«Партнер» №7 (70) 2003г.
С Библией по музеям Мира
Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт.6; 1,2), но их поведение огорчало Бога. Тогда Он решил ограничить возраст человека: «…пусть будут дни его 120 лет» (Быт.6; 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт.6; 5). Поскольку первая попытка создания рода людского оказалась неудачной, Бог решил истребить жителей Земли, обрушив на землю Всемирный потоп. Но отказаться вовсе от своего замысла населить людьми Землю Он не хотел и одновременно трудился над воплощением обоих планов – уничтожения и возрождения. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт.6; 9). Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. Ною было сообщено о предстоящей катастрофе и велено построить ковчег – некое подобие корабля.
Интересно, что для обозначения «ковчега» в Писании употреблено то же слово, что и для просмоленной корзинки, послужившей спасению младенца Моисея на водах Нила, а вот «ковчег Завета», построенный израильтянами для хранения «скрижалей Завета», назван в Ветхом Завете другим словом.
Ной выполнил всё, что ему было велено Господом. Из каждого вида всех земных существ он разместил в ковчеге по паре, загрузил запасы продовольствия, а затем с женой, тремя сыновьями и невестками (всего 8 человек) взошёл на ковчег.
Потоп был разрушительным: начавшийся дождь не прекращался 40 дней, потом «усиливалась вода на земле» (Быт.8; 1) ещё 150 дней. Когда погибло всё живое, ковчег остановился «на горах Араратских» (Быт.8; 5). По прошествии еще 40 дней Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся. Так же неудачно вылетал голубь, но семь дней спустя, он возвратился со свежим листком масличного дерева в клюве, а ещё через 7 дней птица не вернулась вовсе. Через 365 дней после начала потопа обитатели ковчега наконец ступили на землю.
Библейские сказания о Ное и церковный канон
Религиозное искусство, согласно представлениям христианских богословов, не должно было стремиться к реалистическому отображению событий библейского периода. Всё больше внимания уделялось разработке канона ( от греч. — норма, правило) – свода положений и норм, которыми должны были руководствоваться художники и скульпторы в изображении библейских сюжетов и персонажей. Христианские богословы хоть и соглашались с тем, что создание произведения искусства – творческий акт, откровение, дарованное свыше, тем не менее добивались от мастеров соблюдения определенных правил, исключающих разночтение библейских сюжетов и не допускающих толкований, отличных от взглядов Церкви. Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что даже в строгой аскетичной иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. А произведения великих мастеров поражают тем, как, соблюдая ограничительные предписания Церкви, удалось создать гениальные творения, волнующие зрителей, верующих и атеистов и сегодня.
Однако вернемся к иконописи (от греч.eikon –«изображение, образ»). Библейским сюжетным сценам и персонажам на иконах придаётся священное значение, они изображаются в условных отвлечённых формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика).
В соответствии с каноном Ной на иконах выглядит мудрым спокойным аскетичным седовласым старцем. Согласно Библии, возраст Ноя огромен, как, впрочем, и долголетие других прародителей человечества. Ко времени потопа Ною было 600 лет, прожив после потопа еще 350 лет, он умер в возрасте 950 лет. Подчеркнутое иконописцами спокойствие Ноя должно было демонстрировать верующим пример поведения праведника, доверяющего свою судьбу Богу в час непреодолимой катастрофы. Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом.
Узнать Ноя на фресках, мозаиках и иконах можно по ковчегу, напоминающему папирусную лодку, изображаемую в руках у Ноя или рядом с ним. Разумеется, ковчег в руках Ноя – атрибут библейского героя, а не попытка реального изображения.
Одна из наиболее известных фресок, представляющих канонизированный образ Ноя, принадлежит кисти Феофана Грека (1378 г.) и находится в Великом Новгороде в церкви Спаса на Ильине улице.
История Ноя в средневековом искусстве
В средневековом изобразительном искусстве сцены потопа часто изображались циклически: сооружение ковчега, ковчег в бушующих волнах, Ной, выпускающий птицу, и т.д. Изображение ковчега, принимающего спасаемых людей среди гибнущего мира, стало для христиан выразительным символом предназначения Церкви.
В Венеции, в Соборе Сан Марко, интерьер которого украшают изумительные переливающиеся золотом мозаики, можно увидеть сцены Всемирного потопа и историю Ноя. Мозаичные изображения, общая площадь которых составляет около 4 тысяч квадратных метров, сплошным ковром покрывают купола и арки собора. Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. Первые мозаики создавались приглашёнными из Византии мастерами, затем секретами мастерства овладели венецианцы, и в XII — XIV в.в. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. В своё время они произвели неизгладимое впечатление на великого русского художника В. И. Сурикова.
Сцены потопа в искусстве эпохи Возрождения
С изменением окружающего мира и сменой эпох постепенно уменьшалась степень зависимости изобразительного искусства от церкви. Одновременно менялись тенденции в самом изобразительном искусстве, появлялись новые художественные приёмы и направления. Эти изменения нашли своё отражение во всех видах изобразительного искусства — живописи, пластике, витражах.
На смену средневековым традициям в XIV- XVI в.в. приходит новая культура. Это культура эпохи Возрождения или Ренессанса. Она обращена к культурному наследию античности, как бы возрождает стилистику той эпохи. Изобразительное искусство Возрождения носит светский, порой антиклерикальный характер, создает ощущение красоты, гармонии, цельности и закономерности мироздания.
Изображения людей, в том числе обнаженных, реалистических пейзажей и интерьеров; гармония объёма, пространства, света — вот отличительные особенности прекрасных произведений искусства Возрождения.
Великолепнейшие фрески «Всемирный Потоп» (1508 – 1509 г.г.) Микеланджело на своде Сикстинской капеллы изображают несколько сцен, раскрывающих библейский сюжет. На одной из них мы видим шатёр, в котором укрылись те, кто смог избежать смерти. В 1797 г., когда взорвался арсенал в Замке Ангела, расположенном неподалеку от Ватикана, часть фрески с изображением молнии обвалилась и была утрачена.
В центре картины – немногие спасённые вместе с Ноем плывут в лодке по направлению к ковчегу. Ковчег, согласно послебиблейскому толкованию, был построен трёхъярусным для раздельного проживания зверей, людей и птиц. Таким он и изображён на фреске. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете. Люди, приплывшие к ковчегу, расположенному на дальнем плане композиции, имеют более размытые очертания, чем контуры фигур на переднем плане — это один из характерных приёмов Микеланджело. Диагональная композиция в левой части фрески изображает семью Ноя, выходящую по окончании потопа на сушу. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути.
Такая трактовка не вполне соответствует библейскому сюжету, в котором ничего не сказано ни о лодке, на которой пришлось плыть к ковчегу, ни о разросшейся за время вынужденного путешествия семье Ноя. Впрочем, великий Микеланджело мог позволить себе собственное видение Библии. В этой фреске представлено 60 фигур. Обнажённые или слегка прикрытые одеждой, старики и дети — они прекрасны и удивительно гармоничны, и этой гармонии не нарушают.
Другая фреска изображает «Жертвоприношение Ноя». В центре – обнаженные молодые мужчины, по-видимому, сыновья Ноя. Один из них изображён с бараном, уже принесённым в жертву, другой помогает брату, третий — тащит очередную жертву на заклание. Сзади седовласый старик в красных одеждах – сам Ной, разжигающий огонь на жертвеннике и указующий вверх на место Божественного присутствия. Вокруг Ноя заняты делом все члены семейства: кто-то несёт дрова, кто-то поддерживает огонь, кто-то помогает советом (это, вероятно, жена Ноя). Согласно библейскому повествованию, выйдя из ковчега на сушу, «…устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота … и из всех птиц…, и принёс жертву всесожжения на жертвеннике» (Быт.8; 20). После этого Бог признал, что «помысел сердца человека зол от юности его» (Быт.8; 21) и обещал не наказывать больше Землю за грехи человека, восстановить смену времён года, «не поражать сущего» (Быт.8; 22). Договор был «скреплён» радугой: «Радуга … будет …знаком союза между Мной и землёю» (Быт.9; 13, 14), — провозгласил Господь.
Сюжет «Опьянение Ноя» изображает эпизод, опис анный в 9 главе книги Бытия: «И начал Ной возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего. И увидел Хам… наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим… И взяли Шем (Сим) и Иафет одежду… и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели» (Быт.9; 20-24).
Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами. Они стали, согласно послебиблейским текстам, прародителями больших этнических групп народов. От Шема (на иврите «имя»,«слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы. А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис.29).
Потоп в мифах народов мира
Cледует отметить, что помимо библейского повествования существует немало мифов, легенд и преданий о потопе у народов мира. Различные версии потопа содержатся в шумеро-аккадской, египетской, индийской мифологии, встречаются они у народов Китая, Индии и др. Поэтому тема потопа отражена в изобразительном искусстве многих народов в соответствии с версиями, принятыми в национальных традициях. Немало прекрасных произведений искусства создано в более позднее время по мотивам небиблейских сказаний о потопе. Наиболее часто художники обращались к греческому мифу о Девкалионе и Пирре, спасшихся во время потопа, устроенного Зевсом. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней, имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация. У спасшейся пары — Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён. Миф о Девкалионе изображен А. Филарете на дверях Собора Святого Петра в Риме, на фреске Б. Перуцци, на картине А.Скьявоне и др.
Из-за схожести сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу. Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. Написав по заказу герцога Ришелье четыре пейзажа, художник символически отразил сущность каждого сезона. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660–64 г.г., Париж, Лувр). В этом полотне, признанном самым значительным из названной серии, Н. Пуссен изобразил гибнущих людей на фоне мрачного леса, затопленного водой, переполненную лодку, в которой мёртвые соседствуют с живыми, и отчаянные попытки обречённых спастись. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего. О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие — что на картине изображён «Девкалионов потоп». Ценности картины это не умаляет, она – признанный шедевр французской живописи XVII в.
И всовременной живописи художники продолжают обращаться к мотивам, навеянным библейским сказанием о потопе; иногда используя лишь отдельные элементы сюжета. Рисунок «Голубь мира» (1947 г.) Пабло Пикассо приобрёл мировую известность. А на полотне Марка Шагала рядом с изображением потопа (спящий Ной, радуга с ангелом) мирно соседствуют другие библейские сюжеты.
Увидеть произведения искусства, созданные по библейскому сюжету о Всемирном потопе, можно в следующих музеях, картинных галереях и храмах:
Феофан Грек, «Ной», фреска, 1378 г., Великий Новгород, церковь Спаса на Ильине.
«История Ноя», мозаики, 12-14 в.в., Венеция, Собор Сан Марка;
Иероним Босх, «Потоп», триптих, Роттердам, музей Бойманса — ван Бёнингена;
Паолло Учелло, «История Ноя», фреска, 1447-48 г.г., Флоренция, церковь Санта Мария Новелла;
Джованни Беллини, «Опьянение Ноя», картина, 1515 г., Безансон, Mussee des Beaux-Arts;
Микеланджело Буонаротти, «Всемирный Потоп», фрески, 1508-1509 гг., Ватикан, Сикстинская капелла;
Н. Пуссен, «Зима или Потоп», картина, 1660-64 г.г., Париж, Лувр;
М.Шагал, «Ной», картина 1961-66 г.г., Ницца, музей Марка Шагала.
Вереле (Дортмунд)
Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.
В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.
Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)
Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.
Потоп в Библии.
Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.
Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:
Всемирный потоп — чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.
Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.
Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.
… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава
![]()
Потоп в апокрифах.
Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.
Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.
Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.
Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.
Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.
Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).
Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.
Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.
Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.
А был ли Потоп? Научная точка зрения.
Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.
На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.
Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:
- цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
- подъем уровня воды по той или иной причине,
- прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
- тайфуны.
С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?
Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.
Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.
Время потопа
Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался
в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).
Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.
Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.
Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.
Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.
ВикиЧтение
История мировых религий
Горелов Анатолий Алексеевич
Всемирный потоп
Самая древняя легенда о Всемирном потопе, как и о рае и изгнании из него – шумерская; от них вавилоняне приняли ее вместе с другими элементами цивилизации. Сказанию о потопе больше четырех тысяч лет. Самые древние записи относятся к правлению вавилонского царя Хаммурапи. К тому времени шумеры перестали существовать как отдельный народ, и стало быть, легенда возникла до занятия семитами долины Евфрата. Легенда о потопе присутствует в рассказе о сотворении мира, тоже имеющем шумерские корни (Фрэзер даже говорит о шумерской «книге Бытия»), Евреи могли принести с собой эту легенду при их переселении из Вавилонии около 4000 лет тому назад в Палестину или узнать ее от более древних жителей Палестины – ханаанеян, получивших ее опять-таки от вавилонян.
Представление о потопе не было известно древним ариям, но имелось у дравидов, которых завоевали арии. Здесь та же ситуация, что и в отношении вавилонян к шумерам. Греческая легенда о Всемирном потопе во многих чертах напоминает шумерскую, но греческие историки говорят о трех потопах. Причиной потопа называют дожди, поднятие уровня моря и даже разбитие сосудов с водой. Все было затоплено, кроме вершины одной из гор, на которой спасались люди.
Не все применяли ковчег или лодку. Иногда использовали черепаху с панцирем, покрытым мхом, и т. п. О том, что вода сошла, сообщали голуби и другие птицы, которых выпускал человек с разведывательной целью.
Рассмотрев варианты сказаний о потопе, Фрэзер делает вывод, что их различия не дают оснований усматривать в них копии библейского оригинала, тем более что у последнего имеется более древний шумерский прототип. Многие предания о потопе обусловлены воспоминаниями о действительно происшедших природных катастрофах, что подтверждает тот факт, что они преобладают в тех местах земного шара, где реально могли иметь место разрушительные наводнения – на Ближнем Востоке, в Южной Азии, в Америке, на островах Тихого океана, и их мало или почти нет в Китае, Африке, Европе. Находимые высоко в горах раковины морских организмов служили материальным подтверждением подлинности рассказов о потопе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Возможен ли новый Всемирный Потоп?
Возможен ли новый Всемирный Потоп?
Поразительно то, что Библия не только дает подробное и достоверное с научной точки зрения описание Потопа, случившегося в прошлом, но и предсказывает, что наступят последние дни, когда люди откажутся верить в то, что на Земле когда-либо
Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
Всемирный потоп и завет Бога с Ноем
Зло быстро распространилось в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Множились люди на земле, и дочери человеческие были прекрасны. И все брали их в жены — какую кто хотел. Ангелы сходились с дочерьми человеческими, и те рожали исполинов.Вместе с людьми растление множилось на земле, всякая плоть извращала свой путь, и
Всемирный потоп
Всемирный потоп
В Быт 1–11 рассказ о всемирном потопе (Быт 6:5–9:17) занимает непропорционально много места и имеет важное богословское значение. Отметим сразу три момента.
Людей всегда беспокоил вопрос об «исторической достоверности» этого повествования; регулярно в
Всемирный потоп
Всемирный потоп
Самая древняя легенда о Всемирном потопе, как и о рае и изгнании из него – шумерская; от них вавилоняне приняли ее вместе с другими элементами цивилизации. Сказанию о потопе больше четырех тысяч лет. Самые древние записи относятся к правлению вавилонского
IV. Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю.
IV. Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю.
Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога. Вот житие “Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицом Божиим, и
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Множились люди на земле, и дочери человеческие были прекрасны. И все брали их в жены — какую кто хотел. Ангелы сходились с дочерьми человеческими, и те рожали исполинов.Вместе с людьми растление множилось на земле, всякая плоть извращала свой путь, и
IV. Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю.
IV. Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю.
Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога. Вот житие “Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицом Божиим, и
Часть V. Всемирный потоп
Часть V. Всемирный потоп
Глава 1. Потоп
Шел обычный весенний день 27 апреля 3246 года до Р.Х. и ничего не предвещало беды. Многие собирались вместе и устраивали пирушки, другие совершали брачные торжества. Все шло в обычном порядке… И вдруг небеса рухнули на обреченный мир. В
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Среди чуть ли не вконец испортившегося и развратившегося человеческого родавстречались, конечно, и благочестивые люди. Среди них выделялся Ной, что, впрочем, было и, неудивительно, так как он и его род шел по прямой линии от Сифа и, судя по всему, вряд ли
Всемирный потоп
Всемирный потоп
Ной же обрел благодать пред очами Господа.9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.12 И
Глава 5 Всемирный потоп
Глава 5
Всемирный потоп
Книга Бытие очень сдержанна в описании подробностей преступлений и грехов, совершенных на земле потомками Адама во времена сожительства ангелов с женщинами. Она говорит просто:
«И увидел господь (бог), что велико развращение человеков на земле, и
ГЛАВА ПЯТАЯ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП.
ГЛАВА ПЯТАЯ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП.
Книга Бытие очень сдержанна в описании подробностей преступлений и грехов, совершенных на земле потомками Адама во времена сожительства ангелов с женщинами.Она говорит просто:«И увидел господь (бог), что велико развращение человеков на
Всемирный потоп
Всемирный потоп
Жили на земле в те времена и праведники — те, кого избрал Господь, чтобы они стали добрым примером для людей падших и нечестивых. Таким праведником был Сиф, еще один сын Адама, родившийся у него после смерти Авеля. Стали такими избранными людьми дети и
Какие города и государства существовали в древности в Месопотамии (Междуречье)? Какое культурное наследие они оставили?
В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.
МИФ О ПОТОПЕ
Однажды боги решили устроить потоп и погубить всё живое на земле. Но бог мудрости Эа поведал о том Утнапиштиму — правителю города Шуруппа́ка на Евфрате. Построил Утнапиштим корабль по совету Эа. Погрузил на него весь род свой, скот и что имел серебра и золота.
Почернело небо, и хлынул ливень. Южный ветер нагонял воду, рушил плотины. Шесть дней и семь ночей бушевала стихия. А когда потоп прекратился, только маленький остров, вершина горы, возвышался над водой. Здесь и причалил корабль Утнапиштима.
Выпустил голубя Утнапиштим, но прилетел тот обратно, не найдя больше суши. Выпустил ласточку Утнапиштим, и она вернулась. Выпустил ворона он, и нашёл ворон сушу. На вершине холма принёс Утнапиштим жертвы богам. Тростниковые стебли он зажёг, и боги почуяли запах. Они собрались к приносящему жертву Утнапиштиму.
Посовещались боги и решили:
— Доселе Утнапиштим был человеком. Отныне же Утнапиштим нам, богам, подобен. Пусть живёт Утнапиштим при устье рек в отдаленье!
1. Как вы полагаете, почему у жителей Междуречья появился миф о великом потопе?
Совсем не случайно миф о потопе сложился именно в этом регионе. В силу климатических условий Двуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. К тому же в Двуречье сравнительно частые разрушительные наводнения. Именно в Двуречье шумеры испытали это стихийное бедствие — разлив Тигра и Евфрата — потоп, который затопил многие шумерские поселения. Впоследствии шумеры выстроили новые города и всю свою историю разделили на два больших периода — «до потопа» и «после потопа». Этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят вавилонский миф о потопе и многие другие. Легенда о потопе, возникшая у шумеров и впервые ими записанная, вошла в мифологию и религию многих народов. Через посредство Библии она стала достоянием всех монотеистических религий, где фигурирует в качестве одного из основных сюжетов. Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «…Через семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал», следует помнить, что библейский рассказ о потопе — не оригинальная легенда. Его шумерский прототип возник за две тысячи лет до времени составления Библии.
2. Каким предстаёт в мифе его герой — Утнапиштим? По каким его поступкам можно судить о нём?
Утнапиштим был с миролюбивым нравом, добрым и благочестивым.
3. Объясните, какая роль отведена в этой истории богам.
1. Используя карту, охарактеризуйте природные условия Междуречья. Сравните их с природными условиями Древнего Египта. Что было общим?
Древний Египет и территория Междуречья, то есть Древняя Месопотамия, находились (и сейчас находятся) в субтропическом климатическом поясе. Только небольшой участок южных частей того и другого региона задевают тропики. Оба омываются крупными реками: Египет – Нилом, Месопотамия – Тигром и Евфратом. Однако есть и существенные различия в отношении природных условий. Рассмотрим каждый регион в отдельности.
Месопотамия имеет более мягкий климат в связи с расположением рек: они буквально окутывают Месопотамскую низменность по периметру. Холмистость, которая местами сменяет равнины, защищает область от сухих ветров, что делает климат более мягким, а урожай богатым. К тому же, отсутствие пустыни позволяет не боятся сезонного мелководья рек.
В Египте напротив, самая крупная пустыня в мире – Сахара – вводила сельское хозяйство в зависимость от уровня воды в Ниле. К тому же, полностью равнинный рельеф был подвержен губительному воздействию тропических ветров. Это делало климат более жарким и засушливым.
В современном мире многие проблемы решены за счет технологий, также осуществляется множество проектов по дополнительному орошению во время засухи и озеленению Сахары, по примеру проекта «Зеленый пояс» Вангари Маатаи, ставшей лауреатом Нобелевской премии.
2. Покажите на карте шумерские города-государства. Составьте схему, показывающую, на какие группы делилось их население, как было организовано управление.
3. Чем Аккадское государство отличалось от государств шумеров? Почему оно распалось?
4. Расскажите о письменности древних народов Междуречья. Благодаря чему она стала достоянием историков?
В 4 тысячелетии до нашей эры шумеры изобрели одну из древнейших письменностей в мире- клинопись. Они писали заостренными палочками по сырой глине.
Благодаря тому, что письменность шумеров была — клинописью. Так как письмена напоминали по виду разных черточек клиньев
5. Вспомните по ранее изученному материалу, о чём повествовали древние мифы. Чем интересен миф о великом потопе, возникший у шумеров? О каких других сказаниях с подобным сюжетом вы знаете?
Мифы повествуют о Богах.
Миф о всемирном потопе. Потоп, если судить по мифам шумеров, возник по мысли богов, которые решили наказать человечество за неразумное поведение.
6*. Заполните сравнительную таблицу.
Объясните, что добавляют письменные источники к информации вещественных памятников.
Письменные источники могут содержать важную информацию событий тех времен. Например описание праздника, повседневной жизни, глобальных событий и многое другое.