Рассказ о вольге святославовиче из былины

Былина вольга и микула селянинович. образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. цели: образовательне: сформировать у учеников представление

Былина «Вольга и Микула Селянинович».
Образ
главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Цели:

         Образовательне: сформировать
у учеников представление о художественных особенностях былины;

р
ассмотреть
особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине; дать понятие об
эпическом герое; отрабатывать умение выявлять основные свойства характера
героя, Составлять его характеристику (устно).

         Развивающие: развивать умение самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую
информацию; развивать воображение, умение строить связное монологическое
высказывание;

         Воспитательные: воспитывать интерес к
чтению художественных произведений; воспитывать интерес к изучаемому предмету;
воспитывать любовь к родному слову.

ХОД УРОКА

1.    
Орг.момент.
Проверка домашнего задания.

2.    
Актуализация+Мотивация

-Что такое былина?

-Вспомните, какие особенности характерны для
былин (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы:
зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты)

-В чем отличие былины от сказки? (Сказка
воспринимается и рассказчиком, и слушателем как чудесный вымысел, былина – как
рассказ о действительных событиях)

— Каких богатырей вы помните? (Илья Муромец,
Святогор-богатырь, Микула Селянович и др).

3.    
Целеполагание

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на
уроке?

-Сформулируйте тему урока. Какие цели мы можем
поставить перед собой?

4.    
Основная часть

— Исследователи русских былин разделили былинных богатырей
на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это
воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания
человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих
богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на
святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья
отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки.
Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.

Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем
образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить,
мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим
представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах
рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий
способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность
была присуща языческому божеству охоты.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи
считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и
крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия
(Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть
крестьянин, живущий в селе.

-Обратим внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии
имена двух героев.) Кто же из них истинный богатырь? Кого и за что прославит
народ в этой былине?

Анализ сюжета и композиции былины.

1) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном
состязании.)

2) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(Краткий сюжет: молодой Вольга Святославович отправляется
со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он
встречает могучего оратая (пахаря) и, узнав от него, что в тех городах “мужички
да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде
просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается,
что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит
настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой
Микула Селянинович”.)

Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу.
Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для
изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление
его с Вольгой.

Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление
Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как
обрисованы образы героев).

3) Каким видит князь Вольга оратая-богатыря? Найдите портрет Микулы Селяниновича (“кудри…что
жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”)

Какое художественное средство использовано в портретном
описании?
(сравнение)

Продолжим описание ( на Микуле «сапоги зелён сафьян», шапка пуховая,
кафтан черного бархата).

Соответствует ли нарисованный в былине портрет изображениям
на иллюстрациях?

Почему не соответствует? (внешне картинно красив). Почему в былине пахарь одет не
по-крестьянски, ведь крестьяне так не одевались, тем более на работу в
поле? 
(очевидно, народ – создатель былины хотел подчеркнуть, что для
Микулы работа в поле – настоящий праздник. Такое изображение богатыря в былине
может говорить и об особом уважении народа к пахарю, труженику).

Обратите внимание на описание сохи (“гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”,
“а рогачик-то…красна золота”) Здесь использованы эпитеты.

4) А как работает Микула? Легок шли труд пахаря? Почему он
с ним легко справляется?

(у Микулы силища богатырская). Докажите текстом (один сошку
из земли выдернул, которую тридцать дружинников Вольги сдвинуть с места не
могли)

5) Как называется этот прием? (гипербола – художественное преувеличение)

Есть ли еще примеры гиперболы в тексте? (три дня ехали Вольга с с дружинниками, услышав
голос Микулы, описание кобылы Микулы тоже гиперболизировано, Микула
рассказывает, как один тысячу мужичков положил)

6) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.) Почему Вольга
зовет Микулу «в сотоварищи»?

(Микула Селянинович — сильный, честный, смелый человек,
замечательный труженик. Это способен оценить и князь Вольга. Именно поэтому он
предлагает Микуле сопровождать его.)

А князя это как характеризует? (он ценит человека не по богатству, не по знатности
рода, а по истинным его достоинствам)

7) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и
“дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить
сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

Троекратный повтор – один из ярких фольклорных приемов,
используемых как в сказках, так и в былинах. Кроме того, использован еше и
приём градации (= нарастания).

— Кто выходит победителем? (Микула.)

8) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)

Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей:
“мужичков”.)

Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он
совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на
благо людей.)

— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно
оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием
былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя
Вольги.

9) Почему же народ сложил былину о простом пахаре, ведь он
не совершает никаких подвигов? Как вы думаете, благодаря каким своим качествам
Микула заслужил любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца. 2. Истинный
патриот родины, живущий её интересами.)

10) Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показано превосходство
Микулы.)

5.    
Итоги урока

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

1) человек недюжинной силы

2) идеал нравственности

3) истинный патриот родины, живущий её интересами.

6.    
Рефлексия

Домашняя работа

Чтение былины
«Садко»

7 9
11

Вольга и Микула Селянинович…

Вольга и Микула Селянинович…

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.

Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.

Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.

Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.

Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.

А наехали в чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Говорит-то Вольга таковы слова:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!

Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Тут проговорил Вольга Святославович:
— Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:

Первым городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!

Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить,
Я им стал-то ведь грошей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,

Стал отталкивать да кулаком грозить.

Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.

У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
— Я оставил сошку во бороздочке

Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет — взять нечего,
А богатый-то наедет — не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.

Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.

Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут молодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
— Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком,
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тут проговорил Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…

Категория: Былины | Добавил: TeRV (21.03.2010)

Просмотров: 6418 | Комментарии: 2

| Рейтинг: 5.0/2

Всего комментариев: 2

Рассказ о вольге святославовиче из былины

0

Рассказ о вольге святославовиче из былины

2

алина

 

[Материал]

блин тупизм мне надо было о герои сочуху написать!

Рассказ о вольге святославовиче из былины

0

Рассказ о вольге святославовиче из былины

1

Екатерина

 

[Материал]

мне надо 2 гиперболы из былины

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

[

Регистрация

|

Вход

]

14
15 17
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Руководитель проекта: 

Задорожная Ирина Андреевна

Учреждение: 

ГБПОУ Краснодарского края  «Ейский полипрофильный колледж»

В готовой исследовательской работе по литературе «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» учеником была поставлена цель, добыть сведения в литературных источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей на Руси и выяснить, не были ли они совершенно мифическими персонажами.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературному чтению на тему «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» автор дает развернутое определение понятий «былина» и «богатырь», рассказывает интересные сведения о месте былин в устном народном творчестве, а также объясняет, кто такие богатыри, дает их характеристику, перечисляет всех былинных богатырей.

В индивидуальном детском проекте «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» ученик 2 класса начальной школы рассматривает образы таких богатырей, как Микула Селянинович, Илья Муромец, Чурило Пленкович. В проекте описаны былинные образы этих героев, а также приведена информация о том, что богатыри были реальными людьми.

Оглавление

Введение
1. Что такое былины.
2. Богатыри – кто они?
3. Микула Селянинович.
4. Илья Муромец.
5. Чурило Пленкович.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение

Впервые я узнал о богатырях, посмотрев цикл мультфильмов студии «Мельница» «Три Богатыря». Я был восхищен их отвагой, мужеством и силой. Позже мне в руки попалась замечательная книга «Русские богатыри», которую мне купила мама.

Прочитав всю книгу, я был поражен обилием русских богатырей, их умением защитить обездоленного, их твердостью духа. Под руководством мамы я  составил таблицу«Русские богатыри древней Руси и наших времен». Но меня заинтересовал вопрос кто эти славные люди? Жили они на самом деле или все что написано в книге и показано в мультфильмах это вымысел.     Я решил разобраться в этом вопросе и узнать, как можно больше об этих славных героях.   

В ходе работы первоначально мною были исследованы знания одноклассников с использованием анкетирования, где каждый обучающийся должен был ответить на три вопроса [Приложение 10]. Я выяснил, что 56% одноклассников знает героев былин, 38% интересуется живописью и могут определить героев картины Виктора Васнецова. 44%, к сожалению, не знает русских богатырей, поэтому я решил узнать, какие богатыри жили в древней Руси, и какие живут в наше время.

В процессе изучения литературы и беседы со взрослыми, я узнал, что история русских богатырей до сих пор большая загадка для многих. Одни историки считают, что из богатырей реально существовал только Илья Муромец, который являлся монахом Киево-Печерской лавры, другие вполне уверены, что таких людей никогда не было. Сказания о богатырях написаны в былинах. Толковый словарь помог мне понять смысл слова «былина».

Былина — это такой жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде, были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая для Руси былинная традиция.

Именно народ сложил эти удивительные песни – сказания про русских богатырей. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были.

Но в самом ли деле то, что рассказывают былины правда? Если это быль, тогда Илья Муромец стрелял в Соловья – разбойника? Добрыня Никитич бился со Змеем?

Возникает вопрос – а жили ли они на Руси? Или все, что о них рассказывается – это простой вымысел? Кто они, откуда родом, чем занимались, кто являлся их прототипами? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Цель – добыть сведения в литературных источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей на Руси и выяснить, не были ли  они совершенно мифическими персонажами.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

  1. Раскрыть понятия «былина», «богатырь».
  2. Изучить произведения литературы и искусства, найти сведения, подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.
  3. Проанализировать работу и обобщить данные.

Что такое «былины»?

Изучая понятие «былины», в интернете я нашел, что былины представляют собой русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности.

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелые годы испытаний дух народа, воспитывали в отроках — юношах любовь к родной земле и ненависть к врагам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага.

На Руси существовало большое количество богатырей. Одни были более известными, другие менее известными. Об одних снимали фильмы и серии мультфильмов, о других я читал только в книгах, да и то совсем небольшие сюжеты. Я решил исследовать жизнь трех богатырей. Двух малоизвестных, таких как Микула Селянинович и Чурило Пленкович. И одного могущественного богатыря, о котором слагали легенды – Илья Муромце.

Их разделяли века — Микула Селянинович жил в 9 веке, Илья Муромец— в 12-м веке, а Чурило Пленкович – в 15 веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

Богатыри. Кто они?

Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни богатырей, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в Древней Руси и завоевавшие такой почет, что люди стали слагать о них легенды. Именно в былинах я узнал, что воинов Древней Руси называли, словом, Богатырь.

Богатырь — былинный воин средневековья, он же витязь, он же ратник. Слово «богатырь» прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова «бог», через производные слова «богатый», и что оно означает человека, одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами.

Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово «богатырь» было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних русских летописях. Но вместо него употребляются в том же смысле, как и слово «богатырь», другие слова: «удалец», «резвец», «храбор»[1].

Только в позднейших летописях появляется слово «богатырь», причем сюда оно попадает, скорее всего, из былевого эпоса, из той части его, в которой изображается борьба героев-удальцов с кочевниками. Итак, слово «богатырь», по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига.

Позднейшему термину «богатырь», по смыслу, в Киевской Руси соответствовал термин «храбр», «храбор», «хоробор», «хоробер». Первоначально это слово было равносильно слову «воин»; потом оно получило оттенок, придавший ему значение храброго воина, героя, богатыря.

О богатырях можно не только прочитать (узнать) в книгах, но и увидеть на картинах.

Я познакомился с некоторыми из них. Самыми известными богатырями на сегодняшний день считаются те, кого изобразил на своей картине «Богатыри» В.М.Васнецов. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Микула Селянинович

Читая книгу былин, мне очень понравился богатырь Микула Селянинович.  Хотя он не так знаменит, как Илья Муромец, но он обладал такой храбростью, отвагой и огромной любовью к своей родине.  

Микула помимо того, что был богатырем еще был пахарем. Былин про Микулу Селяниновича сохранилось всего две – «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович». Микула–древний и могучий богатырь. Микула Селянинович – пахарь и крестьянин, он – олицетворение непобедимой крестьянской силы. Победить его нельзя потому, что его род любит Мать Сыра Земля.

Микула Селянинович обладает двумя магическими предметами: сохой и сумой. Оба эти предмета никто не может поднять. Богатыри из дружины Вольги пытаются выдернуть соху, которую позабыл в земле Микула, но не могут это сделать. А сам богатырь выдергивает её одной рукой. Но его сума перемётная – это самый культовый, образцовый, сакральный образ из его атрибутов. Даже самый могучий из богатырей Святогор не может поднять сумку, которую обронил Микула.

Подняв свою суму одной рукой, Микула Селянинович объясняет Святогору, что в его суме – тяга земная. Я полагаю, чтоМикула Селянинович – и есть само олицетворение Земли в образе человеческа, её мужское начало. Даже отчество Микулы – Селянинович говорит о том, что у него не было отца, он сын крестьянства, сын народа. П.И. Мельников русский писатель-реалист 19 века, исследователь русских былин связывал образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Он считал, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем.

Можно привести в пример почитание Грома Гремучего, которое позднее обратилось в чествование Ильи Громовника, а преклонение перед Волосом — святого Власия. Одним из доказательств служит и тот факт, что весеннего праздника Николая Чудотворца у греков не было. То есть русичи приурочили его ко дню Матери Святой Земли, 10 мая. Они почитали ее сына Микулу, который более всего из богатырей русских был любим крестьянами и земледельцами.

Точных фактов о том, был ли Микула Селянинович реальным человеком или не был я не нашел. Скорее всего ответ на этот вопрос должен быть положительным, поскольку Микула является былинным персонажем, а в былинах, как известно, отражаются исторические факты далёкого прошлого, во времена великих князей. Поскольку есть доказательства того, что известные богатыри (Илья Муромский, к примеру) действительно жили в своё время, то и Микула Селянинович, на мой взгляд, должен был жить в давние времена и совершать подвиги.

Илья Муромец

Главный герой русского былинного эпоса. Как старший по возрасту, он в большинстве сюжетов возглавляет дружину русских богатырей. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем входит в так называемую богатырскую триаду.

Илья Муромец совершает множество подвигов, связанные с ним сюжеты нередко складываются в былинный цикл. Основные качества Ильи – сила, мужество, мудрость, трезвость, жизненный опыт, рассудительность. Несокрушимая мощь Ильи Муромца и его воинское умение должны предостеречь того, кто собирается идти войной на Киев. Обычно он побеждает врагов в одиночку.

Упоминаемые в былинах названия – Киев, Чернигов, Брянские леса, Моровейск, река Смородина (неподалеку от Карачева), находящееся в этих же местах село Девятидубье (давшее название девяти дубам, на которых сидел Соловей-разбойник) и село соловье Перевоз – позволяют говорить, что Илья Муромец родился в северо-восточной Руси. По былинам можно проследить весь жизненный путь Ильи.

Он родился в селе Карачарове, расположенном неподалеку от Мурома, в крестьянской семье. После рождения не мог ходить и просидел сиднем тридцать лет и три года. Только после чудесного исцеления каликами перехожими Илья обретает «силушку великую» и слезает с печи. Калики совершают три чуда: исцеляют Илью, наделяют его невиданной богатырской силой и помогают получить богатырского коня и меч-кладенец. Калики предсказывают, что Илья должен совершить богатырские подвиги и что ему «смерть на роду не писана».

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, очищает его от «пеньев и кореньев». Получив благословение родителей, Илья отправляется в Киев. С этого дня начинается его богатырская жизнь. По дороге Илья встречает Святогора, они состязаются в силе, Святогор побеждает. Богатыри братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу. Только после этого Илья становится настоящим богатырем.

Он продолжает путь в Киев и по дороге побеждает Соловья-разбойника. Затем Илья совершает другие подвиги: защищает от врагов Чернигов, строит мост через реку Смородина. Приехав в Киев, Илья приходит в княжеский дворец. Показав Соловья князю, он заставляет просвистеть его по-соловьиному и убивает. Богатырь остается в Киеве, получает почетное место за княжеским столом, но отказывается, поскольку считает, что его место с дружинниками.

В дальнейших сюжетах описывается, как Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. В Киеве – по другим сюжетам в Царьграде – Илья совершает иные подвиги: побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя.

Образ Ильи Муромца связывают с библейским Ильей Пророком. После смерти Илья Муромец становится святым Ильей.

Для меня Илья Муромец самый любимый богатырь. Он пример того что нужно верить в лучшее и исцеление от недугов телесных возможно.

Так кто же такой Илья Муромец, реальный ли это персонаж? Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец. Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества.

В Черниговской области и поныне существует село Моровск. В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами. О том, что это реальный человек, говорят многие историки. «Возможно, его прототипом был знаменитый в 12 веке силач Чобитько, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья.

В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец. С места его погребения взяты частицы святых мощей, которые сейчас хранятся в Муроме». В селе Карачарове на доме, стоящем на месте прежнего жилища богатыря, установлена памятная доска, а в сельском храме хранится частица его мощей. Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к подвигам Илья Муромца, лежит огромный дубовый пень. По преданию, такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку.

Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево — Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Чурило Пленкович

Чурило Пленкович персонаж неоднозначный. Он не похож на других богатырей. В начале истории о его приключениях он мне страшно не понравился. Богатырь отличается от остальных представителей своей красотой и щегольством. Это хвастовство, самолюбование никак не вяжется с образами богатырей.

Чурила Пленкович – былинный герой, необыкновенный красавец, осознающий степень влияния на женщин своей выдающейся внешности. Он не славится героическими поступками, как известные русские богатыри, он не совершает подвигов ради спасения отечества или какого-либо человека. Рассказ о нем сводится к любовным приключениям. Былин о Чуриле всего три, хотя они рассказываются в разных вариантах, и создается ошибочное мнение об их большем количестве.

О происхождении имени Чурила исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Одни утверждают, что это производная от Джурило или Цюрило, а академик Веселовский склонен считать, что так исказили старое русское имя Кирилл. Отчество богатыря тоже непростое. Пленкович – сын Пленки. Но дело в том, что поначалу отца в былинах не было, звучало только отчество сына. Исследователи полагают, что оно возникло из характеристики самого героя. Щап – щеголь, щапить – щеголять.

И отчество у Чурилы было сначала Щапленкович, то есть Щеголевич. Потом оно транформировалось в Пленкович, а потом уже в глазах народа сформировался и образ отца богатыря. Его богатство, поразившее князя Владимира и его дружину; воины богатыря, которые посмели не только безнаказанно отбирать добычу у охотников и рыбаков, но и избивать их; многочисленность его войска, которого испугался в самом начале знакомства Владимир – все говорит о Чуриле как о выходце из северных земель Руси.

Это отделившиеся от Киева княжества, которые стали самостоятельными, превосходящими Киев в силе и богатстве, но не имеющие той власти. Было высказано мнение, что былины о Чуриле Пленковиче – результат новгородского народного творчества. Ничтожная роль киевского князя, который искренне испугался дружины богатыря, приняв ее за Золотую Орду, который не мог защитить своих подданных от грабежей, говорят о том, что Чурила – новгородец. Именно там князья могли вести себя таким образом. Не каждой семье дозволялось владеть такими богатствами, которыми владели Чурила и его отец.

Значительные капиталы, богатые дворы, многочисленная челядь – это тоже характерно для новгородских князей. Описание его внешности занимает большую часть повествования. Герой не совершает никаких подвигов во славу Отчизны, он не громит врагов, не защищает слабых. Он гордится и пользуется своей красотой.

Щеголь – эта необидная, но красноречивая характеристика проходит через все былины о нем. Он ценит свою красоту, заботится о внешности, наряде, окружении. Чего стоит тот факт, что богатырь заставляет слугу носить за ним «подсолнечник», то есть зонтик от солнца, чтобы не испортить цвет кожи. Безобидный и какой-то забавный получился богатырь. По-моему, он совершенно не похож на богатыря и недостоин носить такое звание.

Заключение

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести.

Былины – героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

Богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей.

Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.

Читая былины, я нашел много исторически достоверных примет. Например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.

Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.

А и сильные, могучие
богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнётся!

Изучая вопрос о существовании богатырей, я понял, что такие люди жили. Они обладали огромной силой духа и физической силой. Для меня богатырь — это пример для подражания. Как любой мальчишка, я хочу стать сильным и мужественным. А ещё я стараюсь отлично учиться, потому что считаю, что современный богатырь должен быть не только сильным, но и умным!

До сих пор образы русских богатырей завораживают, ими восхищаешься и стремишься хоть немного на них быть похожим. Мультфильмы, снятые про богатырей интересны и современны, несмотря на то что с момента жизни героев прошло много столетий.

Библиографический список

  1. Аникин В. П. Русский богатырский эпос. М., 1999.
  2. Базанов В. От фольклора к народной книге. М., 2000.
  3. Калугин В. И. Былины. – М.: Современник, 1986.
  4. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М., 2008.
  5. Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 2001.
  6. Круглова Ю. Г. Былины. – М.: Просвещение, 1993.
  7. Путилов Н. Б. Застава богатырская. М., 2000.
  8. Рыбаков Б. Русские былины. М., 2005.
  9. Селиванова Ф. М. Былины. – М.: Современная Россия, 1988.
  10. Членов А. М. По следам Добрыни. М., 1994.
  11. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 2005.

Приложение 1

герои былин 1

Приложение 2

герои былин 2

Приложение 3

Русские богатыри древней Руси и наших времен

Старшие богатыри Младшие богатыри Заезжие богатыри Новгородские богатыри Прочие русские богатыри
Вольга Святославович Сухман Одихмантьевич Ставр Годинович Сладко Петр Первый
Микула Селянинович Дунай Иванович Соловей Будимирович Василий Буслаев Григорий Русаков
Михайло Поток Алеша Попович Чурило Пленкович Иван Поддубный
Илья Муромец Добрыня Никитич Дюк Степанович Василий Алексеев
Михайло Данилович Александр Поветкин
Юрий Власов
Александр Карелин

Приложение 4

герои былин 3

Приложение 5

герои былин 4

Приложение 6

герои былин 5

Приложение 7

герои былин 6

Приложение 8

герои былин 7

Приложение 9

герои былин 8

Приложение 10. Анкетирование одноклассников на тему «Знаешь ли ты русских богатырей?»

Знаешь ли ты имена русских богатырей?

  1. да — 15 чел. — 56%
  2. нет — 12 чел. — 44%

Кто из богатырей изобразил Виктор Васнецов на картине «Три богатыря»?
а) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович;
б) Микуло Селянинович, Чурило Пленкович;
в) Илья Муромец,Чурило Пленкович;

Кто из богатырей является для тебя примером?
а) Илья Муромец;
б) Алёша Попович;
в) Добрыня Никитич.

герои былин 9

герои былин 10

герои былин 11

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Тема: Былина
как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение
нравственных идеалов русского народа.

Цель:
        

1) формирование
представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с
былиной «Вольга и Микула Селянинович»; 

2) развитие навыка
анализа текста художественного произведения;

3)  воспитание
интереса к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге,
справедливости.

Методические приемы: мини-лекция,
беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.

Организационные формы: фронтальная
(лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная
(тестирование).

Материалы к уроку: текст
былины «Вольга и Микула Селянинович», аудиозапись произведения,
слайд-презентация по теме урока, рабочие карты урока (приложение 1), карточки с
заданиями для работы в группах (приложение 2), тесты для контроля знаний по
теме урока (приложение 3), карточки для индивидуальной работы (приложение 4).

Ход урока

Слайд 1

Тема урока и число.

Повторим о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

Слайд 2

Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввёл в
науку английский учёный Уильям Джон Томс, в переводе означает «народная
мудрость»

            Слайд 3

Какие вы знаете жанры фольклора?  Пословицы
Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Потешки Частушки

Слайд 4

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания
песни повествовательного характера. Мы с вами подробно поговорим сегодня о
былине.

Слайд 5

Термин былина закрепился за эпическими
сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли
старинами. Былина — это своеобразный, чисто русский жанр народного эпоса, в
котором рассказывается о богатырях, народных героях и реальных исторических событиях,
сложенный в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным
образом XI – XVI веков.

Слайд 6

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо
талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину –
поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным
опытом. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с
трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто
исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни
наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом.
Песня звучала медленно, плавно, нараспев. Речитатив – это напевная речь в
вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Слайд 7

Вот, посмотрите, гусляры напевают какую-то былину в
унисон.

Слайд 8

Сказители былин Мария Дмитриевна Кривополенова Трофим
григорьевич Рябинин, Сёстры Марфа и Павла Крюковы. А Собиратель былин Павел
ниоклаевич Рыбников. Скажите отличие сказителей от собирателей былин какие?

Слайд 9

Композиция былины

Зачин (начальная, вводная часть произведения) — здесь
указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в
былине Основная часть — дается описание героя показывается его необычное
поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается  Заключение
— подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния
главного героя былины

Сладй 10

Посмотрим 3 основных периода развития былин. Новгородский
Садко, Микула Селянинович ВладимироСуздальский Илья Муромец Киевский
10-11 века Алёша Попович и Добрыня Никитич

Слайд 11       

А теперь рассмотрим художественные особенности былин •
В тексте былины находим приметы реальной русской старины. • В былинах немного
описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность
повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря.
• Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что
выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. •
«Сказывание» (напевная интонация) • Гиперболизация — преувеличение основных
черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит
сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего,
чуть пониже облака ходячего» и др.)

Слайд 12

Художественные особенности былин • Повторы •
Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) • Синонимы •
Сравнения • Уменьшительные и увеличительные суффиксы • Приемы контраста
(богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам,
предупреждениям). • Использование речетативов • Отсутствие рифмы

Слайд 13 Былина «Вольга и Микула
Селянинович»

Из истории былины Былина о Вольге и Микуле –
новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам.
Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения
киевского князя, которые были любы новгородцам. Также ученые считают
доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных
княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые
необходимо было корчевать.

            Слайд 14

Объясните значение устаревших слов: • Гужики Петля в
хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой • Булатный Из булата – старинной, твёрдой и
упругой, с узорчатой поверхностью сталью • Сафьян Тонкая и мягкая козья или
овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет • Соловый О масти
лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 15

Князь Вольга Святославович Князь Волга необыкновенного
происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные
способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга
употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого
человека.

Слайд 16

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя – Микула
Селянинович? Что оно обозначает? Микула — по-современному Николай, а
Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Зачитайте описание
внешности Микулы стр 18. В портрете видно стремление авторов украсить облик
любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин. «У оратая
сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан
чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей
пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» высокий и тонкий каблук – как шило;
острый, высоко загнутый носок

             Что подчеркивает безымянный автор
былины в облике Микулы Селяниновича?
(Физическую силу, молодецкую удаль,
трудолюбие, долготерпение.) • Каков портрет пока что неизвестного героя?
(Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) • Что вы можете сказать
об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У
оратая сапожки зелен сафьян… У оратая шляпа пуховая…»? • Конечно же, нет.
Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее
преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя,
духовная красота Микулы Селяниновича?
• Зачитайте разговор князя с
пахарем стр 19.. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого
крестьянина»? • Похваляется ли оратай своей силой и значимостью?

Какова основная мысль былины? (Главная ценность на
Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек,
созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения.)

Слайд 17       

К какому фольклорному произведению близка по
композиции былина? Сказка Былина Сходство: 1. И сказки, и былина существовали в
устной форме. 2. Оба жанра существуют с древних времен. Различия: 1. Сказка —
прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового
характера. 2. Главная черта сказки — вымысел. 3. Сказки создаются в
прозаической форме. 4. Сказки «рассказывали». 1. Описание подвигов богатырей
(былины называют героическим эпосом). 2. Былине не свойственна точная передача
исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных
образах. 3. Былины обладают песенностихотворной формой. 4. Былины «сказывали» —
пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

Урок внеклассного чтения.
Новгородский
цикл былин. «Садко».

Цели:

         Образовательне: сформировать
у учеников представление о художественных особенностях былины;

р
ассмотреть
особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине; отрабатывать умение
выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику
(устно).

         Развивающие: развивать умение самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую
информацию; развивать воображение, умение строить связное монологическое
высказывание;

         Воспитательные: воспитывать интерес к
чтению художественных произведений; воспитывать интерес к изучаемому предмету;
воспитывать любовь к родному слову.

ХОД УРОКА

1.    
Орг.момент.
Проверка домашнего задания.

2.    
Актуализация+Мотивация

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и
Микуле? (Зачитывают описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай,
посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».)

– Какими художественными средствами создается представление
о его могуществе и силе? (В былине рассказывается, как легко,
по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его
одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность
героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с
какой легкостью богатырь «коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду
валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу
Селяниновича. (Высказывания учащихся.)

Характеристика главных героев с последующей рецензией
учащихся.

– Вольга Святославович представлен необыкновенным
человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на
небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек,
стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со
сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович тоже человек неординарный. Его необычная
сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с
дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а
Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое
достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо
отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на
равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской
лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища.
Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях
даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает
силу от матушки-земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от
известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских
подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном
событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он
стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного:
Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя –
три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую».
По дороге встречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя
своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они
продолжают путь вместе.)

– Какова же главная мысль былины? (Видимо, она в
том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному
сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина
прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

3.    
Целеполагание

Существует два цикла былин: киевские (основная
тема – защита русских земель) и новгородские (основная тема –
социально-бытовая).

-Какую былину вы читали дома?

-Как вы думаете к какому циклу она
принадлежит?

-Подумайте, какие цели мы можем поставить
перед собой сегодня на уроке?

  1. Основная часть

Учитель: Мы сегодня говорим о
новгородском цикле былин и
характеризуем одно из произведений этого цикла — былину «Садко». Особенности
названного цикла тесно связаны с жизнью самого города
Новгорода, который вел торговлю
со многоими странами. Поэтому на первом
плане в былинах Новгородского цикла — социальные
темы, показана жизнь и

быт купеческого сословия. Власть князя в
Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если
в Киевском цикле в центре
повествования стоит князь, то в новгородском цикле

он не представлен. Город Новгород
не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема

защиты Русской земли не
является основной в данном цикле.
Слушатель и читатель воотчию представит себе обе части города и соединяющий их
мост черех Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние
Церкви, крепкие семейные
порядки, поездки в другие страны.

Учитель: Обратимся к содержанию былины:

Кто является главным былинным
героем? Что нам известно о нем

из зачина?

Как Садко смог разбогатеть?
Какой прием использован в этом

эпизоде? (Троичность
повествования)

Что послужило причиной отъезда
Садко из Новгорода? Опишем

путь Садко. Проследим его на
географической карте. Совпадает ли он с

реальными географическими
объектами?

Что произошло с кораблями Садко
на море? (Выразительное чтение

отрывка о бросании жребия) Что
решил брошенных жребий?

Какие события происходят с
Садко на дне морском?

Выразительно прочитаем отрывок
о пляске морского царя. Какой

прием использован в этом
описании? (Прием гиперболизации)

Приведите примеры использования
этого приема в былинах

киевского цикла. (Описание
внешности богатыря).

Как удалось Садко обмануть
морского царя и выбраться на берег?

Кто из вас обратил внимание,
какое волшебное превращение

произошло с Чернавушкой в
Былине? (Она превратилась в реку Чернаву).

Отметьте, что такие волшебные
превращения — еще одна особенность русских

былин.

Исполнил ли Садко волю старика,
который помог ему обхитрить

морского царя? (Да, конечно, он
выстроил храм в честь святого Миколы).

Лексическая работа

Учитель: Какие незнакомые слова
встретились вам в былине? Разберем,
что же они обозначают.  Гусельки яровчаты. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях.
В
те
далекие времена гусли делали из сухой доски ели или клена. Клен «Явор»
был особенно
любим у музыкальных дел мастеров, отсюда и название — гусли
«яровчатые».

Жребий вольжаный — специально
изготовленный деревянный отрубок
небольшого размера с вырезанной на нем меткой, предназначенный для решения
случаем (судьбой) спорных вопросов.

Дружина — вооруженный отряд при
князе, составлявший ядро его
войска и помогавший ему в управлении княжеством. В тексте былине
слово
дается
не в прямом значении, так как Садко не был князем.
Поэтические особенности былины

Учитель: Былина — поэтическое,
художественное произведение.

Вспомним, что же характерно для
поэтики былины?

Сопоставительная таблица. Былины и сказки

Сходство

  1. И сказки, и былины существовали в устной
    форме
  2. Оба жанра существуют с древних времен

Различия

1. Сказка – прозаический художественный
рассказ волшебного или бытового характера

1. Описание подвигов богатырей

2. Главная черта сказки — вымысел

2. Былина запечатлевает историческую реальность
в общих чертах без подробностей

3. Сказки создаются в прозаической форме

3. Былина обладает песенно-стихотворной
формой

4. Сказки рассказывали, «сказывали»

4. Былины пели, часто в сопровождении гуслей

5.    
Итоги урока

В
чем ценность былин?

– Какова
роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность,
рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об
обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы,
живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Н. Римский-Корсаков; картина «Три
богатыря» – В. Васнецов
).

6.    
Рефлексия

Индивидуальная работа.

Доклады:

  • Биография Владимира Мономаха
  • Биография Ярослава Мудрого

Чтение «Повесть о Петре и Февронии
Муромских»

  • Рассказ о волшебной силе музыки 6 класс
  • Рассказ о волке из сказки иван царевич и серый волк
  • Рассказ о войне для детей 4 класса
  • Рассказ о войне белой и алой розы
  • Рассказ о войне в прозе для конкурса чтецов