Рассказ о выдуманном герое

Эмигранты из европы плывут в сшаоставьте, земли древние, хвалу веков себе,взывает молча. дайте мне усталый ваш народ,всех жаждущих вздохнуть свободно,

Американский люгер эмигранта-анархиста
Эмигранты из Европы плывут в США

«…Оставьте, земли древние, хвалу веков себе»,
Взывает молча. Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых бедных и сирот,
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»
«Новый Колосс» Э. Лазарус.

История огнестрельного оружия. Кто в позапрошлом и прошлом веке занимался созданием новых видов оружия?

О! Это были люди самых разных профессий, не только инженеры. Среди них встречались зубные врачи, причем далеко не один, важную роль в оружейном деле сыграл продавец сменных мужских воротничков, а затем его вдова, были среди оружейников фотограф и стекольных дел мастер – всех профессий и не перечислить.

А были и те, кто вообще не имел диплома о техническом образовании, но… конструированием оружия все равно занимался, и у них иной раз даже получалось нечто весьма оригинальное. О чем, безусловно, следует рассказать.

Джозеф Рейфграбер

Поэтому сегодня наш рассказ будет о пистолете (и также его создателе), который сконструировал Джозеф Иоахим Рейфграбер, который родился 16 августа 1856 года в Австрии, затем в 80-е годы эмигрировал в США, где и умер 15 октября 1938 года в возрасте 82 лет, что, учитывая тяготы жизни того времени и качество медицины, следует признать за достижение. Был женат, оставил двоих детей – дочь и сына.

Очень важный штрих в его биографии.

Человек он был машинист по профессии и убежденный анархист по своим взглядам, правда, бомб не кидал и в президентов не стрелял, как иные другие анархисты. Зато в США издавал анархистскую газету на немецком языке Die Parole и выступал в качестве профсоюзного активиста.

Не имел инженерного образования, однако в те годы отсутствие диплома мало кого волновало. Умеет человек что-то делать головой и руками – уже инженер. Если только руками – то мастер-механик. Но человек он был неординарный, это безусловно, да что там говорить – просто талантливый, хотя и чуточку… странный.

Заниматься конструированием оружия начал довольно поздно. В самом начале ХIХ века, когда ему было уже под пятьдесят. И… получал на свои разработки патенты. Причем разработки у него, хотя и не воплощались в металле, были весьма интересными.

Ну вот, например, патент США № 729,413 от 26 мая 1903 года на «Автоматическое огнестрельное оружие».

Предлагал он ни много ни мало, как автоматическую винтовку с газоотводным двигателем оригинального типа.

Рассказ о выдуманном герое
Схема автоматической винтовки с оригинальным газоотводным двигателем из патента № 729,413. Ствол имел два газоотводных канала, через которые пороховые газы попадали в окружавшую ствол трубу и воздействовали на цилиндрический затвор, перемещавшийся внутри цилиндрической ствольной коробки и сжимавший возвратную пружину, толкавшую затвор назад. Боек при этом зацеплялся за зубчатый рычаг спускового крючка, нажатие на который его освобождало, и он через отверстие в затворе ударял по капсюлю патрона в патроннике.

Как видите, использовалась схема свободного затвора, то есть ствол и затвор в момент выстрела не скреплялись, что требовало, во-первых – тяжелого затвора, а во-вторых – мощной пружины. То есть ружье у него, будь оно изготовлено, не могло бы стрелять мощными винтовочными патронами, но вполне годилось бы для стрельбы пистолетными и револьверными боеприпасами.

Рассказ о выдуманном герое
На этом же принципе им предлагалась и оригинальная автоматическая пушка с магазинным питанием и тоже с отводом пороховых газов из канала ствола.

Пистолет Рейфграбера

Рассказ о выдуманном герое
А вот это вот уже пистолет. Причем пистолет очень даже необычный по своей конструкции. Схема из патента США № 929,491 от 27 июля 1909 года.

Здесь, как вы видите, представлен самозарядный пистолет, внешне очень похожий на люгер. Но в конструктивном отношении это совсем не люгер во всех отношениях, а очень даже оригинальный пистолет. Прежде всего, обратите внимание на ствол, который на этом пистолете был заключен в кожух. На нем возле самой мушки было два газоотводных отверстия. Через них пороховые газы попадали в камеру, образуемую пространством между передней частью кожуха ствола и направляющим пояском на самом стволе, представлявшим собой обтюратор, и… давали определенный импульс затвору, вернее, усиливали (по замыслу автора) импульс отдачи ствола при выстреле.

Сам ствол, помещавшийся внутри рамки пистолета, был соединен с массивной рамкой ствола, и вот по этой-то самой рамке затвор и скользил. Но назад после выстрела и ствол, и затвор откатывались сначала вместе на 10 мм и лишь после этого расцеплялись.

Запирание же ствола затвором осуществлялось при помощи находящегося сверху на затворе качающегося рычага, установленного все на этой же самой рамке, выполненной за одно целое со стволом.

Рассказ о выдуманном герое
Схема действия автоматики пистолета из патента США № 929,491 от 27 июля 1909 года

Когда ствол и затвор находились в переднем положении, переднее плечо рычага опускалось и, упираясь в затвор, заклинивало его, не давая возможности сместиться относительно ствола. При откате ствола вместе с затвором назад заднее плечо рычага опускалось, попав на закругление задней заглушки рамки, а переднее поднималось и уже не мешало затвору отходить назад.

Как видите, конструкция было весьма остроумной и в то же время простой, а запирание – очень надежным, не хуже, чем у парабеллума.

И этим достоинства этого пистолета не исчерпывались, но… были в нем и серьезные «но».

Прежде всего, совершенно непонятно, почему для своего армейского пистолета, а этот пистолет разрабатывался именно как армейский, Рейфграбер использовал относительно маломощный револьверный патрон .38 S&W (современное название .38 S&W Short), появившийся на рынке еще в 1877 году и снаряжавшийся… черным дымным порохом! Вполне возможно, что его прельстила популярность этого патрона, а также то, что его в это время уже начали снаряжать не только дымным, но и бездымным порохом.

Вообще-то, трудно себе представить, как бы функционировал газовый механизм этого пистолета, стреляй он патронами с черным порохом – пространство между стволом и его кожухом приходилось бы постоянно чистить! И ведь это при том, что уже существовали и люгеровский 9х19, и маузеровский 7,63х25, и патроны разработки Джона Браунинга…

Рассказ о выдуманном герое
Вот он – этот патрон, шестой слева. Калибр в миллиметрах 9,04…

Пистолетов такого типа Рейфграбер в интервале 1906–1912 гг. сконструировал два .38 и .32 калибра. У «тридцать восьмого» рукоятка немного длиннее, так же, как и ствольная коробка.

Рассказ о выдуманном герое
Пистолет .32 калибра (7,9-мм) 1906. Фото Rock Island Auction Company

Кстати, и этот патрон имел закраину и легкую свинцовую безоболочечную пулю весом от 4,6 до 6,0 грамма, с дульной энергией до 156 Дж и начальной скоростью 215 м/с. Причем дымным порохом этот патрон снаряжался вплоть до 1940 года и только позже начинять его стали бездымным.

И опять-таки, непонятно, почему этот патрон и этот калибр, и опять с дымным порохом…

Можно предположить некую зашоренность конструктора, что он, возможно, не очень хорошо знал американские реалии того времени?

Но нет: свой пистолет он делал вместе с Чарльзом Ф. Лефевером, разработавшим автоматический револьвер «Юнион», выпускавшийся компанией «Юнион Фареармз», которая, кстати, взялась и за производство пистолета Рейфграбера и примерно с 1910 по 1912 год выпустила его в количестве… около 100 штук!

Интересно, что конструктор предлагал свой пистолет американской армии, но несколько запоздал, так как с выбором в пользу «Кольта» M1911 она уже успела определиться.

Между тем стоило бы, наверное, переделать этот пистолет под патроны калибра 9-мм и 11,43-мм и пострелять из него. Очень может быть, что он в этом случае показал бы, ну скажем, далеко не худший результат.

А еще этот пистолет отличался тем, что его было очень удобно разбирать для чистки, чем тоже может похвастаться далеко не каждый образец.

Рассказ о выдуманном герое
Пистолет и его ствол вместе с рамкой. Хорошо виден выступ экстрактора на раме. Фото Rock Island Auction Company

Разборка осуществлялась очень просто: извлекается магазин, затем рычаг разборки на раме пистолета справа следует повернуть вниз на 90 градусов, после чего можно извлечь из рукоятки блок УСМ целиком, причем он же играет роль и рукояточного предохранителя!

Одновременно этот механизм служит затворной задержкой: если рука плотно не охватывает рукоятку, при отведении затвора назад он блокируется в заднем положении до тех пор, пока рукояточный предохранитель не будет нажат. Сняв блок УСМ, через заднюю часть рукоятки можно вынуть спусковой крючок, рама которого похожа на камертон, поскольку через нее проходит магазин.

Рассказ о выдуманном герое
Вот так они вместе и рекламировались… два неудачника!

Заглушку в задней часть рамки пистолета за полукруглый выступ надо повернуть на 45 градусов и извлечь ее вместе с направляющим стержнем возвратной пружины и самой пружиной. Теперь через открывшееся отверстие извлекаются ствол с рамкой и затвором.

Причем ствол представляет собой сборку из трех деталей: самого ствола, скрепленного с рамой, скользящего по этой раме затвора и запирающего рычага, закрепленного на затворе. Экстрактор – простой прямоугольный выступ на раме ствола. Когда затвор по ней движется назад, он проходит через пропил внутри затвора и выталкивает гильзу. Также в затворе имеется отверстие для возвратной пружины, надетой на направляющую спицу.

Рассказ о выдуманном герое
Пистолет Рейфграбера. Вид справа. Хорошо видны: рукояточный предохранитель, выступающий из рукоятки, рычажок разборки над ним и рифленые выступы затвора. Механизм пистолета прекрасно укрыт от любого загрязнения! Фото Rock Island Auction Company

Как уже здесь отмечалось, произвели этих пистолетов около сотни.

Была предпринята и попытка сделать пистолет под патрон .32 ACP (7.65mm Browning), стрелявший бездымным порохом, путем замены ствола и магазина, но и из этого ничего путного не вышло.

Причем пистолеты под патрон .32 газоотводных отверстий уже не имели: пистолет и без газоотводного «привода» работал как надо… Но в итоге, конструкция этого пистолета так и не пошла.

Рассказ о выдуманном герое
Пистолет Рейфграбера. Вид слева. Хорошо видна массивная рифленая кнопка предохранителя. Фото Rock Island Auction Company

Ну а сам его автор, дожив до преклонных (даже более чем преклонных по меркам того времени) лет, тихо скончался и был погребен на Новом кладбище Белехемского мемориального парка в городе Сент-Луис, в штате Миссури, США. Новая родина удостоила его… очень даже памятным погребением.

Готов к труду и обороне. 90-летие самого массового физкультурного движения — памятная дата уходящего года. Комплекс ГТО — яркий символ советской эпохи. Миллионы значкистов по всей стране, армия здоровых телом, готовых в любой момент встать под ружье. Несмотря на то, что движение ГТО было четко вписано в советскую идеологию, чисто спортивный дух в нем все-таки уцелел.

Несколько лет назад по инициативе президента комплекс ГТО вернулся в нашу реальность как дополнительный стимул для занятия физкультурой и спортом. Какой значок ГТО был  у самого Владимира Путина? Мы нашли один любопытный документ.

— Будь готов к труду и обороне, зовет Родина!

Этот девиз прозвучал еще за год до создания комплекса ГТО. Руководители молодой советской республики всерьез озадачились проблемой оздоровления своих граждан. Крепкие мышцы, зоркий взгляд нужны каждому трудящемуся, писала «Комсомолка», и трудящиеся активно в процесс включались.

Первый комплекс включал 21 норматив. Успешно выполнившие их получали специальный нагрудный знак в виде пентакля на цепочке. Нарком Ворошилов назвал его «физкультурным орденом» и уже к 1935 году было более миллиона его — ордена — кавалеров.

Ряд открытых источников пишет сегодня, что дизайн первого значка ГТО принадлежит московскому школьнику Владимиру Токареву. А в жизнь идею 15-летнего мальчика воплотил художник Михаил Ягужинский. Петербургский фалерист Борис Ларионов называет это лишь предположением. В его обширной коллекции значки ГТО занимают особое место. Есть и значок образца 1931 года.

«Обнаружилось, что на этом значке стоит номер 1 702500. И вот я задал журналистам вопрос, а попытайтесь все-таки найти обладателя этого знака, с учетом, что это все-таки Ленинград. Но вот уже 90-летие мы с вами отмечаем, а ответа на этот вопрос до сих пор не найдено», — рассказал Борис Ларионов.

Есть подобный знак и в небольшой коллекции Заслуженного учителя России Владислава Власова. Он когда-то принадлежал его отцу. Остальные знаки на ленте принадлежат ему лично. Последний заслужил уже в возрасте 72 лет.

«БГТО, 58-й год. Мне вручили этот знак на выпускном вечере. Я был горд этому знаку. Я даже не знал, что я сдавал нормы ГТО, а учителя, они фиксировали все результаты, и по итогам оказалось, что я выполнил нормативы ГТО», — рассказал Владислав Власов.

Пик популярности физкультурного движения приходится на 70-е годы. К тому времени нормативы комплекса ГТО выполнили почти 60 миллионов советских граждан. Звания защищали производственные коллективы, образовательные учреждения, спортивные клубы, среди которых знаменитый «Турбостроитель» Ленинградского металлического завода. Сын его легендарного тренера Анатолия Рахлина бережно хранит отцовские записи, которые отец вел по каждому кандидату.

— ГТО 3-4 степени, приказ № 4, от 5 мая 1974 года. Вот, смотрим — за номером 13 Владимир Путин.

ГТО стал отправной точкой для многих ярких людей. Их путевкой в жизнь. Дополнительных мотиваций не требовалось. Быть готовым к труду и обороне было во все времена почетно.  

Это не просто нагрудный значок. Для целого поколения советских людей — это, если хотите, знак качества человека, настоящая примета времени. Помните, у Самуила Яковлевича Маршака строчки из стихотворения «Рассказ о неизвестном герое»: «Знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего». Посмотрите, он даже по форме своей напоминает знак золотого государственного стандарта СССР.

С распадом СССР значок канул в лету на долгих 23 года. Лишь в 2014 году Владимир Путин подписал указ о возвращении системы ГТО. В каждом городе, а в Петербурге — так в каждом районе, появились центры тестирования. Новые нормативы не запредельные — бронзовый значок по зубам даже тем, кто только делает первые шаги на пути к понимаю — здоровым быть здорово.

«Тот, кто не занимается спортом, для него это начинается, как попытка приобщиться к физической культуре. Дальше он смотрит на сверстников, говорит: «Почему они могут, а я не могу? Почему он прыгнул на два метра, а я на полтора?! Я тоже хочу знак!» Если у него не получилось, он приходит еще раз», — рассказала руководитель центра тестирования ГТО Калининского района Екатерина Сабаева.

Новейшая история ГТО разделила комплекс на 11 ступеней по возрастным категориям. Для каждого возраста свои нормативы. К примеру, 16-летнему юноше нужно быть готовым подтянуться 14 раз. 50-летнему соискателю достаточно семи. И желающих попробовать свои силы с каждым годом все больше. Стоит ли говорить — почему?

«Это ж здорово, это ж чувствуешь себя как, ах! Что я все могу! Все в моих силах!» — поделилась Татьяна Казанкина, Заслуженный мастер спорта СССР, трехкратная олимпийская чемпионка.

Мы часто довольно легкомысленно относимся к тому, что за деньги не купишь. Особенно, когда молоды и здоровы, кажется, что это навсегда. Увы, нет. Что абсолютно точно — никогда не поздно начать, начать готовиться к труду и обороне. А может к чему-то менее пафосному, но не менее важному.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Переписка, на основании которой блогеру Инсе Ландер вменили склонение к участию в террористической деятельности, велась в 2014 году, но всплыла только сейчас, хотя силовики ведут наблюдение за всеми сколько-нибудь активными в этой области людьми, обратил внимание адвокат. По словам подруги Ландер, в той переписке блогер упомянула Саида Бурятского, а на допросе следствие интересовалось ее знакомством с женами боевиков.

Как писал «Кавказский узел», Огуз Инса Солтан-Хамидова, блогер из Баксана, известная под псевдонимом Инса Ландер, помещена в Кабардино-Балкарии под домашний арест до 8 февраля по подозрению в содействии террористической деятельности. Ее задержали рано утром 9 декабря силовики в масках и с автоматами. После одиннадцатичасового допроса в двух силовых ведомствах по делу о вербовке Инса Ландер находится под домашним арестом в упадническом состоянии, сообщила 11 декабря подруга арестованной Соня Грезе, которая уверена, что Ландер не имела контактов с террористами и не занималась вербовкой.

Инса Ландер приобрела известность после разоблачительных публикаций о людях, которые собирают пожертвования через интернет. Также блогер участвовала в передаче «Мужское/Женское» как автор расследования о женщине, которая продавала  снимки своей полуобнаженной 13-летней дочери. Несколько месяцев Ландер, по данным «ОВД-инфо»*, готовила публикацию об утечке денег из благотворительного фонда, одним из руководителей которого является высокопоставленный чиновник из Кабардино-Балкарии.

Адвокат рассказал о единственной переписке в деле Инсы Ландер

Сроки обжалования решения суда о домашнем аресте Инсы Ландер были пропущены, сообщил адвокат из «ОВД-Инфо»* Дмитрий Захватов, 20 декабря вступивший в дело блогера.

«Будем пытаться восстановить их», — заявил он корреспонденту «Кавказского узла».

Адвокат уточнил, что Ландер обвиняется по ч.1 ст. 205.1 (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в террористическую организацию») УК РФ, но единственное, что вменяется ей в вину — это переписка в 2014 году с неким человеком, которого блогер якобы склоняла принять участие в деятельности террористической организации. «При этом ИГИЛ**, о которой писали в СМИ, прямо не упоминалась», — рассказал Дмитрий Захватов.

По неофициальным данным, распространенным ранее Telegram-каналом Baza без ссылок на источник, следствие считает, что Инса Ландер с 2014 года занималась вербовкой в «Исламское государство», которое признано в России террористической организацией и запрещено судом. «Делала она это якобы через свой аккаунт «ВКонтакте», списываясь с жителями Кабардино-Балкарии», — говорится в публикации на канале от 10 декабря.

Адвокат отметил, что, возможно, интерес спецслужб к Ландер возник из-за того, что в республиках Кавказа, по его словам, любой сколько-нибудь активный человек быстро оказывается «под колпаком» спецслужб, которые «на всякий случай» начинают отрабатывать их контакты. «Возможно, просто разрабатывали кого-то из тех, с кем Инса училась в медресе. В деле участвует Центр «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму МВД России, также известное как Центр «Э» — прим. «Кавказского узла»). А он обычно плотно взаимодействует со Второй службой ФСБ, занимающейся оперативной разработкой участников различных террористических организаций», — рассказал Дмитрий Захватов.

Он назвал удивительным тот факт, что переписка всплыла через семь лет после самого факта, причем второй человек, к которому Ландер, по данным следствия и обращалась, был осужден в июне 2021 года и приговорен к штрафу. «Странно, что при том, что за всеми сколько-нибудь активными людьми в этой области наблюдают, эта переписка всплыла только в 2021 году», — заявил адвокат.

Силовики могли выйти на Ландер из-за ее знакомства с женами уехавших в Сирию боевиков

Слова адвоката дополнила подруга Инсы Ландер Соня Грезе, которая предоставила «Кавказскому узлу» результат небольшого самостоятельного расследования событий.

По ее словам, Инса Ландер с 2009 до 2018 годы носила хиджаб, а в 2011-2014 (с перерывами) училась в женском медресе в селе Новосаситли Хасавюртовского района Дагестана, пока его не закрыли. По словам самой Ландер, процитированным Грезе, она пошла туда, потому что хотела больше понимать в религии, а учиться ей было негде.

В те же годы Ландер вела страницу в социальной сети «ВКонтакте». Сама она говорила Грезе, что писала там про религию и ее соблюдение — это максимум. «Но чтобы писать и уговаривать уехать куда-то, сделать что-то против власти и полиции — я не писала», — процитировала слова подруги Соня Грезе.

В дальнейшем, после медресе, по словам Грезе, которая сослалась на источник из окружения Инсы Ландер, блогер уехала в Москву, так как на родине не могла найти работу. Но в Москве из-за хиджаба все работодатели отказывали ей, и девушка, по словам источника, работала где придется и за копейки.

Что касается инкриминируемой Ландер переписки, как уточнила Грезе, речь идет о человеке, который 29 июня был осужден Зольским районным судом Кабардино-Балкарии по статье 205.6 (несообщение о преступлении)  УК РФ за несообщение об участии в формированиях «Исламском государстве»* своего знакомого и приговорен к штрафу 10 тысяч рублей. «Когда Инса с [этим человеком] переписывалась, прошло всего пять дней со смерти матери. Она была в состоянии сильного стресса. Он принес ей свои соболезнования, она приняла их и рассказала, что родные считают ее виновницей в смерти матери (довела ее, не слушалась, и так далее). Они этому повозмущались, он посоветовал больше молиться. И в процессе перехода темы на религию речь зашла про поступки в ней. Слов «джихад», «кафиры», «резать-убивать» не было», — рассказала Соня Грезе.

Инса ей рассказала, что в той переписке сказала своему собеседнику, что мужчине легче выделиться в религии и совершать богоугодные вещи, и к этому всегда склоняют все, но женщине «можно только детей рожать или учиться». По словам Грезе, в том диалоге ее подруга также высказала мысль, что, если бы была мужчиной, на месте бы не сидела, и лишь упомянула в связи с этим Саида Бурятского. «Но в той переписке не было восхищения Саидом Бурятским», — считает Соня Грезе.

С 2002 по 2005 год Александр Тихомиров (шейх Саид Абу Саад аль-Бурьяти — Саид Бурятский) обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в исламском университете «Аль-Азхар» в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте. Вернувшись в Россию, стал известен как проповедник ислама. Был убит в ходе боя с силовиками в Ингушетии в 2010 году, говорится в подготовленной «Кавказским узлом» биографической справке  о Саиде Бурятском. 

По ее мнению, интерес следствия к Ландер мог возникнуть и из-за трёх женщин, «шапочно» знакомых с ней, с которыми блогер последний раз виделась в 2012 году в доме одной из своих знакомых. «Они находятся в международном розыске, уехали в Сирию. Одна из них в теории могла захотеть вернуться на родину, и дать любые показания, какие от нее захотят сотрудники, чтобы скостить себе тяжесть своего преступления и срок, пойдя на сделку со следствием и оговорив Инсу, что якобы из-за нее она уехала в Сирию», — рассказала Грезе, отметив, что считает, что «на Кавказе так связывают все дела между собой».

16 декабря, по словам Грезе, был проведен допрос Инсы Ландер, на котором присутствовали представители Центра «Э». Об этом ей стало известно от родственников подруги. По их словам, у Ландер интересовались, поддерживает ли она контакты с тремя женщинами, уехавшими в Сирию, на что блогер ответила отрицательно. По ее мнению, ее возможно спутали с женой одного из боевиков, имя которой никто не знает.

«Эшники намекали ей, что, может, были уроки? Может, тебя чему-то учили? Она сказала как есть: «Нет», и это правда. Ей просто некуда было приткнуться из-за проблем дома. [Та женщина, в доме которой Ландер виделась с тремя женами боевиков], у которой Инса иногда жила из-за семейных неурядиц, дала приют, и все. Она смотрела за детьми и не особо вмешивалась, кто пришел и что делают. С ней здоровались пару раз, расспрашивали, как так получилось, что она живет не дома, выражали сочувствие, и все. Она считалась ребенком, чуть старше их собственных детей», — передала Грезе суть допроса Ландер и ее объяснения следователям по этому поводу.

Говоря о возможных причинах ареста подруги Соня Грезе также вновь упомянула о герое последнего расследования Инсы Ландер, которое не было завершено из-за ареста блогера. Это дагестанский бизнесмен, позиционирующий себя как специалист по исламскому банкингу, и глава одного тамошнего благотворительного фонда, указала Грезе, не назвав его имени. 

Ранее Соня Грезе рассказала «Кавказскому узлу», что Ландер натравливала своих подписчиков на других пользователей соцсети, и поэтому у нее есть недоброжелатели. Власти не волновали действия блогера, пока она не решилась на расследование о коррупции регионального чиновника, указала журналистка Анна Беляева.

Пользователи соцсети рассказали о том, как Ландер помогла им

«Кавказскому узлу» удалось найти двух человек, которым Инса Ландр помогла, организовав сборы, и которые согласились поделиться своими впечатлениями. Оба они подчеркнули, что испытали шок, услышав о задержании блогера.

Один из них, Иван, рассказал, что Ландер помогла его жене, которая проходила лечение от рака груди. «Я уже не помню, как и где Инса об этом узнала, кажется, я где-то написал об этом в «Твиттере». Инса сама мне написала и предложила организовать сбор. Я поначалу отказывался, потому что не видел смысла — 90% лечения жена получала бесплатно от государства. Но Инса была настойчива в своем желании помочь, поэтому я посоветовался с женой и мы согласились. Собранные деньги планировали потратить на уколы гормонов, это весьма недешево. Инса попросила документы, подтверждающие диагноз, я их предоставил. Дальше она написала пост на своем канале. Ну все, собственно», — рассказал Иван.

По его словам, самое большое впечатление произвела настойчивость Ландер в желании помочь и дотошность в деталях. «Ничего не упустила. Сумму собранную не вспомню. Хватило на полгода гормональной терапии. Тысяч 35, может быть. После сбора мы несколько раз списывались, я рассказывал про ход лечения жены. Последний раз рассказал Инсе о том, что врачи объявили о наступлении ремиссии. Когда увидел новости про ее арест и обвинение — был шокирован», — заявил мужчина.

Еще одним адресатом сбора, организованного Инсой Ландер, стала Елена, сын которой страдает ДЦП. По словам Елены, они с Инсой познакомились в Интернете.

«Сначала речь шла о сборе средств для того, чтобы я с детьми могла отдохнуть в Турции. Затем я упомянула, что сыну понадобилась новая коляска и подъемник, чтобы он мог передвигаться. Я обратилась к Инсе, и она вновь организовала сбор, который тоже прошел достаточно быстро и прозрачно. Со своей стороны я представила ей счета и фотографии, подтверждающие, что деньги были потрачены по назначению», — рассказала Елена.

Говоря о своих личных впечатлениях от Инсы Ландер, женщина подчеркнула: «Она очень мне понравилась. Очень отзывчивая девушка, хорошая девушка». «Я вообще в шоке от того, что произошло», — отметила она.

* организация внесена Минюстом России в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента

** — ИГ («Исламское государство», ранее ИГИЛ) — организация признана террористической и запрещена в России судом.

Сатира на злобу дня, неожиданный психологизм от Marvel, депрессия из глубинки. Корреспондент.net рассказывает о самых примечательных шоу года. Сериалы расположены в произвольном порядке.

Мейр из Исттауна

HBO

Загнанная на работе и дома Мейр Шиэн — сыщица-неудачница, которой весь город не может простить нераскрытое преступление. Год назад она не справилась с крупным делом и теперь ловит эксгибиционистов, перевоспитывает мелких хулиганов и успокаивает мнительных пенсионеров.

Бывший муж живет с другой женщиной в доме напротив. И все вокруг напоминают Мейр, как однажды она спасла Исттаун, забросив решающий мяч в школьном матче по баскетболу (c тех пор прошла целая жизнь).

Однако уже в финале первого эпизода у героини вновь появляется шанс всех удивить: найден еще один труп и дело нужно раскрыть.

Сериал, вслед за Настоящим детективом доказывающий, что лучшие истории о сыщиках — не про криминал, а про выяснение отношений со временем, памятью и судьбой. Это борьба с прошлым за будущее, которая позволяет увидеть в детективном сюжете бесконечное количество других, куда более глубоких историй. 

Ванда/Вижн

Marvel

Самым радикальным экспериментом студии-гиганта Marvel в 2021 году оказался сравнительно малобюджетный псевдоситком.

Выжившая после апокалипсиса пара супергероев, андроид Вижн и владеющая магией Алая Ведьма, поселяется в идиллическом американском городке, чтобы вести жизнь обывателей: подстригать газон, ходить за покупками, растить детей. Разумеется, все это неспроста.

Создатели сериала проводят зрителя через чистилище нескольких десятилетий американского популярного телевидения, постепенно обнажая истинный сюжет сериала: переживание утраты близкого и трансформацию травмы.

Впечатляет эмоциональная и даже философская глубина этого произведения, выросшего из относительно банального развлекательного кинокомикса.   

Белый лотос

HBO

Сериал рассказывает о белых американских богачах, которые проводят отпуск в одном из гавайских отелей.

Изначально продвигаемый в качестве мини-сериала проект стал неожиданным хитом, из-за чего канал продлил Белый лотос на второй сезон — теперь он трансформируется в антологию с разными сюжетами в каждом сезоне. 

Сериал совмещает в себе увлекательный сюжет и потрясающе точную сатиру на современные порядки. Отдельным хитом стала музыкальная тема Кристобаля Тапии де Веера на титрах сериала — ей в любви признавались актриса Сара Полсон и брат Билли Айлиш Финнеас.

Это грех

HBO

Сценарист и шоураннер Расселл Т.Дэвис (первые сезоны обновленного Доктора Кто) в художественной манере описал свою молодость в гей-комьюнити Лондона 1980-х и как его значительную часть поглотил СПИД, на тот момент никому неизвестного вируса.

Это горький и трагичный, но в то же время полный жизни рассказ о молодости, обещавшей много, но сгоревшей быстро.

Локи

Marvel

Изобретательный и глубокий сериал, который может увлечь даже тех зрителей, кому фильмы Marvel казались либо чересчур эпическими, либо слишком наивными. Но при этом его события происходят в альтернативной вселенной, а герои и злодеи то и дело путешествуют во времени. 

Сериал заставляет рефлексировать героя, который прежде злодействовал на автопилоте — просто потому, что такова его роль. Все начинается с того, что самый свободолюбивый персонаж из вселенной Marvel вдруг оказывается в кандалах — в самом унизительном для себя положении.

А затем в Управлении Временными Изменениями скандинавский бог-плут попадает в некий архив, где ему дают под другим углом посмотреть на самые важные сцены из своей жизни — и комедия вдруг становится драмой.

А еще у Локи вот-вот отберут веру в то, что его воля уникальна: кажется, главный в космосе бунтарь всю жизнь был марионеткой судьбы.

Полуночная месса

Netflix

Мини-сериал про депрессивную американскую глубинку, опасных фанатиков, алкоголизм и… не будем спойлерить. Полуночная месса впечатляет прекрасно выписанными персонажами и катарсисом в финале. 

Сериал будто бы собрана нейросетью по запросу «Стивен Кинг». Однако создатель сериала писал сценарий по своему опыту избыточного пристрастия к алкоголю и взросления в католической среде. 

Станция Одиннадцать

HBO

В череде культурных явлений про вирусы в пандемийную эпоху этот сериал, наверное, самый оптимистичный и жизнеутверждающий. А еще самый ладно скроенный, потому что все в нем, на удивление, работает не по правилам. 

Убийство в одном здании

Hulu

Убийства в одном здании» стал самым просматриваемым комедийным сериалом диснеевского стриминга Hulu. И не просто так. Очарования центрального трио Стива Мартина, Мартина Шорта и Селены Гомес уже достаточно для неплохого развлечения, однако в этом случае к ним прилагается еще и отличный сериал: с закрученным сюжетом, остроумным юмором и изящной режиссурой. 

Игра в кальмара

Netflix

Сериал, вернувший зрителям страсть к спорам о сериалах. В чем секрет его успеха? В самой магии игры, в социальной критике, в превращении детских забав в смертельные соревнования, в христианском подтексте, в универсальном герое, в эстетике корейского кино — или все-таки в невероятной виральности сюжета и картинки?

Столько споров вокруг сериалов не было со времен Чернобыля и Игры престолов — и уже за это корейский хит стоит запомнить.

Корпорация Заговор

Netflix

Изобретательный сатирический мультсериал от создателя культового Гравити Фолз идеально отражает сегодняшние общественные настроения верить теориям заговора.

Главная героиня Рейган работает в организации под названием Глубинное государство. В ее задачи входить удерживание мира на волоске от слетания с катушек. Ведь каждый день на человечество могут напасть воинственные рептилоиды, обезумевший андроид или армия клонов.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Искусство

Как соцреалисты связаны с передвижниками? При чем тут классические религиозные сюжеты Преображения и Вознесения? Откуда на соцреалистических картинах cлепые пятна? В новом выпуске искусствоведческого цикла учимся отличать соцреализм в живописи

Автор Галина Ельшевская

Социалистический реализм в качестве обязательного к применению метода и одновременно стиля существовал в уставах советских творческих союзов почти 60 лет, не имея при этом четких понятийных очертаний: соцреалисти­ческое искусство было просто искусством, поощряемым и насаждаемым властью. Но с течением лет у власти не только менялись вкусы (пусть не ра­ди­кально), но и сама воля надзирать и указывать то крепла, то ослабевала. Поэтому мы будем в основном рассматривать стиль в его наиболее активные годы (1930–50-е) и только в живописи, где он проявился особенно наглядно. 

аудио

Бывает ли соцреализм с человеческим лицом?

«Зачем я это увидел?» на выставке Юрия Пименова в Третьяковке

1. Однозначность интерпретации

Программа соцреализма, первоначально сформулированная в уставе Союза писателей (народность, идейность и требование изображать конкретную действительность в ее революционном развитии), выглядела умозрительно и применительно к литературе, а при переносе ее на изобразительные искус­ства и вовсе превращалась в бессмысленный набор слов. А вот не проговорен­ное в правилах требование понятности являлось реальным критерием оценки. Зритель, не искушенный в искусстве, не должен был испытывать недоумения по поводу изображенного сюжета. В известном смысле такой зритель смоде­лирован по образцу героя рассказа Джека Лондона «Тропою ложных солнц», индейца Ситки Чарли, которому не нравится картина, где врач сидит у постели больной девочки, потому что из картины не следует, выздоровеет девочка или умрет. И художники-рассказчики пытаются сделать финал очевидным. Так, в историко-революционных картинах (очень поощряемый жанр) Бориса Иогансона распределение света и тени в противостоянии сил не оставляет сомнений в конечной победе мужественных героев.

Однозначное противопоставление «положительного» и «отрицательного», как и в целом традиция изобразительного повествования, легко переводимого на язык литературы, идет от передвижников — генетическую связь с ними соцреализм всячески подчеркивал. Однако на самом деле развернутые сюжеты в золотую пору соцреалистической живописи — 1930–50-е годы — достаточно редки. Рассказы, продленные во времени и обещающие разрешение конфликта, характерны скорее для поздних, послевоенных вариантов стиля, когда идеоло­гический напор ослабевает и дидактика перемещается в бытовую зону. В кар­тине Решетникова «Опять двойка» (1952) изобилующий подробностями рассказ (забавная деталь: на стене комнаты висит репродукция картины того же автора «Прибыл на каникулы») иллюстрирует нехитрую житейскую максиму: следует быть прилежным и хорошо учиться. 

1 / 6

Борис Иогансон. На старом уральском заводе
1937 год
© Борис Иогансон / Государственная Третьяковская галерея

2 / 6

Борис Иогансон. Допрос коммунистов
1933 год
© Борис Иогансон / Государственная Третьяковская галерея

3 / 6

Ефим Чепцов. Среди родных
1945 год
Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки

4 / 6

Федор Решетников. Опять двойка
1952 год
© Федор Решетников / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

5 / 6

Александр Лактионов. После операции
1965 год
© Александр Лактионов / Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки

6 / 6

Александр Лактионов. В новую квартиру
1952 год
© Александр Лактионов / Донецкий областной художественный музей / Diomedia

10 признаков того, что перед вами картина передвижников

Охотники, кабаки, униженные и оскорбленные, а также другие «бедные люди»

2. Апофеозы и экстазы

Жанр торжественных шествий и выходов вождей к народу, по сути, появляется одновременно с соцреалистической доктриной и достигает пика во второй половине 1930-х годов. Притом что официальное определение стиля — «исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» — представляет собой пустую формулу, именно этот жанр ей соответствует, но соответствует парадоксально: революционное развитие случилось — и уже обрело итог, чаемое будущее стало настоящим, истории больше некуда двигаться. Мы присутствуем при апофеозе сбывшейся утопии, и характерно, что картины эти — большого размера (в частности, панно для Всемирной выставки в Париже). Надвигающиеся на зрителя толпы обитателей «советского рая» побуждают вспомнить внутренний монолог героя Юрия Домбровского («Хранитель древностей»), который в ответ на требование понимать, «какое время наступает», сокрушенно думает — «и зачем ему надо наступать именно на меня?».

Рядом с такими репрезентативно-фронтальными шествиями существуют канонические иконографии единения народа с вождями. Вожди могут войти в толпу, а могут выступать с трибуны — в обоих случаях толпа будет охвачена экстазом. В основе этого композиционного извода — традиционные схемы «чудесного явления», «преображения» или «вознесения», но здесь экзальтация религиозного толка претендует на то, чтобы одновременно быть своего рода протоколом действительных событий. При этом конкретная персонификация власти (Ленин, Сталин или Хрущев) не меняет вида целого — разве что со сменой политического курса фигуры способны галлюцинаторно возникать или исчезать: так, Сталин, присутствующий за спиной Ленина в картине Серова «Ленин на съезде ВКПб» 1947 года, в более поздней версии (после XX съезда) превратился в слепое пятно. «Исчезновения» конкретных людей не только влияли подчас на судьбу произведения (один из вариантов картины Дейнеки «Стахановцы» был изъят из обращения, поскольку в толпе был изображен уже арестованный к тому моменту Николай Вавилов), но и ставили под сомнение сам «протокол» события: Ефанову пришлось не только переписывать «Незабываемую встречу», но и снабжать ее длинным названием, потому что первоначально он изображал встречу Сталина с руководителями тяжелой промышленности, а вовсе не с их женами. За время работы над картиной эти чиновники успели попасть во «враги народа».

1 / 8

Александр Дейнека. Стахановцы
1937 год
© Александр Дейнека / Тверская областная картинная галерея

2 / 8

Александр Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути
1938 год
© Александр Дейнека / Музей современной истории России

3 / 8

Александр Дейнека. Герои первой пятилетки
1936 год
Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан

4 / 8

Василий Ефанов и бригада художников. Знатные люди Страны Советов
1939 год
© Государственный Русский музей

5 / 8

Василий Сварог. И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького
1939 год
Государственная Третьяковская галерея

6 / 8

Владимир Серов. В. И. Ленин провозглашает советскую власть на 2-м Съезде Советов
1947 год
© Владимир Серов / Universal Images Group / Sovfoto / Diomedia

7 / 8

Василий Ефанов. Незабываемая встреча (Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности в Кремле)
1938 год
© Василий Ефанов / Государственная Третьяковская галерея

8 / 8

Ахмед Китаев. Хрущев среди рабочих-строителей
1961 год
© Ахмед Китаев / Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

3. Раздольное и изобильное

Соцреалистическая живопись в массе своей предпочитает горизонтальные форматы. Вертикаль и диагональ активны и сами в себе содержат вектор движения, горизонталь же статична и репрезентирует устойчивый порядок. Любопытно, что манифестация устойчивости возникает во всех жанрах соцреалистической живописи, несмотря на слова о «революционном развитии» в официальном определении стиля. Панорамные ландшафты демонстрируют раздолье, не только русское: это могут быть панорамы кавказских гор или среднеазиатских хлопковых полей, это может быть столица — с видом кремлевских башен или высоток. Популярны индустриальные пейзажи: изображения больших строек или рабочих цехов, в которых подчеркивается масштаб, созидательное величие. Изобильные натюрморты демонстрируют достаток, отсылают к классическим постановкам, а то и тяготеют к эпичности; тела изображенных людей начиная с 1930-х годов грузнеют, даже если это тела спортсменов, которым вроде бы противопоказан лишний вес. «Большая фигура» — мотив, особенно ярко явленный у Александра Самохвалова, чьи «Метростроевки» напоминают языческих богинь. Такое стремление к мону­ментальной солидности являет себя и в самой живописной ткани.

1 / 11

Александр Дейнека. Москва
1952 год
© Александр Дейнека / Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова

2 / 11

Виктор Каррус. Хлеб государству
1953 год
© Виктор Каррус / Kumu Kunstimuuseum

3 / 11

Федор Шурпин. Утро нашей Родины
1946–1948 годы
© Федор Шурпин / Государственная Третьяковская галерея

4 / 11

Александр Самохвалов. С. М. Киров принимает парад физкультурников
1935 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей

5 / 11

Александр Самохвалов. Метростроевка со сверлом
1937 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей / РИА «Новости»

6 / 11

Мартирос Сарьян. Колхоз села Кариндж в горах Туманяна
1952 год
© Мартирос Сарьян / Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ (Национальная картинная галерея Армении) / РИА «Новости»

7 / 11

Мартирос Сарьян. Арарат весной
1945 год
© Мартирос Сарьян / Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ (Национальная картинная галерея Армении)

8 / 11

Семен Павлов. Горячепрокатный цех гвоздильного завода
1937 год
Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

9 / 11

Петр Кончаловский. Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника
1941 год
© Петр Кончаловский / Государственный Русский музей / РИА «Новости»

10 / 11

Илья Машков. Колхозница с тыквами
1930 год
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

11 / 11

Александр Куприн. Завод «Серп и молот» в Москве, мартеновский цех
1931 год
© Александр Куприн / Собрание Т. С. Анисимовой-Куприной

4. Цвет и фактура: материальная тяжесть

В создании соцреалистической живописи задействованы художники разных поколений — включая и тех, кто сформировался до государственного диктата, — но теперь и им предписаны жесткие правила игры. Интересно, что органичнее прочих в заданных условиях чувствуют себя бывшие «бубновые валеты»  «Бубновый валет» — одно из первых авангардистских художественных объединений в русском искусстве. «Бубнововалетцы» выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Общество существовало с 1911 по 1917 год. В числе главных представителей — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова. — их прежняя, не раз декларируемая сосредоточенность на мате­риальном — тяжесть и плотность красочного слоя, активность фактуры — теперь оказалась кстати, оставалось лишь чуть сдвинуть цвет, ранее сопоставленный условными зонами, в сторону колористической натурности. 

Соцреализм, как уже говорилось, поощряет изобильность, богатство — в числе прочего богатство фактур. Это касается и фактур изображенных — тяжелых тканей, антикварных предметов (особенно в портретах), — и фактуры самой живописи, в которой следы длительной работы (того, что Мандельштам называл «блудом труда») должны быть видимы. Техника красочной кладки основывается на примерах из второй половины XIX века: открытость мазка, но не чрезмерная, не доходящая до пастозности (впрочем, у Александра Герасимова, «главного соцреалиста», такая открытость в сочетании с жирным блеском масла бывала на грани фола — но лишь в камерных жанрах, например в банных «ню», где мазки на телах натурщиц выглядят как непристойные струпья). А в колорите предполагалось странное соединение пестроты с зем­листостью, где пестрота должна соответствовать реальным цветам, а земли­стость — демонстрировать «скромность» автора, его отказ от, как это тогда именовалось, «выпячивания приема». Поскольку соцреализм ориентировался на изобразительное правдоподобие, выступая против каких бы то ни было манифестаций художественного языка, практически все за пределами простой светотеневой моделировки считалось таким «выпячиванием» и осуждалось как грех формализма.

1 / 5

Илья Машков. Портрет З. Д. Р. (Дама в синем)
1927 год
Государственный Русский музей

2 / 5

Александр Герасимов. Автопортрет с семьей
1934 год
© Александр Герасимов / Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь

3 / 5

Александр Герасимов. Этюд к картине «Деревенская баня»
1938–1956 годы
© Александр Герасимов / Музей-усадьба Герасимова, Мичуринск

4 / 5

Александр Герасимов. Этюд к картине «Деревенская баня»
До 1940 года
© Александр Герасимов / Томская областная картинная галерея

5 / 5

Аркадий Пластов. Ужин трактористов
1951 год
© Аркадий Пластов / Государственная Третьяковская галерея

5. Портреты героев времени

По отношению к портретному жанру официальное советское искусство следует просветительскому маршруту, заданному в России издавна: можно вспом­нить и некоторые классицистические портреты (например, Левицкого), персонажи которых заслуживают запечатления своими благими деяниями, тут же в портретах и поименованными, и стремление Павла Михайловича Третьякова составить галерею портретов «лучших людей» страны. Наиболее полно просветительская тенденция воплощена в серии портретов Нестерова, где деятели науки и культуры предстают, как правило, в обстановке своей работы, как бы объясняющей и легитимирующей выбор художника. С другой стороны, соцреалистическое представление о правильном герое связано с «людьми труда» — рабочими и колхозниками, часто безымян­ными, — и это повод для расцвета портретов-типов, чья выразительность сродни плакатной. Именно этот портретный поджанр переживет золотые годы социалистического реализма, впоследствии выродившись в рутинную продукцию художественных комбинатов. 

1 / 8

Михаил Нестеров. Портрет хирурга Сергея Сергеевича Юдина
1935 год
© Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

2 / 8

Михаил Нестеров. Портрет Веры Игнатьевны Мухиной
1940 год
Государственная Третьяковская галерея

3 / 8

Павел Григорьев-Савушкин. Крановщица
1955 год
© Павел Григорьев-Савушкин / Чувашский государственный художественный музей

4 / 8

Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской
1939 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея

5 / 8

Юрий Непринцев. Метростроевцы-проходчики
1959 год
© Юрий Непринцев / РИА «Новости»

6 / 8

Вячеслав Варнашов. Крановщик Кузьмин
1985 год
© Вячеслав Варнашов

7 / 8

Павел Григорьев-Савушкин. Няня детского сада. Нина
1964 год
© Павел Григорьев-Савушкин

8 / 8

Александр Лактионов. Обеспеченная старость
1956–1960 годы
© Александр Лактионов / Київська національна картинна галерея

6. Тема труда («пускай работает рабочий и не рабочий, если хочет»)

«Трудовой жанр» — рядом с традиционным бытовым жанром — нельзя считать чисто соцреалистическим и даже чисто советским изобретением: тема суще­ствовала и раньше. Однако в эпоху торжествующего соцреализма она вышла на главенствующие позиции. Практика творческих командировок художников на великие стройки, заводы-гиганты и в процветающие колхозы давала плоды: результаты их впечатлений, конечно, соответствовали офици­альному канону не всегда, но достаточно часто. В основном своем векторе трудовые жанры прошли путь от упоения техникой в творчестве живописцев из групп ОСТ  ОСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. и «Круг художников»  «Круг художников» — объединение ленинградских художников, основанное в 1926 году студентами ВХУТЕИНа. до смещения акцента на образы тех, кто техникой управ­ляет, — и эти условно портретные изображения чем дальше, тем больше тяготели к плакатному строю. 

Плакатность свойственна и художникам так называемого «сурового стиля» — Павлу Никонову, Таиру Салахову, Николаю Андронову, — выступившим своего рода шеренгой на волне хрущевской оттепели (потом каждый из них пойдет уже своим путем). Приверженцев этой поэтики было больше, чем принято считать (обычно упоминается пять-шесть авторов и работы только начала 1960-х годов), и на первый взгляд герои их картин, выстраивающиеся у «линии рампы» — плотогоны, ремонтники и полярники, — мало чем отличаются от героев прежнего времени. Разве что, собственно, «суровостью» — отсут­ствием оптимизма, но это отсутствие важно. 

1 / 9

Юрий Пименов. Даешь тяжелую индустрию!
1927 год
© Юрий Пименов / Государственная Третьяковская галерея

2 / 9

Александр Дейнека. На просторах подмосковных строек
1949 год
© Александр Дейнека / Государственная Третьяковская галерея

3 / 9

Виктор Попков. Строители Братской ГЭС
1960 год
© Виктор Попков / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

4 / 9

Рудольф Баранов. С высоты портового крана
1974 год
© Рудольф Баранов

5 / 9

Александр Самохвалов. Метростроевка с отбойным молотком
1937 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей

6 / 9

Михаил Костин. На Сталинском заводе
1949 год
© Михаил Костин / Springville Museum of Art

7 / 9

Георгий Сатель. На строительстве гостиницы «Украина»
1949 год
© Георгий Сатель / Череповецкое музейное объединение

8 / 9

Исаак Бродский. Ударник Днепростроя
1932 год
Музей-квартира И. И. Бродского

9 / 9

Игорь Симонов. Котлован
1969 год
© Игорь Симонов 

7. Оптимизм: праздники и другие радостные события

Неизменный оптимизм косвенно заложен в самом определении стиля: действительность в ее революционном развитии обещает исполнение чаяний и всеобщее счастье. Поскольку чаемое светлое будущее уже как бы присут­ствует в настоящем, мажорность строя и прославительные интонации обяза­тельны и по отношению к лучезарному сегодня. По картинным пространствам широко раскидываются колхозные праздники, улыбающиеся люди шествуют в демонстрациях и на парадах, поют и пляшут колхозники, радуются старики и молодожены, школьники, которых принимают в пионеры, семьи за обеден­ным столом и маленькие дети у новогодней елки. В послевоенные годы в кар­тинах этого рода усиливаются сентименталистские интонации: массовое уступает место интимному, домашним сценам, лишенным идеологического наполнения. Бытовая лирика, которая прежде прозябала на вторых ролях, стремится в мейнстрим. 

1 / 6

Сергей Герасимов. Колхозный праздник
1937 год
© Сергей Герасимов / Государственная Третьяковская галерея / Getty Images

2 / 6

Аркадий Пластов. Колхозный праздник
1937 год
© Аркадий Пластов / Государственный Русский музей / Diomedia

3 / 6

Александр Лактионов. Герой Советского Союза капитан Н. В. Юдин в гостях у танкистов
1931 год
© Александр Лактионов / Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

4 / 6

Михаил Ряснянский. Комсомольская свадьба
1970 год
© Михаил Ряснянский

5 / 6

Юрий Пименов. Новый год
1949 год
© Юрий Пименов / Белгородский художественный музей

6 / 6

Юрий Кугач. В праздник
1949 год
© Юрий Кугач / Государственный Русский музей

8. Лирические мотивы

Было бы неправильно утверждать, что все искусство соцреализма охвачено идеологической патетикой и апологией коллективности — в нем было оставлено место для частной жизни: для камерных пейзажных этюдов, для цветочных натюрмортов и дачных террас. Для таких сюжетов годилась традиция живописи мастеров из Союза русских художников и в целом левитано-саврасовская линия. Годился и бескрасочный «дождливый» импрес­сионизм: мотив дождя сам по себе указывал на атмосферу человеч­ности, душевной теплоты, что проявилось не только в жанровых полотнах Юрия Пименова, но и, например, в большой картине Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле», получившей народное название «Два вождя после дождя». 

Лирически окрашенные рассказы про людей получают распространение после войны: «Письмо с фронта» Лактионова — едва ли не самое раннее свидетельство меняющейся оптики. Часто героями подобных картин были дети. Временами в ходе различных идеологических кампаний пристрастие к живописанию сугубо бытовых сцен клеймилось как безыдейное «мелко­темье», однако новый соцреалистический сентиментализм становился все более заметен, и, например, в 1949 году Федор Решетников был удостоен Сталинской премии именно за картину «Прибыл на каникулы» (правда, совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»).

1 / 7

Александр Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле
1938 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея

2 / 7

Александр Герасимов. После дождя (Мокрая терраса)
1935 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

3 / 7

Александр Лактионов. Письмо с фронта
1947 год
© Александр Лактионов / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

4 / 7

Людмила Скубко-Карпас. Интересная передача
1952 год
© Людмила Скубко-Карпас

5 / 7

Евгений Кацман. Умелые руки
1953 год
© Евгений Кацман / Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь

6 / 7

Федор Решетников. Прибыл на каникулы
1948 год
© Федор Решетников / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

7 / 7

Татьяна Яблонская. Утро
1954 год
© Татьяна Яблонская / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

9. Отдельные недостатки, или Враг не дремлет

Общая сосредоточенность художников на положительных аспектах современной им жизни все же не исключает того, что изредка в фокус попадают и иные ее стороны: поиски шпионов и врагов народа, суды, задержания. Немногочисленные картины подобной тематики не строго укладываются — а порой и вовсе не укладываются — в ячейку соцреализма, ведь в стиле содержится некоторое требование возвышенного, а в данном случае этот вектор объективно оказывается смещен. Независимо от того, что хочет выразить автор, изображение отрицательного в соцреалистической эстетике не предусмотрено — предел возможного здесь негатива находится примерно на уровне огорчительной двойки, полученной учеником. Поэтому сами сюжеты провоцируют то на экспрессивную трактовку, то на примити­вистскую, в них обнаруживаются возможности для выходов в гротеск, в карикатуру и в иные варианты художественных преувеличений. При этом характерно, что, например, Сергей Светлов, живописавший «Задержание английского шпиона», — ученик авангардиста Георгия Якулова, вместе с учителем оформивший спектакль «Царь Эдип». Так что нередко подобного рода картины представляют еще и отчетливый антропологический интерес. 

1 / 4

Николай Шнейдер. Суд над прогульщиком
1931 год
Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

2 / 4

Сергей Светлов. Задержание английского шпиона
1939 год
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

3 / 4

Соломон Никритин. Суд народа
1934 год
© Соломон Никритин / Государственная Третьяковская галерея / Diomedia

4 / 4

Александр Козлов. Суд
1926–1927 годы
Государственный Русский музей

P. S. Вокруг соцреализма 

Существует устное ироническое определение соцреализма: это искусство, прославляющее начальство в доступных начальству формах. При несоблю­дении последнего условия реакция адресата непредсказуема — или же, напротив, слишком предсказуема.

В пору расцвета соцреалистической живописи — условно говоря, в сталинский период — многие художники оказались вытеснены из процесса (в лучшем случае — просто вытеснены, лишены возможности выставляться). У большинства обреченных на «подшкафное» существование не было полити­ческих разногласий с властью, однако были неотрефлексированные эстетиче­ские. Изображения вождей, парадов или строек сами по себе не гарантировали признания; они могли быть отвергнуты за то, что формальная трактовка не соответствовала диктуемому канону. Соцреализм был директивным стилем: в сущности, его жесткие постулаты вполне укладывались в лагерную формулу: «Шаг вправо, шаг влево — равняется побег». 

1 / 5

Георгий Рублев. Сталин, читающий газету
1935 год
© Георгий Рублев / Государственная Третьяковская галерея

2 / 5

Константин Вялов. И. Сталин и К. Ворошилов на крейсере «Червона Украина»
1933 год
© Константин Вялов / Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

3 / 5

Петр Строев. В свиноводческом колхозе
1932 год
Wikimedia Commons

4 / 5

Роман Семашкевич. Энтузиастки
1931 год
Издательство «Галарт»/span>

5 / 5

Николай Евграфов. Демонстрация
1936 год
Sotheby’s

11 признаков того, что перед вами картина маньеристов

17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина

12 признаков того, что перед вами импрессионистская картина

18 признаков того, что перед вами романтическая картина

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

  • Рассказ о выдающемся человеке 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о выдающемся деятеле
  • Рассказ о выдающемся человеке с ограниченными возможностями
  • Рассказ о выдающихся людях
  • Рассказ о выдающемся человеке россии