Рассказ о законах хаммурапи 5 класс очень кратко

Доклады история законы хаммурапи царь хаммурапи правил вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года
  • Доклады
  • История
  • Законы Хаммурапи

Царь Хаммурапи правил Вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года до новой эры. Эпоха его правления характеризуется существенным расцветом государства, так как этот правитель присоединил немало новых земель, построил много храмов и сооружений практического толка.

Страна процветала, но вот судебная система работала не идеальным образом. По большей части суды решались отдельными судьями без какой-либо определенной нормы, то есть каждый опирался на какие-то более-менее понятные общественные устои и собственное мнение. Для того чтобы улучшить данную систему царь Хаммурапи приказывает взять столб и высечь там законы, которые становятся общими для всей страны.

Для того времени наличие такой законодательной системы стало довольно новым и позволило всем жителям Вавилонии иметь определенную уверенность в наличии социальной справедливости. Теперь были четко фиксированы проступки, которые караются казнью или равноценным возмездием, также устанавливались и денежные штрафы.

В основном для того чтобы установить истину полагались на свидетелей и пояснения самих участников спора. Тем не менее, были и довольно оригинальные способы выяснить истину. Обвинение в колдовстве, которое не может быть доказано фактически, решалось испытанием водой.

Того, кого обвиняли в колдовстве, связывали и бросали в реку, после чего смотрели как река «поведет себя». Если человек всплывал, то обвинения снимались, а обвинителя казнили и его дом переходил к обвиняемому. И наоборот, если обвиняемого забирала река, то его дом переходил к обвинителю.

Стоит отметить распространение подобных испытаний и в дальнейшей истории. Даже спустя более 2 тысяч лет нечто подобное практиковалось на Руси.

Характерной чертой этих норм являлось отсутствие равенства людей перед законом. Люди в вавилонском обществе изначально не были равными. Существовали рабы, которые считались, в целом, чем-то наподобие предметов, а также существовали различия среди свободных людей.

Поэтому, если речь идет о применении законов, то есть разница между тем, когда дело рассматривается между равными людьми и между неравными. К примеру, гибель раба рассматривалась как урон хозяину, и тут требовалось просто компенсировать такой ущерб другим рабом или деньгами. В свою очередь, какой-либо ущерб свободному человеку мог требовать разного возмещения в зависимости от того, кем этот ущерб наносился и от статуса самого свободного человека, так как они были разными.

Вариант 2

В истории человечества известны различные своды законов, которые оставили после себя развитые цивилизации. К примеру, из глубины веков до нас дошли законы Ману, которые регулировали общественный строй Древней Индии, Римская цивилизация оставила после себя систему законодательства, которая лежит в основе многих современных судебных систем.

Отдельного внимания заслуживают законы Хаммурапи, которые были созданы в период правления царя Хаммурапи над Вавилоном в 1792-1750 годах до новой эры.

Вавилон располагался в 100 километрах от современного Багдада. Эта территория между Тигром и Ефратом имела весьма выгодное положение, а благодаря царю Хаммурапи Вавилония раздвинула свои границы, так как были побеждены и соперники, а после этого и союзники, крупному государству требовалось регулирование на уровне закона.

Для того чтобы зафиксировать законы был использован столб, на котором эти законы и высекли. Подобный способ фиксации был новаторским для своего времени, так как, во-первых, люди получали унифицированную систему правил, а, во-вторых, эти правила были письменно зафиксированы и таким образом могли беспрепятственно распространяться во времени и пространстве, в отличие от устной формы, которая имеет свои ограничения. Именно благодаря обнаружению столба, на котором Хаммурапи приказал высечь свои законы, они были обнаружены.

По своему содержанию они довольно просты и предполагают определенный ряд правил и наказаний, которые следуют за несоблюдение таковых. Наиболее распространенным наказанием была казнь человека. Причем казни мог подвергнуться, к примеру, человек, который обвиняет другого в тяжком преступлении, но не доказал этого.

Помимо этого распространенным был принцип размена, который также известен как закон Талиона и предполагает равноценное возмездие за совершенное дело. К примеру, если одному человеку выкололи глаз, то и другому нужно выколоть, сломали кость – тогда и другому нужно сломать кость. Довольно примитивный характер устройства этих законов тем не менее позволял весьма эффективно регулировать государство и в целом заботиться о людях.

5 класс. кратко

Картинка к сообщению Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи

Популярные сегодня темы

  • Тридцатилетняя война 1618-1648

    Тридцатилетней войной называют конфликт 1618-1638 годов, который разгорелся между двумя военно-политическими блоками: Габсбургским (включал в себя Испанию и Австрию)

  • Нелетающие птицы

    Если спросить о птичьих чертах, многие люди ответят, что «они летают». Однако не все птицы летают, а крылья каждой птицы имеют наиболее подходящие формы для своего образа жизни. Например, аль

  • Бобры

    Бобрами называется род млекопитающих, представляющих отряд грызунов. В мире существует два вида этих удивительных животных — канадский бобр и обыкновенный речной бобр.

  • Часы

    Часы – это прибор, который придумал человек, чтобы определять время. Существует большое разнообразие этих механизмов по принципу действия.

  • Вторая мировая война 1939-1945

    Исторически сложилось, что Вторая Мировая война — одна из самых жестоких и кровопролитных войн в мире за последние 100 лет. Начало её датируется 1 сентября 1939 года, а конец 9 мая 1945 года.

  • Никитин Иван Саввич

    В Воронеже, 21 сентября 1824 года, в семье мещанина родился сын, нарекли его Иваном по отцу Савичем. Его отец был владельцем лавки по продаже свечей.

Законы Хаммурапи общая характеристика

Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История создания законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Читайте также про другие интересные места Вавилона:

  • ворота Иштар;
  • Вавилонскую башню;
  • Висячие сады Семирамиды;
  • дорогу Мардука.

Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.

Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.

Чем были написаны законы Хаммурапи

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:

  • сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце (читайте про паргелий – явление ложного солнца);
  • и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Законы царя Хаммурапи история фото

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.

Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи – общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

Законы царя Хаммурапи свод законов кратко
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи – история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Источник

История, 5 класс

Урок 8. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Географическое положение Месопотамии.
  2. Шумерские города и Вавилонское царство.
  3. Культура и наука Вавилонии.

Тезаурус

Законыэто утверждённые государством правила поведения людей, за нарушение которых полагается наказание.

Собственностьэто право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо.

Царьэто титул, как правило, наследственного главы государства, обладающего высшей властью.

Месопотамия (Двуречье, Междуречье) – это название историко–географического региона на Ближнем Востоке, расположенного в долине двух рек – Тигра и Евфрата.

Клинопись наиболее ранняя из известных систем письма.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М. : АСТ., 2006.
  3. Емельянов В.В. Древний Шумер. – Спб.: Азбука–Классика, 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Двуречье или междуречье Тигра и Евфрата греки называли Месопотамией. Этот регион был заселен в глубокой древности. И если сравнивать природно–климатические условия Месопотамии и Египта, обнаружится немало общего: жара, плодородная почва, отсутствие болот и лесов. Из-за проливных дождей, наступавших зимой, в Месопотамии начинались разливы рек. Неслучайно там появился миф о всемирном потопе – один из самых древних.

Жители Месопотамии самыми важными продуктами питания считали хлеб и пиво, приготовленные из ячменя. Другим не менее важным растением была финиковая пальма. Её плоды, листья, стволы – всё нашло применение в деятельности людей. Другие-то деревья в Месопотамии попросту не росли и поэтому стоили очень дорого.

Славилась Месопотамия своими глиняными изделиями. Из глины ремесленники делали буквально всё: посуду и игрушки, дома и дворцы, храмы и даже гробы. Здания мастера возводили из глиняных кирпичей, скрепленных между собой специальной смолой – асфальтом.

С севера и востока Месопотамия была окружена горами, на западе граничила с Синайской пустыней, южная часть выходила к Персидскому заливу. Именно на юге зародились первые государства Двуречья, населенные шумерами. Поэтому и первую цивилизацию называют шумерской. Она сложилась из городов–государств Ур, Урук и Лагаш, чья история насчитывает не одно столетие.

Эти города–государства воевали друг с другом до тех пор, пока царь Саргон I не подчинил их. Впоследствии он завоевал Аккад и основал одноименную династию. Прославился Саргон Аккдский и созданием первого в мировой истории постоянного войска. Однако он умел не только воевать. Для развития торговли царь Шумер и Аккад установил единые на всей подвластной ему территории меры длины, площади и веса.

Во 2 тысячелетии до н.э. среди могущественных государств, расположенных на юге Месопотамии, на первый план выдвигается Вавилонское царство. Слово «Вавилон» переводится как «ворота богов». В XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи подчиняется вся Месопотамия, и Вавилон достигает пика своего могущества. Этот царь, правивший с 1792 по 1750 год до нашей эры, известен по своду законов, полностью дошедшему до нас. Он насчитывает 282 статьи и охватывает все стороны жизни общества. Законы царя Хаммурапи были высечены на чёрном базальтовом столбе, а копии отправлены по всей стране. Согласно этим законам вершили правосудие поэтому большая их часть посвящена преступлениям и полагающимся за них наказаниям.

Современному человеку законы Хаммурапи покажутся чересчур жестокими. Так, например, если врач провел операцию, а больной умер, врачу следовало отрубить кисть руки. Если архитектор построил дом, а тот рухнул и задавил прохожего, архитектора ждала казнь. За долги человек или члены его семьи превращались в рабов кредитора сроком на три года.

Благодаря законам царя Хаммурапи можно охарактеризовать устройство и обычаи вавилонского общества.

Верховным правителем был царь. В древности верили, что он унаследовал власть и страну от богов. Именно поэтому он мог распоряжаться не только всей землей, но и достоянием любого из своих подданных. Даже жизнь людей принадлежала царю. Его власть ничто не ограничивало. Он мог поступать, руководствуясь собственной волей, то есть по произволу. Такое государство называется деспотией, а его правитель – деспотом.

Подданные царя делились на следующие категории: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав, и рабы. Рабами становились военнопленные, а также люди, задолжавшие деньги. Кредиторы назывались ростовщиками, потому что отдавали имущество в рост.

На протяжении всего своего правления Хаммурапи вёл постоянные войны, чтобы расширить свою территорию за счет соседних стран. После его смерти Вавилон сам оказался завоеванным касситами. Новый подъём могущества Вавилона начался с VII в. до н.э., когда образовалось Нововавилонское царство.

Вавилонская культура развивалась в городах Шумера и Аккада. Одна из древнейших письменностей мира – шумерская клинопись – зародилась в 4 тысячелетии до н.э.

Рассказ о законах хаммурапи 5 класс очень кратко

Шумерская клинопись

Она возникла из рисунков, которые обозначали отдельные слова – «вода», «птица», «солнце» и другие. Шумеры создали свою систему летоисчисления, солнечный и лунный календари.

Жители Месопотамии изобрели систему счёта, основанную на кратности 6 и 12. Число 60 у шумеров была священным. И мы до сих пор пользуемся делением часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а окружности на 360 градусов это ведь 6 раз по 60.

Шумерским и вавилонским жрецам была известна астрономия. Уже в 3 тысячелетии до н.э. в Месопотамии было составлено руководство по изготовлению лекарств.

Знание географии позволяло шумерам и вавилонянам плавать на судах по морю.

В Месопотамии появился один из древнейших мифов о сотворении мира, а также миф о Вавилонской башне.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.

Рассказ о законах хаммурапи 5 класс очень кратко

Ответ: шумеры/Шумеры.

Пояснение: Ребус достаточно простой, если вы знаете, что народ, заселявший Южную Месопотамию на заре исторического периода назывался шумерами.

Задание 2. Установите соответствие между правителем и его деятельностью.

создал первое в мире постоянное войско

создал древнейший письменный свод законов

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

Ответ:

Саргон I

Хаммурапи

создал первое в мире постоянное войско

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

создал древнейший письменный свод законов

Пояснение: Необходимо вспомнить деятельность каждого правителя. Древнейший письменный свод законов создал Хаммурапи – это известный факт. Все остальное относится к деятельности Саргона I.

Содержание:

  1. Семейные и семейные отношения
  2. Имущественные отношения
  3. Уголовное право и судебный процесс
  4. Вывод:
Предмет: История
Тип работы: Доклад
Язык: Русский
Дата добавления: 19.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Законы Хаммурапи

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Законы ХаммурапиПосмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Царствование Хаммурапи (1792-1750) ознаменовалось созданием сборника законов. Первая кодификация была создана во второй год правления; это был год, когда король «установил закон в стране». Эта кодификация не сохранилась. Знаменитые законы Хаммурапи датируются концом его правления.

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в городе Сузы, древней столице королевства Элем (территория современного Ирана).

Один из участников экспедиции вспоминал: «Это была конусообразная базальтовая стелла высотой 2,25 м. Вверху, на лицевой стороне стеллы, был рисунок с изображением бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов благородному человеку королевской имперской внешности. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древнего вавилонского изобразительного искусства. Под рисунком находится набор клинописных знаков».

Но ценность находки возросла еще больше, когда, доставив ее в Париж, в Лувр — национальный музей Франции, ученые узнали, что столкнулись с редким сочетанием искусства мастера-художника с удивительным творением древний законодатель. Это был знаменитый памятник древнего восточного рабовладельческого права — адвокат короля Вавилона Хаммурапи.

Кроме того, большое количество копий отдельных частей этого судьи было сохранено на глиняных табличках.

Своим законодательством Хаммурапи пытался консолидировать социальную систему государства, в которой мелкие и средние рабовладельцы должны были стать доминирующей силой. Это первый известный сборник законов, освящающих рабовладельческий строй, частную собственность. Судебный процесс начинается с длинного вступления, в котором говорится, что Хаммурапи получил эти законы от бога Шамаша, и любое нарушение их является действием, направленным против Бога и царя, боги передали Хаммурапи королевскую власть для защиты слабых сирот. и вдов от оскорблений и притеснений со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утверждать «справедливость», мир и благополучие населения в Вавилоне. Затем следуют 282 статьи законов, охватывающих практически все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Код заканчивается подробным заключением.

Свод законов Хаммурапи затрагивает широкий спектр правовых вопросов, но далеко не точен и полон. Из 282 статей современные исследователи не знают только содержания 21 статьи. В науке проблема системы кодов Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения устанавливаются казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи были протоколами судебных решений.

Первые 5 статей адвоката содержат процессуальное положение. Они направлены против произвола, который царит в судах. Статьи 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и праву распоряжаться ею. Статьи 26-39 говорят о земельных участках воинов.

Следующий раздел, который включает в себя статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (статьи 215-282) посвящена труду и инструментам. Он содержит статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринарного врача, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных работниках, о найме животных, инструментов и рабов.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития правовой мысли, представляют собой большой шаг вперед по сравнению с шумерскими и аккадскими юридическими памятниками, которые им предшествовали. Кодекс Хаммурапи принимает, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, проводится различие в наказании за умышленное и случайное убийство. Но телесные повреждения были наказаны по принципу «око за око, зуб за зуб», начиная с древних времен. В некоторых статьях законов определение наказания четко выражает классовый подход. В частности, были предусмотрены суровые наказания для упрямых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, который украл или спрятал чужого раба, был наказан смертью.

Адвокат Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Он использовался недолго, потому что Вавилон в конце 18 века до нашей эры. потерял политическую независимость.

Особенностью древнего вавилонского общества было превращение государства в лице королей в крупнейшего помещика и рабовладельца. Королевский земельный фонд был сформирован как в результате преобразования храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Еще одной особенностью общества было, несмотря на рост царской и частной собственности на землю, сохранение коммунальной системы, что было обусловлено ирригационной системой сельского хозяйства. Государство в лице короля было верховным владельцем воды, организатором ирригационных систем, а общество распоряжалось водой для нужд сельского хозяйства под контролем царской администрации. Это дало королю право на часть прибавочного продукта, созданного сообществом; право на различные обязанности в пользу государства.

Члены сообщества были экономически неоднородны. Хотя формально каждый член сообщества мог быть рабовладельцем, на самом деле они могли стать только состоятельными людьми, дворянским сообществом, которое выделялось в результате расслоения собственности. Произошло массовое обнищание свободных крестьянских общин и ремесленников, иногда вынужденных продавать себя или членов своей семьи в рабство за долги.

Только владение землей в общине сделало человека, независимо от его официального и социального статуса, полным.

Значительное развитие долгового рабства свидетельствует об экономическом неравенстве и обнищании части полноценных коммун.

Эксплуатируемым классом общества были рабы, находившиеся как в государственной (дворцовой), так и в коллективной (храмах) и частной собственности. Их ряды пополнились в основном за счет военнопленных. Они были частью собственности хозяина, которая могла быть отчуждена и унаследована.

Материальной основой царской власти была огромная царская экономика, в которую также входила земля храмов.

Все государство было разделено на регионы, во главе которых были поставлены царские правители. Главной заботой губернаторов было содержание ирригационных сооружений и рытье новых каналов, для чего они могли бы привлекать местных жителей к работе. Кроме того, они контролировали сбор королевских доходов и отправляли их царю, собирали пошлины у торговцев, выполняли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами солдат, сидевших на королевской земле, собирали военную милицию и т. д.

Чтобы контролировать деятельность местных правителей и исполнять имперскую волю, специальные посланники или «королевские эмиссары» были отправлены в места, наделенные королем огромными силами.

В древнем вавилонском государстве органы общинного управления также были сохранены. Общественный совет был общественным советом, но его глава, Рабианум, был назначен королем. В компетенцию общественного совета входило управление неделимой коммунальной землей, разрешение земельных споров и споров по поводу использования воды, сбор налогов, контроль за выполнением королевских обязанностей, а также выполнение судебных и полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.

Семейные и семейные отношения

Законы содержали инструкции по регулированию брака и семейных отношений, которые носили патриархальный характер (обеспечение власти домовладельцев и неравенства супругов, полное подчинение детей отцу). Без договора брак считался недействительным. Тесть мог потребовать выкуп за дочь от будущего зятя, но он также был вынужден дать ей приданое. В случае смерти ее мужа, распада семьи не по вине жены, ей было разрешено забрать свое приданое. Если муж изменял своей жене или обвинял ее в неверности без причины, жена могла взять приданое и вернуться к родителям. В некоторых случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равны. Полигамия была разрешена для мужчины. Закон признал возможность усыновления детей от раба. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их работать рабами, продать их в рабство, отдать свою дочь жрицам, отрезать ему пальцы, если он ударит его. Брак закончился смертью одного из супругов или разводом, что было легко выполнимо для мужа (в случае болезни его жены или если он поймал последнего в результате потери совместной собственности и т. д.)

Жена имела право требовать развода только в особых случаях:

  1. если она была необоснованно обвинена в супружеской измене;
  2. если муж нарушает верность или оставляет его дома и на местности.

Правовой статус женщины в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением. Муж доминирует в семье. Он управляет общим домашним хозяйством семьи, и он имеет право распоряжаться своей женой. С точки зрения закона, вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать абсолютно беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль давно сводится к тому, что она является собственностью ее мужа. С одной стороны, замужняя женщина может иметь собственное имущество, распоряжаться собственным имуществом, приобретенным в браке, сохранять право на приданое, наследовать по наследству от мужа с детьми, а с другой стороны, она имеет ограниченное право на развод. Повиновалась мужу.

Для замужней женщины пишет З.М. Черниловского, практические возможности самостоятельной экономической деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при определенных условиях (если она была привилегированной жрицей, если она не находилась под опекой и т. д.) Действовать совершенно независимо и в больших масштабах.

Вавилонский брак был заключен соглашением между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но женщина также могла повлиять на его содержание в Вавилоне. Например, она могла потребовать специальный договор со своим будущим мужем, лишив его права закладывать ее в долги (статья 151). «Если человек берет жену и не заключает письменный договор, то эта женщина не является женой» (статья 128). Ни молодой возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для вступления в брак. В ряде случаев рабская позиция мужа не была препятствием для вступления в брак (статьи 175–176).

Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («tarchatum»), которую жених выплачивает семье невесты в качестве компенсации за потерю труда. Сначала был внесен депозит, предварительный подарок на брак по случаю помолвки («библум»). Нарушение брачного контракта со стороны жениха повлекло за собой потерю как депозита, так и платы за выкуп (статья 159), со стороны свекра — двойной платеж обоих.

Если женщина, которая изменяла своему мужу, была брошена в воду (когда муж не простил ее), то продолжающееся предательство мужа, который «выходит из дома и очень бесчестит свою жену», дал женщине право оставить мужа с приданым в доме отца. Она получила это право и тогда, когда муж покинул общину или оклеветал ее.

Уход женщины к другому мужчине был оправдан «из-за еды» — в отсутствие мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, а дети «должны были следовать за своими отцами» (ст. 135).

Брак в Вавилоне не считался неразрывным. По закону, отказ мужа от жены подлежит определенным условиям. Муж не мог оставить даже свою проказную жену (ст. 142). Он мог оставить свою бесплодную жену, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог привести наложницу в дом в этом случае, если жена предоставила ему раба с целью иметь детей. Однако раб не мог «сравниться с любовницей» (ст. 146). Только расточительный и бесчестный муж жены мог остаться без выкупа, оставив ее «в доме в качестве рабыни» (ст. 141).

В законах Хаммурапи конкретно говорится о справедливости для женщин, и положение женщин в семье оставило свой след в природе наказания. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, ее распутное поведение. Итак, ст. 129 предусматривает: «Если жена мужчины захвачена мужчиной, лежащим вместе с другим, он должен быть связан и брошен в воду», или ст. 153 гласит: «если жена мужчины позволяет ей убить мужа из-за другого мужчины, эту женщину следует поставить на карту».

Имущественные отношения

Особенностью древнего вавилонского общества было превращение государства в лице королей в крупнейшего помещика и рабовладельца. Королевский земельный фонд был сформирован как в результате преобразования храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Еще одной особенностью общества было, несмотря на рост царской и частной собственности на землю, сохранение коммунальной системы, что было обусловлено ирригационной системой сельского хозяйства. Государство в лице короля было верховным владельцем воды, организатором ирригационных систем, а общество распоряжалось водой для нужд сельского хозяйства под контролем царской администрации. Это дало королю право на часть прибавочного продукта, созданного сообществом; право на различные обязанности в пользу государства.

Члены сообщества были экономически неоднородны. Хотя формально каждый член сообщества мог быть рабовладельцем, на самом деле они могли стать только состоятельными людьми, дворянским сообществом, которое выделялось в результате расслоения собственности. Произошло массовое обнищание свободных крестьянских общин и ремесленников, иногда вынужденных продавать себя или членов своей семьи в рабство за долги.

Только владение землей в общине сделало человека, независимо от его официального и социального статуса, полным.

Закон различает государственную (королевскую) и церковную собственность. Институт частной собственности был сформирован. Право собственности на недвижимость (земля, вода, ирригационные сооружения) было ограничено.

Верховным владельцем земли был король, который на правах владения предоставил ее фермерам и солдатам. За использование земли община заплатила королю налог — ренту. За службу воин получил от царя «собственность илл», в которую вошли: земля, техника, дом, рабы. Со временем это имущество перешло от отца к старшему из сыновей, который продолжал службу в армии. «Ilku Property» был изъят из гражданского оборота и не мог служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получил закон обязательств.

Обязательства возникли:

  1. из договора;
  2. от причинения вреда.

Договор может быть заключен в присутствии сторон, объекта сделки, свидетелей. В то же время владелец вещи должен был быть реальным владельцем вещи и мог гарантировать покупателю равновесие, то есть от требования на вещь от третьей стороны. Кроме того, владелец вещи должен был предупредить приобретателя обо всех скрытых недостатках объекта транзакции. Контракт был оформлен в письменном виде и зарегистрирован специальным должностным лицом. Ответственность за неисполнение договора была различной. Должник ответил своей личностью или личностью членов его семьи, которые потеряли свою свободу. Зачастую невыполнение договора влечет за собой имущественную ответственность, выражающуюся в обязанности возместить контрагенту в три или даже шесть раз сумму.

Законы Хаммурапи

Договор может быть изменен только по взаимному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда выполнение обязательства становилось невозможным из-за обстоятельств, не зависящих от той или иной стороны (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений были купля-продажа, кредит, личная и имущественная аренда. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи важно указать цену вещи. В этом случае покупатель должен был заплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что он приобрел товар.

Кредитное соглашение было жестким в Вавилоне. Закон предоставил кредитору грабительские проценты — 20% для кредитов наличными и 33% для кредитов на зерно. Он предоставил кредитору право залога земли и другого имущества должника. Если этого имущества было недостаточно, кредитор мог потребовать для себя «заложника», принадлежащего семье должника. Максимальный срок его эксплуатации 3 года. Адвокат рассказал о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма — найме домов, судов, вагонов и т. д.

Кроме того, законы хранения (багажа), партнерства и т. д. Были хорошо известны в древнем вавилонском праве. Регулируя имущественные отношения, закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный ущерб имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

В классовом обществе институт наследования сыграл огромную роль, благодаря которой накопленное богатство осталось в руках одной семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал следующие правила:

  1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.
  2. Доля умершего наследника получают его дети.
  3. Усыновленные наследуются наравне с другими наследниками.
  4. Преступному преступнику отказывают в праве на наследство.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследнику широкой или в какой-то степени ограниченной свободы в распоряжение имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

Владелец имущества был обязан лично отслужить военную службу в пользу государства. Если он нанимает заместителя, которого он отправит на службу вместо него, то имущество было передано депутату, а работодатель был подвергнут смертной казни (статья 26). Если воин был захвачен в плен, то участок и сад были переданы взрослому сыну при условии служения. Если сын молод, тогда 1/3 поля и сада были переданы матери, чтобы она могла воспитать сына.

Общественная собственность на землю. Земля была поделена между селами (общинами). Коммунальная земля была разделена на участки, распределенные между жителями района — «соседями» для временного пользования по жребию.

Частная собственность на землю. Земля была приобретена без каких-либо формальностей, был составлен документ, к которому продавец приложил свою печать. Закон строго защищал частную собственность: вору грозит смертная казнь, если он не сможет заплатить огромные штрафы, установленные законом.

Владельцу казалось, что он может потребовать свою вещь от любого человека; В случае отказа владельца вернуть вещь первым привлекаются свидетели. Если владелец не смог доказать добросовестность в приобретении вещи, то он был бы подвергнут смертной казни, как и продавец вещи. Если истец не смог доказать свое право собственности, ему дали смерть как клеветник.

Рабы Вердума были собственностью владельца. Они продаются, выдаются, ссужаются, передаются по наследству. Если в Египте основным источником права был военный плен, то в Вавилоне не только иностранцы становились рабами, но при определенных условиях жители Вавилона. Правда, ст. 117 предполагает, что долговое рабство является срочным рабством, которое не может длиться более 3 лет.

В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество было передано владельцу.

Отпуск раба был свободен, и состоялась специальная церемония — очищение его лба, то есть удаление следа от его рабского состояния.

Уголовное право и судебный процесс

Судебная власть, как и в других древних восточных штатах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно отвечали за административные и судебные дела. Высшим двором был король. Он сам мог рассматривать самые важные дела, но чаще всего он отправлял их в нижестоящие судебные органы. Король пользовался правом помилования преступников.

Судебные функции также находились в руках «вице-короля» и «рабианума», которые руководили судебными коллегиями. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных «губернатору», а во втором — это были либо члены общинного совета, либо весь общественный совет в небольших общинах. В крупных городах судебные функции выполнялись специальными «королевскими судьями», подчиняющимися непосредственно королю и действующими в соответствии с его указаниями.

Хаммурапи сохранил храмовые дворы, но их функции были очень ограничены: они дали клятву и свидетельствовали об этом. Предполагается, что они также изучили случаи, когда священники были участниками.

Закон Хаммурапи сформулировал основную цель уголовной политики вавилонского государства: «Искоренить зло, преступников, атеистов и злодеев».

Подлежат уголовно-правовой защите: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

  1. Наказание — это расплата за вину, поэтому она должна быть как можно более «равной» преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако этот принцип реализуется только по отношению к людям с одинаковым социальным статусом. Использование талиона препятствовало установлению субъективной стороны деяния (умысел, небрежность, случайность). Использование талиона иногда сопровождалось объективным вменением, то есть ответственностью без вины. Пример: «Если строитель строит дом для человека и делает свою работу нестабильной, а дом рушится и приводит к смерти домохозяина, он должен убить этого строителя. Если он причинил смерть сыну хозяина дома, он должен убить сына строителя ». В этом случае смертная казнь была применена к лицу, не имеющему отношения к строительству дома. статьи
  2. Принцип «запугивания» проявился в упоминании смертной казни как наказания за преступление в более чем 30 случаях.
  3. Преступление может быть искуплено штрафом, если законом предусмотрена такая возможность в определенных случаях. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, заплатив штраф за преступление, могли таким образом избежать более сурового наказания.
  4. Сохранение остатков кланово-племенной системы в уголовном праве (предклассовый обычай; коллективная ответственность сообщества за преступление, совершенное на его территории; изгнание с родины, санкционированное линчевание и т. д.). Институт соучастия, умышленных и неумышленных преступлений в то время не был известен. Однако вавилонское уголовное право знает концепцию смягчающих обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Не было никакой разницы между гражданским и уголовным судопроизводством. Дело было возбуждено по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защита были поддержаны сторонами. Процесс был публичным и состязательным. Доказательства в суде были: показания свидетелей, клятва, письменные акты и т. д. Если этих доказательств было недостаточно, то для установления истины они прибегали к орде («суд Божий»).

Суть Ordalia состояла в том, чтобы проверить заинтересованное лицо, в результате чего он был признан правильным или неправильным. Для этого подсудимому пришлось погрузить руку в кипящую воду или схватить за ручку горячий утюг и т. д. И по исцелению рук на определенное время судья определил «правду». Лжесвидетельство и клевета были строго наказаны. Судебные записи и решения не подлежат изменению. Высшим апелляционным судом был король.

В Кодексе Хаммурапи не дается общая концепция преступления и список всех тех деяний, которые признаны преступными. Ничто не сказано в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.

Закон Хаммурапи не упоминает обычай кровной мести. В некоторых случаях он налагается наказаниями государственных органов, в других — вознаграждением, выплачиваемым правонарушителем потерпевшему или его родственникам.

В то же время закон сохраняет немало остатков первобытных отношений:

  1. ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность правонарушителя неизвестна (статьи 23.24);
  2. ответственность детей за преступления, совершенные родителями (статьи 116, 210, 230);
  3. выдворение преступника из данного района или «из дома»;
  4. сохранение в некоторых случаях принципа талиона «Равное за равное» (статьи 196, 197).

Разные наказания были наложены на одно и то же преступление для Авилума, Мушкена и раба. Таким образом, закон носил ярко выраженный классовый характер.

Законам Хаммурапи известны следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30 случаях); автопортреты наказания; телесные наказания (ресницы); наложение знака бесчестия; изгнание из родного города или дома; денежные штрафы; увольнение с должности с запретом занимать ее в будущем.

Следующие виды преступлений можно отличить от содержания кодификации:

  • официальные преступления (судья, который совершает приговор, получает взятку в виде штрафа в 12 раз, стоимость иска наказывается и лишается должности без права занять его в будущем);
  • ложное обвинение, лжесвидетельство (наказывается смертью);
  • Преступления против личности: преступления против личности, случайное убийство, такие преступления включают, например, действия застройщика, который построил дом, который разрушился и вызвал смерть владельца (несет смертную казнь виновного лицо или его сын или дочь), убийство мужа жены (виновные ставятся на счет);
  • ответственность врача, вызвавшего смерть человека в результате операции.

В законах достаточно подробно говорится о различных видах увечий:

  • повреждении глаз, зубов и костей. Во всех случаях принцип талиона действовал при определении наказания: виновная сторона постигла та же участь, что и жертва. В случае избиения преступнику был назначен определенный штраф; похищение детей младшего возраста (наказывается смертью, статья 14);
  • преступления против собственности: кража имущества из дворца или храма (статья 8) (наказывается смертью); кража домашних животных (возмещение в 30 раз суммы или, в случае неуплаты, смертная казнь); ограбление стены (наказывается за то, что хоронит вора у стены); кража во время пожара (преступник был брошен в огонь).
  • преступления против семьи и сексуальные преступления: среди преступлений, которые подрывают основы семьи, законы называются прелюбодеянием (и только женой), инцестом, например, отношениями матери с ее сыном, отцом с дочерью и между другими близкие родственники (отношения матери и сына наказать, отца с дочерью — изгнание отца); преступные действия, подрывающие авторитет отца (сын, ударивший отца, потерял руку).

Вывод:

При Навуходоносоре I (ок. 1124-03 до н.э.) и его наследниках Вавилон снова стал столицей независимого государства, но к 10 веку до н.э. над Месопотамией ассирийцы установили свое правление. В течение трех веков Вавилоном управляли ассирийские цари и их правители. Их постоянно оспаривали кочевые арамейские и халдейские племена.

Ассирийцы хорошо относились к Вавилону из-за его положения как священного города, и город обычно поддерживал их в борьбе против племен. Однако в 689 г. до н. е. Ассирийский царь Синахериб, который не хотел мириться с постоянной нестабильностью в регионе, разрушил Вавилон. И хотя его преемник пытался исправить этот акт кощунства, с этого времени вавилоняне были склонны объединяться с врагами Ассирии. В конце концов под предводительством халдейского царя Набопаласара они вступили в союз с мидянами, иранским народом и в конце 7-го века до нашей эры. е. разрушенная Ассирия.

Сын Набопаласара, Навуходоносор II (605-562 гг. До н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им королевство простиралось от Суэца до Ирана. Он взял Сирию и Палестину из Египта, ликвидировал еврейское царство Иудеи и разрушил Иерусалим. Как и его предшественники, ассирийцы, Навуходоносор II сломил дух враждебного ему населения, насильственно переселяя целые племена. Библия наиболее известна «вавилонским пленением» евреев.

В Навуходоносоре Вавилон был в зените своей славы. Археологи обнаружили следы таких сооружений, как террасы Висячих Садов и Великая Храмовая Башня, которая породила библейскую легенду о Вавилонской Башне. В то время Вавилон был почти наверняка самым крупным городом в мире, и они продолжали восхищаться им в течение нескольких веков. Помимо сохранения шумерской культуры, вавилоняне сделали ряд важных открытий в области математики и астрономии, которые были переданы грекам, а через них — в современный мир.

Ново-вавилонское царство внезапно прекратило свое существование в 539 году до нашей эры. э., когда город был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отклониться к воде Евфрата, которая затем протекала через город, и персидская армия вошла в город вдоль русла реки!

Один из учеников получил опережающее задание – подготовил доклад о географических условиях, занятиях людей в Вавилонском царстве и кратко сообщил о деятельности и заслугах царя Хаммурапи. Информация о царе была для остальных учеников класса новой, в отличие от первой части сообщения, учащимся же предлагалось на черновике отметить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, они узнали? Большинство учащихся удачно справились с заданием и затем для них не составило труда ответить на следующий вопрос: «Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какова тема нашего урока?»

Цель: познакомиться с содержанием законов царя Вавилонского царства Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.

Задачи:

  • Получить представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, отработать понятие «закон»;
  • Развивать способность выявлять причинно-следственные связи, навыки исследовательской деятельности;
  • Дать нравственную оценку законам Хаммурапи, привить уважение к истории древней цивилизации.

Оборудование: учебник А.А.Вигасин «История Древнего мира», — М., Просвещение, 2016, исторические документы (выдержки статей из законов Хаммурапи), рабочие листы, презентация «Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи».

План:

1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.
2. Царь Хаммурапи.
3. Законы Хаммурапи и их значение для жизни государства.

Ход урока

I. Актуализация, проверка домашнего задания

1. На доске написаны слова: Вставьте пропущенные буквы и объясните, как слова связаны с Двуречьем?

.амаш, Ев.рат, С.н, Между.ечье, ш.меры, И.тар, кл.нопись, У.ук

2. Текст с ошибками.  На каждой парте лежит текст, в котором необходимо найти ошибку, объяснить и исправить.

Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.

Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.

3. К доске приглашается ученик с устным ответом по домашнему параграфу, но его ответ будет содержать и имеющееся в параграфе данные, и новый материал, еще не известный детям (в этом – опережающая часть задания).
Задание остальным учащимся: внимательно слушая ответ одноклассника, выделить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, вы узнали.

Учитель: Так что же нового, ребята, вы узнали?

Учащиеся: (примерный ответ – о существовании Вавилонского царства и его сильного царя Хаммурапи)

Учитель: Действительно, сегодня нас будет интересовать именно Вавилонское царство и его правитель – царь Хаммурапи.

Кто-то из правителей входит в историю благодаря своим завоеваниям, достижениям в культуре, из-за того, что изменил жизнь целого народа. А царь Хаммурапи вошел в историю благодаря созданию законов.

Учитель и учащиеся вместе формулируют тему урока: Как вы думаете, каково же тема нашего урока сегодня?

Учащиеся выдвигают версии, догадываются, учитель корректирует их предположения, учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Цель учитель называет сам: познакомиться с содержанием законов царя Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.

II. Изучение нового материла

1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.

Учитель: Итак, давайте сейчас запишем в тетрадь те выводы, которые вы сделали, слушая ответ … (ученика с устным ответом и опережающим заданием)

В борьбе городов Двуречья во II тыс. до н.э. за главенство в регионе победил Вавилон, который занимал выгодное географическое положение.

Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) – царь Вавилонского царства.

Учитель: Как мы выяснили, Хаммурапи вошел в историю тем, что издал первый, древнейший свод законов.

Как вы понимаете слово «закон»? Зачем нужны законы?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель: Прошу вас запомнить ваши ответы, в конце урока мы их сравним с выводами, которые вы сделаете, подробно изучив законы Хаммурапи.

Посмотрите на это изображение: законы были записаны на каменном столбе, который изображал, как бог Солнца Шамаш вручает власть Хаммурапи, следовательно, законы также даны богом, поэтому предполагалось, что они изначально были справедливы. Но так ли это было на самом деле?

2. Законы Хаммурапи, их значение для жизни государства.

На слайде даны две статьи из законов Хаммурапи. Учащиеся вслух зачитывают их.

Учитель: Какое противоречие здесь налицо? Какой возникает вопрос?

Постановка проблемного вопроса (формулируют учащиеся, отвечая на вопрос учителя): Если законы вручены богом и их цель – справедливость на земле, почему ими предусмотрены несправедливые наказания?

Учитель: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Предположите, почему возникло такое противоречие?

Выдвижение гипотез: (возможные ответы – законы защищали только богатых, законы слишком жестоки, …)

Лабораторная работа

Учитель: Мы проверим ваши предположения, обратившись к статья закона. Работа будет проходить по группам (3 ряда – 3 группы). Каждая группа будет исследовать свой вопрос:

  • 1 группа – Социальное неравенство
  • 2 группа – Система правосудия
  • 3 группа – Институт долгового рабства

У каждой группы свой рабочий лист и свой «пакет документов», т.е. набор статей из законов Хаммурапи.

Рабочий лист. 1 группа (Социальное неравенство)

Положения

Законы Хаммурапи

1. Существовало ли неравенство в обществе? Какие группы вы можете назвать?
2. Положение рабов.

2 группа (Система правосудия)


Положения

Законы Хаммурапи

Какова была система правосудия, система наказаний?
А) Примеры справедливого наказания
Б) Примеры несправедливого или слишком жестокого наказания.

3 группа (Институт долгового рабства)


Положения

Законы Хаммурапи

1. Как  должник, не имевший средств расплатиться с долгом, мог его вернуть?
2. Как законы защищали должников?

Выдержки из законов Хаммурапи

1 группа. Статьи:

7. Если человек (полноправный житель) купит у  человека без свидетелей и договора серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек – вор, его должно убить.

199. Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба, то он должен отвесить половину его покупной цены.

205. Если раб ударит по щеке кого-либо из свободных людей, то должно отрезать ему ухо.

199. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

201. Если человек выбил зуб мушкенуму (свободный, но неполноправный житель), то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

211. Если человек выколол глаз человеку, то должно выколоть ему глаз.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, то его должно убить.

2 группа. Статьи:

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.

3 группа. Статьи:

117. Если человеку надо заплатить долг, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.

96. Если человек взял у торговца зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое имущество, то все, что он имеет, он может отдать ему, торговец же не может отказываться, он должен принять.

48. Если человек имеет долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан возвращать зерно своему зерно, он может проценты за этот год не платить.

Этапы лабораторной работы с историческим документом и рабочим листом:

1. Прочитать статьи закона.

2. Найти в статьях ответ на вопрос, данный в рабочем листе.

3. Сделать вывод по каждому вопросу (т.е. по каждой группе), который весь класс записывает в тетрадь.

После проделанной работы применяется учебная модель «обмен знаниями» и выводы, сделанные учащимися самостоятельно, в группах, корректируются учителем и записываются всем классом в тетрадь в следующем виде:

1. В вавилонском обществе существовало социальное неравенство и рабство. Законы больше защищали интересы свободных и полноправных людей.

2. Принцип правосудия – «око за око, зуб за зуб». В целом – жестокие наказания.

3. Должник был обязан отдать долг, даже продав себя или свою семью на время в рабство. Тем не менее закон защищал и должника.

Учитель: Что теперь вы можете сказать о законах – справедливы они или нет? Или одновременно и да, и нет?

Учащиеся: одновременно и справедливы, и несправедливы.

Учитель: Тогда подумайте, почему такое существовало? Зачем нужны были такие законы?

Учащиеся:  такие законы существовали для того, чтобы был порядок,  и никто не пытался совершить преступление, зная, что его ждет жестокое наказание.

Учитель: Верно, следовательно, когда есть законы, государство становится…

Учащиеся: … более сильным, организованным.

Учитель: Молодцы, а теперь давайте запишем наш вывод в тетрадь. Итак, Закон – это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в государстве, за нарушение которых наступает ответственность (наказание). Несмотря на то, что законы иногда бывают несправедливы к низшим слоям общества, они укрепляют государство.

III. Рефлексия, итоги урока

Учитель: Итак, ребята, с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? Для чего нужны законы в государстве?

Учитель подводит итоги урока, дает оценку работе учеников, оглашает отметки, дает домашнее задание и объясняет, как его выполнить.

Домашнее задание: Параграф 14, вопрос 4 стр.70 (устно), рабочая тетрадь стр.44 задание 53.

Приложение.

  • Рассказ о заповеднике алехина в курске
  • Рассказ о знаке препинания точка 4 класс
  • Рассказ о жизни рыцаря в средние века
  • Рассказ о жизни крестьян нашего края
  • Рассказ о завоеваниях тутмоса 3