Рассказ о вредных и полезных бактериях

Учебный предмет: окружающий мир умк планета знаний класс 3 тема урока: четыре царства живой природы тип урока: изучение нового материала

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Класс 3

Тема урока: «Четыре царства живой природы»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  1. Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.

  2. Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.

  3. Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.

  4. Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.

  5. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

  6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование

  1. Презентация «Четыре царства живой природы»

  2. Карточки с заданиями для групповой работы.

  3. Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Не будем терять время и с хорошим настроением начнем урок!

2. Актуализация знаний, выявление проблемы

Отгадайте загадку:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг …(Природа) (отвечают хором)

-Что же такое природа?

(-Это то, что нас окружает: деревья, цветы, животные…)

На доске прикреплены карточки — картинки с предмерами живой и не живой природы

-Вы сказали, что природой мы называем то, что нас окружает.

Значит, всё, что мы видим на доске, объекты природы?

(-Нет! Дом и машина сделаны руками человека и не относятся к природе. Это изделия.)

-Тогда закончите определение:

Природой мы называем то, что нас окружает и …

(- не сделано руками человека!)

-Разделите оставшиеся объекты природы на группы.

(1. Дерево, цветок, птица, волк, гриб – живая природа.

2. солнце, облака – неживая природа.)

-Назовите признаки живых существ.

(-Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают.)

3. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы будем работать с объектами живой природы. А вы знаете, кто изучает живую природу?

(- Учёные)

-Да, ученые-биологи (биология в переводе с греческого означает учение о жизни). Живые существа на нашей планете очень разнообразны. Их очень много. Вот ученые и задумались, как же изучить все живые существа?

-А вы можете помочь ученым решить эту проблему?

(-да)

-С чего нужно начать работу?

(- Я думаю, что сначала нужно разделить все живые существа на группы.)

-А по каким признакам мы будем это делать?

(-По строению, и чем питаются. -А я думаю, что ещё можно посмотреть, где они живут.)

— Итак, давайте наметим план наших действий.

( Разделим все живые существа на группы.)

— Правильно. Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А потом?

(Будем изучать каждую группу по порядку.)

-Молодцы.

4. Решение учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы выполним только первый пункт нашего плана – Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А для этого предлагаю ориентироваться по этим карточкам, работать будем в паре.

Работа по карточкам.

Задания:

1.Разделите живые существа на группы.

2.Запишите каждую группу в столбик.

3. Устно объясните, по каким признакам вы это сделали.

4.Дайте название каждой группе.

(дуб, лев, мухомор, сосна, земляника, бабочка, подосиновик, папоротник, шмель, поганка, роза, масленок, корова)

(Проверка. Слушание ответов, потом сверяют по доске.

Дети зачитывают получившиеся группы, объясняют, по какому признаку, дают название группы )

-Молодцы! Вы справились с заданием. Ученые тоже не теряли время зря и тоже разделили все живые существа на группы и назвали их царствами.

-Посмотрите внимательно на схему в учебнике на с.79 и сравните её с нашей схемой. Что вы заметили?

(-У нас получилось 3 царства, а у ученых 4.)

-Какого царства у нас нет?

(бактерий)

-Что вы знаете о бактериях?

(- Они очень маленькие, могут вызывать болезни, если не мыть руки.)

-А сейчас послушайте рассказ о бактериях, который подготовили ученики из нашего класса.

1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю.

А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

-Так почему же ученые выделили бактерии в отдельное царство?

(-Это живые организмы. У них есть признаки растений и животных.)

-Правильно, молодцы, вы внимательно слушали рассказ.

-Так на какие царства делится живая природа?

(ответы детей)

5. Физминутка.

Давайте встанем и немного отдохнем.

6. Самостоятельная работа с информацией

-Сейчас мы будем работать по группам. 4 царства — 4 группы.

(таблички со словами «растения», «животные» и т.д.).

Задания группам:

1.Найти в учебнике на с.78 как называется наука, изучающая ваше царство.

2.Какие среды обитания населяют живые существа? (с.78) В каких из них обитают живые существа из вашего царства?

Учитель следит за работой групп, при необходимости помогает.

Проверка. Отчет каждой группы.

Например:

«Животные»

1.Животных изучает наука зоология.

2.Животные живут в наземно-воздушной среде (птицы), в водной (рыбы), в почвенной (черви)…

Дети высказывают свои мысли. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему

-Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное? (ответы детей)

-Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу!

7. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы,

красного – животные,

зелёного – растения,

желтого – бактерии)

Мак, медведь, ландыш, подосиновик…

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

-О каких царствах вы хотели бы узнать побольше?

-Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец! И похлопайте в ладоши. А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!»

Домашнее задание:

С.78 – 79, прочитать, ответить на вопросы

Краткосрочный проект недели здоровья
«Бактерии и микробы»                                        

  старшая группа  

Пояснительная записка

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Цель проекта:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью,  так и здоровью окружающих.

Задачи проекта:

  • Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.
  • Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.
  • Расширять знания о  влиянии закаливания на здоровье человека.     

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2.Закрепление культурно-гигиенических знаний и умений.
Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь.


Реализация проекта: апрель, 2 недели

Тип проекта:

Краткосрочный.

Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители.

Формы работы с детьми:

  • ОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий.                                                                                                                                          ОД продуктивной деятельности:аппликация, рисование.
  • Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые  и созданные воспитателем проблемные ситуации;

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.).
Содержание проектной деятельности:

Этапы и сроки реализации:

1 этап: подготовительный;

2 этап: практический;

3 этап: заключительный;

1этап – подготовительный:

  • Разработка перспективного плана;
  • Подготовка цикла тематических мероприятий.

2 этап – практический:

  • Проведение цикла тематических мероприятий;
  • Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей культурно-гигиенических навыков и познавательных способностей;
  • Подготовка выставкидетских  рисунков «Осторожно: микроб» и плакатов«Правила, которые мы не будем забывать».

3 этап – заключительный:

  • Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Мы здоровье бережём»
  • Оформление выставки рисунков и  плакатов.
  • Продукт проектной деятельности:
  1. Тематическийпланнеделиздоровья;
  2. Подборка дидактических игр;
  3. Выставка  плакатов;
  4. Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Мы здоровье бережём»;
  5. Информационный материал в родительском уголке «Здоровый ребёнок».

Полученный результат реализации проекта:

Получение детьми знаний о ЗОЖ.

Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
Закрепление культурно — гигиенических знаний и умений .

Приложение:

  1. План реализации тематического проекта «Осторожно: микроб»;
  2. Подборка дидактических игр;
  3. Сценарий спортивно — развлекательного мероприятия «Мы здоровье бережём»;
  4. Информационный материал в родительском уголке;
  5. Художественное слово (стихи, загадки и т. д.)

Приложение № 1

План реализации тематического проекта «Осторожно: микроб»

Цели и задачи

                        1.

Тема: «Где прячется здоровье».

*Продолжать формировать интерес к, самочувствию собственному организму, связанному с состоянием здоровья.

2

Тема:«Здоровые зубки»

*Объяснить детям причину болезни зубов;

*Формировать привычку чистить зубы;

*Приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов.

3

Тема: «Мойдодыр».

*Формирование у детей представлений о правилах лично гигиены;

*Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы).

4

Тема: «Здоровое питание. Витамины»

*Расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов во фруктах и овощах;

*Создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.

5

Тема : «Со спортом дружим мы всегда»

*Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

Приложение №2

Дидактические игры:

« Подбери предметы»

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены;

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.

« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображёно на картинке, полезный этот продукт или нет.

« Что вредно, а что полезно для зубов»

Цель игры: дать представления, что полезно, и что вредно для зубов. 

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.

« Подбери нужное»

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания.

Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки, …) среди предложенных картинок.

Приложение №3

Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия: «Мы здоровье бережём»

Цель:

Совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности.

Задачи:

  • Способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • Доставить детям радость от участия в подвижных играх;
  • Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;
  • Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Оборудование и материал:

Атрибуты для подвижных игр, оборудование для заданий и упражнений, дидактические игры, демонстрационный материал.

Ход спортивно – развлекательного мероприятия:

Воспитатель: «Дети, вы хотите быть смелыми, ловкими, умелыми, всегда, выигрывать и побеждать? Тогда приступим к тренировке. Налево, шагом марш!

Самомассаж «У жирафа пятна, пятнышки везде».

Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите, дальше нам нужно пройти по этой ровненькой дорожке, а она такая узкая. Идём дальше осторожно, не сходя с дорожки!

Дети проходят по ребристой доске, стараясь сохранить равновесие.

Воспитатель: «Молодцы, все прошли, никто не оступился. Идём дальше. Но нам преградил путь этот толстый, ленивый кот. И никак нам его не обойти. Как вы думаете, почему он такой толстый? (ответы детей – много ест, мало двигается, не делает зарядку, не занимается спортом,…) Так как — же нам быть? (предложения детей). Все коты любят играть, думаю и этот не откажется, давайте, поиграем?»

Игра «Кот и мыши».

Игра Солнышко и дождик»

Воспитатель: «Слышите, дети, кто – то стучится к нам в дверь. (воспитатель выходит за дверь и возвращаясь, заносит шапочки для подвижной игры).

Игра «От микроба убегай» — (часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким .

«Мы злые, злые, злые, микробы мы плохие. Кто зубки не чистит и не моет рук,

  Тот заболеет и станет нам друг!

Воспитатель: «Вот и закончилась наша тренировка. Мы с вами убедились, что мы все сильные, ловкие, смелые, умелые! Мы будем выполнять правила и постараемся не болеть».

Приложение №5

Художественное слово, используемое в работе с детьми:

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он

Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!

По утрам
Зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.

В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны?

Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

Полезные и вредные бактерии человека

Бактерии появились примерно 3,5-3,9 млрд лет назад, они были первыми живыми организмами на нашей планете. Со временем жизнь развивалась и усложнялась — появлялись новые, каждый раз более сложные формы организмов. Бактерии все это время не стояли в стороне, напротив, они были важнейшей составляющей эволюционного процесса. Именно они первыми выработали новые формы жизнеобеспечения, такие как дыхание, брожение, фотосинтез, катализ. а также нашли эффективные способы сосуществования практически с каждым живым существом. Исключением не стал и человек.

Но бактерии — целый домен организмов, насчитывающий более 10 000 видов. Каждый вид уникален и шел своим эволюционным путем, как следствие выработал свои уникальные формы сосуществования с другими организмами. Одни бактерии пошли на тесное взаимовыгодное сотрудничество с человеком, животными и прочими существами, — их можно назвать полезными. Другие виды научились существовать за счет других, используя энергию и ресурсы организмов-доноров, — их принято считать вредными или патогенными. Третьи пошли еще дальше и стали практически самодостаточными, все необходимое для жизнедеятельности они получают от окружающей среды.

Внутри человека, как и внутри прочих млекопитающих, живет невообразимо большое количество бактерий. В наших телах их в 10 раз больше, чем всех клеток организма вместе взятых. Среди них абсолютное большинство — полезные, но парадокс в том, что их жизнедеятельность, их присутствие внутри нас — это нормальное положение дел, они зависят от нас, мы в свою очередь от них и при этом признаков этого сотрудничества мы никак не ощущаем. Другое дело — вредные, например патогенные бактерии, оказавшись внутри нас их присутствие тут же становится заметным, а последствия их активности могут стать очень серьезными.

Полезные бактерии

Подавляющее большинство из них — это существа, живущие в симбиотических или мутуалистических связях с организмами-донорами (внутри которых живут). Обычно такие бактерии берут на себя часть функций, на которые не способен организм хозяина. Примером могут служить бактерии, живущие в пищеварительном тракте человека и перерабатывающие часть пищи, справиться с которой сам желудок не в состоянии.

Некоторые виды полезных бактерий:

Кишечная палочка (лат. Escherichia coli)

Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; синтезирует витамины группы K; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике.

poleznye i vrednye bakterii 1

Макрофотография: колония бактерий Escherichia coli

Молочнокислые бактерии (Lactococcus lactis, Lactobacillus acidophilus и др.)

Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости. Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий.

Бифидобактерии

Наиболее значимое влияние бифидобактерии оказывают на грудных детей и млекопитающих, составляя до 90% их кишечной микрофлоры. По средством выработки молочной и уксусных кислот они полностью предотвращают развитие гнилостных и болезнетворных микробов в детском организме. Кроме того бифидобактерии: способствуют перевариванию углеводов; обеспечивают защиту кишечного барьера от проникновения микробов и токсинов во внутреннюю среду организма; синтезируют различные аминокислоты и белки, витамины группы K и B, полезные кислоты; способствуют всасыванию кишечником кальция, железа и витамина D.

Вредные (патогенные) бактерии

К патогенным обычно относят виды, которые паразитируют на других организмах. Но в некоторых случаях вредными для человека могут стать безопасные и даже полезные бактерии, например при ослаблении иммунитета продукты жизнедеятельности обычно невероятно полезной кишечной палочки могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: отравления, диарея и пр.

Некоторые виды патогенных бактерий:

Salmonella typhi

Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Salmonella typhi вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. При заражении происходит общая интоксикация организма, которая приводит к сильной лихорадке, высыпанию по всему телу, в тяжелых случаях — к поражению лимфатической системы и как следствие к смерти. Ежегодно в мире фиксируется 20 млн случаев заболевания брюшным тифом, 1% случаев приводит к смерти.

samie opasnie bakterii 1

Колония бактерий Salmonella typhi

Столбнячная палочка (Clostridium tetani)

Эта бактерия — одна из самых стойких и одновременно самых опасных в мире. Clostridium tetani вырабатывает чрезвычайно токсичный яд, столбнячный экзотоксин, приводящий к практически полному поражению нервной системы. Люди, заболевшие столбняком, испытывают страшнейшие муки: самопроизвольно до предела напрягаются все мышцы тела, происходят мощные судороги. Смертность чрезвычайно высока — в среднем около 50% инфицированных погибают. К счастью, еще в 1890 году была изобретена вакцина от столбняка, ее делают новорожденным во всех развитых странах мира. В слаборазвитых странах от столбняка ежегодно погибает 60 000 человек.

Микобактерии (Mycobacterium tuberculosis, Mycobacterium leprae и др.)

Микобактерии — семейство бактерий, часть из которых являются патогенными. Различные представители этого семейства вызывают такие опасные заболевания как туберкулез, микобактериоз, лепра (проказа) — все они передаются воздушно-капельным путем. Ежегодно микобактерии становятся причиной более 5 млн смертей.

Бактерии создали всеобъемлющий невидимый мир. Наше существование полностью зависит от них, их в свою очередь не так сильно зависит от нас. Тем не менее наш и их миры тесно связаны друг с другом, они находятся в равновесии, которое будет сохраняться до тех пор, пока наше сотрудничество будет выгодно обеим сторонам.

Полезные и вредные бактерии. Какие бактерии самые опасные для человека

Слово «бактерии» у большинства людей ассоциируется с чем-то неприятным и с угрозой для здоровья. В лучшем случае вспоминаются кисломолочные продукты. В худшем – дисбактериоз, чума, дизентерия и прочие неприятности. А бактерии есть везде, они бывают плохие и хорошие. Что же могут скрывать микроорганизмы?

Что такое бактерии

Бактерия в переводе с греческого значит «палочка». Это название не говорит о том, что имеются в виду вредные бактерии.

564247

Человек и бактерии

В нашем организме постоянно происходит борьба, которую ведут вредные и полезные бактерии. Благодаря этому процессу, человек получает защиту от различных инфекций. Различные микроорганизмы окружают нас на каждом шагу. Они живут на одежде, летают в воздухе, они вездесущи.

564266

Наличие бактерий во рту, а это порядка сорока тысяч микроорганизмов, защищает десна от кровотечения, от пародонтоза и даже от ангины. Если у женщины нарушается микрофлора, у неё могут начаться гинекологические заболевания. Соблюдение элементарных правил личной гигиены поможет избежать таких сбоев.

От состояния микрофлоры полностью зависит иммунитет человека. Только в желудочно-кишечном тракте находится почти 60% всех бактерий. Остальные расположились в дыхательной системе и в половой. В человеке живет порядка двух килограммов бактерий.

Появление бактерий в организме

Только что родившийся малыш имеет стерильный кишечник.

564253

Полезные бактерии

564267

Полезные бактерии бывают: молочнокислые, бифидобактерии, кишечная палочка, стрептомиценты, микоризы, цианобактерии.

Все они играют важную роль в жизни человека. Одни из них предотвращают появление инфекций, другие используют в производстве лекарственных препаратов, третьи поддерживают баланс в экосистеме нашей планеты.

Виды вредных бактерий

Вредные бактерии могут вызвать у человека ряд серьезных заболеваний. Например, дифтерию, сибирскую язву, ангину, чуму и многие другие. Они легко передаются от заразившегося человека через воздух, еду, прикосновение. Именно вредные бактерии, названия которых будут приведены ниже, портят продукты питания. От них появляется неприятный запах, происходит гниение и разложение, они вызывают заболевания.

Бактерии могут быть грамположительными, грамотрицательными, палочковидными.

Названия вредных бактерий

(рассматривается специалистами как биологическое оружие)

Вредные бактерии способны долгое время находиться в организме и всасывать полезные вещества из него. При этом они способны вызвать инфекционное заболевание.

Самые опасные бактерии

Одна из самых устойчивых бактерий – это метициллин. Его знают больше под названием «золотистый стафилококк» (Staphylococcus aureus). Этот микроорганизм способен вызвать не одно, а несколько инфекционных заболеваний. Некоторые виды этих бактерий стойки к воздействию мощных антибиотиков и антисептиков. Штаммы этой бактерии могут жить в верхних отделах дыхательных путей, в открытых ранах и мочевыводящих каналах каждого третьего жителя Земли. Для человека с сильным иммунитетом это не представляет опасности.

564272

Вредные бактерии для человека – это также патогены под названием Salmonella typhi. Они являются возбудителями острой инфекции кишечника и брюшного тифа. Такие виды бактерий, вредных для человека, опасны тем, что вырабатывают токсические вещества, которые крайне опасны для жизни. При протекании болезни происходит интоксикация организма, очень сильная лихорадка, высыпания на теле, увеличивается печень и селезенка. Бактерия очень стойка к разным внешним воздействиям. Хорошо живет в воде, на овощах, фруктах и прекрасно размножается в продуктах из молока.

К самым опасным бактериям относится также бактерия Clostridium tetan. Она вырабатывает яд под названием «столбнячный экзотоксин». Люди, которые заражаются этим патогеном, испытывают страшные боли, судороги и очень тяжело умирают. Болезнь называется столбняк. Несмотря на то что вакцину создали ещё в 1890 году, каждый год на Земле от неё умирает 60 тысяч человек.

И ещё одна бактерия, которая способна привести к смерти человека, — это Mycobacterium tuberculosis. Она вызывает туберкулез, который устойчив к воздействию лекарств. При несвоевременном обращении за помощью человек может умереть.

Меры профилактики распространений инфекций

Вредные бактерии, названия микроорганизмов изучают со студенческой скамьи медики всех направлений. Здравоохранение ежегодно ищет новые методы для профилактики распространения инфекций, опасных для жизни человека. При соблюдении мер профилактики не придется тратить силы на поиск новых способов борьбы с такими заболеваниями.

Для этого необходимо вовремя выявлять источник появления инфекции, определить круг заболевших и возможных пострадавших. Обязательно необходимо изолировать тех, кто заражен, и провести дезинфекцию очага заражения.

564275

Второй этап – это уничтожение путей, через которые могут передаваться вредные бактерии. Для этого проводят соответствующую пропаганду среди населения.

Под контроль берут объекты питания, водоемы, склады с хранением продовольствия.

Каждый человек может противостоять вредным бактериям, всячески укрепляя свой иммунитет. Здоровый образ жизни, соблюдение элементарных правил гигиены, защита себя при половом контакте, использование стерильных одноразовых медицинских инструментов и оборудования, полное ограничение от общения с людьми, находящимися на карантине. При попадании в эпидемиологический район или в очаг заражения необходимо строго выполнять все требования санитарно-эпидемиологических служб. Ряд инфекций приравниваются по своему воздействию к бактериологическому оружию.

Какую пользу могут принести бактерии человеку и какой вред нанести здоровью?

В человеческом теле живет более 2 килограмм этих микроскопических созданий! Причем большинство из них не приносят никакого вреда, а живут в мире и гармонии с хозяином тела. Но для чего они нужны? Какую пользу и какой вред приносят бактерии человеку?

lazy placeholder

Роль бактерий, живущих внутри нас

Все микроорганизмы, населяющие человека изнутри, можно разделить на две категории:

  1. Бактерии, приносящие вред здоровью человека. Чаще всего болезнетворные микробы попадают в организм человека воздушно-капельным путем. Но это далеко не единственный способ заражения. Грязная или несвежая еда, плохая вода, плохо помытые руки, различные кровососущие насекомые (блохи, вши, комары), рана на коже – все это может стать причиной заражения плохими микроорганизмами. Такие организмы наносят ощутимый вред здоровью. А именно становятся причиной серьезных заболеваний:
  2. Бактерии, приносящие ощутимую пользу своему хозяину. Они помогают человеку усваивать и переваривать пищу, а также синтезировать полезные витамины. Наиболее известная бактерия с такими свойствами – кишечная палочка. А еще микрофлору кишечника населяют различные бактероиды, лакто- и бифидобактерии. Их польза заключается в укреплении иммунитета. Также они снижают риск проникновения опасных микробов.Чрезмерное употребление антибиотиков или других химических веществ может привести к гибели полезных бактерий. В результате развивается дисбактериоз (понос, запоры, тошнота) и страдает иммунная система человека.
    • гонорея;
    • коклюш;
    • дифтерия;
    • холера;
    • чума и многие другие болезни.

lazy placeholderПопадая в организм животных, микробы опять же приносят большой вред. Они становятся причиной заражения такими болезнями, как сибирская язва и бруцеллез (и множества других). Употребление в пищу мяса зараженного животного может нанести серьезный вред здоровью человека.

Значение бактерий в различных областях жизни

Есть микроорганизмы, которые косвенно влияют на человеческую жизнь. Они обитают в почвах и водоемах и занимаются расщеплением органических отходов, обеспечивают гниение погибших растений, насыщают почву необходимыми минеральными веществами и кислородом. Благодаря им планета Земля не испытывает недостатка в кислороде.

Еще в древние времена люди поняли, какую неоценимую пользу приносят бактерии человеку в повседневной жизни. Многие продукты питания нельзя изготовить без применения полезных бактерий. Кисломолочная продукция (кефир, йогурт), уксусная кислота, кондитерские изделия, какао, кофе – результат активной жизнедеятельности микроорганизмов. Даже производство дубленой кожи или, например, льняного волокна не обходится без их участия.

lazy placeholderСуществует множество бактериальных препаратов, которые помогают бороться с вредителями сельского и лесного хозяйства. Некоторые из этих микроскопических созданий используют для силосования зеленых кормов. А для очищения сточных вод используют специальный вид бактерий, которые разлагают органические остатки и помогают контролировать уровень загрязненности водоемов. И даже в современной медицине активно применяют микроорганизмы для изготовления различных витаминов, антибиотиков и других лекарственных препаратов.

lazy placeholderНе все бактерии приносят пользу и служат на благо людей. Есть и такие, которые наносят вред продуктам питания, становятся причиной гниения органических веществ и вырабатывают при этом яд. Употребление в пищу некачественной еды приводит к отравлению организма. В некоторых случаях итог и вовсе печальный – летальный исход. Чтобы защитить себя и своих близких от вреда, наносимого плохими бактериями, а также поддержать естественный баланс полезных созданий в организме, необходимо:

  • Регулярно употреблять в пищу кисломолочные продукты, обогащенные бифидо- и лактобактериями.
  • Употреблять в пищу только свежие и качественные продукты.
  • Мыть руки перед едой, а также тщательно мыть все фрукты и овощи.
  • Подвергать мясо термической обработке.
  • Пить антибиотики строго по назначению врача. И стараться не злоупотреблять различными лекарствами. Иначе вместо пользы можно нанести ощутимый вред своему здоровью.

Соблюдение этих нехитрых правил – залог здоровой жизни.

Источники:

http://wildwildworld.net.ua/articles/poleznye-i-vrednye-bakterii-cheloveka
http://fb.ru/article/160736/poleznyie-i-vrednyie-bakterii-kakie-bakterii-samyie-opasnyie-dlya-cheloveka
http://probakterii.ru/prokaryotes/for-human/kakuyu-polzu-prinosyat-bakterii-cheloveku.html

  • Рассказ о волшебном предмете 3 класс
  • Рассказ о вопросительном знаке 4 класс
  • Рассказ о вольге святославовиче из былины
  • Рассказ о волшебной силе музыки 6 класс
  • Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк