Рассказ о языческом боге

23 декабря 1921 года газета доар ха-йом сообщила о странном происшествии в шхеме. во второй половине дня в субботу двое

23 декабря 1921 года газета «Доар ха-йом» сообщила о странном происшествии в Шхеме. «Во второй половине дня в субботу двое полицейских вошли во двор учителя Давида Миллера и велели ему проследовать с ними в участок, – рассказывала газета. – На вопрос, в чем дело, полицейские ответили, что их начальник хочет учить иврит и Миллер как единственный еврей Шхема может ему в этом помочь. Директор школы отправился в участок и вдруг понял, что со стороны это выглядит странно: он идет по улице в сопровождении двух полицейских, как арестованный».

«Удивленные прохожие спрашивали стражей порядка: куда вы ведете нашего еврея? – продолжала свой рассказ «Доар ха-йом». – Те отвечали односложно: в участок. Когда они наконец добрались до отделения полиции, находившийся там офицер неожиданно велел посадить Миллера в камеру. Ошеломленный учитель попытался выяснить, в чем дело. Офицер, повысив голос, заявил, что запрос на арест Миллера пришел из Хайфы, где он разыскивается как опасный преступник. Но учитель, не потеряв присутствие духа, потребовал, чтобы сначала его допросили и по крайней мере установили его личность. «Кого вы разыскиваете?» – спросил он. «Ты Асраин Хартуш?» – задал встречный вопрос офицер. Учитель объяснил, что его зовут Давид Миллер и речь идет об ошибке. Но офицер заявил, что это не его дело, и велел посадить учителя в камеру».

«Только после того как Миллер пригрозил пожаловаться самому высокому начальству, офицер одумался, – писала «Доар ха-йом». – Он посовещался с другими полицейскими и в конце концов принял решение освободить задержанного. По дороге домой Миллер встретил группу уважаемых жителей Шхема – мусульман. Оказывается, они отправились в полицейский участок, чтобы добиться освобождения учителя. Узнав, что вопрос исчерпан и речь идет об ошибке, уважаемые жители Шхема были очень рады. «Теперь ты видишь, что все проблемы исходят не от стремящихся к миру мусульман!» – говорили они Миллеру. На следующий день выяснилось, что Асраин Хартуш, которого искали полицейские, – друз, подозреваемый в убийстве брата муфтия Цфата. Как выяснилось, офицер полиции решил, что Асраин – это Исраэль, Исраэль – это еврей, а единственный еврей Шхема – это Давид Миллер. Так и произошла эта ошибка».

Размежевание в варшавском университете и драка в венском

23 декабря 1931 года газета «Давар» сообщила, что руководство польских высших учебных заведений принимает меры для размежевания между еврейскими и христианскими студентами. «В варшавском университете обустроены отдельные раздевалки и буфеты для евреев и христиан, – писала газета. – Это сделано для того, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения конфликтов на бытовой почве».

Здесь же «Давар» сообщала о столкновениях между еврейскими и немецкими студентами в венском университете. «Еврейские учащиеся подверглись нападению со стороны активистов молодежного отделения нацистской партии, – говорилось в газетном сообщении. – Те попытались дать отпор. В результате количество раненых с обеих сторон составило 12 человек. Для того чтобы разнять драку, потребовалось вмешательство полиции».

«Давар» отмечала, что поводом для столкновения послужила задержка в регистрации нацистской студенческой организации руководством университета. «Нацисты обвиняют в этом евреев, – сообщала газета. – Но на самом деле регистрацию нацистской ячейки тормозят влиятельные католические деятели».

За чашкой кофе с советскими офицерами

23 декабря 1941 года газета «Ха-Бокер» опубликовала заметку журналиста Элиягу Орена (Сосновского), работавшего секретарем хайфского Техниона. Он рассказал о случайной встрече с советскими офицерами, находившимися в Палестине в командировке.

«Я опознал их сразу же, как только вошел в кафе, – писал Орен. – Люди из «Совдепии», которых я будто вчера видел в России. Хотя прошло уже почти 20 лет с тех пор, как я покинул родину-мачеху. Я подошел к ним, и мы обменялись рукопожатиями. Один из них выглядел попроще, второй, как говорится, поинтеллигентнее».

«Мы не можем курить здешние папиросы, – пожаловался один из офицеров. – Не понимаю, как культурные нации – англичане и американцы – делают папиросы без мундштука». «Как видно, буржуазным странам есть чему поучиться нас», – вступил в разговор второй офицер и угостил меня советской папиросой. Она действительно была хороша…»

«Первый офицер, типичный симпатичный русский, продолжил делить впечатлениями. «Странные у вас девушки, – сказал он. – Подходишь к ним на улице, пытаешься заговорить, а они как будто не замечают тебя. Это что, достижение буржуазной культуры? У нас это совсем не так. Если ты обратился к человеку на улице, неважно, к мужчине или женщине, он обязательно вступит с тобой в разговор, если у него, конечно, есть время»».

«Я сказал, что уехал из России 19 лет назад и хотел бы посмотреть, как она изменилась за это время, – продолжил свой рассказ Орен. – «России больше нет, – ответил один из офицеров. Она исчезла 24 года назад, вместо нее возник СССР. И в СССР вы можете приехать и посмотреть на наши достижения во всех областях. Мы и сами надеемся вернуться в Советский Союз в будущем году и снова погулять по Москве». Я спросил офицеров, как им нравится Палестина. «Не так страшен черт, как его малюют», – ответил один из них. «Мы тут крестились у Стены Плача, – со смехом добавил другой. – А что касается ваших «колхозов» – это совсем не то, они не похожи на настоящие колхозы в СССР. Мы были в Дгании и в других сельскохозяйственных поселениях, и всюду нас встречали очень хорошо. Но это никакие не колхозы».

Борис Ентин, «Детали» √
На фото: Шхем, 1918. Фото: Wikipedia public domain

Начнём с вопроса: зачем нам, людям XXI века, нужны знания о греко-римской мифологии? Зачем наших детей в школах знакомят с мифами Древней Греции? Нам что, своих мало? Зачем на гуманитарных факультетах вузов изучают «античку»?

Для людей, интересующихся историей европейской и мировой культуры это вопросы отнюдь не риторические. Для тех, кто ценит европейскую и русскую классику в литературе, музыке, живописи, архитектуре, знание античной мифологии просто необходимы.

Начиная с эпохи Возрождения и до сегодняшнего дня, писатели и поэты, музыканты, живописцы и скульпторы черпают идеи и образы из сказаний древних греков и римлян. Творцы знают древние мифы. А мы? Посетители музеев и выставок, путешественники по европейским столицам, жители и гости Петербурга и Москвы — мы знаем?

Кто-то знает, ждёт встречи и получает огромный прилив положительной энергии. Ведь творец вложил её в свой шедевр. Эта энергия только и ждёт, чтобы пролиться в вашу душу. А кто не знает, — вообще ничего не заметит, и только устанет, потеряв свою силу, бродя среди каких-то скульптур и каких-то картин в музеях и по улицам культурных столиц.

Казалось бы, чему человек бронзового века может научить нашего современника? Он ведь совершенный неуч по сравнению даже с ребёнком десяти лет. Он не знал даже того, что Земля круглая, однако почему-то образы, созданные фантазией древнего грека или древнего римлянина, до сих пор поражают воображение.

Мифы это не сказки, это не для развлечения, это для нашего развития и для того, чтобы мы сегодня почувствовали основу и силу общечеловеческой культуры, почувствовали себя частью истории человечества.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как глубоко проникла античная мифология в русскую культуру. Начнём с путешествия по центру Петербурга.

Летний сад. Это прекрасный памятник садово-паркового искусства XVIII века. Если вы не знаете античных мифов, вам, человеку XXI века, там скоро станет скучно. Вы можете не обратить внимания на уникальную решётку Летнего сада со стороны реки Мойки, а если вы знакомы с древнегреческим мифом о Персее и его подвигах, то сразу увидите, что на решётке сада укреплены круглые щиты с мёртвыми головами горгоны Медузы Змеи вместо волос переплетены между собой и, кажется, шевелятся.

Вы вспомните, что волшебный щит герою Персею подарила сама богиня войны Афина. И другие боги помогали Персею, сыну Зевса и Данаи, совершить этот подвиг — убить одну из трёх горгон. Голова Медузы на щите Персея — символ победы.

Вы проходите по боковой аллее сада, вдоль Лебяжьей канавки, и останавливаетесь на своеобразном балконе, который как бы навис над водой. Справа вы увидите прекрасную скульптурную композицию.

Если Вы знаете мифы, то долго не оторвётесь от прекрасной скульптуры «Амур и Психея» — «Любовь и Душа». Есть, о чём подумать и сказать, в конце концов: правы, эти греки. Откуда они всё знали про мою душу, которая всю жизнь одинока и ждёт любви. А, может быть, миф даже объяснит Вам, почему душа человеческая так одинока.

Давным-давно жила на свете царевна по имени Психея, что означает по-гречески Душа. Она была так прекрасна, что её подданные позабыли о богине красоты и любви Афродите.

Разгневанная богиня призвала своего помощника Амура, который должен был выпустить невидимую стрелу в сердце Психеи и пробудить в нём любовь к отвратительному чудовищу.

Этим самым ещё раз доказать, что любовь слепа. Пусть Психея помучается. Однако Амур не смог выполнить задание богини. Он сам влюбился. Встречи с любимой происходили по ночам в прекрасном дворце, который влюблённый предусмотрительно подарил девушке.

Психея тоже от всей души любила Амура и не задумывалась до времени, почему встречи с любимым должны проходить в абсолютной темноте, и она, Психея, не может видеть, кто её любит и кого любит она.

Потом, как это часто бывает у влюблённых девушек и женщин, она поделилась радостью со своими сёстрами. Те, естественно, позавидовали. Стали смеяться над Психеей:

«Глупая, наверно, влюбилась в чудовище, в отвратительного дракона. А то зачем бы эти свидания в темноте?»

Дали «неразумной» «полезный совет»: нужно обязательно увидеть, кого ты так любишь. Психея — Душа — теперь уже не в силах победить своё любопытство. Оно и погубит Душу. Однажды ночью, насладившись любовью, Психея зажгла масляный светильник и подошла к спящему Амуру.

Как прекрасен был Амур — Любовь! От волнения рука Психеи дрогнула, капля масла упала на плечо Амуру. Он проснулся и исчез. Исчез и дворец. А бедная Душа оказалась одна на дикой холодной скале.

Так Афродита мстила ей, заставляя страдать в холоде и одиночестве. Душа, Психея, искала и ждала Амура, мучилась в одиночестве и не теряла надежды, что Амур вернётся. Она корила себя за желание знать о любимом больше, чем он того хотел, но было поздно.

Вы прошли по аллее сада в сторону Невы и вышли на красивую площадку, которая украшена бюстами богов и героев. Несомненно, Ваше внимание привлечёт странная голова с двумя лицами. Это Янус, двуликий Янус. Сегодня этим именем мы клеймим лицемерных людей.

А в Древнем Риме бог Янус был покровителем всякого начала. И название первого месяца года, января, хранит в себе отголосок имени этого божества. Янусу была посвящена утренняя заря каждого нового дня, первый день всякого месяца. Первое января было всеобщим праздником.

В этот день римляне обменивались добрыми пожеланиями, угощали друг друга сладостями. В этот день было принято вступать в новую должность и, чтобы дела пошли благополучно, богу Янусу приносились жертвы.

Янус — это бог всех дверей (дверь по-латыни «януа»). В домах, в арках дверей, помещали бюсты божества. Это было изображение солидного мужчины с двумя бородатыми лицами. Одно лицо смотрело на запад, другое — на восток.

В Летнем саду с петровских времён липовые аллеи украшены множеством статуй античных богов и героев, с каждым из них, конечно, стоит познакомиться.

Рядом с Летним садом находится знаменитое Марсово поле. До революции здесь проходили военные парады. Всем известно, Марс — древнеримский бог войны. Между Троицким мостом через Неву и Марсовым полем мы увидим и самого Марса. Прекрасный юноша в военных доспехах и с мечом в руках.

На пьедестале написано, что это памятник великому полководцу Александру Суворову. Для русских людей Суворов, действительно, бог войны. Такая аналогия античности, созданная скульптором Козловским, была понятна современникам. И не возникал вопрос: а где же сам Александр Суворов? Марс — древнеримский бог войны. Суворова тоже называли и называют Богом войны.

От памятника Суворову пойдём по набережной Невы и окажемся рядом с Зимним дворцом — Эрмитажем. И здесь нам опять пригодятся знания древнегреческой мифологии. Атланты Нового Эрмитажа — один из символов Санкт- Петербурга.

Десять атлантов поддерживают портик над входом в музей. Древние греки считали, что именно титан Атлант (Атлас) держит на своих плечах небесный свод. Атлантам нашлась работа и в России.

Если уж мы оказались рядом с Эрмитажем, то стоит сказать, что многие шедевры западноевропейской живописи для человека, не знакомого с мифологией, могут остаться просто непонятными.

А ведь так жаль побывать в Эрмитаже и просто устать от разглядывания обилия абсолютно неведомых героев и героинь на полотнах великих мастеров: «Даная», «Персей и Андромеда», «Пейзаж с Полифемом», «Пигмалион и Галатея».

Теперь оставим изобразительное искусство и обратимся к литературе. Греко-римская мифология в XVIII — XIX веках глубоко проникла в русскую литературу. Если читатель не осведомлён о мифологических персонажах в лирике молодого Пушкина, то как понять, лирический или сатирический смысл вложил автор в своё творение. Это справедливо и в отношении творчества Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова.

Нам могут возразить, что не все люди культурологи и филологи. Хорошо, тогда ещё один аргумент в пользу мифологии. Прислушайтесь к современной речи. В словах «геометрия», «геология», «география» живёт имя греческой богини земли Геи. В слове паниковать «сидит» божество Пан. Пан — покровитель пастухов имел особенность так шуметь, что люди просто впадали в ПАНику.

Слово «Сирена» — из греческой мифологии. Сирены своим пением чуть не свели с ума самого Одиссея. Да и слово «одиссея» — в смысле рассказ о путешествиях — сегодня знакомо всем.

Ну, про то, что царица Психея поминается нами очень часто, когда мы пытаемся вникнуть в ПСИХологическое состояние человека и советуем ему «не ПСИХовать» и поберечь свою ПСИХику.

Мы сетуем на свой или чей-то бесполезный Сизифов труд, или характеризуем предстоящую уборку как наведение порядка в Авгиевых конюшнях. Европу мы называем Европой, а своей дочери даём прекрасное имя «Елена». Красивого молодого человека зовём Апполоном. Престижная премия называется Ника.

Девушку зовут Виктория, а юношу — Виктор. Простую овсяную кашу мы называем «Геркулес», месяцы года называются «март» в честь Марса, а «январь» — в честь Януса. А еще есть «яблоко раздора» и компьютерный вирус Троян. Помните миф о Троянском коне? Когда мы ждём вдохновения, мы «зовём музу».

Звёздное небо над головой — сплошная мифология. Млечный путь — пожалуйста, есть миф о том, кто разлил молоко, туманность Андромеды — есть миф, «объясняющий», как она туда попала.

Все планеты солнечной системы, каждый школьник знает, носят имена римских богов и богинь. Вывод простой: знать сегодня античную мифологию нужно, полезно. И даже модно.

Гуманным оружие не бывает, это классический пример эвфемизма, которым можно прикрыть нечто неприглядное, но вроде как необходимое. Человечество так и не научилось (или давно разучилось) решать проблемы и конфликты словами или не проявляя агрессии. В итоге побеждает даже не сильнейший, а тот, кто не боится применять силу. Проблема в том, что, попробовав крови, остановиться сложно, а при отсутствии контроля (внутреннего или внешнего) — в этом нет необходимости.

Вероятно, так на смену камням пришли пращи, затем луки, ружья, пушки, бомбы и так до бесконечности. В современном мире существует «забавная» ситуация: оружия много, им можно уничтожить всё и вся несколько раз, но одновременно сами же люди стараются остановить процесс развития новых способов убийства себе подобных.

Отчасти это работает, так как некоторые типы вооружения действительно не применяются либо их используют совсем уж ополоумевшие от собственной безнаказанности. Поэтому под запрет, например, попали экспансивные пули, нельзя использовать напалм, белый фосфор, кассетные бомбы и некоторые другие виды оружия.

Во многих странах стараются избавиться от тех самых эвфемизмов в обозначении оружия. Поэтому, например, винтовку, стреляющую резиновыми пулями, в США чаще называют «менее летальным» оружием, а не «нелетальным».

Рассмотрим несколько примеров нелетального (и отчасти «гуманного») оружия. Такое не должно сеять смерть и разрушение, а вот хаос, ужас и (в некоторых случаях) боль — вполне. Некоторые образцы уже применяются, другие все еще находятся на стадии разработки.

«Глас бога»

За этими словами скрывается сразу три системы, одна из них существует и применяется, со второй все не так очевидно, третья походит на миф.

Официальное название первой — Long Range Acoustic Device (LRAD). Свое именование «глас бога» оно получило благодаря способности донести «мысль» применяющего его на очень дальние дистанции. О том как — чуть ниже.

Американцы начали разработку LRAD, поскольку военнослужащим страны достаточно часто приходится принимать участие в кампаниях за пределами США, а там их солдат не всегда принимают с распростертыми объятиями. Но LRAD можно использовать и внутри страны, так как сфера применения его не ограничивается армией.

Говоря простым языком, LRAD представляет собой сверхмощный мегафон, который излучает высокий повторяющийся звук на уровне выше болевого порога. Его интенсивности достаточно для того, чтобы повредить слух. В США такой впервые применили в 2009 году во время разгона людей в Питтсбурге, где тогда проходил саммит G20.

После этого LRAD использовался на территории США неоднократно.

Такие системы бывают разных форм и мощности (дальности воздействия), у них разный радиус действия (от небольшого угла до 360 градусов). Из-за мощности звукового сигнала LRAD могут применяться в качестве информаторов громкой связи, а в некоторых аэропортах служат для отпугивания птиц. В Германии и Испании с помощью системы распространяли информацию о COVID, в других странах — разгоняли браконьеров и так далее.

В 2016 году сообщалось, что в России также разработали аналог LRAD — нелетальные устройства акустического воздействия «Шепот», однако по своим характеристикам они уступали американским. Спустя год была представлена более мощная система «Сирин», способная передавать голосовые команды на расстояние до пяти километров.

Плазменный «глас бога»

Есть также более технологичный, но, вероятно, менее практичный вариант «гласа бога». Он базируется на использовании мощных ИК-лазеров. О нем писал журналист New Scientist Джастин Маллинс еще в 1999-м. В своем материале он рассказывал о некоторых проектах из 80-х годов:

«Исследователи, которые работали с высокоэнергетическими лазерами, выяснили, что, сведя в одной точке два луча мощных ИК-лазеров, они получат светящийся огненный шар. Сами по себе лучи не видны невооруженным глазом, однако в месте пересечения электромагнитные поля столь интенсивны, что молекулы разрушаются и возникает плазма. Изменяя положение лучей, они могли перемещать шар с очень высокой скоростью».

Однако это еще не все. Изменяя частоту пульсации лазеров, можно было заставить лучи «говорить». Получался эдакий говорящий светящийся шар. Тогда якобы возникла идея об использовании наработок для психологического давления на противника: представьте, как в небе или где-то рядом появляется огненный шар, который призывает сдаться.

Правда, действительно ли проводились такие эксперименты, неизвестно: Маллинс не смог найти подтверждений. Позже ученые сходились во мнении: в лаборатории это возможно, в полевых условиях — вряд ли.

Косвенным подтверждением того, что подобные эксперименты могли вестись, стала публикация видео с «говорящим» плазменным шаром, сделанная одним из исследовательских подразделений Пентагона в 2018 году. Позже появились другие ролики, в которых предлагались альтернативы в использовании технологии. Судя по всему, дальше лабораторных вариантов и концептов дело пока не сдвинулось.

«Глас бога». Гражданская версия

Мифическая система, которая, не исключено, родилась среди приверженцев теорий заговора. Но это не точно. Чем-то походит на варианты выше, однако в этом случае вроде бы возможна передача звука конкретному человеку — никто другой таинственного голоса не услышит.

Такая система якобы даже проходила испытания в Ираке: одному из группы боевиков транслировали «в голову» некое сообщение, после чего он стал оглядываться вокруг и затем начал ожесточенную перепалку с товарищами.

Чем закончилась история, неизвестно, но слова приписывают некоему Стивену Корману, который услышал рассказ во время встречи с представителями американских военных. Профессор Корман действительно существует и являлся экспертом по афганскому конфликту, противодействию терроризму, по стратегическим коммуникациям и дипломатии.

Найти дополнительную информацию об этом типе «гласа бога» (в контексте — «гласа Аллаха») оказалось весьма затруднительно. Тем не менее упоминаются коммерческие продукты, которые используют технологию узконаправленной передачи звука.

Кроме того, над чем-то подобным работала и DARPA — проект носил название Sonic Projector. Предполагалось, что с его помощью можно будет передавать звук (голос) на расстояние до одного километра конкретному реципиенту. Правда, дальше краткого описания дело не пошло.

Дистанционная микроволновка

Active Denial System (ADS). Излучает микроволны в направлении цели и «подогревает» ее. Если LRAD можно хоть как-то противостоять, то спорить с ADS намного сложнее. Да и назвать ее гуманной также можно с натяжкой, поэтому — нелетальная.

С технической стороны ADS не «греет», так как никакого инфракрасного излучения нет. Проникает в кожный покров неглубоко — менее чем на полмиллиметра, что следует из документации (иногда об ADS говорят как о микроволновом оружии, это не совсем так). Но для цели это не имеет значения, а в рамках испытаний, проведенных в период с 1999 по 2007 год, с ожогами остались два человека.

Снова исходя из описания, ADS не нагревает кожу, а создает ощущение боли, как при ожоге, «как будто вы горите». После выхода человека из зоны действия излучателя ощущение моментально пропадает без каких-либо последствий. Военные, конечно, проверяли, можно ли с помощью этого грозного оружия зажарить индюшку. Не получилось.

Несмотря на «положительные» аспекты (нелетальное все же), ADS, судя по всему, нигде по назначению не использовали. По некоторым данным, более десяти лет назад машины с излучателями были направлены в Афганистан, однако там в своей основной функции не применялись.

Почему? Есть ряд причин. Одна из них — «разогрев» машины с магнетроном занимает до 16 часов. То есть использовать ADS «вот прямо сразу» нельзя. Для разгона и поддержания заряда в полевых условиях применяется либо внешний генератор, который потребляет немыслимое количество топлива (его можно заменить силовой установкой танка, к примеру), либо иной мощный источник энергии. Затратно.

Источники: Defense One, Forbes (1, 2), Wired (1, 2, 3), Popular Science, «Российская газета» (1, 2), Arizona State University.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Выдубицкий монастырь — как доехать. Лечебница Выдубицкого монастыря

Выдубицкая обитель – один из древнейших монастырей, расположенных в Киеве. По месту расположения его также называют Киево-Выдубицким. Заложил обитель князь Всеволод Ярославич в 70-х годах XI века. В качестве семейного монастыря он принадлежал Владимиру Мономаху и его наследникам.

825746

Название монастыря

Согласно легенде, место, в котором был основан Выдубицкий монастырь, – Выдубичи – обязано своим названием древним богам языческой Руси. Дело в том, что, когда князем Владимиром было принято решение принять христианство в качестве государственной религии, он повелел сбросить всех идолов в воды Днепра. Не все население тогдашнего Киева восприняло эту идею с восторгом. Преданные вере отцов киевляне бежали вдоль берега, призывая своих богов «выдубать», то есть выплывать из воды на берег. То место, где они, наконец, пристали к берегу, и стало впоследствии называться Выдубичами.

Есть, однако, еще одна версия происхождения этого названия, связанная с переправой, которая существовала через Днепр в месте, неподалеку от будущего монастыря. Киевляне переправлялись по ней на лодках, называемых «дубы» из-за того, что их выдалбливали из дубовых стволов. Это и послужило поводом назвать местность так, как она называется в настоящее время.

Однако название Выдубичи этому месту могли дать как простые жители, так и насельники пещерного Зверинецкого монастыря, который существовал там еще до крещения Руси князем Владимиром и который позже превратился в Выдубицкий, как бы выплыв из-под земли.

825745

Первоначальная роль монастыря

Сразу после своего основания Выдубицкий монастырь стал играть большую роль не только в духовной жизни, но и в политических процессах. Именно в этом монастыре велись многие дипломатические переговоры, формировались войска. Монастырь традиционно имеел репутацию обители, в которой живут и трудятся многие ученые монахи. Рядом с церковной территорией быстро построили резиденцию для супруги князя Ярослава Мудрого, так называемый Красный двор. Пещерные же помещения постепенно утратили свое значение, пока вовсе не пропали из виду и не превратились в легенду.

Пещерный комплекс

К концу XIX века никто уже и не верил в то, что пещеры когда-то в действительности существовали около Выдубицкой обители. Случайно их открыли только в 1888 году в результате обвала участка холма. В процессе осмотра тоннелей было обнаружено порядка трех десятков трупов. По наиболее вероятной гипотезе, это были монахи, прятавшиеся в пещерах во время осады и надеявшиеся переждать штурм монастыря в подземных помещениях. Но неприятельские войска обнаружили их и замуровали, в результате чего они умерли от жажды и удушья, а про пещеры со временем забыли.

825744

Жизнь монастыря до XVIII века

В XIII веке Выдубицкий мужской монастырь теряет свой политический вес. В качестве одной из Киевских обителей он существовал вплоть до XVII века, когда началась его активная застройка при щедрой спонсорской помощи. В одно время Выдубицкий монастырь перешел под управление греко-католиков. Конечно, православные склонны обвинять униатскую администрацию в осквернении святынь, но, тем не менее, именно благодаря им мы вообще знаем о том, чем жил монастырь в то время. Греко-католические игумены привели дела обители в порядок, упорядочили архивную документацию. Оказывается, до того, как Екатериной Великой был подписан указ о секуляризации и изъятии церковных владений в пользу государства, монастырь имел очень хорошую прибыль с кирпичного завода, двух сел, свиноводческой фермы, нескольких полей, садов и прудов. В те времена Выдубицкий монастырь считался богатым, и это привлекало в него много послушников, ищущих не аскетического подвига веры, а легкой, сытной жизни. Сформированная таким образом братия обители быстро разбежалась, когда у нее забрали все владения. Жизнь в монастыре практически прекратилась. Некоторое время после секуляризации он играл роль пансионата и элитного кладбища.

Постройки монастырского комплекса

Что касается архитектуры обители, она за тысячу лет, понятное дело, видоизменялась. Первоначальные деревянные постройки, возведенные в ΧΙ веке, конечно же, не сохранились. Одна из древнейших церквей обители — это Михайло-Архангельский собор Выдубицкого монастыря. Построили этот храм при князе Всеволоде. Со временем Днепр стал размывать основание холма, на котором стояла церковь, и тогда было принято решение о постройке подпорной стены, призванной обезопасить храм. Проект был выполнен и осуществлен в XII веке Милонегом – придворным архитектором. Подпорная стена прекрасно справлялась со своей задачей несколько веков, но в конце концов обветшала. Поскольку с восстановительными работами затянули, в XVI веке собор все же пострадал: купол и алтарная часть рухнули в воды Днепра. В таком виде храм стоял долгое время, пока, наконец, во второй половине XVIII века его не отреставрировали.

В XVII веке комплекс монастыря, как уже было сказано, начинает обогащаться новыми постройками. Среди прочих были возведены пятиглавая церковь в честь Георгия Победоносца, церковь Спасителя и новая каменная трапезная. В XVIII веке к обители пристроили колокольню. По изначальному проекту, звонница должна была бы стать надвратной, но из-за ошибок в проекте при постройке колокольня треснула и покосилась. Чтобы спасти строение, пришлось заложить нижний ярус кирпичом, а ворота сделать поблизости. В 80-х годах XX века большая часть строений монастырского комплекса была реконструирована. Однако работы в этом направлении ведутся еще и по сей день, на средства самой обители.

825740

Монастырский некрополь

Издревле на территории монастыря находился некрополь, в котором погребали значительных, знатных и выдающихся личностей. Сегодня некрополь существует и хранит в себе останки многих заслуженных общественных деятелей, а также деятелей науки и искусства.

Монастырь в наше время

Сегодня монастырский комплекс располагается на территории Ботанического сада имени Гришко, хотя раньше вся территория, которую занимает сад, принадлежала монастырю. Обитель является действующей, принадлежащей юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата. На ее территории функционирует несколько мастерских (гончарного дела и плетения из лозы винограда) и два художественных салона. Кроме того, действует лечебница Выдубицкого монастыря для наркозависимых. Настоятелем обители является митрополит Епифаний (Думенко).

825739

Лечебница

О лечебнице монастыря стоит сказать отдельно, так как она имеет давнюю историю. Устроена была монастырская больница еще в дореволюционные годы императорским повелением. А восстановительный центр, функционирующий на этом месте сегодня, является ее преемником. В первую очередь в стенах этого заведения оказывают помощь людям с алкогольной и наркотической зависимостью. Кроме того, в сферу услуг лечебницы входит специализированная помощь страдающим от шизофрении, депрессии, анорексии, булимии, а также всем, кто нуждается в квалифицированной психологической и наркологической помощи и консультации специалиста. В числе прочих среди сотрудников центра имеются детские психологи, так что дети также могут являться пациентами заведения. Основная форма работы учреждения заключается в оказании амбулаторной помощи. Но возможна и экстренная помощь в случае наркотических или психиатрических проблем. Центр также располагает собственным малоформатным стационаром.

825738

Выдубицкий монастырь — как добраться

Многие люди при посещении Киева желают посетить это место с древней историей, к которому приложили руку сами основатели Руси как христианского восточно-славянского государства. Закономерный вопрос, который возникает у тех, кто решил прийти на экскурсию в Выдубицкий монастырь: «Как доехать до него?» Если направляться к обители с правого берега столицы Украины, то необходимо сначала доехать до станции метро «Дружба народов». После этого нужно сесть на 55 автобус либо на 43 троллейбус и доехать до остановки «Мост Патона». Затем необходимо будет пройтись пешком в сторону Надднепрянского шоссе, перед которым свернуть направо на Выдубицкую улицу. В конце улицы и находится обитель. Если же следовать с левого берега Киева, то нужно добраться на том же автобусе или том же троллейбусе до остановки «Площадь героев ВОВ», после чего дойти до монастыря пешком.

Выдубицкий монастырь

382

Мужской Выдубицкий (Киево-Выдубицкий) монастырь основан в XI веке Всеволодом Ярославичем — сыном Ярослава Мудрого, служил семейной обителью Владимира Мономаха и его потомков. Сейчас комплекс входит в епархию Украинской православной церкви Киевского патриархата. Обитель находится в урочище Выдубичи на берегу реки Днепр.

60 45 blur

Михайловский собор Выдубицкого монастыря

Собор Архистратига Михаила был построен на берегу Днепра в 1070 году князем Всеволодом Ярославичем по случаю рождения сына Ростислава. Однако место для возведения храма было геологически сложным — здесь часто случались оползни из-за подмыва берега. В результате в XVI веке земля под собором обвалилась в Днепр вместе со стеной. В XVII веке храм был восстановлен, но в 1760 году случился пожар, уничтоживший деревянные пристройки. В результате храм реконструировали в стиле украинского барокко.

В 1934 году собор был закрыт и использовался как склад. В 1970-е годы в его помещениях располагались фонды Института археологии. В 1991 году храм снова был открыт для богослужений.

До наших дней сохранились две стены с кладкой времен Киевской Руси. Также остались некоторые фрески XI–XII веков, которые были найдены под росписью XVIII века. На стенах изображены старинные иконы Пресвятой Богородицы «Киево-Печерская» и Бога-Отца.

В южной части храма расположено помещение отпевальни, датируемое XVIII веком. Собор имеет два этажа, которые сообщаются лестницей, расположенной в башне. На первом этаже находится Михайловский собор, а на втором уровне создан Благовещенский придел. На фасаде церкви установлена мемориальная доска зодчему Петру Милонегу, который укрепил сооружение от грунтовых оползней. Над входом в храм можно увидеть старинную мозаику с изображением Архангела Михаила.

60 40 blur

Инфраструктура монастыря

В настоящее время обитель находится на территории ботанического сада им. Гришко. Монастырь включает в себя следующие постройки: Михайловский собор, Георгиевский храм и трапезную XVII века, колокольню XVIII века. Отдельно стоит упомянуть о некрополе, который несколько веков служил местом погребения выдающихся деятелей науки и искусств. Здесь покоятся Бец, Ушинский, Афанасьев и прочие. Мечтал быть погребенным в этом некрополе и Тарас Шевченко, но за его противоречивую драматургию городские власти запретили хоронить писателя в черте города Киева.

Георгиевский храм построен в XVIII веке. Его интерьер не сохранился после пожара 1936 года, отделка и роспись были восстановлены в прошлом веке. Внимание привлекают позолоченный иконостас и изображения святых, выложенные из мозаики.

Трапезная монастыря одновременно является церковью Преображения Господня. Она, конечно, намного меньше, чем Михайловский и Георгиевский соборы, зато здесь сохранилась великолепная роспись XVII века с изображениями событий, описанных в Библии. Также в трапезной хранится ценная икона Пантелеймона Целителя, которая помогает излечиться от тяжелых болезней.

60 45 blur

Также на территории работают: мастерская по плетению из лозы, кружок глиняных изделий, наркологический реабилитационный центр. Работает воскресная школа для взрослых и детей.

Туристов на территории обычно немного. Место отличается живописными видами и тихой уютной атмосферой. Каждый день в монастыре ведутся богослужения. Расписание можно увидеть на официальном сайте Выдубицкого монастыря.

История

Первые сто лет существования Выдубицкий монастырь был центром политической жизни Киева. В его стенах князья устраивали переговоры и молились перед походами. Также здесь жили и работали ученые монахи, среди них были Моисей и Сильвестр, которые участвовали в написании «Повести временных лет».

Позже монастырь пережил нашествие войск Батыя, а затем — Андрея Боголюбского, в результате чего он утратил былое величие. Только в XVII–XVIII веках обитель стали восстанавливать на деньги меценатов. Тогда же были попытки сделать обновленный монастырь униатским, но представители этой веры в монастыре надолго не прижились. За время пребывания униатов был приведен в порядок архив монастыря, из которого известно, что во владении обители находились поля, свиноводческая ферма, сады, пруды, два села и даже небольшой кирпичный завод. Монастырь имел неплохой заработок до того момента, пока Екатерина II не провела секуляризацию всего имущества.

60 40 blur

В 1767 году игуменом монастыря стал отец Иаков, который занялся восстановлением архивов монастыря, завел приходно-расходные книги, создал опись имущества.

Последняя масштабная реконструкция сооружений проходила в 1980-е годы под управлением общества охраны исторических памятников. До 1990 года на территории работал Институт археологии Украины.

Выдубицкий монастырь на google-панораме:

Как добраться

Доехать до Выдубицкого монастыря можно разными видами транспорта:

  • на метро (схема) — до станции Выдубичи (зеленая линия);
  • на автобусе № 193 — до остановки «Выдубицкое озеро».

Также можно добраться на такси. Удобнее заказать автомобиль с помощью мобильных приложений Uber, Ukion, Bolt, Bond, «Экспресс».

Выдубицкий монастырь с высоты птичьего полета

Выдубицкий монастырь в киеве как добраться

kyiv blog

Выдубицкий монастырь в Киеве

vydubitskiy%20monastyr

Выдубицкий монастырь в Киеве является одним из самых древних монастырей столицы, которые сохранились до наших времен. Располагается он на правом берегу Днепра в старинном урочище Выдубичи. По легенде, название местности произошло от событий, которые связаны с крещением столицы Украины. Когда по приказу князя Владимира языческого бога Перуна сбросили в Днепр с капища на Старокиевской горе, он поплыл вдоль берега. Преданные старинной вере люди бежали по берегу, плакали и кричали: «Выдыбай, Перун! Выдыбай!».

Именно в этом месте идол «выдыбал» на берег. С того времени эта местность называется Выдубичами.

vydubitskiy5 fillИстория Выдубицкого монастыря

Выдубицкий монастырь, как достопримечательность Киева, всегда привлекал туристов. Поэтому, если у Вас возник вопрос о том, что посмотреть в Киеве, то направляйтесь сразу же к этому древнему монастырю, первое упоминание о котором принадлежит еще 1070 году. В отличие от других киевских монастырей жизнь монахов здесь не прекращалась как до, так и после нашествия монголов.

vydubitskiy4 fillПосле Брестской унии в 1569 году Выдубицкий монастырь перешел под власть униатов. А уже в 1637 году Петр Могила подействовал возвращению святой обители к православной церкви. После громкого Переяславского соглашения между Россией и Украиной 1654 года и присоединения к первой Киева, Выдубицкий монастырь стал обладать правом на владение днепровским перевозом со всеми прилегающими землями, что давало монастырю существенную прибыль.

vydubitskiy3 fillДо наших времен сохранилась лишь западная часть храма с нартексом. В 80-х годах 16-го столетия восточная часть рухнула вместе со стеной Милонига. Одним из лучших образцов периода украинского барокко считается Георгиевский собор, возведенный в честь Георгия Победоносца на деньги полковника Михаила Миклашевского. Благодаря своему расположению в живописной долине, Георгиевский собор стал композиционным центром архитектурного ансамбля Выдубицкого монастыря.

Фасады и ансамбль монастыря

vydubitskiy2 fillФасады собора увенчаны изящным барочным декором: изысканными крестами, необычными капителями с завернутыми до середины головками ангелов, розетками, лепными картушами, волютами. Бани украшены крышей интересной грушевидной формы. Внутри храма все помещения объединены большими арками, а высокие окна храма делают внутренний объем светлым и просторным.

Неотъемлемой частью барочного ансамбля древнего Выдубицкого монастыря в Киеве является Колокольня, сооруженная на средства украинского гетмана Даниила Апостола. В начальном виде она состояла из трех ярусов и завершалась огромным куполом. В 1829 году из-за аварийного состояния сооружения была произведена капитальная перестройка всей колокольни: по проекту А. Меленского был достроен еще один – четвертый этаж. Современная раскраска золотыми звездами на темно-синем фоне впервые после ремонта появилось в 1894 года.

Немного южнее колокольни находится двухэтажный дом игумена. Изначально сооружение было одноэтажным и кирпичным. В 1780 году был надстроен второй деревянный этаж, а уже больше, чем через сто лет, в 1896 году, архитектор Ермаков перестроил дом игумена с заменой деревянных частей здания на кирпичные.

В 1921 году власти большевиков закрыли Выдубицкий монастырь, а в 30-х годах иконостасы церквей были сожжены, а кладбище разрушено. Сооружения передали служащим и рабочим деревообрабатывающего завода. В 1975-1997 годах на территории знаменитых Выдубичей размещался Институт археологии при НАН Украины.

vydubitskiy1 fillСвою деятельность монастырь возобновил в 1992 году, однако, еще целых пять лет сосуществовал с археологами. В 1996 году правительство Украины полностью вернуло Выдубицкий монастырь УПЦ КП. Ныне на его территории располагаются мастерская плетения из виноградной лозы и гончарная мастерская.

Забронировать отель в Киеве недалеко от Выдубицкого монастыря

Для ознакомления с достопримечательностями Киева, в частности с Выдубицким монастырем, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Киева, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Киева заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Киев», и перед вами откроется список всех отелей Киева, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Киеве

«Орел и Решка» — программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Киев – столицу Украины. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Выдубицкий монастырь на карте

Возможно, вам также будет интересно:

Выдубицкий монастырь

vidybicky monastyr 1

vidybicky monastyr 2

vidybicky monastyr 3

vidybicky monastyr 4

vidybicky monastyr 5

vidybicky monastyr 6

vidybicky monastyr 7

vidybicky monastyr 8

vidybicky monastyr 9

Выдубицкий мужской монастырь является одним из самых древних монастырей Киева наравне с Киево-Печерской лаврой. Он был основан примерно в 1077 году сыном Ярослава Мудрого Всеволодом Ярославичем. Сам монастырь и прилегающая к нему местность Выдубичи берут своё название от старой легенды о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Легенда рассказывает о том, как князь Владимир Святославич в тот день, когда решил окрестить Русь, приказал сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в реку Днепр. Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!». Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, назвали Выдубичами. По крайней мере так нам говорит легенда. Но большое сомнение вызывает один момент — каким образом весьма нелегкий идол Перуна с железным шлемом на голове мог проплыть от устья Почайны через бурные днепровские пороги более 5 километров и после этого выплыть на берег?…

Ещё одна версия происхождения названия Выдубицкого монастыря — от переправы. Наверняка известно, что ещё до Крещения Руси в районе монастыря существовала переправа через реку Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» — так называемых лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Неподалеку, в Выдубицком урочище, находилась большая дубрава (дубовый лес). Также название Выдубичам мог дать существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на территории Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял территорию языческого капища на берегу у переправы, которая потом стала паромной. Точной информации нет, но по слухам в Зверинецких пещерах могла частично храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого», сам факт существования которой, впрочем, и так находится под большим сомнением.

Выдубицкий монастырь был семейным монастырем Мономаховичей. В первое столетие своего существования монастырь стал центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Князья устраивали тут переговоры, собирали рать и молились перед походами. В монастыре жили и работали многие учёные монахи. Среди них были Сильвестр и Моисей, сделавшие болльшой вклад в написание «Повести временных лет». Рядом с монастырем построили Красный Двор — резиденцию жены Ярослава Мудрого.

Это интересно!

В Выдубицком мужском монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие выдающиеся деятели науки, искусств и общественные деятели, преимущественно 19 века. Тут хотел быть похороненным Тарас Шевченко, так как, по мнению многих его современников, в его стихотворении «Завет» упоминалось именно это место. Но он был опальным поэтом, поэтому городские власти не позволили хоронить его в черте Киева и в его окрестностях. К счастью до нас дошли довольно подробные зарисовки монастыря 19 века, выполненные рукой великого украинского поэта.

На закате Киевского княжества монастырь пережил нашествия войска Батыя и войска Андрея Боголюбского, горел несколько раз. Рассказы про Зверинецкие пещеры, где жили выдубицкие монахи до принятия христианства, очень долго считались выдумкой, однако сами пещеры случайно обнаружили в 1888 году. При исследовании пещер было найдено около 30 мумий, которые, судя по позам, умерли от обезвоживания и нехватки воздуха. Наиболее вероятно, во время нападения на Выдубицкий монастырь монахи спаслись бегством в пещерах, где планировали переждать нашествие, но там их замуровали заживо.

Первые строения монастыря были деревянными и не дожили до наших дней. И лишь несколько из церквей Выдубицкого монастыря можно увидеть сейчас. Одной из них является церковь Архистратига Михаила, построенная ещё при Всеволоде. Крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда. Церковь и холм, на котором она стояла, стал подмывать Днепр, и для безопасности строения городские власти соорудили подпорную стену, спроектированную в конце 12 века придворным архитектором Милонегом. Тем не менее, в 16 веке половина Михайловской церкви (купол и вся алтарная часть) всё же обвалилась в Днепр вместе с подпорной стеной Милонега. Церковь реконструировали лишь в 1769 году — в стиле украинского барокко.

С конца 17 века монастырь обзаводится несколькими великолепными каменными строениями: здесь построили пятикупольную Георгиевскую церковь в стиле казацкого барокко, Спасскую церковь, трапезную и колокольню. Как и большинство культовых сооружений во времена СССР, Выдубицкий мужской монастырь не использовался по назначению — до середины 90-х годов на территории монастыря располагался Институт археологии АН Украины.

Выдубицкий монастырь фактически расположен на территории ботанического сада имени Гришко. Монастырь является действующим, принадлежит УПЦ КП. Сейчас здесь находится кузня, пасека, гончарная мастерская, мастерская плетения из виноградной лозы, а также небольшой реабилитационный центр для наркологических больных. Работают художественные салоны.

userinfo v8filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Выдубицкий монастырь. Киев

170043 original

Выдубицкий монастырь в Киеве расположен в урочище Выдубичи, у самого берега реки Днепр. Название этих земель связано с легендой о том, что здесь «выдыбал», другими словами, выплыл на берег языческий идол Перуна, сброшенный в Днепр святым князем Владимиром. Однако, это не единственная версия. Если верить другим источникам, то название Выдубичи происходит от когда-существовавшей на месте монастыря переправы через Днепр. Лодки, которые использовали миряне, назвались дубы, так как сделаны они были из цельного дуба. Кроме того, возникновению названия Выдубичи мог послужить и подземный монастырь, который впоследствии «выдыбал» на поверхность.

Согласно историческим сведениям, Выдубицкий монастырь был основан в 11 веке сыном святого князя Ярослава Мудрого и внуком святого князя Владимира князем Всеволодом Ярославичем. В 1070 году на склоне Днепра был заложен главный храм монастыря – собор Святого Михаила, который до наших дней дошел лишь частично.

Это был крестово-купольный храм с тремя приделами, при строительстве использовалась техника утопленного ряда. В 1199 году церковь была укреплена подпорной стеной с целью защиты от оползней. Работы по строительству стены велись под руководством зодчего Петра Милонега. В первые 120 лет своего функционирования монастырь был не только духовным центром, но и центром светской жизни Киева – здесь устраивали переговоры князья, работали ученые и летописцы, среди последних были Сильвестр и Моисей, внесшие свой вклад в написание Повести Временных лет. Несколько раз в монастыре вспыхивал пожар, здания обители были частично разрушены войсками хана Батыя, в результате, в конце 13 века скит пришел в упадок.

В 16 веке из-за того из-за оползня восточная часть церкви Архистратига Михаила, несмотря на все укрепления, рухнула в реку. Позже на руинах Михайловского собора по проекту архитектора М. Юрасова возвели новую церковь в стиле украинского барокко. Изначально святая обитель находилась в руках униатов, которые и довели ее до полного разорения, а в 1664 году настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря назначен Святой Феодосий , который восстановил иноческую жизнь в обители, организовал хор, а на острове Михайловщине разместил небольшой скит, куда могли уединяться иноки.

За пять лет, с 1696 по 1701 годы, на средства стародубского казацкого полковника Михаила Миклашевского в монастыре построили пятикупольный Георгиевский собор, в котором хранятся частицы мощей святых: святого Георгия, великомученицы Варвары, Иоанна Дамаскина и других . Также на деньги мецената была возведена трапезная с церковью Преображения Господня.

На стенах трапезной размещены орнаменты, а над входом – герб Миклашевского, представляющий собой лук с перекрещенными стрелами. На стене выгравированы буквы «ММЕЦПВВЗПС«, если их читать попарно слева направо, то получается Михаил Миклашевский, его царского пресветлого величества войска Запорожского полковник стародубский. Церковь Преображения Господня славится своим уникальным резным иконостасом, выполненным в виде родословного дерева, среди ветвей которого изображены праотцы Иисуса Христа по плоти, в положении возлежащих.

В 1827 году на деньги гетмана Данилы Апостола началось строительство Колокольни Киево-Выдубицкого монастыря. Проект архитектора Д. Меленского заключался в том, что два нижних яруса выполнены в манере украинского барокко, а третий ярус с куполом и шпилем – в классицистическом стиле. Строительство было завешено только в 1833 году. В 20 веке велась реставрация монастыря. Основная часть реставрационных работ, которыми занимались сотрудники общества охраны памятников, осуществлялась в период с 1981 по 1985 годы.

На сегодняшний день при монастыре работают приют для престарелых священнослужителей, школа для детей из малоимущих семей и сирот, несколько мастерских (столярная, малярная, кровельная и портняжная), школа церковного пения и лечебница, которая позднее была реорганизована в Выдубицкий Восстановительный Центр.

1 ноября 2008 года на территории Киево-Выдубицкого монастыря вспыхнул пожар, загорелась пристройка к трапезной храма. Сама пристройка сгорела дотла, а вот в трапезной почернели стены, пострадала древняя мебель, обсыпалась штукатурка, в помещении пономарной сгорело швейное оборудование, повреждены оконные и дверные блоки. По версии милиции и пожарных причиной возгорания стали неисправности в электропроводке, но сами монахи утверждают, что это вина сатанистов/

Персонал накануне происшествия видел на территории монастыря сатанистов . После пожара возле соседней церкви святого Михаила была обнаружена разбитая, вероятнее всего, о дверь храма, бутылка кагора и следы попыток взлома дверей. « Самым прямым доказательством поджога мы считаем вскрытый и опустошенный ящик для пожертвований в храме Преображения », — сообщил иеромонах Выдубицкого монастыря. .

При Выдубицком монастыре существовало кладбище, на котором покоились известные и достойные жители Киева. До нашего времени сохранилось всего 13 захоронений, среди которых могилы знаменитого педагога К.Д. Ушинского, а также супругов Ханенко, основавших в Киеве Музей искусств .
Выйдя из ворот Выдубицкого монастыря, можно подняться наверх и попасть в Печерский ботанический сад им. М.М. Гришко.

Выдубицкий монастырь принадлежит Киевскому Патриархату, его наместником является митрополит Епифаний (Думенко), который не смотря на свои 35 лет , является Патриаршьим наместником.

— Вы являетесь наместником Свято-Михайловского Выдубицкого монастыря. Как происходит возрождение этой православной святыни?

— На мои плечи как наместника монастыря ложится развитие этой древней обители XI века. Там сохранен уникальный Михайловский храм, который является практически ровесником и Святой Софии, и Успенского и Михайловского соборов. В отличие от двух последних храмов, наш частично сохранился , поэтому является неординарным памятником. Все нуждается в опеке и уходе.

Выдубицкий монастырь — большой монастырь, комплекс зданий и храмов. Есть пять храмов, которые нужно обслуживать, реставрировать. За период моего управления монастырем государство не выделило ни копейки на реставрацию монастыря. А в 2008 году у нас произошел пожар, который существенно разрушил Преображенский храм. Но при содействии Святейшего патриарха Филарета, который является священноархимандритом монастыря, и усилиями меценатов храм возрожден. Сейчас осуществляются масштабные реставрационные работы в Юрьевском соборе. Работаем над возрождением росписей.

Но монастырь — это не только красивые сооружения. Главное — чтобы в обители возвышалась молитва, чтобы свершался монашеский подвиг. Ибо без молитвы монастырь — просто стены. Поэтому моя задача как наместника — развивать прежде всего монашескую жизнь. За пятилетний период братия монастыря выросла и количественно, и, что главное, духовно. У нас постоянно совершаются богослужения. Этому способствует расположение — место спокойное, побуждает постоянно задумываться о душе, обращаться к Богу .

Что посмотреть в Киеве. К истокам — Выдубицкий монастырь.

Продолжаем виртуальные прогулки по Киеву. Сегодня прогулка на южную окраину Киева, где расположен один из старейших монастырей на Руси.

С обнаружением Зверинецких пещер в конце 19 века выяснилось, что подземный монастырь в честь архангела Михаила здесь существовал задолго до принятия христианства князем Владимиром и эти пещеры древнее Лаврских. Когда же после 988 года гонения на христиан прекратились, монахи выбрались из подполья, основали новый монастырь и назвали его Выдубицким — по названию местности. Здесь возле Выдубицкого урочища была переправа через Днепр, где «выдыбАлы» с помощью «дубов» — лодок из цельного дуба.

Существует еще версия, что возле монастыря «вЫдыбала» статуя Перуна с киевского пантеона, утопленная в Днепре.

В 1116 году игумен этого монастыря Сильвестр создал одну из редакций «Повести временных лет», в то же время здесь велась Киевская летопись.

Строительство архитектурных сооружений монастыря, которые сохранились до наших дней, началось во второй половине 11 века князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого, вблизи его загородной резиденции — Красного двора. Впервые упоминается в Повести временных лет под 1070 годом. Первоначально назывался по имени основателя — Всеволож, затем — по местности — Выдубицким.

Самое древнее сооружение монастыря — Михайловская церковь, построенная в 1070-1088 годах.

1450606 800

С точки зрения геологии, место, выбранное для возведения собора, было сложным — на обрыве, прямо над Днепром. Поэтому, уже с 12 века восточную стену храма периодически разрушали оползни, случавшиеся вследствие наводнений, подмывавших берег. При княжении Рюрика Ростиславича в 1199 году зодчим Петром Милонегом была сооружена подпорная стена (Выдубицкая стена, сохранилась частично), поддерживавшая склон холма, на котором стоял храм.

1451104 2000

Тем не менее, в 16 веке половина Михайловской церкви (купол и вся алтарная часть) всё же рухнула в Днепр.

В середине 17 века полуразрушенный храм реставрировал на собственные средства митрополит Пётр Могила.

1450767 2000

После пожара 1760 года и уничтожения деревянных пристроек, собор был восстановлен в 1767—1769 годах архитектором М. И. Юрасовым в стиле украинского барокко, по проекту которого был сооружён каменный алтарь и завершение купола — «баня».

1451304 800

Где-то там в храме обнаружили и начали расчищать фресковые росписи 11 века, но я их не нашла. Могу предложить только фрагменты росписи конца 18 века со сценами Страшного суда.

1451827 800

1452080 800

С конца 17 века монастырь обзаводится несколькими замечательными каменными строениями: здесь возводят пятикупольную Георгиевскую церковь в стиле казацкого барокко.

1452377 800

1453138 800

Интерьеры, конечно, современные. При советской власти монастырь был сначала разграблен, затем здесь размещался Институт археологии. В 1936 году комсомольцы — члены Союза воинствующих безбожников разожгли во дворе монастыря огромный костер, в котором сгинул драгоценный пятиярусный позолоченный иконостас — один из лучших образцов украинского барокко, подаренный храму женой Даниила Апостола Анной.

1453491 2000

Спасскую церковь и трапезную построили на деньги стародубского полковника Миклашевского (1696—1701).

1452754 800

Колокольня, сооружённая на деньги гетмана Даниила Апостола была возведена в 1727—1733 годах и надстроена в 1827—1831 годах. Первоначально она проектировалась как надбрамная, но при достройке верхнего яруса покосилась и дала огромную трещину, так что нижний ярус пришлось заложить кирпичом, а ворота сделали рядом.

1452878 2000

В 1990 году в Выдубицком монастыре возобновились богослужения, а с 1997 года действует мужской монастырь.

  • Рассказ о ярославе мудром 5 класс
  • Рассказ об 1 дне из жизни первобытного человека
  • Рассказ об александре невском 4 класс кратко и понятно литература
  • Рассказ о ядовитом растении 2 класс кубановедение
  • Рассказ о языке на украинском языке