Рассказ о войне для дошкольников

Пресс-служба вжс надежда россии 2021-05-27 13:58 проведенная прошлом году из-за пандемии в режиме онлайн, в этом году акция собрала

f2cff1 img 20210512 wa0076

Пресс-служба ВЖС – «Надежда России»


2021-05-27 13:58

Проведенная прошлом году из-за пандемии в режиме онлайн, в этом году акция собрала по нашей республике десятки тысяч участников. Наиболее насыщенной и содержательной была программа праздничной акции в Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова. В каждом отделе главной библиотеки республики были оформлены тематические выставки и организованы мероприятия для младшего поколения жителей столицы Кабардино-Балкарии.

В отделе национальной и краеведческой литературы, который возглавляет Леля Гергокова, в рамках общероссийской акции состоялась встреча юных читателей с членом Союза журналистов России, ветераном органов внутренних дел, председателем КБРо ООД ВЖС — «Надежда России» Аленой Черновой. Автор представила участникам клуба юных патриотов из МКОУ СОШ №21 г. Нальчика свою новую книгу «История семьи в истории Отчизны». Книга вышла в издательстве «Принт-центр» и посвящается памяти основателя династии офицеров России Павла Степановича Дьяченко, участника трех войн.

В основу книги легли личные воспоминания фронтовика, военного шофера, в памяти которого до мельчайших подробностей остались грозные события самой жертвенной и кровопролитной войны в истории человечества. Алена Чернова рассказала детям о судьбе своего дедушки — крестьянского сына, кавалера ордена Красной Звезды, полученного за героический поступок по спасению людей во время кровопролитного сражения, о шоферских буднях, тяготах и невзгодах военных дорог, о массовом героизме воинов Красной Армии. Также автор рассказала о своих исследованиях исторических событий, связанных с именами сотрудников МВД Кабардино-Балкарии, к судьбам которых ей пришлось прикоснуться, работая над созданием третьей экспозиции Музея истории ведомства. Рассказы о Любови Добротворской, Герое России Анатолии Горшкове, отважном бойце Красной Армии Шихиме Думаеве были эмоциональными и интересными для детей. Наиболее яркие страницы о героических событиях Великой Отечественной войны из своих книг она прочитала детям в звенящей тишине аудитории.

Поддержать своего товарища в день представления новой книги пришли: продюсер, видный общественный деятель республики Руслан Тхагазитов, заместитель председателя комиссии по социальным вопросам, здравоохранению и экологии Общественной палаты КБР, руководитель Общества книголюбов КБР Наталья Шинкарева, поэтесса Радима Нагоева и активистка женского движения «Надежда России» Саибат Ахова.

Все они дополнили рассказ Алены Черновой о героических событиях Великой Отечественной войны и значении книг о героизме и мужестве защитников Родины, правдивых и достойных, которые предлагает своим читателям отдел национальной и краеведческой литературы ГНБ КБР им. Т.Мальбахова.

Алена Чернова ответила на многочисленные вопросы юных читателей и представила детям выставку своих книг, а также яркие и теплые по содержанию творческие работы воспитанников детского сада №40 г. Нальчика, подготовленные для конкурса ООД ВЖС — «Надежда России» «На крыльях Победы».

Много искренних слов, обращенных к юным участникам встречи, сказал Руслан Тхагазитов. «Перед вами, дети, целая жизнь, — сказал он, — берите пример с лучших из тех, кто прославляет нашу Родину своим трудом, своими добрыми делами на земле и, конечно, берите примеры из героической истории нашей республики».

Наталья Шинкарева рассказала детям о значении библиотек в повышении культурного и духовно-нравственного уровня каждого человека. «В отделе национальной и краеведческой литературы ГНБ вы найдете уникальные материалы о нашей республике и её лучших людях. Эти материалы в книгах и журналах необходимы для вашей поисковой и исследовательской работы, для вашей учебы. Любите и уважайте книги, будьте достойны памяти павших защитников нашей Родины».

Свои стихи героико-патриотического содержания прочитала детям поэтесса Радима Нагоева, пожелав детям новых встреч с умными и правдивыми книгами об истории страны. Эмоциональным стало выступление Саибат Аховой. Рассказ о своей семье, о судьбе своего народа она дополнила яркими воспоминаниями соотечественников.

Примечательно, что Алена Чернова, подполковник внутренней службы в отставке, напомнила детям о трагедии, произошедшей в школе Казани. Она еще раз призвала детей быть внимательными и ответственными за свои слова и поступки. Минутой молчания почтили собравшиеся память о погибших детях и отдавших свои жизни за Великую Победу бойцах Красной Армии, о недоживших до сегодняшнего дня соотечественниках, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. 

Почетной грамотой КБРО ООД ВЖС — «Надежда России» Алена Чернова наградила руководителя отдела национальной и краеведческой литературы Лейлу Ахматовну Гергокову за многолетнее плодотворное сотрудничество по героико-патриотическому воспитанию молодежи.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Радиорепортажи, фотографии и дневники детей войны: что появилось за год в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории»

Знамя Победы над Рейхстагом. Фото Е. Халдея. 1 мая 1945 года. Германия, Берлин. Главархив Москвы

Виртуальную экспозицию пополнили не только проекты на военную тематику, но и большой блок с документами 1960–1980-х годов.

Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» — первый в России виртуальный музей, в основу которого легли документы и предметы, переданные москвичами. В этом году в музее открылся большой послевоенный блок, где большинство материалов относятся к 1960–1980 годам.

«Подобный музей — это не только чрезвычайно интересный проект для воплощения, но и большая ответственность, так как в нем мы отражаем события Великой Отечественной войны, знакомим с личными и рассекреченными документами. Сейчас, когда роль нашей страны в Победе преуменьшают, очень важно не просто сохранять свидетельства истории, но и делиться ими. Именно это мы и стараемся делать в виртуальном музее, расширяя его экспозицию и постоянно знакомя горожан с новыми материалами. В настоящее время мы уже готовимся к следующему году и планируем не менее интересные проекты», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

Он также отметил, что с 2021 года музей расширил экспозицию документов послевоенного времени, в которых говорится о таких важных событиях, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов, полет Юрия Гагарина в космос, Олимпиада-80, и других.

Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» был создан к 9 мая 2020 года, и его экспозиция постоянно расширяется. В прошлом году музей впервые показал документы, рассказывающие о помощи московских водителей автобусов и грузовиков жителям оккупированного Ленинграда. Материалы показывают, как в январе 1942 года в Ленинград выдвинулись автобусные экспедиции, которые доставляли самое необходимое по Дороге жизни и эвакуировали жителей. Также музей пополнился фильмом-лекцией о блокадном Ленинграде и снимками фотокорреспондента газеты «Правда» Сергея Струнникова.

20 апреля, в день окончания битвы за Москву, Главархив и столичный Департамент образования и науки запустили проект «Дневники детей войны». В его основу легли письма детей разного возраста, в которых они делились воспоминаниями о тяжелых событиях ноября — декабря 1941 года, когда им пришлось жить в немецкой оккупации. Эти детские воспоминания на камеру прочитали почти 60 московских школьников. Проект будет продолжаться до апреля, а воспоминания можно также прочитать в опубликованном недавно онлайн-сборнике.

Рассказ о войне для дошкольников

Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокадуВ проекте Главархива «Дневники детей войны» появились новые видеоролики и книга с воспоминаниями

В год открытия музея, 6 мая, в нем опубликовали редкие документы времен Великой Отечественной войны о работе эвакуационных госпиталей. Среди них фотографии, отчеты, стенограммы, доклады для научных конференций и другие свидетельства работы медиков в годы войны. Документы случайно обнаружили в одном из хранилищ медицинской документации во время капитального ремонта. Отдел эвакогоспиталей был ликвидирован вскоре после окончания Великой Отечественной войны, и его архив не сохранился. Благодаря найденным документам горожане могут узнать о подвиге столичных военных медиков.

С 22 июня в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» доступна книга о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории Подмосковья. Это вторая книга Главархива Москвы в рамках проекта «Без срока давности». Первый том под таким же названием был подготовлен в 2020 году. Обе книги основаны на документах Главархива Москвы и управления ФСБ России по Москве и Московской области. Помимо материалов, рассказывающих о злодеяниях захватчиков в отношении мирных граждан, в книге описана работа партизанского движения.

Ко Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в виртуальном музее появился проект «Незабываемое». Здесь можно послушать около 200 воспоминаний участников и очевидцев Великой Отечественной войны, выдержек из радиорепортажей, выступлений известных поэтов и актеров. Все звукозаписи сгруппированы по годам войны. Помимо фонодокументов, которые относятся к Москве, здесь представлены записи из блокадного Ленинграда, Севастополя, Сталинграда, Курска и других регионов СССР, где шли военные действия.

Артиллерийский расчет на одной из набережных в центре города. Фото М. Трахмана. 1941–1942 годы. Ленинград. Главархив Москвы

В проекте Главархива «Дневники детей войны» появились новые видеоролики и книга с воспоминаниямиПочти 200 аудиозаписей о Великой Отечественной войне появилось в музее «Москва — с заботой об истории»

После войны

С весны этого года в виртуальном музее появился большой блок с материалами о послевоенном времени. Здесь можно найти фотографии, видеоролики, предметы, документы, выдержки из газет и журналов 1960–1980-х годов. Среди фотографий интерес представляют подборки снимков метрополитена, спортивных мероприятий, видов Москвы 1970-х годов, фестивалей и праздников.

Ко Дню города в виртуальном музее появилась интерактивная карта. По снимкам можно проследить, как менялась столица с середины ХХ века до наших дней, как раньше жили москвичи и как выглядели места, без которых невозможно представить город сегодня. Для создания карты специалисты Главархива в первую очередь отобрали фотографии Москвы с начала 1950-х до начала 1970-х, а затем сделали с тех же самых точек снимки современной столицы. На карте доступно более 400 фото.

Кроме того, все материалы трех выставок Главархива, которые проходили в его выставочном зале в этом году, стали доступны онлайн. Это выставки ко Дню космонавтики, Дню медицинского работника и Дню начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

1.

Сценарий праздника День Победы в детском саду Скачать >>>

Сценарий ко Дню победы в детском саду. Стихи о Родине, истории о ВОВ, стихи на День Победы. Действующие лица: ведущий, 3 женщины — воспитатели в форме, дети — чтецы. Что необходимо при подготовке: форма для женщин, реквизит для сцены, специальное освещение, украшение зала, музыка.

2.

Сценарий к 9 мая «Великая победа» для детей 7-14 лет Скачать >>>

Сценарий ко дню победы в школе. Стихи и цитаты о ВОВ, рассказ о ВОВ, стихи на День Победы. Действующие лица: ведущая, почтальон, Таня Савичева, исполнители других ролей. Что необходимо при подготовке: техника для прослушивания записей, запись голоса Левитана, звука тревоги. Костюмы для участников. Бумага для треугольников. Чёрный черствый хлеб (по ломтику каждому ребёнку).

3.

Сценарий к 9 мая «Победа в душе каждого живет» для студентов Скачать >>>

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая для студентов. Сценарий ко дню победы в вузе или колледже. Стихи и рассказы о ВОВ, стихи на День Победы. Действующие лица: чтецы (девушка и юноша). Что необходимо при подготовке: экран, видеозаписи, форма для ведущих, реквизит для сцены, украшение зала, музыка.

4.

Сценарий концерта на 9 мая для детей младшего школьного возраста Скачать >>>

Сценарий концерта на 9 мая в младшей школе. Стихи и песни о ВОВ, о Родине, рассказы о ВОВ. Действующие лица: дети-чтецы, рассказчики (всего 10 человек). Что необходимо при подготовке: форма для чтецов и рассказчиков, реквизит для сценок, украшение зала, записи песен и музыки на данную тематику.

5.

Сценарий к 9 мая «День Победы, как он был от нас далек» Скачать >>>

Сценарий к 9 мая для школы, коллектива, классного часа. Стихи о победе, сценки на тематику ВОВ. Действующие лица: 6 участников композиции в пилотках. Что необходимо при подготовке: костюмы для участников, реквизит для сценок.

6.

Сценарий митинга к 9 мая «День Победы» Скачать >>>

Сценарий митинга к Дню Победы. Стихи и песни о ВОВ, рассказы и факты о ВОВ, стихи про День Победы. Действующие лица: 2 ведущих, 3 чтецов, танцевальный коллектив, первоклассники, исполнители других ролей. Что необходимо при подготовке: запись голоса Левитана, песни того времени. Костюмы для участников, шары, голуби, подарки.

7.

Сценарий концерта на 9 Мая Скачать >>>

Сценарий концерта к Дню Победы 9 мая для большого количества людей — городское, общешкольное, районное мероприятие. Стихи и пенсии, поздравления с Днем Победы. Действующие лица: ведущая, ведущий, диктор, дети, барабанщицы, духовой оркестр и другие участники. Что необходимо при подготовке: подготовить выступления барабанщиц, танцоров, духового оркестра. Музыкальное сопровождение, звуковая аппаратура.

8.

Сценарий праздничного концерта к 9 мая в школе Скачать >>>

Сценарий концерта на 9 мая в школе или другом учебном заведении. Стихи и песни о ВОВ, театрализовано представление к Дню Победы. Действующие лица: ведущий, голос за кадром, 3 чтеца, он и она, танцоры (массовка). Что необходимо при подготовке: музыкальное сопровождение, песни, тематическое украшение сцены и зала, костюмы для участников.

9.

Сценарий классного часа к 9 мая Скачать >>>

Сценарий классного часа к 9 мая для патриотического воспитания. Для учащихся средних и старших классов. Стихи и проза о ВОВ, рассказы об участниках ВОВ. Действующие лица: 2 ведущих, 2 чтеца. Что необходимо при подготовке: атрибутика, музыкальное сопровождение — можно использовать голос Левитана, песни.

10.

Сценарий митинга ко Дню Победы «Четыре года… Четыре долгих года» Скачать >>>

Этот праздник можно провести в мемориале, парке или другом месте, где можно возложить венки и цветы участникам ВОВ. В мероприятии могут участвовать учащиеся 1–11 классов. Стихи, поздравления с Днем Победы. Действующие лица: ведущий, чтецы. Что необходимо при подготовке: приглашение участников ВОВ, цветы и венки для возложения, музыкальное сопровождение.

11.

Сценарий праздника «Салют, Победа!», посвящённого Победы в Великой Отечественной войне Скачать >>>

Сценарий для учащихся 5-9 классов. Стихи, песни. Поздравления участников с Днем победы. Инсценировки на тематику ВОВ. Действующие лица: два ведущих, голос за кадром, чтецы. Что необходимо при подготовке: костюмы, песни тех лет, звуки метронома. Фейерверк. Плакаты, нарисованные учениками.

12

Сценарий праздника 9 мая для детского сада ко Дню Великой Победы Скачать >>>

Сценарий к 9 мая, дню победы в детском саду. Стихи для детей о ВОВ, стихи на День Победы. Действующие лица: 2 ведущие, детский хор. Что необходимо при подготовке: разучить с детьми песни, сделать тематическое украшение зала, подобрать музыку на данную тематику.

13

Спортивный праздник к Дню победы — 9 мая для детей Скачать >>>

Спортивные эстафеты, игры, танцы стихи и песни к Дню Победы. Мероприятие проводится в спортивном зале. Действующие лица: ведущий, дети — чтецы. Что необходимо при подготовке: сумки почтальона, игрушечные грузовик, макеты продуктов (молоко, хлеб, консервы), детские халаты, кегли, гимнастические скамейки, обручи и другой инвентарь.

14

Сценарий проекта «Бессмертный полк» для детей ко Дню Победы Скачать >>>

Сценарий мероприятия к 9 мая, к которому дети изготавливают штендеры с фотографиями своих родственников — участников ВОВ. Стихи, поздравления с Днем Победы. Действующие лица: 2 ведущих, дети — чтецы. Что необходимо при подготовке: штендеры, которые дети должны сделать дома к празднику. Празднично украшенный зал, макет вечного огня.

15.

Вечер подвижных игр для детей к Дню Победы Скачать >>>

Сценарий спортивного праздника 9 мая, в День Победы. Соревнования, игры, активные развлечения для детей, стихи про День Победы. Действующие лица: ведущий (взрослый), дети: маляр, рыбак, рыбки. Что необходимо при подготовке: украшение сцены специальными рисунками, разноцветные ленты для детей, реквизит для игр, музыкальное сопровождение.

16.

Сценарий концерта к 9 мая Скачать >>>

Мероприятие посвящено дате 17 июля 1942 года. Стихи к Дню Победы, песни, поздравления участникам ВОВ. Действующие лица: ведущие (мальчик и девочка). Что необходимо при подготовке: тематически оформленный зал, документальные кадры, информация о земляках, участниках ВОВ.

17.

Сценарий ко Дню Победы «Это было давно…» Скачать >>>

Красивый сценарий на День Победы 9 мая для взрослых. Стихи и песни к Дню Победы. Действующие лица: ведущие, женщины — чтецы. Что необходимо при подготовке: специальное освещение, костюмы женщин, свечи, тематическое оформление помещения, музыкальное сопровождение зеркальный шар, звук колоколов.

18.

Спортивный сценарий ко Дню Победы «Подвигу жить в веках!» Скачать >>>

Спортивный праздник на 9 мая. Эстафеты, спортивные игры, стихи и песни к Дню Победы. Мероприятие проводится в спортивном зале. Действующие лица: ведущий, дети — чтецы. Что необходимо при подготовке: спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, тематическое оформление помещения.

19.

Сценарий на 9 мая для большого праздника на площади «Поклонимся великим тем годам» Скачать >>>

Сценарий 9 мая для большого (общешкольного, городского, районного) праздника. Стихи и песни в честь дня Победы. Действующие лица: 2 ведущих, танцевальная группа, участники ВОВ (если есть), другие ораторы (если есть). Что необходимо при подготовке: венки, цветы для возложения, танец и костюмы для танцоров, хор учителей и песни, музыкальная аппаратура с мощными колонками.

20.

Сценарий театрализованного представления 9 Мая «Мы все Победою сильны…» Скачать >>>

Сценарий сценки о войне и Дне Победы. Стихи и песни о ВОВ. Театрализованное представление. Действующие лица: ведущие (мужчина и женщина), диктор, участники сценок. Что необходимо при подготовке: реквизит для сценок, музыка, записи голоса Левитана и другие звуки, костюмы для участников.

21.

Сценарий праздника на День победы для взрослых Скачать >>>

Сценарий к 9 мая о Дне Победы. Сценки, стихи и песни о ВОВ. Действующие лица: два ведущих (юноша и девушка), чтец, участники сценок (до 10 человек). Что необходимо при подготовке: костюмы для участников и ведущих, реквизит для сценок, песни тех лет.

22.

Сценарий на митинг 9 мая для города, района (сценарий) Скачать >>>

Сценарий большого мероприятия на День Победы — митинг на 9 мая. Театрализованное представление. Парад на 9 мая. Стихи и песни. Действующие лица: ведущие, голос за кадром, артисты, выступающие. Что необходимо при подготовке: большое количество реквизита, костюмы для выступающих, музыка и песни тех лет, аппаратура для показа видео, большой экран.

23.

Сценарий на 9 мая «День памяти и скорби» Скачать >>>

Сценарий на 9 мая с возложением цветов к памятнику или вечному огню. Стихи и песни о ВОВ, воспоминания участников ВОВ. Действующие лица: две ведущих, один участник или труженик тыла. Что необходимо при подготовке: тематическое украшение зала, цветы, костюмы для выступающих, музыкальная аппаратура, песни и музыка, метроном.

24.

Сценарий агитбригады ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам» Скачать >>>

Сценарий для агитбригады на 9 мая. Сценки о стихи о ВОВ и Дне Победы. Литературно-музыкальное мероприятие к Дню Победы. Можно использовать в любом мероприятии 9 мая. Действующие лица: чтецы стихов, ведущий. Что необходимо при подготовке: записи голоса Левитана и другие звуки, песни, цветы.

25.

Сценарий урока мужества к Дню Победы Скачать >>>

Сценарий урока мужества на 9 мая в школе. Стихи и песни, рассказы о ВОВ, стихи на День Победы. Действующие лица: ведущий, чтец. Что необходимо при подготовке: аппаратура для прослушивания записей, тематическое оформление сцены, песни, слайды, большой экран.

29 декабря 2021 в 15:17

Рассказ о войне для дошкольников

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказ о войне для дошкольников

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказ о войне для дошкольников

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказ о войне для дошкольников

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказ о войне для дошкольников

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказ о войне для дошкольников

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказ о войне для дошкольников

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказ о войне для дошкольников

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказ о войне для дошкольников

Рассказ о войне для дошкольников

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

После возвращения детей из Сирии у них возникают проблемы с социальной адаптацией, так как они длительное время находились под влиянием экстремистской идеологии, не посещали школу и не получали лечения, рассказала уполномоченная по правам ребенка в Дагестане Марина Ежова. Власти Дагестана отчитались о проведении тренинга для специалистов, которые проводят социальную адаптацию детей, возвращенных из зон вооруженных конфликтов.

Как сообщал «Кавказский узел», офис уполномоченного по правам детей неоднократно сообщал о возвращении детей из Сирии и Ирака в регионы юга России. Так, в апреле в Россию с Ближнего Востока были доставлены 44 ребенка, в том числе из Дагестана, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края.

Очередной самолет с детьми приземлился в Москве 16 декабря. Их отвезли в одну из московских клиник, где они пройдут полное медобследование, а после карантина передадут родственникам, сообщила уполномоченная при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова, добавив, что после обследования в больнице девять детей будут направлены к родственникам в Дагестан.

Уполномоченная при главе Дагестана по защите семьи, материнства и детства Марина Ежова рассказала, что с 2017 года в Дагестан из зон военных конфликтов возвращены 242 ребенка. Они проживают в 23 городах и районах Дагестана.

По словам Ежовой, декабрьским бортом из Сирии вывезено девять детей в возрасте от шести до 17 лет. После прохождения в Москве карантина восемь человек прибыли в Дагестан и переданы в семьи родственников, до возвращения детей изучалась ситуация в семьях на подверженность радикальным настроениям. Она добавила, что один ребенок с переломами остаётся в Москве на реабилитации. Как пояснила Ежова, переломы были им получены в Сирии. Из-за отсутствия там квалифицированной медицинской помощи кости неправильно срослись, мальчику предстоит операция в Москве.

«В единой базе лиц, выехавших для участия в вооруженных конфликтах, числится более 1800 человек из Дагестана. В лагерях остаются 1380 детей, работа по их возвращению продолжается. В судах Дагестана находятся на рассмотрении более 30 материалов по установлению факта рождения детей на территории Сирии», – сказала Ежова корреспонденту «Кавказского узла».

Тренинги проводились как групповые, так и индивидуальные, пояснила она. Группу экспертов представляли приглашенные психологи, которые имеют опыт и практику работы с религиозным экстремизмом в отношении детей.  «Их буквально несколько человек на всю страну, к примеру, такой специалист, как Наталья Рехтина из Новосибирска. Многие работали в зонах военных конфликтов. Найти и пригласить таких специалистов – большая удача. Есть психологи, консультанты из спецслужб, но большинство работает с взрослым контингентом, а нам нужны были специалисты именно по детской тематике», – объяснила омбудсмен.

Она уточнила, что во время индивидуальных тренингов специалисты ездили по семьям, где живут возвращенные из Сирии дети. Групповые тренинги были направлены на подготовку и повышение квалификации местных специалистов. «Должна быть постоянная работа с такими детьми, поэтому важно обучить своих специалистов. Следующим шагом будет создание экспертной группы, в которую войдут не просто психологи и педагоги, работающие с детьми, а умеющие работать с военной драмой», – отметила Ежова.

На вопрос корреспондента «Кавказского узла», планируется ли особая реабилитация для детей подросткового возраста, которые могут быть подвержены экстремистской идеологии, она ответила утвердительно. «Создаваемая экспертная группа займется этими вопросами, надо выходить на модель сопровождения детей-подростков. Во время их пребывания в Сирии с определенного возраста шла работа с этими детьми, что им преподавали и чему обучали, нет четкого ответа. Рядовому специалисту на основании обычных тестов они все не расскажут, должен быть определенный инструментарий вопросов, это работа надолго. Кроме психологической, у них образовательная проблема, они нигде не учились, есть проблемы со здоровьем. Все эти вопросы будем отслеживать и по ним работать», – объяснила омбудсмен.

В Махачкале 24 декабря прошел интерактивный тренинг для специалистов органов опеки и попечительства администраций муниципальных образований, осуществляющих социальную адаптацию детей, возвращенных из зон вооруженных конфликтов. Тренинг был организован по инициативе Миннаца региона и уполномоченного по правам ребенка в Дагестане, сообщил сотрудник пресс-службы министерства по национальной политике и делам религий Дагестана «Тренинг был направлен на совершенствование деятельности ответственных лиц по социальному и психологическому сопровождению детей, возвращенных из зон ведения боевых действий. В качестве экспертов выступили эксперты федерального уровня в области детской психологии, психиатрии и педагогики», – сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа «Кавказский узел» публикует на тематической странице «Дорога домой: на Кавказ после ИГ«*.

  • Рассказ о воздухе 2 класс для ребенка
  • Рассказ о военных профессиях
  • Рассказ о водоеме краснодарского края кубановедение 3 класс
  • Рассказ о водных богатствах нашего края 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о военном детстве