Рассказ о вселенной кратко

Сегодня на уроке:поговорим о великом русском учном и поэте михаиле васильевиче ломоносове; выясним, чем занимался этот необычный человек; разберм

Сегодня на уроке:
поговорим о великом русском учёном и поэте – Михаиле Васильевиче Ломоносове; выясним, чем занимался этот необычный человек; разберём стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»; увидим, как о серьёзном можно сказать со смехом.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в начале XVIII века: 19 ноября 1711 года.
image001
Его отец был рыбаком. Это тяжёлый труд, и Миша с детства помогал отцу. А в свободное время в доме не только отдыхали, но и читали. Книги в то время были редкостью и стоили дорого, но родители Михаила понимали, что грамота человеку необходима.
Отец много времени проводил в море и не мог уделять сыну достаточно внимания. Читать мальчика выучила мать, когда он был ещё маленьким. Первые научные знания он почерпнул в учебниках тех лет: грамматике Мелетия СмотрицкогоПсалтири в стихах Симеона Полоцкого и арифметике Леонтия Магницкого. Ломоносов очень дорожил этими книгами и бережно хранил даже тогда, когда уже стал известным учёным. Он называл их «вратами учёности».
Михаил умел читать, писать, считать. По мнению отца, этого было вполне достаточно, чтобы продолжить его дело и заниматься рыболовецким промыслом. Тем более, что труд его приносил достаточный доход – семья была далеко не бедной.
Но Михаилу хотелось большего, он мечтал о серьёзном учении. Отец же и слушать не хотел об этом. Тогда Михаил тайно ушёл из дома. Он пешком пришёл в Москву. Денег у него не было, и он шёл с обозом мороженой рыбы. Помогал возчикам, а они его за это кормили.
В Москве находилась Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в Москве. В него Ломоносов и поступил. Там он изучал латинский язык, политику, риторику (искусство речи) и философию.
Жили учащиеся очень бедно. 
Трудолюбие и упорство, стремление знать как можно больше увенчались успехом. После окончания академии Ломоносов в числе лучших был послан в Петербургский университет, а затем в Германию. Там он продолжил изучение разных наук. Вернувшись в Россию, Ломоносов получил службу в Академии наук в Петербурге. Скоро он стал профессором химии.
Михаил Васильевич Ломоносов занимался не только химией. Трудно назвать науку или производство, в котором он не был бы знатоком. Химияфизикаастрономияисториягеография – учёные любой из этих научных областей назовут зачинателем своих наук в России Ломоносова.
По его инициативе в России созданы производства по изготовлению стекла (в том числе цветного), глазурей (покрытие глиняных изделий блестящей массой), фарфора, причём фарфоровую массу изобрёл тоже он.
Ломоносов написал первые учебники по химии и металлургии. Его книга «Древняя Российская история» была переведена на другие языки. Её дважды переиздавали при жизни автора.
К слову, учебные пособия, написанные Ломоносовым, предназначены не только для учёных, но доступны и обычным людям.
Михаил Васильевич изучал атмосферное электричество (молнии), создал многие оптические приборы. С их помощью открыл существование атмосферы на Венере.
Ломоносов много внимания уделял русскому языку и литературе. Он усовершенствовал русский литературный язык. Ещё долгие-долгие годы после его смерти обучение шло по созданной им «Российской грамматике».
Ломоносов переводил зарубежную литературу, причём, как научную, так и художественную.
А ещё именно Ломоносов ввёл в обращение такие научные и технические термины, как опыт, явление, горизонтальный, вертикальный, минус, плюс, квадрат, формула, горизонт, микроскоп, оптика.
А также многие другие.
Ломоносов разработал проект Московского университета, который теперь носит его имя: Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Так что можно сказать, что Михаил Васильевич всё-таки стал университетом!
Михаил Васильевич Ломоносов был не только учёным. Кроме научных занятий, он занимался ещё и живописью. Но рисовал он не красками и кистями, а цветным стеклом. Он возродил древнее утраченное искусство мозаики и из сваренного им же цветного стекла создавал картины.
Ломоносовым и его учениками создано более 40 мозаичных полотен.  Первые его картины были не совсем удачны, но постепенно качество улучшалось. Шедевры великого учёного известны во всём мире.
Учёный, исследователь, художник – это всё Михаил Васильевич Ломоносов. Но особо следует остановиться на его литературных талантах. Он – самый яркий, самый известный поэт XVIII века. Мы уже упоминали, что Ломоносов усовершенствовал русский литературный язык. До него писали тяжело и неудобочитаемо:
О суетный человече, рабе неключимый,
Как-то ты далеко бродишь мечтанми твоими!
А незапно день последний
Разрушит твой живот бедный.
Ломоносов писал поэмы, поэтические послания, трагедии, сатиры. Но особенно прославили его оды.
Ода – стихотворение торжественного характера. Оды писали к каким-либо выдающимся событиям. Например, к победам в войне или к годовщине такой победы, к открытиям новых земель или к научным открытиям. Очень часто оды посвящались событиям, происходящим при царском дворе: рождение ребёнка в царской семье, свадьба, коронация очередного монарха, его смерть, приезд иностранных послов и так далее.
Ломоносов написал около двадцати од. Они велики по объёму, торжественны и величавы по своему складу. Но не только царским праздникам посвящал Михаил Васильевич свои оды. Он прославлял отважных воинов русской армии, восхищался красотой природы, воспевал величие и непостижимость Бога
Оды занимают большое место в творчестве Ломоносова, но им написано много и обычных стихов.
«Случились вместе два Астронома в пиру…»
Автором геоцентрической системы был древнегреческий учёный Клавдий Птолемей.
image002
Он жил во втором веке нашей эры.
«Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,  пишет Ломоносов.
Гелиоцентрическая система была предложена польским учёным Николаем Коперником.
image003
Николай Коперник жил в конце XV и начале XVI веков.
Гелиоцентрическая система в центр ставила Солнце, вокруг которого вращаются Земля и все планеты.
«Другой, что Солнце все с собой планеты водит», – пишет Ломоносов.
Но постойте! Ведь получается, что между этими двумя астрономами – более тысячелетия. Они никак не могли спорить друг с другом!
Почему же Ломоносов свёл их в споре?
Дело в том, что теория Птолемея была признана католической церковью как единственно верная и на протяжении 13 веков считалась такой. Тех, кто в ней сомневался, преследовали и жестоко наказывали, вплоть до смерти. Теория Коперника шла вразрез с учением церкви по этому вопросу. Церковь объявила её ошибочной, вредной и еретической, то есть неугодной церкви. В 1616 году церковь официально запретила теорию Коперника.
Ломоносов, сводя в споре этих учёных, показывает борьбу сторонников каждой системы. Борьба серьёзная – «спорили весьма между собой в жару». Мы можем представить себе этот спор двух учёных – умных, образованных людей. Наверняка они сыпали теоремами, доказательствами, высокоумными словами, сложными терминами, числами, которые так трудно понять…
Кто же рассудил учёных мужей? Обычный повар, который, если он вообще был грамотным, кроме поваренной книги, едва ли что-нибудь ещё читал. Он в диспут не вступал – он молча смеялся над бурными «прениями». А когда же заинтересовались его мнением, с простонародной смекалкой и юмором ответил:
Почему именно повар становится тем, кто решает этот спор? Ломоносов с помощью этого приёма снижает заявленный в начале стихотворения торжественный тон. Тема научного спора очень серьёзна, смешного в ней мало. Свои мнения высказывают великие учёные, признанные в науке авторитеты. А повар – человек из народа. Но ситуация и замечательна тем, что обычный человек, далёкий от науки, оказывается ничуть не хуже учёных. Его аргументы просты, но точны и решают научную проблему на основании здравого смысла.
А самое интересное – это то, что хозяин спрашивает у повара о его мнении.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Как вы думаете: хозяин уважал своего повара за его мудрость или все же хотел посмеяться над ним? Или хотел показать, что житейская смекалка бывает важнее учёности?
Во всяком случае, одна из идей, которую можно вынести из стихотворения – это что в самом сложном споре полезно иногда отбросить все сложности. И посмотреть на предмет обсуждения со стороны простого здравого смысла.
Речь повара придаёт стихотворению сатирический оттенок.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
 Простое, доступное пониманию каждого, даже неискушённого в научных делах человека, решение высмеивает упорство приверженцев учения Птолемея. Повар приводит пример из своего повседневного труда, но этот «низкий», обыденный пример вполне «впору» всей Вселенной. Да и язык повара далёк от научности: «Кто видел простака…».
А по тому, с какой симпатией описан повар, становится ясно, что высказывает он не только своё мнение, но и мнение автора стихотворения.
Запишите роды и жанры литературы.
AVvXsEhHzmZ4meahCHqM5HQ55I6vBBxxLDEw sgomAaYnlMeLl6f6BueQEaCvgGxL4uyt55j6SkrU4BlwHRQzL 0ekH6HRXAsySgPbk16bW1ChMNtFCXQJwKBTTsxOD1O8Ys22RYaR8J3mpv25PiIrfM6JMQB2Jo0cxryWPFssxDwAM4CSBZWPQxy6yOCtn2KQ=w508 h279
Срок выполнения:

В тетрадь законспектировать все, что выделено зеленым цветом(тетрадь не нести), читать стр. 54-56, выполнить задание по ссылке

https://edu.skysmart.ru/student/vaxexokale
  до 12.11.2021 года. 
anastasiadzus1995@yandex.ru

Доброе утро!

В Кронштадте первоклассник закидал снежками Вечный огонь, и – о чудо! – полиция ограничилась «установлением личности» и «профилактической беседой» с ним и его матерью, «реабилитацию нацизма» вменять не стали. В новостях так:

  • Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны.
  • «Ростех» разрабатывает программу для предсказания массовых беспорядков.
  • Сегодня Евросоюз вводит новый пакет санкций в отношении Беларуси.
  • Лукашенко назвал Крым российским – впервые после аннексии.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 32 648. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 637 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 275 193 человек (+1229 за сутки). Эти данные слабо соотносятся с реальностью: по оценкам «Ведомостей», с которыми согласны и независимые демографы, смертность в России за последний год – с декабря 2020-го по ноябрь 2021-го – превысила 2,4 млн человек. Это рекордные показатели со времен Второй мировой войны.

На фоне известий о появлении штамма «омикрон» Росздравнадзор сократил срок действия ПЦР-теста до 48 часов, а власти Петербурга объявили, что в новогоднюю ночь общественный транспорт работать не будет, чтобы никто никуда не ездил.

В Евросоюзе штамм «омикрон» выявлен у 44 человек в 11 странах. Здесь американские ученые подробно объясняют, чего ждать от «омикрона», и призывают не рассчитывать на оптимистический сценарий.

Прогнозно-аналитическая модель «Массовые беспорядки»

  • Басманный суд Москвы отказался удовлетворить жалобу Алексея Навального на возбуждение в отношении него уголовного дела о мошенничестве. Навальный участвовал по видеосвязи.
  • Адвокат рассказал, что сотрудники Центра «Э» угрожали бывшему координатору штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой. Это произошло после ее задержания в Уфе. Сейчас Чанышеву, в отношении которой возбуждено уголовное дело о создании «экстремистской организации», перевели в СИЗО в Москве.
  • Главу омского «Яблока» уличили в сотрудничестве с Центром «Э»: она сдала эшникам личную переписку с бывшим однопартийцем Романом Саитовым, которого ранее задержали по обвинению в демонстрации нацистской символики.
  • «Ростех» разрабатывает систему для предсказания и предотвращения митингов и массовых беспорядков на основе искусственного интеллекта.

Неприятности в раю

  • Депутат от КПРФ Валерий Рашкин подал иск к Госдуме в связи с тем, что его не пустили на заседание парламента, когда там рассматривался вопрос о лишении его депутатской неприкосновенности в связи с убийством лося.
  • Бывший схиигумен Сергий, вступивший в открытый конфликт с РПЦ и властями на фоне пандемии, получил 3,5 года колонии: его признали виновным сразу по трем статьям – «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Самоуправство».
  • В Дагестане суд второй раз приговорил бывшего полицейского к двум годам ограничения свободы за убийство бывшей жены (ранее Верховный суд Дагестана отменил такой же приговор за чрезмерную мягкость).
  • Выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!», Путин обнадежил бизнес, объяснив, что само наличие у него конституционного права баллотироваться в президенты в 2024 году «уже стабилизирует» ситуацию в России.

Лукашенко хочет в Крым

  • Александр Лукашенко впервые после аннексии 2014 года назвал Крым российским и рассказал о планах встретиться с Путиным в Севастополе. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отказался «оценивать каждое проявление потока сознания, которое осуществляет Лукашенко» – Киев намерен смотреть на его действия. По мнению бывшего украинского дипломата, политолога Валерия Чалого, слова Лукашенко – знак того, что «российская экспансия в Беларуси идет полным ходом».
  • Сегодня Евросоюз вводит новые санкции в отношении Беларуси. В списке 17 официальных лиц (в основном сотрудники Погранкомитета и начальники региональных погранотрядов) и 11 организаций, в том числе «Белавиа», турагентства и гостиницы, занимавшиеся доставкой мигрантов с Ближнего Востока.
  • В Минске на 10 суток арестован фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик. Его задержали во время велосипедной прогулки и арестовали за «мелкое хулиганство». Дома провели обыск, забрали всю технику и деньги.
  • В Чехии задержан глава Белорусской федерации футбола Владимир Базанов (пока не совсем ясно, на каком основании), команду «МАЗ-СПОРТавто» не допустили к ралли «Дакар» в связи с санкциями.
  • О сложностях, которые испытывают при легализации бежавшие в Украину белорусы, рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Сегодня президент Украины будет выступать с посланием к Верховной Раде – на фоне протестных маршей, разговоров о госперевороте и личного конфликта Зеленского с журналистом Юрием Бутусовым.
  • Власти Нидерландов намерены обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и попросить ее ответить на вопрос, нарушила ли Россия международную Чикагскую конвенцию 1944 года, не обеспечив безопасность пассажиров сбитого под Донецком «Боинга». Если ИКАО согласится, что самолет был сбит из ракетной установки «Бук» российской армии, это послужит основанием для подачи иска в Международный суд ООН.
  • Рассказ о жизни младшего брата Нурсултана Назарбаева Болата: пока его брат был президентом, он превратился из сантехника в успешного инвестора.
  • В Узбекистане учителей согнали на субботник под наблюдением вертолета.
  • Венгрия готова провести референдум по вопросам ЛГБТ в 2022 году – это ответ на прозвучавшую из Брюсселя критику закона о запрете «пропаганды ЛГБТ», принятого в июне.
  • Военные власти Мьянмы предъявили новые обвинения Аун Сан Су Чжи – на этот раз в коррупции в связи с арендой вертолета.
  • Барбадос официально вышел из-под власти британской монархии и стал парламентской республикой. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовали принц Чарльз и Рианна.

Шесть ссылок

  • Лингвистическое. Краткий пересказ ежегодной лекции о берестяных грамотах, найденных российскими учеными. Или отрывок из книги Марии Бурас «Лингвисты, пришедшие с холода» (изд-во АСТ) – о становлении структурной лингвистики в СССР.
  • Вокруг искусства. Статья Бориса Гройса об отношениях между утопией и архивом, а также об изменениях, которые претерпела художественная деятельность с появлением интернета. Или беседа с искусствоведом Надеждой Подземской о составленном ею двухтомнике «Василий Кандинский. О духовном в искусстве» и о значении Кандинского для российской арт-современности.
  • Разговоры о сексуальности. Краткое введение в язык древнегреческой гомосексуальности. Или рассказ о том, как читали и воспринимали «120 дней Содома» маркиза де Сада на протяжении XX века.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

    avtor-rasskaza-telegramma.jpg

    «Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

    Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

    Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

    Оглавление:

    А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

    Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

    Анализ произведения «Телеграмма»

    Структура

    Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

    1. О матери
    2. О дочери
    3. Тревожная весть
    4. Трагичная развязка
    5. Итог.

    Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

    О чём сюжет: короткое содержание

    kratko-o-rasskaze-telegramma.jpg

    Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

    Герои рассказа

    Всех героев можно поделить на группы:

    • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
    • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
    • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
    • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

    Главные герои в «Телеграмме»

    Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

    Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

    Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

    Роль Тихона

    Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

    Вместо заключения

    Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

    В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

    Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

    Отзывы и комментарии

    Это интересно

    • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
    • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
    • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
    • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
    • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

    Содержание:

    История создания

    Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

    Анализ рассказа

    Описание рассказа

    Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, – женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

    Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.

    Главные герои

    Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, – страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.

    Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

    (Кадр из к/ф “Телеграмма” 1957 год)

    Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

    Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

    Заключение

    Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

    В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

    Характеристика героев “Телеграмма”

    Главные герои

    Екатерина Петровна

    Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

    Настя

    Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

    Тихон

    Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

    Манюшка

    Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

    </tr></table>

    Второстепенные персонажи

    Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

    </tr></table>

    В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 11

      В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

      • <label>1943;</label>
      • <label>1944;</label>
      • <label>1945;</label>
      • <label>1946.</label>

    (новая вкладка)

    История созданияКонстантин Паустовский написал небольшой рассказ «Телеграмма» в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма. Сюжет рассказаВ центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие. У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.

    Композиция рассказаУсловно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах. Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе. Галерея образовКатерина Петровна – главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы. Настя – дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния. Тихон – обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.

    Понравилось сочинение? А вот еще:

    Анализ повести Паустовского «Мещерская сторона»</li>Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»</li>Анализ сказки Паустовского «Заячьи лапы»</li>

    Автор: Константин Паустовский

    Год издания рассказа: 1946

    Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» принес автору не малую известность. Дело в том, что известная американская певица Марлен Дитрих именно с этого произведения начала знакомство с творчеством Паустовского. Рассказ настолько впечатлил ее, что при встрече с писателем она опустилась перед ним на колени. Сейчас рассказ «Телеграмма» Паустовского включен в школьную программу многих учебных заведений и не только в России. А само произведение переведено на многие языки мира. Во многом именно благодаря таким рассказам Константин Паустовский по сей день входит в список 100 самых читаемых писателей.

    Рассказа «Телеграмма» краткое содержание

    В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» читать можно о Катерине Петровне, которая доживает свои дни в одиночестве в старом доме. Этот дом построил ее отец – художник. Свои последние годы он доживал тоже здесь в этом теперь уже доме под охраной областного музея. Местные же называли его просто Заборье. Поговорить Катерине Петровне в селе было не с кем. Ведь обсудить жизнь Петербурга, картины или смерть Виктора Гюго, которая главная героиня видела своими глазами в Париже с ней некто не мог. Навещали ее Манюшка, которая носила воду и ставила самовар, да Тихон, который делал работу по хозяйству. Он же всякий раз уходя из дома теребил душу Катерины Петровны, спрашивая о Насте.

    Настя из рассказа «Телеграмма» Паустовского была дочерью Катерины Петровны. Сейчас она жила в Ленинграде и последний раз навещала старуху три года назад. Напоминала о себе она лишь переводами раз в два-три месяца. Катерина Петровна всегда брала эти двести рублей и нюхала и ей казалось, что эти деньги еще пахнут Настиными духами.

    Далее в нашем рассказа «Телеграмма» кратком содержании вы узнаете, как однажды в конце октября Катерине Петровне показалось, что кто то стучит в заколоченную уже много лет назад калитку на заднем дворе. Она долго вязала платок и шла, но спросив кто там поняла, что ей показалось. В эту же ночь она написала Насте письмо, в котором просила приехать увидеть ее последний раз, ведь зиму она уже не переживет.

    Настя работала в Союзе художников секретарём. Через нее проходили выставки, конкурсы и многое другое. Работы всегда было невпроворот.  Вот и сейчас получив письмо от матери на работе, она сунула его в сумочку не читая. Читать их ей всегда было сложно в них был немой укор, но в то же время раз пишет значит жива. Сразу после работы она отправилась к молодому художнику Тимофееву. Он попросил ее не раздеваться и провел в мастерскую, где было холоднее чем на улице. Он ей жаловался на жизнь, на выскочку Першина, а затем показал скульптуру Николая Васильевича Гоголя. Настю поразила работа Тимофеева. Ведь она увидела в его виске даже тонкую склеротическую жилку, а его взгляд напомнил о письме матери. Сразу от Тимофеева Настя пошла к председателю Союза художников. Она горячилась, доказывала и все-таки добилась организации выставки для Тимофеева.

    Далее в рассказе Паустовского «Телеграмма» читать можно о том, как Настя прочитала письмо от матери, когда вернулась в старую комнату на Мойке. Но ехать сейчас ей представлялось совершенно невозможно. Она положила письмо в ящик, а сама на две недели погрязла в организации выставки Тимофеева. Художник вечно жаловался и скандалили, а свои работы на выставку он отдавал как будто на уничтожение. Но Настя поняла, что за всем этим напускными капризами стоит уязвленная гордыня Тимофеева. Выставка прошла удачно. Настю похвалили, что извлекала на свет божий Тимофеева, а сам художник слегка недоверчиво слушал хвалебные речи.

    Далее в кратком содержании рассказа «Телеграмма» Паустовского вы узнаете, как в разгар выставки пришла курьерша Даша. Она принесла Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон». И только подпись «Заборье» помогла Насте понять, что телеграмма ей. Как раз в этот момент Перший высказывал Анастасии Семеновне благодарность за выставку. А потом все долго аплодировали. И только статуя Гоголя немым взглядом сказала: «Эх ты!». Настя выбежала и помчалась на вокзал, но билетов уже не было. И только слезы на ее глазах растопили сердце кассира. Благодаря этому Настя отправилась к матери уже этим вечером.

    Тем временем Катерина Петровна лишь слегка шевелила рукой под одеялом. Это помогало Манюшке определит, что она еще жива. Пришел Тихон и принес якобы телеграмму от Насте, что она уже выехала. Но Катерина Петровна лишь махнула рукой, разгадав обман. В тот же вечер она уснула и больше не проснулась. Хоронили ее на следующий день. Как раз выпал снег, как и предвещал Тихон. Шли тихо. К процессии присоединилась молодая учительница, которая как раз перевелась в это село. Она совсем не знала Катерину Петровну, но у нее тоже была одна мать в областном городе. Настя приехала через два дня после похорон. Она проплакала всю ночь, а затем крадучись, что некто не видел, уехала из Заборья.

    Рассказ «Телеграмма» на сайте Топ книг

    Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» уже не в первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг российской классики. А во время прохождения в школьной программе интерес к нему возрастает настолько, что он попадает в топ книг. И эта тенденция скорее всего будет продолжаться и в дальнейшем.

    Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.
    Рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь.

    Используемые источники:

    • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
    • https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%d0%a2%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0.html
    • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
    • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
    • https://top-knig.ru/telegramma/

  • Рассказ о всякой живности белов краткое содержание
  • Рассказ о времени года 4 класс литературное чтение
  • Рассказ о всякой живности василий белов
  • Рассказ о вороньем глазе
  • Рассказ о воспитателе детского сада в газету