Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Вспомните, каких людей называют ремесленниками см. 5, п. 1. чем они занимались? 1. жители египта: от фараона до простого

Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?

1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Фараон был всесильным владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи — царские советники, военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско.

На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов. Земледельцы платили налоги — отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота.

2. Труд земледельцев. Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна (если представить, что смотришь сверху) была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы. При помощи шадуфов (см. рисунок на с. 40) поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разливов.

Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу

Слава тебе, Нил, приходящий,

чтобы оживить Египет!

Орошающий землю,

владыка рыб и птиц, творец зерна

и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает

и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

ликует и всё живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле.

* * *

Когда ты заходишь на западе —

земля погружается во тьму, подобную смерти.

Во мраке выходят из своих логовищ

хищники и выползают ядовитые гады.

Когда ты восходишь на востоке —

вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубину вод,

и на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются и поднимают руки к тебе.

Древние египетские мастера рисовали сценки, показывающие труд земледельцев (см. рис. ниже). На одном из таких изображений мы видим, как люди рыхлят землю плугом, бросают зёрна ячменя или пшеницы во влажную удобренную землю, серпами жнут колосья; на берегу нежится крокодил. Другая настенная роспись посвящена сбору винограда и выжиманию сока. Перебродив, сок превращается в вино.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Древнеегипетские настенные росписи.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Дойка. Древнеегипетская настенная роспись.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Дом земледельца. Рисунок нашего времени.

3. В гостях у египтянина. Из выращенного зерна женщины приготовят муку, растирая его между двумя камнями. Из муки замесят тесто и в горячей золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна-две луковицы, подсушенная на ветру и солнце рыба, а иногда сладкие плоды — финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино.

Дом простого египтянина — из тростника, обмазанного илом, вместо крыши — тростниковая циновка. Двери тут редко запирают — красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева — одежды на них совсем немного: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты — мелкие предметы (просверлённые камешки, раковины, бусы, фигурки, например карлика Беса с безобразным лицом и кривыми ногами), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Шадуф. Рисунок нашего времени.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Строительство дома. Древнеегипетская роспись.

4. Ремёсла и обмен. Египетский художник, живший четыре тысячи лет назад, изобразил строительство дома. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину; остальные делают кирпичи, носят их на коромысле, выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ровно.

В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители — всех мастеров трудно даже перечислить.

Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняные сосуды. Рядом стоит египтянин, протягивающий ей рыбу. Он предлагает меняться — это самый простой вид торговли. Денег тогда ещё не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, сколько корова, или сколько два мешка зерна, или сколько десять медных колец.

5. Писцы собирают налоги. Писцов также можно видеть на древнеегипетских изображениях. На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма, а запасные тростинки — за ухом. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Писец. Древнеегипетское изображение.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Меновая торговля. Древнеегипетское изображение.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Корабль на Ниле. Древнеегипетская роспись.

А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!

Объясните значение слов: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет.

Опишите: 1. Рисунок «Шадуф» (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро…» 2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и. держась за верёвки, давят виноград ногами…»

Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Включите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).



Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



8



0

Рассказ от лица египетского земледельца о том, как прошел его день:

Я работаю земледельцем в Египте и сегодня я провел целый день в поле. С раннего утра утра я выпалывал сорняки, а когда солнце было высоко в небе, мне удалось немного поесть, попить воды и отдохнуть под навесом. После отдыха я брал воду из Нила и поливал растения. Я мечтаю о том, чтобы мои дети быстрее выросли и стали мне помогать.

Только под вечер я вернулся домой и жена сообщила мне ужасную новость. Пока я трудился в поле оказалось, что умерла наша драгоценная кошка. Коша — это священное животное в нашей стране, поэтому мы должны похоронить ее со всеми почестями. На следующее утро процессия отнесет нашу питомицу на кладбище. Но потом нам придется купить новую кошку. Для этого нашей семье придется потратить половину денег, полученных от продажи урожая.

<hr />

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



4



0

Напишем рассказ от имени земледельца:

Меня зовут Хаим. У меня есть небольшой надел земли, но чтобы вырастить на нем овощи мне приходится тяжело работать.

Мой день начинается с раннего подъема, я просыпаюсь, умываюсь, быстро завтракаю куском хлеба и сразу отправляюсь на поле. Работать лучше всего с утра, так как потом поднимается высоко солнце и начинает нещадно палить.

Я работаю слаженно, если это весна то я мотыгой делаю ряды, а потом закидываю в них семена. Когда семена всходят, мне нужно пропалывать грядки. Каждый день я молюсь Богам, чтобы они послали дождь, тогда мой урожай будет богатым, если же Боги будут ко мне немилосердны, то мне едва хватит урожая чтобы прокормить свою семью.

Как только поднимается солнце я сажусь под дерево и жду когда мне младший сын принесет похлебку. Я обедаю, потом немного отдыхаю.

Дальше я иду на рынок, чтобы купить нужные мне товары.

После я возвращаюсь домой и делаю работу по дому.

Ближе к вечеру я снова возвращаюсь на свой участок и еще немного работаю на нем.

Как только опускается солнышко за горизонт я иду домой, там меня ждет горячий ужин, который приготовила жена.

После ужина я немного разговариваю с женой и иду спать.

Сплю я крепко, ведь завтра меня снова ждет много работы.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



3



0

В рассказе египетского земледельца о его дне мы должны упомянуть о еде того времени, одежде, обрядах и образе жизни и быте жителя села.

Рассказ от имени земледельца о том, как прошел его день для 5 класса (пример):

Встаю я обычно рано, с восходом солнца, когда еще не жарко. Спал я на полу на циновке. На мне одета холщовая повязка, покрывающая нижнюю часть туловища — схенти. Мой завтрак — несколько фиников и лепешка. Я иду на поле, где встречаюсь со другими крестьянами нашей деревни. Мы молотим колосья ячменя. В этом году много мышей, они могут испортить наш урожай. Скоро приедет писец, чтобы забрать зерно для налога. С писцом прибудут стражники с палками, мы их боимся. Тем, кто не заплатит налога, грозит телесное наказание палками. Каждый крестьянин должен собрать от 200 до 500 кг зерна за сезон. На обед у меня тоже лепешка и бобы. Зерно мы переносим в большие глиняные сосуды — элеваторы. День подходит к концу, я иду домой. На ужим меня ждет похлебка из бобов и латука. Спать мы ложимся рано, ведь наутро опять идти в поле.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



3



0

Для сочинения по истории за 5-ый класс конечно подходит описание жизни египетских земледельцев.

Пример такого сочинения можно предложить такой:

Жизнь земледельца очень тяжелая, ведь приходится трудиться с восходом солнца до самого позднего вечера, ежедневно и круглый год.

Просыпаешься еще до зори, чтобы успеть добраться до своего участка и пока еще есть утренняя прохлада успеть сделать самое основное — посадить, прополоть, а потом и убрать урожай, ведь чем выше солнце на небе тем становиться жарче и к полудню эта жара становится невыносимой.

Увы, но труд земледельца неблагодарный и он не приносит большого дохода, поэтому одежда достаточно простая и изготавливается самими крестинами – домотканая ткань грубая, которая быстро изнашивается.

С началом сельскохозяйственных работ сначала земля вспахивается, для чего используется деревянный плуг. Затем нужно разбить крупные камни и проследить чтобы вынесенный вонами Нила плодородный ил смешался с почвой.

Время нельзя терять, ведь нужно успеть поле засеять, пока в почве еще достаточно влаги. Наступает жаркая пора и урожай быстро вырастает и созревает. Приходит время сбора урожая.

Зерновые культуры нужно связать в снопы, перетащить в одно место для обмолота. Затем вручную происходит сам обмолот. Остается только просушить добытые зерна и переместить в места его хранения. Этого урожая хватает с трудом до сл

едующего урожая, но другого выхода нет – нужно экономить и прокормить свою большую семью.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



3



0

Земледелие древних египтян зависело от Нила. Нил разливался и на этих плодородных почвах в долине реки египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лен, папирус. В Древнем Египте сельское хозяйство велось масштабно по тем меркам. Египет расположен в такой природной зоне, что осадки отсутствуют практически полностью, поэтому цивилизация развивалась в долине Нила.

Рассказ.

Меня зовут Руи, я земледелец, я занимаюсь выращиванием льна, ячменя. Проснулся я сегодня рано, спал на циновке в своем глиняном доме, позавтракал финиками и хлебом. Одет я просто — набедренная повязка, повязка на голову и босиком.

Сейчас ноябрь месяц, недавно Нил отступил в свое русло и оставил на месте разлива плодороднейшую почву. На этой почве мы сажаем пшеницу, ячмень, лен. Почва настолько удобрена илом, что выращивать на ней урожай можно без усилий. В плуг я впрягаю вола и распахиваю землю. В борозды кидаю зерно и затем по полю прогоняю стада овец и коров. Они втопчут зерно в землю. Если этого не сделать, то зерно склюют птицы.

Обед мой состоит из специально приготовленных корневищ папируса и хлеба.

В феврале-марте соберем урожай. Большую часть урожая я отдам в казну, это налоги. Первые Сжатые колосья серпом, я отнесу своему хозяину — вельможе. Мы, земледельцы кормим вельмож, писцов.

Зерно, которое осталось от уплаты налога я могу обменять на то, что мне необходимо. Из льна сделаю масло.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



3



0

В 5-м классе проходят Древний Египет. И, действительно, мы делали такое задание — написать рассказ или сочинение о жизни земледельца от первого лица. Получилось примерно следующее:

<hr />

Я Азибо (Хнум), земледелец. Мой дом в долине Нила. Целыми днями я работаю, но едва свожу концы с концами. Из-за налогов моя семья живет впроголодь, но мы молимся богам послать нам богатый урожай. Если я не заплачу налоги и не отдам долг за зерно, то могу оказаться в рабстве. Но пока бог милостив к нам.

У меня маленький тростниковый дом, где я почти не бываю. Дни я провожу в полях под жарящим солнцем.Я уже привык к нему. На мне лишь повязка и тростниковые сандалии, а иногда я и вовсе хожу босым. У меня нет денег на масла и благовония, моя кожа огрубела и потрескалась. Встаю я с рассветом, съедаю лепешку и на работу. Днем я ем вяленую рыбу и фасолевую похлебку с луком. Вечером опять лепешку. Живем мы скудно, но от голода не умираем.

Вся моя жизнь зависит от разлива Нила. В июле мы готовимся к посадке, потом боремся с саранчой, мышами и засухой, а когда приходит время сбора урожая, приходят за налогами стражники и писец. Как раз скоро они и придут, так как сейчас у нас как раз сбор урожая. Так что я не могу долго о себе рассказывать, мне пора за работу.

<hr />

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

<hr />

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

<hr />

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



2



0

Я проснулся тогда, когда проснулось солнце.

Сперва я умылся в реке, освежил лицо и руки.

Потом меня ждал простой, но вкусный завтрак — пшеничная лепешка.

Когда лепешка была съедена, я поспешил на поле. Сегодня ответственный день — день жатвы.

Пшеница созрела, сегодня я ее разбросаю по всему полю, а затем пущу по нему свой скот — таким образом я получу зерно.

В обед удалось лишь перекусить виноградом, а дальше я вновь принялся за работу — нужно успеть все сделать до заката солнца.

К тому же сегодня должны пожаловать писцы, вечером они будут собирать налоги.

Хорошо, что у меня хороший урожай, я могу и налоги платить, и лепешки себе печь.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



1



0

Проснувшись, я наскоро позавтракал финиками и виноградом. Великий бог Ра почтил нас присутствием, и оттого стремительно нагревалась земля.

Оставив жену работать в нашем доме, покрытом пальмовыми листьями, я занялся делом. Плуг слушался меня, и работа спорилась.

После полудня мне вынесли луковую похлёбку. Рассиживаться было некогда: подати растут с каждым годом — я вновь принялся за работу.

Все моё тело было покрыто потом и землёй, когда с приходом вечера я отправился к дому. Я надеялся, что жене удалось раздобыть немного рыбы, но мои надежды не оправдались.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



1



0

За окном второй раз пропел петух, надо вставать. Умывшись, выхожу на улицу. Светает. Черное море свежевспаханного на днях поля, парит теплом земли в первых лучах солнца. Надо сеять пшеницу. Позавтракав и накормив скотину иду в амбар, где нагребаю зерно в мешки. После этого запрягаю лошадь в телегу, гружу на нее мешки и везу их на дальнюю межу поля. По дороге слышу как просыпаются птицы и начинается щебет. Моя лошадка идет размеренно, видимо еще спит. Добравшись до дальнего края поля, насыпаю в лукошко зерно. Зерно пахнет сухим сеном, хорошо сохранились семена за зиму, знать и всходы будут добрые. Иду по пашне, ноги проваливаются в рыхлую землю. Разбрасываю зерно во круг себя. Рассеяв все семена пшеницы, еду домой и вместо телеги запрягаю лошадь бороной. Надо проборонить посевы, что бы птицы не склевали зерно. Заканчивая боронование, вижу как и солнце тоже заканчивает свой дневной путь, уходя за горизонт. Вот и прошел весенний день земледельца, который как говорят «год кормит»

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира



1



0

Наступил очередной день, день наполненный заботами и работой. Я просыпаюсь всегда очень рано, вместе с первыми лучами солнца. Долго спать мне некогда, ведь работы очень много, к тому же на днях должны прийти писцы за налогом. Поэтому я встаю пораньше со своей циновки и иду умываться к реке. На завтрак меня ждёт лепёшка и финики.

Работать предстоит много, ведь если я хорошо не потружусь, то меня ждёт наказание — удары палками от писцов.

Я работаю на поле, собираю пшеницу. Работать приходится весь световой день, иначе я не смогу отдать налог, а так же моя семья будет голодать.

Возвращаясь домой после тяжёлого рабочего дня, я рад, что оказался дома, меня ждёт моя семья, жена и дети.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Это картинка к одному из мифов, объясняющих возникновения времен года, а также то, почему они сменяют друг друга. В греческом варианте этой истории Аид — повелитель подземного царства, бог царства мертвых — влюбился в Персефону — прекрасную дочь Деметры, богини плодородия. Аид захотел сделать ее своей женой и похитил, когда она собирала цветы. Момент похищения и изображен на картинке.

Деметра, мать Персефоны, очень огорчилась. Она всюду искала свою дочь, а на Земле между тем настал голод, так как она перестала родить. Сам Зевс приказал Аиду вернуть Персефону, так как иначе все живое могло погибнуть. Но Аид, хоть и не мог ослушаться Зевса, хитростью заставил Персефону съесть в его царстве несколько зернышек граната, и теперь по закону Персефона должна была оставаться здесь.

Зевс рассудил, что теперь третью часть года Персефона будет с мужем в подземном царстве — Деметра в это время печалится и наступает зима. А две трети года Персефона будет на земле, на поверхности — и в это время все цветет и плодоносит.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Задание номер восемь по истории для учащихся пятых классов — оно не из самых сложных, если знать, о чем писали на глиняных табличках древние писари. Глиняные таблички случили для учета, как бухгалтерские книги, в них заносились важнейшие по тем временам события.

Предлагаю такой ответ на этот вопрос:

1). первый прочерк заполняем словами — на Крите. Эти таблички не разгаданы.

2). второй прочерк заполняем так: найденные при раскопках царских

uPbjDixycOLnUuFlsitHfXkSeClQ2Ct.png

Эти таблички прочитаны.

3). третий прочерк заполняем такими словами — списки ремесленников, которые работали на царя; женщин-рабынь, гребцов на судах.

Ниже в скриншоте правильный ответ на этот вопрос —

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

#

Этот ответ правильный.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

Что я расскажу своим внукам? Я не совершила ничего героического, не сделала никаких открытий, я просто жила. Жила в стране, которой уже нет на карте мира, в стране, в политическом строе которой были огромные недостатки, но…эта страна дала нам счастливое детство, дала нам всем возможность получить отличное образование. Наше время было временем книг- хороших и умных книг, настоящего кино, время, когда мы мечтали о космосе, о путешествиях. Когда уроки делали сами, а не сдирали с инета, когда встречались месяцами и не прыгали сразу в постель, когда от случайного прикосновения к любимому мальчику голова кружилась, когда радовались простым подаркам.

И буду рассказывать честно про все, и про дефицит, и про очереди, про то, что не могли съездить за границу, и про то, что добиться можно было всего, если ты в партии. Про все.

И пусть они делают выводы сами, пусть думают, что важнее в жизни…

Но я знаю одно, что точно им скажу-«Я прожила классную жизнь!»

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

В стране исполинов циклопов, где оказался Одиссей с товарищами неведомы были законы гостеприимства. Когда путники решили осмотреть остров, куда они пристали и удачно поохотились на коз, они не знали о том, что их ждет. Одиссей с небольшой группой обходя остров зашли в пещеру. Нашли и молоко, и сыр, и решили дождаться хозяина и угостить его своими гостинцами, в том числе и прекрасным вином.

Пришел циклоп со стадом баранов и коз. Но гостеприимства они не дождались. Мало того, за два дня циклоп съел шестерых товарищей Одиссея. И лишь находчивость путников спала остальных. Одиссей предложил циклопу выпить чашу вина, которое тому очень понравилось. Он выпил и вторую и третью. Опьянев, он уснул и путники выкололи ему единственный глаз.

Спрятавшись под баранами, которых путники связали по три, они смогли выбраться из пещеры.

Но Одиссей , прежде назвавшись именем НИКТО, отплыв , все же назвал ослепшему циклопу свое имя. За что потом и поплатился, так как циклоп вымолил своего отца Посейдона наказание для Одиссея.

Так что в данном мифе много «морали».

А имя циклопа- Полифем. Именно для него чрезмерное употребление вина, пусть даже и однократное, стало роковым- он лишился единственного глаза.

Рассказ о земледельце древнего египта 5 класс история древнего мира

История… Много ассоциаций вызывает это слово – огромные библиотеки книг, пыльные фолианты, хрупкие свитки, хранящие секреты древних цивилизаций. История – это область таинственного и неразгаданного прошлого, понимание и знание которого может дать ключ к событиям будущего. Зачастую история представляется сухим набором фактов и событий – внешние войны, внутренние реформы, восстания. Однако в любом учебнике есть параграфы, посвященные социально-культурной жизни общества, и не стоит их игнорировать и недооценивать их значимость. Ведь история – это, прежде всего, люди, которые ее создают. Каким был быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте? Об этом и пойдет речь в статье.

Цивилизация Древнего Египта

Мистическим ореолом загадочности окружены древние цивилизации, отдельные аспекты их жизни до сих пор остаются тайной. Многих исследователей, ученых, да и просто любителей истории привлекает цивилизация Древнего Египта – одна из древнейших мировых цивилизаций. Зародилась она в середине IV тысячелетия до н.э. на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения Нила. Окруженная естественными границами (Нильские пороги на юге, Средиземное море на севере, горные цепи и тропические пустыни на западе и востоке) египетская цивилизация представляла собой огромный оазис среди засушливых пустынь. Процветание Древнего Египта во многом было связано с сезонными разливами Нила, наполнявшими почву влагой и приносившими плодородный ил. В начале июня в водах Нила появлялись водоросли, которые окрашивали реку в зеленый цвет, затем в Нил попадала вулканическая пыль, придавая воде красноватый оттенок. Уровень воды поднимался, и река выходила из берегов, заливая долину. В октябре уровень воды начинал снижаться. Благодаря таким природным условиям почвы нильской долины были благоприятны для земледелия. Вся экономика Древнего Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве.

как жили земледельцы и ремесленники в египте

Ирригационная система

Чтобы с максимальной пользой использовать нильские воды, египтяне разработали первую в истории систему орошения. Они сооружали земляные насыпи, разделявшие поля, прокладывали специальные стоки и каналы к своим участкам. При разливе Нила вода поступала именно туда, куда ее направляли при помощи этой системы каналов, задерживалась в квадратах, образованных насыпями, питая и насыщая землю влагой и плодородным илом. С высоты птичьего полета вся страна была похожа на шахматную доску. Ирригационная система защищала от наводнений города и сады, направляя потоки воды в нужное русло. Кроме прочего, она также позволяла решить проблему питьевой воды.

Необходимость сооружения и обслуживания ирригационной системы требовала колоссальных усилий и вынуждала земледельцев объединяться. Так появились номы – объединения земледельческих общин. По мере их развития внутри происходило социальное расслоение – постепенно выделялась верхушка вельмож, бравших на себя руководящие функции, а сами номы объединялись. Таким образом, создание единой ирригационной системы явилось предпосылкой для возникновения централизованного государства в Египте.

Социальная структура древнеегипетского общества

Социальная структура древнеегипетского общества похожа на египетскую пирамиду: на вершине располагается фараон, ниже – чиновники, жрецы и военачальники, далее – номовая знать, затем земледельцы и ремесленники, в самом низу пирамиды — рабы.

Большинство населения — земледельцы и ремесленники. Как жили в Египте эти люди? Они своим трудом кормили не только семью, но также фараона, его многочисленных слуг и армию. Чем занимались земледельцы в древнем Египте? А ремесленники? Об этом пойдет речь далее.

Календарь земледельческих работ

Итак, как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Давайте сначала поведем речь о первых. Вся сельскохозяйственная жизнь Древнего Египта зависела от разливов Нила. В ноябре, когда поля освобождались от воды, можно было приступать к работам – земли обрабатывались, высаживался урожай. В марте-июне современного календаря в Древний Египет приходила засуха, что означало наступление поры сбора урожая и уплаты налогов – самые первые колосья отдавались вельможам. В это же время проводили профилактический ремонт ирригационной системы, готовясь к новому разливу Нила. Пока поля были покрыты водой, труд земледельцев в Древнем Египте был сосредоточен на возведении храмов и гробниц фараонов и знати.

 ремесленники в древнем египте

Орудия труда древнеегипетского земледельца

Благодаря плодородному слою ила земля была настолько мягкой, что вспахивать ее можно было даже легким деревянным плугом. По засеянным участкам прогонялся домашний скот, который втаптывал в землю зерно, что позволяло уберечь посев от птиц. Созревшие колосья нужно было как можно скорее убрать с поля, поскольку нередки были нашествия мышей и саранчи. Для уборки зерновых культур использовался серп, первоначально представлявший собой деревянное основание с кремниевой или бронзовой вкладкой, позже появились бронзовые и медные серпы. Обмолот зерна также осуществлялся при помощи домашнего скота – его пускали топтать и теребить срезанные колосья. Затем зерно провеивали – зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали вверх, чтобы ветер унес ненужную шелуху и мусор. Большая часть собранного урожая шла на уплату налогов.

чем занимались ремесленники

Распорядок дня земледельца

Как проходил день земледельца в Древнем Египте? Работа начиналась с восходом солнца, а заканчивалась после заката. Позавтракав, мужчины отправлялись в поле, чтобы обрабатывать землю, удалять сорняки, сеять, поливать растения, таская целые ведра воды из оросительных бассейнов. Когда солнце поднималось в зенит, можно было сделать небольшой перерыв, перекусить и выпить воды, отдохнуть в тени под навесом. А потом – снова за работу. Посевные работы – тяжелый труд, поэтому ложился он только на мужские плечи. Женщины работали на гумне, провеивая по ветру обмолотое зерно. Дети, пока не вырастали, помогали в хозяйстве, собирая топливо для домашнего очага – сухую траву, сучья, навоз.

Выращиваемые культуры и личное хозяйство

Из зерновых культур древнеегипетские земледельцы сеяли пшеницу и ячмень, занимались также выращиванием льна для изготовления ткани.

На садовых участках семьи высаживали лук-порей, фасоль, тыкву, дыни, огурцы, салат-латук. Распространены были виноград, финики, смоковница.

Некоторые семьи на своих участках занимались разведением овец, коз или свиней, домашней птицы (гусей, уток, голубей) и даже пчел в специальных глиняных сосудах.

как проходил день земледельца в древнем египте

Пища древних египтян

Хозяин дома, как правило, просыпался раньше остальных домочадцев и завтракал один, сразу после умывания. Пищей ему служили ячменные лепешки, мягкий и вкусный хлеб из кислого теста, который египтяне научились выпекать первыми, и ячменное пиво или квас. Изредка по праздникам на столе было мясо.

Женщины вставали позже, завтракали фруктами и чистой водой.

Обед обычно состоял из хлеба, овощей и фруктов, птицы или рыбы и пива.

Обычным лакомством для небогатых слоев населения были сладкие фрукты, корневище или стебель папируса.

Одежда

Жаркий климат позволял египтянам обходиться минимумом одежды.

Женщины носили платья наподобие сарафанов – прямые длинные рубашки из грубой ткани – калазирис.

Мужчины носили набедренные повязки – схенти. Голову прикрывали льняной повязкой или шапочкой, или специальным париком.

Ходили египтяне в основном босиком, плетеные сандалии появились позже и высоко ценились – их нередко несли с собой в руках, обувая лишь достигнув места назначения.

Носили земледельцы и различные украшения из бронзы и керамики.

труд земледельцев в древнем египте

Дом древнеегипетского земледельца

В каких домах жили земледельцы в Египте? Величественные пирамиды древнеегипетских фараонов, построенные из камня, отлично сохранились до наших дней и будоражат мысли и воображение исследователей. Но камень шел только на строительство усыпальниц и храмов. Для остальных нужд использовались глиняные кирпичи, изготавливаемые из воды, земли и соломы с добавлением глины и нильской грязи.

Пол вытаптывался ниже уровня земли, на входе делались ступени. Теплоизоляционные свойства сырцового кирпича и полуподвальное расположение дома позволяли поддерживать в полуденный зной достаточно комфортную температуру внутри дома. Окнами служили небольшие квадратные отверстия под потолком. Для освещения использовались лампы, заправляемые оливковым маслом или маслом клещевины.

Ремесленники

Теперь вам известно, как жили земледельцы. И ремесленники в Египте не пировали. Их жизнь также была непростой.

В 1905 г. было обнаружено целое поселение ремесленников, занятых на строительстве храмов Долины царей. Его изучение позволило археологам и историкам составить картину жизни ремесленников в Древнем Египте. Населявшие Дейр-эль-Медину, они занимали более привилегированное положение по сравнению с остальными. За свою работу они получали плату продуктами (зерном, рыбой, мясом), тканями или серебром.

Трудились ремесленники в специальных мастерских, принадлежавших египетской знати. Там их работой руководили мастера, оценивавшие качество изготавливаемых изделий, а писцы строго вели учет расходуемых материалов. В свободное от заказов время ремесленники могли подрабатывать, выполняя заказы частных лиц, ведь им, как и земледельцам, нужно было платить довольно высокие налоги. А где жили ремесленники в Древнем Египте? Часто бывало, что жили и трудились они в одной мастерской. Или же имели отдельную, но очень скромную хижину.

чем занимались земледельцы в древнем египте

Виды ремесел Древнего Египта

Чем занимались ремесленники? Высоко ценились в Древнем Египте ювелиры. Они обслуживали нужды фараона, знати и жрецов, создавая удивительные украшения и культовые предметы – статуи египетских богов покрывались золотом и инкрустировались драгоценными камнями, жертвенные чаши выполнялись из серебра, гробницы фараонов наполнялись многочисленной золотой утварью, призванной служить усопшему после его смерти в загробном мире. Это ремесло нередко передавалось по наследству от отца к сыну.

Кузнецы делали оружие и орудия труда из меди и бронзы, позднее – из железа.

Еще чем занимались ремесленники? Плотники работали в основном на привозном сырье – ведь в Египте росли только пальмы, древесина которых шла на изготовление обычной простой мебели. Для нужд двора в страну экспортировалась сосна и черное дерево.

Гончары наладили массовое производство утвари, нередко украшали ее глазурью или рельефами.

Ткачи плели льняные полотна. Существовала даже специальная краска для окрашивания тканей. Кожевники, корабельщики, сапожники – простые ремесленники, как и земледельцы, трудились с раннего утра до глубокой ночи.

Не нужно забывать и о ремесленниках, занимавшихся обработкой тростника и изготовлением папируса, который сохранил для нас многие ценные сведения древнеегипетской истории.

в каких домах жили землевладельцы в египте

Рыночные отношения

Разделение труда в обществе предполагает дальнейший обмен товарами и услугами между представителями различных профессий и ремесел. Денег в Древнем Египте не существовало, но был их эквивалент – вероятнее всего, стоимость того или иного изделия измерялась весом зерна.

Труд ремесленника в Древнем Египте был нелегок, но хорошо оплачивался, а сами они пользовались уважением в обществе. Несмотря на некоторую примитивность инструментов, качество работ древнеегипетских мастеров было очень высоким.

Теперь вам известно, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Их жизнь нельзя назвать простой и беззаботной. На плечи ложилось содержание многочисленной фараоновой знати и войска. Уплата налогов была тяжелым бременем для простолюдинов, им приходилось трудиться целыми днями, чтобы прокормить свои семьи. Но именно благодаря их трудам и усилиям Древний Египет смог достигнуть такого небывалого расцвета и величия и оставить памятники древности, дошедшие до наших дней.

История 5 класс

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

На предыдущем уроке мы начали изучать самую древнюю страну мира — Египет.

Работа с картой:

1. Покажите на карте, где располагается Древний Египет?

(Северо-Восточная часть Африки)

2. Какая река протекает через территорию Египта?

(Нил)

Покажите её на карте.

Проверка домашнего задания — задание (Поработайте с картой) стр. 37

(1-й нильский порог, дельту Нила, город Мемфис, Синайский полуостров)

Работа с терминами и датами:

3. Что мешает судоходству на реке Нил?

(речные пороги)

4. Как зовут правителя Египта?

(фараон)

5. В каком году произошло объединение Северного и Южного Египта?

(3 000 лет до н.э.)

6. Какую роль в жизни египтян играл Нил?

(предположения учащихся)

Тема нашего урока » Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

(запись темы урока в тетрадь).

5.10.17 Классная работа

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Рассмотрим «Устройство Египетского общества» опираясь на текст учебника п.1 стр. 37-38.

Вопросы по прочитанному:

1. Кто стоял во главе государства? (фараон)

2. Кто такие вельможи? (царские советники, военачальники)

3. Кто стоял на службе фараонов и вельмож? (писцы)

4. Кто составлял большинство египетского народа? (земледельцы и ремесленники)

Зарисовать схему в тетрадь

УСТРОЙСТВО ЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Фараон

Жрецы

Вельможи

Писцы

Воины

Ремесленники и земледельцы

Рассказ учителя

На прошлом уроке вы выяснили, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории, необходимо было построить целую сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого потребовался колоссальный труд нескольких поколений египтян.

Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы совместно, целыми селениями. Руководили работами знатные люди – вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли.

Иногда случались чрезвычайные ситуации: прорыв дамбы или канал засыпало песком после очередной бури. Тогда на работы по ремонту и расчистке каналов выходили не только земледельцы, ремесленники и рабы, но и знатные вельможи.

Запись в тетрадь определений:

Орошение полей — искусственный полив.

Каналы — глубокие траншеи, заполненные водой, вырытые для орошения полей.

Шадуф — приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду для полива. (на стр. 40 — рисунок шадуфа рассмотреть)

Жилище древнего египтянина

(после прочтения данного текста задать ученикам вопросы)

А теперь давайте мы с вами заглянем в дом к крестьянину.

Знакомьтесь, его зовут Руи. Он живет в небольшом, но очень уютном доме. В полуденный зной, здесь никогда не бывает жарко, так как дом сложен из кирпича, сделанного из смеси речного ила, соломы и золы.

Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена Руи, Тени, каждый день печет для всей семьи хлеб.

Кстати, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Он получался у них мягкий и чрезвычайно вкусный. Хлеб ели просто так, с зеленью, с мясом и рыбой, с медом.

Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.

980063 1

Вопросы учащимся:

1. Из чего были сделаны дома простых египтян?

2. Чем питались обычные египтяне?

Если учащиеся не могут ответить на поставленные вопросы, обратить внимание на текст учебника на стр. 40

3. Что такое амулеты? (найдите ответ на стр.40-41)

Амулеты — это мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

Труд земледельцев (иллюстрация на стр.39)

Руи обрабатывает землю собственными руками. У него нет других помощников кроме детей и, конечно же, жены Тени.

В середине ноября, когда заканчивается сезон разлива и Нил входит в свои берега, в Египте начинается сезон пахоты и сева – это самая горячая и ответственная пора года для всех египтян. Не исключение и семья Руи.

Руи впрягает в плуг вола и распахивает землю. Затем он засевает поле зерном и прогоняет по пашне стада овец, коз или свиней. Таким образом, животные втаптывают в мягкую почву зерна.

На хорошо увлажненной и прогретой лучами южного солнца земле быстро созревает урожай. Но есть участки земли, куда дошло мало воды. И Руи со своими сыновьями выкапывает канавы и орошает землю. День за днем они таскают тяжелые ведра вверх, от берега реки. К вечеру, смертельно усталые, падают они на свои постели, чтобы с восходом солнца снова приняться за работу.

Вопросы:

1. Для чего земледельцы загоняли скот на посеянные поля? (чтобы животные втоптали зерна в землю, чтобы их не склевали птицы)

2. Как называется приспособление для полива удаленных от Нила полей? (шадуф)

В феврале-марте наступает время жатвы. С помощью серпов с бронзовыми наконечниками Руи срезает колосья, расстилает их на утоптанной площадке и прогоняет скот. Так при помощи животных происходит обмолот зерна. После этого зерно провеивают, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха и другой мусор.

980063 2

Вопросы: Каким образом происходит обмолот зерна?(прогон осликов по колосьям)

Руи радуется, ведь его поля не остались бесплодными. В этом году ему удалось вырастить хороший урожай пшеницы и ячменя, уродился и лен. В огороде выросли лук и бобы, тыква и латук. Из волокон льна Тени и дочери соткут полотно и его можно будет обменять на другие необходимые вещи, из семян льна получится масло. Да, Руи доволен: этой зимой его семье не придется голодать. Собранного урожая хватит и на уплату налогов, и на пропитание.

Вопросы: Урожай каких растений собрал Руи? (пшеница, ячмень, лён, лук, бобы, тыква, латук)

Запись термина в тетрадь:

Налоги – это сбор в пользу государства.

А в прошлом году, когда река не разлилась вовремя, и поля остались без влаги, их испепелил зной, и для семьи Руи наступило тяжелое время. Половину ячменя съели мыши, бегемот остальное. Когда же пришло время уплаты налогов, на участок пришел чиновник. С ним стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети.

Ремесленники в Египте

Древний Египет славился своими ремесленниками. Среди них выделялись медники, гончары, ткачи, столяры и другие мастера, создававшие великолепные произведения искусства. Пользуясь примитивными инструментами, египтяне изготавливали изделия из бронзы и меди: оружие, посуду, статуэтки. Ремесленники создавали замечательные украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель. Из льна ткали полотно: более грубое для простолюдинов и тонкое – для вельмож и фараонов. Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.

Ремесленники трудились в ремесленных мастерских – «палате мастеров», которые принадлежали (по большей части) вельможам. Существовало разделение труда: над одним и тем же изделием на разных этапах трудилось несколько мастеров.

Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. В древних документах мы читаем: «Ткач целый день сидит, скорчившись у станка, и вдыхает пыль ото льна… 

Пальцы кузница шероховаты, как крокодилова кожа, и пахнет от него хуже, чем от рыбьей икры… Он обжигает себе руки, а дым сжигает его глаза.

Плохо сандальщику. Он грызет кожу, чтобы утолить боль в животе… Здоровье его – это здоровье дохлого козла!

Строитель постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Все его одежды – лохмотья, моется он только один раз в день».

Вопрос: Назовите виды перечисленных в рассказе ремёсел. ( стр.41 — текст выделен курсивом).

Рабы в Древнем Египте

Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами. Сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.

Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство.

Вопрос:

«Живые убитые» – так называли рабов в Древнем Египте. Подумайте почему?

Рабы выполняли самые тяжелые работы. Они работали на каменоломнях, в рудниках, на строительстве дворцов, в хозяйствах фараона и вельмож. Рабы не имели никакого имущества. Они сами принадлежали своему хозяину. Владелец имел право бить раба, продавать или обменивать его, мог даже убить. Все произведенное рабом принадлежало его владельцу.

Положение рабов было настолько тяжелым, что иногда они поднимали восстания против своих хозяев.

Об одном таком восстании нам рассказывает документ.

Случилось это в тысяча семьсот пятидесятом году до нашей эры. «Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги.

Тех, кто были одеты в тонкие полотна, избивают палками. Владельцы роскошных одеяний в лохмотьях. Собственники богатств стали неимущими. Тот, кто не имел даже пары быков стал владельцем стада. Рабы стали владельцами рабов».

В документе не сказано, как закончилось восстание, но известно, что фараону удалось восстановить свою власть в Египте.

И еще немного о быте простых египтян:

·         Одежда Египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти.

·         Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные.

·         И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. 

Итоги урока:

Конечно, жизнь простых египтян была очень тяжелой. Целыми днями они работали и создавали ценности, которые возвеличивали их страну и превращали Древний Египет в могущественное государство.

Домашнее задание: §7, прочитать. стр.42 задание на выбор: Опишите рисунок 1 или 2 или Составьте рассказ

980063 3

980063 3

1. Составьте рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Включите в рассказ описание одежды, его дома, обеда, воспитания детей.

2. При обработке дерева древние египтяне пользовались металлической пилой, топором, буравом, скобелем, долотом, треугольником, отвесом, молотом. Древние мастера превосходно плавили и обрабатывали медь, бронзу, свинец, олово, серебро, золото, железо. В строительстве ремесленники применяли гипс, известь, слюду, графит, камень, глину. Какими знаниями и умениями должны были обладать египетские мастера, и на каких работах необходимы были перечисленные инструменты и материалы?

3. Продолжите рассказ «Писцы на службе фараона».

«Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая: стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: “Подай зерно”, – а его нет, они избивают батогами… Его жена связана, перед ним его дети в путах, а писцы фараона…»

4. Опишите рисунок «Шадуф» на странице 40. Начните так: «Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди – камень, на другом – кожаное ведро…».

5. Опишите настенную роспись «Выжимание сока» на странице 39. Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за веревки, давят виноград ногами…».

Слайд 1

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Выполнила учитель истории Солоимская Е.В. Древний мир 5 класс

Слайд 2

Повторение пройденного. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря — … Египет Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу — … папирус Опасные каменистые преграды в реке — … пороги Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник — … дельта Островки зелени — … оазисы Правитель Древнего Египта — … Фараон

Слайд 4

Жители Египта ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь ВЕЛЬМОЖИ – царские советники, военачальники ПИСЦЫ — сборщики налогов, делопроизводители. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ — простые жители Египта, налогоплательщики

Слайд 5

Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». « Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле». Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?

Слайд 6

Труд земледельцев Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Почему так важно для египтян заниматься орошением земли? Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого.

Слайд 7

Труд земледельцев . При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива. Опишите, как действовал шадуф .

Слайд 8

Труд земледельцев В Древнем Египте была создана «Повесть о двух братьях», в которой старший брат говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды». Объясните эти слова старшего брата. Что он имел в виду? В каком месяце по нашему календарю могли быть произнесены эти слова?

Слайд 9

Труд земледельцев. Пахота. Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы начинали пахоту. Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими было легче управлять, а большой силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик, подгонявший животных палкой или плетью.

Слайд 10

Труд земледельцев. Сев. Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю.

Слайд 11

Труд земледельцев. Жатва. Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спешили убрать пока его не склевали птицы, не налетела саранча. Какое орудие использовали при жатве? Из чего оно изготавливалось?

Слайд 12

Труд земледельцев. Молотьба Перед молотьбой хозяин хорошо кормил животных. Как вы думаете, почему? Молотьба происходила на выровненной площадке, куда сбрасывали снопы. По ним прогоняли скот, который копытами выбивал из колосьев спелые зёрна.

Слайд 13

Труд земледельцев. Веяние. Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусора, поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно подбрасывали вверх руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз Молотить и веять старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.

Слайд 14

Сбор винограда Расскажите, пользуясь рисунком древнеегипетской настенной росписи, как происходил процесс сбора и переработки винограда.

Слайд 15

Ремёсла и обмен В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Слайд 16

Жизнь простых египтян Простые египтяне жили в глиняных домах, а летом под навесом. В центре хижины располагался очаг, на полу лежали циновки. Их пища была скромной : хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах.

Слайд 17

Ремёсла и обмен За каким занятием художник изобразил египтян? Как назывались люди, занятые изготовлением различных изделий?

Слайд 18

Ремёсла и обмен В Египте трудились мастера различных ремёсел: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители

Слайд 19

Писцы собирают налоги Писцы очень нужны вельможам и фараону.Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. Налоги – это: 1) платеж чем-либо (деньгами, частью урожая или приплода скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением; 2) продукты труда , которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.

Слайд 20

10/16/2017 А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна . Писцы собирают налоги

Слайд 21

§ 7. Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 22

Интернет-ресурсы http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-050.jpg http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html http://nepravdynet.ru/featured/24-sentyabrya-prazdnik-sbora-vinograda-v-shveytsarii/ http://fb2.booksgid.com/content/AE/zhaklin-dinin-puteshestvie-v-drevniy-mir-illyustrirovannaya-enciklopediya-dlya-detey/7.html#.UHGLm00xofw http://the300spartans.ru/zemledelie-i-povsednevnaya-zhizn-drevnix-egiptyan/ http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%85_%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8 http://paranormal-news.ru/news/kto_priuchil_ljudej_k_zemledeliju/2012-05-03-4680 http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%85_%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8 http://podelise.ru/docs/index-24766167.html

  • Рассказ о знаке зодиака весы для 2 класса
  • Рассказ о знаке зодиака лев для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о знаке зодиака рыба 2 класс
  • Рассказ о здоровом питании для детей 1 класса
  • Рассказ о запорожской сечи 7 класс