Рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко однкнр

Муниципальное казенноеобщеобразовательное учреждение юмасинская средняя общеобразовательная школа защитники отечества в моей семье научноисследовательская работа ученицы 5 класса зубовой елены руководитель

Муниципальное казенноеобщеобразовательное учреждение
Юмасинская средняя общеобразовательная школа 
Защитники Отечества в моей семье
Научно­исследовательская работа
 ученицы 5 класса Зубовой Елены
Руководитель Жирякова В.В.
 Руководитель объединения 
дополнительного образования 
«Музей» Юмас 2017 г.
Содержание
1. Введение…………………………………….3
2. Защитники Отечества в моей семье………..4
3. Вывод………………………………………..7
4. Литература…………………………………..7
2 Введение
                                                 «Есть такая профессия –
Родину защищать»
Из кинофильма «Офицеры».
.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и
пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты
получишь   разные   ответы.  Одни   скажут,  что   Родина  –  место,  где   родился,
вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое
слово, третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей: мамы и
папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Но, всех нас объединяет то,
что по первому зову, мы обязаны встать на защиту нашей Родины. Защищать
Родину – это священный долг. 
Я   хочу   рассказать   о   моих   родственниках,   которые   защищали   нашу
Родину в разное время.
Я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу
своих   дедов   и   прадедов,   а   затем   свои   знания   передавать   будущим
поколениям.   Для меня очень важно, чтобы осталась память о прадедушках
 не   только   в   виде   нескольких   фотографий   и   наград,   но   и   целый   рассказ,
построенный на основе документов и воспоминаний.    
Моя   работа   не   может   претендовать   на   какие­то   глобальные
исторические открытия. В первую очередь, я хотела рассказать, как служили
Отечеству мои предки.
3 Цель  своей   работы   я   вижу   в   том,   чтобы   лучше   узнать,   кто   и   как
защищал   Родину   в   моей   семье,   сохранить   наиболее   ценный   материал   об
истории семьи для последующих поколений.
Передо мной стояли следующие  задачи: 
1) собрать материал о защитниках Отечества моей семьи;
2) провести беседы с родными;
3) исследовать семейные фотоальбомы.
Методы исследования:
1. Опрос родственников.
2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий. 
Предмет исследования: изучение истории семьи.
Объекты исследования: 
1. Воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни.
 2. Фотографии, документы.
3. СМИ
Защитники Отечества в моей семье
Поколение защитников в нашей семье начинается с XIX века по папиной
линии.  Отец моей прабабушки Тандаловой Нины Васильевны, Рочев Василий
Яковлевич   (годы жизни 1870 – 1967), житель Березовского района деревни
Патрасуй служил в царской армии рекрутом 25 лет. Он был долгожителем, не
дожил до ста лет всего три года. В нашей семье, к сожалению, сохранилось
только одно его фото. 
Свою любовь к Родине, готовность встать на её защиту показали мои
прадеды в годы Великой Отечественной войны.
4 Война!   Какое   страшное   слово!   О   ней   я   узнаю   из   фильмов   и   книг.
Сколько горя и бед принесла она с собой. Миллионы погибших людей, тысячи
разрушенных городов и сёл, ужас и смерть. 
Каждый   час,   каждая   минута   войны   были   для   каждого   человека
страшным и жестоким испытанием. Путь к Победе был долгим и трудным.
В России нет семьи, которой бы не коснулась война. Почти у всех  деды
или   прадеды   воевали,   погибали   или   получали   ранения   либо   томились   во
вражеском плену. Не обошла стороной она и нашу семью. Моих прадедов
давно нет в живых, и я никогда их не видела. То, что они рассказывали о
войне, я знаю от своих родителей. 
Мой прадедушка по маминой линии, Бердник Дмитрий Иович родился
23   февраля   1923   года   в   станице   Холмская   Краснодарского   края   в   семье
крестьянина. В 18 лет учился в школе пограничников   и служил на Ирано­
Турецкой границе. В 20 лет был призван на защиту нашей Родины. В 1943 году
участвовал   в   боевых   операциях   на   Орловско­Курской   дуге,   где   получил
тяжёлое   ранение.   Лечился   в   госпитале   в   г.   Горький,   позднее   переведён   в
госпиталь в г. Владимир, после выздоровления вернулся в воинскую часть.
Мой   прадедушка   освобождал   земли   Румынии.   Ему   приходилось   ходить   в
разведку,   доставлять   «языков»   с   ценными   сведениями.   В   1948   году   его
демобилизовали, и он приехал в родную станицу и начал работать на тракторе
на   строительстве   продуктопровода.   Через   несколько   лет   семья   моего
прадедушки переехала в Ханты­Мансийский автономный округ. С 1978 года
  на
Дмитрий   Иович   работал   на   строительстве   нефтепровода,
нефтеперерабатывающей   станции  с.  Ильичёвка, г. Нижневартовска.  В 1980
году   они   приехали   в   п.   Кондинское.   Прадедушка   устроился   на   работу   в
аэропорт и проработал там до пенсии. Дмитрий Иович награждён орденом
Отечественной войны II степени и юбилейными медалями.
5 Зубов Леонид Ильич, отец моего дедушки по папиной линии, тоже был
участником  этой страшной  войны.  Он  отправился  на защиту Родины из п.
Кондинское. Свой боевой путь прадедушка начал в городе Бийск Алтайского
края.   Там   он   находился   всю   войну  и   обучал   солдат   ­   новобранцев   перед
отправлением на фронт. В своих рассказах он часто вспоминал голод. Как это
было страшно, когда нечего было поесть, нечем было накормить детей.    В
своих письмах он чаще всего описывал боевые действия, к сожалению, эти
письма не сохранились. Леонид Ильич был награждён юбилейными медалями. 
Брат   моего   прадедушки,   дядя   моей   бабушки   по   папиной   линии,
Тандалов Иван Васильевич защищал Родину с 18 лет. Он прошёл две войны:
Великую Отечественную и Японскую. В нашей семье сохранились многие его
документы. Из личного листка по учёту кадров я узнала, что с мая 1944 года
по октябрь 1950 года он служил в рядах Советской армии. Участвовал в войне
с   Германией   и   Японией.   Демобилизовался   в   звании   старшего   сержанта   и
работал   старшиной   батареи.   В   своей   автобиографии   прадедушка   пишет:
«После окончания войны с Японией в районе Порт –Артура и города Дайрек
проходил   действительную   военную   службу.   Окончил   школу   младших
командиров в 1946 году, работал командиром орудия МЗА – 37, помощником
командира   взвода.   После   демобилизации   жил   и   работал   в   г.   Краснодоне
Ворошиловградской области, а в 1953 году возвратился на родину».
В те страшные годы нелегко было и труженикам тыла. Моей прабабушке,
Тандаловой (Рочевой) Нине Васильевне, во время войны было всего 15 лет, но
она   работала   в   тылу:     пахала   поля   на   лошади,   возила   сено,   рыбачила   и
работала   на   заготовке   леса.   Я   даже   не   могу   представить,   откуда   у   такой
маленькой девушки были силы для такого тяжелого труда.
Я очень горжусь своими прадедами за то, что они внесли свой вклад в
победу над фашизмом. 
6 Поколение   защитников   Отечества   продолжилось   в   нашей   семье   и   в
мирное время.
Ещё   один   брат   моего   прадедушки,   Тандалов   Виталий   Васильевич,
служил на Сахалине, но уже в мирное время. Получил высшее образование и
работал директором молочного завода в г. Тюмень. В настоящее время на
пенсии. Увлекается разведением пчел. Частенько балует нас вкусным  медом.
Брат моей бабушки, Тандалов Василий Григорьевич, служил в Германии
в   ракетных   войсках.   В   настоящее   время   проживает   в   п.Саранпауль
Березовского района.
Мой   дедушка,   Зубов   Сергей   Леонидович,   служил   в   Монголии,   в
строительных  войсках.  Их военная часть строила высоковольтную линию.
Брат моей прабабушки, Рочев Виктор Васильевич, служил на подводной
лодке. После армии работал на речном флоте.
Мой   двоюродный   брат,   Москвин   Андрей,   служил   в   войсках   связи   в
городе Самара. Сейчас заканчивает учебу в г. Тюмень.
  Зубов   Вячеслав   Сергеевич,
Мой   папа,
 
  выполнял   свой
интернациональный   долг   в  Чеченской   республике.  Он   являлся   участником
боевых действий. Хоть его уже нет со мной, но я всегда буду его помнить и
им гордиться. 
Вывод
Мне было интересно работать по проекту. Я узнала много интересного о
своих родственниках, которые защищали нашу Родину в разные времена. В
дальнейшем хочу продолжить изучение моей родословной. Все что узнала, я
постараюсь сохранить и передать своим детям. 
Я   думаю,   что   человек,   который   не   знает   истории   своей   страны,   не
интересуется жизнью своих предков ­ это невежественный и неблагодарный
7 человек. Каждый из нас должен уважать своих предков и преклоняться перед
ними.
Литература
 Семейный архив
1.
2. СМИ
3. Интернет ресурсы
http://www.pobediteli.ru/russia/dalny­vostok/index.html
8

За свою более чем тысячелетнюю историю Россия воевала много. Причём, в основном, отбиваясь и защищаясь. И на этом долгом боевом пути имя её прославили многие защитники Отечества. «Царьград» постарался вспомнить о пяти самых важных из них. Хотя важны все, кто стоял за родину и народ. Но они были первыми

День защитника Отечества – гораздо более уместное название для праздника русских воинов, нежели годовщина создания одной из армий в долгой российской истории. И за эту долгую историю русская армия прославилась многими великими воинами — защитниками родины. 

Кого же можно назвать в числе самых-самых, чьё участие в войнах и боевых действиях повлияло на сами судьбы России?

Таких было много. Но первая пятерка, по мнению «Царьграда», могла бы выглядеть так:

1. Великий князь Святослав Игоревич

Рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко однкнр

Фото: ArtMari / Shutterstock.com 

Вообще-то, «чистым» защитником Отечества его не назовёшь. По-здоровому агрессивным был князь, как и положено молодому вождю молодой державы Средневековья, плечом и мечом раздвигающей свои границы.

Но был в его экспансии один важный эпизод, когда он не только защитил молодую Русь от угрозы со стороны региональной империи-гегемона, но и на века вперёд проложил линию её военной политики на беспокойном юге.

Речь идёт о Хазарском каганате, который владел Степью от Волги до Днепра и самим естественным этим положением был приуготован к постоянному террору против Руси на её южных границах. А она, Русь, и так жила в этих условиях на протяжении без малого тысячелетия – ещё во времена Екатерины II волны крымско-татарских охотников за добычей разоряли русские земли и угоняли людей в рабство. Так ведь и до них список был куда как длинен: печенеги, торки, половцы, монголо-татары, ногаи.

Но это всё были лишь подчас мощные, но всё же всего лишь орды, кочевнические сообщества, просто не знавшие другого способа «подняться», кроме как налёт и грабёж. И трудно даже представить, что было бы с Русью, окажись на их месте не разрозненные стаи степных пиратов, а сильное единое государство. Да с имперскими замашками: ведь каганат и приравнивался по тем временам к империи.

Но Святослав этот каганат разгромил, уничтожив как государство. И тем защитил Русь на века вперёд.

2. Илья Муромец

Рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко однкнр

Фото: Kolidzei/Shutterstock.com

Да, этот герой — не исторический. Былинный герой, как и его друзья-соратники по богатырским заставам и битвам за Русь.

Но угодник Божий Преподобный Илия Муромец действительно жил в XII веке. И скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. И научная экспертиза мощей этого Илии показала большую вероятность прямой и непосредственной его идентичности с былинным Ильёй Муромцем. Инок при жизни был на голову выше среднего мужчины той эпохи, исключительно силён, с мощным руками и огромными кистями. При жизни же он получил многочисленные боевые ранения и скончался в возрасте 40–55 лет от удара копья или меча в грудь. Скорее всего, копья, потому что удар наверняка должен был пройти в грудь через щит, который и был на левой руке. Мечом такой удар нанести вряд ли возможно.

Более того, эксперты обнаружили у покойного инока даже искривление позвоночника, ущемлявшее нервы спинного мозга! Не это ли и вызвало близкое к параличу состояние, принуждавшее богатыря всё детство и молодость «сиднем сидеть»? А некие «калики перехожие» позвонок вправили, чем и подарили исключительно мощному парню возможность послужить Отечеству и народу?

А ведь ясно, что именно на службе народу и отличился Илья, раз заслужил такую добрую и многовековую память о себе. По времени жизни своей подвиги его боевые могли прийтись на 1160–1180-е годы. Значит, он мог служить в Киеве великому князю Святославу Всеволодовичу, тому, что в качестве «великого» и «грозного» говорил в «Слове о полку Игореве» печально о расколе на Руси между князьями и призывал к единству перед лицом врагов.

На деле Святослав был плоть от плоти дома Рюриковичей и в сварах и междоусобных войнах сам вволю участвовал. Но в народной памяти должны были остаться и его блестящие победы над половцами на Орели и Хороле в 1184 году, когда одних только ханов было убито и пленено 14 человек. И именно там Илья Муромец мог и творить свои былинные подвиги: «налево махнёт – улица, направо — переулочек».

Вот за эту удаль, силу, отвагу не в феодальных стычках, а в борьбе с настоящими, лютыми врагами Илья Муромец и остался в памяти народной одним из любимых защитников Отечества.

3. Евпатий Коловрат

Рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко однкнр

Фото: FotograFFF / Shutterstock.com

Не исключено, что этот человек жил только в легенде. Упоминает о нём только один источник, отнюдь не документальный. Но и это хорошо – про Илью Муромца и таких документов нет. Впрочем, даже если Евпатий Коловрат и герой выдуманной легенды, это не помешало ему стать символом русской доблести и геройства при защите Отечества.

Он не смог защитить Рязань, когда на неё обрушились монголо-татары хана Батыя. Его не было тогда в городе. А если бы был, мы, возможно, никогда не узнали бы о таком человеке, — как не знаем о тысячах героических защитников Рязани, павших при её обороне.

Но Коловрат смог отомстить за своих и чужих павших. Во главе небольшого отряда выживших рязанцев и своих воинов из положенной ему по рангу боярина дружины он нагнал войско монголов и сполна отыгрался за гибель Рязани. Да, погиб. Но в сонм самых известных, самых героических защитников Отечества попал. И в том качестве, когда уже не важно, из жизни попал или из героического сказания. Всё равно остался в легенде.

4. Великий князь Александр Ярославич (Невский)

Рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко однкнр

Фото: alenvl / Shutterstock.com

Александр Невский в дополнительных представлениях не нуждается. Просто скажем: он и его потомки остановили западную католическую экспансию на Русь. А что это значило, как раз на примере Александра Невского и видно. Ибо его современником был не менее талантливый в воинском отношении князь Даниил Галицкий. И монголо-татарская орда с одинаковой яростью прошлась и по Северо-Восточной Руси, где уже после нашествия стал великим князем Александр, и по южной, где правил Даниил.

А с запада и на того, и на другого стал давить Запад. Всеми средствами – и военными, и дипломатическими.

Александр эти поползновения отверг, а Западу наподдавал очень болезненной памяти, а для надёжности пошёл на вассалитет к Орде. Даниил же тоже никуда не делся от ордынского вассалитета, но с Западом хитрил и заигрывал, рассчитывая что-то урвать. Урвал. Корону короля.

Вот только по итогам такой политики южная Русь свой суверенитет утеряла напрочь, превратившись сперва в ордынскую, потом в литовскую, а в конце уже и польскую провинцию. А вот Русь северо-восточная, сначала Владимирская, затем Московская, суверенитет, самостоятельность и веру свою сохранила. Далее окрепла, из вассалитета не только вышла, но и Орду уничтожила, а в конечном итоге и Русь в прежних границах восстановила, освободив её временно отторгнутую юго-западную часть.

5. Великий князь Дмитрий Иванович (Донской)

Рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко однкнр

Фото: Elena Masiutkina / Shutterstock.com

Дмитрий Донской ещё менее нуждается в напоминании о его роли защитника Отечества, нежели Александр Невский. Куликовская битва – этим всё сказано.

Нет, он не сбросил до конца вассалитета Орде. Не потому, что не смог, хотя кое-кто так думает из-за того, что два года спустя хан Тохтамыш Москву сжёг, а Дмитрия заставил вновь платить дань. В конце концов, Москва пала, с точки зрения и военной, и политической, случайно: князь уехал срочно собирать войска для отпора, но сами жители, отбив первый штурм, перепились на радостях, поверили татарским парламентёрам и впустили врага в город. И даже смертью своею вину не искупили, перечеркнув глупостью и пьяным куражом своим результаты общенародного подвига на поле Куликовом.

Главное, почему Русь осталась вассалом Орды, — в той малоизвестной детали, что едва ли не половину – а может, и больше — войска Тохтамыша составляли воины, добровольцы и просто охочие люди из Нижегородского княжества. Они и пропустили карателей, и навели их, дороги в обход застав указав, и москвичей уговаривали впустить татар «городом полюбоваться». Не дорос, получается русский народ до осознания своего общего интереса, своего русского единства. И надо, было, значит, ещё вызреть этому осознанию. Ещё век.

Подписывайтесь на канал
«Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Автор: Леонова Ольга Юрьевна

Организация: МОУ «СОШ № 5»

Населенный пункт: Тверская область, г. Ржев

Тип урока: расширение имеющихся и «открытие» новых знаний.

Урок открытия новых знаний

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
  • Формировать уважение к своей малой родине, продолжить работу по увековечиванию памяти воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
  • Коммуникативные УУД:
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
  • расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.

Обеспечение:

  • Учебник: Виноградова Н.Ф., В.И. Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно — нравственной культуры народов России: 5 класс».М.: «Вентана-Граф», 2015
  • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер, экран.
  • Презентация «Жизнь ратными подвигами полна»

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая (деление учащихся на 4 группы)

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой к уроку.

2.Чтение стихотворения учителем на фоне приглушенного звона колоколов (слайд 2)

Древние,набатные,могучие,

Пробудив Россию ото сна,

Голосом красивым, благозвучным,
Пели на церквах колокола.

От беды спасали ежечасно
Песнею тревожною своей,
На победу звали громко, страстно,
Ради счастья будущих людей.

Источник:https://www.chitalnya.ru/work/548896/

Беседа с учащимися: (слайд3)

Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы звон колоколов.

— Ребята, а вы слышали колокольный звон?

-А где у нас можно услышать и увидеть колокола в действии?

-Когда они звучат?

Нельзя себе представить нашу страну Россию и наш город Ржев без храмов и колокольного звона. (слайд 4) Это ее символы. Ведь колокола звонили и в великие праздники – благовесты (с благой вестью), и в тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности, о горе. (слайд 5)Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями и их подвигами наша земля была богата всегда. Посмотрите на экран:(слайд 6)

— Кого вы видите на слайде?

(Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

-Как вы думаете, что объединяет этих людей и чем они прославились?

3.Целеполагание и построение проекта урока

  • Прочитайте на слайде тему нашего урока. (слайд 7)

-Как вы понимаете «Жизнь ратными подвигами полна»?

Какова цель нашего урока?

(в ответах учащихся определяется цель урока)

Таким образом, мы с вами сегодня познакомимся с понятием «ратный подвиг», вспомним героев былых времен. Выясним, есть ли место подвигу и героя в наше время. Для начала узнаем, что же обозначают слова « подвиг», «ратный».

Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова. Найдите значение слов «подвиг», «ратный».

(обучающиеся работают со словарями, отвечают).

(слайд 8)Подвиг — героический поступок, совершённый в трудных условиях.

(слайд 9) Ратный – военный, боевой.

В разные исторические периоды наша Отчизна подвергалась нападению врагов. В эти трудные времена Россию защищали герои, память о которых мы храним веками. И в наше время есть мужественные люди, настоящие патриоты, которые готовы отдать жизнь за свою землю, свой народ.

-Кто такой герой в вашем понимании?

-Какими качествами должен обладать герой?

— Кого вы можете назвать из героев?

А есть ли место для ратного подвига в современной жизни? Приведите примеры.

4.Работа над новым материалом. Слово учителя.

Давайте вспомним историю России. Много героев взрастила наша святая русская земля. Сейчас более подробно познакомимся с ними и их ратными подвигами.

Святой князь Дмитрий Донской. (слайд 10) Когда русские воины шли воевать с врагом, их на Руси всегда благословляли священники. Обратимся к значению слова «благословляли».

-Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся).

-А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение.(слайд 11)

  1. 5.Работа с учебником

Откройте страницу 25, найдите текст «Благословение Сергия Радонежского». Прочитайте его самостоятельно и рассмотрите иллюстрации.

— У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?(слайд 12)

-Найдите в тексте подтверждение следующей мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».(слайд 13)

-Каких героев можете назвать еще из текста? (слайд 14)

-Кого вы видите на иллюстрациях в учебнике?

6. Работа в группах. (знакомство с текстом и ответы на вопросы 10 мин.)

1группа (стр. 28-31)«Надежда Дурова», «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года», «Рабби Шнеур-Залман»

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется их ратный подвиг?

-Зачем представительнице «слабого пола» — женщине воевать?

(слайд 15)

  • Может быть, ее роль только в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство?(слайд 16) Какими качествами обладали воины — башкиры?(слайд 17)

-Какой подвиг совершил Рабби Шнеур-Залман (слайд 18)

2 группа (стр. 31- 33) «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине» ( об Алексее Маресьеве), «Александр Иванович Покрышкин ».

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется их ратный подвиг?

-Можно сказать, что Алексей Маресьев совершил подвиг?(слайд19)

Какие качества помогли А.И Покрышкину стать национальным героем и гордостью России?(слайд 20)

А кто знает, как А.И Покрышкин связан с нашим городом Ржевом Тверской области? (слайд 21)(ответы ребят)

3группа (стр.34-35) «Участие калмыков в Великой Отечественной войне», «Вклад мусульманских народов в Великую Победу»

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется их ратный подвиг?

— Какой вклад внесли многонациональные народы в Великую победу?(слайд 22)

4группа (по дополнительному тексту ) «Вклад воинов-казахстанцев 100 и 101 отдельных стрелковых бригад в освобождении нашего города Ржева»

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется ратный подвиг казахов?(слайд 23)

-Как вы думаете, почему нашей школе присвоили имя Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад?

— Как мы оправдываем это достойное звание? (слайд 24)

7.Проверка усвоения материала

Беседа с обучающимися по вопросам:

— О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?

— Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?

— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Прочитаем вывод ко всему нашему уроку в учебнике на стр. 35

8.Подведение итогов. Рефлексия.

-Был ли полезен для вас урок?

-Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?

-Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?

9. Домашнее задание (по выбору):(слайд 25)

  • Параграф учебника стр.25-35
  • Подготовить сообщение о героях Родины,своей семьи, о месте подвига в наше время.
  • Подготовить проекты на темы: «Правнуки Победы о своих прадедах», «Герои Советского Союза – представители разных народов».

,

Приложения:

  1. file1.zip.. 9,0 МБ

  2. file0.doc.. 62,5 КБ

Опубликовано: 10.07.2021

ЦЕЛЬ: Воспитывать чувство патриотизма на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, вызывающих у младших школьников эмоциональные переживания.

ЗАДАЧИ:

Познакомить учащихся с понятиями «патриот», « патриотизм», «Отчизна», «Отечество», со значением выражения «народное ополчение»; закрепить и углубить знания учащихся об истории России, дать представление о том, что проявлять патриотизм могут не только взрослые, но и дети.

Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма, гордость за свою Родину; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ:

использование современных цифровых технологий – «Презентация»;

использование нестандартных средств обучения – создание к данному уроку несколькими учениками сообщения в виде электронной «Презентации» по заданной теме;

использование частично — поискового и дискуссионного методов обучения;

использование эмоционально — чувственных средств обучения – отрывок из стихотворения А. С. Пушкина; слайды с портретами знаменитых полководцев России; пословицы о патриотизме;

использование нестандартных форм оценивания учащихся – оценка товарища путём вручения ему «звезды».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:

технология проблемно — диалогического обучения

технология формирования правильной читательской деятельности

технология оценивания учебных достижений

метод учебной дискуссии

индивидуальные творческие задания

использование ИКТ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Личностные:

Осознание себя патриотом своей страны.

Воспитание в себе чувства патриотизма.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение реализовывать план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя и одноклассников.

Познавательные:

Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

Коммуникативные:

Умение участвовать в дискуссии на уроке.

Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

Умение слушать и понимать речь других.

Умение работать в группе и в коллективе.

Предметные:

Умение давать определение новым понятиям.

Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

Понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

РЕСУРСЫ УРОКА:

Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Студеникин. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

Рабочая тетрадь.

Презентация.

Жетон — звезда (у каждого ученика), карточки – 6 штук (см. приложение).

ХОД УРОКА:

— Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном нравственном качестве – о патриотизме.

 — Что такое патриотизм? Посмотрите свои записи и зачитайте

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей.

Презентация Патриот и патриотизм

— Начать урок я бы хотела с высказывания известнейшего русского поэта. Назовите его. (слайд)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

 — К кому обращается поэт?

 — Кто его друг?

 — Тогда ответьте на следующий вопрос: К чему призывает поэт?

 — Теперь вы можете сказать, к кому обращается поэт? Кого поэт называет другом?

 — Подберите синонимы к слову Отчизна.

 — Как вы понимаете значение этих слов?

Учитель корректирует ответы детей.

 — Каждый ли человек может посвятить свою жизнь служению Отчизне?

 — Что необходимо человеку для преданного служения своей Родине?

 — Как называют человека, который любит своё Отечество?

 — Значит, патриот – это человек, который любит свою Родину.

Учитель пишет это на доске

Весь материал — смотрите документ.

Содержание:

  1. Введение
  2. Бадрутдинов Минулла Бадрутдинович
  3. Пономарев Павел Иванович
  4. Баймурзин Гаяз Исламетдинович
  5. Худяков Александр Алексеевич
  6. Заключение
  7. Список литературы
Тип работы: Реферат
Дата добавления: 21.01.2020

Реферат на тему: Защитники отечестваРеферат на тему: Защитники отечества

Реферат на тему: Защитники отечества

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Реферат на тему: Защитники отечества

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Реферат на тему: Защитники отечества

Введение

Кто защитники отечества? Это люди, которые защищают свою родину, мир и безопасность ее граждан.

Защита Родины — это долг каждого гражданина нашей страны, это конституционный долг, который должен выполняться. Граждане Российской Федерации присягают на верность государству, то есть в случае войны гражданин должен стать защитником своего государства.

Защита государства является высшим приоритетом для каждого гражданина. Эта задача возникла вместе с формированием государств и необходимостью защиты их границ от внешних врагов. Люди защищали свои границы как естественными, так и искусственными средствами.

Бадрутдинов Минулла Бадрутдинович

Минулла Бадрутдинович Бадрутдинов родился в 1901 году в селе Чургульды Татышлинского района Башкирской АССР в семье кузнеца.

Он получил начальное школьное образование в своей родной деревне.

В июне 1918 года, когда части молодой Красной Армии освободили село от белогвардейцев, Минулла одним из первых вступил в их ряды и принял участие во многих боях с белогвардейцами на Урале и Украине. Гражданская война закончилась. Минулла вернулся в свою родную деревню.

В декабре 1941 года был призван в армию Татышлинским РВК и направлен в пехотный полк.

Минулла получил боевое укрепление в рядах 25-й стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта. За смелые и отважные поступки эта дивизия впоследствии была награждена орденом Красного Знамени, стала гвардейской дивизией и получила почетное звание Синельниковская.

Военная судьба привела его на берега Днепра и подготовила к новым и трудным испытаниям.

После разгрома немцев на Курской вершине Арденн наши войска вели противника на запад. Фашисты отступили, но продолжали оказывать сопротивление —

Введение. В районе, где ее полк атаковал, ситуация была напряженной: не было возможности прорваться через оборону противника. Жизнь…

Вражеский пулемет удерживает наступающих истребителей на земле. Мне пришлось лечь. Тишина и фашистский пулемёт Но как только наши бойцы подняли головы, она снова начала просачиваться. В этот момент Минулла увидел рядом с ней командира взвода лейтенанта Сергеева и получил приказ уничтожить полигон противника.

Стрельбище противника расположено на холме. Это плоское поле. Но приказ есть приказ — он должен выполняться. И на виду у товарищей, метр за метром, он пересек опасный путь. Пули свистели над его головой, но он не думал об опасности. Главное — соблюдать порядок. Командующий отделом сержант Бадрутди…

Я прекрасно понимал, что успех борьбы теперь зависит от его решительных действий. И это чувство ответственности помогло ему преодолеть — пролететь сложные метры и приблизиться к врагу Zota. Минуту за минутой он бросал две гранаты. Пулемет молчит. Громкие крики «Ура!» заставили Бадрутдинова подпрыгнуть. В двух прыжках он оказался в огневой позиции противника и уничтожил весь расчет фашистского пулемета с автоматической очередью. Защита противника была прорвана. Наши войска успешно продолжили наступление.

На следующий день командир дивизии генерал Криволапов лично надевает орден Красного флага на грудь Бадрутдинова. Но Минулла так и не узнал о высочайшем украшении своей родины.

В те жаркие августовские дни 1943 года части и подразделения советской армии тщательно готовились к переправе через Днепр, решающей битве за освобождение правой Украины от немецко-фашистских захватчиков.

В августе 78-й гвардейский полк, в котором служил Минулла Бадрутдинов, вышел на левый берег Днепра. Днем и ночью велась подготовка к переправе через реку и выходу на плацдарм на правом берегу. Эту операцию должен был проводить специально созданный штурмовой отряд под командованием гвардии лейтенанта Зевахина, состоящий из коммунистов и добровольцев. В состав этого отряда входил также гвардиинский сержант Минулла Бадрутдинов.

Для переправы они выбрали самую широкую часть реки, потому что были уверены, что фашисты ждут их возле села Вовниг, где река была хуже.

Но фашисты, очевидно, не спали. На правом берегу, перед штурмовиками, беспорядочно влетели в небо факелы и минометы и стреляли из винтовок и минометов по реке. Тем не менее, штурмовики пересекли Днепр с минимальными потерями. Когда они добрались до берега, воины начали концентрироваться и готовиться к ночной атаке.

По условному сигналу все три группы штурмовых отрядов ворвались в первый окоп противника с криками «Ура». Удар был настолько неожиданным, что враг был сбит с толку. Воспользовавшись этой неразберихой, наши воины также завоевали второй окоп.

Фашисты, которые пришли в себя, усилили огонь. Подойдя к ближайшему окопу противника, Минулла бросил гранату и поднял свою группу в атаку.

Прыгнув в окоп, Минулла оказался перед немецким солдатом. Прежде чем с этим разобраться, он увидел еще двух фашистов. Минулла тоже закончила с ними. Минулла пришел не раньше четвертого, который пробился к пулемету. Он смог бросить гранату. Сверкающий огненный столб вырос на глазах у Минуллы…

Стража также выбила врага из третьего траншеи. Атакующая команда успешно справилась со своей задачей — высота 130,3 на правом берегу Днепра была в наших руках! Предоставлен плацдарм для переправы главных сил!

За мужество и героизм, проявленные в этой битве, Указом Президиума Верховного Совета СССР 19 марта 1944 года Минулле Бадрутдинову посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Тело героя навсегда осталось на правом берегу Днепра, только через 25 лет после войны его соотечественники знали, где находится его могила. Ученики Повинигерской гимназии Днепропетровской области пишут письмо пионерам Акбулатовской Татышлинской гимназии, Башкирской АССР.

Они сообщили, что тело героя похоронено в братской могиле в центре их деревни и пригласили родственников и друзей героя в гости…

Пономарев Павел Иванович

Пономарев Павел Иванович родился в 1903 году в селе Куршаки Чуваш — Кубовский сельсовет Иглинского района Башкирской АССР.

Участвовал в организации колхоза имени Чапаева.

В 1932 году его семья переехала в город Златоуст, где Павел Пономарев работал дирижером на железной дороге. Затем он посещал курсы и работал старшим бухгалтером в местном банке, был директором Парижского общинного клуба, а в 1939 году был избран председателем окружного профсоюзного комитета. Когда началась война с фашистской Германией, он добровольно ушел на фронт.

Воевал в частях Калининского, Западного и 3-го Белорусского фронтов.

В начале июля 1944 года войска генерала Черняховского во взаимодействии с армиями генерала-полковника Сахарова уничтожили окруженную группу 4-й и частично 9-й немецких армий, основные силы неумолимо продвигались к границе фашистской Германии и нанесли удар по генеральному направлению Молодечно — Вильнюс. Следующей задачей 3-го Белорусского фронта было овладеть к 12 июля границей Вильнюса в Лиде, дойти до Неману и взять плацдарм на его западном берегу для следующего наступления в сторону Восточной Пруссии.

В ходе подготовки к форсированию реки Неман детально отрабатывались действия командного состава и штаба 3-го Белорусского фронта.

все элементы артиллерийского наступления. Также командир артиллерии 1233-го Витебского стрелкового полка капитан Пономарев проявил большую изобретательность в разведке вражеской системы огня на своей территории.

Перед наступлением Павел Пономарев получил приказ: принять участие в разведке первого батальона, выйти на противоположный берег Немана и оттуда скорректировать огонь нашей артиллерии.

Пономарев вместе с радистом и другими солдатами погрузился на плот.

Как обычно, противник вел контрольный огонь и посылал в небо над рекой факелы. Был найден плот бойскаутов. Ракеты просыпались все больше и больше в черном небе и освещали зеркальную поверхность реки. Вражеская артиллерия начала огонь.

Лодки переворачивались одна за другой, плоты разбивались. «Немного больше, немного больше», — сказал Пономарев себе, его глаза поглощены банком. Он не слышал взрыва в ту минуту, что упала рядом с его плотом. Только на мгновение он увидел стену воды с правого борта. В следующий момент он уже кружил в штормовом течении. Когда дело дошло до поверхности, поблизости не было плота. Он поплыл и вышел на берег с сигнальщиком. А здесь перекрещенный батальон нашей пехоты уже воевал с врагом. Там были автоматические очереди, мины и гранаты взорвались неподалеку.

Там была первая траншея, а там, за углом, был немецкий Zot. Два гитлеровских солдата бежали к нему. После избиения фашистов автоматической линией, они двинулись к месту, где их ждал командир батальона Александров, и вместе с ним организовали командный пункт.

Артиллерийский огонь во главе с капитаном Пономариотом точно поразил цели, и фашисты понесли большие потери.

Пять танковых атак противника были отбиты. Но он не переставал пытаться пробить дыру в наших рядах и выводить все больше и больше сил на поле боя. И вот уже в шестой раз немецкие танки атаковали огневые позиции советской артиллерии.

Пономарев приказал опустить их на 250-300 метров и только после этого целиться в огонь по цели. Он внимательно следил за приближающимся головным баком и пытался определить точные гонки — плавление. В течение 200 лет… …150 метров. Можешь стрелять. Но пуля, попавшая в танк, отскочила от брони. Он превратил вражескую машину в пулемёт. Второй снаряд попал в уязвимое место, и танк загорелся. Пономарий направил пистолет на второй танк, выстрелил… Он горит! Но вражеские танки все еще движутся вперед. Пули и шрапнель стучат по щиту осколками. Рядом гранаты разорвались. Артиллеристы одновременно сражаются против немецкой пехоты. Капитан опрокинул третий танк.

Он подождал секунду и нажал на курок: был слышен высокий трель. Вражеский танк замер. Еще один выстрел, ради верности. Над башней танка появился дым. Четвертый танк сумел открыть огонь по пушке. Пономарев был брошен на кровать ударной волной, и он потерял сознание. Он не знал, как долго он был без сознания. Когда он пришел в себя и оглянулся назад, первое, что поразило его, это то, что поразило его — тела артиллеристов без жизни.

Капитан встал на ноги и взял гранату в казну. Потом он продолжил панораму. Коренастые танковые башни были наполовину злы на пушку. Выстрел. Другой резервуар был остановлен. И силы опять ушли, голова кружится. Но он не думает о себе. Перед его глазами товарищи, которые всего несколько минут назад были живы и жизнерадостны. Мертвые, как будто они взывают к мести. Ему было тяжело с пистолетом. Стреляли! Я понял! Когда врага изгнали, наши солдаты нашли капитана Пономарева без сознания перед пушкой. У него было сотрясение.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками при форсировании реки Неман, капитану Павлу Пономареву присвоено звание Героя Советского Союза. Последняя большая водная граница на краю восточной части Советского Союза.

Пруссия преодолена. До границы фашистской Германии осталось всего около 80 километров. Но какие это были километры! В начале августа ожесточенные бои разгорелись вокруг городов Алитус, Вирштонас, Каунас, Капсукас, Наместе, Вилькавишкис, Кибартай….

Город Гришкабудис небольшой, расположен на берегу реки Нова и сильно укреплен. Здесь пересекаются четыре дороги, две из них ведут к границе с Восточной Пруссией. Когда 1233-й Стрела — тайный Витебский полк, понесший тяжелые потери, завоевал важный перекресток, противник, имевший численное превосходство, контратаковал при поддержке танков. Началась артиллерийская дуэль. В течение дня артиллеристы вместе с пехотой отразили пять яростных нападений фашистов.

Артиллерийская команда использовала пушку. Вражеский танк гонял на большой скорости, так что пушка выглядела бы вот так. Выстрел… Машина остановилась, но пушка горящего танка сумела бросить гранату. От осколка погибли командир орудия и стрелок, тяжело раненый в голову Пономарев.

Два танка проехали половину пути к нему, Пономарев, после того, как он собрал свои последние силы, наставил пистолет и нажал на курок. Пучок искр улетел от фронтальной брони танка. Рикошет… Осталась последняя пуля. Помароев остался в пределах периметра. Бак заглушили, минуя фунтовую заслонку сгоревшего дома. Были выстрелы. Танк завернулся на месте.

Несмотря на тяжелые ранения, Пономарев оставался на поле боя, продолжал руководить артиллерией полка и отбивался от вражеских контратак… Когда он упал в обморок на горе, его отвезли в полевой госпиталь.

Храброго офицера не спасти.

Смерть Пономарева была тяжелой для всего дивизиона. Командир 371-й стрелковой дивизии Витебской дивизии генерал-майор В.Л. Алексеенко написал в письме жене Павла Ивановича

«Мы поклялись отомстить проклятым фашистам за смерть Павла». Наши сердца наполнены ненавистью к врагу. Он был фаворитом нашего союза. Мы никогда не забудем этого прекрасного, храброго командира…»

Баймурзин Гаяз Исламетдинович

Гаяз Исламетдинович Баймурзин родился в 1913 году в селе Берданиш Аргаяшского района Челябинской области.

Когда ему было четыре года, Гаяз остался сиротой. Он вырос в большой семье рабочего класса, в которой жил дядя Шихаб.

Он не закончил среднюю школу в Аргаяше. Некоторое время работал секретарем в сельском совете. В 1933 году Гаяз Баймурзин поступил в Белорецкое металлургическое училище. На третьем курсе он «заболел» авиацией. Гаяз взял документы из техникума и поступил в военное летное училище по комсомольскому маршруту. Он успешно окончил школу, но вопреки всем ожиданиям его не отправили в воинскую часть. Начальники видели в спокойном, разумном и настойчивом кадетстве склонность быть хорошим инструктором. Было принято решение об участии Баймурзина.

22 июня 1941 года началась война, и персонаж молодого лейтенанта был сразу же испорчен. Он представил рапорт, за ним последовал еще один, попросив немедленно отправить его на фронт. Сидеть сзади? У него не хватило ни терпения, ни сил сделать это. Аннотации Совинформбюро печальны: наши войска оставили города и села и скатились обратно в Москву.

Гаяза глодало чувство бессознательной вины. Он повернулся и закрылся. Только активная армия может «вылечить» его. А Баймурзин, наемник, был отпущен на фронт.

Он вступил в полк дальних бомбардировщиков. В первом же полете он убедился, что настоящий истребитель может стать настоящим бойцом только в столкновении с живым, жестоким и коварным врагом. Вооруженный враг — «лучший учитель». Баймурзин оказался «образцовым учеником».

На одном задании он в основном летал пасмурными ночами. Чтобы выжить, он должен был быть осторожным, хитрым и отчаянно храбрым.

Самолет Баймурзина приближался к центральному вокзалу. Его услышали. Фары закручивались лихорадочно яркими белыми лучами по небу. Они нашли самолет. Лучи скользили по хвосту, по самолетам. Они забрались в кабину пилота и на мгновение ослепили глаза, пока не заплакали. Зенитные орудия. Баймурзин бросил самолет на кульминацию, вырвал щупальца прожекторов, выровнял его и стал размещать бомбу на платформах за бомбой. Произошла вспышка нулевых топливных баков. Сильное, всепоглощающее пламя бушевало. Бледные тени бросились в его свет, танцуя фигуры пассажиров. Бомбардировщик, проработавший до конца станцию и выстреливший, по данным разведки, «Тигр», развернулся и взял курс домой.

Баймурзин спешил на аэродром. Топливо кончилось. Пятидесятая годовщина, годовщина, полет окончен.

А всего экипаж Баймурзина за время войны совершил 220 боевых вылетов, сбросил бомбы (410 тонн) различного назначения на военно-промышленные объекты фашистов в 1890 году.

Команда, которая верила в мастерство и смекалку Баймурзина, возлагала на свой экипаж особенно ответственные задачи. Оказавшись на разведывательном самолете в поисках вражеского аэродрома, «привез» туда свою эскадрилью и около 70 «Fokkewolves» и «Messerschmitt» за несколько минут превратились в металлолом.

Партизаны также ждали его самолет в Карпатах. Ему удалось прорваться через линию фронта и снабдить их жизненно важными лекарствами и пулями.

Во время бомбардировки вражеской танковой колонны его машина была прошита пулеметной линией окрашенного «Мессершмита». Правда, фашист был немедленно уничтожен Як-3. А «Мессер» успокоился и толкнул свой обгоревший нос в землю. А на родном аэродроме друзья вытащили из самолета тяжелораненого стрелка редьку, перевязали кровоточащее плечо командира и начали считать дыры в машине. Они насчитали 26.

В ноябре 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Гаязу Исламетдиновичу Баймурзину звание Героя Советского Союза. Никто не удивился этой новости. Команда, состоящая из одного человека, давно признала майора героем.

Затем эскадрилья «Баймурзин» взяла новые, более сложные машины и полетит в Берлин под прикрытием истребителей. Путь в Берлин был уже «забит». Самолет Комеса сбросил бомбы на черные трубы, на черные крыши заводов.

Эскадрилья Баймурзина была посланником конца. Конец Гит-Лера, война, человеческие мучения и страдания. И Баймурзин запретил себе уставать. Его машины были сожжены, разбиты плоскими шинами. Он был парашютирован, пришел в себя, лечился в больницах — и вернулся в ряды бойцов. Он был сильнее своих машин, потому что у него было сердце, ум и воля.

Он умер 8 мая 1948 года. Гаяз Исламетдинович Баймурзин хорошо известен и незабыт в Умани, Белорецке и Челябинске. Он живет в памяти народа и внука, которого назвали в честь его деда Гаяза.

Худяков Александр Алексеевич

Александр Алексеевич Худяков родился 6 апреля 1906 года в селе Ногуш Белокатайском Белокатайского района Башкирской АССР в семье бедного крестьянина.

В 1921 году молодой Александр вместе с отцом переехал в соседнее село Чекуш, где была организована артель для совместной обработки земли.

Он вспахал землю, принес хлеб на вокзал. В 1930 году он одним из первых вступил в колхоз. В 1936 году Александр Алексеевич переехал в Москву, где работал начальником столовой Центрального аэродрома.

В армию был призван 22 июня 1941 г. РВК «Ух-Томск» Московской области и направлен на фронт. В первые месяцы он был водителем автомобиля, затем механиком 2-го танкового батальона 45-й гвардейской танковой бригады.

Александру Алексеевичу Худякову повезло. Вражеские пули и снаряды не попали в него. Сильная броня и умелое вождение танка помогали ему в самых ожесточенных кровопролитных боях, в огневых танках, которые иногда попадали в танковый батальон.

Экипаж танка 2-го танкового пехотного батальона 45-й бронетанковой бригады старшины Александра Худякова принял участие в освобождении Украины и Молдовы, показав пример высокой воинской дисциплины и солдатской отваги.

Во второй половине марта 1944 г. наши войска перешли в бесконтрольное наступление на широком фронте на юго-западном направлении. Ни отчаянное сопротивление немцев, ни слякоть весенней оттепели, ни болотистая местность и непреодолимые леса не смогли остановить наступление Советской Армии. Перед наступающими войсками были, как всегда, наши замечательные Т-34, быстрые, не зная о препятствиях. И танк Худякова двигался среди них.

25 марта батальон вышел на Днестр.

На краю реки немцы оказали упорное сопротивление после того, как прижились на левом берегу.

Артиллерия противника открыла огонь по танковой группе наших наступающих частей. Спрятанные в наклонной долине берега Днестра, немецкие минометы наносят непрерывные удары. Пехота противника положила на гребень берега, но так как не выдержала натиска наших машин, они бежали и оставили свои позиции. Пулеметчик танкового экипажа Худяков стреляет по бегущим пулеметам, погибло более тридцати человек. Немецкие пушки обстреляли главный танк, но точные выстрелы Худякова уничтожили фронтовые расчеты противника. А танки Худякова продолжали наступать, бегло стреляя по машинам и паникуя от вражеских орудий. Одна за другой, загорелись шесть машин. Захваченные сюрпризом, миномёты не успели покинуть свои позиции. Три миномета были уничтожены гусеницами Т-34.

Битва за реку была выиграна, левый берег был очищен противником, который спешно переправился на западный берег, на свой, с большими потерями человеческих сил и техники.

Советское командование знало, что операция «Днестр» требовала прежде всего скорости и давления. Именно эту тактику использовали для приведения в исполнение Днестра. В то же время в нескольких местах наши танки и пехота бросились вперед на всевозможных переправах. Враг, сумевший установить оборонительную границу на правом берегу, насытил наши части безумным огнем. В этих условиях танки должны были играть решающую роль.

Одним из первых на вражеский берег вышел танковый экипаж гвардии старшины Александра Чудякова, который сражался за контроль над плацдармом на пути следования. В последовавшем танковом бою он уничтожил два немецких танка и три машины.

Чудяков быстро маневрировал вдоль вражеского берега и не давал гитлеровцам прийти в себя. Главная задача состояла в том, чтобы отвлечь внимание противника и позволить его подразделениям безопасно переправиться через реку.

Более 60 пехотинцев уничтожили танковый экипаж Худякова в этом сражении.

В кратком изложении личного подвига Александра Алексея Худякова, подписанного капитаном гвардии Попова, говорится, что успешные действия водителя-механика А. Худякова на правом берегу Днестра позволили планомерно переправиться через Днестр, а также через бригаду.

После форсирования Днестра наши войска продолжили наступление и днем и ночью преследовали врага. Танк Худякова все еще был перед нами.

Через два дня передовые отряды вышли на следующую большую реку Прут, которая также была приведена в движение. Немцы не успели окрепнуть и бежали под неконтролируемым давлением танкового батальона.

Сразу после переправы через Прут Худяков вступил в бой за город Черновцы со своим танком, уничтожив два миномета, 5 пулеметов и до 20 орудий.

Утром 29 марта танк Худякова первым ворвался в город Черновцы, посеяв панику и страх среди бегущих вражеских подразделений.

За героический труд по переправе через Днестр и Прут и штурму города Черновцы Александру Худякову присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Но он недолго был счастлив…

В апреле 1944 года он пал смертью храбрых на окраине украинского села Толстой, где был похоронен с воинскими почестями.

…Детям своим

Расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям

Детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже

Запомнили!

Во все времена

Бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звёздам

Ведя корабли —

О погибших помните!…

( Р. Рождественский )

Заключение

История нашей страны знает много примеров достойных защитников Отечества. Наш народ никогда не отходил от врага и защищал свою страну. Вспоминая Великую Отечественную войну, невозможно будет перечислить всех защитников, которые не позволили фашистам захватить нашу страну, а вместе с ней и многих других. Многие из этих людей стали героями, кто-то посмертно.

Во время Второй мировой войны были женщины-летчики и снайперы, разведчики и зенитчики. Всех не перечислишь.

Наша славная родина знала много войн, начиная со старой России. И всегда были люди, готовые защищать народ и землю. Многие из них поставили на это свою жизнь. Имена большинства забыты, но их дело живет дальше.

Ни одно государство не может существовать без людей, которые гарантируют его безопасность. И какими качествами должен обладать настоящий защитник? Прежде всего, чувство патриотизма, чести, совести и справедливости. Есть люди, чьей жизненной целью является военная служба, остальные становятся, при необходимости, защитниками Родины. Но оба делают то, что необходимо, чтобы помочь стране в случае опасности.

Защитники Родины всегда очень храбрые, даже героические люди, и каждый из них заслуживает уважения. В мирное время достаточно и людей, которых можно назвать защитниками — агентами спецслужб, милиционерами, спасателями. Они все работают, чтобы страна могла спокойно спать.

Список литературы

  1. “Подвиги воинов Башкирии на фронтах великой отечественной войны”. — Б.Г. Гибадуллин, З.И. Сираев, Р.С. Аюпов, Башкирское книжное издательство Уфа-1986
  2. “Путь мужества и славы”. — Г.А. Белов, Башкирское книжное издатель- ство Уфа-1986
  3. “Верность долгу”. — Е.П. Баулин, Башкирское книжное издательство Уфа-1986
  4. “Возвращённые имена”. — Г.Д. Иргалин, Е.П. Асабин, Башкирское книжное издательство Уфа-1992

  • Рассказ о защитниках брестской крепости 4 класс
  • Рассказ о защитнике отечественной войны
  • Рассказ о жуковском краткая биография
  • Рассказ о заимствованных словах в русском языке
  • Рассказ о забайкальском крае кратко