Рассказ о жизни бетховена

Томские музыканты о бетховене семен промое, концертмейстер томского академического симфонического оркестра: для каждого времени своя музыка. сегодня самое время
Томские музыканты о Бетховене
Семен ПРОМОЕ, концертмейстер Томского академического симфонического оркестра:

Для каждого времени – своя музыка. Сегодня самое время исполнять и слушать произведения Бетховена. В его музыке есть юношеский задор, неиссякаемая энергия, высокие устремления. Это, если хотите, музыка молодости. Потому что только когда ты молод, ты можешь в борьбе за свои идеалы пойти один против всех, против целого мира. Бетховен до последнего оставался верен себе. Он верил, что люди способны объединиться ради того, чтобы вместе противостоять общечеловеческим угрозам. Это настроение проявляется во многих произведениях Бетховена, и особенно в финале его монументальной Девятой симфонии. Поэтому именно сегодня, когда мир оказался в непростых обстоятельствах в связи с пандемией, музыка великого композитора звучит как-никогда актуально и вдохновляюще. Она призывает к жизни, свету и радости.

Евгений НЕКРАСОВ, концертмейстер группы флейт Томского академического симфонического оркестра:

В моем случае музыка Бетховена – это любовь с первого прослушивания. С тех пор, как в подростковом возрасте услышал его знаменитую Симфонию № 5. А когда сыграл первую часть «Лунной сонаты» на уроке по общему фортепиано понял, что музыку Бетховена приятно не только слушать, но и исполнять. В студенчестве я приобрел пластинки с записями почти всей его симфонической музыки в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Отто Клемперера. Это была большая удача и большая радость.

Из «венских классиков» Бетховен для меня – композитор номер один. Всегда с огромным удовольствием играю его произведения, несмотря на то, что это не самая простая для исполнения музыка. Но в ней такой мощный заряд позитива и такой жизнеутверждающий настрой! Поэтому, когда несколько лет назад мне предложили сыграть «Серенаду для флейты, скрипки и альта», согласился не раздумывая. Рад, что в афише оркестра возникла «Пасторальная» симфония. Я исполнял ее лишь однажды, и с радостью повторю этот опыт. Здесь и профессиональный интерес, и сама музыка очень нравится. Здорово, когда работа приносит удовольствие не только от выполнения интересных творческих задач, но и удовольствие эстетическое.

Ольга ПИВОВАРОВА, скрипка:

В 8 лет я играла на маленькой скрипочке известную песенку «Сурок». Имя и фамилия Людвиг ван Бетховен была мне тоже знакома по ежедневным передачам по радио «Час Классической музыки». Мама, услышав мою игру, сказала: «Ты знаешь, что бедный мальчик крутит шарманку «и в дождь, и в град..», монеток подают мало, едва хватает на хлеб для сурка и для себя…, а ты так весело и быстро играешь… Бетховен сочинил грустную музыку…» Думая о трудной жизни Мальчика и Сурка, я так жалобно и правдиво исполнила песенку Бетховена на уроке, что мой замечательный педагог Дориан Маркович сказал, что я хорошо играю и ЧУВСТВУЮ музыку Бетховена! Отличная оценка нас с мамой очень порадовала!

В эти же годы мы с братом смотрели фильм про шпионов «Тайна двух океанов» Интересный киносюжет, сопровождаемый волнующей и очень знакомой фортепьянной сонатой «Аппассионата», исполняемой очень часто по радио С.Т. Рихтером и Э.Гиллельсом, привлек ещё сильнее моё детское внимание к творчеству и биографии Бетховена. А мелодии из увертюры «Эгмонт», звучащие почти каждый день из маленького репродуктора, полюбили все соседи по нашей коммунальной квартире. Я ходила по коридору и напевала на нашей общей кухне всем, желающим послушать музыку знаменитого композитора.

В мой родной город Киров приехал Свердловский симфонический оркестр. Мне 11 лет. Я в первый раз слушаю из Зала звучание симфонического оркестра. Виртуозная игра пианистки, исполняющей Концерт № 3 Бетховена, красивая и слаженная игра музыкантов… Всё это произвело на меня сильное впечатление, ведь я тоже играю в нашем детском школьном оркестре! Мне захотелось стать взрослым музыкантом и играть в симфоническом оркестре. Мечта сбылась, после окончания Уральской(Свердловской) государственной консерватории по распределению я приехала в Томск и играю много лет в нашем Томском симфоническом оркестре.

В наших симфонических концертах звучат почти все произведения Бетховена. В начале моей работы в Томске приезжал очень известный дирижер Роман Матсов. Он так интересно работал над «Пасторальной» симфонией Бетховена на репетициях, создал точную и совершенную форму произведения. На концерте был очень тёплый приём публики.

На моём творческом пути музыка Бетховена каждый раз звучит по-новому. Исполнение произведений Бетховена для оркестра — Школа творческого взросления. Публика с удовольствием и вниманием слушает Бетховена, мы – музыканты играем его музыку с желанием. Мне очень дорог и любим «Романс Фа мажор» для скрипки. Очень нравится играть «Крейцерову» сонату для скрипки и фортепиано, которую услышала в детских школьных годах в зале Кировской Филармонии в исполнении очень известной скрипачки Нелли Школьниковой.

Людвиг ван Бетховен — сильная Личность и уже два с половиной века его творчество волнует души музыкантов – исполнителей, слушателей. Его музыка вселяет уверенность в наши мысли.

Мария БЛАЖЕВИЧ, орган, фортепиано:

Органную музыку Бетховен не писал, кроме нескольких пьесок для «органа в часах». В те времена часы с музыкой были модным предметом интерьера, позволить их себе могли очень богатые люди. Они заказывали эксклюзивные сочинения для своих «гаджетов» у самых лучших композиторов — Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Надо признать, это не самые лучшие и показательные его сочинения. Поэтому я скажу о своем отношении к ко всей музыке Бетховена.

Во время обучения на фортепиано сначала в училище, а потом в консерватории, я играла много его фортепианных сонат, камерной музыки. Всегда вспоминаю слова выдающегося пианиста Генриха Нейгауза: одно дело сыграть одну сонату Бетховена и совсем другое — двадцать. Мир бетховенской музыки разнообразен. Его раннее творчество (он начинал как классик) и поздние сочинения, где он предвосхищает чуть ли Шенберга — два разных полюса. Чтобы познать всю его музыку, надо прожить несколько жизней, мне кажется…

Еще в Бетховене боролись классик и романтик. С одной стороны, в одном из квартетов он пишет немецкое «es muss sein» («так должно быть»), в большинстве своих сочинений, во всех симфониях в финале ставит восклицательный знак — любимый знак препинания классиков. С другой стороны, все самые яркие, известные сочинения Бетховена драматичны, идея его творчества — идея героического преодоления — типично романтическая. Ну и, конечно, в поздних сочинениях, особенно в камерных, у Бетховена появляется все больше неразрешённых вопросов, а в финалах — романтическое многоточие или вопрос…

В своих органных концертах я часто исполняю знаменитую «Лунную сонату» (переложение для органа Дмитрия Ушакова). Нередко этот эксперимент вызывает протесты у органистов: «Как можно играть типично фортепианную фактуру финала на органе!». Но публика всегда в восторге, а это главное.

Сейчас я разучиваю на органе 1-ю часть Пятой симфонии, медленную 2-ю часть Седьмой симфонии и марш из «Афинских развалин» (переложение Дж.Скотта). Всё это – яркая, впечатляющая эмоциями музыка, которой я надеюсь порадовать публику в ближайшее время.
Всем, кто тоже неравнодушен к творчеству композитора, хочу порекомендовать два замечательных художественных фильма – «Бессмертная возлюбленная» и «Переписывая Бетховена». Они с невероятной силой раскрывают судьбу талантливой личности, одержимой своим делом, проблему «гениальности и безумия». А Бетховен, безусловно, был гениальным композитором и музыкантом.

Светлана ЧУДАКОВА, фортепиано:

БЕТХОВЕН – это про жизнь во всем ее многообразии. Насколько он азартный, виртуозный, даже дерзкий в раннем своем творчестве, настолько же его более поздние произведения вдумчивые, глубокие, философские. Именно поэтому Бетховена никогда не скучно слушать и исполнять.

БЕТХОВЕН – это про любовь. Как и многих музыкантов и музыковедов меня всегда интересовал феномен его «Лунной» сонаты. Редкое произведение в истории музыкальной культуры может похвастаться такой же любовь и популярностью среди исполнителей и слушателей. У меня есть частная версия этого феномена. Известный факт: Бетховен написал «Лунную» сонату, будучи безответно влюблен в Джульетту Гвиччарди, которая вышла замуж за другого. Через переживания композитора, которые он выразил в «Лунной» сонате, происходит понимание сути божественной любви. Когда не «ты принадлежишь мне», а «я тебя отпускаю ради твоего счастья». Мы на подсознательном уровне считываем этот посыл. И это именно та любовь, о которой мечтает каждый человек.

БЕТХОВЕН – это про энергию жизни. В его произведениях есть нерв, страсть. Это, как сейчас принято говорить, его фишка. Чтобы реализовать ее в исполняемом произведении, музыкант должен обладать мощной энергетикой – человеческой и исполнительской. Потому, например, я как педагог не даю Бетховена тем ученикам, у которых этой внутренней силы пока нет.

Наконец, БЕТХОВЕН – это про симфоническое мышление. В том числе отсюда мощное звучание его произведений.

Павел ШИНКЕВИЧ, фортепиано:

Люблю слушать Бетховена. Особенно нравятся его Второй и Третий фортепианные концерты, Пятая и Девятая симфонии. Нередко включаю их фоном, когда занят каким-то делом.

Люблю исполнять Бетховена. Его произведения всегда входили и входят в мой концертный репертуар. Работаю над ними легко и с большим увлечением.

Для меня Бетховен — новатор, открыватель новых музыкальных горизонтов. По большому счету он первый, кто начинает понимать музыку как Искусство. До Бетховена она в определённой степени представлена как раздел точной науки. По крайней мере я эту разницу четко ощущаю, когда исполняю его сочинения.

Многие исследователи отмечают: свойственный Бетховену принцип так называемой стилевой дивергенции (то есть нежелание копировать самого себя) заметно выделяет его на фоне предшественников. При том, что он остается верен традициям своей эпохи. Мне как исполнителю эта его композиторская особенность нравится. Играть музыку Бетховена всегда большая радость, счастье и удовольствие.

Людвиг ван Бетховен − гениальный композитор и музыкант, жизнь которого была тяжелой, как у большинства великих людей. Однако, невзирая на отсутствие поддержки со стороны близких, без денег и связей Бетховен смог получить блестящее музыкальное образование, зарекомендовать себя талантливым пианистом и композитором.

В свое время музыка Бетховена исполнялась во всех богатых домах Вены. И это при том, что Людвиг был глухим и многие композиции писал по памяти. В статье представлены интересные факты из жизни и творчества музыканта.

Кратко о детстве Бетховена

Сведения о точной дате рождения великого композитора не сохранились. В официальных документах числится только год– 1770. Рядом с годом стоит число – 17 декабря (дата крещения ребенка). Церемония проходила в одной из церквей Боны.

Бетховен в детстве

Жизнь Бетховена с самого рождения была посвящена музыке. Музыкантами были отец и дед мальчика. Мужчины мечтали сделать из малыша второго Моцарта.

Отец профессионально занимался пением: пел в капелле при дворе. Дедушка Людвига ван Бетховена работал капельмейстером.

Мать композитора была из простого народа и всю жизнь проработала обычной кухаркой.

В семье, кроме Бетховена, было еще 6 детей, но четверо погибли в детстве. Семья жила очень бедно, потому что отец постоянно пил, в пьяном угаре избивал жену и сына. Детский кошмар, в котором рос маленький Людвиг, сильно подорвал психику ребенка. Мальчик находил успокоение только в музыке.

Фортепиано

Все детство Бетховена прошло в маленьком доме, комната будущего композитора располагалась на чердаке.

Юность

Несмотря на то, что отец Бетховена работал певцом при дворе, мужчина особым талантом не блистал, потому и грезил, что сыну удастся добиться успеха, которого не смог достичь он сам. Первым азам музыкальной грамоты маленького Людвига научил папа, зачастую эти уроки были очень жестокими: если мальчик не правильно играл композицию, отец его сильно избивал и наказывал другими способами.

Скрипки

Мужчина также намеренно лгал о возрасте сына. Он говорил, что мальчик родился в 1772 году, так как считал, что чем младше ребенок, тем большего восхищения вызовут его музыкальные достижения.

Свой реальный возраст Бетховен узнал уже будучи взрослым человеком.

У семьи не было денег, чтобы нанять профессиональных учителей, поэтому дед просил позаниматься с внуком знакомых музыкантов. В итоге Бетховен учился играть на органе, пианино и скрипке.

В детстве Людвиг сильно боялся контрабаса.

Впервые Бетховен вышел на сцену в городе Кельн. А, когда ему было 10 лет, в город приехал именитый органист Кристиан Готлиб Нефе. Музыкант заметил талант мальчика и взялся за обучение ребенка. Со временем Бетховен так овладел игрой на органе, что стал часто выходить на сцену вместо самого Нефе. Мало того, в 12 лет он написал первую сонату.

Что касается обучения другим наукам, то Бетховен остался малограмотным. Музыкант не умел делить и умножать. Все потому что Людвигу пришлось рано бросить школу. Когда дед умер, мальчик пошел на работу. Дальнейшее образование композитор получил самостоятельно: много читал и изучал языки.

Начало работы

В возрасте 16 лет Людвиг ван Бетховен побывал в Вене и там встретился с Моцартом. Композитор прослушал юношу и заявил, что об этом музыканте будет говорить весь мир. Он был готов взять к себе на обучение Бетховена, но этому не было суждено сбыться. Из-за тяжелой болезни матери юноше пришлось вернуться в Бону. Однако Моцарт навсегда останется его любимым музыкантом и примером для подражания.

Моцарт и Бетховен

После возвращения домой для Бетховена начался самый сложный период в жизни: мама умерла, отец стал пить еще сильней, поэтому заботы о младших братьях легли на плечи юноши. Каждый день приходилось терпеть издевательства со стороны соседских мальчишек, которые смеялись над музыкантом из-за бедности и несостоявшейся, на тот момент, карьеры. В 18 лет Бетховен полностью содержал семью.

Когда Людвигу исполнилось 17 лет, он начал работал альтистом в оркестре, параллельно учиться в университете. Началась Французская революция, это событие взбудоражило умы многих прогрессивно мыслящих людей. Один из преподавателей юноши написал поэму, посвященную революции во Франции. Стихи так затронули Бетховена, что он сочинил к ним музыку.

Жизнь в Вене

Юношей заинтересовался композитор Гайдн, который на какое-то время стал учителем молодого музыканта. Бетховен переехал в Вену. Обучение длилось недолго, потому что музыка Бетховена была непонятна Гайдну: композитор считал сонаты слишком мрачными, а суждения самого Бетховена смелыми и дерзкими.

Йозеф Гайдн

Все решил случай: Гайдну предложили работу в Англии и он уехал. Людвига же стали обучать другие талантливые и известные музыканты, в числе которых оказался Сальери. Благодаря упорству и трудолюбию, в конце 90-х годов 18 века Людвиг ван Бетховен стал самым востребованным и модным музыкантом Вены. На начало 1802 года он написал 20 произведений для фортепиано, среди которых и знаменитая «Лунная соната».

Личная жизнь

Биография Бетховена полна трагических событий. Можно сказать, что он был глубоко несчастным человеком. Композитор постоянно чувствовал себя отверженным. Этому способствовала нелюбовь отца, плохое материальное положение. Даже будучи музыкантом, Людвигу приходилось подрабатывать. Не складывалась и личная жизнь. Композитору так и не удалось жениться.

Бетховен

Основная причина одиночества Бетховена – принадлежность к низкому сословию. Несмотря, на то, что творчество музыканта было хорошо известно в Вене и за пределами города, Людвига считали простолюдином. Рассчитывать на брак с девушкой из благородного общества было нельзя. Однако по роду своей деятельности композитор вращался только в высшем обществе, и все знакомые барышни принадлежали этому сословию. Отсюда и возникала запретная, а порой и неразделенная любовь.

Первые серьезные чувства у Бетховена возникли к графине Жюли Гвиччиарди, которой он преподавал класс музыки. Молодая особа считала забавными ухаживания композитора, пара проводила вместе много времени. Но Жюли не любила Людвига по-настоящему, параллельно с музыкантом девушка встречалась и Галленбергом. В конечном счете, к алтарю она пошла вместе с графом, а Бетховен остался ни с чем.

Бетховен и Жюли Гвиччиарди

Людвиг болезненно переживал предательство любимой женщины. Гимном неразделенных чувств стала «Лунная соната». Композитор начал писать произведение, когда они еще были вместе с Жюли. Первая часть получилась очень нежной и светлой, вторая же была написана после разрыва, поэтому в ней столько трагичности и отчаяния.

На самом деле, название «Лунная соната» придумал один из берлинских поэтов, сам же Бетховен назвал произведение «Соната в духе фэнтези». Многие критики считали «лунный» вариант неподходящим, мол, события трагичны и, слушая эту музыку, скорей представляется ночное небо, затянутое тучами. Тем не менее, название за композицией закрепилось.

Бетховен назвал сам всего 2 сонаты. Это «Патетическая» и «Прощальная». Названия для остальных произведений придумали поэты и музыканты тех времен.

Спустя несколько лет рана на сердце Бетховена, нанесенная Жюли, затянулась и композитор пылко влюбляется в Жозефину Брунсвик, которая была вдовой. Между молодыми людьми завязался пылкий роман, но родственники отговорили девушку выходить замуж за простолюдина.

Жозефина фон Брунсвик

Из отчаяния и желания отомстить Жозефине, Бетховен предлагает руку и сердце Терезе Мальфатти, которой преподавал музыку. Барышне было посвящено произведение «К Элизе», однако Тереза так же отвечает отказом.

В дальнейшем у Бетховена было много богатых и известных в обществе женщин, но ни одна из них не стала женой музыканта.

Приемный сын композитора

Официально родных детей у Бетховена не было, но ходили слухи, что графиня Жозефина Брунсвик родила от музыканта дочь.

Людвиг воспитывал племянника. У мальчика погиб отец, а мать была гулящей, поэтому суд позволил композитору оформить опеку над маленьким Карлом. Ребенок был избалованным и гордым. Бетховен пытался привить подопечному любовь к музыке, воспитывал пасынка в строгости, но это не дало результатов.

Карл, племянник Бетховена

Карл рано начал употреблять алкоголь и играть в карты. После очередной взбучки от опекуна, юноша попытался совершить суицид. После этого инцидента Бетховен отправил парня служить на фронт.

Глухота

На тот момент, когда о Бетховене стала говорить вся Вена, музыкант начал терять слух. Первые проблемы возникли в 1796 году – появился сильный звон в ушах, который мешал воспринимать речь людей и слушать музыку. Ближе к 1801 году проблемы со слухом обострились, о недуге композитора знали уже все друзья и близкие люди.

Бетховен за инструментом

В 1802 году Бетховен проходит курс лечения в городе Гейлигенштадт, но врачевание не приносит пользы и музыкантом овладевает отчаяние. Находясь в крайне подавленном состоянии, Людвиг написал завещание, разделив имущество между братьями.

Найдя в себе силы, композитор продолжает творить. В этот период создается третья – Героическая симфония.

Слух стремительно покидал музыкального гения. Как-то на концерте, когда Бетховен закончил исполнять «Девятую симфонию», композитору пришлось обернуться в сторону зала, потому что он не слышал оваций слушателей.

Проблемы со слухом привели к ухудшению материального положения, ведь основным заработком Людвига была не композиторская деятельность, а выступления на сцене с концертами. Последний номер, который исполнил Бетховен на сцене, был концерт №5. Это произошло в 1811 году. Больше музыкант никогда не выступал перед публикой.

Единственным источником дохода стало создание музыки. Для того чтобы прослушивать собственные произведения, Бетховен придумал необычный способ – прикладывал к инструменту конец тонкой палочки, второй конец держал в зубах, так он чувствовал вибрацию каждой ноты.

Глухой Бетховен играет на пианино

Удивительно, но городской совет решил платить ежемесячную зарплату глухому композитору. Людвиг стал первым музыкантом, который стал получать жалование, до этого все композиторы жили на гонорары.

Из-за потери слуха, Бетховен вел разговорные тетради. Собеседники музыканта записывали в блокнотах вопросы. Композитор читал сообщения и отвечал письменно или устно.

Бетховен умер 26 марта 1827 года из-за болезни печени. Информация о кончине музыканта была опубликована во многих газетах Европы.

Посмертное вскрытие показало, что у Бетховена было воспаление среднего уха, которое и привело к глухоте.

Существует предположение, что проблемы со слухом у музыканта могли возникнуть из-за привычки Бетховена окунать голову в ведро с холодной водой, чтобы не заснуть.

Другие интересные факты из жизни и творчества Бетховена

Биография композитора содержит много странностей. Так, например:

  • Композитор крайне редко мылся. История гласит, что от него дурно пахло. Музыкант пренебрегал личной гигиеной не из-за лени, а из-за страха отравиться свинцом. Дело в том, что водопроводные трубы на тот момент делались из сплава, содержащего свинец;
  • Парадокс, но музыкант умер именно от отравления свинцом. Интоксикация произошла из-за ошибки врачей;
  • Вредной привычкой музыканта было чрезмерное употребление алкоголя. Любовь к спиртному Бетховен унаследовал от отца;
  • Композитор первым ввел в симфонический оркестр духовые инструменты из меди и дерева;
  • В доме, где родился Бетховен хранится коллекция слуховых трубок, принадлежавших музыканту;
  • Композитор был очень груб в общении с людьми. Это отмечали современники. В то же время, Людвиг Бетховен поддерживал малоимущих;
  • По мнению современных психиатров, у композитора было биполярное расстройство;
  • После смерти композитора нашлись 3 (три) письма, адресованные возлюбленной женщине, но имя дамы на конверте указано не было, поэтому тайна, кому же предназначалось послание, до сих пор не разгадана;
  • Мелодия знаменитой песни группы Битлз «Потому что» написана на основе «Лунной сонаты». В исполнении знаменитого квартета она проигрывается в обратном порядке;
  • В качестве гимна Европейского Союза выбрана композиция Бетховена «Ода к Радости».

  • Рассказ о дымковской игрушке для детей старшей группы
  • Рассказ о египетском земледельце 5 класс от его лица
  • Рассказ о жизни людей в предкавказье в каменном веке кратко 5 класс
  • Рассказ о женщине работавшей нянькой у лешего
  • Рассказ о добре и зле для 4 класса по орксэ кратко