Рассказ о военном детстве

Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека от господа.притчи 29:26история огнестрельного оружия. вот и пришло время нам вновь

Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
Притчи 29:26

История огнестрельного оружия. Вот и пришло время нам вновь возвратиться к истории пистолета «Люгер». Однако это история не только самого пистолета, но и людей, с которыми он был связан, или, вернее сказать, связаны были они. О людях в прошлом мы здесь уже рассказывали. Однако есть люди, напрямую связанные с ним и сегодня. Например – это Евгений Голубцов, более известный как «Люгермен», человек, который считается сегодня одним из лучших мастеров оружейного дела в мире. Занимается он прежде всего тем, что восстанавливает огнестрельное оружие. Очень немногие люди могут выполнять эту работу должным образом, и он один из лучших. Уже всем этим сказано немало, однако не всё. Дело в том, что рассказ о нём – это ещё и рассказ о Судьбе, которая, как говорят, если надо, то найдёт человека и на печи, однако если он трудолюбив, и упорен в своих намерениях, то она поможет ему обязательно. И вот так же случилось и с Евгением…

Рассказ о военном детстве
Вот он какой – «люгермен» Евгений Голубцов

Родился он… в Сибири в 1975 году, и, несмотря на законы Советского Союза, не слишком поощрявшие интересы его граждан к огнестрельному оружию, интересовался им с самого раннего детства. В 12 лет он прочитал о нём свою первую книгу, энциклопедию, в которой о каждом пистолете давалось его название и калибр. А в 14 лет он уже сделал свой собственный пистолет из медных труб и фанеры и с фитильным замком. Как и всякий советский мальчишка, он использовал вместо пороха головки спичек, а для пуль использовал свинцовые рыболовные грузила, которые плавил на костре в консервной банке.

«Люгермен». Рассказ о Евгении Голубцове
Впрочем, с «люгером» («парабеллумом») в руках мы видели и многих знаменитых киноактеров. Вот, например, польский суперразведчик Ганс Клосс – харизматичный Станислав Микульский. Можно увидеть этот пистолет и в советском культовом сериале «17 мгновений весны», причём не единожды…

Желая однажды развлечь своих 10- и 12-летних гостей, он прикрутил пистолет к стулу и выстрелил из него прямо в доме, используя запал из веревки, что дало время им всем покинуть эту комнату.

Рассказ о военном детстве
А это популярные в своё время в США Брюс Кэбот и Джин Тирни в классике Голливуда кинофильме «Закат» 1941 года…

Пуля пробила два слоя фанеры, оконные шторы, две балконные фанерные двери и ударилась в стену металлического балкона. Понимая, что следует поощрять творчество и позволять мальчику быть мальчиком, если он хочет вырасти настоящим мужчиной, родители его наказывать не стали.

Рассказ о военном детстве
«Парабеллум» в «Закате» едва ли не у всех… Впрочем, в нашем советском кино он тоже засветился. Например, в кинофильме «Смелые люди» (1950 г.) именно из парабеллума главный отрицательный персонаж стреляет в главного героя, и то же самое повторяется в кинофильме «Роман и Франческа» (1960)…

Каждое лето в возрасте от 12 до 16 лет отстреливал от 200 до 300 выстрелов в день из пневматического пистолета по движущимся целям в местном тире и научился очень метко стрелять.

Рассказ о военном детстве
Роберт Вон с «парабеллумом» из фильма «Человек из ООН» (1964)…

В детстве он также регулярно посещал художественную школу, где изучал живопись маслом и скульптуру. И это тоже потом ему пригодилось – твёрдые руки и верный глаз нужны не только скульптору, но и человеку, работающему с металлом.

Рассказ о военном детстве
На состязаниях из него тоже стреляли, причём не только мужчины. На огневой позиции Марта Галозковка стреляет из пистолета P08 на Польских национальных соревнованиях по стрельбе в Кракове, 1938 год

В средней школе он научился работать на фрезерном станке, где также проходил военную подготовку, как и все советские мальчики, стрелял из малокалиберной винтовки, а также собирал и разбирал на время АКМ и ПМ. Среднюю школу закончил в 16 лет (последние два года школа была переформирована в гимназию с уклоном на точные науки), и стал ходить на дополнительные занятия по математике, физике и химии. После школы поступил в университет, на тот момент Курганский машиностроительный и стал учиться на факультете гусеничных машин, то есть практически учился на инженера-танкиста. Поучился там Евгений, а затем… переехал в США, где с 19 лет начал свою 23-летнюю карьеру программиста.

В 21 год Юджин, так его теперь звали в США, начал коллекционировать пистолеты, и за три года их скопилось более 300. Это были пистолеты времён Первой и Второй мировых войн, а также современные пистолеты различных конструкций и моделей. Юджин покупал их по дешёвке, а местный оружейник Джон Робинсон помог ему их чинить и полировать. В 23 года он восстановил свой первый револьвер – германский револьвер «Рейхревольвер» для своего отца.

Рассказ о военном детстве
Вот он – этот самый револьвер!

А вот следующей его попыткой реставрации как раз и стал «Люгер». Он был никелированным, и Юджин удалил это покрытие, отполировал его вручную и восстановил затем в первоначальном состоянии. А ещё через два года после начала коллекционирования он купил модель «American Eagle 1900». Стреляя из «люгера», он обнаружил, что именно этот пистолет как раз ему по руке и в цель из него он попадает лучше, чем из любого другого пистолета. Поэтому он решил сосредоточиться на моделях именно этого пистолета, в частности на вариациях контракта 1906 года.

Рассказ о военном детстве
Оригинальный 9-мм «люгер» 1920 года выпуска, восстановленный Евгением Голубцовым

Он продал большую часть других пистолетов и собрал более 50 «люгеров» разных типов, включая два карабина Люгера M1902.

Собирая, обменивая и продавая «люгеры», он начал восстанавливать их и для себя. Но по мере того, как среди коллекционеров разошлись слухи о нём, как о замечательном мастере-реставраторе, к нему начали обращаться заказчики во всё возрастающих количествах. Довольно скоро он занялся их восстановлением наряду с работой программиста. Вскоре, однако, реставрационные работы начали занимать у него от 15 до 20 часов в неделю, и Юджин нанял хорошего механика в помощники. Тот убедил его купить фрезерный станок, чтобы они могли приступить к изготовлению нужных деталей, и в итоге в течение последующих 15 лет они научились делать большую часть деталей для 9-мм пистолетов «Люгер», кроме разве что рамы.

Рассказ о военном детстве
«Люгер» 1907 года под патрон калибра 11,43-мм. Продукция компании «Lugerman»

Рассказ о военном детстве
Его упаковка

А затем ему в голову пришла интересная идея: восстановить образец «люгера» 1907 года калибра .45 ACP, который армия США испытывала, чтобы принять на вооружение. В итоге на вооружение попал пистолет «Кольт» M1911, но у армии остался набор чертежей со всеми размерами, сделанных для «люгера» калибра .45.

Рассказ о военном детстве
Сборник материалов с данными об испытаниях 1907 г.

Работал он вместе с отцом, и в итоге их совместная работа увенчалась полным успехом. «Люгер» 45-го калибра был готов! И сегодня компания «Lugerman» производит 50 люгеров калибра .45 в год. Ну а что касается клиентов по восстановлению и ремонту оружия, то их сейчас около 3000. Ежегодно фирма восстанавливает около 100 единиц огнестрельного оружия и ремонтирует ещё порядка 150. А вот «Парабеллумы» 45-го калибра последние три года фирма выпускает по 50 штук в год. «Lugerman» также производит укороченную версию личного пистолета Георга Люгера калибра .45 «Бэби Люгер».

Сейчас фирма находится в новом помещении уже год, и планирует выйти на производство 200 единиц «люгеров» за год. А ещё эта фирма представляет собой самое настоящее семейное предприятие, где работает сам Евгений, его отец и младший брат. А теперь ещё там работает и сын Евгения, то есть идёт по стопам отца, и за это можно только порадоваться!

Рассказ о военном детстве
«Бэби Люгер» (магазин на 6 патронов, 7-ой в ствол)

Рассказ о военном детстве
«Бэби Люгер» фирмы DWM 1920 года выпуска и патроны к нему

Два года и шесть месяцев ушло на создание этого пистолета, но это потраченное на него время того стоило. Правда, из-за небольшого масштаба производства цена на это оружие выше обычной цены, скажем, на «Кольт» или же «Смит и Вессон». Так, улучшенная модель стоит $4995, а классическая – $7995. «Бэби Люгер» стоит дороже – $8275, а «Люгер» с 7-дюймовым стволом – $7775. Впрочем, недаром у нас в России существует поговорка – «Дорого, да мило, дёшево, да гнило!» Так оно и здесь: когда на кону стоит ваша жизнь и жизнь вашей семьи, то даже эта большая цена больше уже не кажется такой уж большой.

Рассказ о военном детстве
А вот это тоже «люгер» модели 1907 года, но только под патроны калибра 10-мм. Магазин также на 7 патронов, но 8-ой можно зарядить в ствол. Цена $9295.00

Рассказ о военном детстве
Выпускается также карабин Люгера M1907 с 16-дюймовым стволом калибра 10-мм стоимостью $13895.00. Служащим в армии или отставным военным, а также полицейским предоставляется 5-процентная скидка

Рассказ о военном детстве
Кобура для «люгера». Музей Окленда, Новая Зеландия

Перед доставкой каждый пистолет проходит испытания патронами 10 различных производителей, из него делается около 200 выстрелов, чтобы гарантировать безупречное функционирование.

Рассказ о военном детстве
Эрзац-кобура военного времени. Брауншвейгский земельный музей

От стандартного «люгера» 45-калиберный образец отличается лишь несколько большими размерами. Рукоятка у него также толще, чем у модели 9-мм калибра, а в магазине не восемь, а семь патронов.

Рассказ о военном детстве
И под конец – цветная схема устройства «парабеллум» из книги Криса Шанта «Оружие пехоты» (М.: «Омега», 2004 г.), пожалуй, самая лучшая из всех, что мне когда-либо встречалась!

Ну и в заключении можно сказать, что да – многие одарённые люди самых разных национальностей именно в Америке смогли осуществить то, чего не могли у себя на родине. Терпение, труд, настойчивость и… успех в достижении поставленной цели был им в итоге наградой. То есть дерзающим помогала сама Судьба!

Рассказ о военном детстве
А вот такой «парабеллум» можно приобрести и в России… пневматический. Фото Владислава Жалобина

Рассказ о военном детстве
Но на настоящий похож, ничего не скажешь… Фото Владислава Жалобина

P.S. Автор статьи и администрация сайта выражают благодарность Евгению Голубцову за предоставленную им информацию и фотографии, и по традиции желают успехов в работе и личной жизни!

P.S.S. Владиславу Жалобину – персональное спасибо за активное содействие ВО.

Василий Александрович Лебедев два года и 17 дней
воевал в партизанском отряде.

Он прошел не только боевой, но и славный трудовой путь в горняцкой профессии. В 2013 году почетный работник угольной промышленности был переселен из поселка Роза в Копейск, где получил новую квартиру. Василий Александрович поделился с редакцией «Копейского рабочего» своими воспоминаниями о днях великой войны.

Это не забудется никогда

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Но не забывают о ней ветераны, труженики тыла, блокадники Ленинграда, узники концлагерей.

5 августа 1941 года мне исполнилось 14 лет, а 20 августа к нам на Псковщину докатился огненный вал войны. Вместе с фашистской оккупацией начались черные дни. Немцы стреляли кур, резали баранов, варили их в отобранных у крестьян чугунах. Появились предатели, начались расстрелы. Первого, прямо посреди деревни расстреляли Дмитрия Ивановича Кузьмина, застрелили его 93-летнюю мать. С первого дня оккупации на Псковщине начали действовать партизаны. Однажды я услышал, как старики тихо обсуждали, что партизаны подорвали немецкий эшелон, в другой раз они говорили, что партизаны обстреляли немецкую колонну. Я решил податься к партизанам, и 7 января 1942 года судьба свела меня с ними.

Куда меня только не бросала судьба! Там, куда не было возможности отправить взрослого, посылали меня, 14-летнего пацана. В фашистские гарнизоны, на станции – везде я ходил смело, боялся только предателей-полицаев, они издевались по-зверски.

Я многое помню из тех раскаленных лет, когда мой родной край был оккупирован гитлеровцами. Расстреливали, вешали и подвергали пыткам советских людей эсесовцы, гестаповцы и полицаи – изменники Родины.

Я расскажу об операции, в которой я принимал участие. Называлась она «штурмом Нащекино». К тому времени у меня был уже восьмимесячный партизанский стаж. Базировался наш район в лесу в Идрицком районе. В сентябре 1942 года меня вызвали к командиру.

– Разрешите, товарищ командир?

– Проходи.

Праздничный «подарок»

На столе лежала карта. Командир говорит: «Предстоит тебе командировка на неделю». Я догадался: приближается 25-я годовщина Октябрьской революции, а у партизан был обычай к праздникам преподносить немцам «подарок».

– Смотри внимательно и запоминай, – командир показал на карту. – Вот магистраль Москва – Рига, на магистрали – станция Нащекино. За сутки через нее проходят к фронту 30 – 35 эшелонов с военной техникой и живой силой. Магистраль усиленно охраняется. Видишь? – Вот до этого места тебя довезут на лошади. Дальше пойдешь пешком. Станцию обойдешь и выйдешь к деревне. Зайдешь в крайнюю хату – это наша квартира. Дома будут Виктор Степанович или Евдокия Ивановна. Все действия будешь согласовывать с Виктором Степановичем, он раньше работал на станции. На саму станцию не ходи, ее обслуживают немцы и предатели, поэтому посторонний человек сразу заметен. Теперь о главном. Твоя задача – определить численность гарнизона, узнать, какое вооружение где стоит, сколько пулеметов, где посты охраны и во сколько она меняется. Когда будешь вести наблюдение, лучше маскируйся, чтобы не заметили. Ночевать будешь у Виктора Степановича. Ну вот и все. А теперь отдыхай.

Я пошел, но у выхода остановился:

– Товарищ командир, а вы разрешите и мне участвовать в операции на станции?

Командиры переглянулись.

– Да, пойдешь с разведчиками.

Через неделю я вернулся и доложил командиру, он сделал пометки на карте.

– Пойдешь с разведчиками – ты там уже все знаешь, а теперь отдыхай.

В первых числах ноября в отряде появился Виктор Степанович, а через день они вместе с комиссаром и тридцатью партизанами ушли в тыл к немцам. Комиссар расставил партизан, каждому определил объект. Партизаны замаскировали и ждали основные силы отряда. Я с разведчиками шел перед отрядом.

У станции немцы оборудовали траншею с пулеметными гнездами. Когда все было готово, команду запустил в небо белую ракету. Немцы подумали, что это свои освещают станцию. Через пару минут пустил ракету и комиссар – это был условный сигнал, что все готово к бою. Комиссар скомандовал: «Гранатами – огонь!» В окна и двери вокзала полетели гранаты. А с другой стороны гранаты полетели в траншею. Партизаны с криками «Смерть немецким оккупантам!» бросились в траншею и ворвались в здание вокзала. Вражеская оборона, застигнутая врасплох, не успела сделать и выстрела. В течение двух часов все было кончено.

Когда комиссар допрашивал немцев, сдавшихся в плен, они не могли поверить, что их захватили партизаны. Думали, что русские сбросили большой десант регулярной армии.

Нам достались большие трофеи – пять пароконных повозок, 10 лошадей, несколько мешков муки, масло, сахар, консервы, а главное – соль и мыло, нижнее белье, обувь, несколько исправных пулеметов, много боеприпасов и радиоприемник. А когда отряд отошел, к делу приступили взрывники – подорвали вокзал, переводные стрелки и пути – километр в одну сторону и километр в другую.

В тылу врага

Немцев, которые начали нас преследовать на другой день, командир пустил по ложному следу. Ночью отряд двигался в другом направлении и оставлял двойные засады. Первая засада маскировалась и пропускала немцев, а когда они подходили ко второй, попадала под перекрестный огонь спереди и с тыла. Немцы думали, что они окружены и удирали. Потом появлялся самолет-разведчик, но партизаны ушли уже далеко и оторвались от преследования. Так партизаны отметили 25-ю годовщину Великой октябрьской революции. Немцы понесли тяжелое поражение: на сутки было остановлено движение поездов. Немцы были в бешенстве и искали партизан, а те готовились к следующей операции. Я же ожидал новой командировки.  

Партизанам было нелегко, особенно зимой, и только хорошо спланированная операция помогала пополнить запас продуктов и боеприпасов. Днем и ночью громили немецкие гарнизоны, подрывали эшелоны, а одно только слово «партизаны» бросало оккупантов в холодный пот, потому что партизаны в плен не сдавались и сами пленных не брали. Наша 5-я Калининская партизанская бригада действовала в глубоком тылу противника, на территории России, Белоруссии и Латвии.

Рельсовая война

В июле 1943 года в партизанские отряды на Орловщине, Брянщине, в Белоруссии и у нас, на Псковщине пришел приказ начальника центрального штаба партизанского движения при штабе верховного главнокомандующего начать «рельсовую войну». Задача партизанам ставилась уничтожить гадину, пока она не вылезла из эшелона, вместе с самим эшелоном. В отряды начали забрасывать большое количество взрывчатки, бикфордова шнура, взрывных машинок, а также инструкторов по взрывному делу. Количество подрывов увеличилось в разы. Немцы подумали, что русские прорвали фронт, когда убедись, что нет, решили, что русские сбросили большой десант. Когда убедились, что это работа партизан, не знали, как этому противодействовать. У них под носом взлетали рельсы, летели под откос эшелоны.

Танковый батальон – грозная сила на поле боя, а в эшелоне он совершенно беззащитен, и может быть ликвидирован двумя – тремя партизанами.

Немецкое командование выделило большое количество войск для борьбы с партизанами, на самых опасных участках ставили охрану из эсэсовцев, но не смогли заставить «рельсовую войну» остановиться. За каждым отрядом был закреплен определенный участок. К «железке», как партизаны называли стальные магистрали, как правило, сначала выдвигалась разведка, затем группа прикрытия, затем груженые взрывчаткой подрывники. Замыкали группу резервные отряды. С наступлением темноты боевые расчеты выходили на исходные рубежи, взрывы следовали за взрывами, взрывы перемежались с перестрелкой ударных групп, уничтожавших охрану и мелкие гарнизоны.

Оккупантам пришлось возить рельсы из Латвии, чтобы заменить подорванные, и изменить график движения. Если до начала «рельсовой войны» поезда шли круглые сутки, то теперь их пускали только днем в сопровождении идущих впереди дрезин или паровозом с платформой, груженой песком.

«Концерт»

Вторая операция под названием «Концерт» началась в сентябре. Партизаны задали фашистам такой концерт, от которого те не могли опомниться. Главная цель была – вывести из строя как можно больше рельсов, и партизаны отлично с этой задачей справлялись. У немцев буквально земля горела под ногами, но были, конечно, и горькие минуты, когда приходилось хоронить товарищей. В такие моменты партизаны клялись отомстить врагу. Зато сколько радости было, когда товарищи возвращались с боевого задания невредимыми!

Во многих местах операции «Концерт» и «Рельсовая война» продолжались до полного освобождения областей и краев от оккупантов.

Мне война запомнится на всю жизнь, как запомнился первый день в партизанах и первый бой, случившийся на следующий день. Это было в деревне Кавезино, когда нас окружили эстонские лыжники. В тот раз нам удалось с небольшими потерями выйти из окружения. Этому способствовало то, что накануне эстонцы отмечали Рождество, набрались шнапса и были под градусом.

Помню я и радистку Зою. Зоя Алексеевна Копылова тоже воевала, была радисткой в нашей 5-й партизанской бригаде. Радистку и саму рацию партизаны защищали как зеницу ока.

Базировалась бригада в Себежском районе. Партизанской столице стала Лоховня – урочище, расположенное в 15 километрах от Себежа. Сплошным массивом тянется она на многие километры в сторону Латвии. Командиром нашего отряда был Владимир Иванович Марго, уроженец Великолукского района Псковской области, комиссаром – Андрей Семенович Кулеш.

Мирная жизнь

В конце января 1944 года я, возвращаясь из разведки, решил заглянуть в родную деревню, заодно навестив друга Ивана. Но тут случилось несчастье. Деревню окружили немцы, и всех, кого поймали, отправили в лагерь в село Лешно, чтобы использовать как рабсилу. Однако через неделю советские войска начали наступление, немцы стали уходить и гнали впереди себя население и скот. Потом немцы все бросили и драпанули. Мы с Иваном пошли домой. Шли пять дней, а на шестой были дома. Это было 23 февраля 1944 года. Как раз в этот день в деревне появились два лыжника в маскхалатах. Узнав, что немцев в деревне нет, один из них пустил в небо зеленую ракету, и через час в нашу деревню зашел отряд лыжников, а на другой день – полк советской армии. Партизанский отряд остался в тылу врага, а я уже не смог попасть в отряд. Сколько было радости – не описать. Хотя до Победы оставалось еще долгие 14 месяцев. На протяжении этих месяцев я был тружеником тыла.

Не вернулся с фронта отец. Его могилу мы отыскали в Йошкар-Оле, где он умер в госпитале. Еще пять родственников погибли в блокадном Ленинграде.

Сейчас мне 93 года, но я никак не могу забыть войну. Раньше рассказывал о ней детям, потом внукам, а теперь правнукам, которых у меня уже 11.

В 1947 году я в числе других моих земляков из Псковской области был мобилизован на военную службу, Но стране нужен был уголь, и 250 призывников были направлены на работу в угольную промышленность на срок четыре года. Нас направили в Челябинский угольный бассейн, и всех 250 человек привезли на станцию Роза, определив нас на шахту 29 «Капитальная». Отработав свой срок, я остался на шахте и прошел все ступени, закончив трудовой путь подземным горным мастером. Всего на шахте проработал 30 лет, 8 месяцев 24 дня. На поверхности – 19 лет 4 месяца 11 дней. Итого 50 лет 35 дней на одном производстве.

Урок
№12

Предмет: Литературное чтение на родном
(русском) языке

Учитель: Веджатова Е. А.

Класс: 4-А

Дата:____________

Тема: К. В.
Лукашевич. «Моё милое детство».

Цель: познакомить с произведениями русских писателей, в которых отражается
мир русского детства: особенности воспитания

ребёнка в семье,
его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия
ребёнком окружающего мира.

Планируемые
результаты:
учитывать выделенные ориентиры

действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем; участвовать в обсуждении
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на
текст; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём

представлены;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки для работы в парах на этапе рефлексии.

Ход
урока

I.
Организационный момент

II. Актуализация
знаний

Выразительное
чтение стихотворения И.А. Мазнина «Летний вечер»

(Индивидуальный
опрос у доски. Класс проверяет, оценивает, выбирает лучшего чтеца.)

 Беседа по
рассказу В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера»

– Какие чувства вы
испытали, читая рассказ? (Грусть, жалость.)

– О каком времени в
истории нашей страны повествуется в рассказе? (О событиях во время Великой
Отечественной войны.)

– Как жилось тогда
детям? (Трудно, голодно.)

– Как они проводили
время после уроков? (Они играли, ссорились, дрались, мирились.)

– Жаловались ли они
на трудности друг другу? Плакали? (Нет, они терпели трудности, голод, холод.)

– Почему мама
называет сына «мужичок»? (Он опора в семье, помогает матери.)

– Как относились
друг к другу члены семьи? (Они заботились друг о друге, берегли друг друга,
любили.)

– Почему это
произведение включили в подраздел с темой «Любовь всё побеждает»? (Примерный
ответ. Мама и дети вместе преодолевают трудности военного времени, им помогает
в этом любовь к своей семье.)

Индивидуальная
работа с карточками

Прочитай стихотворение.
Определи его главную мысль.

Наш дедушка

Наш дедушка не
любит тени.

Он любит солнышко,
тепло.

Дрожат у старого
колени,

Ходить бедняге
тяжело.

Он ничего почти не
видит,

Не слышит ничего –
глухой…

Его и курица
обидит.

Наш дедушка совсем
плохой!

Но без него мы жить
не можем,

Он нам как будто бы
родной.

Он выйдет – мы ему
поможем

Поставить стульчик
раскладной.

И хорошенечко
усадим,

Укроем ноги, а
потом

Седую бороду
разгладим

Или в косички
заплетём.

А если сказку дед
затеет,

Сидим до самой
темноты.

Никто и двинуться
не смеет,

Все слушают,
разинув рты.

Ну есть ли
где-нибудь на свете

Такая дружба, как у
нас?

Хотите, мы вам
сказки эти

Расскажем в
следующий раз?

Е.А. Благинина

(Примерный ответ.
Дедушка и внуки в семье – лучшие друзья.)

III. Мотивация
учебной деятельности

Беседа

(На доске 
пословицы.)

– Прочитайте
пословицы.

• Вся семья вместе,
так и душа на месте.

• Добрая семья
прибавит разума-ума.

• Дерево держится
корнями, а человек семьёй.

• В хорошей семье
хорошие дети растут.

– Объясните их
смысл.

– Прочитаем на с.
39 учебника, как называется следующий подраздел.

– Какова тема
произведений, которые мы будем читать? (Мы будем читать произведения о детстве,
об отношениях в семье.)

– Прочитайте
авторскую статью. О чём будут эти книги?

– Прочитайте
название темы наших следующих уроков. («Такое разное детство».)

– Назовите автора
повести и прочитайте небольшую справку.

(На доске опорная
таблица для определения задач урока.)

Узнаем Научимся
Применим

– Определите задачи
урока. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывками из
повести К.В. Лукашевич о детстве, о семье, научимся определять главную

мысль произведения,
применим эти знания при выражении своих мыслей, составлении текстов,
высказываний.)

IV. Работа по теме
урока

1. Чтение и работа
по содержанию произведения

(Учащиеся читают по
цепочке текст в учебнике на с. 39–43.

В ходе чтения
проводится словарная работа, первичный анализ.)

Ставни – устройство
для прикрытия окон.

Ширма – комнатная
складная переносная перегородка из рам, перетянутых тканью.

Неистово – буйно,
безудержно.

– Объясните
значение слова «ставни». (Деревянная рама, устройство для прикрытия окон от
света.)

– Рассмотрите, как
они устроены, на иллюстрации в учебнике на с. 40.

– Что такое ширма?
Рассмотрите иллюстрацию на с. 41.

(Ширма – комнатная
складная переносная перегородка из рам, перетянутая тканью.)

– Как девочек
укладывали спать? (С любовью, нежностью.)

– Прочитайте, как
был устроен в доме умывальник.

(Учащиеся читают
отрывок на с. 41.)

– Какой запах будил
девочек? (Запах кофе и булочек.)

– Прочитайте в
словаре на с. 124 учебника, что такое таган.

– Как бабушка
воспитывала своих дочерей, внучек? (Примерный ответ. Она была строга,
требовательна. Но в то же время любила их. Она воспитывала в них аккуратность,

приучала к раннему
подъёму, выполнению своих семейных обязанностей.)

– Как начинал утро
дедушка? (Он чистил клетки домашних птиц.)

– Почему семья не
садилась за стол без него? (В старину за стол первым садился глава семьи.)

– Расскажите, какие
традиции завтрака сложились в семье.

(Учащиеся читают
отрывки на с. 41, 42.)

V.
Физкультминутка

VI.
Закрепление изученного материала

1. Анализ
произведения

– Почему героиня
испытывает душевный трепет, проходя мимо домика со ставнями? (Она жила в этом
доме, была счастлива, там жили её родные люди, семья.)

– Как относилась к
внучкам бабушка? Подтвердите своё мнение цитатами из текста.

– Как укладывали
девочек спать? Прочитайте отрывок из текста. («Бабушка и тётеньки уложат нас
заботливо. И как отрадно засыпать под ласковый шёпот».)

– Как их будили?
Прочитайте в тексте. (Ответ. «Только нас жалели и давали понежиться. Но вскоре
бабушка наклоняется и начинает нас гладить по спине и приговаривать:

„Вставайте,
внучатки… Вставайте, мои потягунюшки…“»)

– Какой отпечаток
оставили в душе ребёнка ласка и любовь близких? (Девочка чувствовала любовь и
заботу близких.)

– Что об этом
думает сама писательница? Найдите подтверждение своим словам в тексте
произведения.

(Учащиеся читают
отрывок в учебнике на с. 39. Далее – анализ произведения по вопросам учебника
на с. 46.)

2. Выполнение
задания

Рассказать о
бабушке и о дедушке

 (Выполняется
самостоятельно. Затем проводится проверка в форме индивидуального опроса. Два
ученика зачитывают небольшие рассказы у доски. Класс корректирует, дополняет.

Примерные ответы: 1.
Бабушка вставала раньше всех, умывалась, молилась. Потом она готовила завтрак:
варила кофе и пекла

масляные булочки.
Затем бабушка будила своих дочерей к завтраку. Она требовала, чтобы они были
чисто одеты и причёсаны. Потом бабушка будила внучек. Звала всех к завтраку.

2. Дедушка вставал
рано. Он в халате и ночном колпаке выходил на кухню, проверял, как идут
приготовления к завтраку. Дедушка чистил клетки своих птиц. Затем он в халате,
но уже без ночного колпака выходил к столу с газетой. Прежде чем сесть

в кресло, он
выходил во двор и кормил домашних животных.)

VII. Рефлексия

Соберите из слов
пословицы. Выберите ту из них, которая раскрывает главную мысль прочитанного
отрывка.

1) Семьёй, дерево,
а, человек, держится, корнями.

2) Не ведает, у
кого, и дед, тот, бед, есть, бабушка.

Ответ. «Дерево
держится корнями, а человек семьёй»;

«У кого есть
бабушка и дед, тот не ведает бед». Главную мысль прочитанного отрывка
раскрывает первая пословица.)

VIII. Подведение
итогов урока

– Как называется
подраздел, который мы начали изучать?

– С каким словарём
мы работали на уроке?

– Какие новые слова
и выражения вы узнали?

– Что вы расскажете
дома о нашем уроке?

– Есть ли в вашей
семье определённые обязанности у каждого члена семьи?

– Как это помогает
в семейных отношениях?

Домашнее задание

Выполнить последнее
задание в учебнике на с. 47: подготовить рассказ на одну из тем.

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Рассказ «Золотая рыбка – это очень трогательная история о военном детстве. А. Приставкин вспоминает об истории, которая случилась с его сестрой в детском доме. Автор сделал упор на милосердии, на сострадании и умении прощать.

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик. Брат Люсеньки.
  • Люсенька. 6 лет. Голодная, худая, несчастная.
  • Инна. Старшая девочка. 16 лет. Справедливая и честная.

Приставкин «Золотая рыбка» в сокращении

А. Приставкин «Золотая рыбка» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик вспоминает, что в детдоме, в котором в период войны жила его сестра, был аквариум с 10 красивыми рыбками. Его доставили туда из столицы. Он стоял в спальне девчонок. Девочкам нравилось ухаживать за рыбками и любоваться ими.

Однажды они заметили, что золотые рыбки стали пропадать: сначала – одна, затем – вторая. Их обглоданные головы валялись в углу комнаты.

Девочки решили выследить и поймать вора ночью. Им оказалась шестилетняя Люсенька. Ослеплённая включённым светом, она сильно прижимала к животику мокрую рыбёшку. Капельки воды стекали по её худенькому тельцу с голубоватой кожей.

Инна, самая старшая из девчонок, побежала к ночной нянечке и выпросила у неё ломтик хлеба, чтобы покормить страдающую от голода малышку.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Художественный вымысел и реальность

А. Приставкин — рассказ «Золотая рыбка». Сюжет рассказа несложен. Рассказчик говорит о своем военном детстве, о маленькой сестренке, отправленной в детский дом.

Голод Люсеньки был так силен, что она тайком ела рыбок, доставая их ночью из аквариума. Поняв это, старшие девочки затем позаботились о Люсеньке.

Интересно, что в реальности со­бытия развивались по-другому. А. Приставкин вспоминал, что за этих рыбок девочки избили Люсеньку до полусмерти.

В рассказе же мы видим совершенно иной финал. Тем самым писатель призывает читателей к добру и милосердию, препо­дает нам урок человечности.

Сжатый пересказ «Золотая рыбка»

«Золотая рыбка» А. Приставкин краткое содержание:

Во время войны девочка Люся попадала в приют, где оказалась самой юной воспитанницей.

В помещении спальни стоял аквариум с изумительными рыбками. Ребята любили в свободное время наблюдать за обитателями аквариума.

Однажды девочки заметили, что рыбок в аквариуме с каждым днем становится все меньше, а в углу комнаты лежат остатки рыб. Ночью, решив поймать воришку, девочки обнаружили у аквариума Люсю.

Подростки поняли, что страдающая от голода малышка тайно кушала рыбок. Одна из девочек тут же побежала к няне за кусочком хлеба для маленькой подруги.

Автор призывает читателей оставаться неравнодушными, несмотря на все тяготы жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «Золотой рыбки» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Вывод

Данный рассказ учит человечности, показывая жестоких людей, которые не понимали тяжелой жизни героини. Приставкин показывает отрицательное отношение к войне, ведь именно военные события заставили пойти на такой шаг, девочка попросту долго голодала.

Краткое содержание Приставкин Золотая рыбка для читательского дневника

Во время войны девочка Люся попадала в приют, где оказалась самой юной воспитанницей.

В помещении спальни стоял аквариум с изумительными рыбками. Ребята любили в свободное время наблюдать за обитателями аквариума.

Однажды девочки заметили, что рыбок в аквариуме с каждым днем становится все меньше, а в углу комнаты лежат остатки рыб. Ночью, решив поймать воришку, девочки обнаружили у аквариума Люсю.

Подростки поняли, что страдающая от голода малышка тайно кушала рыбок. Одна из девочек тут же побежала к няне за кусочком хлеба для маленькой подруги.

Автор призывает читателей оставаться неравнодушными, несмотря на все тяготы жизни.

Читать краткое содержание Приставкин — Золотая рыбка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Приставкин — Золотая рыбка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главную героиню романа зовут Консуэло. Она не обладает красотой и достатком, совсем не знает своего отца. Она – дочь цыганки с прекрасным голосом. Видя талант и исключительное трудолюбие девушки

Мальчик Дениска услышал фразу «Тайное становится явным» и поинтересовался у мамы ее значением. Мама объяснила, что рано или поздно любой обман будет раскрыт и обманщик понесет наказание.

Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него

Петя и Валя любят придумывать различные игры, они считают себя большими затейниками. Однажды они прочитали сказку про трёх поросят, и стали играть

Мы узнаем историю одного дня троих маленьких ребят. Её нам рассказывает один из мальчиков, который гуляет со своими друзьями — Мишкой и Алёнкой. Втроём они наблюдают за грузовиком с ёлкой. Им сразу становится интересно такое событие. 1 класс

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Рассказ «Золотая рыбка – это очень трогательная история о военном детстве. А. Приставкин вспоминает об истории, которая случилась с его сестрой в детском доме. Автор сделал упор на милосердии, на сострадании и умении прощать.

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик. Брат Люсеньки.
  • Люсенька. 6 лет. Голодная, худая, несчастная.
  • Инна. Старшая девочка. 16 лет. Справедливая и честная.

Приставкин «Золотая рыбка» в сокращении

А. Приставкин «Золотая рыбка» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик вспоминает, что в детдоме, в котором в период войны жила его сестра, был аквариум с 10 красивыми рыбками. Его доставили туда из столицы. Он стоял в спальне девчонок. Девочкам нравилось ухаживать за рыбками и любоваться ими.

Однажды они заметили, что золотые рыбки стали пропадать: сначала – одна, затем – вторая. Их обглоданные головы валялись в углу комнаты.

Девочки решили выследить и поймать вора ночью. Им оказалась шестилетняя Люсенька. Ослеплённая включённым светом, она сильно прижимала к животику мокрую рыбёшку. Капельки воды стекали по её худенькому тельцу с голубоватой кожей.

Инна, самая старшая из девчонок, побежала к ночной нянечке и выпросила у неё ломтик хлеба, чтобы покормить страдающую от голода малышку.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Художественный вымысел и реальность

А. Приставкин — рассказ «Золотая рыбка». Сюжет рассказа несложен. Рассказчик говорит о своем военном детстве, о маленькой сестренке, отправленной в детский дом.

Голод Люсеньки был так силен, что она тайком ела рыбок, доставая их ночью из аквариума. Поняв это, старшие девочки затем позаботились о Люсеньке.

Интересно, что в реальности со­бытия развивались по-другому. А. Приставкин вспоминал, что за этих рыбок девочки избили Люсеньку до полусмерти.

В рассказе же мы видим совершенно иной финал. Тем самым писатель призывает читателей к добру и милосердию, препо­дает нам урок человечности.

Сжатый пересказ «Золотая рыбка»

«Золотая рыбка» А. Приставкин краткое содержание:

Во время войны девочка Люся попадала в приют, где оказалась самой юной воспитанницей.

В помещении спальни стоял аквариум с изумительными рыбками. Ребята любили в свободное время наблюдать за обитателями аквариума.

Однажды девочки заметили, что рыбок в аквариуме с каждым днем становится все меньше, а в углу комнаты лежат остатки рыб. Ночью, решив поймать воришку, девочки обнаружили у аквариума Люсю.

Подростки поняли, что страдающая от голода малышка тайно кушала рыбок. Одна из девочек тут же побежала к няне за кусочком хлеба для маленькой подруги.

Автор призывает читателей оставаться неравнодушными, несмотря на все тяготы жизни.

Читайте также: В. Сорокин «Голубое сало» Краткое Содержание Романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Золотой рыбки» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Вывод

Данный рассказ учит человечности, показывая жестоких людей, которые не понимали тяжелой жизни героини. Приставкин показывает отрицательное отношение к войне, ведь именно военные события заставили пойти на такой шаг, девочка попросту долго голодала.

Люди, я любил вас, будьте бдительны! Слова, которыми заканчивается

книга «Репортаж с петлей на шее» героя чешского Сопротивления, писате-

ля Юлиуса Фучика (1903 — 1943) вновь актуальны сегодня.

МЫ БЫЛИ, БЫЛИ!

Нет, мы не просто были, мы еще есть! Мы – дети Победителей в кровопролитнейшей из войн, когда-либо происходивших на Земле. Мы подытоживаем события того периода времени, когда стали живыми свидетелями величайшего подвига народа, победившего фашизм, не давшего ему пустить по миру корни зла и человеконенавистнической морали.

Минувшая война сделала нас такими, какими мы были потом всю жизнь. Для двух поколений она определила уровень и образ жизни как причину нищеты, неустроенности и сиротства. Мы, состарившиеся ещё в детстве, не успели стать удачливыми, не хватило времени, Детство было заменено непосильным взрослым трудом рядом с теми, кто приближал Победу у станков, на полях, в боях.

Кто помнит о нас, детях войны? Я не слышала, чтобы когда-нибудь за прошедшие 75 лет сказали, сколько нас выжило, сколько погибло в годы войны. Мы и сейчас забыты государством. Мы рядом с вами, но уже облысевшие, гнилозубые, больные, спившейся, не найдя своего идеала, обойденные вниманием общества. Инфаркты и инсульты косят нас. Патриотизм и самопожертвование живёт в наших сердцах как ни у кого из людей последующих поколений.

Эту войну мы, дети войны, будем помнить всегда. Все годы твердилось – фашизм уничтожен, фашизм не пройдет. И не заметили, как в сердце Европы он пустил свои корни и сразу принёс жестокость, безжалостную расправу над людьми.

Мы склоняем головы и скорбим о невинных, заживо сожжённых людях в Одессе, об убитых и растерзанных мирных жителях, искалеченных детях Донецкой и Луганской народных республик, лишний раз убеждаясь, что это – лицо фашизма. Будьте бдительны, люди!

ДОВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Я родилась в деревне на Смоленщине 5 марта 1936 года. В семье нас было четверо детей – две девочки и два мальчика. Старшие братья – Миша и Витя, старшая сестра Нина. Я оказалась последней, так как ещё одна сестрёнка, Вера, она была младше меня, умерла до войны.

Мой папа – Григорий Степанович, 1901 года рождения, закалённый коммунист, до войны прошёл жесткие времена коллективизации, организовывал колхозы. Преданный Сталину и партии, выполнял все директивы, спускаемые сверху. Сказано, чтобы у коммунистов в хатах ни одной иконы не было, и папа разбил и выбросил из избы все иконы своей матери – нашей религиозной бабушки Васты, уже будучи женатым на моей маме. Мамин отец Купрей выдал замуж свою дочь, мою маму, за видного, красивого деревенского парня. Григорий не пил, не курил, был спокоен и уверен в себе. Мама сопротивлялась, кричала: «Я не люблю Гришку, не пойду за него замуж!». Но батюшка был неумолим. Стукнув огромным кулаком по столу, закричал на дочь: «Не смей ослушиваться родителей!». Вскоре их обвенчали.

Дедушка Купрей и бабушка Фёкла жили на хуторе возле Плещеевской церкви, которую впоследствии взорвали немцы. Бабушка была очень набожной, а мама с детства пела в церковном хоре. У неё был чистый, звонкий голос. Она всю жизнь пела церковные песнопения, и мне нравилось всё. Отец не пускал маму к родителям на хутор. А она не испытывала к нему особой любви и привязанности и все чаще оставалась ночевать у своих родителей. Отец имел большую власть в деревне. Сразу после создания колхоза его назначили председателем. Это были 1930 1933 годы. Коллективизация шла болезненно. Мама рассказывала, что в те годы, когда односельчан сгоняли в колхозы, был сильный голод. Измождённые люди с вилами в руках подходили к нашей хате и требовали от отца зерна и хлеба.

Чтобы мама не общалась со своими родителями, отец решился внести их в список переселяемых в Сибирь людей. Кто-то сообщил деду Купрею , что Григорий внёс его с женой Фёклой в список переселенцев. Дедушка с бабушкой быстро собрали пожитки и уехали в Ленинград к старшей дочери Полине. Во время блокады города, они умерли от голода.

Позже папу из председателей колхоза перевели в трактористы. Он занимался нашим воспитанием больше, чем мама. Мои старшие братья всю жизнь говорили об отце как о порядочном, умном, добром человеке.

ДЕРЕВЕНСКИЙ БЫТ

Мама возвращалась с работы раньше папы. К этому времени пастух пригонял с лугов большое стадо коров и овец. Издалека слышалось громкое мычание недоенных коров, шедших к своим дворам. Их ревностно охраняли грозные быки, которых мы боялись.

Помню внутреннее убранство нашей избы: большая печка из красного кирпича служила постелью бабушке Васте. Сама изба была бревенчатой, сложенной без единого гвоздя. Щели между брёвен забивали сухим мхом, для сохранения тепла. На стенах висели расшитые полотенца – рушники. Дощатые полы не красили. Они были светлые, во время уборки их выскабливали до блеска. Доски для пола изготавливали вручную, распиловка шла вдоль брёвен, причём один человек стоял высоко вверху и пилил, второй – внизу. Полы застилали домоткаными дорожками. Во многих избах стояли деревянные ткацкие станки. Окна были небольшими, с красивыми занавесками. На зиму ставили вторые рамы, между ними закладывали рябину или калину, и мы любовались этой красотой. Зимний, морозный рисунок на стеклах был другой, чем сейчас. На стеклах мороз рисовал ветки деревьев, даже леса и животных. Это был наш, деревенский Мороз. От печки шло тепло. В холодные дни печку топили жарко, чтобы она за ночь не успевала остынуть.

Зимой взрослые носили валенки, изготовленные своими сельскими мастерами. А если на улице было сыро, то на валенки надевали резиновые калоши. Задняя часть подошвы валенок подшивалась кожей. Детские валеночки были мягкими.

Никаких пальто не было. Одевались в шубы из овечьих шкур, которые выделывали в домашних условиях. Шубы получались лёгкими и тёплыми. На головах у женщин красовались большие коричневые шерстяные платки. К весне бабы переодевались в рабочие телогрейки или, на праздники, в плюшевые приталенные куртки на ватине.

Мама с бабушкой вставали утром, чуть свет, чтобы успеть всех накормить. Они хлопотали у растопленной печки, готовили пищу. Еда состояла обязательно из щей с кислой капустой или из супа с картошкой. Иногда на второе приготавливали пшеничную или же гороховую кашу. Её ели с молоком.

Был свой творог, сметана, масло. Масло сбивали в маслобойках вручную. Капусту заготовляли осенью, бочками, выставляли её в сенях. Хлеб выпекали в печках. Тесто замешивали в дежке, деревянном широком бочонке, не закладывая в него никаких дрожжей. Тесто закисало, хлеб получался необычайно вкусным.

Посудой служили глиняные чашки разных размеров. Деревянные, разрисованные причудливыми узорами ложки изготавливали сами или покупали. О существовании тарелок не знали не только дети, но и взрослые. Пища готовилась в чугунках, была вкусной, свежей.

Если кто простывал, его загоняли на печку, она хорошо прогревала кости. Заболевшего поили горячим молоком с какими-то добавками.

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ

С утра мама надевала телогрейку, выходила в хлев, где стояли овцы и корова, чтобы дать им сена и воды. А. когда приходило время отёла коровы, то дежурила ночью. Народившегося телёнка тащили в кутушок – пространство между печкой и стеной. Телёнка вскармливали тёплым коровьим молоком. Когда рождались ягнятки, их тоже помещали в избе, а потом уже подсылали к овцам-матушкам. По краям нашей хаты стояли скамейки, в левом углу – большой стол, за которым ужинали всей семьей. Со стороны печки – железные кровати с матрацами, набитыми соломой.

Так шла в те годы сельская жизнь. Вокруг – домашние животные, их говор, требования к хозяйке. Мы все были втянуты в повседневную жизнь родителей. За общим столом, за едой, говорили о делах, о животных. Хватит ли нам сена, сколько собрано зерна и картошки.

Шла довоенная жизнь, с её горестями и радостями, с праздниками и шалостями, в заботах о хлебе насущном.

ПОГОРЕЛЬЦЫ

В марте 1942 года немцы сожгли не только нашу деревню Терехово на Смоленщине, но и на много километров вокруг не осталось ни одного населенного пункта, ни одного дома, только кирпичные чёрные печи с высокими трубами. Картофель, который был под полом дома, сгорел. Внизу можно было найти испечённый, который можно было есть.

Вечерами у каждой уцелевшей печки горели костры, возле которых грелись вернувшиеся из леса люди. Помню, как бабушка Васта положила меня на живот, сама легла на матрац, накрылась одеялом. Она согревала меня своим телом. Я плохо помню, в то время мне исполнилось 6 лет, сколько прошло времени и как мы продолжали жить всей семьёй на улице, чем питались. Только помню, что было очень холодно, а потом помню, что было уже тепло. Взрослые говорили, что немцы далеко не ушли, а остановились за Днепром. Это не более десяти километров от нас. Там дома не жгли, но там не было и партизан. Ушёл с немцами и староста Мирон с двумя сыновьями-полицаями. Мы знали, что ещё один его сын в Красной Армии воюет против фашистов.

ТАНКИСТ

В один из вечеров, когда мы грелись у костров, тишину нарушил громкий звук движущегося танка. Это был наш советский танк. Мощно и быстро по дороге мимо нашего пепелища боевая машина проследовала к другому, где сидела пожилая женщина с двумя почти взрослыми дочками, и остановилась там. Мы все бросились к танку, из которого в шлеме, с орденами на груди и со звездочками на погонах, с открывшегося люка башни спрыгнул на землю красивый парень. Это был сын сидевшей на пепелище жены старосты Мирона – Мирониха. Танкист обнимал мать, сестрёнок, спрашивал, где отец, братья. Мать рыдала в объятиях сына, а сбежавшиеся к их костру односельчане сообщили танкисту-герою, кто его отец и братья, ушедшие с немцами.

Костер хорошо освещал молодого офицера, его форму и лицо, полное недоумения и разочарования. Он снова обнял плачущую мать, затем быстро забрался в танк, который быстро исчез в темноте. Позже, когда части Красной Армии с боями брали Смоленск, Миронихе пришла похоронка на сына-танкиста. Позже рассказывали, что бывший староста Мирон был взят красноармейцами в плен и умер в лагере для военнопленных.

НАШИ

До прихода Красной Армии мы жили в землянке. Размером она была три метра на четыре, высотой метра два. В ней умещалось две кровати. Сверху накат из бревен, засыпанный землёй, сбоку земляные стены, внутри землянки – печь, труба которой выходила на поверхность. На печи можно было даже погреться. Конечно, она была меньше, чем в избе и, наверное, сложена из кирпича, уцелевшего после сожжённого дома.

В один из теплых солнечных дней со стороны леса послышался гул и в деревню вошли наши советские солдаты. Мощные машины тащили большие пушки, которые солдаты, руководимые командирами, устанавливали на пригорке стволами в сторону Днепра и открывали стрельбу. Мы, дети, вылезли из землянок и бросились к артиллеристам. Солдаты гнали нас в укрытие, так как в нашу сторону из-за Днепра летели вражеские снаряды. Идет бой, а моя мама вытащила из землянки корыто и стирает бельё. У зеленой нарядной березы снарядом срубило крону, солдаты бегут с ружьями и кричат:

– Женщина, немедленно уходите, убьёт!

Мама смеясь, отвечала:

– Немецкая пуля меня не взяла, а своя тем более не убьёт!

ВЕСНА 1942 ГОДА

Вслед за боевыми частями Красной Армии двигались тылы и медсанбаты. На проходящих танках и автомашинах были начертаны лозунги «За Родину!», «За Сталина!». На грузовиках с гармошками и песнями ехали наши солдаты. Мы вылезали из маленьких землянок, как кроты из нор, и бросались навстречу нашим освободителям. У многих на гимнастерках блестели медали. Небольшой отдых в селе, и они снова отправлялись в путь – на запад.

А девчата, соскучившись по ласковым взглядам парней, второпях надевали на себя лучшие наряды, которые удалось сохранить после пожарищ, бежали к бойцам и командирам, обнимали их, желали скорейшего возвращения домой. Более бойкие обменивались адресами, дарили на память вышитые платочки.

Однажды к нам в землянку пришла очень красивая девушка в армейской шинели. Пришла уставшая, измученная, какая-то невесёлая. Это была мамина племянница, участвовавшая в боях под Москвой. Она накормила нас чем-то вкусным и ушла в свою часть.

Почтальоны приносили девчатам солдатские письма: треугольные конверты со штампом полевой почты. Сколько радости от этой весточки! Жив, воюет, любит! Теперь мы наизусть знали девиз наших освободителей: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». И это весна 1942 года. Ещё три года до конца войны, а уже была такая уверенность в победе.

ГОЛОД

Величайшим наказанием человечества является голод. Так как никакой пищи у нас уже не было, то мы питались крапивой и лебедой. Иногда появлялся какой-то жмых, видимо, отходы от переработки льна. Это был праздник, хотя жмых невозможно было есть, но голод не тётка. Весной на колхозных полях собирали мёрзлый картофель – лакомство.

Местная власть решила отправить детей и бабушек в другую деревню, за 25 километров от нас, где фашисты не успели сжечь дома. Ведь вся наша сожжённая деревня жила в землянках.

ПОМНЮ

Перед уборкой урожая на полях нас на телегах привезли в село. Моя бабушка осталась работать в колхозе, и я, в отличие от других сверстников, была одна.

Меня поместили на постой к пожилой женщине, которая сказала, что будет меня кормить, если я буду таскать снопы, убирать урожай. Для меня, маленькой, снопы оказались очень тяжелыми. Босые ножки все были в крови, исколоты соломой, оставшейся торчать на поле после снятия колоса.

Со мной жила глухонемая 13-летняя девочка. Она таскала снопы в указанное место, а вечером хозяйка давала ей кусок хлеба и суп. Мы спали в пристройке дома, в сенях, внутрь дома не заходили. Девочка, когда меня лишали ужина, оставляла мне кусочек хлеба от своей небольшой порции и, мыча, торкала мне в руки, когда мы ложились спать. Нежно гладила мои волосы на голове и плакала, прижимая к груди. Осматривала мои исколотые ноги, вытаскивала занозы. На её лице столько было горя и печали за мою жизнь…

Я бегала на сельское кладбище. Когда похоронят умершего человека, но на могиле оставляют немножко что-то из пищи – яйцо, хлеб, огурец, картошку. Меня никто не навещал, я уже думала, что мои родные забыли о моём существовании, но однажды услышала:

– Тома!

Возле запряженной в телегу лошади стояла сестра Нина, приехавшая за мной. Она вытащила варёную картошку из холщового мешочка и дала мне поесть. Я никогда не ощущала такого вкуса картофеля, как в тот момент! Я была голодна, истощена, больна.

Сестра Нина завернула меня в какое-то старое одеяло, положила на дно телеги и прикрыла сеном. Нам нужно было проехать несколько военных постов, прежде чем добраться до дома. Проверяя, солдаты спрашивали: «Куда путь держите?», шевелили сено, чтобы проверить, не везёт ли она чего лишнего. Мое высохшее тельце, прижатое ко дну телеги, отыскать было невозможно.

Тамара СПИЦЫНА

«Ветеран янтарных рубежей», № 5-7 (32-34) 2020г.  и № 1 (35) 2021г.

Газета ветеранов органов безопасности по Калининградской области

  • Рассказ о водном транспорте для дошкольников
  • Рассказ о воде 2 класс для ребенка краткое
  • Рассказ о воде 2 класс окружающий мир своими словами кратко
  • Рассказ о воде картинки
  • Рассказ о влиянии человека на животных 7 класс