Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Что за зверь?
Медведь-рыбак
Медвежонок
Медвежата
На нашем дворе
Перепёлка
Про зайчат
Рябчонок
Верный Трой
Кот Епифан
Друзья
Волчишко
Как Томка не показался глупым
Воробей
Почему Тюпу прозвали Тюпой
Тюпа маленький
Почему Тюпа не ловит птиц
Сорока
Пунька и птицы
Лисята
Томка
Как Томка научился плавать
Томка испугался
Томкины сны
Никита-доктор
Мишки
Захочешь есть — говорить научишься
Яша
Мартышки
Заяц
Кабан
Удивительный почтальон
Медведица и медвежата
Рысь и рысенок
Олениха с оленёнком
Белка с Бельчатами
Зайчата
Северный Олень
Волк
Лиса
Медведь
Рысь
Барсук
Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович
Рассказы о животных
Чарушин Е. И. Рассказы о животных.
Что за зверь?
Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.
«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать». Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
Медвежонок
Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.
В зоопарке их всех посадили в одну клетку — бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом — кто побольше, кто поменьше.
Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.
А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.
Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.
Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!
Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие — два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше — никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит — вниз съезжает.
Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит — лапы отдыхают.
Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.
Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.
Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.
Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.
Вдруг опять кто-то закричал.
Орёт во всё горло, надрывается.
А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле — у клетки метла стояла.
Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.
Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.
Дали ему опять соску.
Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь — все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.
Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.
Медведь-рыбак
В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.
Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:
-Чавычу видел?
-Чавычу видел?
-Чавычу видел?
А чавыча — это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.
В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.
Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, — видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.
Ох, как много идёт рыбы!
А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».
Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:
— Чавычу видел?
— Чавычу видел?
— Чавычу видел?
А она изредка проплывёт — эта чавыча — огромный, драгоценный лосось.
Плывёт она по дну среди мелкой рыбы — горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.
А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто — хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.
И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.
Дикие рыбаки рыбачат.
Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.
* * *
Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.
Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.
И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.
Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.
Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.
Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.
Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло — дохлая.
Пищит кулик, ногами семенит.
Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.
Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.
Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.
Как удачно я выбрал место!
Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.
Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.
Гляжу — с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит — сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.
Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.
Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.
Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх — и в лес. Собаки за ней.
64 рассказа
Злая Галя
Злая Галя — рассказ Чарушина Е.И. про случай в зоосаду. Девочка отправилась в зоосад. В птичнике посетители восхищались красивым хвостом павлина. Маленькая вредина швырнула в птицу горсть опилок. Павлин испугался, сложил нарядный хвост, взлетел на насест. Медведю Феде злая Галя Столбова подсунула вместо конфеты камень в фантике. Медвежонок чуть не…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Лисята
Лисята — рассказ Чарушина Е.И. про шустрых и беспокойных зверьков. Они жили в комнате охотника. Днем спали под кроватью, ночью носились до самого рассвета. Даже по спящему хозяину бегали. Лисята могли мгновенно вскарабкаться по занавескам, вскочить на шкаф или комод. Однажды хозяин вернулся домой, а дружные зверьки исчезли. Расстроенный человек…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Еж
Еж — рассказ Чарушина Е.И. про трусливого охотника. Приятель очень любил сладости и панически боялся мышей. Однажды он получил посылку с вкусными гостинцами, собрался чаевничать, да вдруг в коробке что-то зашуршало. Он решил, что это мышь, забился в самый дальний угол на кровать. Потом оказалось, что это был огромный тараканище. Друг подарил…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Медвежата
Медвежата — рассказ Чарушина Е.И. про случай в деревне Малые Сосны. Охотники принесли Прасковье Ивановне пару медвежат. Женщина поила малышей молоком из сосок. Сначала они почти все время спали на тулупе. Потом стали быстро расти, кувыркаться по избе. Во время сильных морозов принесли в тепло кур. Первый медвежонок выскочил познакомиться. На него…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 3 мин.)
Рябчонок
Рябчонок — рассказ Чарушина Е.И. про поход за грибами. Автор отправился с Никитой на полянку с россыпью маленьких рыжиков. Решили их засолить. Рядом с елкой Томка забеспокоился, учуял птицу. Оказалось, что за кустом ходит нарядная курочка. Рябуха вела себя странно: ползала, вставала столбиком, вытягивала шею, громко хлопала крыльями, взъерошивала…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Томка
Томка — рассказ Чарушина Е.И. про щенка. У знакомого охотника была собака с длинными ушами, коротким хвостом. Песик был понятливый и не грязнуля, отлично помогал на охоте. От него были щенки. Щенята только что научились ходить. Гость задумался, как же проверить, кто толковый, а кто не годится для охоты. Из того, кто только ест да спит, лентяй…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Яшка
Яшка — рассказ Чарушина Е.И. про говорящего ворона. Автор сидел на лавочке в зоосаду, когда птица из вольера потребовала у него горошку. Человек растерялся, потом отдал попрошайке все, что было в карманах: копейку и пирожное. Умная птица сначала покормила пернатую подругу, потом полакомилась сама. Оказывается, говорящими бывают не только попугаи…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Моя первая зоология
Моя первая зоология — рассказы Чарушина Е.И. про разных животных. В лесу живут барсук, кабан-секач, белка, журавль, рысь, медведь, лиса, заяц, сова, тетерев, еж, волк, дятел. Барсук спит всю зиму, питается лягушками и жуками. Кабан любит желуди, а своими клыками может что угодно посечь: дерево, волка, медведя. Белочка ест шишки и грибы. Серый…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 9 мин.)
Большие и маленькие
Большие и маленькие — рассказы Чарушина Е.И. про разных животных. Утка с утятами. Дятлы с птенцами. Рябчата с рябчихой. Зайчиха с зайчатами. Белка с бельчатами. Олениха с олененком. Лиса с лисятами. Лосиха с лосенком. Рысь и рысенок. Медведица и медвежата. Бобры и бобрята. Зебры бегают табунками в африканских степях. Они полосатые, гривки у них…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 4 мин.)
Волчишко
Волчишко — рассказ Чарушина Е.И. про то, как лесной обитатель попал в город. Волчонка подобрал охотник, пока волчиха отлучилась на охоту. Малыш осторожно выбрался из мешка, его окружали человек, кот и пес. Спрятаться бедняге было некуда. Вдруг кот зашипел, запрыгнул на стол, громко разбилось блюдце, собака залаяла, хозяин рассмеялся. От этого…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Бульдог
Бульдог — рассказ Чарушина Е.И. про Мимку. Это собака французской породы. У щенка еще не было шерсти, просвечивала голубая кожа с розовыми веснушками, хвост был обрублен, нос приплюснут, нижняя губа торчала, задние лапы разъезжались. Ефросинья Николаевна была недовольна сторожем: он не злился на чужаков, не лаял. Хозяйка обзывала Мимку уродом…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 3 мин.)
Военная собака
Военная собака — рассказ Чарушина Е.И. про встречу с громадным псом. Автор отправился в гости к пограничнику. Друзья обрадовались встрече, решили почаевничать. Гость поставил греться чайник, но перепачкался и пошел в ванную умываться. Намылил лицо, вдруг вода идти перестала. Автор пошел на кухню, вдруг его остановила оскаленная собака. Мыло все…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Кот Епифан
Кот Епифан — рассказ Чарушина Е.И. про нового жильца бакенщика. Старик жил в землянке на берегу Волги. В его обязанности входила расстановка предупреждающих бакенов на речных мелях и перекатах. Днем они были хорошо видны пароходам, т.к. бакенщик красил их в красный и белый цвета. На ночь приходилось зажигать в плавучих корзинах огни. Однажды…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 4 мин.)
Друзья
Друзья — рассказ Чарушина Е.И. про лисенка Ваську и щенка Огарка. Первого так прозвали за кошачьи повадки и умение мяукать, второго – за рыжую шерсть. Звери жили вместе в доме лесника. Спали в обнимку, играли в догонялки. Лисенок взбирался повыше, а щенок весело лаял внизу. Так и выросли вместе. Решил хозяин подержать Ваську на цепи во дворе до…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Путешественники
Путешественники — рассказ Чарушина Е.И. про шаловливых лисят. Жили они в комнате у приятеля. Ночью принимались носиться по дому как ошалелые. Прыгали по спящему хозяину, даже по лицу. Однажды цапнули за нос. Пришлось спать, пряча голову под подушкой. Любимой игрушкой было фарфоровое блюдце, потому что оно оглушительно звенело, пока его катали по…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Лесной котенок
Лесной котенок — рассказ Чарушина Е.И. про детеныша рыси. Охотник заметил на маленькой полянке в густом еловом лесу звереныша. У него была большая голова, короткий хвост, пучеглазая мордочка. Малыш игрался с соломинкой, мухой, цветком, комарами, шмелем. Когда он сшиб жужжащего кусача с бутона, насекомое ужалило рысенка, он громко замяукал. Человек…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Что за зверь?
Что за зверь? — рассказ Чарушина Е.И. про кролика. Выпал первый снег. Катя обнаружила звериные следы на крыльце, ступеньках, в саду. Девочка решила познакомиться с таинственным зверьком. Она оставила на крыльце котлетку – гость приходил, но не тронул угощение. И суповая косточка не пришлась ему по вкусу. Зверь полакомился лишь морковкой. Тогда…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Кабаны
Кабаны — рассказ Чарушина Е.И. про то, как звери в зоосаду вырвались из-за решетки. Художник предпочитал рисовать акварели рано утром, когда нет посетителей. В этот раз позировал олень марал, Сережка. В это время дня животные играли: ягуар катал деревянный шар, гималайский медведь-губач стоял на голове, слон ел метлу сторожа, волки кружили быстрой…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 2 мин.)
Медведь-рыбак
Медведь-рыбак — рассказ Чарушина Е.И. про случай на Камчатке. Весной с началом половодья из Индии прилетает красный певец – воробей-чечевица. В это же время рыба лососевой породы – чавыча переполняет камчатские реки. Она вместе с горбушей приплывает нереститься – метать икру. Рыбины с полными брюхами буквально выпирают из воды, так их много…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 6 мин.)
Глупые обезьянки
Глупые обезьянки — рассказ Чарушина Е.И. про обезьяньих мамаш. Две обезьянки жили в клетке в зоопарке. Однажды они на глазах посетителей кормили детенышей. Молодая обезьяна ужасно хотела спать, постоянно засыпала, еле удерживала своего малыша. Опытная мать, которая сидела рядом, постоянно тормошила подругу. Сначала дернула за ухо, потом толкнула…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Хитрая мама
Хитрая мама — рассказ Чарушина Е.И. про цыплят. Автор любил стрелять из лука. Он обнаружил на высокой густой елке воронье гнездо и решил отомстить хвостатой воровке. Эта ворона в прошлом году утащила двух цыплят. Стал мальчик подкрадываться к дереву, но осторожная птица сразу улетела. Охотник решил затаиться на соседнем дереве. Опять ничего не…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 3 мин.)
Томкины сны
Томкины сны — рассказ Чарушина Е.И. про щенка. Томка спал беспокойно: лаял, повизгивал, сучил лапками. Однажды пришли к Никитке ребята, обступили они спящего щенка, удивляются. Папе стало интересно, что, по мнению мальчишек, снится собаке. Стали они гадать. Решили, что он залаял тоненьким голоском, потому что увидел во сне небольшого зайчонка. А…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Кошка Маруська
Кошка Маруська — рассказ Чарушина Е.И. про питомицу деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова. Хозяин не ухаживал за ней. Была кошка плешивая и тощая. От такой жизни пришлось ей самой искать себе пропитание. Повадилась она в лес ходить. Ловила мышей, птиц, разоряла гнезда. Стала Маруська пестрой, упитанной, с гладкой нарядной шерсткой…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Бык Забодай
Бык Забодай — рассказ Чарушина Е.И. про случай в колхозе «Краснолесье». В Кировском лесном краю жил породистый бык. Из-за злого характера его прозвали Забодай. Бодать всех вокруг он начал, когда был теленком. Став крупным быком с огромными острыми рогами, однажды Забодай даже убил медведя. Он настолько озверел, что перестал подпускать к себе…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 3 мин.)
Приятель
Приятель — рассказ Чарушина Е.И. про попугая. Иван Федорович пришел в гости, стал стучать в дверь. Ему отвечал хриплый, незнакомый голос. На вопрос о здоровье он сказал, что простудился. Потом предложил, чтобы гость сам открыл дверь. На нетерпеливое восклицание, что дверь заперта, подтвердил, что так и есть. Затем он заявил, что не пускать гостей…
Автор: Чарушин Е. И.
(Время чтения: 1 мин.)
Писать увлекательные истории для школьников непросто, но если человек талантлив, то затраченные усилия окупятся сторицей, а произведения будут помнить и читать долгие годы. Евгений Иванович Чарушин – не просто писатель, но еще и гениальный художник, создававший иллюстрации для сказок других авторов, среди которых С. Маршак, М. Пришвин и многие другие. Свои самые известные рассказы он создал в 30-х годах прошлого века, с тех пор их перевели на разные языки и стали читать ученикам 1, 2, 3, 4 классов в разных уголках земного шара.
Читайте все рассказы онлайн
Если в вашей семейной библиотеке нет произведений Евгения Чарушина, но очень хочется познакомить сына или дочку с творчеством выдающегося писателя, выход есть – чтение электронной версии рассказов. Специально для юных читателей и их родителей наш сайт предлагает тексты полностью и с картинками, так что удовольствие от погружения в истории автора будет максимальным. Взрослым благодаря списку литературы в виртуальной библиотеке будет удобно находить то или иное произведение, а тот факт, что все книги предоставляются бесплатно, станет еще одним весомым аргументом в пользу онлайн чтения.
Ваш ребенок не любит слушать рассказы и отличается гиперактивностью? Выразительно прочитанные короткие тексты о природе и жизни зверей однозначно помогут ему успокоиться, настроиться на позитив, а также вызовут интерес к окружающему миру и поспособствуют быстрому засыпанию. Творчество автора разнообразное, поэтому школьникам будет из чего выбрать, а необычный стиль повествования и продуманность деталей не дадут оторваться от сюжета до самого конца. Читать виртуальные книжки можно когда и где угодно!
Популярные рассказы Чарушина:
- Лисята
- Еж
- Друзья
- Томка
- Тюпа
Евгений Чарушин писал рассказы для детей о жизни диких и домашних животных. Рассказы про зверей и птиц основаны на личных наблюдениях писателя и историях бывалых охотников. Все рассказы Е. Чарушина можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать рассказы Е. Чарушина можно одним нажатием, и читать текст с листа. Это очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Читать рассказы Е. Чарушина будет интересно малышам, детям дошкольного возраста, и ученикам 1, 2, 3 класса. Многие из произведений входят в школьную программу и урок внеклассного чтения. Они наполнены любовью к природе и животным. Особенно красочно поэт описывает природу, ведь он еще и талантливый художник.
Главная мысль в рассказах Е. Чарушина одинакова: Беречь природу, не нарушать ее законов, заботится о животных, не обижать их и не бросать. Интересоваться окружающим миром, расширять свой кругозор и познания в мире животных и птиц. Наблюдать за их повадками.
Короткие детские рассказы Е. Чарушина такие как: «Лисята», «Волчишко», «Воробей», «Курочка», «Лесной котёнок», «Страшный рассказ» и многие другие вы можете читать онлайн на сайте Детский островок!
Просмотров: 22 265
Про Томку — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про щенка Томку, который рос настоящей охотничьей собакой. Текст рассказа «Про Томку» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Про Томку» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о жизни щенка, который учился плавать, охотиться и распознавать
Просмотров: 6 504
Кошка Маруська — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про кошку Маруську, которая ушла от хозяина жить в лес. Текст рассказа «Кошка Маруська» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кошка Маруська» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают как жила кошка Маруська, и почему ушла от хозяина. Краткое
Просмотров: 4 036
Страшный рассказ — автор Е. Чарушин, забавная история про неизвестное существо, которое забралось в дом и напугало мальчиков Шуру и Петю. Текст произведения «Страшный рассказ» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать «Страшный рассказ» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, кто так сильно напугал
Просмотров: 3 524
Волчишко — автор Е. Чарушин, трогательный поучительный рассказ про то, как маленький волчонок оказался в городской квартире. Текст рассказа «Волчишко» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Волчишко» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают грустную историю волчонка, со счастливым концом.
Просмотров: 3 360
Медвежата — автор Е. Чарушин, поучительный рассказ про то, как два маленьких медведя выросли среди людей. Текст рассказа «Медвежата» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Медвежата» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об интересных повадках озорных медвежат. Краткое содержание рассказа
Просмотров: 2 788
Лисята — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник завёл у себя дома маленьких шустрых лисят. Текст рассказа «Лисята» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лисята» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках диких лисят в домашних условиях. Краткое содержание рассказа
Просмотров: 2 653
Кабаны — автор Е. Чарушин, забавный поучительный рассказ про то, как художник рисовал животных, и испугался кабанов. Текст рассказа «Кабаны» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кабаны» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках и особенностях разных животных. Краткое содержание
Просмотров: 2 328
Лесной котёнок — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник наблюдал за маленьким рысёнком. Текст рассказа «Лесной котёнок» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лесной котёнок» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чем отличаются лесные кошки от домашних. Краткое содержание
Просмотров: 2 327
Курочка — автор Е. Чарушин, коротенький рассказ для малышей про то, как курочка прятала от дождя своих цыплят. Текст рассказа «Курочка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Курочка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Краткое содержание рассказа «Курочка» для читательского дневника в одном предложении. Курочка
Просмотров: 2 154
Животные жарких и холодных стран — автор Е. Чарушин, очень познавательный рассказ для детей, в котором описываются разные виды животных от Африки до Северного полюса. Текст рассказа «Животные жарких и холодных стран» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Животные жарких и холодных стран» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения
- 23 октября 2010
Представляю методическую разработку внеклассного занятия во 2 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение». Полностью этот материал представлен в рабочей тетради «Читательский портфель для 2 класса» и в моем методическом пособии «Вдумчивое чтение во 2 классе (с использованием рабочих тетрадей)».
Рассказы о животных Е. И. Чарушина знакомы читателям с дошкольного детства. Традиционно в школьные хрестоматии входят такие его произведения, как «Страшный рассказ», «Волчишко», «Про Томку». Книги Чарушина в достаточном объеме есть в школьных и домашних библиотеках.
Именно поэтому во втором классе можно начать более сложную читательскую работу: попытаться обобщить начальные представления учащихся о произведениях этого известного автора.
Для этого учителю необходима дополнительная информация, которой он может поделиться со своими учениками на уроке внеклассного чтения. Как вариант в сильном классе – учитель дает задание детям подобрать материалы о творчестве писателя.
При еженедельном планировании уроков внеклассного чтения данное занятие можно разбить на два урока.
Подробная информация для учителя о Чарушине Евгении Ивановиче представлена в методическом пособии «Вдумчивое чтение во 2 классе (с использованием рабочих тетрадей)».
Цель занятия: Обобщить первичные представления школьников о своеобразии личности и произведений Е. И. Чарушина на материале рассказов «Лесной котенок» и «Две мышки».
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями анималистических рассказов Е. И. Чарушина.
- Совершенствовать следующие читательские умения: умение составлять аннотацию, умение сравнивать произведения на одну тему, умение воссоздавать в своем воображении образные картины.
- Углублять интерес учащихся к миру животных, воспитывать любовь и сочувствие к «братьям меньшим».
Ход занятия
1. За две недели до занятия (при еженедельном планировании уроков внеклассного чтения – за неделю) в Уголке чтения учитель вывешивает задание: найти и прочитать рассказы о животных писателя Евгения Ивановича Чарушина. По возможности педагог приносит в класс для самостоятельного чтения детей книги писателя, взятые в школьной библиотеке. За неделю до занятия просит учащихся выполнить (по желанию) задания № 1, 2, 3 из рабочей тетради «Читательский портфель для 2 класса».
2. Занятие по внеклассному чтению, посвященное произведениям Е.И. Чарушина, можно начать с выставки книг Чарушина, подготовленной учителем, библиотекарем и учащимися. Учитель обращает внимание детей на огромное количество книг этого автора, на названия его книг, их жанр, место и время издания, на красочные обложки, просит назвать, что общего в рисунках (природа, животные, маленькие животные, рисунки по настроению добрые и трогательные, автор рисунков – сам писатель Чарушин).
3. После этого учитель просит выступить тех детей, которые выполнили задание № 1 в тетради: нарисовали образцы обложек книг писателя. Несколько (3 – 4) учеников выходят к доске и показывают свои работы. Учитель и остальные учащиеся проверяют, полно ли выполнено задание: кроме иллюстрации нужно было написать фамилию автора и художника, издательство и год издания, жанр. Желательно, чтобы на данном этапе выступили дети, которые не приняли участия в подготовке выставки книг.
4. Выполнение задания № 2: несколько учеников выходят к доске, называют и показывают на выставке книгу, которую они принесли, и перечисляют рассказы, которые в нее вошли. Педагог обращает внимание детей на известные им книжные элементы: оглавление, предисловие, иллюстрации, учит находить в сборнике рассказов нужное произведение. Учащиеся на примере нескольких изданий самостоятельно находят информацию об авторе и художнике – и тем и другим является Е.И. Чарушин.
Несколько учеников зачитывают свои аннотации к любимым рассказам писателя (задание № 3). Уже на этом этапе занятия можно подвести предварительные итоги по творчеству Чарушина: кто главные герои его книг? Каким настроением проникнуты его рассказы? Чем привлекают рисунки этого писателя и художника?
Тем учащимся, которые не выполнили в своих тетрадях указанные задания, можно посоветовать выполнить их после занятия.
5. Перед чтением рассказов Чарушина из тетради провести предварительное обсуждение их тематики (прием антиципации), ориентируясь на названия рассказов и уже имеющиеся представления учащихся о творчестве писателя: как вы думаете, чем эти рассказы могут быть похожи на другие рассказы этого писателя? (Это рассказы тоже о животных, наверное, о маленьких – «котенок», «мышки»).
6. Выразительное чтение учителем рассказа «Лесной котенок» или просмотр видеоклипа.
В середине рассказа можно сделать паузу и попросить ответить детей на проблемный вопрос из тетради: «Порассуждай, почему рассказчик испугался лесного котенка». После кратких ответов учитель дочитывает рассказ. Проверка первичного восприятия: что особенно поразило в рассказе? Что показалось удивительным, смешным?
7. Так как основное внимание читателей привлечено к маленькому герою рассказа, то учитель предлагает выполнить задание № 5 в тетради: учащимся нужно самостоятельно перечитать текст и подчеркнуть в нем описания внешнего вида (зеленым карандашом) и описания поведения котенка (синим карандашом). При проверке учитель сопоставляет описание котенка и рисунок, выполненный Чарушиным. Как относится к герою автор? (лесной котенок нравится автору, поэтому он выбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «котеночек», «хвостишко», «мордочка», «подушечки»).
Затем дети зачитывают глаголы, которыми автор описал поведение рысенка («играет», «отплевался», «подполз», «замяучит» и т.д.). После этого учитель спрашивает, каким же предстает из этого описания маленький рысенок (веселый, забавный, смешной, игривый, шустрый, глупый).
Примечание. При еженедельном планировании уроков внеклассного чтения на этом можно закончить первый урок по произведениям Чарушина. Второй урок по этой теме начнется с этапа № 8. Если же учитель ведет уроки внеклассного чтения 2 раза в неделю, то занятие продолжается.
8. Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать про себя рассказ Чарушина «Две мышки». Перед чтением установочные вопросы: о ком или о чем будет рассказ? Почему рассказ называется не просто «Мышка», а «Две мышки»? Как автор может относиться к этим персонажам? После чтения – проверка первичного восприятия: что удивило в рассказе? Что оказалось неожиданным?
9. Учитель просит найти в тексте рассказа описания мышек и сравнить, что общего в этих описаниях (блестящие глазки-бусинки, лапки, животик, обе любят слушать необычные звуки). Что необычного в поведении рассказчика? (он не прогоняет мышек; очень внимательно и по-доброму относится к ним; вместе с ними, как с друзьями, играет музыку, пишет рассказ).
10. На следующем этапе учитель подводит учащихся к первичным литературным обобщениям: что общего в этих и других рассказах Чарушина? После устного предварительного обсуждения этого сложного вопроса учащиеся самостоятельно выполняют задание № 6 в тетради.
6. Порассужай, что общего во всех рассказах Евгения Чарушина.Главные герои рассказов — _______________________________ .
Он любит описывать (взрослых, маленьких) животных.
Все его рассказы проникнуты чувством ______________________ .
Второклассникам нужно вписать или подчеркнуть ключевые слова: «Главные герои – животные. Он любит описывать маленьких животных. Все его рассказы проникнуты чувством любви (доброты, заботы, нежности и т.д.)». После выполнения и проверки этого задания можно (при наличии времени) обратиться к рассмотрению рисунков в книгах Чарушина на выставке, чтобы еще раз убедиться в правильности сделанных выводов.
11. Обсуждение специфики рассказов Чарушина подводит детей к пониманию особенностей личности писателя. С этой целью школьники выполняют задание № 7 в тетради: им нужно выбрать и подчеркнуть один из трех предложенных вариантов ответа:
7. Что можно сказать о самом писателе, прочитав его рассказы? Выбери вариант ответа или дай своё определение. Обоснуй своё мнение текстом.
а) Чарушин — знаток природы, натуралист.
б) Писатель — защитник животных, борец за их права.
в) Сердце автора полно доброты и любви ко всему живому.
В принципе все варианты имеют право на существование, особенно если ученик сумеет обосновать свой выбор, но более точным в контексте урока будет третий вариант: «Сердце автора полно доброты и любви ко всему живому».
12. После этого будет уместным рассказ педагога о Чарушине, в рамках которого учитель раскроет истоки трепетной любви писателя к живому миру и подчеркнет особенности его личности и творчества. В ходе рассказа учителя учащиеся рассматривают в тетради портрет писателя-натуралиста. Учитель просит хорошо читающих детей прочитать вслух информацию о писателе из раздела тетради «Мои любимые писатели».
13. Второклассники выражают свое отношение к произведениям писателя и художника Чарушина, выполняя в тетради задание № 8:
8. Отметь, понравились ли тебе эти рассказы. Закрась звездочки (по выбору: несколько из 5)
14. На заключительном этапе занятия (или как домашнее задание – по желанию) дети выполняют творческое задание в тетради: рисуют собственную иллюстрацию к одному из прочитанных рассказов. Учитель обращает внимание детей на то, что для качественной иллюстрации необходимо внимательно перечитать описание животного и отразить в рисунки все его черты, описанные автором. Самое трудное в иллюстрации – передать отношение автора к его персонажу.
Автор: Е.В. Посашкова,
кандидат филологических наук
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.