Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Доклады история законы хаммурапи царь хаммурапи правил вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года
  • Доклады
  • История
  • Законы Хаммурапи

Царь Хаммурапи правил Вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года до новой эры. Эпоха его правления характеризуется существенным расцветом государства, так как этот правитель присоединил немало новых земель, построил много храмов и сооружений практического толка.

Страна процветала, но вот судебная система работала не идеальным образом. По большей части суды решались отдельными судьями без какой-либо определенной нормы, то есть каждый опирался на какие-то более-менее понятные общественные устои и собственное мнение. Для того чтобы улучшить данную систему царь Хаммурапи приказывает взять столб и высечь там законы, которые становятся общими для всей страны.

Для того времени наличие такой законодательной системы стало довольно новым и позволило всем жителям Вавилонии иметь определенную уверенность в наличии социальной справедливости. Теперь были четко фиксированы проступки, которые караются казнью или равноценным возмездием, также устанавливались и денежные штрафы.

В основном для того чтобы установить истину полагались на свидетелей и пояснения самих участников спора. Тем не менее, были и довольно оригинальные способы выяснить истину. Обвинение в колдовстве, которое не может быть доказано фактически, решалось испытанием водой.

Того, кого обвиняли в колдовстве, связывали и бросали в реку, после чего смотрели как река «поведет себя». Если человек всплывал, то обвинения снимались, а обвинителя казнили и его дом переходил к обвиняемому. И наоборот, если обвиняемого забирала река, то его дом переходил к обвинителю.

Стоит отметить распространение подобных испытаний и в дальнейшей истории. Даже спустя более 2 тысяч лет нечто подобное практиковалось на Руси.

Характерной чертой этих норм являлось отсутствие равенства людей перед законом. Люди в вавилонском обществе изначально не были равными. Существовали рабы, которые считались, в целом, чем-то наподобие предметов, а также существовали различия среди свободных людей.

Поэтому, если речь идет о применении законов, то есть разница между тем, когда дело рассматривается между равными людьми и между неравными. К примеру, гибель раба рассматривалась как урон хозяину, и тут требовалось просто компенсировать такой ущерб другим рабом или деньгами. В свою очередь, какой-либо ущерб свободному человеку мог требовать разного возмещения в зависимости от того, кем этот ущерб наносился и от статуса самого свободного человека, так как они были разными.

Вариант 2

В истории человечества известны различные своды законов, которые оставили после себя развитые цивилизации. К примеру, из глубины веков до нас дошли законы Ману, которые регулировали общественный строй Древней Индии, Римская цивилизация оставила после себя систему законодательства, которая лежит в основе многих современных судебных систем.

Отдельного внимания заслуживают законы Хаммурапи, которые были созданы в период правления царя Хаммурапи над Вавилоном в 1792-1750 годах до новой эры.

Вавилон располагался в 100 километрах от современного Багдада. Эта территория между Тигром и Ефратом имела весьма выгодное положение, а благодаря царю Хаммурапи Вавилония раздвинула свои границы, так как были побеждены и соперники, а после этого и союзники, крупному государству требовалось регулирование на уровне закона.

Для того чтобы зафиксировать законы был использован столб, на котором эти законы и высекли. Подобный способ фиксации был новаторским для своего времени, так как, во-первых, люди получали унифицированную систему правил, а, во-вторых, эти правила были письменно зафиксированы и таким образом могли беспрепятственно распространяться во времени и пространстве, в отличие от устной формы, которая имеет свои ограничения. Именно благодаря обнаружению столба, на котором Хаммурапи приказал высечь свои законы, они были обнаружены.

По своему содержанию они довольно просты и предполагают определенный ряд правил и наказаний, которые следуют за несоблюдение таковых. Наиболее распространенным наказанием была казнь человека. Причем казни мог подвергнуться, к примеру, человек, который обвиняет другого в тяжком преступлении, но не доказал этого.

Помимо этого распространенным был принцип размена, который также известен как закон Талиона и предполагает равноценное возмездие за совершенное дело. К примеру, если одному человеку выкололи глаз, то и другому нужно выколоть, сломали кость – тогда и другому нужно сломать кость. Довольно примитивный характер устройства этих законов тем не менее позволял весьма эффективно регулировать государство и в целом заботиться о людях.

5 класс. кратко

Картинка к сообщению Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи

Популярные сегодня темы

  • Тридцатилетняя война 1618-1648

    Тридцатилетней войной называют конфликт 1618-1638 годов, который разгорелся между двумя военно-политическими блоками: Габсбургским (включал в себя Испанию и Австрию)

  • Нелетающие птицы

    Если спросить о птичьих чертах, многие люди ответят, что «они летают». Однако не все птицы летают, а крылья каждой птицы имеют наиболее подходящие формы для своего образа жизни. Например, аль

  • Бобры

    Бобрами называется род млекопитающих, представляющих отряд грызунов. В мире существует два вида этих удивительных животных — канадский бобр и обыкновенный речной бобр.

  • Часы

    Часы – это прибор, который придумал человек, чтобы определять время. Существует большое разнообразие этих механизмов по принципу действия.

  • Вторая мировая война 1939-1945

    Исторически сложилось, что Вторая Мировая война — одна из самых жестоких и кровопролитных войн в мире за последние 100 лет. Начало её датируется 1 сентября 1939 года, а конец 9 мая 1945 года.

  • Никитин Иван Саввич

    В Воронеже, 21 сентября 1824 года, в семье мещанина родился сын, нарекли его Иваном по отцу Савичем. Его отец был владельцем лавки по продаже свечей.

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Города Двуречья долго воевали между собой — кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и овечью шерсть. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э.

Сказание о Гильгамеше

(По клинописному тексту на глиняных табличках)

В городе Уруке жил некогда царь Гильгамёш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкиду — полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далёкие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал над ним Гильгамеш: «Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила её. Недоступно бессмертие людям.

Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Вавилонское царство при царе Хаммурапи.

2. Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Более ста лет назад археологи нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высокой короне, а перед ним, ростом пониже, в почтительной позе стоит царь. Это бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш — небесный судья и владыка, а Хаммурапи — земной.

Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Глиняная клинописная табличка.

Миф о потопе

(По клинописному тексту на глиняной табличке)

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашёл ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

3. Царские законы. Главное, что было написано на чёрном камне, — законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.

В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.

Порой судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул — значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!

4. Законы о рабах. Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали — это раб, к тому же строптивый.

Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Верхняя часть столба с текстом законов Хаммурапи.

Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Внутренний дворик дома. Рисунок нашего времени.

Рабов покупали и продавали так же, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.

5. Законы о богачах и бедняках. Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.

Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.

Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бедняку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права — иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Из законов Хаммурапи

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

По если семья бедняка голодает, ему придётся снова делать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже установили боги — есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие.

Объясните значение слов: закон, ростовщик, раб-должник.

Проверьте себя. 1. Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье? 2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне? 3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления? 4. Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?

Поработайте с картой (см. с. 70). Найдите Вавилонское царство при Хаммурапи и определите его местоположение.

Поработайте с датами. Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше?

Познакомьтесь с документом «Из законов Хаммурапи» и ответьте на вопросы: 1. Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? 2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?



Вопросы
занятия

·        
Вавилон
– самое могущественное государство Двуречья

·        
Правление
царя Хаммурапи

·        
Законы
Хаммурапи

Прежде
чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по
вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности».
Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные
ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов
становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя
Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы
уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они
никак не могли решить кому быть главным.

image001

Победителем
из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это
помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые
важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала
богатства Вавилона.

В
основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов.
Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.

image002

В
Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много –
равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым
знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи.
Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную
армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти
все Двуречье.

image003

Власть
Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать
имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым
правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были
отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В
управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за
сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил
жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но
самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые
законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По
правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы
Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так
уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили
раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого
черного камня.

image004

Посмотрим
на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает
царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша,
восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия,
вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная
поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб
с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный
житель Двуречья. Копии законов имелись во всех
городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться
по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы,
старейшины, наместники).

Жители
Вавилонии знали, что за нарушение законов их
постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи
получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но
иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда
удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к
богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли
погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как
виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый
чист перед богами и невиновен.

В
Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что
они причиняли своей жертве.

Законы
Хаммурапи гласят
:
«Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек
выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому
такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.

image005

Но
в Вавилонии перед законом были равны не все жители.
Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только
свободные люди. Рабы к ним не относились. Их считали лишь вещью,
имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.

Например,
если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык
и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба
возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб
уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В
Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось,
что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его
хозяину или отдавал своего невольника.

Хотя
свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во
всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели
обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые
корабли в другие страны. У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и
семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не
хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк
платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год.
Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто
так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть
уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост». Таких людей
называют ростовщика́ми.

Иногда
бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или
жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда
поработить своих должников.

Но
по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а
потом его следует отпустить
». Если должник отдавал ростовщику сына, продать
его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в
наказание убивали сына.

Так
царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья
бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.  Хаммурапи
не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и
рабы, богатые и бедные.

А
теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

·        
После
долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

·        
Хаммурапи
был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей
эры.

·        
Главное
правило законов Хаммурапи – «око за око», «зуб за зуб».

·        
Законы
царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей,
а также свободных жителей Вавилонии от обращения в
рабство.

Законы Хаммурапи общая характеристика

Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История создания законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Читайте также про другие интересные места Вавилона:

  • ворота Иштар;
  • Вавилонскую башню;
  • Висячие сады Семирамиды;
  • дорогу Мардука.

Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.

Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.

Чем были написаны законы Хаммурапи

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:

  • сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце (читайте про паргелий – явление ложного солнца);
  • и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Законы царя Хаммурапи история фото

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.

Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи – общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

Законы царя Хаммурапи свод законов кратко
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи – история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Источник

История, 5 класс

Урок 8. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Географическое положение Месопотамии.
  2. Шумерские города и Вавилонское царство.
  3. Культура и наука Вавилонии.

Тезаурус

Законыэто утверждённые государством правила поведения людей, за нарушение которых полагается наказание.

Собственностьэто право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо.

Царьэто титул, как правило, наследственного главы государства, обладающего высшей властью.

Месопотамия (Двуречье, Междуречье) – это название историко–географического региона на Ближнем Востоке, расположенного в долине двух рек – Тигра и Евфрата.

Клинопись наиболее ранняя из известных систем письма.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М. : АСТ., 2006.
  3. Емельянов В.В. Древний Шумер. – Спб.: Азбука–Классика, 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Двуречье или междуречье Тигра и Евфрата греки называли Месопотамией. Этот регион был заселен в глубокой древности. И если сравнивать природно–климатические условия Месопотамии и Египта, обнаружится немало общего: жара, плодородная почва, отсутствие болот и лесов. Из-за проливных дождей, наступавших зимой, в Месопотамии начинались разливы рек. Неслучайно там появился миф о всемирном потопе – один из самых древних.

Жители Месопотамии самыми важными продуктами питания считали хлеб и пиво, приготовленные из ячменя. Другим не менее важным растением была финиковая пальма. Её плоды, листья, стволы – всё нашло применение в деятельности людей. Другие-то деревья в Месопотамии попросту не росли и поэтому стоили очень дорого.

Славилась Месопотамия своими глиняными изделиями. Из глины ремесленники делали буквально всё: посуду и игрушки, дома и дворцы, храмы и даже гробы. Здания мастера возводили из глиняных кирпичей, скрепленных между собой специальной смолой – асфальтом.

С севера и востока Месопотамия была окружена горами, на западе граничила с Синайской пустыней, южная часть выходила к Персидскому заливу. Именно на юге зародились первые государства Двуречья, населенные шумерами. Поэтому и первую цивилизацию называют шумерской. Она сложилась из городов–государств Ур, Урук и Лагаш, чья история насчитывает не одно столетие.

Эти города–государства воевали друг с другом до тех пор, пока царь Саргон I не подчинил их. Впоследствии он завоевал Аккад и основал одноименную династию. Прославился Саргон Аккдский и созданием первого в мировой истории постоянного войска. Однако он умел не только воевать. Для развития торговли царь Шумер и Аккад установил единые на всей подвластной ему территории меры длины, площади и веса.

Во 2 тысячелетии до н.э. среди могущественных государств, расположенных на юге Месопотамии, на первый план выдвигается Вавилонское царство. Слово «Вавилон» переводится как «ворота богов». В XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи подчиняется вся Месопотамия, и Вавилон достигает пика своего могущества. Этот царь, правивший с 1792 по 1750 год до нашей эры, известен по своду законов, полностью дошедшему до нас. Он насчитывает 282 статьи и охватывает все стороны жизни общества. Законы царя Хаммурапи были высечены на чёрном базальтовом столбе, а копии отправлены по всей стране. Согласно этим законам вершили правосудие поэтому большая их часть посвящена преступлениям и полагающимся за них наказаниям.

Современному человеку законы Хаммурапи покажутся чересчур жестокими. Так, например, если врач провел операцию, а больной умер, врачу следовало отрубить кисть руки. Если архитектор построил дом, а тот рухнул и задавил прохожего, архитектора ждала казнь. За долги человек или члены его семьи превращались в рабов кредитора сроком на три года.

Благодаря законам царя Хаммурапи можно охарактеризовать устройство и обычаи вавилонского общества.

Верховным правителем был царь. В древности верили, что он унаследовал власть и страну от богов. Именно поэтому он мог распоряжаться не только всей землей, но и достоянием любого из своих подданных. Даже жизнь людей принадлежала царю. Его власть ничто не ограничивало. Он мог поступать, руководствуясь собственной волей, то есть по произволу. Такое государство называется деспотией, а его правитель – деспотом.

Подданные царя делились на следующие категории: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав, и рабы. Рабами становились военнопленные, а также люди, задолжавшие деньги. Кредиторы назывались ростовщиками, потому что отдавали имущество в рост.

На протяжении всего своего правления Хаммурапи вёл постоянные войны, чтобы расширить свою территорию за счет соседних стран. После его смерти Вавилон сам оказался завоеванным касситами. Новый подъём могущества Вавилона начался с VII в. до н.э., когда образовалось Нововавилонское царство.

Вавилонская культура развивалась в городах Шумера и Аккада. Одна из древнейших письменностей мира – шумерская клинопись – зародилась в 4 тысячелетии до н.э.

Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Шумерская клинопись

Она возникла из рисунков, которые обозначали отдельные слова – «вода», «птица», «солнце» и другие. Шумеры создали свою систему летоисчисления, солнечный и лунный календари.

Жители Месопотамии изобрели систему счёта, основанную на кратности 6 и 12. Число 60 у шумеров была священным. И мы до сих пор пользуемся делением часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а окружности на 360 градусов это ведь 6 раз по 60.

Шумерским и вавилонским жрецам была известна астрономия. Уже в 3 тысячелетии до н.э. в Месопотамии было составлено руководство по изготовлению лекарств.

Знание географии позволяло шумерам и вавилонянам плавать на судах по морю.

В Месопотамии появился один из древнейших мифов о сотворении мира, а также миф о Вавилонской башне.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.

Рассказ о законах царя хаммурапи история 5 класс

Ответ: шумеры/Шумеры.

Пояснение: Ребус достаточно простой, если вы знаете, что народ, заселявший Южную Месопотамию на заре исторического периода назывался шумерами.

Задание 2. Установите соответствие между правителем и его деятельностью.

создал первое в мире постоянное войско

создал древнейший письменный свод законов

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

Ответ:

Саргон I

Хаммурапи

создал первое в мире постоянное войско

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

создал древнейший письменный свод законов

Пояснение: Необходимо вспомнить деятельность каждого правителя. Древнейший письменный свод законов создал Хаммурапи – это известный факт. Все остальное относится к деятельности Саргона I.

  • Рассказ о жизни петра гринева до службы
  • Рассказ о жизни святого
  • Рассказ о жизни рыцаря от первого лица
  • Рассказ о жизни средневекового рыцаря
  • Рассказ о жизни пушкина 3 класс литературное чтение кратко