Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Формирование средневековых городов. городское ремесло. 13 всеобщая история изменения в общественной жизни xi - xii веках , с использованием железного

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО. (13) (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

XI

XII
веках
, с использованием железного орудия труда и лошадей в сельском хозяйстве (стали подковывать) произошло УВЕЛИЧЕНИЕ УРОЖАЯ
более чем в два раза.

Появилось много мельниц
:

— водяные;

— ветряные
.

Для изготовления оружия и орудий труда требовалось много металла, появляются шахты
.

Одежду стали делать из шерсти
.

В деревне появляются ремесленники
, развивается ТОРГОВЛЯ
.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ В ЕВРОПЕ ГОРОДОВ

Города возникали на перекрестках дорог, вблизи речных переправ, куда бежали ремесленники от произвола своих господ.

Для зашиты горожане строили крепостные стены
, огораживали город рвом
.

Горожан называли БЮРГЕРАМИ
(по нем. бург
– крепость).

В XII

XIII
вв. в Европе насчитывалось несколько тысяч городов.

БОРЬБА ГОРОДОВ С СЕНЬОРАМИ

Все города находились на земле
короля, феодала или монастыря.

Города старались освободиться от власти сеньоров
, их произвола, налогов, суда, штрафов (XII – XIII вв.).

Результаты вражды городов и сеньоров:

— независимость
;

— ограничение прав
;

— полная зависимость
.

КОММУНЫ
– освобожденные города от власти сеньоров.

МЭР
(Франция, Англия), БУРГОМИСТР
(Германия) – глава городского совета.

ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО СОВЕТА:

  • сбор налогов и казна;
  • ополчение горожан;
  • руководство рынком и ремеслами;
  • строительство и надзор за порядком.

РЕЗУЛЬТАТ
: освобождение горожан от сеньориальной зависимости.

Если зависимому крестьянину удавалось прожить в городе «год и день
», он становился свободным человеком
.

МАСТЕРСКАЯ ГОРОДСКОГО РЕМЕСЛЕННИКА

Ремесленники работали вручную, создавая очень качественные изделия (секреты мастерства передавались по наследству).

Что бы овладеть мастерством, необходимо было учиться от ДВУХ
до ВОСЬМИ
лет.

Ученик жил у мастера и выполнял ПОДСОБНЫЕ РАБОТЫ
.

МАСТЕР
– хозяин и главный работник в мастерской.

ПОДМАСТЕРЬЕ
– работник, изучавший ремесло, получал заработную плату.

Что бы стать мастером, подмастерье должен был создать шедевр
– лучший образец изделия (в наше время – выдающиеся произведение искусства).

ЦЕХИ

Цехи
– объединение мастеров-ремесленников (союз) одной специальности.

УСТАВ
– правила, обязательные для всех членов цеха:

  • делать вещи по единому образцу;
  • иметь позволенное число станков, учеников, подмастерьев;
  • не переманивать покупателей и подмастерьев.

СТАРШИНЫ
– избираемые мастера, которые следи за уставом, и наказывали нарушителей.

Цехи составляли отряды городского войска
, имели герб, знамя, а порой даже церковь и кладбище.

ЦЕХИ СПОСОБСТВОВАЛИ РАЗВИТИЮ РЕМЕСЛА
:

  • усиливалось разделение труда между цехами;
  • возникали новые ремесленные специальности (оружейники, сапожники).

XIV
веке цех стали превращаться в организацию богатых предпринимателей и торговцев.

В Европе наступила эпоха «темных веков». В этот период почти все города пришли в упадок и опустели. Феодалы предпочитали жить в своих резиденциях. Сильно уменьшилось значение денег в экономике. Монастыри просто обменивались дарами. Если в одном аббатстве ковали железные изделия, а в другом, например, варили пиво, они отсылали друг другу часть продукции. Крестьяне также занимались меновой торговлей.

Но постепенно ремесла и торговля начали возрождаться, результатом чего стало формирование средневековых городов. Некоторые из них отстраивались на месте античных полисов, другие возникали рядом с монастырями, мостами, портовыми селениями, оживленными дорогами.

Античные и средневековые города

В Римской империи застройка полисов проводилась в соответствии с заранее утвержденным планом. В каждом крупном городе была арена для спортивных состязаний и гладиаторских боев, водопровод, канализация. Улицы делали ровными и широкими. Возникновение и рост средневековых городов происходили по-другому сценарию. Застраивались они хаотично, без какого-либо единого плана.

Интересно, что в период раннего средневековья многие античные постройки стали использоваться совсем не для тех целей, для которых они изначально сооружались. Так, просторные древнеримские бани нередко превращали в христианские храмы. А внутри Колизеев, прямо на арене, строили жилые дома.

Роль торговли

Возрождение городов в Европе началось с Италии. Морская торговля с Византией и арабскими странами привела к появлению денежного капитала у купцов с Апеннинского полуострова. Золото стало стекаться в итальянские средневековые города. Развитие товарно-денежных отношений изменило уклад жизни северного Средиземноморья. На смену когда каждый феодальный удел самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым, пришла региональная специализация.

Развитие ремесел

Торговля оказала ключевое влияние на формирование средневековых городов. Городское ремесло стало полноценным способом заработка. Раньше крестьяне вынуждены были заниматься и земледелием, и другими промыслами. Теперь же появилась возможность профессионально заниматься изготовлением какого-либо специализированного товара, продавать свою продукцию и на вырученные деньги покупать продукты питания.

557396

Ремесленники в городах объединялись в гильдии, называвшиеся цехами. Такие организации создавались с целью взаимопомощи и борьбы с конкуренцией. Многими видами ремесел разрешено было заниматься только членам цехов. При нападении на город вражеской армии из участников гильдий формировались отряды самообороны.

Религиозный фактор

Христианская традиция паломничества к религиозным святыням также оказала влияние на формирование средневековых городов. Поначалу большая часть особо почитаемых реликвий находилась в Риме. Чтобы поклониться им, в город приходили тысячи паломников. Разумеется, отправиться в далекое путешествие в те времена могли только люди небедные. Для них в Риме было открыто множество гостиниц, трактиров, лавок с религиозной литературой.

557397

Епископы других городов, видя, какой доход приносят Риму набожные путешественники, тоже стремились обзавестись какой-нибудь реликвией. Священные предметы привозили из далеких краев или чудесным образом находили на месте. Это могли быть гвозди, которыми распинали Христа, мощи апостолов, одежда Иисуса или Богородицы и другие подобные артефакты. Чем больше паломников удавалось привлечь, тем выше был доход города.

Военный фактор

Из войн в значительной мере состоит история средних веков. Средневековый город, помимо прочих функций, мог быть важным стратегическим объектом, защищающим границы страны от вторжения неприятеля. В этом случае его внешние стены делали особенно крепкими и высокими. А в самом городе размещали военный гарнизон и большой запас провизии в амбарах на случай длительной осады.

557398

В период позднего средневековья многие армии состояли из наемников. Эта практика особо широко распространилась в богатой Италии. Жители тамошних городов не желали подвергать себя риску на полях сражений и предпочитали содержать наемное войско. В нем служило много швейцарцев и немцев.

Университеты

Образовательные учреждения также внесли вклад в формирование средневековых городов. История начинается в XI веке. И первенство здесь тоже у итальянцев. В 1088 году в городе Болонья был основан старейший в Европе университет. Он продолжает обучать студентов и в наши дни.

Позже университеты появились во Франции, в Англии, а затем и в других странах. В них велось преподавание богословских и светских дисциплин. Университеты существовали на частные деньги, а потому имели достаточную степень независимости от властей. В некоторых странах Европы до сих пор действуют законы, запрещающие полиции заходить на территорию высших учебных заведений.

Горожане

557400

Итак, было несколько сословий, благодаря которым происходило возникновение и развитие средневековых городов в Европе.

1. Купцы: перевозили различные товары морем и по суше.

2. Сословие ремесленников: мастера, изготовлявшие промышленную продукцию, были фундаментом городской экономики.

3. Духовенство: церкви и монастыри занимались не только отправлением религиозных ритуалов, но и научной и хозяйственной деятельностью, а также участвовали в политической жизни.

4. Солдаты: войска не только участвовали в походах и оборонных операциях, но и поддерживали порядок внутри города. Правители привлекали их к поимке воров и разбойников.

5. Профессора и студенты: университеты оказали немалое влияние на формирование средневековых городов.

6. Класс аристократии: дворцы королей, герцогов и прочих знатных особ также располагались в городах.

7. Прочие образованные мещане: лекари, писари, банкиры, землемеры, судьи и т. д.

8. Городская беднота: слуги, попрошайки, воры.

Борьба за самоуправление

Земли, на которых возникали города, изначально принадлежали местным феодалам или церковным аббатствам. Они облагали мещан налогами, размер которых устанавливался произвольно и часто был слишком велик. В ответ на притеснения со стороны землевладельцев возникло коммунальное движение средневековых городов. Ремесленники, купцы и другие жители объединялись, чтобы совместно противостоять феодалам.

557399

Основными требованиями городских коммун были посильные налоги и невмешательство землевладельца в хозяйственно-экономическую деятельность жителей. Обычно переговоры заканчивались составлением Устава, в котором были прописаны права и обязанности всех сословий. Подписание таких документов завершало формирование средневековых городов, обеспечивая юридический фундамент их существования.

Демократическое управление

После того, как право на самоуправление было отвоевано у феодалов, пришло время определить, на каких принципах будет построен сам средневековый город. Цеховая организация ремесла и гильдии торговцев были теми институтами, из которых выросла система коллегиального принятия решений и выборности власти.

Должности мэров и судей в средневековых городах были выборными. При этом сама процедура избрания часто была довольно сложной и многоступенчатой. Например, в Венеции выборы дожа проходили в 11 этапов. Избирательное право было не всеобщим. Почти везде существовал имущественный и сословный ценз, то есть в выборах могли участвовать только богатые либо родовитые граждане.

Когда формирование средневековых городов окончательно завершилось, сложилась система, при которой все рычаги управления оказались в руках ограниченного количества аристократических семей. Бедные слои населения были недовольны таким положением вещей. иногда выливалась в восстания черни. В результате городской аристократии приходилось идти на уступки и расширять права бедняков.

Историческое значение

Активное развитие городов началось в Европе в X-XI веках в центральной и северной Италии, а также во Фландрии (территория современных Бельгии и Голландии). Движущими силами этого процесса были торговля и ремесленное производство. Чуть позже расцвет городов начался во Франции, Испании и на немецких землях В результате континент преобразился.

557401

Трудно переоценить то влияние, которое оказало на развитие Европы формирование средневековых городов. Городское ремесло способствовало техническому прогрессу. Торговля привела к совершенствованию кораблестроения, и в конечном итоге к открытию и освоению Нового света. Традиции городского самоуправления стали основой демократического устройства современных Уставы и хартии вольностей, определявшие права и свободы различных сословий, сформировали систему европейского права. А развитие в городах науки и искусства подготовило приход эпохи Возрождения.

Разработка урока истории в 6 классе

Учитель: Носкова Яна Робертовна,

Место работы: МОБУ СОШ д.Дорогино

Тел. 8-927-957-64-38, эл.адрес:
noskova
.
yana
[email protected]
yandex
.
ru

Тема урока:
Формирование Средневековых городов.

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

    Выяснить основные причины возникновения и образования городов;

    Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;

    Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

    Показать, что город — это торгово-ремесленный центр;

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами;

    Создать представление о жизни и быте горожан.

Тип урока:
Комбинированный.

Основные понятия и термины:
город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, гильдия, ратуша, шедевр, цех.

Оборудование:
учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов», Атлас и контурные карты, карточки с заданиями и вопросами.

План урока:

    Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

    Каковы причины увеличения численности городов?

    В каких местах появляются новые города?

    Как устроен средневековый город?

Ход урока:

    Организационный момент

    Постановка целей и задач урока

    Изучение новой темы

    Подведение итогов

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока:

1 этап.

Организационный момент.

Сдача рапорта дежурным кадетом.

2 этап.

Повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания

Учитель:
Вспомните, что случилось с городами западной Римской Империи после Великого переселения народов?

Ответы:
Большая часть городов была разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.

3 этап.

Постановка цели и задач урока

Учитель:
Внимание на экран (СЛАЙД –
демонстация иллюстраций средневекового города, городских улиц)

Учитель:

Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Дети:
Формирование средневекового города. (СЛАЙД
– название темы) – ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ

Учитель:
Откройте Атлас на стр.5 – карта «Западная Европа в XI-XIII в.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? Назовите их.

Ответы:
отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии.

Учитель:
А теперь рассмотрим карту Атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? Всегда ли в Европе было такое количество городов?

Дети:
Нет. Отмечают значительный рост городов.

Учитель:
Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? Как вы думаете? (СЛАЙД –
демонстрация плана работына урок, после самостоятельных размышлений ребят)

Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

Каковы причины увеличения численности городов?

В каких местах появляются новые города?

Как устроен средневековый город?

4 этап.

Изучение новой темы

Учитель:
По данным карты — Когда начинается возрождение городов в средневековье?

Ответ:
В 11-12 веках.

Учитель:
Исходя из установленного факта о том, что в 11-12 веках происходит резкое увеличение количества городов, какой же вопрос может возникнуть?

Ответ:

1. Почему же люди стремились жить в городе?

2. Чем так могли привлекать людей города?

Предлагаю разделиться на группы – 4 группы. Работа по карточкам. Ваша задача выполнить предложенные задания, используя текст в карточке. На задание дается 2 минуты. Для выполнения задания предлагаю вам самостоятельно распределить обязанности: кто то читает (тихо, не мешая другим группам работать), кто то записывает, кто то отвечает. Обсуждаем все вместе.

1 группа.
Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, докажите, что до X века при господстве натурального хозяйства была плохо развита торговля.

Текст карточки:

Долгое время Западная Европа жила
натуральным хозяйством

. Все, что необходимо было для жизни, крестьяне производили своим трудом, выращивали хлеб, но
урожаи были низкие

– на 1 посеянное зерно получали только 2, хлеба всегда не хватало. Крестьяне
сами

делали простую посуду из глины, шили одежду, мастерили орудия труда. Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники. Большинство людей тогда считали, что выменивать что-то у соседей позорно, нужно все успевать делать самому. У крестьян
не было лишнего зерна, молока, мяса,

которые можно было бы
обменять

на ремесленные изделия.

Ожидаемый результат

— после обсуждения учащиеся могут сделать примерно такие выводы:

До X века в Европе господствовало натуральное хозяйство, крестьяне сами изготавливали все необходимые для жизни и труда изделия, торговля почти не была развита, так как у крестьян не было излишков продуктов, которые они могли бы обменять.

2 группа.
Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, покажите, какие изменения в земледелии привели к росту урожайности.

Текст карточки:

До
X
века земля делилась на два поля – одно распахивалось и засеивалось, а второе отдыхало, на нем росла трава. С X века землю стали
делить на три поля (трехполье).

Первое (яровое

), как и раньше, засеивали весной и собирали урожай к осени, второму давали отдохнуть, третье (озимое

) засеивали осенью, чтобы ростки перезимовали под снегом, быстрее поднялись весной и дали еще один урожай в середине лета. Урожаи стали выше.

Планируемый результат


после обсуждения учащиеся должны сделать примерно такой вывод:

Переход к трёхполью позволил увеличить урожайность. У крестьян появились излишки, которые они могли продать или обменять на изделия ремесленников.

3 группа.
Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?

Текст карточки:

С
X
в. численность европейцев начинает расти, к
XV
веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать
новые участки.

На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более
тяжелый


плуг «с отвалом

», переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться
излишки продуктов

(на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники
перестали заниматься

выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.

Планируемый результат

– обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.

4 группа.
Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?

Текст карточки:

Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах,
удобных для обмена и торговли

своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали
новые поселения,

куда
приходили и крестьяне

для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей.
Возрождались и города бывшей Римской империи

-ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В
X

XIII
веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.

Планируемый результат



обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:
В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.

Учитель:
Итак, какие же мы можем выделить причины возникновения городов? (Слайд
— схема причин возникновения городов) – ЗАПИСЫВАЕМ СХЕМУ В ТЕТРАДИ.

Выводы по решению заданий в группах:

К X веку в Европе:

Прекратились набеги варваров;

Выросла численность населения;

Расчищаются новые участки земли;

Появляются новые способы земледелия (плуг с отвалом, трехполье), благодаря чему растет урожайность;

У крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут обменять в городе на изделия ремесленников.

Часть крестьян перестает заниматься земледелием, превращается в ремесленников и переселяется в города. Ремесло отделяется от сельского хозяйства.

Учитель:
В тексте учебника на стр. найдите ответ на вопрос «Где возникают города?» (Слайд –
схема мест возникновения городов)

Учитель:
перед вами лежит листок – черновик с таблицей. Ваша задача, используя карту в учебнике на стр. заполнить второй столбик в строках города возле рек и мостов и города возле гаваней. (Слайд
– таблица, приведенная ниже выводится на экран и заполняется с использованием интерактивной доски самими учениками)

Заполнить таблицу:

Место возникновения городов

вокруг монастырей

Мюнстер, Сен- Галлен,

Сен-Дени, Париж

Кельн, Трир

вокруг крепостей

Страсбург, Гамбург,

Аугсбург, Регенсбург

возле рек и мостов

Падерборн, Бремен, Франкфурт, Оксфорд

Цвейбрюккен, Брюгге

возле гаваней

Марсель, Генуя

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд)

Учитель:
Используя учебник, предлагаю вам подготовить небольшой рассказ. Работать будем в парах. Предлагаю так же распределить обязанности – кто то тихо читает, кто записывает и отвечает.

    Как выглядел средневековый город снаружи

    Как город выглядел внутри

    Какими были улицы средневекового города?

    Какова была особенность жилых домов в городе?

    Что вы можете сказать о благоустройстве городов?

    Каковы занятия жителей городов?

    Каким было внутреннее самоуправление в городах? (цехи, гильдии, налоги)

Ответы:

Город окружен мощными стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов. (СЛАЙДЫ –
иллюстрации внешнего вида городов)

В центре города на площади возвышалось здание ратуши и собора. (СЛАЙДЫ-
иллюстрации зданий ратуши и известных соборов)

Места в городе было мало, поэтому улицы были узкими, дома строились вплотную друг к другу. (СЛАЙДЫ
– иллюстрации средневековых городских улиц)

Дома были 2-х и 3-х этажные, причем 2-й и 3-й этажи были шире и нависали над 1-м этажом. (СЛАЙДЫ
– иллюстрации жилых домов средневековья)

Канализации, освещения в городе не было, улицы были грязными. (СЛАЙДЫ
— иллюстрации, демонстрирующие грязные улицы)

Горожане занимались ремеслом и торговлей. (СЛАЙДЫ
– иллюстрация с различными занятиями средневекового горожанина)

Создается магистрат, выбирается глава города – мэр

Города обращаются за помощью к королю, подписание хартии

Налоги платятся в казну короля

Право на самоуправление

Крестьяне бегут в города (правило «год и один день»)

Возврат к римским законам

Учитель:
Давайте просмотрим видео Средневековые городов, сохранившиеся до наших дней. (СЛАЙД –
просмотр фильма с европейскими городами, сохранившимися до наших дней)

Давайте подведем итог (СЛАЙД –
таблица, в которой указываются основная информация урока в кратком виде)

5 этап.

Закрепление изученного материала

Учитель:
Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду. (СЛАЙД –
на интерактивной доске сами ребята заполняют кроссворд)

    союз купцов, созданный для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдия)

    то, что производит ремесленник на продажу (товар)

    ученик мастера (подмастерье)

    человек, занимающийся обменом монет одного государства на монеты другого государства, а так же дающий деньги в долг под проценты (банкир)

    здание городского совета (ратуша)

    ежегодно повторяющаяся распродажа товаров (ярмарка)

    вид поселения в Средневековье (город)

Учитель: Какой средневековый город был загадан в кроссворде? (СЛАЙД –
изображение города)

6 этап. Подведение итогов: (слайды –
в виде плана выводятся все выводы, которые были сделаны на уроке)

Учитель:
Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока?

Ответ:
Да, В средние века люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могут стать лично свободными.

7 этап. Рефлексия: (СЛАЙД –
задание выводится на доске)

Учитель:
Закончите одно из предложений

1. Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне сегодня удалось…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю…

4. Мне не понравилось…

5. Настроение в ходе урока у меня…

За работу на уроке выставляются оценки. Пускаю таблицу, в которой вы должны оценить своего соседа по парте. Записываем Имя соседа по парте и оценку.

8 этап. Домашнее задание:
доделать таблицу, в контурной карте отметить все города средневековья

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X — XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом сред­невековых городов связаны важнейшие изме­нения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

1. Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колес­ный плуг с большими лемехами, который глуб­же вспахивал почву.

Продукты земледелия становились разнооб­разнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обес­печили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в во­енном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги — это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.

Для изготовления предметов из железа тре­бовалось много металла. В Европе появились шахты. Возросла добыча железной руды, усо­вершенствовалась плавка и обработка метал­лов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца по­бедила лен».

Поначалу крестьяне сами мастерили нуж­ные для них и господ вещи. Но для изготовле­ния колесного плуга или выделки сукна требо­вались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умель­цы» — знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.

Теперь крестьянин мог обменять часть про­дуктов на изделия ремесленников. Ремеслен­ник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отде­лению ремесла от земледелия.

2. В Европе возникают города. Многие ре­месленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правите­ля области. Господа давали заказы на изготов­ление дорогих вещей: мебели, одежды, ору­жия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда час­то приезжали и поселялись купцы. Из ближай­ших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и ку­пить нужные вещи или собрать деньги в упла­ту господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы — сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой обще­ства — горожане и новый вид поселения — город.

Для защиты от нападений горожане огора­живали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли ка­менными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.

Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возник­ли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших су­доходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились горо­да и в других странах Запад­ной и Центральной Европы.

В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.

3. Борьба городов с сеньора­ми. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как госпо­дина оказывалось и все город­ское население. Бывало, что ко­роль жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.

Сначала сеньоры покрови­тельствовали «своим» городам: в первые годы освобождали пе­реселенцев от платежей и дава­ли рыночные привилегии. Осо­бенно покровительствовали го­родам короли, видя в них источ­ники наличных денег.

По мере того как города рос­ли и богатели, сеньоры стара­лись получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судеб­ные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Неред­ко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.

Горожане стремились освободиться от вла­сти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах За­падной Европы. Одни города добивались неза­висимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничи­вали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.

Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» — общий). Завоевав независимость, горожане со­здавали самоуправление — выборный городс­кой совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии — бур­гомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рын­ком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.

Важным результатом борьбы городов с сень­орами было освобождение горожан от сеньори­альной зависимости. Если крестьянину, убе­жавшему от своего господина, удавалось про­жить в городе «год и день», он становился сво­бодным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свобод­ное положение.

4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в ма­леньких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых про­стых приспособлений, и очень тщательно: ина­че мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.

Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяй­ственные. Все время делались усовершенство­вания. Городские ремесленники часто создава­ли настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо укра­шенные доспехи и мечи, тонкие изделия юве­лиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились свои­ми изделиями: они были для них делом чести.

Хозяином и главным работником в мастер­ской был мастер; он же принимал заказы по­купателей, позднее сбывал свой товар на рын­ке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. От­давая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выпол­нял и подсобные работы.

Подмастерье — работник, уже изучивший ремесло, — за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдо­ве, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства из­готовить шедевр1- лучший образец изделия.

5. Цехи — союзы ремесленников. У ремес­ленников было много общих интересов: повы­сить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они се­лились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживав­шие в одном городе, часто объединялись в со­юзы — цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали ус­тав — правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между масте­рами по одинаковой цене.

При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех забо­тился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали наруши­телей. Если лондонский пекарь продавал бул-

ку неполного веса, его возили по городу в клет­ке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества вы­ставляли у позорного столба на рыночной пло­щади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изде­лий нецеховые ремесленники.

6. Роль цехов в жизни города. Члены цеха устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»), участво­вали в свадебных торжествах мастера, присут­ствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, впав­шим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.

Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи — свою цер­ковь и даже кладбище.

Долгое время цехи способствовали разви­тию ремесла. В городах возникали новые ремес­ленные специальности, росло разделение труда между цехами. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке — уже 350. Так, от кузне­цов отделились оружейники, от последних — изготовители лат, ножовщики. От кожевников «отпочковались» цехи сапожников, ременни-ков, сумочников и другие.

С увеличением в городах числа мастеров со­перничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров бес­препятственно получали звание мастера; оно стало почти наследственным.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные

изобретения и расправлялись с изобретателя­ми. К концу Средних веков цехи стали задер­живать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Об­ходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Ни­дерландов фактически превратились в организа­ции богатых предпринимателей и торговцев.

7. «Что с возу упало, то пропало». Торгов­ля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство меж­ду поселениями покрывали огромные, непро­ходимые леса, кишевшие хищниками и раз­бойниками. Дороги были узкими и немощены­ми, покрытыми непролазной грязью. Хорошей считалась дорога, по которой, как тогда гово­рили, «могла бы проехать невеста, не зацепив воза с покойником». Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей вла­дельца этой земли. В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало».

За проезд через владения феодалов, за поль­зование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, подни­маемую повозками купцов.

Для защиты от грабителей и помощи друг ДРУГУ» купцы объединялись в торговые союзы — гильдии (от германского слова «гилле» — пир). На собраниях члены гильдии.выбирали руко­водителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу (например, пострадавшим на море, их семьям). Члены гильдии устраива­ли между собой товарищества, где станови­лись компаньонами для совершения одной или нескольких торговых операций.

8. Расширение торговых связей. Город стал центром торгового обмена не только с окружав­шей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.

Натуральное хозяйство в Европе сохраня­лось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производи­лись для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Оживление торговли потребовало улучше­ния дорог. Этого же требовали военные и адми­нистративные нужды государства. В некоторых странах короли приказывали мостить главные дороги камнем. Через реки строили прочные мосты. Тяжелые грузы везли теперь не на спи­нах лошадей, а в повозках. Дешевле и удобнее было перевозить товары по рекам и морям. Замена прямоугольных парусов косыми позво­лила судам двигаться при боковом и даже встречном ветре, а особые инструменты давали возможность плавать в открытом море.

Выгодными торговыми путями на Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) ов­ладели купцы итальянских городов — Венеции и Генуи. Эти города столетиями соперничали и воевали с Византией и друг с другом. Венеция и Генуя были самостоятельными городами-рес­публиками, в которых власть принадлежала богатым купцам, владевшим флотилиями ко­раблей, десятками домов, складами и магази­нами. На Востоке купцы приобретали прибыльные предметы роскоши и пряности для богатых европейцев. Пряности взвешивали на аптекар­ских весах и продавали небольшими порциями. Недаром в Средние века очень богатого челове­ка в насмешку называли «мешком перца».

Важные торговые пути проходили по Север­ному и Балтийскому морям — к Восточной Европе. Здесь преобладали другие товары: соль, меха, шерсть, воск, лес, железо. Этой торговлей были заняты купцы городов и стран Северной Европы — от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге с его огромной международной ярмаркой.

В XIV веке купцы более 70 немецких горо­дов объединились в Ганзу («союз», «товарище­ство») для защиты своего имущества и вытес­нения соперников. Ганза состояла из несколь­ких филиалов.

В Новгороде, Брюгге, Лондоне и других го­родах ганзейские купцы имели хорошо укреп­ленные торговые дворы — фактории. В таком дворе возводили жилые и служебные помеще­ния, амбары, склады, церковь. Располагая большим флотом, Ганза часто силой оружия добивалась выгодных условий торговли в сосед­них странах, подавляла пиратов, и до конца XV века Северная Ганза фактически господ­ствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.

9. Ярмарки и банки. Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.

До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год. Затем их сменила ярмарка в Брюг­ге. На международных ярмарках торговали товарами как со всей Европы, так и с Востока.

Ярмарки были шумными и многолюдными. Между рядами купеческих лавок стояли столи­ки менял — специалистов по денежным делам: ведь в каждой стране были в ходу монеты раз­личного веса и чеканки. Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так меня­лы становились ростовщиками (у них деньги как бы «росли»).

Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков1. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую. В руках купцов и банкиров накапливались большие богатства. Нередко они давали крупные суммы в долг королям и феодалам. Самые первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (откуда пошло слово «ломбард»).

Теперь наряду с главной собственностью Средневековья — «недвижимой» (земля и пост­ройки на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах «движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно, но неуклонно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы пове­дения людей.

С X-XI вв. в Европе быстро росли города. Многие из них обрели свободу от своих сеньоров. В городах быстрее развивались ремесло и торговля. Там возникли новые формы объединений ремесленников и купцов.

Рост средневекового города

В эпоху германских вторжений численность населения городов резко сократилась. Города в это время уже перестали быть центрами ремесла и торговли, а оставались только укреплёнными пунктами, резиденциями епископов и светских сеньоров.

С X—XI вв. в Западной Европе снова начали возрождаться прежние города и появляться новые. Почему же это происходило?

Во-первых, с прекращением нападения венгров, норманнов и арабов жизнь и труд крестьян стали безопаснее и потому продуктивнее. Крестьяне могли прокормить уже не только себя и сеньоров, но и ремесленников, производивших более качественные изделия. Ремесленники стали меньше заниматься сельским хозяйством, а крестьяне — ремеслом. Во-вторых, население Европы быстро росло. Те, кому не хватало пахотных земель, начинали заниматься ремеслом. Ремесленники селились в городах.

В результате происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, причём обе отрасли стали развиваться быстрее, чем прежде.

Город возникал на земле сеньора, и многие горожане зависели от сеньора, несли в его пользу повинности. Города приносили сеньорам большие доходы, поэтому они защищали их от врагов, жаловали привилегии. Но, окрепнув, города не желали подчиняться произволу сеньоров и начинали борьбу за свои права. Иногда им удавалось выкупить у сеньоров свою свободу, а иногда — свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.

Города возникали в наиболее безопасных и удобных местах, часто посещаемых купцами: у стен замка или монастыря, на холме, в излучине реки, на пере­крёстке дорог, у брода, моста или переправы, в устье реки, возле удобной морской гавани. Сначала возрождались античные города. А в X—XIII вв. по всей Европе воз­никают новые города: сначала в Италии, Южной Франции, по Рей­ну, затем в Англии и Северной Франции, ещё позже в Скандина­вии, Польше, Чехии.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс
Замок сеньоров Гента

Средневековое городское общество

Полноправных горожан в Германии называли бюргерами, во Франции — буржуа. Среди них выделялся узкий слой самых влиятельных людей. Обычно это были богатые купцы — своего рода городская знать. Они гордились древностью своего рода и в быту часто подражали рыцарям. Из них состоял городской совет.

Основу населения города составляли ремесленники, купцы и торговцы. Но здесь жили также монахи, рыцари, нотариусы, слуги, нищие. Крестьяне находили в горо­дах личную свободу и защиту от произвола сеньора. В те времена сложилась поговорка «Городской воздух делает свободным». Обыч­но действовало правило: если сеньор в тече­ние года и одного дня не находил убежавшего в город крестьянина, то его уже не выдавали. Города были в этом заинтересованы: ведь они росли именно за счёт пришлых людей.

Ремесленники вступали в борьбу за власть с городской знатью. Там, где удавалось огра­ничить власть самых влиятельных семей, городские советы часто становились выбор­ными и возникала городская республика. Во времена, когда преобладал монархический строй, она была новой формой государствен­ного устройства. Однако и в этом случае к власти приходил узкий круг горожан. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Рассказ о жизни горожан история 6 класс
Париж в IX-XIV вв.
Рассказ о жизни горожан история 6 класс
Средневековые дома и замок в городе Нюрнберге

На улицах средневекового города

Обычный средневековый город был невелик — несколько тысяч жите­лей. Город с населением 10 тыс. жителей счи­тали большим, а 40—50 тыс. и более — огром­ным (Париж, Флоренция, Лондон и некоторые другие).

Каменные стены защищали город и были символом его могущества и свободы. Средо­точием городской жизни являлась рыночная площадь. Здесь же или рядом находились собор или главная церковь, а также здание городского совета — ратуша.

Поскольку места в городе не хватало, ули­цы обычно были узкими. Дома строились в два—четыре этажа. Номеров у них не было, называли их по каким-либо приметам. Часто на первом этаже размещалась мастерская или торговая лавка, а хозяин жил на втором этаже. Многие дома были деревянными, и при пожаре выгорали целые кварталы. Поэто­му поощрялось строительство каменных домов.

Горожане заметно отличались от кресть­ян: они больше знали о мире, были более деловыми и энергичными. Горожане стреми­лись разбогатеть, добиться успеха. Они вечно спешили, ценили время — не случайно имен­но на башнях городов с XIII в. появляются первые механические часы.


0x20 magnifierНа этой странице материал по темам:

  • Средневековый город замок сеньоров

  • Средневековый город 10 -11 век нюрнберг презентация

0x20 q markВопросы по этому материалу:

  • Расскажите о возникновении средневековых городов и их борьбе за свою сво­боду.

  • Какие причины привели к воз­никновению средневековых горо­дов?

  • Что нового внесли города в жизнь средневекового общества?

Город
в Средневековой Европе по своему устройству, образу жизни населения и значению
сильно отличался от деревни, замка или монастыря.

Население
города было неоднородным. Его можно разделить на три категории.

Патрициа̀т или
городские богачи. Это купцы, банкиры, владельцы домов и земли.

Плебѐйство

самые бедные горожане. Ими были бедняки, разнорабочие, подмастерья.

Бю̀ргеры или
средний класс. Это мелкие и средние торговцы, ремесленники.

Население
города

image001

В
городском совѐтеоргане управления средневековым городом
присутствовали бюргеры и патрициат.

Они
собирали налоги, распоряжались финансами, проводили свой суд, чеканили монету,
руководили ополчением.

Городской
совет

image002

В
городах скапливалось множество нищих, бежавших крестьян, калек.

Они
выполняли самую тяжёлую работу. Особых прав у них не было, поэтому в городах не
раз случались восстания бедняков.

В
среднем городе средневековой Европы проживало от 1 до 5 тысяч человек.

Большими
считались города в 20–40 тысяч жителей
(Кё̀льн,
Лю̀бек, Стра̀сбург, Ню̀рнберг).

Только
немногие города, такие как Константино̀поль, Ло̀ндон, Парѝж,
Венѐция, Флорѐнция, Мила̀н
насчитывали в разное время более
100 тысяч жителей
.

Средневековые
города

image003

Средневековый
город был хорошо защищён. Его окружали высокие стены и ров. Попасть внутрь
можно было только через ворота.

Центральным
местом в городе была
рыночная площадь. Рядом с ней
располагался городской собо̀р. Здесь же находилась ра̀туша
здание городского совета.

План
города

 image004

В
ратуше размещались зал заседаний, городская казна, тюрьма, арсенал.

Ближе
к центру города возводились общественные здания: больницы, учебные заведения,
мастерские, дома городских сообществ.

От
рыночной площади расходились улицы. Они были крайне узкими, так как стены
ограничивали пространство города.

Ширина
главных улиц достигала семь-восемь метров. Переулков – один-два метра.
Тротуаров они не имели.

Дома
строили в два-три этажа. В основном из дерева. Поэтому пожар для средневекового
города был самым страшным бедствием.

Улицы
города

image005

Уличного
освещения, мостовых, водопровода и канализации в городах не было долгое время.
Мусор сбрасывали в выгребные ямы и сточные канавы.    

Мелкий
скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе.

Из-за
тесноты и грязи в городах часто возникали эпидемии.

Они уносили большое количество жизней.

Эпидемия

image006

Вокруг
стен города возникали предмѐстья. Их населяли в основном ремесленники.

Предместья
затем обносились новым кольцом стен. Таким образом город расширялся.

Нередко
горожане владели землёй вне города. Свои поля, пастбища и огороды были для них
хорошим подспорьем.

Предместье

image007

Горожанин
– одно из главных действующих лиц средневековой истории.

Богатство
городов основывалось на богатстве их граждан.

Поэтому
жизнь городских жителей в Средние Века была наиболее динамична.

Оживал
город с рассветом. О начале дня сообщал бой колоколов собора. Самые богатые
города могли позволить себе часы с боем, которые отмеряли время дня и ночи.

Бережное
отношение ко времени и своей свободе – отличительная особенность жителей
средневекового города.

Городские
часы

image008

Время
приобрело ценность
. Ремесленник, не успевший вовремя сделать
заказ, оставался без доходов. Торговец, который также не смог вовремя продать
товар, рисковал своим делом. Потеря времени стала равносильна потере денег.

Горожане
были особым сословием. Они упорно отстаивали свои свободы. Ввиду этого сложился
союз королей и городов
. Короли и города противостояли феодалам. Поэтому
города поддерживали королей.

Союз
городов и королей

image009

Они
платили большие налоги и пошлины, выставляли ополчение. Короли в свою очередь
давали городам льготы, не вмешивались во внутренние дела горожан.

Средневековый
город был уникальным явлением своего времени. Он вобрал в себя многообразие
тогдашнего мира.

Город
исполнял военную функцию. Он защищал население, был военным и
оборонительным центром.

Торговую
центр торговли и ремесла.

Религиозную
в городах или рядом с ними часто располагались крупные монастыри,
резиденции духовенства
.

Административную
из города своими землями мог управлять феодал или король.

Культурную
в городах развивались образование, литература и искусство.

Горожане
любили зрелища. Такими событиями могли стать публичная казнь, въезд в город
свиты короля, выступление артистов.

Зрелища

image010

В
честь разных праздников устраивались шествия, карнава̀лы, мистѐрии
.
Они также пользовались большой популярностью у горожан.

Неоднородность
населения, часть которого составляли приезжие, позволяло горожанам расширять
кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счёт культурных
заимствований.

Город
создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Подведём
итоги.

Средневековый
город стал новым явлением в жизни Западной Европы.

Он
стал центром развития товарно-денежного хозяйства.

Образ
жизни горожан, основанный на ценности времени и личных свобод, стал прообразом
современного общества многих стран Европы.

Горожане и их образ жизни

История Средних веков 6 класс

Учитель истории МОУ СОШ №1

г.о. Звенигород Бортникова Т.И

Цели урока

  • формирование представления о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях.
  • дать представление о населении средневековых городов и внешнем виде горожан.
  • Продолжить формирование умений задавать вопросы, анализировать и оценивать информацию.
  • Развитие навыков работы в группе.

План изучения материала

  • Городские бедняки и богачи
  • Как жили горожане
  • Взгляд из города

Словарная работа

  • Бюргер — горожанин
  • Патриции — городская знать
  • Ратуша— здание городского совета.
  • Подёнщик — временный работник на день
  • Интеллигенция — особая группа людей, занятых умственным трудом.
  • Университеты — высшие школы
  • Мистерии — представления на библейские и исторические темы.

Городские бедняки и богачи

Состав городского населения:

Цеховые мастера и мелкие торговцы — владельцы мастерских и лавок

Купцы, владельцы городских земель, кораблей (патриции) — держали в своих руках управление городом

Городские бедняки — «вечные» подмастерья, нищие, чернорабочие

Городские бедняки и богачи

Городом управляли богачи — купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной.

Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать — их называли патрициями.

Патриции – городская знать.

Городские бедняки и богачи

Патриции в быту подражали рыцарям.

Они имели гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, становились благородными. В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки.

Герб гильдии немецких столяров

Герб цеха шорников

Герб цеха пекарей

Герб цеха банщиков

и парикмахеров

Городские бедняки и богачи

Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось ввести своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет всё из тех же патрициев.

Средневековые ремесленники.

Прогулка по средневековому городу

Что из себя представлял средневековый город?

Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

Хотели бы вы жить в средневековом городе?

Как жили горожане

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.

Как жили горожане

В осенние и зимние месяцы город рано погружался во мрак. В Кельне в XIV в. светились лишь три фонаря: у ратуши, на Марсовом поле, у монастыря. Домовладельцы обязаны были вывешивать фонари у своих домов лишь при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей , при нарушениях общественной безопасности. 

Горожанин не полагался на уличное освещение. Он вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было плащом защищать от ветра.

Как жили горожане.

Обычно население средневекового города не превышало 5— 6 тысяч человек, а часто было и того меньше — 1—2 тысячи. Большими считались города в 40—50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100—200 тысяч жителей.

Как жили горожане

Улица носила имя святого или получала название того ремесла, которым занимались ее жители. Садовники, Красильщики, Кожевники, Седельщики — таковы названия улиц, не требующие пояснений. Иногда улицы были обязаны своим названием тем иностранцам, гостям, которые часто посещали город: Английская улица в Любеке, Ломбардская — в Базеле, Русская — во Вроцлаве.

Как жили горожане

Нумерации домов не было. Обычно дом украшался эмблемой хозяина. Сапожник сообщал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому просто прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: «Улица Святого Якоба, дом синего сапога, справа…»

Как жили горожане
Как жили горожане

В домах бедных горожан были маленькие окна, которые зимой затыкали сеном или тряпками. Чтобы согреться, разводили огонь, дым от которого выходил через отверстие в потолке или открытую дверь, но частично он оставался внутри помещения.

Фрагмент картины Брейгеля (старшего)

Как жили горожане

Многие города имели примерно однотипную планировку.
В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя.

Как жили горожане

Старая ратуша в Мюнхене

Ратуша во Флоренции

Центр Копенгагена. Ратуша

Ратуша во Вроцлаве 

Как жили горожане

Кёльнский собор

Собор в Вормсе

Собор в Шпейере 

Как жили горожане

Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тесом или соломой, реже — более дорогой черепицей. Только отдельные здания, принадлежавшие городским патрициям, дворянам и богатым купцам, были каменные. При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу и соприкасались легко воспламенявшиеся кровли, пожары были грозным, опустошительным бедствием, с которым общими силами боролись все горожане.

Как жили горожане

Большинство домов были деревянными, а крыши – соломенными, и во время пожара огонь быстро перекидывался на соседние дома, что приводило к разрушению целых кварталов.

Как жили горожане

Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними.

Одна из улиц в Брюсселе и в Праге называлась «улицей одного человека», потому что там не могли разойтись даже двое.

Как жили горожане

Чумной столб в Вене

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.

Чумной столб в Праге

Как жили горожане

В городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.

В настоящее время многие города Западной Европы, сохранившие облик и дух Средневековья объявлены ЮНЕСКО объектами мирового культурного наследия.

Набережная бельгийского города Нант

Как жили горожане

Озвучьте рисунки: придумайте, о

чём говорят изображённые на них люди.

Вильгельм, подмастерье одного из цехов хлебопеков, спешил по широкой, прямой как стрела улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.
Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек. Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.
А вот и рыночная площадь, городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает его, раньше он был членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него — так гласил устав.

Задание: найдите в тексте ошибки и исправьте

Домашнее задание

  • Для сильных учеников — § 15, составить в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.
  • § 15, вопросы и задания с. 124-125

Интернет-источники

  • http://doklad-referat.ru/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_(16-17_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0)
  • http://cult-cult.ru/star-domain-of-freedom-towards-modernity/
  • http://tonkosti.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B0_%D0%B2_%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B5
  • http://travelrabbit.ru/2016/03/31/poezdka-vo-florenziu-italia/
  • http://victor.com.ua/poland/Wroclaw/Wroclaw_Rat.htm
  • http://www.km.ru/turizm/encyclopedia/kopengagen
  • http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293/
  • http://www.fjord.travel/country/germaniya/resort/keln/guide/dostoprimechatelnosti/kyolnskiy-sobor
  • http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293/
  • http://freeadvice.ru/view_advice.php?id=263
  • http://pravdazhizni.com/2077.html

Интернет-источники

  • http://tstealth1.livejournal.com/180691.html
  • http://geraldika.ru/files/080823083631412.jpg
  • http://lr4.lsm.lv/lv/raksts/progulki-po-rige/malaja-gildija-ili-biznes-srednevekovja.a48481/
  • http://rovdyrdreams.com/emblemyi-nemetskih-srednevekovyih-gildiy-s-perevodom-na-russkiy-yazyik-nazvaniy-professiy/
  • http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post180133481/
  • http://montaigutencombraille.blogspot.ru/2014/01/rue-sous-les-murs-montaigut-en.html
  • http://www.bestprivateguides.com/guide-in-france/galina-masson-1884/paris-excursion-6167/index.php
  • http://lewebpedagogique.com/jeuxdecettefamille/category/lego-aventure/
  • http://lewebpedagogique.com/jeuxdecettefamille/category/lego-aventure/
  • http://montaigutencombraille.blogspot.ru/2014/01/rue-sous-les-murs-montaigut-en.html
  • http://warsh.livejournal.com/2326712.html
  • http://victor.com.ua/austria/wien/graben.htm
  • http://blogik.livejournal.com/19367.html
  • http://kupala-theatre.by/istoriya/akteryi-srednevekovogo-teatra.html

Что ценили в людях крестьяне?

Какие правила поведения составляли кодекс рыцарской чести?

Каковы были взгляды на общество и государство граждан древнегреческих полисов?

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архитектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.

1. Городские бедняки и богачи. Городом управляли богачи — купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать — их называли патрициями.

Патриции в быту подражали рыцарям. Они имели гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, становились благородными. В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось ввести своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет всё из тех же патрициев.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Средневековые европейские монеты

Из округи в города стекалось множество голодающих, бежавших из деревень. Они становились подёнщиками, слугами, матросами. Не раз в городах вспыхивали мятежи бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседей-феодалов.

2. Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5—6 тысяч человек, а часто было и того меньше — 1—2 тысячи. Большими считались города в 40—50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100—200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремёсла, торговля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города ещё долго не порывали с сельским хозяйством. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Жители средних и малых городов устраивали во дворах сады и огороды.

Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7—8 м, а переулков — 1—2 м. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» — двое не могли на ней разминуться.

Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Большинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывали в реки и рвы. Появление водосточных канав и вывоз мусора повозками в крупных городах можно отнести к XIV веку. Раньше, чем в других странах, улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конём. Из-за тесноты и грязи распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Строители. Современный рисунок

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Площадь перед ратушей. На переднем плане — городской советник. Современный рисунок

Какие здания находились на главной площади города?

Центром города была рыночная площадь с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей и брали воду для домашних нужд. На центральной площади казнили или привязывали к позорному столбу преступников. Поблизости высилась главная городская церковь — собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали локоть — образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу — здание городского совета. Ратушу венчала башня с набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Рыночная площадь.

Представителей каких групп городского населения можно увидеть на рисунках? Как они одеты?

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Улица в средневековом городе. Современные рисунки

Озвучьте рисунки: придумайте, о чём говорят изображённые на них люди.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Ратуша в Брюгге

В городах возводили и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома цехов и гильдий.

3. Взгляд из города. Город стал самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие того мира. Здесь были и стены, и разные но размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располагались кварталы ремесленников, гостиницы, хижины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с её ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли и на мостах.

В городе жили люди разных профессий: ремесленники и торговцы, судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строители кораблей, рыбаки и мельники. В городах было много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно нищенствующих орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах находились резиденции феодалов, в которых имелись охрана, слуги, присутствовали приближённые. Многие города были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, политическими центрами, резиденциями местных правителей, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным окружением, принимали просителей и дипломатов, собирали парламент.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Средневековые весы

Города с их мощными стенами служили и военным целям, в них размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Больницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда — из разных земель и стран. На улицах городов слышалась многоязычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида, с необычным цветом кожи.

Разнообразие состава населения, заметную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счёт многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского общества.

Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов и крестьян они стремились нажить богатство, занимаясь прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров. Купцы были особенно деятельны и предприимчивы, пускались в далёкие и опасные путешествия. Деловые люди следовали правилу: «Человек рождён не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш с XIII—XIV веков появляются механические часы, напоминавшие, что время — ценность и его надо беречь. Тогда говорили:

«Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, делали заказы на художественные произведения, украшения, картины и статуи.

Растущим городам требовалось всё больше образованных людей: грамотных мастеров и торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских судах, советах, уметь составить и записать договор, завещание, проект здания. В городах возникали нецерковные школы и скриптории — они были частными или содержались на средства городских советов. В XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты, где преподавали прославленные учёные. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и учёные сочинения. Так в городах возникала интеллигенция — особая группа людей, занятых умственным трудом и творчеством.

Города упорно отстаивали свои привилегии и свободы. Короли считались с городами: там были крепкие стены, города платили хорошие налоги и пошлины, выставляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных междоусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.

Праздники и представления в городе

Горожане были любознательными и жадными до зрелищ людьми. А зрелищами были самые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, праздничное шествие, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносными ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и бранных словечек. Там высмеивались и попы, и богатые купцы, и болтливые щеголихи-жёны, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: много часовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на специальной сцене-помосте, кричали и иногда лезли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карнавалы и всякие шествия, на которые все цехи и гильдии шли со своими флажками.

Рассказ о жизни горожан история 6 класс

Мощные башни и стены средневекового французского города Каркассон

Значительную роль сыграли и городские организации типа цеха или гильдии с их старшинами, своими порядками и уставами, и особенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединениях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов власти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству? 2. Кому обычно принадлежала власть в городе? 3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома — многоэтажными, с выступами на верхних этажах? 4. Из каких основных частей состояла терри тория средневекового европейского города? Какие здания в нём обязательно были? 5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи? 6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей? 7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат.

1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались? 2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: а) какими способами обеспечивали себя; б) как относились к своей деятельности; в) какими качествами характера отличались; г) что ценили в жизни. 3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям). 4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне? 5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копьё. Подумайте, зачем он это делал. 6. Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Подведём итоги

Вы узнали, что:

• благодаря успехам в хозяйстве в X—XI веках в Западной и Центральной Европе возникло много городов;

• в XII—XIII веках большинство городов освободились от власти сеньоров и стали самоуправляемыми коммунами;

• города были центрами ремесла, владельцы ремесленных мастерских объединялись в цеховые союзы;

• города вели активную торговлю по Средиземному, Балтийскому и Северному морям, организовывали торговые компании и ярмарки;

• на смену натуральному хозяйству пришло товарно-денежное, появились менялы, ростовщики и банкиры;

• города стали административными, политическими, хозяйственными и культурными центрами средневековой Европы;

• горожане были более любознательными, образованными и свободными, чем представители других сословий.

Вопросы и задания к главе V

1. Чем были вызваны упадок городов в раннее Средневековье и их возрождение с X—XI веков? 2. Люди каких профессий и занятий проживали в городах? 3. Как выглядел и как управлялся город-коммуна? 4. Чем был город по отношению к средневековому миру — его составной частью или инородным явлением? 5. На чём был основан союз городов и королей? Кто был их общим врагом? 6. Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чем можно найти сходство? 7. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов: а) появление в городах первых университетов; б) появление городов в Западной и Центральной Европе; в) появление механических часов на городских башнях; г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе. 8. Для чего создавались ремесленные цехи (выберите правильные ответы): а) для поиска беглых крестьян; б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров; в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам; г) для создания торговых домов и борьбы с пиратами?

Творческие работы и проекты

Учебная игра «На ярмарку в Шампань». Представьте, что венецианский купец направляется на ярмарку в Шампань. Продумайте: каким путём он поедет; какие товары он может туда повезти; какие трудности, опасности и приключения могут ожидать его в пути. Сделайте игровое поле с маршрутом пути, нанесите на него придуманные происшествия и их последствия (например, пропуск хода из-за необходимости подковать лошадь и пр.) и сыграйте в эту игру со своими одноклассниками.

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях». Изучите карту современной Западной Европы, проанализируйте расположение и названия городов. Вы заметите, что многие названия имеют сходные части: «бург» (от немецкого «крепость»), «фурт или «форд» (от немецкого и английского «брод»), «бридж» (от английского «мост»), «честер» (от латинского «лагерь»), «сан, сен, санкт» (от латинского «святой»). Выпишите названия городов с такими частями. Разделите их на группы. С помощью карты определите, что общего в расположении городов каждой группы. В справочной литературе и Интернете найдите сведения о времени и об обстоятельствах возникновения этих городов. Систематизируйте информацию, сделайте выводы: что могут рассказать названия европейских городов об особенностях их возникновения?



  • Рассказ о жизни дубровского 6 класс по литературе
  • Рассказ о жизни древних людей 5 класс
  • Рассказ о жизни египетского фараона
  • Рассказ о жизни детей во время великой отечественной войны автор
  • Рассказ о жизни дворян от 1 лица при петре 1