Рассказ о животных севера

Земля - наш общий дом автор: баранова евгения викторовна организация: мкдоу детский сад 11 населенный пункт: ставропольский край, с. спицевка

Земля — наш общий дом

Автор: Баранова Евгения Викторовна

Организация: МКДОУ Детский сад №11

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Спицевка

Программа: примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных их внешнем виде в условиях севера зимой.

Задачи:

Образовательные:

— формирование познавательного интереса о Крайнем Севере;

— закрепление знаний о животных севера их внешнем виде, образе жизни;

-продолжать упражнять детей в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

— воспитание интереса к разнообразию природного мира и бережное отношение к природе.

Воспитательные:

— воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;

— воспитывать познавательное отношение к природе, бережное отношение к живым существам;

— воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Развивающая:

— развитие детского творчества, поэзии (чтение и заучивание стихов); развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Словарная работа: обогащать словарный запас теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, северный олень, песец, рога, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).

Оборудование: глобус, мультимедийная техника (экран, проектор, компьютер), иллюстрированный материал для показа на экране (презентация природы и животные севера – морж, северный олень, белый медведь).

Предварительная работа: беседа «Кто живет на Севере?», знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками, чтение рассказов: И. Сосновской «Белый мишка», В. Снегирева «Кто властелин», разучивание загадок о животных Севера, разучивание стихотворения С. Смирнова «Давайте вместе землю украшать».

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационно-побудительный этап

(дети заходят в зал)

Здравствуй, небо! – руки вверх

Здравствуй, солнце! – маленький круг рук

Здравствуй, вся моя Земля! – большой круг руками

Мы проснулись очень рано, — потягиваются

И приветствуем тебя! – машут рукой

Это вся наша большая семья – соединить руки друг с другом

2. Практический этап

Воспитатель:

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками …

Дети: (Глобус)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое глобус?

Дети: Модель Земли.

Воспитатель: Давайте мы его рассмотрим.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?

Дети: реки, моря, океаны.

Воспитатель: а желтым и коричневым?

Дети: горы и пустыни.

Воспитатель: а зеленым?

Дети: леса и долины.

Воспитатель: Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Почему вы решили, что это Северный полюс?

Воспитатель: Что вы можете рассказать о Северном полюсе?

Дети: Северный полюс – царство трескучих морозов, это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на Севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

(хлопки в ладоши – удары кулачками попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные.

(«Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)

Белый мишка важно ходит, (пальчики «шагают»)

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан. (ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень (кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Воспитатель: Мы сейчас с вами перечислили животных, которые живут на Северном полюсе.

Воспитатель: Рассказ воспитателя о моржах.

Как выглядит морж?

Зачем моржам клыки?

Чем питаются моржи?

Как живут моржи зимой?

Как моржиха учит малышей плавать?

Воспитатель: Кирилл загадает вам загадку.

Он на севере живёт,

Плотный снег копытом бьёт

Щиплет ягель целый день…

Как зовут его? …

Дети: Олень.

Воспитатель: Что вы знаете об оленях?

Чем покрыто тело оленя? (шерстью).

— Да, тело оленя покрыто густой шерстью.

— Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).

— Что у оленя на голове? (рога).

— Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).

— А что на ногах у оленя? (Широкие копыта).

— Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).

— И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

— А чем питаются олени? (зеленой травой, мхом).

— Мох называется – ягель и еще олени любят соль и летом едят грибы.

Ответы детей

Физкультминутка «О севере».

Дуют ветры ледяные — машут руками вверху

Горы снежные, крутые. — руки поднять вверх, встать на носочки

Там о лете не слыхали — ладонь прижать к уху, наклоны в стороны

Там согреешься едва ли — обнять себя руками

Он не мал и не велик — руки свести и развести в стороны

Этот снежный материк. — хлопнуть в ладоши на уровне груди

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографию «Медведица с медвежонком».

Воспитатель: Кого вы видите на этой фотографии?

Дети: медведицу с медвежатами

Воспитатель: Что делает медведица?

Воспитатель: Какая медведица?

Дети: добрая, заботливая и т.д.

Воспитатель: Какие медвежата?

Дети: веселые, маленькие т.д.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру: «Скажи наоборот!»

Цель игры: Активизируется употребление прилагательных, развивается грамматика речи.

Медведица — большая, а медвежонок — маленький.

Медведица — сильная, а медвежонок — слабый.

Медвежонок — глупый, а медведица — умная.

Медведица — ловкая, а медвежонок — неуклюжий.

Медвежонок — медленный, а медведица — быстрая.

Медведица — смелая, а медвежонок — трусливый.

  • У полярного медведя великолепный мех. Мех плотный густой, длинный. Под такой шубой прячется еще и толстый слой подкожного жира, который его согревает.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему медведи, тюлени и моржи не замерзают в таких суровых условиях?

Ответы детей:

Воспитатель предлагает детям провести исследовательский эксперимент:

Воспитатель: Давайте проведем опыт. В емкость с водой опущу руку и тут же выну ее. Посмотрите на нее внимательно. Какая рука стала?

Дети: Она мокрая.

Воспитатель: Я вытираю руку насухо указательным пальцем, беру жир, слегка растираю и снова опускаю руку в воду и вынимаю ее. Что вы заметили?

Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так получилось?

Предположения детей.

Воспитатель: Жир не пропускает воду.

Воспитатель: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

Дети: Капельки легко слетели с руки.

Воспитатель: Что же спасает животных севера от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).

Воспитатель: Ребята, вы очень много знаете о климате Северного полюса, о его обитателях. А откуда у вас столько информации? (читаем книги с родителями, энциклопедии, презентации, фильмы, мультфильмы)

Воспитатель: А вы видели северное сияние? (ответы детей) Хотите посмотреть? (воспитатель показывает макет «Северное сияние»)

Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами сделаем тоже Северное сияние. Хотите попробовать?

Исследовательский эксперимент:

У вас на столах стоит стакан с водой, салфетка и фломастеры. Возьмите фломастеры и на салфетке от метки ставьте точки слева направо близко друг к другу. Теперь возьмите салфетку и окуните (опустите) не всю в воду так чтобы кончик салфетки дотронулся до дна стакана.

Сморите что происходит? Что мы с вами сделали? Северное сияние на что похоже?

Воспитатель отдает макет Земли ребенку. Дети встают около него полукругом, ребенок держит глобус и читает стихотворение

Ребенок:

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)

3. Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия: О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? Какие животные живут на севере? Почему они не мерзнут на морозе?

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,3 МБ

Опубликовано: 17.12.2021

Мастер-класс «Животные Севера» (старшая группа)

Таранова Надежда Сергеевна
Конспект НОД «Животные Севера» (старшая группа)

Конспект НОД «Животные Севера»

(старшая группа)

Воспитатель: Таранова Н.С.

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера зимой.

Программные задачи:

Воспитательные:

— воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;

— воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

— углублять представление детей о животных Крайнего Севера;

— систематизировать представления детей об умении животныхприспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.

Развивающие:

— развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

— развивать связную речь

Материалы:

— глобус;

— иллюстрации с животными Севера;

— загадки

— презентация «Животные Севера».

-песня «Где то на белом свете»

Ход

1. Организационный момент.

Ребята, вы знаете что это? Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много. И там живут кто?

Давайте посмотрим вот на эту часть глобуса. Это – Африка и там очень жарко. А какие звери живут в жарких странах?

А теперь поднимемся выше. Здесь растет очень много деревьев. Какие деревья вы знаете? (дуб, береза, елка).А где растет много деревьев? В лесу. Каких животных леса вы знаете?

А теперь я загадаю вам загадку:

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)

Эта самая верхняя точка земли называется — Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном. И сегодня мы с ними познакомимся. Я приглашаю вас на экскурсию

Рассказ воспитателя с презентацией

Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову,

Что находится на его голове? Кокой он? – Ответы детей

Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? — травой, мхом. лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами

Вот мы видим, другое северное животное.? Кто он ребята? — Белый медведь.

Какой он? – Ответы детей

Верно, но это ещё не все. Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, чем питается медведь? — Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Но,прежде чем знакомиться с другими животными, мы с вами должны согреться, ведь мы на Севере, где очень холодно.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною,мишка

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

А вот еще кто то нас встречает. Кто это?

Морж – это тоже большое и сильное животное. Посмотрите, что есть у моржа? — Ответы детей.

Туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем моржи питаются? — Рыбой, рачками.

Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? — Это морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? — Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Котик — водное животное, и как вы думаете, чем он питается? — Рыбой

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

— Для того что бы быть незаметным для хищников.

— Правильно, Ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?

— От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

А нам, чтобы спастись от холода, нужно поиграть

Динамическая пауза.

Чтоб не зябли наши ручки мы похлопаем в ладоши

Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем.

Чтоб не мерзли наши ножки, мы потопаем немножко

Вот как топать мы умеем вот как ножки мы согреем.

Чтоб не мерзли наши щечки мы пощиплем их немножко,

Чтоб не мерзли наши ушки рРазотрем мы их ладошкой.

Вот теперь мы не замерзли не страшны нам холода

Веселимся мы всегда.

Ребята наша экскурсия окончена А чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сегодня,я вам загадаю загадки:

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).

В океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник мох зелёный.

Любит снежные луга? (Олень).

Наше занятие окончено. Вам понравилось? Что вам понравилось? С кем вы сегодня познакомились?

Всем спасибо.

  • Рассказ о животных в красной книге по английскому
  • Рассказ о животных б житков
  • Рассказ о животных 2 класс по литературе короткие придумать самому
  • Рассказ о животных забайкальского края
  • Рассказ о животных которые воспитывают не своих детей