Рассказ о живой и неживой природе осенью 2 класс

Автор: жукова ольга викторовна организация: мбоу сош 1 населенный пункт: краснодарский край, г. тимашевск я, жукова ольга викторовна учитель начальных

Автор: Жукова Ольга Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тимашевск

Я, Жукова Ольга Викторовна учитель начальных классов СОШ №1 города Тимашевска, Краснодарского края. Мой педагогический стаж 40 лет.

Работаю с младшими школьниками.

Дети в этом возрасте особо благоприятны для развития исследовательского отношения к миру. Поэтому на уроках применяю проблемно- исследовательский метод. Каждый ребенок чувствует себя исследователем, который познаёт окружающий мир с его закономерностями, противоречиями загадками. Дети, на уроках прикоснувшись к многообразию окружающей действительности, удивляются её тайнам, испытывают радость, восторг открытия. Большое внимание на уроках отводиться умению выявлять проблему, извлекать информацию из собственных наблюдений, умению на основе анализа объектов делать выводы. На примере хочу показать свой урок – экскурсию окружающего мира во 2 классе по теме «Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью»

На этом уроке применяется проблемно-исследовательский метод. В начале

урока создана проблемная ситуация. Все гипотезы нуждаются в

доказательстве. В процессе выдвижения гипотез у детей возникают споры и

возражения. Дети идут на экскурсию, чтобы проверить гипотезы и собрать

информацию о том, как растения готовятся к зиме.

В городском парке дети определяют цель исследования. На этом этапе применяется прием «Ассоциативный куст».

Вторым этапом урока является исследование в малых группах. Дети делятся по интересам и проводят исследование по четырем направлениям. Когда дети закончат исследование, ученики поднимаются в класс для обмена информацией и её анализа. Третьим этапом на уроке является обмен информации. Учащиеся свободно высказывают свои исследования. На четвертом этапе организация информации, применяется приём «Сравнительная таблица», где сравнивают полученные выводы с предположениями. В конце урока была проводиться рефлексия, где сами дети оценивают свою деятельность и достигнутые результаты с помощью наблюдений. Время, отведенное на все этапы урока, рационально распределено. На уроке создана атмосфера творческого поиска и сотрудничества. Весь урок дети исследуют, доказывают гипотезы, рассуждают, мыслят. На уроке все дети проявляют себя. Работа в малых группах дала возможность для формирования предусмотренных стандартами коммуникативных действий, развитие мышления и личности детей.

Конспект урока по теме: «Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью»

2 класс

Цели урока:

• Обобщить знания учащихся по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе, признаки осени»;

• выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

работать над развитием речи;

• продолжить воспитание любовного отношения к родному краю;

• развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы

Планируемые результаты:

Дети научатся:

-.выявлять признаки подготовки растений к зиме;

• проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

• следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

— проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе

.Формируемые УУД:

*определять признаки подготовки к зиме лиственных деревьев, кустарников, хвойных деревьев и трав;

*определить цель и план наблюдения;

*фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

*следовать инструкции (плану) проведения наблюдений;

*выдвигать гипотезы;

*собирать необходимую информацию и организовывать её в виде схемы;

*делать обобщения.

Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, кроссворд, мяч, раздаточный материал, рисунок дерева (для рефлексии) папки для сбора растений, коробочки для плодов и семян, лупа, рабочие листы, лопатка.

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: экскурсия

Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель читает стихотворение

Заунылый ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес

На ручей рябой и пёстрый

За листком летит листок

И струёй сухой и острой

Набегает холодок

Н.Некрасов

Учитель: О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что это осень?

Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – » в багрец и золото одетые леса», «прощальная краса» природы, которая засыпает, чахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.

III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Дети: Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.

Учитель: А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения, используя слова-подсказки. ( Дано начало предложений для формулирования гипотез)

Большинство растений___________

Плоды и семена__________________

Окраска листьев_________________

Семена растений _________________

Дети выдвигают гипотезы. Учитель записывает слова на доске.

Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме, и проверить гипотезы.

Учитель: Для того чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

IV. Исследование.

Придя в городской парк.

Учитель: Ребята, давайте тихо постоим и послушаем звуки парка.

Учитель: Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная). Какое небо? (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).

Учитель: Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад? Какие признаки осени вы наблюдаете? (изменили окраску листья, облетают листья). Как называется это явление? (Листопад)

Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, осень, какая? С чем у вас ассоциируется осень?

Дети: (с ненастьем, со сбором урожая, желтым листопадом слякотью, моросящим дождиком, увядшей травой, холодным ветром,1сентября.)

Дети по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.

Словарная работа.

Учитель: В ваших ответах прозвучало слово «золотая». Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную «краску» осени – желтый.)

Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово «золотой» употребляется в переносном смысле?

Дети: Золотая голова, золотые руки.

Физминутка: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.)

Работа в группах

  1. Исследование. Сбор фактов.

Учитель: Дети давайте сформируем группы. На березке в парке висят желтые бумажные листья задания для 1 группы, которые будут наблюдать листопад. 2 группа ваше задание находится на клёне, распространение плодов и семян. 3группа будет исследовать деревья, которые сбрасывают листву и хвойные деревья, ваше задание на ёлочке. Для 4 группы задание на кусте барбариса они будут исследовать зимующие почки. Подойдите и выберите то, которое вам более интересно. Группы готовы к работе. Каждая группа получает следующий материал:

  1. рабочий лист для записи фактов (в виде листа) с заданием.
  2. папки для сбора растений.
  3. коробочки для плодов и семян
  4. лопатки.
  5. «помощник представления»
  6. алгоритм работы группы.

1.Рассмотри рабочий лист.

2.По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа.

3.Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он сделает.

4.Роли распределены, можно приступать к работе

(Содержание работы в малых группах и примеры рабочих листов для группы представлены в Приложении к уроку)

Как только группы закончили исследование, ученики идут в класс.

2.Обмен информацией.

Отчет по группам.

Каждая группа представляет отчёт с помощью «Помощника представления работы»

1группа

1.Мы изучали опавшие листья и выяснили, что листопаду предшествует изменение окраски листьев.

2.Мы сделали вывод, что при ветре листьев опадает больше, чем в затишье.

2 группа

1.Мы изучали распространение плодов и семян и выяснили, что ветер переносит семена на другое место в землю.

2.Мы сделали вывод, что семена будут зимовать под снегом или в траве. Плоды являются кормом для животных и птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния

3 группа.

1.Мы изучали сбрасывание листвы у лиственных деревьев и у хвойных и выяснили, что сбрасывают листву только лиственные деревья.

2.Мы сделали вывод, что у хвои маленькая поверхностьиспаряется мало влаги. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.

4 группа

1.Мы изучали зимующие почки у веток и травянистых растений и выяснили, что у травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли.

2.Мы сделали вывод, в земле остаются корни с почкой, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение

После представления отчёта каждой группы учитель записывает на доске ту особенность подготовки растений к зиме, которая была выявлена в ходе наблюдения.

На доске появляется следующий перечень признаков подготовки растений к зиме.

*сбрасывание листвы,

*созревание плодов,

*распространение семян,

*образование зимующих почек

3.Организация, связывание информации.

Учитель: Ребята, для проверки достоверности выдвинутых гипотез необходимо уточнить, какие из выделенных признаков подготовки к зиме характерны для всех групп растений, а какие относятся только к некоторым. К каким группам можно отнести растения, у которых мы наблюдали признаки подготовки к зиме?

Дети: Мы наблюдали признаки подготовки к зиме у лиственных деревьев, хвойных деревьев, кустарников и кустов.

4. Обобщение.

Учитель: Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения? Какие важные признаки подготовки растений к зиме?

Дети: Растения готовятся тоже к зиме. Происходит сбрасывание листвы, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с гипотезами, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предположения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?

Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в сравнительной таблице.

Большинство растений_____(увядает)

Плоды и семена ________(зреют)

Окраска листьев_______(изменяется)

Семена растений _______(разносятся, сохраняются в плодах)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким способом мы получили новые знания?

Дети: Мы получили новые знания с помощью собственных наблюдений

Посмотрите на доску, нашему дереву не хватает листиков. Кто считает, что на уроке все получалось — прикрепляет красный листик. Кто недоволен своей работой – жёлтый, а если вам на уроке было скучно — прикрепите зеленые листочки. Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево получилось у нас!

Проверим, чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):

Мне понравилось….

Я хотел бы узнать про …

Новым для меня стало …

VI. Домашнее задание

Домашнее задание будет по выбору: кто хочет, может нарисовать осень какой вы ее сегодня увидели, а кто хочет, может написать сочинение.

Спасибо за урок.

Список использованной литературы.

1.А..А.Плешаков учебник» Окружающий мир» 2 класс.

2.А.М.Матюшкин «Продуктивный мыслительный процесс»

3.Н.Б.Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,1 МБ

Опубликовано: 02.06.2021

На чтение 7 мин. Опубликовано

Осень — замечательная пора. В это время года солнце светит умеренно, влажность воздуха держится на оптимальном уровне, нет такой духоты, как летом. Дни становятся короткими, а ночи — долгими, прохладными. С середины сентября по начало октября можно наблюдать уникальное явление: бабье лето. Ученики могут составить доклад по окружающему миру для 2 класса «Наблюдения осенью».

Мероприятия в это время года

Дачники собирают яблоки, виноград, помидоры, кукурузу, тыкву, картофель, морковь. Продукты закладывают на хранение. Когда наступает бабье лето, садоводы обрезают деревья и кустарники, а также обрабатывают их от вредоносных насекомых. Почву перекапывают, вносят органику. В сентябре-октябре сажают озимые культуры, утепляют растения-многолетники.

По завершении сельскохозяйственных работ проводят праздник урожая. На прилавках раскладывают дары осени: фрукты, овощи, ягоды. Изменения в природе, происходящие осенью, наполняют человека положительными эмоциями. Дождь, сменяющийся солнцем, вдохновляет. Осень наполнена романтикой. В это время года часто заключают браки.

Что происходит с растениями

Погода изменчива, но можно наблюдать красочное явление природы — листопад. Осенью растения сбрасывают листву. Этот процесс им полезен, поскольку с листвой растительность избавляется от вредных насекомых. Но некоторое количество личинок все же остается под корой.

Наблюдения осенью (окружающий мир 2 класс)

Листву сбрасывают кустарники, травы. Это связано с тем, что осенью в ней повышается количество вредных веществ. Сбрасывая листья, растения избавляются от них. Полезные компоненты сохраняются в корнях, клубнях луковиц. Ценные вещества становятся необходимыми в теплое время года.

Осенью растения готовятся к зиме. После периода покоя они лучше переносят вегетацию. Травы, деревья и кустарники не прекращают развиваться, но в них замедляется обмен веществ. Поздней осенью зарождаются задатки вегетационных почек, которые распускаются весной.

Для фотосинтеза растениям требуется влага и солнечный свет. При нехватке происходят биологические изменения на клеточном уровне: прекращаются или замедляются жизненно важные процессы.

Осенью наблюдаются температурные колебания. Из-за сокращения светового дня замедляется движение жидкости в растениях. Солнце не согревает землю в полной мере, почва высыхает. Жизненно важные циклы деревьев и кустарников завершаются. Зимой у растений период покоя, он связан с нехваткой влаги, питательных веществ.

Научный дневник наблюдения в природе осенью

Один из главных признаков осени — изменение окраски листьев. Они становятся желтыми, золотистыми, красно-оранжевыми, а вскоре опадают. Ученикам рекомендуется составить список деревьев, которые первыми сбрасывают листву, это:

  • береза;
  • клен;
  • липа;
  • дуб;
  • ясень;
  • тополь;
  • осина.

Растения теряют листья, потому что испытывают дефицит хлорофилла, зеленого пигмента, который участвует в фотосинтезе. Листва разлагается на поверхности почвы, насыщая ее органикой. Образовавшийся слой способен удерживать дождевую воду, он насыщает грунт влагой. В таком субстрате культуры лучше растут и развиваются, а в холодную погоду их корни защищены от вымерзания.

Наблюдения в природе осенью научный дневник 2 класс по окружающему миру

Осень — время красивейших пейзажей. Можно видеть, как вся природа готовится к зиме. В научном дневнике для 2 класса по окружающему миру надо указать, что осенью наблюдаются и твердые, и жидкие осадки. Климат резко меняется, в конце ноября появляются туманы, на растениях образуется иней.

В эту пору дуют ветра, тучи наполняются дождем. У многих осень ассоциируется с грязью, слякотью, промозглым ветром. В конце ноября ранним утром появляется снежная роса.

Изменения в мире животных

Природные явления, которые происходят осенью, заставляют животный мир адаптироваться к другим условиям. Птицы мигрируют в теплые страны, но некоторые, например голуби, остаются в городах и селах. Они хорошо себя чувствуют зимой в таких условиях. Первыми улетают:

  • ласточки;
  • скворцы;
  • соловьи;
  • грачи.

Научный дневник 2 класс по окружающему миру

Перед тем как осуществить перелет, они собираются в стаи. Пернатые чувствуют изменения климата. Как только начинает холодать, они отправляются в путь. Перелет отличается длительностью и скоростью: средняя продолжительность — 2 месяца, скорость — 30 км в день.

Пернатые мигрируют в разное время суток: утром, днем, ночью. В процессе перемещения птица останавливается, чтобы добыть пищу. Пернатым необходимо накапливать подкожный слой. Благодаря ему, удастся перенести температурные перепады. Кочевой образ жизни также ведут:

  • дятлы;
  • снегири;
  • совы;
  • сойки.

Они обитают в лесах, питаются остатками плодов. Список птиц, которые хорошо переносят холод:

Осенние явления природы

  • синицы;
  • воробьи;
  • сороки;
  • голуби.

В холодное время года они добывают себе пищу. Насекомые — жуки, комары, мухи, бабочки, кузнечики, стрекозы, муравьи — прячутся от холодов под древесной корой или обитают возле корней. Они создают жилища в древесных трещинах, также прячутся во мху.

С наступлением поздней осени у холоднокровных животных меняется температура тела. Они отличаются от теплокровных видов неразвитой системой терморегуляции. К холоднокровным относятся:

  • амфибии;
  • рептилии;
  • лягушки;
  • ящерицы;
  • змеи.

Осень амфибии

В середине ноября лягушка, самая мелкая представительница земноводных, прячется в укромных местах. Многие животные впадают в спячку. Когда они видят, что приближаются холода, начинают усиленно питаться. Хищники съедают много пищи и прибавляют в весе. Некоторые делают запасы в виде корма, складывают в убежища грибы, семена, плоды, личинки насекомых.

Осенью млекопитающие линяют, некоторые виды, в частности олень, рысь, волк, меняют оттенок шерсти. Летом она темнеет, а зимой — светлеет. Подшерсток усиливается в холодное время года, он становится более плотным, удлиняется. Благодаря этому животное хорошо согревается зимой.

Осенью живые организмы преобразуются и видоизменяются. В спячку впадают ежи, грызуны, бурундуки, бурые медведи. Им обязательно накапливать жировую прослойку. У лосей, кабанов и рысей осенью наступает брачный период. Звери выводят потомство.

Барсуки, бурые медведи, бурундуки, ежи усиленно питаются, после чего впадают в зимнюю спячку. Жировая прослойка помогает согреться в холодный период. У лосей, кабанов, медведей и рысей наступает брачный период. Они выводят потомство весной.

Природные явления

Стоит рассмотреть примеры осенних явлений в неживой природе. Туман представляет собой скопление конденсата, образуется в результате взаимодействия капель воды и кристаллов льда. Так появляются облака, которые отличаются плотностью. Туман может быть настолько густым, что человек не будет ничего видеть в пределах 1 м.

Природное явление возникает, когда холодный воздух вступает во взаимодействие с теплым, при этом относительная влажность воздуха составляет не более 85%.

Осень туман

Появление тумана в небольших населенных пунктах часто связано с низким уровнем влажности. Густые облака образуются в результате конденсации водяного пара, который накапливается в воздухе после сгорания топлива.

Туман нельзя назвать сезонным, однако он часто наблюдается осенью. Густые облака образуются над поверхностью водоемов и в горах. Туман чаще появляется осенью, потому что в эту пору уровень влажности повышен. Температура воздуха резко меняется. Минимальная продолжительность тумана — 10 минут, а максимальная — несколько суток.

Поздней осенью можно видеть иней, он — знак похолодания. Иней — это осадки, которые появляются в результате скопления кристаллов льда. Природное явление связано с сублимацией атмосферной влаги на горизонтальных поверхностях. Оно включает в себя конденсацию, кристаллизацию.

Водяной пар отрицательной температуры собирается на определенной поверхности и замерзает. Так появляется иней. Природное явление чаще бывает в прохладное время года: поздней осенью. Накануне инея обычно тепло, уровень влажности высокий, однако через пару дней резко холодает.

Кристаллы льда образуются на поверхностях, которые имеют низкую теплопроводность. Их можно видеть на деревьях, листьях, траве. Предрасполагающий фактор — отсутствие ветра. Если в местности сильный ветер, иней не образуется. Кристаллы льда могут собираться в рисунки.

Осень ливень

Дождь появляется в результате того, что влага в природе непрерывно движется. Облака накапливают много воды, она выливается на землю. Обыкновенный дождь не имеет ярко выраженных признаков, он средний по мощности, идет от нескольких минут до нескольких часов, часто наблюдается осенью.

Ливень — внезапный интенсивный поток воды, который выливается на землю за короткий период. Такой дождь сопровождается громом и молнией, чаще возникает летом или в первых числах сентября.

Затяжной осенний дождь — признак осени. Он длится от 2 часов до нескольких дней, характеризуется пониженной температурой. А вот кратковременный внезапно начинается и неожиданно заканчивается.

Наблюдения в природе осенью показывают, что природа меняется и готовится к наступлению самого холодного сезона. В это время года можно увидеть, как деревья сбрасывают листья, а птицы отправляются на юг. Чтобы узнать, какая она, настоящая осень, стоит понаблюдать за ней самостоятельно.

Здравствуйте,
ребята. Вы помните меня? Я Полина, лесная фея.

image001

Прошлый
раз я рассказывала вам об осенних изменениях в неживой природе. А сегодня мы с
вами понаблюдаем за живой природой и поговорим о том, как изменяется жизнь
растений и животных осенью. А поможет мне в этом моё волшебное зеркало. Давайте
зайдём ко мне в гости.

Изменения в жизни растений осенью

Слово
осень в нашем сознании прочно ассоциируется с золотой порой листопада. Поэтому
сначала понаблюдаем за миром растений.

image002

У
каждого дерева свой наряд осенью. Например, у берёзы листья осенью
становятся золотисто-желтыми, у рябиныкрасновато-бурыми,
у бересклетарозовыми, а у клёна — и вовсе окрашиваются
в несколько цветов.

image003

А
вот хвоинки ели и сосны не изменяют окраску.

image004

А
почему листья изменяют свою окраску? Лист зелен потому, что в нём есть зелёное
красящее вещество — хлорофилл.

image005

Это
вещество легко разрушается. Но летом оно быстро восстанавливается, и листья
остаются свежими и зелёными. Окраска листа не меняется, так как образование
красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают. Света
становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро,
как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше,
лист бледнеет. Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — жёлтые или
красные, и теперь, когда зелёное красящее вещество постепенно разрушается, они
выступают ярче. Листья желтеют или становятся багряными.

Вслед
за изменением окраски листьев начинается листопад.

image006

Ребята,
а задумывались ли вы, почему у деревьев и кустарников опадают листья. Осенью световой
день уменьшается
. Земле достаётся меньше тепла. Почва охлаждается, а вместе
с ней и почвенная влага. В охлаждённой почве резко уменьшается всасывание воды
корнями, листья же продолжают её испарять. Значит, осенний листопад помогает
растению выжить. Кроме того, учёные установили, что в листьях постепенно
накапливаются вредные для растения вещества. Да и оставшиеся на зиму листья
послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

А
почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд?

image007

Хвоинки
этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие
листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит
опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало
воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как
он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев.

А
что же происходит с животным миром осенью?

image008

Осенью
насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и
впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы
делают запасы мёда на зиму.

image009

Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для
зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении
температуры рыбы становятся малоподвижными.

image010

У
птиц тоже много забот осенью.

image011

Корма для птиц становится всё меньше и меньше.
Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается
количество плодов и семян.

Оседлые
птицы, те, которые живут весь год в одной местности (воробьи, сороки, галки,
синицы, поползни, сойки), готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир.
Так они приспосабливаются к зимним холодам.

Некоторые
птицы собирают запасы корма. Сойка запасает жёлуди. Одна сойка
запасает до 4 кг жёлудей, складывая их кучками под корнями деревьев, ближе к
стволу, где пласт снега зимой не такой толстый. Спрятав запасы, птицы не всегда
успевают их использовать. Поэтому часть плодов прорастает. Таким образом птицы
сеют лес. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена
клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также
семена ели и сосны.

Многие птицы начинают собираться в стаи, а
затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала
улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки,
стрижи, соловьи
). Позднее всех улетают утки, гуси,
журавли
. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

image012

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят
иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во
время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц,
разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на
деревьях.

image013

Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют
постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи они улетают на небольшие расстояния
в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме.

image014

Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений,
орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры
делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около
жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят
собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев,
сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.

image015

Некоторые
звери осенью усиленно питаются и  накапливают жир. Жир — это
тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Летом и вначале
осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни
растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим
удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь
усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи
устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на
боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие
ели.

image016

Сильно жиреет и барсук. Так,
например, барсуки к осени увеличивают свою массу на 4-6 кг.

Усиленно
питается и ёж. Подбирает жуков, улиток, лакомится ягодами и
упавшими плодам, ловит мышей, лягушек, ужей. Даже на змей нападает! Ощетинив на
голове иглы, еж смело бросается в атаку, а потом, сопя и фырча, расправляется с
добычей.

— Осенью все звери как бы «переодеваются»линяют.
Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти
вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного
времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется
и её окраска
. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца –
белой или серо-голубой.

image017

—Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и
растений.

— А сейчас давайте повторим.

image018

Осенью у растений изменяется окраска листьев. Начинается
листопад.

image019

Жизнь животных осенью тоже претерпевает изменения.

image020

Насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие
листья и впадают в оцепенение.

Рыбы уходят в глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных
для зимовки.

image021

Оседлые птицы усиленно питаются и накапливают жир. А
некоторые (сойка, поползень, синица) делают запасы на зиму. Перелётные птицы
(стрижи, ласточки, соловьи, гуси, утки, журавли) собираются в стаи и улетают в
тёплые страны. Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки, клесты) улетают на
небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

image022

Звери осенью тоже готовятся к зиме: запасают корм, усиленно питаются и
накапливают жир, линяют (шерсть у них становится густой и пушистой, а у
некоторых зверей меняется цвет шерсти).

image023

—  Нам пора прощаться. До свидания.

Окружающий мир

«Осенние изменения в живой и неживой природе».

Экскурсия 2 класс

Цели:

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.

2.Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.

3.Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.

4.Учить наблюдению за поведением животных.

5.Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя, формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: Папка для сбора листьев, коробка или корзинка для сбора плодов, сбор природного материала.

Ход экскурсии:

-Сегодня у нас необычная прогулка. Мы будем наблюдать за природой. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и в золото одетые леса…

— О какой поре пишет поэт? (Об осени)

-Назовите мне слова, которые подтверждают ваше предложение (Золотая одежда леса, природы увяданье).

-Перечислите всё то, что относится к природе.(Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д.)

-Всё то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. ( Живая и неживая природа).

-Я загадываю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идёт в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел, долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

(В этих загадках упоминается неживая природа-ветер, дождь, солнце.)

-Подставьте свои щёчки к солнышку. Что вы чувствуете?

(Немного тепла)

-Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

(Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко)

-Какое положение занимало солнце летом?

(Оно было высоко)

-Как расположено сегодня?

(Ниже, поэтому и греет слабо.)

Крупно, дробно, зачастил

И всю землю напоил.

-Что это? (Это дождь.)

-Два дня назад «небо прохудилось и пошёл первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

(Осенью он долгий и не такой тёплый. А летом можно под дождём купаться, радоваться прохладе, которую он даёт в жару.)

-Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластали,

Солнышко застлали.

-Что это?

(Мы видим облака.)

-Часто ли плыли облака по летнему небу?

(Нет, редко)

-Кого они вам напоминают?

-О каком объекте неживой природы мы ещё не беседовали?

Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живёт,

Налетит — деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

(Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником).

-Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

(Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становиться прохладнее.)

-А сейчас поиграем. Я читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к « своей отгадке».

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежде,

Свесив серёжки.

(Ребёнок бежит к берёзе и называет признаки, по которым отгадал.(Белый ствол, ветки свешиваются).)

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься

Осень проводила

Платье снять забыла.

( Это рябина. Признак— красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

( Это ель. Признак – иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зелёное.)

-Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: берёза, рябина, ель. Каким общим словом их можно назвать?

( Это деревья.)

-Какой одинаковый признак вы увидели?

( Один главный ствол.)

-Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода-была бела,

А как постарела – то покраснела.

( Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды весят красные.)

Стоит зелёный кустик,

В красный горошек,

А тронешь – укусит.

( Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.)

-Каким общим словом назовём калину, шиповник?

( Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.)

-Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем сделаем все вместе красивые розочки из этих листьев.( Собираем листья)

-В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья.

-Как называется это явление природы?

( Листопад.)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

-Так писал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчёркивает поэт?

( Листья по ветру кружат – это потому, что они слетели с деревье.)

-Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

-Каким общим словом назовём этих животных?

( Это насекомые.)

-А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что он делает? Посмотрите внимательно.

( Паучок плетёт свою паутинку.)

-Зачем он это делает?

( В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а пот ом их кушает.)

-К какой природе относятся увиденные нами животные?

( Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.)

-Присмотритесь к зелёной травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает.

( Воробей. Он покрыт серыми перьями, живёт во дворе рядом с человеком.)

-Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

(Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела – хвост.)

-Что он делает?

( Клюёт семена травы.)

-Вот и подходит наше путешествие к концу в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в живой и не живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за плывущими облаками, падающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью зима

Мы её не ждём, не просим

А она идёт сама.

-Грустим ли мы с вами о лете?

( Конечно, но его уже не вернёшь. Пришла осень.)

-Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш дивный осенний уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома или в школе об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их посмотрим и послушаем.

Осенние изменения в природе

Осень – одно из самых красочных времён года. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени.

В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. Осень является переходным периодом от лета к зиме.

Листопад

Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года.

Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов.

А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти).

А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды.

Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея.

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней.

По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы.

Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег.

Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Осенние изменения в живой природе

У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.

Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку.

Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.

Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования.

Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.

В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.

Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода.

Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).

Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Прекрасно сказал об осени К. Паустовский:

«Больше всех времен года я люблю и жалею осень, может быть, за то, что ей очень мало отпущено времени для ее шелестящей и облетающей жизни».

ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПРИРОДЕ

Подготовил:

Минькин Егор

Ученик 2 «А» класса

Ежегодно осенью звери в лесу тщательной готовятся к тяжёлому периоду года. Пропитание в своих кладовых заготавливают, норы утепляют, летние шубки меняют на зимние

Кто улетел, а кто остался

Улетают из наших мест осенью те птицы, которые не могут зимой прокормиться.

Большая часть семян падает на землю и оказывается под снегом.

А многие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников. Для некоторых птиц основная пища — насекомые, с наступлением холодов они исчезают: одни погибают, другие прячутся. Становятся недоступными для птиц лягушки, жабы, рыбы.

Трудно добывать мышей и других мелких зверьков, которые укрылись под глубоким снеговым покровом или впали в спячку.

Вот и тянутся косяками, вереницами журавли, гуси, чайки в теплые края.

Птицы, которые остаются зимовать в наших лесах, осенью делают себе запасы. Сойка выбирает самые крупные жёлуди и прячет их под мох, под корни, закапывает в листву.

Поползень подбирает орехи лещины, орешки липы и крылатки клёна, загоняет их в щели коры деревьев на большой высоте. Любопытные запасы делают маленькие совы-сычики. Они прячут в дупла убитых мышей и мелких воробьиных птиц.

Те, кто не может улететь

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю.

Они поступают по-другому: сбрасывают листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает и корни не могут её выкачивать. К тому же листья зимой только навредили бы дереву. Под тяжестью налипшего на них снега поломались бы ветки и сучья. Терять листья не больно: на ветках нет ран от опавших листьев, если летом черешки листьев прочно соединены с ветками, ведь по ним движутся питательные вещества, то осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно, словно перегородкой, отделяет черешок от ветки.

Травы прячутся под землю

Эти хитрецы расстаются с надземной частью растения.

Главное для них — спасти подземную кладовую — корневище, клубень или луковицу, в которых летом копились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.

О жителях леса

Белка к зиме дупло делает большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом.

В одном уголке лежат сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем -яблоки. Бобры укрепляют плотины и ремонтируют хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.

Голодная лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек. Насекомые: жуки, пауки, мухи забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

«Охлаждённые» черви и… зерновая интервенция

Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей: крот прокусывает голову своей жертве и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми, поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.

Серая полёвка, живущая в поле, запасает в своих норах два-три килограмма зёрен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому — листья и корни многих трав.

А рыжая лесная полёвка заготавливает орехи, жёлуди, крылатки клёна, орешки липы, разные ягоды.

А что делают люди в это время

К примеру, для арендаторов Чарышского лесничества, а их более 50, о чем нам рассказал лесничий Чарышского лесничества Петр Кислый, осеннее время особенно хлопотное.

Сено заготавливается с июля по сентябрь, а когда дорога «встанет» — вывозят. Скот практически весь уже поставлен на стойловое содержание с первым снегом. А вот лошади продолжают пастись и на снегу, разгребая его и доставая сухую траву. И так до весны. Весной маточное поголовье лошадей ставится на стойловое содержание, а молодняк остается в лесу.

Пасечники, по словам арендатора Дениса Кучеренко из Солтонского лесничества, составляют пчел на зиму с первыми заморозками, кстати, у некоторых пчелы зимуют на воле, а у других — в омшаниках.

Екатерина Иванова, директор охотхозяйства «Приобье», рассказывает:

— К зиме готовятся и дикие животные, и мы, люди. Мы заготавливаем корм, чтобы в зимний «кризис» дикие животные могли подкормиться на наших площадках.

Если говорить о многолетних наблюдениях за животными, то чаще всего меняют они к зиме «одежду», есть много особенностей в их поведении. Еще черная земля, а заяц уже белый. У кабана вырастает подшерстка, пропитанная сальными железами, не промокнет зимой! Кабаны годами живут вместе на одной территории и здесь зимуют, им не свойственно делать «жилье», где придется — вырыли канаву на болоте до теплого талого места и здесь их дом.

Лось тоже не привередлив, там, где застала ночь, там его дом. У лося осенью гон, зовет самочек, чешет рога о дерево, таким образом, сбрасывает их.

Рысь зимой становится еще красивее — шубка становится белой. Встретишь ее — поражаешься, никогда трусливо не убежит, гордо повернется эта огромная кошка и достойно удалится со своим семейством с твоей дороги. А в общем, осенью у животных повсеместно брачный период, а уж весной будут детки, у кого сколько — у кабана до 15 штук, у лося — один-два теленка, у рыси — один-два котенка.

СТРАНИЧКА ЛЕСНИКА

Изменения в природе осенью

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад

Листья — это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез — процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла.

Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки.
Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны — это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды.

Еще один веский повод избавиться от листвы — зимние осадки.

Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности.

Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка — так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет «водоносных» сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает.

Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы.

Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл — вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем.

Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы.

Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.
Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.
Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной.

Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки.

Физические принципы образования тумана

Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%.

Но в населенных пунктах нередко туман возникает и при небольшой влажности. Это происходит в результате конденсации водяного пара, который появляется при сгорании топлива (в печах, двигателях машин и пр.).

osennie izmenenija v prirode 1

Туман. Фото: Christoffer H.

Сезонность в туманообразовании

Туман может быть в любое время года. Это нередкое явление в низинах, над водоемами, в горах. В осенне-зимний период туман возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей.

Длительность туманов во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более.
Иней – вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях.

Как образовывается иней

Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.

Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков.

Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью – земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных.

Безветренная погода и слабый ветер – представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер – наоборот, препятствует процессу.

Одна из интересных форм инея – инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.

Сочинение «Что можно увидеть в  осеннем лесу?..»

Однажды осенним днём мы с ребятами собрались в лес просто  погулять, подышать свежим воздухом, поболтать, в  общем,   отдохнуть.

Стояла  солнечная погода. Было   по – летнему тепло. Мы шли с ощущением спокойствия, лёгкости, с чувством исполненного  долга —  за плечами  трудовая  неделя. Нас подгонял тихий и тёплый ветерок. Он ласково  пробегал по  нашим щёкам. А мы торопились в лес, желая увидеть чудо.

И действительно, в  лесу осенью можно увидеть столько интересного. Вот на  нашем  пути встретилась  поляна ярко-красных мухоморов. На пожухлой  осенней  траве они казались яркими  огоньками, которые грели наши сердца.

К тому  же все  эти  грибы были разной  формы: один похож на  розовое блюдечко с  бордовой  каёмочкой, другой — на яркий  и сочный  помидорчик (ах, так и  хотелось бы его съесть!), третий нахлобучил красную шапочку по  самые уши и сидит,  не шелохнётся. А какие  на  безукоризненно белых ножках юбочки – просто  загляденье! Покидали полянку с чувством сожаления. Опас-ная красота! Вдруг   мы  наткнулись на прозрачную паутинку, которая просто «висела» в воздухе  и ни за что  не  держалась. Она  блестела на солнце, а  её  тонкие   ниточки переливались  разными цветами.

Паука на  ней  не было,  зато  много  мелких мушек навечно осталось в  этой  западне. Такая вот  смертельная красота тоже  бывает  только осенью!

Тихо в лесу. Слышен только шелест  листьев, шёпот  травинок и вдруг пронзительный  крик.

Кто это? Зверь, птица, че-ловек? Огляделись  кругом. Никого  нет. Только зелёные ели стоят на страже,  охраняя покой лесных жителей, высокие сосны о чём-то  шепчутся там, на са-мом верху, кусты  бузины манят багровыми  гроздьями. Наш взгляд привлекла шустрая  ящерица.

Сама вся  чёрненькая. Быстро  убежала, чтобы  скрыться  от  нас. Мы весело смеёмся и немножко  завидуем ей, потому что  она может бегать везде,  где  ей  захочется.

А вдали виднеются маленькие  рябинки. Кто посадил их здесь? Стволы  тоненькие. Деревца гнутся  и от ветра, и  от соседства с более взрослыми деревьями. Но не сдаются: наклонятся – опять встанут. Листочки покраснели, а кое-где  ещё  и зелёные. Настоящая мозаика! Да если рядом  и  берёзка растёт! Это просто  чудо!

Наше внимание привлекли  и последние  цветочки как отголосок  прошедшего  лета. Они нам показались  такими  милыми и родными. Захотелось подойти, погладить, поговорить. Вот фиолетовый колокольчик  затерялся в  чаще  леса.

А это малиновые часики склонили свои  головки к  земле. Один репейник прочно стоит на  ногах и цепляется за всех, проходящих мимо.

Мы и не заметили, как прошло уже два часа.

Отдохнули  в осеннем лесу душой и телом. Домой уходить из  этого сказочного царства вовсе не  хотелось. Всю обратную  дорогу  вновь и вновь вспоминали все чудеса  осенней природы, встреча с которыми  надолго останется в наших сердцах и на фотографиях.

  • Рассказ о животном по плану окружающий мир 2 класс
  • Рассказ о женщине к юбилею
  • Рассказ о ежике на английском языке
  • Рассказ о ели 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о емельяне пугачеве капитанская дочка кратко