Рассказ о волшебной силе музыки 6 класс

Невозможно переоценить значение музыки в жизни человека. она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. музыка возникла давно

Невозможно переоценить значение музыки в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно – кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

сказка о музыке

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах – конце XI – начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко – легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

сказки о музыке и музыкантах

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра морской царь пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и пастуший рожок. Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества – XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

сказки и рассказы о музыке

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» — печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица – китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у знаменитого детского писателя и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

былины и сказки о музыке

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального музыкального инструмента домбры. К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

сказки и стихи о музыке

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели – Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

 сказки народов мира о музыке

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

 сказка на тему музыки

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы – как отечественные, так и зарубежные, – которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

Волшебная сила музыки

Содержание:

  1. Роль музыки и музыкантов в эпоху античности.
  2. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.

Музыкальный материал:

  1. К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны» (слушание).
  2. К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание по желанию учителя).

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
  3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, красивое — уродливое).
  4. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

От сердца до неба
Протянуты звонкие струны.
Мне дорог весь мир…

Валерий Брюсов

Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство.

Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид (в греческой мифологии – Царство мёртвых), это мрачное и таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему приблизиться.

Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.

Не менее примечательна и та часть античных преданий, которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было известно, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими (демонический – от слова демон – злой дух, коварный) существами. Неминуемую гибель несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов.

Что же зловещего таилось в этих загадочных существах – полуптицах-полуженщинах? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое – божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.

Чернильною водой – морями глаже лака –
Мы весело пойдём между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: «К нам!»

(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)

Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.

Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси есть пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса-картина, в которой звучит и необозримое пространство морских далей, и красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое женским хором. В образе сирен воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из вечных тем искусства.

Слушание: К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».

Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем призыве, не столь уж частое, но очевидное доказательство необыкновенной силы этого искусства.

Лира. От сердца до неба протянуты звонкие струны…

Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым тембром, особой харизмой отражает одну из граней человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота, гармония, звёздное небо, Аполлон, Музы, Орфей?.. Чувствуете, мы ещё не слушали переборы струн, а в воздухе уже что-то витает…

Дивная музыка —
Тайны гармонии
Чуть пробуждаются,
Тихо качаются
В тенях безмолвной души…

Валерий Брюсов

Греческий миф рассказывает, что лиру изобрёл юный Гермес, вестник богов: однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их. Гермесу ничего не оставалось, как во всём признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трёх струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумлённый Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.

Продолжая историю этого инструмента, другие мифы говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и принёс её в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий светом», его музыка очищала душу, исцеляла её, наполняла небесной гармонией.

Миф о любви Орфея и Эвридики рассказывает, что игрой на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки останавливали своё течение, птицы, деревья и свирепые животные — все замирали и внимали её звукам.
Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает от укуса змеи, душа её направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Великая любовь Орфея вызвала сострадание в сердце Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из подземного мира, но с условием: если он оглянется и посмотрит на неё, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня, он потеряет её навсегда. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе.

Слушание: К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте?

Оказывается, каждая струна лиры Орфея символически была связана с одним из божественных законов и с одним из божественных достоинств души, пробудив которые, человек мог познать свою истинную природу. Лира была связана и с Музами, прекраснейшими дочерьми богини памяти Мнемозины, присутствие которых было для людей священным.

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу душу! –

поётся в одном античном гимне.

О лире мы знаем больше как об инструменте символическом, никто никогда не слышал её голоса. Но так хочется иногда закрыть глаза и услышать звуки, которые, едва коснувшись тебя, уносят прочь всю тяжесть, наполняют душу свежим дыханием, пробуждают забытые, но дорогие сердцу мечты.

Ведь лира звучит не только благодаря струнам… В ней живёт тихий, но сильный зов Неба, который когда-то в неё вдохнули Боги. Он звучит и сейчас, хотя струны лиры давно умолкли.

Давайте на миг остановимся и прислушаемся: может, звуки лиры похожи на журчание чистого родника, на лёгкий шелест ветра, играющего весенней листвой; а может, отзвук серебряных струн слышится в чистом смехе ребёнка, в шёпоте влюблённых, в вечной молитве материнского сердца?

…Звуков по-прежнему не слышно, но в душе возникли знакомые чистые и трепетные чувства…

Анна Мироненко (из журнала «Человек без границ»)

Вопросы и задания:

  1. Почему только Орфею открылись ворота в Царство мёртвых?
  2. Всегда ли сила музыки подчинена добрым намерениям? Расскажите на примере пьесы К. Дебюсси «Сирена».
  3. Рассмотрите нотную запись темы сирен. Прослушайте её. Что слышится в её звучании?
  4. Звучание какого инструмента усиливает живописность музыкального образа в «Сиренах» Дебюсси?
  5. Есть ли в кажущейся безмятежности ноктюрна Дебюсси какой-либо оттенок грусти? Где вы его заметили? Каким средством музыкальной выразительности он передаётся?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
    Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны», mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

В презентации использованы репродукции картин художников: С. Вуэ, Д. Тернера, К. Коро, М. Корнеля, Э. Пойнтера, Я. Селлайо, Дж. Уотерхауса, К. Лоррен, Д. Луи, Ф. Буше и др.

Пересказ Марины АЛЕКСАНДРОВОЙ

Мифы и легенды

В.М. Васнецов. Баян. 1910

Музыка зародилась в глубокой древности.
Когда людям нужно было обратиться к богам с
просьбами или с благодарностью, они не говорили с
ними так же, как говорили друг с другом каждый
день. Их речь переставала быть будничной, звучала
напевно, будто бы стремилась достигнуть небес.
Священники в храмах до сих пор говорят подобным
образом.
Когда людям нужно было вспомнить великие дела
минувших дней, они тоже обращались к пению. О
богатырях и героях складывались истории в
песнях.
Песни существовали для каждого важного этапа
человеческой жизни: пели в честь рождения
ребенка, в честь свадьбы и во время похорон.
А матери пели над колыбелькой новорожденного
младенца. Не только для того, чтобы его развлечь.
Момент сна — опасный. В это время человек
временно отправляется в царство духов. Чтобы он
смог вернуться, чтобы душа его не заблудилась, ее
нужно было защитить заговором. Чтобы злые силы не
навредили малышу, их нужно было обмануть,
отпугнуть песней.
Люди верили, что музыка и пение обладают
волшебной силой и способны творить чудеса.
О великих певцах и музыкантах прошлого
сохранились чудесные легенды и предания.
Вот как рассказывали о волшебной силе музыке в
старину.

МУЗЫКА В ЛЕГЕНДАХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Н.А. КУН

Орфей и Эвридика

Изложено по поэме Овидия
«Метаморфозы»

Орфей в подземном царстве

В давние времена в далекой Фракии жил
великий певец Орфей. Женой Орфея была прекрасная
нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но
недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с
женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы,
прекрасная Эвридика собирала со своими юными
резвыми подругами нимфами весенние цветы в
зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой
траве змею и наступила на нее. Ужалила змея юную
жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и
упала на руки подбежавшим подругам. Побледнела
Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее
жизнь. В ужас пришли подруги Эвридики. Далеко
разнесся их скорбный плач. Услыхал его Орфей. Он
спешит в долину и видит там холодный труп своей
нежно любимой жены. В отчаяние пришел Орфей.
Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся
природа, слыша его грустное пение. Но не смог
примириться певец со своей утратой.

Решил Орфей спуститься в мрачное
подземное царство, где обитали души умерших. В
царстве мертвых правил великий владыка Аид со
своей женой Персефоной. Решил Орфей умолять Аида
вернуть ему жену.

Через мрачную пещеру спустился Орфей к
берегам священной реки Стикс.

Стоит Орфей на берегу Стикса. Вокруг
него толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их,
подобные шороху падающих листьев в лесу поздней
осенью. Через Стикс, в царство Аида, перевозит их
перевозчик Харон. Но согласится ли перевозчик
взять с собою живого Орфея?

Вот послышался вдали плеск весел. Это
приближается ладья Харона. Причалил Харон к
берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с
душами на другой берег, но отказывает ему суровый
Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один
ответ Харона: «Нет!».

Ударил тогда Орфей по струнам своей
золотой кифары, и широкой волной разнеслись по
берегу мрачного Стикса звуки ее струн. Своей
музыкой очаровал Орфей Харона; слушает он игру
Орфея, опершись на свое весло. Под звуки музыки
вошел Орфей в ладью, оттолкнул ее Харон веслом от
берега, и поплыла ладья через мрачные воды
Стикса. Вышел Орфей из ладьи и, играя на золотой
кифаре, пошел по мрачному царству душ умерших к
трону бога Аида. Окружили певца души, слетевшиеся
на звуки его музыки.

Играя на кифаре, приблизился Орфей к
трону Аида и склонился перед ним. Сильнее ударил
он по струнам кифары и запел. Он пел о своей любви
к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с
ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали
дни счастья. Погибла Эвридика. О своем горе, о
муках разбитой любви, о своей тоске по умершей
пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея,
всех очаровала его песня. Склонив на грудь
голову, слушал Орфея сам бог Аид. Припав головой к
плечу мужа, внимала песне Персефона; слезы печали
дрожали на ее ресницах. Но вот все тише звучат
струны золотой кифары, все тише песнь Орфея, и
замерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.

Глубокое молчание царило кругом.
Прервал это молчание бог Аид и спросил Орфея,
зачем пришел он в его царство, о чем он хочет
просить его. Поклялся Аид нерушимой клятвой
богов — водами реки Стикс, — что исполнит он
просьбу дивного певца. Так ответил Орфей Аиду:

— О, могучий владыка Аид, всех нас,
смертных, принимаешь ты в свое царство, когда
кончаются дни нашей жизни. Не затем пришел я сюда,
чтобы смотреть на те ужасы, которые наполняют
твое царство. Я пришел сюда молить тебя отпустить
назад мою Эвридику. Верни ее к жизни; ты видишь,
как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы
отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты
страдал бы. Ведь не навсегда возвращаешь ты
Эвридику. Вернется опять она в твое царство.
Коротка жизнь наша, владыка Аид. О, дай Эвридике
испытать радости жизни, ведь она сошла в твое
царство такой юной!

Задумался бог Аид и, наконец, ответил
Орфею:

— Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику.
Веди ее назад к жизни, к свету солнца. Но — с
условием: ты пойдешь вперед следом за богом
Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти
Эвридика. Во время пути по подземному царству ты
не должен оглядываться. Помни! Оглянешься —
тотчас покинет тебя Эвридика и навсегда вернется
в мое царство.

На все был согласен Орфей. Скорее
спешит он в обратный путь. Быстрый, как мысль, бог
Гермес привел к Орфею тень Эвридики. С восторгом
смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей обнять тень
Эвридики, но остановил его бог Гермес:

— Орфей, ты обнимешь тень. Пойдем
скорее; труден наш путь.

Отправились в путь. Впереди идет
Гермес, за ним Орфей, а за Орфеем — тень Эвридики.
Быстро миновали они царство Аида. Переправил их
через Стикс в своей ладье Харон. Вот и тропинка,
которая ведет на поверхность земли. Тропинка
круто подымается вверх и вся загромождена
камнями. Кругом глубокие сумерки. Чуть
вырисовывается в них фигура идущего впереди
Гермеса. Но вот далеко впереди забрезжил свет.
Это выход. Кругом стало как будто светлее. Если бы
Орфей обернулся, он увидал бы Эвридику. Идет ли
она за ним? Не осталась ли она в царстве душ
умерших? Может быть, она отстала, ведь путь так
труден! Если Эвридика отстала, она будет обречена
вечно скитаться во мраке. Орфей замедляет шаг,
прислушивается. Ничего не слышно. Да разве могут
быть слышны шаги бесплотной тени? Все сильнее
охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он
останавливается. Кругом же — все светлее. Теперь
ясно рассмотрел бы Орфей тень жены. Наконец,
забыв все, он остановился и обернулся. Почти
рядом с собой увидал он тень Эвридики. Протянул к
ней руки Орфей, но дальше, дальше тень — и
потонула во мраке. Словно окаменев, стоял Орфей,
охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить
вторичную смерть Эвридики, и виновником этой
второй смерти был он сам.

Долго стоял Орфей, вглядываясь в
темноту. Казалось, жизнь покинула его; казалось,
что это стоит мраморная статуя. Наконец,
пошевельнулся Орфей, сделал шаг, другой и пошел
назад, к берегам мрачного Стикса. Он решил снова
вернуться к трону Аида, снова молить его вернуть
Эвридику. Но напрасно молил Харона Орфей: не
тронули мольбы певца неумолимого перевозчика, не
повез его старый Харон через Стикс в своей утлой
ладье. Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на
берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о
пище, обо всем, сетуя на богов мрачного царства
душ умерших. Только на восьмой день решил он
покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.

Орфей поет, аккомпанируя себе на
кифаре. Рисунок на древнегреческой вазе

Смерть Орфея

Четыре года прошло со смерти Эвридики,
но остался по-прежнему верен ей Орфей. Он не желал
брака ни с одной женщиной Фракии. Однажды ранней
весной, когда на деревьях пробивалась первая
зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У
ног его лежала его золотая кифара. Поднял ее
певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа
заслушалась дивного пения. Такая сила звучала в
песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу,
что вокруг него, как зачарованные, столпились
дикие звери, покинувшие окрестные леса и горы.
Птицы слетелись слушать певца. Даже деревья
двинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь,
стройные кипарисы и широколистные платаны, сосны
и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна
ветка, ни один лист не дрожал на них. Вся природа
казалась очарованной дивным пением и звуками
кифары Орфея. Вдруг раздались вдали громкие
возгласы, звон бубнов и смех. Это женщины
справляли шумный праздник бога веселья и
виноделия Вакха. Все ближе вакханки. Вот увидали
они Орфея, и одна из них громко воскликнула:

— Смотрите, это Орфей — ненавистник
женщин!

Взмахнула вакханка палкой и бросила ее
в Орфея. Но плющ над головой певца обвил палку,
защитил певца. Бросила другая вакханка в Орфея
камнем, но камень, побежденный чарующим пением,
упал к ногам Орфея, словно моля о прощении. Все
громче раздавались вокруг певца крики вакханок,
громче звучали песни и сильнее гремели бубны. Шум
праздника Вакха заглушил музыку певца. Окружили
Орфея вакханки, налетели на него, словно стая
хищных птиц. Градом полетели в певца палки и
камни. Напрасно молит о пощаде Орфей. Его голосу
послушны деревья и скалы, но не внемлют ему
неистовые вакханки. Обагренный кровью, упал
Орфей на землю, отлетела его душа. А кифару Орфея
вакханки бросили в быстрые воды реки.

Душа Орфея сошла в царство теней. Снова
встретил великий певец тень Эвридики и заключил
ее с любовью в свои объятия. С этих пор они могли
быть неразлучны. Блуждают тени Орфея и Эвридики
по сумрачным полям царства Аида, заросшего
асфделами — цветами мертвых. Теперь Орфей без
боязни может обернуться, чтобы посмотреть,
следует ли за ним Эвридика.

А кифару Орфея принесло к берегам
острова Лесбос. С тех пор на Лесбосе рождались
певцы и звучали дивные песни. Там, на Лесбосе,
родился певец Арион.

(Адаптировано для «Дошкольного
образования»)

Арион

Арион родился на острове Лесбос. На том
самом острове, куда морские волны принесли
кифару Орфея, убитого вакханками. С детства
научился он играть на музыкальных инструментах,
сочинять гимны и дифирамбы. Подросший Арион стал
знаменитым певцом и отправился жить в Коринф.
Слава о нем разнеслась по всей Греции.

Многие хотели услышать пение Ариона. А
некоторые желали вступить с ним в состязание,
чтобы выяснить, кто искусснее в игре на кифаре. В
Сицилии, в городе Тенаре, решили устроить
музыкальный праздник. И Арион, среди других
известных музыкантов, получил приглашение.
Праздник удался на славу. С утра до вечера
услаждали музыканты слух горожан своим пением.
Но лучше всех пел Арион. Судьи присудили ему
самую главную награду, а восхищенные слушатели
одарили его богатыми подарками.

С победой и подарками вступил Арион на
корабль, который должен был доставить его домой.
Но когда корабль вышел в открытое море,
преисполненные алчности и зависти матросы
решили убить Ариона и захватить его богатства.

— Нам жаль, Арион, но ты должен умереть,
— сказал капитан судна.
— Какое преступление я совершил? — спросил
Арион.
— Ты слишком богат, — ответил капитан.
— Пощадите мою жизнь, и я отдам вам все мои дары,
— взмолился Арион.
— Что тебе стоит отказаться от своего обещания,
когда мы прибудем в Коринф? — произнес капитан. —
На твоем месте и я бы поступил так же. Вынужденный
подарок — это уже не подарок.
— Хорошо,— смирившись со своей судьбой,
вскрикнул Арион, — только позволь мне спеть
последнюю песню.

В этом капитан решил не отказывать
певцу. Арион оделся в лучшие свои одежды, взошел
на нос корабля, и его исполненная чувством песня
вознеслась в самую высь. Закончив петь, прыгнул
певец за борт, а судно поплыло дальше.

Казалось, не что не может спасти Ариона
от верной гибели. И что же? Тонущий Арион увидел
вокруг себя дельфинов. Дельфины приплыли на звук
его чудесной песни, и один из них принял певца на
спину. К вечеру того же дня дельфины доставили
Ариона в Коринф, на несколько дней раньше, чем
туда приплыл корабль со злыми моряками.

Моряков наказали по заслугам. Ариону
вернули его богатство. А на берегу поставили
памятник дельфину с человеком на спине. Образ
доброго спасителя-дельфина навсегда остался в
памяти потомков.

(Адаптация древнегреческого мифа для
«Дошкольного образования»)

МУЗЫКА В ЛЕГЕНДАХ РУССКИХ БЫЛИН

Садко

Морской царь дает Садко обещание

В давние времена жил-поживал в славном
Новгороде добрый молодец по имени Садко. Не было
у того молодца ни жены, ни терема, ни богатства, ни
дружины. Зато были у Садко гусли звонкие. Ходил
Садко по домам, по пирам, играл на гуслях, тешил
людей своим искусством и тем зарабатывал себе на
кусок хлеба.

Только раз отвернулась удача от
молодца. День не зовут Садко на честной пир,
другой не зовут, третий не приглашают. Опечалился
он, разобиделся. Пошел к Ильмень-озеру, сел на
бел-горюч камень и ударил по струнам: «Коль людям
моих песен не надобно, пусть потешатся волны
морские!»

Звенят струны, поет Садко,
всколыхнулися волны озера. Поднялась вода
высокая, побежала к берегу. Испугался молодец,
оборвал песню, воротился в город. Только в
Новгороде все по-прежнему.

Не зовут Садко на честной пир. Вновь
пошел он к Ильмень-озеру, сел на камень, ударил в
гусли: «Коли людям моих песен не надобно, пусть
потешатся волны морские!»

Всколыхнулися волны озера. Поднялась
вода высокая, побежала к берегу. Как и в первый
раз, испугался Садко, оборвал песню, воротился в
город. Опять не зовут его петь на пир.

В третий раз пошел Садко к озеру, сел на
бел-горюч камень, заиграл в свои гусельки. Как
наморщилась водная гладь, поднялись на озере
волны! А Садко все играет на гуслях. Заплясали
волны, запенились, забурлили у самого берега. А
Садко играет на гуслях. Волны бьются о белый
камень, обдают Садко брызгами. А Садко знай себе
играет на гусельках. Расступилась тут гладь
Ильмень-озера, и поднялся со дна Морской царь.
Борода у царя — словно пена морская, за спиной
колышутся водоросли. Говорит Морской царь:
«Потешил ты меня, добрый молодец! Порадовал меня,
новгородский Садко! За твою игру искусную
награжу тебя бессчетным богатством. Воротись в
Новгород и скажи купцам новгородским, будто в
Ильмень-озере плавает рыба с золотыми чешуйками.
Не поверят тебе купцы, ты вступай с ними в спор.
Пусть заложат они свое богатство. Ты же заложи
буйну голову. А затем сплети шелковый невод и иди
рыбу ловить. Дам тебе три золотые рыбки. Принесут
эти рыбки тебе богатство!»

Садко спорит с новгородскими купцами

Возвратился Садко в Новгород. Тут
позвали его на пир — гостям на гуслях играть.
Ударил Садко в гусли и запел песню странную.
Будто знает он чудо чудное, будто водится в
Ильмень-озере рыбина с золотыми чешуйками.
Удивились честные гости, купцы богатые, не
поверили чуду. А Садко на своем настаивает, на
спор купцов вызывает. Три купца раззадорились,
вступили в спор с молодцем: «Если твоя правда и
водится в озере золотая рыбина, забирай наши
лавки с товарами!» Садко же заложил свою буйну
голову.

Взяли они невод шелковый и поехали на
озеро. Забросили сети в Ильмень-озеро, купцы в усы
посмеиваются: «Не сносить тебе, Садко, головы!»
Только рано они потешалися. Натянулись сети
шелковые, и вытащили рыбаки рыбку — всю как есть
в золотых чешуйках. Удивились купцы несказанно и
снова сети закинули. Снова попалась им золотая
рыбка. Закинули сеть в третий раз, снова в ней
рыбка запуталась — не простая, золотая. Тут купцы
правоту Садко признали, отдали ему свои товары, а
себе на память о споре взяли по рыбке.

Садко отправляется в путешествие по
морю

Стал Садко торговать и нажил себе
богатство несметное. Ни в чем себе не отказывал,
построил палаты белокаменные, украсил их солнцем
и звездами, взял в жены молодую красавицу. Только
мало ему показалося.

Решил Садко счастья за морем искать.
Повелел построить тридцать кораблей с
позолоченными носами, сложил на них товары
новгородские и отправился в Золотую Орду. Плыл по
реке Волхов, да по Ладожскому озеру, плыл по
Неве-реке да по морю синему. Прибыл в Орду, продал
товары новгородские, получил деньги несметные и
засыпал их в бочки. В сорока бочках — чистое
золото, в других сорока — чистое серебро.
Погрузил Садко бочки на свои корабли и поплыл в
обратный путь.

День плывут корабли по синему морю,
другой плывут. На третий день разыгралась на море
страшная буря. Корабли волной бьет, ветер паруса
рвет, не дает с места тронуться.

Собрались Садко и его дружинники совет
держать: «Как быть? Что делать? Сколько лет мы по
морю плавали, Морскому царю дани не платили.
Видно, царь свою долю требует!»

Приказал тогда Садко взять бочку
чистого серебра и спустить в синее море.

Как и прежде, корабли волной бьет,
ветер паруса рвет, не дает с места тронуться.

Приказал тогда Садко взять бочку
чистого золота и спустить в синее море.

Как и прежде, корабли волной бьет,
ветер паруса рвет, не дает с места тронуться.

Стали тогда корабельщики говорить:
«Видно, царь Морской человеческой головы
требует. Не выполним его волю, все на дно пойдем».

Как тут быть? Решили бросить жребий.
Кому жребий выпадет, тому к Морскому царю идти.

Взял тогда каждый по легкой щепочке и
написал на ней свое имя. Бросили щепки в воду. Все
щепки гоголем по волнам плывут, а щепка Садко
камнем на дно пошла: «Знать, Морскому царю сам
Садко понадобился!»

Приказал тогда Садко принести ему перо
да бумагу и написал подробно, какие из его
богатств кому отдать. Часть пожертвовал божьим
церквям, часть оставил молодой жене, часть велел
раздать дружинникам, а оставшееся — нищим. Себе
же оставил только гусли. «Возьму, — говорит, — их
с собой в море синее!»

Чтоб Садко помирать не страшно было,
спустили на воду доску дубовую, на нее — добра
молодца с гуслями, и оставили на милость волнам. В
тот же миг корабли с места тронулись, полетели по
волнам, словно птицы.

Садко на дне морском

Остался Садко посреди синего моря,
один-одинешенек, на дубовой доске. От тоски
прижал он к груди свои гусли, закрыл глаза и
заснул.

А как открыл глаза, видит: он уже на
самом дне. Перед ним палаты белокаменные — покои
Морского царя. Поднялся купец на ноги и пошел в
палаты. Встретил царь его упреками: «Сколько раз
ты по морю плавал, мне, царю, дани не платил! Помню
я, ты мастер на гуслях играть. Так играй же, Садко,
потешь меня!»

Ударил Садко в гусли, как было
приказано. Развеселился царь, вскочил на ноги,
стал пятками притоптывать, в ладоши
прихлопывать, борода вокруг него морской пеной
бурлит, за спиной водоросли колышутся.
Разрезвился царь, расплясался. От веселого танца
царского поднялась на море буря невиданная.
Несет волной корабли на скалы, и они разбиваются.
Тонут люди в бушующих волнах. А Садко все играет
на гуслях. А Морской царь все пляшет, каблуками
морское дно топчет.

Стали люди по всей земле Николаю
Угоднику молиться, чтобы защитил их от бури на
море.

К.А. Васильев. Садко и владыка морской.
1974

Играет Садко. Вдруг чувствует,
будто кто-то за плечо его трогает. Обернулся —
видит, стоит перед ним седой старик, Морскому
царю невидимый. Говорит ему святой Николай: «Ты
послушай меня, Садко Новгородский! Перестань
играть в гусли звонкие!» — «Не могу, — отвечает
ему молодец, — здесь, на дне морском, не моя воля
правит. Царь Морской приказал мне играть на
гусельках!» — «А ты струны у гуслей порви да
скажи царю, что других нет. Скажи ему, что
сломались гусельки. А как спросит царь, не хочешь
ли ты жениться, соглашайся. В жены бери только
девицу Чернавушку. Но после свадьбы жену свою
морскую не обнимай, в уста сахарные не целуй. А то
останешься в море навеки. Если меня послушаешь,
снова в Новгороде очутишься».

Тут Садко согласно кивнул, ударил
сильно по струнам и порвал их. Замолчали гусли.
Перестал Морской царь плясать: «Что ж, Садко, ты
больше для меня не играешь?»

Отвечает Садко, как учил его святой
угодник: «Гусли мои поломалися, струночки на них
порвалися. А других у меня с собой нет».

Вздохнул царь: «Делать нечего!» — и
спрашивает добра молодца: «Не хочешь ли жениться
в синем море на красной девушке?» Садко только
голову склонил: «У меня на дне морском своей воли
нет. Как повелишь, так и сделаю».

Повелел тогда Морской царь Садко
поутру подняться ранешенько и выбрать себе в
жены красну девицу. Поднялся Садко ни свет ни
заря и пошел невесту смотреть. Хлопнул царь в
ладоши, выходят из ворот триста девушек — одна
другой краше. Каждая молодца ласковым взглядом
манит. Садко смотрит, не поддается. Прошли первые
триста красавиц. Никого не выбрал молодец. Снова
хлопнул царь в ладоши. Вышли из ворот еще триста
девушек, красивее прежних. Садко смотрит, плечами
пожимает, никого не выбрал. Царь Морской
нахмурился и хлопнул в ладоши третий раз. Опять
вышли триста девушек — такой красоты, что ни в
сказке сказать, ни пером описать. Садко от них
глаз оторвать не может. Но первую сотню
пропустил, вторую сотню пропустил и третью
пропустил. Глядь — замыкает шествие девушка
красоты невиданной. Понял Садко, что это и есть
Чернавушка. Указал на нее царю: «Вот на этой
женюсь!»

Обрадовался Морской царь, велел в море
свадьбу сыграть, на пир гостей созвать. После
пира отвели молодых в покои. Но Садко жену свою
морскую обнимать не стал, не поцеловал в уста
сахарные, лег спать и заснул крепким сном.

Садко возвращается в Новгород

Пробудился Садко на крутом берегу.
Перед ним бежит река Чернава. По Чернаве плывут
корабли с дорогими товарами. На кораблях
дружинники его поминают: «Не видать купцу
молодой жены! Не бывать купцу больше в
Новгороде!» Только смотрят — на крутом кряже
стоит сам Садко, встречает свою дружинушку.

Пошли тут все в город Новгород.
Выбегала к Садко молодая жена, обнимала его на
радостях, целовала в уста сахарные. Разгрузил
Садко свои корабли, одарил своих дружинников. А
на деньги свои бессчетные построил церковь
соборную во имя Николая Угодника.

Но с той поры по морям больше не плавал,
далеко от дома не торговал. Жил со своей женой в
Новгороде.

Вавила и скоморохи

Скоморохи приходят к Вавиле

В давние времена жил на свете добрый
молодец Вавилушка. Пахал землю, сеял пшеницу,
кормил родную матушку. А отца у него не было. Мать
Вавилы, Ненила, была вдовой.

Раз работал Вавила в поле. Видит, идут
по дороге двое путников с гуслями через плечо, с
дудками у пояса. «Здравствуйте, люди добрые! —
приветствует их пахарь. — Кем будете? Куда путь
держите?»

Отвечают ему путники: «Мы — люди
веселые, скоморохи. Зовут нас Кузьма да Демьян. На
дудках играем, людей потешаем. А сейчас идем в
края дальние, к царю собачьему. Царь тот тоже
умеет в рожок играть, умеет царь
ворожить-колдовать, на людей порчу насылать.
Хотим мы того царя наказать, хотим его
переиграть. Пойдем с нами скоморошить!»

Отвечает Вавила: «Я бы пошел. Только
играть не обучен. Да и дудки у меня нет…» — «Как
так нет?» — удивляются прохожие.

Смотрит Вавила — что за чудо? Держал в
руке кнут — лошадь погонять. А теперь вместо
кнута в руках у него настоящая дудочка. В другой
руке держал вожжи, превратились вожжи в шелковые
струны. В шелковые струны на гусельках.

А прохожие Вавилу подначивают: «Подуй,
Вавилушка, в звонку дудочку, а Кузьма с Демьяном
тебе на гусельках подыграют!»

Поднес Вавила дудку к губам, дунул в
нее, полилась песня звонкая. Словно всю жизнь
молодец на дудочке играл. Стали Кузьма да Демьян
ему подыгрывать. Птицы от стыда смолкли, лошадь
плясом пошла.

«Видно, люди эти не простые, а святые, —
думает про себя Вавила. — Пойду с ними
скоморошить».

Скоморохи и Вавила идут длинной
дорогой

Пошли скоморохи втроем по дороге.

Смотрят — мужик на гумне горох
молотит:

— Эй, скоморохи, куда путь держите?

— Идем мы в края дальние, к царю
собачьему. Царь тот умеет в рожок играть, умеет
царь ворожить-колдовать, на людей порчу насылать.
Хотим мы того царя наказать, на дудках его
переиграть.

Стал мужик над скоморохами потешаться:

— Куда вам! У царя собачьего есть
широкий двор. Вокруг двора — железный забор.
Тридцать три кола в том заборе. На тридцати колах
— по человечьей голове.
А три кола свободны. Видно, вас дожидаются.

Говорят скоморохи крестьянину:

— Мы от тебя добрых слов не ждали, на
ласку не напрашивались. Но кто тебя неволил нам
лиха желать да злое пророчить? Подуй-ка,
Вавилушка, в звонку дудочку, а Кузьма с Демьяном
тебе на гусельках подыграют!

Заиграл Вавила на дудочке, Кузьма с
Демьяном ему на гусельках подыгрывают.
И под эту музыку скоморошью откуда ни возьмись
налетели воробьи да голуби, не десятки — тысячи!
Стали голуби горох клевать. Стал мужик голубей
гонять. Да разве всех разогнать под силу? «Эх, —
думает мужик, — видно, те скоморохи не простые,
видно, это люди святые! Пойду попрошу у них
прощенья!»

Только скоморохов уже и след простыл.

Идут скоморохи, куда несут ноги.
Навстречу мужик на телеге едет, везет на рынок
горшки продавать:

— Эй, скоморохи, куда путь держите?

— Идем мы в края дальние, к царю
собачьему. Царь тот умеет в рожок играть, умеет
царь ворожить-колдовать, на людей порчу насылать.
Хотим мы того царя наказать, на дудках его
переиграть.

Стал мужик над скоморохами потешаться:

— Куда вам! У собачьего царя есть
широкий двор. Вокруг двора — железный забор.
Тридцать три кола в том заборе. На тридцати колах
— по человечьей голове.
А три кола свободны. Видно, вас дожидаются.

Говорят скоморохи крестьянину:

— Мы от тебя добрых слов не ждали, на
ласку не напрашивались. Но кто тебя неволил нам
лиха желать да злое пророчить? Подуй-ка,
Вавилушка, в звонку дудочку, а Кузьма с Демьяном
тебе на гусельках подыграют!

Заиграл Вавила на дудочке, Кузьма с
Демьяном ему подыгрывают. Откуда ни возьмись
налетели куропатки да тетерева —
видимо-невидимо. Сели птицы на телегу, и столько
их было, что лошадь встала: не свезти ей воз, даже
с места не сдвинуть. Рассердился мужик, стал
кнутом по сторонам махать, птиц сгонять. По
тетеревам не попал, а горшки все до единого побил.

«Эх, — думает мужик, — видно, те
скоморохи не простые, видно, это люди святые!
Пойду попрошу у них прощенья!» Только скоморохов
уже и след простыл.

Идут скоморохи по берегу реки. Видят —
девушка белье полощет.

— Здравствуйте, люди добрые, скоморохи
веселые! Куда путь держите?

— Идем мы в края дальние, к царю
собачьему. Царь тот умеет в рожок играть, умеет
царь ворожить-колдовать, на людей порчу насылать.
Хотим мы того царя наказать, на дудках его
переиграть.

— У собачьего царя есть широкий двор.
Вокруг двора — железный забор. Тридцать три кола
в том заборе. На тридцати колах — по человечьей
голове. А три кола свободны. Пусть Бог вам поможет
беды избежать, царя злобного переиграть!

— Спасибо тебе на добром слове!
Подуй-ка, Вавилушка, в звонку дудочку, а Кузьма с
Демьяном тебе подыграют!

Заиграл Вавила на дудочке, Кузьма с
Демьяном ему подыгрывают. Стала девица белье
полоскать. Опустит в воду холстину, а вытащит
шелк.

«Видно, — думает, — скоморохи не
простые! Видно, это люди святые! Помолюсь за них,
чтобы с делом сладили!»

Скоморохи играют в собачьем царстве

А скоморохи тем временем пришли на
самый край света, в царство собачьего царя, к реке
Смердящей. Как увидел царь чужестранцев, достал
свой рожок волшебный и давай дуть-играть, давай
злобно колдовать, на скоморохов порчу нагонять.

Поднялась вода в реке выше берега,
грозит все вокруг затопить, скоморохов погубить.

«Подуй-ка, Вавилушка, в звонку дудочку,
а Кузьма с Демьяном тебе подыграют!» Заиграли
скоморохи на дудочках, на дудочках да на
гусельках. Громче царя собачьего, звонче рожка
волшебного. Откуда ни возьмись набежали к берегу
быки с коровами, стали они воду пить. Стала вода в
реке убывать, стала Смердящая пересыхать.

А скоморохи все играют. Не осталось в
царстве ни капли воды, раскалились земля и камни,
пожелтела трава по берегу. А скоморохи все
играют.

Царь от страха все песни забыл, рожок
свой волшебный выронил.

А скоморохи все играют. Вспыхнула тут
сухая трава жарким огнем, загорелось царство
собачьего царя.

Не придется ему больше в рожок играть,
не придется больше ворожить-колдовать, на людей
порчу насылать. Наказали скоморохи царя,
переиграли его на дудках.

О кифаре и гуслях из мифов и былин

Вместо послесловия

Откуда взялось слово «музыка»

Слово музыка произошло от слова «муза».
Музами
в давние времена в стране под названием
Древняя Греция называли богинь, которые
покровительствовали поэтам, музыкантам и
актерам.

Музы были дочерьми главного
древнегреческого бога Зевса и богини памяти
Мнемосины.

Весной и летом на лесистых склонах
священных гор они водили хороводы. Вечной
молодостью наделены были прекрасные девы и
чудесным даром пения. Сам златокудрый Аполлон,
бог света, сопровождал пение муз игрой на кифаре.
В лавровом венке следовал он впереди хора поющих,
и вся природа в восторге внимала божественному
пению.

Вот музы, ведомые Аполлоном,
появляются на священной горе Олимп. Здесь живут
главные древнегреческие боги. И замолкает все на
Олимпе. Боги забывают дела и обиды, кровавые
войны и распри. Торжественное пение сменяется
другим мотивом, и боги, взявшись за руки, движутся
в веселом хороводе. Пляшут боги под звуки кифары,
и мир переполняется радостью.

Как появилась кифара

Чудесной игре на кифаре, рассказывают
греческие мифы, научил Аполлона бог Гермес.
Гермес, бог торговцев и мореплавателей, родился
необыкновенным ребенком. С младенчества
отличался он небывалым проворством, ловкостью и
хитростью. Как-то мать не уследила за ним,
маленький Гермес выбрался из дома и отправился
путешествовать. Скоро добрался жаждущий
приключений мальчик до страны, где жили музы.
Неподалеку от жилища муз Аполлон пас стадо своих
священных коров. Чуть отвернулся Аполлон, а
Гермес тут как тут: схватил хворостину и угнал
стадо.
А чтобы Аполлон не догадался, в какую сторону
двинулся похититель, хитрый малыш обул коров в
сандалии.
Аполлон был не просто богом света и
предводителем муз, но и искусным прорицателем.
Поэтому, несмотря на все уловки проказника, он
все-таки обнаружил свое стадо, которое Гермес
спрятал в пещере. Однако две священные коровы
пропали. Гермес их зарезал и съел. Отдыхая после
сытного обеда, бог всех плутов обнаружил у входа
в пещеру панцирь большой черепахи. Он повертел в
руках панцирь, а потом взял да и натянул на него
оставшиеся от обеда коровьи жилы. Туго-туго
натянул. Так, что от прикосновения жилы дрожали и
издавали звуки. Так получился инструмент,
который назвали лирой, или кифарой.
Кифара спасла Гермеса от расправы за воровство.
Аполлон обнаружил похитителя в тот момент, когда
он играл на изобретенном музыкальном
инструменте. Звуки музыки так потрясли Аполлона,
что он пообещал простить Гермеса, если только тот
обучит его играть на лире. Гермес согласился. Но с
условием, что Аполлон в обмен научит его
искусству прорицания. Аполлон принял условие
маленького хитреца и, обучившись музицированию,
больше не расставался с кифарой.
С той поры под сопровождение кифары (или лиры)
пели все великие певцы Древней Греции, аэды. С
кифарой часто изображают великого слепого аэда
Гомера.

Гесиод:

Молви, прошу, еще об одном, Гомер
богоравный:
Есть ли для смертных для нас какая на свете
услада?

Гомер:

Лучшее в жизни — за полным столом, в
блаженстве и в мире
Звонкие чаши вздымать и слушать веселые песни.

ПРЕДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Предания Ветхого Завета приписывают
изобретение музыкальных инструментов потомку
Каина, человеку по имени Иувал. Он изобрел
свирель и гусли и обучил людей играть на них.
Богу, говорится в Библии, нравилось, когда люди в
Его честь пели и играли.

Ж.Кюгельген, Т.Купфер. Саул и Давид

Замечательным музыкантом был
царь Давид. Давид родился в доме простого пастуха
и в юности пас стада овец. В свободные часы
мальчик играл на гуслях. Свои песни Давид
посвящал Богу. В песнях он изливал свои страдания
и печали, в песнях предвидел будущее.

Давид совершил много подвигов во имя
своего народа и стал прославленным
военачальником. Но с гуслями не расстался. Не
оставил он музыки и тогда, когда стал царем.
Однажды Давид возвращался в город после
победоносного похода. Он пел и танцевал во имя
Господа. А жена его, Мелхола, смотрела на него из
окна. «Давид ведет себя совсем не как царь. Он
поет и танцует, как простой смертный», — подумала
она. И это ей очень не понравилось. «Если ты царь,
веди себя по-царски», — сказала Мелхола Давиду.
«Разве царю зазорно славить песнями Бога?» —
возразил Давид. Господь прогневался на Мелхолу
за ее слова, поэтому Мелхола так и не родила
ребенка.

А прекрасные песнопения Давида —
псалмы — были собраны в книгу под названием
«Псалтирь». Их поют, с ними молятся по сей день.

Псалом 150

Аллилуйя!
Славьте Бога во Храме Его,
славьте Его на тверди небес,
где явлена сила Его!
Славьте Его в делах мощи Его,
славьте Его во многом величии Его!
Славьте Его гулом труб,
славьте Его звоном лютней и арф!
Да славит Его тимпан* и пляс,
да славит Его кимвала** звон,
да славит Его кимвала зык***!
Все, что дышит, да славит Господа!
Аллилуйя!

(Перевод С.Аверинцева)

Аллилуйя — возглас, буквально
означающий «Хвалите Господа!» (прим.
С.Аверинцева)

Гусли

Царь Давид, говорится в Библии, играл
на гуслях. Так перевел переводчик на славянский
язык древнееврейское слово «киннор», чтобы
читающим священное писание было понятно, о чем
идет речь.

Киннор действительно напоминал собой
известные на Руси гусли.

Некоторые ученые считают, что
славянские гусли получили свое название от
натянутой тетивы лука. Лук был распространенным
оружием. С ним охотились, с ним воевали. Упругая
тетива лука называлась «гуслой». Когда лучник
пускал стрелу, тетива звенела. Изготовляли
тетиву для лука из кишок или жил животных. Жилы
служили струнами и для древних гуслей.

На гуслях играли скоморохи и сказители
былин баяны. В игре на гуслях были искусны
былинные богатыри, например, Добрыня.

В русском языке сохранились пословицы
и поговорки о гуслях.

Гусли — мысли мои, песня — думка моя.

Гусли звончатые думку за горы заносят,
из-за гор выносят. (То есть позволяют музыканту
улетать мыслями в дальние края, размышлять,
фантазировать.)

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами
играют, сами пляшут, сами песни поют.
(Гусли-самогуды часто встречаются в русских
волшебных сказках.)

Гусельцы хозяина знают. (Инструмент
хорош только в руках хозяина.)

(Пословицы приведены по словарю
В.Даля.)

А вот известная детская потешка:

Как у нашего соседа
Хороша была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Вороны — в коробы,
Тараканы — в барабаны.


* Тимпан — древний
ударный инструмент, похожий на литавры, тарелки.

** Кимвал — древний
ударный инструмент в виде двух медных тарелок
или чаш.

*** Зык — резкий,
отрывистый звук.

Похожие работы

Конспект урока музыки в 6 классе Тема урока : Волшебная сила музыки. Цель урока — страница №1/1

Конспект урока музыки в 6 классе
Тема урока:

Волшебная сила музыки.

Цель урока

: Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство

музыки передавать свою созидательную силу, своё состояние

множеству людей.

Формировать навыки слушания музыки и её анализировать.

Прививать любовь к музыке, через классическую и

современную музыку.

Тип урока

: Новый материал.

Оборудование:

Музыкальный центр, телевизор DVD, компакт диски,

аудиокассеты. Листы формата А4, фломастеры, тетрадь

Музыкальный материал

: Глюк, фрагменты музыки «Орфей и Эвридика»

(песня, игра на лире Орфея); фрагмент фильма «Путешествие Одиссея» К.Дебюсси «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»; «Спасибо вам, учителя» (муз. Г.Струве, сл.В.Викторова).

Ход урока

Музыка… Так сильна и созидательна.

Музыка…Ты есть. И это замечательно!


Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

ученика

1.организация класса

Приветствие учащихся, подготовка их к работе


Приветствие учителю

2. Работа по теме урока:

1) сообщение темы:

Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки, нот близок и понятен.

Мы уже много говорили о значении музыки в жизни людей, на конкретных примерах убеждались, какое воздействие она оказывает на мысли и чувства человека.

Сегодня речь пойдёт ещё об одном очень важном свойстве музыки – её способности влиять на созидание, прозрение, обладать таким волшебством, таинством, которое может совершить чудо (Эпигров)

Дети слушают,

анализируют

Записывают тему урока.


Рассказ учителя:

Созидательную силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.

Не менее примечательна история ещё об одном герое мифов Одиссее, он проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.

Просмотр фрагмента фильма «Путешествие Одиссея»


  • Что же зловещего таилось в этих загадочных существах?

Да у них было туловище птицы, и женская голова у них был божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод.

Ребята ноктюрн – пьесу, «Сирены» написал немецкий композитор Клод Дебюсси

Ноктюрн (франц. – ночной).

В 18 веке – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными; исполнялись вечером, ночью.

У К.Дебюсси — три симфонические пьесы: «Облака», «Празднества» и «Сирены», последняя – с женским хором.

3. Слушание и анализ ноктюрна К.Дебюсси «Сирены»

(кассета №1сторона А – 4.10)

Давайте ещё раз послушаем эту волшебную музыку, а вы на листах изобразите свою сирену.

Давайте посмотрим в каком образе ваши сирены.

Вопросы:


  • Что воплощено в образе сирен?(зло)

  • Какие чувства вложил в музыку композитор

Не случайно повествований о созидательной силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной.

Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.

Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей.

Ребята мы с вами прослушаем ещё одно волшебное произведение в нем рассказывается, что Орфей скорбит о смерти своей супруги Эвридики. Амур посланник Зевса, объявляет его волю: Зевс тронут скорбью Орфея и разрешает ему попытаться спасти Эвридику из подземного царства мёртвых. Если Орфей играя на кифаре, убедит бога подземного царства Плутона освободить Эвридику, он может вывести её на поверхность земли. Но это произойдёт лишь при условии, Орфей не будет смотреть на супругу до перехода реки Стикс. Орфей успешно преодолевает все препятствия. Но в конце пути На мольбу своей жены Орфей поварачивается к ней и Эвридика мёртвой падает на землю. Отчаяние Орфея безгронично. Амур тронут великой любовью, возвращает Эвридику к жизни и выводит влюблённых к свету.

А написал эту оперу Кристоф Виллибальд Глюк

Учащиеся слушают, отвечают

Отвечают на вопрос:

У них был смертельный голос

Записывают в тетрадь слушание музыки: К. Дебюсси « Сирены»

Слушают и рисуют сирен

Кристоф Виллибальд Глюк «Жалоба Эвридики»;

фрагмент из оперы «Орфей и Эвридика».

(кассета №2 сторона А – 3.01)

Вам понравилась эта музыка? Какая она?

В чем проявилось волшебство музыки?

Записывают в тетрадь К.В.Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика»

В том, что Орфей своей игрой на кифаре, и любовью к своей жене спас её из царства мёртвых


4. Физминутка

Делай как я. (диск «Играем вместе» № 1 – 3.20


Дети под музыку выполняют движения

  1. Разучивание песни «Некогда стареть учителям» (диск 1А №72)

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разучивать песню которая посвящена учителям.

Прослушайте пожалуйста «Спасибо вам учителя» в исполнение Н.Гнатюка.


Учащиеся поют под караоке

6.Закрепление материала:


  • Что означают слова: «Искусство влияет на жизнь»?

  • Как и какими средствами музыка воздействует на человека?

  • О какой музыке вы узнали сегодня?

  • Каким характером, особенностями должна обладать музыка, чтобы влиять на чувства и поступки людей?


Учащиеся отвечают:

музыка способна с большой силой влиять на человека,

волшебной музыки К.В.Глюк и К.Дебюсси» Сирены»

возбуждать в нём смелость, укреплять веру, объединять людей, призывать к созиданию

Итог урока:

В восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.

В этом и есть её огромное созидающее значение


Оценки за урок.

Домашнее задание: найти иллюстрации, где проявляется волшебство.

Литература:

1. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская учебник Музыка, М. Просвещение 2006г.

2.Т.И.Науменко, В.В.Алеев уч. Музыка 6 класс. Изд.дом «Дрофа»

3.Энциклопедический словарь. М. Педагогика 1985г.

Некогда стареть учителям.

1.Плавно листья желтые летают

в голубых квадратах школьных рам

первоклашки вновь букварь листают

припев: Некогда стареть учителям.

2.Солнца луч по нашим партам скачет

Весело подмигивая нам

Быстро мы растём, а это значит

припев: Некогда стареть учителям.

3.Тянет нас от школьного порога

К новым стройкам к звездным кораблям

Нужно нам узнать ещё так много

припев: Некогда стареть учителям.

4.Мир огромный нашим стал наследством

Перед нами путь широк и прям

Рядом с некончающимся детством

припев: Некогда стареть учителям.

Слайд 1

Волшебная сила музыки6 классПо программе

Текст слайда:

Волшебная сила музыки

6 класс
По программе » Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко
Выполнила: Пантелеймонова Людмила Анатольевна
учитель музыки МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики


Слайд 2

Созидательную силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении

Текст слайда:

Созидательную силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид¹ – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.

Аид¹ — бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых


Слайд 3

Орфей - персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант Орфей - персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант

Текст слайда:

Орфей
— персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант

Орфей
— персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант


Слайд 4

Орфей и Эвридика

Текст слайда:

Орфей и Эвридика


Слайд 5

«Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант»

Текст слайда:

«Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант» Кристоф Виллибальд Глюк

Глюк Кристоф Виллибальд
(1714–1787).
Немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма.


Слайд 7

Волшебная сила музыкиРазрушающаяСозидательнаяСозидательная¹ – создающая что-либо

Текст слайда:

Волшебная сила музыки

Разрушающая

Созидательная

Созидательная¹ – создающая что-либо


Слайд 8

Одиссей - в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор. Одиссей

Текст слайда:

Одиссей
— в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор.

Одиссей
— в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор.


Слайд 9

Одиссей, путешествуя с аргонавтами привязал себя к мачте корабля и проплывая мимо побережья, где сладкоголосые

Текст слайда:

Одиссей, путешествуя с аргонавтами привязал себя к мачте корабля и проплывая мимо побережья, где сладкоголосые сирены завлекали своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удаётся избежать опасности, заткнув своим спутникам уши воском; сам он слышит пение сирен, крепко привязанный к мачте залив воском уши своих товарищей


Слайд 10

Аргона́вты(др.-греч. — название корабля и мореплаватель) — в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле

Текст слайда:

Аргона́вты

(др.-греч. — название корабля и мореплаватель) — в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго».
Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.


Слайд 13

Сире́ны — в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой

Текст слайда:

Сире́ны

— в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены — это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос.


Слайд 14

Что же зловещего таилось в этих загадочных существах? Божественный голос, слыша который, мореплаватели бросаются в воду и

Текст слайда:

Что же зловещего таилось в этих загадочных существах?

Божественный голос, слыша который, мореплаватели бросаются в воду и погибают


Слайд 15

Ноктюрн

Текст слайда:

Ноктюрн
«Сирены»

Клод Дебюсси, 1862–1918) — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик.

Ноктюрн
«Сирены»


Слайд 16

Ноктюрн (франц. – ночной). В 18 веке – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля

Текст слайда:

Ноктюрн
(франц. – ночной).

В 18 веке – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными; исполнялись вечером, ночью.
У К.Дебюсси — три симфонические пьесы:
«Облака»,
«Празднества» и «Сирены», последняя – с женским хором.


Слайд 18

Ответь на вопросы?Что означают слова: «Искусство влияет на жизнь»?Как и какими средствами музыка воздействует на человека?О какой

Текст слайда:

Ответь на вопросы?

Что означают слова: «Искусство влияет на жизнь»?
Как и какими средствами музыка воздействует на человека?
О какой музыке вы узнали сегодня?
Каким характером, особенностями должна обладать музыка, чтобы влиять на чувства и поступки людей?


Слайд 19

http://pedsovet.su /-Демченко Лариса Александровна, учительhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E8%E4 – Аид, аргонавты, Глюкhttp://images.yandex.ru – изображение Орфея и Эвридики, Одиссея, сирены, Клод

Текст слайда:

http://pedsovet.su /-Демченко Лариса Александровна, учитель
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E8%E4 – Аид, аргонавты, Глюк
http://images.yandex.ru – изображение Орфея и Эвридики, Одиссея, сирены, Клод
Дебюсси
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F0%F4%E5%E9 – Орфей
http://dic.academic.ru/ — Одиссей
http://classic.chubrik.ru/Debussy/ — Клод Дебюсси
http://video.mail.ru/mail/andrejj-kycylin/7457/8091.html — мультфильм «Аргонавты»
http://video.mail.ru/mail/mr.filippa/54/244.html — видеоролик «Сирены»
http://video.mail.ru/mail/alsanales/5097/13602.html — видео Мелодия из оперы Орфей и Эвридика Глюк
http://vukoz.info/publ/klassicheskaja_muzyka/kristof_villibald_gljuk/52-1-0-1849 — Кристоф Виллибальд Глюк

Список использованных источников


  • Рассказ о войне для детей 4 класса
  • Рассказ о войне белой и алой розы
  • Рассказ о войне в прозе для конкурса чтецов
  • Рассказ о войне для детей 6 лет читать
  • Рассказ о войне для дошкольников