Рассказ о жизни древних славян

во времена древней руси конспект урока окружающего мира в 4 классе подготовила и провела учитель начальных классов филиппова т.а. цель:

«Во времена Древней Руси»

(конспект урока окружающего мира

в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Филиппова Т.А.

Цель: — формировать у учащихся представление о

Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с
картой
;

■’!

воспитывать любовь к истории

Ход урока

I Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,

И хочется играть, сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный —

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II Проверка домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Вариант 1/

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от :

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами

3. Посуду делали древнее славяне из:

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Богом грома и молнии у древних славян был:

а. Зевс;

б. Перун;

в. Марс;
Вариант 2

1. Древние славяне жили:

99765963 199765963 299765963 399765963 499765963 599765963 699765963 899765963 9 а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

2. Поселение древних славян раскинулось:

а. В западной части Европы;

б. В восточной части Европы;

в. В центральной Европе.

3. Свои дома славяне строили:

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

4. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

Вариант 3

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от :

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

3. Посуду делали древнее славяне из:

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Свои дома славяне строили: *

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

5. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а. Земледелием;

б. Бортничеством;

в. Рыболовством;

III Сообщение, темы и цели.

99765963 1099765963 1199765963 1299765963 13 Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие во времена древней Руси. (Слайд 1)

«Во времена Древней Руси»

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

2.Работа с учебником с 42

  • Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. ( Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны , ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)

  • Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками — бояре.)

  • Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

99765963 1599765963 163.Работа с картой.

  • Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)

  • А как вы думаете, почему территория увеличилась?( Князь завоевывал земли.)

  • Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя I по реке Днепр?

4.Физкультминутка.

(Звучит музыка).

  • Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.

  • Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?

  • А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.

V. Объяснение учителя.

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

(Слайд 3)

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  • Известны ли вам эти имена?

  • Какие произведения вы знаете о русских богатырях?

  • Кого называют богатырем?

VI. Работа по картинам.

— Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

(Слайд 4)

Репродукция картины В.М. Васнецова

99765963 2199765963 2299765963 23VII. Рассказ учителя.

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира — крещение Руси.

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун — бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос — бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.
Огонь, думали язычники , передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими ( греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

VIII. Работа с учебником

  • Прочитайте текст на с 44

  • какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

  • За что его так прозвали?

  • Назовите русских богатырей.

  • Почему народ сложил о них сказания и былины?

  • Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

IX. Работа в рабочих тетрадях.
С. 17 №2

  • Что такое крещение?

  • Запишите это определение. С. 18 №3

— Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.

С.18 4

  • Какие слова можно собрать из данных слогов?

  • Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5

— Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)

У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?
Карточка 2

/. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

VI Подведение итогов урока.

  • С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?

  • В каком году произошло Крещение Руси?

VII. Задание не дом.

Ответить на вопросы учебника с. 45

11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского — автора многих сбывшихся пророчеств. Одно из самых известных касается его предвидения отношения освобожденных в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. балканских славян к России и русским.

Задолго до окончания войны Достоевский писал: «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!».

Достоевский не осуждал это будущее отношение освобожденных к освободителям. «И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян, — писал он. — Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед».

В основе этого предсказания — удивительно простого и ясного, без тени сомнения, что так и произойдет, — лежит глубокое знание человека. Не человечества, не класса, не народа, представляющих собой, по выражению британского политолога и социолога Бенедикта Андерсона, «воображаемые сообщества», а реально существующей человеческой личности, содержащей в себе весь человеческий космос, народ, класс. Поняв человека, Достоевский понимал человечество, потому что оно не может в своих действиях исходить из иных, нежели индивидуум, оснований.

Как православие не переросло в панславизм

Славянство, как общность, было сформировано славянофилами в XIX веке. Единого славянского мира к тому моменту давно не существовало, а может быть его не было никогда — славянская история, по большей части, предположительна. Но возможность создать славянский мир была: в XIX веке под влиянием немецкого идеализма и романтизма в Европе начали стремительно формироваться нации: немецкая, французская, итальянская, польская. И на волне вот этого «строительства наций» славянофилы увлеклись идеей единого славянства, которое можно было бы создать на основе общей истории и современной борьбы за освобождение от турецкого ига.

Заметим здесь, что борьбу балканских славян против турок русское правительство поддерживало давно, но, в основном, как защиту православных, а не славян. И только в XIX веке, наряду с идеей защиты православия, появилась идея защиты славянства.

Идея славянского единства была очень живо воспринята — прежде всего, в России. Ее приветствовали не только славянофилы, но и рационалистически мыслившие представители элиты, переформулировавшие ее в геополитическую концепцию панславизма. В основе концепции лежала идея историка, публициста и писателя Михаила Погодина об объединении всех славян, которых насчитывалось по его подсчетам не менее 90 миллионов: 60 млн в России и 30 млн в Восточной Европе. Объединив эту силу, можно было получить сильнейший рычаг влияния на европейскую политику.

Но на Балканах и в Восточной Европе идея объединенного славянства не нашла столь же значительного отклика, и это не случайно. Дело в том, что единых ценностей у тогдашних славян не было. Древние обряды и традиции, некогда объединявшие славянские племена, были забыты, а более поздние оказались связанными с христианством — поэтому размежевание католической и православной церквей столь тяжело отразилось на взаимоотношениях славянских народов. Принявшие католичество поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы сформировали свои актуальные ценности на основе именно этой веры, и они во многом не совпадали с ценностями, основанными на православии. Славяне-католики определенно не укладывались в идею единого славянского мира, причем более всего в него не вписывался второй по численности славянский народ — поляки.

Для русского же человека XIX столетия идея славянской общности была новой, и может быть поэтому он принял ее столь близко к сердцу. До того главной объединяющей силой, идейной основой русского народа было православие. Этнические корни значительной роли не играли, поэтому, например, крещеные татары или евреи считались русскими. Привнесение этнической составляющей было новым словом, и оно с энтузиазмом было воспринято не только славянофильствующей интеллигенцией, но и, что удивительно, — православным народом, неожиданно обретшим кровных братьев на Балканах.

Русский народ принял необычно активное участие в судьбе балканских славян, жертвуя на борьбу с османским игом не только деньгами, но и своими жизнями, активно записываясь в добровольцы. По всей России прокатилась волна радости от обретения новых братьев и желания им помочь. Это искреннее чувство было во всех слоях общества — от самых низов и до высших слоев дворянства, включая самого царя.

С нашей помощью — но по чужому пути

Стремление освободить славянских братьев было реальной возможностью осуществить христианский завет, столь близкий русскому человеку: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Охваченные единым порывом русские люди не сомневались в том, что и их вновь обретенные братья испытывают схожие чувства.

Они ошибались. Балканские славяне были готовы принять помощь русского народа в освобождении от турецкого ига и были искренне благодарны за нее, но никаких планов создания единого славянского мира на Балканах не было и быть не могло. Тамошние славяне часто воевали между собой и ненавидели друг друга не меньше, чем турок. Россия тоже не была им близка. Не по ее примеру хотели они строить свою свободную жизнь, а по образу и подобию близких, богатых и начинавших демократизироваться европейских стран. Свое будущее балканские славяне видели европейским, а не российским. И вот это отчетливо понимал Достоевский.

Он сознавал, что Россия, кроме освобождения, ничего своим славянским братьям дать не может, но надеялся, что через сто лет этот подвиг русского народа не будет забыт, и новая Россия, подавшая беспримерный в истории нравственный пример, все же объединит славянский мир.

«Выказав полнейшее бескорыстие тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью, — писал Достоевский. — Все воротятся в родное гнездо… конечно, что-нибудь произойдет в этом роде несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока, и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся».

История повторяется, но России нельзя повторяться

История ХХ века во многом подтвердила пророческие предвидения Достоевского — но не в полной мере и не так, как предполагал писатель. В 1917 году рухнула православная империя, и уже пришедший ей на смену Советский Союз, в результате еще одного великого бескорыстного подвига во Второй мировой войне, вновь освободил славянскую Европу. Теперь это была победа над фашизмом и объединение восточно-европейских народов в формате Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора — уже на основе наднациональной, интернациональной идеи коммунизма.

Но в годы застоя и перестройки коммунистическая идея иссякла, а с ней и вера в «светлое будущее». И вновь повторилась история XIX века, с той только разницей, что теперь не Россия, а СССР был обвинен во всех бедах освобожденных им народов: славяне и неславяне — все объединились в своей ненависти к бывшим освободителям.

И что же нам делать теперь, для чего жить? Но и на этот вопрос, слава Богу, дал ответ великий Федор Михайлович: «Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания — вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут».

Нет сомнений, что Россия и ее народ готов еще не раз показать этот пример любви и бескорыстия. Но вот что нам никак не удается, так это сделать свою жизнь такой, чтобы нас приняли за образец без нашего самопожертвования, а потому лишь, что мы на своих высоких идеях построим жизнь такой, которой захотят следовать другие народы и придут к нам не ради нашей силы и героизма, а потому что захотят жить как мы. Пока таких нет.

Для того, чтобы построить жизнь на новых основаниях, мы не можем идти по западному либеральному пути — он для нас закрыт. Но и в нашем прошлом нет привлекательного будущего — его нужно нам самим создать заново. России необходимо найти принципиально новый путь. Это не путь западников и славянофилов, коммунистов и либералов, монархистов и националистов. Все эти идеи опробованы и сданы в архив, на них не построишь нового будущего. Только самостоятельное творчество небывало нового может создать такую Россию, которая действительно явит миру пример, как это она уже делала в ХХ веке.

Если вы ищете информацию о происхождении слова, лучше обратиться не к одному этимологическому словарю, а к нескольким. «Идеальных» словарей пока не существует. Даже в лучших из них встречаются ошибки, неточности или устаревшая информация.

Например, в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера в целом правильно описана этимология слова история. Но утверждается, что данное слово в русском языке появилось в эпоху Петра I. Авторы словарей, изданных позже, эту неточность исправили: существительное история было известно еще языку Древней Руси с XI–XII вв. Оно пришло из греческих текстов, которые переводили древнерусские книжники.

В современном русском литературном языке слово история может употребляться в следующих основных значениях:

  • ‘действительность в процессе развития’ (например: ход истории);
  • ‘последовательное развитие, изменение чего-либо’ (история Франции, история биосферы);
  • ‘прошлое, события прошлого’ (история и современность);
  • ‘наука, изучающая прошлое человеческого общества’;
  • ‘наука, изучающая развитие какой-либо области природы, культуры, знания’ (история философии, музыки, литературы);
  • ‘повествование, рассказ’ (увлекательная история);
  • ‘происшествие, событие, случай, преимущественно неприятный‘ (разговорное, например: вчера была забавная история; влипнуть в историю).

Истоки этого слова лежат в греческом языке. Греческое существительное ἱστορία (historia) означало ‘расспрашивание’, ‘исследование’, ‘наука’, ‘историческое повествование’. Оно было образовано от слова ἵστωρ (histor) ‘знающий, сведущий’.

Древнерусское историꙗ было прямым заимствованием из среднегреческого языка. В XI–XVII вв. оно обычно употреблялось в значениях ‘повествование о событиях прошлого’, ‘устный или письменный рассказ о чем-либо’.

В XVIII веке, в эпоху Петра I, произошло вторичное заимствование этого слова, но теперь уже из западноевропейских языков (куда оно попало из греческого через посредство латыни). Под влиянием немецкого Historie и польского historia новое заимствование стало произноситься как гистория, а иногда даже как гиштория. Оно принесло с собой расширенную семантику: не только ‘рассказ о чем-либо’ и ‘ход событий прошлого’, но и ‘наука о прошлом’, ‘наука о развитии какого-либо явления или области знаний’. Эти же значения в то время получил и более ранний вариант история, так что старая и новая формы стали полными синонимами.

На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю…

Петр I. Регламент или устав духовной коллегии, 1721.

Во оных городах будучи, я чрез полпята года не токмо указанные мне науки принял, но в физике, химии и натуральной гистории горных дел так произошел, что оным других учить и к тому принадлежащие полезные книги с новыми инвенциями писать могу…

М. В. Ломоносов. Прошение о принятии на службу в Академию Наук, 1742.

В XVIII веке обе формы сосуществовали в русском языке, но в XIX столетии более ранний вариант постепенно вытеснил слово гистория. В белорусском подобная форма уцелела: гiсторыя.

Если заглянуть глубже

Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.

Греческое слово ἵστωρ ‘знающий, сведущий’ не начиналось с гласного звука, как русское история, а произносилось с h-образным придыханием в начале (отсюда начальное h в соответствующих словах латинского и многих других европейских языков). Это придыхание развилось на месте более раннего губного согласного, подобного современному английскому [w]. Такой звук древние греки обозначали буквой ϝ («дигамма» или «вау»). Во многих словах греческого языка он просто утратился и в другие звуки не переходил. Его существование было установлено по данным греческих диалектов прошлого и настоящего. В большинстве других индоевропейских языков этот губной согласный сохранился в виде [w] или звука наподобие русского [в]. Сказанное подтверждается регулярными звуковыми соответствиями греческих слов с родственными словами из других языков, например:

  • ἴς (his) ‘сила’ — латинское vis ‘сила’;
  • ἕσπερος (hesperos) ‘вечер’ — латинское vesper ‘вечер’;
  • εἶδος (eidos) ‘вид, образ’ — русское вид, латинское visum ‘вид, образ’ и др.

Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ [w].

Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).

Кстати, о глаголе ведать ‘знать’… Лингвисты считают, что слова ведать, видеть, вид родственны рассматриваемым греческим ἱστορία, ἵστωρ или *ϝίδτωρ (а также приведенному выше εἶδος (eidos) ‘вид, образ’). И те и другие происходят от праиндоевропейского корня *u̯id-/*u̯eid-/*u̯oid- ‘видеть’, ‘знать’. Значение ‘знать’ здесь, скорее всего, вторичное, оно развилось из ‘видеть’: «я знаю о чем-либо, потому что видел это своими глазами». Немало слов из этого же «семейства» есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийское vḗdas- ‘знание, осмотрительность’ и vḗda- ‘теологическое знание’, ‘Веда’; латинское vidēre ‘видеть’; литовское véidas ‘лицо, облик’ и др.

Из Торы?

В последние годы в интернете и не только можно встретить идею о происхождении слова история из сочетания слов «из Торы я». Сторонники этой версии таким образом хотят сказать, что история разных стран (и России, конечно) сфальсифицирована в интересах «мирового еврейства». Доказательств в пользу такой этимологии никто не приводит. Видимо, полагают, что здесь все очевидно… Но очевидность бывает обманчивой, так что доказательства необходимы. Одного лишь созвучия, как уже неоднократно отмечалось, слишком мало: оно может быть результатом случайного совпадения. При этом версия с Торой игнорирует словообразовательные законы древнерусского языка. Для него было невозможным образование слова из предложения, это и в современном русском редчайшее (и искусственное) явление, вроде недавнего ихтамнет. Кроме того, греческое ἱστορία не может быть заимствованием русского «из Торы», поскольку является бесспорным образованием от ἵστωρ, прекрасно вписывающимся в законы греческого языка. Оно там исконное и к Торе отношения не имеет. Зато у него есть дальнее родство с русскими словами видеть, вид, ведать, и это подтверждается сопоставлениями слов разных языков и диалектов (см. выше). Родство доказывается строгими, устойчиво повторяющимися звуковыми, словообразовательными и семантическими соответствиями, а не случайными созвучиями. И тем, кто всерьез (а не ради шутки) занимается созданием и распространением необоснованных, псевдонаучных этимологий, хорошо бы спросить себя: «А не искажаю ли историю… я?»

.

Литература:

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 7. — М, 1980.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.

Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 6. — М., 1979.

Словарь русского языка XVIII в. — Вып. 9. — М., 1997.

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. А. С. Кузнецов. — СПб., 2000.

.

На фото: кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе.

Сегодня на уроке мы:

·     поговорим о летописях Древней Руси;

·     разберем летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена. Летописи создавались очень давно – во времена Древней Руси.

События в летописях записывали по годам. А так как в Древней Руси год назывался «лето», то и документы эти получили название летописей, то есть описания лет. Рассказ о каждом события начиналось словами «В лето …», указывался год, а дальше уже излагались сами события, делались комментарии к ним.

Писались летописи обычно при дворе князя или в монастыре, и назывались по месту написания: Киевская летопись, Новгородская летопись, Суздальская летопись, Владимирская летопись. Или же названия давались по имени писавшего: Лаврентьевская летопись.

image001

Разные летописи по-разному изображают одно и то же событие, поэтому учёным приходится сравнивать летописи, чтобы выяснить, что же происходило на самом деле. Получалось это из-за того, что князю, в чьём княжестве писалась летопись, выгодно было себя выставить во всём правым, а соседа своего – виновным. Не говоря уже о том, какими жестокими выглядят в изображении придворного летописца бунтующие крестьяне.

Грамотных людей в те времена было немного, поэтому основными летописцами – людьми, писавшими летописи – были монахи. В монастырях обязательно учили грамоте и письму. Летописи писали на пергаменте – выделанной телячьей коже. На одну книгу уходило стадо телят до нескольких десятков голов. Для иллюстраций использовались дорогостоящие краски, иногда даже серебро и золото.

Монахи терпеливо день за днём выводили гусиными перьями буквы, разрисовывали страницы. Летописные миниатюры – так называются иллюстрации в летописях – не только украшают листы, но много дают для понимания происходивших событий. Работа эта была трудной и долгой. Недаром монах Киево-Печерского монастыря Нестор был канонизирован, то есть объявлен святым. До сего дня православная церковь поминает святого Нестора Летописца.

image002

Чем же он прославился? Нестором Литописцем была написана самая известная из всех древних летописей – «Повесть временных лет». Она не только самая известная, но и одна из самых древних. Написана была «Повесть временных лет» в ХІІ веке, около 1113 года в Киево-Печерском монастыре. Сам Нестор так говорит о назначении летописи:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжть и откуда Русская земля начала быть».

Это вовсе не означает, что до Нестора никто ничего не писал, а на происходившее не обращали внимания. Он использовал для работы более древнюю летопись «Начальный свод», в котором цитировались ещё более ранние летописи. Но они не сохранились. Почему? Дело в том, что князья русских княжеств часто воевали между собой, а где война – там пожары и разрушения. Летописи гибли в огне, летописцы погибали или уходили из родных мест.

В «Повести временных лет» описывается всё, что случалось в стране: крещение Руси, взаимоотношение с другими государствами, войны князей между собой, народные восстания, борьба христианской церкви с язычеством и многое другое. Ничего не добавляя от себя, Нестор описывал только реальные события, используя для этого рассказы очевидцев, древние документы, церковные книги.

Кроме исторических событий, в «Повести временных лет» есть различные предания, поучения для потомков, притчи, описание первых путешествий в дальние страны. Есть в ней и сказания.

Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события. Например, о пришествии в Русскую землю апостола Андрея, о приезде на Русь Рюрика с братьями, о крещении князя Владимира, о борьбе с извечными врагами Руси – кочевыми племенами хазар и печенегов и так далее.

Вот одно из сказаний «Повести временных лет» – «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

О чём оно? Десятый век, правление князя Святослава.

image003

Князь-воин покинул Киев и ушёл завоёвывать чужие земли, а в это время печенеги осадили его «стольный град». Осада тяжела:

«И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды».

Молодой дружинник, рискуя жизнью, спасает город. Добраться до отряда воеводы Претича, передать призыв изнемогающих киевлян нелегко. Отрок безоружен, только уздечка в его руках. Он прекрасно понимает, что если печенеги разгадают его хитрость, то оружие ему не поможет, а так он просто среди «своих» ищет убежавшего коня.

«Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня?” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего».

Не только знание языка помогает юноше. Главное – это любовь к родине, мужество, желание спасти погибающих соплеменников. Сожжённый город, смерть, пленение и рабство ждут осаждённых киевлян при падении Киева. Спасение родной земли, русских людей – вот что главное для отрока. Даже ценой собственной жизни.

Молодому дружиннику повезло: он добрался до отряда Претича целым и невредимым. Но у воеводы Претича, наверное, было не очень много воинов, если понадобилась хитрость для одоления врага. Только воевода не зря назначен воеводой. И с малым количеством людей он смог победить большое войско. Права пословица: «Воюют не числом, а умением»:

«Я… пришёл с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество».

Снятием осады с Киева война не закончена. Печенеги только отступили от города, но не ушли совсем. В любой момент они могут понять истинное положение дел, а уж тогда беды не миновать. Заслуженный упрёк посылают киевляне князю Святославу:

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

Стоит отметить обращение воеводы Претича к своим воинам после сообщения отрока о просьбе киевлян:

«Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».

В отличие от молодого дружинника воевода думает не о городе и горожанах, а о себе. Видимо, князь суров не только с врагами.

В Киеве находятся мать и дети Святослава. Если с ними что-нибудь случится, князь «погубит» виновных. И неважно, что он сам оставил их почти без защиты, уведя основное войско на захват новых земель. Князья всегда бывают только правыми. А виновные найдутся. И вовсе не сказочной будет фраза: «Мой меч – твоя голова с плеч».

image004

Предвидя это, Претич собирается спасать только княгиню и княжичей. Отрок хочет спасти весь Киев. Сравнивая поступки обоих, летопись даёт им определение: отрок совершает подвиг, воевода проявляет хитрость. А князь Святослав гонит врагов прочь, и на земле воцаряется мир:

«И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир».

Летопись поучает не только князя Святослава, но и всех, кто «ищет чужой земли и о ней заботится, а свою покинул». Главное – это мир в родном краю, чтобы потом не «сокрушаться о том, что случилось от печенегов» или от других врагов.

Что же мы должны сегодня запомнить?

Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена.

«Повесть временных лет» – самая древняя летопись на землях Руси. Её написал в двенадцатом веке монах Нестор.

В летописях мы можем встретить сказания.

Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» – это сказание, часть «Повести временных лет».

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом. Записать в рабочую тетрадь все, что выделено желтым цветом. (тетрадь не приносить) С 48-52 читать, отвечать на вопросы(устно).Письменно ответить на вопросы (на двойном листочке)

1. Когда происходят события?

2. В каком городе находилась княгиня Ольга с внуками?

3. Почему нельзя было «ни выйти из города, ни вести послать»?

4. Кто решился на героический поступок? 

5. Почему печенеги приняли отрока за своего? 

6. Почему печенеги отступили от города?

7. В чём киевляне обвинили Святослава? 

8. Что сделал Святослав в ответ на обвинение?

Срок выполнения:

Выполнить на двойном листочке до 12.11.2021 года. 

anastasiadzus1995@yandex.ru

Ссылка для скачивания: Урок открытия новых знаний по теме «Жизнь древних славян»

Видеофрагмент урока

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: способствовать знакомству обучающихся с появлением древних славян и местом их расселения, выявлению особенностей жилища, предметов быта, одежды, образа жизни, выяснению верований древних славян;

развивать воображение, приемы анализа объектов, мышление, обобщение;

воспитывать интерес к прошлому, к своим предкам.

Планируемые результаты:

  • Личностные: дети будут отличать, что они знают, а чего нет, будут учиться добывать новые знания на основе изученного ранее.
  • Предметные: дети узнают о появлении своих предков, об их укладе жизни, будут учиться ориентироваться в ленте времени.
  • Метапредметные:

— Познавательные: дети будут учиться анализировать карту и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, обобщать.

Регулятивные: ставить учебные задачи и стремиться к их выполнению, пользоваться схематическим рисунком (лентой времени), вносить коррективы.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, вступать в учебный диалог, следить за правильностью и точностью речи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока.

I.Мотивационный этап.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». А.С.Пушкин.

— Подтвердите мысль великого поэта.

II.Актуализация знаний.

1)Перед вами лента времени. Расположите в правильном порядке основные исторические эпохи. Поставьте точку, соответствующую сегодняшнему времени.

— Для чего нам нужно держать в голове  ленту времени? Как поможет она нам на уроках в этом полугодии?

3)Сообщение обучающегося о Восточно-Европейской равнине.

Начинается Восточно-Европейская равнина от Уральских гор и уходит далеко на запад. На равнине есть небольшие возвышенности, холмы.

Равнина находится в умеренном климатическом поясе. Много влаги на северо –западе. Южнее и восточнее влаги меньше. На равнине много лесов, плодородных земель. Наша Курская область располагается на восточно-европейской равнине, относимся мы к Черноземью.

Крупные реки: Волга, Ока, Дон, Днепр.

— Ребята, а кто первым появился на этой равнине, т.е. кто были наши предки?

III.Самоопределение к деятельности.

— Чему же мы посвятим сегодняшний урок? (Древним славянам)

— Давайте определимся, что именно мы хотим узнать о наших предках.

1. Время и место поселения древних славян.

2. Основные занятия.

3. Дом, предметы быта, одежда

4. Представления о мире.

IV.Работа по теме урока.

1.Время и место поселения древних славян.

Учитель: история нам говорит о том, что полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы началось расселение славян.

— Кто покажет на ленте времени, в каком веке появляются первые упоминания о славянах?

— С этой территорией нас уже познакомила Кристина.

— Ребята, чем могла привлечь эта местность?

— Рассмотрите карту расселения древних славян. О чем вам рассказала карта?

— Славяне разделились на восточных (розовый цвет), западных (темно-зеленый) и южных (светло- зеленый).

— О славянах какой группы мы можем узнать больше? Почему?

— Ребята, а вам интересно узнать, какие народы произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы). Вот почему на карте показана больше именно эта территория. Ведь мы будем говорить именно о наших с вами предках. Заметьте, что украинцы и белорусы были нашими братьями.

(К общему сведению я могу вам сообщить, что от западных славян произошли чехи, словаки, поляки, а от южныхсербы, хорваты, македонцы, болгары)

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о появлении древних славян, которые еще жили семьями, еще не было никакого государства, а разделение на русских, украинцев и белорусов произойдет намного позже.

— Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три — четыре двора селились вместе.

 — Мы нашли ответ на первый наш вопрос?

— Дайте полный ответ на него.

— Чтобы лучше запомнить, отметим на контурной карте расселение славян и обозначим условные знаки.

Подпишите, от какой ветки произошли русские.

— Какой следующий вопрос должны мы решить?

2. Основные занятия.

1) Собирательство и охота.

(На основе иллюстрации дети выясняют, чем занимались древние славяне)Они собирали  ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, косуль,  медведей. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.

2)Рыболовство.

3)Земледелие.

Основным занятием древних славян было земледелие. В этом они преуспели как нигде. Для того, чтобы пережить холодную зиму и не умереть с голоду, люди очень трепетно относились к земле, и пытались вырастить на ней все, что только можно (напомним, что картошки тогда ещё не было, и поэтому племена питались кашами и хлебом). Чтобы земля была плодородной, её начинали обрабатывать ещё зимой. Сначала они вырубали участок леса (деревья рубали не до конца, чтобы те засохли и их можно было легко повалить), пни корчевали и всю древесину сжигали. Такой месяц так и называли «сечень», от слова «сечь», «рубить». После этого весной народ посыпал участок золой, разрыхлял землю специальной деревянной сохой и сеял семена. Основными зерновыми растениями были просо, рожь, пшеница и ячмень. Из овощей репа и горох.

4)Скотоводство — второй по значимости вид хозяйства, который занимались древние славяне. Разводили овец, коров, кур и свиней.

5)Бортничество.

— Это совершенно новое для вас слово. Что оно обозначает найдите в учебнике. с.36.

Бортничеством у славян называлось пчеловодство, а бортниками — соответственно пчеловоды. По началу сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.

Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть — обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан. Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.

— Как вы считаете, занятия мужчин и женщин разделялись или нет? Каким был труд славян?

Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.

3. Групповая работа.

— Обсудите вместе и запишите, какими качествами должен был обладать древний славянин.

Трудолюбие, выносливость, смекалка, крепкое телосложение, упорство.

А что означает слово «Славяне»? Вот как ответил Великий ученый М.В.Ломоносов: «Славяне — это «славный народ», «славящийся своей доблестью». С тех пор это толкование получило довольно широкое распространение.

  1. Дом, предметы быта, одежда.

В этом нам поможет иллюстрация.

— Почему поселение выбирали возле реки?

— Какие постройки можно отметить? (частоколом обнесена территория, на которой располагается изба, постройки для животных)

— Что же собой представляет дом древних славян?

В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев — жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней — толстый слой соломы.

— Ваше мнение о таком доме?

— А что находилось в доме?

В углу находилась сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному .

— А что это означало? Ответ найдите в учебнике на с.38.

(дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.)

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было.
В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, — это постели.

Какие предметы быта могли быть у древних славян? Из чего они изготовлялись? (из дерева и глины)

Гончарство появилось немного позже кузнецкого ремесла, и особенно оно улучшилось когда изобрели гончарный круг. Из глины изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи, рукомойники и т.д.

— Что вы можете сказать об одежде древних славян?

— Из чего она изготовлялась?

Первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей. Научились прясть пряжу из шерсти овец.

Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно. Насколько трудоемка работа получения полотна  из льна вам известно из третьего класса «Получение ткани из льна» (демонстрация)

Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, «лапами» – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками

  Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён чаще «мочили» – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» – посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах. 
      Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое, нежное волокно от более короткого и жёсткого (оно шло на пряжу для изготовления мешковины и других тканей не самого высшего сорта), лён трепали.

ФИЗМИНУТКА

Выбираем ведущего, который будет показывать деятельность Древних славян, все за ним повторяют и угадывают, что было задумано.

  1. Самостоятельная работа.

— Насколько вы поняли, как жили Древние славяне, покажет выполненный тест.

Тест по окружающему миру

«Жизнь древних славян», 4 класс

ФИ ученика: ___________________

1.Где поселились первые славяне.

  • на Западно-Сибирской равнине по берегам реки Лена
  • на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Волга
  • на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Днепр

2.Укажите правильный век появления древних славян.

  • VI век до нашей эры
  • VI век нашей эры
  • IV век нашей эры

3.К какой группе славян относятся наши предки.

  • восточные
  • западные
  • южные

4.Что не относится к основным видам деятельности древних славян.

  • бортничество
  • земледелие
  • оленеводство

5.Где жили древние славяне.

  • в пещере
  • в доме из бревен
  • в доме из соломы

6.Из чего делали одежду. Выбери правильную строку.

  • Лен, шерсть, шкура животных
  • Шерсть, шелк, лен
  • Лен, шкура животных, вискоза

7.Из чего были сделаны первые предметы быта и орудия труда?

  •  глина и железо
  •  глина и дерево
  •  дерево и медь

Оценивание

«5» — нет ошибок

«4» — 1-2 ошибка

«3» — 3 ошибки

6. Взаимопроверка и сверка с эталоном на доске.

7. Представления древних славян о мире.

— Каким представлялся мир древним славянам?

— Во что верили наши предки? Был ли у них один Бог?

— Кто были предки по верованию? (Язычники)

— Мы подготовили небольшой проект о веровании древних славян и сейчас представим главных богов того времени.

Перун  — Бог-громовержец. У других народов известен как Зевс.  Считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины.

Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.

 Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.

Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов. Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи. 

 
У громовержца Перуна есть и свои обереги. Когда хотели защитить себя и свою семью, обычно выбирали щит Перуна. Его выбирали и воины, идущие в бой. Считалось, что щит Перуна в силах отвести от воина смертельную рану и сохранить его. Но самым важным его назначением было, то что он придавал отвагу и вёл дух воина до самого конца.

Вторым по значению богом был Сварог. Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода: «Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на землю. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи.

Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие.

Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных.

Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света. Дажьбог был еще и божеством плодородия. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.

Велес был хозяином лесов и все животные в нём, от мала до велика, поклонялись и боялись его. И Велес от леса людей хранил и сам лес от рук человеческих, не ведающих жалость. Медведем перекинувшись он защищал путников и ночлег их от своры голодных зверей, ибо он был царём леса. Поэтому люди, веровавшие в спасительную силу его, носили при себе всегда печати Велеса. Могучая лапа медвежья, подобно куполу накрывала судьбу человека и защищала от всех напастей, от болезней и врагов. И печать Велеса эта, путниками была любима и купцами, что в далёкие земли держали путь. Потому как, Велес царь лесной с ликом медвежьим и лапа его закон и сила на землях его.

После хорошего урожая люди оставляли на полях связки колосьев золотых и пышных, чтобы задобрить бога своего покровителя Велеса. Называли дар сей «Волосьей бородкой», потому как представлялся бог людям в образе мужчины с широки плечами, с бородой длинной и густой и в одеждах лохматых, словно шкура медвежья. И урожай, и плодородность во власти Велеса были, поэтому много молились на него люди, возделывающие землю.

Учитель: это далеко не все боги, которым поклонялись наши предки.

— До какого времени сохранялось язычество у древних славян? (До принятия Христианства, 988г.)

— А сохранились ли отголоски язычества до наших дней? Приведите примеры.

V.Подведение итога урока.

— Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы  вначале урока

— Где и когда поселились древние славяне? (На Восточно-Европейской равнине, в 6 веке н.эр.

— На какие группы разделились славяне? (Восточные, западные, южные)

— Мы относимся к какой группе? (Восточной)

— Как жили славяне? (Семьями по 20 человек, в одном дворе объединялись 2-3 семьи)

— Какими основными видами деятельности занимались Древние славяне? (Охота и собирательство, бортничество, рыболовство, земледелие)

— Назовите предметы быта. (глиняные горшки, соха)

— Из чего делали одежду? (шкура животных, шерсть, лен,)

— Кем были славяне по вероисповеданию? (язычники)

Учитель: Ребята, заметьте, сегодня мы не говорили о Древнерусском государстве, оно появилось позже. Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории и к VIII веку восточнославянские племена объединялись в союзы племен. Их возглавляли князья. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

VI.Рефлексия.

— Ваше отношение к уроку.

— Кто открыл для себя что-то новое? Что показалось особенно интересным? Где испытали затруднения?

VII.Оценки за урок

VIII.Задание на дом: подготовить рассказ о древних славянах, проиллюстрировать эпизод из жизни.

  • Рассказ о жизни вельможи 5 класс по истории от первого лица
  • Рассказ о жизни земледельца в древнем египте 5 класс от имени земледельца
  • Рассказ о жизни геракла для 5 класса по литературе
  • Рассказ о животных арктики 4 класс по окружающему миру
  • Рассказ о животном краснодарского края 3 класс кубановедение