Рассказ о вселенной и солнечной системы

Отсекаем вс лишнеепо просьбам читателей сразу сообщаю, что в конце статьи есть музыкальное приложение по теме статьи. кому нравится читать

Отсекаем всё лишнее

По просьбам читателей сразу сообщаю, что в конце статьи есть музыкальное приложение по теме статьи. Кому нравится читать под музыку, это для Вас.

Большинство людей думают, что это есть Солнце и 8 или 9 планет. Кто-то при этом вспоминает еще и о Луне. Находятся, правда, их уже не так много, желающие поселить в Солнечную систему все 12 зодиакальных созвездий и Большую Медведицу. Давайте сегодня разберемся, что же это такое — «Солнечная система».

Солнечная система. Статья по астрономии. Андрей Климковский

Много миллиардов лет назад эти места выглядели немного иначе. Здесь было облако межзвездного газа и пыли (возможно — остаток какой-то уже погасшей звезды), которое медленно уплотнялось под действием собственной гравитации, сжималось, в этом образовании наметился некий центральный сгусток, который стал разогреваться и однажды (это для краткости — обычно такие процессы растягиваются на миллионы лет и звезды не загораются в одночасье) вспыхнул звездой. Окружающие его газ и пыль продолжали стремиться к молодой звезде под действием сил тяготения, но излучение исходящее от звезды препятствовало сгущению остатков материи подобно ветру дующему в разные стороны.

На какое-то время установилось равновесие и остатки пыли и газа продолжали собираться в комочки на почтительном расстоянии от своей звезды — они не падали на нее, но и не улетали прочь. Причем более тяжелые фракции этого газопылевого строительного материала оседали поближе к центральной звезде, а легкие газы (преимущественно Водород и Гелий) нашли свое равновесие поодаль. За следующий миллиард лет, или за промежуток времени того же порядка, из расслоившейся по молекулярной массе материи сформировались планеты — маленькие, но плотные, вблизи Солнца (так называемые «Планеты земной группы»); и водородно-гелиевые гиганты типа Юпитера и Сатурна — несколько подальше от светила.

Вот так, если рассказывать предельно упрощенно, и сформировалось то, что называется Солнечной системой — Солнце и вращающиеся вокруг него планеты. Да только это не все, есть еще много интересного в этой системе, но прежде затронем другой аспект — аспект постижения всего этого человечеством.

Существуют два класса гипотез о происхождении Солнечной системы. Основное их различие в том, что одни постулируют одновременное происхождение Солнца и протопланетного диска — из единого прото-облака. Другие — в частности долгое время находящаяся в авангарде популярности и признания гипотеза Отто Юльевича Шмидта — предполагают отдельное формирование Солнца с последующим захватом им некой туманности — остатка вспышки сверхновой звезды. Обсуждение этих гипотез выходит за рамки статьи, хотя и представляет интерес.

Солнечная система. Статья по астрономии.

С тех пор, как раскаленные поверхности каменных шаров остыли, прошло еще 4 или 5 миллиардов лет и на одном из таких шаров случилось нечто необычное, не совсем привычное для небесных тел явление — там завелись существа, считающие себя разумными — о-как замахнулись! Но как бы то ни было, и кто бы кем себя не считал, а примерно 50 тысяч лет назад человеки уже со знанием дела всматривались в небосвод, и их немного начинали волновать те из светящихся точек, что упорно не хотели оставаться на своих местах и кочевали от созвездия Мамонта к созвездию Кабана.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Около 10 тысяч лет назад, и практически повсеместно — в Египте и Элладе, Вавилоне и Персии, в Индии и Китае (возможно и на Американском континенте) этому начали находить объяснение. Люди сходились во мнении — это Боги, бессмертные Боги, а кто же еще может позволить себе перемещаться среди неподвижных звезд? — только Боги! Так думали почти все, но была в каждой из перечисленных стран, особая разновидность жителей — жрецы — эти никогда просто так не делились своими истинными представлениями о строении Мироздания с простым малограмотным людом, да и со знатью — царями, военачальниками — тоже не делились. Они с легкостью предсказывали как положение на небе всех известных тогда блуждающих светил, так и солнечные, лунные затмения, что давало им реальную власть над теми же царями и военачальниками — жрецов слушались все. А кто не слушался — тот отправлялся на небеса слушаться великих Богов, блуждающих по созвездиям.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Каким образом, на основании каких теорий, и базируясь на какой картине мира древние жрецы делали свои вычисления, так и осталось тайной, которую они унесли к своим богам, но где-то за 500 лет до нашей эры у жрецов появился достойный конкурент — класс ученых — философы, математики и метафизики — все они пытались разгадать конструкцию небесных механизмов опираясь на наблюдения и логику, и к началу нашей эры в мире — опять же во многих странах почти синхронно — зародилась, ожила догадка о

безграничном пространстве, мегаскоплениях галактик, в одной из которых среди миллиардов и миллиардов подобных светил с огромной скоростью летит

том, что наше дневное светило окружено спутниками-планетами, обращающимися вокруг оного по круговым орбитам, и среди них одна — Гея — наш космический дом — с нее и взираем мы в бескрайнюю даль, пытаясь разгадать ее назначение… И это окрыляло, поднимало человека ввысь, ближе к Богам — поняв это человек становился Богом…

Солнечная система. Статья по астрономии.

Были и другие точки зрения. Существовавшая в древней Греции наравне с другими моделями Геоцентрическая Модель Мира Аристотеля (а также Гиппарха и Птолемея) в средние века оказалась очень идеологически удобной и на много столетий астрономы и астрологи расселили известные им планеты по деферентам и эпициклам, чтобы более прагматичным образом объяснить петлеобразные движения светил (планетные движения моделировались большими и малыми колесами установленными одно на другом и вращающиеся с разной скоростью), но главное — Земля, как творение господне, а вместе с ней и человек, были водворены в Центр Мира — и это для переродившихся жрецов было архиважно — нечего простым смертным знать, что мы — не есть Пуп Вселенной, а просто песчинка в бескрайнем космическом океане, у которого и центра-то нет никакого…

Солнечная система. Статья по астрономии.

Тем не менее, предвычисление положения планет оставалось задачей практически важной — астрологи должны были вовремя предопределять начало и конец войн, вовремя менять засидевшихся на троне персон, и делалось все это при помощи небесных знамений. При этом конструкция из деферентов и эпициклов уже не давала требуемой точности и приходилось, для компенсации расхождения вычисленных и реальных положений блуждающих светил вводить все новые рычаги и колеса, и к XVI веку в небесной канцелярии накопилось до семи десятков самых разных шестеренок. Управляться с такой сложной машиной становилось немыслимо трудно — система мира рушилась, но не сдавалась по идеологическим мотивам.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Спасать положение начал польский астроном и математик Николай Коперник. Он не сам это придумал, но изучив многочисленные работы учеников Пифагорейской школы он пришел к выводу, что все эти сложные механизмы из десятков колес и покачивающихся перекладин — безбожное заблуждение, и доработав теории учеников Пифагора выдвинул (1503 год) свою гипотезу — в центре мира сияет Солнце, вокруг него по круговым орбитам, не опираясь ни на что движутся планеты, в их числе наша Земля. И только одно светило послушно обращается вокруг Земли — Луна — наш единственный спутник.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Думаете, все эти заржавевшие и грохочущие шестерни разом рухнули в бездну? Нет! Еще более столетия в ходу были и деференты, и эпициклы, и остальные небесно-механические запчасти. И не только по причине того, что наукой тогда занималась церковь, но и потому, что даже реалистичная конструкция Коперника давала значительные ошибки. Их исправил во многом только Иоганн Кеплер определив орбиты планет не кругами, а эллипсами. Своими тремя законами он описал характер движения планет по орбитам. Но это произошло лишь в 1618 году и с тех пор наше базовое представление о строении Солнечной системы не менялось, а лишь дополнялось новыми пунктами и деталями.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Что же мы имели к началу XVII века? Примерно то же самое, что и на протяжении всех предшествующих веков и тысячелетий: Солнце — ярчайшее небесное светило, обходящее небосвод ровно за год (собственно, так и появился в нашем летоисчислении год), Луна — второе по яркости и меняющее свой лик ото дня ко дню светило, оно замыкает свой небесный круг за месяц, и именно благодаря Луне мы имеем в своей календарной системе такую временную единицу. Далее — пять ярких и блуждающих светил, оказавшихся огромными шарами, светящимися отраженным (как и Луна) солнечным светом, медленно совершали свои движения с разной скоростью: Меркурий — Бог торговли и обмана — этот был, как и положено, шустрее всех; Венера — богиня Любви и Красоты (и это чистая правда — оторвать взор от сияния в сумеречных небесах «Вечерней Звезды» очень трудно, невозможно) — она хоть и отстает от Меркурия, но тоже очень быстра; Марс — Бог Войны — отличается заметной кровавой, вызывающей окраской, и движется уже медленно, и слава богу — очевидно, что у древних, придумавших эти параллели, быстрее зажигались чувства любви, чем месть и обида. Две последних из известных тогда планет — Юпитер и Сатурн — откровенно едва ползут и за жизнь человеческую делают лишь несколько оборотов. В XVII веке к этому хороводу небесных объектов добавилась лишь Земля, но для человечества это было очень важным событием в процессе осмысления своего положения во Вселенной — это положение стало рядовым, ничем не выделенным, Впрочем, как я не раз говорил уже сегодня, ничего в мире не случается в один день, и мирилась общественность с потерей своего центрально-космического положения довольно долго.

Солнечная система. Статья по астрономии.

В самом начале XVII века произошло еще одно важно событие в астрономии — итальянец Галилео Галилей создал первый в истории телескоп и применил его в наблюдениях. Результаты были революционны — действительно, планеты оказались подобны Земле — на Луне обнаружились горы, Венера меняла фазы, а Юпитер оказался окруженным свитой из 4-х спутников, что свидетельствовало об относительности любого из предполагаемых центров во Вселенной. Таким образом в составе Солнечной системы начали прибавляться новые небесные жители, в данном случае таковыми оказались спутники Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто), но главное — человечество стало зорче, и это открыло новые возможности в изучении окружающего мира, а в частности, с помощью точных оптических приборов стало возможным измерение параллаксов и получение представления о расстояниях до планет — далеко ли они от нас находятся — раньше об этом можно было только догадываться.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Будет не лишним упомянуть о размерах планетных орбит. С момента вселения Земли на третий уровень в порядке исчисления от Солнца, в астрономии появилась очень важная и удобная единица измерения расстояний — одна астрономическая единица — среднее расстояние от Земли до Солнца (150 миллионов километров, приблизительно). Радиусы других планетных орбит различались очень значительно, например Меркурий в среднем был ближе к Солнцу чем Земля в два с половиной раза, а Сатурн — в 10 раз дальше. И по этому поводу просто необходимо вспомнить об одном интересном математическом наблюдении.

С древнейших времен человечество пыталось не только получить информацию об окружающем мире, не только узнать что и как, но понять почему — осознать, разобраться в причинах и закономерностях. Так же и с размерами планетных орбит — многие астрономы не только пытались измерить параметры орбит, но и понять, по какому закону и подчиняясь каким правилам они сложились именно такими. В второй половине XVIII задача поддалась двум очередным немецким Иоганнам — Иоганну Тициусу и Иоганну Боде. Суть наблюдения вот в чем: Давайте выпишем в ряд такие числа:

         0, 3, 6, 12, 24, 48, 96

это (если не брать во внимание первое число) — обычная геометрическая прогрессия с первым членом равным тройке и коэффициентом равным двум (каждый следующий член прогрессии, после этой тройки, в два раза больше предыдущего). Теперь прибавим к каждому члену нашей прогрессии число 4. Получим:

         4, 7, 10, 16, 28, 52, 100

далее правило Тициуса-Боде (его назвали в честь этих двух астрономов-математиков) предлагает поделить каждый член прогрессии на 10, но и без этого уже видно, что получившийся ряд чисел кратен радиусам планетных орбит. Посмотрите сами:

           4 ( 0,4) — радиус орбиты Меркурия
           7 ( 0,7) — радиус орбиты Венеры
          10 ( 1,0) — радиус орбиты Земли
          16 ( 1,6) — радиус орбиты Марса
          28 ( 2,8) — ...
          52 ( 5,2) — радиус орбиты Юпитера
         100 (10,0) — радиус орбиты Сатурна

Правило работало довольно точно, расстояния совпадали с точностью до 1/10 астрономических единиц и лишь одно звено в цепочке чисел выдавало эмпирическую природу этой закономерности, ведь на орбите с радиусом в 2,8 астрономической единицы нет никакой планеты! А раз так, и правило оказалось не абсолютным, ему в свое время (1766-1772) не придали большого значения.

Солнечная система. Статья по астрономии.

В 1781 году английский музыкант (по профессии) и астроном (по увлечению) Уильям Гершель исследовал небо в самодельный телескоп и обнаружил, как ему показалось, доселе неизвестную туманность — слабое, чуть зеленоватое пятно маячило где-то среди звезд созвездия Тельца. От ночи к ночи оно немного смещалось и Гершель принял его за комету, о чем и сообщил в Английское Королевское Общество. Вскоре, по результатам наблюдений других астрономов и вычислению орбиты вновь открытого небесного тела, оказалось, что Гершель обнаружил планету, далекую и огромную — сравнимую по размерам с Сатурном или даже Юпитером. Это было сенсационное открытие, ведь за последние несколько тысяч лет в числе известных планет увеличения не происходило (если, конечно, не считать провозглашения планетой самой Земли!), а тут — раз — и такое открытие!

Солнечная система. Статья по астрономии.

Тут-то астрономы вспомнили о казавшемся им сомнительным правиле Тициуса-Боде и решили продолжить ряд:

         0, 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192

         4, 7, 10, 16, 28, 52, 100, 196

— Уран (так назвали новую планету) оказался точно на орбите предсказанной правилом (19,22 а.е — современное значение).

Солнечная система. Статья по астрономии.

Это обстоятельство заставило астрономов отнестись к правилу Тициуса-Боде серьезнее и задуматься теперь и о пустующей орбите с радиусом в 2,8 астрономической единицы. И действительно, совсем скоро была обнаружена малая планета Церера (1801 г.) находящаяся точно на этой орбите. Тициус и Боде получили заслуженное признание, а астрономы, наоборот, потеряли комплекс ощущения того, что все планеты в Солнечной системе давно открыты.

Солнечная система. Статья по астрономии.

С этим ли в связи или по другим причинам, но открытия малых планет посыпались как снег зимой в России за Уралом. Их стали открывать пачками, и соответственно стали немного иначе к ним относиться — что это за планеты такие, которых за несколько лет открыли 4 — то столетиями не было ничего нового, то — в год по планете. Статус подобных объектов пришлось пересмотреть и вся эта «каменистая мелочь» была обобщена в класс малых планет. И «населением» этот класс только прибывал. Редкий год астрономы не открывали новую малую планету.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Правда, надо признать и то, что далеко не все малые планеты (или по другому — астероиды) соответствовали правилу Тициуса-Боде. Стали встречаться такие объекты (и все чаще) у которых орбиты вообще никакому правилу не подчиняются и больше похожи не на планетные, а на кометные орбиты. Впрочем, до комет мы еще доберемся. Важно сейчас то, что открытие пояса астероидов (значительная часть тел которого обращается по классическим астероидным орбитам в рамках правила Тициуса-Боде) одновременно и подтвердило это правило и тут же поставило на нем крест.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Когда многочисленные открытия малых планет уже набили оскомину астрономам, те перевели свой взор на недавно открытый Уран. Что-то с ним было не так. Уран — далекая и медленная планета. Чтобы вычислить в точности орбиту такой планеты требуется время. И вот оно прошло, были получены точнейшие измерения и произведены необходимые вычисления. И тут оказалось, что Уран идет немного «не по расписанию».

Солнечная система. Статья по астрономии.

В чем это выражалось? — Ну, представьте себе, что согласно измеренным параметрам орбиты и определенным вычислениям астрономы утверждают, что, допустим, через месяц планета Уран будет находиться в таком-то созвездии, в точке с такими-то координатами. Проходит этот месяц, наблюдатели вновь измеряют положение Урана на небесной сфере, и к немалому удивлению ученых мужей всего мира обнаруживается, что Уран почему-то находится немного в другом месте.

Надеюсь, Вы понимаете, что в науке не допускаются всякие «немного», да «чуть-чуть». Либо в теории все в порядке и положение планеты предвычисляется в пределах точности измерений, либо надо менять теорию. И второе «либо» было страшным, ибо оно недвусмысленно намекало на неверность главного из законов Вселенной — Закона Всемирного Тяготения — ведь на основе него в астрономии вычисляется всё, и если формула выведенная Ньютоном еще в 1687 году не абсолютна, то все труды астрономов за последние полтора столетия можно смело кидать в корзину, и все изыскания начинать сначала, а этого очень не хотелось.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Что тут скажешь? — Уран преподнес астрономам очень неожиданный сюрприз. Если вначале отклонения его положения от расчетных значений как-то можно было списать на неточность определения орбиты, то дальше объяснить расхождение теории и практики было нечем… если только не существовало бы поблизости какого-то другого массивного небесного тела, отклоняющего (или как говорят астрономы — «возмущающего») своим тяготением движение Урана от его «законной» орбиты.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Это была смелая идея для XIX века. Автор идеи — Алекс Бувард — не решился на вычисления и определение положения такого тела, полагая, что задача очень сложна, если вообще разрешима. Тем не менее за эту же задачу взялись независимо два астронома — Джон Адамс (англичанин) и Урбен Жозеф Леверье (француз). Адамс приступил к расчетам раньше и занимался ими несколько лет, и в 1843 году представил их Джорджу Эйри — королевскому астроному Великобритании, который не отнесся к вычислениям серьезно. Очевидно английская консервативность не позволила главнейшему из астрономов страны допустить, что планеты можно открывать и за письменным столом. И работа Адамса была отвергнута. Сам же Джон Адамс, будучи человеком скромным, не стал настаивать и добиваться проверки своих вычислений. Параллельно с этим, но двумя годами позже, Леверье выполнил свои расчеты и почему-то тоже отправил их в Англию — в Кембриджскую Обсерваторию — с просьбой поискать в предполагаемом районе неба слабосветящийся звездообразный объект. Пару месяцев в Кембридже что-то там искали, но ничего не нашли, но по большей части от того, что просто отложили обработку наблюдений на неопределенный срок. И Леверье пришлось обратиться в Берлин, где по распоряжению директора обсерватории Иоганна Галле новая планета была обнаружена всего через один час поисков студентом Гейнрихом д’Арре.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Открытие Нептуна «на кончике пера» стало триумфом науки и очередным подтверждением справедливости Закона Всемирного Тяготения. Добавлю, что и в отношении Джона Адамса была восстановлена справедливость, и уже после открытия Нептуна его расчеты были опубликованы, а Урбен Жозеф Леверье вынужден был признать их более точными и разделил с Адамсом славу сооткрывателя.

Если бы это было все…

С той первой ночи, когда в виде слабой звездочки 8-й звездной величины был открыт Нептун (название планеты менялось неоднократно в самых широких пределах, вплоть до попыток дать ей название «Леверье» в честь понятно кого) астрономы принялись вычислять элементы его орбиты и вскоре — О Ужас! — обнаружилось, что даже Нептун в полной мере не объясняет отклонения в движении Урана и сам тоже непонятным образом отклоняется от расчетной траектории.

Были ли эти отклонения столь значительны на самом деле или просто астрономам захотелось открыть еще одну планету на кончике пера — это сейчас трудно комментировать, но эту идею подхватили сразу несколько обсерваторий и вслед за грандиозными расчетами начались не менее грандиозные поиски новой — транснептуновой планеты. Долгое время такие поиски не приносили открытий и вскоре были свернуты — они все больше походили на поиск иголки в стоге сена — попробуй найти слабую (гораздо более слабую чем Нептун) похожую на звезду планетку среди миллионов таких же по яркости звезд.

Солнечная система. Статья по астрономии.

С заметным постоянством поиски продолжал только Персиваль Лоуэлл — бостонский богач, вложивший немало средств в строительство собственной обсерватории и в работу по обнаружению «Планеты Икс». Положение на небе этой предполагаемой планеты было предвычислено еще Уильямом Генри Пикерингом в 1909 году, но вплоть до самой смерти Персиваля Лоуэлла в 1916-м ничего похожего на далекую планету обнаружено не было, а тотчас, как спонсор проекта умер, его вдова решила продать обсерваторию и 10 лет длилась судебная тяжба в итоге которой скорбящая Констанция Лоуэлл так ничего и не получила.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Обсерватория возобновила свою работу лишь в 1929 году, и тут на удачу рядом оказался молодой лаборант — Клайд Томбо, который как и Лоуэлл бредил «Планетой Икс». Именно ему и поручил всю эту рутинную работу новый директор обсерватории Весто Слайфер. Клайду предстояло всякую ясную ночь фотографировать на фотопластинки области неба предложенные Пикерингом, повторять фотографирование тех же областей через 2 недели (дав предполагаемой планете немного сместиться среди звезд), после чего — заниматься тщательным сравнением изображений. Лаборант усугубил и без того кропотливую и трудную задачу — он расширил границы поисков, чтобы уж наверняка обнаружить «Планету Икс», и начал фотографические поиски с самых дальних от предполагаемого района областей.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Примерно через год, разобравшись с окраинами и добравшись до рекомендованного района неба, в непосредственной близости от расчетной точки Клайд Томбо обнаружил звездоподобный объект с похожими характеристиками — подходящей яркостью, ожидаемой скоростью смещения. Дальнейшие измерения показали, что объект движется по близкой к расчетной орбите и таким образом открытие 9-й планеты Солнечной системы подтвердилось.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Правда, никак не было понятно — это ли тело производило гравитационные возмущения в движении Урана и Нептуна? Это и невозможно было понять, пока не стала известна масса планеты уже получившей название Плутон (в честь римского бога подземного царства аналогичного греческому Аиду и очень символично-удачно сочетающееся с положением самой дальней из известных планет — на краю Солнечных владений). В 1978 году астрономам посчастливилось открыть спутник Плутона и благодаря этому узнать массу системы «Плутон + Харон (спутник)», а вместе с ней — страшную правду — масса Плутона вместе со спутником оказалась крайне мала по планетным масштабам, что он никак не мог возмущать своим гравитационным присутствием ни Уран, ни Нептун, да и на полноценную планету Плутон никак не тянул по своим параметрам — все новые исследования и измерения говорили о том, что перед нами типичная малая планета.

Солнечная система. Статья по астрономии.

К этому времени астрономам удалось открыть несколько подобных Плутону объектов на задворках Солнечной системы и все они двигались по схожим с Плутоном орбитам, а Плутон был среди них лишь самым крупным (ведь все относительно, и крохотный Плутон тоже может быть больше некоторых астероидов) и известным объектом так называемого Пояса Койпера — еще одного пояса астероидов, но за пределами орбиты Нептуна.

Солнечная система. Статья по астрономии.

В 2003 году сотрудники Паломарской Обсерватории открыли в Поясе Койпера объект более крупный, чем Плутон (на тот момент открытое тело считалось крупнее Плутона). Планетку назвали Эрида, и какое-то время она считалась 10-й планетой Солнечной системы. Но — не долго, потому, что накопившиеся противоречия в астрономической номенклатуре привели к пересмотру понятия «Планета», и в 2006 году на собрании Международного Астрономического Союза и Плутон и Эрида были торжественно изгнаны из класса планет. Для подобных объектов был утвержден новый класс — карликовая планета или Плутоид. К этому классу ныне относят Плутон, Эриду и Цереру — первый из открытых астероидов (если еще помните). А все, что еще мельче их — по прежнему относится к астероидам. Таким образом за последние годы количество больших планет в Солнечной системе не прибавилось, а даже убавилось и теперь их только 8!

Солнечная система. Статья по астрономии.

Ну, а как же — спросите Вы — те самые гравитационные возмущения, что претерпевали Уран и Нептун со стороны неизвестного массивного тела? — Да никак! Безусловно, астрономы не раз предпринимали попытки найти то самое виновное в отклонениях массивное тело (а, скажу я Вам, очень многим из них Плутон давным-давно казался крайне несостоятельным по этой части). Но, ничего не нашли подходящего. В процессе подобных поисков и исследований были открыты множество астероидов, комет, переменных звезд, но что-то претендующее на гордое звание «Большая Планета Солнечной системы» так и не нашлось. Это при том, что все наше многозвездное небо было обфотографированно самыми светосильным камерами вдоль и поперек многократно и внимательно.

Солнечная система. Статья по астрономии.

С другой стороны, за эти же последние годы были немного пересмотрены методики расчета положений планет с учетом гравитационных возмущений друг на друга. И оказалось, что вроде бы все в порядке, и нет уже более никаких неучтенных возмущений — и Уран, и Нептун двигаются теперь по своим расчетным орбитам без опозданий и опережений. А раз так, то вся эта история с Плутоном — чистой воды недоразумение, и мы долгих 75 лет величали космическую каменюгу планетой по ошибке в расчетах… Что ж… бывает…

Но планеты, это еще далеко не все, что населяет Солнечную систему.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Я уже упоминал об открытии Галилео Галилеем 4-х спутников планеты Юпитер (1608 год) при помощи своего первого в истории телескопа. Подобные открытия вскоре стали систематическими, и у Марса были открыты 2 спутника (кстати говоря, они — Фобос и Деймос — были в значительной степени предугаданы учеными — по принципу: «раз у Земли спутник один (Луна), а у Юпитера четыре, то у Марса просто обязаны найтись два спутника. И нашлись, но к настоящей науке это предугадывание отношения не имеет»), у Сатурна очень скоро спутников обнаружилось больше чем у Юпитера, а у вновь открытых Урана, Нептуна и Плутона спутники, хоть и не так скоро и много, но тоже в обязательном порядке отыскались. История со спутниками планет обрела второе дыхание в эпоху исследования планет-гигантов с помощью космических аппаратов и сейчас даже страшно подумать сколько десятков «сателлитов» у каждого из этих газо-жидких планет. Кроме того, у всех планет-гигантов были открыты кольца — тоже своего рода спутники, но крайне многочисленные, мелкие и равномерно распределенные в пределах некоторого пространства.

Солнечная система. Статья по астрономии.

В процессе исследования движения и эволюции спутников планет оказалось, что некоторые из них были захвачены гигантами, а в прошлом это — типичные представители пояса астероидов. Нашлись также и примеры потери спутников и по всей видимости Плутон некогда был спутником Нептуна, но со временем «сбежал» и стал самостоятельным объектом Солнечной системы. Об этом свидетельствует орбитальный резонанс периодов обращения Нептуна и Плутона. Похожая ситуация предполагается в обоюдном прошлом Венеры и Меркурия — есть предположение, что Меркурий — это утерянный Венерой спутник.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Также астрономы предрекают в отдаленном будущем освобождение Луны от гравитационной связи с Землей — Луна ежегодно удаляется от нашей планеты на 4 сантиметра. И скорость удаления только увеличивается. Но «сбежит» от Земли Луна очень не скоро — при нас этого точно не случится.

Согласно ряду моделей, Луна не покинет сферу гравитационного влияния Земли вовсе, а её удаление прекратится с достижением вращательно-осевого резонанса, в результате которого не только Луна будет смотреть на Землю лишь одной своей стороной, но и Земля на Луну — тоже.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Долгое время и даже в телескопическую эпоху исследования небес был целый класс объектов, к которым астрономы не знали как подойти. Это — кометы. Безусловно, кометы были видны преимущественно ночью и среди звезд, но вот причислить их к космическим объектам удалось далеко не сразу — уж очень непредсказуемо вели себя кометы, вид имели ни на что не похожий, и во многом смахивали на явления атмосферные — ну, может это облака такие, ведь и атмосферу Земли мы изучили не сразу всю — кто их знает…

Солнечная система. Статья по астрономии.

Внезапно разгораясь в ночи, распуская павлиний хвост, кометы ярко демонстрировали свою непланетную природу, как в отношении внешнего вида, так и — характера движения. В те далекие годы, когда астрономы искали им место в своей науке, было немыслимым признать, что какие-то небесные тела могут двигаться по таким — совсем не круговым траекториям. А поскольку появления комет были кратковременны, то изучить хоть одну из них ученые не успевали — только она появится, как ее уже нет.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Первым предположил, что кометы являются полноправными членами Солнечной системы, английский астроном и математик Эдмунд Галлей. Галлей проанализировал упоминания о появлениях всех известных в то время комет (в том числе и в древних сказаниях и преданиях разных народов) и обнаружил, что среди разнородных и неповторяющихся примеров есть одно устойчивое повторение с периодом в 75-76 лет. Ученый предположил, что это одна и та же комета, периодически возвращающаяся к Солнцу. Он осмелился предсказать ее очередное возвращение в 1758 году. Сам Эдмунд Галлей до подтверждения своего пророчества не дожил — он умер в 1742 году — за 16 лет до возвращения кометы названной впоследствии его именем. Его расчеты оказались верными, орбита кометы вычисленная Галлеем значительно отличалась от всех известных тогда орбит небесных тел — она оказалась очень и очень вытянутым эллипсом, в одном из фокусов которого находилось Солнце, а второй фокус находился далеко за орбитой Сатурна.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Впоследствии такая характерная черта кометных орбит подтверждалась в отношении большинства комет, но также нашлись исключения — некоторые кометы двигаются по почти круговым орбитам, а есть и те, чьи орбиты представляют незамкнутую кривую и путь их лежит в бесконечность — совершая крутой вираж около Солнца они уходят из Солнечной системы навсегда, никогда больше не возвращаются и может быть случайно развернут свой хвост только в планетной системе другой звезды…

Солнечная система. Статья по астрономии.

Откуда берутся эти тела Солнечной системы? Происхождение комет — и по сей день вопрос нерешенный, и есть мнение, согласно которому, кометы прилетают в пределы Солнечной системы из межзвездных просторов (так же как некоторые улетают туда). Но все же более правдоподобной считается сейчас гипотеза о том, что на самых дальних окраинах Солнечной системы, далеко за пределами орбит Плутона и Эриды, есть так называемое Облако Оорта (развил гипотезу о существовании этого образования Солнечной системы голландский астрофизик Ян Оорт) — там во хладе абсолютного нуля по Кельвину медленно дрейфуют ледяные ядра потенциальных комет. Они бы дрейфовали там вечно, но, возможно близко проходящие звезды (ведь речь уже зашла о поистине межзвездных расстояниях — размеры Облака Оорта оцениваются в пару световых лет) своим (уже и Вам известным) гравитационным возмущением нарушают равновесие в движении этих ледяных глыб, и глыбы срываются с круговых дальних орбит, устремляясь в центральные части Солнечной системы, проще говоря — падают на Солнце. Но при падении они развивают скорости, упасть с которыми на Солнце нельзя — кометы промахиваются, совершают разворотный вираж по сверхвытянутому эллипсу и возвращаются обратно в свое облако с тем, чтобы затормозившись в нем на сотни или тысячи лет вновь начать свое падение к Солнцу…

Солнечная система. Статья по астрономии.

Некоторые из таких ледяных кометных ядер при кратких визитах во внутреннюю часть Солнечной системы пролетают мимо Юпитера, Сатурна и других планет-гигантов, и те своим притяжением меняют кометную орбиту — она становится менее вытянутой, а период обращения по ней — короче. Так, по всей видимости, и завелись тут все короткопериодические кометы, что нам известны.

Приближаясь к Солнцу кометное ядро разогревается, вскипает и из него в виде хвоста устремляются прочь гонимые солнечным ветром (так называется в широком смысле солнечная радиация, солнечное излучение, в том числе и световое) мельчайшие и многочисленные частицы-пылинки, что когда-то вмерзли в это ядро. А при удалении от Солнца поток частиц прекращается — ядро остывает. И так каждый раз, при каждом возвращении к Солнцу. Надо ли говорить, что за некоторое количество таких возвращений комета «выдыхается», разрушается, теряет способность отращивать хвост. Именно по этой причине давно известные нам кометы (и Галлея в их числе) уже не представляют собой былого фейерверка. Зато иногда радуют новые гостьи внезапно свалившиеся на нас из Облака Оорта.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Орбиты старых, «потрепанных» комет наполняются кометной пылью и если случается нашей планете пройти вблизи такой запыленной кометной орбиты, то мы видим метеорный поток — периодически вспыхивающие, пролетающие среди звезд и гаснущие искорки — это в атмосферу Земли влетела частичка кометы. Размер такой частички обычно с бусинку или булавочную головку и она не долетает до поверхности — сгорает в верхних слоях атмосферы. Бывает, конечно, что от кометы отвалится что-нибудь покрупнее. Тогда, если это камешек с кулак, этот обломок может выпасть на поверхность Земли в виде метеорита. Тунгусский метеорит феномен тоже, по всей видимости, был просто крупным обломком одной из разрушающихся комет, но такие метеориты — редкость.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Чтобы закончить перечисление современного актуального населения Солнечной системы надо обязательно вспомнить и об объектах искусственного происхождения — космических аппаратах, счет коих уже пошел на десятки тысяч и это не предел. Человечество за полвека космической эры вывело на околоземные и межпланетные орбиты тонны и даже сотни тон отработавшего свое космического мусора, и не считаться с этим уже невозможно. Именно поэтому сейчас всеми космическими службами ведется учет и мониторинг всего того, что болтается в космосе — без этого вряд ли возможны безопасные новые старты — ведь, не ровен час, можно столкнуться с каким-нибудь спутником или станцией, которая отработала свое, сигналов не подает, но опасность для пилотируемых кораблей представляет. Некоторые из земных автоматических станций ушли из Солнечной системы в пассивное межзвездное плавание, и могут быть обнаружены жителями планетных систем других звезд. И хотя такое обнаружение маловероятно, эти аппараты в свое время были снабжены специальными картинами рассказывающими о Земле и ее жителях.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Правда, никто сейчас не возьмется однозначно и утвердительно ответить на такой вопрос: «А хорошо ли то, что о нас узнают жители других миров?» — кто может точно сказать, чем может нам обернуться новое космическое знакомство…

Пришло время подвести итог краткому поверхностному обзору нашей космической среды обитания — Солнечной системы.

Что мы о ней узнали?

В Солнечной системе на сегодняшний день известно 8 больших планет. Четыре из них относится к планетам Земной группы, еще Четыре — к Планетам-Гигантам. Вокруг некоторых планет есть спутники и кольца. Кроме больших планет в Солнечной системе есть малые планеты и карликовые планеты — последние находятся в среднем положении между большими и малыми планетами. Количество известных сегодня малых и карликовых планет исчисляются сотнями тысяч и большая часть их еще не открыта. К числу малых тел Солнечной системы вместе с малыми и карликовыми планетами причисляются кометы. Большинство из них вращаются по очень вытянутым эллиптическим орбитам, но есть и те, что движутся почти по кругу и так же по параболам и гиперболам — незамкнутым траекториям. Кометы разрушаются и становятся источником метеорного вещества, которым заполнено в той или иной степени все пространство Солнечной системы. Метеорное вещество также может образовываться при столкновениях малых планет, но пока наука ни одного такого столкновения не наблюдала, а вот выпадения комет и малых планет на поверхность больших планет случаются, не так давно астрономы наблюдали падение кометы на Юпитер. Земля в этом смысле ничем Юпитера не хуже, тем более, что комет в Облаке Оорта на всех хватит. Последние 50 лет просторы Солнечной системы бороздят рукотворные космические тела — их становится все больше. Это и хорошо (с точки зрения познания Вселенной, ведь многие космические аппараты имеют исследовательское назначение), и плохо (с точки зрения засорения космического пространства) одновременно.

И последние мои слова в этой статье будут посвящены тому, чего в Солнечной системе нет или пока не обнаружено.

Нет или не обнаружено пока никаких планет типа Вулкан, Прозерпина (столь активно эксплуатируемых астрологами в своих прогнозах будущего), а так же мифической планеты Нибиру, известной лишь по летописям индейцев Майя (вольно истолкованным журналистами и уфологами-любителями) — это при том, что наука потратила не одно столетие на поиски хоть чего-то на это похожего. Но — нет — не нашла.

Нет в Солнечной системе других звезд, созвездий, галактик, квазаров и черных дыр — все это объекты столь дальнего космоса, что в Солнечной системе им не найдется места. Или не нашлось бы в ней места нам, но раз мы живы и не засосало нас в черную дыру, то и о Нибиру лишний раз нам беспокоиться не стоит.

Солнечная система. Статья по астрономии.

Музыкальное приложение к статье

Я долго думал, какую музыку здесь уместно прикрепить? У меня не было альбома прямо о всех планетах Солнечной системы. Правда, в свое время я написал музыкальный альбом, посвященный Меркурию, а еще — Солнцу. Оба они относятся в моему музыкальному проекту «Парад планет». И был однажды даже такой одноименный концерт… Вот его я и решил сюда добавить.

Это концертная запись, со свойственным концертам — далеко не идеальным — звуком. Но, возможно, это самый интересный из моих концертов. Он состоялся довольно давно — в декабре 2003 года, а еще два года спустя вышел двойной CD — на эту статью точно хватит.

Приятного Вам прочтения и прослушивания, Друзья!

МОСКВА, 26 декабря. /ТАСС/. К Марсу и Луне отправится несколько миссий, появятся новые квантовые компьютеры, в распоряжении ученых окажутся самые детальные снимки дальнего космоса. Кроме того, возобновятся поиски гравитационных волн, темной материи и «новой физики». ТАСС рассказывает, что ждет науку в 2022 году.

Планетарный десант

2022 год станет особенно интересным с точки зрения освоения и изучения космоса. В частности, в 2022 году к Луне и Марсу отправятся две российские научные миссии, зонд «Луна-25» и вторая половина российско-европейского проекта «ЭкзоМарс».

В составе первой миссии будет действовать посадочный модуль. В космос его выведут в июле 2022 года. Впоследствии он опустится на поверхность Луны в окрестностях ее южного полюса, на территории кратера Богуславский. На борту «Луны-25» будет установлено девять научных приборов, которые позволят российским ученым впервые детально изучить свойства древнейших пород Луны.

Чуть позже, в сентябре 2022 года, в космос будет выведена вторая половина проекта «ЭкзоМарс», чей запуск должен был состояться еще в июле 2020 года, но был отложен из-за пандемии и отсутствия уверенности в полном успехе миссии. Оба ее компонента, российская посадочная платформа «Казачок» и европейский марсоход «Розалинд Франклин», предназначены для поисков следов марсианской жизни и оценки обитаемости Марса.

Компанию «ЭкзоМарсу» и «Луне-25» составят другие планетологические миссии, которые будут отправлены к иным мирам Солнечной системы в следующем году. В частности, в декабре 2022 года на Луну совершит посадку еще один зонд, американский луноход PRIME-1, который впервые попытается добыть и использовать ресурсы на поверхности другого мира. Помимо этого, к спутнице Земли отправятся индийский зонд «Чандраян-3» и японский аппарат SLIM, который совершит посадку на Луне при помощи системы распознавания изображений.

Освоение дальнего космоса

Два других самых ожидаемых события в мире космической науки будут связаны с американскими миссиями DART и James Webb, нацеленными на изучение и освоение дальнего космоса. Первая представляет собой небольшой космический аппарат, который был выведен в космос в конце ноября 2021 года.

В сентябре или октябре 2022 года, как ожидают специалисты NASA, зонд DART столкнется с двойным астероидом Дидим и попытается изменить курс его движения. За этим «космическим ДТП» и последствиями столкновения астероида и рукотворного объекта астрономы планируют следить при помощи итальянского микроспутника LICIACube, который отделится от DART за несколько дней до встречи с Дидимом.

В свою очередь James Webb представляет собой самый дорогой и ожидаемый проект NASA за последние несколько десятилетий. После многочисленных задержек и попыток Конгресса США «закрыть» проект, новая «великая обсерватория» NASA была выведена на католическое Рождество в космос в ту точку на околоземной орбите, где силы притяжения Солнца и Земли уравновешиваются.

В первые месяцы 2022 года, после завершения всех проверок и настройки его гигантского зеркала, он станет самым мощным инфракрасным телескопом, доступным человечеству. Как надеются специалисты NASA, James Webb сможет получить первые прямые фотографии экзопланет, а также примет участие в поисках загадочной «планеты икс» на окраинах Солнечной системы.

Первый российский квантовый компьютер

Не менее интересными будут научные успехи 2022 года, связанные с самыми небольшими объектами Вселенной. В частности, в следующем году физики из МГУ планируют завершить разработку первого российского квантового компьютера, в котором будет задействовано свыше тридцати кубитов, квантовых битов и простейших вычислительных блоков.

Прибор представляет собой набор из нескольких оптических ловушек, способных удерживать в себе десятки и сотни одиночных нейтральных атомов. В свою очередь эти частицы охлаждены до сверхнизких температур и переведены в такое состояние, в котором один из их электронов очень сильно удален от ядра атома. Это упрощает манипуляции подобными квантовыми объектами и позволяет использовать их для проведения квантовых вычислений.

Основа для этого квантового компьютера уже была создана и испытана в 2021 году, однако, как отметил в беседе с ТАСС руководитель проектного офиса Росатома по квантовым технологиям Руслан Юнусов, физики из МГУ еще не завершили создание управляющих систем, позволяющих манипулировать отдельными квантовыми битами. По его словам, их разработка завершится в ближайшие несколько месяцев.

В дополнение к этому, в начале 2022 года будет открыт «облачный» доступ к первому российскому ионному квантовому компьютеру на базе четырех кубитов. По словам Юнусова, эта вычислительная машина станет доступной для всех ученых, представителей бизнеса и IT-специалистов, желающих проверить работу своих алгоритмов на данной научной установке.

Поиски «новой физики»

Одним из самых ожидаемых событий в мире физики станет перезапуск и открытие в 2022 году сразу нескольких крупнейших научных установок, связанных с изучением фундаментальных сил природы. В частности, в феврале возобновит работу Большой адронный коллайдер (БАК), который был остановлен в конце 2018 года для второй по счету крупной модернизации его систем.

В ходе этих процедур российские и зарубежные участники БАК установили в кольцо коллайдера массу новых детекторов частиц и других приборов. Как надеются физики, это позволит существенным образом нарастить частоту и энергию столкновения частиц, что ускорит накопление данных по редким событиям. Это критически важно для продолжения поисков следов «новой физики» на детекторе LHCb, о возможном открытии которых российские и зарубежные физики сообщили в марте прошлого года.

К изучению этих тайн мироздания в следующем году присоединится российский коллайдер NICA, строительство которого сейчас завершается в Дубне на территории Объединенного института ядерных исследований. Он представляет собой ускоритель тяжелых ионов, столкновения которых позволят ученым изучить то, как была устроена первичная материя Вселенной в первые мгновения после Большого Взрыва.

Как ожидают ученые, первые пробные столкновения частиц пройдут в кольце NICA уже в марте. Если эти эксперименты завершатся успешно, то участники научной коллаборации NICA ожидают, что они приступят к полноценному сбору научных данных на российском ускорителе в начале 2023 года.

Гравитационная обсерватория LIGO

В 2022 году возобновит свою работу гравитационная обсерватория LIGO, еще один важнейший научный проект, нацеленный на изучение истории формирования и эволюции Вселенной. Работа LIGO была остановлена в марте 2020 года после того, как по США начал распространяться коронавирус, после чего участники проекта приступили к реализации очередного цикла обновления компонентов обсерватории.

Изначально ученые планировали возобновить работу LIGO в конце 2021 года, однако в июле этого года перезапуск обсерватории был отложен еще на год из-за задержек в обновлении, связанных с новыми волнами пандемии. Совершенствование источников излучения, детекторов, зеркал и других компонентов LIGO, как ожидают ученые, в несколько раз увеличит расстояние, на котором физики смогут обнаруживать гравитационные волны, порожденные слияниями пар нейтронных звезд.

В дополнение к этому, в 2022 году физики могут значительно продвинуться в поисках темной материи. До недавнего времени усилия ученых были направлены на поиски другого типа частиц темной материи, так называемых «вимпов», однако неудачи в их обнаружении все чаще заставляют физиков рассматривать альтернативные формы этой загадочной субстанции.

К примеру, в последние годы ученые начали активно искать следы существования так называемых аксионов, легкой формы темной материи, похожей по массе и некоторым другим свойствам на частицы-нейтрино. Первые намеки на их существование были открыты два года назад на установке XENON-1T, сооруженной в итальянской подземной лаборатории Гран-Сассо, а в феврале этого года результаты этих наблюдений подтвердил китайский эксперимент PandaX-II.

Недавно европейские ученые запустили усовершенствованную версию их прибора, XENON-nT, которая обладает значительно более высокой чувствительностью за счет удвоения массы сверхчистого жидкого ксенона, рабочего вещества ее детектора. Данные, собранные этим детектором в следующем году, а также американской установкой LUX-ZEPLIN и китайским детектором PandaX-4t, могут подтвердить или же опровергнуть полученные ранее свидетельства существования аксионов.

В дополнение к этому, в следующем году в Гран-Сассо начнется постройка установки DarkSide-20k, в разработке которой принимают участие российские физики. Она представляет собой 50-тонный чан со сверхчистым жидким аргоном, покрытый множеством датчиков-фотоумножителей. Наблюдение за вспышками внутри этой конструкции, как надеются ученые, позволит им уловить следы аксионов, возникающих в недрах Солнца, а также тяжелых частиц темной материи, если те существуют.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

2021

Тема занятия: Солнечная система.

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: ознакомление детей с планетами солнечной системы.

Образовательная:

  1. закрепить знания детей о строении Солнечной системы: все планеты вращаются вокруг Солнца, планеты разного цвета, размера, но все они одинаковой формы (они круглые).

Развивающая:

  1. развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность;
  2. расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе,  планете).

Воспитательная:

  1. воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

Социально – коммуникативное развитие:

•        Формировать навыки совместной деятельности.

•        Развивать интерес, любознательность, инициативу.

•        Воспитывать  интерес к космосу.

•        Воспитывать гордость за свою страну, в которой человек первый в мире полетел в космос.

Познавательное развитие:

•        Закрепить и расширить знания детей о космосе, солнечной системе.  

•        Познакомить с особенностями жизни людей в космосе.

•        Знакомить детей с профессиями взрослых, работающих на космической станции.

Речевое развитие:

•        Формировать умение отчетливо произносить слова.

•        Развивать связную речь.

•        Формировать умение вести беседу.

Художественно – эстетическое развитие:

•        Учить замечать красоту окружающих предметов.

•        Развивать фантазию, творческое воображение.

Физическое развитие:

•        Развивать эмоциональную свободу,  двигательную активность детей.

Словарная работа: вселенная, пространство, комета, галактика.

Материалы и оборудования: картинки с изображением планет солнечной системы, вырезанные планеты солнечной системы для практических упражнений.

Предварительная работа:

— беседа о космосе;

— чтение рассказов, стихотворений о космосе;

— загадки о космосе;

— знакомство с энциклопедией для любознательных «Все о космосе»;

— выставка поделок и рисунков на тему «Космос».

Индивидуальная работа: словесная игра «Подбери слово». Цель: расширение словарного запаса у детей, развитие словообразования. (Маша, Ярослав, Егор)

Методы и приемы: словесная — ситуативный разговор, отгадывание загадок; игровая —  игровые ситуации и упражнения, проблемные ситуации,  дидактические игры;  двигательная – физминутка; наглядный — демонстрация слайдов и иллюстраций.

Интеграция: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Оборудование: презентация, конверты с разрезными картинками, лист ватмана закрашенный в темно – синий цвет, иллюстрации звезд, созвездий; аудиозапись «Марш космонавтов».

Ход занятия:

1.Организационный этап:

— Сегодня мы отправимся в путешествие. На каком транспорте, вы узнаете, когда составите из этих букв слово. (Ракета)

Воспитатель: Космонавты занимайте свои ракеты готовы. Отсчет:10,9,8,7,. «Поехали!». (звучит марш косманавтов).

Пока мы летим, скажите, пожалуйста, какой праздник сегодня?

Дети: День космонавтики.  

— И, я предлагаю, вам ненадолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.

2. Основной этап:

— Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая планета движется по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе.

Дети: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Плутон, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.

Просмотр презентации: комментирование и обсуждение по ходу просмотра.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

— Поделитесь, пожалуйста, на команды по три человека. На столах в конвертах лежат разрезные картинки планет. Ваша задача собрать планету и приклеить ее на лист бумаги. Оставьте свои планеты подсыхать.

— А сейчас зарядка для космонавтов.

Физминутка «Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)

Три, четыре – (основная стойка)

Вот летит ракета ввысь.

— После того как наши планеты подсохли, вырезаем их и располагаем на нашем плакате и приклеиваем. Затем

Работа с плоскостным макетом Солнечной системы. Каждую планету помещают на фон, выстраивая планеты в определённом порядке.

Обсуждение выполненной работы.

— Ребята, что еще можно увидеть на небе?

Дети – Звезды.

— Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.

Что такое звезды?

Если спросят вас-

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

— Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.

 Созвездие – это узор из звезд, создающих какую – либо фигуру.  (Рассказ сопровождается показом иллюстрации)

Словесная игра «Подбери слово».

  • Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)
  • Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
  • Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
  • Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Просмотр видеофильма «Звездное небо».

3. Заключительная часть:

— Какой необъятный наш космос. И нам придется возвращаться назад, на нашу планету – Земля.

Рефлексия.

— Ребята, оцените свою работу на занятии.

— Все ли вам было легко?

— Что вызвало трудности?

Тема урока

«Мир
глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо.»

Цель

Сформировать
представления о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной
системы и ближайшей к нам звезды.

Задачи

Познакомить
учащихся с наукой, изучающей Вселенную, — астрономией;

Развивать
познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:


осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать
информацию из схем, иллюстраций;

Коммуникативные:


соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на
вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;

Регулятивные:


понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи
усвоения новых знаний;

Личностные:


строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих,
мотивировать свои действия.

Оборудование

Учебник
А. А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, часть 1, презентация к уроку.

Основные понятия и термины

Астрономия,
астроном

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация
и мотивация к учебной деятельности


Здравствуйте
ребята, меня зовут Анастасия Равильевна, урок окружающего мира сегодня
проведу у вас я. Я рада приветствовать вас на уроке и желаю вам хорошего
настроения.

Вот
книжки на столе, а вот тетрадки…

Не
хочется играть сегодня в прятки

И
недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня
в классе у ребят урок уж больно важный!

 –
А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Приветствуют
учителя.

Настроились
на урок.

Проверили
готовность к уроку.

Рег:

способность
к мобилизации сил и энергии

2.
Актуализация опорных знаний


В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами,
историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по
воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю,
узнать о прошлом и настоящем нашей родины.


А сейчас откройте книгу учебника на последних страницах и просмотрите
содержание. Какие разделы мы будем изучать и сколько разделов в данном
учебнике?


Какая тема вас заинтересовала?


Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах
учебника.


Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела.


А теперь отгадайте загадку.

С
телескопом много лет

Изучает
жизнь планет.

Как
ученого мы зовем?

Кто
же это? (Астроном.)


Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.)


Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

Дети
читают содержание, называют разделы.

3
раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край – часть
большой страны».

Ученики
перечисляют понравившиеся темы.

Ученики рассматривают
условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа
учебника.

«Земля и
человечество».

Позн.:

структурирование
знаний;

выбор
способов решения задач.

3.
Постановка учебной задачи


А сейчас я вам немного расскажу про астрономию.

Астрономия
является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие
других областей знаний о действительности. В 2009 г. мир отметил 400-летие
наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый
Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и
сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне
есть горы, а на Солнце – пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна –
кольца, а Млечный Путь состоит из звезд. В 1960-е гг. с помощью космических
аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты для всего человечества
новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика – одно из немногих
направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все
это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям
прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников,
влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты –
ученые международного уровня.

Слушают
учителя.

Читают
текст.

Высказывания
детей.

Позн.:

самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.

Рег.:

целеполагание,
планирование

4.
Построение проекта выхода из затруднения


Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить
рассказ о мире с точки зрения астронома. Вам предлагается составить рассказ о
мире с точки зрения астронома.

Астрономия
наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.


Астроном – специалист по астрономии.


С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся
вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты
у Солнца танцуют как дети:

Меркурий
заводит их хоровод,

Чуть
дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем
мы Землю рядом с Луной

И
огненный Марс, что кружит за Землей.

За
ними – Юпитер, из всех великан,

И
дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние
три едва различимы,

Мрачны
и холодны, но их отличим мы:

Уран
и Нептун и кроха Плутон.


Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и
их расположение относительно Солнца.

Кроме
планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Специалист,
изучающий небесные тела – звезды, планеты.

Дети
составляют небольшие рассказы.

Позн.:

структурирование
знаний; моделирование; установление причинно – следственных связей;
доказательство;

выбор
эффективных способов решения задач.

5.
Реализация проекта

Постановка
проблемного вопроса

Существует
несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система.


отгадайте загадку:

Колокольчик
синенький прозвенел букашке:

– Ты
скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла
над облаком желтая такая,

Яркая,
лучистая, очень уж большая?


Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это
крупное светило под названьем… (солнце).


Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой
древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в
Древней Греции Солнце называли Гелиос,
в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого
поэта Гомера:

Солнце
в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце
сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце
– друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце
– дней и ночей божество, венец и начало.

Только
его одного из богов, царящих в мире,

Нам
дано лицезреть…


Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?


Правильно, молодцы.

— А
сейчас давайте немного отдохнем.

Слушают
учителя

Отгадывают
загадку

Потому
что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.

Рег.:

осознают
качество и уровень усвоения;

Ком.:

умеют
слышать, слушать и понимать партнеров;

Позн.:

анализируют,
сравнивают, делают выводы.

Физминутка

Вы
наверно устали?

И
поэтому все встали?

Дружно
вытянули шеи

И как
туш зашипели (ш – ш — ш)

Пошипели,
замолчали.

И как
зайки поскакали.

И за
кустиком пропали.

Выполняют
движения

6.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону


Вот мы отдохнули и продолжаем работать.


Ребята, посмотрите на экран, давайте вставим пропущенные слова. (слайд 7)


Ребята, скажите, а какие планеты Солнечной системы вы знаете?


Правильно, молодцы.


Большинство планет можно увидеть с земли невооруженным глазом. Они кажутся
яркими звездами на небе. Одна из планет земля она сравнительно небольшая ее
диаметр 12 740 км


А как вы думаете, какая из планет самая большая и самая маленькая?


Действительно. Самая большая планета Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше
диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая
планета Меркурий, ее диаметр 4880 км.

У
большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник — Луна, у
Марса два, у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в
телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного
числа кусков и глыб льда, которые движутся вокруг Сатурна. Кольцо, только гораздо
менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.


Ребята, а что такое звезда?


Правильно.


А что такое созвездие?


Правильно.


А какое созвездие вы знаете?

Современные
астрономы разделили небо на участки –созвездия. Мы их узнаем по наиболее
ярким звездам, которое обычно образуют ту или иную фигуру. Всего
насчитывается 88 созвездий. Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица.
Ее звезды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш
Большой Медведицы. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из
самых знаменитых звезд — Полярная звезда. Она указывает точное направление на
север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.

Также
на небе можно найти созвездие Ориона, а слева вниз от него расположилось
другое интересное созвездие — Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени
охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс — в честь одно из его собак.
В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе — Сириус. Удивительно
красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием.

Земля,
Луна, Юпитер, Марс, Сатурн.

Выполняют
задание.

Самая
большая планета Юпитер, а
самая маленькая
планета Меркурий.

Звезда –
небесное тело, которое мы ночью видим на небе.

Созвездие
– это группа звезд.

Большая
Медведица.

Ком.:

слушать
и понимать друг друга, сотрудничать с товарищами.

Рег.:

учить
самооценке самоконтролю выполняемой работы.

Ком.:

умеют
слышать, слушать и понимать партнеров.

Позн.:

анализируют,
сравнивают, делают выводы.

7.
Включение в систему знаний


Какова была цель урока?


Что изучает астрономия?


Что такое Вселенная?


Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.


С какими звёздами вы познакомились?

Посмотреть
на мир глазами астронома.

Высказывания
детей.

Астрономия
– это наука о небесных, или космических, телах.

Вселенная
– это мир.

Самая
большая планета Юпитер, а
самая маленькая
планета Меркурий.

Полярная
звезда, Большой Пёс, Сириус.

Рег.:

учить
самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

8. Итог
урока. Рефлексия.


Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…» Отвечайте по цепочке.

Спасибо
за урок. До свидания.

Оценивают
свою работу на уроке.

Прощаются
с учителем.

Личн.:

оценка
собственной учебной деятельности.

Учитель:
_________________                                            Методист:
________________

Класс: 4Б Учитель:
Павлова Л. И.

Тема урока

«Мир
глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо.»

Цель

Сформировать
представления о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной
системы и ближайшей к нам звезды.

Задачи

Познакомить
учащихся с наукой, изучающей Вселенную, — астрономией;

Развивать
познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать

Планируемые образовательные результаты (предметные)

-узнать,
что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система;

-учиться
рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной
системы;

-узнать
подробнее о планетах Солнечной системы;

-научиться
объяснять причины смены дня и ночи и времен года

Личностные результаты

Личностные:


строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих,
мотивировать свои действия.

Метапредметные универсальные действия

Познавательные:


осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать
информацию из схем, иллюстраций;

Коммуникативные:


соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на
вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;

Регулятивные:


понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи
усвоения новых знаний;

Оборудование урока

Учебник
А. А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, часть 1, презентация к уроку.

Основные понятия и термины

Астрономия,
астроном

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация
и мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте
ребята, меня зовут Арина Александровна, урок окружающего мира сегодня проведу
у вас я.

Итак,
долгожданный дан звонок,

начинается
урок.

Каждый
день – всегда, везде,

На
занятиях, в игре,

Смело,
чётко говори

И
тихонечко сиди.


Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!


почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Приветствуют
учителя.

Настроились
на урок.

Проверили
готовность к уроку.

Рег:

способность
к мобилизации сил и энергии

2.
Актуализация опорных знаний


В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами,
историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по
воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю,
узнать о прошлом и настоящем нашей родины.


А сейчас откройте книгу учебника на последних страницах и просмотрите
содержание. Какие разделы мы будем изучать и сколько разделов в данном
учебнике?


Какая тема вас заинтересовала?


Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах
учебника.

Дети
читают содержание, называют разделы.

3
раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край – часть
большой страны».

Ученики
перечисляют понравившиеся темы.

Ученики
рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте
титульного листа учебника.

«Земля и
человечество».

Позн.:

структурирование
знаний;

выбор
способов решения задач.

3.
Выявление места и причины затруднения


Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела.


А теперь отгадайте загадку.

Телескоп
сотни лет

Изучают
жизнь планет.

Нам
расскажет обо всем

Умный
дядя… (Астроном.)


Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.)


Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

Земля и
человечество»

Ответы
детей

Позн.:

самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.

Рег.:

целеполагание,
планирование

4. Построение
проекта и решение проблемы


А сейчас я вам немного расскажу про астрономию.

Астрономия
– самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди
наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи
астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили
пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях.
Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который,
возможно, служил обсерваторией. Позднее на помощь астрономам приходят
приборы. Космонавтика – одно из немногих направлений науки, где наша страна
сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая
в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из
бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые
конструкторы и космонавты –ученые международного уровня.

Дети
слушают учителя.

Позн.:

структурирование
знаний; моделирование; установление причинно – следственных связей;
доказательство;

выбор
эффективных способов решения задач.

5. Реализация
сформированной модели

-Какие
небесные тела вы знаете?


Давайте познакомимся с новыми словами:

Астрономия
наука о
небесных,
или
космических
телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.


Астроном – специалист по астрономии.

Слово
«астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «номос» —
закон. Наука появилась еще в древности и до сих пор она делает все новые
открытия.


Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить
рассказ о мире с точки зрения астронома.


С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся
вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты
у Солнца танцуют как дети:

Меркурий
заводит их хоровод,

Чуть
дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем
мы Землю рядом с Луной

И
огненный Марс, что кружит за Землей.

За
ними – Юпитер, из всех великан,

И
дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние
три едва различимы,

Мрачны
и холодны, но их отличим мы:

Уран
и Нептун и кроха Плутон.


Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и
их расположение относительно Солнца.

Кроме
планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Высказывания
детей.

Специалист,
изучающий небесные тела – звезды, планеты.

Дети составляют
небольшие рассказы.

Рег.:

осознают
качество и уровень усвоения;

Ком.:

умеют
слышать, слушать и понимать партнеров;

Позн.:

анализируют,
сравнивают, делают выводы.

6.Первичное
закрепление с проговариванием вслух

Существует
несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система.


отгадайте загадку:

Колокольчик
синенький прозвенел букашке:

– Ты
скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла
над облаком желтая такая,

Яркая,
лучистая, очень уж большая?


Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это
крупное светило под названьем… (солнце).


Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой
древности и почитали Солнце как божество.

Они
называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос,
в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого
поэта Гомера:

Солнце
в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце
сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце
– друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце
– дней и ночей божество, венец и начало.

Только
его одного из богов, царящих в мире,

Нам
дано лицезреть…


Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?


Правильно, молодцы.


А сейчас давайте немного отдохнем.

Слушают
учителя

Отгадывают
загадку

Потому
что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.

Ком.:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать
своё мнение.

Рег.:
прогнозирование, коррекция.

Физминутка

Потрудились
— отдохнём,

(Ходьба
на месте.)

Встанем,
глубоко вздохнём.

(Потягивания.)

Руки в
стороны, вперёд,

(Повороты
туловища.)

Влево,
вправо поворот.

(Наклоны
влево-вправо.)

Три
наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки
вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки
плавно опустили,

(Ходьба
на месте.)

Всем
улыбки подарили.

Выполняют
движения

Лич.:


установка на здоровый образ жизни.

7. Самостоятельная
работа с самоконтролем


Вот мы отдохнули и продолжаем работать.


Ребята, скажите, а какие планеты Солнечной системы вы знаете?


Правильно, молодцы.


Большинство планет можно увидеть с земли невооруженным глазом. Они кажутся
яркими звездами на небе. Одна из планет земля она сравнительно небольшая ее
диаметр 12 740 км


А как вы думаете, какая из планет самая большая и самая маленькая?


Действительно. Самая большая планета Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше
диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая
планета Меркурий, ее диаметр 4880 км.

У
большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник — Луна, у
Марса два, у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в
телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного
числа кусков и глыб льда, которые движутся вокруг Сатурна. Кольцо, только
гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.


Ребята, а что такое звезда?


Правильно.


А что такое созвездие?


Правильно.


А какое созвездие вы знаете?

Современные
астрономы разделили небо на участки –созвездия. Мы их узнаем по наиболее
ярким звездам, которое обычно образуют ту или иную фигуру. Всего
насчитывается 88 созвездий. Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица.
Ее звезды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш
Большой Медведицы. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из
самых знаменитых звезд — Полярная звезда. Она указывает точное направление на
север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.

Также
на небе можно найти созвездие Ориона, а слева вниз от него расположилось
другое интересное созвездие — Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени
охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс — в честь одно из его собак.
В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе — Сириус. Удивительно
красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием.

Земля,
Луна, Юпитер, Марс, Сатурн.

Самая
большая планета Юпитер, а
самая маленькая
планета Меркурий.

Звезда –
небесное тело, которое мы ночью видим на небе.

Созвездие
– это группа звезд.

Большая
Медведица.

Ком.:

слушать
и понимать друг друга, сотрудничать с товарищами.

Рег.:

учить
самооценке самоконтролю выполняемой работы.

Ком.:

умеют
слышать, слушать и понимать партнеров.

Позн.:

анализируют,
сравнивают, делают выводы.

8.
Включение в систему знаний и повторений


Какова была цель урока?


Что изучает астрономия?


Что такое Вселенная?


Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.


С какими звёздами вы познакомились?

Посмотреть
на мир глазами астронома.

Высказывания
детей.

Астрономия
– это наука о небесных, или космических, телах.

Вселенная
– это мир.

Самая
большая планета Юпитер, а
самая маленькая
планета Меркурий.

Полярная
звезда, Большой Пёс, Сириус.

Рег.:

учить
самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

9.
Рефлексия учебной деятельности на занятии


Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…» Отвечайте по цепочке.

Запишите
домашние задание.

Стр.
4-21

— Урок
окончен

-До
свидания.

Оценивают
свою работу на уроке.

Прощаются
с учителем.

Личн.:

оценка
собственной учебной деятельности.

Учитель:
__________
Павлова
Л.И.                                            Методист: __________Разинькова
Л.А.

  • Рассказ о восходе солнца
  • Рассказ о гаджетах на английском
  • Рассказ о вымирающем животном на английском языке с переводом
  • Рассказ о второй ссылке лермонтова на кавказ
  • Рассказ о выборе профессии на английском