Рассказ о вов для 2 класса короткие

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 95. укм перспективамаленькие и большие секреты страны

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»

1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?

Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.

Мне запомнились: 

К. Ушинский «Наше Отечество».

С. Романовский «Русь».

Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

А. Старостин «Куликовская битва».

А. Приставкин «Портрет отца».

2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?

В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.

Летопись важных исторических событий для 4 класса

  1. Ледовое побоище. 1242 год.
  2. Куликовская битва. 1380 год.
  3. Бородинское сражение. 1812 год.
  4. Великая Отечественная война. 1941-1945 года.

Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.

3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?

В этом разделе я видела репродукции:

  1. А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
  2. П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
  3. В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
  4. В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
  5. И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
  6. А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
  7. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
  8. М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
  9. А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
  10. Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
  11. В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
  12. А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.

4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.

Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»

Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса

Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.

Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.

На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.

Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.

На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.

Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.

Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.

Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.

Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.

5. Как вы понимаете пословицы?

Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.

Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.

6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.

Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса

  1. А. Ишимова «История России в картинках».
  2. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
  3. С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
  4. В. Митяев «Ветры Куликова поля».
  5. В. Богомолов «Военные рассказы».
  6. Я. Гордин «Полтавская битва».
  7. П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
  8. Сборник «С чего начинается Родина».
  9. Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
  10. Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»

Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках

Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц. 

Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.

Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.

Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.

Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.

Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.

AVvXsEhgMM65f2r98M5s0USAAs2uBhBJWRQN3AasF yDaX92yc2AN7PPTvD5jgCdeVxQwD4qsQl 4ZqSDaLVBpCCAZTpDA4yescKWOP6zm6M28twIN4na aGOYgruCqit AymgtGAW6bdSvSi6zsNxs4hymbdHEBU9EBRRklVVegvp bTjU XYU40Ckk jEs1Q=w299 h400

Самая большая подборка стихов к 9 мая!  

К юбилею Великой Победы мы подготовили подборку стихов о войне для детей начальной школы и для детского сада. Здесь вы найдете и короткие стихотворения, которые могут прочесть на праздники дети детсадовского возраста, и более длинные произведения, подходящие для старших деток.
 

Стихи о войне короткие для дошкольников

Что за праздник?

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

***

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас —
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
 ***

Салют Победе

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!

***

9 мая

Май.
Россия.
Цветёт весна.
Отгремела давно война.
И сегодня у братских могил
Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил.

***

Победа

Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.

***

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!

***

Пусть будет мир!

Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

***

День памяти

День памяти —
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам,
Живым.

***

Победа

Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!

Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту —
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!

***

День Победы

(Белозеров Т.)

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

***

Старый снимок

(С. Пивоваров)

Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.

***

На радио

Письмо я старался
Писать без помарок:
«Пожалуйста, сделайте
Деду подарок…»

Был долго в пути
Музыкальный привет.

Но вот подошёл
И обнял меня дед –
Пришла к нему в праздник
9 Мая
Любимая песня его
Фронтовая.

***

***

Никто не забыт

(А. Шамарин)

«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

***

Дедушкин портрет

(В. Туров)

Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
— Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

***

Медали

Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою
Защищал страну свою!

В День Победы засверкали
На груди его медали.
На груди его — медали!
Мы с сестрой их сосчитали.

***

Памятник

Георгий Рублев

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
 

Разговор с внуком

Самуил Маршак

Позвал я внука со двора
К открытому окну:
Во что идет у вас игра?
В подводную войну!

В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.

Ушел он, выслушав ответ.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: Дед,
А как же в мир играть?

Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
 

День Победы

Платон Воронько

Спать легли однажды деды –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет, и нет войны!

Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!

И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах.
И отцы в военных формах.
Что с войны пришли домой.
Здравствуй воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник.
Мой спаситель – Красной Армии солдат!
 

***

Нет, слово «мир» останется едва ли

В. Берестов

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

***

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

(Н. Найденова)

***

Что такое День Победы

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

***

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

***

Нет войны

(С. Михалков)

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

***

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

***

Обелиски

(А. Терновский)

Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

***

Погибшим и живым

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!

***

День Победы

(Н. Томилина)

День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

***

Кто был на войне

Дочь обратилась однажды ко мне:
— Папа, скажи мне, кто был на войне?

— Дедушка Лёня — военный пилот —
В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:
— Очень тяжёлые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

***

Поздравление дедушке к 9 мая

Поздравляю дедушку
С праздником Победы.
Это даже хорошо,
Что на ней он не был.

Был тогда, как я сейчас,
Маленького роста.
Хоть не видел он врага —
Ненавидел просто!

Он работал, как большой,
За горбушку хлеба,
Приближал Победы день,
Хоть бойцом и не был.

Стойко все лишенья снёс,
Расплатившись детством,
Чтобы в мире жил и рос
Внук его чудесно.

Чтоб в достатке и любви
Наслаждался жизнью,
Чтоб не видел я войны,
Дед мой спас Отчизну.

***

Героям Победы — спасибо!!!

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом !!!

Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас — уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям !!!

Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург

***

ПУСТЬ БУДЕТ МИР

Как надоели вОйны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: » — Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это ??? «

Война — это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где прАвит война, никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!

Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург

***

Мы встречаем День Победы.

А.Игебаев

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.

Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам — День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.

И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.

Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

***

Рассказ о вов для 2 класса короткие

«Мальчик из села Поповки»

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

***

Красоту, что дарит нам природа…

А. Сурков

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —
Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

***

«День победы»

Много лет тому назад
Был великий День победы.
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.

***

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
(М. Владимов)

***

Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.

Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!
(А. Воскобойников)

***

Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.

От жары, от злого зноя
Гимнастерки на плечах повыгорали;
Свое знамя боевое
От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,
Защищяя отчий край — страну родную;
Одолели, победили
Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.
(А. Коваленков)

***

На поляне, от лагеря близко,
Где багульник все лето цветет,
На дорогу глядят с обелиска
Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства
Сохранился на лицах солдат,
Но уже никуда им не деться
От военной суровости дат.

«Вот в таком же зеленом июне, —
Нам сказал пожилой старшина, —
Забрала их, веселых и юных,
И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,
Шли солдаты на штурм высоты…»

Нестареющим нашим вожатым
Мы к ногам положили цветы.

(В. Фетисов)

***

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

(С. Орлов)

***

У обелиска

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…

***

Имя

К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.

К окрестным старушкам
Заходят ребята —
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
— Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один —
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один —
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили —
У старой сосны,
В безымянной могиле.

На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они —
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет —
Посмертно,
Бессмертно.

Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!

***

Дедушкины друзья

Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.

***

Армии-победительнице

Видела вся планета
В тучах огня и дыма —
Слава твоя бессмертна,
Воля несокрушима.

Сила твоя стальная
Двигалась как лавина
По берегам Дуная,
По площадям Берлина.

Мы на огне горели,
Мы по сугробам спали,
Многие — постарели,
Многие — в поле пали.

Многое нынче память
Восстановить не может.
Новый день наступает —
Старый со славой прожит.

Только не смеет время
Вынуть из песни слова,
Только доброе семя
Выходит снова и снова —

В новых полках и ротах,
В детях и внуках наших,
В новых твоих походах,
В новых железных маршах.

Вижу иные лица,
Штык и строку Устава.
Старая слава — длится,
Новая зреет слава!

***

Дети поют о войне

(Посвящение поэта-ветерана школьникам)

Школьники сегодня о войне
Пели песни и стихи читали
В небольшом уютном школьном зале,
В необыкновенной тишине.
Ветераны, не скрывая слёз,
Слушали детей и вспоминали
Песни те, что пели на привале,
Несмотря на шум военных гроз.
Вновь воскресли в памяти бойцов
Грохот бомб, победы над врагами,
Яркие в смертельном урагане
Подвиги мужей, сынов, отцов.
Эти дети нет, не хуже нас —
Детворы военных лихолетий.
Шалуны? Так что ж, они же дети.
Разве детство без проказ?
Взгляд пытливый, как большой вопрос,
Тяга к знаньям, жажда увлечений,
Нетерпение нравоучений…
Разве кто-нибудь иначе рос?
Как они поют! И в их глазах —
Боль за беды, радость за победы,
Гордость за Россию и за дедов,
Защитивших Родину от зла.
Мёртвым и живым — поклон земной,
Правнуков стихи и внуков песни.
Дети встанут, не дай Бог, но если
На Россию враг пойдёт войной.
 

В День Великой победы каждый должен отдать дань тем, кто сражался за наше будущее. За будущее в мире и спокойствии. За будущее, в котором нет места войне.

Наши отцы, деды и прадеды жертвовали своими жизнями во благо Родине. Их история навсегда должна остаться в наших сердцах.

При одном слове о Дне Победы человек, хоть немного знающий о подвиге героев, испытывает всю гамму эмоций, ведь этот праздник наполнен не только любовью, но и слезами, горестью по погибшим и одновременно радостью за счастливое мирное будущее.

Вечный почет и уважение всем тем, кто сражался за процветание Отчизны, всем, кто, сквозь многочисленные жертвы, звуки взрывов, страдания, видел огонек надежды – тот свет, к которому вело безграничное мужество, невероятная воля к победе и непобедимая сила духа.

Не хватит слов, чтобы описать то, насколько каждый из ныне живущих обязан нашим героям, героям Великой Отечественной войны. Сколько тепла и уважения хотелось бы отдать нашим ветеранам, сколько добрых слов хотелось бы отдать героям, совершившим, наверное, самый значимый подвиг для истории своей страны. Награды и ордены на груди ветеранов – вот, что должно побуждать современные умы к правильному пониманию значения слова «героизм». Не только Россия, но и все страны постсоветского пространства 9 мая отмечают самое значимое событие своей истории, открывшее дорогу в светлое и чистое будущее.

Без сомнения, все те, кто участвовал в боевых действиях в годы войны, кто боролся за жизни солдат и офицеров в госпиталях – все, кто был частью Великой победы, заслуживают самых высоких наград и почестей. Мы не только раз в год должны вспоминать их подвиг, но каждый день быть благодарными за то, что мы существуем, за то, что у нас есть возможность спокойно жить и не бояться пасть жертвой войны.

Парад Победы – это не только ежегодное воссоздание праздника, но и показатель мощи нашей страны. То, чем мы можем гордиться и то, что показывает преемственность поколений. Парад – это не только праздник, это символ единения нашего народа, дань памяти погибшим солдатам, офицерам. Это проявление уважения и благодарности ветеранам, прошедшим весь ужас и страх войны.

9 мая – дата окончания кровопролития, всенародная радость, слезы и смех, гордость и любовь…Любовь к своему народу, к своей Отчизне и к своей земле.

Вечный почет и уважение ветеранам Великой Отечественной войны!

Министр обороны США Ллойд Остин приказал военно-морской ударной группе во главе с авианосцем Harry S. Truman до особого распоряжения оставаться в Средиземном море, а не двигаться на Ближний Восток через Суэцкий канал, как планировалось ранее. В качестве причины своего решения он назвал опасение по поводу наращивания российских войск вблизи границы с Украиной. Об этом представитель Пентагона сообщил информагентству Associated Press со ссылкой на изменение в расписании АУГ (авианосной ударной группы — авт.).

Помимо авианосца Harry S. Truman в состав АУГ входят ракетный крейсер San Jacinto, эсминцы USS Bainbridge, USS Cole, USS Gravely, USS Jason Dunham, а также норвежский фрегат Fridtjof.

«Это необходимо для того, чтобы успокоить (напуганных) союзников и партнеров США в регионе, сказал чиновник, который говорил на условиях анонимности», — пишет AP. Скажем прямо: эта тема широкого обсуждения в западной прессе не получила, хотя разговоры о «скором путинском вторжении» не стихают.

Что любопытно: ранее заокеанские СМИ сообщали, что АУГ Harry S. Truman покинула свой родной порт Норфолк в штате Вирджиния 1 декабря и вошла в Средиземное море 14 декабря, причем пунктом назначения был указан Персидский залив, а целью — давление на Иран, который не соглашается с американским вариантом ядерной сделки. Похоже, янки решили припугнуть заодно с персами и русских.

Этот явно антироссийский шаг был сделан американцами именно тогда, когда появилась договоренность между Соединенными Штатами и Россией о проведении 10 января в Женеве переговоров по снижению напряженности между двумя странами, в том числе по украинской тематике.

Польские СМИ, наверное, с подачи своих «испуганных» властей, пишут, что Вашингтон рассматривает вопрос постоянного базирования авианосцев в Средиземноморье, как фактор непрекращающегося давления на Москву. Типа, русские пугают украинцев, поляков, немцев, а янки — русских. Дескать, кто первым моргнет — тому флаг в руки.

На самом деле, АУГ Harry S. Truman, которая сейчас находится в Ионическом море между Грецией и Италией, вряд ли скажется на позиции Москвы. Слишком далеко находится американский кулак, чтобы Кремль испугался. И вообще, никто не придал бы значения «изменению расписания», если бы не громкое и явно раздутое заявление Ллойда Остина о том, что авианосец, оказывается, задержался в Средиземноморье только для того, чтобы поддержать украинцев и европейцев в их политическом противостоянии с Россией.

В реальности, в его миссии похода в Персидский залив с остановкой в Средиземноморье четко сказано: «Авианосная ударная группа Harry S. Truman запланированно отправится в район деятельности 6-го флота США в качестве поддержки военно-морских операций по поддержанию стабильности и безопасности на море и защите интересов США, союзников и партнеров в Европе и Африке».

Кстати, вице-адмирал Карл Томас, командующий 7-м флотом ВМС США, комментируя нынешнюю штатовскую политику «авианосцев», заявил, что такие монстры, как Harry S. Truman должны показать Пекину и Москве, что «сегодня не тот день, чтобы начинать войну». Тем не менее, даже он считает, что нужно иметь в постоянном дежурстве как минимум четыре АУГ против каждого врага Америки, чтобы показать «важность намерений» и «дать ощущение безопасности союзникам».

То, что командующий 7-м флотом ВМС США говорил о Тихом океане, как о территории противостояния, не меняет сути обозначенной им мощи, которая, видимо, позволила бы Байдену говорить с Путиным с позиции силы. Более того, Карл Томас считает, что в войне с русскими много авианосцев не бывает. По его словам, «когда мы думаем о том, как мы могли бы сражаться, четыре авианосца — это хорошее число, но шесть, семь или восемь было бы лучше».

Как поется в известной песне, «первым делом самолеты», и эти слова не устаревают с годами. Напротив, они становятся все более актуальными. Иначе говоря, вице-адмирал Карл Томас не просто так сказал, что для того, чтобы «напугать» русских и заодно «успокоить» союзников, нужно пригнать к берегам России четыре, а лучше восемь АУГ.

Дескать, имея на борту каждого корабля-аэродрома по 60 истребителей, янки могли бы выставить за раз от 240 до 480 самолетов, тогда как ВКС РФ, хоть и располагают порядка 1300 МиГ и Су, не смогли бы создать численное превосходство на локальном театре боевых действий.

Эксперт Уилл Моррис отмечает, что Россия и Соединенные Штаты расходятся в своей доктрине использования военно-воздушных сил, в том числе морского базирования. Короткая версия различия заключается в том, что США зависят от авианосцев в преобладающей степени, тогда как Россия делает ставку на береговую авиацию и ПРО. Да, как единая сила, Пентагон обладает значительным превосходством. Но во многих отдельных случаях российская авиация может господствовать в бою. В полной мере это относится к палубной эскадрилье АУГ Harry S. Truman, которая бросила якорь в Ионическом море между Грецией и Италией.

Другими словами, появление в Средиземноморье всего лишь одной звездно-полосатой авианосной ударной группы, пусть и с якобы демонстрацией силы, даже американскими адмиралами не считается веским аргументом в споре с Москвой.

Но, возможно, речь идет о другой миссии. Поэтому куда тревожнее выглядит информация о том, что американский самолет боевого целеуказания Boeing E-8 JSTARS вместе с разведывательным бортом ВВС США RC-135V Rivet в последнее время кружатся в 70 км от линии противостояния между ВСУ и защитниками Донбасса.

И вряд ли является совпадением, что RC-135V Rivet прилетел на восток Украины из залива Суда, который находится на северо-западном побережье греческого острова Крит — как раз примерно оттуда, где остановилась АУГ Harry S. Truman.

По сообщению заокеанских военных сайтов, самолеты E-8 JSTARS и RC-135V Rivet пытаются узнать, сколько в реальности русских солдат разместилось вблизи Украины. Вдруг Киев, у которого глаза округлились от страха, прибрехал, когда называл цифру в 100 тысяч военнослужащих Шойгу, готовых лишить неньку «незалежности».

Пентагону, судя по всему, нужны более точные данные, хотя для Минобороны США численность «антиукраинской» группировки имеет меньшее значение, чем размещенные на самом западе нашей страны современные системы вооружения и авиация. Похоже, на спутники янки не особо надеются, как и на разведданные союзников по НАТО. А без этого не поймешь, блефует ли Путин в своей геополитической игре, или и впрямь может применить силу.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

С. П. Алексеев  Победа будет за нами!

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград.

Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов.

Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл.

Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь.

«Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один.

Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые.

Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

  • Стал он Героем Советского Союза.
  • Стал дважды Героем Советского Союза.
  • Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим.

Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем.

В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

  • Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
  • Герои. Герои… Подвиги. Подвиги… Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.
  • Прошло почти семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

Сергей Алексеев. Зоя

Сизой лентой на запад бежит шоссе. Мчат по шоссе машины. 85-й километр от Москвы. Присмотрись налево. Мраморный пьедестал. На пьедестале застыла девушка. Связаны руки. Гордый, открытый взгляд.

  • Это памятник Зое. Зое Космодемьянской.
  • Зоя училась в московской школе. Когда враг стал подходить к Москве, она вступила в партизанский отряд. Девушка перешла линию фронта и присоединилась к народным мстителям. Многие жители Подмосковья против фашистов тогда поднялись.
  • Полюбили в отряде Зою. Отважно переносила она все тяготы и невзгоды опасной жизни. «Партизанка Таня» — так называли в отряде Зою.
  • В селе Петрищево остановился большой фашистский отряд. Ночью Зоя проникла в Петрищево, перерезала телефонные провода и подожгла дома, в которых остановились гитлеровцы. Через два дня Зоя снова пришла в Петрищево. Но враги схватили юную партизанку.

Допрашивал Зою сам командир дивизии подполковник Рюдерер:

— Кто вы?

— Не скажу.

— Это вы подожгли дома?

— Да, я.

— Ваши цели?

— Уничтожить вас.

Зою начали избивать. Требовали, чтобы она выдала своих товарищей, сказала, откуда пришла, кто послал её на задание.

«Нет», «Не знаю», «Не скажу», «Нет», — отвечала Зоя.

И снова пошли побои.

Ночью Зою подвергли новым мучениям. Почти раздетую, в одном нижнем белье, её несколько раз выгоняли на улицу и заставляли босую ходить по снегу.

И снова:

— Скажите, кто вы? Кто вас послал? Откуда пришли?

Зоя не отвечала.

Утром Зою повели на казнь. Устроили её в центре деревни на деревенской площади. К месту казни согнали жителей.

Девушку повели к виселице. Поставили на ящик. Набросили петлю на шею.

Последняя минута, последний миг молодой жизни. Как использовать этот миг? Как остаться бойцом до конца?

Вот комендант приготовился дать команду. Вот занёс руку, но остановился. Кто-то из фашистов в это время припал к фотоаппарату. Комендант приосанился — нужно получиться достойным на снимке. И в это время…

— Товарищи! Не бойтесь, — прозвучал голос Зои. — Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!

Стоявший рядом фашист подбежал к Зое, хотел ударить, но девушка оттолкнула его ногой.

— Мне не страшно умирать, товарищи, — говорила Зоя. — Это счастье — умереть за свой народ. — И, чуть повернувшись, прокричала своим мучителям: — Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Всё равно победа будет за нами!

Комендант дёрнулся. Подал рукой команду…

Минское шоссе. 85-й километр от Москвы. Памятник героине. Люди, пришедшие поклониться Зое. Синее небо. Простор. Цветы…

Сергей Алексеев. Подвиг у Дубосекова  

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук (была в те годы такая должность) Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

— Батюшки, двадцать штук!

Усмехнулся Клочков:

— Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

— Меньше, — сказал рядовой Емцов.

— Конечно, меньше, — сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

— Ура! — разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк.

Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

Рассмеялся сержант Петренко:

— Поперхнулся, видать, разбойник.

— Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.

— Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

— Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты.

— Москва!

Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково — для каждого русского сердца дорогое, святое место.

Источник: http://rsoh-tatiana.ucoz.ru/load/dlja_vas_rebjata/ehto_interesno/o_vojne/17-1-0-380

Книги о Великой Отечественной войне для школьников

  1. Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, как Вы воспитываете в своих чадах дух патриотизма и любовь к Родине? Наверно, в ответ Вы также спросите меня о том, с которого возраста надо это делать. А я скажу, что для дошколят, это вполне актуально. Удивлены? Ну, ведь наверняка на Ваших книжных полках есть рассказы о животных, растениях. Так?
  2. В садах их учат уважению и трудолюбию, помощи семье и другим людям. Именно с этого начинается воспитание и любовь к стране в целом.
  3. Но книжные издания для правильного воспитания являются неотъемлемой частью! Вы согласны? В школе в это понятие вкладывается нечто большее, сюда добавляются более серьёзные произведения.
  4. К таким относятся книги о Великой Отечественной войне для школьников. Какими они должны быть по возрастам? И на что надо обратить особое внимание?

Что должны нести произведения о войне?

Люди нашего поколения ещё понимают смысл таких сочинений, а, главное, их необходимость. Помните, как нам рассказывали учителя о том нелёгком времени? А знаете, для чего это делалось и делается? Чтобы не было повтора событий тех страшных лет. Но, кроме этого, авторы пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественными.

Но какие именно произведения будут интересны деткам? Наверное, о таких же, как они сами. Ведь война стирала грань взросления. Дети там сразу становились взрослыми, трудясь в тылу и на стрельбищах (ведь и такое было). Да, вот это геройство! Все книжки должны учить только уму и трудолюбию! Чтобы и мысли в голову детишек не закрадывалось о тех ужасах, которые происходят с нынешней молодёжью!

Вот поэтому и нужно читать такие великие и бессмертные писания. В этой статье я разделила книги по этапам: от 1 ― 2 до 8 класса. Посмотрите, пожалуйста. Быть может, Вы сможете дополнить и от себя чем-то мой список?

Особенности изданий для 1 ― 2 класса

Дух патриотизма тут, несомненно, должен присутствовать! Но изучив информацию и пообщавшись с одним педагогом, скажу: чем прощу, тем лучше. Не давайте сразу килограммовых мемуаров для прочтения. И тут должны отсутствовать цифры, это пока дитя не поймёт в 7 лет. Подойдут небольшие рассказы. Например, такие:

  • «Письмо с фронта» Анатолий Митяев. Небольшие рассказы о геройстве и мужестве. А самое интересное, что тут есть правдивые факты! Значит, детки пройдутся по будням солдат.
  • «Твои защитники» Лев Кассиль.
  • «Я солдат, и ты солдат» А. Меркуша.
  • «Рассказы о великой Московской битве» С. Алексеев.
  • «Рассказ о громком барабане» Софья Могилевская.

Конечно, многое зависит от учителя, как он донесёт это до первоклашек. Но ведь и семья должна тоже влиять на мировоззрение малыша. Вы согласны с этим утверждением?

Для 3 класса о войне

С каждым годом детки растут, и их восприятие жизни тоже меняется. Литература должна становиться немного серьёзнее. Но тексты также не должны быть слишком длинными, а то и интереса не будет у дитя читать. Нам ведь его необходимо заинтересовать, не так ли?

  • «Рассказы о маршале Жукове» А.С. Алексеев.
  • «Клятва Тимура» А. Гайдар.
  • «Витя Коробков» Е. Суворина.
  • «Сын полка» В. Катаев. Когда остаёшься совсем один, без близких людей, становится страшно. Но если ты ещё ребёнок, страшнее вдвойне. Как часть, где служат военные, может стать и матерью, и отцом для сироты? Оказывается, может.
  • «Девочка из города» Л. Воронкова. Ещё одна история о сиротке, проделавшей большой путь, но нашедшей новую семью.
  • «Девочки с Васильевского острова» Ю. Яковлев. Честно, комок подступает к горлу, когда просто читаешь краткое описание. За основу был взят дневник маленькой девочки, которая погибла вместе со своей семьёй от голода.

Читая эти издания, есть над чем подумать. Авторы пытаются донести до маленького читателя, какому примеру стоит следовать по этой жизни. И нельзя терять своё достоинство в любых, даже самых сложных, ситуациях.

4 ― 5 классы

Уже такие взрослые в этом возрасте… Самостоятельные детки. Много интересов у них теперь появляется, им любопытно общаться друг с другом, появляются увлечения вне дома. Но книга ведь должна сопровождать и на этом этапе! И, главное, чтобы она вызывала большой интерес! Я почитала много отзывов о литературе на этот возраст. И вот список того, что больше всего нравится деткам:

  • «Иван. Зося» Владимир Богомолов. Как и многие книги, эта передаёт страшные военные события глазами маленького ребёнка.
  • «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А. Осеева.
  • «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Яковлев.
  • «Крайний случай» И. Туричин.

Тяжело представить, что победа нам досталась и ценой детских жизней. Некоторые из них пока живы. Эти сочинения покупают для деток, но многие взрослые, открыв книгу, зачитываются сами. Ведь интересно знать, что испытали наши бабушки и дедушки в те жуткие времена. А у Вас есть любимые произведения на военную тематику?

6 ― 8 классы

В пересчёте на возраст, это 12 ― 14 лет. Вполне взрослый человек, способный многое понять, имеющий свою позицию. А ведь в этом возрасте детишки уже шли на фронт. У моей знакомой бабуля в 14 лет стала бригадиром в колхозе. А кто ещё будет кормить страну?

Именно такие подвиги достойны, чтобы о них писали и говорили ещё многие годы. А вот что будет интересно прочесть нашим школьникам в 6 ― 8 классе.

  • «Великие Победы» Алексеев С. Думаете, что наши солдаты одержали лишь одну победу, в Берлине? А вот и нет! Ведь каждый освобождённый город, это большая победа!
  • «Улица младшего сына» Лев Кассиль.
  • «Последние холода» А. А. Лиханов.
  • «Три девочки. История одной квартиры» Елена Верейская. Повесть о настоящей дружбе и преданности.
  • «До свидания, мальчики» Борис Блатер.

Действительно, хочется самой почитать эти произведения. Некоторые из них хорошо знакомы. Возможно, кому-то они покажутся сложными для восприятия.

Но чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с такими вещами, тем лучше. Знаете почему? Потому что на воспитание нового поколения отводится определённый промежуток времени. Сегодня это покажется сложным и слишком печальным нам, завтра, уже будет неинтересным для детишек. Приучайте к хорошей книге, пока есть интерес у малыша.

Мне очень интересно, какие произведения стоят на полках у Вас дома? Что даёте читать детям о войне? Быть может, дополните мой список? Делитесь мыслями, оставляя комментарии! И подписывайтесь на обновления блога. Всего доброго!

Источник: https://my-happybaby.ru/knigi-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-dlya-shkolnikov

Григорий Рыжов — Рассказы о войне 1941-1945 гг. Военные судьбы людей

Август 1954 года. Село Красильники Спасского района Рязанской области. В это время я со своей семьёй жил здесь, куда мы приехали из Молотовска, сейчас этот морской город называется Северодвинск, где строят на верфях военные корабли и подводные лодки. Туда мы попали по вербовке из Свердловска, где жила моя семья.

Семья была из пяти человек. Отец, звали его Михаил, устроился работать слесарем на станции Исаково. Мать, звали её Ирина, работала в колхозе за палочки, т. е. за трудодни.

Мне, Григорию, тогда было 9 лет, сестре Вере 8 лет и самая младшая сестре Наде был всего 1 год. Она родилась в Молотовске. Мы жили у бабушки Кати, матери отца, ей тогда было 62 года.

Итого семья наша состояла из шести человек.

Колхоз был не из богатых, 260 дворов. Сеяли на полях зерновые, кукурузу и овощи. Огурцы и помидоры росли прямо на грядках под открытым небом. Колхозное стадо коров составляло до 600 голов, были и свиньи до 100 голов. Были курятник и утятник, гусятник. В колхозе имелось табун лошадей до 50 голов, в основном рабочие. Вся продукция сдавалась государству.

При Н. С. Хрущёве колхозники жили в основном своим хозяйством. Принцип такой, один член семьи работает в колхозе, а остальные работают в собственном хозяйстве. Имели земли до 30 соток, где росли яблони и груши до 25 деревьев, кроме этого росли сливы, вишни и ягодные кусты.

Сажали ранние огурцы в парники, а затем в гряды под открытым небом. Климат на рязанской земле мягкий и солнечный. Через три – четыре дня по 10 – 20 мешков возили на американских грузовых машинах огурцы в Москву продавать, до которой расстояние составляло 250 километров.

И так всё лето колхозники работали на своём хозяйстве.

Надо сказать, что в каждом доме имели в хозяйстве одну – две коровы, телёнок, несколько свиней, до десяти баранов, гусей, уток и кур. Я подростком тогда уже задумывался. Куда столько скотины и птицы? Продавать её некому, значит, за зиму съедали, у кого большая семья. Возможно, сдали излишки государству…

В 1962 году Н. С. Хрущёв ввёл налог высокий домашнюю скотину, и стало не выгодно её держать. В деревнях стали резать скотину на мясо или продавать её. В деревне стало трудно жить. Ввели паспорта в деревне, и молодёжь массово стала уезжать в город. Деревни в центральной европейской части стали беднетьть и чахнуть, а то и вовсе исчезать. Оставались одни старики и старушки…

У меня были деревенские друзья, некоторые старше на 2 и больше лет. Мы часто пропадали в свободное время от домашней работы у конюхов на «Пупке», так называлась возвышенность на большом лугу, где паслись табун лошадей, стадо колхозных коров и домашний скот под наблюдением пастухов.

  • Одного из моих друзей звали Миня, что равнозначно Мише. Он старше меня был на два года. Колька по прозвищу «Карась», который жил напротив моего дома, тоже старше меня на два года. Колька по прозвищу «Коляска», младше меня на год и другие ребята. У нашей семьи было прозвище «Лиса». В деревне у каждой семьи были прозвища. Так повелось на Руси.
  • Рядом с селом по путям железнодорожным катились поезда на электротяге грузовые и пассажирские. Они катились по высокой насыпи, которая по высоте достигала до 12 метров. Для проезда и загона лошадей после работы, стада коров с села на луга был построен железобетонный мост.
  • Мы, ребята, кто посмелее, ходили по перилам этого моста. Ширина перил была не больше 90 миллиметров, а высота над землёй 12 метров. Один из этих смельчаков был и я. Немногие отваживались пройти по перилам моста, как и ездить верхом на лошадях, да ещё и гонять их в табуне…
  • На Юг от железной дороги в двух километрах лежало озеро длиной три километра, а шириной метров 200. За озером протекала судоходная река Ока, которая весной разливалась и затопляла почти весь луг, кроме островка, который и был прозван «пупком».
  • Днём пасли лошадей, которые были на отдыхе или не было для них работы, их было не больше двух десятков, взрослые ребята лет 18 – 19. Обычно осенью уходили на службу в Советскую Армию. К ним, нас несколько ребят, ходили к ним почти каждый день пасти лошадей. Сгоняли их кучнее, чтобы не уходили на чужие пастбища.
  • Разжигали костёр из коровяка в виде лепёшек, которые хорошо горят. Пекли картошку, да курили табак самосад в виде самокруток из газет. В каждом доме рос в огороде табак, он рос как сорняк…

На «Пупке» был построен шалаш для укрытия от дождя и прохлады ночью. В нём могли свободно помещаться три человека. Спали на нарах, постель была из соломы и старых фуфаек.

Просто катались на лошадях во весь дух по лугам на обгонки, да так, что дух захватывало. Вечером в 20 часов мы сгоняли лошадей в табун и гнали их к озеру на стойбище, где их спутывали путами за передние ноги.

Путать лошадей – это нужно не бояться находиться у них под ногами и под брюхом. Не многие это делали. Лошади знали и не трогали нас. К чужим людям они относились с настороженностью и даже с агрессией. Могли лягнуть ногой, укусить и т. д.

Это делалось для того, чтобы ночью далеко не разбредались. Жалко лошадей, ноги натирали до кровяных ран…

Однако, десятки раз мы, мальчишки, падали с них, но Бог милостиво спасал нас от увечий и больших травм. Вот так.

Вечером в 21 часов молодых конюхов меняли опытные в возрасте конюхи. Они работали по два человека. Мы, ребята, часто оставались допоздна, а то и ночевали тут на месте у костра или в шалаше.

Нам было интересно, как взрослые рассказывали всякие интересные истории и случаи в жизни. Часто рассказывали про чудеса, ведьм и нечистой силы. Слушаешь, и становится страшно, по коже бегут мурашки.

Кругом темнота, мертвецкая тишина и костёр горит, освещая наши разгорячённые лица.

Когда возвращаемся в полночь домой в деревню и, кажется, что тебя окружает нечистая сила и идёт за тобой следом…

Одним из вечеров в середине августа, после того, как мы согнали лошадей в табун к озёру, спутали передние ноги лошадей путами, отпустив их пастись по лугу, где росла зелёная, сочная трава.

Закончив с лошадьми, мы с друзьями отправились к конюхам к шалашу на «Пупку». Вечер, солнце уже склонялась к закату, багровея над горизонтом. В августе дни заметно становятся короче и прохладнее, но не настолько.

Девять часов вечера. Нас было трое, я, Митька по прозвищу «Рябой», отец его переболел оспой и, на лице у него осталась рябь. Так привилось такое прозвище к их семье. С нами был ещё один мальчишка, Колька «Карась».

Через 30 минут мы находились на «Пупке» у шалаша, где оживлённо разговаривали конюха. Говорили о новостях в деревне, в колхозе и прочие. Заговорили о лошадях. Мы сказали конюхам, что лошадей спутали и отпустили пастись в луга, что всё нормально.

На пупке всегда держали двух лучших лошадей, которые быстро бегали. С такими лошадями можно быстро собирать лошадей в табун и гнать их к стойбищу на озеро.

Фронтовик Пётр Смолов – танкист

На смену пришли два конюха, одному было за 30 лет, ещё молодой в силе мужчина. Его звали Петром Ивановичем по прозвищу «Боец». Это название он получил по молодости, когда дрался на кулаках и всех побивал. Был хулиганистым и дерзким.

Фамилия у него была Смолов. Возможно, его предки добывали смолу из сосновых деревьев. Так и прилипло прозвище к их семье «Смола». В нашей деревне Красильниково ему не было равных в кулачных боях.

Он имел рост выше среднего до 175 сантиметров, весом достигал до 85 килограммов.

Петр в 20 лет ушёл на фронт танкистом, будучи, работая в колхозе трактористом. Закончил четыре класса сельской школы, а потом помогал по хозяйству дома. Повзрослев, стал работать в колхозе. Это произошло в 1942 году.

После обучения на курсах танкистов курсантов направили на Сталинградский фронт в сентябре 1942 году. Там тогда проходили ожесточённые бои за город Сталинград.

Получил тяжёлое ранение в грудь, в госпитале под Москвой лечился несколько месяцев.

Побывал дома проездом и снова на фронт в июне 1943 году под Курск, где развивались решающие события в битве с фашистско – немецкими захватчиками. Участвовал в битве под Курском. Получил тяжёлое ранение с ожогами лица и рук. Снова госпиталь в городе Рязани, почти дома. Пролечился четыре месяца с отдыхом дома в деревне.

Источник: https://www.libfox.ru/658824-grigoriy-ryzhov-rasskazy-o-voyne-1941-1945-gg-voennye-sudby-lyudey.html

  1. Алексеев С. П. Богатырские фамилии
  2. Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне
  3. Алексеев С. П. Рассказы о полководцах
  4. Браун Ж. Юта Бондаревская
  5. Воронкова Л. Ф. Девочка из города
  6. Драгунский В. Ю. Арбузный переулок
  7. Кассиль Л. А. Дорогие мои мальчишки
  8. Кассиль Л. А. Огнеопасный груз
  9. Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем
  10. Кассиль Л. А. Твои защитники
  11. Кассиль Л. А. У классной доски
  12. Кассиль Л. А. Черемыш – брат героя
  13. Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. Володя Дубинин
  14. Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. Улица младшего сына
  15. Катаев В. Сын полка
  16. Корольков Ю. Валя Котик
  17. Корольков Ю. Зина Портнова
  18. Корольков Ю. Лёня Голиков
  19. Корольков Ю. Марат Казей
  20. Лавренев Б. Разведчик Вихров
  21. Митяев А. Гвардии медвежонок
  22. Митяев А. Иван и фрицы
  23. Митяев А. Куриная слепота
  24. Митяев А. Лошади
  25. Митяев А. Мешок овсянки
  26. Митяев А. Носов и Назе
  27. Митяев А. Отпуск на четыре часа
  28. Митяев А. Серьги для ослика
  29. Митяев А. Теплый «язык»
  30. Митяев А. Тимофей Беспраздничный
  31. Митяев А. Треугольное письмо
  32. Митяев А. Шестой – неполный
  33. Надеждина Н. А. Партизанка Лара
  34. Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи
  35. Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога
  36. Симонов К. Сын артиллериста
  37. Соколовский А. А. Валерий Волков
  38. Суворина Е. И. Витя Коробков
  39. Туричин И. Крайний случай
  40. Яковлев Ю. Я. Как Серёжа на войну ходил
  41. Яковлев Ю. Я.  Девочки с Васильевского острова
  42. Яковлев Ю. Я.  Где стояла батарея

Методические рекомендации по обсуждению прочитанного

В рамках акции «Читаем детям о войне» могут быть прочитаны как целые произведения, так и отрывки из книг. Рекомендуется провести вступительную беседу, а после чтения – задать вопросы, побеседовать о прочитанном.

Для облегчения работы по поиску и обработке материала приводим примеры художественных произведений о Великой Отечественной войне с возможными вариантами вопросов. В списке эти произведения выделены красным цветом. Обращаем ваше внимание на то, что и список книг, и вопросы по произведениям носят исключительно рекомендательный характер. Данное пособие не претендует на абсолютную полноту.

Вопросы для вступительной беседы:

  1. Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
  2. Дата начала Великой Отечественной войны?
  3. Дата окончания Великой Отечественной войны?
  4. Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
  5. Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
  6. Почему люди до сих пор помнят эту войну?
  7. Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
  8. Что есть Родина для каждого из нас?

Медицинское задание. Рассказ из книги Алексеева С. П. «Богатырские фамилии»

Вопросы по произведению:

1.         Действительно ли медицинским было галино задание?

2.         Важное ли дело делала Галя?

3.         Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?

4.         Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

5.         Что вы знаете о Пискарёвском кладбище?

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве.

Глава из книги Воронковой Л. Ф. «Девочка из города»

Вопросы по произведению:

1.         Знаете ли вы, кто такие беженцы?

2.         Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?

3.         Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?

4.         Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?

5.         Какие эмоции вызвал рассказ?

Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем

Вопросы по произведению:

  1. Зачем мальчик следил за фашистами?
  2. Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?
  3. Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?
  4. Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?
  5. Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?
  6. Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров-героев?
  7. Какие еще произведения о подвигах детей во Время великой Отечественной войны вы знаете?
  8. Какие эмоции вызвал рассказ?

Кассиль Л. А. У классной доски

Вопросы по произведению:

  1. Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
  2. Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?
  3. Что хотели от ребят фашисты?
  4. Кто такие партизаны?
  5. Почему именно к детям обратились фашисты?
  6. Как вела себя Ксения Андреевна?
  7. А ребята?
  8. Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?
  9. Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?
  10. Какой момент вам показался самым напряжённым?
  11. Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?
  12. Какие черты характера присущи главным героям рассказа?
  13. Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?
  14. Как мирное население помогало красноармейцам?
  15. Какие эмоции вызвал рассказ?

Митяев А. Мешок овсянки

Вопросы по произведению:

1.         Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?

2.         Почему все-таки отдали мешок?

3.         Почему рыжий не поделился овсянкой с голодными солдатами?

4.         Почему санитар не ел овсянку сам?

5.         Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?

6.         Как собаки помогают людям в мирное время?

Митяев А. Серьги для ослика

Вопросы по произведению:

  1. Как ослик появился у бойцов?
  2. Как ослик помогал солдатам?
  3. Что случилось с Яшей?
  4. Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?
  5. Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?
  6. Можно ли назвать ослика героем? Почему?
  7. Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?
  8. Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?

Яковлев Ю. Я.  Где стояла батарея

Вопросы по произведению:

1.         Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?

2.         Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?

3.         Нужно ли хранить память об этих событиях?

4.         Какая фраза рассказа является ключевой? Что имел в виду автор?

5.         Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?

Яковлев Ю. Я.  Девочки с Васильевского острова

Вопросы по произведению:

1.         Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?

2.         Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?

3.         За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?

4.         Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?

5.         Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?

6.         Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?

7.         Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

8.         Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • Рассказ о водителе автомобиля
  • Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о вов о детях
  • Рассказ о воде 3 класс окружающий мир домашняя работа
  • Рассказ о водоемах родного края