Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс тема урока: в. васнецов. иван - царевич на сером волке. рассказ по картине

технологическая  карта
 урока  литературное чтение               3 класс                                                   

Тема
урока:
В. Васнецов. Иван — царевич на сером волке. Рассказ по картине

Цель: составление сюжетного рассказа по картине,
используя описание внешнего вида героев, пейзажа.

Задачи:
— Познакомить учащихся с репродукцией картины В.М. Васнецова
«Иван-царевич на сером волке».


Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.


Развивать образное мышление, речь, воображение.


Развивать умение выражать свои чувства по отношению к увиденному.


Воспитывать любовь к картинам русских художников и красоте родной природы.

Совершенствование
умения использовать наиболее точные
слова для характеристики настроения героев картины;
воспитывать умение понимать
сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).

Проявлять интерес
к живописи.

Осваивать роль
ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с
учителем и одноклассниками.

— Понимать и
принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством
учителя.

— Планировать
деятельность на уроке под руководством учителя.

— Работать в паре,
группе, уметь оценивать товарища.

— Выполнять
мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

— Устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи.


Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Организация
пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Оборудование:презентация
к уроку; репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Этап
урока

Содержание
учебного процесса
  

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1.

Самоопределение
к деятельности.

Проверка
домашнего задания.

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите
выражением своего лица.

Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится. 
Что это? (улыбка)

-Отчего вам радостно?

-Почему вы улыбаетесь?

Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и
волнуюсь от встречи с удивительным миром живописи.

Но
сначала проверим ваше домашнее задание.


Кратко перескажите прочитанную русскую народную сказку.

— Чему она вас научила?

Многие русские художники изображали сюжеты русских народных
сказок в своих произведениях.

Настраивает
на работу на уроке.

Кратко
пересказывают сюжеты русских народных сказок

2.

Актуализация
знаний.

Подготовка к
восприятию

Просмотр
фрагментов мультфильма «Иван-царевич и Серый волк»

Назовите главных
персонажей  этой сказки.

Просматривают
фрагменты мультфильма, отвечают на вопросы.

3.

Постановка
проблемы. Определение темы урока.

Рассматривание
репродукции картиныВ.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

— Как вы думаете, кто автор этой картины?

— Какие картины этого художника вы знаете?
(«Аленушка», «Богатыри»).

— На тему, какой сказки художник нарисовал
картину?

— О ком эта картина? (о волке, Иван –
царевиче, Елене Прекрасной).

— Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по
одежде).

— Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы
думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?

— Какой пейзаж окружает героев? Почему?
Пейзаж, окружающий героев, грустный,
тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь.
Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для
картины…

…Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с
Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…

— Это главные герои сказки. Почему их так
зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья
всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень
красива)

— Откуда и куда едут герои?
— Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену
(сюжет) нарисовали? 

Давайте с вами представим, что мы художники,
но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать
картину словами. (В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие
описания и концовка).

Подводит
детей к определению темы урока.

Помогает
в постановке целей урока.

Называют
фамилию художника.

Слушают
рассказ подготовленного ученика о творчестве  В.М. Васнецова

По
опорным словам ставят цели урока.

4.

Музыкальная

физминутка
«Утро»

музыкальная

Проводит
физминутку

5.

Изучение нового
материала.

Просмотр
видеоролика «Обзор шедевров мировой живописи»
muzeimira.com

В центре картины изображены стразу три
героя сказки. Иван Царевич, одетый в роскошное королевское платье с
встревоженным и угрюмым взглядом, устремлённым в глубину леса.

Елена Прекрасная в объятиях Ивана
Царевича. Она напугана и одновременно покорна, преклонила свою голову ему на
грудь и полностью доверилась Ивану. И, наконец, огромный и сильный серый друг
Ивана – волк, который уносит от неминуемой погони своих наездников. Всё его
тело напряжено, лапы вытянуты, уши прижаты, что подчёркивает всё движение
волка устремлённое куда-то вперёд. Он уже устал от продолжительной скачки и
едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Главные герои окружены
дремучим лесом, который своими ветвями старается уцепить, и помешать путникам
скрыться от погони.

Одновременно это передаёт зрителю
опасность, нависшую над Иваном Царевичем и Еленой
Прекрасной. Задний план картины не оставлен автором без внимания. Там
виднеются стволы больших и вековых деревьев. Их ветви переплелись и едва
могут пропускать солнечный свет.

Справа картины автор изобразил корявое,
но цветущее дерево, а впереди топкое болото с цветущими кувшинками. Что может
означать символ зарождения чего-то светлого, замечательного и надежду на
лучший исход.

Организует
проверку первичного восприятия картины.

Прослушивают
описание картиныпрофессионалом

Высказывают
собственные мнения.

6.

Музыкальная
релаксация «Бабочки»

http://verniedruzaj.ucoz.ru

http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/65-2

Музыкальная
релаксация «Бабочки»


Найдите строки, описывающие бабочек осенью.

Бабочек мы не
увидим до весны. Давайте полюбуемся их красотой. Садитесь поудобней,
наслаждайтесь красотой природы и замечательной музыкой

Проводит
физминутку

7.

Самостоятельное
применений полученных знаний.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.
И начну у бабки сказки я просить,
И начнет мне бабка сказку говорить:
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал…
И во сне мне снятся чудные края.
И Иван-царевич – это будто я.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –
И не веришь и веришь очам.

Определяют
приёмы выразительности речи, которые использовал автор.

Слушают
отрывок.

Делятся
своими впечатлениями.

8.

Рефлексия

С
какой картиной вы познакомились на уроке?


Какие чувства выразил художник? (восхищение, грусть).


Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод: Необходимо  замечать важные детали картины, сопереживать
вместе с художником.

Попробуйте
оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке.
Выбираете   желтый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была
интересной,  а если зеленый, то вы испытывали какие – то затруднения.
Прикрепите свои листочки к нашему замечательному  дереву.

Подведем
итог урока.

Справились
ли мы с учебными задачами?

Стр. 61 вопрос 16

Анализируют
собственную деятельность.

Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. Если одни пытаются найти в них истину, то другие, погружаясь в чтение, следуют за волшебным клубочком, веря, что он приведет в «тридевятое царство», где сбываются мечты и не происходит ничего плохого.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Волк-помощник

Сюжетов животного эпоса в мировом фольклоре насчитывается около 140, в то время как в русском — 119. Отметим, что значительная часть оригинальна. Волшебные сказки появились в эпоху первых земледельческих государств. Безусловно, центральное место в сюжете всегда отводилось человеку, а вот животные выступали в роли помощников главного героя.

Владимир Пропп — известный советский фольклорист — отмечает, что подобные волшебные сказки можно отнести к эпохе вымирания устаревших охотничьих обрядов. Тайные знания, которые раньше передавались из поколения в поколение, утратили свою ценность. Их стали рассказывать в виде сказок.

Родословная каждого племени охотников велась от определенного растения или животного — так называемого тотема. Он был родным для каждого члена. Именно эта вера в зверей-покровителей стала основой для сказок о летающих конях, исполняющих желания рыбах и волках, которые всегда придут на помощь.

Для примера можно привести отрывок из книги «Русская народная сказка» Владимира Аникина:

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. Временами он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Летающий конь

Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Змееборство

Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

Позднее «родственные связи» людей и животных из сказок исчезли. На смену пришли чудища, победить которых могли лишь избранные. Вот один из сохраненных эпизодов, характерный для славянского фольклора, из сказки «Иван Попялов»:

Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню.

Владимир Пропп утверждает, что здесь частично описан обряд инициации. В древности его проводили над юношами-охотниками. Цель заключалась в поглощении испытуемого животным, и чаще всего это был змей.

Со временем возник обычай разжигать внутри таких чудищ огромный костер. А освобождение молодого охотника из утробы чудовища означало победу.

Позже воздействовать на «монстров» стали не изнутри, а снаружи. Таким образом, возник один из популярнейших в мировом фольклоре мотив — змееборство. К слову, о встрече с подобными чудищами рассказывается не только в сказках, но и в былинах, легендах и даже житиях святых. Вспомнить хотя бы герб Москвы, на котором изображен Георгий Победоносец, поражающий змея.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

«Ива́н-царе́вич и се́рый волк»[1] (Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке[2], Жар-птица[3]) — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам. В указателе сказочных сюжетов имеет № 550 «Царевич и серый волк» («Царевич, Жар-птица и Серый волк», «Жар-птица и серый волк»[4]): три брата едут за жар-птицей; младший с помощью волка добывает её; а также коня и царевну; братья отнимают у него добычу и убивают его; волк оживляет героя, обман раскрывается[5]. Один из самых известных типов русской народной волшебной сказки, всемирно распространённый сюжет[4]. В русском фольклоре известно около 30 вариантов этой сказки[6], в украинском — 19, в белорусском — 6 вариантов[7].

Старейшая письменно зафиксированная европейская сказка о жар-птице и сером волке восходит к латинскому сборнику монаха Иоганна Габиуса «Скала-Коэли» (лат. Scala Coeli), изданного в 1480 году. В русскую устную традицию сюжет попал через лубок[8].

В русских народных вариантах действует царь Выслав или просто Царь, в литературных сказках В. Жуковского и А. Толстого — царь Берендей.

Основные действующие лица сюжета:

  • Младший сын царя или молодец-стрелец, отправившийся на поиски таинственной Жар-птицы для царя;
  • Серый волк — верный друг и помощник Ивана в его стремлении добыть Жар-птицу и оберегающий его от всех опасностей, стоящих на этом пути.

Наиболее распространенный вариант[источник не указан 1445 дней] русской народной сказки — в обработке А. Н. Толстого («Иван-царевич и Серый волк», 1940[9]). В основу сказки В. Жуковского («Сказка об Иван-царевиче и Сером волке», 1845) положен сюжет народной «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».

Сюжет русской народной сказки

У старого царя по имени Выслав Андронович[10] было три сына-царевича: Дмитрий, Василий и Иван. У царского дворца располагался красивый сад, где стояло дерево с золотыми яблоками на ветках. Однажды царь заметил, что кто-то крадёт яблоки, и велел сыновьям подкараулить похитителя. Старшие царевичи заснули на часах и ничего не увидели. Иван же до полуночи не смыкал глаз и обнаружил, что яблоки ворует «Жар-птица». Попытавшись поймать похитительницу, царевич вырывает от неё лишь перо, которое светится в темноте, как факел. Узнав о произошедшем и получив перо, царь даёт сыновьям задание: доставить ему живую «Жар-птицу». В награду же царь обещает подарить доставившему пол-царства. Царевичи отправляются на поиски, и разделяются на перепутье. Иван-царевич выбирает дорогу, на которой странник, как гласит указательный камень, «сам жив останется, а коня потеряет». Предсказание быстро сбывается: на следующее после привала утро Иван обнаруживает лишь обглоданные кости своей лошади. После долгих скитаний по лесу Иван-царевич встречает говорящего серого Волка, который, узнав о горе юноши, признаётся, что это он съел коня и предлагает Ивану себя в качестве скакуна и помощника в поисках «Жар-птицы». Волк и Иван пускаются в далёкое странствие, по ходу которого выясняется, что найти похитительницу золотых яблок становится всё более трудно и опасно. Тем не менее, благодаря серому Волку Иван-царевич всё же сумел добыть «Жар-птицу» и выкрасть Елену Прекрасную. Однако, коварные братья Ивана стремятся отнять у него добычу, но Волк спасает царевича, ввиду чего тот живым возвращается домой и женится на Елене Прекрасной.

Отличия в литературных сказках

Сказка В. Жуковского

В отличие от русской народной сказки, где царь позвал своих трёх сыновей и отправил на поиски жар-птицы, в сказке В. Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом:

Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…

В свое повествование В. А. Жуковский включает героев из других сказок:

  • Кощей Бессмертный, смерть которого находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это яйцо со дна моря достает щука. Аналогия со сказкой «Царевна-лягушка».
  • Баба-яга, которая должна была накормить-напоить героя и спать уложить, а потом помочь. Аналогичное описание встречается в сказках «Морозко», «Марья Моревна» и других.
  • Леший, аналогичный описанию в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
  • Богатырский конь, аналогичный описанию в сказке «Василиса Премудрая».
  • Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды. Описание скатерти-самобранки встречается в сказках «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
  • Змей Горыныч с шестью головами встречается в сказке «Иван — крестьянский сын».

Творческий опыт Жуковского, соединявшего несколько сказок в одну, нашёл продолжение у ряда других писателей.

Примечания

  1. Русские народные сказки. В обработке А.Н. Толстого. — М.; Л.: Детгиз, 1948
  2. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985
  3. Жар-птица // Худяков, И. А. Вып. 1 // Великорусские сказки. — М.: Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1860. — С. 1—7
  4. 1 2 Будур, 2005, с. 151.
  5. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка — Л.: Наука, 1979 — С. 154—155
  6. Комментарий к «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о Сером Волке» // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки — М.: ОЛМА Медиа Групп — 304 с.
  7. Шахматов А. А. Фольклорное наследие А. А. Шахматова. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) — СПб.: Изд-во РХГА, 2005. – 799 с. — С. 676—677
  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Институт научной информации по общественным наукам (Российская академия наук) — М.: Интелвак, 2001 — С. 994
  9. Самоделова Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937-1938 — по архивным источникам) // Журнал «Вестник Вятского государственного университета», 2011
  10. Дедушкины прогулки, содержащие в себе 10 русских сказок. СПб., 1819. Первое изд. — СПб., 1786., № 3, с. 3—27.

Литература

  • Жуковский В. А. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке — М.: Проспект, 2013 — 31 с.
  • Будур Н. В. Жар-птица и серый волк // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 151. — ISBN 5-224-04818-4.

Ссылки

  • 550=К417. Царевич и серый волк // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк (русская народная сказка) (в обработке А. Н. Толстого)
  • Иван-царевич и Серый волк (художественное озвучивание всей сказки)

Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”

Вариант №1

Виктор Михайлович любил сказки и былины, поэтому частенько создавал иллюстрации к этим произведениям. Полотно «Иван царевич на сером волке» художник писал несколько месяцев, несмотря на то, что занимался в это время росписью Владимирского собора. Автор в 1889-ом году даже приостановил иконопись и занялся написанием фольклорного полотна, на котором он и воспроизвел персонажей русской народной сказки.

На картине изображена сцена погони, а серый волк пытается уберечь своих друзей от угрозы быть настигнутыми преследователями. Иван и Елена прекрасная, сидящие на спине громадного зверя, выглядят встревоженными, да и настроение полотна довольно пессимистическое.

Больше всех взволнована Елена – красавица вверила свою жизнь Ивану и волку, и теперь смиренно ожидает, когда им всем удастся оторваться от погони. Ей страшно, поэтому она кротко склонила свою голову на грудь Иванушки, а её сложенные руки демонстрируют покорность судьбе. Девушка очень красива, даже когда выглядит притихшей, и на ней роскошные одежды, что свидетельствует о её высоком происхождении.

Иван тоже выглядит презентабельно – он в богатом одеянии, юноша красив, но выглядит серьезным. Он намерен защищать царевну и в любую минуту готов выхватить меч, дабы дать отпор преследователям. Царевич не испуган, но он настороженно вслушивается в лесные звуки и внимательно всматривается в чащу.

И только волк написан в движении – он несется через лес и осознает всю опасность положения. Но живописец изобразил его уверенным и сильным зверем, который приустал, но не намерен останавливаться. Волк очень крупный, с крепким телом, но больше всего привлекают его глаза, своей осмысленностью напоминающие человеческие.

Живописное полотно мрачновато, однако есть в нем некая таинственность. Темный волшебный лес, окружающий героев, выглядит страшновато, главным образом из-за темных оттенков. Мы видим ветви, расположенные на заднем плане, они чем-то напоминают лапы диковинных чудищ, пытающихся помешать продвижению персонажей вперед. Зато на переднем плане живописец разбросал по стволу цветы розового цвета, что вселяет надежду в то, что беглецам удастся уйти от погони, и они найдут свое счастье.

Несмотря на недосказанность и таинственность, все-таки автор полотна надеется на то, что зло будет побеждено, а светлые оттенки свидетельствуют о том, героев впереди ждет счастливое будущее. Мы верим, что скоро жуткий лес закончится, и волк-волшебник успешно справится со своей главной задачей – спасти друзей от преследования.

Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк

Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”

Вариант №2

Картина «Иван Царевич на Сером волке» написана в 1889 году. Художник в ней использует мотив русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Это не единственная работа Васнецова с использованием сказочного сюжета, например, он написал картины «Аленушка» и «Богатыри».

На картине мы видим Ивана-царевича, который прижимает к себе Елену Прекрасную, а сидят они на Сером волке. Это и есть главные герои картины. Иван царевич пристально смотрит по сторонам, он взволнован. Его меч находится в стороне от него, показывая с какой скоростью они передвигаются. Одежды его очень богатые. На нем шапка, кафтан, рукавицы. Меч очень красивый, с орнаментом. Елена прекрасная оперлась на плечо Ивана. Она доверяет ему, но , возможно, боится чего-то. Она немного отрешена от реальности и покорилась судьбе. Герои невесёлые. Елена прекрасная тоже в богатых одеждах, длинные волнистые волосы развеваются, но руки безвольно сложены на коленях. Волк смел и решителен, он несется сквозь дремучий лес, стараясь спасти друга.

Лес очень темный, но мы видим цветущее дерево, видимо, дело происходит весной. Весна – время обновления, надежды на лучшее будущее. Именно это дерево подсказывает нам, что у героев картины все будет хорошо, все лучшее еще впереди.

Вариант №3

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» была написана в 1889 году по мотивам русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Виктор Васнецов – мастер фольклорной живописи. Он написал множество картин и иллюстраций к книгам на сюжеты разных народных сказок. Самые известные из них – это «Аленушка» и «Богатыри».

На картине «Иван-царевич на Сером волке» изображены три главных героя – это сам Иван, Елена Прекрасная и Серый волк, когда они мчатся по дремучему лесу, спасаясь от погони. Все мы читали эту замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк» еще в детстве. Поэтому сюжет сказки известен, и нам легко догадаться, какой именно момент запечатлен на картине.

Взгляд Ивана-царевича внимателен и сосредоточен. Это и объяснимо – он опасается погони. У Елены Прекрасной отрешенный задумчивый вид – она как бы покорилась судьбе. Но вместе с тем, в ее лице нет страха – она доверилась Ивану-царевичу.

Серый волк, на самом деле, – это главный помощник и союзник Ивана. Он выручает его из всех опасностей и бед, встречаемых на его пути. На картине видно, как бесстрашно волк мчится через глухую лесную чащу. Мы не сомневаемся, что мчится навстречу любви и счастью. Об этом нам подсказывают синие васильки и цветущие кусты на переднем плане картины.

План сочинения

  1. Художник-сказочник
  2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства
  3. Тайны волшебного леса
  4. Вера в счастливый конец

  • Рассказ о войне для детей 4 класса
  • Рассказ о войне белой и алой розы
  • Рассказ о войне в прозе для конкурса чтецов
  • Рассказ о войне для детей 6 лет читать
  • Рассказ о войне для дошкольников