Рассказ о животных арктики 4 класс по окружающему миру

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 г. кизилюрт открытый урок по окружающему миру в 4 классе у чрного

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Кизилюрт

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 4 КЛАССЕ

«У Чёрного моря»

99766294 1

Подготовила:

учитель начальных классов

Хамидова Сарижат Юсупбеговна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные — положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, карточка «Исправь ошибки в тексте», атлас-определитель «От земли до неба», Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

— Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

— Пустынь в России немного у нас.

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

2. Работа в группе. Задание на карточке.

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные — тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

3. Самоопределение к деятельности.

— Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

— Назовите тему урока. Слайд 8.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)

4. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

— Обратимся к помощнице — карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Чёрное море.)

— В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днём или вечером? (Вечером.)

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

— А что означает приставка «суб «? В переводе с латинского это означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

— Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

2. Работа в группах.

— Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

— Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

— Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 — 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк «Сочинский».

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

Благоприятные условия — тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи Слайд 15, инжир Слайд 16, абрикосы Слайд 17, персики Слайд 18.

Дополнение.

Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу.

На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 19.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд 20 и ………….. . (Лавр.)

Лавр Слайд 21 — вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древ­не­гре­че­ской куль­ту­ре лавр оли­це­тво­рял по­бе­ду и мир и был по­свя­щён Апол­ло­ну. Слайд 22. Вот по­че­му в Гре­ции му­зы­кан­тов, по­этов, тан­цо­ров, по­кро­ви­те­лем ко­то­рых был Апол­лон, на­граж­да­ли имен­но лав­ро­вы­ми вен­ка­ми Слайд 23,

в то время как спортс­ме­нов, ат­ле­тов увен­чи­ва­ли олив­ко­вы­ми или сель­де­рей­ны­ми венками.

В Древ­нем Риме лав­ро­вый венок ста­но­вит­ся выс­шим зна­ком во­ин­ской и им­пе­ра­тор­ской славы.

Ли­стья лавра из­дав­на ис­поль­зу­ют в ка­че­стве аро­ма­ти­че­ской при­пра­вы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

Самшит колхидский Слайд 25 — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Слайд 26. Высотой 10 — 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская Слайд 27 — многолетний полукустарник. Растение высотой 45 — 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины Слайд 29, морские коньки Слайд 30 , морские иглы Слайд 31, а также крабы Слайд 32, медузы Слайд 33.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 34 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 35, который поджидает добычу — мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 36. Много и других красивых бабочек. Слайд 37.

В лесах обитают косули Слайд 38, медведи Слайд 39, кабаны Слайд 40.

На берегу моря живут чайки Слайд 41, бакланы Слайд 42, которые кормятся рыбой.

Дополнение.

Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зелёную — позеленеет.

Дополнение.

В атласе — определителе, стр. 159.

Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

На страницы Красной книги попали животные — дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

Дельфины Слайд 44 — это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины — 2 — 3 м, вес — 150 — 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Жужелица кавказская Слайд 45 — крупный красивый жук длиной 32 — 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

Рассказ экологов. Группа № 5.

Берег Чёрного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи Слайд 49 и Ялта

Одна из главных достопримечательностей города Сочи — Дендрарий Слайд 51

(от греческого слова «дендрон» дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 52, родина которого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 53, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму Слайд 54 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 55, заросли кактусов Слайд 56 и высокие кипарисы Слайд 57.

В числе главных достопримечательностей города Ялта — Никитский ботанический сад Слайд 58. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайд 59.

Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 60.

Рассказ экологов. Группа № 6.

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк «Сочинский» Слайд 62.

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 — 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

— Что нового для себя узнали? (Сегодня на уроке я узнал … . Мне показалось интересным, что … .) Слайд 66.

— Понравилось ли вам работать в группе?

— С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 — 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 — 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

— Вы все молодцы. Спасибо за урок.

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4

Учитель: Аджигельдиева Зенуре Эскендеровна

Тема: Лес и человек

Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией, воспитывать защитников природы, дать экологические знания

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование:

Карта природных зон;

Конверты с материалами и заданиями;

Атлас- определитель «От земли до неба»

Изображения растений;

Интерактивная доска;

Презентация

Планируемые результаты:

Личностные:

— признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

— ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

Метапредметные:

Регулятивные:

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

— осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

-умение извлекать информацию

— строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные:

— сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

Мотивация учебной деятельности

Звучит запись голосов птиц.

Учитель

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

II Самоопределение к деятельности. Постановка целей и задач урока

Учитель

. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока

Определите основную мысль стихотворения и тему нашего урока.

Итак, тема урока: «Лес и человек». Как вы думаете, какие цели мы поставим, какие задачи стоят перед нами? Правильно, на уроке мы поговорим о роли леса в жизни людей и природы, познакомимся с экологическими проблемами лесов и с охранной деятельностью людей в лесной зоне.

III Актуализация знаний

Но вначале давайте повторим то, что проходили на прошлых уроках

1 Тест по природным зонам

1. Природная зона арктических пустынь расположена….

а) на островах Тихого океана

б) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория зоны

Арктики

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

4.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

5.Зона тундры расположена ….

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

6.В тундре ….

a) длинная суровая зима и жаркое лето

б) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

7.Главное занятие коренного населения тундры….

а) рыболовство

б) оленеводство

8.Природная зона лесов состоит из….

а) двух частей

б) трёх частей

9 Самую большую территорию занимают….

а) хвойные леса

б)смешанные леса

10.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

11.Экологические проблемы лесной связаны….

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса

б) с участившимися лесными пожарами.

12.Охрана лесов — это

а) обязанность государства и долг каждого гражданина

б) забота самих обитателей леса.

IV Совместное открытие новых знаний

Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Работа в группах.

-Вы становитесь учеными, разделитесь на 3 группы и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать , чем являются леса для человека. Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки — «помогайки» с заданиями.

1 группа: Ботаники .

а) Участники расскажут нам о том, почему леса называют лёгкими планеты

б) лес – источник ягод, грибов и лекарственных растений

2 группа: Экологи.

а) об экологических проблемах в лесу

б) как мы можем помочь в охране леса

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники, вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 2 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы)

Оценивать работу группы мы будем по 5 бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.

Полнота информации

Слаженность работы группы

1-я группа

2-я группа

3-я группа

1-я группа. Ботаники

Карточка — «помогайка»

1) Почему зону лесов называют лёгкими нашей планеты?

2 ) Среди изображений найдите лекарственные растения леса и расскажите о них

Источник: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Стр. 98

2-я группа. Экологи

Карточка — «помогайка»:

1. Экологические проблемы в лесу

2 .Жизнь леса зависит от каждого из нас!

Источник : Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение»,Стр. 103

3-я группа. Зоологи

Карточка- «помогайка»

1.Почему исчезают животные

2. Назовите животных, занесенных в Красную книгу России.

Источник : Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Стр. 105

2. Сообщения учащихся

Учитель A теперь предоставим слово нашим исследователям

Слово учёным ботаникам. Они расскажут, почему леса называют лёгкими планеты. И одновременно мы будем смотреть презентацию

А теперь расскажем о лекарственных растениях леса

Слово учёным экологам.

Выступление ученых зоологов.

Динамическая пауза Физминутка

V Работа на интерактивной доске

Учитель

Вы прослушали выступления учёных.

На экране вы видите стихотворение. Давайте попробуем найти в этом стихотворении значение леса для человека

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок. 

Нагнусь к нему напиться —
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна

Нас ждут в лесу рябины,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану – 
Присяду на пенёк.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

С. Никулина

— О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Это стихотворение поможет нам закрепить , чем является лес для человека.

Значение леса


Место отдыха


Аптека


Источник чистой воды и пищи


Источник древесины


Источник топлива


Дом для животных, растений


Защитник воздуха, водоёмов, почв


-Какие роли выполняет лес?
— Лес – дом, защитник, источник, аптека, место отдыха

Учитель

-Послушайте стихотворение В Шефнера «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

-А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.

Чтение памятки на стр. 107 учебника.

VI. Творческая работа

Придумайте условные знаки к правилам, изложенным в памятке. Задание 5, стр. 52 рабочей тетради. Работа в паре.

-Как вы думаете, Почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

-О чем должны помнить люди, приходя в лес?

-Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники)

Заповедник — это особо охраняемая территория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека.

2.

-А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. На столе у каждого из вас лежит листок с рассказом на экологическую тему “Поездка в лес”. Прочитайте внимательно рассказ и подчеркните карандашом ошибочные действия ребят. Листочки сдать.

“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”.

С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”.

Работа с СД. Просмотр презентации

VII   Подведение итогов урока

— Какие знания вы для себя открыли?

-От чего в первую очередь страдает лес?

-Как мы можем заботиться о лесах, расположенных рядом с нами?

— Составим синквейн –5 нерифмованных строк

Синквейн –1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример

1 Лес

2 Красивый Дремучий

3 веселит, холодит, растёт, радует

4 Я люблю лес. Берегите лес!

5 Богатство. Красота

Лес – наше богатство. Лес – лёгкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

— конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса ниши потомки через века, через тысячелетие и сможет ли лес дать и то, что дает нас сейчас.

Вывод: Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.

VIII.Рефлексия

Закончите предложения

Было интересно узнать……..

На уроке у меня хорошо получилось…

Мне надо поработать над…

Теперь я знаю, что…

IX. Домашнее задание

1.Прочитать текст на стр. 103-109 учебника.

2.Выполнить задание 2 на с. 50 рабочей тетради.

ТЕМА УРОКА: ЛЕСА РОССИИ

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Формируемые УУД:

Личностные:

— признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

— ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

-формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

 Регулятивные:  

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

— сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

— осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, атласа-определителя;

-структурировать знания;

— строить сообщение в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

— сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других .

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

1. регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения;

2. познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

3. коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый метод.

I. Организационный момент

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

II. Проверка домашнего задания

1.Повторение изученного материала.

– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это зона тундры)

– Покажите на карте природных зон зону тундры.

— Как расположена зона тундры, относительно арктических пустынь? (Южнее)

— Где она расположена? (На равнинах)

— Какие природные условия в тундре? (Длинная, холодная зима и короткое прохладное лето)

— Поиск и добыча, каких полезных ископаемых ведётся в первую очередь в тундре? (Нефть и природный газ)

— Есть ли в тундре коренное население? (Коренное население есть, но оно не многочисленное)

— Какое основное занятие северных народов? (Оленеводство)

Для всего живого условия в тундре очень суровые, но всё-таки там разнообразный животный и растительный мир. О нём мы узнаем из кроссворда.

2.Разгадывание кроссворда «Растения и животные тундры»

1.Хищная редкая птица, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение. КРЕЧЕТ

2.Насекомые, которых разводится огромное количество летом, личинки развиваются в водоёме, где для них достаточно пищи. КОМАРЫ

3.Крупное копытное животное, одомашненное жителями северных районов. ОЛЕНЬ

4.Ценный пушной зверь, родственник нашей рыжей лисы. ПЕСЕЦ

5.Мелкий грызун, который не впадает в спячку, на него охотятся все хищники тундры. ЛЕММИНГ

6.Лишайник, является основной пищей для северных оленей. Олений мох или ..ЯГЕЛЬ

7. Самая ценная ягода всех северян, поправит ваш баланс? БРУСНИКА

8. Одно из карликовых деревьев тундры. БЕРЁЗА

9.Растение, получившее название за цвет ягод. ГОЛУБИКА

10.Название одного из заповедников тундры. ТАЙМЫРСКИЙ

III. Актуализация знаний. Введение в тему.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

-Как вы думаете, по какой природной зоне мы сегодня будем путешествовать? Лесной зоне.

-Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит дремучий? Тёмный, густой, непроходимый.

-Все ли леса в России дремучие? Нет, есть и светлые.

— Почему же одни леса тёмные, а другие светлые?

IV. Сообщение темы и цели урока

-Тема нашего урока «ЛЕСА РОССИИ». Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с лесной зоной, природными и климатическими условиями, богатым растительным и животным миром.

-Поставьте цель перед собой, используя слова (Я ХОЧУ УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ… ПОЗНАКОМИТЬСЯ…) Озвучьте её.

-Какую цель вы поставили перед собой?

V. Открытие новых знаний

1)Работа по учебнику на стр.72-73

— Найдите на карте природную зону тундры

– А где находится зона лесов относительно зоны тундры? Лесная зона находится южнее зоны тундры. Зона тундры постепенно сменяется лесотундрой, а лесотундра – лесами.

— Мы увидим, что в этой природной зоне 3 части: самая большая часть — тайга, она закрашена темно- зеленым цветом, есть смешанные леса — тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть — широколиственные леса, зеленый цвет с еще более светлым оттенком.
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето.
– Какая у зоны лесов земная поверхность? Зона лесов большей частью расположена на Восточно — Европейской и Западно — Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.
– Какая она в сравнении с другими природными зонами? Эта природная зона самая большая. Она занимает 1/3 территории России.

2) Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Работа в 3 группах.

Для более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научные станции. Вы становитесь «учеными-географами, ботаниками, зоологами » и с помощью дополнительного материала и учебников отправляетесь исследовать леса России.

Первая группа

Подготовить выступление о тайге и деревьях тайги.

Помощники:

— учебник стр. 97-100,

— картинки с изображением растений,

— карточка «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

Что называют тайгой?

Природные условия тайги.

Какие деревья растут в тайге?

Рассказ о ели.

Рассказ о сосне.

Рассказ о пихте.

Рассказ о лиственнице.

Рассказ о кедровой сосне.

Вторая группа

Подготовить выступление о смешанных и широколиственных лесах.

Помощники:

— учебник стр. 100-101,

— картинки с изображением растений,

— карточка «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

1.Где расположен смешанный лес, и какие там растения?

2.Рассказ о берёзе.

3.Рассказ об осине.

4.Рассказ об ольхе.

5. Где расположен широколиственный лес, и какие там растения?

6.Рассказ о дубе.

7.Рассказ о липе.

8.Рассказ о вязе.

9.Рассказ о клёне.

10.Рассказ о ясене.

Третья группа

Подготовить выступление о птицах и животных лесной зоны.

Помощники:

— учебник стр. 97-102,

— картинки с изображением птиц и животных,

— карточка «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

1.Животный мир лесной зоны.

2.Птица тайги.

3.Животные:- бурундук, -белка – летяга,- бурый медведь, -лось, — рысь, — заяц – беляк.

3)Выступление группы «Тайга»

Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на земля, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в природе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Учебник стр.96 Таблица «Хвойные деревья»

4) Закрепление знаний. Работа в РТ стр.47 №2(1). Самопроверка.

— В качестве закрепления я предлагаю вам выполнить в РТ с.47 №2 (1)

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)

Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны- вниз.)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели).

5)Выступление группы «Смешанный и широколиственный леса»

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножается семенами.

Осина имеет круглые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плоды – желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Клён бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна – крылатые.

Учебник стр.100 Таблица «Лиственные деревья»

6) Закрепление знаний. Работа в РТ стр.47 №2(2). Взаимопроверка.

-Предлагаю вам выполнить задание в РТ с.47 №2(2)

7)Выступление группы «Животный мир лесной зоны»

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, медведь, волки, лисы, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – одна из интереснейших таёжных птиц, на зиму делает запасы из кедровых орехов, потом часть из них не находит, а они дают всходы.

Бурундук — похож на белку. Отличительный признак — пять темных полосок вдоль спины. Зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшими деревьями или пнем.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

7) Закрепление знаний. Работа в РТ стр.48 №2(3). Групповая работа.

-В РТ на стр.48 №2(3) нарисован рисунок, где спрятались 7 животных тайги. Вам нужно за одну минуту их найти и записать в тетрадь. Можно воспользоваться один раз учебником стр.98-99. Искать будете группой, а записывать только один человек, который потом и прочтёт название записанных животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.

VI. Подведение итогов урока.

Как называется природная зона России, о которой вы сегодня узнали на уроке?

-Где она расположена?

— Сколько частей в этой зоне?

-Как они называются?

-Так почему же одни леса тёмные, а другие светлые?

-В качестве закрепления я предлагаю вам выполнить тест.

Тест

1. Самую большую территорию занимают …

смешанные леса тайга широколиственные леса

2. Какие леса образуют тайгу?

лиственные смешанные хвойные

3.Какое дерево не является широколиственным?

клён             пихта               вяз

4.К какой группе животных относится летяга?

        птицы        рыбы звери          

5. Какую важную лесную «работу» выполняет кедровка?

  помогает размножаться кедровой сосне

  уничтожает личинки вредных насекомых

    способствует скорейшему образованию перегноя

VII. Рефлексия. Продолжи фразу:

— Было интересно узнать, что…

— Меня удивило …

— Было трудно…

— Теперь я знаю, что

— Послушайте внимательно одну притчу.

Шёл мудрец и встретил трёх работников.

«Что ты сегодня делал?» — спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные мне камни».

Второй ответил:- « Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником?

-Я вижу, что вы получили от урока удовлетворение и радость. Пусть все уроки приносят вам только эти чувства.

Домашнее задание.

1. Прочитать и пересказать текст на стр. 95 – 102 учебника. Составить цепь питания.

2. Выполнить задания на стр. 48 – 50 рабочей тетради. Нарисовать рисунок, на котором будет показана одна из зон лесов и, рассказать о ней.

3.Творческое задание. Придумать и записать рассказ «Чудеса леса», с рисунками чудес.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/437386-konspekt-uroka-les-i-chelovek-4-klass

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Елена Владимировна, благодарю за добрые слова! Вы всегда так внимательны к оформ…

Благодарю Вас, Ольга Борисовна, за контрольный тест! Прибрала Ваш ресурс для сле…

Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…

Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …

Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…

Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…

Категория Окружающий мир 3 класс содержит материалов: 536

Страницы: 1 2 3 26 27 »

Тест 62 по теме «Итоговый тест по окружающему миру»

s80490769

В презентации представлен контрольно-измерительный материал «Итоговый тест по окружающему миру» для 3 класса в тестовой форме (2 варианта). Данную презентацию предлагаю учителям начальных классов, школьникам и их родителям.

Филворд «Домашние животные»

Окружающий мир 3 класс
| игра, викторина, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s41253406

Филворды не только вызывают интерес детей к предмету, но и способствуют развитию внимания, сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости, способствуют развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, внимания и наблюдательности.

№79071 |
23.09.2021 |
Зое4ка

| 0.5Mb

Интерактивный тест по теме «Животный мир»

s19743342

Интерактивный тест «Животный мир» по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) создан в программе Microsoft Office Power Point» (шаблон Баженова) для обучающихся 3 класса. Ресурс даст возможность учителю проверить качество усвоения знаний по одноименной теме.

№78697 |
20.08.2021 |
Латышева

| 0.2Mb

Интерактивный тест «Города Золотого кольца»

s17364331

Интерактивный тест «Города Золотого кольца» по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) создан в программе Microsoft Office Power Point» (шаблон Баженова) для обучающихся 3 класса. Ресурс даст возможность учителю проверить качество усвоения знаний по одноименной теме.

№78654 |
19.08.2021 |
Латышева

| 0.4Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Золотое кольцо России»

s49734346

Наглядно-демонстрационный материал «Золотое кольцо России» предназначена для работы на уроках окружающего мира и поможет учащимся познакомиться с городами Золотого кольца (УМК «Перспективная начальная школа»). Работа выполнена с использованием технологического приёма «Всплывающие окна»/

№78653 |
19.08.2021 |
Латышева

| 3.8Mb

Дидактическая игра «Факторы здоровья» по теме «Мы и наше здоровье»

98061103

Дидактическая игра «Факторы здоровья» по окружающему миру для 3 класса. Создана в помощь учителям начальных классов. Используется на этапе закрепления фронтально или индивидуально. Можно применить во внеклассной работе, летнем лагере. Ресурс выполнен в программе Microsoft Power Point 2010.

№78652 |
19.08.2021 |
valyusha

| 0.8M

Наглядно-демонстрационный материал «В моем саду»

s79987399

Наглядно-демонстрационный материал «В моем саду» предназначена для работы на уроках окружающего мира и поможет учащимся познакомиться с плодово-ягодными культурами сада (УМК «Перспективная начальная школа»). Работа выполнена с использованием технологического приёма «Всплывающие окна».

№78587 |
17.08.2021 |
Латышева

| 1.7Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Птицы русского леса»

s72037943

Наглядно-демонстрационный материал «Птицы русского леса» предназначена для работы на уроках окружающего мира и поможет учащимся познакомиться с птицами лесов России (УМК «Перспективная начальная школа»). Работа выполнена с использованием технологического приёма «Всплывающие окна» в редакторе Microsoft Office PowerPoint 2007.

№78586 |
17.08.2021 |
Латышева

| 1.0Mb

Интерактивное пособие «Орешки для белочки»

s96104117

Интерактивное пособие «Орешки для белочки» познакомит учащихся с различными видами наиболее распространенных орехов. Ресурс состоит из 12 слайдов. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Карусель».

№78554 |
16.08.2021 |
Латышева

| 2.5Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер-2»

s97174238

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер» познакомит учащихся начальных классов с разнообразным миром бабочек. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Интерактивная лента» и будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников и первоклассников.

№78430 |
12.08.2021 |
Латышева

| 4.3Mb

Дидактическая игра «Письма друзей» по теме «По знаменитым местам мира»

s72466591

Дидактическая игра «Письма друзей» по окружающему миру для 3 класса, УМК «Школа России». Используется фронтально или индивидуально на этапе закрепления темы «По знаменитым местам мира». Можно применить на внеурочной деятельности или в летнем лагере. Презентация выполнена в программе Microsoft Power Point 2010 с применением технологического приема «Волшебный конверт».

№78411 |
12.08.2021 |
valyusha

| 1.9Mb

Дидактическая игра «Страны мира»

s31421742

Дидактическая игра «Страны мира» по окружающему миру для 3 класса, УМК «Школа России». создана в помощь учителям начальных классов. Используется фронтально и индивидуально на этапе закрепления. Можно использовать во внеурочной деятельности, летнем лагере.

№78403 |
11.08.2021 |
valyusha

| 1.9Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер»

s75605757

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер» познакомит учащихся начальных классов с разнообразным миром бабочек. Ресурс состоит из 16 слайдов. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Интерактивная лента» в программе Microsoft Office Power Point» 2007 и будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников и первоклассников.

№78350 |
09.08.2021 |
Латышева

| 3.0Mb

Тест по теме «Круговорот воды в природе»

s89307328

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Его можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях кружка, факультатива, во внеклассной работе. Цель: проверить и скорректировать знания учащихся по теме.

№78212 |
04.08.2021 |
Cerg68

| 0.4Mb


Климат Арктики довольно-таки суров. Снегопады, сильные холодные ветра, туманы и мрачность – все составляющее этого северного региона. Несмотря на это, животные Арктики научились выживать и отстаивать свою территорию на этой ледяной земле.

Природа здесь сохранилась в первозданном виде, однако, постоянное таяние льдов, добыча нефти и браконьерство могут привести к тому, что многие виды, обитающие исключительно в этом уголке Земли, навсегда исчезнут.

Травоядные животные

Огромные северные пространства приютили на своей территории многих представителей животного мира. И как бы ни звучало это странно, но на ледяной Земле живут и травоядные представители фауны. Каждый день у них начинается с поиска пищи. Только в постоянном движении можно преодолеть естественный отбор.

Холодная Арктика и животные, обитающие на этой земле

В Арктике обитают животные, которые отличаются по способу питания, добыванию пищи и среде обитания.

Арктический беляк

Этот представитель зайцеобразных является удивительным животным. Раньше его относили к подвиду зайца-беляка, но сегодня он выделяется как отдельный вид. Имеет короткие уши, при помощи чего уменьшается теплоотдача. Мех пушистый и очень густой, который также спасает животное от сильного холода. Хвост всего 5 см, а вот задние лапы длинные и мощные, что позволяет ему передвигаться по глубоким снежным сугробам.

Арктический беляк

Бегает заяц очень быстро – 60-65 км в час. Такая скорость часто спасает его от хищника. Пищу находит себе с помощью отличного обоняния, а когти помогают добраться до растений, раскапывая слои снега.

Лемминг

Этот грызун мало чем отличается по внешним признакам от обычного хомяка. Маленький зверек в длину достигает всего 8-15 см и весит около 70-80 г. Маленькие уши прячутся под шерсткой, которая у некоторых подвидов к зиме становится белой. Такая маскировка помогает скрыться от опасных хищников. Однако у большинства представителей мех полностью серый или серо-бурый. Грызун встречается там, где есть растительность. Хорошо приспособлен к суровому климату. Лемминг питается молодыми побегами, мхом, различными семенами и ягодами. Продолжительность жизни всего 2 года.

Лемминг

Северный олень

Изящное животное, которое носит на голове ветвистые рога и имеет теплую и плотную шерсть. Отлично приспособился к суровому климату Арктики. Питается северный олень мхом ягелем. Весит около 200 кг, в высоту достигает 1,5 метров. Обитает не только по всему региону, но и заселяет близлежащие острова. Растительность добывает себе при помощи широких копыт.

Интересный факт! Северный олень обладает переменными копытами. Летом они рыхлые, что улучшает амортизацию на мягкой земле. В зимний сезон поры стягиваются, копыта становятся плотными и заостренными, что исключает скольжение по льду.

Северный олень

Овцебык

Крупное и мощное животное. Высотой овцебык может быть до 1,5 метров, а весом до 650 кг. Эти травоядные млекопитающие обладают густой и длинной шерстью, которая сохраняет тепло и защищает от сильного ветра в таком суровом климате региона нашей планеты. Живут в больших стадах по 20-30 голов. Так они защищаются от хищников. Питаются мхом, корнями деревьев, лишайником, травой и цветами. Округлые копыта помогают свободно передвигаться по льду и скалам, а также разгребать слои снега для поиска растительности.

Справка! Овцебык имеет древние корни. На этих млекопитающих охотились еще первобытные люди. Сегодня на нашей планете обитает всего один единственный вид. Животное занесено в Красную книгу, как редкое животное Арктики.

Овцебык

Снежный баран

Его также называют толсторогом или чубуком. Это красивое парнокопытное животное, на голове которого имеются красивейшие рога. Снежный баран медлителен и миролюбив. Больше активен днем, но может искать пищу и в ночное время. Обитает в горах группами по 20-30 голов. Питается лишайником, мхом, корнями деревьев, хвоей, сухой травой и другой растительностью, которую раскапывает из под снега мощными копытами.

Несмотря на массивное тело, чубуки легко перемещаются прыжками в высоту до 2 метров. Численность этих парнокопытных понемногу увеличивается, однако, снежный баран на сегодняшний момент находится под охраной и внесен в Красную книгу.

Снежный баран

Опасные сухопутные хищники

Животные Арктики, несмотря на сильные ветра и отсутствие тепла, разнообразны. Среди обитателей северного пространства есть много хищных млекопитающих. Их способ жизни заключается в постоянном движении и поиске пищи.

Песец обыкновенный

Относится к семейству псовых. Этот красивый хищник известен своей шикарной «шубкой» далеко за пределами Арктики. Это небольшое животное до 30 см в длину и весом до 50 кг. Хищник быстро бегает и отличается своей выносливостью. Часто держится около белых медведей во время охоты и доедает их объедки. Зверька можно встретить по всей территории ледяной земли. Они хорошие родители. Как только самка беременеет, самец начинает охотиться за двоих, принося добычу до самого рождения малышей.

Песец обыкновенный

Справка! Примечательной особенностью полярных лисиц (второе название песцов) является смена окраса меха. В летнее время она коричневого цвета, а ближе к зиме становится белоснежной.

Белый медведь

Самый крупный и грозный хищник, который обитает на суше этого ледяного региона. В длину животное может достигать около 2,5-3 метров, а вес до 500 кг. Кожа медведя темная, практически черная. Мех белоснежный, но в летнее время под лучами солнца может покрываться желтыми пятнами. Под кожей находится толстый слой жира. Зверю свойственна выдержка и терпение в добыче пищи.

Белый медведь

Охотится на моржей, пингвинов, тюленей, дельфинов. Белый медведь не только быстро бегает, но и хорошо плавает, и добыть пищу ему не составляет особого труда. Поэтому все животные Арктики могут попасть в лапы этого хищника. В зимнюю спячку в основном впадают беременные самки.

Волк

Еще с младенчества эти представители животного мира становятся безжалостными хищниками, хотя рождаются глухими и слепыми. Вес взрослого волка составляет 70-80 кг. Свою жертву волки съедают заживо, так как из-за строения зубов у них не получается быстро ее убить. Этот хищник всеяден и может питаться любым видом корма. Неделю может прожить без еды.

Внешне напоминают пушистую остроухую собаку. Полярных волков природа наделила густой белоснежной шерсткой и острыми когтями, при помощи которых животное легко передвигается по ледяной поверхности.

Волк

Водные жители Арктики

Животный мир Арктики приютил на своих просторах огромное количество водных представителей фауны. Рассмотрим самых удивительных животных, которые приспособились к вечным льдам.

Морской леопард

Это свирепый и опасный хищник Северного Ледовитого океана. Относится к семейству тюленей, хотя внешне на них не похож. У животного змеинообразное тело, приплюснутая голова с двумя рядами острых зубов. Весят морские леопарды 270-400 кг, в длину бывают до 3-4 метров. Подкожного жира практически нет. Окраска кожного покрова темно-серая, брюхо белое. По бокам и на голове есть темные пятна, благодаря которым он и получил свое свирепое название.

Морской леопард

Гренландский кит

Полярный кит – это его второе название. Млекопитающее занимает второе место во всем мире по своей массе. Длина самцов 17 метров, самки немного мельче. Вес может варьироваться от 70 до 100 тонн. Подкожный жир около 60 см. Кит имеет крупный череп с огромной ротовой полостью. Отличительной чертой является U-образная нижняя челюсть, которая покрыта светлой кожей. Продолжительность жизни может составлять 180 лет. Рацион состоит в основном из ракообразных и мелкого зоопланктона.

Гренландский кит

Морж

Обитает в прибрежных водах океана. Это довольно-таки крупный представитель водного пространства. В длину может достигать 3,5 метров (самки крупнее самцов). Масса до 800 кг. Уникальной особенностью моржей являются их огромные клыки до 80 см, торчащие изо рта. Вес каждого 2,5-3 кг. Ластоногие имеют широкую морду и специальные усы под названием вибриссы, которые помогают уловить запах моллюсков (в день он поедает их около 45 кг). Животное близорукое. Глаза очень маленькие.

Морж

Нарвал

Млекопитающий житель прибрежных вод, который внешне напоминает крупного дельфина длиной 4-6 метров. Называют его еще единорогом, поскольку самцы имеют прямой длинный (3 м) бивень. Кожные покровы нарвала бурые в крапинку, брюхо светлое. Голова круглая с четко выделяющейся лобной частью. Ротовая полость расположена низко, глаза маленькие с острым зрением. Питание состоит в основном из моллюсков, рыбы и ракообразных.

Нарвал

Удивительные птицы

Холодный с суровым климатом регион под названием Арктика удивляет своим разнообразием фауны. Свое место на этом участке суши нашли и птицы.

Белая сова

Очень красивая птица. Это суровый хищник, который находится в постоянном полете за добычей. Размах крыльев у совы может достигать до 1,5 метров. Самцы по размерам уступают самкам и имеют особенность в виде черных крапинок. Глаза желтые, уши настолько маленькие, что их и не видно. Клюв черный, но полностью спрятан под оперением.

Белая сова

Длинные когти помогают охотиться и удобно устраиваться на возвышенном месте. Рацион состоит из мелких млекопитающих.

Интересный факт! В те времена, когда пищи недостаточно, совы на это время перестают размножаться и улетают ближе к южным районам.

Розовая чайка

Несмотря на сильные холодные ветра эта маленькая птица нашла в Арктике свой дом. Гнезда сооружает на берегах океана. Длина чайки не более 35 см, а весит всего 250 грамм. Голова имеет бледно-розовый окрас, а спина и крылья серый. Лапки ярко-красные, а на ее шее есть черный ошейник, который с наступлением сильных холодов исчезает. Хорошо плавает по воде, иногда может садиться на льдины. Питается в основном мелкими насекомыми, рыбой, ракообразными и моллюсками. Эти хрупкие птицы часто становятся объектом хищника. За ними охотятся песцы и северные олени.

Розовая чайка

Люрик

Малая гагарка – это второе название этих птиц. Гнездятся они в высоких широтах. Люрики являются самыми подвижными и мелкими обитателями Арктики среди птиц.

Передвигаются по суше очень ловко и быстро. Уверенно себя чувствуют и в море. Большая маневренность и частые взмахи напоминают во время полета скорей крупного насекомого, нежели птицу. Окрас оперения напоминает фрак.

Люрик

Животные Арктики находятся в ежедневной борьбе за жизнь. Природный отбор жесток. Несмотря на это, северный регион приютил на своей земле разнообразных представителей фауны.

За 65-ой параллелью. Там начинается Арктика. Она затрагивает северные оконечности Евразии и Америки, примыкая к северному полюсу. Если в последнем царит вечная зима, то в Арктике бывает лето. Оно кратковременное, даёт возможность выжить примерно 20-ти видам животных. Итак, вот они — обитатели Арктики.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики

Травоядные животные

Лемминг

Внешне мало отличим от хомяка, тоже относится к грызунам. Весит зверек около 80-ти граммов, а в длину достигает 15-ти сантиметров. Шерстка лемминга бурая. Есть подвиды, становящимися белыми к зиме. В холода животное остается активным.

Лемминги — животные Арктики, питающиеся побегами растений, семенами, мхом, ягодами. Больше всего северные «хомячки» любят молодую поросль.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-2

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-3

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-4

Травоядные лемминги сами являются пищей для многих обитателей Арктики

Овцебык

Обитает в основном на севере Гренландии и полуострове Таймыре. Численность вида сокращается, поэтому в 1996-ом году овцебык занесен в Красную книгу. Ближайшими родственниками северных гигантов являются горные бараны. Внешне же овцебыки больше схожи с полорогими животными.

Примерная высота овцебыка — 140 сантиметров. В длину животные Красной книги Арктики достигают 2,5 метра. На планете живет единственный вид. Раньше было два, но один вымер.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-5

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-6

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-7

Эти гигантские быки находятся на грани вымирания и охраняются законом

Беляк

Недавно выделен в отдельный вид, уже не относится к обычному беляку. У арктического зайца короткие уши. Так сокращается потеря тепла. От холодов спасает и густой, пушистый мех. Масса тела у арктического беляка больше, нежели у обычного. В длину житель Севера достигает 70-ти сантиметров.

На фото животные Арктики зачастую поедают деревянистые части растений. Это основа рациона беляка. Однако излюбленными блюдами являются почки, ягоды, молодая трава.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-10

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-11

Отличить арктического беляка от обычного можно по более коротким ушам

Северный олень

В отличие от других оленей, обладают изменчивыми копытами. Летом их основание напоминает губку, амортизирует на мягкой земле. Зимой поры затягиваются, становятся выраженными плотные и заостренные края копыт. Они врезаются в лед и снег, исключая скольжение.

Оленей на планете 45 видов, и лишь у северного растут рога, независимо самец это или самка. Причем, мужские особи сбрасывают головные уборы к началу зимы. Получается, в санях Санты запряжены оленихи.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-8

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-9

У северных оленей рога носят и самцы и самки

Хищники

Песец

Иначе именуется полярной лисой, принадлежит к семейству псовых. Из домашних животных напоминает собаку породы шпиц. Как и домашние четвероногие, песцы рождаются слепыми. Глаза открываются примерно через 2-е недели.

Животные зоны Арктики хорошие родители и партнеры. Как только у самки округляется живот, самец начинает охотиться за нее, кормя избранницу и потомство еще до рождения. Если чужой помет остается без родителей, нашедшие щенят песцы усыновляют малышей. Поэтому в норах полярных лис иногда обнаруживают 40 детенышей. Средний же размер помета песцов — 8 щенят.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-12

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-13

Волк

Волки рождаются не только слепыми, но и глухими. Через несколько месяцев щенята становятся мощными, безжалостными хищниками. Жертв волки съедают заживо. Впрочем, дело не столько в садистских наклонностях, сколько строении зубов. У волков не получается быстро убить добычу.

Ученые задаются вопросом, как человек приручил волка. Современные серые не поддаются дрессуре, даже вырастя в неволе, не зная дикой жизни. Пока, вопрос остается без ответа.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-14

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-15

Белый медведь

Это самый крупный теплокровный хищник планеты. Вытягиваясь в длину на 3 метра, некоторые полярные медведи весят около тонны. До 4-ех метров и 1200-от кило вымахивал гигантский подвид. Он покинул животный мир Арктики.

Белые медведи могут впадать в спячку, а могут и нет. Первый вариант обычно выбирают беременные самки. Прочие особи продолжают охотиться, в основном, на водных жителей.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-16

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-17

Морские животные Арктики

Тюлень

На российских территориях их 9 видов, все — животные Арктики и Антарктики. Есть тюлени массой 40 килограммов, а есть и около 2-ух тонн. Независимо от вида, тюлени на половину состоят из жира. Он согревает и обеспечивает плавучесть. В воде тюлени, подобно дельфинам, пользуются эхолокацией.

В Арктике за тюленями охотятся касатки и полярные медведи. Поедают обычно молодняк. Крупные тюлени хищникам не по зубам.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-18

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-19

Кольчатая нерпа

Самый распространенный арктический тюлень и основное лакомство белых медведей. Если последние угодили в список охраняемых видов, то популяции нерпы это пока не грозит. По примерным подсчетам в Арктике 3 миллиона особей. Тенденция к приросту численности.

Максимальный вес кольчатой нерпы равен 70-ти килограммам. В длину животное достигает 140-ка сантиметров. Самки немногим меньше.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-20

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-21

Морской заяц

Напротив, самый крупный из тюленей. Средний вес около полутоны. В длину животное равно 250-ти сантиметрам. В строении от прочих тюленей заяц отличается передними лапами почти на уровне плеч, сдвинутыми к бокам.

Обладая мощными челюстями, морской заяц лишен крепких зубов. Они мелкие и быстро изнашиваются, выпадают. У старых тюленей пасти зачастую беззубы. Это усложняет охоту на рыбу — основу рациона хищника.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-22

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-23

Нарвал

Этакий дельфин с рогом вместо носа. Так кажется. На самом деле рога являются длинными клыками. Они прямые, заостренные. В былые времена клыки нарвалов выдавали за рога единорогов, поддерживая легенды об их существовании.

Цена бивня нарвала сравнима со стоимостью слоновьих клыков. У морских единорогов длина клыка может доходить до 3-ех метров. Таких слонов в современности и не сыщешь.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-24

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-25

Морж

Будучи одними из самых крупных ластоногих, моржи отращивают лишь метровые бивни. Ими животное цепляется за льдины, выбираясь на берег. Поэтому на латыни название вида звучит как «гуляющий с помощью клыков».

У моржей самый крупный бакулюм среди живых существ. Речь о кости в пенисе. Житель Арктики «хвастается» 60-сантиметровым бакулюмом.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-26

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-27

Кит

Является самым большим не только среди современных животных, но и когда-либо обитавших на земле. Длина синего кита достигает 33-ех метров. Масса животного при этом составляет 150 тонн. Вот какие в Арктике обитают животные. Неудивительно, что киты  являются желанной добычей северных народов. Забив одну особь, те же эвенки обеспечивают поселение пищей на всю зиму.

Ученые считают, что киты произошли от парнокопытных млекопитающих. Не зря на телах морских гигантов встречаются клочки шерсти. Да и выкармливают потомство молоком киты неспроста.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-28

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-29

Птицы Арктики

Кайра

Это коренной житель ледниковых просторов. Пернатое средних размеров, весит до полутора кило, в длину вытягивается на 40 сантиметров. Размах крыльев несуразно мал, поэтому кайре тяжело взлетать. Птица предпочитает бросаться вниз со скал, сразу подхватываемая потоками воздуха. С поверхности же кайра взлетает после 10-метровой пробежки.

Сверху кайра черная, а снизу белая. Бывают толсто- и тонкоклювые птицы. Их выделяют в 2 отдельных подвида. У обоих питательные фекалии. Их с удовольствием поедают моллюски и рыбы.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-30

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-31

Розовая чайка

Жители Севера поэтично зовут ее зарей полярного круга. Впрочем, в прошлом веке те же жители Арктики, в частности эскимосы, ели чаек и продавали их чучела европейцам. За одно брали около 200-от долларов. Все это сократило и без того небольшую популяцию розовых птиц. Они включены в список краснокнижных как исчезающий вид.

Длина розовой чайки не превышает 35-ти сантиметров. Спинка животного сизая, а грудка и пузико схожи с тоном фламинго. Ножки красные. Клюв черный. Такого же тона «ожерелье» на шее.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-33

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-32

Белая куропатка

Любит кочковатую тундру, но встречается и в Арктике. Как и обычная, белая куропатка относится к семейству тетеревов, отряду кур. Арктический вид крупный. В длину животное достигает 42-ух сантиметров.

Выживать на севере куропатке помогают густо оперенные лапы. Даже пальцы на них прикрыты. Ноздри птицы тоже «одеты».

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-34

Чистик

Гнездится на скалистых берегах, окрашен в черный. На крыльях есть белые отметины. Небо птицы ярко-красное. Такой же тон у лап. В длину чистик достигает 40-ка сантиметров.

Чистики в Арктике многочисленны. Насчитывается примерно 350 тысяч пар. Питается популяция рыбой. Гнездится на прибрежных скалах.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-38

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-35

Люрик

Завсегдатай северных птичьих базаров. Гнездится большими колониями. Они могут располагаться как у воды, так и в отдалении до 10-ти километров.

Люрик короткоклюв и словно одет во фрак. Грудка птицы белая, а поверх все черное, как и низ брюшка. Голова тоже темная. Размеры щеголя миниатюрны.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-36

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-37

Пуночка

Принадлежит к овсянковым, миниатюрна, весит примерно 40 граммов. Птица перелетная, из теплых стран возвращается в Арктику в марте. Первыми прилетают самцы. Они готовят гнезда. После прибывают самки, и начинается брачный сезон.

В плане питания пуночки всеядны. Летом птахи предпочитают животную пищу, ловя насекомых. Осенью пуночки переходят на ягоды да грибы.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-39

Полярная сова

Среди совообразных самая крупная. Размах крыльев пернатого достигает 160-ти сантиметров. Подобно многим животным Арктики бела как снег. Это прием маскировки. К внешней незаметности добавляется бесшумность полета. Это помогает сове ловить добычу. В основном ей становятся лемминги. За 12 месяцев сова съедает более полутора тысяч грызунов.

Для гнезд полярные совы выбирают возвышенности, стараясь найти сухое место без снега.

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-42

Животные-Арктики-Описание-названия-и-особенности-животных-Арктики-41

Полярная сова самый крупный представитель семейства совиных

В противовес 20-ти видам зверей птиц в Арктике 90 наименований. Поэтому говоря про животных Арктики, большую часть времени посвящаешь пернатым. Изучать их, как и саму местность, начали еще в 4-ом веке до нашей эры.

Сохранились отчеты Пифея из Марселя. Он совершил путешествие в Туле. Так называлась страна на крайнем Севере. С тех пор широкая общественность узнала о существовании Арктики. Сегодня на нее претендуют 5 государств. Правда всех интересует не столько уникальная природа, сколько шельф с нефтью.

  • Рассказ о животном краснодарского края 3 класс кубановедение
  • Рассказ о животном которое впадает в спячку зимой 3 класс
  • Рассказ о животных 4 класс читать
  • Рассказ о живой и неживой природе осенью 2 класс
  • Рассказ о животном заяц