Рассказ о выдающемся человеке своего края

Доброе утро! в уходящем году россия попала в пятерку стран с самым низким индексом счастья вместе с ганой, афганистаном,

Доброе утро!

В уходящем году Россия попала в пятерку стран с самым низким индексом счастья – вместе с Ганой, Афганистаном, Ираком и Гонконгом. И есть от чего:

  • Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал».
  • В пяти городах России задержали бывших сотрудников штабов Навального.
  • Россия выдает Минску еще одного белоруса.
  • Новый раунд российско-американских переговоров назначен на 10 января.

Потомки победителей

Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал» по иску Генпрокуратуры. Прокурор Алексей Жафяров заявил в суде: «Мемориал», спекулируя на теме политических репрессий XX века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует нацистских преступников, на чьих руках кровь советских граждан. Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников родины и нацистских пособников… Наверное, потому, что за это кто-то платит».

Решение Верховного суда будет обжаловано в апелляционной инстанции. «Мемориал» пообещал, что найдет «законные способы» продолжить свою работу – вот короткое интервью с председателем правления «Международного Мемориала» Яном Рачинским.

У здания Верховного суда в Москве полиция задержала не менее семи человек, пришедших поддержать «Мемориал». Вечером в Петербурге прошли одиночные пикеты против ликвидации этой старейшей в России правозащитной организации. Здесь о решении Верховного суда говорят историк Тамара Эйдельман и адвокат Иван Павлов (оба подчеркивают необходимость сохранения исторической памяти в каких бы то ни было форматах).

Здесь рассказывается о нескольких людях, создававших «Мемориал» на закате советской эпохи, и о тех, кто продолжает в нем работать.

Сегодня Мосгорсуд будет рассматривать вопрос о ликвидации второй структуры «Мемориала», одноименного правозащитного центра, – и, вероятнее всего, тоже ее ликвидирует. Еще в понедельник многие не верили, что это возможно: вот, например, интервью с Людмилой Улицкой, в котором она говорит, что до ликвидации дело не дойдет.

Штабисты-«экстремисты»

Юристы правозащитного проекта «Первый отдел», созданного адвокатом Иваном Павловым после его вынужденного отъезда из России, обжаловали решение по делу о признании структур Навального «экстремистской организацией». В кассационной жалобе 65 страниц. Дата ее рассмотрения пока не назначена, но «экстремистское» уголовное дело в отношении соратников Навального стремительно набирает обороты: в пяти городах России прошли обыски у бывших сотрудников штабов Навального.

Бывшие координаторы штабов в Иркутске и Томске Захар Сарапулов и Ксения Фадеева (она депутат томской гордумы) стали подозреваемыми в причастности к «экстремистскому сообществу» и «организации, посягающей на личность и права граждан». В качестве меры пресечения суд назначил им запрет определенных действий (нельзя пользоваться интернетом, общаться с кем-либо без разрешения следователя и посещать массовые мероприятия). На допрос возили также бывших координаторов штабов в Архангельске и Барнауле и бывшего СММ-редактора саратовского штаба. Со всех взяли подписку о неразглашении, поэтому подробностей нет.

Ранее по делу об участии в «экстремистской организации» была арестована экс-глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева. После этого бывший координатор сети региональных штабов Леонид Волков предложил всем остающимся в России соратникам уехать, но Фадеева и Сарапулов решили остаться. Теперь им грозят 12-летние сроки.

Невеселые, нечетные годовщины

Исполнился ровно год с тех пор, как в России появились первые физлица – «иностранные агенты». За это время в Госдуму были внесены несколько законопроектов, модифицирующих «иноагентский» закон, весь год высказывались требования вообще его отменить, но российские власти упорно кивают на американский закон об «иностранных агентах», с которым у российского нет почти ничего общего. Как ситуация будет развиваться дальше, здесь предсказывают физлицо – «иностранный агент» Лев Пономарев и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков (спойлер: будет только хуже).

Подробный рассказ о том, как живут люди со статусом «иностранного агента», читайте здесь: кроме бессмысленной мороки этот статус приносит своему носителю еще и дополнительные расходы – в размере 3,5 тысяч долларов в год. Работу «иностранным агентам» найти тоже затруднительно. Зато легко лишиться того, что уже имеешь: московские власти потребовали от комитета «Гражданское содействие», объявленного «иностранным агентом» в 2015 году, покинуть помещение, выделенное ему в 2011 году с подачи тогдашнего президента Медведева.

«Закону Димы Яковлева», запрещающему американцам усыновлять российских сирот, исполнилось девять лет. Здесь рассказывается о судьбе детей, которых собирались усыновить, но не успели, и том, как изменилось положение сирот в России за это время.

Российские будни

  • В Госдуме создают межфракционную рабочую группу по защите христианских ценностей. Возглавит ее Петр Толстой – потомок отлученного от церкви Льва.
  • Глава Совета по правам человека при Путине Валерий Фадеев выступил в защиту 19-летнего студента, приговоренного к четырем годам колонии за то, что он справил нужду на стенд с портретом ветерана и выложил соответствующее видео в инстаграм. По словам Фадеева, студенту нужно было «дать месяц обязательных работ» и отправить его «выносить горшки».
  • Житель Северодвинска написал заявление на ФСБ по статье об оскорблении ветеранов в связи с тем, что в 2014 году у него при обыске изъяли медали, кортик и десантный нож его отца. Медали потом вернули, а кортик и нож так и не отдают.
  • 22-летняя дочь главы Чечни Рамзана Кадырова стала заслуженным работником культуры Чечни. На прошлой неделе она получила медаль «За защиту прав человека».
  • В Ставропольском крае прошел обыск у юриста северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. У него изъяли технику, после чего увезли в полицию в Пятигорск, где допрашивали как свидетеля по делу об «оправдании терроризма», задавали вопросы о телеграм-канале 1ADAT. Кто проходит обвиняемым по этому делу, Янгулбаеву не сказали. 25 декабря Янгулбаев сообщил о похищении почти сорока своих родственников в Чечне.
  • Путин без объяснения причин уволил замглавы ФСИН Анатолия Якунина. Ранее с должности был снят директор этой структуры. Неофициально эти перестановки считают реакцией властей на утечку видео пыток в российских тюремных структурах.
  • В Краснодарском крае возбуждено уголовное дело в связи с видеообращением 25-летнего Евгения Ипатова, в котором он рассказал о пытках в полиции. Через день после того, как он отослал это видео знакомой, его обезглавленное тело нашли на железнодорожных путях недалеко от Адлера.
  • Губернатор Пензенской области выписал премию своему заместителю – за то, что тот отказался от взятки. 47 тысяч 200 законных рублей вместо незаконных трех миллионов.
  • «Коммерсант» удалил по требованию Роскомнадзора новость о недвижимости бывшего министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина, написанную по материалам расследования «Открытых медиа». Там говорилось, что семья Хуснуллина управляет портфелем участков в Татарстане площадью 86 квадратных километров. Сейчас Хуснуллин – вице-премьер российского правительства.
  • Петербургский филолог Александр Кобринский написал заявление о клевете на журналистку Римму Поляк в связи с текстом в издании Republic, в котором она анализировала реакцию партии «Яблоко», членом которой он является, на обвинения Кобринского в домогательствах. Ранее суд в Петербурге взыскал 300 тысяч рублей с журналистки «Холода» Софьи Вольяновой за статью, в которой несколько студенток анонимно рассказали о домогательствах со стороны Кобринского.

Вокруг света

  • Белый дом назвал даты переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ: 10, 12 и 13 января. Чего ждать от этих переговоров, здесь рассказывает украинский политолог Анна Шелест (спойлер: ничего).
  • Россия выдаст Беларуси еще одного участника протестов против Лукашенко – Дмитрия Подлобникова, обвиняемого на родине в причинении морального вреда (!) сотруднику милиции. С мая Подлобников сидит в СИЗО в Подмосковье.
  • Белорусские власти предъявили обвинения активисту со стажем Павлу Виноградову: клевета на президента, разжигание розни, организация массовых беспорядков – все это за пост в фейсбуке. Обвинения в организации массовых беспорядков предъявлены и журналисту Радио Свобода Олегу Груздиловичу, ему грозит до четырех лет лишения свободы.
  • Трое участников белорусской фолк-группы Irdorath приговорены к полутора годам лишения свободы каждый. Они играли на митингах после президентских выборов, что тоже расценивается как организация массовых беспорядков.
  • По данным пограничной службы Польши, с 18 августа 2020 года в страну въехали 23 тысячи граждан Беларуси.
  • Во всем мире растет заболеваемость COVID-19 – по всей видимости, это вызвано распространением штамма омикрон. Европейские страны по-разному ужесточают ограничения: после Нового года во Франции вводится удаленный режим работы для всех, кто может работать удаленно, в Финляндии бары обязали закрываться в 18:00. В США сократили срок карантина для тех, кто болеет без симптомов, – иначе просто некому будет работать. Российский оперативный штаб, напротив, рассказывает о плавном, но неуклонном снижении заболеваемости (21 922 новых случая за сутки) и суточной смертности (935).

Шесть ссылок

  • Философское. Интервью с философом-античником Романом Светловым – о том, зачем сегодня читать древнегреческих и римских мыслителей. Или гид по разным направлениям феминизма – от марксистского и либерального до лесбосепаратизма и анархо-феминизма.
  • Религиозное. Отрывок из книги Андрея Бермана «Хлысты. Ранняя история самой известной русской религиозной секты» (изд-во Common Place) – о религиозном самозванстве и его связях с сектантскими практиками. Или фрагмент из исследования социолога Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во НЛО), рассказывающий о манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика.
  • Киношное. Беседа Дмитрия Волчека с историком кино Николаем Изволовым, которому удалось реконструировать дебют Дзиги Вертова «Годовщина революции». Или два ответа на вопрос, что такое авангард в кино, – киноведа Евгения Майзеля и культуролога Инны Кушнаревой (со ссылками на фильмы).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Доброе утро!

Россия отправила на МКС первых за 12 лет туристов – двух граждан Японии. На Земле так:

  • Представители «ОВД-Инфо» передали в Госдуму петицию против закона об «иностранных агентах» с более чем 250 тысячами подписей.
  • В России заблокировали браузер Tor.
  • По данным NYT, белорусский авиадиспетчер сбежал в Польшу и там рассказал следователям подробности захвата рейса Ryanair.
  • Канцлером Германии стал социал-демократ Олаф Шольц.

Госдума и Верховный суд

  • Правозащитный проект «ОВД-Инфо» передал в Госдуму петицию против закона об «иностранных агентах», под которой подписались 259 103 человека и 242 организации. Кроме того, правозащитники передали в Госдуму, Совет Федерации и офис омбудсмена собственный законопроект об отмене законодательства об «иностранных агентах». Они ожидают, что все эти органы как-то отреагируют.
  • Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении поправки к федеральному закону, расширяющие полномочия полицейских: им дано право на вскрытие машин, оцепление жилых домов, ограждение мест проведения массовых мероприятий и личный досмотр граждан. В некоторых ситуациях им разрешили не представляться.
  • Окончательно принят законопроект, обязывающий школы и средне-специальные учебные заведения использовать при обучении только верифицированные онлайн-платформы, учебники и электронные образовательные ресурсы.
  • Верховный суд признал законными положения президентского указа, позволяющие засекретить имена сотрудников НКВД, причастных к массовым репрессиям. Отмены положений этого документа требовал историк Сергей Прудовский. Он занимается харбинской операцией НКВД – репрессиями против бывших служащих Китайско-Восточной железной дороги. Тогда были расстреляны более 21 тысячи человек. Вот интервью с ним и адвокатом «Мемориала», которая представляет его интересы.
  • Президиум Верховного суда направил на пересмотр в апелляционную инстанцию дело националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис, приговоренных к пожизненному заключению и 18 годам соответственно за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Отменить вынесенный им приговор постановил Европейский суд по правам человека – он признал, что в их отношении было нарушено право на справедливое судебное разбирательство, потому что присяжные не были беспристрастны.

Российская уголовщина

  • Члены московской ОНК встретились в СИЗО с 45-летним Сергеем Глазовым, устроившим 7 декабря стрельбу в МФЦ на юго-востоке Москвы, жертвами которой стали два человека. По их словам, он признал вину. Глазов подтвердил, что служил в Службе внешней разведки и уволился оттуда в 2009 году в звании подполковника. Конфликт, по его словам, начался с требования охранника надеть маску. Его это взбесило, потому что он не верит в санитарные правила.
  • Суд в Москве приговорил к двум годам и восьми месяцам колонии тиктокера Константина Лакеева за повреждение машины ФСБ во время акции в поддержку Навального 23 января. Лакеев признал вину и раскаялся в содеянном. Адвокат считает приговор слишком суровым и будет обжаловать.
  • В Петербурге задержаны совладельцы компаний «Рив Гош» и «Юлмарт» Август Мейер и его жена Инна Мейер. Их подозревают в хищении у Сбербанка 2,3 млрд рублей. Мейер родился в США, но с 1990-х годов живет в России, где получил гражданство.
  • Жена Владимира Домнина, осужденного по обвинению в причастности к «Правому сектору», рассказала, что ее мужа регулярно пытают в тверском СИЗО №1. Сегодня Путин будет встречаться с членами своего правозащитного совета, и пытки – один из вопросов, стоящих в повестке. Здесь о подготовке соответствующего доклада рассказывает член СПЧ Андрей Бабушкин. Украинские журналисты выяснили, что бывший начальник знаменитой своими пытками Нижегородской ИК-14 Василий Волошин, объявленный в России в розыск (правда, по уголовному делу, не связанному с пытками), спокойно живет в Украине и даже получил там гражданство по праву рождения – вот эта удивительная история.

Прочее российское

  • Роскомнадзор заблокировал сайт проекта Tor, откуда можно скачать браузер. Здесь подробно объясняется, что такое Tor и ради чего его блокировать.
  • По данным The Insider, семья бывшего премьер-министра и экс-главы СВР Михаила Фрадкова владеет имуществом на 2 млрд рублей, а сыновья Фрадкова и их жены, трудоустроенные в госструктурах, проводят много времени за границей. Сам Фрадков не может себе этого позволить: против него действуют европейские и американские санкции.
  • Совет депутатов Ейского района Краснодарского края лишил мандата независимого депутата и одного из лидеров регионального отделения «Яблока» Александра Коровайного. Основанием для лишения стал счет в Сбербанке, заведенный родителями на его имя в девяностые годы. О лишении Коровайного мандата ходатайствовал сам губернатор.
  • По данным сербского издания Danas, глава МВД Сербии Александр Вулин во время визита в Москву в мае 2021 года передал секретарю Совета безопасности России Николаю Патрушеву записи разговоров участников семинара российских муниципальных депутатов в Белграде. Семинар организовали политики Андрей Пивоваров и Владимир Кара-Мурза. Вскоре после возвращения из Сербии Пивоварова задержали по делу о «нежелательной организации». По данным сербских журналистов, в Сербии создана специальная рабочая группа по борьбе с «цветными революциями».
  • C фотографии мэра Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко пропали часы за 2,5 млн рублей. В мэрии это объяснили его нежеланием «выставлять напоказ» дорогие аксессуары.

«Бук» под Воронежем

Пока политологи продолжают оценивать (довольно остроумно) результаты двухчасовых переговоров Путина и Байдена об Украине и перспективу отвода российских войск от границы, расследовательская группа CIT сообщает, что в военно-полевом лагере у села Масловка под Воронежем был замечен зенитный ракетный комплекс «Бук».

Путин в ответ на прямой вопрос журналиста, собирается ли Россия вторгаться в Украину, сказал, что Россия проводит «миролюбивую политику», но перспектива принятия Украины в НАТО ее «не может не беспокоить», потому что тогда там разместят «угрожающее нам оружие». Ту же нехитрую мысль замгоссекретаря США Виктория Нуланд выразила такими словами: «Он стремится воссоздать СССР».

Джо Байден, отвечая на вопросы журналистов об итогах переговоров с Путиным, исключил отправку американских военных для защиты Украины, но подчеркнул готовность США оказывать Киеву военную помощь. По словам Байдена, США начали подготовку к переговорам стран НАТО с Россией.

В Беларуси и вокруг нее

  • The New York Times пишет со ссылкой на источники в европейских спецслужбах, что бывший авиадиспетчер минского аэропорта Олег Галегов, передавший пилоту Ryanair указание совершить экстренную посадку в Минске, летом перешел белорусско-польскую границу вместе с мигрантами из ближневосточных стран и теперь рассказывает польским следователям подробности захвата самолета. По его словам, в диспетчерской находился офицер КГБ Беларуси, который полностью контролировал процесс, постоянно созваниваясь с кем-то по телефону. В Польше готовят судебный иск, потому что посаженный самолет был зарегистрирован в этой стране и эксплуатировался польским филиалом Ryanair.
  • После посадки самолета спецслужбы Беларуси задержали журналиста Романа Протасевича и его девушку, россиянку Софью Сапегу. Сейчас ей предъявлены окончательные обвинения по четырем статьям, в том числе за разжигание социальной вражды и розни, преступление против информационной безопасности, угрозы в адрес сотрудников правоохранительных органов. По версии следствия, она администрировала протестные телеграм-каналы, в которых выкладывались личные данные белорусских силовиков.
  • Задержанную в Петербурге уроженку Витебска Яну Пинчук СК Беларуси тоже обвиняет по статьям о разжигании розни и призывах к действиям против нацбезопасности. В СК утверждают, что она тоже администрировала протестные телеграм-каналы.
  • Заблокирован белорусский сайт «Ежедневник», редактора издания Сергея Сацука задержали после допроса и обыска.

Вокруг света

  • Канцлером Германии избран социал-демократ Олаф Шольц. Он возглавил коалиционное правительство, в которое, кроме социал-демократов, входят представители зеленых и свободных демократов (такая коалиция называется «светофор»). Путин отправил Ангеле Меркель благодарственную телеграмму в связи с ее уходом с поста бундесканцлера после 16 лет работы.
  • Во Франции отпустили задержанного по делу об убийстве журналиста Джамаля Хашогги. Он оказался однофамильцем подозреваемого.
  • При крушении вертолета Ми-17 в Индии погиб начальник штаба обороны страны Бипин Рават и еще 12 человек.
  • Сауле Омарова отказалась от выдвижения на пост главного контролера банков США. Республиканцы подвергли ее обструкции на слушаниях в Сенате: они очень боялись, что она введет в США коммунизм, потому что она родилась в СССР и окончила МГУ.
  • Австралия, Великобритания и Канада присоединились к дипломатическому бойкоту зимней Олимпиады в Пекине в 2022 году. Важность этого шага и вообще важность американо-китайских отношений здесь объясняет директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова упал – до 30 752. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 895 тысяч; официальное число жертв достигло к утру среды 284 823 человек (+1179 за сутки). Эти данные не отражают действительности, что косвенно подтверждают и рассказы сотрудников похоронных служб.

По данным сразу нескольких свежих исследований, штамм «омикрон» действительно лучше уходит от иммунитета, чем его предшественники. В связи с этим специалисты рекомендуют ускорить процесс получения третьей прививки-бустера, которая, по идее, должна гарантировать должную защиту. В Великобритании на этом фоне ввели дополнительные ограничения: ужесточен масочный режим, людям рекомендовано работать из дома.

Шесть ссылок

  • Духовное. Рассказ историка-медиевиста Михаила Майзульса о вотивах – дарах, которые христиане вручали своим небесным патронам (это могли быть восковые руки и ноги, серебряные глаза, модели кораблей, расписные таблички). Или отрывок из книги Кирилла Кожурина «Соловецкое сидение 1668–1676 гг.» (изд-во «Евразия») – о восьмилетней осаде, которую выдержали соловецкие иноки, сопротивлявшиеся церковным реформам.
  • Французская философия. Рассказ о жизни и творчестве Жиля Делеза (1925–1995). Или считавшееся утраченным интервью Мишеля Фуко 1978 года о первом томе «Истории сексуальности» и его восприятии французской публикой.
  • Попытки понять настоящее. Рассуждения политолога Александра Кустарева о делиберативной согласительной демократии, которая должна прийти на смену партийно-конкурентной. Или конспект лекции историка Юрия Слезкина о том, как отказ от литературных канонов привел к закату западной цивилизации.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Тема: Наш край

    Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

    Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

    (Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

    — Определите, о какой природной зоне идет речь.

    • Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

    • Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

    • Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

    • Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

    — Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

    Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

    III. Самоопределение к деятельности

    (Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

    — Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

    — Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

    (Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

    — Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

    О чудесном нашем крае

    Будет разговор,

    О прекрасном милом крае,

    Где мы все живем!

    (На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

    — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

    — Что мы будем делать для достижения этой цели?

    — Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

    IV. Открытие нового знания

    1. Работа со словарем

    Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

    — Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

    2. Работа с картой

    — Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

    — Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

    — Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

    — Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

    — А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

    V. Первичное закрепление

    1. Работа с картой своего края

    — Найдите на карте территорию, где мы живем.

    (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

    — Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

    — Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

    (Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

    — А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

    2. Работа в группах

    — Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

    (Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

    VI. Физкультминутка

    VII. Работа по новой теме

    1. Сообщения учащихся

    — Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

    (После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

    — А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

    (После выступления — загадки о животных своего края.)

    — Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

    — А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

    — Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

    2. Выполнение заданий в рабочей тетради

    — Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

    3. Творческая работа

    — Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

    (Работа ведется в парах.)

    План рассказа о родном крае

    1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

    2. Природа края (растения, животные).

    3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

    — Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

    VIII. Подведение итогов урока

    — Какие карты вы знаете?

    — С какими новыми картами мы сегодня работали?

    — Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

    — Какие условные обозначения используют в этих картах?

    — Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

    IX. Рефлексия

    — Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

    — Где могут пригодиться в жизни новые знания?

    — Что на уроке у вас хорошо получалось?

    — Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

    Домашнее задание

    1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

    2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

    3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

    Тема: «Город в котором я живу».

    Пояснительная записка

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений.

    Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.

    Этот проект посвящается городу Михайловску, который является Родиной моих воспитанников.

    В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    Исходя из выше изложенного, считаю, что данная тема: Формирование духовно-нравственного отношения к родному городу, является актуальной.

    Матрица проекта

    Название проекта:

    «Город в котором я живу»

    Тема проекта

    Формирование духовно-нравственного отношения к родному городу

    Проблемное поле проекта:

    Большое значение для познавательного, социально — личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

    Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

    Следовательно, считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

    Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

    – определение темы, постановка цели и задачи;

    – определение методов и приёмов работы;

    – подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

    – подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

    – подбор материала для творческого труда.

    Цель:

    Приобщать детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

    Задачи:

    Формировать представления детей об историческом, культурном, географическом своеобразии родного края.

    Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

    Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

    Планируемые результаты

    Личностные качества :

    • Проявляет устойчивый интерес к истории и традициям родного города;

    • Способен самостоятельно сообщить информацию о месте проживания (город, область, предприятие города, символику, достопримечательности, климатические условия), ;

    • Способен любоваться природой родного края, бережно относиться к ней;

    Интеллектуальные качества

    • Способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

    • способен разработать план действий по созданию продукта (рисунка), составить описательный рассказ о родном городе;

    • демонстрирует понимание своей нации, русской культуры, языка, традиций.

    Знает столицу нашей Родины, флаг, герб, гимн России.

    • Знает герб своего города

    Физические качества :

    • способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).

    Вид проекта – информационный, творческий

    Срои проекта: 5.10.20 – 9.10.20

    Состав участников: Дети подготовительной группы; воспитатели;

    родители (подготовка наглядного материала по теме «мой родной город»)

    Проектная карта

    Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

    Дни недели

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    1

    Непрерывно образовательная деятельность

    ПР Окружающая прирда» «Наш город» Парамонова – стр.78

    ХЭР «С чего начинается Родина?» Лыкова –стр.38

    РР Составление рассказа «Мой город» (конспект)

    Заучивание. П. Воронько «Лучше нет родного края»

    Затулина – стр.50

    ХЭР (конструирование) «Наша улица»

    Окружающий мир. «Заводы и фабрики».

    Парамонова – стр.206

    ХЭР «Красная площадь» (конспект)

    Безопасность

    Беседа «Гуляем по городу» ПДД

    2

    Наблюдения (экскурсии, прогулки)

    Прогулка: наблюдение за трудом взрослых

    Прогулка по территории детского сада.

    3

    Рассказывание

    Беседа «Мой город»ПДД

    Беседа «Как мы бережем наш город»

    4

    Чтение художественной литературы

    Стихотворения, посвященные Родине

    5

    Игры (настольно-печатные и дидактические)

    «Прогулка по городу»;

    «Я живу на улице …»

    «Найди лишнее», «Кубик задает вопросы», «Пазлы»

    «Узнай, где я нахожусь»; «Собери картинку» (виды города);

    Сюжетно ролевая игра «Семья»

    «Ассоциации – город»; «Что где находится» (планы, карты)

    6

    Работа с родителями

    Консультация «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

    Фото – выставка «Мой город»

    Рисунок «Герб родного города»

    №№

    пп

    Название

    образовательной

    области

    Название

    Задачи

    1

    Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

    — Рисунок «С чего начинается Родина?»

    — Рисунок «Красная площадь»

    — Рисунок «Герб родного города»

    — Конструирование «Наша улица»

    — Изготовление альбома «Мой город»

    Закреплять знания детей с графическим изображением герба города Михайловска. Совершенствовать знания детей составлять сюжетную композицию по заранее составленной схеме; развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр; уточнить правильное расположение домов (фасад дома расположен к центру площади); закрепить умение строить здание разного назначения; способствовать формированию умения анализировать свою постройку; способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы. Развивать воображение детей; умение создать образ.

    2

    Познавательное развитие

    — Беседа «Мой город»

    — Беседа «Как мы бережем наш город»

    — Окружающая прирда» «Наш город»

    — Окружающий мир. «Заводы и фабрики».

    Познакомить детей с историей возникновения города, с культурой, традициями и обычаями.

    Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города.

    3

    Речевое развитие

    — Составление рассказа «Мой город»

    — Заучивание. П. Воронько «Лучше нет родного края»

    — Чтение стихотворений посвященные родному краю

    Развивать связную монологическую речь, уточнить знание улиц города, достопримечательности, домашний адрес.

    Формировать знания и представления о нашем родном крае, о его достопримечательностях; развивать нравственно-эстетические чувства.

    4

    Социально-коммуникативное развитие

    — Наблюдение за трудом взрослых.

    — Беседа «Мой город»ПДД

    — Беседа «Как мы бережем наш город»

    Расширять представления детей о значимости, разнообразии труда взрослых. Воспитать уважение к труду взрослых.

    Закрепить знания ПДД, транспорте; уточнить представления детей о дорожных знаках, назначении светофора и его сигналах; расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя.

    Результат проекта:

    Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

    Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Моя страна. Мой город», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

    Список литературы

    1. С любовью к России: методические рекомендации. – Москва: Воспитание дошкольника, 2007. — 128с

    2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. — Воронеж: Учитель, 2005. — 205с.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/21/rol-semi-v-profilaktike-detskogo-dorozhno-transportnogo

    2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/09/proekt-moy-gorod-rodnoy

    3. http://mihailovsk-city.ru/

    Именно в детстве формируются такое понятие, как Родина. Маленькая или Большая Родина – это память, это невероятная привязанность и любовь человека. Всё, что нас окружает: тёплые руки матери, запах хлеба, цветов, шелест листьев. Мы запоминаем, и воспоминания идут с нами по всей жизни.

    Предлагаем вам на выбор несколько вариантов сочинений на тему «Моя малая Родина».

    Короткие сочинение про малую Родину

    Вариант 1

    Моя малая родина — это посёлок Глядень. Это то самое место, где я могу чувствовать себя спокойно и свободно. Здесь я родилась, получаю образование и по сегодняшний день обучаюсь чему-то новому.

    Моя малая родина является частичкой моей души. В п. Глядень проживает много родных и близких мне людей. Та атмосфера, которая царит в моей малой родине, даёт мне силы двигаться вперёд в плане самообразования, вселяет надежду на успех в моих начинаниях. Я люблю свою малую родину п. Глядень.

    Вариант 2

    Моя малая Родина — это место, где ты родился, где ты вырос, где проходит твое детство, где все вокруг тебе кажется родным и прекрасным. Моей малой Родиной является небольшое село Кибитень. Здесь всегда светит солнце, поют птицы.

    Приходит вечер, и вся природа начинает играть совсем другими красками, которые меня очень радуют. Также я люблю, когда приходит зима — здесь открывается неописуемая красота.

    Все мы должны оберегать и любить малую Родину, ведь это частичка нашего «я».

    Вариант 3

    Моя Родина, это мой маленький мир, где мне уютно и тепло. Каждый гражданин нашей страны имеет такое место, где ему очень хорошо и уютно. Любовь к малой Родине можно выражать по-разному, но я предпочитаю очень часто навещать этот милый моему сердцу уголок, попав в который, я ощущаюсь в сказке.

    В деревне у моей бабушки есть свой дом, где и находится эта малая Родина, которую я очень люблю и ни за что не предам. В деревне очень хорошо летом, так как тут можно отдохнуть и набраться новых сил к учебному году.

    Особенно хорошо тут зимой, так как вся природа замирает и ждет чего-то таинственного и непредсказуемого. Зимой я очень люблю ходить в лес, где как-то особенно дышится. Мы вместе с местными парнями играем в хоккей, катаемся на лыжах и санках.

    Мы все должны не забывать свои родные места и по возможности их посещать. Ведь малая Родина нас очень ждет, и мы не должны ее подводить. У человека Родина одна, она как родная мать нас любит и жалеет, как своих детей.

    Что такое Малая Родина? – рассуждение

    Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота.

    Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе, но по-настоящему всю силу магической связи между человеком и Родиной можно осознать, не смотря телевизор, не участвуя в патриотических мероприятиях, а живя в родном крае, милом городке или деревушке, где ты родился. Называть это дорогое сердцу место принято малой Родиной.

    Малая Родина, что я о ней знаю? Может быть, пока не так много, из того, о чём рассказывают в краеведческих музеях, эти мои открытия ещё впереди, и мне нужно время, чтобы их совершить. Но однозначно я большой знаток своего городка: знаю здесь каждый уголок, каждую улочку, настолько хорошо, что с закрытыми глазами готова рассказать о мелких деталях архитектуры.

    Малая Родина – это то место, где человеку хорошо, где бы он ни жил, и сколько бы лет ему ни было. Он рвётся «полечиться» родным краем, когда ему плохо, и мгновенно исцеляется, как только ступает на родную землю. Он бродит по родным улочкам, воскрешая в памяти дорогие воспоминания, и ему становится всё лучше и лучше, в груди от волнения колотится сердце.

    Да, многие из нас, вырастая, покидают отчий дом, родной город. Создают семьи в дальних городах, чужеземных странах, но кровное родство со своей малой Родиной остаётся на всю жизнь.

    В новых городах мы невольно начинаем искать своих земляков, общаться с ними, мы вздрагиваем, когда по телевизору или радио, а может быть, в социальных сетях встречаем упоминание родного города, деревни.

    И если раньше, будучи детьми, мы не понимали крепкой связи со своим городом и рвались осваивать другие территории и покорять большие города, то теперь, наоборот, ищем повода отправиться в отпуск в ту самую, пульсирующую воспоминаниями точку на карте.

    Мы трепетно ждём этой желанной встречи, считаем дни, строим планы, и как же нам хочется, чтобы там, в родном городке или деревушке, нас тоже очень-очень ждали и были рады встрече!

    Малая Родина – это любовь навсегда. В истории немало примеров, когда прославленные на весь мир учёные и деятели культуры завещают похоронить себя в тех местах, где они родились и провели лучшее в жизни время – детство.

    Моя жизнь ещё впереди, но я уже осознаю, что никогда не предам свою малую Родину, даже если не буду здесь жить, но я буду часто приезжать, а ещё – с гордостью рассказывать своим друзьям и знакомым о самом лучшем, самом светлом и замечательном, самом дорогом месте на планете Земля!

    История родного края

    В широком понимании родной край – это вся планета Земля, которая является единственной планетой в Солнечной системе, на которой есть жизнь.

    ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

    • 1. Что такое Родина?
    • 2. Земля — наш общий дом
    • 3. Окружающий мир (2 класс) тема Города России
    • 4. Человек и природа (3-4 классы)

    Разнообразные климатические условия и особенности рельефа сформировали различные, не похожие друг на друга регионы. По этой причине все народы, населяющие нашу планету, имеют разнообразную культуру, убеждения, мировоззрение, потребности. Отличается и история их возникновения и развития.

    Например, для российского народа характерны следующие этапы истории:

    • история Древнерусского государства;
    • история становления Российского государства;
    • история правления Российской империи;
    • история советской власти;
    • история Российской Федерации.

    Историю родного края начинают учить в начальных классах, и это неспроста. Каждый ребенок должен знать, как и кем был основан его родной город, какие важные события происходили в нем, какие великие люди родились здесь и смогли его прославить на всю Отчизну.

    Рис. 2. Изучение истории в школе.

    Сочинение Родной край

    Каждый человек имеет свою родину. Это место, которое для человека является самым родным. Где бы далеко не был человек, родной край всегда будет звать его. Здесь всё родное и близкое. Мы бегали маленькими детьми по своему родному краю и были счастливы. Неважно город это или маленькая деревушка где-то на берегу реки.

    Мы всегда будем вспоминать свой родной край. Он будет всегда в наших мыслях. Он будет дорого со всеми его особенностями. Здесь уникальная природа, уникальные места и всё близкое и родное. Мы знаем здесь каждый маленький уголок. Родной край постоянно зовёт нас, хотя очень часто люди просто не признаются в этом.

    Люди заняты своей работой, заняты своей быстротечной жизнью. Современный век требует большой скорости. Нередко люди устают от всего этого, и тогда на выручку приходит родной край. Именно здесь люди могут отдохнуть душой. Для них нигде нет красивее этого места.

    Именно родной край связан с нашим детством. Именно здесь мы переживали свои самые благоприятные моменты в жизни. Мы были детьми, и всё вокруг нам казалось сказочным. Мы верили в чудеса и когда некоторые из них сбывались, человек становился счастливым. Обычно в родном краю живут наши родители. Именно они осуществляли некоторые чудеса. Вот этого нам и не хватает в повседневной жизни.

    Наша память запоминает именно положительные моменты. Только от них мы черпаем силы и энергию.

    Поэтому люди всегда возвращаются в родной сердцу край. Пусть это будет не сразу, а через несколько лет. Это всё равно случается непременно. Очень часто в родной край возвращаются старики. Они хотят побыть здесь и стать счастливыми в последние дни.

    Родной край. У каждого он свой и всё же детские воспоминания бывают одинаковые. Это запах тёплых пирожков, кукареканье петухов или мычание коров, красивые закаты и обширные просторы. Каждый наверно может вспомнить походы в лес, рыбалку и купание.

    Поколение из поколений приезжают в деревню к бабушке. Для многих это и есть родной край. Здесь всё просто, всё естественно.

    Кто живёт в своём родном краю – это самые счастливые люди. Они радуются всем обновлениям, но если современная цивилизация полностью изменить такие уголки нашей страны, то колорит родного края просто исчезнет.

    Климат и природа

    Климат – это режим погоды, который не меняется много лет. Для разных регионов характерен свой особенный климат, который зависит от географического положения.

    Россия занимает очень большую территорию, на которой расположены почти все климатические пояса. В результате природа и климат нашего края отличаются большим разнообразием. Большая часть страны находится в умеренном поясе, и это обеспечивает достаточно комфортную влажность и температуру в любое время года, а также ярко выраженную сезонность.

    Рис. 3. Природа родного края.

    Самые суровые погодные условия характерны для северных районов России, которые находятся в арктических и субарктических поясах. Большую часть года здесь царит холод, снегопады и суровые метели. Растительность и животный мир северных регионов очень беден, но для кого-то это и есть милый сердцу родной край!

    Сочинение-рассуждение «Моя малая Родина»

    Моя малая родина – это то, что я люблю и берегу. Место, в котором проходит детство человека, близкие и родные люди, которые занимаются воспитанием ребенка, воспоминания, связанные со счастливым детством, – это немного из того, что можно назвать малой родиной, что так дорого каждому человеку.

    На тему Родины писали многие русские писатели и поэты. Малая родина – это место, в котором человек родился. С самого рождения окружающая обстановка становится родной и близкой. Деревья, реки и озера, птицы и растения – все это является частью жизни каждого человека, и все это – малая родина.

    Если человек уедет жить в другой город или даже в другую страну, он всегда будет помнить о том, что видел в том месте, где прошло его детство. Так, например, С. А. Есенин в стихотворении «Береза» (изучается в 5 классе) описывает зимнюю природу: белую березу, которая находилась под окном автора.

    Ее ветки, которые постепенно становятся белоснежными, являются символом авторских воспоминаний о счастливой детской поре. Для поэта малая родина – это природа со всеми ее красками. Спустя время он вспоминает зимнюю картину, обращается к ней и мысленно любуется тем, что видел раньше.

    Малая родина начинается с любви к семье. Мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки – это люди, которые своей заботой, теплотой и любовью встречают ребенка при рождении. Когда взрослый человек вспоминает о малой родине, он думает не о конкретном месте или помещении, а о тех людях, которые его окружали и учили чему-то новому.

    Малая родина тесно связана с детством человека. Именно здесь он растет и набирается опыта, развивается и становится личностью и индивидуальностью. Поэтому когда человек взрослеет, о малой родине он вспоминает с душевной теплотой, потому что с этим местом связаны самые лучшие воспоминания человека.

    Это и первый шаг, и первое сказанное слово, и школа, где прошло все детство, и улица, где человек нашел близких друзей. Когда человек уезжает из родных мест, он все равно постоянно думает о них, вспоминает и скучает по тому времени.

    Малая родина – это кладезь человеческих воспоминаний, проникнутых добротой и светлой ностальгией.

    Моя малая Родина – Россия

    Родина – слово, с которым впервые сталкиваешься в Азбуке. Тогда же узнаешь, что наша Родина – Россия, а столица её – Москва. Постепенно знания расширяются, понятие Родина обретает географические рамки, историческое и культурное наполнение.

    Страна, которую населяют люди разных национальностей, с разными верованиями и традициями, особенностями жизненного уклада – всё это Россия.

    Облик многонациональной и поликультурной России создают ее регионы. Республики, края, области – части Родины, имеющие свой неповторимый облик. У каждой такой части – свои географические (рельеф, климат, флора и фауна) особенности, исторический путь и культурные традиции. В их разнообразии оформилась российская цивилизация.

    Любой российский регион интересен с историко-культурной точки зрения и заслуживает внимания и изучения. Изучением региональных особенностей занимается целый комплекс наук, объединенных названием краеведение.

    Краеведческие исследования охватывают все региональные особенности, создают неповторимый образ региона в народном восприятии. Интересно, что краеведческие работы могут быть посвящены как целым частям страны: Сибирь, Урал, Кавказ, Крым, так и отдельным городам и даже сёлам.

    Малой Родиной называют обычно то поселение и его окрестности, где человек родился и живет. Места, ставшие родными, связанные с воспоминаниями детства и юности, хранящие в то же время память об исторических событиях и известных людях.

    К малой Родине человек более эмоционально привязан, с ней ассоциируется представление о доме. А.С. Пушкин слегка иронично назвал это сердечное устремление «любовью к отеческим гробам». Но есть в этой фразе и истина: сохранённая память поколений, ощущение причастности времени и истории.

    Моя малая Родина (как ни парадоксально) – крупный промышленный город. В его географии отражены особенности местности, в названиях рек и гор сохранился язык древнего населения, в его истории отголоски событий из жизни целой страны.

    Масштабные события можно увидеть здесь на примере судеб отдельных людей. Целые эпохи прослеживаются по особенностям градостроительства. Историю отечественной промышленности можно изучить по действию расположенных здесь заводов.

    Храмы, построенные в 18–19 вв., как и новые, хранят духовные ценности поколений. Сохранился веками сформированный говор местных, их ментальность и отношение к жизни. Эти детали и частности тем ценнее, чем глубже понимание, что из них складывается любовь к Отечеству.

    Несколько интересных сочинений

    • Анализ рассказа Бунина Сны Чанга
      Иван Бунин – идеальный представитель сообщества писателей конца девятнадцатого века. Будучи фаталистом, он наполнял свои работы глубокой чувственностью и страстью. В его произведениях присутствуют
    • Анализ произведения Толстого Кавказский пленник
      Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, общественный деятель и педагог. В 1859 году Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, а также помог организовать 20 школ в окрестностях.
    • Сочинение на тему Книга в моей жизни
      Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению
    • Платонов
    • Черты классицизма в произведении Горе от ума
      Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью.

  • Рассказ о выдающейся личности
  • Рассказ о вредных привычках 4 класс
  • Рассказ о всемирном наследии
  • Рассказ о вредных привычках на английском
  • Рассказ о вселенной кратко