Рассказ о запорожской сечи 7 класс

Сочинения по литературе гоголь образ запорожской сечи в повести тарас бульба в повествовании тарас бульба николай васильевич гоголь описывает происходящие
  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того, что сам Гоголь родился и вырос на украинской земле.

Особое внимание автор уделял Запорожской Сечи. Следуя семейному приданию, Николай Васильевич был одним из потомков гетмана Запорожской Сечи. По мере того, как автор узнавал историю казацкой жизни, у него складывался образ о жителях Запорожской Сечи. Благодаря этому у него появилась история «Тарас Бульба», в которой рассказывается о существовании запорожских казаков в семнадцатом веке. В те времена обитатели Запорожской Сечи живут по своим очень строгим, можно сказать суровым, правилам. Все кто нарушал эти правила, очень жестоко наказывались.

Главное место в своей повести автор отвел казаку, который любит свободу, полковнику – Тарасу Бульбе. Он непоколебимо верит в то, что самая лучшая наука для молодых людей – это Запорожская Сечь. В нее входили отдельные независимые курения.

Главой каждого курения был куренной атаман. В его руках было все: деньги, еда, одеяние и т.д. Простые казаки у себя ничего не хранили, все отдавалось куренному атаману на хранение. Главой казацкого войска был кошевой – выборный старшина.

Читая произведение «Тарас Бульба» перед читателем возникает Запорожская Сечь, как олицетворение мечтаний о независимой жизни украинского народа.  На протяжении всего повествования Николай Васильевич прославляет нравы казаков. Он восхищается их строгими, но в то же время беспристрастными законами Запорожской Сечи. В произведении автор посвящает нас в законы и обычаи Сечи, какими бы суровыми они не были.

Примером этому являются родные дети Тараса Бульбы – Остап и Андрей. Гоголь показывает как Остап хоть и молод, но он очень хороший казак, несмотря на свой возраст, он стал куренным атаманом. А вот Андрей полная противоположность Остапу, он стал предателем и перешел на сторону врага. Отец не может простить это даже своему родному сыну, он собственноручно убивает его. Ведь самое страшное для казака — это предательство. Сам Тарас идет на выручку своих товарищей с плена – погибает.

В своем произведении писатель показал тяжелую жизнь запорожских казаков. Для них важна доблестная преданность родной земле.

Вариант 2

Для написания повести Н. В. Гоголь собрал много исторических материалов в виде народных летописей, песен и преданий. В книге автор больше всего написал о битве запорожцев с захватчиками. Героизм, воинская доблесть и вера и любовь к родине привлекает особое внимание каждого читателя.

Книга «Тарас Бульба» — самое совершенное произведение Н. В. Гоголя. В книге автор описывает борьбу украинцев за национальное освобождение.

Все действия разворачиваются в Запорожской сечи. В сечи  казаки являются боевой силой, которую образовали сами жители. Во времена украинской битвы о степи знал каждый христианин. Запорожская сечь была родиной казаков, которая спасала каждого храбреца от позора. Запорожцы любили свободу и выступали против рабства и заточения. В повести «Тарас Бульба» автор описывает обычаи и жизнь Запорожской сечи. В свободолюбивой стране проводились битвы за независимость. Кроме битв в степи жители добывали уголь и руду, пасли стада волов и коней. Также в степи жители занимались изготовлением лодок.

По размерам сечь делилась на 60 курени. Каждая из них являлась маленькой страной. Казаки Запорожской сечи ходили в дорогих убранствах и с саблей в руках. В республике поддерживались суровые законы и обычаи, на которые должны подчиняться все казаки. Тех, кто не подчинялся христианским заповедям, казаки применяли особое наказание. Воров забивали дубинкой, а должников привязывали к столбу и закидывали камнями. Самое страшное наказание получали убийцы путем погребения заживо вместе с убитым человеком. Казаки сечи вели вольную жизнь. Они участвовали в битве, свободное время они пили и гуляли. Самое жестокое наказание применялось на тех, кто нарушал первый закон верности родине и вере. За измену, предателей ждала смерть от руки собственных отцов.

Герой Тарас Бульба отправил в сечь своих сыновей для обучения и верил, что они станут настоящими казаками – храбрецами. Жесткое обучение в Запорожской степи формировало суровый характер и волю, силу духа. Казаки приобретали военную сноровку, знали свой долг и хранили верность родине. Храбрецы обучались прямо во время кровавой битвы. 

Период Запорожской сечи положил начало развитию национального менталитета украинцев, для которых воспитание и закаливание характера считается достоинством.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по пьесе Гроза Островского (10 класс рассуждение)

    В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.

  • Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне Горького

    Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя

  • Образ и характеристика Пацюка Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    В этом произведении Н. В. Гоголя хотелось бы раскрыть образ Пацюка. На мой взгляд когда читаешь книгу и когда встречаешься с этим персонажем слишком много вопросов возникает в голове.

  • Сочинение Мой любимый автор (Лермонтов)

    У каждого человека, увлекающегося литературой, есть свой любимый автор, поэт, писатель. И у каждого он разный. Все зависит от стиля, который привлекает читателя. Кому-то нравятся романы, стихи, а кому-то проза, рассказы

  • Анализ произведения Людочка Астафьева

    Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Запорожская Сечь, сформировавшаяся за днепровскими порогами, являлась общественно-политической и военно-административной организацией украинского казачества. Об этой вольнице украинской земли, разместившейся на нескольких островах, знала вся Европа. Н.В. Гоголь сумел очень ярко и правдиво описать её нравы и обычаи в своей повести «Тарас Бульба».

Именно на Запорожскую Сечь отправляется старый Тарас вместе с юными сыновьями, желая сделать из них настоящих мужчин. Ему было прекрасно известно, что в кровавых сражениях закаляется характер, совершенствуется сноровка, крепнет дружба и осознаётся верность долгу.

Казацкая республика встретила их напряжённой трудовой жизнью: они были оглушены стуком пятидесяти кузнецких молотов, раздававшимся одновременно из двадцати пяти кузней. Данный звук сливался с мощными голосами, музыкой и смехом. А прямо посреди дороги спал, живописно раскинувшись, казак.

Но не только этим поразила сыновей Бульбы Сечь. Ведь лишь на первый взгляд казалось, что там нет никаких правил и порядка, а казаки в период между военными походами безудержно гуляют и пьют. На самом же деле Запорожская Сечь имела чёткую структуру: состояла из куреней – войсковых подразделений, каждым из которых управлял куренной атаман. Руководил же всеми старшина.

Действовали в казацкой вольнице и строгие законы. Их необходимо было соблюдать всем без исключения. Например, должника приковывали к пушке, а вора привязывали к позорному столбу и каждый, кто проходил мимо, бил его кием, лежащим рядом. Таким образом проворовавшегося забивали до смерти. Однако наиболее жестокая кара ждала того, кто совершил смертоубийство: его живьём закапывали в яме с гробом убитого им человека.

Запорожцы равнодушно относились к роскоши и не любили обременять себя военными упражнениями. Изредка они утраивали конные перегоны или стреляли в цель. Считалось, что опыт и мастерство приходят в битвах (которые из-за этого почти не прекращались). Молодые казаки овладевали ратной наукой в бою: учились виртуозно владеть саблей, метко стрелять, биться врукопашную или вести облогу.

Запорожцы ценили свободу, своё казацкое братство, до последней капли крови защищали веру и родную землю. Долг перед Отчизной-матерью был для них важнее личных интересов, потому предателей, переметнувшихся на сторону врагов, они наказывали незамедлительно и беспощадно.

Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» описываются события, которые происходили на украинской земле во времена Запорожской Сечи. Не удивительно, что автор проявляет повышенный интерес к Украине, ведь сам он уроженец этой страны.

Запорожская Сечь заняла особое место в творении автора. Вследствие семейной традиции, предком Николая Васильевича был гетман Запорожской Сечи. В детстве и юности он часто слышал истории о жизни казаков, и постепенно собрал образ жителей Запорожской Сечи и их быта. Свои знания и представления он изложил в повести «Тарас Бульба». Эти люди жили, опираясь на свои крайне строгие правила. Нарушители этих правил подвергались жестоким наказаниям.

Центральным персонажем повести выступает свободолюбивый казак, полковник – Тарас Бульба. Он отчаянно верит в благое влияние на становление личности казацкого парубка Запорожской Сечи. Она состояла из отдельных независимых куреней.

Управлялись курени куренными атаманами. Они ведали всем: деньгами, едой, одеждой. У обычных казаков ничего не хранилось, все передавалось для хранения куренному атаману. Было еще одно руководящее лицо – кошевой старшина. Он назначался на должность в результате выбора казаков.

Запорожская Сечь олицетворяла мечты о независимости украинского народа. Это можно проследить в каждом эпизоде повести, в которой прославляются жизненные устои казаков. Их строгость и беспристрастные законы, с которыми мы сталкиваемся во время чтения, восхищают читателя.

Эти принципы отчетливо просматриваются на примере родных сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрея. Несмотря на свою молодость, Остап является очень хорошим казаком, и уже успевает стать куренным атаманом. Примером второго сына, Андрея, является предательство и измена своей Родине и принципам. Он решил принять сторону вражеского государства. Тарас Бульба настолько тверд в своей жизненной позиции, что предательство не может простить даже собственному сыну. Он принимает решение убить его собственными руками. Самым страшным проступком для казака атаман считает измену. Сам же атаман так предан своим идеям, что выручая из плена своих товарищей, гордо гибнет во вражеском огне.

Это произведение стало яркой картиной того времени, когда Запорожская Сечь вынуждена была сражаться за права казаков и свободу родной земли. Превыше всего в людях ценились тогда верность, преданность и отвага.

`

Запорожская Сечь в повести Тарас Бульба

Популярные сочинения

  • Сочинение Герои рассказа Муму (Характеристика)

    Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С. Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ.

  • Сочинение на тему Золотое правило этики (4 класс)

    “Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой — именно так звучит золотое правило этики.

  • Сочинение Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

    Сцена смерти главного героя произведения представляет собой ключевую кульминацию повествования, поскольку дает ответ на вопрос существует ли жизнь только с разумом и холодным расчетом

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Жизнь и быт казаков в запорожской сечи в повести Тарас Бульба

Тарас Бульба представитель командного состава Запорожской Сечи ждет приезда своих сыновей с учебы. Все готовятся к приезду Остапа и Андрия и когда парни появляются родители очень рады приезду.

Тарас Бульба начинает шутить по поводу одежды своих сыновей, которые одеты как семинаристы. С одним из сыновей у Тараса даже происходит шуточная стычка. Сыновья очень крепкие парни и отец решает им преподать другой урок. Бульба считает, что знания это хорошо, но следует им обучиться и военному делу.

Бульба решает на следующий день отвезти сыновей в Запорожскую Сечь и поехать вместе с ними. Мать просила, чтобы она хотя бы успела побыть с сыновьями, но Бульба остался, не приклонен. Мать всю ночь просидела возле спящих сыновей, а наутро ее еле оторвали от детей.

Так они втроем поехали в Запорожскую Сечь. Остап по дороге думал о том, как его мать переживала, провожая их, а Андрий о полячке в которую влюбился перед отъездом из Киева.

По приезду в Сечь они увидели картину разгулья, казаки отдыхали и пили, лишь иногда стреляя по целям. Они не были обременены военным делом и занимались своими делами. Козаки хорошо восприняли молодых парней, которые физически были хорошо сложены. Они сразу окунулись с головой в разгульную жизнь казак, что очень не нравилось Бульбе.

Тарас решил пойти против заключённого мира и пойти войной, но нынешний кошевой был против нарушения договора. Тогда Бульба решает напоить казаков и подговорить сменить кошевого на того который угоден Тарасу.

Когда сменился кошевой, они решают идти войной на Польшу. Казаки с Запорожской Сечи начали завоевывать города, сжигать урожаи и брать измором. Именно там Андрий узнает, что в Дубне его любимая полячка, и он предает своего отца и товарищей и переходит на сторону поляк.

Когда отец узнал он пришел в ярость, в битве он лично убивает сына Андрия. После этого Тарас становится еще жестче, а когда в страшных муках и пытках умирает Остап, он вообще сходит с ума.

Он со своим полком разрушает все на своем пути, таким образом, мстит за смерть сына. В итоге казаков разбивают, и они разделяются на две группы. Бульба попадает в плен, но спасает своих товарищей и говорит им продолжать их дело и не соглашаться на мир. Бульба умирает с надеждой на то, что их смерть останется отомщенной.

Эмиграция

Запорожские казаки, не захотевшие подчиниться императорскому указу и переселиться на Кубань, чтобы стать кубанским казачеством, обосновались в Задунайской Сечи (устье реки Дунай), на территории своих исконных врагов – турок-османов. Более 50 лет влачила свое жалкое существование эта Сечь, не похожая даже на тень великой Запорожской Сечи. В конце первой трети XIX века почти все казаки вернулись в Россию, где из них создали Азовское казачье войско. Но и здесь тоже что-то не получилось — через 30 лет в 1860 г. это войско расформировали, а желающие отправились на Кубань и пополнили кубанское казачество.

Запорожские казаки добирались и до Северной Америки. Однажды они спасли из турецкого плена некоего Джона Смита. Погостив у запорожцев он, захватив некоторых из них, через Англию направился на североамериканский континент, где основал одно из первых поселений.

Во время заграничного похода Александра I в 1814 г. тысяча добровольцев основала в Гамбурге войско «Казаков Эльбы». Эта традиция продолжилась после ухода казаков из России вместе с белыми армиями Деникина и Врангеля. В Европе они идейно боролись друг с другом, пока часть из них не замарала себя сотрудничеством с нацисткой Германией. В Новом свете и Австралии казаки создавали общеказачьи станицы и прославились джигитовкой и хоровым пением.

Внешность

Какой может быть запорожский казак без усов и чуба? Однако были и такие, так как это знак зрелости. Носить его имел право только взрослый казак. Вопреки распространенному мнению о том, что ежедневной одеждой запорожского казака были жупан, шальвары и чоботы из сафьяна, запорожцы одевались не только скромно, сколько подчеркнуто бедно. Нередки были случаи, когда казаки, освежевав и очистив коз, заворачивались в них, надев на ноги опорки из свиной кожи. В походах практически все носили удобные кожаные куртки.

На праздники можно было и принарядиться, одевшись в полученную в счет своей доли из добычи одежду — в расшитые и богато выглядевшие рубаху, кафтан, шаровары, жупан, мягкие сапожки и высокие смушковые шапки. Особый шик придавали запорожским казакам карманные часы, которые к середине XVIII века были практически у каждого.

Одежда запорожских казаков

Первые казаки одевались довольно просто, не задумываясь о красоте, им было важно удобство. На охоте, рыбалке или грабежах важно было чтобы одежда не сковывала движения и была легкой, ведь климат Запорожья достаточно жаркий. Но со временем казаки полюбили одеваться. Походная и военная одежда по-прежнему была без изысков — рубаха, шаровары, кафтан и шапка.

Зато в мирное время казаки старались одеваться как можно красивее и богаче. Их рубашки были с шёлковыми застежками, кафтаны шили из дорогих тканей и подвязывали поясами. Обязательным атрибутом были ярко-красные сапоги. На голову надевали соломенную шляпу, меховую или суконную шапку.


Запорожские казаки любили одеваться ярко и богато

Казачки одевались в платья, юбки и рубахи, подвязанные пояском. Очень любили яркие и массивные украшения.

Общая информация

В современном обществе остро стоит проблема — какова должна быть система демократического управления? Настоящая ли она в данном обществе или является псевдодемократией. Всеми объективными исследователями отмечается существование своеобразного, но подлинно демократического начала в управлении Запорожской Сечи. Выборность атамана от «шалашного» до «сечевого», принятие важнейших решений сообща («кругом», сечевым советом и так далее), возможность свободно высказываться, выражая одобрение (неодобрение) методом акламации – проявлением неформальных реакций (шум, свист, рукоплескания, восторг, недовольство и тому подобные действия и жесты). При этом наличествует как гражданская самодисциплина, так и жесточайшая военная (во время походов).

Происхождение этноса «запорожские казаки» — тема дискуссионная. Все сходятся во мнении, что будущие казаки, ища для себя привольную жизнь, являются выходцами (пассионариями) из:

  • Кочевых народов Золотой Орды.
  • Центральной России.
  • Вечевой республики вятских ушкуйников.
  • Крестьян окраины.

Скорее, наличествует влияние всех этих факторов. Важнее то, что получилось после активных процессов по смешению, выбору основ стиля жизни и действий. А на выходе на днепровских порогах сформировалось очень своеобразное, но жизнеспособное протогосударство.

Несмотря на то, что при самом зарождении запорожского казачества в нем имелись представители разных религий, утвердилась одна – православие. Правда, оно было очень своеобразным, так сказать, облегченного толка. Посты не соблюдались не только во время походов (что естественно), но и между ними. Для доказательства исповедуемой веры при принятии в казачество достаточно было правильно перекреститься. При этом запорожские казаки (история их происхождения будет описана далее) делали богатые вклады в монастыри, в том числе и в Святой Афон (при паломничестве туда).

Запорожские казаки сегодня

Сейчас на территории Украины в Запорожском крае зарегистрировано более 50 казачьих организаций. Запорожское казачество было возрождено там, где оно и началось — на острове Хортица.


Остров Хортица — центр возрождения запорожского казачества

Казаки проживают на территории острова круглый год — летом они устраивают представления и принимают гостей, зимой постоянно тренируются, оттачивая боевое искусство. Была открыта школа «Спас», где юных украинцев обучают всем премудростям казачества, развивают их патриотизм, православную веру, прививают здоровый образ жизни.

В свободное время казаки ведут реставрационные работы, создают вещи, похожие на те, что были в Запорожской Сечи. Не забывают и о традициях — проводят обряды братания, каждый день купаются в Днепре, даже в самый сильный мороз.

Гетман

Титул гетмана запорожских казаков сперва носил только главнокомандующий реестровым казачеством, состоявшим на службе у короля Польского, а также полновластный владелец соответствующей территории, прозванной «Гетманщина». Постепенно термин прижился, им стали пользоваться начальники низового запорожского казачества, никогда не служившие польской короне.

Все гетманы старались усилить и укрепить свою власть и влияние, тем самым только укрепляя институт гетманства. Особых успехов в этом добился гетман Богдан Хмельницкий.

Он стал полновластным правителем левобережной Украины не только в военное, но и в мирное время. Он реально был всеми «етвями власти и имел влияние даже на дела церковные.

Гетманскими отличиями (клейнодами) являлись булава и печать, а также бунчук, знамя и литавры.

Кто такие запорожские казаки, история их появления

О появлении первых казаков на территории Крыма упоминается ещё в XIII веке. В 1308 году Судак (тогда город назывался Сугдея) также заполонили казаки. Правда, там их именовали разбойниками. Уже к XV веку казаки заселили обширные территории Поднепровья (современная Украина). Со временем из группы днепровских казаков стали выделять отдельную категорию — запорожские казаки. Доподлинно известно, что в начале XVI века за днепровскими порогами стали собираться кочевники, беглые крестьяне и бродяги, которые постепенно стали застраивать местность, которую называли Запорожье (дословно «за порогами Днепра). Но надо понимать, что примерно до середины XVI века не шла речь о запорожском казачестве как об организации со своим уставом и порядком, скорее это была группа людей, ведущих одинаковый образ жизни — свободный, кочевой, без законов и правил. Они не подчинялись требованиям ни одного из существовавших тогда государств.


Первые запорожские казаки были прежде бродягами и беглыми крестьянами

Объединение казаков в цивилизованное войско и появление административного и военного центра, названного Запорожской Сечью, произошло несколько позднее.

Многие путают донских казаков и запорожских. Предлагаем к просмотру небольшое видео об их основных различиях.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Общая биология

В своем произведении Н. В. Гоголь изобразил героическое вре­мя Запорожской Сечи. Она существовала тогда, когда происходили «схватки и битвы на Украине за унию». Автор пишет, что «Сечь — это гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!».

Сечь состояла из шестидесяти с лишним куреней, которые были похожи на отдельные, независимые республики. Личного имущества у казаков не было, все хранилось у куренного атама­на. Гоголь описывает красивое убранство запорожских казаков: широкие красные шаровары, пояс, к которому крепилась сабля и люлька. Питались казаки простой, но очень сытной пищей: черным хлебом и кашей с салом, которая называлась кулешом, а пили из сушеной тыквы, которая в походах была им вместо чар­ки. Главный над всеми куренями назывался кошевым, который выбирался ежегодно. Еще казаки называли свое объединение товариществом. Сюда по своей воле приходили все желающие, их ни о чем не спрашивали, заставляли перекреститься и прини­мали как братьев.

У русской земли тогда было много врагов: турки, татары, поля­ки, и казаки считали своим долгом воевать против них, если они «не почтили предковского закона» и во славу христианства. Глав­ный герой повести Тарас Бульба привозит своих сыновей сюда, чтобы и они породнились со всем казачеством.

Запорожцы Сечи живут по своим суровым законам. Страшно наказываются те, кто не соблюдает христианских заповедей: воры забиваются до смерти дубинкой, должника привязывают к пушке, но самая страшная кара ждет убийцу. Вырывали яму, опускали туда живого убийцу, сверху ставили гроб с телом убитого и обоих засы­пали землей.

Казаки жили вольно. Гоголь пишет, что «Сечь не любила за­труднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Когда ка­заки не воевали, они вели разгульный образ жизни, много ели и пили. В восьмой главе мы узнаем, что пока казаки осаждали польскую крепость, из-за того, что часовые были пьяны, татарам удалось украсть сокровища Запорожской Сечи.

Гоголь пишет, что тогда на быт русского дворянства большое влияние оказывала Польша. «Многие перенимали польские обы­чаи, заводили роскошь», — пишет Гоголь. Тарас Бульба рассо­рился со всеми своими товарищами, которые «были наклонны к варшавской стороне». Казаки больше всех благ ценили казацкую верность друг другу, свою волю и христианскую веру. Поэтому основной конфликт в произведении — это отношения между Тарасом и его сыновьями.

Старший сын Остап становится доб­рым казаком и выбирается, несмотря на свой молодой возраст, куренным атаманом. Ведет отчаянный бой с поляками под Дубно. А младший сын Тараса, Андрий, становится предателем пра­вославной христианской веры и переходит на сторону поляков. И Тарас Бульба не может простить этого даже родному сыну, он убивает его, потому что товарищество казаков — это братство не по крови, а по душе: «Нет уз святее товарищества», — говорит Тарас. Предать их — самое страшное для казака. Сам Тарас не может оставить товарищей в плену и за своих казаков погибает. Но Гоголь пишет, что нет на свете огня, который бы «пересилил русскую силу». Потому что «так любить, как русская душа… ни­кто не может!».

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь показал суровый быт за­порожских казаков. Их образы отражают национальные особен­ности русской души.

Слайд 2

Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства? Каков образный ряд, связанный с описанием степи?

Слайд 3

Каков образный ряд, связанный с описанием дороги? Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!» Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому. Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.

Слайд 4

Что такое пейзаж? ? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи? — Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.

Слайд 5

Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст. Как строит автор описание степи? Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

Слайд 6

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? Отношение автора к степи. – Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой. – С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? “Неизмеримые волны диких растений;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

Слайд 7

Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности? “Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов” – Как вы понимаете слово “брызнули”? — Какие же это были цвета?

Слайд 8

– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь. – Как вы думаете, какие это образы? Зрительные

Слайд 9

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы? Слуховые Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. (звукопись) -Найдите в тексте примеры звукописи. “Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”. – Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы. – При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

Слайд 10

Слайд 11

Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь. — Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.

Посмотреть все слайды

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.

Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.

Цели:

1. Образовательная:

  • создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»;
  • учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.

2. Развивающая:

  • создать условия для развития речи учащихся путем пересказа, словесного рисования для развития аналитического мышления.

3. Воспитательная:

  • создать условия для воспитания гражданских качеств у учащихся: патриотизма, братства, воинского долга, отношения к законам, преодоления жизненных трудностей.

Во время урока дети зачитывают и пересказывают эпизоды по порядку. Учитель должен комментировать каждый ответ, обращать внимание на важные детали, без которых невозможно понять текст. Нужно «проложить путь» к следующему уроку, который будет посвящён сравнению образов Остапа и Андрия.

Царство свободы

На протяжении всей повести автор и герои прославляют Сечь. Они описывают ее как песню, полет, царство. Сколько эпитетов подбирается к образу:

  • гнездо;
  • наука;
  • вольница;
  • гордость.

Казацкая республика – это территория со своими законами, обычаями и строгим порядком. Царство и приют людей, представителей сильной половины человечества, отличается свободой, равными возможностями для всех. Сечь — место, где воспитываются гордые и крепкие мужчины с особым характером, присущим казакам. Дух вольности невозможно передать словами. В Запорожье приезжают не только для обучения. Здесь место встречи старых друзей, передача знаний, обмен новостями.

Популярные сочинения

  • Сочинение Глобализация
    Глобализация – важный вопрос современности. По крайней мере так о ней пишут в учебниках.
  • Сила духа — сочинение
    Личностная составляющая является наиболее важной составляющей в жизни любого человека. Развивая свои личностные качества, человек может достичь многого не только в плане духовного развития
  • Сочинение Реклама в нашей жизни
    Можно сказать, что с рекламой сегодня человек сталкивается повсюду. В маршрутке, троллейбусе, в магазине. Как только включишь смартфон и зайдешь в социальные сети, там везде рекламные объявления

Законы и структура Сечи

Между битвами Запорожская Сечь – место безостановочного пиршества, пьянки и разгула. Автор сравнивает ее с балом, праздником, шумным и не имеющим конца. Но это только внешнее восприятие, на самом деле все гораздо сложнее. Законы жизни строгие и не позволяющие их нарушения. Необыкновенное создание имело строгую структуру. Сечь, как военный стан, объединяла курени – войсковые подразделения. У каждого куреня свое жилье. Во главе стоял атаман – куренной. Он отвечал и контролировал деньги, топливо, заботился об одежде и питании. У казаков ничего не было личного, все отдавали атаману. Таких отделений было примерно 60. Над всеми куренями стоял старшина. Его должность была выбираемой. Такая система строилась на самоуправлении. Ценились в Запорожье вольность, товарищество, уважение мнения старших.

Законы не позволяли казаку забывать смысла казачьего братства:

  • воровство каралось поркой у столба.
  • не отдавших долг приковывали цепь к пушке, спасти должника мог товарищ.
  • смертоубийство – закапывание живым вместе с тем, кого убил.
  • Суровые законы утверждены для воспитания уважения внутри братства, мужественности и стойкости.

Принципы украинского образования

Образ Запорожской Сечи только на первый взгляд представляется местом, где правил хаос. В действительности же эта территория со строгими порядками. Здесь присутствовал дух вольности и равноправные возможности для всех. Однако во главе верховенства был поставлен закон.

Характеристика Запорожской Сечи особенно наглядно проявляется в эпитетах к этому краю:

  • гнездо;
  • горница;
  • вольность.

Все нравы вольницы подчинялись строгому образу жизни, который нарушать, никому было не позволено. Безусловно, в мирный период это было место разгула и пьянства. Со стороны создавалось ощущение, что происходил масштабный бал, не имеющий своего конца.

Действительно, такой обычай вольной жизни существовал. Но это было только до той поры, пока не было войны.

В случае возникновения опасности все в корне менялось. Это уже были не праздные люди. Сечь превращалась в военный стан, где разгулу уже не находилось места. Пьянство в военное время не прощалось и каралось смертью.

Однако и в мирное время существующие законы имели свою особенность. Их жесткость позволяла сформировать характер казацкого братства. Выражались они в следующих правилах:

  1. Воровство каралось привязыванием к позорному столбу, и каждый желающий мог ударить стоящего там человека.
  2. Должников приковывали к пушке цепью. Если у него был товарищ, желающий спасти друга, он мог это сделать.
  3. За убийство человека клали в гроб вместе с мертвецом и живым закапывали в землю.

Такие обычаи позволяли воспитывать в казачестве стойкость и мужество. Это формировало внутри структуры нерушимое братство.

Школа жизни

В Запорожье привозят сыновей, как это сделал Тарас Бульба. Старый полковник соскучился по товарищам. Сечь учит всему, что должен знать и уметь казак.

Сечь – это труд. Большое количество кузней стуком встречает въезжающих. У каждого казака должно быть свое оружие, без мастеров кузнечного дела не обойтись. Кожемяки готовят одежду, ремни, обувь. Они сильными движениями мнут шкуры волов.

Какие еще профессии обязательны в Запорожье:

  • судостроители;
  • рудокопы;
  • торговцы.

Трудовые будни перемешиваются с воинским делом: скачки, стрельба, рукопашные бои. Молодых парней учат владеть саблей, управлять конем, метко стрелять. Кроме этого жизнь среди мужчин помогает овладеть полезными умениями.

У современного читателя Запорожская Сечь вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, место пьянки, разгула и праздника, но это только внешнее восприятие. Сечь – место рождения воли, богатырских характеров, истинной преданности Отчизне. Казачество изменило всю Русь.

Тарас Бульба. Запорожская Сечь

4.5

(2)

Из различных мест повести можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, быте запорожцев в мирное и военное время. Сечь находилась в нижнем течении Днепра, на одном из многочисленных островов ниже порогов, которыми в этом месте усеяно русло реки.

Остров этот назывался Хортица; впрочем, запорожцы несколько раз переносили местопребывание Сечи с одного острова на другой; она состояла из двух частей: собственно Сечи и предместья, находившегося на расстоянии полуверсты от последней.

Сечь состояла из обширной площади, по краям которой были разбросаны крытые дерном курени. В куренях жили, т.е. ели и спали запорожцы; на площади они собирались для совещаний разного рода. За куренями находился небольшой земляной вал и засека, которые никем не охранялись. Вот и все внешнее устройство Сечи.

Ничего грозного, воинственного она, по-видимому, не представляла, если не считать, что на крышах некоторых куреней, а всего их было около шестидесяти, стояли пушки, а посреди площади находился высокий столб с привязанными к нему литаврами, палки от которых хранились всегда у довбиша.

Никаких укреплений и строений на Сечи больше не было. Перед Сечью лежало в полуверсте предместье, попасть в которое можно было прямо с парома, плававшего по толстому канату между островом Хортицей и правым берегом Днепра. При въезде в предместье было расположено штук двадцать пять кузниц, из которых оглушительно раздавались удары тяжелых молотов.

Само предместье имело вид длинной и широкой улицы, вдоль которой были расположены лавки кожевников, оружейников, шинкарей. Встречались также переносные лотки мелких торговцев, у которых можно было получить положительно все, что угодно: кремни, огнива, порах, платки и даже готовое съестное. Предместье было необходимо для Сечи, так как запорожцы сами почти ничего не делали, а только умели «пить да палить из ружей».

Предместье одевало, поило и кормило Сечь; без него она ни в коем случае не могла обойтись. Естественно, что в предместье Сечи должны были жить и работать люди других национальностей, коль скоро сами казаки ничем почти не занимались.

Так оно и было. Там можно было найти людей почти всех национальностей: татар, армян, турок, евреев и т.п. Не было там только женщин, им под страхом смерти было запрещено показываться в предместье Сечи. Вообще Сечь имела характер и производила впечатление военной суровой организации, или братства со строгими правилами, при помощи которых и можно было поддерживать относительный порядок и лад среди запорожцев.

Все члены этого многолюдного братства были в мирное время абсолютно свободны и равны между собой. Власть кошевого и старшин была чисто номинальной; в любую минуту запорожская рада могла сменить их всех разом.

Пример этого мы имеем в самой повести. «Подговоренные Бульбой запорожцы в один миг собрали раду и с ругательствами приказали ему положить палицу, знак его достоинства, а прочиевласти оставили на местах». Составляя род военного братства, целью которого была защита православной религии и народной самобытности от чьих бы то ни было посягательств, запорожцы ничем и не занимались, кроме войн, которые были почти беспрерывны.

Естественно, что и организация строго соответствовала цели этого братства. Все запорожцы делились на курени, Т. е. на более мелкие военные единицы, во главе которых стоял куренный атаман, заведовавший всеми делами куреня.

Члены куреня обыкновенно у себя ничего не держали; ели из одного котла все, для чего и держали кашевара; казаки одевались из общего запаса платья и оружия; только оно одно ценилось казаками и составляло их гордость и предмет алчных исканий.

Состав этого военного братства был до чрезвычайности разнообразен. Здесь были те люди, которые от притеснения евреев — арендаторов бросили свой дом, свое хозяйство и убежали на Сечь искать воли, здесь были и бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы, но были и такие, которые хорошо знали произведения Цицерона, Горация и других классиков, было также много офицеров, которые потом отличались в королевских войсках, были и просто записные вояки, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы не воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы.

Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари. Кого тут только не было! Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатой парчи, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Условиями поступления в число членов Сечи были следующие требования: нужно было верить во Христа, в Святую Троицу и уметь креститься; удовлетворивший этим требованиям мог поступать в какой ему угодно курень.

Власти на Сечи все были выборные; они были следующие: кошевой, знаком достоинства которого была палица; судья, У которого хранилась войсковая печать; писарь с необходимыми принадлежностями своей должности — чернильницей и пером, и есаул с жезлом; за ними следовали куренные атаманы.

Самого ничтожного повода иногда было достаточно, чтобы сменить все власти, и в мирное время обыкновенно старшины низко кланялись пред «радою казацкою» и заискивали у нее.

Все важнейшие дела решались на «раде», причем часто доходило до рукопашной и даже до убийств. Ввиду этого казакам запрещено было являться на «раду» вооруженными, но и это не помогало. Своевольная толпа очень часто убивала кошевого, вздумавшего ей противоречить и не заслужившего ее доверия.

Сечь была очень похожа на демократическую республику, не управляемую никакими законами. Законов, действительно, никаких не было, но были обычаи, имеющие, однако, силу закона.

Обычаи эти были суровы до чрезвычайности, но только такими мерами можно было удержать эту своевольную и разношерстную толпу. За воровство, например, у своего товарища по обычаю назначалась медленная смертная казнь, состоявшая в том, что провинившегося привязывали к столбу на площади и клали возле него дубину.

Всякий проходящий мимо должен был нанести привязанному удар по мере сил своих, и таким образом несчастного заколачивали до смерти. Казака, не отдавшего долга своему товарищу, обыкновенно приковывали к пушке и в таком положении он оставался до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не выкупал его.

Казака, убившего своего товарища, присуждали быть закопанным живым вместе с гробом убитого. В военное время все преображалось. Власть кошевого и старшин становилась неограниченной, а сам он становился как бы на аршин выше.

Казаки в поход брали с собой очень немного. Все нужное находилось в обозе. Обыкновенно брали по два коня на человека и оружие. Обоз, состоящий из многочисленных крытых телег, тащили волы.

В случае неожиданного нападения казаки составляли возы в два или три замкнутых круга так, что получался род крепости, взять которую почти не было никакой возможности, так как казаки с возов и из-за них открывали беспрерывный огонь из самопалов; в промежутках между возами ставились пушки, которые заставляли держаться неприятеля на почтительном расстоянии от казацкого табора.

Точно таким же образом поступали казаки с осажденными ими городами — с той только разницей, что в середине казацких возов оказывались городские стены. Следует заметить, что запорожцы вообще не любили осаждать городов.

Если не удавалось взять город с первого же приступа, то казаки бросали его и появлялись в той местности, где их меньше всего ожидали. Быстрота их передвижений, несмотря на многочисленный и тяжелый обоз, была поразительна и приводила в изумление иностранных офицеров.

Казаки были почти неуловимы. Путь их похода обоз начался пожарами и трупами. Над ними чинили зверства, и казаки платили своим поработителям той же монетой и не знали пощады.

Женщины, старики и даже дети были безжалостно избиваемы. Особенно жестокая расправа была всегда с евреями. В жестокостях с ними казаки доходили до виртуозности.

Если поход был морской, то казаки готовили челны, смолили их, конопатили, стягивали крепкими канатами, привязывали к бортам их пучки тростника для большей устойчивости и в таком виде совершали набеги на самые отдаленные берега Черного моря, путь к которым был уже давно проложен морскими походами первых киевских князей, о чем казаки отлично знали.

Само собой разумеется, что военная тактика казаков в этом случае была совершенно иная, чем в сухопутном походе. В повести, впрочем, о морских набегах казаков упоминается слегка, и трудно по ней создать себе ясное представление об их действиях на море.

Из повести видно, какие страны и государства подвергались нападениям казаков. То была Польша почти вплоть до Карпатских гор. Тарас Бульба почти дошел до Кракова со своим полком. Южная часть Литвы тоже подвергалась казацким нашествиям, но особенно часты они были на Турцию и на крымских татар.

4.5 / 5. 2

.

Образец сочинения

Ознакомившись с литературным произведением Н. В. Гоголя, можно написать сочинение про образ Запорожской Сечи. Чтобы работа получилась уникальной, нужно добавить в нее собственные мысли и поделиться впечатлением от прочитанного.

Повесть «Тарас Бульба» — это настоящий шедевр мировой литературы. Николай Васильевич Гоголь создал одно из лучших произведений в 1835 году. В своей работе он поднял тему любви к родине. На написание автора вдохновили старинные рукописные летописи, исторические рассказы и украинские народные думы. Из этих источников писатель почерпнул самое важное для будущей повести: национальный дух, характеры и нравы Запорожской Сечи.

Казацкое братство в произведении Н. В. Гоголя производит на читателя двойственное впечатление. С одной стороны, Сечь была воплощением свободной жизни. Здесь жил вольный народ, любивший выпивку, драки и веселье. С другой стороны, четкий свод правил не позволял казакам преступать закон. И тот, кто поступал нечестно по отношению к другим жителям Сечи, обязательно был наказан.

Запорожская Сечь стала олицетворением авторских идеалов о чести, равенстве и преданности. Вольный дух казацких сердец не позволял им покоряться вражеским силам. Они безжалостно расправлялись со всеми, кто смел посягать на их землю, веру и свободу.

Старый казак Тарас отправляется на Сечь вместе с сыновьями в надежде сделать из них храбрых рыцарей. В сюжете показано, как по-разному в итоге сложилась судьба Остапа и Андрия. Старший и младший братья становятся по разные стороны баррикад: один из них теперь почетный куренной атаман, а другой — предатель. По правилам казачества изменник должен быть убит собственным отцом. И Андрию не удалось избежать этой участи.

«Тарас Бульба» — повесть об истинном патриотизме, когда преданность Родине сильнее семейных уз.

Устройство Сечи

Сечь — это казацкое государство, общественно-политическая и военная организация, отдельная административная единица. Это образование располагалось вдоль по течению Днепра, в степях ниже речных порогов.

Для понимания смысла повести Гоголя важно обратиться к цитатам: «Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики».

Во главе государства стоял старшина — кошевой атаман. Его выбирали как самого сильного, мудрого и смелого воина. Казацкая Сечь делилась на войсковые подразделения — курени. Их возглавляли назначаемые куренные атаманы. Такое распределение обязанностей позволяло легче управлять войском. Вот описание автора из текста: «Все было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька».

У главы куреня были определенные права и обязанности. Он распоряжался общей казной, отвечал за еду и одежду для своих воинов. Рядовые казаки ничего не хранили у себя в закромах. Из вещей имели только самое необходимое. Обычно это сезонная одежда, оружие, немного денег от заработка каким-либо промыслом.

Ремесла казаков

Основным занятием запорожцев было военное дело. Помимо этого, казаки занимались различными промыслами. В почете были такие профессии запорожцев:

  • кузнецы;
  • рудокопы;
  • кожемяки;
  • судостроители;
  • пахари;
  • торговцы.

В промежутках между боями народ вел напряженную трудовую жизнь. Николай Гоголь описывает первые впечатления Тараса Бульбы и его сыновей, когда они добрались до Сечи. Главные герои оказались буквально оглушены звоном кузнецких молотов. Оружие здесь должен иметь каждый, поэтому умельцы кузнечного дела всегда заняты своим ремеслом. Кожемяки натруженными сильными руками без устали мнут шкуры волов, чтобы затем обеспечить все казацкое войско добротной одеждой, ремнями и обувью.

Но по зову кошевого атамана все бросали прежние дела, брались за оружие и садились на коней. Земледельцы оставляли плуги, торгаши закрывали лавки, горняки уходили прочь от богатых углем и рудой шахт. И все они были поистине умелыми и отважными воинами.

Военное дело

Юных казаков здесь учат уверенно держаться в седле и ловко обращаться с оружием. Молодые парни получают такие навыки:

  • стреляют из лука;
  • дерутся на саблях;
  • участвуют в рукопашных боях.

Однако, как считали сами казаки, лучшей школой является участие в настоящем сражении. Поэтому они не имели обычая затягивать со вступлением в строй молодых воинов: «Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время».

Стычки с польскими и крымско-татарскими полчищами случались регулярно. В этих сражениях было видно, каких бесстрашных и удалых ребят воспитывает Запорожская Сечь.

Запорожская сечь 1 законы и порядки 2 чем она жила

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества.

Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной.

Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество.

Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы —

« юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны»

.

Никакую дисциплину, кроме

«стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах»

, казаки изучать не любили.

«Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера»

.Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия.

Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий.

Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности.

Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге.

Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время:

«Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы »

, — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков.

Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

10 удивительных фактов о Запорожской Сечи: как жили простые казаки общины

Запорожье — исконно казачий край, в котором это военное товарищество зародилось ещё в XVI веке, а первые казаки появились и того раньше. Запорожцы старались жить обособлено, но формально находились в зависимости от государства, которое отвоёвывало эти территории (в разное время это были Российская и Османская империи, а также Речь Посполитая).

Однако Сечь, несмотря на давление крупных соседей, всегда была самодостаточной. Община жила по своим, писаным и неписаным, законам. У казаков был атаман, суд, земельные угодья, внутри поселения строились жилища и церкви.

Уклад жизни, традиции и привычки запорожских казаков удивляли даже их современников, а сейчас, спустя века, и вовсе кажутся невероятным.Вот несколько интересных фактов о Запорожской Сечи.1. Сечь или Кош? Часто запорожскую общину, да и другие казацкие поселения называли не Сечью, а Кошем.

Сечь означала частокол вокруг станицы (от слова «высекать», «рассекать»), а Кош — стоянку казаков, временную или постоянную. Распространены были оба названия.2. Где находилась Сечь? Оказывается, у вольных казаков не было определённого места стоянки — запорожцы перемещались вдоль Днепра.

Конечно, смена места жительства была нечастой (за три века было построено около десяти укреплений), однако каждые несколько 5-40 лет казаки меняли дислокацию. Место жительство выбиралось в зависимости от военной и политической обстановки того времени и обычно располагалось вблизи речных переправ.

3. Испытательный срок. Не каждый желающий мог стать запорожским казаком, для этого необходимо было как следует выучить порядки сечи («сечевое рыцарство», как называли свой устав сами казаки) и только через семь лет стать «испытанными товарищами».4.

Свой язык и фамилии. Внутри Сечи существовал свой диалект, называемый «казацким языком», который каждый вновь прибывший должен был усвоить. После того, как новобранца переводили в «испытанные товарищи», ему давали новую фамилию, обычно образованную от прозвища, — Непейпиво, Мозоль, Борщ, Убей-волк, Незовибатько.5.

Курень и паланка. Куренем называли отдельное военное подразделение казаков, состоящее из нескольких десятков (в мирное время) или нескольких сотен (в военное) бойцов. Согласно современной классификации курень больше всего напоминал батальон. Всего в Сечи было около 38 куреней.

Паланка — своеобразный округ или район на территории Сечи.6. Рада. На раде решались все важные вопросы товарищества: проходили суды, продумывались дальнейшие военные планы, распределялись земли и угодья, выбирались атаманы.

Рада могла быть сечевой (главной), куренной или паланочной, а время проведения каждого очередного собрания было неизменным. Если возникали срочные вопросы, требующие немедленного решения, раду созывали вне очереди.7. Безбрачие. Казаки, вступая в Сечь, давали обет безбрачия.

Считалось, что семья — главная помеха для храброго воина. Запрещались не только узаконенные связи, но и плотские утехи вне семьи, то есть иметь любовницу за пределами общины также не позволялось. Единственное исключение — военные походы, насилие в захваченных городах и сёлах процветало.8.

Денежный вопрос. В средствах Запорожская Сечь нужды не испытывала, получая доходы от грабежей захваченных территорий, торговли, сбора дани с проезжающих мимо купцов. К тому же казакам, охраняющим границы от посягательств извне, выплачивали государственные жалования.

Кроме того, в Сечи было хорошо развито виноделие, рыболовство и охота.9.

Одежда и причёски. Запорожские казаки выделялись среди остальных — они брили голову, оставляя при этом длинный чуб. Что касается одежды, то запорожцы предпочитали носить очень объёмные атласные шаровары, широкие пояса, сафьяновые сапоги, кафтаны и папахи.10.

Запорожская сечь законы и обычаи

    Сочинение на тему Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь читать бесплатноНравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»Нравы и обычаи Запорожской Сечи (по повести Н.
    В, Гоголя «Тарас Бульба»)Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе Сочинение на тему Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь читать бесплатно Запорожская Сечь: её нравы и обычаи Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков.

    Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями.

    Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли.

Нравы и обычаи Запорожской Сечи (по повести Н.

В, Гоголя «Тарас Бульба»)

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда выле­тают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!

Н. Гоголь В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта.

Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увели­чить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков.

Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь — воль­ное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.

За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевни­ки, крамари, люди всех наций. Предместье «одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней — военных подразделений, «кото­рые очень походили на отдельные, независимые республики».

Куренями же назывались . жилые помещения.

Церковь и вера

Запорожские казаки считались православными христианами, но их манера поклонения Богу была своеобразной. Они были готовы до последнего отстаивать саблями свою веру, но не считали необходимым соблюдать посты и испытывать себя в воздержании. Вот краткая цитата из повести: «Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови».

В Сечи была одна большая церковь, куда сходились воздавать божеские почести казаки со всех куреней. Воины были единоверцами, тех же, кто осмеливался примкнуть к чужой вере, считали предателями. Отступников убивали так же жестоко, как своих непримиримых врагов.

Содержание

  1. Что такое Запорожская сечь – сочинение
  2. Сочинение Запорожская сечь в «Тарасе Бульбе»
  3. Эссе Запорожская сечь как образ повести Гоголя

Что такое Запорожская сечь – сочинение

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства.

Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье.

Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни».

Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения.

Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг.

Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими.

Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

Сочинение Запорожская сечь в «Тарасе Бульбе»

Особое внимание автор уделял Запорожской Сечи. Следуя семейному приданию, Николай Васильевич был одним из потомков гетмана Запорожской Сечи. По мере того, как автор узнавал историю казацкой жизни, у него складывался образ о жителях Запорожской Сечи.

Благодаря этому у него появилась история «Тарас Бульба», в которой рассказывается о существовании запорожских казаков в семнадцатом веке. В те времена обитатели Запорожской Сечи живут по своим очень строгим, можно сказать суровым, правилам. Все кто нарушал эти правила, очень жестоко наказывались.

Главное место в своей повести автор отвел казаку, который любит свободу, полковнику – Тарасу Бульбе. Он непоколебимо верит в то, что самая лучшая наука для молодых людей – это Запорожская Сечь. В нее входили отдельные независимые курения.

Главой каждого курения был куренной атаман. В его руках было все: деньги, еда, одеяние и т.д. Простые казаки у себя ничего не хранили, все отдавалось куренному атаману на хранение. Главой казацкого войска был кошевой – выборный старшина.

Читая произведение «Тарас Бульба» перед читателем возникает Запорожская Сечь, как олицетворение мечтаний о независимой жизни украинского народа.

На протяжении всего повествования Николай Васильевич прославляет нравы казаков. Он восхищается их строгими, но в то же время беспристрастными законами Запорожской Сечи. В произведении автор посвящает нас в законы и обычаи Сечи, какими бы суровыми они не были.

Примером этому являются родные дети Тараса Бульбы – Остап и Андрей. Гоголь показывает, как Остап хоть и молод, но он очень хороший казак, несмотря на свой возраст, он стал куренным атаманом.

А вот Андрей полная противоположность Остапу, он стал предателем и перешел на сторону врага. Отец не может простить это даже своему родному сыну, он собственноручно убивает его. Ведь самое страшное для казака — это предательство. Сам Тарас идет на выручку своих товарищей с плена – погибает.

В своем произведении писатель показал тяжелую жизнь запорожских казаков. Для них важна доблестная преданность родной земле.

Эссе Запорожская сечь как образ повести Гоголя

Для написания повести Н. В. Гоголь собрал много исторических материалов в виде народных летописей, песен и преданий. В книге автор больше всего написал о битве запорожцев с захватчиками. Героизм, воинская доблесть и вера и любовь к родине привлекает особое внимание каждого читателя.

Книга «Тарас Бульба» — самое совершенное произведение Н. В. Гоголя. В книге автор описывает борьбу украинцев за национальное освобождение.

Все действия разворачиваются в Запорожской сечи. В сечи  казаки являются боевой силой, которую образовали сами жители. Во времена украинской битвы о степи знал каждый христианин. Запорожская сечь была родиной казаков, которая спасала каждого храбреца от позора. Запорожцы любили свободу и выступали против рабства и заточения.

В повести «Тарас Бульба» автор описывает обычаи и жизнь Запорожской сечи. В свободолюбивой стране проводились битвы за независимость. Кроме битв в степи жители добывали уголь и руду, пасли стада волов и коней. Также в степи жители занимались изготовлением лодок.

По размерам сечь делилась на 60 курени. Каждая из них являлась маленькой страной. Казаки Запорожской сечи ходили в дорогих убранствах и с саблей в руках. В республике поддерживались суровые законы и обычаи, на которые должны подчиняться все казаки.

Тех, кто не подчинялся христианским заповедям, казаки применяли особое наказание. Воров забивали дубинкой, а должников привязывали к столбу и закидывали камнями. Самое страшное наказание получали убийцы путем погребения заживо вместе с убитым человеком.

Казаки сечи вели вольную жизнь. Они участвовали в битве, свободное время они пили и гуляли. Самое жестокое наказание применялось на тех, кто нарушал первый закон верности родине и вере. За измену, предателей ждала смерть от руки собственных отцов.

Герой Тарас Бульба отправил в сечь своих сыновей для обучения и верил, что они станут настоящими казаками – храбрецами. Жесткое обучение в Запорожской степи формировало суровый характер и волю, силу духа. Казаки приобретали военную сноровку, знали свой долг и хранили верность родине. Храбрецы обучались прямо во время кровавой битвы.

Период Запорожской сечи положил начало развитию национального менталитета украинцев, для которых воспитание и закаливание характера считается достоинством.

Читайте также: «Темные аллеи» герои рассказа Бунина – характеристика образов.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками.

В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.


Источник: litfest.ru

  • Рассказ о захаре слуге обломова
  • Рассказ о здоровом образе жизни для детей
  • Рассказ о засолке капусты
  • Рассказ о заповеднике остров врангеля 4 класс
  • Рассказ о защитнике родины 5 класс однкнр