Рассказ о японской девочке садако сасаки и 1000 бумажных журавликов

Конспект занятия день мира форма мероприятия: досуг для детей подготовительной группы. вид занятия: беседа о мире, рассказ о мире

Конспект занятия
«День мира»

Форма мероприятия: досуг для детей подготовительной группы.
Вид занятия:

  беседа о мире, рассказ
о мире с использованием иллюстраций;

 
конструирование – изготовление японского журавлика (оригами). Цель: знакомство с
праздником — Международным Днем Мира. Задачи:

1.  
Рассказать детям о празднике Международном Дне Мира.

2.  
Воспитывать дружелюбие, умение
жить без конфликтов.

3.  
Рассказать о Сасаки
Садако девочке,
ставшей символом мира.

4.  
Показать последовательность изготовления из бумаги японского
журавлика – символ мира.

Методы:

  словесный (объяснение, рассказ);

  наглядный (использование иллюстраций);

 
image001практический (изготовление
журавлика из бумаги)
. Подготовка
к проведению мероприятия:

Подготовить материал по теме мероприятия, оформить
стенд с изображением символов
мира. Дать задание разучить к мероприятию стихи и пословицы о мире.

Ход мероприятия:

image002Ведущий
(вносит глобус). Посмотрите,какой маленький наш земной шар и на нем всем есть место: и людям, и
животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям.
Нам надо беречь эту хрупкую планету, она наш дом. А для этого нужно всем людям на земле жить в мире.

Дети читают стихи:

1.  
Мамы, папы,

все взрослые люди! Слушайте голос своих детей:

Ядерных взрывов вовек
пусть не будет, Путь войне преградите
скорей!

2.  
Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые, и дети.

Им хочется, проснувшись
на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне.

3.  
Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать
в поле.

Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4.  
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

5.  
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете,

Он с детства очень дорог нам и мил, За будущее мира мы в ответе.

6.  
Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над Землей, Пусть вечно детство
звонкое смеется!

7.  
Мир во всем мире мечта моя, Пусть люди живут, как одна семья. Пусть больше не будет войн и орудий, Пусть двери откроют
в домах повсюду. Любовь и доверье
это по мне,

И мир бесконечный – всей Земле! пословицы о мире

В мире жить с миром жить.

Дружно за мир стоять — войне не
бывать. Мир строит, война разрушает.

Мир на планете
счастливы дети.

Люди
нашей планеты готовятся к главному общему празднику. А вы знаете
что это за праздник? Послушайте и подумайте, что это за праздник.

Дети
Мира, за руки возьмитесь!

Шар земной обнять под силу вам. Войны
на Земле остановите!

Мир подвластен детским голосам! Милые мальчишки и девчонки, Научите
взрослых мирно жить.

Детские, прекрасные ручонки, Постарайтесь Мир наш сохранить. Дети
наши, будьте-ка смелее!

Занимайте место у руля! Станете командой вы, взрослея, нашего
земного корабля.

Станет Мир и лучше, и светлее

В разноцветье милых
детских глаз, Люди станут чище и добрее.

Дети! Мы надеемся
на вас!

Эти строки о Международном Дне Мира,
который каждый год отмечается 21 сентября.
Мы все знаем, что война приносит горе и
разрушения.

К счастью, мы не видели войну и все
ее ужасы. Но, на самом деле, война еще ужаснее, чем мы можем себе представить. На ней каждую
минуту гибнут люди,
не только солдаты,
но также и мирное население
женщины, дети и старики.

Нельзя сказать, что войны
на нашей планете
прекратились. Время от времени то в одном,
то в другом ее уголке вспыхивают вооруженные конфликты.

Для
большинства людей мир является повседневной реальностью, именно поэтому мы не часто задумываемся о его
важности. Необходимо уделить внимание вопросам
мира хотя бы раз в году.

День Мира каждый
год начинается со звона КОЛОКОЛА
МИРА

Дети
из 60 стран собрали монеты,
и их них изготовили этот необычный

символ мира, который поместили в
сооружении, напоминающем японский храм. На
колоколе написаны важные слова
: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Люди должны помнить о том, что
жить надо без конфликтов, без войны, в справедливом мире.

Теперь мы познакомимся с легендой о
японском журавлике, которая связана с маленькой девочкой из Японии — Сасаки
Садако.

Итак, однажды (во время войны, в 1945 году) планету
потряс ядерный взрыв — на город Хиросиму упала атомная бомба.

Семья девочки не пострадала, хоть и взрыв прозвучал всего в двух километрах от их
дома. Всё было в порядке. Только через несколько лет Садако заболела, причиной
этого стал взрыв бомбы.

Однажды друзья девочки принесли
бумажного журавлика. И рассказали старинную
японскую легенду о том, что тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, получит от судьбы в подарок
одно желание – длинную жизнь, излечение от болезни. Девочка
поверила в легенду
и стала делать журавликов из бумаги.
Но здоровье Садако ухудшалось и она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья доделали
остальные 356 журавликов. И в память о Садако

и других детях, погибших от войны, они установили статую
девочки с бумажным
журавликом в руке.

На статуе написано:

«Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире». Садако Сасаки
стала символом неприятия
ядерной войны. Понравилась вам легенда о журавлике?

Но есть еще один символ мира-голубь.
Голубь – является символом мира на Земле.
Считается, что основанием для этого была библейская легенда, когда после всемирного потопа
на корабль Ноя голубь принес
оливковую ветвь знак того,
что Бог примирился с людьми.

Солнце Родины любимой озаряет
все вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с
наших рук — Ты лети, лети по свету,
голубь наш, из края в край, Слово
мира и привета всем народам
передай.

Мир герои отстояли, помнить их мы
поклялись, Пролетая в синей дали к обелиску
опустись.

Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,

А сейчас мы с вами попробуем сделать символ
мира – японский журавлик, и у каждого из вас будет
свой маленький символ мира память о мире, о

нашем занятии. С самого детства мы
учимся жить все вместе в одной большой стране, в одном
мире и беречь его.

Конспект НОД  «Международный день мира»

Возраст обучающихся: для детей подготовительного к школе возраста с 6-7 лет.

Форма организации обучения: фронтальная.

Тип НОД: беседа о мире, рассказ о мире

конструирование – изготовление журавлика (оригами).

 Цель НОД: воспитание патриотизма, чувства солидарности,

сопричастности к происходящим в мире событиям, чувства гордости за свою страну, чувства толерантности.

Задачи:

  1. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, дружелюбие, сопереживание.
  2. развивать кругозор, умение сопереживать.
  3. познакомить с символом мира — птицей «голубь». 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Планируемый результат: формирование доброжелательного отношения друг к другу, дружелюбия, сопереживания. Изготовление «Журавлика»

Ход занятия:

1 часть – Мотивационный этап

Дети проходят в группу и встают в круг.

В: Ребята, сегодня замечательно утро! А утро — это начало дня. Давайте поприветствуем друг друга! «Доброе утро»

«Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!»

(Дети садятся на стульчики)

2 часть – Содержательный этап

Сегодня мы познакомимся с праздником, посвящённым миру на планете Земля.

Сентябрь принес хороший праздник, Льется музыка кругом.

Мы сегодня этот праздник

Днем мира и дружбы назовем!

Без мира нельзя, это жизни основа, Война обрекает на верную смерть. Пусть мирными будут поступок и слово,

Давайте же МИР будем вместе беречь!

Воспитатель (вносит глобус). Посмотрите, какой маленький наш земной шар и на нем всем есть место: и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям. Нам надо беречь эту хрупкую планету, она наш дом. А для этого нужно всем людям на земле жить в мире.

День мира был учрежден в 1981 году Генеральной Ассамблеей ООН. Каждый год в этот день люди собираются, чтобы вместе подумать о том, как поддерживать мир на нашей планете и прекратить войны. Всем странам предложено воздерживаться от военных действий в этот день.

Торжественные мероприятия начинаются с церемонии у Колокола мира. Такие колокола установлены во многих городах. В России они есть в Санкт- Петербурге, Новосибирске. Традиция установки подобных колоколов появилась после Второй Мировой войны.

А самый первый колокол появился в знак памяти о страшной трагедии в Японии, где произошла ядерная бомбардировка. Он был отлит из монеток, которые собрали дети из 60 стран. Многие люди также отдали для него свои ордена и медали.

Не зная границ, не имея преград Колокол мира звучит как набат:

«Опомнитесь, люди! Не делайте зла! Наша планета хрупка и мала!»

На колоколе написаны важные слова: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Люди должны помнить о том, что жить надо без конфликтов, без войны, в справедливом мире.

Теперь мы познакомимся с легендой о японском журавлике, которая связана с маленькой девочкой из Японии — Сасаки Садако.

Итак, однажды (во время войны, в 1945 году) планету потряс ядерный взрыв — на город Хиросиму упала атомная бомба.

Семья девочки не пострадала, хоть и взрыв прозвучал всего в двух километрах от их дома. Всё было в порядке. Только через несколько лет Садако заболела, причиной этого стал взрыв бомбы.

Однажды друзья девочки принесли бумажного журавлика. И рассказали старинную японскую легенду о том, что тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, получит от судьбы в подарок одно желание – длинную жизнь, излечение от болезни. Девочка поверила в легенду и стала делать журавликов из бумаги. Но здоровье Садако ухудшалось и она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья доделали остальные 356 журавликов. И в память о Садако и других детях, погибших от войны, они установили статую девочки с бумажным журавликом в руке.

На статуе написано:

«Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире». Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.

Понравилась вам легенда о журавлике?

Но есть еще один символ мира.

Ребята, отгадайте загадку.

Это птичка-невеличка,

В городах живет. Крошек ей насыплешь —

Воркует и клюет. (Голубь)

Голубь – является символом мира на Земле. Считается, что основанием для этого была библейская легенда, когда после всемирного потопа на корабль Ноя голубь принес оливковую ветвь – знак того, что Бог примирился с людьми.

Солнце Родины любимой озаряет все вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук — Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край, Слово мира и привета всем народам передай.

Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись, Пролетая в синей дали к обелиску опустись.

Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой.

3 часть – Рефлексивный этап

А сейчас мы с вами попробуем сделать символ мира – японский журавлик, и у каждого из вас будет свой маленький символ мира — память о мире, о

нашем занятии. С самого детства мы учимся жить все вместе в одной большой стране, в одном мире и беречь его.

Подготовила: воспитатель

Петрова А.А..

Тема: «Культура мира – детям планеты».

Цель – создать условия для формирования у учащихся ценностей культуры мира, толерантности и прав человека. Раскрыть что такое «культура мира», ее отличие от культуры войны, показать неоднозначность понятия «мир».

поднять проблему установления мира и гармонии в окружающей действительности и самом себе. Наметить пути решения этой проблемы

Задачи:

— учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;

— учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;

— развитие и приумножение лучших качеств человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: стенд, с изображенным на нем голубым небом, бумага, тетрадь.

Глоссарий: Беслан, экстремизм, расизм, эксплуатация, национализм.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники занятия: ученики, учитель.

Прогнозируемый результат: изготовить оригами «Японский журавлик», отправить в музей Мира в Японию, г. Хиросима.

Ход кл. часа:

    1. Погружение в проблему.

1) Карусель добра.

— Давайте, дети, дружно возьмемся за руки. Крепко пожмем друг другу ручки. А теперь скажем всему миру от чистого сердца:

Твори добро на всей земле,

Твори добро другим на радость!

Молодцы! А теперь похлопаем громко в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете.

  1. Погружение в проблему.

— Сегодня на мы будем говорить об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего классного час вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.

В первый сентябрьский погожий денек
Дети Беслана отправились в школу,
После каникул и летних забот
Встретить друзей и увидеться вновь.
Многие дети пришли первый раз
В школу учиться читать и писать
Их провожали родные и близкие,
Все были счастливы, всё было искренне.
Всё началось хорошо и красиво –
Всюду цветы и заливистый смех,
Дети одеты в форму, все мило…
Радость и счастье в глазах у всех…
Но, словно черная, мрачная туча,
Всё заслонила, закрыла весь свет –
Банда ужасных злых террористов
Вдруг прервала детский радостный смех.
Земля рыдала от бессилия и горя
И кровью детей была залита вся.
Бандиты прикрывались малышами,
Как загражденья их на окна выставляли.
Страшные были часы и минуты,
Ужас в глазах у ребят, матерей…
Остановитесь! Вы что же не люди?
Вы ведь в заложники взяли ДЕТЕЙ!
Как вы посмели, подлые твари,
Руку поднять на святое страны!
Нет, террористы – дьявола дети.
Вас ненавидят все люди Земли!
Мы не забудем, тех, кто не с нами,
Тех, кто погиб от руки палача.
Будем стремиться жить только в мире,
И не допустим насилья и зла!

– Определите тему классного часа.

– Да, ребята, тема нашего классного часа “Культура мира и ненасилия детям планеты” и пройдет он под девизом “Мир без насилия, без тревог и слез”

2. Работа по теме:

1). Минута молчания.

– А сейчас, ребята, давайте вспомним всех тех, кто погиб год тому назад в Беслане и почтим их память минутой молчания.

2). Беседа по теме.

— Дорогие ребята. Мы любим свой край, свою Родину и хотим, чтобы цвели сады, росли леса, дети ходили в школы и были счастливы, чтобы у взрослых не было неприятностей. Но не все наши мечты сбываются.

Мы живем в тревожное время, когда зловещая тень войны ползет по земле, пытаясь навсегда закрыть от нас мирное небо.

Под этим небом каждый из нас когда-то впервые самостоятельно шагнул на встречу к протянутым к нему материнским рукам.

Под этим небом мы росли, год за годом постигая суть добра и зла, отваги и трусости, бескрылости и вдохновения, воспитывая в себе и отстаивая идеалы товарищества, патриотизма. И поэтому сегодня, обращая взгляды на небо, мы хотим, чтобы оно оставалось чистым над нашим общим родимым домом – над нашей Землей.

Мы рисуем мир”

Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует колосья хлеба,
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный…
Мы зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войну.

  1. Работа с приложением.

1 задание

Соедини стрелками понятия.

2 задание

Напиши ассоциации к слову «Гражданин мира»

  1. Закрепление темы.

– Ребята, а почему первый урок нового учебного года посвящен борьбе за мир?

1 сентября 1939 года – день начала второй мировой войны. Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.

Политика мира – закон нашей страны. Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны.

Тревога”

И. Тобольский

Куда ни глянешь –
Дети, дети, дети!
Все человечество за них в ответе!
Но по ночам на всех материках
Ворочаются бомбы в тайниках.
Их столько накопилась на планете –
Земля под ними стала провисать.
Куда их только думают бросать?
Куда ни бросишь –
Дети, дети, дети!

Дети и мир. Неразрывные слова, нерасторжимые понятия. В них все: жизнь, здоровье, будущее. Мы с вами не просто ждем мира, мы готовы бороться за мир. Мы обращаемся к самой важной проблеме современности: быть или не быть человеку на Земле? Хочется, чтобы на сегодняшнем занятии мы поддержали требования всех школьников и внесли свой вклад в общую борьбу за мир.

Не нужно множества миров
Один единственный нам нужен
В благоухании цветов
Спокоен и с душою дружен.
Необходимы для людей
Друзья, просторы, книг страницы
Морщины наших матерей,
Детей пушистые ресницы.
В труде, в кипении мечты
Давая волю юным силам,
В борьбе, в любви – до полноты
Мы жадно насладимся миром.

Нам нужен мир. Нельзя дать разрушить все то прекрасное, что сотворено нашими руками.

Мир и труд – вот наша жизненная программа.

Чтоб тень войны нам Солнце не затмило,
И чтоб на счастье всем, покончить с ней, —
Соединяйтесь вместе, люди мира,
Еще сплочённей, тверже и тесней.
Единодушны люди доброй воли
Мы против сил войны встаем стеной, –
И никому на свете не позволим
В пучину бедствий ввергнуть шар земной.

4. Практическая часть.

Рассказ учителя о девочке из японского города Хиросима Сасаки Садако.

6 августа 1945 года американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение 20 лет от последствий облучения погибло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много и детей. В память атомной бомбардировки в Хиросиме заложили Парк мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный детям, погибшим от бомбы. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Вокруг цветут розы и висят венки из бумажных журавликов. По японским преданиям, тяжело больной человек может избежать смерти, если он сумеет вырезать и сложить из бумаги 1000 журавликов. Многие, вероятно, помнят историю Садако Сасаки – девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. Она успела сделать 664 журавлика…. Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор посылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

Сегодня, ребята, мы с вами сделаем голубей. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз. На каждом голубе вы напишите свое пожелание мира для всех людей нашей большой планеты.

Сделанных голубей я предлагаю вам отправить в музей Мира, находящийся в Хиросиме. Вот его адрес: Hiroshima Peace Memorial Museum, 1-3 Nakagima – cho,Naka – ku, Hiroshima City 730, Japan.

Практическая работа. (Описание приводится ниже).

Изготовление голубей, написание пожеланий. Оформляется стенд, на котором изображено голубое небо. Дети прикрепляют своих голубей с написанными пожеланиями к стенду.

Я предлагаю разучить одну песню, посвященную памяти Садако Сасаки.

1куплет.

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,

Японского журавлик товарищ мне принес.

А с ним была с журавликом история одна-

Про девочку, которая была облучена.

ПРИПЕВ.

Тебе я бумажные крылья расправлю,

Лети, не тревожь этот мир.

Журавлик, журавлик, японский журавлик-

Ты вечно живой сувенир.

2куплет.

“Когда увижу солнышко?” — спросила у врача

А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.

И врач ответил девочке: “Когда пройдет зима

И тысячу журавликов ты сделаешь сама!”

3куплет.

.Но девочка не выжила и вскоре умерла

И тысячу журавликов не сделала она.

И шлют, и шлют журавликов ребята всей Земли

А в небе, в небе солнечном курлычут журавли.

5.Тренинговая часть.

— Предлагаю вам сыграть в интересную игру «Мостик дружбы»

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

6. Итог занятия.

— Дорогие ребята! За те годы, что вы учитесь в школе, мы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.

От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете. Пусть наши голуби всем расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войны.

Мы – дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши и наши отцы

За мир, за свободу и счастье борцы.

Мы учимся в школе, растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля,

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим, мы расти.

Д/з. Подобрать материал о мире на Земле: пословицы, цитаты, высказывания.

Приложение.

Тема: Культура мира – детям планеты.

  1. Соедини стрелками определения.

Отрицание прав человека на основании расовой Национализм

принадлежности, исходящее из предпосылки о

превосходстве одних рас над другими.

Вера в то, что одна нация превосходит другие Экстремизм

и имеет право ими распоряжаться.

Использование времени и труда людей без Расизм

справедливого возмещения их затрат; неразумное

расточительное отношение к природным ресурсам

и окружающей среде.

Осуществление массовых беспорядков, хулиганских Эксплуатация

действий и актов вандализма по мотивам идеологической

политической, расовой, национальной или религиозной

ненависти или вражды.

2.Приведите ассоциации со словосочетанием «гражданин мира»

Гражданин мираРассказ о японской девочке садако сасаки и 1000 бумажных журавликов

(приведите ассоциации в виде имен прилагательных к данному словосочетанию)

(приведите ассоциации в виде глаголов к данному словосочетанию)

_______________________________________________________________________

(приведите ассоциацию в виде предложения, законченной мысли к данному словосочетанию)

________________________________________________________________________

(резюме, выраженное одним ключевым словом)

Например: Улыбка

Приветливая, добрая

Сближает, мирит, согревает

Улыбка сближает людей, помогает им жить в мире, дружить, общаться.

Мир.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465059-klassnyj-chas-kultura-mira—detjam-planety

Муниципальное
автономное  образовательное учреждение Белоярского района «Средняя
общеобразовательная школа п.Сосновка»

Методическая
разработка внеклассного мероприятия,
 

посвященного
празднованию

 Победы в
Великой Отечественной войне

«И помнит мир
спасенный»

для учащихся
8 класса

Разработала:
Денисова Наталья Александровна

учитель
русского языка и литературы

п. Сосновка

2021

Цель:

Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся, интереса к
героическому прошлому своей страны.

Задачи:

— образовательная: углубить знание обучающихся об истории  Великой
Отечественной войны;

— развивающая: развивать чувство сострадания, сопереживания, умение
понимать и правильно реагировать на исторические факты и события;

-воспитательная: формировать у обучающихся чувство патриотизма,
гражданской ответственности, воспитывать у подростков уважительное отношение к
ратным подвигам защитников Отечества, чувство гордости за Российское
государство.

Тип : урок памяти, информационный час, форма – заочная экскурссия

Методические
приемы: э
лементы
театрализации, беседа, наглядность, наблюдение, доклад, моделирование, работа в
группах.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, видео: слова Ю.
Левитана о нападении фашистской Германии,  рассказ о подвигах русского народа,
заочное путешествие к мемориалам ВОВ, песни военных лет, фонограмма звуков
природы, презентация, отрывок из повести Константина Воробьева «Убиты под
Москвой».

Музыкальное сопровождение с видео:

фонограмма 
«Журавлиный крик»

фрагмент
песни «Журавли»

Песня «Японский журавлик» Сл.
Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова

песня
«Священная война»
  композитор А.В. Александрова на слова В.И.
Лебедева-Кумача

Ход
мероприятия.

В начале  классного часа учитель предлагает
ребятам разделиться на группы.

-Давайте разделимся на 2 группы. (Вытаскивают номерки и
садятся по группам.) 

Вступительное слово учителя.

Пусть прошло много лет,
Но никто не забыт
И ничто не забыто у нас
Память мрамор хранит,
Память сердце хранит:
Знайте, помнят живые о Вас!

А сейчас закройте
глаза и  послушайте звуки природы, попробуйте догадаться, что это за звуки.

Звучит
фонограмма  «Журавлиный крик»

— Я думаю, все вы догадались, что это за звуки! Конечно, это журавлиный
крик!( Слайд 1)

— Скажите, какие ассоциации возникли у вас после прослушивания, какие
чувства вызвал журавлиный крик? 

(ответы детей- грусть, тоска, печаль, потери… )

Слайд 2
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе

Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.              

                  Заболоцкий Николай

( У каждой группы стихотворение Н. Заболоцкого)

— Какие
картины рисует поэт, какой п
отаённый,
глубинный смысл стихотворения?

-Какие
открытия вам удалось сделать?

Выступление учащихся

·        
Это стихотворение не только о
журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.

·        
Это стихотворение о добре и
зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль
о том, что жизнь продолжается.

·        
Это стихотворение о
преемственности поколений, о памяти.

·        
В этом стихотворении последние
строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.

·        
Это стихотворение учит
принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю
человека.

(Птицы
открывают нам тайны бытия, так как в трёх последних строфах поэт говорит не
только о птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости людей, о непреходящих
духовных ценностях, которые от “былого поколенья переходят, молодость, к тебе”.
)

— К вам, ребята, я думаю,
адресованы эти строки. В последней строфе звучит мысль о бессмертии вожака,
памяти о нём. Сегодня мы будем говорить о бессмертии и  памяти о тех людей,
которые не жалели своих жизней ради мирного неба над землей.

Учитель: 
Через несколько дней весь наш народ, да и весь мир будет отмечать большой
праздник. Может быть, даже один из главных праздников. День Победы в Великой
Отечественной войне. 

Ученик 1:  Со
знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и
знаем имя победителя.

Ученица 1:  
Многие сыны и дочери нашей земли отдали свои жизни за свободу своей страны, за
счастливое будущее своих потомков.

Ученик 1:  
9 мая 2020 года в 75-й раз прогремит салют Победы. Славной победе советского
народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшнюю встречу.

Ученица 1:  Минуло
уже более полувека с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные
двери войны.

Ученик 1: 
Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли
пепелища сожженных городов. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось
не просто как роковая дата…

Слайд 3

Ученица 1: 
но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей В.О.В.       

Неспокойно, на сердце тревожно,
Журавли так печально летят.
Взгляд от них отвести невозможно,
Это души погибших солдат.

Понеслись они плавно и стройно
Вслед за солнцем к чужим берегам.
Журавли, вы несите достойно,
Эти души так дороги нам.

Нам завещано помнить о павших,
О защитниках нашей земли.
Души светлые чистые ваши
Понесли в небеса журавли.

—  Итак, Великая Отечественная… Что
мы о ней знаем?

— Когда о ней говорят люди, пережившие эти
события – для них память о войне священна. А почему?

— Хотя бы потому, что они пережили эту
страшную войну, потому что в условиях тоталитарного государства иначе нельзя
было, потому что сильны были чувства гражданина своей страны, любви к Родине.

— А что, ребята, в наши дни по-другому?

— Да, отношение к войне нынешнего
поколения неодинаково. Одни считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша
история. Не было бы их, героев войны, не было бы нас. Другие никаких глубоких
ощущений не переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем
случае – что-то слышали.

— В наше сложное время, когда много
мнений, оценок, трудно правильно оценить, сформулировать свое отношение. Я
считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной. Сегодня на
уроке предлагаю заочное путешествие к памятникам погибших героев ВОВ, а
воспоминания, исторические факты и литературные произведения вновь вернут нас к
событиям той страшной войны…

Учитель: 
Есть такая поговорка  «Войну хорошо слышать, да тяжело видеть»

Инсценирование

Ученик 1:

1941год. Начало лета. Мальчишки и
девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники
прощались со школой. Вот воспоминания  Лели Зайцевой (15 лет).

Ученица 1:

«Июнь. Ясное солнечное утро. Москва
какая-то новая под лучами утреннего солнца. Вода Москвы-реки озорно блестит на
солнце. Я с подружкой, счастливая возвращаюсь из школы домой с аттестатом
зрелости. На лето у меня были большие планы. Я собиралась поехать в деревню,
побывать в домике П.И.Чайковского и путешествовать. Лето, казалось, будет
интересным. Вот уже 22 июня. Какая сегодня погода?»

Ученик 2:    И вдруг… (Слайд4,
видео)

Ученица 2: Всё
это казалось миражом. (Слайд5 ) Но вскоре пришлось поверить в
это. Резко изменился облик нашего дома. Быстро пустели газоны в садике,
где играли малыши.

Ученик 2:  Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?               (Слайд 6)

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?

Ученица 2: Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.         
           

Слайд 7 (Звучит фонограмма  «Журавлиный крик»)

Выступление подготовленных учащихся

1.    
Бресткая крепость

 «Умрем, но из крепости не уйдем»,

 «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина.
20/VII.41».

https://experience-ireland.s3.amazonaws.com/thumbs2/a07a331a-c011-11e7-95da-6e714efd800d.800x600.jpghttps://experience-ireland.s3.amazonaws.com/thumbs2/c748f6e8-c011-11e7-abf0-6e714efd800d.800x600.jpg

Именно её бастион взял на
себя первый удар фашистов, который был нанесен 22 июня 1941 года. Сил не
хватало, поскольку немецких солдат было вдове больше. Затем была разрушена вся
имеющаяся бронетехника, уничтожены склады с продовольствием и система
водопровода. Однако, солдаты Красной армии отвечали отпором, объединившись в
небольшие группы. По прошествии некоторого времени, строение было заблокировано
со всех сторон, но солдаты не сдавались и оказывали сопротивление врагу. Защитники прятались в подвальных помещениях
Брестской крепости, выживая без пищи и воды и защищая простое население. Истощённые
солдаты до последнего держали оборону, погибая от голода и обстрелов. Они
изумили правительство Германии своей стойкостью перед смертью. 

 Слайд
9

Обороне
Брестской крепости посвящён целый ряд художественных фильмов: «Бессмертный
гарнизон» (1956), «Битва за Москву» (фильм первый «Агрессия», одна из сюжетных
линий, 1985); «Я — русский солдат» (по книге Бориса Васильева «В списках не
значился», 1995), совместный российско-белорусский «Брестская крепость» (2010),
а также документальный «Брестская крепость. Пересечение войск», снятый Михаилом
Глушиным в 2009 г. В 2010 году каналом НТВ выпущен телефильм Алексея Пивоварова
«Брест. Крепостные герои».

Звучит
песня «Священная война»

Учитель: Люди
собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины. Тогда
появились плакаты «Родина-Мать зовет» и была написана песня «Священная война»,
которую вы прослушали. 
— О чем идет речь в этой песне?

Слайд
9

Могила Неизвестного солдата, Москва.
Мемориал открыт в мае 1967 года после захоронения у Кремлевской стены праха
неизвестного солдата, погибшего в битве за Москву.

Могила Неизвестного Солдата

Ученик

— В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили
Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши
войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов.
Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен. 

Живая классика – Чтение наизусть отрывка из повести Константина
Воробьева «Убиты под Москвой»

Слайд 10

Памятник-ансамбль «Героям
Сталинградской битвы»

К середине лета 1942 г. сражения Великой
Отечественной войны добрались и до Волги.

1.
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», Мамаев курган, Волгоград.
Самый известный мемориал, посвященный Великой Отечественной войне,
величественный и символичный. Его строили 8,5 лет: с 1959 по 1967. Главный
архитектор — Евгений Вучетич.

Родина-мать зовет

Родина-мать зовет

Из книги «Воспоминания детей военного
Сталинграда»

Ученик 1:

Авторы сборника – члены Региональной общественной организации
«Дети военного Сталинграда в городе Москве» пишут о том, какими остались в их
памяти те страшные события.

«Из своего подземного убежища мы выбежали наружу, — вспоминает
Гурий Хватков, ему было 13 лет. – Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны
улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за
руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало,
взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было
видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от
ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на
земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с
боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие
обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река… Мы
бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы
поднялись по трапу, как пароход отошел. Оглянувшись, я увидел сплошную стену
горящего города».

Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге,
захватывая одну за другой улицы Сталинграда. И новые колонны беженцев под
охраной оккупантов тянулись на запад. Крепких мужчин и женщин загоняли в
вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону…
астигнутые бедой, жители укрывались в подвалах, земляных убежищах,
канализационных трубах, оврагах.

Вскоре разрушенные улицы Сталинграда стали
полем сражения, и многих жителей, чудом оставшихся в живых во время
бомбардировок города, ожидала тяжелая участь. Они были захвачены немецкими
оккупантами. Фашисты выгоняли людей из родных мест и бесконечными колоннами
гнали по степи в неизвестность. По пути те срывали обгоревшие колосья, пили
воду из луж. На всю жизнь, даже у малых детей, остался страх – только бы не
отстать от колонны – отставших пристреливали.

Ученица 1: Оказывается,
и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая
смертью… Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает,
как она, больная, с высокой температурой, лежала в доме, где хозяйничали
фашисты: «Помню, как один молодой немец стал куражиться надо мной, поднося нож
к моим ушам, носу, грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять». В эти
страшные мгновения, не зная чужого языка, одним инстинктом девочка поняла,
какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то чтобы
крикнуть: «Мама!»

Галина Крыжановская рассказывает о том,
как они выживали, находясь в оккупации. «От голода кожа у нас с сестрой заживо
гнила, ноги распухли. По ночам мама выползала из нашего подземного убежища,
добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки, кишки…»

Когда после
перенесенных страданий девочку впервые искупали, то увидели в ее волосах
седину. Так с пяти лет она с седой прядью и ходила.

Ученик 1:

135 дней великой битвы за высоту на Волге.
135 долгих дней, каждый из которых уносил сотни молодых жизней.  И сейчас,
стоя на кургане, всегда чувствуешь какую-то тревогу, всегда текут слезы…
Столько похороненных бойцов. Столько оборванных жизней. 34505… Колоссальная
цифра!

От подножия к вершине кургана ведут 200
ступеней. Это число выбрано неслучайно: именно столько дней длилась
Сталинградская битва, положившая конец наступлению фашистских войск.

Слайд 11

Ученик:

Блокада Ленинграда.

Ещё одна страшная страница в истории войны
– Блокада Ленинграда. 27 января 1944 года – это дата полного
снятия  немецко – фашистской блокады с Ленинграда. Осада
города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января
1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей)
оказались в кольце окружения .Сюда попали и войска, защищавшие город;
никто из них даже и не рассматривал никаких призывов сдаться. 

Дети
военных лет. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник –
“Цветок жизни”, в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны.
На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”. Фашисты окружили
город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось! Почти 900 дней
длилась блокада, но народ выстоял.

Цветок жизни

Пискаревское
мемориальное кладбище
, г. Санкт-Петербург. Это самое большое захоронение жертв Второй
мировой войны, в 186 братских могилах похоронены около 420 тыс. жителей
блокадного Ленинграда, умерших от голода, холода и болезней, 70 тыс. воинов,
героически сражавшихся за северную столицу.

Россия. Санкт-Петербург. Пискарёвское мемориальное кладбище. Piskarevskoe Memorial Cemetery. St. Petersburg. Russia. Фото leningrad1975 - Depositphotosimage007 

Ученица:

Слайд 12

«Алёша» есть и в Североморске, и в Мурманске — это
памятник каждому отважному герою, каждому безымянному солдату, защищавшему
Заполярье в годы Великой Отечественной Войны.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/242954/pub_5ad85268fd96b16ef125274f_5ad85f8a2f578c173b63fc41/scale_1200Памятник русскому солдату-освободителю в городе Пловдив, Болгария

Его видно почти с любой точки города, и не
удивительно, высота памятника достигает 42 метров. Величие просто впечатляет!

Учитель : А сейчас , ребята, я хочу обратить ваше
внимание на необычный памятник. Но, чтобы поговорить об его истории , давайте
обратимся к творчеству Р.Гамзатова. 
(Слайды 13- 31)

Мне нужна помощь групп.

ГРУППА
1        

Задание: соберите отрывок из стихотворения «Журавли»
Расула Гамзатова, выстроив строчки в нужном порядке.        

Расскажите, о том, как появилось это
стихотворение (рассказывают 1 или 2 человека)

Мне кажется порою, что солдаты,

А превратились в белых журавлей.

Не в землю нашу полегли когда-то,

С кровавых не пришедшие полей,

Во время  Второй мировой войны, в августе 1945 года, США
сбросили первую в истории человечества атомную бомбу на японский город
Хиросима, а ещё через три дня на Нагасаки. Около 220 000 (двухсот двадцати тысяч) человек погибло во время взрывов
и умерло в течение последующих месяцев. 

В 1965 году Расул Гамзатов, дагестанский поэт, гостил в
Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных этим взрывам.
Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре
города у памятника девочке с белым журавлем.  Тогда-то Расул Гамзатов и узнал
трагическую историю о японской девочке Садако Сасаки. Поэт был потрясён этой
историей. Когда он вернулся домой, он думал о девочке, и женщинах в белом, о
своих погибших на фронте братьях… Их он и представил белыми журавлями. Так и
появилось стихотворение «Журавли».

http://img1.joyreactor.cc/pics/post/story-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-952349.jpegИсполняется фрагмент песни «Журавли»

ГРУППА 2  Задание: соберите мозаику, расскажите о
памятнике.

Совет: пока 1 или 2 человека готовят рассказ,
остальные собирают мозаику.

Монумент был открыт 5 мая 1958
года. Он был построен на пожертвования людей. Он получил название «Детский
памятник миру». Сотни людей принесли к монументу бумажных журавликов.  Под
дождями они разрушались  – но люди приносили новые. Сейчас
этих журавликов складывают в
большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника. У основания монумента надпись: «Это наш крик и наша молитва о
мире во всём мире». 

Существует несколько памятников
Садако Сасаки. Об этой девочке написано около 20 книг, ей посвящено несколько
песен.  Это памятник – памятник не только Садаки Сасаки, но и всем детям,
погибшим от ядерных взрывов.

Учитель:

Почему об этой девочке пишут книги, сочиняют песни, ставят ей
памятники? М
аленькой
девочке Сасаки Садако на момент взрыва было 2 года. Ей повезло, она осталась
жива. И даже не получила ни царапины. Садако взрослела, училась в школе, быстро
бегала, она могла обогнать многих мальчишек. Любила петь, была весёлой
девочкой. Всё было хорошо.

Но однажды Садако пожаловалась маме на неприятную красную сыпь на шее.
Врачи обследовали девочку.  Диагноз был поставлен: лучевая болезнь, последствия
взрыва атомной бомбы. Врачи сказал, что жить осталось не больше года. Человек
борется за жизнь, даже если точно знает, что борьба бесполезна. 

Однажды подруга принесла девочке в больницу лист позолоченной бумаги и
сделала из него журавлика. Она рассказала Садако старинную японскую легенду. В
Японии считают, что тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, получит от судьбы
в подарок одно желание. Его – желание – принесёт в клюве журавль. Садако начала
делать журавликов.
Готовые белые журавлики
сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились
на подоконник. Но чуда не случилось. Болезнь оказалась сильнее.

Слайд 29

В странах бывшего
Советского Союза установлено 24 памятника, посвященных миру и изображающих
журавлей. Это говорит о том, что всех нас объединяет общая история, общее
родство и память, память о погибших на войне, Великой Отечественной, Афганской,
Чеченской…

Я предлагаю вам сегодня тоже сделать журавликов. Не из металла, не
из камня, а из бумаги. Мы попробуем сейчас создать панно, картину мирной жизни.
Фон для этой картины я попрошу подготовить …….

Звучит песня «Японский
журавлик»
Сл. Владимира Лазарева,
музыка Серафима Туликова

Учащиеся
вырезают журавликов, на крыльях пишут пожелания друг другу и всем людям  и
крепят на панно. Очень хочется, чтобы та яркая картинка, которую  получилось у
вас сегодня создать, не омрачалась взрывами, стрельбой, смертью, слезами. Пусть
над вашей головою будет мирное небо.

Ученик

Мирное тихое небо
Разрушил раскат грозовой,
А мне почему-то чудится,
Что снова иду я в бой.

И снова взрывают гранаты,
И пули свистят у виска,
И падают, умирают солдаты,
И бою не видно конца.

Давайте же вместе
вспомним,
Про тех, кто уже не придет,
Солдат, не вернувшихся с боя,
Пусть память о них оживет.

И пусть с небес они к нам
возвратятся,
И превратятся в белых журавлей,
И кличем журавлиным нам расскажут,
О чем-то неизвестном, неземном.

Люди мира, за руки
возьмемся,
Скажем вместе «Не бывать войне»! (все вместе)
Пусть журавлиный клич нам вторит дружно,
Нам нужен мир и мир на всей земле!

  • Рассказ об авдотье рязаночке краткое
  • Рассказ об акме личности
  • Рассказ о ядовитых растениях 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ о юстиниане кратко 6 класс
  • Рассказ о юбиляре на юбилее