Рассказ о второстепенных чл предложения

Любое распространенное предложение состоит не только из подлежащего и сказуемого, но и из второстепенных членов предложения. без второстепенных членов наша

Любое распространенное предложение состоит не только из подлежащего и сказуемого, но и из второстепенных членов предложения. Без второстепенных членов наша речь была бы сухой, неинтересной. Если вы хотите совершенствоваться в письме, развивать устную речь, обращайтесь к специалистам своего дела — педагогам из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения — это все значимые слова в предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос — иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда — уже от других членов предложения.

Другими словами, Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:

Солнце скрылось за горою;

— главные члены: солнце скрылось;

— второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г д е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера. Второстепенный член предложения темной поясняет второстепенный член глади: подрагивала на глади (к а к о й?) темной. Значения второстепенных членов распознают по вопросам.

Как подчеркиваются второстепенные члены предложения

На письме второстепенные члены предложения подчеркивают в зависимости от вида:

2018-05-30_22-06-47

А теперь подробнее о каждом виде второстепенных членов.

Виды второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения делят на три вида: дополнения, определения, обстоятельства.

Второстепенные члены предложения таблица:

2019-03-03_15-31-47

Дополнение

Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет, выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и прилагательного:

Я принялся разводить (что?) костер.

Подбежал (к кому?) ко мне мой Трезор.

Тигр сильнее (кого?) медведя.

Представитель (ч е г о?) посольства встретил нас.

Грамматические значения дополнений

2019-03-04_14-11-18

Способы выражения дополнений

2019-03-04_14-14-07

Виды дополнений

Дополнения бывают прямыми и косвенными.

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.

Например: Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин). Поймал кого? рыбку. «Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.

Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):

Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).

Прямое дополнение обычно выражается:

· существительным в форме винительного падежа без предлога:

1. помою (что?) миску;

2. накормила (кого?) котёнка;

3. напишем (что?) сообщение;

· существительным в форме родительного падежа без предлога:

а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:

1. выпью чего? воды;

2. поем чего? блинов;

3. отрежу чего? колбасы;

4. насобирал (чего?) грибов;

б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:

1. не видел фильма;

2. не услышал ответа;

3. несвободным словосочетанием:

4. купила (что?) пару перчаток;

5. приобрел (что?) музыкальный центр.

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.

Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.

Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)

Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)

Виды определений

В зависимости от способа выражения бывают согласованные и несогласованные определения.

Согласованное определение может быть выражено следующими формами и частями речи:

· Полное прилагательное: интересная книга; зеленый листок; теплый пол.

· Полное причастие : идущий человек; прочитанная газета.

· Местоимение: чей-то пес; эта скамейка; никакой оплаты.

· Порядковое числительное и числительное «один»: один день; на второй неделе.

2019-03-20_23-35-30

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

· управления — дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Ср.: дом из камня; в доме из камня;

· примыкания — дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение перед главным словом.

2019-03-20_23-36-45

Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы — мамина кофта; платье в клетку — клетчатое платье; ваза из хрусталя — хрустальная ваза; приказ командира — командирский приказ; девочка трёх лет — трёхлетняя девочка; отношения дружбы — дружеские отношения; решение суда — судебное решение; лодка с парусом — парусная лодка.

Обратите внимание! Далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:

Мужчина шёл с чемоданом.

Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» — отличительный признак дамы; наличие «большого ума» — отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке — отличительный признак блузки.

Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома. — На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. — Вход (какой?) в зал был закрыт.

Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

2019-03-20_23-43-01

Приложение

Приложение — это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана, утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:

профессию: лётчик-космонавт;

национальность: проводник-индус,

собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск;

различные качества предмета: весна-красавица;

возраст: возница-старик.

В качестве приложений могут использоваться различные имена собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и заключаются в кавычки.

При изменении определяемого слова по падежам эти приложения не изменяются: роман «Война и мир», романом «Война и мир», о романе «Война и мир».

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака:

Очень звонко пел в небе жаворонок.

Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными частями речи, а также оборотами.

Способы выражения обстоятельств

2019-03-20_23-51-37

Виды обстоятельств

Вид обстоятельства определяется по вопросам.

2019-03-20_23-54-47

Обратите внимание!

Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. — Он пошёл (как?) неспешным шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;

Иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначаетсостояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.

С первого взгляда может показаться, что усвоить всю информацию о второстепенных членах предложения сложно. Но стоит только вникнуть в наш статью, внимательно прочитать примеры. После прочтения вы поймете важность дополнений, определений и обстоятельств, ведь без них могучий русский язык не был бы столь богатым и многогранным.

Видеоурок по теме

Лучше усвоить урок вам поможет это видео:

Упражнения на второстепенные члены предложения

Упражнения Вы сможете найти в другой нашей статье здесь.

Источники:

О проекте

Опорные конспекты

https://russkiiyazyk.ru

https://budu5.com

Урок русского языка УМК «Школа России» 3 класс.

Тема. Главные и второстепенные члены предложения.

Цели. 1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.

2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.

Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами предложения;

метапредметные (УУД):

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

познавательные:

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой деятельности под руководством учителя).

  1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку

Правильная посадка.

— Начинаем урок русского языка

II. Минутка чистописания (число уже написано)

Жук жужжал, жужжал, жужжал.
Вол лежал, лежал, лежал.

Какой звук повторяется чаще?

Напишите соединение заглавной буквы Ж со строчной буквой ж.

Возьмите зеленую ручку и подчеркните самую красивую пару.

Какое правило в русском языке связано с буквой Ж?

В следующей строке напишите слог жи.

Возьмите зеленую ручку и подчеркните самую красивый слог.

Назовите слово со слогом жи

Напишите три любых слова со слогом жи, подчеркните зеленой ручкой орфограмму.

  1. Самоопределение к деятельности

Слайд 1:

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Ежи шуршали.

Веселые ежи шуршали сухими листьями.

— чем они похожи? Чем отличаются.

(в обоих предложениях главные члены ежи шуршали. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

— сформулируйте тему урока.

Слайд 2: Тема. Главные и второстепенные члены предложения.

IV. Целеполагание.

— какие цели мы себе поставим на урок?

Слайд 3:

Цели:

1.Повторить правило о главных и второстепенных членах.

2.тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения.

Где мы можем найти информацию о главных и второстепенных членах предложения? (учебник, интернет, спросить у родителей, у педагогов).

  1. Работа по теме урока.

1.Беседа о подлежащем и сказуемом.

Возьмите карточки с края парты, приготовьте черную ручку.

И давайте вернемся к началу урока

Прочитайте предложение на карточке.

Веселые ежи шуршали сухими листьями.

Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Мы их называем основой предложения — это главные члены предложения.

Как называются главные члены предложения? называют подлежащим и сказуемым.

-давайте подумаем что мы знаем о подлежащем и сказуемом. Работайте в парах, посоветуйтесь и заполните карточки черной ручкой.

Что мы знаем о подлежащем?

Подлежащее

Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении.

Отвечает на вопросы: кто? Что?

Подчеркивается _________ .

Какой частью речи выражается?: сущ., местоимение.

Что мы знаем о сказуемом?

Сказуемое

Обозначает: Что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: __________

__________

Какой частью речи выражается?: глагол.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Давайте проверим.

Уберите карточки на край парты, продолжаем работу в тетради.

2. Работа в тетрадях и у доски (ученик).

Давайте запишем предложение в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое.

В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями. (мелом на доске я напишу)

О ком говорится в этом предложении?

— В этом предложении говорится о ежах. Кто? Ежи- это подлежащее, подчеркнем одной чертой,

-что говорится о ежах, ежи (что делали?) шуршали- это сказуемое подчеркнем двумя чертами.

Как можно назвать слова, которые мы подчеркнули?

ежи шуршали

Грамматическая основа предложения

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое

Обратите внимание одно и тоже можно назвать по-разному.

3. Работа с учебником

А как называются другие члены предложения кроме подлежащего и сказуемого

Мы узнаем из правила на стр. 44.

-Что нового мы узнали из правила?

-Для чего в предложениях, кроме главных членов используют второстепенные члены предложения?

(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член.

Второстепенные члены предложения делают нашу речь более полной, более красивой и понятной.).

Посмотрите еще раз на слова, которые мы подчеркнули, подумайте и скажите а можно ли назвать их предложением?

-Какое это предложение? (простое нераспространенное предложение)

-При помощи чего мы можем предложение распространить? (втор.чл.предл.)

Делаем вывод: предложения по составу делятся на нераспространенные и распространенные.

4. Работа в тетради и у доски

-Давайте разберем записанное предложение по членам.

Веселые ежи шуршали сухими листьями.

Рассуждайте так.

В предложении говорится о ежах. Кто? – ежи. Это подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

Что говорится о ежах? Ежи что делали? – шуршали- это сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

Ставлю вопрос от подлежащего:

ежи (какие?) веселые

Слово веселые второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Ставим вопрос от сказуемого.

шуршали (чем?) листьями

Слово листьями – это второстепенный член предложения, которое поясняет сказуемое.

Затем ставим вопрос от второстепенного члена предложения.

листьями ( какими?) сухими

Слово сухими — второстепенный член предложения, который поясняет второй второстепенный член предложения.

( Это образец разбора предложения по членам предложения. Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами)

Ф и з м и н у т к а (зрительная гимнастика)

5. Самостоятельная работа с учебником и в тетради, один ученик у доски

-Найдите в учебнике упр. 95.

-Прочитайте задание.

-Кто понял, что нужно сделать в упражнении и сможет своими словами повторить?

-поднимите руку кто не понял задание.

Выписываем первое предложение, делаем его разбор по членам предложения.

Взамиопроверка.

Обменяйтесь тетрадями.

Ф и з м и н у т к а (подвижная игра)

А сейчас мы поиграем, встаньте. Игра «Веришь- не веришь» . Если веришь – поднимай руки высоко вверх, а если не веришь – руки в стороны.

Верите ли вы, что в предложение есть главные и второстепенные члены.

-Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу предложения.

— Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

— Разобрать предложение по членам предложения – это значит найти только его главные члены.

— Предложение может быть без второстепенных членов.

— Второстепенные члены предложения не зависят от главных и других членов предложения.

— Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

— Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения, такое предложение называется распространенным.

  1. Рефлексия.

-Какие цели мы сегодня ставили на урок ? (1.Повторить правило о главных и второстепенных членах.

2.тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения.)

Вернуться к слайду (?)

-скажите, мы достигнули поставленных целей?

— где нам могут пригодиться полученные знания? (на уроках русского языка)

  1. САМООЦЕНКА и оценка.

Возьмите зеленую ручку и нарисуйте на полях улыбающийся смайлик те, кому на уроке было все понятно и все легко получалось.

Нейтральный смайлик на полях нарисуют те, кому было не все понятно и не все получалось легко.

А грустный смайлик на полях нарисуют те ребята, кому на уроке было очень трудно и совсем ничего не получалось.

Все ребята молодцы, все хорошо поработали, особенно отличились…,

А вот …, … надо немного поработать, а Ване и Максиму стараться быть более внимательным и слушать, что говорит учитель.

  1. Домашнее задание.

-Обратимся к учебнику. Найдите упр. 96.

-Задание к упражнению прочитает Ваня.

-Кто может сказать, что нужно будет сделать в этом предложении.? (В упражнении нужно будет списать предложения, подчеркнуть главные члены и сделать разбор по членам предложения. Точно также, как мы делали ни уроке)

чем вы будете руководствоваться, выполняя упражнение? (Правилом)

Значит, нужно еще выучить правило.

Откройте дневники. Скажите, когда следующий урок русского языка (завтра первым уроком)

Запишите напротив урока русского языка — уч. Стр. 44 правило, упр. 96.

  • Рассказ о боге ярило
  • Рассказ о великой мировой войне
  • Рассказ о блокаде ленинграда для детей 2 класса
  • Рассказ о азербайджанском народном костюме
  • Рассказ о англоговорящей стране на английском с переводом