петр Гринев смог стать достойным русским офицером.

Испытание любовью

В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством капитана Миронова и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в благородного человека, способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие – восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные черты характера человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них – «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» .Формирование характера Петра Гринева .

Организационный момент
Стадия «Вызов»

Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С.Пушкин)

Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье.

Настраиваются на работу

Сегодня мы с вами вместе будем работать над главами повести.Скажите, ребята, какими прилагат можно конкретизировать слово «хар-р»?

Сильный характер, слабый , мягкий характер, твердый характер, волевой характер

— Вы можете сказать, какой у вас характер?

Выражают свое мнение, обосновывают его.

— Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека?

Окружение, семья, друзья, учителя

— Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Формирование характера главного героя

— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

Осмысление содержания

В левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. —

2. Слово учителя

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение.

Отгадывают по характеристике героя, называют его

4. Работа с тестами
Учитель:
А сейчас давайте познакомимся с главным героем. Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева (работа с тестами) Имя, отчество отца Гринева…(
Андрей Петрович Гринев
) • Служил при графе…(
Минихе
) • Имя, отчество матери…(
Авдотья Васильевна
) • Сыну был пожалован в дядьки…(
стремянный Савельич
) • Выучился Петруша грамоте…(
на двенадцатом году
) и мог очень здраво судить о…(
свойствах борзого кобеля
) • Для Петруши был нанят француз…(
мосье Бопре
), который в отечестве своем был…(
парикмахером
), в Пруссии …(
солдатом
), а потом приехал в Россию, чтобы…(
стать учителем
), не очень понимая значение этого слова • Батюшка вошел на урок…(
географии)
• В это время Петруша…(
прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды)
•А Бопре …(
спал на кровати сном невинности
) •Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(
Семеновский)
•Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (
Симбирск
) •Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (
Белогорская
)

5. Анализ 1 главы

— Каков первый этап становления Петруши?

Групповая работа: заполняют анкету

1 этап формирования П. Гринёва.

Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

Родительский дом

— Что мы узнаём о родителях Гринёва?

Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера

— Кто такой Андрей Петрович Гринев?

Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор

— Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке? У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.

— Какое значение имеет имя главного героя?

Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
— Кто знает, что обозначает имя Петр?

Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени

— Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что? В каких условиях воспитывался Петруша?

Честный

, преданный, но недалекий «дядька»
Савельич
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию?

добрый,

но ветреный и беспутный
мосье Бопре
который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
дворовые мальчишки
— вот окружение Петруши в детские годы.

Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашн.воспит.повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». В общем, Петр Гринев жил недорослем

, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом,
серьезного образования он не получил.
Все ответы детей находят отражение в кластере

Учитель

: Вас не смущает вас слово Недоросль? И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

А в переносном смысле, что означает это слово?

Глуповатый юноша-недоучка

— Каковы представления Петра на военную службу?

Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем — веселую жизнь в Петербурге

— Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу?

Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг

— Прочитайте эпиграф к 1 главе. — Но прежде вспомним, что называется эпиграфом?

Ответы.

— С чем его можно соотнести?

С напутствием отца Андрея Петровича Гринева Зачитывают текст

— Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу? Учитель:

эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы — Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии?

Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи

Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать?

Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси

Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
— Учитель:
Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.

Нет, не изменилось

— Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». — А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?

Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь. Добрыми делами, бескорыстием, человечностью

Учитель:

обратите внимание:
береги платье снову
…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека

ФИЗМИНУТКА

2 этап. Отъезд Гринёва из дома.

— С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Можно так считать?

Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.

— Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши?

Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира. Пересказ

— Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

На Бопре

1) Встреча с Зуриным

— На кого похож Зурин?

— Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью

Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается? — Какой вывод из этого мы можем сделать?

(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие

. Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев
умеет быть твердым
.

Учитель:

Начинается самостоятельная жизнь героя .Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает
совесть.
А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича,
раскаивается.
6. Анализ 2 главы

— Объясните смысл эпиграфа.
2) Встреча с Вожатым.
— Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа.

Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.

— Каково отношение Савельича к вожатому?

— Как реагирует бродяга на барский подарок? — Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу. Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент) Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро.

Учитель: Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого — «брат».
«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек…
Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.

— Почему Гринева застал буран в степи?

Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство

, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.

— Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:
Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проник симпатией друг к другу.Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
— Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

Сон тоже имеет символическое значение.

Блуждание по снежной пустыне —> блуждание по мукам.Мужик с черной бородой —> ПугачевТопор, мертвые тела —> вскоре ему это предстоит увидеть.

— Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе.

Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин

История Гринева до службы

Повествование в произведении ведется от лица Петра Гринева. Он рассказывает о годах своей молодости, будучи в преклонном возрасте. Известно, что он овдовел, испытывает ностальгию о прошлом, и хочет выговориться. Лучшее средство для этого — перо и бумага, которым Петр доверяет свою историю.

Детство юного Пети в родительском поместье в Симбирской губернии до поступления на службу в крепость было однообразным, сытым и беспечным. До рождения он был записан на службу в классы Семеновского полка Петербурга. Рос недорослем, гоняя голубей с соседскими мальчишками. К двенадцати годам он хорошо изучил качества борзых собак и стал учиться у месье Бопре, выписанном из Москвы.

Преподаватель Пети частенько напивался до потери сознания и неровно дышал к слабому полу, за что в итоге был уволен. В Белогорскую крепость Гринева отправили по воле отца в возрасте 16 лет. В дороге он встретил Емельяна Пугачева — еще никому не известного беглого казака. Начался буран, и Пугачев согласился проводить Петра и его крепостного слугу Савельича в трактир, за что получил вознаграждение — заячий тулуп юноши.

Жизнь героя до осады

Описание Белгородской крепости из «Капитанской дочки» дает понять, что она была тихим дальним местом, куда новости из столицы приходили с большим опозданием. Неудивительно, что юноше, мечтавшему вырваться во взрослую жизнь, перспектива службы здесь казалась весьма скучным делом. Он представлял грозные башни, валы, однако очутился в деревушке меленькими домишками и узкими дорогами. Здесь, среди «дружелюбного хрюканья свиней» ему предстояло провести лучшие годы.

Становление личности главного героя тесно связано с событиями, происходящими во время службы. При всей своей домашней обстановке крепость все же была военным бастионом. Однако ничто здесь не могло поспособствовать обучению Гринева военному делу:

  • стареющий капитан, который находился под каблуком у жены;
  • солдаты, путающие правую и левую сторону;
  • отсутствие военной дисциплины, серьезных занятий;
  • отсутствие современного оружия (все давно забыли, когда и по какой причине стреляли из старой пушки последний раз).

Однако жизнь Гринева до начала осады крепости Пугачевым оказалась намного интересней, чем он представлял. Она изменила характер героя в положительную сторону, помогла ему окрепнуть духом, стать более ловким и сильным.

Постепенно Гринев узнает людей, с которыми живет и трудится, принимает и одобряет свою жизнь в глуши. Здесь ему суждено встретить любовь — Машу Мирону, дочь капитана крепости. Однако и нажить себе врага в лице соперника, Алексея Швабрина.

Вступая в рассуждения с простыми людьми, которые были приветливы и внимательны, герой открыл для себя другую сторону жизни. Общества, к которому он привык, здесь не было, но он ничуть не жалел об этом. То, чем занимался Гринев в крепости, ему нравилось: он беседовал с соседями, писал сочинения, побывал на дуэли со Швабриным, где был ранен, участвовал в подготовке к осаде. Его больше не привлекали военные парады, блестящая карьера, шумные балы. Единственной отрадой стала Маша, к которой стремилось его сердце.

Браку между Петром и возлюбленной, которая ухаживала за ним после ранения, не суждено было сбыться. Узнав о поединке из письма Швабрина, отец рассердился и воспротивился его союзу с бесприданницей. Это привело к охлаждению отношений: Маша старалась избегать Петра, и он больше не посещал семью Мироновых. Пришла беда и в саму крепость: она была захвачена пугачевским войском во время бунта, который историки охарактеризовали, как «бессмысленный и беспощадный».

Жизненные уроки

В финале романа торжествует добро. Герои счастливы вместе и благодарны судьбе. Белогорская крепость помогла им обрести светлое чувство, которое лишь окрепло после всех испытаний. Она выступает важною частью произведения, имеет большое значение для становления личности героя. Здесь он впервые встретил любовь, принял бой, столкнулся с недоброжелателями. Каждое испытание сделало его сильнее и привело к становлению цельной личности.

Пережитые к крепости события помогли стать Гриневу человеком, ответственным за свои поступки. Здесь ему пришлось столкнуться с предательством, задуматься о чести, ценности жизни, здесь окончательно выкристаллизовались такие качества, как нравственность и чистота. Отношение героя к месту постоянно менялось:

  • сожаление о том, что в такой стороне должна пройти его молодость;
  • жизнь его постепенно сделалась сносной и даже приятной;
  • он незаметно привязался к доброму семейству Мироновых;
  • ему приглянулась Марья Ивановна (Маша Миронова);
  • однако присутствие Швабрина герой воспринимал с трудом и не мог пережить его насмешки, что привело к дуэли;
  • встреча с Емельяном Пугачевым — сильное и благое потрясение: тема бунта непонятна герою, но он восхищен яркостью натуры самопровозглашенного императора;
  • казнь коменданта и семьи стала серьезным испытанием;
  • освобождение Маши и прощание с крепостью навсегда.

Белогорская крепость в романе аккумулирует все подлинно русское, народное, национальное. Гений Пушкина сумел показать, что важен не внешний вид, а быт, традиции и культура определенного места. Благодаря влиянию народа Петр Гринев вырос честным, принципиальным и верным родине.

События после бунта

Падение крепости — переломный момент в произведении. Многие ее обитатели не стали противиться судьбе и сразу признали власть Емельяна Пугачева. Однако комендант Миронов и служилый Иван Игнатьевич, остались верны долгу и преданы родине. Их повесили на глазах у всех за непокорность «истинному императору». Василиса Егоровна, супруга коменданта, отправилась на казнь вместе с мужем. После взятия крепости и скорого суда Гринев также оказался среди смертников. Однако во время пути к эшафоту произошло событие, которое спасло ему жизнь.

Преданный слуга Савельич бросился в ноги Пугачеву с просьбой помиловать барское дитя. Емельян согласился с условием, что молодой человек примет его власть. Однако Петр остался преданным императрице Екатерине II. Рассерженный Пугачев все же отпустил Петра, вспомнив давнюю встречу и подаренный барским сыном заячий тулуп.

Гриневу было больно смотреть на гибель людей, которые стали ему близки. На его глазах были убиты защитники крепости. Смелость и преданность Петра отчизне восхитили Пугачева, и он отпустил молодого человека. Однако связь героя с крепостью не разорвалась. Он уехал не навсегда: узнав, что возлюбленную держит в плену Швабрин, переметнувшийся на сторону участников восстания, он вернулся назад, имея план ее спасения.

Получив заступничество Емельяна Пугачева, герой увез сироту из крепости. Однако на этом испытания не закончились. По доносу Швабрина героя арестовали правительственные войска и приговорили к казни, заменив впоследствии ее на вечное поселение в Сибири.

После этого Маше было суждено приехать на аудиенцию к Екатерине II и вымолить прощение своему жениху. Она рассказала, что Гринев не смог оправдаться во время суда лишь потому, что не хотел впутывать ее.

Прототип крепости

Прототипом Белогорской крепости, описанной в романе, послужила крепость Татищево — место героического сражения бунтовщиков в годы Пугачевского восстания.

В романе она находилась в 40 километрах от Оренбурга и была вверена в управление коменданту Миронову в воинском звании капитана. О внешнем виде и расположении оплота восставших крестьян известно следующее:

  • дорога к ней шла по крутому берегу реки Яик (ныне — Урал), за которым простирались киргизские степи;
  • деревушка, окруженная забором, с одной стороны которой лежали скирды сена, а с другой — скривившаяся мельница — вот какое было первое впечатление Гринева от Белогорской крепости; крепость, непохожая на бастион:
  • старая чугунная пушка у ворот, узкие кривые улочки, низкие избы, покрытые соломой, неприметная церквушка;
  • курицы, свиньи и отсутствие порядка на улицах произвели на Петра удручающее впечатление, он сожалел, что в такой глуши ему придется провести свою молодость;
  • крепость окружало безмолвие, она была отрезана от внешнего мира; на службе состояло 130 военных и казаки, на которых в случае осады не стоило полагаться;
  • комендант капитан Миронов — доблестный и честный человек, от которого есть чему поучиться.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

3 cочинения по теме: Гринёв в Белогорской крепости

Пример сочинения 1

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» описываются времена крестьянского восстания, зачинщиком которого был Емельян Пугачев. Захватив крепость, Пугачев диктует свои правила.

Основную часть «Капитанской дочки» занимает описание жизни героя в Белогорской крепости, куда он был направлен нести службу. В эту крепость Гринев попал в шестнадцатилетнем возрасте. До этого он жил в отеческом доме под присмотром любящего отца и во всем опекающей его матушки: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Можно сказать, что, попав в крепость, Гринев был еще ребенком. Белогорская крепость сыграла в его судьбе роль жестокого воспитателя. Выйдя из ее стен, Гринев представлял собой полностью сформировавшуюся личность со своими взглядами и убеждениями, нравственными ценностями и умением их отстаивать. Первым ярким событием, повлиявшим на личность Гринева, была его любовь к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой. Герой признается, что сначала Маша не понравилась ему.

Другой офицер, служивший в крепости, Швабрин, рассказал о ней много неприятного. Но со временем Гринев убедился, что Маша «рассудительная и благоразумная девушка». Он все больше и больше привязывался к ней. Однажды, услышав оскорбительные слова о своей возлюбленной от Швабрина, Гринев не смог сдержаться. Несмотря на все сопротивление коменданта и его жены, соперники тайно сражались на шпагах. Швабрин бесчестно ранил Петра Гринева, когда тот отвернулся на крик Савельича. После этого события Гринев и Маша убедились в том, что любят друг друга, и решили пожениться. Но родители Петра не дали своего согласия. Швабрин тайно написал им и сообщил, что Гринев дрался на дуэли и даже ранен. После этого герои стали испытывать друг к другу большую неприязнь. Хотя вначале Гринев больше всего сошелся именно со Швабриным.

Этот офицер был ближе всего к герою по уровню образования, интересам, умственному развитию. Между ними было одно, но коренное различие — в нравственном уровне. Это Гринев стал замечать постепенно. Сначала по недостойным мужчины отзывам о Маше. Как выяснилось потом, Швабрин просто мстил девушке за то, что та отказала ему в его ухаживаниях. Но вся подлость натуры этого героя раскрылась при кульминационных событиях повести: захвата крепости Пугачевым и его соратниками. Швабрин, присягавший на верность императрице, не задумываясь перешел на сторону мятежников. Больше того, он стал там одним из их руководителей. Щвабрин хладнокровно смотрел, как казнят коменданта и его жену, которые так хорошо относились к нему.

Воспользовавшись своей властью и беспомощностью Маши, этот «герой» держал ее у себя и хотел насильно жениться на девушке. Только вмешательство Гринева и милость Пугачева спасли Машу от этой участи. Гринев, сам того не ведая, встретился с Пугачевым еще за стенами Белогорской крепости. Этот «мужик» вывел их с Савельичем из бурана, за что и получил от Гринева в подарок заячий тулуп. Этот подарок во многом определил хорошее отношение Пугачева к герою в дальнейшем. В Белогорской крепости Гринев защищал имя императрицы.

Чувство долга не позволило ему признать в Пугачеве государя даже под страхом смерти. Он откровенно говорит самозванцу, что тот шутит «опасную шутку». Кроме того, Гринев признается, что если будет нужно, то он пойдет воевать против Пугачева. Увидя все зверства, творимые самозванцем, Гринев относился к нему, как к злодею. Кроме того, он узнал, что комендантом крепости становится Швабрин, и Маша будет находиться в полном его распоряжении. Уезжая в Оренбург, герой оставлял свое сердце в крепости. Вскоре он туда вернулся, чтобы выручить Машу. По неволе общаясь с Пугачевым, Гринев меняет свое мнение о самозванце. Он начинает видеть в нем человека, которому свойственны человеческие чувства: благодарность, сострадание, веселье, страх, опасение. Гринев видел, что в Пугачеве много наигранного, искусственного. На людях он играл роль государя-императора.

Оставшись же один на один с Гриневым, Пугачев проявил себя как человек, поведал Петру свою жизненную философию, заключенную в калмыцкую сказку. Гринев не может понять и принять этой философии. Для него, дворянина и офицера, непонятно, как можно жить, убивая людей и чиня всевозможные зверства. Для Пугачева же человеческая жизнь значит очень мало. Для самозванца главное — добиться своей цели, неважно какими жертвами.

Пугачев стал для Гринева благодетелем, своеобразным крестным отцом, ведь он спас Машу от Швабрина и разрешил влюбленным уехать из крепости. Но и это не могло сблизить его с Гриневым: слишком разные жизненные философии были у этих героев. Белогорская крепость и те события, которые были с ней связаны, сыграли ключевую роль в жизни Петра Гринева. Здесь герой встретил свою любовь. Здесь он, под влиянием страшных событий, повзрослел, возмужал, утвердился в своей преданности государыне. Здесь Гринев прошел «испытание на прочность» и с честью выдержал его.

Кроме того, в Белогорской крепости Гринев стал свидетелем событий, всколыхнувших всю страну. Встреча с Пугачевым касалась не только его. Гринев участвовал в важном историческом событии и с достоинством прошел через все испытания. Про него можно сказать, что он «сохранил честь с молоду».


Пример сочинения 2

Белогорская крепость в жизни Гринева станет настоящей наковальней, которая сделает из него не труса и мягкотелого предателя родины, а верного присяге, отважного и мужественного офицера.
Прототипом Белогорской крепости, описанной в романе, послужила крепость Татищево — место героического сражения бунтовщиков в годы Пугачевского восстания.
В романе она находилась в 40 километрах от Оренбурга и была вверена в управление коменданту Миронову в воинском звании капитана.

О внешнем виде и расположении оплота восставших крестьян известно следующее:

  • дорога к ней шла по крутому берегу реки Яик (ныне — Урал), за которым простирались киргизские степи;
  • деревушка, окруженная забором, с одной стороны которой лежали скирды сена, а с другой — скривившаяся мельница — вот какое было первое впечатление Гринева от Белогорской крепости; крепость, непохожая на бастион:
  • старая чугунная пушка у ворот, узкие кривые улочки, низкие избы, покрытые соломой, неприметная церквушка;
  • курицы, свиньи и отсутствие порядка на улицах произвели на Петра удручающее впечатление, он сожалел, что в такой глуши ему придется провести свою молодость;
  • крепость окружало безмолвие, она была отрезана от внешнего мира; на службе состояло 130 военных и казаки, на которых в случае осады не стоило полагаться;
  • комендант капитан Миронов — доблестный и честный человек, от которого есть чему поучиться.

Ни военная служба, ни учения, ни парады больше не привлекают Гринева, он наслаждается спокойной и соразмеренной жизнью, пишет стихи и сгорает от любовных переживаний, так как почти сразу влюбляется в дочку коменданта прекрасную Машу Миронову.

В общем, как уже стало понятно, Белогорская крепость в жизни Петра Гринева стала «богоспасаемой крепостью», к которой он прикипел всем сердцем и душой.

Однако со временем появились проблемы. Сначала его напарник, офицер Алексей Иванович Швабрин, стал смеяться над чувствами Гринева и обозвал Машу «дурочкой». Дело даже дошло до дуэли, на которой Гринев был ранен. Маша долго и нежно ухаживала за ним, что еще больше их сблизило. Петруша даже решил на ней жениться, но разгневанный его легкомысленным поведением отец не дает благословения.

Петр содрогался, мучился, но и воспитывался как настоящий воин, когда видел, как бесстрашно умирал отец Маши. Старый и немощный старик, зная незащищенность и ненадежность своей крепости, шел вперед своею грудью в атаку и перед Пугачевым не струсил, за что и был повешен. Так же вел себя еще один верный и старый служитель крепости — Иван Игнатьевич, и даже Василиса Егоровна верно пошла на смерть за мужем. Гринев увидел в них доблестных героев Отчизны, но были и изменники в лице Швабрина, который, мало того, что перешел на сторону разбойников, но и чуть не загубил плененную им Машеньку.

Роль Белогорской крепости в жизни Гринева нельзя недооценивать, видать, его отец знал, что делает, и, возможно, так и надо поступать с «маменькиными сынками». Самого Гринева от виселицы спас его слуга Савельич, который не побоялся и просил у Пугачева милости для барского дитя. Тот рассердился, но вспомнил про подаренный ему заячий тулуп в сторожке, когда тот был в бегах, отпустил Гринева. А потом Пугачев помог воссоединиться молодым Петру и Маше.

Падение крепости — переломный момент в произведении. Многие ее обитатели не стали противиться судьбе и сразу признали власть Емельяна Пугачева. Однако комендант Миронов и служилый Иван Игнатьевич, остались верны долгу и преданы родине. Их повесили на глазах у всех за непокорность «истинному императору». Василиса Егоровна, супруга коменданта, отправилась на казнь вместе с мужем. После взятия крепости и скорого суда Гринев также оказался среди смертников. Однако во время пути к эшафоту произошло событие, которое спасло ему жизнь.

Преданный слуга Савельич бросился в ноги Пугачеву с просьбой помиловать барское дитя. Емельян согласился с условием, что молодой человек примет его власть. Однако Петр остался преданным императрице Екатерине II. Рассерженный Пугачев все же отпустил Петра, вспомнив давнюю встречу и подаренный барским сыном заячий тулуп.

Гриневу было больно смотреть на гибель людей, которые стали ему близки. На его глазах были убиты защитники крепости. Смелость и преданность Петра отчизне восхитили Пугачева, и он отпустил молодого человека. Однако связь героя с крепостью не разорвалась. Он уехал не навсегда: узнав, что возлюбленную держит в плену Швабрин, переметнувшийся на сторону участников восстания, он вернулся назад, имея план ее спасения.

Получив заступничество Емельяна Пугачева, герой увез сироту из крепости. Однако на этом испытания не закончились. По доносу Швабрина героя арестовали правительственные войска и приговорили к казни, заменив впоследствии ее на вечное поселение в Сибири.

После этого Маше было суждено приехать на аудиенцию к Екатерине II и вымолить прощение своему жениху. Она рассказала, что Гринев не смог оправдаться во время суда лишь потому, что не хотел впутывать ее.


Пример сочинения 3

История и характер Пётра Гринёва находятся в центре пушкинской повести «Капитанская дочка». Белогорская крепость сыграла в жизни героя судьбоносную роль. В ней он состоялся и как личность, и как настоящий рыцарь-защитник. Здесь обрёл своё личное счастье.

Служить в этой захолустной оренбургской крепости, а не в столичном гарнизоне было определено ему по воле отца. Старший Гринёв, будучи человеком долга и чести, хотел, чтобы и его сын понюхал пороху, познал трудности, закалился для взрослой жизни, а не повесничал среди золотой избалованной молодёжи Петербурга.

К месту службы Петя Гринёв отправился совсем юным. Ему едва исполнилось 17 лет. Он с трепетом и страхом подъезжал к гарнизону, надеясь увидеть грозные валы, башни, орудия, но был разочарован. Крепость оказалась обычной деревней, а из орудий была только одна пушка, да и у той ствол был забит всяким тряпьём.

То, как сложились у него отношения с семейством начальника капитана Миронова, говорит о способности молодого человека ценить и уважать людей не за богатство и высокое положение, а за искренность и добрые чувства. Ему отвечают тем же. Василиса Егоровна относится к Пете, как к сыну. Главная героиня Маша Миронова тоже полюбила его.

В Белогорской крепости Гринёв не только обрёл любимую девушку, но и сумел по-рыцарски защитить её доброе имя от клеветника Швабрина. За свои гнусные слова о том, что любовь капитанской дочки можно купить за пару серёг, мерзавцу пришлось отвечать на дуэли. Можно сказать, что Пётр Гринёв прошёл проверку на звание настоящего мужчины. Его опасное ранение доказало подлинность чувств и способность жертвовать ради любимого человека собственной жизнью.

С достоинством выдержал этот герой и другой жизненный экзамен, уготованный ему в крепости – на верность офицерскому долгу и присяге. Его готовность пойти вслед за капитаном Мироновым на виселицу, но не предать данную воинскую клятву, вызывает глубокое уважение. Он не посрамил своего отца и вышел с честью из такого испытания, которое способно сломить и более зрелого человека. Как, например, это произошло со Швабриным.

Ввергнутый в грозные события Пугачёвского восстания, волны которого докатились до крепости, юный Пётр сумел уцелеть, не поступившись честью, ещё и потому, что наделён способностью видеть в каждом человеке лучшие стороны, понимать чужую правду. Поэтому люди, которых он встречает на своём пути, становятся его друзьями.

Отправляясь в крепость, занятую пугачёвцами, Гринёв верит в силу человеческой привязанности и однажды возникшего доверия – и не ошибается. Неоценимо участие в его жизни и верного слуги Савельича. Относится Петя к нему как к родному человеку, поэтому и Савельич готов за него жизнь отдать.

Таким образом, жизнь и служба в Белогорской крепости дали Петру Гринёву жизненный опыт преодоления трудностей, закалили его, сделали настоящим мужчиной. Счастье, которое он обрёл с любимой девушкой, стало достойной наградой судьбы.

  • Рассказ о друге на башкирском языке
  • Рассказ о друге 4 класс орксэ сочинить рассказ
  • Рассказ о древнерусском празднике
  • Рассказ о древнеегипетском храме 5 класс по истории
  • Рассказ о дополнении по русскому языку 5 класс